Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (логопедическая старшая группа). Тема: «Посуда

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда.
  • Уточнение и расширение словаря по теме.
  • Совершенствование грамматического строя речи через упражнения в образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, слоговой структуры слов, согласования числительного с существительным.

Коррекционно-развиваюшие задачи. Развитие диалогической речи, речевого дыхания, общей моторики, зрительного и слухового внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

Оборудование.

  • Предметные картинки с изображениями посуды.
  • Сюжетная картина "Накрываем стол".
  • Разрезные картинки.
  • Схема-опора по составлению описательного рассказа.
  • Мольберт.
  • Плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Ход занятия

1. Организационный момент. Дети приглашаются в кабинет, здороваются, подходят к своим стульчикам у стола. Перед каждым из них кладется предметную картинку.

Сначала сядет тот, у кого чашка.

Ребенок садится.

Теперь сядет тот, у кого чашки.

Ребенок садится.

Можно сесть тому, у кого нож.

Ребенок садится.

А теперь - тому, у кого ножи.

Ребенок садится.

Убирается картинки со стола.

Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Перечислите названия посуды, которую вы знаете.

Дети перечисляют названия посуды.

Для чего нужна посуда?

Дети отвечают на вопрос.

2. Игра "У Валя в гостях".

Обыгрывание ситуации "Валя ждет гостей".

Кого вы видите около стола?

Давайте подберем ей имя, оно должно начинаться со звука [в]? (дети предлагают варианты имен)

Валя ждет гостей и просит нас помочь накрыть на стол. Сейчас вы будете выбирать посуду, о которой я скажу, и ставить ее на стол.

- :возьми желтый чайник и поставь его на стол.

Ребенок выбирает посуду.

Молодец. Правильно. Для чего нужен чайник?

Заваривать чай.

- :.возьми красную чашку и поставь ее перед чайником.

Ребенок выбирает посуду.

Хорошо. Для чего нужна чашка?

Пить чай.

- ::возьми белую вазу и поставь ее за чайник.

Ребенок выбирает посуду.

Правильно. Зачем нужна ваза?

Ставить цветы.

-:.. возьми синюю сахарницу и поставь ее около чайника.

Ребенок выбирает посуду.

Верно. Для чего нужна сахарница?

Насыпать сахар.

Молодцы! Вы очень хорошо помогали Вале. Она благодарит вас.

3. Игра "Что изменилось?"

Оставшиеся предметы убираются со стола.

Продолжим игру. Посмотрите еще раз на картинку и запомните, что стоит на столе. Закройте глаза. (Со стола убирается желтый чайник и ставится на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

Красный чайник.

Чего не стало?

Желтого чайника.

Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Со стола убирается сахарница и ставит на ее место молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

Зеленый молочник.

Чего не стало?

Синей сахарницы.

Молодцы! Вы были очень внимательными, похлопайте себе.

4. Пальчиковая гимнастика "Помощники".

Дети приглашаются на ковер, им предлагается встать в кружок и сделать пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и
Так мы маме помогали. хлопают в ладоши.

5. Упражнение "Что купили?"

Приглашаю детей к мольберту, перед которым полукругом стоят стульчики. На мольберте выставлены картинки с изображениями посуды.

Что вы видите на картинках? Перечислите.

Дети. Вазы, тазы, бидоны, стаканы, кастрюли.

Давайте протопаем эти слова: "ва-зы", "та-зы", "би-до-ны". "ста-ка-ны", "каст-рю-ли". (Произносит слова по слогам, одновременно протопывая ритмический рисунок.) Теперь я буду показывать одну из картинок и спрашивать у вас: что купили? Вы будете называть картинку и протопывать название.

6. Динамическая пауза . Игра "Обезьянка".

Дети выходят на коврик.

Сейчас мы с вами попробуем изобразить посуду. Сначала мы изобразим чайник. Поставьте правую руку на пояс, как я, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик.

Показываю, как надо выполнять движения и позы, а дети повторяют.

Молодцы! Теперь давайте изобразим чашку. Присядьте и поставьте левую руку на пояс, как я.

Дети по показу выполняют движения.

Отлично! Теперь давайте превратимся в ложки. Встаньте прямо, поднимите руки и сомкните их над головой, как я. У вас очень хорошо получилось.

