Методическая разработка на тему: Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ". Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Особые условия:

Самая выгодная цена курса!
- Гарантированные подарки каждому обучающемуся
- Рассрочка оплаты
- 5% скидка при он-лайн оплате
- Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!
- Процесс обучения сопровождает высококвалифицированный преподаватель.
- Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

В настоящее время внимание психолого-педагогического сообщества обращено к внедрению и реализации ФГОС, суть которого состоит в создании условий для максимального развития возможностей детей с ОВЗ, а также в психолого-педагогическом сопровождении их индивидуальности и творческого потенциала. В связи с этим для коррекции эмоционального состояния детей с ОВЗ используются методы арт-терапии. Арт-терапия для детей – это междисциплинарное направление, возникшее на стыке искусства и науки, которое представляет собой воздействие средствами искусства на ребенка. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала. Курсы арт-терапии позволят слушателям познакомятся с методами, направленными на гармонизацию эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие способностей самовыражения и самопознания.

Каким образом будет проходить обучение?

Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль. Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

Выдаваемые документы:

По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса - Удостовение о повышении квалификацииАНО ДПО "Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки "Мой университет" с указанием объема курса - 108 часов .

Как записаться на курс?

1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой "Записаться на курс")
2. Нажать на кнопку "Записаться на курс" и зарегистрировать "Личный кабинет"
3. Произвести оплату за обучение.
4. Заполнить раздел "Анкетные данные" в "личном кабинете" (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).
5. После заполнения раздела "Анкетные данные" Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс).

Если у Вас возникли вопросы по оформлению раздела "Анкетные данные", пожалуйста, напишите на электронный адрес [email protected]

И это ещё не всё!

После оплаты обучения на дистанционном курсе повышения квалификации Вы получите 3 ценных подарка:

1 подарок

2 подарок

3 подарок

Сборник лучших работ фестиваля разработок учебных занятий с использованием проектной технологии.

40 Шаблонов для создания красивых презентаций по образовательной тематике.

Цель арт-терапии в психологии – лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.

Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания. Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
В развитии детей используем различные виды искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях – это арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания.

Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний. Во время выполнения упражнений по арт-терапии мы получаем важное послание от собственного подсознания, оно контактирует с нашим сознанием, и этот диалог позволяет нам увидеть то многое и важное, что скрыто внутри нас. Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода. Арт-терапия – самостоятельное избавление от стресса.

На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных в него входят занятия: изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия и анималотерапия (оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

Работа психолога по арт-терапевтическому методу.

Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту – судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях. «Социальные игры» или «игры с правилами» – наиболее значим при осуществлении групповых форм арт-терапевтической работы

Психологи отделения психолого-педагогической помощи, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. Принципы работы таких врачей являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит, после чего решает, что делать в сложившейся ситуации.

Арт-терапевтическая методика дает возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, вызывают массу удовольствия, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.

Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапиии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987).

Существует две формы арт-терапии:

  • пассивная
  • активная.

При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается, и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.
При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Применяемые направления в арт-терапии

Одним из направлений арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

Все дети любят играть с песком, а психолог, наблюдая за ними, может анализировать состояние ребенка и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский коллектив и так далее. При работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит ребенка концентрироваться.

Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями ребенка, комментирует их и задает вопросы, что помогает ему постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Работа по методу арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

методист Царькова Марина Витальевна

Мастер-класс

«Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок» Сухенко Т.А.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования приемов арт-терапии для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением в работе с детьми с ОВЗ;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии в ходе мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

Ожидаемые результаты:

  • Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, необходимых в работе с детьми с ОВЗ.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
  • Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Перед началом мастер-класса педагогам предлагаются следующие памятки :

А теперь, позвольте перейти непосредственно к теме мастер-класса «Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ». Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать окружающий их мир, полноценно, органично существовать и взаимодействовать в нем, познать свое «Я» и развиваться?

В настоящее время существует большое количество различных технологий, направленных на помощь детям с ОВЗ. Одной из таких технологий, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Страхи, негативизм, агрессия (формы психической защиты)уступают место инициативности, творчеству.

Арт-терапия представляет собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку в образовательном учреждении с учётом его возрастных, нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.

