Учебно-методический материал на тему: педагогический совет на тему "о введении и реализации фгос среднего общего образования". Методические рекомендации по созданию материально-технических условий для реализации фгос

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23

с углубленным изучением отдельных предметов»

ГО Краснотурьинск Свердловской области

материально-технических условий

для реализации ФГОС

ГО Краснотурьинск

Алгоритм создания материально – технических условий для реализации ФГОС 5

ШАГ 1. Нормативно – правовое обеспечение. 5

ШАГ 2. Анализ материально-технических условий ОУ 9

ШАГ 3. Проведение паспортизации учебных кабинетов 15

ШАГ 4. Составление перспективного плана оснащённости ОУ 15

Приложения

Пояснительная записка

Введение нового стандарта в условиях информационного общества отражает формирование новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса. Важной особенностью стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся.

Для обеспечения успешного введения федерального государственного образовательного стандарта важно подготовить все необходимые условия, в т.ч. и материально – технические.

У многих руководителей ОУ, педагогов возникает вполне правомерный вопрос: «Что и как должно измениться в оборудовании рабочего места учителя и ученика в связи с введением ФГОС?». Но получить ответ на этот вопрос могут, к сожалению не все. Методическая литература по данной проблеме также отсутствует. Именно этим и объясняется необходимость составления методических рекомендаций по созданию условий для реализации ФГОС.

Задачи :

1. Сформировать систематизированное представление об оптимизации оснащения и использования материально –технических условий образовательного учреждения;

2. Оказать методическую помощь руководителям, педагогам в работе по оснащению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Методическое пособие носит лишь рекомендательный характер. Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, условиям их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Алгоритм создания материально – технических условий для реализации ФГОС ШАГ 1. Нормативно – правовое обеспечение.

Любая деятельность в образовательном учреждении должна начинаться с изучения нормативно - правовой базы по проблеме. Для создания качественных условий необходимо изучить следующие документы:

    ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

    План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.

    Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 года № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

    Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

    Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

    Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).

Наименование раздела

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».

2. Стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования базовый уровень, среднего (полного) общего образования профильный уровень (при необходимости).

3. Примерные программы по каждой ступени образования, примерные программы среднего (полного) общего образования по учебным дисциплинам профильного уровня.

4. Учебники:

Начальная школа - 1,2,3,4 классы

Основная школа - 5,6,7,8,9 классы

Средняя школа (базовый уровень) - 10, 11 классы

Средняя школа (профильный уровень) - 10,11 классы.

5. Учебные пособия по факультативным и элективным курсам.

6. Рабочие тетради по каждой ступени образования.

Данная книгопечатная продукция приводится в требованиях в расчёте на один учебный кабинет и учитывает средний расчёт наполняемости класса (25 учащихся) в каждом классе на всех ступенях образования.

7. Школьные словари, дидактические материалы и т.п. Приводятся в требованиях как комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на 2-х учащихся), т.е. 12-13 экземпляров.

8. Книги для чтения - минимальное количество для практической работы в группах- 6-7 экземпляров на класс.

9. Методические пособия для учителя -по 1 экземпляру для каждого класса на всех ступенях образования.

2. Печатные пособия.

1. Таблицы, схемы, портреты, плакаты, карты и т.п. Могут быть представлены в демонстрационном виде - 1 экземпляр на класс всех ступеней образования.

2. Раздаточный материал по всем разделам курса рекомендуется иметь на каждый класс, т.е. 25 экземпляров на один класс.

3.Информационно коммуникационные средства

1 Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники рекомендуется иметь от 1 комплекта на кабинет до 6-7 комплектов в старшей школе профильного уровня.

2. Электронные библиотеки и игровые компьютерные программы -по 1 комплекту на кабинет.

4.Экранно-звуковые пособия.

Видеофильмы, аудиозаписи, по разным разделам курса рекомендуется иметь по одному демонстрационному комплекту.

5. Технические средства обучения.

1. СПАК учителя: приобретается при наличии финансовых возможностей ОУ, до приобретения возможно использовать отдельно компьютер, мультимедийный проектор, экран, множительную технику;

2. СПАК ученика: использовать возможности двух компьютерных классов и мобильного компьютерного кабинета, приобретается при наличии финансовых возможностей ОУ;

3.Такие ТСО как: копировальный аппарат, мультимедийный проектор, компьютер, ноутбук, нетбук, видеокамера, фотокамера -могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения и использоваться по заявкам всеми педагогами ОУ.

5. Интерактивная доска;

7. Средства телекоммуникации создаются в рамках материально-технического обеспечения всего ОУ при наличии финансовых и технических условий, могут быть оборудованы в специально отведённом месте. Данное оборудование может использоваться как на уроках, так и во внеурочное время по разработанному администрацией графику занятости.

6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

1. В основном данное оборудование представляется в демонстрационном виде - 1 экземпляр на кабинет (аппараты, весы, наборы посуды, пульт управления и т.п.).

2. Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий приобретаются на парту один комплект на всех ступенях образования, т.е. 12-13 экземпляров. В профильных классах рекомендуется иметь такие комплекты на каждого ученика, т.е. 12+13 экземпляров. В итоге при наличии профильных классов в кабинет приобретается 25 комплектов для лабораторных опытов.

3. Натуральные объекты также приобретаются на парту один комплект (12-13 экз.).

4. Реактивы необходимо иметь по одному набору на кабинет, используемых на всех ступенях образования.

7.Специализированная учебная мебель.

Мебель приобретается в расчёте на один учебный кабинет и учитывает среднюю наполняемость класса (25 учащихся) на всех ступенях образования (13 комплектов - 13 столов, 26 стульев).

ШАГ 2. Анализ материально-технических условий ОУ

С целью обеспечения необходимого и достаточного оснащения образовательного процесса образовательному учреждению, необходимо осуществить анализ состояния материально-технической базы на предмет ее соответствия новым требованиям ФГОС и существующим нормам и составить перечень недостатков. Проведенная работа позволит разработать и реализовать планы-графики обеспечения школы недостающим оборудованием, реконструкции и ремонта школьных зданий.

В «Рекомендациях по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» сказано, что полное оснащение ОУ обеспечивают взаимосвязанные комплекты:

    Общешкольное оснащение;

    Оснащение предметных кабинетов;

    Оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности.

К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ,

позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно, оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал библиотеки и т. д.). Это может быть комплект мобильного оборудования - ноутбуки, проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей при наличии лифтового хозяйства).

