Интересные факты о том, как мы врем. Как распознать ложь: способы вывести вруна на «чистую воду

Люди часто и охотно развешивают лапшу на чужие уши. В одних случаях, вруны вызывают лишь раздражение и неприятие, в других – обман способен оказать серьезные последствия : в карьере, дружбе, семье. Не говоря уже о том, что вранье может создать угрозу для человеческой жизни. Определить ложь непросто, но возможно . Для этого нужно вооружиться знаниями, которые изложены ниже. Они помогут вывести обманщика на чистую воду.

Факт . Согласно исследованиям, среднестатистический гражданин за 10 минут разговора прибегает ко лжи не менее 3 раз.

Признаки лжи

Любое вранье – это психологический стресс для каждого обманщика, каким бы искусным он не был. Как и любое стрессовое состояние, ложь имеет свои признаки и проявления – это рефлексы, которые с трудом поддаются контролю рассудка. Мы познакомим вас с самыми явными симптомами обмана , которые помогут понять, что вам врут или пытаются скрыть правду.

Факт . Основные мотивы для лжи – страх, стыд и желание выгоды.

Как определить ложь по глазам

1. Понять что вам врут, можно по взгляду

Согласно распространенному мнению, глаза человека во время вранья метаются из стороны в сторону. Однако по большей части – это признак сильного волнения или растерянности , а волноваться можно и тогда, когда человек опасается, что в его правду никто не поверит. Другое дело, когда собеседник изо всех сил старается поддерживать зрительный контакт , практически не отводя взгляда от глаз напротив. Это может говорить о том, что человек врет осознанно, стараясь выглядеть уверенно , пытаясь при этом понять, верят ли в его ложь или нет.

2. Определить ложь можно по положению зрачков

Согласно знаниям нейролингвистики, если глаза собеседника во время речи устремляются влево, это говорит о том, что он извлекает информацию из своей памяти, то есть что-то. Если вправо, занимается созданием образов, другими словами – сочиняет, воображает или представляет. (У левшей, все наоборот ). Логично предположить, что во время вранья, зрачки будут устремляться вправо , ведь для этого нужно прибегнуть к своей фантазии. В основном так оно и есть, но и нюансы тоже имеются.


Факт . Женщины распознают ложь лучше, чем мужчины. Мужчины врут чаще женщин.

Вранье оставляет отпечаток на теле

1. Явный признак того, что мысли человека противоположны тому, что он говорит – это односторонние движения , то есть когда одна сторона туловища, будь то плечо, рука или нога, намного активней другой. Зачастую, именно подергивание только одного плеча является сопутствующим элементом лжи.

2. Если во время разговора, собеседник делает шаг назад – скорее всего он не верит в то, в чем пытается убедить остальных .

3. Неуверенность в своих словах и неправдивость сказанного выдает скованное, напряженное положение туловища. Даже если лжец пытается принять вид расслабленного и спокойного человека, его тело все равно будет напряженным и находиться в одной, зачастую некомфортной, позе .

Факт . Телефон – самое частое орудие обмана. Люди лгут по телефону в 37% случая, во время личных бесед – 27%, в интернет-сообщениях – 21%, в электронные письмах – 14%.

Мимика лжи

1. Обращайте внимание на уголки губ – даже если рот находится под контролем, эту часть подчинить своей воли очень трудно. Так, к примеру, уголки губ подрагивают или напрягаются в те моменты, когда человеку удалось одурачить кого-то и он рад, что это получилось.

2. Явным признаком неправды, является поджатая губа – это намек на неуверенность в своих словах или подсознательном несогласии с тем, что говорится. К примеру, если на вашу просьбу о помощи, отвечают – «я обязательно помогу», то поджатая губа, тем временем говорит – рассчитывать, особо не стоит.

3. Если у собеседника мимика становиться несимметричной, к примеру, улыбка проявляется только с одной стороны , это говорит, что человек пытается скрыть истинные эмоции, заменив их маской. Если губы улыбаются, в то время как глаза остаются серьезными, вокруг них не образуются морщинки, знайте – он симулирует радость или добродушие, скрывая свои истинные чувства и намерения .

4. Стоит также отметить, что настоящее, искреннее удивление длится не более 5 секунд. Если человек удивляется дольше, значит, он играет – ему было все известно заранее и теперь стремиться уверить всех, что его удивлению нет границ.

Факт . Во время лжи человек, как правило, испытывает 3 основных чувства: угрызения совести, страх разоблачения и восторг от удачного надувательства.

Жесты обмана

1. Прикосновения к шее свидетельствуют о том, что человек либо врет, либо очень сильно нервничает. А когда ладонь полностью обхватывает горло, это говорит о том, что лжец пытается сдерживать выход слов наружу, боясь проговориться.

2. Красноречивым жестом является и приложенный к губам палец . Таким образом, подсознание пытается воспрепятствовать выходу вранья наружу, как бы предостерегая: молчи, не говори ни слова.

3. Трение или мочки уха подсказывает, что человек не хочет себя выдать. И вообще, чем больше руки касаются лица во время разговора, тем больше вероятность того, что это лицо принадлежит неискреннему человеку.

4. Поглаживание себя пальцами говорит о подсознательной попытке обманщика успокоить себя и подбодрить, опасаясь, что ему не поверят.

5. Правдивый рассказчик, как правило, не стесняется жестикулировать, дополняя и усиливая эффект от сказанного. У лгуна напротив, жесты по минимуму , или вовсе отсутствуют.

Факт . Существует такое явление, как патологические лжецы. Эти люди испытывают сильную потребность в обмане, равно как и зависимость от нее. От обычных врунов их отличает то, что они начинают сами верить в свою ложь.

Речь обманщика

1. Используя ложь в своей речи, человек подсознательно испытывает чувство вины и беспокойства, поэтому если сменить тему разговора, лжец резко станет более счастливым и расслабленным . Хотя в некоторых случаях это может говорить о том, что предыдущая тема была ему просто неприятна.

