Учебно-методическое пособие на тему: Технологическая карта урока. Шаблоны технологических карт по фгос

Цели для ученика:

Цели для учителя:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Тип урока:

Форма урока:

Опорные понятия, термины

Новые понятия:

Формы контроля:

Ресурсы:

основные:

дополнительные:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, формы

Формируемые УУД

Планируемый результат

Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Решение учебной задачи

Первичное закрепление

Динамическая пауза

Работа над пройденным материалом.

Самостоятельная работа

Рефлексия. Оценка

Предварительный просмотр:

СПб ГКУЗ « Детский санаторий « Берёзка». Школа».

Технологическая карта урока

(В соответствии требований ФГОС)

Учитель начальных классов:

Панова Алевтина Петровна.

Технологическая карта урока.

Сущность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) в их деятельностном характере.

Главная задача - развитие личности ученика.

Традиционные представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков устарели. ФГОС определяют реальные виды деятельности.
Задачи, поставленные
ФГОС , требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это означает принципиальные изменения в деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Также изменились и требования к технологиям обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) предполагает существенные возможности расширения образовательных рамок в преподавании конкретных предметов ОУ.

Появилось новое понятие - технологическая карта урока .

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут работать с ней.

Структура технологической карты:

Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов;

Технологические карты разрабатываются учителями школ г. Санкт-Петербурга, работающих по УМК «Перспектива» издательства «Просвещение», в рамках эксперимента, рассчитанного на 4 года обучения в начальной школе. Научное руководство экспериментальной деятельностью осуществляет Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. Сегодня в инновационной деятельности по освоению нового образовательного стандарта принимают участие 12 школ Санкт-Петербурга и более пятидесяти педагогов. Руководители образовательных учреждений обеспечили условия подготовки учителей к инновационной деятельности: обучение, экспериментальную деятельность, участие в научно-практических конференциях, моральное и материальное стимулирование.

Учителя-экспериментаторы в рамках повышения квалификации освоили инновационные программы:

  • «Новый образовательный стандарт второго поколения»,
  • «Условия формирования УУД (Универсальные Учебные Действия),
  • «Технология работы с информацией» и другие.

Апробация новейших разработок показала следующие результаты:

Значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;

Появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;

Школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.

Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе « Самоопределение в деятельности » организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для

реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Какие же базовые моменты нужно учитывать педагогу при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС ?

Прежде всего, рассмотрим этапы конструирования урока:

1.Определяем тему учебного материала.

2.Определяем дидактическую цель темы.

3.Определяем тип урока:

Примерные типы уроков по ФГОС:

  • урок первичного предъявления новых знаний;
  • урок формирования первичных предметных умений;
  • урок применения предметных умений:
  • урок обобщения и систематизации знаний:
  • урок повторения; урок контроля знаний и умений;
  • коррекционный (урок исправления ошибок)
  • комбинированный урок;
  • урок учебной экскурсии:
  • урок решения практических, проектно-исследовательских задач;

4.Продумываем структуру урока.

5.Продумываем обеспеченность урока (таблица).

6.Продумываем отбор содержания учебного материала.

7.Определяем выбор методов обучения.

8.Выбираем формы организации педагогической деятельности

9.Продумываем оценку знаний, умений и навыков.

10.Осуществляем рефлексию урока.

Требование федерального государственного стандарта : формирование универсальных учебных действий учащихся.

Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.

Технологическая карта урока - это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока.

Здесь описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие.

В данной технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.

5. Урок контроля знаний и умений.

1) Самоопределение к деятельности(организационный этап).

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Комбинированный урок.

1) Самоопределение к деятельности (организационный этап).

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Решение учебной задачи.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

8. Урок учебной экскурсия.

  1. Сообщение темы, цели и задачи урока.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
  4. Обобщение и систематизация знаний;
  5. Самостоятельная работа по обработке данных. Оформление результатов с выводами.

9.Урок - исследования.

1.Сообщение темы, цели и задачи урока.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций.

4.Операционно-исполнительский этап:

  • создание проблемной ситуации
  • постановка проблемы исследования
  • определение темы исследования
  • формулировка цели исследования
  • выдвижение гипотезы
  • выбор метода решения проблемной ситуации
  • составления плана исследования
  • открытие нового знания, проверка гипотезы, проведение эксперимента, наблюдений, создание мотивации на уроке для каждого ребёнка
  1. Рефлексия. Оценка.

