Презентация для учителей английского языка "формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка". Формирование познавательных ууд на уроках английского языка

В широком значении термин «универсальные учебные действия» - умение учиться, саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность.

Роль универсальных учебных умений хорошо отражена в статье М. Ступницкой . Используя метод аналогий, автор сравнивает универсальные умения и способы деятельности с ферментами, которые необходимы для усвоения пищи. В противном случае разнообразие «кушаний» (учебных предметов, спецкурсов, факультативов и пр.) не принесет радости и наслаждения.

Существуют четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Формирование личностных УУД на уроке английского языка

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

К личностным УУДотносятся: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать трудности и стремиться их преодолеть, участвовать в творческом и созидательном процессе; способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья .

Для развития личностных УУД могут быть предложены следующие задания:

Задание № 1. «Традиционная кухня различных стран».

Цель: осознавать и называть свои личные, качества и черты характера, мотивы, цели и результаты; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран.

Возраст обучающихся: 13-16 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа обучающихся под руководством учителя.

Материалы: тексты с традиционными угощениями разных стран, доска, проектор, экран, компьютер.

Описание задания: обучающиеся получают тексты о традиционной кухне разных стран. Группы обучающихся читают тексты, обсуждают в группах, отвечают на вопросы к тексту. По истечении времени ребята группой отвечают на вопросы учителя.

Таким образом, ученики работают как сообща, так и индивидуально. Это позволяет им не только видеть процесс их работы, но и оценить свою работу в последствии. Подобные учебные задания развивают у учащихся повышенный интерес к учебному процессу и предмету в целом, развивает креативный способности, повышает самооценку.

Задание №2. Игра «Путешествие по англоговорящим странам».

Цель: Знакомство с различными аспектами жизни англоговорящих стран помогает воспитать у учащихся толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев и традиций.

Возраст: 11-15 лет

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Материалы: карточки с заданием.

Игра «Путешествие по англоговорящим странам». Эта игра показывает различное понимание людьми духовных ценностей. Учащиеся демонстрируют свое умение мыслить и решать проблемы в различных ситуациях. Учатся работать в группах. Каждая команда представляет отдельную страну. Они обсуждают, высказывают свое мнение об особенностях частей данной страны и заполняют таблицу.

Формирование коммуникативных УУД на уроке английского языка

  1. Умение слушать и вести диалог: элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию. Формируются следующие УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  2. Умение работать в паре. Формируется умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
  3. Умение работать в группе. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Формированию коммуникативных УУД способствует выполнение следующих заданий:

Задание №1. Тема «По дороге в школу».

Цель: обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Материалы: схемы диалогов, карточки с заданием, учебник.

Описание задания: учащимся 7 класса намного интереснее подготовить свои собственные диалоги, чем отвечать на вопросы учителя. Дети любят разыгрывать диалоги. Предварительная работа - дети вместе с учителем разбирают диалог по теме «По дороге в школу». Далее объединяются в пары или группы, выбирают задание на карточках и составляют диалог на основе прочитанного.

Задание №2. «Поисковая работа с текстом»

Цель: формирование умений высказывать свое мнение, быть готовым изменить свою точку зрения, понимать концептуальный смысл, интерпретировать (понимать и оценивать) текст.

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Форма выполнения: парная или групповая работа под руководством учителя.

Материалы: карточки с текстом.

Описание задания: Работа в группах (3-4 человека). Текст для групп один и тот же. Каждая группа получает отдельное задание: например: 1-я группа - рассказать, о чем текст, 2-я - определить ключевые фразы, 3-я - нарисовать текст, 4-я - высказать свое мнение по проблеме. В зависимости от количества обучающихся, можно корректировать задания. По истечении времени обучающиеся выступают по своему заданию.
Таким образом, происходит формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Учащиеся договариваются, приходят к общему решению, усваивают навыки культуры общения.

Формирование регулятивных УУД на уроке английского языка

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные УДД,обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий..

Для развития регулятивных действий у учащихся на уроках иностранного языка можно использовать следующие задания:

Задание №1. «East or West Home is Best»

Возраст обучающихся: 10-16 лет

Форма выполнения: индивидуальная.

