Рассказ о семьях евреев. Повседневная жизнь еврейской семьи

Семья в иудаизме , как и в других ведущих мировых религиях, играет одну из ключевых ролей. Согласно истинам иудаизма, когда Всевышний сотворил наш мир, но заложил в человека стремление семейного единства. Это подтверждает изречение Торы: "И сотворил Бог человека в его образе, в образе Божьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил он их".

Сущность Всевышнего - абсолютная целостность. Создав единую сущность по Своему подобию, а затем разбив её на две половинки, он поставил необыкновенную цель перед людьми: вернуть единство на землю, проявив на ней цельность Творца.

Таким образом, Бог заложил в человеке стремление к балансу через . Уделом мужчины становится борьба, он доминирует на территории зла. А - поддерживать всё доброе и хорошее, что есть на свете.

Довольно странно, но семья в иудаизме и само иудейское общество, в целом, много внимания уделяет негативным моментам, которые присутствуют в жизни. Акцент делается на различных проблемах. Возможно, их было бы меньше, если бы мир заимствовал больше женских качеств?

Заповедь: "Плодитесь и умножайтесь" в иудаизме относится, главным образом, . Потому что для него есть чёткий наказ властвовать над всем, что он встретит на земле.

Книга Зоар говорит, что во время встречи молодых людей, юноше больше по душе завоевание и защита во всех смыслах и проявлениях этих понятий. Девушка, которую воспитали в традиционной иудейской семье, скромна. Её внутренний взгляд обращён, главным образом, на .

Но, когда начинается семейная жизнь, в какой-то степени происходит взаимный обмен качествами. Женщина в семье перенимает некоторые мужские качества, пускай не в полной мере. В свою очередь, мужчина получает от своей женщины некоторую мягкость и гибкость в отношениях. Подобные качества муж и жена стремятся воспитать в своих детях.

Подобный баланс в семье поддерживает её и не позволяет какой-нибудь стороне взять верх над другой стороной. В конечном итоге, получается такое единство двух разных людей, о котором мы говорили вначале статьи. Вполне естественно, что чем больше будет подобных сбалансированных семей, тем более крепким и сбалансированным будет и общество, из них состоящее. И тем больше путей у него для развития.

Отдельному человеку, которому не удалось , намного сложнее привнести какие-либо изменения в этот мир. Потому что одинокий человек, как бы не был он талантлив и целеустремлён в своих намерениях, намерен скорее брать, а не отдавать.

"Мужчина не жить один без женщины, а женщина не должна жить без мужа, и вдвоём они не могут быть без Бога", - так гласит мидраш. При этом, духовная составляющая в браке отнюдь не исключает . В Торе нет ни одного указания на то, что это нечто постыдное и греховное.

Крепкие, защищённые, сокровенные отношения всегда начинаются от сердца и заканчиваются интимной близостью. В них чувствуется присутствие божественности, которая способна создать новые и новые души, независимо от того, проходят ли эти души воплощения в тела или нет.

На основе работ молодой матери шестерых детей,
жены раввина, консультанта в области семейной
жизни и воспитании детей, Мириам Рэйбин.

Иудаизм затрагивает все сферы семейных отношений. Миква является фактором, который позволяет преодолеть семейную рутину.

Еврейский народ, как мы уже отмечали выше, представляет собой, в сущности, одну семью — разросшуюся семью праотца Авраама. Поэтому неудивительно то внимание, которое уделяется евреями семейным отношениям. Пока в семье крепки традиционные устои, пока она здорова и прочна, жизнь всей общины с ее религиозными, социальными и прочими институтами полнокровна и динамична. Но если семья морально и духовно ослабла, это не замедлит сказаться на всем прочем.

Законы семейной жизни составляют важную часть еврейского религиозного кодекса и затрагивают все ее аспекты — вплоть до самых интимных отношений. Эти законы основаны на следующих фундаментальных принципах:

Уважение к индивидуальности и чувствам каждого члена семьи;

Мирные и гармоничные отношения (шлом байит);

Признание определенных прав за каждым членом семьи и уважение этих прав;

Сохранение душевной чистоты и цельности чувств в интимной сфере.

