Простые откатные ворота своими руками. Как сделать откатные ворота своими руками

Сдвижные или откатные ворота набирают популярность у частных застройщиков, так как на рынке появились все необходимые комплектующие для их монтажа по доступной цене. По себестоимости распашные ворота, конечно же, дешевле. Сдвижные конструкции выигрывают по эстетичности и удобству эксплуатации. Уменьшить затраты можно за счет экономии на услугах монтажных компаний, установив откатные ворота своими руками. Сделать это не так уж и трудно, если разобраться в схемах, просмотреть видеоуроки, а также посоветоваться с опытными домашними умельцами. Для выполнения работ приобретается готовый комплект для монтажа откатных ворот консольного типа, в который входят два ролика, несущая балка из П-образного профиля, несколько ловушек и держателей. Сборка и установка конструкции откатных ворот производится в определенной последовательности.

В данном видеоролике наглядно представлен процесс установки своими руками. После просмотра все возникшие ранее вопросы по монтажу откатных ворот отпадут сами собой. Так понятно и просто показывается каждая отдельно взятая операция.

Коротко об устройстве откатных ворот

Ниже представлена схема и перечень основных элементов готового комплекта откатных ворот, представленных на рынке как зарубежными, так и отечественными производителями данного вида оборудования.

Легенда: 1. Направляющая П-образная балка; 2. Опоры роликовые или тележки (две штуки); 3. Съемный концевой ролик; 4. Нижний ловитель; 5. Верхний ловитель; 6. Фиксатор верхний с роликами (кронштейн); 7. Пластина для фиксации роликовых опор

На специально подготовленный для монтажа откатных ворот фундамент закрепляется на определенном расстоянии друг от друга пара несущих роликовых опор. Направляющая П-образная балка приваривается или прикручивается к нижнему краю металлического каркаса полотна ворот. Роликовые опоры не только выдерживает падающую на них нагрузку от всей конструкции, но и обеспечивают ее свободное перемещение. Крепление опор производят при помощи закладных болтов или специальной пластины, надежно фиксирующейся к фундаменту.


Крепление роликовых опор к стальному швеллеру, закладываемому в фундамент вместе с арматурным каркасом, производится с помощью болтов или сварки

Ворота устанавливают на роликовые тележки так, что те оказываются внутри П-образной несущей балки. Такое расположение защищает ролики от загрязнения, что сказывается на продолжительности срока их безотказной эксплуатации. В итоге ворота легко откатываются в сторону, как в ручном режиме управления, так и в автоматическом при помощи электродвигателя.

Важно! Каркас для полотна ворот, свариваемый из профильной трубы размерами 60х40х2 мм (основная рама) и 20х20х1,5 мм (перемычки), должен быть достаточно жестким. Ведь воротная створка находится под воздействием ветровых нагрузок, которые могут быть весьма значительными. Полотно также не должно подвергаться каким-либо деформациям под давлением собственного веса.

Производством фурнитуры для откатных ворот занимается множество производителей, среди которых на российском рынке наиболее известными считаются РОЛТЕК (Санкт-Петербург), CAME и Rolling-Center (Италия), DOORHAN (Москва).

Наборы комплектующих, необходимых для установки откатных ворот, подразделяются по весу конструкции и ширине проема в свету на три типоразмера:

  • маленькие (до 400 кг и до 4 м);
  • средние (до 600 кг и до 6 м);
  • большие (от 600 кг и от 6 м).

При выборе нужного комплекта ориентируются на ширину перекрываемого проема, высоту полотна и общий вес всей конструкции.

Подготовительный этап - заливка фундамента

Работы по устройству фундамента для сдвижных ворот начинают с разметки траншеи. При этом от края проема со стороны отката ворот откладывают длину бетонного основания, равную половине ширины проезда. Ширина фундаментного основания составляет 40-50 см. При расчете глубины ямы учитывают уровень промерзания грунта в данной местности. В Подмосковье фундамент закладывают глубиной 1,7 м, а в Сибири – 2,5-3 м.

Из швеллера 18 и арматуры (d 12) изготавливают закладной элемент, соединяя сваркой все детали между собой в соответствии со схемой. Швеллер необходимо использовать для усиления прочности и жесткости сооружаемого основания. Низколегированная сталь, используемая при выпуске швеллеров, способна выдерживать воздействие низких температур и не поддается коррозии. Длина заготовки швеллера равна половине ширины проема. Длина вертикальных арматурных стержней рассчитывается из того условия, что они должны уходить ниже глубины промерзания грунта.


Закладной каркас сваривается из швеллера 18 и арматурных стержней, диаметр которых составляет 12 мм. Арматуру можно заменить стальными уголками

Соединяя вертикальные стержни стальными перемычками, получают прочный арматурный каркас, который опускают в подготовленную траншею для заливки фундамента. Предварительно на дно траншеи насыпается слой песка, который тщательно утрамбовывается.

Важно! Уровень фундамента должен совпадать с уровнем дороги. Величина дорожного просвета должна быть выше 5 см, чтобы не возникало проблем при эксплуатации ворот в зимнее время.

Перед заливкой фундамента следует проверить горизонтальность расположения арматурного каркаса, используя для этого строительный уровень. Во время выравнивания также следят за тем, чтобы продольная ось стального швеллера была параллельна линии забора.

Если планируется ставить привод для автоматизации управления откатными воротами, то на стадии заливки фундамента закладывают провода, пряча их в специальные гофрированные трубки. Место выхода пучка проводов выбирают исходя из планируемого расположения электропривода. Обычно оборудование устанавливают посередине фундамента.


В траншею, подготовленную под фундамент, опускается арматурный каркас. При этом плоскость стального швеллера выравнивается по уровню дорожного полотна

Для заливки фундамента замешивают бетонный раствор из 4-5 мешков цемента М400, щебня (0,3 куба) песка (0,5 куба). Залитый фундамент оставляют в покое на 3-5 дней, в течение которых бетон наберет нужную прочность. Спустя указанное время приступают к установке откатных ворот.