7. Игра "Разбитая чашка". [Приложение]

Детям раздаются конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним.

Посмотрите, какие красивые чашки нарисованы на картинках. В конвертах такие же чашки, но "разбитые". Помогите мне "склеить" их. Сложите части картинки правильно.

На данном этапе осуществляется индивидуальный подход, часть детей собирают со зрительной опорой, часть по памяти, а часть путем наложения.

8. Игра "1, 2, 5".

Я буду называть число, а вы добавлять к числу слово чашка (стакан, кастрюля, бидон, блюдо).

Одна чашка.

Две чашки.

Пять чашек.

9. Упражнение "Подуем на чай".

Дети вcтают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на "пар", не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

10. Игра "Что лишнее?"

На доску ставится 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек.

Игра, в которую мы будем играть, называется "Что лишнее?" Что вы видите? Перечислите картинки.

Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

Что здесь лишнее и почему?

Лишний мяч. Он - игрушка.

А все остальное?

Правильно. Назовите следующие картинки. (Ставится на наборное полотно новый комплект: чашка, тарелка, стакан, кружка.)

Что лишнее и почему?

Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.

А из остальной посуды?

Можно пить.

Верно. Молодцы! Похлопайте себе.

Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовая)

11. Обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.

Приглашаю к себе детей по одному и показываю каждому из них предметную картинку так, чтобы другие дети ее не видели. Используется схема-опора по составлению описательного рассказа.

Посмотри на картинку, ::. Расскажи о предмете, не называя его. Что это? Какая она? Что на ней нарисовано? Для чего она нужна?

Ребенок. Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Что это?

Эта тарелка.

Молодец. Ты правильно составил(а) загадку. И ребята тоже молодцы. Быстро отгадали ее.

Аналогично составляют загадки остальные дети. Оказываю им необходимую помощь.

12.Окончание занятия.

Оценка работы детей.

Литература.

И. А. Морозова, М. А. Пушкарева "Ознакомление с окружающим миром". Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет; М., Издательство "Мозаика-Синтез", 2007 г.

Н. В. Нищева "Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР". Санкт - Петербург, Издательство "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2007 г.

О.И. Крупенчук "Научите меня говорить правильно".

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко "Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР". М., Издательство "Гном и Д", 2004 г.

Накроем стол для Кузи. Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Посуда»

Программное содержание :

1 Уточнить и расширить представление детей о посуде, ее видах (кухонная, столовая, чайная, ее назначении.

2 Совершенствовать умение детей образовывать относительные прилагательные, упражнять в согласовании слов в предложении.

3 Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие.

4 Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

5 Закреплять умение детей показывать с помощью мимики выражение лица.

6 Воспитывать бережное отношение к посуде.

Оборудование:

Игрушечная посуда разных видов

Мебель для посуды

Коллекция чайников сделанных из разных материалов

Чайники для подарка по количеству детей

Магнитная доска

Рисунок котла

Шапочка-маска «чайник»

Салфетки по количеству детей

Конверты с предметными картинками посуды: сахарница, конфетница, чайная пара, чайная ложечка, заварной чайник по количеству детей

Ход занятия:

Ребята, вы знаете, что у нашего Домовенка Кузи сегодня день рождение. Давайте сделаем ему сюрприз и накроем стол. А, мы помним, что домовые любят чистоту и порядок. Посмотрите, какой кругом беспорядок. Кто-то разбросал всю посуду и кухонную, чайную, столовую. Давайте, мы ее быстренько уберем. А чтобы было быстрее, мы разделимся на три группы, и будем убирать посуду. Давайте ее разложим по группам.

Захар и Вова, вы какую посуду будете убирать? (кухонную)

Настя, А ты? (столовую)

Витя и Данила, а вы? (чайную)

После того, как дети разложили посуду по своим местам, воспитатель подходит к первой группе детей и спрашивает:

Какую посуду вы убрали? (кухонную)

Какие предметы вы туда положили? (сковородку, кастрюлю, дуршлаг, разделочную доску, таз)

Какую посуду убрали вы? (столовую)

Что вы туда поставили? (тарелку глубокую, тарелку мелкую, солонку, перечницу, хлебницу)

А какую посуду убрали вы? (чайную)

А что вы туда поставили? (чашку, блюдце, сахарницу, конфетницу, заварной чайник)

А чтобы накрыть стол к чаепитию для домовенка, какая посуда нам понадобится? (чайная)

А ведь любое чаепитие не обходится без чайника. Давайте пройдем, сядем на стульчики.