Довольно часто неполадки в семейной жизни вызваны пренебрежением к декларированным выше принципам. Евреи в современном мире знакомы как с аскетическим христианским идеалом отношений между мужчиной и женщиной, так и с гедонистическим принципом современного секуляризма с его вседозволенностью в области секса. Но, к сожалению, слишком многие наши современники почти ничего не знают о традиционном еврейском подходе к вопросам пола. Иудаизм весьма далек от обеих крайностей, и для верующих евреев равно чужды как эти полярные концепции, так и вытекающие из них нормы поведения.

Еврейская религия возвышает и утончает чувства и мысли человека, благословляет его на счастливую и осмысленную жизнь, но отнюдь не считает, что необходимо немедленно удовлетворять любые сиюминутные желания. Эгоизм и неразборчивость в отношениях между полами всегда рассматривались иудаизмом как нечто низменное и вульгарное, как уступка человеческой слабости. Там, где люди преступают данные Всевышним заповеди, найденное ими «счастье» впоследствии неизменно оборачивается горечью и разочарованием.

Нет никаких сомнений в том, что соблюдение еврейских законов семейной жизни значительно способствует укреплению брака. Это, конечно, не может предотвратить личные драмы и неурядицы, однако создает прочный фундамент для спокойных, гармоничных и доставляющих удовлетворение отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Чистая и вместе с тем полнокровная жизнь сохраняет остроту любовных переживаний и наполняет их высоким духовным смыслом, поднимает до уровня, достойного «народа святых».

Необходимо подробно остановиться на некоторых еврейких традициях, касающихся брака, поскольку они, вероятно, менее понятны современному человеку, чем законы о взаимоотношениях родителей и детей. Разлад и отчужденность, царящие во многих еврейских семьях, свидетельствуют о том, что именно эти традиции, к несчастью, забыты.

Главной целью супружества иудаизм считает произведение на свет потомства. Рожать детей — значит исполнять заповедь Торы «Плодитесь и размножайтесь». Это способствует осуществлению Б-жественного замысла, приближает человека ко Всевышнему в вечном акте творения. Вопрос о том, сколько детей нужно иметь для выполнения заповеди, до сих пор является предметом споров между раввинами, но в любом случае ясно, что вообще отказаться от воспроизведения потомства — значит нарушить повеление Всевышнего.

Однако брак имеет и самостоятельную ценность. Еще до того, как Всевышний сказал: «Плодитесь и размножайтесь», Он сотворил жену для Адама, ибо «нехорошо человеку быть одному». Так были выдвинуты на первый план в браке взаимная поддержка, любовь и добрая воля. Наши мудрецы говорили: «Всевышний с нетерпением ожидает, когда человек возьмет себе жену» (Кидушин, 296); «Человек, отказывающийся от брака, лишен благословения, святости… мира и покоя» (Йевамот, 626); «Отказывающийся от брака пребывает в постоянном грехе» (Псахим, 11 За). По мнению мудрецов Талмуда, тот, у кого нет жены, еще не может считаться полноценным человеком. «Мужчина не должен быть без жены, женщина без мужа, и оба они без Б-га», — написано в мидраше (Брейшит раба, 8:9). Такова еврейская концепция брака, таков наш идеал, одинаковый для мудреца и простого еврея.

Подчеркивание духовного в браке ни в коей мере не означает предпочтение чисто платонических отношений между мужчиной и женщиной, равно как и не предполагает противоестественного подавления дарованных Всевышним физических и эмоциональных потребностей. Еврею запрещается лишать свою жену права на близость, независимо от соображений о продлении рода. Тора рассматривает любовный акт как одну из важнейших обязанностей супруга. Муж в равной степени должен обеспечить жену пищей, одеждой, кровом и любовным отношением, он «…не должен лишать ее супружеской близости» (Шмот, 21:10). Эти права признаются за женщиной и в том случае, когда она не может рожать (из-за возраста или по состоянию здоровья).

В рамках освященного законами Торы супружеского союза секс никогда не трактовался как нечто греховное, низменное, постыдное.

Иудаизм резко осуждает похоть, разврат, распущенность, супружескую неверность, а также любые формы кровосмешения, проституции и гомосексуализма, считая все это мерзостью, противной воле Всевышнего и ведущей как к духовному падению отдельного человека, так и к моральному и физическому вырождению нации и всего человечества. Но он горячо ратует за любовь между мужчиной и женщиной, заключившими брак. Внешний облик, характер и даже здоровье потомства рассматриваются нашими мудрецами как прямое следствие характера интимных отношений между супругами.