2. Для того, что бы сочинить правдоподобный обман, нужно время , особенно если застать вруна врасплох. Что бы выиграть лишние минуты, хитрец может прибегать к нескольким уловкам :

  • делать вид, что не услышал («Что-что, еще раз ?»);
  • задавать риторические вопросы («Что значит, куда делось все варенье ?»);
  • повторять ваши же слова («Я знаю, это ты съел все варенье» — «Съел все варенье? Нет, не ел я варенья »);
  • слишком часто использовать вводные обороты: («Видит бог , я не притрагивался к банке с вареньем. Сказать по правде , я, мягко говоря , не фанат сладкого. А вообще, если честно – я ненавижу вишневое варенье»);
  • делать паузы в предложениях, более продолжительные, чем следовало бы.

3. Большое количество подробностей и ненужных деталей – явный симптом неправды. Скорее всего, лжец пытается вам продемонстрировать, что он чист как на ладони, и не намерен что-то утаивать. Поэтому и выкладывает тонны бесполезной информации.

4. Если у вас закрались сомнения, и вы хотите понять, правдива ли история собеседника, попросите пересказать ее в обратном порядке . Если собеседник не врет, сделать это будет нетрудно. В противном случае у него появятся проблемы, и он запутается: как и в какой последовательности выкладывалась брехня.

Данные знания помогут вам определить лож и вовремя понять, что вас пытаются обмануть . Однако напоследок мы бы хотели обратить внимание на один немаловажный момент: ни один из вышеперечисленных признаков, не может служить 100%ым проявлением вранья в ваш адрес. Особенно если не учитывать общей картины происходящего и, не беря в расчет особенности характера отдельно взятого человека. Упомянутые признаки нужно воспринимать комплексно и соотносить один к другому . Они являются поводом задуматься и насторожиться, а не поставить клеймо лжеца на человеке.

«Обмани меня» - один из немногих сериалов, в основе которых лежит подтвержденная научная гипотеза. Прототипом его главного героя, доктора Кэла Лайтмана, стал крупнейший специалист в области психологии эмоций Пол Экман. Он обнаружил, что с точки зрения мимики люди любой культуры одинаково выражают чувства, и открыл микродвижения - короткие эпизоды мимической активности, которые указывают на эмоции, - даже в случаях, когда человек старается их скрыть. T&P составили гид по технологиям Пола Экмана, которые помогут научиться видеть ложь.

Долгое время наука не обращала на мимику никакого внимания. Впервые ей занялся Чарльз Дарвин, в числе прочих своих работ опубликовавший в 1872 году книгу «О выражении эмоций у человека и животных». Ученый заявил, что выражения лица универсальны не только для нашего вида, но и для животных: например, как и собаки, люди скалятся, когда испытывают гнев. При этом Дарвин утверждал, что наши жесты, в отличие от мимики, можно назвать условными, и был уверен, что они зависят от того, в какой культуре принадлежит человек.

Почти век эта работа Дарвина оставалась практически забытой. Если ее и вспоминали в научных кругах, то только для того, чтобы оспорить. Лишь в 30-х годах XX века к ней обратился французский нейроанатом Дюшен де Булон, который старался опровергнуть теорию нацистского ученого, утверждавшего, будто «представителей низших рас» можно узнать по жестам.

В 60-х годах гипотезы, озвученные в «О выражении эмоций у человека и животных» и многократно упомянутые у де Булона, популяризовал американский психолог Пол Экман. Он провел ряд исследований, чтобы проверить эту теорию, и выяснил, что Чарльз Дарвин был прав: в разных культурах жесты и впрямь различаются, а вот мимика - нет. Оппоненты Экмана утверждали, что всему виной Голливуд и телевидение, которое транслирует усредненный образ мимики, во многом принимаемый за эталон в разных странах. Чтобы оспорить это предположение, в 1967 и 1968 годах ученый исследовал мимику представителей одного из племен в Папуа Новой Гвинее. Эти люди ни разу не контактировали плотно ни с западной, ни с восточной культурой и находились на этапе развития, аналогичном каменному веку. Экман обнаружил, что и в этом случае основные эмоции выражались теми же способами, что и во всем мире. «Система кодирования лицевых движений» (FACS) - метод классификации выражений лица человека, изначально разработанный Полом Экманом и Уоллесом Фризеном в 1978 году и основанный на подборке фотографий с соответствующими эмоциями - оказалась универсальной. Эта своеобразная нотная запись для лица и сегодня позволяет определить, из каких мимических движений состоит то или иное эмоциональное выражение.

От удивления до презрения: семь универсальных эмоций

Существует всего семь эмоций, которые имеют универсальную форму выражения:

Удивление,
- страх,
- отвращение,
- гнев,
- радость,
- печаль,
- презрение.

Все они зашифрованы в FACS и EmFACS (обновленной и расширенной версии системы), так что каждую эмоцию можно найти и определить по характерным признакам, оценив ее интенсивность и степень смешения с другими чувствами. Для этого существуют основные коды (например, код 12: «Подниматель уголка губы», большая скуловая мышца), коды движений головы, коды движений глаз, коды видимости (например, когда не видно бровей, нужно поставить код 70) и коды общего поведения, которые позволяют зафиксировать в записях глотание, пожатие плечом, дрожь и др. «Существуют неконтролируемые, непреднамеренные выражения лица, а также смягченные или притворные выражения, в которых ослабляется переживаемая эмоция, либо симулируется эмоция, не испытываемая в данный момент», - пишет Пол Экман в своей книге «Узнай лжеца по выражению лица». Непреднамеренные выражения всегда проступают за «ширмой», создаваемой на лице. В этом случае их можно определить по микродвижениям. Обычно такие выражения возникают всего на доли секунды, так что для того, чтобы их обнаружить, нужна тренировка.

