Как открыть курсы по обучению без лицензии. Выгодный бизнес: как открыть учебный центр

И вот, наконец, наступил тот долгожданный момент, когда вы решили открыть свой учебный центр. Ну что ж, я думаю решение верное, однако хочу вас сразу немного предупредить. Почитайте, какие ошибки возникают в самом начале пути у тех, кто открывает свой учебный центр.

Во-первых, не учитывается с самого начала, сколько учебных центров уже есть на данном рынке и в данной нише.

Как обычно происходит. Человек приходит в какой-либо учебный центр, смотрит, сколько там находится слушателей, умножает количество людей на среднюю цену обучения и думает «Ни фига, сколько денег можно заработать!».

После этого он открывает свой учебный центр и благополучно закрывается через 3-6 месяцев. Почему?

Потому что конкурентов в данной нише оказалось больше, а людей на обучение приходит гораздо меньше, чем он думал. В принципе это нормально с человеческой или эмоциональной точки зрения. Но совсем не правильно с точки зрения бизнеса.

Во-вторых, не учитываются крупные компании, которые открывают учебные центры как некие курсовые комбинаты. Там наполняемость групп идет практически за счет работников, которые приходят в данную компанию работать.

Соответственно обучение людей может происходить по льготной цене или вычитаться из заработной платы. А людям со стороны может даваться совершенно другой ценник.

В результате, конкуренты думают, что цена на рынке именно такая, начинают набирать по этой цене и понимают, что людей они набрать не могут.

В-третьих, человек точно не знает, а нужны ли данные образовательные услуги на самом деле. То есть он думает, что они нужны, а на самом деле - нет. Таким образом, открывается учебный центр, получается, если это необходимо, лицензия, и вдруг оказывается, что то, что предлагается совсем никому не нужно.

Теперь коснусь расположения учебного центра, аренды, стоимости квадратного метра и лицензионных требований.

Безусловно, чем ближе к центру города находится учебный центр, тем проще с проездом учащихся и соответственно немного полегче с набором.

Однако чем ближе к центру, тем выше стоимость арендной платы. И если у вас лицензируемый вид деятельности, то необходимо учитывать, что предельный контингент, который вы можете отучить, напрямую зависит от квадратных метров, коих полагается от 2 до 3 кв. м. на одного обучаемого в зависимости от типа образовательного учреждения.

Поэтому четвертой ошибкой при открытии учебного центра может явиться неправильный выбор расположения учебного центра. Потому, что попытки быть ближе к центру могут привести к удорожанию расходной части вашего обучения.

Пятой ошибкой является неправильный выбор системы налогообложения. При традиционной системе налогообложения увеличивается количество налогов, но возникает возможность открытия филиалов. При упрощенной системе плюс в том, что бухгалтерии становится проще - меньше сдавать отчетов, вам становится легче - меньше платить налогов, но с открытием филиалов и представительств у вас возникнут проблемы.

Шестой ошибкой может явится попытка сделать учредительные документы полностью своими руками. Это в принципе не является ошибкой, если времени у вас предостаточно и вы в этом относительно компетентны. Но если вы хотите сократить время и сконцентрироваться уже на своих будущих клиентах, то занятие подобного рода деятельностью затянет вас в «болото», хотя какую-то часть денег вы при этом сэкономите.

Далее, выбор организационно-правовой формы. ООО - это коммерческое предприятие, созданное для извлечения прибыли. Плюс здесь в том, что в конце квартале можно платить 9% учредительских и на законном основании забирать деньги себе. Помимо этого в ООО разрешается проведение лекционных и семинарских занятий без получения лицензий.

Но если вы планируете открывать учебный центр, в котором лицензируемый вид деятельности: курсы подготовки и повышения квалификации охранников, подготовки водителей и др., то местный Департамент образования не выдаст вам лицензию, пока зарегистрированная вами организация не будет являться некоммерческой.

Поэтому ошибка в выборе организационно-правовой формы может привести к проблемам со стороны лицензирующих органов.

Следующей ошибкой неправильный выбор типа образовательного учреждения. Оно может быть дополнительного образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и т.д.

Если вы не пропишите данные характеристики в Уставе, а в некоторых случаях и в названии, у вас также могут возникнуть проблемы с получением лицензии на тот или иной вид деятельности, согласованием программ обучения, я уже не говорю об аккредитации образовательного учреждения.

Далее очень серьезной ошибкой являются попытки все делать только самому. Безусловно, многое придется делать вам самим, особенно на начальном этапе. Но если вы это делать будете постоянно, у вас возникнут серьезные проблемы и с финансами и с вашим временем и с вашим здоровьем.

И последнее, о чем бы я хотел предостеречь. Сразу на берегу выбирайте компаньонов, с кем вы впоследствии будет делить кусок хлеба. Дело в том, что когда организация поднимается, проблем как правило, никаких нет, особенно когда и деньги небольшие. Но как только у вас пойдут деньги, вот тут то самое интересное и начнется. Поэтому, если вы все-таки сможете, то открывайте учебный центр сразу только на себя.

Вот небольшой перечень ошибок, знание о которых вас убережет от более серьезных проблем впоследствии.

* В расчетах используются средние данные по России

Часть первая: юридические тонкости

В настоящее время психология как наука и как специализация получила невероятно широкое распространение. Количество практических психологов на сегодняшний день немногим уступает числу менеджеров, экономистов и юристов. При этом, к сожалению, качество современного специального образования постепенно снижается, как отмечают эксперты.

Устроиться на работу новоиспеченному психологу, который только окончил вуз, весьма непросто: в большинстве компаний таких вакансий нет, а на имеющиеся (и далеко не всегда профильные) вакансии, как правило, высокий конкурс. Поэтому большая часть выпускников, которые хотят работать по специальности, задумываются над ведением частной практики. Впрочем, даже их более опытные коллеги, проработавшие несколько лет на «психологическом поприще», рано или поздно приходят к мысли об открытии собственного частного кабинета. При наличии достаточных средств и уверенности в своих силах (а также, в идеале, надежных коллег, которые могут стать партнерами по бизнесу) специалист с психологическим образованием может попробовать открыть целый психологический центр, где будут проводиться индивидуальные консультации, групповые занятия, тренинги и семинары. Наконец, самый «высший пилотаж» в психологической практике – это центр дополнительного образования в области психологии. Чем же отличается центр дополнительного образования от других видов подобного бизнеса, и какие организационные вопросы придется решать его учредителям?

Вид будущего центра: дополнительное или дополнительное профессиональное образование?