Литература: Федеральный Государственный образовательный стандарт


Введение последних стандартов в системе образования привело не только к корректировке учебной программы, новому перечню рекомендуемых методов и приемов обучения, но и существенно повлияло на количество необходимой документации, которую обязаны подготавливать педагоги. Одним из таких нововведений стала обязательная технологическая карта урока по ФГОС, подготовка и использование которой помогают учителю максимально эффективно провести урок, затратив при этом минимум усилий.

Новый вид конспекта

Технологическая карта - графический вариант традиционного плана-конспекта. Основной толчок к использованию нового формата дало принятие ФГОС второго поколения. Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия.

Структура карты

Учителям известно, что любой конспект, вне зависимости от предмета, имеет единую структуру. Тот же принцип положен в основу графического варианта. Так, технологическая карта урока биологии ФГОС имеет такую же структуру, как для любого другого урока гуманитарного или точного направления.

Любая технологическая карта начинается с шапки, которая сходна с шапкой плана-конспекта.

За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы - тесты, решение задач, используемые на уроке схемы или таблицы.

Основные этапы

В технологических картах необходимо детально расписать следующие этапы занятия:

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Ознакомление с новым материалом.
  5. Первичная проверка изученного.
  6. Закрепление.
  7. Применение полученных в ходе занятие знаний на практике.
  8. Обобщение и систематизация.
  9. Домашнее задание.
  10. Подведение итогов.

Отметим, что допустимо объединение нескольких этапов в один для экономии времени и повышения эффективности работы. В некоторых случаях и вовсе допустимо опускать некоторые пункты. К примеру, ФГОС может не содержать таких этапов, как закрепление пройденного материла, проверка изученного и т.д. (особенно если урок посвящен изучению поэзии или педагог запланировал посвятить все 45 минут времени просмотру экранизации романа или повести).

При этом не стоит забывать, что, вне зависимости от типа, обязательными этапами остаются:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к изучению нового материала.
  3. Основной этап.
  4. Подведение итогов.
  5. Рефлексия.

Технологическая карта помогает заранее определить форму организации учебной деятельности, то есть спланировать, какие задания будут выполняться учениками индивидуально, а какие будут обрабатываться в парах или малых группах.

Как составить карту?

При составлении технологической карты необходимо:

  1. Указать все операции и их составные части.
  2. Подробно описать деятельность учеников и учителя.

Столь подробная проработка занятия поможет заранее выявить неэффективные или слишком сложные для детей задания и упражнения, поможет максимально точно рассчитать и распределить материал на каждый этап урока. Благодаря этому педагог может не переживать, что ученики не успеют выполнить какое-либо задания или, наоборот, не думать о том, чем занять в том случае, если они справятся с заданиями значительно раньше, нежели прозвучит звонок с урока.

К примеру, вам необходимо провести урок математики. Технологическая карта ФГОС, составленная вами, поможет подобрать наиболее интересные и действительно нужные задания, заранее выбрать форму организации учебной деятельности, определить вид проверки в конце урока.

Для составления действительно полезной карты следует выполнить несколько действий:

  1. Определить тему, ее место среди других тем в данном разделе.
  2. Определить вид урока.
  3. Сформулировать триединую цель.
  4. Выделить основные этапы занятия, опираясь на тип и вид занятия.
  5. Сформулировать цель каждого этапа.
  6. Определить ожидаемые результаты каждого из этапов.
  7. Выбрать наиболее удачные для реализации формы работы.
  8. Подобрать необходимый материал.
  9. Выделить для каждого этапа основной вид работы для учеников и учителя.

Для составления карты урока необходимо заранее приготовить шаблон, продумать, как будет выглядеть технологическая карта урока. Образец ФГОС мы представим немного ниже.

Деятельность учителя согласно карте

Главной особенностью карты является то, что учитель должен заранее просчитать и указать в ней, чем именно будет заниматься педагог на том или ином этапе урока. При этом неважно, какой предмет вы ведете. урока истории ФГОС и карта урока географии будет составляться по одному универсальному образцу.