Описание задания: Начиная изучать новый раздел, ребятам предлагается посмотреть на тему урока и догадаться, о чем будет идти речь в данном разделе, определить ключевые темы и основную мысль.

Задание №2 . «Моя любимый вид спорта»

Цель: Развитие навыков владения английским языком, самообучение и способность самостоятельной работы, развитие языковых способностей.

Возраст: 11-15 лет.

Форма выполнения задания: групповая или индивидуальная.

Описание задания: учащиеся должны выбрать свой любимый вид спорта, написать о нем и сделать презентацию (6-8 слайдов). Представить презентацию классу и ответить на возможные вопросы одноклассников и учителя.

Формирование познавательных УУД на уроке английского языка

Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся: способность осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач, делать обобщения и выводы.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Московской области

(ГОУ Педагогическая академия)

Итоговый практико-значимый проект

« Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка »

по курсу инвариантного академического учебного модуля

« Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки »

Слушатель:

Худоба Ксения Ивановна,

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №1 г.Одинцово

Московской области

2012

  1. Выводы.

Понятие универсаных учебных действий УУД. Виды УУД.

Когда - то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования - это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий» , обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся» .

Государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Формирование личностых УУД на уроке английского языка.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

- действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания , исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.

Формированию личностых УУД на уроке иностранного языка может способствовать применение следующих образовательных технологий.

Во-первых,это технология проектной деятельности. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Во-вторых, важную роль в формировании личностных УУД, бесспорно, играет использование на уроке информацинно-коммуникационные технологий (ИКТ). При освоении личностных действий ведётся формирование:

  1. критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
  2. уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  3. основ правовой культуры в области использования информации.

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) Ask pupils to look through the units and choose the activities they like best. Ask pupils to put the numbers of the exercises they like under the picture. Ask pupils to explain their choice.
- действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. When children listen to the teacher or the tape, it’s not important for them to understand every word; they can get clues from the teacher’s repetition or rephrasing of messages.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Brainstorm rhymes, songs, chants and games and writing the names on the board. Ask pupils what they can do. Let some of the pupils complete the sentences about what they can do in written form.

Формирование регулятивных УУД на уроке английского языка.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. п ланирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  5. коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  6. оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  7. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют следующие действия контроля учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

Помимо этого, выделяется собственно технология оценивания. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

Технология проектной деятельности также может служить средством формирования и развития регулятивных УУД. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов:

Определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;

Работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

Понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

ИКТ также вносят свой вклад в формирование регулятивных УУД. При этом обеспечивается:

  1. оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  2. использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия.

Целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно: Game “My English school bag”. Draw a big school bag on the board. Put the strips of paper in the form of a daisy on the table. Ask a pupil to take one strip, read it aloud and follow the instructions. Stick the strip on the picture of a school bag. Then summarize the results by saying that pupils can say/do lots of things in English. Tell pupils that there’s some more space in the school bag. Ask pupils to add topics they’d like to learn to the school bag. Write them on the board. Let pupils flip through Millie-4 for 2-3 minutes and find the most interesting picture. Talk to pupils about what they can learn from the book, judging by its pictures.
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Children acquire new language without much effort when they are having fun and when there are many opportunities for them to hear the language in familiar contexts. If the context makes sense, they have the opportunity to hear the language the more they will be able to say in that language.
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Pupils must talk much during the lesson how has it increased in comparison whit the beginning of the school year.
- контроль − сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. After progress work ask pupils to open their books and check their answers. Make sure pupils have checked their work correctly. Let pupils count and find their scores in the evaluation boxes. Ask pupils if they’re happy with their results.
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Children need to hear the new language patterns first. But very quickly they are ready to practice these in teacher - controlled gamed. Then children will start using the language in pairs or in groups.
- оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Ask pupils if they know any famous travelers. What do they know? Tell pupils about an Italian explorer called Marco Polo and an English explorer called Sir Francis Drake. Tell pupils they can learn more about the travelers and explorers.
- волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Suggest that pupils play the game Dino-quest. Split the class into two teams and let teams choose a name. Let teams take turns in asking and answering questions about dinosaurs.