Пошаговая инструкция проведения монтажных работ

Обозначьте линию движения ворот с помощью натянутого вдоль проема шнура, расположив его на высоте 200 мм от поверхности дорожного полотна и на расстоянии 30 мм от ответного столба. По данному шнуру вы будете выравнивать положение несущего профиля (балки).

Подготовьте роликовые тележки к монтажу и вставьте их последовательно внутрь несущей профильной балки. Затем сместите тележки к центру ворот. Поставьте створку ворот с вставленными в профиль роликовыми опорами на стальной швеллер закладной конструкции. Затем расположите первую и вторую опоры в размеченных местах, а ворота подгоните так, чтобы они располагались параллельно натянутому шнуру и касались его.

Крепление роликовых тележек к швеллеру

Приварите к швеллеру регулировочную площадку второй роликовой опоры. Выкатив ворота в проем до самого конца и проверив горизонтальность положения полотна, прихватите сваркой регулировочную площадку первой роликовой опоры.

  • Снимите полотно сдвижных ворот с роликовых опор.
  • Сами опоры снимите с регулировочных площадок.
  • Пройдя сваркой по контуру, приварите регулировочные площадки к стальному закладному элементу.
  • Закрепите роликовые опоры на приваренные регулировочные площадки.
  • Задвиньте на роликовые опоры полотно откатных ворот.
  • Установите ворота в закрытом положении и отрегулируйте горизонтальное положение плоскости несущего профиля. Для этого гаечным ключом поднимите или опустите регулировочные площадки относительно друг друга.


Монтаж передней несущей роликовой тележки выполняют в 150 мм от края проема ворот, так как чтобы при их полном открытии концевой ролик будет упираться в опору

Важно! Придать горизонтальное положение воротам можно лишь в случае их нахождения в закрытом состоянии.

Регулирование свободного хода

Отрегулируйте положение роликовых опор, находящихся внутри несущего профиля. Для этого немного ослабьте верхние гайки, крепящие роликовые опоры к регулировочным площадкам. Закройте и откройте ворота, прокатив их от края до края, несколько раз. При этом роликовые опоры смогут занять внутри несущего профиля правильное положение, в котором ворота перемещаются легко и свободно. Закончив регулировку свободного хода ворот, затяните плотно верхние гайки роликовых опор.

Монтаж концевого ролика и заглушек

Далее устанавливают концевой ролик, а также заглушку несущего профиля. Для этого внутрь несущего П-образного профиля вставляют концевой ролик, располагая его на лицевой стороне полотна ворот, и фиксируют деталь крепежными болтами.

Заглушка несущего профиля, поставляемая в комплекте откатных ворот, приваривается с тыльной стороны полотна. Данная деталь не дает несущему профилю забиваться снегом зимой, что предотвращает возможность заклинивания ворот.


При установке верхнего кронштейна можно использовать для крепления, как анкера, так и сварку. Ролики кронштейна после установки смазывают для лучшего скольжения

Чтобы установить верхний направляющий кронштейн, ослабляют крепеж его роликов. Затем размещают кронштейн над полотном ворот таким способом, чтобы ролики касались верхней кромки полотна, а сторона с отверстиями, предусмотренными для крепежа, была направлена в сторону опорного столба. Прижимая кронштейн к поверхности опорного столба, фиксируют деталь крепежными элементами.

Обшивка полотна ворот профлистом

После приступают к обшивке рамного каркаса ворот профилированным листом, нарезанным по высоте и по ширине в нужный размер. Монтаж профлиста начинают от передней кромки ворот. Крепление обшивки производится саморезами или заклепками. Каждый последующий лист обшивки накладывается на предыдущий лист «на одну волну».


В качестве материала для обшивки откатных ворот чаще всего используется профлист, который дополняется коваными элементами, придающими сооружению элегантный и особенный вид

Установка уловителей: для чего и как?

Одним из последних этапов установки готового комплекта откатных ворот является монтаж уловителей. Нижний уловитель, устанавливаемый при полностью нагруженных воротах, позволяет снять частично нагрузку с роликовых опор при закрытом положении полотна. Чтобы определить положение нижнего уловителя, надо закрыть ворота и совместить его с концевым роликом.

Верхний уловитель позволяет удержать полотно ворот, находящихся в закрытом состоянии, от раскачивания во время действия парусных нагрузок. Монтаж верхнего уловителя выполняется на уровне защитных уголков, причем в закрытом положении они (уголки) должны касаться скоб верхнего уловителя.

Правила самостоятельной установки автоматики

На последнем этапе производится монтаж автоматики, если эта опция планировалась изначально. Перемещение створки откатных ворот при этом осуществляется с помощью зубчатых реек, продающихся метровыми кусками вместе с крепежными элементами. Рейки крепятся к несущему профилю. Устанавливая автоматические раздвижные ворота своими руками, следует знать, что помимо зубчатых реек, вам понадобится электропривод, пульт, лампа-маячок и ключ. Все устанавливается в полном соответствии с требованиями инструкции, прилагаемой к оборудованию по автоматическому управлению движением ворот. При возникновении затруднений можно обратиться к опытному электрику.

Как видите, справиться с монтажом откатных ворот можно своими силами. Однако назвать этот процесс легким нельзя. Необходимы не только знания, но и физические усилия. Поэтому многие частные застройщики предпочитают доверять установку откатных ворот профессионалам.

Откатные ворота можно назвать самым популярным видом ворот на сегодняшний день. Раньше приобрести такую конструкцию мог не каждый из-за дороговизны как фурнитуры, так и других элементов таких ворот. Сегодня же их цена гораздо доступнее. Достоинства таких ворот – практичность и долговечность. Но так как это сложная техническая конструкция, установку ворот лучше предоставить профессионалам. Если вы уверены в своих силах, имеете некоторые строительные навыки и инструменты, то установка откатных ворот своими руками не будет сопряжена со многими трудностями. Более того, вы можете сэкономить на найме специалистов. Главное, что нужно, – учет технических требований, подбор комплектующих, соблюдение нормативных нагрузок и следование инструкции. Давайте подробно рассмотрим процесс монтажа.