ФГОС предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интеграции их в Интернет. По представленным ниже таблицам рекомендуется проводить оценку материально - технической оснащенности ОУ по всем комплектам согласно «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».

Общешкольное оснащение. Таблица 1

Компоненты оснащения

Имеются в наличии

Средства ИКТ:

    для сбора, хранения и обработки информации, её представления, распространения и управления;

    для проведения мероприятий, линеек, родительских собраний и т.д;

Библиотека

Читальный зал

Кабинет психологии и др. кабинеты для общешкольного пользования

Комплект мобильного оборудования

Лекционные аудитории

Школьный сервер

Локальная сеть

Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. СПАК для учителя включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.

Цифровые измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике - использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов - возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты учителя и значительное число других экспериментов.

Традиционные средства обучения по предметным областям должны содержать различные средства наглядности, а также лабораторное и демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и пр.

Традиционные средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в образовательном процессе.

Оснащение предметных кабинетов Таблица 2

Компоненты оснащения

Необходимое оборудование

Имеется в наличии

Необходимо

    СПАК педагога

    СПАК учащихся

    Универсальная форма для перемещения и подзарядки компьютеров

    ТСО в кабинетах

2.Лабораторное и демонстрационное оборудование

    обучающая цифровая лабораторная учебная техника

    обучающая традиционная лабораторная учебная техника

    учебная техника для отработки практических навыков проектирования,

конструирования

3.Наглядные пособия по предметам

ЭОР, традиционные пособия, макеты, модели, глобусы и т.д.

Оснащение внеурочной деятельности обучающихся, в том числе моделирования, технического творчества и проектной деятельности, может быть организовано с использованием учебной техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских, помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных требованиями ФГОС.

Повышенный уровень оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного набора цифрового измерительного оборудования, оборудования для изучения альтернативных источников энергии, а также программного обеспечения, современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для моделирования должна представлять собой инструментарий для практикума (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой, предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных экспериментов.

При организации деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы, электронные библиотеки, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики.

Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными материалами.

Оснащение внеурочной деятельности Таблица 3

компоненты оснащения

имеются в наличии

Помещения для занятий учебно-исследовательской деятельностью, моделированием, техническим творчеством.

Помещения для занятий музыкой и изобразительным искусством

Игровые аудитории

Помещения для занятий физической культурой

ШАГ 3. Проведение паспортизации учебных кабинетов

Следующим шагом по определению уровня ресурсного обеспечения образовательных учреждений, соответствующих требованиям ФГОС должна стать паспортизация учебных кабинетов. Для паспортизации учебных кабинетов директором школы издается приказ о создании комиссии по проведению паспортизации учебных кабинетов под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Обязанности по заполнению (ведению) паспорта учебного кабинета возлагаются приказом директора школы на заведующего кабинетом. В данных рекомендациях представлено примерное «Положение о паспортизации учебных кабинетов», а также макет паспорта учебного кабинета (Приложение № 1, 2)

ШАГ 4. Составление перспективного плана оснащённости ОУ

Составление перспективного плана оснащённости образовательного процесса будет следующим шагом. Это необходимо делать для того, чтобы в соответствии с ФГОС образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств могли обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Перспективный план оснащённости образовательного процесса

Таблица 4

Необходимо приобрести

кол-во

    СПАК для педагога

    СПАК учащегося

    Интерактивные доски

    Компьютеры/ноутбуки

    Визуализатор цифровой

    Копировально- множительная техника

Лабораторное и демонстрационное оборудование

Наглядные пособия по предметам

Библиотечный фонд

Настоящие рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени общего образования. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

Приложение 1

Положение

о паспортизации учебных кабинетов

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

1.2. Настоящее Положение о паспортизации учебных кабинетов предназначено для образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности и реализующих общеобразовательные программы с использованием учебных кабинетов.

1.3. Паспортизации подлежат оборудованные учебные кабинеты, в которых организуется преподавание учебных дисциплин, проведение факультативов, кружковых и внеклассных занятий.

1.4. Под паспортизацией понимается специально организованная деятельность по созданию и ведению паспорта учебного кабинета.

1.5. Паспортизация учебных кабинетов проводится с целью:

    совершенствования организации труда учителей и повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса;

    проанализировать состояние учебного кабинета, его готовность к обеспечению требований государственных образовательных стандартов, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Задачи паспортизации учебных кабинетов:

    доукомплектование учебных кабинетов методической, дидактической и справочной литературой, печатными, электронными, аудио и видео пособиями, дидактическим и раздаточным материалами;

    доукомплектование учебных кабинетов лабораторным оборудованием, натуральными объектами и приборами, техническими средствами обучения, компьютерной техникой и программным обеспечением,

    рациональное размещение и систематизация литературы, учебно-наглядных пособий, дидактических и раздаточных материалов, учебного оборудования, их использование в воспитательно-образовательном процессе;

    оформление учебных кабинетов.

2. Руководство паспортизацией учебных кабинетов

2.1. Для паспортизации учебных кабинетов директором издается приказ о создании комиссии по проведению паспортизации учебных кабинетов под руководством заведующего методическим кабинетом.

2.2. Обязанности по заполнению (ведению) паспорта учебного кабинета возлагаются приказом директора на заведующего кабинетом.

2.3. Заведующий учебным кабинетом совместно с заместителем директора по АХЧ, администрацией школы проводит учет (инвентаризацию) всего имеющегося учебного оборудования и технических средств, предназначенных для преподавания предмета, а также мебели и приспособлений, выделенных администрацией школы для оборудования кабинета. Результаты инвентаризации оформляются актом и заносятся в паспорт кабинета. Неисправное оборудование и технические средства списываются и уничтожаются, о чем составляется акт на списание.

2.4. По истечении срока действия паспорта заполняется новый паспорт учебного кабинета.

3. Паспорт учебного кабинета

3.1. Паспорт учебного кабинета представляет собой документ контроля и учета (мониторинга) условий осуществления образовательного процесса, а также учета внутреннего движения материальных ценностей, относящихся к кабинету.

Целью заполнения (ведения) паспорта является мониторинг и оценка условий осуществления образовательного процесса, учет внутреннего движения материальных ценностей, находящихся в оперативном использовании кабинета.

3.2. Срок действия паспорта учебного кабинета – 5 лет.

3.3. Паспорт представляет собой файловую папку с пронумерованными страницами и электронную форму, рассчитанную на 5 учебных лет.

