Можно ли назвать произведение погорельского черная курица. Черная курица










































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста.
  2. Развитие монологической и диалогической речи учащихся.
  3. Развитие мыслительной деятельности учащихся: умение анализировать, синтезировать, обобщать.
  4. Развитие умения сравнивать разные виды искусства.
  5. Развитие навыков выразительного чтения текста.
  6. Формирование нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей.
  7. Выявление актуальности произведения для современных школьников.
  8. Создание психолого-педагогических условий для личностного роста каждого ученика.

Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Презентация “Нравственные уроки жизни. Анализ сказки “Чёрная курица, или подземные жители”.
  4. Мультипликационный фильм “Чёрная курица”.
  5. Выставка рисунков учащихся по сказке А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

2. Основная часть.

  • Краткая биографическая справка об А. Погорельском.
  • Литературная викторина.
  • Анализ сказки А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.
  • Слово учителя:

    1. Постановка целей и задач перед учащимися.

    2. За правильные ответы на уроке и дополнения учащиеся будут получать жетоны, по количеству которых получат оценки в конце урока. Оценка “5” ставится за набранные 6 и более жетонов, оценка “4” за набранные 5 жетонов.

    3. Рассказ о писателе (слайд 2-12)

    По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.

    Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад.

    Кто же такой этот человек?

    Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным екатерининским вельможей и виднейшим российским масоном.

    Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя, находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему - Алексею - граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

    Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу.

    Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

    В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.

    В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, - а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Был дружен с Александром Сергеевичем Пушкиным, который очень ценил его добрую душу.

    Наступил 1812 год, и Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота.

    Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий - надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

    Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и - всего более - воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.

    Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал - под псевдонимом "Антоний Погорельский" - "Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, а потом к творческому багажу добавится и роман “Монастырка”.

    Литературное наследие писателя невелико, однако и оно едва изучено. Архив его почти бесследно исчез, беспечно предоставленный писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, Погорельский мало о нём заботился. Как утверждает легенда, управляющий его имением, страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на любимое кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка - бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят, индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет при их зажаривании. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой))

    Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

    Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения "грудной болезни" (ишемическая болезнь сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.

    Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

    4. Литературная викторина (слайд 13-33)

    Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.

    Алексей Алексеевич Перовский

    Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”?

    Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж
    Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни? Чтение книг
    Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку Тринушка
    Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке? Дортуары
    Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое? Сорт груш
    Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? Алёша разбудил рыцарей
    “Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”? Подсвечники
    Какие животные находились в королевском зверинце? Большие крысы, кроты, хорьки
    Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты
    “Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…” Это был разного рода мох

    5. Анализ сказки А.Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”. Беседа с учащимися (Слайды 34-41)

    – Расскажите о жизни Алёши в пансионе (словесное рисование или пересказ текста)

    (“…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”, стр. 46-49).

    – Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма.

    (Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу. В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку).

    – Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?

    (Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней).

    – Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Какие интересные деревья росли в сказочном саду?

    (Были деревья, плоды которого могли сделать человека мудрым; на другом дереве созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

    – Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил конопляное семечко?

    (“С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”. Стр. 75-80)

    – Почему похвала вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

    (“Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!” Стр. 75-76)

    – Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

    (“Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой”. Стр. 81)

    – Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?

    (Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека. “Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”. Стр. 84)

    – Почему Алёша предал Чернушку?

    (Он испугался наказания). Просмотр фрагмента мультипликационного фильма.

    – Сказка завершается трагично. Жители подземного королевства ушли, Алёша наказан за предательство. Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?

    (Да. Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”. Стр.86-88)

    – Исправился ли Алёша?

    (Да. Он “старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей”. Стр. 88)

    – Выводы. Запись в тетради.

    Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...

    Нравственные уроки жизни

    • Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
    • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
    • Надо быть строгим к себе.

    6. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся работают на листочках в классе).

    Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили бы Вы?

    Ответы учащихся:

    Я попросила бы зёрнышко здоровья, потому это здоровье – это самое главное. (3 человека).