Элементы и комплектующие ворот


По сути, имея все необходимое для выполнения работ, вам будет нетрудно установить ворота. Особо глубоких знаний в строительстве вам не потребуется, достаточно базовых знаний, материала и следования рекомендациям специалистов.

Для работ вам понадобятся расходные материалы, но основная и важная часть элементов – фурнитура, отвечающая за движение ворот. Она состоит из:

  • роликовой тележки или каретки (2 шт.);
  • нижнего и верхнего уловителя;
  • направляющей П-образной балки;
  • зубчатой рейки;
  • съемного концевого ролика;
  • верхнего фиксатора с роликами;
  • пластины для фиксации роликовой тележки.


При выборе качественной фурнитуры обращайте внимание на проверенных производителей, учитывая цену и качество изделий. Также можно обратиться за помощью к профессионалам, которые помогут выбрать наилучший вариант.

Гораздо проще купить уже готовый комплект ворот со всеми необходимыми элементами, который нужно только собрать и установить на место. В нем есть специальная инструкция по монтажу, благодаря которой вы легко сможете сделать все необходимые работы.

План работы


  1. Рытье траншеи и устройство фундамента. Ворота откатного типа достаточно тяжелые, поэтому для бесперебойной и правильной работы вам нужно будет сделать фундамент.
  2. Монтаж проводов, если вы хотите, чтобы ваши ворота открывались самостоятельно от привода, или если планируете установить на них видеокамеру.
  3. Монтаж роликовых элементов.
  4. Установка ворот на прокатный механизм. На этом этапе нужно навесить ворота без регулировки.
  5. Закрепление фурнитуры, которая ловит створ ворот.
  6. Окончательная регулировка ворот.
  7. Подключение автоматики, если она предусмотрена.


Если вы хотите, чтобы ваши ворота служили долго и без перебоев, вам нужно четко придерживаться плана и следовать инструкции, тщательно выполняя каждый шаг.

Рытье траншеи и подготовка фундамента


Первым делом вам нужно выполнить подготовительные работы для устройства фундамента. Начните с планирования траншеи. Для этого придерживайтесь следующих советов:

  1. От границы воротного проема отступите расстояние, которое равно половине ширины всего проезда. К примеру, ширина вашего проезда 4 м, тогда длина фундамента будет составлять 2 м от границы.
  2. Ширина траншеи зависит от ширины конструкции самих ворот. К примеру, ширина ваших ворот 20 см, тогда траншею нужно рыть шириной на 10–15 см больше в две стороны, то есть 40–50 см.
  3. Глубина является предметом споров для специалистов. Одни говорят, что важно углублять траншею ниже уровня промерзания, другие – что этот фактор совсем не влияет на будущий фундамент. По мнению первых, фундамент должен уходить вглубь на 1–1,5 м, по мнению вторых – 0,5–0,7 м будет достаточно. Какую глубину выберете вы, сугубо ваше решение. Рекомендуем делать его не больше 1 м.

После того как вы определились с размерами, при помощи лопаты выройте траншею в нужном месте. У вас должно получиться так, как на картинке ниже.

Подготавливаем закладной элемент


Для того чтобы сделать закладной элемент, вам понадобятся:

  • швеллер шириной 18–20 см (его можно заменить уголком тех же размеров);
  • арматура Ø 12–15 мм;


Закладочный элемент – это конструкция из швеллера и арматуры, которая в будущем устанавливается в траншею и будет забетонирована. Возьмите металлический швеллер и обрежьте его на длину всей траншеи. Если она 2 м, то швеллер должен быть длиной 2 м. После чего к нему надо приварить арматуру, чтобы образовался металлический каркас. Длина прутьев арматуры должна быть больше глубины траншеи на 5–10 см, чтобы ее можно было утопить в грунт. Как именно вы будете приваривать арматуру, зависит от вас, каких-то ограничений здесь нет, ее можно проваривать с шагом в 15 см. Главное, чтобы каркас был прочным, имел вертикальное основание, которое соединяется перемычками.

Вместо арматуры вы можете взять другой вид изделий из металла, к примеру, уголки.

После того как каркас готов, его можно устанавливать в траншею. Но перед этим дно траншеи следует засыпать песком или мелким щебнем и утрамбовать его, сделав подушку для фундамента высотой 5 см. Утопите арматуру так, чтобы поверхность швеллера была заподлицо с дорожным покрытием. При помощи строительного уровня выставите каркас идеально ровно. Если с какой-либо стороны образуется сильный перекос, выньте каркас и досыпьте в то место песка. Если закладная будет выставлена неровно, это будет препятствовать правильному передвижению ворот.


Фундамент должен быть на одном уровне с дорогой. Дорожный просвет может составлять не больше 5 см, чтобы в зимний период у вас не возникали проблемы с использованием.

Проводка электричества


Если ваши ворота будут оборудованы системой автоматического открывания и закрывания ворот, или к ним нужно установить видеонаблюдение , вам необходимо позаботиться о прокладке электрических кабелей. Проводить их нужно непосредственно перед заливкой фундамента. Кабель помещается в специальный гофрированный шланг и прокладывается в конструкции фундамента. Заранее нужно определиться с местом, где будет установлен привод, и провести провода туда. Свободные концы проводов нужно вывести выше уровня фундамента на 1–1,5 м. Для того чтобы сделать все своими руками, посмотрите на схемы и чертежи электропроводки для откатных ворот.

