Весенняя защита садовых растений от вредителей и заболеваний. Розы с самыми красивыми плодами

Неделя биологии, химии и экологии

А) Какие дрова самые жаркие? (Листвяные).
Б) Листья каких деревьев осенью краснеют?
(Осина).
В) Какое дерево даёт по весне сладкий сок?
(Берёза).

  1. Блицопрос:

А) Что и как делает ёж зимой? (Спит в гнезде).
Б) Какой зверёк спит всю зиму вниз головой?
(Летучая мышь).
В) Пользу или вред приносит зимой человеку барсук?
(Ни пользу и ни вреда, так как он спит).

  1. Какую рыбу называют плотвой? (Сорогу).
  2. Весной или летом цветёт сирень? (Весной).
  3. Какое растение в народе называют “ветродуйкой”? (Одуванчик).
  4. Почему грачи ходят по полю за пахарем? (Поедают личинок, которые выворачиваются вместе с платом земли).
  5. Его увидишь за версту среди пней осиновых, в красной шапочке растёт, зовётся … (Подосиновик).
  1. К нам весною прилетает,
    Себе домик выбирает-
    На шесте высоком
    И с крыльцом широким.
    (Грач или скворец).
  1. Какая трава по народному поверью чертей разгоняет? (Чертополох).
  2. Какие ягоды созревают в лесу первыми? (Земляника).
  3. Какой гриб уважительно называют “царём” грибов? (Белый).
  4. Из какого дерева делают карандашные палочки? (Кедр).

План проведения недели биологи, химии

и экологии

1 день – Выставка книг по биологии 6 класс в кабинете биологии. Кроссворды. Муляжи.

2 день – Олимпиада по биологии 6 класс. Игра «Кто хочет стать

Вундеркиндом»

3 день – Олимпиада по биологии – 7, 8, 9 классы.

Игра «Брейн-ринг

(между 7а и7б классами).

4 день – Игра «Зоо-час» между 8 и 9 классами. Выставка кормушек

И рисунков, тема «Мир вокруг нас».

5 день – Подведение итогов по олимпиадам и конкурсам на лучший

Рисунок и лучшую кормушку.

Классный час в 6б классе

«Лекарственные растения Краснодарского края

1. До поздней осени на нос

Бросает взгляды смелые

Её веселый желтый глаз

Через ресницы белые (Ромашка)

2. Её упругие стебли гордо держат цветки – от нежно-белых, розовых,

Желтых, голубовато-сиреневых до темно-красных. Родилась вместе с

Афродитой – богиней красоты и любви из морской пены и была белой,

Но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.

Это царица цветов. (Роза)

3. Он расцветает в садах ранней весной, листья похожи на мечи, и поэтому

Немцы называли его меч-лилия, а русские в древности называли нежным

Именем – касатик. Корни его, будучи высушенными, издают нежный

Аромат фиалки. (Ирис)

Правила игры

Будут 3 подсказки: 1) 50 х 50

2) помощь друга

1. Какого животного выгуливала Шапокляк?

А) собаку в) чебурашку

Б) крысу г) крокодила

2. Кто сказал: «Кто ходит в гости по утрам тот поступает мудро!» ?

А) винни-пух в) Том

Б) пакемон г) Анастасия

3. Какую часть поверхности Земли занимает вода?

А) больше половины в) меньше половины

Б) половину г) всю планету

4. При какой температуре начинает замерзать вода?

А) + 100 о С в) + 1 о С

Б) - 4 о С г) 0 о С

5. Чем покачивали мушкетеры на шляпах?

А) ветками в) головой

Б) рогами г) перьями

6. Какая трава самая высокая? а) бамбук в) костер

Б) банан г) болиголов

7. Какими перьями раньше украшали шляпы и делали веер?

А) павлинные в) страусинные

Б) соколинные г) гусинные

8. Что лежит в центре молодой клетки?

А) лизосома в) ядро

Б) рибосома г) митохондрия

III участник

1. Ладушки, ладушки, где были..?

А) у тети в) на Таите

Б) у бабушке г) в зрительном зале

2. Кому бог посла кусочек сыра?

А) вороне в) красной шапочке

Б) сороке г) корове

3. Кто был другом лисы Алисы?

А) пес Шарик в) кот Базилио

Б) конек – горбунок г) Лафаня

4. Есть такое высказывание: «шут - ...»?

А) бобовый в) в перьях

Б) гороховый г) смешной

5. Кокой животное боится мышей?

А) кошка в) страус

Б) черепашки-ниндзя г) слон

6. Что находится в центре Земли?

А) мантия в) ядро

Б) магма г) косточка

7. Кто из млекопитающих ныряет глубже всех?

А) синий кит в) морж

Б) кашалот г) дельфин

8. Какие ноги у жирафа длиннее?

А) передние в) одинаковые

Б) задние г) правые

9. Какие цветы не бывают синие?

А) василек в) одуванчик

Б) колокольчик г) астра

10. Упавшее на Землю космическое тело называется?

А) камень в) звезда

Б) астероид г) метеор

11. Что на нашей планете находится в трех агрегатных состояниях?

А) вода в) дерево

Б) воздух г) ртуть

12. Кокой материк самый «сухой»?

А) Африка в) Южная Америка

Б) Австралия г) Северная Америка

13. Родина утконоса?

А) Африка в) Евразия

Б) Антарктида г) Австралия

14. Какая лошадь одна выиграла войну?

А) рыжий в) троянский

Б) орловский г) тяжеловоз

15. На флаге какова государства изображен кленовый лист?

А) Канада в) Италия

Б) Германия г) Япония

Олимпиада по биологии – 7, 8, 9 классы. Игра «Брейн-ринг (между 6 и 7 классами).

Правила игры.

Данная викторина проводится между учащимися 7х классов. Ребята заранее сами выбрали капитанов, придумали название команд.

Викторина проходит в кабинете биологии, для команд поставлены 2 круглых стола. Каждая команда имеет зверушку - талисман. На обдумывание вопроса даётся время 1 минута, кто быстрее сформулирует ответ поднимает свою игрушку. Если ответ неправильный, другая команда отвечает на заданный вопрос. Выигрывает та команда, которая наберёт больше всех очков.

За правильный ответ - 1 балл.