3.4. Структура паспорта учебного кабинета:

4.Контроль

4.1. Контроль за достоверностью и полнотой информации, содержащейся в

паспорте, осуществляют:

администрация образовательного учреждения

4.2. Форма проверки результатов паспортизации в образовательных учреждениях – Смотр-конкурс учебных кабинетов, проводимый ежегодно согласно годовому плану.

5. Общие требования к оборудованию кабинетов

5.1. Наличие плана доукомплектования учебного кабинета, составленного на основе Перечня учебно-наглядных пособий и оборудования, утвержденного директором образовательного учреждения по следующей форме:

Наименование

Норма по «Перечню»

Имеется в наличии (2013-2014)

План приобретения

Наименование учебной, научно-популярной и справочной литературы.

Наименование печатных пособий (таблицы, картины, карты).

Наименование аудио и видео пособий, программного обеспечения.

Наименование дидактических и раздаточных материалов.

Наименования натуральных объектов и приборов.

Наименования технических средств обучения и компьютерной техники.

5.2. Наличие в учебных кабинетах литературы, пособий, материалов и оборудования, хранящихся в секционных шкафах по классам, частям, разделам и темам учебной программы (в кабинетах физики, химии и биологии хранить однотипные приборы и раздаточный материал в лотках, позволяющих упорядочить их хранение и выдачу).

5.3. Наличие в учебных кабинетах печатных пособий, хранящихся в специальных ящиках (в кабинетах истории и географии наличие карт, хранящихся в оборудованных специальных картохранилищах).

5.4. Наличие в учебных кабинетах прикрепленных этикеток к полкам, лоткам и ящикам с названием хранящихся в них средств обучения.

5.5. Наличие в учебных кабинетах электронных пособий, программного обеспечения, хранящихся в пронумерованных в соответствии с каталогом коробках.

5.6. Наличие в учебных кабинетах картотеки учебного оборудования, хранящейся в специальных ящиках в алфавитном порядке по следующим разделам:

    учебная, научно-популярная и справочная литература,

    печатные пособия (таблицы, картины, карты),

    аудио и видео пособия, программное обеспечение,

    дидактический и раздаточный материал,

    натуральные объекты и приборы.

    технические средства обучения (демонстрационные, лабораторные, для самостоятельных работ) и компьютерная техника.

5.7. Наличие в учебном кабинете рабочих мест учащихся и учителя, приспособлений для хранения и демонстрации пособий, технических средств обучения, экспозиционных устройств.

5.8. Наличие элементов постоянного и сменного (в том числе, выставочного) оформления учебного кабинета, эстетика их выполнения.

5.9. Поддержание санитарно-гигиенического режима в учебном кабинете:

    высокий коэффициент естественного света (чистота стекол, устранение с подоконников предметов, закрывающих свет) и электрического освещения;

    нормальная температура и состав воздуха;

    исправность вентиляционной системы и проветривание кабинетов на переменах;

    окраска стен в соответствии с СанПиНами;

    исправность и размер мебели.

Приложение 2

Макет паспорта кабинета

1. Титульный лист

2. Первая страница

Общая информация о кабинете

1. Площадь кабинета - кв.м.

2. Посадочных мест для учащихся - ед.

3. Размеры учебных столов и стульев

4. Освещение –

5. Освещенность –

6. Вентиляция –

7. Температурный режим –

8. Закрепленная мебель: шкафы –

стеллажи –

стол учителя –

стол для учителя –

школьная доска –

3. Вторая страница

Выписка из приказа по школе о назначении заведующего кабинетом на учебный год.

4. Третья страница

Должностная инструкция заведующего учебным кабинетом

5. Четвертая страница

График работы кабинета в 2013/2014 учебном году

6. Пятая страница

Перспективный план пополнения кабинета учебным оборудованием

7. Шестая страница

Акт готовности учебного кабинета к новому учебному году (приложение)

8. Седьмая страница

Технические средства обучения

Наименование

Инвентарный

9. Восьмая страница

Лабораторное и демонстрационное оборудование.

10.Девятая страница

Наглядные пособия (карты, таблицы, плакаты, репродукции, макеты,модели,ЭОР)

Наименование

11.Информационно-медодическая поддержка.

Наименование

В конце паспорта вкладываются акты приема-передачи оснащения кабинета в случае смены заведующего кабинетом.

Приложение 2

Акт о готовности кабинета №

к учебному году

    Наличие в кабинете необходимой документации

    Паспорт кабинета

    Инструкции о правилах техники безопасности

    Материально-техническое обеспечение кабинета

1. Укомплектованность,%

    Учебное оборудование для отработки практических навыков

    УМК (методическая литература, учебные программы, книги для учителя, рабочие тетради)

    Оформление кабинета

    Оптимальность организации пространства кабинета:

    Места педагога

    Ученических мест

    Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стенды дают:

IV .Оценка кабинета по итогам готовности к новому учебному году

Учебный год

Оценка

Приложение 2

Акт – разрешение

на проведение занятий в кабинете № ____

учебный предмет ______________

Комиссия в составе председателя___________________________________

и членов комиссии _______________________________________________

_______________________________________________________________

Составили настоящий акт в том, что:

    В кабинете организованы места занятий, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии

    Зав. кабинетом и лаборант (если есть) с правилами безопасности и производственной санитарии при проведении учебной работы с учащимися в кабинете________________ознакомлен.

    Первичными средствами пожаротушения, укомплектованной аптечкой и инструкциями по ОТ кабинет__________________ укомплектован (для кабинетов химии, физики, информационных технологий, технического труда, физической культуры

    Заключение комиссии о готовности кабинета.

Председатель комиссии: _______________________________________

Члены комиссии:_____________________________________________

_____________________________________________

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №»

по структуре урока в условиях реализации ФГОС второго поколения

Вводятся новые образовательные стандарты, изменяются цели образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога. Все мы прекрасно осознаем, что урок не может не меняться со временем, чтобы соответствовать требованиям современности, поэтому мы говорим о «современном уроке». Слово «современный» относится к настоящему, текущему времени. Характерная особенность современного урока - активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся. Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.