Еврейский Закон подчеркивает важность правильного поведения супругов перед супружеской близостью. Он предостерегает от любого принуждения женщины, от близости в состоянии опьянения или после ссоры. Рамбам делает такой вывод из всех еврейских законов о браке: «Близость должна порождаться лишь истинным желанием и быть следствием радостного взаимного влечения мужа и жены».

Подобно тому, как еда и питье возвышены Торой до уровня служения Всевышнему, освящено все, что относится к области секса. Вкушать пищу необходимо и приятно, однако законы кашрута говорят нам, что не всякая еда приносит пользу. То же и в интимной сфере. Еврей должен осознавать разницу между чистым и нечистым, святым и низменным.

В семейной жизни существуют и другие ситуации, когда Закон запрещает близость между супругами. Речь прежде всего идет о периоде менструации у женщины с прибавлением семи «очистительных» дней после ее окончания. В среднем перерыв составляет около двенадцати дней. В это время мужчине запрещено даже касаться супруги; спать они должны в разных кроватях.

Каков смысл этой заповеди? Было высказано несколько предположений:

Воспитание умения владеть своими желаниями даже в тех случаях, где чувство торжествует над разумом. Сила человека, учат наши мудрецы, измеряется его способностью управлять своими страстями и не позволять им управлять собой;

Соображения эмоционального и физиологического порядка, учитывающие чувства женщины, для которой близость в этот период может быть нежелательна;

Уменьшение вероятности пресыщения в браке, которое появляется со временем; стремление сохранить очарование и свежесть отношений, характерные для первых месяцев супружества;

Возможность отдыха для одного или обоих супругов, не сопровождаемого чувством вины, если он или она испытывает равнодушие или страдает от холодности другого; в этом случае супруги не ощущают психологической

ответственности за воздержание.

Уклонение от близости в запретный период не исчерпывает всех законов чистоты семейной жизни. По окончании отсчета семи «чистых» дней жену и мужа соединяет особая процедура: женщина должна погрузиться в воды специального бассейна для ритуальных омовений — миквы . С начала менструации и до этого момента она остается запретной для мужа и называется нида — «отделенная».

Омовение в микве всегда было основной частью еврейского обряда очищения. Во времена Храма коушшл и левиим , прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, совершали омовение. Принимающие еврейство, будь то мужчины или женщины, также окунаются в воды миквы , что символизирует их духовное очищение. Еврейская женщина обязана посещать микву ежемесячно, вплоть до наступления климакса.

Специалисты приводят убедительные доказательства гигиенической и медицинской пользы омовения в микве , но главная цель этого ритуала, конечно, иная — духовная. Погружение в воды миквы отнюдь не равнозначно обычному купанию из элементарных гигиенических соображений. Это ясно хотя бы из того, что перед совершением ритуала требуется тщательно вымыться.

Еврейская семейная жизнь невозможна без миквы . Куда бы судьба ни забросила евреев, они прежде всего, даже раньше синагоги, строят микву . Закон предписывает продать свиток Торы, если общине не хватает денег на сооружение миквы .

Современная сверкающая кафелем миква с автоматическим контролем температуры и салоном красоты, конечно, как небо от земли отличается от миквы в крепости Мецада, что на вершине горы у Мертвого моря, и даже от миквы в восточно-европейском местечке в начале века, но назначение их одинаково. Так сохраняется духовная связь поколении.

В наше время многие евреи нарушают, к сожалению, законы чистоты семейной жизни еще чаще, чем субботу и кашрут , но делают это скорее в силу полного незнания, чем по злому умыслу. Изучение этого раздела иудаизма не входит, разумеется, в программу элементарной шестиклассной еврейской школы в США или в странах Западной Европы. Его можно было бы преподать юношам и девушкам старших классов, но, к сожалению, слишком мало детей получают нормальное еврейское образование. О важнейших заповедях, на которых зиждется весь еврейский образ жизни, молодые люди узнают лишь урывками на лекциях, прочитанных в узком кругу, или от немногих счастливчиков, которые получили традиционное еврейское образование. Большинство же остается в полном неведении или, что еще хуже, получает превратное представление об этих простых и мудрых законах, смысл которых в том, чтобы обеспечить еврейской семье счастье, мир и покой.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Питание, употребление алкогольных напитков, естественные отправления - все это так или иначе отражается на сексуальной жизни супружеской четы.