Два вопроса помеченные * пятибалльные.

Вопросы для проведения игры.

1. Хряк, вепрь, боров, ...? (кабан)

2. Самое высокое животное на Земле? (жираф)

3. Самое тяжелое животное на Земле? (синий кит)

4. У какой птицы голова поворачивается на 270 о ? (сова)

Почему среди наших растений крупные, яркие цветы имеют, в основном, травы и кустарники, а не деревья?

  1. Какие способы распространения семян Вы знаете? Приведите примеры.
  2. Удаление многих ненужных веществ у животных осуществляется через выделительную систему. А как и что выделяют растения?
  3. Мхи и папоротники. В чем сходство и различие в их размножении и расселении на суше?
  4. Что общего между чешуей рыбы, раковиной моллюска и спилом дерева?

1. Какие Вы знаете способы защиты животных от хищников?

2.С какими особенностями образа жизни связано наличие у различных животных крючков и присосок? Приведите примеры.

3. Назовите 5-7 видов ветроопыляемых растений. Какие приспособления развились у них к опылению ветром?

4. Все рыбы как рыбы! Нерестятся весной, когда прогревается вода в водоемах. Но одна из наших рыб нерестится посреди зимы. Что это за рыба и почему икрометание у нее происходит в столь необычное время?

5.Тля – гусеница капустной белянки, дождевой червь – мокрица, Комар – чесоточный клещ, личинка комнатной мухи – таракан, циклоп – дафния. Одна из этих пар лишняя. Какая и почему?

  1. какие животные строят себе гнезда? Какое значение имеют гнезда в жизни животных? Приведите примеры.
  2. Как объяснить отсутствие зубов у птиц?

4.Зачем животным слюна?

5. Зачем большинство деревьев и кустарников нашей местности сбрасывают листья?

Осенний праздник «Уж небо осенью дышало»

1 ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! В этом зале уже не впервые мы

Проводим Осенний праздник.

2 ведущий Хозяйкой веселой

Идет к новоселам

Погожая осень

В деревни и села

1ведущий. Пришла на рассвете,

На миг не присела,

Вокруг огляделась –

И сразу за дело

2 ведущий. Калину с рябиной

Раскрасила густо
На крепких зубах

Заскрипела капустой.

1 ведущий. На мельницах

Свежей мукой забелела,

Оранжевым шелкам

Березы одела.

2 ведущий. Курчавую озимь

Ковром расстелила,

В далекий полет

Журавлей проводила.

Звучит музыка Чайковского «Осень»

1 ведущий. Осень – одно из любимых времен года многих людей. Свои стихи осени посвящали поэты, писатели. Кого не взволновали стихи Пушкина об осени? Ведь осень – самое любимое время года Пушкина. Он сам об этом писал: «Мне никогда не пишется так легко, свободно, как осенью». Знаменитая Болдинская Осень! Именно в Болдино, именно осенью, были написаны самые лучшие произведения поэта. И среди них такое знакомое и вами любимое стихотворение «Осень».

2 ведущий. Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

1 ведущий. Свои стихи осени посвящали Тютчев, Лермонтов и многие другие.

аплодисментами.

2 ведущий. Друзья, на Руси одним из правил любого праздника было «Если хочешь быть веселым – будь им!». Учитывая специфику нашего праздника мы хочем ска зать всем присутствующим « Хочешь веселиться – принимай участие в конкурах! Хочешь быть победителем – будь им!»

1 ведущий. Для первого конкурса приглашаем по1 человеку от класса.

Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Поэтому сейчас мы вспомним пословицы о труде.

Предлагаем учащимся закончить пословицы:

Кто не работает….(тот не ест)

Землю красит солнце, а (человека – труд)

Где труд, там и (счастье)

Не поклоняясь до земли и (грибка не поднимешь)

Делу время, а (потехе час)

2 ведущий. А на этот конкурс мы приглашаем 2 человека от класса.

По очереди берете по листу дерева или кустарника и выполняете к нему задание.

Для тебя есть лист кленовый,

Он – резной, красивый, старый.

А задание тебе –

На метле, как на коне, проскачи туда-обратно, чтобы сделать нам приятно.

Лист черемухи спустился,

У тебя он очутился.

Приготовься, успокойся,

На задание настройся,

Костюм, волосы поправь

Всех, как президент поздравь.

Лист березовый – он твой

Ну а ты теперь не стой,

Нас порадуй от души –

Танец «полечку» спляши.

Лист осинки покружился.

Тихо – тихо опустился.

Песню нам скорей пропой

Ива плакала, скучала

И тоскливо так молчала…

Это было в воскресенье…

А с тебя стихотворенье!

Тополя, да тополя…

Знаем песню ты и я…

У тополя листок простой…

Про деревья песню спой.

Тебе понравилась игра?

Есть дерево у нас – ирга.

А это с дерева листок…

С тебя загадочка, дружок!

Лист смородины красивый

Судьбу покажет вам правдиво.

Ждет тебя любовь и слава…

Поцелуй соседа справа.

Вязь красивый, вязь надежный

Потерял листочек свой…

Ну а ты, такой серьезный,

Нам частушечку пропой

Оторвался, полетел,

К тебе тихонечко подсел.

Подними листочек тот

Расскажи нам анекдот.

1 ведущий. Для участия в следующим конкурсе мы приглашаем по2 человека от класса, любителей фантазировать и выдумывать.

Пока идут конкурсы, вам предлагается сочинить рассказ, используя слова: осень, картофель, школа, ребята, после уроков, уборка, цыплята, урожай, холод, бабушка, помощь, грядка, дождь, ботва, пюре, тепло, здорово, огород.

2 ведущий. На сцену приглашаем по одному эрудиту от класса. Вам предлагаем отгадать загадки.

1.Скромная девица в сарафан рядится.

Сарафан красный, длинный, атласный

Спряталась краса – да торчит коса (морковь)

2. Круглощекий толстячок

Подставил солнышку бочок,

Солнышко пригрело –

Все тело покраснело (помидор)

  1. сотни белых лебедят

в зеленой комнатке сидят (огурец)

  1. Румяный мужичок –

красный армячок,

Бородка длинна.