Рассмотрим недостатки традиционного урока по Третьякову Петру Ивановичу:

Первый недостаток заключается в целеполагании, как правило большинство учителей формально относятся к постановки цели, ставя их не диагностично. Второй серьезный недостаток заключается в содержании урока, прежде всего в планировании урока без связи с другими, более того большинство педагогов плохо знает типологию уроку даже традиционного, не говоря уже «современного» в соответствии с требованиями ФГОС и т.д. Третий недостаток – применяемые большинством педагогов формы и методы устарели, (уроки близнецы в разных классах, нет учета специфики класса, уровня подготовленности и т.д.), редкое применение приемов рефлексии в конце урока, не говоря уже о систематическом применении. Преимущественно в школе преобладает фронтальная форма, и репродуктивный уровень преподавания и др. Мало кто помнит, что урок – это система интерактивная, многообразная по видам деятельности, в ходе урока должно быть не менее 3-4. Но при всех этих недостатках урок был, остается и будет основной формой обучения.

Дадим определение и характеристику «компетентностно-ориентированного урока». Под компетентностно-ориентированным уроком понимаем - урок, на котором создаются условия способствующие развитию учащихся через выполнение практической деятельности. Такой урок способствует формированию компетенций, формированию личностных качеств, позволяющие эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей. Задача таких уроков не только получение знаний, но и ориентация в разных видах деятельности. При проведении таких уроков важна самостоятельная познавательная деятельность, которая возможна лишь при усвоенных способах приобретения знаний.

Компетентностно-ориентированный урок – урок, где планируется, прежде всего, деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование компетенций.

В литературе выделяют следующие параметры компетентностно-ориентированного урока:

Характер применения знаний на уроке (в стандартной ситуации - в нестандартной ситуации);

Осознание учащимися способов применения знаний (конкретных способов применения – общих способов применения). На основе этих параметров выделяют следующие типы компетентностно-ориентированных уроков:

1) урок ориентированный на применения знание в стандартной ситуации с осознанием учащимися конкретных способов применения знаний;

2) урок ориентированный на применение знаний в стандартной ситуации с осознанием учащимися общего способа применения знаний;

3) урок ориентированный на применение знаний в нестандартной ситуации с осознанием учащимися конкретных способов применения знаний;

4) урок ориентированный на применение знаний в нестандартной ситуации с осознанием учащимися общего способа применения знаний.

Для того чтобы спроектировать компетентностно-ориентированный урок, учитель должен ответить на следующие вопросы: - это прежде всего какие ключевые и предметные компетенции должны быть сформированы у учащихся в процессе обучения; как должны быть сформулированы цели учебного занятия? как содержание учебного занятия работает на формирование компетенций учащихся? какие технологии, методы, приемы будут работать на достижение целей, развитие компетенций? каким образом оценить уровень сформированности компетенций на уроке?

Структура урока в соответствии с требованиями фгос

Учитель определяет структуру урока в соответствии с типом урока и его дидактическим задачам, этапам. При проектировании урока необходимо опираться на типологию уроков в соответствии с ФГОС нового поколения. В технологии деятельностного метода обучения в центре системно-деятельностной педагогики под руководством Л.Г. Петерсон определена следующая типология уроков:

1) урок открытия нового знания;

2) урок рефлексии;

3) урок обучающего контроля;

4) урок систематизации знаний.

Рассмотрим обобщенную структура урока деятельностной направленности, такой урок как правило включает следующие этапы:

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (иначе это организационный этап на который отводится 1-2 минуты) . Цель этого этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.

3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. Цель: обсуждение затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель. (4 этап – постановка цели и задач урока).

5.Реализация построенного проекта 4-5 минут. На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.

6.Первичное закрепление 4-5 минут. Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала). Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (первичное закрепление может проводиться в форме тестирования).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8.Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. На данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, обеспечивающий возможность подготовки к введению следующих тем. Учащимся предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие и др. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

С вводом ФГОС вводится новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД (компетенций) учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС школьного образования современный урок как инструмент реализации учителем своей рабочей учебной программы должен проектироваться в виде образовательной ситуации. Продолжительность образовательной ситуации - от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации образовательного процесса: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей ступени общего образования.

Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, рефлексию результатов.

Дидактическая модель урока как образовательной ситуации, состоящая из семи этапов:

1.Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности.

2.Этап проблематизации - оформление конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка учениками собственного «незнания» относительно объекта учебной работы.

3.Этап целеполагания и планирования - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана.

4.Этап концептуализации - выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире.

5.Этап моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

6.Этап конструирования – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач.

7.Этап рефлексии – выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Для успешного создания и проведения урока деятельностного типа от учителя требуется умение создавать проблемные ситуации и мотивировать у учащихся познавательный интерес. В.М. Вергасов выделяет восемь способов создания проблемной ситуации:

Первое - знакомство с противоречивыми фактами;

Второе - необходимость выбора нужной информации в ситуациях избыточной информации;

Третье - противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации);

Четвертое - побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению;

Пятое - противоречия между существующими техническими решениями и требованиями к ним на современном этапе;

Шестое - предъявление парадоксов (противоречий между жизнеными и научными представлениями);

Седьмое - задание ситуаций практического характера, требующих оценки (совместной с преподавателем, коллективной, групповой, самостоятельной);

Восьмое - постановка эксперимента, результаты которого необходимо понять, объяснить.

Организация работы в режиме компетентностно-ориентированного урока предъявляет определенные требования к заданиям, которые учитель использует на уроке: повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности. Основные методические приемы КОУ:

Любой урок имеет определенную структуру построения и реализации. При этом хотелось бы отметить, что структура урока должна определяться самим учителем и включать те этапы урока, которые наиболее эффективно и рационально позволят достигнуть поставленной образовательной цели. Современный урок как раз и должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволит учителю рационализировать сам процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.

Типология уроков по ФГОС

Тип урока

Виды уроков

Урок изучения нового

традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Урок закрепления знаний

практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Урок комплексного применения знаний

практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.

Урок изучения нового материала имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Более распространена следующая классификация:

Уроки усвоения новых знаний;

Уроки формирования новых умений;

Уроки систематизации и обобщения;

Уроки контроля и коррекции знаний, умений;

Уроки практического применения знаний и умений;

Комбинированные (смешанные) уроки.

Для вашего удобства мы охарактеризовали все этапы исходя из типов урока, определили цель и задачи каждого этапа, а также определили показатели достижения результатов. Вы можете самостоятельно по предложенным образцам сделать характеристику каждого типа урока, которые вы используете на практике, тем самым значительно облегчив себе жизнь. Поскольку описав их, вам уже не надо будет описывать эти элементы в технологической карте урока – которая является обязательной при реализации требований ФГОС.