Обозначить деятельность учителя можно с помощью следующих фраз:

  1. Проверка готовности учащихся.
  2. Озвучивание темы и цели.
  3. Выдвижение проблемы.
  4. Создание эмоционального настроя.
  5. Формулировка задания.
  6. Контроль выполнения работы.
  7. Раздача заданий.
  8. Организация самопроверки.
  9. Поддержание беседы.
  10. Оценивание.
  11. Проведение диктанта.
  12. Рассказ.
  13. Подведение учеников к выводам.

Деятельность учеников на уроке

Спланировать деятельность учащихся можно с помощью следующих формулировок:

  1. Работа с тетрадью.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта как эффективное средство повышения качества

образования в условиях реализации ФГОС НОО

методическое пособие

Протасова А.В., учитель начальных классов

Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО.:методическое пособие/ 2014

Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО, которое поможет результативно проводить уроки в начальной школе в рамках системно-деятельностного подхода

1. Введение

2. Что такое «технологическая карта»

3. Технология использования технологической карты на уроке

4. Этапы составления технологической картой урока

5. Структура технологической карты

6. Назначение технологической карты в работе учителя

7. Список литературы

Приложения:

1. Положение о технологической карте

2. Формы технологических карт

Введение

Когда введены ФГОС НОО.

Сущность федеральных государственных образовательных стандартов (Начального ) общего образования в их деятельностном характере. Главная задача чего? - развитие личности ученика через их деятельность . Традиционные представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков устарели. ФГОС определяют реальные виды деятельности.

Требование федерального государственного стандарта: формирование универсальных учебных действий учащихся. Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.

Что такое «технологическая карта»?

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инстру­мент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта урока современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

В ней должен быть описан весь процесс деятельности;

Должны быть указаны операции, их составные части.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно­деятельностного и личностно­ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Что дает использование технологической карты

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.

Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

Технологическая карта урока позволяет учителю:

Увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;

Полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;

Корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

Согласовывать действия учителя и ученика;

Организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

Технологическая карта урока позволит учителю:

Реализовать планируемые результаты ФГОС;

Сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

Спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;

Спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

Выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

Соотнести результат с целью обучения;

Обеспечить повышения качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы: к онтролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

реализацию учителем целей урока;

использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

Осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу

сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

Возможности технологической карты:

Тщательного планирования каждого этапа деятельности;

Максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

Координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;

Введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Этапы работы над технологической картой

Параметрами карты могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

Структура технологической карты

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Структура

Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Этапы

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Вывод

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Литература

Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС/ Г.Л.Копотева// Управление начальной школой.- 2011.-№12.- с.13-18.

Безрукова,В.С.Достоинства и недостатки современного урока/В.Безрукова// Директор школы.-2004.-№2.-с.33-37.

Лаврентьев,В.В.Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения: методические рекомендации/В.В.Лаврентьев// Завуч для администрации школ.- 2005.-№1.- с.83-88.

Источник:Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие.-Витебск:УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.

Приложение № 1

Утверждаю:

Директор школы ______________ /ФИО

«______»____________________20 _____ г.

Решение педсовета, протокол №_______

От «______»______________ 20 ____ г.

Приказ № ____ от «____»__________ 20 __ г

Положение

о технологической карте урока

(образец)

  1. Общие положения
  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом

от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48.1.5.)

  1. Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  2. Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).
  3. Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
  4. Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки.
  5. Наличие технологической карты урока является обязательным для работы ОУ.
  6. Технологическая карта урока относится к локальным актам ОУ.
  7. Основное назначение технологической карты:

1.7.1. определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;

1.7.2. определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредметном уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

1.7.3. постановка задач урока и группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;

1.7.4. выбор форм и методов организации деятельности учащихся на уроке с целью активизации познавательного интереса учащихся и создание оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями.

  1. Разработка технологической карты

2.1. В технологической карте урока учителю необходимо зафиксировать узловые блоки:

2.1.1. целеполагание (что необходимо сделать, воплотить);

2.1.2. инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить);

2.1.3. организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это надо сделать, воплотить).

2.2. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.

Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности учащихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику учащегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.

Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи – образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.

Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо отразить как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).