Сам спрятался,

Да макушка видна (свекла)

  1. кудрява, зелена,

нарядом скромна

мужским именем зовется,

да нежной пряности полна (петрушка)

6.зеленая лампочка

На ветвях весит,

Но не светит.

Когда созреет,

Тогда пожелтеет (груша)

7.само с кулачок,

Красный бочок.

Трогаешь – гладко,

Откусишь – сладко (яблоко)

8. в бурой кепке –

Белый крепыш,

Плечи расправил, ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидел –

С собой унес (гриб боровик)

9 не корень, а в земле;

Не хлеб, а на столе;

И к пище приправа,

И на болезни управа (чеснок)

10. и зелен, и густ, на грядке вырос куст.

Покопай немножко

Под кустом… (картошка)

1 ведущий. И снова приглашаем по два человека от класса. Ваша задача попасть шишкой в корзину с расстояния 3 метра. Сколько шишек окажется в корзине каждой группы, столько очков она получит.

2 ведущий. Выходят по одному человеку от класса. Игрокам привязывают пояс – ленточку с шишкой на нитке. Задача: попасть в цель – банку – «шишкохвостом».

Кто сделает точно и быстро получает1 балл.

1 ведущий Многие из вас творческие личности, артисты. По два артиста от класса прошу. Предлагаю театр – экспромт. Играем сказку «Знаменитая шишка».

Главные роли – деревья 3 человека, семена - 4 человека, Свет, Солнце, Шишка.

Я читаю текст, а вы, герои сказки, жестами и мимикой выполняете действия.

Сказка

Среди деревьев, на ветке большой ели жила Шишка. Висела она и скучала.

Однажды вдруг почувствовала Шишка, что у нее чешутся бока. А почесать она их не могла, потому что у нее не было рук. И тут Шишка поняла, что у нее родились Семена.

Они страшно дергались и просились на волю. А Шишке очень не хотелось отпускать их наружу. Если бы она их отпустила, то засохла бы и упала.

Крикливые и вертлявые Семена сразу притихли.

Через некоторое время ни опять стали проситься на волю. Шишка понимала, как хочется им свободы, но ей очень не хотелось их отпускать. Но однажды утром выглянуло Солнце, дверцы у Шишки открылись, и в комнатки Семян проник Свет. Семена сначала зажмурились, так как в их комнатках всегда было темно, а когда огни привыкли к свету, сразу же вылетели наружу!

Семена летели по воздуху и радовались свободе. Некоторые из них по дороге застревали в молодой траве, другие – между ветками деревьев, а третьи летели все дальше и дальше. И всем-всем семена рассказывали о своей Маме – знаменитой Шишке, которая висела на ветке ели.

Хорошая это была Шишка – знаменитая!

  1. ведущий. А сейчас пришло время послушать еще пять рассказов наших писателей – фантастов.

1 ведущий. Чтобы провести следующий, заключительный конкурс, мы просим выйти из зала по одному представителю от класса. Зрителям предлагается по слогу одного слова: ЛИС, ТО, ПАД. По сигналу все играющие начинают петь одновременно свой слог на мелодию песни «В траве сидел кузнечик»

Задача вернувшихся игроков – угадать слово.

2 ведущий. Слово для оглашения результатов конкурсной программы предоставляется членам жюри.

1 ведущий. Конкурсная программа закончилась. Желающие потанцевать могут остаться на дискотеку. Желаем всем присутствующим радостно и весело провести время.

Приложения

Кто не работает….

Землю красит солнце, а…

Где труд, там и…

Не поклоняясь до земли и …

Делу время, а…

Осень. Картофель, школа, ребята. После уроков, уборка, цыплята, урожай, холод, бабушка, помощь, грядка, дождь, ботва, пюре, тепло, здорово,огород

Пояснительная записка

Как повысить интерес учащихся к изучению школьных предметов?
Этот вопрос интересует многих учителей.
Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса.
Если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать предметы и после звонка.
Внеклассная работа по предметам имеет важное воспитательное и образовательное значение.
Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач, а также воспитанию у них чувства коллективизма и творчества, расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности.
Форм внеклассной работы множество, но одной из них является предметная неделя.
Хорошо организованная и интересно проведенная предметная Неделя помогает обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в подготовке и проведении внеклассных мероприятий открывает широкие возможности для оформления практических навыков работы с различными источниками знаний: книгой, Интернетом, справочным материалом и т.п.
В нашей школе предметные недели получили широкое распространение и проводятся по всем изученным предметам. Они требуют длительной и тщательно продуманной подготовки.
О проведении Недели химии и биологии учащиеся были извещены заранее, подготовка вилась заблаговременно(за 3-4 недели).
Силами учащихся 6-10 классов выпускались газеты с кроссвордами, чайнвордами, головоломками, ребусами.
О начале недели школьников извещает красочно оформленное объявление, в котором помещается план мероприятий.
Соответствующим образом оформляется в фойе школы. Все мероприятия проводятся по плану.
Каждый день предметной Недели был спланирован так, что он включал мероприятия и по химии, и по биологии.
При проведении мероприятий использовались мультимедийные интерактивные средства в сочетании с аудиовизуальными при выводе изображения на большой экран, что существенным образом повысило наглядность обучения и мотивацию к нему.
В заключительный день Недели было включено основное тетрализированное мероприятие: яркое, захватывающее зрелище, в котором принимало участие много детей.
Были подведены итоги и награждены победители.
Благодаря успешному проведению предметной Недели по химии и биологии были созданы условия для успешного развития тех, кто способен не только к творческой деятельности по данным предметам.

План проведения Недели химии и биологии

Первый день

  1. «Угадай-ка…» (разгадывание кроссвордов, викторин, ребусов, загадок)
  2. Выставка книг – «Вокруг химии и биологии» (библиотека)
  3. Выставка лучших работ учащихся (коллекции, гербарии, рефераты, игры, карточки)

Второй день

  1. «Буду химию учить» (экспресс-курс для начинающих) 6-7кл
  2. «Экологический светофор» (3-5 классы)

Третий день

  1. Игра «Хочу все знать» (9-11 классы)
  2. «Суд над вредными привычками» (7-8 классы)

Четвертый день

  1. Посвящение в химики (8 класс)
  2. «Что? Где? Когда?» (игра для старшеклассников)

Пятый день

Праздник «Чистая вода – основа жизни на Земле» (5-8 класс)

«Вода – источник жизни на Земле»

Цели:

Повысить интерес к предметам, закрепить и углубить знания, получить в процессе обучения, развивать познавательный интерес учащихся, их стремление узнать больше, формировать экологическую культуру детей.

