Физиологические основы охраны труда. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности

Труд и виды трудовой деятельности

Если систему «человек – среда обитания » рассматривать как единую общность, то надо сказать, что её эффективность в значительной степени будет зависеть от того, насколько безопасна и удобна работа самого человека. Любая система с участием труда человека должна учитывать особенности действия «человеческого фактора».

Такая деятельность как минимум имеет 3 важных свойства:

  1. Цель своего осуществления;
  2. Востребованность обществом;
  3. Созидательную направленность.

Как форма жизнедеятельности человека труд является организованным процессом, в котором объединяются основные компоненты:

  1. Главный субъект трудовой деятельности – человек, независимо от характера его труда;
  2. Объект (предмет) трудовой деятельности, на который направлены трудовые усилия;
  3. Средства труда для осуществления главной трудовой цели;
  4. Условия труда, в которых протекает трудовая деятельность человека.

Все эти компоненты в совокупности и образуют единую систему «человек – среда обитания ». Средства труда , которыми пользуется человек в процессе своей трудовой деятельности – приспособления, машины, механизмы, станки – не только оказывают помощь в достижении цели, но и могут являться источниками опасностей.

Выделяются 2 вида трудовой деятельности:

  1. Физический труд;
  2. Умственный труд.

Для физического труда, как правило, характерна высокая нагрузка на опорно-двигательную и функциональную систему организма – сердечнососудистую, нервномышечную и др. Физический труд с одной стороны стимулирует обменные процессы, происходящие в организме, и способствует развитию мышечной системы, но с другой стороны он является низкопроизводительным трудом и требует длительного отдыха работающих.

Умственный труд связан с приёмами и обработкой информации, которая требует большого умственного напряжения.

Физиология физического труда

Высокая физическая нагрузка связана с интенсивностью работы мышц человека в процессе физического труда, в хозяйственно-бытовой работе, в занятиях физической культурой и спортом. Специалисты изучают влияние физических нагрузок на функциональное состояние и работоспособность человека, что является важным и необходимым для разработки рациональной организации режима труда и отдыха, а также качественного и количественного питания. Важность изучения физических нагрузок состоит ещё и в том, что развитие органов чувств, нервно-психическое и эмоциональное напряжение, зависят от двигательной деятельности организма. Мышечное напряжение и эмоциональное состояние человека на протяжении эволюции всегда сопутствовали друг другу.

Например, встреча с хищником вызывала страх и потребность убежать и спрятаться. Встреча с небольшими животными, являвшимися источниками питания, вызывала положительные эмоции и необходимость догнать. Мышечная активность в значительной степени усиливается эмоциями, так, в состоянии аффекта человек способен совершить такую мышечную работу, которая в обычном состоянии просто невозможна.

Физическая деятельность имеет $2 $составляющие – статическую и динамическую работу .

Деятельность мышц может протекать в условиях сохранения неподвижного положения тела – это будет статическая работа. Сокращение мышц при этом происходит в изометрическом режиме, что значит без изменения длины, поэтому в строго физическом смысле механическая работа будет отсутствовать. Рабочая форма человека поддерживается статической работой, которая осуществляется за счет тонических сокращений мышц определенной группы. Различное напряжение мышц поддерживает ту или иную позу, а самой простой из них является лежачая поза.

Во время лежания напрягаются только разгибатели. Лежание на боку вызывает наименьшее напряжение мышц. Разгибатели туловища и шеи наиболее напряжены при сидении. Многие мышцы туловища, шеи и ног напрягаются во время стояния. Зато обмен веществ при статической работе становится выше, а расход энергии увеличивается и выделяется в виде тепла. Данный вид работы утомителен, потому что сопровождается непрерывным потоком импульсов от проприорецепторов мышц в центральной нервной системе.

Перемещение человека в пространстве, т.е. его движение связано с динамической работой. Мышцы работают в ауксотоническом режиме, который характеризуется изменением длины и тонуса мышцы, происходит их сокращение и напряжение. Расход энергии идет на то, чтобы поддержать определенные сокращения в мышцах и на механический эффект работы. Поскольку вычислить работу в механических единицах невозможно, поэтому для определения величины физических нагрузок, пользуются определением энергетических трат. Расход энергии и величина мышечной работы будут пропорциональны друг другу.

Замечание 1

В основе оценки тяжести труда, таким образом, лежит величина расхода энергии, реакции сердечнососудистой системы, дыхания, терморегуляция и другие физиологические показатели.

Например, частота пульса при низких физических нагрузках будет $76$-$100$ ударов в минуту. Средние физические нагрузки приводят к частоте $110$ -$125$ ударов в минуту, частота ударов при высоких физических нагрузках составляет более $175$ ударов в минуту. Профессиональная деятельность человека не обходится без нервно-психического напряжения и в этом случае тоже гарантировано учащение пульса, поэтому величина энергетических затрат, отражающая динамическую нагрузку, становится более надежным критерием оценки тяжести физической нагрузки.

На основании физиологических показателей и энергетических трат выделены категории тяжести физической работы:

  1. Легкая физическая работа;
  2. Умеренная физическая работа;
  3. Тяжелая физическая работа;
  4. Очень тяжелая физическая работа.

Энергетические затраты легких физических работ по санитарно-гигиеническим нормам требуют $150$ ккал/час.

Энергозатраты тяжелых физических работ составляют более $250$ ккал/час, при этом физиологической нормой для человека является физическая нагрузка в $180$ ккал/час.

С физической работой связано понятие «физиологический резерв » – это способность какого-либо органа или функциональной системы значительно усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием покоя.

Замечание 2

Зависит эта способность от физической тренированности человека и сложилась она в процессе эволюции. Например, в состоянии покоя скелетная мускулатура потребляет $25$-$30$ % МОК (минутный объем кровообращения). Потребление при тяжелой физической работе увеличивается до $85$ %. Частота сердечных сокращений у пловцов $170$-$205$ уд /мин. Активность дыхания во время физической работы увеличивается в $10$ раз, а потребление кислорода – в $15$-$16$ раз. Физиологический резерв организма можно улучшить при систематических занятиях спортом. В хорошо тренированном организме этот резерв максимально не используется.