Беседа с детьми о чайники:

А ведь чайник появился тогда, когда люди стали пить чай – вкусный и полезный напиток. Родина чая – Китай, поэтому и чайник появился там же. До этого воду кипятили в котлах, а холодную жидкость наливали из кувшинов. Но из широкого котла в маленькую чашечку наливать очень неудобно, можно пролить мимо, да при этом ещё и обвариться.

А кувшин на огонь не поставишь. Вот и была изобретена новая посуда – чайник.

Сейчас в магазине можно увидеть много различных чайников.

Посмотрите и у меня на столе много чайников. Они все разной формы, цвета, размера. Сделаны из разного материала.

Если чайник из железа, то он какой? (железный)

Из стекла? (стеклянный/

Из пластмассы? (пластмассовый)

Из фарфора? (фарфоровый)

Из глины? (глиняный)

А что общего между ними? (имеют носик, ручку, крышку)

А нужны нам чайники, чтобы кипятить воду, а ещё, чтобы заваривать чай.

Давайте, мы Кузе сделаем приятное и подарим ему заварной чайник.

Проходите садитесь за столы.

Ой, что это? Отскочил осколок. Как неприятно, обидно, даже стало грустно. Покажите мне свою грусть.

А чтобы нам не грустить, нужно чайничек починить. Вот у меня сколь много разных осколков, нужно подобрать правильный.

Посмотрите у вас на столах лежат чайнички и у них тоже отскочили осколочки. Давайте и ваши чайнички тоже починим. Ох, сколько стало много красивых чайников. Как хорошо и прекрасно радостно. Покажите свою радость.

А Кузя придет и удивится. Покажите, как удивится Кузя?

Давайте, чайники для Кузи положим на этот стол.

А с вами поиграем в игру «Веселое чаепитие». Вставайте в круг.

Теперь Настя с помощью считалки выберет чайник:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем чайник выбирать.

Шесть, семь, восемь –

В центр круга вас попросим!

Выбранный ребенок встает в центр круга и изображает чайник. Для этого он ставит левую руку на пояс – это ручка чайника, а правую дугообразно поднимает вверх, изображая носик чайника. Остальные дети, стоящие по кругу выполняют роль чашек.

Начинает чайник закипать:

Буль – буль, буль – буль. (произносит в медленном темпе)

Кипит наш чайник –

Буль – Буль –буль – Буль

Буль –буль –буль –буль. (произносят в быстром темпе)

Вскипел и загудел

А теперь вот так

Ну-ка чашки не зевай-

Наливаем в чашки чай.

При этих словах дети, выполняющие роль чашек, соединяют руки в виде кольца и держат их перед собой. «Чайник» подходит к каждой «чашке» и, нагибая, свой «носик», наливает в чашку чай.В этот момент, все дети произносят звук (с-с-с, имитирующий звук льющейся воды.

Когда чай будет налит в каждую чашку, дети-чашки под музыку идут по кругу и поют «Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля», а ребенок-чайник стоит в центре круга хлопает в ладоши и подтанцовывает.

Дети остались в кругу. Воспитатель читает стихотворение:

Игра «Мы на стол поставим».

Во что кладут сахар (сахарницу)

Во что конфеты (конфетницу)

Во что хлеб (хлебницу)

Во что налито молоко (в молочник)

Во что налито кофе (в кофейник)

Во что кладут масло (в масленку)

Во что кладут селедку (в селедочницу)

Салат (салатницу)

Мы с вами заигрались и совсем забыли накрыть на стол.

Проходите на свои места. Возьмите салфетку, переверните ее. А теперь в середину поставьте чайную пару, с лева от неё чайную ложечку, в верхнем левом углу заварной чайник, в правом верхнем углу сахарница, в левом нижнем углу канфетница.

Теперь Кузя с друзьями может пить чай.

Ребята, давайте подумаем хорошо или плохо, если бы не было посуды.