Формирование познавательных УУД.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  1. общеучебные,
  2. логические,
  3. действия постановки и решения проблем .

Общеучебные универсальные действия :

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  1. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  2. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Универсальные логические действия включают в себя:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  1. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  2. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  3. подведение под понятия, выведение следствий;
  4. установление причинно-следственных связей,
  5. построение логической цепи рассуждений,
  6. доказательство;
  7. выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование познавательных действий , определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения: ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений).

Проектная деятельность является важным инструментом формирования познавательных УУД, т.к. в подходе к работе над проектами в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

Предполагать, какая информация нужна;

Отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  1. поиск информации;
  2. фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
  3. структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени;
  4. создание презентаций;
  5. построение простейших моделей объектов и процессов.

Познавательные (включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем)
1. Общеучебные УУД :
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели: Describe the pictures using new language. Ask pupils to point to the toys. Name an object from the picture and ask pupils to say what color it is?
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: ask pupils to find the information about dinosaurs on the Internet or encyclopedia and write it on strips of paper.
- моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область- Ask pupils to put the photos of their family members on the desks, ask each other questions and fill in the table in Activity Books. Then ask pupils to make reports in front of the class showing the photos of their friends and telling the class about them.
- структурирование знания- Within the Progress page, we also encourage children to reflect on what they can do in English on a regular basis. Ask children what they enjoyed and why.
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме: Game Clever Parrot. Show the cards and ask to repeat the word after you only if it corresponds to the one on the card.
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий- How do pupils feel in the lesson? Do they have fun? What do they like and dislike? Do they like the materials, the methods?
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности- Pupils reflect in English, using phrases and sentences they have leant. Emphasize their progress and ability to talk about the learning process in English. Ask pupils if they are happy with their results.
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели: ask pupils to read the sentences and match them to the corresponding pictures. Ask pupils to read the sentences from the story in pairs and put them in the correct order. Ask pupils to read the sentences and say if they are true or false. Suggest that pupils correct the false sentences, using the text.
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров: tell pupils to read the information in the profile, listen to the interview with a girl and then say which information is wrong.
- определение основной и второстепенной информации: suggest that pupils read the texts about famous Russian sports people who were among the top-ten sportsmen and women in Russia. Ask pupils to draw a table in their exercise books and fill in the information about sports people do while reading the texts.
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей: read the articles from the newspaper and answer the questions.
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации: ask pupils to read the article from the newspaper. Explain that pupils have to restore the article using the information in the picture.
- постановка и формулирование проблемы Ask pupils to listen to the story and say what the children are doing (books closed). Then ask them to say the names of children and their favorite toys. Ask pupils to guess what the world’s top toy is?
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера: tell pupils they’re going to write some articles for a school sports magazine. Divide pupils into groups of 3-4. Ask each group to choose a topic from the list suggested in the textbook. Tell pupils to discuss the ideas and content in groups, using the questions as support. Ask pupils to write the articles. Suggest that pupils make a poster about dinosaurs. Ask pupils to read the instructions on how to make the poster. Elicit from pupils what the poster will look like and draw the scheme on the board. Ask pupils to make fact files about all dinosaurs they know.
2. Логические УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных): Spot the differences. Prepare a list of minimal pairs the words that are similar in sound but are distinguished by one consonantal or vowel difference. Read out the actual pairs and sometimes say the same word twice. Ask pupils to repeat the words after you only when you pronounce different words.
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты: Game Virus. Write a message on the board, for example, Mfu’t nblf b qspkfdu. Es Xfctufs. Shift all letters along one space in the alphabet. Write L under M, m under n, a under b, p under q etc. Let pupils guess the code / explain that each coded letter can be decoded with the help of the previous letter of the alphabet, so L becomes M, a becomes b, and p becomes q. Answer key: Let’s make a project. Dr Webster. Game Password. Draw five dashes next to the word Password on the board. Point to the first dash and say, “It’s the first letter in the world pal.” Repeat the procedure with other letters to guess the password. Example: it’s the second letter in the word Brazil. It’s the third letter in the word look for. It’s the first letter in the word Japan. It’s the fifth letter in the word letter. It’s the sixth letter in the word collect. It’s the eighth letter in the word interesting. Key: project.
- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация: Categorizing. Prepare word cards. Write two or three letters, or letter combinations on the board, e.g. o, oo, ow. Read the words on the cards and ask a pupil to point to the appropriate letter / letter combination and then stick the card under it. E.g. teacher reads the word look, the pupil points to the letters oo and then sticks the card under the letters. Acrostic. Prepare word cards. Write a word with the letters in a vertical column. Read another word from a card and ask a pupil to point to the letter in the vertical word which is the initial letter of the word you’ve read. Then the pupil stick the card next to the letter in the vertical column.
- подведение под понятия, выведение следствий- Say the word “vegetarian” and ask pupils to guess or explain to pupils its meaning.
- установление причинно-следственных связей- Draw three columns on the board. Write “teddy bear” in the second column. Let children complete the column. Write “big” in the first column and suggest that pupils add some more features to the characters. Then ask pupils to collocate the words and invent the names of new computer game.
- построение логической цепи рассуждений- Tell pupils to look at the pictures of the fairy farm, name eight animals living in the house and say what they eat.
- доказательство- Ask pupils to read the description and say which animal the room belongs to. Ask pupils to say the words which helped them to guess.
- выдвижение гипотез и их обоснование- Ask pupils to help you tell a new story. Tell the story, miming in the pauses. Let pupils complete the sentences and guess from your miming. Then let pupils create a story about any food item.