Физиология умственного труда

Проблема умственной и эмоциональной деятельности является значимой для современной практической медицины. Вообще любая деятельность – это деятельность центральной нервной системы человека и наступающее утомление является следствием тормозных процессов в клетках коры головного мозга. Изменения крови при умственной работе незначительны и непостоянны. Имеет место быть некоторое снижение сахара в крови, увеличение содержания неорганического фосфора, холестерина, креатина, понижение щелочных резервов. Поскольку данные изменения небольшие, то судить об интенсивности умственной деятельности невозможно.

Работы, относящиеся к умственному труду:

  1. Приём и переработка информации;
  2. Работы с напряжением сенсорного аппарата;
  3. Работы с повышенным вниманием;
  4. Работы, связанные с памятью и мышлением;
  5. Работы с напряжением эмоциональной сферы.

Эмоционально е напряжение при умственной работе является главным фактором переутомления.

Причины, которые могут вызвать эмоциональное напряжение:

  1. Объем обрабатываемой информации и её разное качество;
  2. Ограниченное время для принятия решений;
  3. Личная ответственность и социальная значимость принятых решений.

Результатом эмоционального перенапряжения являются нервные и сердечнососудистые заболевания.

Особенность умственного труда состоит в том, что мозг человека выступает не только как регулирующее звено, но и как рабочий орган, поэтому совершенно естественно, что его функциональное состояние будет определяющим в этом процессе.

Эффективность умственной деятельности определяют психофизиологические факторы:

  1. Устойчивая доминанта в процессе деятельности, т.е. стабильность уровня работоспособности;
  2. Интегративная реализация умственной деятельности, т.е. всем мозгом, но некоторые отделы мозга работают специализированно;
  3. Иерархически организованные функциональные системы деятельности, которые являются морфофизиологическим субстратом различных психических процессов;
  4. Активация соответствующей функциональной системы связана с осуществлением психических процессов;
  5. Умственная работа вызывает локальную активизацию нервных центров;
  6. Активные центры при умственной работе одновременно возникают в обоих полушариях мозга, но интегративные связи не симметричны, потому что левое и правое полушария выполняют различные роли.

Нервное напряжение активированных корковых структур, принимающих участие в конкретной деятельности, говорит о напряженности умственного труда.

Существует несколько способов, позволяющих оценить состояние напряжения:

  1. Биоэлектрическая активность головного мозга;
  2. Кровоснабжение мозга;
  3. Методы функциональных проб;
  4. Динамика внимания, памяти, восприятия, скорости реагирования;
  5. Динамика вегетативных показателей при умственной деятельности;
  6. Связь личностных характеристик с нервным переутомлением и нарушением психологического здоровья.

Психологическая работоспособность человека определяется умственной деятельностью. Она состоит из общей работоспособности, профессиональной, потенциальной и актуальной работоспособности.

Возможность человека заниматься любой общественно полезной деятельностью говорит об общей работоспособности человека и устойчивых качествах личностного здоровья.

Для выполнения объема и качества работ определенной квалификации требуется профессиональная работоспособность , отражающая характеристики систем и функций человека, необходимых для их выполнения.

Потенциальная работоспособност ь предполагает выносливость человека к определенного рода нагрузкам.

Замечание 3

Состояние работника, определяющее уровень эффективности его работы в определенный промежуток времени, относится к актуальной работоспособности , которая во времени меняется.

Физиология труда – прикладной раздел физиологии, который изучает механизм адаптации человека к работе с целью разработки мероприятий, направленных на сохранение здоровья, повышение производительности труда при минимальном негативном воздействии на здоровье. Изучают не только организм человека, его адаптацию, но и условия труда, вредные факторы.

Адаптация – процесс приспособления, который формируется на протяжении жизни человека. Благодаря адаптационным процессам человек приспосабливается к необычным условиям или новому уровню активности, повышается устойчивость его организма к воздействию негативных факторов. Организм человека может адаптироваться к высокой и низкой температуре, к воздействию необычных эмоциональных раздражителей (страх, боль и т.п.), к низкому атмосферному давлению или даже к некоторым патогенным факторам. В реальных условиях жизнедеятельность человека – постоянный адаптационный процесс. Организм адаптируется к воздействию различных природных (атмосферное давление, состав воздуха, длительность и интенсивность инсоляции, температура и влажность воздуха, сезонные и суточные ритмы), социальных и производственных факторов. Как правило, организм адаптируется к воздействию комплекса факторов.

Естественно, что любой фактор окружающей среды, к которому адаптируется организм, действует длительно или интенсивно, может перейти в стресс – способ достижения резистентности организма при воздействии на него стрессового (травмирующего) фактора. Реакция организма, характер изменений зависит от состояния и возможностей организма, силы и воздействия фактора.

Процесс адаптации имеет несколько стадий развития (физиологическая и морфологическая). Вначале активизируются энергетические, а потом и пластические ресурсы клеток. Если этих ресурсов достаточно (это бывает в случае действия не очень сильного раздражителя), состояние организма нормализуется, если их недостаточно, то возникает потребность в мобилизации ресурсов всего организма и тогда начинаются развиваться все стадии адаптации.

Физиологическая (краткосрочная) стадия. В случае воздействия на организм необычного по силе и воздействию фактора, организм использует свои

физиологические резервные возможности, что обусловлено мобилизацией его структур. Обычно, структуры органов используют 1/6-1/10 потенциальных возможностей. Например, в условиях относительного спокойствия минутный объем дыхания составляет до 6л, а при работе, даже у нетренированных людей может достигнуть 120-150л., минутный объем крови может увеличиться до 20-24л (в состоянии покоя 5-6л). Физиологическая фаза развивается при активном участии симпатико-адреналиновой системы, механизмов, которые отвечают за эмоциональную сферу, поэтому эта фаза называется реакцией тревоги.