Ход мероприятия:

Слайд 1 Вода – самое важное в-во на земле (Приложение 1 )

Первый ведущий:

– Вода самое важное, самое главное вещество на Земле. Все живое и неживое содержит ее. На планете нет ни одного тела или пылинки, которые были бы на лишены воды. Без нее не может развиваться ни одна отрасль хозяйства. Она греет и охлаждает, она источник энергии, без которого нельзя приготавливать пищу, вымыть дом или улицу. Любой процесс жизнедеятельности связан с водой.

Второй ведущий:

– Где вода – там жизнь. Пустыня богата теплом, плодородными почвами, но нет воды, и не может нормально развиваться жизнь. Вода уникальна и незаменима. Растения на 30-90% состоят из воды, а животные – на 75%. Если человек потеряет 6-8% воды, наступает обморок, а если 10-12% остановится сердце. Главная функция воды – обеспечение жизни на Земле.

Слайд 2 «Вода на земном шаре»

Сколько воды на Земле?

Показ слайдов:

– Воды океана
Подземные воды
– Воды рек
– Воды озер
– Воды болот
– Лед и снег
Атмосферные воды
– Воды живых организмов

Первый ведущий:

– Вода у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются неведая, что ты такое, нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь.
А что же мы знаем о воде?
Я загадаю загадки о воде, а вы должны отгадать и сказать в каком агрегатном состоянии находится вода.
Показ слайдов: вода кристаллическая, вода жидкая, вода пар
– Не снег, серебром деревья уберет (иней)
– День и ночь кричит, а голос не устает (водопад)
– к низу лежит капельками, а к верху – невидимкой (дождь и вод. пар)
– Все от холода сжимается, я один лишь разбухаю (лед)
– Идет, идет, а до берега не дойдет (волна)
– Что без огня дымит (туман)
– На дворе горой, а в избе водой (снег)
– белая морковка – зимой растет (сосулька)

Первый ведущий:

– А сейчас послушайте и ответьте, какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?

Спросил на днях
Малыш сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ – Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты?
Ты кто такой?
– И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле,
В каждой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!

(А. Дитрих)

Показ слайда «Круговорот воды в природе»

Круговорот объединяет все воды на планете, кроме того, вода оказывает влияние на другие компоненты природы. Посмотрим, как в загадках отразил человек.

Загадки

1. Не моря, не земля
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)

2. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

3. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)

4. Без рук, без ног все бежит (Река)

5. Не драгоценный камень, а светится (Лед)

6. Самый сильный растворитель на Земле (Вода)

7. Знаете ли вы, сколько воды выпивает человек за год? (Более 1 тонны воды)

Первый ведущий:

– А вы знаете ребята, что с водой могут происходить чудеса. Сейчас ученый Алхимик покажет нам их.

Опыты:

1. Вода в вино
2. Вода в молоко
3. Молоко в газированную воду
4. Вино в воду

Мы показали чудеса в стакане, используя щелочи, кислоты и другие вещества, а если все эти вредные примеси попадут в воды рек, озер, морей. Что может случиться с водой? (Загрязнение)

Показ слайда «Загрязнение воды

Первый ведущий:

– Вода, вода! На верную погибель
В нее лягушки вымечут икру!
О рощах ли, о рыбе ль
Заплачу вдруг в ограбленном бору.
Кто осквернил прозрачную основу,
Тот плюнул в материнские глаза!

Учащиеся приходят на игру с готовыми командами, у которых есть названия, девиз, приветствие и отличительная форма с эмблемой. У каждой команды есть колокольчик для подачи сигнала в случае готового ответа. Сигнал можно подавать только после того как ведущий прочитал весь вопрос. Если сигнал был дан раньше, то эта команда лишается права давать ответ и ответ даёт та команда, которая раньше просигналит. Эта игра состоит из нескольких конкурсов:
Представление команд (3 балла).
Разминка (1 балл за правильный ответ).
Сочини сказку (10 баллов).
Кроссворд (9 баллов).
Риск – версия (2 или 1 балл за правильный ответ).
Исправь ошибку (12 баллов).
Двойная жизнь животных (1 балл за каждое правильное слово).
Подведение итогов.
Разминка

Удивительный мир химии

1 вопрос
Эта смесь состоит из 200 вредных веществ, среди которых угарный газ, сажа, муравьиная кислота, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы и другие. Назовите эту смесь. (Табачный дым).

2 вопрос
Какая часть поверхности Земли покрыта водой? (3/4).

3 вопрос
Назовите самый лёгкий неметалл. (Водород (0,00008989г/см)).

4 вопрос
Два неорганических вещества являются самыми распространёнными на Земле.
Назовите эти вещества. (Вода и оксид кремния).

5 вопрос
Этот элемент назван в честь планеты Земля. (Теллур).

6 вопрос
Назовите хобби Д.И.Менделеева. (Изготовление чемоданов, футляров, переплётов книг).

7 вопрос
Каких элементарных частиц нет в ядре атома? (Электронов).

8 вопрос
Какое химическое название имеет марганцовка? (Перманганат калия).

9 вопрос
Как называется индикатор, который вырабатывается из некоторых видов лишайников? (Лакмус).

10 вопрос
По выражению Ферсмана "Элемент жизни и мысли” – … (Фосфор).

11 вопрос
Назовите металл, входящий в состав молекулы хлорофилла. (Магний).

12 вопрос
Назовите основной резервный углевод растений. (Крахмал).

13 вопрос
Название какого химического элемента совпадает с названием соснового леса. (Бор).

14 вопрос
Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро).

15 вопрос
Какую морскую водоросль называют морской капустой? (Ламинария).
Сочини сказку
"Жили-были дед да баба. Посадили они репку. Выросла репка большая-пребольшая…” за 10 минут, используя максимально возможное количество заданных физических и химических терминов. Термины: целлюлоза, сахароза, клетчатка, вода, минеральные соли, карбамид, нитраты, хлорофилл, вещество, известняк, сила, масса, импульс, работа, взаимодействие, энергия, мощность, изолятор, сопротивление, электролизация

Этот газообразный оксид убивает некоторые микроорганизмы, поэтому его используют для окуривания овощехранилищ. (Оксид серы (IV).