Формирование коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  5. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.

Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом - презентация (защита) проекта - способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

  1. при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

  1. обмен презентациями;
  2. выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  3. фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
  4. общение в цифровой среде (электронная почта, чат, Дневник.ру).
  5. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия: Game Find a pen pal. Elicit from pupils the words which can be used as nicknames and write them in a column on the board. Hand out the grey cards and ask pupils to fill in the nickname starting with the letter on the card. Hand out “Find a pen pal” cards and tell pupils to walk around the classroom and find a pen pal whose name, age, country and favourite activity match the ones from the grey card. Let pupils read the sample questions from the textbook. A message of sympathy (in ancient times, when there were a very few doctors, people placed ill relatives in crowded streets. Passers-by expressed their sympathy and shared their experience by giving advice how to cure the illness). Suggest that pupils walk around the classroom and share their imaginary or real unlucky past experiences with others. Let their friends express sympathy. Ask pupils to remember what happened to their classmates. Let pupils use the table from the book for support.
    - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации: assign the roles: one pupil is a famous sportsman or sports woman and another pupil an interviewer. Ask her / him to fill in the necessary information. Pupil 2 interviews the sports person and then reports on the results in front of the class / group.
    - разрешение конфликтов − выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация- How successfully do pupils work in groups? What are the advantages of group work? What do pupils heed do work in groups more effective?
    - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера- When children finished counting their scores, ask pairs, to swap exercise books and check their friends scores. Explain to the children that they should help each other rather that complete with each other.
    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: Game New identities. Ask pupils to write down the following words on a sheet of paper: 1 - the name of any food, 2 - a number between 1 and 100, 3 - the name of any building from the list on the board (school, supermarket, zoo, etc.). Tell pupils that these things are: 1 - their names, 2 - their age, 3 - the place where they live. Let pupils walk around the classroom and share information about their new identities.
    - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка: Game I don’t believe you. Hand out 2-5 strips of each colour to every pupil. Ask them to write true sentences about their past experiences on red strips, and false sentences on blue strips. Demonstrate the game by reading a sentence from a strip, without showing its colour to the class. Let pupils guess if it’s true or false / see if they believe or don’t believe it. If pupils guessed right, they take the strip. The aim of the game is to guess right and get as many strips as possible. Let pupils play the game.