Морфологическая (длительная) стадия. В случае повторного или длительного воздействия раздражителя, первая стадия переходит в следующую, морфологическую. Морфологическая основа органа (органов) увеличивается – нарастают функциональные резервы, то есть раздражитель становится обычным и благодаря изменению структуры, организм легко справляется с ним, повышается устойчивость организма к конкретному фактору. Эта фаза - фаза резистентности.

Адаптация у людей различная. Это зависит от врожденных и приобретенных на протяжении жизни индивидуальных особенностей организма, которые определяют уровень его функциональных резервов. Величина их, в значительной мере, зависит от генетических особенностей человека. Возможность человека к адаптации, возможно, рассматривать как меру его индивидуального здоровья. Состояние здоровья человека зависит от количества и силы его адаптационных резервов. Одним из важнейших направлений безопасности жизнедеятельности и здоровья человека – разработка мероприятий по расширению функциональных резервов. В современных условиях человек чаще подвержен воздействию различных стрессовых, субстрессовых и экстремальных факторов, которые необходимо изучать, а знания использовать для профилактики возможных заболеваний.

Деятельность человека в сложной производственной сфере реализуется с учетом процессов перестройки большинства функций под воздействием различных факторов, которые воздействуют в процессе трудовой деятельности. Одним из основных механизмов, которые формируются в процессе овладения трудовых навыков, является динамический стереотип. Создание трудового динамического стереотипа в человеке осуществляется под воздействием факторов наследственного развития морфофункциональных механизмов нервных центров, факторов окружающей среды и целенаправленного педагогического воздействия.

Основные формы трудовой деятельности. Все виды труда можно разделить на две группы: физический, где преобладает мышечная деятельность, и умственный, где доминирует умственная деятельность. Существует следующая классификация трудовой деятельности:

1. Формы труда, которые требуют значительной мышечной активности. Эти формы постепенно исчезают, поскольку связаны с тяжелой физической нагрузкой (землекопы, лесорубы и т.п.). У представителей этих профессий полностью или частично отсутствует механизация производственного процесса, что требует значительных энергетических затрат. Хотя такой физический труд и развивает мышечную систему человека, он обуславливает ряд негативных последствий. Основной – социальная неэффективность физического труда. Для достижения определенной производительности необходимо значительное напряжение физических сил человека.

2. Механизированные формы труда – это многочисленные профессии во всех отраслях производства. Характерные черты форм механизированного труда связаны со снижением мышечного компонента в работе и усложнение программы действий, уменьшается роль больших мышц в пользу мелких. Задание состоит в развитии точных и быстрых движений. Усложнение программы действий при механизированных формах труда связано с приобретением специальных знаний и двигательных навыков.

3. Групповые формы труда (конвейер). Основой высокой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, упрощение ряда дополнительных операций, синхронизация труда всех его участников. Интервал времени между операциями – мера монотонности. В связи с этим нарастает высокая нагрузка на нервную систему, эмоциональную сферу. Поскольку на конвейере работают люди с индивидуальными особенностями нервной системы, то создаются дополнительные нагрузки на нее.

4. Формы труда, связанные с полуавтоматическим или автоматическим производством. В этих формах механизация производства выражена в большей степени. Человек не дополняет механизм, а управляет им, обеспечивая его непрерывную работу. Основной чертой деятельности – готовность к действию и связана со скоростью реакции (оперативный покой). Уровень его бывает различный, в зависимости от ответственности работы, отношения к ней, скорости действия, индивидуальных особенностей работника. Сохранение состояния оперативного покоя – большая нервная работа.

5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением. Разделяют два основных рабочих ритма. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека. Беспрерывное внимание работника получает разрядку в численных движениях или условно-двигательных актах. В других – редких, работник находится, главным образом, в состоянии готовности к действиям. Наиболее сложные формы – деятельность диспетчеров на производстве или транспорте.

6. Формы интеллектуальной деятельности. С физиологической точки зрения эта форма основывается на сложной работе ЦНС, в которой формируется соответствующая программа действий. Интеллектуальный труд разнообразен, и программы различны по качеству и сложности. С одной стороны – это простая программа действий, что создает монотонный стереотип (телеграфисты, бухгалтеры), а с другой – изменяющаяся, сложная программа действий (творческий труд).

Особенности умственного труда. Умственным считается труд, который связан с приемом и переработкой информации. Он требует участия сенсорных систем, внимания, памяти, активизации мышления, эмоциональной сферы. Умственный труд характеризуется большим напряжением деятельности ЦНС, однако не исключает возможности физического напряжения, даже значительного.

Основные виды умственного труда: 1. Работа оператора – группа профессий, связанная с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами (операторы – наблюдатели, операторы – исполнители, операторы – технологи и др.).

2. Управленческая работа – руководители предприятий, учреждений, преподаватели. В этой группе доминируют факторы, обусловленные ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением социального статуса и личной ответственностью за принятие решений. Для данной формы труда характерны не стандартность решений, нерегулярность нагрузок, возможность конфликтных ситуаций.

3. Творческий труд – один из сложнейших форм деятельности человека, поскольку требует многолетней подготовки, высокой квалификации. Для их работы характерно создание новых алгоритмов деятельности, значительный объем памяти, пристальное избирательное внимание, что повышает уровень нервно-эмоциональное напряжение. Кроме того, нерегламентированный график деятельности.

4. Труд медицинских работников. При всем разнообразии специальностей врача и среднего медработника, у них общие черты – постоянный контакт с больными людьми, повышенная ответственность, часто – дефицитом информации для принятия правильного решения.

5. Работа учеников и студентов. Учебный процесс требует напряжения основных психических функций – памяти, внимания (особенно концентрации и устойчивости), восприятия. Обучение часто сопровождается стрессовыми ситуациями (экзамены, зачеты).

Труд необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье. Физический труд характеризуется тяжестью и связан с выполнением статической и динамической работы, а умственный связан с напряженностью на фоне статического напряжения. В основе физического и умственного труда лежат одни и те же центральные механизмы. Физический труд отличается большим расходом энергии, потреблением кислорода, быстрым развитием утомления и относительно низкой производительностью.