Игра «хорошо-плохо».

Да ребята, без посуды нам пришлось бы плохо. Давайте, мы будем за ней ухаживать, убирать на место, помогать дома маме.

Ой, ребята,посмотрите кто к нам пришёл. Кузя здравствуй.

Здравствуйте ребята. Я пришёл угостить вас сладостями, ведь у меня сегодня Д.Р. Смотрю, у вас уже и стол накрыт.

Мы знали, Кузя, что у тебя сегодня Д.Р. и решили подготовить тебе сюрприз.(дети дарят Кузе чайники)

Как хорошо, что, мы Кузе сделали приятное. Какое у вас сейчас настроение?

(Хорошее.) А давайте частичку нашего настроения подарим нашим гостям. Улыбнёмся им. А позже, мы пригласим остальных ребят и в честь Кузиного праздника устроим чаепитие.

Уважаемые коллеги и родители дошкольников!

Материал по лексической теме "Посуда" может пригодиться воспитателям, логопедам, дефектологам и родителям для занятий с детьми дома и в детском саду. Здесь подобраны лексический материал, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, загадки и задания по развитию связной речи для подготовки детей к школе.

Всего Вам доброго! Успехов и взаимопонимания с детьми!

Маковеева Галина Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «ПОСУДА».

Учим правильно называть посуду и её части, рассказывать какая она бывает, что с ней можно делать. Сходите на экскурсию в магазин «Посуда». Обратите внимание на части посуды и материалы, из которых она сделана. Рассмотреть чайную, столовую и кухонную посуду, знать, какие предметы посуды относятся к каждому из этих видов. Знать и уметь называть части посуды (крышка, носик, донышко, ручка, горлышко, стенки) итд.

1.Предметный словарь (имя сущ. что это?):

Вилка, ложка, нож, тарелка, блюдце, чашка, кружка, стакан, чайник, кастрюля, сковорода, кувшин, хлебница, маслёнка, солонка, поварёшка, крышка, носик, донышко, ручка …

2.Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие?)
Новая, старая, чистая, грязная, дырявая, белая, красная, синяя, удобная, красивая, деревянная, железная, стеклянная, пластмассовая, хрустальная, серебряная, фарфоровая, фаянсовая, эмалированная и т.д.

3. Глагольный словарь (Что делают? Что с ними можно делать?):

Ставить, чистить, мыть, вытирать, сушить, варить, жарить, пить, есть, покупать, дарить, готовить и т.д.

4.Проиграть игры «Раздели слова на слоги!», «Один-много», «Нет чего?», «Много чего?», «Назови ласково!», «Сосчитай до 5!», «Четвёртый-лишний!», «Скажи наоборот!» (слова-антонимы),

«Какой, какая, какие?», «Что делает? Что можно сделать?».

Предложите вспомнить названия посуды, состоящие из одного слога (ковш, нож), из двух слогов (лож-ка, вил-ка, чаш-ка), из трех слогов (та-рел-ка, каст-рю-ля), из четырех слогов (по-ва-реш-ка). Пусть попробует сделать звуковой анализ слов: ковш, чашка.

Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы посуды,

Ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам .

Ложки (какие?) – серебряные.

Тарелки (какие?) – фарфоровые.

Кастрюля (какая?) – эмалированная.

Ваза (какая?) – хрустальная.

Нож (какой?) – металлический.

Поднос (какой?) – пластмассовый.

Кувшин (какой?) – стеклянный.

Блюдо (какое?) – фаянсовое.

5. Учим разгадывать загадки, мыслить, чувствовать рифму.

Чашки, ложки, чайник и блюдо -

Имя их общее - это … (посуда)

Помогать всегда я буду

Нашей маме мыть … (посуду)

Суп нам варит в ней бабуля,

На столе стоит … (кастрюля)

Котлеты с корочкой всегда

Поджарит нам …. (сковорода)

Суп и кашу нам немножко

Прямо в рот доставит … (ложка)

Чтоб в работе был хорош,

Наточили остро … (нож)

Очень часто они бьются

Наши маленькие … (блюдца)

Открывай холодный кран,

Набирай воды … (в стакан)

Неужели я один

Выпил сока весь … (кувшин)

6.Закрепить пальчиковую гимнастику «Помощники».