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) организационный этап;

3) актуализация знаний;

6) первичное закрепление;

7) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

8) рефлексия (подведение итогов занятия).

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления):

1) организационный этап;

2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний;

4) первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовые)

    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания);

6) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

7) рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения):

1) организационный этап;

2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач;

3) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

4) актуализация знаний

    с целью подготовки к контрольному уроку

    с целью подготовки к изучению новой темы

6) обобщение и систематизация знаний;

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) актуализация знаний;

4) обобщение и систематизация знаний

    подготовка учащихся к обобщенной деятельности

    воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) применение знаний и умений в новой ситуации;

6) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

7) рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

5. Структура урока контроля знаний и умений:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4) рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

5) рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Структура комбинированного урока:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) актуализация знаний;

4) первичное усвоение новых знаний;

5) первичная проверка понимания;

6) первичное закрепление;

7) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

8) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

9) рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

После того, как учитель определился с типом урока необходимо подобрать содержание учебного материала на всех этапах урока в соответствии с достижением запланированной цели (соответствует формируемым компетенциям); ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграция содержания (опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов). Подобрать формы, приемы и методы обучения адекватных поставленным целям урока и единице содержания (основываются на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивается деятельностный характер обучения).

Определение содержания в соответствии с целями по преподаваемым предметам, осуществляется ориентировочное прогнозирование и выделение тем, на которых будут реализовываться цели. При выборе методов обучения по формированию компетенций, особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности и способствуют развитию критического мышления.

Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке: прежде всего ученик теперь не объект, а субъект учебной деятельности; на уроке должны применяться разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; отдается приоритет деятельности ученика; применяются компетентностно-ориентированные формы оценивания.

1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (основная школа)…………………..………………………………………………………………………...1

1.1. Пояснительная записка………………………………...…………………………….……..1

2. Требования к содержанию результатов основного общего образования…………..........21

1. Общие положения ……………………………………………………………………...……21

2. Общая характеристика результатов основного образования ……………………….……23

3. Основные подходы к форме представления Требований к

освоению основных образовательных программ (предметные результаты)………………33

учреждениями основных образовательных программ……………………………………...55

ПРОЕКТ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ

(Основная школа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются в известной мере аналогом «Требований к уровню подготовки выпускников», входивших в содержание общеобразовательных стандартов первого поколения. Однако есть несколько существенных различий между этими двумя компонентами стандарта первого и второго поколения.

Во-первых, все три версии стандартов первого поколения (1993, 1998 и 2004 гг.) были ориентированы в большей мере на сохранение достигнутого на предыдущих этапах развития отечественной школы уровня образования. Стандарт нового поколения направлен на новые цели и ценности образования, отражает не только сегодняшние, но перспективные потребности личности, общества и государства в сфере образования. Это не могло не повлиять на структуру и содержание основных образовательных программ и, следовательно, на Требования к их освоению.

Во-вторых, сформировавшееся в последние годы во многом новое представление о ценностях образования, вывело на первый план не столько предметные образовательные результаты, сколько развитие личности, а компетентностный подход к содержанию и определению учебных достижений актуализировал значимость операциональных ресурсов личности. Это обусловило необходимость расширения состава Требований к результатам освоения основных образовательных программ как планируемых образовательных результатов.

В-третьих, в стандартах первого поколения требования к результатам образования были дифференцированы по учебным предметам и направлены только на аттестацию выпускников и обращены по существу лишь к учащимся и учителям. Требования к деятельности образовательных учреждений и системы образования на разных уровнях по реализации основных образовательных программ практически не были сформулированы и стандарты фактически не могли выполнить своего назначения – быть критерием оценки успешности функционирования системы образования. Реализация указанного назначения стандартов делает необходимым формирование направлений и показателей эффективности освоения той части основных образовательных программ, которая связана с деятельностью образовательных учреждений по ее освоению. Фактически речь идет о дополнению традиционно понимаемых Требований к образовательным результатам новой для стандартов составляющей – показателями освоения образовательных программ самими образовательными учреждениями и системой образования в целом.
Разработка проекта Требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования проводилась на основе результатов предшествующих этапов работ по проекту «Разработка компонентов стандарта общего образования второго поколения» в 2005 - 2006 гг.:


  • Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения,

  • Результатов социологических исследований потребностей (ожиданий) личности, семьи, общества и государства в сфере общего среднего образования,

  • Проекта Требований к структуре основных образовательных программ,

  • Проекта Требований к результатам освоения основных образовательных программ,

  • Проекта Программы развития универсальных учебных действий,

  • Проекта Базисного образовательного плана,

  • Проекта Фундаментального ядра содержания образования

В основу разработки положен анализ приоритетных целей образования навторой ступени школы. Общее образование должно способствовать достижению ценностных идеалов демократического общества: социальной справедливости, равенства, благосостояния, безопасности. Стратегические цели системы образования заключаются в обеспечении консолидации нации , обеспечении конкурентоспособности нации (личности, государства и общества), обеспечении безопасности нации (личности, государства и общества). Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ формируются на основе целей общего образования путем их декомпозиции и поэтапной (в документах различного назначения, входящих в состав стандарта) конкретизации.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ.

Исходя из разработанного (с учетом Проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта). Проект № 448303-4) проекта компонентов структуры основной общеобразовательной программы, ее содержание должно включать:


  • Пояснительную записку «Общие положения»;

  • Основное содержание основной общеобразовательной программы;

  • Базисный учебный план;

  • Основные образовательные результаты;

  • Состав рабочих программ по учебным предметам;

  • Рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся за период начального и основного общего образования.
Возможно также включение:

  • Запретов на меры, нарушающие права детей на качественное образование;

  • Требований к системе мер по обеспечению здоровья учащихся;

  • Способов контроля за реализацией основной образовательной программы.
В соответствии с разработанной ранее Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения Требования к результатам освоения основных образовательных программ являются ключевым, системообразующим компонентом образовательного стандарта, во многом определяющим содержание других его компонентов. Соотношение между «Требованиями к освоению основных образовательных программ» и «Требованиями к структуре основных образовательных программ» определяется тем, что первые являются отражением целей образования и тем самым занимаю ведущее место в иерархии документов, регламентирующих содержание образования, образовательный процесс, его результаты систему оценивания и т.д. Хотя сами Требования к освоению основных образовательных программ в большей мере связаны с описанием результатов образования, они опосредовано задают и вместе с тем являются средством контроля выполнения других составляющих Требований к структуре образовательных программ. Однако приоритетной функцией Требований к освоению основных образовательных программ остается определение (через декомпозицию целей образования) планируемых образовательных результатов.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (как основной, системообразующий компонент образовательного стандарта) должны быть ориентированы на реализацию основных функций стандартов в образовательном процессе – функции обеспечения доступности качественного образования, формирования культурной идентичности, функции обеспечения объективности оценивания результатов образования , нормализации учебной нагрузки обучающихся, обеспечения процесса демократизации управления образованием, сохранения единого образовательного пространства.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ включают в себя все группы результатов – предметные, метапредметные, личностные – для каждой ступени обучения и являются обязательной составной частью всех видов общеобразовательных программ: общеобразовательной программы трех ступеней школьного образования, примерных учебных программ, программ развития универсальных учебных действий, комплексных программ воспитания, образовательных программ общеобразовательных учреждений.