Статическая работа более утомительна, чем динамическая. При динамической работе благодаря чередованию процессов сокращения и расслабления мышц последние они отдыхают. Сокращающиеся скелетные мышцы одновременно действуют, как микронасосы, облегчая кровообращение и выполняя функцию «периферического сердца». При статической работе напряжение мышц длится непрерывно, сосуды в них постоянно сдавлены, и нормальное кровообращение затруднено. Это приводит к застою крови, накоплению в мышцах и в организме продуктов неполного окисления.

Умственная работа относится к числу весьма трудоемких и напряженных.

Прежде всего необходима ясная и четкая работа головного мозга: внимание и память, которую большинство людей считают главным залогом успеха в умственном труде. Внимание имеет волнообразные колебания в силу естественных физиологических причин – периодическое повышение возбудимости мозга сменяется понижением его активности и связано с появлением и поддержанием стойкого очага возбуждения в одном (или нескольких) вполне определенных центрах мозга. Память связана с сохранением стойких следов возбуждения (или внутреннего торможения) в разнообразных центрах коры больших полушарий головного мозга.

С повышением тяжести физического труда и напряженности умственного труда увеличивается потребление кислорода. Существует предел максимального количества кислорода, которое в силах потребить человек – так называемый кислородный потолок. Обычно он не превышает 3–4 л/мин. Во время выполнения очень тяжелого труда доставка кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем становится еще большей и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности – гипоксии, которая становится повреждающим фактором. Нарушаются внутриклеточные окислительные процессы и образуются токсичные вещества – свободные радикалы кислорода, отравляющие организм. Если тяжелый физический и умственный труд продолжается очень долго или человек не привык к большим физическим или умственным нагрузкам, то его дыхательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц и клеток головного мозга. В организме существуют механизмы, препятствующие развитию подобного опасного состояния. Происходит снижение работоспособности, развивается утомление. Однако если работоспособность не успевает восстановиться к началу следующего рабочего дня, развивается переутомление, сопровождающееся хронической гипоксией, нарушением нервной деятельности, заболеваниями сердечно-сосудистой и других систем.

Профилактика утомления

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания, замедлением мышления, нарушением сна. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда. В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.

Быстрота утомления зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. У многих людей в период эмоционального напряжения длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Утомление связано со снижением работоспособности, которая восстанавливается в результате полноценного отдыха.

Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению, которое может стать причиной неврозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Для профилактики переутомления необходимо учитывать две фазы работоспособности: I – возбудительную, связанную с двигательным беспокойством, рассеянностью внимания; II – тормозную, когда наблюдается вялость, снижение жизненного тонуса.

Эффективность и качество работы во время возбудительной фазы утомления могут оставаться высоким, но достигается это за счет волевого усилия и психического напряжения. Появляется субъективное чувство усталости, но работу следует продолжать до наступления II фазы утомления.

При появлении признаков торможения центральных мозговых структур попытки преодолеть его и продолжать трудиться могут вызвать переутомление, поэтому наступление тормозной фазы диктует необходимость отдыха.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности.

Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.

Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести.

При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Труд человека является функциональным процессом, в котором используются физиологические и психологические качества работника.

В процесс труда привлекаются все органы и системы организма человека-мозг, мышцы; сосуды, сердце, легкие и др. При этом затрачивается нервная и мышечная энергия. Итак, труд - это физиологический процесс расходования человеческой энергии. Кроме того, в процессе работы активизируются все психические функции человека: восприятие, мышление, память, чувства, воображение, волевые качества, внимательность, заинтересованность, удовольствие, сосредоточенность, напряжение, утомление и тому подобное.

В процессе труда человек воспринимает и перерабатывает информацию, в том числе информацию о наличии вредных и опасных факторов на рабочем месте; принимает и реализует решения; осмысливает различные варианты действий; использует усвоенные знания, навыки и умения; анализирует соответствие условий, орудий и предметов труда правилам, нормам; прогнозирует возможные ситуации; оптимально мобилизует свои резервные возможности; концентрирует волевые усилия на достижении поставленной цели и в целях повышения безопасности труда. Также в процессе труда реализуется коммуникативная функция психики, которое проявляется в общении работников и является основой межличностных отношений, способом организации совместной деятельности и методом познания человека человеком. В ней учитываются индивидуальные свойства личности, которые проявляются в различиях поведения людей в тех или иных опасных ситуациях.

Итак, можно сделать вывод, что труд - это совокупность физиологических и психических процессов, которые побуждают, программируют и регулируют деятельность человека.

В процессе труда происходит функциональное напряжение человека, которое обусловлено двумя видами нагрузок: мышечными и нервными.

Мышечные нагрузки, как правило, определяются рабочей позой, характером рабочих движений, напряжением физиологических функций тех органов, которые задействованы при выполнении работ стоя или сидя. Динамические нагрузки обусловленные мышечными нагрузками при перемещении в пространстве тела или его частей.

Нервные нагрузки обусловленные напряжением внимания, памяти, сенсорного аппарата, активизацией процессов мышления и эмоциональной сферы.

В зависимости от соотношения мышечных и нервных нагрузок труд делится на физическую, с преобладанием мышечных нагрузок, и умственную, с преобладанием нагрузок на кору головного мозга, связанных с высшими психическими функциями.

Это деление условно, так как любой труд включает в себя указанные компоненты и представляет собой единый нервно-мышечный процесс. Соотношение затрат мышечной и нервной энергии, исполнительских и творческих функций, механических воздействий и операций мышления в трудовом процессе характеризует содержание труда.