На нашем лице есть три области лица, способные двигаться независимо:

Брови и лоб;
- глаза, веки и переносица;
- нижняя часть лица: щеки, рот, большая часть носа и подбородок.

Для каждой из них существует своя схема движения в каждом из семи случаев. Например, при удивлении брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы. Страх выглядит иначе: брови приподняты и слегка сведены к переносице; верхние веки также подняты, обнажая склеру, нижние веки напряжены; рот приоткрыт, а губы тоже слегка напряжены и оттянуты назад.

Пол Экман дает в своей книге подробную карту микродвижений для каждой универсальной эмоции и предлагает фотографии для самостоятельной практики. Чтобы по этой книге научиться быстро определять, какое чувство выражается на человеческом лице, нужно найти партнера, который будет показывать вам эти фотографии - полностью или закрывая L-образной маской часть изображения. Книга также позволяет научиться определять степень выражения эмоций и распознавать компоненты смешанных выражений лица: горьковато-сладкой печали, испуганного удивления и так далее.

Обманчивые выражения: контроль сообщения

«Проще фальсифицировать слова, чем выражения лица, - пишет Пол Экман. - Нас всех учили говорить, мы все обладаем достаточно большим запасом слов и знанием правил грамматики. Существуют не только орфографические, но и энциклопедические словари. Вы можете заранее написать текст своего выступления. Но попытайтесь сделать то же самое с выражением своего лица. В вашем распоряжении нет никакого «словаря выражений лица». Намного проще подавлять то, что вы говорите, чем то, что вы показываете».

По мнению Пола Экмана, человек, который лжет в мимических проявлениях своих чувств или в своих словах, обычно стремится удовлетворить свою текущую потребность: карманник изображает удивление, неверный муж скрывает улыбку радости при виде любовницы, если рядом жена, и так далее. «Однако слово „ложь“ не всегда правильно отображает то, что в этих случаях происходит», - объясняет Экман. - Оно предполагает, что единственно важное сообщение - это сообщение об истинном чувстве, которое лежит в основе ложного сообщения. Но ложное сообщение также может иметь важное значение, если вы знаете, что оно ложно. Вместо того чтобы называть этот процесс ложью, вам следовало бы лучше называть его контролем сообщения, потому что ложь сама по себе также может передавать полезное сообщение».

В таких случаях на лице человека присутствуют два сообщения: одно отражает фактическое чувство, а другое - то, что он хочет передать. Пол Экман впервые вплотную заинтересовался этой проблемой, когда столкнулся с поведением пациентов, страдающих тяжелой депрессией. В беседах с врачами они утверждали (мимически и на словах), что испытывают радость, однако на самом деле стремились добиться прекращения своей госпитализации и совершить самоубийство. В «Обмани меня» сценаристы тоже поднимают эту проблему: по сюжету, мать доктора Кэла Лайтмана покончила с собой после того, как ей удалось таким образом обмануть психиатров. Позже, просматривая видеозаписи ее бесед с врачами, главный герой сериала обнаруживает микровыражение печали у нее на лице.

Контроль мимического сообщения может быть разным:

Смягчение,
- модулирование,
- фальсификация.

Смягчение, как правило, происходит за счет добавления мимических или словесных комментариев к уже присутствующему выражению. Например, если взрослый человек боится зубного врача, он может слегка сморщиться, добавив к выражению страха на своем лице элемент отвращения к себе самому. С помощью смягчения люди часто сообщают окружающим, что способны справиться со своими чувствами и добиться соответствия собственного поведения культурным нормам или текущей ситуации.

В случае с модулированием человек корректирует интенсивность выражения эмоции, а не комментирует ее. «Есть три способа модулирования выражения лица, - пишет Пол Экман. - Вы можете менять количество вовлекаемых областей лица, длительность сохранения выражения или амплитуду сокращения лицевых мускулов». Как правило, используются все три метода. А вот при фальсификации мимический процесс становится ложным: на лице демонстрируется не та эмоция, которую человек испытывает на самом деле (симуляция), не показывается ничего, когда на самом деле чувство есть (нейтрализация), либо же одно выражение скрывается за другим (маскировка).

Физиология лжи: место, время и микровыражения

Чтобы научиться распознавать ложь на лицах, нужно обращать внимание на пять аспектов

Морфологию лица (конкретную конфигурацию черт);
- временные характеристики эмоции (как быстро возникает и как долго держится);
- место проявление эмоции на лице;
- микровыражения (они прерывают основное выражение);
- социальный контекст (если на рассерженном лице виден страх, нужно подумать, есть ли для этого объективные причины).

Люди, которые контролируют выражение своего лица, больше всего внимания уделают его нижней части: рту, носу, подбородку и щекам. Ведь именно через рот мы осуществляет звуковую коммуникацию, в том числе бессловесную: крики, плач, смех. А вот веки и брови чаще «показывают» истинное чувство - впрочем, брови тоже используются для мимической фальсификации, что может влиять на внешний вид верхних век. Что и как именно оказывается «не на месте» в процессе обмана, зависит от того, что именно транслируется, а что скрывается. Например, выражение радости вообще не требует от нас задействовать лоб - так что если она прикрывает другую эмоцию, последнюю нужно искать в этой области.

По книгам Экмана можно научиться распознавать разные фальсифицированные выражения лица в разных ситуациях: видеть испуганные брови на нейтральном лице (что свидетельствует о неподдельном страхе), обнаруживать отсутствие напряжения нижних век на разгневанном лице (что говорит о том, что злоба поддельная), находить утечку информации о настоящем гневе под маской отвращения, замечать паузы между словесным сообщением об эмоции и появлением ее ложной версии на лице (1,5 секунды) и обращать внимание на другие важные мелочи.