Заливка фундамента


Как только вы проложили проводку, закладной элемент можно заливать бетонной смесью. Для этого вам понадобится цемент марки М400, песок и щебень. Пропорции следующие: на 1 кг цемента нужно 3 кг песка и 4–5 кг щебня. Вода должна составлять половину веса всех компонентов. Получается:

Итого получается 4 л воды на 1 кг цемента, 3 кг песка и 4 кг щебня. Замесите необходимое количество раствора и залейте траншею. Важно, чтобы поверхность швеллера не была забетонирована полностью, бетон должен быть на его уровне. Теперь фундамент нужно оставить до высыхания. На это уйдет 3–5 дней, за которые он окрепнет и будет достаточно надежным для дальнейших работ.

Сборка воротного полотна


Чтобы сделать раму для ворот, вам необходимо иметь навыки работы со сварочным аппаратом , так как все элементы нужно соединять сваркой. Если у вас нет опыта сварочных работ, вы можете обратиться за помощью к знакомым или в специальную мастерскую, где по вашим чертежам сделают раму ворот.


Чтобы изготовить воротную раму, вам нужно приобрести профильные трубы. Их размер будет соответствовать желаемому размеру ворот. Есть множество вариантов конструкций, которые вы можете сделать. Главное, выбрать подходящий для вас, нарезать трубы нужного размера и произвести сварочные работы . Профессионалы советуют варить раму так, чтобы горизонтальные поперечины были поверх вертикальных труб. Благодаря этому вы предотвратите коррозию, нужно только заглушить горизонтальные трубы. Когда конструкция будет готова, места соединения необходимо зачистить, а раму покрыть защитной краской.

Если ваши ворота имеют размер больше 1,5 м, чтобы усилить конструкцию и предотвратить провисание, нужно приварить поперечины с шагом в 50 см.

На этом же этапе к нижней трубе следует приварить направляющую П-образную балку, благодаря которой будет осуществляться движение ворот. После чего каркас обшивают профильным листом.

Один из вариантов, как сделать воротную раму, представлен ниже.

Монтаж роликовых тележек к швеллеру


Роликовые тележки можно назвать самым важным механизмом, так как они должны выдерживать нагрузку всей конструкции, поэтому крепить их к швеллеру следует максимально надежно. Пластины для крепления роликов необходимо приварить к швеллеру. Все делают максимально ровно и в одной плоскости, чтобы ворота свободно двигались. Чтобы ровно их выставить, вы можете воспользоваться лазерным указателем или натянутым шнуром. Другой вариант – провести параллельную линию на фундаменте, которая будет касательной линией к краю пластины. Приваривать пластины следует посередине швеллера. Для этого отступите 15 см от края, ближе к проему и зафиксируйте первую пластину. Вторая пластина крепится на 10 см от противоположенного края.


Теперь нужно закрепить роликовые тележки на пластине. Обычно они соединяются при помощи болтов и гайки. Затянуть их нужно надежно и установить ворота. Проверьте плавность хода, проведите контрольные замеры и отрегулируйте положение роликовых опор, чтобы выставить ворота идеально ровно. Для этого можете воспользоваться шнуром, который необходимо натянуть вдоль линии открытия ворот, на расстоянии 20 см от поверхности и 3 см от второго столба. Шнур будет служить ориентиром, который поможет выставить ворота идеально ровно.

Установка верхнего фиксатора


Чтобы при движении ворот они не съехали, сверху на столбе устанавливают фиксатор или направляющий. Он будет останавливать ворота и не давать им раскачиваться при сильном ветре. Для этого на опорном столбе следует отметить отверстия под крепления. Измеряйте все правильно, чтобы верхняя рама без препятствий могла заходить в фиксатор.

На столб надо установить кронштейн для крепления направляющей. Если вы будете закреплять его в бетоне или кирпиче, используйте анкера, диаметр шпильки которых 10 мм. Если же вы крепите его к металлу, то подойдут специальные саморезы. В случае когда применяется сварка, ролики нужно снять.

После закрепления фиксатора проверьте его. Ворота должны плавно ходить, сохранять вертикальность, а ролики должны их плотно охватить.

Фиксаторы есть разные, роликовые или в виде обычной скобы. Какое устройство выбирать – ваше решение.

Концевой ролик и заглушки


Снизу на окончание направляющего П-образного бруса, в его передней части, нужно зафиксировать съемный концевой ролик, который вставляется внутрь профиля. Крепится он легко, при помощи болтового соединения. С противоположенной стороны надо установить пробку (заглушку) или такой же ролик.

Такой ролик нужен для того, чтобы при закрытии ворот направляющая накатывалась на улавливатель, находящийся снизу, который будет установлен на столбе с другой стороны. Таким образом, вы сможете уменьшить нагрузку на опорные пластины, которые держат ролики на фундаменте. Заглушки или пробки служат препятствием для снега, дождя, грязи и мусора, который может проникать в направляющий брус. Если их нет, то роликовые тележки могут быстро выйти из строя, а ворота не будут плавно и легко открываться.

Крепление верхнего и нижнего уловителя


Чтобы закрепить нижний и верхний уловитель, вам нужно закрыть ворота до упора. На столбе отметьте места, где кончается рама ваших ворот. В этом месте, сверху и снизу, нужно закрепить закладные, к которым и будут крепиться уловители. В зависимости от закладных, крепить их можно при помощи сварки или болтовых креплений.

Уловители будут смягчать контакт рамы ворот с опорными роликами, а также сводить до минимума расшатывание конструкции при сильном ветре. Нижний уловитель еще служит для уменьшения провисания рамы, которое может появиться после долгой эксплуатации ворот. В конце проверьте правильность установки ваших ворот. Откройте и закройте их несколько раз, убедитесь в плавности и ровности хода.

Установка и подключение автоматики


Если вы хотите, чтобы ваши ворота автоматически закрывались и открывались, вам нужно приобрести специальное оборудование и установить его.

Первым делом к швеллеру следует приварить установочную пластину, к которой будет подсоединен привод. Обычно такая пластина идет в комплекте. Для сварки можно воспользоваться профильными трубами, которые привариваются к швеллеру, а потом к ним приваривается пластина. После этого на основание устанавливается сам двигатель и закрепляется при помощи болтов, которые тоже есть в комплекте. На нем имеются регулировочные винты, благодаря которым двигатель можно регулировать положением вверх-вниз, влево-вправо.