Еврейская кухня была и остается немаловажным фактором прочности семьи. Стол - это домашний алтарь, супруга - его служительница, ее миссия - следить за соблюдением древних законов и традиций, связанных с приемом пищи. Некогда еврей, отправляясь в путешествие, брал с собой собственную посуду и еду, дабы не нарушать этих законов. Перспектива вновь обрести домашний стол со всеми привычными блюдами и непременными ритуалами заставляла его спешить домой и умножала радость возвращения.

Существовали особенно характерные для еврейской кухни продукты и ингредиенты. Прежде всего это чеснок. Говорят, что евреи пристрастились к нему во время египетского плена ; еще во времена Плиния считалось, что чеснок возбуждает чувственность; он сохранил эту репутацию и среди талмудистов. Часто говорили, что еврея легко узнать по запаху, столько он поглощает чеснока. Героиня романа Р.Мартен дю Тара «Семья Тибо» Рашель, лишь наполовину еврейка, обожает колбасу с чесноком; этим штрихом автор подчеркивает ее происхождение . Монахам испанской инквизиции не составляло труда распознать марранов - псевдообращенных евреев: они всегда покупали перед Пасхой чеснок . Высоко ценили евреи также хрен и лук; на рынках Балеарских островов псевдообращенных опознавали и по этому признаку. Любили евреи и лимоны; ели их больше всего на Пасху и в праздник, именуемый Барах; возле каждой еврейской колонии на побережье Средиземного моря была лимонная рощица. Помидоры, которыми Европа долгое время после их открытия в Мексике пренебрегала, стали неотъемлемым компонентом питания по эту сторону Атлантического океана именно благодаря еврею - доктору Сиккари , в еврейской кухне их стали использовать очень широко.

Привлекательность еврейской кухни такова, что многие евреи, принявшие другую веру, и вероотступники еще долго тоскуют по ней. Анри Эн, отрекшись от иудаизма, сожалел лишь о его обрядах и о еврейской кухне . Некто Рахлин, еврей, ставший антисемитом, говорил, что кухня - последняя нить, связывающая его с иудаизмом. Хотя еврея не назовешь ни обжорой, ни гурманом, умная жена сумеет при помощи стола привязать его к себе куда крепче, чем постелью. Увы, став «рабой кухни», она вдвойне рискует быстро располнеть.

Часто отмечалось, что евреи злоупотребляют кофе; помимо депрессии и нервных расстройств, которые влечет за собой неумеренное потребление этого напитка, он может отрицательно повлиять и на сексуальную функцию. Возможно, большие количества кофе восполняли нехватку алкоголя, который евреи почти не употребляли (об этом речь пойдет ниже). В начале XIX в. Серфбеер де Медельшейм описывал эльзасских евреек, которые собираются вместе, чтобы выпить по чашке кофе: без этого, считает он, еврейская женщина не мыслит своей жизни . Позднее раввин С.Дебрэ опишет тех же эльзасок, подкрепляющихся бесчисленным множеством чашечек кофе . В Тунисе и Марокко кофе заменял чай - в таких же количествах и с теми же последствиями.

Алкоголь и евреи . История с Ноем в виноградниках Господних отнюдь не типична для евреев - как древних, так и нынешних. Алкоголизм был и остается у них явлением куда более редким, чем у окружающих их народов. Еще Кант утверждал, что женщины, пасторы и евреи никогда не напиваются. Один израильский хирург рассказывал, что на конференции доктора И.Симона по древнееврейской медицине, состоявшейся в центре Рати в Париже в феврале 1979 г., он принял своего соседа по столу за собрата по вере: тот не пил ничего, кроме воды. Добрая сотня интервью, взятых у израильтян в 1977 г., подтверждает их трезвость или, по крайней мере, умеренность в потреблении алкогольных напитков . Доктор И.Симон отмечает, что в парижской клинике Ротшильда, большинство пациентов которой составляют евреи, крайне редки случаи белой горячки. Та же картина наблюдается и в психиатрических больницах США.