Для начала попробуем разобраться в терминах и в специфике подобных заведений. Существует несколько подвидов дополнительного образования. В частности, сюда относится дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование детей и взрослых «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» (гл. Х, ст. 75, п. 1 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), и осуществляется в рамках дополнительных общеобразовательных программ, которые делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Проходить обучение по различным дополнительным общеобразовательным программам могут все желающие, но формально оно не сопровождается повышением уровня образования с выдачей соответствующего документа. Требования к уровню уже имеющегося у слушателей образования в этом случае не предъявляется (хотя в законе есть оговорка: «если только иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы» - гл. Х, ст. 75, п. 3 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

А вот дополнительное профессиональное образование адресовано тем людям, у которых уже есть базовое среднее или высшее профессиональное образование и/или которые находятся в процессе получения такового, и «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» (гл. Х, ст. 76, п. 1-2 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Дополнительные профессиональные программы разрабатываются с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. Программы профессиональной переподготовки базируются на установленных квалификационных требованиях, профессиональных стандартах и требованиях соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (гл. Х, ст. 76, п. 9-10 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Система дополнительного профессионального образования включает в себя следующие виды обучения: дополнительное к высшему образование с выдачей диплома «О дополнительном (к высшему) образовании», профессиональная переподготовка с выдачей государственного диплома «О профессиональной переподготовке», повышение квалификации с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации по программам от 72 до 100 академических часов и свидетельства о повышении квалификации по программам от 100 до 500 академических часов, стажировки с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, курсы, тренинги, семинары и мастер-классы с выдачей сертификата.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно было бы сделать вывод о том, что дополнительное образование в нашем случае относится к профессиональному. Однако если вы не собираетесь открывать «настоящее» учебное заведение, которое будет заниматься полноценной профессиональной переподготовкой и обучением специалистов (на это потребуются очень большие инвестиции, да и для реализации поставленных задач в такой форме нет никакой необходимости), то оптимальным вариантом окажется первый – центр дополнительного образования , имеющий свою специализацию . Подавляющее большинство подобных учебных центров в качестве предмета своей деятельности указывает «реализацию дополнительных образовательных программ (общеразвивающих)». Казалось бы, парадокс: ориентированы они на людей, имеющих специальное среднее или высшее образование, но при этом не имеют прописанной в названии «профессиональной направленности». Более того, так как такие учебные организации не имеют государственной аккредитации по преподаваемым у них направлениям, то они не вправе выдавать документы государственного образца – удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Аккредитация – это процесс, в результате которого официально подтверждается соответствие качества предоставляемых услуг особу установленному стандарту. Государственные стандарты в сфере образования устанавливает Министерство образования.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Впрочем, без «бумажки» слушатели центров дополнительного образования, конечно, тоже не останутся. По закону, если образовательное учреждение не имеет государственной аккредитации по реализуемым им образовательным программам, то в соответствии с лицензией оно выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации установленного образца. Форма таких документов определяется самим образовательным учреждением. Как правило, это удостоверения, свидетельства и сертификаты. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Регистрация образовательного учреждения

Какой бы вариант дополнительного образования вы ни выбрали, деятельность, которой вы собираетесь заниматься, все равно будет иметь отношение к обучению.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», образовательную деятельность вправе осуществлять:

    образовательные организации, к которым относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы;

  • юридические лица, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • индивидуальные предприниматели, причем как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

Здесь нужно упомянуть, что ранний вариант закона, действовавший до 1 сентября 2013 года, исключал коммерческие организации из образовательного процесса, то есть ООО, ЗАО, ОАО и подобные им юридические лица, целью создания которых было получение прибыли, были не вправе вести образовательную деятельность.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации», не могут быть допущены к педагогической деятельности и не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве ИП физические лица, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ, а именно:

    не имеющие образовательного ценза, который определяется в порядке, установленном Законом;

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Регистрация частного образовательного учреждения

Для небольшого центра оптимальной организационно-правовой формой осуществления своей деятельности может стать ИП. Центрам же, которые будут предлагать большое количество различных программ и привлекать дополнительных специалистов для работы, рекомендуется регистрировать в качестве частного образовательного учреждения (ЧОУ), которые ранее именовали негосударственными образовательными учреждениями (НОУ).

Заметим, что ЧОУ может создаваться только как некоммерческая организация, т. е. вся его деятельность служит для удовлетворения уставных целей, а не для извлечения прибыли, как, например, деятельность ООО или ОАО. Прибыль ЧОУ может быть направлена на текущую деятельность (например, выплата заработных плат и т. п.) и на цели, предусмотренные уставом ЧОУ. Частное учреждение создается собственником для осуществления образовательных (в нашем случае) целей. Собственником такого учреждения вправе выступать физическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация), Российская Федерация (государство), субъект Российской Федерации (область, край, республика), муниципальное образование (управа, префектура, администрация).

Готовые идеи для вашего бизнеса

Частное учреждение может быть учреждено частными лицами и организациями. Большинство образовательных организаций созданы в произвольно именуемых формах частного учреждения, а именно: негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, некоммерческое образовательное учреждение дополнительного образования (наиболее подходящий вариант для интересующей нас формы), частное образовательное учреждение среднего профессионального образования и прочие вариации наименований.

Регистрацией частных учреждений занимается Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральная налоговая служба в пределах своей компетенции. Министерство юстиции осуществляет экспертизу учредительных документов частного учреждения, принимает решение об отказе в регистрации или решение о регистрации частного учреждения. Налоговый орган осуществляет внесение информации о создании частного учреждения в ЕГРЮЛ. Срочная регистрация частного учреждения может быть произведена в сокращенные сроки при наличии на это существенных обстоятельств. Предусмотренный законом срок для открытия и государственной регистрации частного учреждения составляет полтора месяца, если, конечно, все представленные документы в порядке.

Учредитель частного учреждения является собственником имущества этого учреждения. Впрочем, далеко не всегда собственник имущества частного учреждения является его учредителем. Место нахождения частного учреждения определяется его местом государственной регистрации. Юридический адрес для частного учреждения – это место нахождения исполнительного органа управления некоммерческой организацией. Фактический адрес частного учреждения не должен отличаться от юридического адреса. По адресу места нахождения частного учреждения должен находиться руководитель (директор) этого учреждения, а также по указанному адресу должны храниться все учредительные документы НКО. К счастью, при создании частного учреждения возможна регистрация на домашний адрес учредителя или руководителя НКО.

Повторим еще одну очень важную для предпринимателей особенность ЧОУ: такое учреждение не является коммерческим . Хотя частные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью (предпринимательской деятельностью), но только в случае если это предусмотрено учредительными документами частного учреждения, поэтому так важно грамотно составить устав вашей организации. Частное учреждение, согласно действующему законодательству, не может иметь уставный или паевой фонд, а также уставный или складочный капитал. Изменение состава учредителей в частном учреждении в настоящее время не регистрируется.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Срок регистрации ЧОУ составляет до одного месяца, а стоимость регистрации с помощью посреднической фирмы – от 12 тыс. рублей плюс 4 тыс. рублей пошлина. После первичной регистрации частного учреждения регистрирующий орган выдает свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о регистрации некоммерческой организации, содержащие сведения о присвоении ОГРН и учетного номера НКО. Постановка частного учреждения на налоговый учет с присвоением ИНН производится в режиме одного окна.