Но главный навык, который позволяют выработать книги и тренинги Экмана, - это распознавание микровыражений. Эти проявления эмоций обычно длятся совсем недолго: от половины до четверти секунды. Научиться находить их можно, используя те же фотографии и L-образную маску, - если изображения будут быстро сменять друг друга. Присутствие микровыражений тем не менее не означает, что человек одновременно не маскирует, не ослабляет и не нейтрализует переживаемые эмоции. Эти короткие эпизоды мимической активности являются симптомом обмана либо в крайнем случае признаком, что человек сам не знает, что чувствует, однако их отсутствие еще ни о чем не говорит.

Сегодня Пол Экман и его исследовательская группа проводит тренинги распознавания эмоций для работников таможни, полиции и пограничной службы, HR-специалистов и других людей, которым часто приходится искать обман или подтверждать факты. Однако его разработки полезны не только на границе: они могут помочь журналистам во время интервью, преподавателям на уроках, бизнесменам на переговорах и многих другим людям. Впрочем, ни техники доктора Лайтмана из сериала, ни техники доктора Экмана, которые легли в основу «Обмани меня», не стоит использовать дома. Ведь далеко не каждый обман в действительности влечет за собой негативные последствия, - а близким людям нужно давать право на тайну, поскольку не все, что они скрывают, имеет отношение к нам.

Картинки © Matthieu Bourel

, ,


В природе нет одинаковых людей. Все мы - разные. Мы по-разному видим, слышим и думаем. И врем мы тоже по-разному. А потому нет и стандартного набора жестов лжи, указывающего на то, что мы говорим неправду. Но будь он - мы бы нашли, как его обмануть. Обман заметен тогда, когда он вызывает эмоции (волнение, страх или стыд). Эти эмоции и передает . Но подтверждение лжи нужно искать в совокупности мимики, жестов и речи.

ИСТИНА ГДЕ-ТО СЛЕВА

Ложь требует самоконтроля и напряжения. Напряжение может быть явным или скрытым, но его легко заметить, присмотревшись к левой стороне тела. Она контролируется хуже, чем правая. Это объясняется тем, что левая и правая стороны тела управляются разными полушариями нашего мозга.

Левое полушарие отвечает за речь и умственную деятельность, правое – за и воображение. Так как связи управления перекрещиваются, то работа левого полушария отражается на правой стороне тела, а правого – на левой.

То, что мы хотим показать другим, отражается на правой половине нашего тела, а то, что мы на самом деле чувствуем – на левой.

Например, если человек правша и много жестикулирует левой рукой, это может означать, что он врет, особенно, если при этом правая рука задействована меньше. Любая несогласованность частей тела указывает на неискренность.

«Мозг так занят выдумыванием лжи, что тело теряет синхронность» (с) Доктор Лайтман, «Теория лжи»

Лицо, как и тело, передает сразу два сообщения – то, что мы хотим показать, и то, что мы хотели бы скрыть. Дисгармония в мимике указывает на противоречие. Симметрия же всегда говорит о чистоте намерений.

Например, если человек улыбается, а левый угол его рта поднят меньше, чем правый, то, очевидно, услышанное его не радует – он симулирует радость. Интересно и то, что положительные эмоции на лице отражаются равномерно, в то время как отрицательные более заметны на левой стороне.

ОБМАН НАПРЯГАЕТ

Изменение цвета лица (бледность, покраснение, пятна) и подергивание его мелких мышц (веко, бровь) указывают на переживаемый человеком и помогают вычислить обман.

Напряжение, проявляющееся в частом моргании, прищуривании или потирании век, – это неосознанное стремление закрыть глаза на происходящее. Жестами потирания наш мозг пытается блокировать ложь, сомнение или неприятное ощущение.

Насколько собеседнику комфортно или дискомфортно, можно судить по его зрачкам: их сужение говорит о недовольстве, расширение – об удовольствии. А по движениям глаз легко понять, собирается он сказать правду или соврать.

Если человек отводит глаза, это еще не значит, что он неискренен. Часто не до конца честен тот, кто пристально смотрит в глаза, стремясь лишь казаться открытым.

ЛОЖЬ НА КОНЧИКЕ НОСА

Неожиданно, но обманщика может выдать собственный нос. Говоря неправду, он неосознанно начинает двигать кончиком носа и отводить его в сторону. А люди, сомневающиеся в честности собеседника, могут невольно раздувать ноздри, словно говоря: «Я чую: здесь что-то нечисто».

Нос вообще крайне чувствителен к обману: он чешется и даже увеличивается («эффект Пиноккио»). Ученые выяснили, что умышленная ложь повышает кровяное давление и стимулирует в организме выработку катехоламина, влияющего на слизистую носа.

Повышенное кровяное давление воздействует на нервные окончания носа, и он начинает чесаться. Жесты, так или иначе связанные с «потиранием», например, когда кто-то трет глаз, трогает нос и почесывает шею, говорят о неискренности.

А РУЧКИ-ТО – ВОТ ОНИ

Когда собеседник убирает руки в карманы и закрывает ладони, – это жесты лжи или неискренности: он что-то скрывает или недоговаривает. Вспомните детей: они прячут руки в карманы или за спину, если что-то натворили.

Спрятанные ладони можно сравнить с закрытым ртом. Опытные продавцы всегда смотрят на ладони клиента, когда те говорят об отказе от покупки. Истинные возражения высказываются с открытыми ладонями.

А рукой, прикрывающей рот, человек сдерживает себя, чтобы не сказать чего лишнего. Боясь проболтаться, он неосознанно напрягает или покусывает их. Следите за мимикой вашего собеседника: поджатая нижняя губа указывает на противоречие: человек не уверен в том, что говорит.

«Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду.» (с) Доктор Лайтман, «Теория лжи»

Рассказать о собеседнике может и то, как он сидит. Если он выбирает неестественную позу и никак не может усесться, это говорит о том, что ему неудобна ситуация или поднятая тема.