  1. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.
  1. Задачи урока – ряд действий, структурирующих деятельность учащихся на уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности учащихся на уроке.
  2. Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
  3. Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности учащихся.
  1. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.
  1. Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены учащимися.
  2. Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности учащихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся.
  3. Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.
  4. Действия учащихся как раздел технологической карты отражает деятельность учащихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие УУД.
  5. Диагностика результатов отображает в технологической карте урока разнообразные методы контроля и самоконтроля учащихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома.
  6. Домашнее задание указывается в технологической карте при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер.
  1. Этапы планирования урока:
  1. определение типа урока, разработка его структуры;
  2. отбор оптимального содержания учебного материала урока;
  3. выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;
  4. выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока;
  5. выбор организационных форм деятельности учащихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;
  6. определение формы и объема домашнего задания;
  7. определение форм подведения итогов урока, рефлексии;
  8. оформление технологической карты урока.
  1. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
  1. учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
  2. подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности учащихся на уроке и развитию УУД;
  3. дифференциация учебных заданий.
  1. Оформление технологической карты урока

3.1 . Технологическая карта урока оформляется в виде конспекта или таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию.

3.2. Учитель самостоятельно определят объем содержательной части технологической карты урока и ее оформление.

  1. Порядок хранения технологической карты урока

4.1. Технологическая карта урока хранится до конца учебного года.

Приложение №2

Виды технологических карт

Технологической карты урока №1

Ф.И.О. учителя:

Класс: .

Дата: .

Предмет: русский язык.

№ урока по расписанию: .

Тема урока:

Место и роль урока в изучаемой теме:

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Характеристика этапов урока

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Технологическая карта урока №2

Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Технологическая карта №3

Учебный предмет

Класс

Тип урока

Технология построения урока

Тема урока

Цель урока

Основные термины, понятия

Технологическая карта урока №4

Предмет:

Тема урока :

Тип урока :

Представление о результатах :

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Цель урока :

Технология:

Технологическая карта урока №5

Тема урока _________________________________________________

Цели для ученика

Цели для учителя

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Тип урока

Форма урока

Опорные понятия, термины

Новые понятия

Формы контроля

Домашнее задание

Технологическая карта урока №6

Предмет
Класс
Тема урока
Тип урока

Планируемые результаты:

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 1 – Организационный этап

Этап 2 - Актуализация знаний

Этап 3 - Изучение новых знаний и способов деятельности

Этап 4 - Первичная проверка понимания изученного

Этап 5 - Домашнее задание

Этап 6 - Закрепление изученного

Этап 7 - Обобщение и систематизация

Этап 8 - Подведение итогов занятия

Этап 9 - Рефлексия

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Технологическая карта №8

Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................


Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление нового материала

Контроль

Рефлексия


Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Как составить технологическую карту урока [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современных российских педагогических ВУЗах постепенно отмечается переход от план-конспекта к технологической карте урока. Это обусловлено требованиями ФГОС нового поколения. Кроме того, навыки по составлению технологической карты урока требуется учителям для прохождения аттестации.

Процесс составления технологической карты урока очень ответственный и сложный. Качественная и многофункциональная технологическая карта может быть разработана при наличии высокого уровня знаний в предметной и педагогической сфере.

Каждый студент педагогического ВУЗа сталкивается с необходимостью написания нескольких , которые необходимы для получения диплома о педагогическом образовании.

От студента-практиканта в последнее время стали требовать кроме план-конспекта еще и технологическую карту урока . Однако отмечается отсутствие достаточной методической базы в ВУЗАх по данному вопросу.

Важно помнить, что помимо усидчивости и терпения студенту необходим определенный багаж знаний и умений. Отсюда, очень часто встречающийся низкий уровень составления технологической карты урока студентами.

Технологическая карта урока по ФГОС

В современной педагогической литературе заняла прочное место. ФГОС нового поколения выделяет её как одну из ключевых инноваций в педагогическом процессе. Согласно нормам нового ФГОС технологическая карта урока являет собой одну из прогрессивных форм планирования взаимодействия учителя и учащихся в рамках педагогической деятельности.

Технологическая карта урока по ФГОС – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

В определении технологической карты заложены ключевые аспекты, которые являются необходимостью при конструировании технологической карты урока:

  1. Весь процесс деятельности и его составные части должны быть подробно расписан;
  2. Указание операций и их составных частей обязательно.