Осталось только приварить зубчатые рейки к П-образной раме. Тут понадобятся терпение и точность, так как рейки следует приварить так, чтобы они были как единое целое. Тогда при движении вы не будете слышать никаких посторонних стуков ворот. После чего отрегулируйте привод, чтобы он легко приводил ворота в действие. Осталось только настроить механизм согласно инструкции производителя.

Вот и все, после всех манипуляций ваши ворота готовы к эксплуатации. Вы можете гордиться собой, так как сами смогли сделать такую грандиозную работу. Правильно установленные ворота будут достаточно надежными, а срок их эксплуатации вас порадует.

Видео

Смотрите подробную видеоинструкцию по установке откатных ворот:

Еще одна видеоинструкция:

Всем хороши распашные ворота: просты и дешевы. Но зимой, при большом количестве снега, открыть их можно только основательно поработав лопатой. Когда нужно на работу это совсем не радует. Этого недостатка лишены откатные или, как говорят, сдвижные/раздвижные ворота. Цельная конструкция, закрывающая весь въезд, отъезжает в сторону, прячась за забором. Держаться они могут на обычной или консольной балке, а могут просто ездить по рельсам. В любом случае, откатные ворота своими руками сделать можно. Это не совсем легко, но возможно.

Конструкции

Какие лучше

Какая конструкция лучше — сказать трудно. Если говорить о надежности, то самый лучший выбор — подвесная конструкция. Все легко и надежно, практически неубиваемая система. Ворота такого типа эксплуатируются на предприятиях десятки лет. Их недостаток — балка ограничивает высоту въезжающего транспорта, что иногда важно. Но сегодня есть модели с составными балками, позволяющие при открытых воротах снять перемычку над въездом, а потом вернуть ее на место.

Самая дешевая и простая в исполнении — система на рельсе. Эти откатные ворота своими руками собрать проще всего. Но возникающие при эксплуатации проблемы делают ее непопулярной.

Из всех приведенных конструкций самая дорогая и сложная в исполнении — консольная, тем не менее именно она ставится чаще всего: правильно сделанная она не доставляет неудобств при эксплуатации. При выборе нужно иметь в виду, что при ее устройстве справа или слева от ворот требуется расстояние, в полтора раза больше, чем ширина полотна: кроме самой створки есть еще техническая часть, которая выступает сбоку примерно на половину длины.

Подробно типы откатных ворот, особенности конструкции и построения рассмотрены в видео.

Как сделать консольные откатные ворота

Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка. Если столбы уже есть, фундамент заливается перед ним и вдоль забора на длину технического выноса, который необходим для компенсации нагрузки, создаваемой полотном.


Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.

Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.

Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки

Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.


Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.


Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.

Установка роликовых опор

К закладному швеллеру привариваются шпильки, к ним потом на болтовых соединениях крепятся платформы с роликами. Иногда можно встретить варианты, когда платформы приварены сразу к закладной. Это неправильно. Существует довольно большая вероятность того, что фундамент или столб забора даст усадку. Даже небольшое смещение — и ваши ворота работать не будут. Если ролики со шпилек можно снять, шпильки переварить и все собрать на место, то как корректировать если платформа приварена? Срезать? Сложно, долго, без гарантий. Так что лучше в этом случае делать все по правилам.

При покупке обратите внимание на роликовые каретки и на сами ролики. Это обязательно закрытые подшипники качения. Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом. Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой.


Покатайте ролики. Все должны кататься без усилий, и не должны иметь люфта (не должны шататься из стороны в сторону). Тогда можно быть уверенным, что ворота будут ездить легко и откатной механизм будет работать продолжительное время (некоторые фирмы дают гарантию 10 лет). Ведь большая часть нагрузки приходится именно на ролики, потому их качество ключевой момент, как и сбалансированная конструкция полотна.

Остальные этапы монтажа более понятно будут описаны в фото-отчете: ворота собраны самостоятельно, без привлечения специалистов.

Откатные ворота своими руками: фотоотчет с пояснениями


Эти ворота сделаны на основе готового комплекта, раму делали сами, также самостоятельно монтировали

Ворота ставились в Москве, соответственно цены — столичные. Ставили их в 2010 году, с тех пор комплекты сильно подешевели. Например, «свежая» цена привода для полотна весом не более 400 кг (есть до 1,2 т) — около 100$, но это — бюджетный вариант. Во времена строительства приобретены комплектующие фирмы Rolling Center (лучшие тогда на рынке) с ведущей балкой длиной 6 метров. Были также заказаны отдельно верхний ловитель и кронштейн. Все с доставкой обошлось около 600$.

Также были куплены следующие материалы:

  • профильная труба 80*60 мм — 6 м, 60*40 мм — 18 м, 40*20 мм — 36 м;
  • швеллер — 180 мм — 3 метра, 200 мм — 2,4 метра;
  • арматура 12 мм — 6 м;
  • электроды — 2 кг;
  • краска — 3 банки, кисти, заклепки;
  • цемент М-400 — 5 мешков;


Первым делом сварили каркас для ворот с противовесом. Раму (черным цветом) делали из профильной трубы 60*40 мм, перемычки и внутренний каркас (сиреневый) из трубы 40*20 мм. Внизу приварена направляющая балка разрезом вниз.


Внутренний каркас варили с отступом от края — по 20 мм с каждой стороны. Так удобнее потом крепить профлист, при желании можно и изнутри обшить.


Сначала залили фундамент. В него установили арматуру, сверху швеллер спинкой вверх. Вплотную к швеллеру две стойки из профилированной трубы 80*60 мм. Одна стойка примыкает к столбу, вторая выставлена вертикально на расстоянии 120 см. На них потом навешиваются ролики, которые придерживают полотно сверху. С другой стороны, вдоль ответного столба установили швеллер 180 мм.