Лжецы часто изгибаются, скрещивают ноги и руки и ищут поддержки извне, опираясь на какой-нибудь предмет (стол, стул, портфель). Правдивые люди редко меняют положение тела и держатся прямо, отвечая на вопросы.

В «ЧЕСТНО ГОВОРЯ» НЕТ НИКАКОЙ ЧЕСТНОСТИ

Наша речь не менее красноречива, чем язык жестов и мимики. Если на прямой вопрос Вы получаете уклончивый ответ, сопровождаемый выражением «честно говоря», то прислушайтесь к речи вашего собеседника. Стоит усомниться в его искренности при повторении фраз вроде:

1. Вы просто должны мне верить…
2. Поверьте мне, я говорю правду…
3. Вы же знаете меня, я не способен обмануть…
4. Я с Вами абсолютно откровенен…

«Ты сказал раз – я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты сказал третий раз, и я понял, что ты врешь», – говорили восточные мудрецы.

«В лживом рассказе пауз больше, чем в правдивом», – такой вывод сделал профессор Робин Ликли. Слишком подробный рассказ тоже едва ли является правдой – лишние детали лишь создают правдоподобность.

Выдавать обман может и перемена в ритме и тембре голоса. «Некоторые люди всегда медлят со следующей фразой. Если они начинают тараторить – это признак лжи», – отмечает Пол Экман.

Когда мы говорим правду, то жестами усиливаем сказанное, и жестикуляция соответствует темпу речи. Жесты, не попадающие в такт речи, указывают на противоречие между тем, что мы думаем и говорим, т.е. на ложь.

ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СОБЕСЕДНИК ВРЕТ:

1. Подстраивайтесь под него: копируйте его позу и жесты. Отзеркаливая, вы установите доверие, и обманщику будет труднее врать.
2. Не выводите его на чистую воду и не обвиняйте. Сделайте вид, что не расслышали, и переспросите. Дайте собеседнику шанс сказать правду.
3. Задавайте больше прямых вопросов. Активно используйте мимику и жесты, вызывая у него ответную реакцию.

Профессор коммуникаций Корнелльского университеа Джеффри Хэнкок, исследуя в течение недели 30 студентов колледжа выяснила, что телефон стал самым частым орудием обмана.

По телефону люди лгут в 37% случаев. Затем идут личные беседы (27%), интернет-мессенджеры (21%) и электронные письма (14%). За написанное мы чувствуем большую ответственность, чем за сказанное.

Общительные люди лгут чаще, чем замкнутые, и чувствуют себя более комфортно, когда лгут, и дольше настаивают на своей лжи.

Психолог Белла Депауло пришла к следующим выводам:

Мужчины и женщины врут одинаково часто, но женщины обычно идут на это для того, чтобы собеседник чувствовал себя комфортнее, а мужчины – чтобы выставить себя в более выгодном свете.

Мужчины и женщины по-разному ведут себя, когда лгут. Говоря ложь, женщины чувствуют себя менее комфортно, чем мужчины.

Ученые выяснили, что лгать человек начинает после того, как его мышление достигает определенного уровня развития, ориентировочно это происходит в возрасте 3-4 лет.

«Everybody lies». «Все лгут!» – фраза, которая принадлежала циничному доктору Хаусу из одноименного телесериала, совершенно справедлива. Статистика говорит о том, что каждый из нас говорит неправду как минимум 50 раз в день! Не во всех случаях это осознанная ложь. Оговорки, самообман тоже идут в счет. Часто проще соврать, чем пускаться в долгие разъяснения. Но самому очень неприятно оказаться обманутым, особенно в каком-то важном вопросе. Как распознать ложь?

Признаки лжеца

Человек может быть искушенным лжецом и прекрасным актером, но его с головой выдает собственное тело. Если вы будете достаточно внимательны, то легко научитесь понимать, когда вам говорят правду, а когда – обманывают. Следующие признаки помогут распознать лжеца:

Долгие паузы и частые повторы отдельных фраз свидетельствуют о том, что собеседнику приходится тщательно подбирать выражения, задумываться над тем, что он говорит, и он старается запомнить свои же слова, чтобы не ошибаться в дальнейшем.

Как разоблачить опытного лжеца?

Патологические лжецы часто довольно хорошо владеют эмоциями и пристально смотрят в глаза. Они сами верят в то, что рассказывают, не испытывают стресс, их речь спокойна, дыхание – ровное. Но вот непроизвольные реакции, движения рук или ног, могут все же выдать обманщика. Как можно распознать ложь по жестам говорящего? Наблюдайте за собеседником, и его тело расскажет вам правду:

Жесты человека, который говорит правду, направлены к области сердца, солнечного сплетения. Если ваш собеседник подносит руки, ладонью повернутые к груди или животу, то это говорит об искренности его слов и намерений.

Как проверить искренность собеседника

Существует несколько простых способов вывести лжеца на «чистую воду»:

Если вы обвините во лжи того, кто говорит правду, человек смутится и обидится. Его реакция скорее будет такой: «Ничего тебе больше не расскажу». Лжец будет реагировать более эмоционально, доказывать свою правоту, прибавлять новые подробности. Скорее всего, вы услышите фразы: «Да за кого ты меня принимаешь!», «Как ты смеешь обвинять меня в том, что я обманываю!»

Как уличить партнера в измене

Как можно распознать ложь, если вы подозреваете партнера в измене? Учтите, что это не так уж и просто. И мужчины, и женщины склонны скрывать отношения «на стороне» до последнего, поэтому добиться правдивого признания вряд ли получиться. И все же, обратите внимание на следующие признаки, которые присущи всем изменникам:

  1. Лучшая защита – нападение. На прямой вопрос или даже невинную шутку о похождениях «на лево» неверный партнер будет реагировать агрессивно, оправдываться, может даже обвинить вас в измене. Причем, «нападают» чаще всего мужчины. Девушки часто, напротив, чувствуя свою вину, стараются ее как-то загладить перед партнером.
  2. Известный психолог Джеймс Пеннебейкер утверждает, что лжец избегает таких слов: я, мой, наш , по-моему . Таким образом, обманщик старается отстраниться от того, что он говорит, подсознательно снимает с себя ответственность за сказанное.
  3. Если на вопрос: «С кем ты провела прошлый вечер?» или «Как зовут твою новую помощницу?» вы слышите довольно невнятный ответ, у партнера меняется тембр голоса, то советуем задать еще парочку наводящих вопросов. Скорее всего, вас пытаются обмануть.