Риск-версия №2. Избыток ионов какого элемента в питьевой воде вызывает повреждение эмали на зубах? (Фтор).

Риск-версия №3. Назовите вещества, являющиеся причиной разрушения озонового слоя атмосферы. (Хлор- и фторсодержащие соединения, фреоны, некоторые продукты сгорания ракетного топлива).

Риск-версия №4. Для чего в глубокой древности греческий философ Платон советовал сажать леса на холмах? (Для борьбы с эрозией почвы).

Риск-версия №5. Выхлопные газы автомобилей могут быть источником загрязнения продуктов этим металлом. (Свинец).

Риск-версия №6. Сточные воды целлюлозно – бумажных комбинатов могут быть источником загрязнения окружающей среды ядовитыми соединениями этого металла. Назовите этот металл.

Риск-версия №7. В настоящее время серебро ценится ниже, чем в 19 веке, из-за быстрого потемнения металла на воздухе. Почему это происходит? (По сравнению с 19 веком концентрация сероводорода в воздухе значительно увеличила).

Риск-версия №8. С чем связана так называемая "радонная проблема”, часто упоминаемая в экологической литературе? (С тем, что человек рискует получить облучение от радона, выделяющегося из разломов земной коры).

Риск-версия №9. Безводный карбонат натрия называют кальцинированной содой. Но ведь это соль натрия, причём здесь кальций? (Эта соль получается при прокаливании, а по-латыни этот процесс называется кальцинацией).

Риск-версия №10. Почему некоторые исследователи считают, что причиной вымирания динозавров является "мягкая вода”? (Употребление воды с малыми дозами ионов кальция приводит к уменьшению прочности костей).

Риск-версия №11. Почему снег и пена на разбивающихся волнах белые, хотя и в том, и в другом случае мы имеем дело с водой? (Снег – это вода в виде кристаллов. Все они образуют пушистую рыхлую массу, которая отражает белый цвет, поэтому снег и кажется нам белым).

Риск-версия №12. Этот оксид используют при испытании изделий и приборов, предназначенных для работы в "царствах холода”: Арктике, Антарктиде или стратосфере. (Углекислый газ – "сухой лёд”).
Исправь ошибку

В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много углекислого газа. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в тёмные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором ехал велосипедист. Ехать ему было легко, и он распевал весёлую песенку: "Вода, вода, кругом Н2О2 ”. На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень, состоящий из чистого оксида кремния. Трое мальчиков с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег.
Двойная жизнь животных
Отгадайте за 2 минуты слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ. Например, любитель зимнего плавания – морж.
Пупырышки на коже от холода – …
Щётка для чистки бутылок – …
Детская игрушка на нитке, запускаемая в небо – …
Любитель очень поздно ложиться – …
Автобусный безбилетник – …
Длинный рычаг у колодца – …
Любитель очень рано вставать – …
Заменитель колёс у танка и трактора – …
Специальное расположение костей при игре в домино – …
Имя писателя – классика Толстого …
Приспособление на ногах электромонтёра для лазанья по столбам…

Пометка на полях тетрадки или книги в виде птицы.


Самый распространенный вид – это Коричневый (или Майский) шиповник . Его кусты можно встретить повсюду. Особенно любит расти в поймах рек, где образует заросли. В мае-июне цвет ярко- или бледно-розовыми цветками. Форма его кустов достаточно изменчива – высота может достигать до 3 метров. Плоды тоже изменчивы – от вытянутых до округлых.

Шиповник Фото

Другой вид шиповника – это шиповник Морщинистый. Это разновидность стелющаяся, покрывает участок колючим ковром, с крупными яркими цветками, которые можно наблюдать все лето. К осени его листья приобретают желтый цвет. Плоды его оранжево-красные, крупные, немного приплюснутые. Считаются одними из самых сладких и полезных.

А вот шиповник Альпийский (или пониклый) совершенно не имеет шипов. Распространен в основном в горах центральной Европы. Это низкорослый кустарник не более метра высотой. Цветет крупными яркими цветками, которые достаточно быстро опадают. А плоды, имеющие веретенообразную форму, темно-красные, висят на кустах как сережки.

Шиповник Французский – преобладает в южном климате. Этот вид является родоначальником многих разновидностей как шиповника, так и розы. Это низкорослое растение, маловетвистое. Ярко-красные цветки, образующиеся только на концах побегов, имеют круглую форму. Эта разновидность шиповника отличается прямыми острыми шипами, усеявшими все веточки.

Шиповник Колючий - полностью оправдывает свое название. Это низкорослое растение цветет белыми некрупными цветками, которые пышно усеивают куст. Плоды, созревающие к осени сухие, твердые, почти черные.

В черноземной полосе Росси распространен шиповник Собачий , славящийся своими лекарственными свойствами. Он неприхотливый, зимостойкий, устойчив к болезням. В длину вырастает до 3 метров. Разрастаясь, представляет собой низкорослое деревце, ветви которого могут быть до 5 см толщиной. Шипы расположены у данного вида негусто, но они крупные и загнуты на концах. Цветет бледно-розовыми цветками, или практически белыми.

Шиповник Ржаво-красный - является одной из разновидности Собачьего шиповника, но легко от него отличим. Шипов у него несравненно больше, они имеют прямой вид. Данный вид шиповника распространяет вокруг себя аромат яблок, благодаря тому, что нижняя поверхность листиков укрыта волосками с капельками ароматной смолы. Плоды, собранные в гроздья, имеют оранжево-красный цвет.

Шиповник яблочный (или волосистый) - получил свое название не за аромат, а за плоды, похожие на яблочки. В августе они начинают желтеть, и к периоду созревания «подрумяниваются» с одного бока, да и размером они очень крупные – с небольшое яблочко-дичок.

Шиповник Сизый - получил своё распространение благодаря красивым листкам сизо-зеленого цвета, с красными прожилками. Цветки у него достаточно невзрачные, редкие.