Для такой деятельности подходит код ОКВЭД 80.42 Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки. Эта группировка включает: образование для взрослых, которые не обучаются в системе регулярного общего образования или высшего профессионального образования. Обучение может проводиться на дневных или на вечерних занятиях в школах или в специальных заведениях для взрослых. В программы обучения могут включаться как общеобразовательные, так и специальные предметы, например компьютерное образование для взрослых; дополнительное образование в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, осуществляемое в образовательных учреждениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности; все виды обучения по радио, телевидению, компьютерным сетям и т. п.

Частное учреждение также нужно поставить на учет в Пенсионном фонде России (ПФР), в Фонде социального страхования (ФСС), Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС), а также органах статистики. У такого учреждения должна быть печать, соответствующая нормам российского законодательства с учетом требований к использованию наименования учреждения, его символики и других средств визуальной идентификации НКО (эмблема, герб, флаг, гимн и др.).

Устав образовательной организации

Основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ». К ним относится указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций, вовсе не ограничиваются. Существуют также дополнительные нормы, которые можно разделить на три группы:

  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;
  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
  • нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования: закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27); порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30); установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52); определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101); порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией.

Нюансов в вопросах учреждения частного образовательного учреждения и ведения его деятельности очень много, поэтому будьте готовы к дополнительным расходам на юриста и бухгалтера. Причем последнего придется брать в штат.

Лицензирование образовательной деятельности

И есть еще один важный нюанс, который нужно учитывать при регистрации учебного центра (вернее, одно из главных условий ведения такого бизнеса). Образовательная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, привлекающими педагогических работников, подлежит обязательному лицензированию . Это условие означает, что если преподавать в своем центре вы собираетесь в качестве индивидуального предпринимателя и самостоятельно, не привлекая других педагогов, то можно обойтись без лицензии. Однако вряд ли такой вариант будет возможен для полноценного центра дополнительного образования в области психологии. Этот вариант больше подходит для репетиторов, гувернеров, педагогов, которые проводят занятия частным образом, и т. п.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность самостоятельно без найма других педагогов), устанавливается соответствующими Постановлениями Правительства РФ. Согласно Постановлению от 28 октября 2013 г. N 966, обязательному лицензированию подлежат образовательные услуги по реализации следующих образовательных программ : дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы), дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные предпрофессиональные программы), дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (последние два вида программ актуальны для центров дополнительного профессионального образования).

Реализация дополнительных общеразвивающих программ весьма строго регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В вопросе лицензирования деятельности в сфере дополнительного образования возникают определенные нюансы трактовки закона. Дело в том, что согласно ранее действовавшим постановлениям Правительства РФ, к образовательной деятельности явно не причислялось проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т. д., если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдавались документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации. В новом законе это положение отсутствует. И вот здесь открывается свобода интерпретации отсутствия в законе прямо прописанных разрешений или запретов. С одной стороны, вывод о том, относится та или иная деятельность к образовательной, следует или нет для ее осуществления получать лицензию, необходимо делать на основании вышеприведенного списка, который достаточно широк (ст. 91, п. 1 Закона «Об образовании в Российской Федерации») и включает в себя основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные профессиональные программы повышения квалификации. Но, с другой стороны, к программам повышения квалификации не относятся услуги по проведению платных лекций, семинаров и тренингов в случае, если продолжительность проводимого мероприятия составляет менее 16 часов, условиями мероприятия не предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, а также выдача документа о квалификации (п. п. 12 и 19 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утв. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Таким образом, если вы проводите семинары, тренинги, лекции, консультации продолжительностью каждой «сессии» менее 16 часов, то теоретически вы можете не оформлять лицензию и при этом выдавать своим слушателям сертификаты. Но эти «документы» будут подтверждать лишь факт присутствия определенного человека на тренинге или лекции (то есть фактически это обычная справка о присутствии, а не о получении какого-либо дополнительного образования или повышении квалификации) и не будут иметь никакой юридической силы.

Если вы все же планируете получать лицензию на образовательную деятельность, то приготовьте следующий список документов:

    Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) – оригинал;

  • Копия устава – нотариально заверенная копия устава;
  • Копия свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копии сведений о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке Положения о филиале – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия утвержденного в установленном порядке Положения о структурном подразделении (для организаций, имеющих образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку) – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам – по форме, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 11 декабря 2012 г. №1032 «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам»;
  • Копия заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии (несоответствии) санитарным правилам используемых образовательными учреждениями (организациями) зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия заключения Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии – платежное поручение с отметкой банка о его исполнении;
  • Опись документов, представленных для получения лицензии.

Уже становится понятно, что процесс получения образовательной лицензии длительный и трудоемкий. Причем сложности возникают еще на этапе подбора помещения и оснащения его необходимым оборудованием. При наличии у вас здания, строения или помещения, где вы собираетесь открывать свой центр, необходимо иметь все правоустанавливающие документы на эти объекты. Учтите, что получить лицензии на образовательную деятельность, располагая недостроенными и не отремонтированными объектами, нельзя, так как сначала нужно получить санитарно-эпидемиологическое и противопожарное заключения о безопасности при осуществлении образовательной деятельности. Кроме того, ваши помещения должны быть оснащены необходимой мебелью, оборудованием, инвентарем в строгом соответствии с требованиями закона (возрастные нормативы в нашем случае не столь важны, ведь вы планируете обучать взрослых людей). Зато придется обеспечить специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями, иначе вам могут отказать в выдаче лицензии.

Еще одно обязательное условие – наличие образовательных программ, которые должны быть разработаны непосредственно в учреждении или специально для него, соответствовать действующим образовательным стандартам, быть утверждены руководителем учреждения. Если образовательные программы предполагают определенную, то это требует согласований. К примеру, программы с медицинским или психологическим уклоном нужно будет согласовать с профильным ведомством. Согласование оформляется в виде заключения и прикладывается к пакету документов для получения лицензии.

Также придется заранее озаботиться и поиском педагогов, которые будут у вас преподавать. Они должны иметь профильное образование, стаж, соответствующую квалификацию, и у них должны отсутствовать противопоказания для работы. Все это должно подтверждается документами (дипломы, сертификаты, трудовые книжки и пр.).

Все перечисленные документы вместе с заявлением и описью подаются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в сфере образования. Причем вместе с копиями нужно предоставить оригиналы документов для сличения или нотариально заверенные копии документов (последний вариант, если документы подаются, к примеру, по почте).

Госпошлина на получение лицензии, согласно п. 92 ст. 333.33 «Налогового кодекса Российской Федерации» составляет 7500 р. Стоимость же самой лицензии, выдаваемой Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования начинается от 20000 рублей. Комиссия принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии не позднее шестидесяти дней с момента регистрации поданного заявления. В лицензии, которую вы получите (если, конечно, получите), будет указан перечень программ, по которым вы имеете право вести образовательную деятельность. Лицензия действует бессрочно.

932 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 43524 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Инвестиции в открытие учебного центра площадью 200 м2, рассчитанного на обучение 100-150 человек в месяц, составляют порядка $13-15 тыс., срок окупаемости - 6-10 месяцев. Рентабельность вложений в среднем равна 30%. Ежемесячный оборот учебного центра - на уровне $10-15 тыс.