    Я бы попросил, чтобы никогда не было зимы.

    Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать другим людям, хорошо учиться.

    7. Работа с иллюстрациями учащимися. Рассказать, какой эпизод сказки изображён на рисунке. Почему выбран именно этот фрагмент.

    8. Домашнее задание. По выбору учащихся. (Слайд 42)

    1. Заполните таблицу “Истинные и ложные ценности жизни”

    (Задание должно быть выполнено ориентировочно следующим образом:

    2. Сочините свой вариант продолжения сказки “Что могло быть дальше?

    – Алёша стал милым, скромным мальчиком. И вот однажды сад снова появился, подземные жители вернулись. Узнав об этом, Алёша сразу побежал искать Чернушку. Он нашёл её. Так обрадовался, что даже заплакал и сказал: “Я думал, что не вижу тебя никогда!” На что Чернушка ответила: “Ну что ты, я вернулась, не плачь!” Вот так и закончилась эта поучительная история о мальчике Алёше. (Малыгина Светлана).

    – …Через несколько лет за Алёшей приехали родители. За примерное поведение родители повезли его в путешествие по разным странам. Конечно, никто родителям об этой истории ничего не сказал. Потом Алёша вырос, поступил в известный университет, учился только на отлично. Родители были за него рады. (Коваль Оксана).

    9. Оценивание работы учащихся.

    Литература:

    1. Детский сказочный журнал “Почитай-ка”, статья “Автор “Чёрной курицы” Антоний Погорельский (1787-1836). 2000. http://www.cofe.ru
    2. Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
    3. Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru
    4. Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.

    «Высший суд – суд Совести»

    Виктор Гюго

    «Без совести в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животными. Совесть – это то, что делает человека подобным Богу»

    Цели урока:

    1. Знакомство с нравственным смыслом понятия «СОВЕСТЬ»

    2. Формирование умения воспринимать, анализировать прочитанный текст, формирование навыков работы со словарями

    3. Развитие умения прислушиваться к состоянию своей души, оценивать свои мысли и поступки

    Оборудование: магнитофон, аудиозапись классической музыки и голоса Чернушки из сказки А. Погорельского « Черная курица», рисунки детей, словари Ожегова, Даля и фразеологический словарь.
    Ход урока

    Организационный момент

    На фоне классической музыки ученик читает первый абзац сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».


    Сообщение темы и цели урока

    Мы с вами прочитали мудрую сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Чему научила нас эта сказка? У каждой сказки есть свой голос, сказка всегда говорит с людьми о чем-то важном, самом главном. И мы с вами сегодня попробуем услышать волшебный голос сказки Погорельского. Поэтому тема нашего урока так и будет звучать: «Голос сказки».


    Работа по теме урока

    Послушайте фрагмент сказки. Постарайтесь узнать: голос какого сказочного героя звучит? («Голос Чернушки»)

    Черная курица не несла яиц, так какая же от нее польза? («Она добрая, полюбила Алешу – мальчику с ней хорошо. Алеша ее тоже любит.»)

    Алеша спрашивает у Чернушки: «Объясни мне, любезная Чернушка, отчего ты, будучи министром, являешься в свет в виде курицы…»

    В подземном царстве хорошо, зачем же она приходит? («Чернушка пришла помочь Леше, она видит насколько он одинок, как он грустит. Она пришла, чтобы стать единственным другом мальчику. Волшебные гномы могут видеть людское горе, приходят время от времени к людям, чтобы помочь им, поддержать»)

    Какие мудрые советы дает Чернушка Алеше? (Зачитать из текста:

    а) «Ты добрый ребенок, но притом ты ветренен и никогда не слушаешь с первого слова, а это нехорошо!..»