Основные принципы арт-терапии:

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
  • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Преимущества применения элементов арт-терапии:

  • работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности;
  • помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
  • используется для оценки состояния воспитанников; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
  • помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе;
  • царит атмосфера доверия, терпимости и внимания;
  • помогает принять каждого ребёнка

Упражнение 1: участникам мастер-класса предоставляется возможность вспомнить виды арт-терапии, с которыми они знакомы.(работа в группах)

Да, вы правы, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды:

  • Изотерапия , позволяет оказывать воздействие на развитие ребенка посредством изобразительной деятельности. Здесь используются все виды изодеятельности: рисование красками, карандашами, мелками, нетрадиционные техники рисования, лепка из пластилина и т.д.Изотерапия помогает обнаружить скрытые способности ребенка, избавляет его от различных страхов и внутренних конфликтов.
  • Игротерапия. Игра у ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. Игра для детей является средством коммуникации.
  • Сказкотерапия. В ее основе лежит использование различных сказочных историй, сюжетов. Они зачитываются, проигрываются, рассказываются с особой интонацией, мимикой, жестами. Сказкотерапия способствует разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
  • Музыкотерапия – это использование музыки на занятиях с ребенком в любом виде: прослушивание, игра на элементарных музыкальных инструментах, пение. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
  • Танцетерапия позволяет выразить свои и чувства и эмоции в свободном движении и импровизации под музыку.
  • Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Существуют и другие виды арт-терапии, остановимся более подробно на широко распространенных.

  • А чтобы нам лучше познакомиться, предлагаю перейти к технике «Визитка» .Каждый участник оформляет собственную визитку, где указывается свое имя и схематическое изображение себя в виде любого образа: предмета, цветка, животного и т.д. Далее каждый участник коротко представляется, называет, что он изобразил и с чем это связано.

Упражнение-игра «Серый волк и золотая рыбка»

Три человека (от каждой группы) получают простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.

После того, как герои утверждены, ведущий даёт второе задание всей группе: придумать и рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Время: 3 мин.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

Танец кистей рук

Танец рук

Танец головы

Танец плеч

Танец живота

Танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Схемы обсуждения:

Какой танец было легко исполнить, какой трудно?

Почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

Упражнение «Ведущий и ведомые»

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, что стимулирует танце- вальную экспрессию.

Время: 5 мин.

Описание проведения: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Схема обсуждения:

Что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?

Что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?

Когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или, когда сами были ведущими?

Техника «Рисуем круги...»

Данное занятие подходит для завершения арт-терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола, вокруг которых расставлены стулья.

Материалы:

Два ватмана или можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).

Ход игры:

1 Индивидуальная работа.

Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите контуры рисунков.

Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность.

2. Коллективная работа.

Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

3. Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Посмотрите, каких красок больше в вашем рисунке?

  • Если синих – значит вам хочется тишины и покоя. Может вспомнить поэзию? Стихи серебряного века будут созвучны вашему настроению.
  • Если преобладает сине-зеленый цвет – то вы давно не отдыхали, вам желательно повысить самооценку.
  • Если алый, ярко-красный – дерзайте, вы хотите победить и у вас для этого достаточно сил и энтузиазма.
  • Если в вашей «живописи» много оранжево-красных оттенков, вы возбуждены и готовы к серьезным переменам в жизни.
  • Если преобладает сочный желтый цвет, значит вы не уверены в завтрашнем дне, помечтайте.. , вспомните, что

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Мастер-класс «Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ» Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок» Сухенко Т.А.

    Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

    Цели арт-терапии: выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя; активный поиск новых форм взаимодействия с миром; подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости; и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости)

    Принципы арт-терапии: Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»; Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования; Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

    Преимущества применения приемов арт-терапии работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности; помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию; используется для оценки состояния воспитанников; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность; помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе; царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка

    Виды арт-терапии

    Изотерапия – терапевтическое воздействие посредством изобразительной деятельности

    Игротерапия – способ выражения себя в игровой деятельности

    Сказкотерапия –психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности

    Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека

    Танцетерапия – способ выражения себя в танце

    Песочная терапия Игра с песком– это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения

    « Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс» (К. Роджерс) «Научившись распознавать в себе скрытого художника, защищать его и заботиться о нем, вы избавитесь от боли и психологической зажатости» (Дж. Кэмерон)


    Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат »

    Доклад для методобъединения

    «Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ»

    Воспитатель:

    Полунина Н.А.

    д.Большие Круты

    Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ .

    Арт-терапия или, буквально, "терапия искусством". Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира. И это важно, в первую очередь, для детей. Для ребёнка творчество – это его жизнь, его реальность. Для него не столько важно как что-то нарисовано или вылеплено из пластилина – сколько, что именно. Поэтому для него столь естественным становится самовыражение именно в творческой деятельности .

    Цель Формирование и укрепление психологического здоровья ребенка и развитие его творческого потенциала

    Задачи: Расширять эмоциональный опыт; Обучать новым приёмам рисования и развивать умение экспериментировать; Снижать импульсивность, тревогу, агрессию детей; Снижать эмоциональное и мышечное напряжение; Совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности; Воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество; Развивать познавательные процессы; Развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов.