В Петербурге работают порядка 200 организаций, которые занимаются краткосрочными курсами. Конкуренцию им составляют вузы, техникумы, колледжи, при которых также часто организуются дополнительные образовательные курсы.

На рынке в настоящее время преобладает спрос на краткосрочные курсы - от 20 до 60 учебных часов. Средняя стоимость 40-часового курса составляет 2,5-3 тыс. рублей.

Образовательные фишки

По мнению Геннадия Смирнова, директора НОУ "Центр профессиональной подготовки "Импульс", учеников можно привлечь новыми оригинальными образовательными программами, например эксклюзивными курсами для рекламистов, менеджеров, маркетологов, которые разрабатывают преподаватели центра - практикующие специалисты. О наиболее актуальных образовательных направлениях учебным центрам сообщают работодатели.

Главным фактором успеха учебного центра считается правильно подобранный преподавательский состав.

Можно открыть центр обучения при определенной компании как дополнительное подразделение. Кроме того, открывая школу, можно сэкономить, арендуя компьютерный класс и другие помещения при вузе, колледже на определенные часы занятий, а не на полный рабочий день. Таким образом, по подсчетам Геннадия Смирнова, при открытии нового центра можно избежать основных затрат, связанных с арендой и оборудованием стационарного помещения. Инвестиции при этом составят около $1 тыс.

Благодарим за помощь в подготовке материала: НОУ "Центр профессиональной подготовки "Импульс", Школу профессиональных бизнес-консультантов, НОУ "Учебный центр "Эврика", НОУ "Учебный центр "Кварта" и др.

Шаг 1. Концепция

Организация и доход учебного центра прежде всего зависят от концепции, которая должна отличать его от конкурентов.

Есть различные варианты:

Центр с набором стандартных курсов профессиональной подготовки: бухучет и налогообложение; секретарь-референт; дизайн и верстка на ПК и т.д.;

Тренинговые учебные центры;

Преподавание одного оригинального курса, например подготовка женщин-охранников, фэн-шуй и т.д., а также индивидуальное обучение определенному курсу.

Регистрируют юридическое лицо для учебного центра как негосударственное образовательное учреждение (НОУ), при этом указывается его основной профиль деятельности. По ГК РФ целью НОУ не является извлечение чистой прибыли, вырученные средства могут направляться только на развитие образовательного учреждения. Услуги юриста по регистрации будут стоить примерно $200. Наиболее удобная система налогообложения - упрощенная с уплатой 6% с дохода.

Шаг 2. Персонал

Штатное расписание образовательного центра:

Три-шесть преподавателей (на каждый курс по одному) - от 200 рублей в час,

Два-три консультанта (определяют профессиональные склонности учеников центра) - $300,

Секретарь - $200,

Бухгалтер - от $300.

Шаг 3. Помещение

Для организации учебного центра, рассчитанного на обучение 100-150 человек в месяц в четыре смены (утренняя, две дневных, вечерняя), понадобится помещение общей площадью около 200 м2:

Два учебных класса площадью 50 м2 (в соответствии с требованиями контролирующих органов в них могут обучаться группы не более 10 человек),

Один компьютерный класс - 60 м2 (10 оборудованных для работы мест),

Остальная площадь (около 40 м2) отводится под приемную и кабинет директора.

Итого: аренда 200 м2 (от $30 за 1 м2) - $6 тыс. в месяц, в ряде случаев образовательные организации могут арендовать у КУГИ помещение по льготным ставкам (коэффициент 0,1) - порядка $15 за 1 м2.

Шаг 4. Оборудование

Проектор - $1 тыс.

10 компьютеров - порядка $3-3, 5 тыс.

30 столов - $1 тыс.

20 стульев - $500

Шкаф - $100

Факс - $100

Ксерокс - $200

Учебная литература - $500

Итого: около $6,5 тыс.

Шаг 5. Лицензирование

Документы, которые нужно представить с Комитет по образованию администрации СПб для получения лицензии на образовательную деятельность:

Заявление, в котором указываются разработанные образовательные программы,

Сведения об укомплектованности штата и предполагаемой численности обучающихся,

Сведения о помещении,

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой (на каждую образовательную программу) и материально-техническом оснащении (в форме выписки из балансовой ведомости),

Сведения о педагогических работниках (на каждую образовательную программу),

Дополнительные сведения (свидетельство о регистрации, информация об учредителях и т.д.).

Срок рассмотрения документов и вынесения решения - 1 месяц.

Шаг 6.Учащиеся

Рентабельная группа состоит из 10 человек.

В месяц в центре нужно формировать не менее 10 групп.

Основной способ привлечение учеников - реклама в печатных изданиях. Рекламный бюджет формируется из учета 10% с оборота, то есть порядка $1 тыс. в месяц.

биография

ГЕННАДИЙ СМИРНОВ

В 1990 г. окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт по специальности инженер-механик.

С 1990 по 2000 г. работал заместителем начальника производства в Центральном институте топливной аппаратуры.

С 1994 по 1997 г. работал директором по страхованию в страховой компании.

В 1997 г. организовал НОУ "Центр профессиональной подготовки "Импульс", который работает и в настоящее время. За 8 лет среднегодовое количество учащихся (и оборот компании) возросло в 3 раза.

Инструкция

Подумайте, какие услуги можете предложить потенциальным учащимся. Ваши курсы должны чем-то отличаться от тех, что уже есть. Разработайте концепцию учебного заведения. Даже если вы предполагаете преподавать стандартный набор учебных дисциплин по наиболее востребованным специальностям, постарайтесь ввести что-то совсем новое. Разумеется, в дальнейшем тоже придется контролировать изменения на рынке труде.

Подберите помещение. Вряд ли в данном случае есть смысл арендовать отдельное здание, делать ремонт, оснащать необходимым оборудованием. Конечно, многое зависит от того, что именно собираетесь преподавать. Но в любом случае старайтесь найти поблизости образовательное учреждение, где есть классы с нужным оборудованием. Это могут быть школа, колледж, учреждение дополнительного образования. Как правило, классы там заняты несколько часов в сутки, и руководство школы с удовольствием сдаст их на остальное время в аренду.

Подберите преподавателей и определите для них форму оплаты. Предпочтительнее всего повременная оплата, как это обычно и делается в подобных учреждениях. От преподавателей зависит, насколько успешным будет ваше начинание. Ориентируйтесь на рекомендации людей, которым доверяете. Некоторых сотрудников придется набирать по объявлениям.

Докупите или возьмите в аренду необходимое оборудование, если в помещении, которое выбрали, его не хватает. Закажите учебную литературу. Договориться с одним или несколькими издательствами или оптовыми базами, чтобы была возможность докупать книги и диски по мере необходимости.

Соберите документы для получения лицензии. Перечень можно взять в комитете образования местной администрации. Туда же необходимо представить программы. Кроме того, должны быть документы на помещение, оборудование и преподавателей.

