На каком расстоянии крепятся крепления на лыжах. Как крепится крепление на лыжи для ботинок

Аннотация.Подробное описание установки креплений на беговые лыжи. Видео в конце заметки. Можно скачать шаблон разметки для установки.

Так случилось, что мои старые лыжные ботинки под 75 крепления порвались. Естественно захотелось перейти на новый уровень прогресса и поставить современные лыжные крепления. А тут как раз у сына были хорошие лишние ботинки Salomon под крепления SNS. Мучиться с выбором креплений не пришлось и они были куплены за 800 рублей. Точное название Salomon SNS PROFIL AUTO MEN.
Данные крепления позиционируются как: “Удобные туристические крепления с характеристиками гибкости, ориентированными на лыжников-мужчин.” То, что тренер прописал.
Т.к. я помнил, что у меня дома есть сверла, дрель, шило и отвертка, то от предложения установить крепления в магазине вежливо отказался. Тем более, что в коробочке лежала инструкция на 10 языках.

Устанавливаем лыжные крепления сами .

Дома, начав изучать инструкцию обнаружил интересный пункт:
Установка креплений.
“Ваши крепления должны быть надлежащим образом установлены на лыжи сертифицированным специалистом в магазине или сервис-центре Официального Дилера Salomon в соответствиис инструкциями и рекомендациями последнего издания Технического руководства Salomon по беговым лыжам. Пренеборежение данным правилом увеличивает Ваш риск получения травмы во время катания “.
Все, больше про монтаж ни слова. Еще из этой инструкции прочитал полезный совет, что во время пристегивания на неровном рельефе, следует привязать лыжу во избежании ее потери к правой ноге или к левой. Кстати, очень мудро.
Остальные пункты, как обычно сплошная перестраховка производителя от различны судебных претензий избалованного западного потребителя.

Исходя из отсутствия того самого руководства, пришлось вспомнить свои столярно-слесарные навыки с уроков труда и установить крепления самому. Кто усердно занимался в школе и потом успел закрепить навыки разметки, сверления и заворачивания шурупов в повседневной жизни, тот должен справиться.

Вот набор инструмента, который нам понадобится.Для заворачивания шурупов можно использовать крестовую отвертку. Но гораздо лучше иметь специальную биту PZ3 ценой рублей в 35-40. Бита имеет тупой кончик и плотно садится в крестовину шурупа. При заворачивании шурупов обычной крестовой отверткой надо хорошо нажимать на нее, чтобы не проскальзывала.

Бита RZ3 облегчит заворачивание шурупов

Набор инструмента для самостоятельной установки креплений

Главная наша задача установить ось крепления ботинка к лыже строго по центру тяжести лыжи. Профессионалы могут смещать крепления в ту или иную сторону от ЦТ. Любителям воскресных лыжных прогулок такие заморочки не к чему.
Первым делом я демонтировал старые 75 крепления. От них осталось три отверстия, которые никак не мешали установить крепления SNS.

Находим центр тяжести лыжи. Для этого используем подпятник от самих креплений. После нескольких неудачных попыток этот центр будет найден. Делаем риску фломастером.

При помощи угольника проводим перпендикуляр к боковой кромке лыжи.
Над этой линией должен распологаться стержень, который есть на подошве ботинка.

Проводим перпендикуляр через центр тяжести

Прикладываем крепление так, чтобы место зажима стержня ботинка было над центром тяжести лыжи и аккуратно шилом накалываем центр переднего отверстия. Очень внимательно делаем этот маневр. Однажды, я ставил крепление и сверлил сразу три отверстия. В результате неточного сверления пятка ботинка чуть была смещена от ЦТ и исправить уже ничего было нельзя.

Поэтому теперь, я решил просверлить сначала переднее отверстие по центру. Привернуть крепление на один шуруп, примерить подпятник и потом наметить два остальных отверстия.

Переднее отверстие должно быть расположено строго по осевой линии лыжи и на расстоянии 35 мм от центра тяжести. Это я уже выяснил позже, найдя в сети вот этот шаблон разметки от Salamon.

Подбираем сверло. Берем шуруп из комплекта и штангельциркулем меряем диаметр стержня шурупа.

Именно таким сверлом нужно сверлить отверстие. Встречаются советы сверлить сверлом 3,6 мм. http://www.skiline.ru/sport-technology/169-ski-binding-mounting. Но, как-то рискованно. Большой натяг в отверстии может привести к растрескиванию лыжи. По классическим столярным канонам и диаметр отверстия должен быть равен диаметру стержня шурупа. Я решил сделать 50 на 50 и сверлил 3,8 мм сверлом. Чтобы не просверлить лыжу насквозь на сверло делаем упор из изоляционной ленты.

Стоит предварительно убедиться что длина шурупа не слишком большая и он не вылезет со скользящей стороны лыжи.
Сверлим отверстие, очень стараясь сохранить перпендикулярность сверла к лыже. Тут шуруповерт или электродрель предпочтительней ручной дрели.
При сверлении сильно на дрель не давим. Помним, что лыжа это слоеный пирог и начинка у нее не сильно прочная.
Ставим крепление на первый шуруп. Прикладываем подпятник. Внимательно выравниваем крепление. Придерживая переднюю часть, убираем подпятник и намечаем два других отверстия.

Не следует защелкивать переднюю скобу крепления. Под ней как раз расположен передний шуруп. В коробке крепления лежат с не защелкнутой скобой. Как правило все начинают вертеть крепление и защелкивают скобу.

Если скобу случайно защелкнули, то делаем так. Одну отвертку с диаметром стержня 4 мм вставляем в паз, куда вставляется стержень ботинка, а второй отверткой аккуратно поддеваем скобу вверх.Лучше ее снять и отложить в сторону до конца монтажа.

Шурупы я ставлю без клея. Натяг в отверстии очень хороший и в клее на мой взгляд нет никакой необходимости.

Аналогично поступаем со второй лыжей.

Более подробно и в динамике процесс установки лыжного крепления показан на видео. Здесь я устанавливал крепления SALOMON SNS SKATE для конькового хода на новые лыжи.

Видимо, прав был старик Фрейд – многие комплексы взрослого человека складываются еще в детстве. Вот, например, беговые лыжи... Как вы думаете, что вам ответят припорошенные снегом прохожие на вопрос «Нравятся ли вам беговые лыжи?»

Процента два скажут, что «Да, нравятся», и что де они бегают почти ежедневно – порадуемся за них, это редкие счастливчики, которые уже никогда не бросят любимое занятие.
Остальные поделятся примерно пополам, одна половина скажет «Да» и представит себе, как крайний раз, года два назад, они неспешно топали по красивому-красивому лесу, и именно эта неспешная ходьба и есть в их понимании беговые, вернее было бы «ходовые», лыжи.
Вторая половина опрошенных скажет: «Бррр… нет, не нравятся…» и с содроганием вспомнит, как «садюга» физрук мучил этими дровами, палки норовили оторвать руки, а натирающие мозоли ботинки и вечно болтающиеся крепления довершали истязание юной плоти.
Так на ранних стадиях жизни, из-за плохого, негодного снаряжения и, как следствие, получаемого отрицательного опыта мы теряем вкус к, вообще говоря, очень полезному для здоровья и на самом деле приятному времяпровождению.

Давайте попробуем исправить ситуацию, взять нормальную лыжно-беговую комплектацию и еще раз попробовать начать все сначала!

Сегодня поговорим о креплениях.
Итак, крепления...
Именно они позволяют точно передавать усилия и задавать направление скольжения лыжи при движении и классикой, и коньком. Без качественного крепления остальное, даже правильно подобранное оборудование не доставит Вам радости, а во многих случаях может быть просто опасно. Представьте себе автомобиль, у которого руль имеет очень слабую связь с колесами.

Сегодня в розничной продаже можно видеть три вида креплений.
Устаревшие NN 75 (Nordic Norm 75мм) имеют единственное достоинство – минимальную цену. В народе данный вид крепления называют еще рантовыми. Необходимо отметить, что NN 75 плохо фиксирует стопу относительно лыжи. Мысок ботинка крепится с помощью металлической скобы за стержни жестко, но подошва не придает достаточной продольной и поперечной жесткости. О коньковом стиле практически можно забыть. Классическим - чуть лучше. Только чуть, так как при движении вперед осуществляется сгибание ступни вместе с подошвой. Тут бы помогла удобная колодка ботинка, но таких ботинок уже не выпускают (дешевая ценовая группа). Материал ботинок также оставляет желать лучшего.

При движении на спусках затруднено управление лыжами ввиду не закрепленной пятки и мягкой подошвы.
Справедливости ради нужно отметить, что это все же лучше, чем «дедушкины» ботинки 19ХХ года на N-размеров больше.
Но прежде, чем окончательно решиться, сравните намного ли дороже простейшие варианты систем, описанных ниже. Как никак вы же делаете покупку на несколько лет. Лыжи ломаются, а крепления остаются.

Следующие два стандарта креплений принадлежат к устройствам нового поколения, это две различные и увы, не совместимые между собой системы – SNS , разработка фирмы Salomon, и NNN, разработка фирмы Roteffella.
Сравнивать эти системы креплений и вынести вердикт в пользу той или иной - крайне неблагодарное и довольно бесперспективное занятие. И SNS, и NNN - устройства очень высокого уровня. Замечу только одно, что спортсмены мировой лыжной и биатлонной элиты используют обе системы.

Обе системы основаны на применении систем флексоров (демпферов - резина или пружина), а также направляющих.
Подошвы ботинок NNN и SNS систем позволяют хорошо контролировать лыжи, как при классическом, так и коньковом ходе, сами крепления имеют специальные направляющие для дополнительной стабилизации.

В обоих системах есть крепления туристического уровня, зачастую даже с автоматическим застегиванием (необходимо только вставить мысок в крепление). Туристические крепления могут использоваться для прогулочного универсального (комбинированного) применения, т.е. для начинающих вполне подойдут.
Комбинированное применение означает возможность использовать крепления, как для конькового хода, так и для классического.




Система стандарта SNS разработана исторически раньше NNN. Самое основное внешнее отличие в том, что крепление имеет всего одну продольную направляющую.

Все семейство SNS делится на два типа SNS Profil и SNS Pilot.
SNS Profil может предназначаться для классического (Classic) комбинированного(Combi) и конькового (Skate) хода. Отличия между типами SNS profil сводятся к применению флексеров различной жесткости.
SNS Pilot предназначен только для конькового хода. Имеет вторую ось крепления и вместо резинового флексора использует пружину.



При выборе между Pilot и Profil важно понимать, что если ботинки с подошвой SNS Pilot еще можно будет использовать с креплениями SNS Profil, то наоборот, ботинки SNS Profil с креплениями SNS Pilot, - не удастся.
Система SNS используется следующими компаниями-производителями лыжных ботинок: Salomon, Adidas, Fischer, Alfa, Hartjes.




NNN (New Nordic Norm) – более поздняя разработка. Имеет две продольные направляющие для стабилизации подошвы ботинка. Крепления данной системы также имеют модификации для классического и конькового хода, а так же для универсального применения. Аналогично SNS назначение определяется жесткостью флексоров.
В креплениях высокого уровня для конькового хода (R3 Skate и R4 Skate) есть дополнительный флексор, но и его можно легко снять, превратив крепления в универсальные.




Любой ботинок стандарта NNN можно применять с любым креплением стандарта NNN. Исключение составляет вариант NNN для бэккантри.
Система NNN используется фирмами выпускающими ботинки: Rossignol, Alpina, Atomic, Madshus, Karhu.

Год назад, в январе 2005, этот же консорциум анонсировал выпуск еще одной системы NIS (Nordic Integrated System), позволяющие устанавливать крепления на лыжу без использования шурупов, только вот лыжи должны быть с платформой NIS, т.е. с интегрированными в поверхность направляющими. Дело хорошее, но рекомендовать сразу бежать и покупать такие комплекты не буду. Поживем, увидим.

Текущая реальность такова, что в беговых лыжах, в отличие от горных, ботинки связаны с тем или иным стандартом креплений.
Так что, при отсутствии явных потребительских отличий между SNS и NNN, главным критерием выбора становится именно ботинок. Рекомендую вначале выбирать подходящие по колодке (удобные), назначению (стилю катания), дизайну ботинки, а затем ботинки уже автоматически определят стандарт креплений.

В любом случае, если есть сомнение, задайте вопрос консультанту – настоящий специалист поможет и обстоятельно объяснит свою точку зрения, почему лучше поступить так, а не иначе.

Шахов Сергей

Лыжи сегодня производят самого разного назначения – для новичков и опытных спортсменов, для бега или гор.

Соответственно, модели различаются по материалам, из которых они изготавливаются, длине и ширине и обязательно по типам креплений.

Поскольку от выбранных креплений зависит выбор лыжной обуви, а иногда требуются даже особые конструктивные решения в устройстве самих лыж, вопрос с ними следует решать в первую очередь.

Крепления ретро-стиль

Считаются устаревшими, но все еще используются крепления, известные как NN-75 . Это те устройства, что родители нынешних спортсменов привыкли именовать жесткими.

Состоят они из пластины со штырьками и прижимной скобы. Ботинки для таких креплений должны иметь соответствующие отверстия в подошве.

Такие крепления очень дешевы, но постепенно вытесняются другими конструкциями.

Утверждается, что они не позволяют использовать коньковый ход (хотя советским лыжникам-непрофессионалам это как-то удавалось). Но факт, что эта система оставляет пятку незафиксированной.

Современная мода — SNS и NNN

Наиболее распространенные сегодня типы креплений для беговых лыж называют SNS и NNN . Каждая из них требует особого типа обуви, совместимость между ними отсутствует (хотя она возможна внутри одной группы креплений).

Обе эти системы отличаются наличием вместо штырьков своеобразных направляющих (в первом случае – одного, во втором – двух), которые надежно фиксируют ногу с помощью аналогичных желобков в подошве ботинок.

Оба типа крепления различают по жесткости. Определяется она показателями резинок, в которые упирается ботинок при толчке. Их можно различать по цвету либо нанесенной числовой маркировке. Крепления SNS для конькового хода выпускают иногда со специальными пружинами вместо резинок.

Система NNN же отличается более близким к стопе (почти под пальцами) расположением фиксирующей пружины, что также облегчает перемещение «коньком».

В обоих этих типах присутствуют разновидности, застегивающиеся автоматически и требующие работы руками. Опытные спортсмены обычно выбирают SNS с ручным застегиванием (они надежнее), а новички – NNN с автоматикой (они дешевле). Крепления этих типов подходят под любой размер обуви.

Техническая новинка NIS

Еще один тип лыжных креплений для беговых лыж появился в 2005 году. Его условное обозначениеNIS . Разница здесь не в принципе фиксации ботинка, а в подходе к идее установки самих креплений на лыжах.

Их можно крепить без шурупов, очень быстро, а также передвигать вдоль лыжи. Проблема в одном – для этого годятся только лыжи, на которые фабричным способом уже установлена соответствующая платформа.

Специальной обуви в этом случае не нужно – подойдут ботинки с подошвой стандарта.

Если же спортсмен намерен делать на лыжах только первые шаги, ему лучше первое снаряжение приобретать сообразно рекомендациям консультанта-профессионала.

И не нужно стремиться немедленно купить все самое дорогое – такое оборудование предназначено для профессионалов, а новичкам подойдут совсем другие модели и конструкции.

Видео по теме креплений

Знание того, как установить крепление на лыжи, важно при любительском и профессиональном катании. От этого зависит удобство и безопасность эксплуатации инвентаря. Рассмотрим основные нюансы этого важного аспекта.

Общая информация

На современном рынке представлен широчайший ассортимент лыж для различного вида катаний. Отличаются они марками изготовителей, назначением, ценовой категорией и материалом. Не все новички знают, как установить крепление на лыжи? В принципе, эту работу можно доверить специалистам. Однако это потребует дополнительных финансовых вложений и временных затрат. На самом деле, с такой технологией вполне по силам разобраться самому.

Конструктивные особенности

Приспособление для фиксации на лыжах предназначено для надежного удержания пятки и передней головки ботинка. При этом должна проводиться соответствующая регулировка конструкции, влияющая на безопасность эксплуатации инвентаря. При корректировке креплений учитывают антропометрические данные спортсмена.

Сам элемент оснащен специальными штырями, предназначенными для фиксации сапога. Кроме того, в комплектацию входит набор скоб и изгибов, не дающих ноге соскользнуть, обеспечивая свободное перемещение внутри конструкции. Зная, как правильно установить крепление на лыжи для ботинок, вы обеспечите максимальное удобство при катании, в независимости от предназначения приспособления и прочих факторов. Стоит отметить, что в пяточной части современные фиксаторы весьма эластичны, снижают уровень вибраций и максимально повышают удобство эксплуатации.

Типы креплений

Современные фиксаторы подразделяются на три основных категории:

  1. Рантовое крепление типа Nordic Norm 75 мм. Его преимущество заключается в доступной цене, несмотря на то, что технические параметры оставляют желать лучшего. Удержание стопы осуществляется не очень хорошо, жесткая конструкция не обеспечивает полноценный контроль мыска сапога, подошва часто скользит по причине отсутствия достаточной поперечной и продольной устойчивости. Коньковый стиль катания, как и классическая версия не доставят вам особого удовольствия.
  2. Инновационные экземпляры типа NNN и SNS. Чтобы знать, как установить крепление на лыжи этих видов, нужно помнить, что они представляют собой конструкцию с максимально высокими эксплуатационными параметрами. Подобные системы функционируют с использованием систем флексоров и направляющих элементов, которые значительно упрощают задачу монтажа элементов. Подошва ботинок на такой инвентарь ложится крепко и удобно, добавочная стабилизация в любом стиле катания позволяет ощутить уверенность и облегчить сам процесс перемещения.

Подробнее о системах NNN и SNS

Класс фиксации подобных приспособлений относится к туристической категории, нередко оснащенных автоматическими защелками. Новичкам этот вариант подойдет оптимально. Различия между системами NNN и SNS заключаются в наличии двух продольных составляющих элементов у первой категории (вариация SNS оснащена одним аналогом).

Чтобы знать, как правильно установить крепление на лыжи, следует помнить, что отличие между беговыми и горными версиями заключается в незначительных деталях, которые фиксируют сапоги непосредственно к инвентарю. Поэтому, основной акцент нужно делать именно на выборе обуви. Спортивные ботинки должны соответствовать режиму катания, быть комфортными при ношении и отличаться дизайнерским оформлением. Затем можно приступать к их фиксации.

Как правильно установить крепление на беговые лыжи?

Изначально необходимо выполнить надлежащие работы по сверловке отверстий. Делают эту работу с применением специального прибора, позволяющего максимально точно выставить места для обработки.

При сверлении подбирают соответствующие диаметры сверл, каждый из которых подходит к определенному типу лыж. Среди них:

  • 9,5 * 4,1 мм - для металлических поверхностей.
  • 9,5 * 3,5 мм - для дерева и его аналогов.
  • 7,0 * 3,5 мм - для юниоров и новичков. Обычно толщина такого инвентаря меньше, чем у взрослых профессиональных модификаций.

После того, как просверлены все необходимые отверстия, в гнезда на полотне добавляют немного специального клея, после чего приступают к монтажу крепления. Винты должны садиться на свое место плотно, без люфтов и смещений.

Как установить крепление на лыжи горных модификаций?

Подобная операция выполняется в несколько этапов:

  1. Находится центр тяжести лыж, который очерчивается линией.
  2. Фиксаторы размещаются таким образом, чтобы фронтальная часть конструкции сопоставилась с краем нарисованной метки.
  3. В крепление аккуратно вставляется сапог с расчетом на то, чтобы его основание разместилось по центру. Это является одним из важных моментов в обустройстве креплений для горных лыж.
  4. После «примерки» ботинок снимают, через отверстия в месте его размещения проделывают добавочные гнезда под саморезы. Это можно выполнить при помощи шила. А фиксирование крепежа выполняют посредством отвертки или шуруповерта.
  5. Далее ботинок надежно фиксируют благодаря проделанным отверстиям. Точное соблюдение инструкции позволит добиться плотного облегания ноги, нужного уровня амортизации, жесткости и безопасности.

Представленное руководство даст возможность разобраться в особенностях фиксации лыжных креплений, ориентированных на преодоление горных и крутых заснеженных склонов.

Горное фиксирующее снаряжение подходит только для преодоления склонов и крутых участков трасс. Бег на таких лыжах будет не комфортен, затруднен и малоэффективен. У подобного инвентаря совсем другие габаритные параметры и технические показатели. Кроме того, надежная и грамотная установка фиксаторов - гарантия комфорта и безопасности.

Выше также было рассмотрено, как установить крепление на беговые лыжи. Этот тип инвентаря рассчитан на коньковый и классический бег. Но, это не значит, что монтировать фиксаторы для ботинок можно некачественно. Подобный вид спорта связан со многими рисками для здоровья и требует внимательного и ответственного подхода на всех этапах, включая выбор и подгонку креплений.

Удерживать обувь в скобе. Этот вид креплений является довольно распространенным, так как они надежны и подходят для любой обуви, то есть специальные ботинки не требуются. Полужесткие крепления менее прочные и удобные, чем жесткие, к тому же они тяжелее.

Жесткие крепления предназначены для специальных лыжных , но при подгонке могут быть пригодны для разной обуви. Расположение шипов и – стандартные.

Как правильно установить крепления на лыжи

Чтобы установить крепления на лыжи , прежде всего, нужно определить центр тяжести лыжи. Для этого необходимо перевернуть ее, положить серединой на острое ребро ножа или линейки и перемещать предмет вдоль лыжи, пока она не примет положение равновесия (лыжа должна встать горизонтально). Отметьте найденную на внешней .

После того, как центр тяжести определен, приступаем к следующему этапу установки. Обычно в комплекте с креплением имеется шаблон, с помощью которого можно наметить положение каждого отверстия для шурупов, чтобы установить крепления на лыжи . Здесь вам и пригодится отмеченная ранее линия центра тяжести: по ней определяют верное расположение шаблона на лыже.

Наметив местоположение шурупов, просверлите отверстия, глубина которых будет немного меньше длины шурупов. В них нужно налить небольшое количество эпоксидной смолы (иногда в комплект поставки специальный клей). Теперь можете прикручивать крепление.

Проверяем

Всегда необходимо проверить – правильно ли установлены крепления. Для этого возьмитесь за ботинок и приподнимите его и прикрепленную лыжу. Если вы все сделали верно, ее передняя будет перевешивать, а грузовая площадка при этом прижмется к подошве ботинка.

Источники:

  • Установка горнолыжных креплений Blizzard

Совет 2: Как установить крепления на лыжи для конькового хода

При покупке новых лыж приходится сталкиваться с установкой креплений на них. В магазинах, конечно, предлагают установить крепления на купленные лыжи , но это связано с дополнительными затратами. Поставить крепления самому – не такая уж сложная задача, главное – тщательно рассчитать все параметры и детально следовать инструкции, приложенной к купленным крепления м.

Вам понадобится

  • - шаблон для разметки отверстий;
  • - линейка;
  • - маркер;
  • - дрель со сверлом;
  • - клей;
  • - отвертка.

Инструкция

Ознакомьтесь с инструкцией, которая прилагается к купленным крепления м. Руководствуйтесь ею при выполнении дальнейшей работы. Найдите центр тяжести лыжи , положив ее на спинку стула или любой другой достаточно тонкий предмет скользящей поверхностью вверх.

Расположите лыжу на спинке стула так, чтобы она без вашей поддержки держалась горизонтально. Место соприкосновения лыжи и спинки стула и будет являться центром тяжести. Проведите маркером поперечную линию на внешней стороне лыжи . При наличии в комплекте с крепления ми специального шаблона для просверливания отверстий, совместите шаблон с центром тяжести лыж и наметьте место для крепежа.

Если шаблона нет, сверьтесь с инструкцией к крепления м и сделайте отступ от центра тяжести лыжи на длину, указанную в инструкции. На лыжах, предназначенных исключительно для конькового хода , крепления смещаются немного назад относительно центра тяжести. Стандартная длина составляет от 9 до 13 сантиметров.