7.Составить описательный рассказ о посуде с опорой и без опоры на схему.

8. Прочитайте стихотворение К.И. Чуковского «Федорино горе» и выучите с ребёнком небольшой отрывок из него. Следите за правильным произношением, чёткостью дикции и выразительностью речи.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Все работы хороши. Повар»
для детей подготовительной к школе группы.

Миначетдинова Гульназ Мансуровна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Описание работы:
Конспект занятия по развитию речи «Все работы хороши. Повар» адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» предназначен для проведения в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет). Длительность: 25-30 минут.
Цель: Развивать интерес к различным профессиям.
Задачи: Продолжать расширять представления о труде взрослых, о профессии повара, о значении их труда для общества.
Учить узнавать и называть трудовые действия повара: готовить, варить, жарить, заваривать.
Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, умение согласовывать существительные с глаголами,слова в роде, числе, падеже.
Закреплять умение детей составлять рассказы по плану.
Продолжать расширять кругозор детей, активизировать словарь детей.Воспитывать уважение к людям труда.
Словарная работа: повар, готовит, кухня, посуда.
Целевая аудитория: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Пособия: иллюстрации с изображением овощей, фруктов, продуктов питания, посуды, изображение Незнайки на слайде.
Ход:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о профессии человека, который работает в детском саду, а о ком именно вы узнаете, если отгадаете загадку.
Слушайте внимательно.
1.Отгадай загадку:
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? Ответ: Повар
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это повар.
2.Загадывание загадок.
Воспитатель: Отгадайте загадки, и узнаете основные блюда, которые готовит для вас повар каждый день.
воспитатель загадывает загадки.
1.Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак... (каша)
2.Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи.
Это суп с названием... (щи)
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали все загадки.
Вы знаете о том, кто такой повар, что он делает, и для кого.
А вот мой друг, Незнайка тоже решил стать поваром, только он о профессии повара знает очень мало. Поможете ему узнать о профессии повара побольше, получить ответы на интересующие его вопросы?
2.«Составь рассказ»
Воспитатель: А что вы знаете о профессии повара, что можете рассказать Незнайке? Расскажем, всё что знаем, по небольшому плану.
1.Кто такой повар, 2.Где работает? 3. Что делает повар? 4. Какие инструменты или оборудование нужно для работы? 5.Во что повар одет, есть ли у него специальная одежда? 6.Кому приносит пользу его труд, чем важна профессия повара?
Ответы детей.
3.«Закончи предложение»
Воспитатель: Незнайка немного знает о том, что может приготовить повар. Договорите, закончите предложение, которое я начну говорить, и тогда Незнайке узнает о тех блюдах, которые может приготовить повар на кухне.
«Повар нарезал …» (овощи)
«Повар нашинковал…» (капусту)
«Повар отварил…» (картофель)
«Повар пожарил…» (котлеты)
«Повар посолил…» (суп)
«Повар заварил…» (чай)
«Повар сварил…» (кашу)
Ответы детей.
4. «Чего не хватает»
Воспитатель: Решил Незнайка сам приготовить обед, но забыл, что нужно класть в некоторые блюда. Помогите, подскажите.
Незнайка готовит компот: сахар, яблоки и (вода)
Незнайка готовит салат соль, сметана и …(огурец, помидор, лук)
Незнайка готовит макароны: вода, соль и (макароны)
Ответы детей.
5.Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Будем мы варить компот».
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: (левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «помешивать») Будем яблоки крошить
Грушу будем мы рубить
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. (Загибать пальчики по - одному, начиная с большого пальца)
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ. (Имитация движений «помешивают»)
6.«Найди картинку»
Воспитатель: Незнайка принёс с собой картинки с изображением посуды, а что для чего не знает. Поможем ему разобраться. Попробуйте найти ответ на мой вопрос на картинке.
(воспитатель задаёт вопрос, а дети находят картинку – ответ, изображение соответствующего предмета).
Чем режет? (ножом)
На чем режет? (на доске)
В чём варят? (в кастрюле)
В чём заваривают? (в чайнике)
Чем разливают? (половником)
7.«Назови посуду»
Воспитатель: Незнайка затруднятся в выборе посуды. Подскажите ему, какую надо взять посуду, чтобы приготовить блюдо и подать на стол.Слушайте внимательно, отвечайте быстро.
Котлета (сковорода, тарелка)
Суп (кастрюля, тарелка)
Компот (кастрюля, чашка)
Салат (миска, салатник)
Макароны (кастрюля, тарелка)
Чай (чайник, чашка)
Ответы детей.
8.«Что не так?»
Воспитатель: Торопится Незнайка, хочет всё сделать побыстрее. Спешит и что-то делает не так. Догадайтесь, в чём он ошибается?
Для супа почистил морковь, макароны, лук (ошибка - макароны)
Сварил котлеты (ошибка - котлеты жарят)
Пожарил суп (ошибка - суп варят)
Ответы детей.
9.«Один – много»
Воспитатель: Много друзей у Незнайки, всех хочет угостить, накормить, для всех приготовить, одним не обойдешься, много надо. Поможем, подскажем, что бывает много, а что один или одна.
одна котлета а, много …(котлет)
один огурец, а много…(огурцов)
один пирог, а много…(пирогов)
один сырник, а много…(сырников)
10.Подведение итогов.
Воспитатель: спасибо ребята, что помогли Незнайке. Теперь он запомнит: что делает повар? (Повар готовит еду), что нужно повару, чтобы приготовить пищу? (Посуда), для кого повар готовит? (Для людей).