    б) «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над вами верх…»

    в) «Твоя нескромность причиною, что я осужден…»

    Посмотрите, сколько важных советов дает Чернушка Алеше. Как вы считаете, каким другом она была для мальчика? («Верным, мудрым, добрым, заботливым…»)

    2. Послушайте еще один фрагмент сказки. Постарайтесь узнать голос героя. («Голос Алеши»)


    До получения зернышка

    добрый


    милый

    все его любили и уважали

    прилежный в учебе

    мечтатель

    хорошо развито воображение

    но грустный и одинокий


    Подтвердите цитатами из текста.

    3. Вспомните, Алеша часто слышал какой-то внутренний голос, но со временем постепенно перестал его слышать. Чей это был голос? («Голос совести»)

    Как объясняет значение слова совесть Ожегов в толковом словаре? («Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом»)

    А какое толкование дает этому слову Владимир Даль? («Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития».)

    Оказывается, совесть – это внутреннее чувство, которое позволяет нам различать хорошее и плохое, это – неписанный закон души, помогающий человеку оценить свои мысли и поступки. Как вы думаете, где живет совесть?

    Оно состоит из двух частей.

    СО – особенная приставка, ее значение – соединять, объединять с чем-то или кем-то. Например:

    со страдать – страдать, переживать с другим человеком;

    со чувствие – разделять чувства другого человека;

    со трудники – люди, объединенные одним трудом.

    Как вы понимаете слова: со радоваться, со дружество, со звездие?

    ВЕСТЬ – старославянское слово, встречается в очень древних книгах, религиозных писаниях. Вспомните историю рождества Христова. Кто явился Марии и принес ей Благую Весть о рождении ею младенца? /Архангел Гавриил/.

    Получается, что ВЕСТЬ – не просто сообщение, известие, а данное человеку свыше божественное послание.

    Недаром в народе говорят: «Жить по Совести, значит, жить с Богом в Сердце»
    Какие фразеологизмы со словом совесть вы выписали из словаря?

    Прочитайте и попробуйте растолковать эти выражения.

    По чистой совести

    Совесть заговорила

    Совесть проснулась

    Совесть замучила

    Крик совести

    Муки совести

    Угрызения совести

    Со спокойной совестью

    Для очистки совести

    С чистой совестью

    Поступить по совести

    Следовать совести

    Совесть остановила
    Не случайно так много в народе таких фразеологизмов о совести, потому что

    совесть – внутренний судья человека.

    Что говорила совесть Алеше? (дети наизусть рассказывают отрывок: «Из доброго, милого, скромного мальчика он сделался гордым и непослушным. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, тогда ты при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя.»)

    Без труда, без старания, после того, как получил семечко, как стал меняться Алеша? (работа с таблицей, составленной детьми)

    имея семечко

    ленивый («занимался шалостью и праздностью»)

    безответственный

    излишне самонадеянный

    много стал о себе думать

    важничал


    сделался гордым и непослушным

    ребята перестали его любить и уважать


    Подтвердите словами из текста.

    Что же было в его растерзанном сердце? («Стыд и раскаяние наполняли его душу»)

    Почему мальчик нарушил тайну? (Алеша в этот момент думал только о себе, он испугался наказания, совсем не думал о своем друге и подземных жителях.. Чтобы избежать наказания, не задумываясь, мальчик предал их. Кто живет без совести, не умеет сострадать другим. )

    Что же ему нужно было пережить, чтобы совесть опять заговорила в сердце мальчика? (Мальчику пришлось пережить болезнь, муки предательства, потерю единственного друга.)

    4. Когда мы читали сказку, мы сами разговаривали с героями, т.е. слышали свой голос – голос читателя . Мы переживали за Алешу, представляли себя на его месте.

    Когда хотелось ему что-то подсказать, посоветовать? Что именно?

    В какой момент хотелось пожалеть, успокоить?

    О чем бы его предупредили?
    Итог урока

    Чему же эта сказка может научить человека?