Трезвость евреев вынуждены признавать даже антисемиты. Братья Гонкуры в своем романе «Монетта Саломон» объясняли воздержанность Монетты принадлежностью к непьющему народу. Сам Дрюмон признавал за евреями это достоинство, однако утверждал, что в силу своей трезвости они слишком приземлены и неспособны постичь «поэзию опьянения». И нацист Вершуер, профессор Берлинского института антропологии, отмечал, что алкоголизм у евреев - редкость . В 20-х гг. нашего столетия в Варшаве было арестовано за пьянство более 2 000 христиан и всего 30 евреев .

Однако даже трезвость некоторых политических деятелей еврейского происхождения послужила пропаганде антисемитизма. Карикатура Сеннепа изображает Леона Блюма среди виноградарей департамента Эро: вынужденный принять из их рук стаканчик красного вина, бедняга прижимает ко рту носовой платок. Мендес Франс, смертельный враг самогоноварения, многократно подвергался насмешкам за то, что выпивал на трибуне парламента стакан молока; будь в нем хоть капля французской крови, утверждал Пужад, он не пил бы молоко . И, вероятно, не случайно первым председателем правительственной комиссии по борьбе с алкоголизмом стал Робер Дебрэ, сын и внук раввинов, а сменил его на этом посту Жан Бернар, тоже еврей по рождению.

Ученые часто задавались вопросом: откуда такая воздержанность у евреев? Говорили даже о наследственном врожденном отвращении. Однако скорее роль здесь сыграла религия. Талмудисты видели в вине источник всех грехов: «Не напивайся, и не согрешишь» , - предупреждали они. Особенно опасались раввины действия вина на женщин, поэтому жена могла пить только в присутствии мужа. Один раввин утверждал, что женщины, родившиеся от алкоголиков, несут печать родительского греха на своих лицах и вынуждены скрывать красные жилки на коже с помощью румян ; страх перед такой напастью мог навсегда отвратить женщину от стакана вина. Алкоголик не имел права свидетельствовать в суде. Но главное - еврей, веками бывший объектом гонений и ненависти, чтобы выжить, должен был обладать подчас нечеловеческой силой воли и трезвым расчетливым умом и поэтому не мог позволить себе стать еще более слабым и уязвимым, предаваясь пьянству. К тому же при скученном существовании евреев в общинах склонность одного из них к вину была бы немедленно замечена и осуждена. В прошлом евреи, как в Европе, так и на Востоке, воздерживались от вина еще и по религиозным соображениям: виноград топтали ноги христиан .

Однако случалось и евреям отступать от своей привычки к трезвости. Так, для создания атмосферы веселья на празднике Пурим легкое опьянение допускалось и даже считалось хорошим тоном. Хасидиты, представители мистической секты иудаизма, считали, что алкогольные напитки в разумных дозах усиливают религиозный пыл. В начале 20-х гг. XX в., во времена сухого закона в США, подпольная торговля спиртными напитками находилась на 95 % в руках бутлеггеров-евреев . А как не пропустить несколько глотков при заключении сделки? В наши дни в США выходцы из Израиля контролируют крупные ликероводочные предприятия , что, однако, не отражается на их трезвости и дает повод для новых нападок антисемитов: алкоголь, дескать, это для других.

Супругам, которые хотели иметь мальчика, Талмуд советовал выпить по глотку спиртного перед сношением . Этой рекомендации следовали не только евреи. Наполеон писал Августе, супруге Евгения Богарнэ, что она должна пить каждый день понемногу вина, чтобы родился мальчик . Еврейка Агнес Блюм, биолог по профессии, много лет проработавшая в США и в Риме над проблемой определения пола будущего ребенка, подтвердила догадку своих предков научным методом: она впрыскивала небольшое количество алкоголя мышам перед спариванием, и процент мужских особей в помете оказывался значительно выше обычного .

В СССР евреи, благодаря своей воздержанности, считались наилучшими мужьями: ведь они не только не бьют жен, но и не напиваются . Подобное мнение сложилось и в США, где матери-еврейки советуют дочерям выбирать в мужья соотечественников: они редко «ходят на сторону» да еще и не пьют . Однако деньги, сэкономленные на спиртных напитках, евреи успешно тратят на еду. Одна американская газета отмечает, что еврейские клубы легко отличить по соотношению статей дохода: счета за еду во много раз превышают счета за выпивку, тогда как во всех других клубах картина обратная .