    Арт-терапия – это воздействие средствами искусства на ребенка.

    Выделяют различные ее виды :

    Музыка - это музыкотерапия;

    Литература, книга - это библиотерапия;

    Театр, образ - это имаготерапия;

    Изобразительное искусство - это изотерапия;

    Танец, движение - это кинезитерапия.

    Давайте теперь более подробно рассмотрим каждый вид арт-терапии более подробно.

    Музыкотерапия

    Это использование музыки на занятиях с ребенком в любом виде. Вы можете прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие психики вашего ребенка.

    При использовании музыкотерапии происходит:

    Эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;

    Ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями;

    Происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка;

    Формирование чувства прекрасного.

    Какие формы музыкотерапии существуют?

    Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда малышам предлагают только прослушать музыку.

    Кинезитерапия

    Это активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения или вокалотерапии, движения или танцетерапия, а так же игры на музыкальных инструментах - инструментальная музыкотерапия.

    Имаготерапия

    Занимает не последнее место среди различных видов арт-терапии. Её основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек.

    Применяя имаготерапию в воспитании своего ребенка вы сможете:

    Укрепить и обогатить эмоциональную сферу;

    Разовьете способность общаться;

    Развить способности максимально адекватно реагировать на возникновение в жизни неблагоприятных ситуаций, способность исполнять роль, соответствующую течению событий;

    Развить в ребенке творческий потенциал;

    Развить волевые качества.

    Библиотерапия

    В основе библиотерапии лежит использование специально литературного материала с целью решения различных личностных проблем ребенка.

    Материалом для чтения могут быть произведения, абсолютно различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы).

    В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии - сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом.

    С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).

    Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувств, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувств и переживаний.

    Изотерапия

    Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

    Проведение рисуночной терапии с детьми может, осуществляется психологом на занятиях, педагогом, воспитателем или самим родителем.

    Выделяют несколько типов заданий , которые можно использовать в практике проведения рисуночной терапии:

    Предметно-тематический тип - основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными - «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.

    Образно-символический тип - в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств - «Радость», «Гнев», «Удивление».

    Упражнения на развитие восприятия , воображения и символической функции - задания, основанные на принципе проекции, - «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление - «Рисование по точкам».

    Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т. д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей - «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм).

    Задания на совместную деятельность - могут включать задания всех четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.

    Рисование - это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, сво­бодно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болез­ненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

    Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их ис­пользования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

    Условия успешного проведения изотерапии:

    1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

    Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изоб­ражения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе ра­боты должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку.

    2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

    3. Изобразительные техники и приёмы должны быть нетрадиционными.

    Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют дея­тельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше сво­боды самовыражения, а значит, неосознанной информации.

    Приемы изотерапии:

    - Марания

    В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, гряз­нить».

    Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.

    Определение «марание» выбрано в связи с не­структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочета­нием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмич­ности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении мно­жества слоёв и смешивании цветов.

    Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

    -Монотипия

    «Излечивает гнев и заполняет время» (О.А. Никологорская и Л.И. Маркус).

    Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» - «один», так как отпечаток в этой технике получается только один, на одном и том же листе можно делать несколько оттисков;

    «кляксография» - это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).

    Рисование пальцами, ладошками.

    Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особен­ные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешивает краску в ба­ночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.

    Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления.

    Рисование пальцами, ладонями - это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в соци­ально приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может ос­мелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опаса­ется, не желает или не считает возможным нарушать правила. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

    Рисование по - мокрому листу

    Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.

    Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами

    Сухие листья приносят де­тям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.

    С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На листе бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносит­ся рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изоб­ражения на тонированной и фактурной бумаге.

    Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпу­чих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопь­ев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д.

    Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, спо­собствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

    Рисование предметами окружающего пространства

    Рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нит­ками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками. Детс­кая инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вре­дительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. При­влечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит для педагога и психолога знаком вовлечённости в творческую деятельность, возрастания самооценки, появле­ния сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

    Техника каракулей

    Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту тех­нику можно использовать в работе с гиперактивны­ми детьми как инструмент развития ценных соци­альных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повы­шения самооценки.

    Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тон­ких линий на поверхность бумаги.

    Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неуме­лыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных кара­кулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрак­тной манере.

    Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

    Техника «Волшебный клубок»

    Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Технику можно смело использовать для гиперактивных, импульсивных, агрессивных детей. Работать можно как индивидуально, так и в парах.

    Занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют детей, у них сохра­няется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

    Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществ­лять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.

    Итак, исполь­зование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональ­ное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегча­ет интеграцию в общество. Это является ис­ключительно важным для всех детей.