На ответной части к швеллеру вверху и внизу закреплены уловители, которые не дадут воротам болтаться при ветре.



Следующий шаг — установка пластин с роликами. Они крепятся к закладным. В данном случае это швеллер, потому пространство получилось большое. Когда делали фундамент, его сделали слишком высоким, потому пластины приваривались непосредственно к закладной. Это непрактично: если поломается ролик, поменять его будет проблематично. Обычно приваривают площадку, к которой потом на болтах крепят площадку с роликами.


Приварены роликовые площадки и на них «наехали» роликами

Готовый каркас ворот просто накатывают на закрепленные ролики.


После установки на опорную балку с обоих концов надевают заглушки. С дальней стороны устанавливается еще упорное колесо, которое в закрытом положении заезжает в нижний уловитель, приподнимая ворота и снимая нагрузку с роликов.


Теперь, чтобы ворота не «гуляли» в верхней части (они сейчас ничем не закреплены), к стойкам (80*60 мм) крепят комплекты верхних роликов — по одному на стойку. Их практически надевают на раму. Теперь имеющиеся внутри ролики будут придерживать ее вверху.



Все, откатные ворота своими руками собраны и готовы к эксплуатации.

Как выглядят откатные ворота со двора

Если остались вопросы, посмотрите видео. В нем собирают готовый комплект, весь процесс станет понятнее.

Видео

Несколько видео с разными конструкциями откатных ворот. Первое — консольные на средней балке. Проблем со снегом не будет, но внешний вид со двора — ниже среднего.

Эконом-вариант: откатные ворота для дачи. Конструкция проста до чрезвычайности.

Еще одни самодельный вариант. Тут в трубе 60*60 мм, пропилен просвет, в который вставляются ролики. Конструкция взята стандартная, собрана из разных комплектующих.

Желание изготовить откатные ворота своими руками возникает у многих владельцев загородного жилья. Дело в том, что подобная конструкция наиболее функционально и экономически оправданна среди всех типов автоматических ворот, что и является причиной её высокой популярности. Собираются откатные ворота из подручных материалов, а срок службы их практически неограничен, так как они не содержат в своей конструкции хрупких и легко ломающихся элементов.

Описываемый вариант автоматических ворот имеет очевидные плюсы, например, такие как:

  1. Ненужность установки направляющих в проёме, в результате чего через них может проезжать автотранспорт практически любой высоты.
  2. Особая надёжность и долговечность всей конструкции.
  3. Отсутствие необходимости в смазке механизма.
  4. Наличие современного дизайна с использованием в качестве материала для ворот дерева, профнастила, поликарбоната и кованого металла.


Изготовляя ворота своими руками, все чертежи, схемы и эскизы конструкции, стоит подбирать так, чтобы они максимально просто поясняли основной принцип действия механизма открывания и закрывания ворот. При этом стоит помнить о том, что все детали такого механизма называются фурнитурой и в неё входят:

  • подвижные элементы в виде тележки или роликовой каретки;
  • ролики;
  • уловители;
  • заглушка направляющей;
  • направляющий рельс шириной не менее шести сантиметров.

Сами ворота откатные, их конструкция при изготовлении своими руками требуют применения только высококачественной фурнитуры. Дело в том, что, несмотря на относительную простоту, данная воротная конструкция весьма чувствительна к качеству подгонки всех элементов подвижного механизма, и если части его некачественные, данная дверь быстро выйдет из строя, так как из-за достаточно серьёзных механических воздействий они могут просто треснуть пополам.


В этой связи стоит также отметить, что двигатель и реечный механизм имеет смысл приобрести готовыми в сборе. В этом случае вам останется только смонтировать их на место и подключить к электросети. Когда же вы решите такое устройство создать собственными руками, вам потребуются не только чертежи на откатные ворота, но и усиленная конструкция самих ворот, так как они не смогут просто выдержать вес самодельного механизма.

Первый этап возведения конструкции

Решив сделать откатные ворота, необходимо подобрать чертежи, схемы, эскизы и решить какая их конструкция вам лучше всего подойдёт. Обычно выбирают ворота, изготовленные из металлопрофиля, реже всего применяются конструкции из поликарбоната ввиду их ненадёжности.

Этапами создания откатных ворот считаются следующие операции:

  • создание опорных столбов;
  • подготовка фундамента под откатные ворота;
  • монтаж электропроводки для подключения автоматики;
  • изготовление и монтаж ворот на место.

Если вы стремитесь провести все работы с наилучшим качеством, постарайтесь найти самые актуальные схемы и чертежи откатных ворот для их возведения своими руками. При этом не спешите и вначале полностью отработайте один этап, прежде чем перейти ко второму или третьему.

Первым этапом подготовительных работ считается подготовка и установка опорных столбов. Для этого необходимо на откатные ворота необходимо найти чертежи и схемы этой конструкции, при этом они должны быть максимально актуальными. Важность данного этапа производства работ состоит в том, что именно на опорные столбы монтируются ворота со всем оборудованием и если они окажутся слабыми, рама может просто упасть на землю.

Опорные столбы можно возвести из самых разных материалов, таких как кирпич, бетон или дубовый брус. Изготовляя откатные ворота своими руками, схемы проведения работ стоит подбирать такие, которые гарантируют в будущем надёжность и устойчивость всей конструкции. Так, например, согласно им столб для будущих ворот стоит бетонировать на глубину не менее одного метра.

В том же случае, когда вы решите изготовить такой столб из бетона или кирпича, вам нужно будет предусмотреть них не менее трёх металлических закладок. Все залитые бетоном элементы при этом должны отстояться для затвердевания не менее чем неделю. Ускорять этот процесс не рекомендуется, так как только естественное отвердевание придаст раствору наибольшую прочность.