    («Мне кажется, сказка может научить быть честным, всего добиваться своим трудом, не нарушать данного слова, быть ответственным за свои поступки»)

    («Мудрый, добрый, немного грустный, заставляет задуматься над своими поступками…»)
    Домашнее задание

    Сказка заставляет заглянуть в свое собственное сердце, в свои мысли и подумать о самом себе, о том, какие мы, кто мы.

    Ребята, представьте себя на месте Алеши. Мы столько пережили вместе с ним. Мальчик раскаялся, все понял. Когда настала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, Алеша сел писать маменьке письмо. Подумайте, что он напишет, о чем умолчит. Дома напишите это письмо Алеши.

    Творческие работы учащихся

    1. Письма детей после урока

    ¨«Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем. В ней правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребенка, впервые в русской литературе ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетениеобыденности, юмора и фантастики.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки Презентация выполнена учителем русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №135 с углублённым изучением английского языка Выб оргского района Санкт-Петербурга Канунниковой Светланой Фёдоровной 1

    Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители » 2

    Биография писателя Настоящая фамилия писателя Алексей Алексеевич Перовский. Побочный сын графа А. К. Разумовского. Даты его жизни 1787-1836 . Получил домашнее образование. За 1805 -1807 успешно окончил Московский университет. 1811 -1830 – при Московском университете организовал Общество любителей российской словесности. Один из образованнейших людей России. Участник войны 1812года. В 1822 году после смерти отца унаследовал имение Погорельцы. По названию имения выбрал себе псевдоним. 4

    Сказка «Черная курица, или Подземные жители» была впервые напечатана в 1829году. Волшебная повесть, как определил жанр произведения сам автор,«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ» была написана для десятилетнего племянника Алеши, который станет поэтом Алексеем Константиновичем Толстым. 5

    Алексей Алексеевич Перовский Алексей Константинович Толстой 6

    «Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем. В ней правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребенка, впервые в русской литературе ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетение обыденности, юмора и фантастики. 7

    «Лет сорок тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии жил- был содержатель мужского пансиона…» 8

    Найдите на карте Васильевский остров. Линия – название стороны улицы на Васильевском острове. Пансион – школа с общежитием. 9 Васильевский остров ва

    «В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко не был таким, каков теперь…» 10

    «Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели теперь…» 11

    «…да и сама площадь Исаакиевская вовсе не такова была.» 12

    «Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою…» 13

    « Адмиралтейство не было обсажено деревьями…» 14

    «… манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом…» 16

    «…одним словом, Петербург тогдашний не тот был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее…» 18

    «В нынешние времена вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Все проходит, все исчезает в бренном мире нашем…» 19

    Главный герой сказки – Алеша Сколько Алеше лет? Почему Алеше одиноко? Что помогает Алеше справиться со скукой? 20

    Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество? Чернушка – ласковая, хохлатая курица. . 21

    Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти? Империал – золотая монета. 22

    Описание праздничного обеда. 1. Найдите в тексте и прочитайте описание праздничного обеда. 2.Что вас поразило? 3. Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой? Описание одежды Описание причесок Убранство стола 23

    Но Алеше все это не интересно. Ему показалось, что его позвала черная курочка. «Он весь вечер просидел один в классных комнатах, а ночью…» Что произошло ночью? 24

    Алеша и подземные жители Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка. В каком значении употреблено слово скромный? Нескромность – неумение хранить тайну. 25

    Алеша перед подземным королем Какое желание просит исполнить Алеша? Приносят ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал усилий? 26

    Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания. Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять. 27

    Почему стал изменяться характер Алеши? Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко? 28

    Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Предал ли подземных жителей? Почему пострадал именно министр Черная курица? 29

    Всегда страдает тот, кто любит. Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно он. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу? 30

    Министр Черная курица прощает Алешу и уходит навсегда. Он просит Алешу, чтобы он опять стал добрым мальчиком, каким был прежде. 31

    Как закончилась сказка? 32

    В чем мудрость сказки? Все достается собственным трудом, тогда это ценится и приносит радость. 33

    Какие законы волшебной сказки соблюдены в этом произведении? Сказочный зачин - ЖИЛ-был Волшебное средство – семечко Помощник, даритель – Черная курица Подземное царство 34

    Какие отрицательные человеческие качества осуждаются? Безделье Гордыня Предательство 35

    Мудрость Черной курицы в том, что он (Министр) умеет быть благородным и умеет прощать. А это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. 36

    Задание на дом: напишите сочинение-миниатюру «Чему научила меня волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители». 37

    38 Спасибо за урок!