Шиповник (Дикая роза). Посадка и размножение

Посадка шиповника производится в основном ранней весной или поздней осенью. Размножается шиповник семенами, отростками, корневищами, отпрысками. Наиболее приемлемым и доступным является размножение отростками. Их заготавливают заранее, от особо урожайных кустов шиповника, осенью. Длина корневища должна составлять около 15 см, а наружную его часть укорачивают до 5см. Такие заготовленные отпрыски можно сажать уже на постоянное место, они не требуют доращивания.

Посадка шиповника производится в основном ранней весной или поздней осенью. Размножается шиповник семенами, отростками, корневищами, отпрысками.

Вырастить шиповник можно и из семян. Для этого, созревшие, еще не начавшие сморщиваться плоды можно зарыть в горшки, с влажной землей. Оставьте горшки на улице – низкие температуры хорошо действуют на всхожесть семян. После окончания зимы семена надо выкопать и проверить на всхожесть. Для этого опустите их в сосуд с водой – те, которые утонули, пригодны к выращиванию. Посейте их в ящики и выращивайте в холодном парнике.

Дикая роза Фото

Шиповник – светолюбивое растение, поэтому место для посадки выбирайте ему, руководствуясь этим утверждением.

Почва для растения должна быть плодородной (чернозем или лесные), ни в коем случае не следует сажать шиповник в почвы с близкими грунтовыми водами.

Причем слой плодородной почвы должен составлять не менее 30 см., поскольку корневая система у шиповника стержневая, пронизывает весь верхний слой почвы как раз на эту глубину. Корневая система растения, которое растет уже 6-8 лет, имеет очень развитую корневую систему, достигающую радиуса 2-х метров.

Для начала следует заняться подготовкой участка под посадку – ямы под кусты шиповника должны быть глубиной и шириной не менее 50 см. Расстояние между ними не должно быть менее 1,5 метра. В ямы обязательно вносят различные удобрения, тщательно перемешанные с почвой. Для удобрений используется перегной, суперфосфат, хлористый калий, мочевина.

Саженцы устанавливают в яму, расправляют корни, присыпают землей. При этом корневая шейка шиповника должна находиться ниже уровня земли на 5 см. Затем яму нужно обильно полить водой и сверху насыпать опилки для предотвращения высыхания.

Распространить шиповник можно и с помощью отпрысков, которые обильно появляются на корневой системе. Если вам захотелось расширить площадь кустарника, молодые побеги «пришпиливают» к земле и присыпают почвой. На четвертый год куст шиповника необходимо обрезать. Обрезку производить нужно не чаще одного раза в год перед самым началом роста.Это либо конец зимы, либо начало весны, в зависимости от погодных условий.

Во время обрезки нужно удалять старые, больные, поломанные, малопродуктивные ветки.

В основном, уход за шиповником заключается в регулярных поливах (особенно в первые года жизни), и рыхлении почвы, борьбе с сорняками. На третий год, после вегетации, нужно удобрять кусты шиповника органно-минеральными удобрениями.

Также каждый год необходимо прореживать кусты шиповника для улучшения его качественных свойств. Делать это нужно осенью после листопада. Наиболее плодоносящими считаются кусты с разновозрастными побегами. Также считается полезным для лучшего плодоношения сажать рядом кусты нескольких видов, но цветущих в одно время.

Хорошо переопыляются, в основном пчелами и шмелями. Плодоносить шиповник начинает только на третий год после посадки. Обильные урожаи повторяются через 3-5 лет.

Вредители

Основной вредитель шиповника – розанная муха. Она может повредить до 70% урожая. Она зимует в почве на глубине 5-10 см. Поэтому почву у куста регулярно перекапывают.

Для избавления от этого вредителя растения также опрыскивают препаратом БИ58.

Также покушается на шиповник и тля, повреждающая молодой прирост, малинно-земляничный долгоносик, повреждающий бутоны, и шиповниковая пестрокрылка, повреждающая мякоть плодов.

Из болезней наиболее опасна ржавчина, которая повреждает и стебли, и листья, и плоды.

Тип урока: закрепление изученного материала. Цели:

  1. продолжать формировать умения учащихся в правильном написании слов с буквами и, у, а после шипящих;
  2. развивать орфографическую зоркость;
  3. воспитывать интерес к изучению русского языка не только посредством игровых приемов, но с использованием индивидуальных детских компьютеров.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, файлы с заданиями для детских компьютеров, презентация , жетоны трех цветов, дидактический материал, карточки с квадратиками для игры.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Вы любите сказки? Сегодня я приглашаю вас не только попутешествовать по сказке, но и принять самое активное участие в помощи главным героям ее.

II. Словарная работа.

Поможет узнать название сказки кроссворд. Как только вы прочитаете кроссворд, начнется наше путешествие. Желаю удачи!

– Откройте тетради. Запишите дату. Запишите отгаданные слова. Ставим в словах ударение и подчеркиваем «опасные места».

    Назовите одним словом: капуста, лук, огурец, морковь (Овощи)

    Маленький мальчишка в сером армячишке
    По дворам шныряет, крохи подбирает,
    По ночам кочует – коноплю ворует.
    Воробей)

    Синоним слов: прежде, раньше, до того. (Сначала)

    Столица нашей Родины. (Москва)

    Название волшебной рыбы, которая помогла Емеле. (Щука)

    Индивид с определенным государством, имеющий права и обязанности. (Гражданин)

    Слово, которое произошло от слова отец. (Отечество)

    Мелом пишет и рисует,
    И с ошибками воюет,
    Учит думать, размышлять,
    Как его, ребята, звать? (Учитель)

    Должен он пораньше встать,
    Чтоб за партой не зевать,

    Чтоб проверить, всё ль в порядке,
    В ранце ль книжки и тетрадки?
    А вопрос такой возник:
    Кто он? Это - ... (Ученик)

– Кому мы будем сегодня на уроке помогать? (Щелкунчику)

–Какое слово среди отгадок в кроссворде лишнее? (Щука)

– Почему?

(Не является словом из словаря)

III. Сообщение темы и цели урока.

– Какое правило есть в слове щука?

– Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня во время путешествия? В путь. Помогите расколдовать принца.

IV. Закрепление изученного.

1) Тренировочные упражнения с использованием индивидуальных компьютеров.