Второй этап – осуществление закладки фундамента

Вторая часть подготовительного этапа – строительство фундамента. Здесь откатные ворота, их эскизы и конструкция должны учитывать как место их расположения, так и геологические условия в ней. Обычно же для производства работ применяют швеллер шириной 20 сантиметров, а также арматуру сечением 12-16 миллиметров. Арматуру нарезают кусками длиной примерно в метр и приваривают с обеих сторон к швеллеру.

Далее роют яму длиной не менее длины половины проёма предполагаемых ворот. При этом углубиться нужно не менее чем на 1.5 метра, а ширина рва должна составить более 40 сантиметров. В большинстве случаев, когда изготовляют откатные ворота своими руками, их схема предусматривает установку швеллера в яму полками вниз. После этого устройство нужно залить бетоном строго контролируя при этом уровень и не допуская его перекоса.

Изготовление откатных ворот своими руками

Самым сложным этапов строительства описываемой конструкции является изготовления непосредственно самих ворот. Для того чтобы правильно сделать откатные ворота своими руками, следует изучить подробно устройство этой системы.

При этом обычно с этой целью используют обычно металлопрофиль, так как оно самый простой и удобный в применении из всех материалов, предназначенных для изготовления воротных створок.

Конструкция откатных ворот имеет стандартные схемы. Обычно они состоят из несущей рамы и внутреннего каркаса или обрешётки. На раму идёт обычно уголок или металлическая труба 60х40 мм. Внутренний каркас можно изготовить из трубы сечением на двадцать миллиметров меньше. Что же касается металлопрофиля, то он крепиться на раму с помощью саморезов или заклёпок.


Конструкция откатных ворот изготовляемых своими руками в принципе не требует никаких операции кроме проведения сварочных работ, но нужно будет ещё зачистить места сварки наждачным кругом при помощи болгарки, а также снять с труб ржавчину и покрасить их.

Специалисты по сварке рекомендуют при этом варить каркас ворот прихватами, дела отступ примерно в 30 сантиметров. При этом снизу в несущей раме монтируется направляющий рельс из фурнитуры. Их стоит приобрести заранее в специализированном магазине, чтобы не подыскивать во время проведения монтажных работ.

Готовый каркас зашивается металлопрофилем с помощью заклёпок или же саморезов. При этом до начала процесса необходимо ворота загрунтовать и покрасить двумя слоями антикоррозийной краски. Такая краска значительно продлит срок службы всего изделия, и предотвратит развития ржавчины.

Кроме того, есть и ещё один нюанс. Дело в том, что многие домовладельцы стараются объединить автоматику ворот с фотоэлементами, чтобы можно было их открывать, не выходя из автомобиля. Здесь стоит помнить о том, что далеко не всякая проводка годится для этого, поэтому её необходимо планировать заранее при создании чертежа всего комплекса.

Также автоматические двери должны в обязательно порядке снабжаться светозвуковой сигнализацией открывания. Имеет, кстати, смысл обратиться к услугам специалистов в этой сфере, так как установка фотоэлементов это достаточно сложный вид работ недоступный большинству граждан, не имеющих опыта подобного рода деятельности.

Сдвижные ворота – отличный вариант для обустройства входной группы. Их популярность обусловлена тем, что конструкция не требует много места для выполнения своих функций. Открытие-закрытие происходит параллельно забору, и транспорт беспрепятственно въезжает во двор. Смысл работы откатных ворот состоит в перемещении в одну из сторон, направление которой задано хозяином в соответствии с собственными пожеланиями и потребностями.

Сдвижные ограждения существуют в трех разновидностях:

  1. Подвесные автоматические. Такие ворота обычно используют на предприятиях. Им не страшен взлом и воздействие внешних факторов. Однако подвесные ворота слишком массивные, они требуют тщательно подготовленного проёма и существенных финансовых трат на установку. Наличие балки в конструкции может мешать высоким транспортным средствам.
  2. Консольные механические. Конструкция не имеет границ по высоте, работает бесшумно. За открытие-закрытие входной группы отвечает автоматическое устройство, но при отсутствии электричества ворота можно распахнуть принудительно. Готовый проём для монтажа – необязательное условие. К недостаткам данной конструкции относится необходимость в наличии прямого забора изнутри открывающей стороны.
  3. Механические сдвижные на рельсе. Достоинствами ворот являются высокая прочность и устойчивость, особенно к сильному ветру, и солидная ширина – до 6 м. Но конструкция нуждается в готовом проёме и периодической чистке, иначе ее движение будет затруднительно.

В домашних условиях целесообразно ставить консольные сдвижные ворота. Все монтажные работы домовладелец сможет выполнить своими руками.

Делаем сдвижные ворота самостоятельно

Конструкция сдвижных ворот не относится к сложным механизмам, даже малоопытный мастер поймет это по рабочим наброскам и чертежам входной группы. Ее эксплуатация позволяет экономить время и на многочисленные открытия-закрытия – при правильной установке устройство выдерживает около 50 тыс. перемещений. Удобство хозяин оценит сразу, как только научится управлять механизмом автоматики.


Процесс обустройства сдвижных ворот своими руками начинается с выбора привода, вес которого должен соответствовать способностям автоматики. Двигатель мощностью 250 Вт выдерживает полотно весом до 200 кг, устройство на 400 Вт справляется с конструкцией массой до 600 кг. Привод на 600 Вт легко перемещает входные группы весом до 1 тонны.

Любой привод способен запускать ход и более тяжелых конструкций. Ограничения производители устанавливают для продления срока эксплуатации устройства при условии бережного пользования воротами.

Величина нагрузки на конструкцию зависит от разных факторов:

  • Особенности фурнитуры.
  • Сила трения при движении и пр.

Чрезмерная эксплуатация электромотора приводит к перегреву устройства и потере работоспособности. Поэтому автоматику на сдвижные ворота лучше не ставить.

Конструкция

Получение добротной откатной конструкции предполагает прохождение нескольких этапов изготовления. Как другие виды ворот, калитки и заборы, сдвижная группа требует установки опорных столбов.