Все эти признаки указывают на то, что вам лгут. Но, тем не менее, не стоит давать ревности лишать себя рассудка. Если других факторов, говорящих о неверности партнера нет, не стоит устраивать семейный скандал из-за того, что он невнятно ответил на вопрос или забыл, как зовут симпатичную коллегу.

Как понять, что ребенок вас обманывает

Родителям очень важно, чтобы дети говорили им правду. Как можно распознать ложь, если вы подозреваете, что ребенок вас обманывает? Дети еще не так хорошо умеют скрывать правду, как взрослые. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы понять, искренне ли говорит ваш малыш или нет:

  1. При ответе на вопрос ребенок говорит медленно, протягивая слова. Таким образом, он выигрывает время, чтобы обдумать свою ложь.
  2. Дети еще не очень хорошо владеют эмоциями. Малыш знает, что поступает плохо, поэтому он покраснеет, будет выглядеть смущенным.
  3. Если ребенок избегает зрительного контакта, это еще один повод усомниться в правдивости его слов. Скорее всего, он боится наказания и не хочет признаться в содеянном.
  4. Нервные движения, прикосновения к губам, бровям, уху, левой половине лица и к одежде говорят о том, что разговор доставляет малышу дискомфорт.
  5. Напряженная поза, постоянная смена выражения лица, быстрая речь также говорят о том, что ребенок хочет ввести вас в заблуждение.

Чтобы отучить ребенка лгать, не наказывайте его за проступки, а объясняйте, почему так делать нельзя. Если ребенок честно признался в том, что что-то разбил или сломал, сначала похвалите его за то, что он сказал правду. Конечно же, подавайте ему пример!

Почему люди лгут?

На самом деле врут не только подлые люди и мошенники. Каждый из нас обманывает других по личным причинам. Вот самые распространенные из них:

  • человек хочет казаться лучше, чем есть;
  • ложь должна скрыть неблаговидный поступок;
  • с помощью обмана собеседник хочет уберечь чувства другого человека (так называемая «ложь во благо»);
  • иногда, чтобы от тебя отстали, проще соврать, чем пускаться в длительные объяснения.

Ложь – это не плохо, если она не приносит вред другому человеку. Гораздо хуже правда, которая может ранить. Ведь, к примеру, на вопрос полной девушки: «Я похудела?» лучше соврать: «Конечно» и поднять человеку настроение, чем обидеть неприятной правдой.

Люди лгут, чтобы не выдать чужую тайну. Веселые и открытые люди всегда немного приукрашивают очередную шутку или интересную историю. В жизни нет «черного» и «белого», не забывайте о полутонах. И прямолинейность – не всегда уместна, а ложь – не всегда зло.

Олеся, г. Москва

Истинные чувства отражаются на нашем лице потому, что мимика может быть непроизвольной, неподвластной нашим мыслям и намерениям. Но лицо может и лгать, так как мы в состоянии контролировать свою мимику, не позволяя людям увидеть правду и вынуждая их принять ложь. Лицо ведет двойную жизнь, сочетая выражения, которые мы намеренно принимаем, с теми, которые порой появляются спонтанно, без нашего ведома

Истина редко бывает чистой и никогда – однозначной. (Oscar Wilde)

На самом деле когда человек общается, его всегда сопровождают микровыражения, и их можно увидеть. Это говорит о том, что даже дипломаты или сотрудники спецслужб не всегда превосходно могут превосходно лгать и сдерживать смою мимику, во время сильных эмоций.


Мимические движения - это радостное, напряженное, скорбное выражение лица и т. п. - непроизвольны и не целенаправленны. Все произвольные движения, однако, имеют мимический аспект: они не идентичны друг другу даже тогда, когда имеется в виду одна и та же цель, и варьируют у одного и того же человека в зависимости от его эмоционального состояния.
С одной стороны, лицо вроде бы подчиняется нашей воле. С другой - живет само по себе, своей собственной, нам неведомой жизнью. Безотчетная, непроизвольная составляющая присутствует постоянно, очень часто становится преобладающей - и всего более, когда мы охвачены каким-нибудь чувством. Плач, смех, зажмур наслаждения, яростный оскал, равно как и простое зевание - все это судороги лицевых мышц, несколько по-разному протекающие… Два уровня жизни лица - произвольный и непроизвольный - вполне соответствуют нашему внутреннему расслоению: сознанию и подсознанию. Лицо - средоточие психической мускулатуры - орган общения психики с другой психикой - и с самою собой. Орган души.
Лицо является весьма ценным источником информации для верификатора, ибо оно может и лгать, и говорить правду, и делать то и другое одновременно. Обычно лицо несет сразу два сообщения – то, что лжец хочет сказать, и то, что он хотел бы скрыть. Одни выражения лица поддерживают ложь, давая нам неверную информацию, другие же – выдают правду, потому что выглядят фальшиво, и истинные чувства просачиваются сквозь все по-пытки скрыть их. В какой-то момент лицо, будучи лживым, может выглядеть вполне убедительно, однако уже через мгновение на нем могут проявиться потаенные мысли. А бывает и так, что и искренние и показные эмоции передаются различными частями лица в одно и то же время. Я думаю, большинство людей не может сразу же раскусить лжеца лишь потому, что не умеет отличать искренние выражения лица от ложных.