Физический труд отличается большими затратами энергии, быстрым утомлением и относительно низкой производительностью. При работе мышц усиливается кровообращение, что ускоряет поставку питательных веществ и кислорода, выделение продуктов распада. В организме наступают физиологические изменения, которые обеспечивают мышечную деятельность. С повышением тяжести физического труда увеличивается употребление кислорода. Каждому человеку соответствует свой показатель максимального потребления кислорода (МПК). Чем выше МПК, тем выше работоспособность, устойчивость к воздействию экстремальных факторов. Конечно МСК не превышает 3-4 л / мин. Во время выполнения очень тяжелой работы поступление кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем становится еще больше и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности - гипоксия. Умеренная гипоксия тренирует организм, но если тяжелый физический труд продолжается долго, или если человек не привык к большим нагрузкам, и ее дыхательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц - гипоксия становится повреждающим фактором.

Мышечная работа сопровождается изменениями и в обмене веществ, которые, в свою очередь, отражаются в составе крови. Существенным фактором, влияющим на состав крови, является нарушение водного и водно-солевого баланса. В связи с этим повышается концентрация соли в жидкой части крови (плазме). Кроме того, энергетические затраты в процессе труда предусматривают поступление в кровь различных продуктов распада веществ, что приводит к изменению состава крови.

В сфере материального производства работники осуществляют трудовую деятельность с преобладающей долей физического труда. В сфере управления, предоставления услуг, производства идеологической и научно-технической продукции, работники осуществляют трудовую деятельность с преобладающей долей умственного труда. Важным признаком умственного труда является то, что результатами деятельности работников являются не материальные вещи, а планы, программы, идеи, проекты, управленческие решения, информация, услуги и тому подобное.

В отличие от физической, умственный труд сопровождается меньшими затратами энергетических запасов, но это не говорит.о ее легкость. Основным работающим органом при такого вида труда выступает мозг. При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается и составляет 15-20% от общего объема энергии, которая расходуется в организме. При этом употребление кислорода 100 г коры головного мозга в 5 раз больше, чем скелетными мышцами того же веса при максимальной физической нагрузке. При чтении вслух расходы энергии повышаются на 48%; при публичном выступлении - на 94%; при работе операторов вычислительных машин - на 60-100%. Во время умственного труда значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы, прием и переработка информации, возникают фуцкциональни связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастает роль функций внимания, памяти, нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.

Для умственного труда характерны: большое количество стрессов, малая подвижность, вынуждена статическая поза - все это обуславливает застойные явления в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза, ухудшению снабжения мозга кислородом, рост потребности в глюкозе. При умственном труде ухудшается работа органов зрения: устойчивость ясного видения, острота зрения, адаптационная возможность глаза.

Умственной работы присущ наибольшую степень сосредоточения внимания - в среднем в 5-10 раз выше, чем при физическом труде. Завершение рабочего дня вовсе не прерывает процесса умственной деятельности. Развивается особое состояние организма - усталость, что со временем может превратиться в переутомление. Все это приводит к нарушению нормального физиологического функционирования организма. При умственном труде имеют место сдвиги в вегетативных функциях человека: повышение кровяного давления, изменения электрокардиограммы, вентиляции легких и употребления кислорода, повышение температуры тела.

После окончания умственного труда усталость остается дольше, чем после физического труда, однако даже в состоянии переутомления работники способны долгое время выполнять свои обязанности без особого снижения уровня работоспособности и производительности.

Как правило, во время умственного труда трудно выключить механизм переработки информации даже во время отдыха; люди работают не только 8-12 часов в сутки, а почти постоянно с короткими переключениями. Это и является подтверждением так называемой информативной теории, согласно которой человек во время сна перерабатывает информацию, полученную в период активной бодрости.

Каждый вид труда характеризуется определенным уровнем общей двигательной активности работника, требует выборочной, специфической психической активности, связанной с познанием, восприятием, общением и тому подобное.

Трудовая деятельность - целесообразная деятельность, в результате которой человек воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения собственных потребностей. В биологическом аспекте труд - важнейшая функция организма, характеризующаяся определенной физиологической стоимостью. Физиология труда - наука, изучающая изменения функционального состояния организма под влиянием производственной деятельности. В задачи физиологии труда входит и разработка физиологически обоснованных средств организации трудового процесса, способствующих предупреждению утомления, сохранению здоровья человека.

Классификация основных форм деятельности. Многообразные формы трудовой деятельности издавна условно делятся на труд физический и умственный. В современных формах трудовой деятельности чисто физический труд практически не встречается. Никакая мышечная деятельность невозможна без участия центральной нервной системы, как регулирующей и координирующей все процессы в организме, в то же время нет такой умственной работы, при которой отсутствует мышечная деятельность. Различие трудовых процессов проявляется лишь в преобладании деятельности мышечной системы или центральной нервной системы. В настоящее время, в связи с механизацией, и автоматизацией производственных процессов, физическое напряжение в трудовой деятельности играет все меньшую роль и значительно возрастает роль высшей нервной деятельности.

Однако существует общепризнанная физиологическая классификация трудовой деятельности.

1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности характеризуются в первую очередь повышенными энергетическими затратами (4000-6000 ккал/сутки). Физический труд развивает мышечную систему и стимулирует обменные процессы. В то же время отмечается социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил, потребностью в длительном (до 50% рабочего времени) отдыхе.

2. Особенностью механизированных форм труда является изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. Уменьшение объема мышечной деятельности сопровождается вовлечением в работу мелких мышц конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений.

3. Конвейерная форма труда требует синхронизированной работы ее участников в соответствии с заданным темпом и ритмом. Монотонность - одна из ведущих особенностей конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. В основе этого специфического явления лежит преобладание процесса торможения в коре больших полушарий при действии однообразных раздражителей. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.



4. Формы труда, связанные дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, характеризуются включением человека в систему оперативного звена.

5. Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, студентов, учащихся. Интеллектуальный труд характеризуется, как правило, необходимостью переработки большого объема информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций. Суточные энергозатраты составляют 2000-2400 ккал. Сопровождается гипокинезией - снижением двигательной активности человека, приводящем к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

В основе любого трудового действия лежит целевая установка, на базе которой в центральной нервной системе создастся определенная программа, реализующаяся в поведенческом акте. Такие запрограммированные действия носят название динамического стереотипа. Сущность динамического стереотипа заключается в том, что в ЦНС формируются длительно текущие нервные процессы, соответствующие особенностям воздействия на организм внешних и внутренних раздражителей. При этом обеспечивается точность и своевременность реакции организма на привычные раздражители, что особенно важно в формировании трудовых навыков. Наличие динамического стереотипа исключает излишние действия в процессе выполнения работы, "экономит" энергию и отдаляет наступление утомления. Кроме того, динамический стереотип обеспечивает приспособление организма к меняющимся условиям трудовой деятельности.



В процессе трудового действия в ЦНС поступает информация о ходе выполнения программы, на основании которой возможны текущие поправки к действиям. Точность и успешность выполнения программы зависят от опыта и количества предшествующих повторений этого действия, то есть автоматизма. Таким образом, автоматизм в действиях работающего возникает по мере закрепления динамического стереотипа.

Важное значение для рациональной организации труда имеет классификация различных видов труда по тяжести и напряженности. Тяжесть труда - понятие, выражающее степень функционального напряжения организма при трудовом процессе.

Функциональное напряжение может быть энергетическим – при физическом труде; эмоциональным - при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка. Нагрузка при труде, требующая преимущественно мышечных усилий классифицируется как физическая тяжесть труда, человека. При физическом труде изменяется функциональное состояние организма: активизируется мышечная система, система вегетативного обеспечения мышечной деятельности (кровообращение, дыхание), возрастает уровень обменных процессов, количество потребляемого в минуту кислорода, минутный объем и частота дыхания, число сердечных сокращений и т.д.

Физическая работа всегда сопровождается динамическими и статическими усилиями. Статическая работа - процесс сокращения мышц, необходимой для фиксации орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, поддержания положения тела в пространстве. При статической нагрузке тяжесть труда оценивают по величине статической нагрузки в кГ/с при удержании усилия одной рукой, двумя руками, с участием мышц корпуса и ног, времени пребывания в вынужденной позе. Работа, требующая нахождения человека в статической позе более 50% рабочего времени, характеризуется как тяжелая.

Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также тела человека в пространстве. Энергия организма расходуется на поддержание напряжения в мышцах и на механический эффект работы. Динамическая работа подразделяется на: общую мышечную работу, выполняемую более чем двумя третями массы скелетной мускулатуры; региональную мышечную работу, выполняемую преимущественно мускулатурой плечевого пояса и верхних конечностей; локальную мышечную работу, выполняемую с участием менее одной трети скелетных мышц.

Критериями тяжести труда при динамической нагрузке являются: мощность внешней механической работы, максимальная величина поднимаемых вручную грузов, величина ручного грузооборота за смену, частота шагов в одну минуту, наклоны туловища свыше 50° в 1 минуту при работе стоя. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин - работа классифицируется как легкая; 5-10 кг для женщин и 15-30 кг для мужчин - средней тяжести; свыше 10 кг для женщин и 30 кг для мужчин - тяжелая.

Существует способ оценки тяжести работы по потреблению кислорода и энерготратам (таблица).

При сравнительно легкой физической работе повышение обмена веществ происходит в основном за счет усиления энергозатрат в мышцах, сердце, мозге. При более тяжелых работах расход энергии мышцами возрастает на 95%. Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10% уровень основного обмена, стоя - на 10-25%; при вынужденной, неудобной позе затраты энергии на 40-50% превышают уровень основного обмена. Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на человека.

При физической работе важное значение имеет правильное чередование статических и динамических усилий. Статические мышечные усилия характеризуются преобладанием напряжения над расслаблением. При этом работа мышц осуществляется в анаэробных, то есть в бескислородных условиях. Клетки и ткани мышц получают энергию в результате расщепления сложных органических веществ до углекислого газа и воды. Примером может служить гликолиз - расщепление глюкозы, которое протекает в 2 основных этапа - бескислородный и кислородный.

На бескислородном этапе молекула глюкозы расщепляется до молочной кислоты с выделением небольшого количества энергии и образованием двух молекул АТФ. АТФ - основное энергетическое вещество клетки, единица измерения энергии в клетке, все процессы превращения энергии сопровождаются синтезом или распадом АТФ. При статистических усилиях, когда мышцы сжаты, кровеносные сосуды сдавлены, в клетки не поступает кислород, гликолиз останавливается на бескислородном этапе, энергия не образуется, в клетках накапливается молочная кислота (С 3 Н 6 О 3), появляется чувство утомления, боль в мышцах.

При длительном поддержании статического напряжение утомление мышц, сочетаясь с недостаточным кровоснабжением, может привести к развитию заболеваний мышечной и периферической нервной системы. При чередовании напряжения мышц и расслабления гликолиз идет в два этапа, молочная кислота расщепляется до углекислого газа и воды и при этом клетка получает почти в 20 раз больше энергии - 38 молекул АТФ.

Исходя из этого, при правильном чередовании статических и динамических усилий можно добиться преобладания кислородного расщепления над бескислородным, что способствует более длительному сохранению работоспособности.

Эмоциональная нагрузка при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга определяется как напряженность труда. Понятие напряженность труда чаще относят к работам с преобладанием нервно - эмоционального напряжения. Критериями напряженности труда являются: напряжение внимания, эмоциональное напряжение, напряжение анализаторов, объем оперативной памяти, интеллектуальное напряжение, монотонность работы.

Напряжение внимания связано с числом производственно-важных объектов наблюдения, длительностью сосредоточенного наблюдения в процентах от общего времени смены, плотностью сигналов или сообщений в среднем в 1 час. В процессе умственной деятельности активизируются различные отделы коры головного мозга, в которых возрастает кроваток и потребление кислорода; при увеличении степени умственного или эмоционального напряжения наблюдается учащение пульса, повышение артериального давления, возрастает интенсивность обменных процессов.

Напряженность труда в каждом конкретном случае зависит как от тяжести, так и от индивидуальных особенностей работающего. Труд одинаковой тяжести может вызвать у разных людей разную степень напряженности. Для оценки степени эмоционального напряжения, характерного для ряда профессий наиболее точными являются методы оценки показателей вегетативных функций (пульс, дыхание, АД и др.).