2) Дидактический материал с. 70, упр. 154

Выполняем с комментированием.

VI. Итог урока.

– С каким правилом работали на уроке.

– Поиграем в игру «Крестики, нолики»

Только вместо крестиков и ноликов в квадратиках ставим буквы

В словах должны быть орфограммы жи-ши, чу-щу или ча-ща. Вставляем нужные буквы сначала в первый столбик, потом во второй и так же в третий сверху вниз.

1 столбец

Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут___ . мыши

***
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни____ . машина

***
Если с крыши потекло
И сугробы ниже -
Значит, солнце припекло,
Убирайте___ . лыжи

2 столбец

По полям бегут ручьи,
На дорогах... лужи

***
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды (чайник).

***
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Это _ снежинка)

3 столбец

Дикая роза с ярко- красными ягодами (шиповник).

***
Животное, высокое, пятнистое, с длинной- длинной шеей (жираф).

***
Играли в прятки (малыши)

– Проверим, что получилось.

– Какую букву напоминает написание гласной буквы и? (Букву О)

– У кого получилось так же, вы поработали сегодня отлично.

Книга, которую Вы держите в руках, по праву может считаться одним из самых интересных изданий, посвященных ботанике. Александр Васильевич Цингер, будучи физиком по призванию, всей душой тяготел к ботанике. В этой книге «бесхитростных любительских бесед», как называл ее сам автор, Цингер простым и доступным языком раскрывает перед нами интересный мир растений. С каждой новой страницей, погружаясь в загадочное царство флоры, начинаешь осознавать ботанику не просто как науку, а как Науку с большой буквы. Чтение этой книги станет интересным и познавательным занятием для людей любого возраста.

Такие розы из Восточной Азии завезены были в Европу лишь в конце XVIII века, когда европейские садоводы начали многое перенимать из высокоразвитой садовой культуры Китая и Японии.

Это замечание относится только к мелкоцветной вьющейся розе. Вьющиеся розы с крупными цветами растут в Европе с незапамятных времен, и некоторые их экземпляры чрезвычайно долговечны.

В маленьком немецком городке Гильдесгейме растет роза (немахровая), возраст которой оценивается не менее чем в восемьсот, может быть, и в целую тысячу лет. Эта «старушка» ежегодно, хоть и не столь обильно, как в былые времена, покрывается цветами, а ведь ей было уже несколько сот лет еще тогда, когда не родились пробабушки наших прабабушек!

<<< Назад
Вперед >>>

Растения это удобное украшение для дизайна . Когда утро начинается с хороших ощущений, то и день пролетает быстрее и с минимальными стрессами. Разведение растений у многих желанное занятие, которое подарит позитивное настроение не только собственнойсемье но и всем соседям. Гуляя мимо цветника нельзя не зацепить взор на какой-нибудь необычный цветок. И у каждого возникает идея, а может подумать и у себя купить цветник?

Декоративные шиповники и их современные гибриды

У нас в стране ботаники насчитали более 80 видов шиповника. Эти колючие красавцы встречаются практически всюду, за исключением Крайнего Севера. Они светолюбивы, в природной обстановке предпочитают опушки, обочины лесных дорог, берега рек, озер, кустарниковые заросли, склоны гор, давно освобожденные от леса. Нередко они разрастаются, образуя большие куртины, частенько проникая в населенные пункты, где соседствуют возле заборов с бузиной.

Свое имя растение получило из-за острых и прочных шипов, способных причинить серьезные неприятности неосторожному человеку или животному. Цветет шиповник с мая по июль, плоды созревают в августе - сентябре, сохраняясь на ветвях до зимы . Цветки крупные, до 5 см диаметром, одиночные или по 2-3. Венчик с пятью белыми, розовыми или темно-красными лепестками. Тычинки и пестики многочисленные. К вечеру цветки шиповника складывают свои лепестки, а утром вновь открывают, причем делают это с большой точностью во времени. Не случайно шведский ботаник Карл Линней включил шиповник в перечень растений, указывающих время суток.

Плодоносит с 2-3-летнего возраста, наибольший урожай растения дают в 10-12-летнем возрасте. Плоды шиповника шаровидные или яйцевидные, гладкие, голые, оранжевые или красные, мясистые, содержат многочисленные плодики (орешки). Внутренние стенки плода покрыты волосками, наверху плода сохраняются чашелистики. Для нормального плодоношения лучше высадить шиповник двух или трех видов, цветущих в одно время. Плоды можно сушить, а зимой заваривать и пить по 1-2 стакана в день, как витаминный напиток. Из плодов готовят повидло, компоты, варенье... Хорош шиповник в виде сиропов, пюре...

Ветки шиповника, унизанные ягодами, отлично смотрятся в осенних цветочных аранжировках и сухих букетах. Возраст отдельных растений достигает 400 лет.

Шиповник - родоначальник всех видов культурных роз

Все дикие розы и видовые шиповники (Rosa) плодоносят оранжевыми, ярко-красными, коричневыми, фиолетовыми, почти чёрными ягодами. Но не все виды розы равноценны по качеству плодов. Наиболее ценными (в смысле содержания полезных веществ) считаются ягоды следующих видов:

У нее много близких родственников, зачастую с трудом от нее отличимых. Даже специалисты до сих пор не могут окончательно разобраться, сколько же дикорастущих видов шиповников находится с ней в тесном родстве и чем они отличаются друг от друга.

Шиповник морщинистый, или роза ругоза (Rosa rugosa)

Весной раскидистый кустарник до 2,5 м высотой, сплошь покрыт крупными душистыми розовыми или белыми (форма Alba) цветками, которые появляются почти все лето. После первой обильной волны продолжает цвести повторно до заморозков, да еще угощает нас нарядными и полезными плодами, которые обладают наилучшим вкусом, немного напоминающим клюкву.

Листья сильно морщинистые, с серо-зеленым опушением на нижней стороне, до 22 см длиной, из 5-9 листочков. У гибридных форм листья иногда блестящие, глянцевые. Шипы красноватые, загнутые вниз, многочисленные. Плоды крупные, оранжево-красные, мясистые, до 2,5 см в диаметре. На кусте можно наблюдать одновременно бутоны, цветки и созревшие плоды. Цветение как на побегах текущего года, так и на побегах прошлых лет. Кустарник морщинистого шиповника сильно разрастается, давая много корневой поросли.