Наряду с непроизвольными и намеренными выражениями существуют еще и некогда заученные нами и теперь появляющиеся автоматически, желаем мы того или нет, а порой – даже и вопреки этому и, как правило, без нашего осознавания. Примером тому являются выражения лица, вошедшие в привычку и ставшие «ритуальными»; они довольно часто появляются на нашем лице, особенно когда мы, например, не можем выразить свой гнев в адрес высокопоставленной особы. Однако сейчас нас будут интересовать лишь намеренные, контролируемые, фальшивые выражения, используемые людьми при попытке ввести в заблуждение, и непроизвольные, спонтанные, эмоциональные, которые порой выдают истинные чувства лжеца вопреки всем его стараниям скрыть их.
Непроизвольное выражение эмоций на лице является результатом эволюции. Многие выражения человеческого лица подобны тем, что можно видеть и у приматов. Некоторые эмоциональные выражения – по крайней мере, говорящие о счастье, страхе, гневе, отвращении, грусти, горе, а возможно, и о ряде других эмоций – универсальны, одинаковы для всех людей, независимо от возраста, пола, расовых и культурных различий.
Эти выражения дают нам богатую информацию о чувствах человека, выдавая малейшие движения его души. Лицо может передать такие оттенки эмоциональных переживаний, какие выразить в словах под силу только поэту. Оно может сказать нам:
- какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, отвращение, горе, радость, удовлетворение, возбуждение, удивление, презрение) – каждой из этих эмоций соответствует свое определенное выражение лица;
- о наложении эмоций – часто человек испытывает сразу две эмоции, и обе частично отражаются на его лице;
- о силе испытываемых эмоций – все эмоции имеют различные степени проявления – от легкого раздражения до ярости, от опасения до ужаса и так далее.
Помимо автоматических, привычных выражений лица, у людей могут быть и вполне осознанные, которые они принимают, подавляя проявление своих истинных эмоций и имитируя другие, на самом деле не испытываемые. Большинство людей прекрасно используют те или иные мимические способы обмана. Практически каждый может припомнить случай, когда чье-либо выражение лица совершенно сбило его с толку, однако почти всем знакомо и обратное, когда по лицу человека прекрасно видно, что он лжет. В жизни каждой супружеской пары бывают минуты, когда один читает на лице другого чувство (обычно страх или гнев), которое его партнер не только не осознает, но и отрицает.


Существуют тысячи различных выражений лица, и все они отличаются друг от друга. Многие из них никак не связаны с эмоциями и относятся к так называемым знакам речи, ко-торые, так же как и иллюстрации, соответствуют ударению и пунктуации (например, выражения лица, отражающие вопросительный или восклицательный знак). Но есть еще и мимические эмблемы: подмигивание, удивленное вздергивание бровей, презрительное прищуривание глаз, рот «подковой», скептическая гримаса, отвисшая челюсть и т. д. Есть еще и мимические манипуляции – покусывание и облизывание губ, причмокивание, надувание щек. Кроме того, есть просто эмоциональные выражения лица, как искренние, так и притворные.

Причем одной эмоции соответствует не одно выражение лица, а десятки, а порой даже и сотни.
Каждая эмоция имеет определенный и очень специфический ряд выражений. В этом нет ничего удивительного, ведь каждой эмоции соответствует не одна ситуация, а целый ряд. Давайте рассмотрим выражения гнева. Гнев различается по:
- своей интенсивности (от легкого раздражения до ярости);
- степени контролируемости (от взрыва до затаенной злобы);
- темпу развития (от внезапной вспышки до медленного кипения);
- темпу угасания (от внезапного до затяжного);
- накалу (от кипящего до хладнокровного);
- степени искренности (от неподдельного до наигранного – как у родителей, бранящих своего непослушного, но любимого ребенка).
А если к этому добавить еще и примеси к гневу других эмоций: злорадства, вины, праведности, презрения, – то составляющих этого ряда будет еще больше.


Отвращение. При отвращения нахмуриваются брови и морщится нос, приподнимается верхняя губа, а нижняя опускается, рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивает попавшее в рот неприятное вещество.Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят «фу» или «бе», взрослые могут выразить данную эмоцию лишь движением верхней губы или едва заметным сморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными для окружающих. Иногда они непроизвольны, и человек не осознает, что испытывает отвращение.

Печаль. У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение может сопровождаться плачем. Мимически печаль держится в течение нескольких секунд, но ее переживание может длиться дольше. Обычно она так или иначе выдает себя, хотя ее признаки могут быть почти неуловимыми. Лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен.


Презрение - это комплексное пантомимическое выражение. Изображая презрение, человек становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на источник эмоции, как будто сверху вниз. Всем своим видом он как бы показывает свое превосходство над «соперником». В момент презрения приподняты брови и верхняя губа, могут сжиматься уголки губ, рот слегка приподнимается и в смежной с углами рта области щек образуются небольшие симметричные углубления. Могут быть приподнята бровь или откинута назад и вбок голова.


Счастье. Лоб и брови в состоянии покоя, нижние веки приподняты, но не напряжены. У внешних уголков глаз морщинки, называемые паучьими или гусиными лапками. Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.


Удивление. Брови приподняты вверх, на лбу могут образоваться горизонтальные морщинки. Верхние веки приподняты и показывают склеру, нижние веки расслаблены. Губы расслабленны и приоткрыты.


Страх. Брови сведены и приподняты, за счет чего могут образоваться морщинки в центре лба. Верхние веки приподняты, так что видно склеру над радужной оболочкой. Губы напряжены и растянуты в стороны, а рот слегка приоткрыт.