    Сочинение

    В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное - жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое - его грёзы о подземном царстве гномов. Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку - чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.

    Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша -добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?

    Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена - прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка - серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

    «Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалалеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?»
    Это письмо послано А. С. Пушкиным из Михайловского в марте 1825, когда в очередной книге петербургского журнала «Новости литературы» за подписью «Антоний Погорельский» была опубликована довольно необычная повесть «Лафертовская Маковиница», сразу заставившая говорить о молодом авторе. Собственно автор по возрасту был не так уж и молод, известен был в Петербурге главным образом как занимавший высокое положение в тогдашнем обществе чиновник «со связями», из знатного дворянскго рода, возвысившегося в конце XVIII столетия.
    Однако Погорельский-это литературный псевдоним. Писатель значительное время провел в своем имении - сельце Погорельцах на Черниговщине. Там он и написал свою лучшую повесть - ту, которой так восхищался Пушкин.
    Даже сейчас, по прошествии полутора с лишним веков, «Лафертовская Маковница» читается с тем же удовольствием и увлечением, которые заставили тогдашнее общество, публику и критиков заговорить о новом писателе. Фантастическая, полная озорства и лукавого юмора, эта вроде бы шутливая проба пера и сегодняшнего читателя привлекает своей загадочностью, покоряет чистой прелестью легкого, почти воздушного литературного стиля. А написана «Маковница», как и другие сочинения Погорельского, настоящим, без вычурности, русским языком, что, надо сказать, в те времена встречалось в литературе не так уж часто.
    Последняя фраза в пушкинском письме раскрывает нам настоящую фамилию писателя. Да, Антоний Погорельский, автор знаменитой детской сказки «Черная курица, или Подземные жители», которая наверняка проживет еще не одну сотню лет, - на самом деле Алексей Алексеевич Перовский (1787 - 1836). При его жизни да и долго еще после его смерти эта фамилия была широко известна в царской России. Ее носили потомки знатного вельможи екатерининского времени графа Разумовского и сами занимавшие крупные посты в правительстве и администрации. Алексей Перовский также сменил несколько таких крупных должностей.
    Но для нас чиновник Перовский не представляет интереса. Мы знаем писателя Антония Погорельского, современника и друга Пушкина, участника Отечественной войны 1812 года, автора замечательной сказки про курицу Чернушку, которую так полюбил десятилетний мальчик Алеша и которую вот уже второе столетие вслед за Алешей любят дети и в нашей стране, и в других частях света.
    А между тем если бы спросить самого Погорельского, какое место в его творчестве занимает эта детская сказка, он бы наверняка усмехнулся и сказал бы, что сочинил ее просто так, между делом, чтобы развлечь своего маленького племянника. Так оно на самом деле и было. Воспитанию своего племянника Алеши - будущего знаменитого поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого - писатель отдавал много времени и творческих сил, переписывался с ним, брал его с собой в заграничные путешествия и даже вместе с ним побывал у великого немецкого поэта Гёте.
    Сам Перовский в юности отличался необыкновенными способностями к наукам, литературе и языкам. Он за два года прошел университетский курс и стал доктором философии и словесности в двадцать лет. Для защиты докторской степени надо было согласно уставу прочесть три пробные лекции, чтобы доказать свое право на преподавание. Алексей Перовский их прочел - на трех языках. Его лекции по естественным наукам, которыми он увлекался, были затем даже изданы отдельной книгой!