Цели:

Коррекционно-образовательные цели:

закрепление знаний о сказках К. Чуковского, расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей из которых она состоит;

расширение активизация словаря по теме: «Посуда»; совершенствование грамматического строя речи (образование качественных прилагательных, согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода ед. числа, употребление существительных в форме родительного падежа ед. числа со значением отсутствия, образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Коррекционно-развивающие цели:

развитие слухового восприятия, диалогической речи;

укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции;

координация речи с движением, физиологического дыхания;

развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.

Коррекционно-воспитательные:

формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в НОД, воспитание интереса к сказкам К. Чуковского, бережного отношения к посуде, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: книга со сказками К. Чуковского, а на ней бумажные цепь и замок, презентация к занятию, посуда: (чайник, сковорода, кастрюля, чашка. ложка, вилка, тарелка, сахарница), разрезные картинки чайника и чашки,

Предварительная работа:

● чтение сказок К. Чуковского,

● дидактические игры: «Викторина сказок К. Чуковского», «Собери посуду»,

● разучивание стихотворения о посуде, подвижной игры «Посуда» на координацию речи с движением, пальчиковой игры.

● экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой и работой повара;

● развивающая игра: «Собери картинку»,

● совместная деятельность в уголке экспериментирования.

Ход занятия.

Воспит.:Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришло к нам! Давайте поздороваемся с ними!

Дети: здравствуйте!

Воспит.: Присаживайтесь ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это книга сказок К. Чуковского, только она закрыта. (на экране изображение закрытой книги). А я вас хотела пригласить в путешествие по сказкам. Вы хотите? Но, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.

Пальчиковая гимнастика.

Начинаем колдовать.(пальцы соединили)

Двери в сказку открывать, (пальцы разъединили)

Хоть замочек очень крепкий, (соединяем пальцы рук)

Металлический и цепкий.(повороты вправо, влево,)

Мы его сперва покрутим,(от себя, на себя)

А потом три раза дунем. (дуем)

Покачаем: раз – два – три.(покачиваем)

Дверь, замочек отопри!(пальцы разъединили.)

Воспит.: вот книга и открылась. Мы с вами попали в сказки К. Чуковского.

(на экране появляются: раскрытая книга и иллюстрации сказок К. Чуковского)

Воспит.:. Ребята, назовите какие сказки К. Чуковского вы знаете?

(дети называют: «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Федорино горе») .

Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами.

Ребята, посмотрите внимательно! из какой сказки эти герои?

Дети: из сказки «Федорино горе»

Воспит.: какое горе случилось у Федоры?

Дети: посуда убежала от нее.

Воспит.: почему она убежала?

Дети: потому что она её не мыла, закоптила

Воспит. Ребята, неприятности которые произошли с Федорой, случились от того, что она ничего не знает о посуде.

Сейчас мы поиграем в необычную игру, я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать, если отгадаете правильно, то на нашей доске появится отгадка.