Для создания несущей части используют:

  • Бетон
  • Кирпич
  • Швеллер
  • Деревянный брус
  • Металлическую трубу.

Лунки под опорные столбики роют на глубину промерзания грунта. Для погодных условий России это примерно 1 м. Подготовленные столбики устанавливают в скважины, поправляют их положение, ориентируясь на показатели строительного уровня, и цементируют ямы. Раствор должен застыть за 1 неделю.

Пока крепнет бетон, занимаются изготовлением каркаса фундамента. Так называемую банкетку получают из швеллера шириной около 20 см и арматуры длиной 1 м и сечением, близким к 13 – 14 см.

Траншею для обустройства фундамента роют со следующими показателями:

  • Глубина – до 1.5 м.
  • Ширина – 40 см.
  • Длина – соответствует 1/2 длины проёма.

Швеллер укладывают в ров полками вниз и заливают бетоном, уравнивая с земной поверхностью. После цементирования фундаменту отводят на застывание 4 недели.


В течение этого времени выполняют другие работы:

  1. Обработка металлических труб (60 х 40 мм). Удаление ржавчины и окалины, обезжиривание и грунтовка железной поверхности.
  2. Сварка труб. Осуществляют 2-сантимеровыми прихватками, между которыми оставляют свободные участки длиной до 30 см.
  3. Фиксация направляющей. Элемент приваривают в нижней части рамы вместе с трубами в шахматном порядке. Это защитит комплект от кручения. Швы зачищают и грунтуют.
  4. Монтаж полотна. Подходящими материалами в нашем случае являются профнастил или металлическая филенка. Прикрепляют их саморезами или заклёпками.
  5. Оборудование места под ролики и приводы. Подводку к электросети делают, если планируется установка автоматики.

Фурнитуру для сдвижных ворот, изготавливаемых своими руками, подбирают по весу конструкции и ширине проёма.

Для легких ворот с широтой не более 4 м используют комплект, способный выдерживать до 400 кг тяжести. При большей ширине необходимо ставить фурнитуру с выдержкой до 800 кг и обшивать раму древесиной или листами железа.

Целостная конструкция сдвижных ворот невозможна без таких важных деталей, как:

  • Направляющая балка, принимающая нагрузку со стороны ворот.
  • Съёмный концевой ролик – опорная часть для низа входной группы.
  • Пара тележек, консольная часть которых удерживает конструкцию.
  • Верхний улавливатель, снижающий ветровую нагрузку.
  • Нижний улавливатель, перенимающий у опорного ролика нагрузку при закрытии ворот.
  • Подставка под опоры, ответственная за движение полотна.
  • Кронштейн – фиксатор с роликами находится в верхней части входной группы.

Инструменты и материалы для возведения конструкции

Из инструментов полезными в установке сдвижных ворот своими руками будут:

  • Ручной бур
  • Отрезной круг на 125 мм
  • Совковые и штыковые лопаты
  • Универсальные электроды
  • Сварочный аппарат и защитные очки.

После заготовки инструментов занимаются проектированием конструкции. Примечательно, что прикреплять ворота можно к уже стоящему забору или выполнять всю работу полностью, начиная с установки подходящего ограждения.


Проектные действия выполняют в несколько этапов.

  1. Определение размера входной группы.
  2. Расчет длины с противовесом (надбавка 1.5 м).
  3. Подбор высоты изделия. Здесь важно учесть, что ворота от земли отделяет расстояние 7 – 10 см. И на такую же величину должен быть выше ворот сам забор. Таким образом, из общей высоты забора следует вычесть 14 – 20 см.

Все данные фиксируют на бумаге и делают пометку о направлении отката створки. Правильно его задают, ориентируясь на противоположную калитке сторону.

Теперь рассмотрим материалы, комплектующие и обшивку будущих сдвижных ворот.

Материалы:

  • Герметик
  • Цемент
  • Щебень
  • Песок
  • Краска
  • Обшивка
  • Крепеж обшивки
  • Провода для автоматизации
  • Комплект для консольных ворот сдвижного типа
  • Металлические трубы для изготовления каркаса входной группы.

Комплекты, предназначенные для установки сдвижных консольных ворот, классифицируют по размерам. Маленький размер рассчитан на вес до 400 кг, средний – от 400 до 600 кг, большой – 600 и более кг.

Обшивку ворот выполняют из разных материалов, но лучше всего для этой цели использовать профнастил. Преимуществ у профлиста много. Это экологическая чистота и ценовая доступность, легкий вес и простота транспортировки, устойчивость к коррозионным процессам и разнообразная расцветка, которая не боится выгорания. Для крепления профнастила понадобятся только саморезы из расчета 20 шт. на каждый лист.

Если сдвижные ворота будут оснащаться автоматикой, дополнительно понадобятся сигнальные провода (2 х 0.75) и силовой шнур (3 х 1.5).

Монтаж

На данном этапе важно правильно установить полотно на подвижную балку. Перемещается створка по роликовому механизму, который обеспечивает плавность хода и полноценное функционирование сдвижных ворот. Аккуратность работ повышает шанс на длительную эксплуатацию, применение качественных комплектующих не отягощает общего веса конструкции. Дистанционному управлению воротами способствует электропривод или датчик движения.

Монтаж сдвижных ворот своими руками проводят в несколько этапов:

  1. Обустройство фундамента.
  2. Крепление роликовых опор.
  3. Сборка полотна и установка на ролики с последующей регулировкой.
  4. Монтаж направляющих деталей.
  5. Установка задней крышки балки и концевого ролика.
  6. Контроль качества работы электропривода и плавности перемещения створки.

При появлении каких-либо трудностей в процессе сборки сдвижных ворот своими руками следует обратиться за помощью к опытному специалисту. Умелые действия мастера гарантируют безотказную и безопасную работу изделия. Смазывать механизм закрытия для улучшения подвижности нежелательно, т. к. на нем будут собираться частицы пыли и грязь.