В физиологии труда важнейшим являются понятия работоспособности и утомления. Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от двух главных факторов: нагрузки и работоспособности. Общая нагрузка формируется взаимодействием следующих компонентов: предмет и орудия труда, организация рабочего места, гигиенические факторы производственной среды, технико-организационные мероприятия. Эффективность согласования указанных факторов с возможностями человека во многом зависит от уровня работоспособности.

Работоспособность – величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время при максимально интенсивном напряжении. Существенным фактором, влияющим на уровень и динамику работоспособности, являются специфические особенности каждой конкретной деятельности. Состояние работоспособности оценивается по физиологическим показателям функционального состояния центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обеспечивающих данную конкретную деятельность.

Производительность труда нельзя отождествлять с работоспособностью. Вместе с тем, и производительность и работоспособность характеризуются результатом работы, ее количеством и качеством. Поэтому интегральными показателями работоспособности могут быть данные почасовой производительности и качества работы. Во время трудовой деятельности функциональная способность организма и производительность труда закономерно изменяются на протяжении рабочей смены.

Изменение работоспособности в течении рабочего дня имеют фазовый характер.

I Фаза врабатывания или нарастающей работоспособности. В этот период повышается лабильность физиологических систем, ускоряется и увеличивается объем физиологических процессов. Уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным. Это выражается в улучшении психофизиологических показателей и результатов труда.

На фазе врабатывания количественные и качественные показатели работы часто: то улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания – поиск организмом наиболее экономичного для работы уровня. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека, этот период длится от нескольких минут до 1,5 часа, а при умственном творческом труде - до 2-2,5 часа.

II Фаза высокой устойчивой работоспособности. Для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций. Продолжительность фазы устойчивой работоспособности может быть 2-2,5 часа и более в зависимости от степени нервно-эмоционального напряжения, физической тяжести и гигиенических условий работы.

III Фаза снижения работоспособности. Падение работоспособности сопровождается уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека.

Продолжительность каждой из этих фаз зависит как от индивидуальных особенностей ЦНС, так и от условий среды, в которых совершается работа, от вида и характера деятельности, от эмоционального и физического состояния организма. Понимание процессов изменения работоспособности позволяет предупредить или отдалить наступление утомления.

Падение работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется в вялости, сонливости, потери интереса к работе и отказе ее продолжать, - развивается утомление.

Утомление – состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха. Существует ряд теорий утомления. Одни рассматривают утомление как следствие "истощения" энергетических ресурсов мышцы; другие как результат недостаточного снабжения кислородом и нарушения окислительных процессов – теория "задушения"; третьи как следствие засорения тканей продуктами обмена, - теории "отравления".

В наше время наиболее популярной является теория утомления, согласно которой утомление в первую очередь возникает в ЦНС. При длительном возбуждении определенных участков нервной системы наступает перевозбуждение и торможение условных рефлексов. Торможение позволяет клеткам не реагировать на поступающие импульсы, вследствие чего прекращается активная деятельность. Торможение является мерой предупреждения функционального истощения клеток. Эта концепция не исключает влияния местных процессов, происходящих в мышцах и других работающих органах, на формирование утомления.

Чрезвычайно высока биологическая роль утомления. Оно несет защитную функцию, предохраняя организм от истощения при слишком длительной или слишком напряженной работе. Повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

В развитии утомления различают скрытое, преодолеваемое утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Это так называемое компенсированное утомление. Работоспособность при этом обеспечивается значительными энергозатратами.

Дальнейшее выполнение работы вызывает развитие некомпенсированного, явного утомления, главным признаком которого является снижение работоспособности. Как уже отмечалось, утомление проявляется субъективным чувством усталости. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Так, если человек занят любимым, важным для него делом, он может работать достаточно долго, не чувствуя усталости, хотя признаки утомления налицо. Необходимо таким образом дозировать деятельность человека, чтобы возникающее в ее результате утомление исчезало за время отдыха; если этого не происходит, то оно накапливается и приводит к переутомлению.

В отличие от утомления, которое характеризуется как временное снижение работоспособности в результате предшествующей работы и оценивается как физиологическое состояние, переутомление - это уже длительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения и требующее для своего устранения длительного отдыха. Переутомление - это патологическое состояние, которое не исчезает после обычного отдыха и требует специального лечения.

Основные пути борьбы с утомлением. Для сохранения здоровья и высокой производительности труда важное значение имеет конструкция производственного оборудования, планировка и организация рабочего места. Оптимальная поза индивидуума не только обеспечивает высокую работоспособность, но и уменьшает заболеваемость.

При гигиенической оценке наиболее рациональной рабочей позы необходимо учитывать величину мышечных усилий, точность и скорость движений, характер работы. В трудовых процессах основными рабочими позами являются позы "сидя" и "стоя".

При работе стоя повышается нагрузка на мышцы нижних конечностей, наблюдается перераспределение крови, возможно ухудшение кровообращения. Для предупреждения заболеваний, связанных с патологией нижних конечностей (варикозное расширение вен, тромбофлебиты, плоскостопие и др.) необходимо проводить профилактические мероприятия.

Работа сидя менее утомительна, так как уменьшается высота центра тяжести над площадью опоры, повышается устойчивость тела, снижается напряжение мышц, нагрузка на сердечно-сосудистую систему. Но и в этом случае необходима профилактика, так как при длительной работе сидя наблюдается статическое напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины. Смена позы приводит к перераспределению нагрузки на группы мышц, улучшает кровообращение, ограничивает монотонность.

Выбор оптимальной позы определяется также величинами усилий, развиваемых во время работы. При усилиях не выше 5 кг можно выполнять работу сидя. В случае необходимости прилагать усилия 5-10 кг выполняют работу как стоя, так и сидя. При усилиях более 10 кг рекомендуется работать стоя.