Под личностными результатами в Концепции образовательных стандартов понимается сформировавшаяся в образовательном процессе мотивация, познавательные потребности, а также система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (универсальные учебные действия), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных познавательных или практических задач в различных областях человеческой деятельности. Можно выделить пять основных видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные (включая саморегуляцию), познавательные, знаково-символические, коммуникативные

К предметным результатам освоения образовательных программ Концепция стандарта относит результаты, которые выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Исходя из нового понимания функций стандартов и cферы их применения, раскрываемых в их Концепции, Требования к результатам освоения основных образовательных программ должны стать основой построения процедур и критерием для:


  • индивидуальной оценки образовательных достижений каждого обучаемого , которая складывается в основном из его результатов когнитивной и операциональной (метапредметной) областях,

  • интегральной оценки эффективности деятельности системы образования на уровне отдельного образовательного учреждения, региона, (мотивационных, ценностных) образовательных результатов.
Общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся – формирование ценностных отношений, нравственной и гражданской позиции, мировоззрения, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

В процессе общего образования должны быть созданы условия для формирования у обучаемых:


  • умения видеть и понимать ценность образования, быть заинтересованным и мотивированным к его продолжению в разных формах (включая самообразование) независимо от дальнейших жизненных устремлений и возможного профессионального выбора;

  • умения и способностей организовывать и планировать свою деятельность – определять ее цели и задачи, обоснованно выбирать пути и средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

  • умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;

  • умения ориентироваться в сфере социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • способностей выполнять определенные социальные роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.) – обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения , адекватные этим ситуациям;

  • ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности – навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.

  • умений профессионального самоопределения, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

Это особенно важно в условиях перехода старшей ступени школы к профильному обучению, когда перед учащимися основной школы встает задача более ранней жизненной ориентации. Это требует целенаправленной работы по постепенному переводу подростка из позиции объекта образовательных устремлений школы и учителей в позицию субъекта своего собственного образования, обоснованного выбора его путей его продолжения.

Модернизация образования на основе изменения идеологии его целевых установок и построения содержания приводит к трансформации основной школы как «школы знаний» в «школу взросления, школу самоопределения». Эта позиция основана на убеждении, что педагогические цели этого этапа школьного образования в большей мере определяются личностным развитием учащихся, чем с сугубо учебными целями и предметными образовательными результатами. Это обусловило включение в образовательные программы и учебный план основной школы не только компоненты, связанные с учебной деятельностью, но и другие виды деятельности.

Согласно Концепции, важнейшей особенностью стандартов второго поколения является целенаправленное и последовательное осуществление в определении требований к результатам образования системно-деятельностного подхода, разработанного отечественной психолого-педагогической научной школой. При таком подходе образовательный процесс строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности , в ходе которой учащиеся осваивают универсальные и специфические для отдельных учебных предметов способы действий, ключевые понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

Ориентация на деятельностный подход находит отражение в соответствующей трактовке требований к результатам основного общего образования, формирование которых должны обеспечивать структура учебной деятельности, ведущие цели изучения данного предмета, состав и объем его содержания.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ (Основная школа) разработаны исходя из следующих положений:


  • Планируемые результаты освоения основных образовательных программ для основной школы должны соответствовать основным целям общего образования.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны отражать содержание второго этапа в реализации основных целей общего образования; они должны обеспечивать преемственность с целями школьного образования и создавать предпосылки для реализации целей образования в старшей школе.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны отражать специфику обучения в основной школе, его направленность на постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны включать:
- результаты деятельности школы, которые школа обязана выявлять и представлять в своем открытом информационном докладе;

Результаты образовательной деятельности учащихся, которые могут быть объектом педагогической оценки;

Результаты образовательной деятельности учащихся, которые должны быть предметом их итоговой аттестации.


  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны стимулировать интеграционные процессы в сфере образования, взаимосвязь изучения учебных предметов с другими видами деятельности учащихся.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны способствовать решению стратегических задач развития образования – обеспечению его доступности, достижению нового качества образования, повышению его эффективности.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны стимулировать инновационную деятельность педагогических коллективов, стремление учителей и школьных администраторов к повышению своей профессиональной квалификации.

  • Значимость планируемых результатов должна быть понятна для общества, родителей учащихся и самих учащихся.

Требования к освоению образовательных программ основного общего образования разрабатывались с учетом:

- возрастных особенностей учащихся двух этапов этой ступени школы (5-6 и 7-9 классов), их познавательных потребностей и возможностей, в частности, опыта ряда зарубежных стран , где первый этап данной ступени школьного образования отнесен к начальной школе;

- необходимости обеспечения преемственности с целями, планируемыми результатами и содержанием образования в начальной и полной средней школе;

- принятой в Концепции школьных стандартов структуры образовательных результатов , предполагающей описание планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов , обеспечивающих развитие их ценностных, мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов;

Необходимости указаний на содержание и характер деятельности , посредством которой должны быть достигнуты планируемые результаты;

- дифференциации представления содержания требований для различных категорий «пользователей» стандарта - результаты образования должны быть представлены в документах, составляющих стандарт, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к освоению основных общеобразовательных программ», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. В примерных программах по отдельным учебным предметам, которые предназначены для учителей, разработчиков ЕГЭ, авторов учебников, результаты должны быть более детализированы и конкретны;

Различного назначения и функций двух видов требований к образовательным результатам – ориентированных на индивидуальную оценку учебных достижений выпускников (в основном предметные требования) и направленных на оценку эффективности системы образования на уровне образовательного учреждения , региональном и федеральном уровнях;