Основой технологической карты урока является разработка урока направленного на развитие общих (метапредметных) и специальных навыков и умений.

В современной методической литературе под метапредметными умениями подразумевают универсальные учебные действия (УУД). Что касается предметных умений , то они формируются у учащихся только в процессе обучения данному конкретному учебному предмету и применяются, главным образом, в этом предмете и отчасти в смежных предметах.

Метапредметные или общеучебные навыки и умения обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

Ключевая роль технологической карты урока обусловлена тем фактом, что она направлена на раскрытие общедидактических принципов и алгоритмов организации учебного процесса, которые обеспечивают оптимальные условия для освоения предмета и формирования различных навыков и умений учащихся. Только осознание важности создания технологической карты позволит молодому педагогу освоить её особенности.

Структура технологической карты урока четко регламентирована и являет собой систему компонентов, которые образуют урок как целостный организм.

Похожа на структуру план-конспекта урока, однако она содержит больше элементов прогнозирования и планирования. Кроме того, грамотно составленная технологическая карта существенно упрощает процедуру самоанализа урока, так как в ней изначально заложены и систематизированы элементы требующие анализа.

При составлении технологической карты урок структурируется по следующим параметрам:

  1. Название этапа урока.
  2. Цели этапа урока.
  3. Содержание этапа.
  4. Деятельность учителя.
  5. Деятельность учащихся.
  6. Формы работы.
  7. Результат.

В процессе разработки технологической карты урока необходимо учитывать строгое следование определенным этапам. Так, к числу этапов включенных в структуру технологической карты урока относят:

  1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
  2. Формулировка цели урока.
  3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
  4. Формулировка цели каждого этапа урока.
  5. Определение результатов каждого этапа.
  6. Выбор формы работы на уроке

Изучив структуру технологичной карты урока, можно утверждать, что она обеспечивает условия для повышения качества обучения в школе. Доказательством сказанного является следующее:

  1. учебный процесс проектируется от цели до результата;
  2. в технологической карте прописано использование максимально эффективных методов работы с информацией;
  3. на уроке организуется самостоятельная учебная, интеллектуально- познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  4. обеспечиваются условия для применения знаний и умений на практике.

Как упоминалось ранее, технологическая карта урока напрямую связана с качеством самоанализа урока. В процессе молодые педагоги просто пересказывают его ход. У них вызывает затруднение обоснование выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. Технологическая карта урока более глубоко и детально представляет урок со всеми его этапами, проблемными аспектами и т.д. Тем самым, закладывая основу для самоанализа. Что касается традиционного план-конспекта, то в нем расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Правильно составленная технологическая карта урока дает возможность:

  1. детализировать урок еще на стадии подготовки;
  2. оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов обучения, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока;
  3. оценить каждый этап, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Сценарий урока

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели урока:____________

_______________________________________________

Формирование УУД:

Личностные действия: _____

Регулятивные действия: _________________________________________________________________________________________________

Познавательные действия: ________________________________________________________________________________________________

Коммуникативные действия: ______________________________________________________________________________________________

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

    Мотивация к учебной деятельности

    Актуализация знаний и пробное учебное действие

3 Выявление причины и места затруднения

4 Построение выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности

Сценарий урока

__________

Тип урока: Урок рефлексия

Формирование УУД:

Личностные действия: ___________________________________________________________________________________________________

Регулятивные действия: _________________________________________________________________________________________________

Познавательные действия: ________________________________________________________________________________________________

Коммуникативные действия: ______________________________________________________________________________________________

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

1 Мотивация к коррекционной деятельности

2Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

3.Локализация индивидуальных затруднений

4 Построение

Проекта коррекции выявленных затруднений

5 Реализация построенного проекта

6. Обобщение затруднений во внешней речи

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение.

9.Рефлексия деятельности на уроке

Сценарий урока

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Формирование УУД:

Личностные действия:

Регулятивные действия:

Познавательные действия:

Коммуникативные действия:

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока: Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

    Предъявление контролируемого варианта

    Написание варианта контрольной работы

    Сопоставление с объективно обоснованным эталонам выполнения работы

    Оценка результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями