Фото и описание: Золотые ворота.

Музеи Владимирской области.

ВЛАДИМИРСКИЕ ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА


Никоновская летопись, сообщая о расширении оборонительного пояса Владимира Андреем Боголюбским, подчеркивает, что князь «град Владимерь заложи велик зело попремногу болши первого (Мономахова среднего города)». В Ипатьевской летописи указываются и крайние точки выросшего города: «Князь же Андрей бе город Володимерь силну устроил, к нему же ворота златая доспе, а другая серебром учини».

С 674 по 678 год была начата серия мусульманских нападений с Исламского Аравийского полуострова. Восточные провинции были потеряны, а византийская территория была сведена к Малой Азии и Балканам. Но непроходимые феодосийские стены и «греческий огонь» долго удерживали Константинополя. Более поздний болгарский Хан Тервел, позднее канонизированный, внес свой вклад в спасение Константинополя во второй осаде, получив титул спасителя Европы.

После завоевания Иерусалимом арабов Константинополь претендовал на звание центра христианского мира. Ираклий привез Святого Креста в Константинополь, где остался до. Константинополь во время возрождения Македонии. С лета 717 года арабский флот опустошил сельские общины, собрал предметы снабжения и стал жертвой городов. Арабская армия прибыла в Константинополь, схватив его, построив двойную кирпичную стену. Император Лео был готов предложить выкуп в золоте, но Маслама, арабский командир, сказал ему, что он не может договориться с проигравшими.



План Владимира XII-XIII вв. (по Н.Н. Воронину).

Цифрами на плане обозначены:
I - город Мономаха (Печерний город); II - Ветчаной город; III - Новый город; IV - детинец;
1 - церковь Спаса; 2 - церковь Георгия; 3 - Успенский собор; 4 - Золотые ворота; 5 - Оринины ворота; 6 - Медные ворота; 7 - Серебряные ворота; - Волжские ворота; 9 - Дмитриевский собор; 10 - Вознесенский монастырь ; 11 - Рождественский монастырь; 12 - Успенский (Княгинин) монастырь; 13 - Торговые ворота; 14 - Ивановские ворота; 15 - ворота детинца; 16 - церковь Воздвижения на Торгу.
Золотые ворота расположены в крайней западной точке княжеской части города. Серебряные Ворота находились на противоположном восточном конце города, в самой вершине его треугольника: около Серебряных ворот в 1174 г. происходила встреча гроба с телом князя Андрея, убитого в Боголюбове; эти ворота, еще сохранявшиеся в XVI в., называются в источниках «Андреевскими». На всем этом громадном протяжении город опоясали насыпные земляные валы с шедшей по их гребню рубленой деревянной стеной. От Серебряных ворот они шли на запад, смыкаясь с поперечным рвом и валом Мономахова города, в который вводили с этой стороны Ивановские ворота. Остаток северной линии валов восточной трети города уцелел до наших дней под именем Зачатьевского вала. Далее на запад, от западного поперечного рва и вала старой крепости, новые валы прерывались рядом ворот. В самом северо-восточном углу Нового города располагались Медные ворота; от них вал шел по краю обрыва городского холма вдоль по Лыбеди, загибаясь к югу по границе, очерченной глубоким оврагом (Никитский спуск); в верхнем конце оврага вал прорезали Иринины ворота. Они были одновременно важной боевой башней на западной линии обороны города, которая здесь выходила на равнинный участок. В его центре и стояли Золотые ворота.
Перед валом был глубокий ров, соединявший овраг с начинавшимся к югу от Золотых ворот встречным оврагом, идущим к Клязьме. Вдоль рва и оврага снова шел вал (Козлов вал), прикрывавший с запада большую амфитеатрообразную впадину в городских высотах. Со стороны Клязьмы этот участок был, видимо, прикрыт только рубленой стеной с башнями, спускавшейся вниз к устью оврага (Муромского спуска) как с угла Мономахова города на запад, так с юго-западного угла Нового города - на восток; стены смыкались у деревянной башни Волжских ворот, стоявшей в устье оврага почти на берегу Клязьмы.
От Волжских ворот города начинался Старо-Рязанский тракт, который проходил вдоль русла рек Поль и Бужа, в обход озер – к левому берегу Оки, на Рязань.
Так сложилась оборонительная система Владимира в итоге Андреевского строительства 1158-1164 гг.

Арабский флот прибыл 1 сентября и наложил блокаду на столицу, разрезав линию между Византией и Черным морем. Но византийская эскадра напала на них с «греческим огнем» - зажигательным продуктом качеств напалма, который можно было погасить только песком и мочой. Целые горшки были сожжены. Лео организовал цепь судов между городом и Галатой, блокируя вход в Золотой Рог. Зима 718 года была очень тяжелой для арабов. Без припасов арабы были голодны и стали есть верблюдов и лошадей и даже прибегали к каннибализму.

Некоторые сметали снег и съели почки. Арабская армия была опустошена голодом и эпидемиями. Весной, хотя появились новые подкрепления, Константинополь получил помощь болгар. Казалось, что город Константинополь по-прежнему охраняется божественной Девой.


Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков.
Постройка сложена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальском зодчестве.
На боевую площадку выводила небольшая дверь с арочным верхом в южной стене ворот, прорезанной на всю высоту внутренней каменной лестницей, поднимавшейся изнутри города. На западном косяке этой двери сохранились древние графитти преимущественно в виде крестов, процарапанных, по-видимому, выходившими на площадку воинами. В стене противоположной двери имеется кирпичная закладка в форме арки; возможно, здесь была вторая дверь, через которую выходили с лестницы и настила на вал, однако так ли это было в действительности, сказать трудно, так как дверь при этом выходила бы в толщу насыпи вала, гребень которой был несколько выше ее. Что здесь, на средней площадке лестницы, все же скрещивались два людских потока, свидетельствует значительный раструб белокаменных стен, выровненный теперь кирпичом.
Деревянная лестница вела далее на верхнюю боевую площадку ворот, в центре которой была надвратная церковь. Реальная оборонительная роль верхней боевой площадки выясняется рассказом летописи об осаде Владимира татарами. Когда татары во время переговоров с осажденными привели к воротам захваченного в плен московского князя Владимира Юрьевича, то осажденные были наверху ворот: «володимирци пустиша по стреле на татар и татары тако же пустиша по стреле на Золотые ворота» (вариант: «на город и на Золотые ворота»); и дальше: «Всеволод же и Мстислав стояста на Золотых воротах и познаста брата своего Володимера». Очень вероятно, что лестница освещалась небольшим узким окном, помещенным в ее верхнем марше и выходившем на западный фасад ворот: как увидим ниже, на миниатюре Лицевого летописного свода XVI в. изображено окно но с другой (северной) стороны арки, где оно явно не могло быть, так как северный пилон ворот монолитен.
В целях наилучшего сцепления с примыкавшими по сторонам ворот насыпями валов их боковые стенки, пирамидально расширяющиеся книзу, прорезаны глубокими нишами с полуциркульным верхом. На северном фасаде их пять, идущих сверху до низу, не прерываясь; их очертания очень неправильны, линии простенков не вертикальны, - только в верхней части, не прикрытой валами, они получают более или менее правильную форму (может быть, вследствие капитальной починки). Благодаря устройству внутренней лестницы, ниши южной стены имеют иной характер: лестница их прерывает.

Михай, когда он захватил трон в 856 году, стал известен своим пьянством. Он стал пьян на скачках в машине и высмеял религию. Он исключил Теодору из дворца, сосланного в монастырь в Гастрию. Михай был убит в следующем году, и Теодора освободили, живя в дворце Св. Мамаса и получив сельскую резиденцию в Антемианском дворце.

В 860 году Киев, Аскольд и Дир, двое двоюродных братьев, пересекли Босфор с 200 судами, разрушительными монастырями и другими объектами на островах Принца. Орифас, адмирал византийского флота, предупредил императора Михаила, который с большой жестокостью отклонил вторжение.



Золотые ворота. Реконструкция А.В. Столетова.

Надвратная церковь Положения риз Богоматери - типичный маленький квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада. Можно думать, что подобно башням Успенского собора и Боголюбовского дворца Золотые ворота имели и в XII в. пирамидальный шатровый верх, возможно крытый листами золоченой меди. Никольский полагал, что надвратная церковь «по исключительности своего местоположения, имела и свою особую, единичную в своем роде, форму, совершенно отличную от всех других современных храмов.
Снаружи перед воротами шел глубокий ров с постоянным, а не подъемным деревянным мостом, который, в случае опасности, мог просто сжигаться; никаких следов устройства подъемных механизмов моста Золотые ворота не имеют, равно как в самой арке ворот не было дополнительной падающей решетки (герс). Всеми этими чертами памятник очень сближается с киевскими Золотыми воротами, насколько можно судить об этом по их развалинам и главным образом по сохранившимся рисункам.


Золотые ворота. Реконструкция Е.И. Дешальта.

Вареджио аплодировал жестом, давал ему имущество и показывал тело нарушителя публично без погребения. После смерти Императора бомжи ограбили императорские дворцы. Книга Епарха, относящаяся к десятому веку, содержит подробные описания коммерческой жизни и организации города с того времени. Торговцы были организованы в корпорациях под надзором Епарха, занимающихся вопросами производства, цен, импорта и экспорта. Церковь Девы Блачерны, похоже, превратилась в «фруктовый магазин и птицефабрик».

Отношения между Римом и Константинополем ухудшались. Константинополь комнений. Папство Рима и Константинопольская париархия наконец разделились. При коммунистической династии Византия вернулась. С восстановлением центрального правительства империя была обогащена, но количество денег в обращении резко возросло. Торговля процветала с итальянскими городами. Латинская принцесса Мария Антиохийская была регентом для ее суррогатного сына. Благоволите латинских купцов и великих аристократов. Он был удален Андроникосом И Комненом с народной поддержкой.

Зимой 1238 г. с этой равнинной стороны был направлен главный удар татарского штурма. Отсюда по городским стенам били тяжелыми камнями татарские «пороки»; отсюда же, завалив хворостом ров, враги ворвались «по примету» в город сквозь пролом в деревянной стене против церкви Спаса. Из летописных текстов не видно, чтобы татары тратили силы на осаду каменной твердыни Золотых ворот; видимо, не на них направлялся и обстрел пороков. Но несомненно, что, захватив город, татары ободрали драгоценный «тяжкий товар» - золоченую медь с сорванных створ ворот, а может быть и с верха надвратной церкви.
Название ворот Золотыми объяснялось различно. Высказывалось предположение, что их имя напоминало о Золотых воротах «матери городов русских» Киева, с красотой и значением которого конкурировала столица Боголюбского. Другие полагали, что «на фасадах» ворот были какие-либо позолоченные украшения; наконец, что золоченой медью были окованы самые полотнища ворот или верх здания. Все эти предположения вполне правдоподобны и не исключают одно другого. Идея самого сочетания проездной крепостной башни с торжественной «триумфальной аркой» главных ворот, равно как и самое их название, несомненно навеяна киевскими Золотыми воротами. Золоченая медь, обильно применявшаяся в декоративной отделке храмов андреевского времени и создававшая в глазах современников обманчивый эффект убранства зданий «золотом», была, несомненно, применена в обработке главных ворот Владимира. Ею мог быть покрыт и верх надвратного храма, а в то же время толстыми листами золоченой меди могли быть покрыты тяжелые дубовые створы, замыкавшие проезд. К последнему склоняет также и текст «Сказания о чудесах», где говорится, что народ сошелся любоваться красотой ворот, и тут-то и вырвались их петли; это ясно свидетельствует о богатой отделке полотнищ, может быть, не просто гладкими листами позолоченной меди, но и о какой-то художественной обработке этих листов.

Последовали серии массовых убийств: десятки тысяч западных цыган были убиты, в том числе женщины, больные и дети, а дома и церкви были ограблены. Кардинал и папский легат, Джон, были обезглавлены. Его голова висела на хвосте собаки и тащилась по улицам. Несколько лет спустя сам Андроникос был сдан на хранение и сдался толпе, которая пытала его и ненадолго казнила на ипподроме. Художественные, мозаики были более реалистичными.

Дюймовые кусочки слоновой кости изображали ярких животных, львов, слонов, орлов и грифонов. Церкви и часовенки в Западной Европе были вдохновлены византийским искусством. Константинополь во время имперской ссылки. Они поддерживали Алексея, сына императора, Исаака. Он пытался восстановить стены и реорганизовать общественную жизнь, но войска и охранники были деморализованы. Крестоносцы грабили, терроризировали и вандализировали Константинополь в течение трех дней. Бронзовые лошади на ипподроме были отправлены в Венецию на базилику Святого Марка.


Золотые ворота. Реконструкция С.В. Заграевского

В 1164 г. произошло освящение церкви Положения риз наверху Золотых ворот. К этому году относится и рассказ источников о катастрофе, постигшей только что законченное здание Ворот. В позднем житии князя Андрея говорится: «Тамо же созда великий князь Андрей и Златыя врата граду каменныя и на них церковь построил Положения риз Пресвятая Богородицы: и тогда народу многу сшедшуся зрети их красоты, известь же мокра сущи и врата падошася, и под ними дванадесять человек каменьем засыпа». Согласно этому тексту и также поздним изображениям этого сюжета в Лицевом летописном своде XVI в. и в росписи 1764 г. «палат» Андрея Боголюбского в Боголюбове, где представлено полное или частичное разрушение свода Золотых ворот можно было бы думать, что были рано сняты кружала, что и вызвало обвал части неокрепшей кладки. Однако более достоверный источник «Сказание о чудесах иконы Владимирской богоматери», составленное в первые годы княжения Андрея, ясно говорит о падении лишь самих воротных полотнищ: «бе бо еще не суха известь во вратех, абие же внезапу истергшися от стен врата и падоша на люди... и взяша врата, и видеша сущих под враты живых и здоровых». Это и было приписано «чуду» Владимирской иконы. На основании этого текста В.О. Ключевский полагал, что катастрофа и состояла всего лишь в падении воротных створ. Эта неполадка не помешала освящению надвратной церкви в 1164 г.

Статуя Геркулеса и другие скульптурные шедевры были разрушены. Библиотека Константинополя была разрушена, а места поклонения были опустошены и ограблены. Даже гробницы императоров в Церкви Святых Апостолов были подвергнуты вандализму. Тысячи мирных жителей были убиты хладнокровно, а женщин изнасиловали. Собор Святой Софии был вандализирован французскими и фламандскими солдатами, которые разрушили шелковые шторы и уничтожили священные книги и значки. Некоторые были жизнерадостны в алтаре, и проститутка была поставлена ​​на престол патриарха, чтобы спеть непристойную французскую мелодию.

Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в., иллюстрирующая сюжет падения Золотых ворот и «чудо» Владимирской иконы, изображает памятник достаточно ясно - это большая воротная башня, завершаемая нависающим зубчатым парапетом с машикули, из-за которого видна надвратная церковь, покрытая, очевидно, четырехгранным шатром; его основание передано в виде второго яруса парапета с круглыми «бойницами».

Монахини издевались над монастырями. Додж Венеции поселился в Императорском дворце. В следующем столетии Константинополь стал Латинской империей. Население значительно сократилось, город был обедневшим и достиг плачевного состояния, треть населения попрошайничала на улицах. Изгнаны многочисленные придворные, дворяне и священнослужители. Собор Святой Софии стал латинским патриархатом Константинополя. С течением времени и землетрясений стены все больше ослабевали. Бронза и свинец были извлечены из крыш заброшенных зданий.

Монументальные скульптуры и другие художественные шедевры из драгоценных металлов были расплавлены для производства монет. Константинополь: от палеологов до османов. Только османская осада должна была завершить эту сказочную историю города. Переправляя и транспортируя корабли Галаты к северу от Золотого Рога по трассе ствола деревьев, турки атаковали стены, с большими потерями отклонились. Они вошли в город, копая туннели под стенами. В ночь на 22 мая произошло лунное затмение, и четыре дня спустя над городом пронесся туман, пророчествовая о падении города.

На документальном изображении Золотых ворот на плане Владимира 1715 г. (рис.б) Ворота стоят еще в черте земляного вала, который примыкает к ним с севера и юга. Основной массив здания, завершается двумя нависающими горизонтальными выступами; зубцов и машикули нет. Сзади видна кубическая надвратная церковь с тремя закомарами по фасаду, выровненными под прямой карниз; на нем стоят трехгранные кокошники, за которыми поднимается, видимо четырехгранный, довольно приземистый шатер, завершенный главкой. В сохранении шатрового верха ворот убеждает указание, что «до пожара, бывшего в 1778 г. 28 июля, Ворота были выше, и помнят даже, что шпиц их украшался огромным шаром».

Закат все больше поднимался сквозь денни и серые облака, и его отражение на куполе Святой Софии, казалось, создавало игру огней и пламени, как будто Святой Дух покинул город. Все это было результатом значительного события: извержения вулканов в Тихом океане.

Утром 29 мая османцы начали последнюю атаку. Первая волна нападавших убила защитников города. Джованни Джустиниани, генуэзский командующий византийскими войсками, был ранен и эвакуирован в город. Паника поселилась среди жителей, многие из которых были размещены в местах поклонения, ищущих спасения. Но молитвы оказались бесполезными. В течение трех дней оттоманские солдаты грабили и разрушали город, а жителей убивали, других изнасиловали и забрали в рабство.


Золотые ворота во Владимире. Чертеж фон Берка и Гусева. 1779 г.

Изображение Золотых ворот в росписи перехода на хоры собора Боголюбовского дворца, сделанной в 1764 г., т.е. до пожара 1778 г. (рис. в), дает, наряду с зубчатым верхом основной площадки ворот (но без машикули), небольшую надвратную церковь с плоским граненым шатром.

Завоевание Константинополя было шоком для христианской Европы. К сожалению, больше озабочены их внутренними делами, ни Королевство Англии, ни Королевство Франции, ни Римско-германская империя не пришли им на помощь. Ипподром, когда-то великая гонка лошадей, был забыт и разрушен в руинах, сохранив только вечный египетский обелиск Тутмеса и тощую тощую колонну, в память о битве при Платии, которая была свидетелем цивилизаций в моменты их славы и отказался от битв, а затем до впечатляющих скачек, молчащих веками.

Единственным неповрежденным византийским сооружением, рядом с памятником Милио, оставался Блачерна. Целые секции феодосийских стен, которые были предназначены для непроницаемости, были разрушены силой пушек и стали руинами, водопровод Валенса был отремонтирован, церковь Агия-Ирен дошла до шкафа, а собор Святой Софии стал мечетью. Падение Константинополя вдохновило итальянский ренессанс изучать даже историю Византии. Многие ученые и греческие художники, которые бежали из Константинополя, обосновались в Италии, стимулируя страсть и интерес к знанию византийской истории.

Сами Золотые Ворота и церковь, устроенная над ними, жестоко пострадали от татаро-монгольского разорения и долгое время были в полуразрушенном виде.
В XV в. Золотые ворота потребовали капитального ремонта. В литературе о Золотых воротах прошло незамеченным сообщение Ермолинской летописи, что в 1469 г. «во Владимире обновили две церкви камены, Воздвиженье в торгу, а другую на Золотых воротах, а предстательством Василия Дмитриева сына Ермолина». Это была одна из первых «реставрационных» работ, предпринятых московским правительством по «обновлению» памятников Владимира, представлявших для идущей к своей победе Москвы огромный художественный и политический интерес.
События нач. XVII в. снова вовлекли Владимир в полосу военных тревог, и Золотые ворота вновь потребовали ремонта: в 1641 г. известный московский зодчий Антипа Константинов составлял смету на их починку, но работы фактически были произведены лишь между 1687-1695 гг. Объем этих работ нам также неизвестен.
Церковь над Золотыми Воротами была возобновлена в 1687 г. и освящена в 1691 г., как это видно из заметки в делах патриаршего казенного приказа.

Бывший духовный центр Русского Православия и нынешняя столица Украины - сложный и противоречивый город, где силуэты старых церквей и монастырей периодически небольшие перед палатками демонстрантов. «Проклятие» славянской души? На вопрос, на который отвечает Дэн-Сильвиу Боэреску.

Основанный около 832 года, Киев был изначально аванпостом Хазарской империи, империи, созданной кочевыми тюркскими племенами между Северным Кавказом и степной степью. В 882 году город был захвачен князем Олегом, преемником Риурика, из скандинавской династии. Олег объединяет под знаком ортодоксии, к которой обратилась его семья, государственные образования России, воплощающие российскую «Кьевану». Именно так начинается слава великого православного города, концентрируясь и укрепляя в течение трех с половиной веков инструменты российской политической, административной и религиозной власти.



Золотые Ворота Владимира

Во время пожара, бывшего во Владимире в 1778 г., Золотые Ворота и церковь над ними сгорели.
В екатерининское время, в связи с перепланировкой Владимира, Золотые ворота понесли особенно сильный урон. В целях расширения главной улицы города валы, примыкавшие к зданию, были отняты и оно лишилось своей старой опоры по сторонам. Видимо, это гибельно отозвалось на его состоянии, так как сразу же пришлось подвести по углам ворот белокаменные контрфорсы. Однако до работ архитектора Чистякова (1795 г.) ворота еще сохраняли в неприкосновенности свой старый верх.

Однако пятнадцать столетий политических потрясений не покинули развитие города, никто, кто знал, как регулярно восстанавливаться, несмотря на исторические трагедии, с которыми ему пришлось столкнуться. Наряду с бывшим имперским дворцом в здании парламента находится неоклассическое здание. На правом берегу Днепра находится впечатляющий Музей Великой войны за защиту Родины, охраняемый гигантской аллегорической статуей Божией Матери. Другие впечатляющие статуи вызывают личность знаменитых героев народа, в том числе хемника Богдана Хмельницкого и короля Владимира Великого.


Составленный Чистяковым «Прожект, учиненной в плане и фасаде для укрепления и возобновления древнего здания» предлагал «церковь над вратами и те своды с перемычками, на коих оная основание имеет, поелику ветхи, то следовательно разобрать», а «потом вышеупомянутую церковь соорудить, в знак достопамятности, по прежнему ее расположению».Эти работы и были осуществлены: была разобрана надвратная церковь, а большой свод ворот переложен вновь из старого белого камня с добавкой кирпича; на новом своде была поставлена церковь измененного, по сравнению с проектом, характера; наконец, угловые контрфорсы были прикрыты круглыми башнями, между которыми были встроены с юга - помещение новой лестницы в церковь, а с севера - жилые помещения. В этом виде памятник и дошел до нас, сохранив от XII в. лишь свой древний низ и оставив нам вопрос о характере своего первоначального верха.
Возобновлен храм был в 1810 г. усердием бывшего тогда во Владимире губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукого , затем она была ремонтирована в 1867 г.
«Престолъ въ настоящее время въ церкви одинъ въ честь положения ризы Господней. Когда произошла перемена въ наименовании престола, неизвестно; вероятно при возобновлении церкви въ 1810 г. Изъ предметовъ древности въ церкви сохранился только Типиконъ, выхода 7190 (1682) г. Въ немъ помещено предисловие, въ конце коего сказано, что по составлении этого Типикона по поручению патриарха Иоакима прослушали его 10 митрополитовъ, 5 архиепископовъ и одинъ архимандритъ (имена всехъ ихъ здесь названы). По листамъ этого Типикона надпись: «лета 7207 вел. господинъ преосвященный митрополитъ Суждальский и Юрьевский приложилъ сию книгу глаголемую уставъ выходу 7190 г. да съ сею книгою приложилъ 12 миней месячныхъ печатные вдесть выходу прошлаго 200 и 201 годовъ въ церковь честнаго и славнаго пророка Предтечи крестителя Господня Иоанна, что на его архиерейскомъ Московскомъ дворе у пушечнаго двора… (далее въ подписи перечисляются другия книги, паникадила, колокола и разныя священническия облачения, приложенныя въ туже церковь)… Какимъ образомъ попала эта книга въ Ризоположенскую церковь, неизвестно. На содержание церкви имеется билетъ въ 73 р. Причта положено – одинъ священникъ. На содержание его и на наемъ церковника выдается городскою управою 240 рублей въ годъ. Церковнаго дома для священника нетъ».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

Смертность в Европе может возрасти из-за стихийных бедствий, вызванных изменением климата. Шокирующее предсказание было сделано экспертами после анализа последствий семи наиболее опасных метеорологических явлений. Чувствуя, что приближается конец войны, нацистские лидеры пытались скрыть богатство, которое они собрали в годы славы режима.

Генетический анализ останков человека старше 000 лет, обнаружены в месте Сидона определил население древнего Ханаана не был ликвидирован, изменяя таким образом, как вы воспринимаете древнюю историю Ближнего Востока и опровергает историю Ветхого Завета Утверждает, что города Ханаан и их население полностью искоренены.





Литература:
Н.Н. Воронин Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли.



Проект приспособления церкви над Золотыми воротами под резервуар городского водопровода

2 июля 1864 года при строительстве первого водопровода во Владимире пострадали рабочие, прокладывавшие трубы в центре города. Этот инцидент стал поводом к изменению проекта, по которому в качестве водонапорной башни предлагали использовать Золотые ворота. Был подготовлен отчет о случившемся несчастье: «…На большой дороге, у Золотых ворот, обрушившейся на 5-аршинном пространстве глубины землею сдавило в канаве, где клали водопроводные трубы, двоих чернорабочих и машиниста, из которых один (временнообязанный крестьянин Гаврила Иванов 24-х лет) через час помер». Причиной стал «грунт земли» в том месте - «самый слабый, рассыпчатый».
Трагический случай разбирался на заседании Губернского правления. В результате городская водопроводная комиссия отказалась от устройства главного резервуара для водопровода на Золотых воротах. Вместо этого решили строить водонапорную башню на Козловом валу .

Военно-историческая экспозиция

В феврале 1944 г. краеведческий музей в связи с 26-й годовщиной Красной Армии организовал в доме №3 по Первомайской улице выставку на тему «История русского оружия». На выставке в первом зале представлены экспонаты вооружения с XII по XX век. Здесь же – интересная карта походов бывших Владимирских Гренадерских Сибирского и Малороссийского полков с 1700 по 1900 годы, а также их боевые знамена. Во втором зале – современное вооружение по отделам: стрелковому, артиллерийскому и инженерному. Кроме того – отдел химического вооружения европейских армий и отдел трофейных экспонатов. «Выставка в дальнейшем будет пополняться новыми экспонатами и по освобождении историко-архитектурного памятника военного зодчества XII века – Золотых ворот – будет перемещена туда, что даст возможность для одновременного обозрения этого замечательного сооружения и выставки.
Директор музея Киселева» (газета «Призыв», 26 февраля 1944 года).

В памятнике военного зодчества XII в. - Золотых воротах, являвшихся ядром городских оборонительных сооружений, размещена военно-историческая экспозиция .





Центральное место в экспозиции занимает диорама «Решающий штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1238 года». Она детально воссоздает картину осады города. Её оживляет речь диктора на четырёх языках и светомузыкальная программа.


В экспозиции можно увидеть оружие и обмундирование различных эпох: боевые болты владимирского крепостного самострела XIII в., кольчугу, бердыши, арбалет нач. XVII в., гладкоствольные кремнёвые ружья суворовской армии, стальную кирасу периода войны с Наполеоном 1812 г., винтовку системы Бердана, мундир русского гренадера, российские награды и турецкое трофейное оружие конца XIX в.
Представлены материалы о выдающихся полководцах Дмитрии Пожарском, Александре Суворове, Петре Багратионе, Николае Столетове, чьи имена связаны с Владимирским краем.
Привлекают внимание редкие экспонаты: скульптурная композиция «Минин и Пожарский» с разрушенного в советское время мавзолея на могиле князя Пожарского, редкий прижизненный портрет А.В. Суворова.
Вокруг центрального зала расположена Галерея героев-владимирцев. Она открывается материалами известного летчика Н.П. Каманина, в числе первых удостоенного звания Героя Советского Союза. Его лётный шлем, ветрочёт, фотографии рассказывают о ставшей легендарной операции по спасению экипажа ледокола «Челюскин» в 1934 г.

Основное место в галерее занимают реликвии Второй Мировой войны. Здесь представлены личные вещи Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, первого коменданта Кенигсберга М.А. Пронина. Уникален портсигар, пробитый осколком снаряда, возможно, спасший жизнь владимирца В.И. Морозова во время его первого боя.
Более полувека пролежали в болоте, прежде чем попасть в музейную витрину, остатки самолёта и личные вещи пилота. Удалось установить, что они принадлежали владимирцу Евгению Белину, погибшему в воздушном бою под Ленинградом осенью 1941 г.
Трогательны письмо Героя Советского Союза Ивана Романова своей невесте Евгении Фадеевой, напечатанное латинскими буквами на пишущей машинке в период боев в Германии, и их фотография, сделанная накануне свадьбы. Свадьбу они сыграли в День Победы.
В экспозиции представлены образцы оружия, созданные в городе Коврове Владимирской области, среди них - пистолет-пулемёт Шпагина, самое массовое стрелковое автоматическое оружие Второй мировой войны.

Завершают экспозицию комплексы материалов владимирцев, удостоенных звания Героя Советского Союза в послевоенное время. Среди них мундир командира атомной подводной лодки В.М. Шишкина, гермошлем лётчика-испытателя А.Г. Фастовца, скафандр лётчика-космонавта, участника программы «Союз – Аполлон» В.Н. Кубасова, первый в мире космический сварочный аппарат и первые часы, носимые человеком на Луне.
Последним среди владимирцев звания Героя Советского Союза был удостоен Ф.И. Кузнецов, дважды представлявшийся к нему во время войны и получивший звезду Героя только через 45 лет после совершения подвигов.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
- Интерьер Успенского собора.
- Экспозиция в Дмитриевском соборе.
- Военно-историческая экспозиция в Золотых Воротах.
-

Оборонительные укрепления г. Владимира.
Андрей Боголюбский
Церковь Покрова на Нерли. Покровский Усть-Нерлинский монастырь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Золотые ворота – олицетворение величия Древней Руси. В великом русском городе Владимире со старинных времен осталось не так много сооружений. Одной из сохранившихся реликвий являются Золотые ворота. Они названы так совсем не случайно. Построенные в 1164 году князем Андреем Боголюбским, к воротам были прибиты листы золоченой меди, которая ярко блестела на солнце.

По другой версии, ворота во Владимире соперничали по величию и красоте со знаменитыми Золотыми Киевскими вратами. Сейчас Золотые ворота по праву считаются редчайшим экземпляром русского военного зодчества. Этот архитектурный памятник, уцелевший, несмотря на разгромы, войны и пожарища, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Его история по-своему трагична, но вызывает искреннее восхищение.

Практически сразу после застройки Владимир был объявлен Андреем Боголюбским столицей Владимиро-Суздальского княжества. Практически сразу же город начали укреплять насыпными земляными валами, между которыми в западной части и была построена высокая башня с воротами для проезда. С церковью, которая была основана над воротами, связана легенда. Она гласит, что когда строительство было закончено, и рабочие разобрали леса, своды ворот вдруг обрушились и засыпали 12 человек. Князь Андрей молился небесной Заступнице, в то время как все были уверены в гибели строителей. На место обрушения принесли икону Богоматери, устроили песнопения. А потом откопали людей, живых и невредимых. В память об этом чудесном спасении князь Андрей Боголюбский повелел создать над вратами церковь в честь Положения Ризы Богоматери во Влахерне. Она была освещена в 1164 году.

Золотые ворота носили в те времена оборонительную функцию. Они были построены в распространенной тогда технике полубутовой кладки. Внутри ворот находилась каменная лестница, которая начиналась внутри города. Наверху она заканчивалась небольшой дверью. На одном из ее косяков сохранились рисунки в виде крестов, сделанные, скорее всего, воинами, которые выходили на боевую площадку за дверью. В противоположной от двери стене имеется кирпичная закладка, свидетельствующая о том, что там была вторая дверь. Однако понять ее предназначение довольно трудно, ведь если бы она существовала, то ход за ней вел бы как раз в толщу вала. Однако не стоит умалять значимости ворот. То, что на лестнице шли кровопролитные бои и сталкивались атакующая и оборонительные силы, говорит даже форма раструба белокаменных стен. Он довольно широкий, и сейчас его выровняли кирпичом. На верхнюю боевую площадку и к находившейся там надвратной церкви вела деревянная лестница.

Помимо оборонительной функции, Золотые Ворота носили еще функцию главного парадного входа в столицу. Под 14 метровую арку входили дружины, проезжали конные всадники. Величественный вид Золотым воротам придавали огромные дубовые створы, висевшие на кованых петлях, а также массивная проездная башня. Также Золотые Ворота выполняли декоративную функцию. Это был величественный и монументальный символ величия Владимирской Руси, княжьей силы и богатства.