Необходимости большей детализации планируемых результатов образования по учебным предметам как критерия оценки учебных достижений отдельных выпускников ступеней школьного образования при итоговой аттестации, представления планируемых результатов в виде трехкомпонентной структуры: осваиваемое содержание образования, уровень и качественные характеристики усвоенного содержания;

Доклад "О введении и реализации ФГОС среднего общего образования". В чем же заключается необходимость перехода на новую модель? Требование времени…

1. Глобализация, формирование новых универсалий (открытость, конкурентноспособность, плюрализм, готовность к восприятию нового и адаптация к новому);

2. Новое качество информатизации, ее быстрое производство и устаревание, сокращение срока жизни профессии;

3. Новые способы восприятия и опыта школьниками;

4. Необходимость перехода на инновационную экономику с экономики сырьевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О введении и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

в МБОУ лицее №66 г.Липецка

С 1 сетября 2018 года все образовательные организации г.Липецка и Липецкой области начинают работу по апробации механизмов введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее − ФГОС СОО) (Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 26.02.2018 №170). Понятно, что исключением не стал и наш лицей. А это значит, что 10 классы нашего лицея в 2018-2019 учебном году переходят на обучение по ФГОС СОО. Такой переход для нас не является принципиально новой практикой. За нашими плечами – переход на стандарты начального и основного общего образования.

Напомним, что переход на стандарт среднего общего образования был возможен с сентября 2013 года в пилотном (экспериментальном) режиме, а с сентября 2017 – в штатном (по мере готовности ОУ). На тот момент к НЕМУ в городе Липецке оказались готовы 2 школы: лицей №44. СШ №29. Как и тогда, введение стандарта средней школы не является преемственным продолжением стандарта основной школы. По сути, это «встраивание» нового стандарта в процесс, начатый в 1-9 классах стандартом «первого» поколения. Это «переход», который с сентября 2018 года осуществят все школы Липецкой области.

Итак, по порядку. ФГОС СОО (как и ФГОС начального и основного образования) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.). Стандарт реализует Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 г.№2/16-з). Обратите внимание, что Примерная программа одобрена в 2016 году, а последние изменения в Стандарт внесены в июне 2017. Это значит, что без внесенных изменений в Примерную образовательную программу стандарт будет не реализован в полном объеме. Будьте осторожны при написании рабочих программ; (но к этому мы еще вернемся).

ФГОС СОО является преемственным по отношению к государственным федеральным образовательным стандартам начального и основного общего образовани. Как и указанные стандарты, он ориентирован на достижение нового качества образования, основой которого является не сумма знаний, умений и навыков обучающихся, а компетенции как способности применять знания на практике. При этом значимость данного уровня общего образования (10–11 классы) заключается в том, что он играет ведущую роль для продолжения образования обучающимися в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, дальнейшей профессиональной деятельности и успешной социализации личности.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 66: «Средне общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности»

В чем же заключается необходимость перехода на новую модель? Требование времени…

1.Глобализация, формирование новых универсалий (открытость, конкурентноспособность, плюрализм, готовность к восприятию нового и адаптация к новому);

2. Новое качество информатизации, ее быстрое производство и устаревание, сокращение срока жизни профессии;

3. Новые способы восприятия и опыта школьниками;

4. Необходимость перехода на инновационную экономику с экономики сырьевой

По сути дела, введение ФГОС - это выполнение заказа государства, некое соглашение, общественный договор между государством, родителями и школой о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребенка, формированием его личности. !!! ФГОС опирается Запросы личности, семьи, общества и государства к результатам среднего образования – (первое отличие ФГОС от предшественников.)

Отсюда выстаивается Портрет выпускника средней школы. Напомним его содержание:

  • Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его

культуру и духовные традиции

  • Осознающий традиционные ценности семьи, гражданского общества, человечества, осознающий свою сопричастность Отечеству
  • Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно

познающий мир, осознающий ценность образования и науки

  • Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-

исследовательскую, проектную и познавательную деятельность

  • Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный

диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать

  • Подготовленный к осознанному выбору профессии
  • Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни

В чем состоит специфика ФГОС старшей школы:

Профильный принцип образования;

Акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника

Принципиальная задача ФГОС – при массовости образования сделать его индивидуальным.

Особенности стандарта среднего образования:

Предметные результаты устанавливаются на базовом и углубленных уровнях;

Индивидуальный проект как особая форма организации деятельности учащихся;

Возможность выбора уровня при сдаче ЕГЭ

(Об индивидуальном проекте, который является обязательным условием получения аттестата, сегодня будет сказано отдельно…)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой Стандарта является системно-деятельностный прдход

Итак: Стандарт устанавливает требования: к структуре образовательной программы; к условиям реализации ОП; к результатам освоения ОП (Слайд) Это требования, которые обязательно должна выполнять каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания.

Обратимся к ООП СОО. Прокомментируем отдельные разделы.

ООП СОО включает в себя 3 раздела: Слайд

Целевой - пояснительная записка; планируемые результаты, система оценки результатов освоения ООП СОО;

Организационный – учебный план, план внеурочной работы, календарный учебный график, система условий реализации ООП СОО

Результататы освоения ООП СОО: Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Личностные, метапредметные, предметные.

Интересным будет сравнить личностные и метапредметные результаты НОО,ООО и СОО. Слайды

Личностные результаты освоения ООП (готовность и способность к саморазвитию; мотивация к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки; социальные компетенции, личностные качества)

ФГОС НОО

1) формирование основ российской гражданской идентичности

2) формирование целостного взгляда на мир

3) формирование уважительного отношения к иному мнению

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

8) развитие этических чувств

9) развитие навыков сотрудничества

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни ФГОС ООО

1) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;

2) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

6) формирование коммуникативной компетентности

ФГОС СОО

1) чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества

3) готовность к служению Отечеству, его защите

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире

6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов

Метапредметные результаты освоения ООП (УУД: познавательные, регулятивные, коммуниативные)

ФГОС НОО

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

Активное использование речевых средств и средств ИКТ

Овладение навыками смыслового чтения текстов

Овладение логическими действиями

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

ФГОС ООО

Умение самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

ФГОС СОО

Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности

Умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики и др.