Имеет хобот а не слон,

Он чашкам отдает поклон. (чайник)

Её за ручку мы берем,

Чай кофе из неё мы пьём. (чашка)

Сделаны из стекла, предназначены для чая, сока, молока. (стакан)

И в столовой и на кухне,

В ресторане и везде,

Если варят, то в ……(кастрюле)

Жарят на……..(сковороде)

Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)

Молодцы, вы загадки все отгадали! Как назвать одним словом все те предметы, о которых мои загадки?

Дети: посуда

Воспит: Правильно посуда.поможем Федоре побольше узнать о посуде, давайте вспомним, какая бывает посуда.

Как называется, та посуда из которой мы пьем чай? Ответы детей

Как называется та посуда, из которой мы едим? Ответы детей

Как называется та посуда, в которой готовят? Ответы детей

Воспит: хорошо молодцы.

Ребята, когда посуда убегала от Федоры, она перемешалась. Помогите Федоре разобрать посуду.

Вот тут на столе посуда, поможем её сгруппировать. Дарина и Егор вы ставите на стол столовую посуду.

Кирилл и Настя вы ставите на стол кухонную посуду.(ответы детей)

Оля и Никита вы ставите на стол чайную посуду. (ответы детей)

Дарина, назови предметы посуды которые вы поставили? .(ответы детей)

Настя назови предметы посуды которые вы поставили.(ответы детей)

Оля назови предметы посуды которые поставили вы.(ответы детей)

Молодцы ребята вы правильно сгруппировали посуду, а теперь давайте вспомним где хранится посуда? ответы детей

На кухне правильно, для каждого продукта своя посуда. Сейчас я буду называть продукты, а вы посуду, в которую можно положить эти продукты.

Хлеб-хлебница

Сахар-сахарница

Конфеты-конфетница

Масло- масленка

Перец- перечница.

Селеда-селедочница

Ребята вы все назвали правильно, и если Федора прислушается к вашим ответам, то у нее на кухне всегда будет порядок и тогда уже точно посуда никуда не убежит.

Физкультминутка

Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Вот большой стеклянный чайник:

(Дети надувают животик.)

Очень важный, как начальник!

(Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

(Приседают, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни – разобьются!

(Кружатся, рисуя руками круг.)

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.

(Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес!

Воспитатель: Когда посуда разбежалась,

Она разбилась, и сломалась,

Давайте соберем разбитую посуду.

Дети по разрезным картинкам собирают посуду. Рассказывают про посуду, которую собрали из частей, например:(Мы собрали красную чашку.)

Молодцы вы хорошо справились с заданием, а сейчас мы с вами поиграем в мяч, я буду называть из чего сделана посуда, а вы будете говорить, какая она.

Игра с мячом,

«Какая бывает посуда?» (кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный, чашка из фарфора,-фарфоровая, стакан из пластмассы - пластмассовый, ложка из дерева – деревянная.

Ребята скажите, а чем заканчивается сказка «Федорино горе»?

Правильно, Федора исправилась

Стала Федора посуду беречь, разговаривать с ней как с живой,

называть ее ласково. Это как? (дети называют слова ласково)

Чашка – чашечка

Ложка –ложечка

Тарелка –тарелочка

Кастрюля –кастрюлька

Нож –ножик

Кружка-кружечка

Вилка-вилочка

Чайник-чайничек

Самовар –самоварчик

Стакан-стаканчик.

Итог занятия

Воспит.: Ребята,если мы будем бережно относиться к посуде, то какая она у нас будет?

(будет всегда чистая и блестящая, новая, красивая).

Сказка учит добро понимать

О поступках людей рассуждать

Коль плохой, то его осуждать

Ну, а слабый – его защищать.

Обращается к детям: Ребята, скажите, вам интересно было наше путешествие?

Ответы детей.

Воспит.Тогда возьмите с собой солнышко, а если было не очень комфортно – то тучку.

А для наших гостей мы приготовили танец о доброте.(Танец о доброте)

Но вот и пришла пора прощаться.

Мы благодарны всем гостям,

Что вы пришли сегодня к нам.

МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа» Мелехинский филиал

План конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Посуда»

Подготовила: воспитатель Басова А.Н.