Образовательная деятельность в России ведется на основе закона «Об образовании». Данный документ не содержит однозначного и конкретного определения деятельности в сфере образования, но в общем смысле под образовательной деятельностью понимается деятельность, в результате которой учащиеся получают знания, навыки, умения, профессиональную подготовку в выбранной специальности. Но для того чтобы открыть образовательное учреждение , недостаточно быть хорошим педагогом.

Вам понадобится

Инструкция

Определите, какова будет организационно-правовая форма будущего образовательного . Подобную деятельность вправе осуществлять юридические лица (некоммерческие организации) или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных . Коммерческие организации не могут вести .

Зарегистрируйте юридическое лицо для обучающего центра , как негосударственное образовательное учреждение, при этом укажите его основной профиль деятельности.

Наберите штат обучающего центра . Он должен состоять из нескольких преподавателей, бухгалтера и секретаря, причем работу преподавателей оплачивайте почасово, а секретаря и бухгалтера - по ставке.

Подберите удобное помещение. Если ваш обучающий центр рассчитан на 100-150 человек в месяц и утреннюю, две дневных и вечернюю смены, то помещение нужно площадью около 200 квадратных метров. Их необходимо разделить на кабинет директора, приемную, компьютерный и два класса по обучению.

Приобретите необходимое оборудование: учебную литературу, оргтехнику, компьютеры, стулья, столы, проектор.

Для обязательного лицензирования вы должны предоставить в Комитет по образованию вашего района следующие документы:
заявление (с разработанными образовательными программами),
сведения об укомплектованности штата преподавателей и предполагаемой численности обучающихся,
сведения об обеспеченности каждой образовательной программы учебной литературой и материально-техническом оснащении,
сведения о помещении,
на каждую образовательную программу сведения о педагогических работниках, дополнительные сведения (информацию об учредителях, свидетельство о регистрации).

Поскольку желающих овладеть навыками обращения с компьютерной техникой становится все больше, компьютерные курсы могут стать весьма доходным бизнесом. Однако, чтобы начать свое дело, нужно будет провести серьезную подготовительную работу. Она состоит из нескольких шагов.

Инструкция

Разработайте бизнес-план будущего частного предприятия. В него должны быть включены следующие обязательные разделы: название и тип организации, форма собственности, вид деятельности, маркетинговая стратегия, экономическая целесообразность, сведения о квалификации сотрудников и преимущества данного предприятия. Бизнес-план можно попробовать составить самостоятельно или обратиться к услугам специалистов.

Определите стартовый капитал будущего предприятия. Если ваши финансовые возможности невелики, обращайтесь в банк, чтобы получить кредит на начало ведения бизнеса. Ваш бизнес-план будет рассмотрен, и если банк все устроит, вы получите необходимую сумму под проценты. Заранее узнайте все условия, когда и сколько денег нужно будет возвращать.

Арендуйте и оборудуйте помещение. Помните про соблюдение положенных санитарных норм, а также правил пожарной безопасности. Изучите все нормативные документы и будьте готовы к проверкам.

Определите, чему вы будете учить. Это может быть курс для , обучение работе с профессиональными программами или же обучение программированию, работе с железом и администрированию. Стоимость курсов будет сильно отличаться. Объем их рассчитывают, как в школе, в академических часах. Базовый курс – 8-12 часов, профессиональный 48-52 часа. Стоимость краткосрочного курса начинается от 6 тысяч рублей, а длительное профессиональное обучение – до 30 тысяч. Все зависит еще и от уровня знаний преподавателя.

Подберите преподавателей. Это могут быть сотрудники техникумов и институтов, как правило, они стремятся найти подработку.

Видео по теме

Есть три уровня обучения: подражательный, моделирующий и свободный. На подражательном уровне новичок наблюдает за действиями специалиста в рабочей обстановке и пытается их повторить. Моделирующий уровень предполагает создание учебных моделей и разбор типичных ситуаций. На свободном уровне нового сотрудника «бросают в воду», позволяя совершать ошибки.

Инструкция

Определите начальный уровень . Люди устраиваются на работу, имея разную начальную подготовку. В процессе тестирования надо выявить слабые места, которые могут препятствовать сотруднику успешно выполнять рабочие обязанности. Для выявления слабостей используйте теоретические вопросы и практические задания, результаты которых покажут, в каком направлении вести обучение.

Узнайте, какой уровень и метод усвоения больше всего подходит сотруднику. Экстраверты любят обучаться в группах, интроверты предпочитают общение один на один или самостоятельную подготовку. От правильного выбора зависит скорость усвоения информации учащимся. Чтобы не ошибиться, испытайте человека на подражательном, моделирующем и свободном уровне. Спросите, в каком случае сотрудник испытывает меньший и получает удовольствие от процесса обучения. Возьмите этот уровень за базовый для дальнейших занятий.

Составьте план обучения на базовом уровне, учитывая результаты первого шага.

Проведите новичка через теоретические и практические упражнения. После работы на базовом уровне используйте два оставшихся уровня, чтобы закрепить полученные навыки. Теперь сотрудник не будет испытывать большой стресс, потому что основное обучение прошло в комфортных условиях.

Обратите внимание

Полезный совет

Если сотрудники меняются часто, рассмотренная процедура будет дорогостоящей. В таком случае запишите на видео стандартную программу обучения на каждом уровне. Дайте новым сотрудникам возможность просмотреть видео, а лишь затем приступать к практическим занятиям. Потратьте время на подготовку образцов, типовых бланков и т.д., которые всегда должны быть под рукой у инструктора, работающего с новыми специалистами.

Источники:

  • как обучить работников

Совет 6: Как открыть негосударственное образовательное учреждение

Многие родители хотели бы, чтобы их дети получали полноценное образование не в обычной, а в частной школе. Открыть НОУ нетрудно, гораздо сложнее завоевать репутацию действительно стоящего учебного заведения. То же можно сказать и об учебных центрах, которые тоже обычно имеют такой организационно-правовой статус.

Инструкция

Исследуйте рынок образовательных услуг в вашем городе, и решите, будете ли вы открывать частную школу или учебный центр.

Разработайте устав вашего будущего учебного учреждения с учетом всех законодательно-правовых актов и в первую очередь ФЗ «Об образовании». Составьте бизнес-план.

Зарегистрируйте в налоговых органах ИП или юридическое лицо и получите коды статистики с указанием вида деятельности (образовательные услуги). Откройте счет в банке. Изготовьте и зарегистрируйте печать.

Арендуйте помещение в зависимости о того, планируете ли вы открывать школу или учебный центр. Лучше всего для этих целей подойдет здание бывшего детского сада в спальном районе, однако для понадобится и стоянка для автотранспорта, так как обычно на платных курсах занимаются не самые бедные люди. Организуйте помещение в строгом соответствии с требованиями Роспотребнадзора, чтобы получить положительные заключения от пожарной и санитарной служб.

Решите, будете ли вы разрабатывать свои учебные программы, или воспользуетесь уже имеющимися. Помните, что ваши программы должны быть составлены профессиональными педагогами и утверждены Министерством образования.

Закупите все необходимое оборудование, научные и учебные материалы, мебель. Начните формировать библиотеку, для чего заключите договоры с издательствами.