Умение определять назначение и функции различных социальных институтов

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания

Предметные результаты (система основополагающих элементов научного знания для конкретной предметной области) ООП СОО устанавливаюся для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях в соответствии с требованиями и должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Так, ФГОС дают возможность от школы информационно-трансляционной перейти к школе деятельностной

начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

Основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;

Старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

Здесь остановимся на написании Рабочих программ. Обсуждение Положения о рабочих программах….

Памятка для написания о рабочей программы по учебных предметов (курсов)

по ФГОС СОО (10 класс, 2018-2020 учебный год).

Оформление и структура Рабочей программы

п/п/

Элементы рабочей программы

Титульный лист

Полное наименование ОО;

Грифы рассмотрения, согласования, утверждения Рабочей программы (далее РП);

Название учебного предмета, курса;

Указание класса, где реализуется РП;

Фамилия, имя, отчество учителя, составителя РП, квалификационная категория;

Сроки реализации РП;

Название населенного пункта и года разработки РП.

Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные;

Метапредметные;

Предметные;

Перечень разделов/блоков/тем

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Перечень тем и последовательность их изучения с указанием количества часов, отводимых на их темы.

Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе и должно содержать в себе следующие графы:

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактическая

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №66

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.П.МЕРКУЛОВА Г.ЛИПЕЦКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

русский язык

2018– 2019 учебный год

Учитель

Класс

Всего часов в год

Всего часов в неделю

г. Липецк, 2018

Организационный раздел.

Еще одна Ключевая особенность ФГОС СОО - стандарт выбора, 60% - обязательная часть; 40% - часть, формируемая участниками образовательного процесса)

И это, прежде всего, находит отражение в разработке Учебных планов профилей обучения

Новичкова Р.Н.(базовый и углубленный уровни, обязательные предметы, предметы по выбору, количество предметов и пр.)

Особо хочется остановиться на индивидуальном проекте как особой форме организации деятельности учащихся. Его выполнение является обязательным для каждого ученика!!! (Оценка выставляется в аттестат)

(Хальзева О.А.)

Внеурочная деятельность – является неотъемлемой составляющей ООП СОО. В купе с урочной она позволит достичь планируемых результатов освоения ООП. Внеурочная деятельность связана с направлениями развития личности: спортивно-оздоровительное

духовн-онравственное

социальное

интеллектуальное

общекультурное

Формы деятельности: конференции, круглые столы, научные исследования, социальные практики, секции, кружки, диспуты, олимпиады соревнования, поисковые объединения (до 700 часов за два года обучения)

Об опыте внеурочной деятельности ФГОС ООО будет докладывать И.А.Анциферова.

Одним из главных условий реализации Стандарта старшей школы является психолого-педагогическое сопровождение. Об этом разделе ООП будет говорить психолог лицея А.Е.Федянина.

Как видите, введение ФГОС СОО вносит ряд изменений, которые существенным образом изменят структуру образования на уровне старшей школы.

Следует сказать и о системе условий реализации ОП (кадровые, психолого-педагогические, информационно-методические, материально-технические условия; финансовое обеспечение)

Признаемся, в настоящее время внедрение ФГОС СОО еще сопряжено с рядом сложностей, а именно: отсутствие полного нормативно-правового обеспечения введения ФГОС СОО; недостаточная степень информированности педагогических и руководящих работников о качественных изменениях в организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов образования; недостаточная информированность родителей и обучающихся о требованиях ФГОС СОО к содержанию и организации образовательной деятельности в старшей школе, отсутствие либо недостаточный опыт работы с обучающимися по индивидуальным учебным планам; отсутствие сформированной модели тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся 10–11 классов и др.

С одной стороны, существует необходимость (и это требование времени) введения ФГОС СОО. С другой стороны, выявляется ряд проблем, связанных с созданием необходимых условий реализации ФГОС СОО: нормативно-правовых, информационных, кадровых, финансовых, организационно-содержательных, материально-технических, которые необходимо постепенно решать. Главное – ввязаться в бой!!! А патроны, будем надеяться, - обязательно подвезут!

Об изменениях 2017 года в ФГОС СОО

  1. В личностных результатах: антикоррупционное мировоззрение; способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным. религиозным, расовым, национальным признакам;
  2. Право: сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения!!! Исправить и на профильном уровне п.6
  3. Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию)
  4. Астрономия Требования…п.1 – п.6

Решение педагогического совета

  1. Представить к утверждению ОПП СОО и приложения к ней на 2018-2020 учебные годы

2. Внести изменения в нормативно-правовую базу деятельности лицея в соответствии с требованиями ФГОС СОО (2018-2019 учебный год по мере необходимости; отв. заместители директора)

3.Внести изменения в Положение об оплате труда работников лицея

4.Организовать курсовую подготовку административных и педагогических работников по программам введения и реализации ФГОС СОО (2018, 2019, 2020 гг.; план-график; отв. заместитель директора Проскурина Р.А.)

  1. Организовать методическую учебу по вопросам процесса введения и реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного года; план методической работы; отв. заместители директора Проскурина Р.А., Сушкова С.В.)
  1. Проводить мониторинг достижений образовательных планируемых результатов реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного; заместители директора)
  1. Обеспечить психолого-педагогического сопровождение реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного года: отв. психолог Федянина А.Е.)
  1. Разработать модель сетевого взаимодействия лицея с учреждениями дополнительного образования, высшей школы, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности для учащихся старшей школы (в течение 2018-2019 учебного года; отв. заместители директора Ставила Е.А., Сушкова С.В.)
  1. Систематически размещать на официальном сайте МБОУ лицея №66 информацию о введении и реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного года; отв. заместители директора Ставила Е.А., Сушкова С.В.)

Помимо того, учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В целом, учебный план должен содержать не менее 11(12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.

В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность (например, «Искусство»,

«Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края») в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Одной из особенностей ФГОС СОО является реализация индивидуальной проектной деятельности. Индивидуальный проект выполняется обучающимися

самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) 3 .

Вместе с тем, потребность в профессиональном развитии в связи с введением ФГОС СОО сохраняет свою актуальность вне зависимости от уровня квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС СОО. В настоящее время как организациям в целом, так и отдельным педагогическим работникам, необходимо методическое сопровождение по актуальным вопросам реализации ФГОС СОО. Теоретические аспекты введения ФГОС СОО в содержании программ повышения квалификации в настоящее время не актуальны. Большинство респондентов отметили значимость практикоориентированных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, а также таких форм повышения квалификации, как стажировки, практикумы, мастер-классы, проводимые на базе образовательных организаций, имеющих опыт реализации ФГОС СОО.