    Перовский сделал, как тогда говорили, блестящую карьеру. Однако, поднимаясь по лестнице служебных отличий, он одновременно занимался и литературой - переводил, писал повести, был избран членом Вольного общества любителей российской словесности. И вот в начале 1829 года выходит в свет маленькая детская книжечка. Разве мог думать тогда ее автор, что написанная в духе шутливого наставления «волшебная повесть для детей» станет со временем одной из самых знаменитых сказок, а его литературный псевдоним останется в истории именно благодаря «Черной курице»?!
    Однако случилось именно так. Давно забыты генералы и чиновники Перовские, маленький сборник «взрослых» сочинений Антония Погорельского читают, в основном, историки литературы. А «Черная курица» живет второе столетие! По этой сказке ставят спектакли, сняли кинофильм, ее издания иллюстрируют лучшие художники, ее читают дети многих стран. Вслед за Алешей Толстым мы радуемся и огорчаемся, испытываем горький стыд и сочувствие, путешествуем по волшебному царству маленьких человечков, живущих под землей. И все это написано так ярко, так живо и трогательно, что нам совсем не важно, когда происходили события сказки.
    Алексей Алексеевич Перовский был человеком с замечательно живым воображением и чудесным чувством юмора. О его шутливых розыгрышах в свое время ходили легенды. Однако когда речь заходила о серьезных вещах, не было человека умнее и значительнее. Вот и сейчас, слушая такую, казалось бы, простую историю о чудесах, происходивших с маленьким Алешей, мы не раз задумаемся и не раз зададим себе вопрос «почему».
    И прежде всего - почему нам кажется совершенно правдивой, совершенно жизненной эта история, полная сказочного вымысла? Конечно, потому, что она сочинена талантливым человеком. Но только ли поэтому? А не потому ли еще - и это самое главное, что речь в ней идет об очень для всех людей важном в жизни?
    И что это - самое в жизни важное? Разве оно заключается в умении вовремя «поймать удачу», воспользоваться каким-то исключительно для тебя одного полезным обстоятельством, как это случилось в сказке с маленьким Алешей? В том-то и дело, что, когда мальчику предоставилась возможность чего-нибудь захотеть, и его желание тут же бы исполнилось, он как следует не успел подумать и пожелал того же, чего захотел бы на его месте, пожалуй, каждый: без труда и забот, ничего не делая самому, прослыть самым на свете умным и талантливым.
    Но разве так бывает - пусть даже и в сказке? И к чему это может привести? Вспомни-ка любую народную сказку. Каких только чудес не происходит в них! Каких только великих подвигов не совершают любимые сказочные герои, каких только не строят дворцов по их приказу невидимые слуги, каких только они загадок не разгадывают! Но во всех этих чудесах обязательно есть их собственный труд, их заслуга, их смекалка и ум. А вот Алеша получил свое волшебное конопляное зернышко, в сущности, даром: за одно маленькое доброе дело. Зато как он стал им пользоваться, этим чудесным даром благодарности! Как быстро он превратился в лентяя, хвастуна и задаваку! И как легко, ни минуты не задумавшись, «просто так», чтобы избежать наказания, малыш предал целый подземный народец и своего друга - министра...
    Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о волшебных делах, о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое собственное сердце, в свои мысли и подумать о самих себе, о том, какие мы, кто мы. Не те, кем самим себе кажемся, и не те, какими хотели бы себя видеть, а кто мы такие на самом деле, достойны ли мы считаться настоящими людьми.
    А ведь именно об этом заставляют нас задуматься лучшие произведения литературы, сочиненные целым народом или умными, тонко чувствующими и глубоко мыслящими писателями. И сказка Антония Погорельского - из числа этих произведений. Недаром великий русский писатель Л. Н. Толстой так любил и так высоко ценил сказку о маленьком Алеше и Черной курице. Он ставил эту волшебную повесть для детей рядом с былинами, народными сказками и пушкинскими стихами по силе воздействия, по мудрости, в ней заключенной.
    М. Бабаева