Получите в Департаменте образования лицензию на оказание образовательных услуг. Вам потребуются следующие документы:



- коды статистики;

- выписка со счета в банке;

- заверенные копии паспортов учредителей и преподавателей;
- заверенные копии образовательных программ;
- сведения об обеспеченности учебного процесса необходимым оборудованием и литературой;
- сведения о помещении.

Обратитесь в УФРС для регистрации НОУ в одной из предусмотренных законом форм некоммерческой организации. Вам потребуются следующие документы:

Свидетельство о регистрации юридического лица;
- лицензия на образовательную деятельность;
- устав и учредительные документы;
- коды статистики;
- справка о постановке на учет в налоговых органах;
- выписка со счета в банке;
- свидетельства о постановке на учет во внебюджетных фондах;
- заверенные копии паспортов учредителей.

Видео по теме

Учебный центр, позволяющий повысить уровень профессиональной подготовки или вообще сменить профессию - полезный для социума вид бизнеса, не требующий титанических усилий при его организации. Пока ситуация на рынке труда будет стимулировать людей к активному профессиональному развитию, услуги центра, в котором организованы учебные курсы, будут неизменно востребованы.

Вам понадобится

  • - концепция учебного центра, отличающая его от других подобных заведений;
  • - несколько помещений в школе или другом учебном заведении на правах почасовой аренды;
  • - свидетельство о регистрации НОУ и лицензия на право осуществлять образовательную деятельность;
  • - администратор и секретарь в штате учебного центра;
  • - база преподавателей различных дисциплин, работающих по системе почасовой оплаты.

Инструкция

Разработайте концепцию учебного центра, стараясь организовать как можно больше курсов, но при этом делая упор на несколько «изюминок» вашей программы, которые будут выгодно отличать вас от других центров. Набор учебных программ, по которым проводят обучения центры дополнительного образования, сложился достаточно стандартный - , базовые компьютерные курсы и курсы овладения отдельными программами, ландшафтный дизайн, верстка, сметное дело распространены наиболее широко. По большому счету, организовать курсы можно практически по любой дисциплине, преподавателя которой вы сможете найти.

Договоритесь с каким-либо государственным учреждением об аренде нескольких его учебных классов на время учебных занятий в рамках ваших курсов. «Базой» для учебного центра лучше избирать именно школы или техникумы, в которых уже есть практически все необходимое для проведения занятий оборудование. Помимо учебных помещений, правда, понадобится еще и мини-офис, в котором будет работать администратор и секретарь центра, консультирующий всех желающий пройти в нем обучение.

Зарегистрируйте негосударственное образовательное учреждение - именно такая организационно-правовая форма подходит для вашего начинания, форма налогообложения при этом вам будет доступна упрощенная. Любая образовательная деятельность в обязательном порядке подлежит лицензированию, поэтому вам придется собрать целый пакет документов, чтобы получить лицензию. В местный Комитет по образованию вам необходимо представить учебные программы курсов, сведения о помещении, преподавателях и материально-техническом оснащении центра.

Начинайте поиск преподавателей, большинство из которых будет работать у вас на условиях почасовой оплаты. Задействовать в учебном центре лучше всего тех педагогов, которых вам кто-либо рекомендовал, хотя если вы соберетесь вводить достаточно «экзотические» учебные курсы , стандартных объявлений о вакансии в СМИ не миновать - придется оценивать специалистов в ходе собеседования. Важно постоянно собирать у обучаемых в вашем центре информацию об уровне квалификации того или иного преподавателя и всех нюансах его поведения во время занятий - это позволит составить полное представление о каждом из работающих у вас педагогов.

Видео по теме

Источники:

  • Как открыть учебный центр - от идеи до запуска

Совет 8: Как открыть свой бизнес с минимальными затратами

Для развития успешной предпринимательской деятельности не нужно быть очень богатым и влиятельным человеком, а просто необходимо действовать по плану. Ведь с созданием хорошего бизнес-проекта можно воплотить его в реальность с минимальными затратами.

Инструкция

Запишитесь на обучающие курсы и пройдите обучение. Их очень много и можете выбрать наиболее подходящее направление для вас: наращивания ногтей, ресниц или волос, парикмахерские услуги, курс визажиста или косметолога, устройство праздников. За обучение вам необходимо будет заплатить совсем небольшую сумму. Сразу после прохождения курсов вы сможете работать у себя дома, с выездом к клиентам или открыть офис.

Создайте собственную шиномонтажную мастерскую. Этот бизнес не потребует каких-либо больших вложений, вы можете работать прямо в своем гараже (конечно же, если он у вас имеется). Вам необходимо только приобрести инструменты и небольшое устройство для поднятия легковых машин.

Займитесь сдачей квартир в аренду. Здесь вам потребуется вложить денежные средства на приобретение начальной базы собственников по вашему городу. Затем поместите как можно больше объявлений на специализированных сайтах в интернете (Урал студент, е1, avito). Постепенно вы сможете наработать клиентскую базу и открыть собственный офис.

Попробуйте продавать косметику. Для этого вам необходимо зарегистрироваться в сетевой компании, наподобие такой, как Орифлейм, Эйвон или Фаберлик. Далее вам нужно будет приобрести несколько каталогов и начать по ним привлекать клиентов. В свою очередь, для привлечения покупателей можете создать собственную группу или сообщество в социальной сети (например, в ).

Видео по теме

Совет 9: Как открыть свой магазин женского нижнего белья

Женское нижнее белье пользуется высоким спросом, именно поэтому открытие собственного магазина нижнего белья может стать хорошим толчком для начала ведения бизнеса. Если не бояться трудностей и проявить деловую хватку, то вы без особого труда успешно откроете и продвинете свой магазин на рынке.

Итак, чтобы изучить особенности данного бизнеса, рассмотрим основные этапы и ключевые моменты. Опишем разновидности учебных центров и приведем критерии для успешного заработка. Также произведем приблизительные финансовые расчеты всех расходов и доходов.

Практически каждый современный человек в разном возрасте задумывается о необходимости посещения различных учебных заведений. Это объясняется многими причинами, которые особенно знакомы жителям нашей страны. Зачастую потребность в образовании связана с получением новой специальности с целью дальнейшего трудоустройства. К тому же многие люди хотят изучить ту или иную сферу для собственного развития и получения более новой информации, которая позволит им взглянуть на мир по-новому. Не секрет, что стандартное образование порой просто не дает всех нужных навыков или знаний. В результате человеку приходится пользоваться услугами разнообразных учебных центров, предлагающих качественные образовательные услуги в том или ином направлении деятельности.

За счет повышения собственной квалификации и совершенствования различных навыков люди открывают для себя новые горизонты и получают новые возможности для заработка. Закономерно, что качественное образование по праву считается хорошей инвестицией в благополучное будущее и финансовую стабильность. Наличие заветного сертификата или диплома – это очень большой плюс в послужной список любого человека, ведь это, как минимум, говорит о его всестороннем развитии и вызывает уважение окружающих. Наличие подобных документов у предпринимателя вырабатывает лояльность клиентов и, как следствие, позволяет совершать более крупные сделки. Собственно, и при работе с тендерами это может сыграть порой ключевую роль.

Конечно, число учебных центров в России постоянно растет, но в целом этот рынок достаточно свободен. Даже в самых крупных городах подобных учреждений очень мало. При этом важно понимать, что в большинстве из них предлагаются разнообразные услуги, что позволяет выбирать клиенту одну или несколько сфер для освоения. Естественно, многие клиенты приходят обучаться снова, чтобы повысить свою квалификацию или, например, получить еще одну специальность. Учитывая столь высокую востребованность, многие предприниматели закономерно задумываются о возможности открыть собственный учебный центр.

В данный момент наиболее прибыльными считаются учебные центры, предлагающие краткосрочные образовательные курсы, поскольку за небольшой промежуток времени каждый человек может получить все необходимые навыки и знания, которые пригодятся в процессе работы. Исходя из этого, будем рассматривать открытие соответствующего учебного центра.

Преимущества и недостатки

Как и любой другой бизнес, данное направление предпринимательской деятельности обладает своими плюсами и минусами. В связи с этим перед началом работы рекомендуется тщательно изучить все особенности работы учебного центра, дабы не столкнуться с серьезными ошибками и не потерять прибыль. К положительным сторонам данного бизнеса относится:

  • высокий уровень рентабельности, которая порой может доходить до тридцати процентов;
  • быстрый срок окупаемости, поскольку при грамотной организации и ведении бизнеса можно рассчитывать на возврат всех вложенных средств буквально через полгода успешной работы;
  • высокая востребованность услуг, причем, спрос увеличивается с каждым годом, поэтому в том случае, если уровень предоставляемых курсов будет высоким, а преподаватели – опытными и высококвалифицированными, то учебный центр всегда будет заполнен клиентами;
  • первоначальные вложения являются невысокими, поэтому заняться данной деятельностью может даже начинающий бизнесмен, не обладающий существенным капиталом;
  • возможность быстрой переориентации деятельности, поскольку при наличии учебных программ и налаженной работы в любое время можно успешно открыть новые направления для обучения.

К минусам данной работы относится то, что придется искать надежных и высококвалифицированных специалистов. Сотрудники компании должны обладать нужными знаниями, поскольку от них потребуется качественное обучение. Чтобы привлечь отличных преподавателей, для них устанавливаются высокие заработные платы, но это не всегда возможно на первых этапах работы нового учебного центра.

В зависимости от числа потенциальных клиентов, стоимость образовательных услуг может быть довольно низкой. Например, низкие цены могут быть в небольших городах, а в городах-миллионниках их можно делать относительно высокими. При этом нужно обязательно учитывать наличие конкуренции, дабы они не находились в шаговой доступности и не оказывали аналогичные услуги.

Как и на многие другие виды бизнеса, на работоспособность учебного центра напрямую влияют финансовые кризисы и нестабильная обстановка в стране – это связано с тем, что при снижении заработной платы и увеличении цен люди будут тратить деньги только на вещи первой необходимости.

Конечно же, и нужно предусмотреть здесь и возможность дополнительных инвестиций, которые могут потребоваться в ходе дальнейшей работы. Тем более что просто так взять и закрыть учебный центр уже не получится, ведь люди обычно оплачивают обучение заранее (к слову, можно предусмотреть рассрочку оплаты, если это будет необходимо). То есть, нужно понимать, что резкого приостановление подобного бизнеса может привести к серьезным проблемам. Так что обязательно нужно предусмотреть, как и в каком ключе будет возможно закрытие учебного центра, чтобы можно было заранее подстраховаться.

Концепция и направление работы

Перед открытием данного заведения важно определиться, какие именно услуги в нем будут оказываться, а также нужно обозначить тип концепции учебного центра. От этого напрямую зависит, каких именно работников необходимо нанимать, чтобы они оказывали те или иные образовательные услуги. Другими словами, нужно определиться со специализациями, по которым будет работать учебный центр. Как показывает статистика наиболее востребованными сегодня считаются следующие направления:

  • курсы для маркетологов;
  • изучение различных бухгалтерских программ;
  • курсы для менеджеров и для людей других профессий (возможно изучение узкоспециализированных направлений, например, исключительно рабочих специальностей);
  • образовательные программы для начинающих предпринимателей, дающие им полную информацию об открытии и ведении бизнеса.

На первых этапах работы желательно выбирать всего несколько наиболее востребованных направлений, которые либо вовсе не предоставляются другими схожими организациями в городе, либо эти услуги ими уже оказываются, но на достаточно низком уровне. Опять же, ценовая политика имеет значение. Возможно, есть смысл предложить более выгодные расценки и максимально короткие сроки обучения. Это привлечет к новому учебному центру достаточно большое количество потенциальных клиентов.

После того, как мы определились с направлением, начинается разработка специальной концепции. Последняя, в свою очередь, должна существенно отличаться от особенностей работы основных конкурентов компании, иначе это может сказаться о прибыли (об этом мы уже говорили выше). Безусловно, именно от концепции учебного центра зависит результативность его работы в целом. Существует много разных направлений, из которых необходимо выбрать наиболее подходящий вариант:

Полноценный учебный центр, в котором клиентам предлагается огромное количество образовательных услуг – тут может даваться возможность пройти подготовку для референтов или дизайнеров, бухгалтеров, налоговых агентов, а также для других специалистов (то есть, знания тут могут даваться не только для новичков, но и для клиентов с практическим опытом работы);

Авторизованный центр, который обычно концентрируется на изучении разнообразных компьютерных программ, без которых невозможно представить работу в той или иной сфере деятельности (1C, AutoCAD, CorelDraw и тому подобные);

Обучение в виде тренингов, обеспечивающее получение не только определенных знаний, но и положительного настроя на будущую деятельность (тренинги личностного роста, семинары по бизнесу, дизайну и другие варианты обучения);

Оригинальные курсы, которые не предлагаются в других аналогичных образовательных заведениях конкретного города, причем перед их предложением следует заранее провести анализ рынка, чтобы определить, имеется ли в них необходимость, поскольку нередко спрос на конкретные курсы полностью отсутствует;

Проведение индивидуальных занятий по разным предметам – сюда относится и подготовка школьников к разным экзаменам и также это может быть работа со студентами по определенному курсу, по которому у них имеются проблемы.

Само собой, выбор здесь целиком и полностью зависит от желаний и возможностей предпринимателя. Возможно, вы захотите предложить какое-то новое направление – в этом нет ничего плохого, правда, тут важно, чтобы уникальный учебный центр был востребован среди местного населения. Как показывает практика, на начальных этапах работы лучше все-таки идти проверенными путями, которые позволяют уже практически точно говорить о потенциальном спросе на тот или иной вид услуг.