Строители заботились не только о красоте и величии Золотых Ворот. Насыпным валам придавали пирамидальную форму, расширяющуюся к низу, чтобы сцепление с вратами было максимальными. А в наклонных стенах ворот, прилегающих к валам, располагались глубокие ниши с полуциркульным верхом. На северном фасаде 5 таких ниш, они располагаются по всей высоте вала, а вот на южном фасаде ниши обрываются из-за лестницы. Сложная конструкция не раз и не два оправдывала себя в боях.

Но действительно уникальную и необычную по своему форму имела надвратная церковь Положения риз Богоматери. До наших времен не дошло изначальное ее строение, однако можно предположить, что вслед за Успенским собором церковь тоже имела пирамидальный шатровый верх, крытый листами золоченой меди. Церковь имела стандартную форму, была четырехстолпной, имела внешние и внутренние лопатки на стенах, три арочных портала, и три алтарных апсида. В качестве декора использовался скромный поясок на половине высоты стен.

Перед Золотыми воротами, надо рвом стоял деревянный мост. Считается, что он был постоянным, так как следов устройства подъемного механизма на самих воротах обнаружено не было. Еще одной чертой Золотые Ворота во Владимире, похожи на врата в Киеве. В арке ворот не было подъемной решетки. Естественно, говорить точно об этих деталях нельзя, можно лишь предполагать по сохранившимся развалинам и рисункам, дошедшим до наших дней.

Переломным моментов в истории Золотых Ворот стал 1238 год, когда татарские войска, опустошив множество городов, подошли к стенам Владимира. Именно тогда, желая спасти уникальные реликвии, горожане сняли золоченые створки ворот. На данный момент они считаются утраченным шедевром. Существует две версии, по которым створки либо лежат на дне Клязьмы, либо погребены под фундаментом или замурованы в стенах города. Татары атаковали город яростно, закидывая хворостом рвы, разбивая деревянные стены и засыпая противников стрелами. Золотые Ворота и надвратная церковь сильно пострадали, с них ободрали все мало-мальски ценное.

В 15 веке Золотые Ворота и надвратная церковь перенесли первый капитальный ремонт, затеянный Москвой с целью обновить великие художественные памятники бывшей столицы. Это играло не только благотворительную роль, но и политическую. Москва активно укрепляла свои позиции, выделяя деньги на строительство, благотворительность и капитальные ремонты. Второй ремонт был организован в 17 веке, после череды военных событий. Смету в 1641 году составлял знаменитый московский зодчий Антипа Константинов, но работы проводились лишь в конце века. Золотые годы Ворот прошли, канули в небытие. Главная функция – оборона стольного города, перестала существовать. Золотые Ворота упразднили как таковые, оставив их ради истории. На валах вокруг выросли огороды, дубовые створки убрали. А после случая с императрицей Екатериной Второй, карета которой застряла в воротах, и вовсе завалили рвы для лучшего проезда. Убрали боковые опоры ворот – старинные насыпные валы, и пришлось создавать новые подпорки, дабы не разрушить памятник. Из белого камня по углам Золотых Ворот были построены контрфорсы.

Следующим испытанием для Золотых Ворот стал огромный пожар 1778 года, унесший жизни многих горожан и ставший причиной гибели многих храмов Владимира. Лишь полвека спустя благодаря усилиям губернатора Ивана Михайловича Долгорукого ворота и церковь над ними опять восстановили. При этом был реализован проект, по которому перестраивалась надвратная церковь. Ее полностью разобрали, после чего переложили верх ворот, смешав кирпич и камни. Только после этого заново подняли церковь, правда, сильно изменив ее по сравнению с прошлым вариантом. Контрфорсы прикрыли округлыми башнями, между которыми ютились жилые помещения на севере и лестница на южной стороне.

Капитальные ремонты буквально преследовали древнюю постройку. Очередная переделка была задумана в 1867 году. А когда во Владимире понадобилось проводить водопровод, и вовсе было решено перестроить Золотые Ворота в водонапорную башню.

Несмотря на все испытания, выпавшие на долю Золотых Ворот, они остались в жизни владимирцев. Их не сломили пожары и нападения врагов. Они выстояли в суровые годы переделок и перестроек города. Они не были сломаны даже в середине 20 века, когда их значимость опустилась настолько, что внутри селились люди. Однако время все расставило по своим местам. Сегодня в Золотых Вратах открыта историческая экспозиция, которую может увидеть любой посетитель. Главная роль в экспозиции отведена диораме, на которой татары приступом берут город. Золотые Ворота Владимира - напоминание ныне живущим о величие древней столице, о несломленном духе, о могучих стенах, честно служивших на благо города.

Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, д.1 А