При организации рабочего места необходимо учитывать, что рост мужчин и женщин в среднем отличается на 11,1 см, длина вытянутой руки в сторону - на 6,2 см, длина вытянутой вперед руки - на 5,7 см, длина ноги на 6 см, высота глаз над уровнем пола - на 10,1 см. При конструировании рабочего места в позе "сидя" и его гигиенической оценке учитывают, что в среднем тело мужчины в этой позе на 9,8 см длиннее, чем у женщины, а высота глаз над сиденьем соответственно отличается на 4 см. Оптимальная поза работающего обеспечивается конструкцией сиденья, которое должно поддерживать тело и не допускать его неправильного положения. Рациональная организация рабочего места - существенная мера повышения работоспособности и снижения утомления.

Важнейшим средством предупреждения утомления является упражнение - совершенствование умений и навыков в результате повторяющейся деятельности. В процессе упражнения принимает участие весь организм: устанавливается взаимодействие между ЦНС, органами чувств, двигательным аппаратом и дыхательной, сердечнососудистой, выделительной и другими системами. Процесс протекает по типу образования условных рефлексов.

С психофизиологической точки зрения производственное упражнение представляет процесс приспособления физиологических функций человеческого организма для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате упражнения, тренировки возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы. Характерная черта упражнения - преодоление утомления и снижения работоспособности, в основе которого лежит перестройка на более совершенную организацию деятельности. Упражнение лежит в основе выработки трудовых навыков.

Рациональный режим труда и отдыха - это соотношение периодов работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течении длительного периода. Оптимальность организации режима труда и отдыха оценивается на основании комплексных исследований состояния физиологических функций человека и динамики работоспособности.

Существуют две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня; введение кратковременных перерывов, продолжительность и количество которых определяется на основании наблюдения за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда.

При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук целесообразны более частые, но короткие перерывы. (5-10 мин.). При работах, требующих значительных усилий и участия крепких мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные перерывы. (10-12 мин.) При выполнении особых тяжелых работ следует сочетать работу в течении 15-20 минут с отдыхом такой же продолжительности.

Под суточным режимом труда и отдыха следует понимать рациональное чередование периодов работы, отдыха и сна человека, обеспечивающее его высокую работоспособность и жизнедеятельность организма. Организм человека в течении суток по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку.

В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы - до 12 часов и с 14 до 17 часов. В вечерние часы работоспособность снижается и достигает минимума ночью. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается между 12 и 14 часами, а в ночное время с 3-4 часов. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы.

В течении недели наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й дни. Последующие дни недели она снижается, падая до минимума в последний день работы.

Элементами рационального режима труда и отдыха является производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке. В основе организации производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха, описанный И.М. Сеченовым: утомленные мышцы лучше отдыхают не при полном покое, а при работе других мышечных групп. С целью поддержания максимальной работоспособности в течении рабочего дня применяют: вводную гимнастику, физкультпаузу (5-10 мин., до 4 раз в смену), физкультминутку (2-3 мин.).

Комнаты психофизиологической разгрузки представляют собой специально оборудованные помещения, в которых в отведенное для этого время в течение смены проводят сеансы по снятию усталости и нервно-психического напряжения. Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается за счет: эстетического оформления интерьера; трансляции специальных музыкальных произведений; насыщения воздуха отрицательными ионами; приема тонизирующих напитков; имитацией естественно-природного окружения; аутогенной тренировки.

В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый его эмоциональный настрой. Музыка действует как ритмический стимулятор, способствующий образованию рабочей доминанты, способствует предупреждению развития утомления. Функциональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания (свыше 70% рабочего времени), при большой напряженности работ, выполняемых в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях.

Прикладные направления физиологии и психологии труда. Разработкой мероприятий, направленных на предупреждение утомления, созданием оптимальных условий труда помимо гигиены, физиологии и психологии труда, занимаются эргономика, техническая эстетика, инженерная психология, служба научной организации труда. В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р. 2. 2. OB, - 1994 г.) условия труда могут быть: оптимальными, допустимыми, вредными и опасными.

Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Допустимые условия характеризуются уровнями факторов среды и трудового процесса, не превышающими установленных гигиенических нормативов для рабочих мест. Вредные условия характеризуются уровнем производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающим неблагоприятное воздействие на работающего и его потомство. Опасные (экстремальные) условия труда характеризуются уровнем производственных факторов, дающих угрозу для жизни, высоким риском возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Эргономика решает вопросы рационализации трудовых процессов и рабочих мест, направленной на приспособление их к анатомо-физиологическим и психологическим особенностям возможностям человека.

Техническая эстетика имеет два основных направления: цветовое оформление производственных помещений и оборудования; художественное конструирование оборудования, т.е. создание оборудования оптимальной формы, обеспечивающей удобство эксплуатации. Техническая эстетика занимается созданием цветового климата. В основном эта группа цветов, имеющих малую насыщенность и сравнительно большой коэффициент отражения. Цветовое оформление подбирается в зависимости от характера выполняемой работы. Так, например, "холодные" цветовые тона - зеленые, зелено-голубые, понижающие напряжение зрения и действующие успокаивающе, рекомендуют применять при выполнении умственной и физической работы, требующей большой сосредоточенности.

Мероприятия технической эстетики повышают работоспособность человека не только путем создания у него хорошего настроения, но и благодаря воздействию на функции сердечно - сосудистой системы и ЦНС.

Инженерная психология рассматривает требования, предъявляемые к психическим особенностям человека, проявляемым при его взаимодействии с техническими средствами. Изучает связи конструкций пультов управления с особенностями восприятия и переработки информации операторами. Целью инженерной психологии является проектирование и конструирование пультов управления с учетом пропускной способности анализаторов с тем, чтобы поток поступающих сигналов не превышал психофизиологических возможностей человека.

Научная организация труда. На крупных промышленных предприятиях существует служба научной организации труда (НОТ), занимающаяся разработкой и внедрением мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса. Внедрение гигиенических мероприятий системой НОТ способствует улучшению условий труда, сохранению здоровья человека.