Выводы.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов). Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности - он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций. Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Этому способствует прменение на уроке английского языка различных образовательных технологий, таких как: системно-деятельный подход, личностно-ориентированное обучение, проектная методика, игровые технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии и другие.

Список использованной литературы.
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе - Ростов Н/Д., 2003.

2. Азарова С.И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ.яз. Милли/Millie для 2 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2007.
3. Азарова С.И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ.яз. Милли/Millie для 3 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2007.
4. Азарова С.И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ.яз. Милли/Millie для 4 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2007.

5. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. Планируемые результаты начального общего образования. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2009.

6. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.,под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / - М.: Просвещение, 2008.
7. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996.

8. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.

9. Краюхин В.ФГОС для старшей школы: сравниваем варианты.//Первое сентября.-2011.-№9.-С.3.
10. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации 11. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39.

12. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
14. http://festival.1september.ru/articles/


МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»

Формирования УУД на уроках английского языка

учитель английского языка

Оренбургская область

«Великая цель образования – это не знания, а действия».

Герберт Спенсер

Руководствуясь новыми государственными документами, в качестве важнейшей задачи развиваемой концепции иноязычного образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), т.е. умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования каждому учите­лю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающи­мися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога стано­вится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.

УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

учебные мотивы,

учебную цель,

учебную задачу и

учебные действия

Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:-

-личностные УУД

-познавательные УУД

-регулятивные УУД

-коммуникативные УУД

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

На уроках английского языка учащиеся начинают осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Личностные УУД

    Мотивация – Я хочу и буду знать, потому что…

Регулятивные УУД обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучения необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся.

Действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

    Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    п ланирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат:

- Зачем?

- В какой последовательности?

- Где необходимо?

- Правильно ли?

- Как исправить?

- Вот так хорошо, правильно!

- Сосредоточился и еще раз!

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

Обще учебные

Логические

Действия постановки и решения проблем

Обще учебные универсальные действия:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

Анализ объектов;

Синтез - составление целого из частей;

Выбор оснований и критериев для сравнения;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

На начальном этапе логические УУД ещё не сформированы, но тем не менее на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).

Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике

Вставить недостающие слова; - вставить недостающие буквы,

Завершить предложение; -заполнить таблицу,

Догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д..

Постановка и решение проблем это:

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Примером послужит проектная деятельность школьников.

Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения: ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма при выполнении упражнений, у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений).

Познавательные УУД

Какие слова/выражения используют англичане, чтобы…

Какую информацию мне надо использовать, чтобы…

Что из прочитанного, услышанного я использую для…

Какие слова и выражения я использую для…

Почему я пишу, говорю это слово, предложение?

Что я пытаюсь доказать?

Коммуникативные УУД способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

Виды коммуникативных действий:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

    умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные УУД:

Я думаю, что…

Я тебя понимаю и согласен (не согласен), что…

Не могли бы вы помочь…

Извините, где, что, когда…

У выпускника основной школы будут достигнуты определенные личностные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык»:

    формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

    осознание возможностей самореализации средствами ИЯ;

    стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

    формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.

регулятивные:

    самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

    владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные:

    использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;

    пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

    строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

    осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;

    выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

    осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

    решать проблемы творческого и поискового характера;

    самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;

    контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

коммуникативные:

    готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:

Выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;

Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;

Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

Уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;

Уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

Уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

Уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

Уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Условия, обеспечивающие формирование УУД в образовательном процессе.

Учитель знает:

    важность формирования универсальных учебных действий школьников;

    сущность и виды универсальных умений;

    педагогические приемы и способы их формирования.

Учитель умеет:

    использовать диагностический инструментарий

Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Учитель чётко должен знать: чему учить, как учить и ради чего учить.

Список литературы

    Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов- на-Дону.: Изд-во Рост. ун-та, 2003

    Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, 2007

    Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Культурно-историческая системно - деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.

    Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008

    Выготский Л.С. Мышление и речь Собр. соч. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982

    УМК под ред. М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием». Титул, 2011г

Приёмы технологии развития критического мышления как средство формирования и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроке иностранного языка

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (далее УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В связи с этим в педагогике развертываются исследования по поиску наиболее подходящих для решения поставленных задач технологий.
В этом контексте технология развития критического мышления представляется весьма актуальной, особенно в период адаптации ФГОС, поскольку цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
В основе технологии развития критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи и Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Несомненная важность этих работ состоит в том, что, технология развития критического мышления помогает ученику овладеть приёмами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.
Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные универсальные действия включают в себя общеучебные, логические, знаково-символические, а также постановку и решение проблемы.
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям заключается в ориентировании на развитие ученика, использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся.
В целях развития познавательных учебных действий на уроке мною применяются следующие приёмы технологии развития критического мышления:
«Кластер»;
«Верные-неверные утверждения»;
«Синквейн»;
«Эссе»;
«Зигзаг»;
«Инсерт»;
«Чтение с остановками»;
«Знали-хотим знать-узнали»;
«Толстые и тонкие вопросы».
«Кластеры» - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Таблица «тонких и толстых вопросов» - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
«Знали – Хотим узнать – Узнали» - таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их
«Инсерт» - во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:
«v» - уже знал «-» - думал по-другому
«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы
«Зигзаг» - ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.
В ходе рассмотрения вопроса систематизации приемов технологии критического мышления по формированию определенных универсальных учебных действий можно сказать, что логические универсальные действия наиболее успешно формируются при помощи таких приёмов как «Кластер», «Верные - неверные утверждения», «Синквейн», «Эссе», «Зигзаг»; общеучебные универсальные действия – при помощи таких приёмов как «Инсерт», «Чтение с остановками»; постановка и решение проблемы - при помощи приёмов «Знали – Хотим узнать – Узнали», «Толстые и тонкие вопросы»; Знаково-символические – при помощи «Кластеров».
Конечно, на уроках английского языка мною используются и другие приемы технологии развития критического мышления, такие как «Как вы думаете?», «Мозговой штурм», «Дерево предсказаний», «Оживи картину», игра «Да-нетка», «Круги по воде».
Вместе с тем следует подчеркнуть, что каждый прием данной технологии многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Хотелось бы также отметить, что приемы технологии развития критического мышления можно применять для формирования и развития сразу нескольких видов УУД. Например, такой прием как «Инсерт». Данный прием способствует формированию личностных УУД (смыслообразование), регулятивных (постановка цели, контроль, самооценка), познавательных общеучебных УУД.
Однако, на мой взгляд данная технология в большой степени способствует формированию познавательных УУД, поскольку нацелена на формирование умений находить и извлекать информацию, находить решение проблемы.
В ходе изучения и применения методов и приёмов технологии развития критического мышления на уроках английского языка были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.
I. Стадия вызова - «Кластер», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Проблемный вопрос», «Мозговой штурм».
II. Стадия осмысления - «Зигзаг», «Инсерт» или «Чтение с пометками», «Дерево предсказаний», «Круги по воде», «Чтение с остановками», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», метод «Думательных шляп», «Кластер» «Двухчастный дневник». Главными задачами второй фазы – фазы осмысления – является активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в поддержании активности учащихся и их интереса.
III. Стадия рефлексии - «Синквейн», «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» Стадия рефлексии – это стадия размышления. Она необходима для анализа учащимися своего процесса учения. Ученик активно переосмысливает собственные представления с учётом вновь приобретённых знаний. На данной стадии крайне важен живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её.
Из сказанного выше становится очевидным, что технология развития критического мышления обеспечивает:
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
В итоге хотелось бы подчеркнуть, что практически все приёмы технологии развития критического мышления являются основой для формирования познавательных универсальных учебных действий. Проведенная диагностика использования приемов развития критического мышления на уроках показала положительные результаты в овладении учащимися умениями работать с информацией, умением обобщать, делать выводы, умением составлять вопросы по изучаемой теме.

Список используемой литературы:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
2. Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий: учебно – методическое пособие. – СПб: СПб АППО, 2013. – 56с. – (Постдипломное образование педагога).
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / Учеб. – метод. Пособие. – СПб: КАРО, 2009.-144с. – (Серия «уроки для педагогов»).