В отличие от маски или гримасы живое лицо непостижимо меняется каждый миг - и меняется именно его микромимика - соотношение тонусов разных мышц, игра их волокон и связок в бесконечно разнообразных сочетаниях и колебаниях. Тонусная микромимика передает тайные движения души, глубинные настроения и состояния духа, передает характер.
Большой мимикой можно играть как мячом, жонглировать масками. Можно грозно хмуриться, можно ласково улыбаться; можно хитро прищуриться или, подняв брови, изобразить удивление; можно нарисовать лицом ужас, ярость, отчаяние, заковаться в непроницаемость - все возможно и сверх того; но - если ты не актер-профессионал, не ас лицедейства - никогда точно не знаешь, что получается и каково возможное впечатление…
Очень трудно управлять тонусом лица - микромимикой, которая только и придает выражениям живость, подлинность и убедительность. Немудрено: в отличие от рук, ног и туловища физиономии своей (как и, пардон, тыльной физиономии) мы не видим - и по природе не должны видеть, общаемся с ней вслепую. Да, менее всего, как ни странно, мы знаем и понимаем свое собственное лицо - всю нашу жизнь оно для нас самое незнакомое, самое неожиданное, самая большая загадка… Отсюда и ненасытная потребность в общении с зеркалами…

Не каждый политический деятель способен так искусно управлять выражением лица. Бывший президент Египта, Анвар Садат, писал о своих юношеских попытках научиться контролировать мышцы лица: «…Моим хобби была политика. В те годы в Италии правил Муссолини. Я видел его фотографии и читал о том, как он умел менять выражение лица пе-ред публикой, принимая то твердый, то агрессивный вид, так что люди, глядя на него, чита-ли мощь и силу в каждой черте его лица. Меня это завораживало. Я стоял дома перед зеркалом и пытался имитировать властность его лица, однако мои результаты были неутешительными. У меня лишь уставали мышцы лица, и было больно – вот и все» .
Как понять, что политики говорят искренне, а чему их научили? Разобраться в мимике помогли физионом Ольга Гладнева и психолог.


«На этом фото Виктор Андреевич разочарован и раздражен, пытается подбирать слова так, чтобы никого не обидеть, - комментирует физионом Ольга Гладнева, специалист центра EVAX-BiS. - Это очень характерный снимок - в неудобных ситуациях президента трудно увидеть открыто негодующим. Потому что, исходя из законов физиономики, такой человек априори не будет стремиться к лидерству, а потому он говорит, как правило, словно через силу довольно часто. Врожденной мягкостью он и подкупает женщин, которых слушает, но поступает по-своему. Виктор Андреевич умеет работать скрупулезно и долго, терпеливый, видит недостатки, свои в том числе, имеет математический склад ума и обладает логическим мышлением».

«Здесь Юлия Владимировна уверенно рассуждает о том, во что не очень верит, - говорит Ольга Гладнева. - Прической она подчеркивает свои организационные способности, а открытый лоб сигналит о готовности слышать критику. Но если учесть, что над образом премьера работают имиджмейкеры, то «готовность» может быть неискренней. Ее лицо - вызов. Наверное, она единственный политик, к которому нет равнодушных. Это потому, что характер этой женщины - парадокс (это выдают высокие скулы и острый подбородок): когда она пытается делать хорошие вещи, получается плохой результат, и наоборот. Неудивительно, что в рядах ее подчиненных есть люди, настроенные против нее, а среди оппонентов - искренне восхищающиеся ею».

То, что эмоции Виктора Федоровича на публике достаточно однообразны, по мнению Ольги Гладневой, говорит о том, что он не играет ролей, а такие люди, как правило, хорошо разбираются в деле, за которое возьмутся. Решения у них принимаются быстро. «На этом фото Виктор Янукович точно рад кого-то видеть. Хотя улыбка на его лице не всегда естественна: когда вокруг не все хорошо, он не может притворяться. А если проанализировать фото, скажем, 10-летней давности, можно заметить, что с тех пор он стал менее категоричным и жестким, - говорит Ольга. - Общий анализ лица Януковича свидетельствует о том, что он не всегда говорит то, что на самом деле хочет сказать. Но в целом работа специалистов над его мимикой минимальна».


«У Яценюка необычное как для политика лицо, - говорит физиономист Ольга Гладнева. - На нем нет отпечатка уверенности в себе - черты лица мелкие. Но он наблюдателен, видит все недостатки - об этом говорят небольшие глаза. Способен строить грандиозные планы, при этом учитывает все. Из-за этого решения принимает долго и так же их воплощает. Он умеет придумывать, но ему нужны руки, которые воплотят его идеи, собственной энергии ему недостаточно. Он вежлив по западному клише, на вопрос: «Как дела?» отвечает: «Хорошо», и не важно, как на самом деле».

«Владимир Михайлович,анализ его мимики говорит о том, что это открытый, эмоциональный человек, любит себя проявить и поговорить. В кругу знакомых любит шутить. Люди с такими чертами лица реальной властью не обладают, но умеют действовать скрыто, через других. У него необычные идеи, креативное мышление - это подчеркивают скулы. Умеет слушать и анализировать, любую идею преподнести красиво. Но ему сложно завершать начатое»

Лицо Симоненко говорит о его решительности: «Он склонен доводить все до конца, однако итог - не всегда тот, каким был задуман, - говорит Ольга Гладнева. - В процессе дела могут обрастать новыми подробностями, а этот политик не всегда мобильно реагирует на перемены. Умеет приукрасить события, но видит их в реальном свете. На этом фото при выходе из Секретариата президента у него озабоченное лицо, хотя видно, что задумался он о чем-то своем. И так у этого политика всегда: он может размышлять о личном, но дела для него первичны все равно».


Олег Тягнибок«Есть некоторая разница между его личными установками и теми, что он высказывает на большую аудиторию - на фото взгляд одновременно вызывающий и уверенный, - говорит физионом Ольга Гладнева. - Потому-то он быстро принимает решения, быстро их воплощает в жизнь. На вещи смотрит реально, но позиционирует себя как оптимист. Из общего анализа лица следует, что в его команде всегда найдутся настроенные против него».

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам.
Таким образом, если мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.