Отдельно можно сказать и о подборе подходящих специалистов. На самом деле этот вопрос не является проблемой, ведь для работы в частном учебном центре не всегда нужны дипломы о высшем образовании. Тем более что тут большее значение имеет качество полученных знаний, нежели просто стандартная «начитка» предмета, как это часто бывает в обычных учебных заведениях. То есть, клиент здесь чаще хочет получить именно результат, а не только диплом или свидетельство. С учетом того, что многие российские преподаватели недовольны своей зарплатой, владелец бизнеса тут может предложить им более выгодные условия работы. К тому же по возможности можно платить преподавателям и за переработки, а также вводить дополнительные занятия для всех желающих. Таким образом, здесь открываются достаточно широкие возможности для заработка, поэтому их можно использовать в полном объеме.

Выбор помещения

Мы не зря указали этот момент в самом начале, ведь для регистрации ООО компании необходим юридический адрес. Надо заметить, что данному моменту уделяется много внимания, поскольку важно, чтобы помещение соответствовало многочисленным условиям действующего законодательства. Если специализации будет четыре, то необходимо наличие как минимум четырех кабинетов соответственно. Дополнительно создается кабинет для директора и бухгалтера. Делается наиболее удобный холл. По возможности можно организовать раздевалку и другие дополнительные пространства.

Собственно, выбор помещения – это, пожалуй, даже главный вопрос, ведь сегодня образовательные учреждения должны открываться в наиболее подходящих для этого местах. Наверное, оптимальным решением можно назвать аренду нескольких помещений в каком-либо ВУЗе или школе, поскольку в этом случае вся площадка полностью соответствует тем условиям и требованиям, которые предъявляются к современным учебным заведениям.

Закупка оборудования

Для предоставления образовательных услуг, скорее всего, потребуется приобретение проектора (либо большой плазменной панели) и столов со стульями. Также покупаются компьютеры и иная техника, которая будет обеспечивать простоту и удобство учебного процесса. Непременно в распоряжении преподавателей должна иметься современная и актуальная учебная литература, которая также стоит определенных денег.

Регистрация бизнеса

Тщательно подготовившись к открытию, можно заниматься оформлением документов. Работать допускается только официально, поэтому непременно осуществляется регистрация бизнеса. Для этого выбирается юридическое лицо, поскольку важно будет далее получить лицензию на осуществление образовательной деятельности – это возможно только при регистрации ООО.

Также стоит учесть, что при регистрации бизнеса указывается в ОКВЭД то, что компания будет выступать в качестве негосударственного образовательного учреждения. Собственно, данный статус рекомендуется указывать и во всех дальнейших договорах с клиентами, дабы у них не возникало соответствующих вопросов.

Что касается система налогообложения, то в данном случае выбирается УСН, при которой со всего дохода компании взимается шесть процентов. К слову, для решения подобных вопросов рекомендуется трудоустроить также и бухгалтера, который может работать, как на постоянной, так и на временной основе (например, на аутсорсинге).

Важным моментом регистрации является получение лицензии, без которой оказывать образовательные услуги запрещено. Получить этот документ можно в специальном Комитете по образованию. Для этого подготавливаются следующие бумаги:

  • разрабатываются специальные образовательные программы, по которым будет осуществляться обучение;
  • создается заявление, в котором указывается список вышеуказанных образовательных программ, а также в документе указываются другие важные факты о новом учебном центре;
  • указываются данные об укомплектованности штата, поэтому заняться поиском преподавателей придется заранее;
  • рассчитывается максимальное количество учащихся, которым будут оказываться услуги в учебном центре;
  • предоставляются документы о праве собственности или аренде помещения, в котором будет осуществляться работа, причем оно должно полностью соответствовать многочисленным требованиям по пожарной безопасности, освещенности, санитарным условиям и другим факторам;
  • предоставляются сведения о наличии специализированных документов и книг, выступающих в качестве материально-технической базы, используемой в процессе обучения;
  • указываются и другие сведения по необходимости.

Написанное заявление с другими документами рассматриваются Комитетом в течение одного месяца, причем, в это время работать строго запрещено. Разрешается открывать учебный центр только после получения всей необходимой документации на руки.

Поиск персонала

Другим важным моментом при открытии учебного центра считается набор преподавателей. Как и было сказано выше, их квалификация, опыт и образование полностью зависят от того, в каком направлении работает сам учебный центр. Количество преподавателей также напрямую зависит от специфики образовательного центра. Как правило, в самом начале деятельности выбирается примерно четыре разных курса, для каждого из которых нанимается один преподаватель. С ростом востребованности заведения количество курсов, а соответственно, и наемных работников, может быть увеличено.

Дополнительно в штате должен иметься секретарь, занимающийся составлением занятий и общением с потенциальными клиентами, а также бухгалтер, на котором лежит обязанность составления отчетов и подсчета налогов.

Привлечение клиентов

Чтобы учебный центр приносил высокую прибыль, важно, чтобы количество клиентов было большим, а также с 9:00 до 21:00 классы не пустовали. В этом случае следует привлекать клиентов разными способами. Для подобных целей используются листовки, распространяемые в различных организациях и предприятиях (возможно, даже профильных). Естественно, делается реклама на местном телевидении и создается свой собственный сайт, на котором каждый посетитель может найти всю необходимую ему информацию об учебном центре.

Финансовые расчеты

Итак, разобравшись с основными организационными моментами, посчитаем приблизительные расходы, необходимые для старта бизнеса. Для открытия учебного центра понадобится 765 тыс. рублей, из которых:

  • регистрация бизнеса и получение лицензии – 40 000 рублей;
  • аренда помещения на месяц– 55 000 рублей;
  • закупка оборудования и литературы для работы – 350 000 рублей;
  • реклама и иные меры для привлечения клиентов – 30 000;
  • заработная плата сотрудников в месяц – 250 000;
  • иные расходы (например, ремонт или закупка дополнительного оборудования) – 40 000.

Как показывает практика, общий доход в месяц при обучении ста человек составляет примерно 500 тысяч руб. Чистая прибыль в этом случае составляет 110 тысяч рублей. Таким образом, все вложения окупятся здесь примерно за восемь месяцев работы. В то же время, если будет увеличиваться количество учеников и будет увеличиваться число преподаваемых предметов, то закономерно будет расти и прибыль от деятельности.

Вывод

Если подойти к вопросу основательно, то открыть учебный центр не составит особой проблемы. К тому же и работать он может довольно долго. Здесь практически не требуется вложений, а средняя стоимость обучения может быть довольно высокой. Сегодня любой здравомыслящий человек готов вкладывать хорошие деньги в свое образование, ведь без этого невозможно представить всестороннее развитие. При этом развиваться может и сам учебный центр. Как мы и говорили ранее, можно постепенно вводить новые направления и предлагать разные варианты обучения своим клиентам. При положительных результатах число слушателей обязательно будет расти, ведь здесь люди будут приходить уже по рекомендации и от предпринимателя требуется грамотная организация учебного процесса. Конечно, будет очень хорошо, если вы ранее работали в этой сфере, но в целом можно успешно вести такой бизнес и без какого-либо практического опыта. В конце концов, основную работу здесь обычно выполняют преподаватели, да и на место руководителя можно всегда назначить более опытного специалиста.