Природный ареал розы ругозы находится на тихоокеанском побережье российского Дальнего Востока, Японии, Кореи. В Европу был завезен в XVIII в, где не только получил широкое распространение в культуре и дал начало многочисленным садовым, большей частью гибридным с другими видами , формам, но и натурализовался во многих местах. Нередко шиповник морщинистый образует густые заросли, причем в некоторых местах преобладает стелющаяся форма, покрывающая песок ярким колючим ковром. Он также прижился на американском атлантическом побережье, завезенный когда-то английскими колонистами в Северную Америку.

Разновидности и гибриды шиповников

Гибриды розы мускусной (Hybrid Musk Roses)Декоративные шиповники с плотной полублестящей листвой и бордовыми молодыми побегами, имеют красные ягоды. Сорта: "Buff Beauty", "Felicia", "Penelope".

Наиболее распространенные виды шиповников:

Условия выращивания и уход за шиповником

Обрезку следует делать лишь раз в год, перед самым началом роста (в конце зимы или начале весны, в зависимости от климата и погоды). Во время подрезки побегов у куста заодно удаляются слишком старые ветки. Куст считается продуктивным, если в нем находятся побеги разного возраста.

Видовые шиповники отлично размножаются корневой порослью, семенами, отводками, корневыми и зелеными черенками. Наиболее простым и доступным является размножение отпрысками. Заготавливать их лучше всего осенью, от наиболее урожайных кустов. Длина корневищной части на отдельном отпрыске должна быть 12-15 см, надземную часть укорачивают, оставляя пенек не более 5 см. Такие отпрыски сразу можно сажать на садовом участке на постоянное место, без доращивания.

Можно собрать осенью полностью созревшие ягоды шиповника, которые ещё не начали сморщиваться и зарыть их в горшки, наполненные влажной почвой. Оставьте горшки с семенами зимой на улице, чтобы обеспечить воздействие на плоды низких температур - это необходимо для успешного прорастания семян. После окончания морозов выкопайте из горшков ягоды, отделите семена и проверьте их на всхожесть в сосуде с водой. Утонувшие семена шиповника посейте в ящики и выращивайте в холодном парнике.

Легенда об открытии целебных свойств шиповника

О шиповнике народ сложил не только сказки, но и загадки. Вот некоторые из них:

"Стоит древо ханское, платье шамаханское, цветы ангельски, когти дьявольски"."Сидит колюка на вилах, одета во багрянец, кто пойдет - того кольнет""Стоит зеленый кустик, тронешь - укусит""Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко камешками набито".

"Кто скажет им: та красота напрасна, её погубит иней на заре...Они прекрасны! Так они прекрасны, что пусть цветет шиповник в сентябре!.."

Садовые растения

Шиповник, дикая роза

Ярко-желтые цветки розы хугонис (Rosa hugonis), которую обычно называют китайской золотой, распускаются уже в апреле-мае. Такой куст вырастает до 2 м в высоту и наиболее привлекателен в качестве солитера

Практически все виды "дикой" розы чувствуют себя превосходно в умеренных зонах Европы. Однако коренными европейцами считаются лишь роза собачья, р. бедренцеволистная, р. краснолепестковая, р. ржавчинная, р. яблочная и французская. В Европе культивируются также многие виды "дикой" розы из Азии и Северной Америки.

"Дикая" роза с благодарностью отзовется на вашу заботу, например, если вы подкормите ее перепревшим навозом или компостом. Ее кустам ни к чему частая обрезка. В зависимости от вида и сорта она нуждается лишь в периодическом формировании, в том числе для обильного цветения. У большинства видов "дикой" розы весной достаточно лишь удалять сломанные и слабые ветки, чтобы освободить место для новых крепких побегов.

Прелестный проход На загородных участках "дикая" роза чувствует себя прекрасно. На фото вы видите, какую чудесную картину представляют роза французская "Complicata" и колокольчик персиколистный с белыми и фиолетовыми цветками

Выносливая шотландская роза бедренцеволистная (R. pimpinellifolia) идеальна для живых изгородей. Цветоводам хорошо известны розово-красные цветки сорта "Red Nelly"

Живая изгородь из быстро разрастающихся колючих кустов "дикой" розы с душистыми и нежными цветками наполнена старинным шармом

Цветки у розы бедренцеволистной - ослепительно белого цвета. У этого вида имеются и сорта с прекрасными желтыми цветками. В европейских садах хорошо прижились все виды "дикой" розы

Европейские сады — от северных морей до южных отрогов Альп — заселяют прежде всего виды китайской "дикой" розы

К ним относятся роза морщинистая (R. rugosa), р. хугонис (R. hugonis), р. Мойеса (R. moyesii), р. многоцветковая (R. multiflora), р. китайская (R. chinensis) и р. вонючая, или желтая (R. foetida) "Bicolor". Представители азиатской флоры гармонично дополнили европейский ассортимент лазящими и ремонтантными растениями. В Европу завезены и кусты "дикой" розы из далекой Америки —"страны неограниченных возможностей": это р. виргинская (R. virginiana), р. калифорнийская (R. californica) и р. блестящая (R. nitida). Новые сорта "дикой" розы вполне могут солировать на цветочных рабатках. Их побеги, например, ловко взбираются по цветочным аркам. И конечно, из кустов получаются очаровательные смешанные живые изгороди.

"Дикая" роза наглядно продемонстрирует, как прекрасно ей живется в вашем саду . Единственное место, где прелестный куст с простыми и нежными цветками не растет, — это вазы и вазоны.

Низкорослая "ограда" за скамейкой, красивый куст-солитер на углу у штакетника и живописно увитая арка: "дикая" роза способна на все

Звезды осеннего сезона (слева направо)

Роза бедренцеволистная

Роза Мойеса "Geranium"

Роза альпийская "Mount Everest"

Роза морщинистая

Зеленые шиповатые плоды розы Роксбурга, или каштановой очень колючие и действительно напоминают каштаны

Осенью кусты бурбонской розы "Zigeunerknabe" ("Gipsy boi", "Цыганенок") украшаются кистями из множества мелких красных плодов