Трезвость многих поколений евреев на протяжении веков не могла не оказать благотворного влияния на их потомков. Американский биолог Снайдер пишет, что евреи, даже пристрастившись к спиртному, реже страдают от различных расстройств, порождаемых алкоголизмом; вероятно, их печень меньше подвержена разрушительному действию алкоголя .

Один английский врач считает, что, поскольку евреи пьют спиртное за едой, его вредное действие смягчается; кроме того, пьют, как правило, во время многочисленных ритуалов и церемоний, сопровождая питье молитвами; оно приобретает таким образом сакральное значение, что предотвращает злоупотребления. Талмуд гласит, что можно будет пить вино свободно и без последствий, только когда придет Мессия . И все же сегодняшние евреи, не дожидаясь Мессии, увы, пьют наравне со всеми, и от былой воздержанности этого народа скоро останется лишь воспоминание.

Другая вредная привычка - курение. Запрет курить в субботу мог сильно сократить потребление табака у евреев - ведь курильщику очень трудно каждую неделю делать перерыв на сутки. Между тем на карикатурах еврей-делец часто изображается с сигарой во рту; но, быть может, для него это образ мужского члена, отражающий тоску по мужской силе (о нехватке которой уже говорилось), а не зажигает он ее не из экономии, а чтобы сохранить в целости орган, который она символизирует?

Что же касается азартных игр, возможно, эта страсть компенсирует евреям сексуальную неудовлетворенность. В 1960 г. социальные службы США зафиксировали на 300 собраниях членов ассоциации по реабилитации игроков более 50 % евреев .

Естественные отправления , от регулярности которых в немалой степени зависит душевное равновесие супруга и супруги, стали поистине навязчивой идеей талмудистов. Мягкий стул был благословением небес. Запоры мешали верующему сосредоточиться на помыслах о Боге . Правоверному иудею следовало регулярно освобождать кишечник, при необходимости прибегая к слабительным. Отправлению естественных надобностей предшествовал целый религиозный церемониал: следовало повернуться лицом к северу, действовать исключительно левой рукой и, чтобы не обнажать тело, приподнять край одежды, лишь присев, затем прочесть молитву. Ни в коем случае нельзя было торопиться: кто подолгу пребывает в отхожем месте, тот умножает свои дни и года . Отправив естественную надобность, следовало молитвой возблагодарить создателя, даровавшего человеку необходимые отверстия.

Аббат Грегуар, ратовавший во времена Великой французской революции за духовное возрождение евреев, не переставал удивляться их интересу к «низменным функциям организма». «Они считают, - писал он, - что душа человеческая пропитывается зловонием от слишком долго сдерживаемых испражнений» . Похоже, что и от этой черты евреев кое-что сохранилось сегодня. В романе Ф.Рота «Портной и его комплекс» отец героя страдает хроническим запором, спасаясь только слабительными и промываниями желудка. Ксавьера Холландер, став обозревателем сексуальной странички журнала «Пентхауз», писала в рубрике «О гигиене», что матери-еврейки постоянно ставят клизмы своим детям, чаще других страдающим запорами. Эта подлинная мания очищения кишечника еще недавно находила свое отражение в ритуале обмывания покойников у евреев Марокко: один из обмывающих вводил палец в анальное отверстие и насколько возможно прочищал прямую кишку .

Генриетта Ассео, еврейка из Салоник, писала, что запоры у евреев «тверже цемента, крепче скал». Марсель Пруст в письмах к матери жаловался, как трудно ему бывает освободить кишечник, и эти неприятности отразились в творчестве писателя: его герой Сван также страдает «запорами пророков» . А Леон Доде в романе «Во времена Иуды» с упоением описывает еврейского писателя Марселя Швоба, часами просиживавшего в туалете, чтобы облегчиться; выйдя оттуда, он становился на диво красноречивым, словно облегчил не только кишечник, но и ум.

Хронические запоры у евреев могут объясняться в первую очередь привычкой к сидячему образу жизни, кроме того - низкой сексуальной активностью. Известный английский гинеколог Мария Стоне отмечала, что запоры часто сопутствуют фригидности. Возможно и другое объяснение - религиозное. Еще эссенийцы в древней Палестине считали, что кишечник, как и все тело, в субботу должен отдыхать, в этот день они старались не отправлять естественную надобность . Возможно, их примеру последовали некоторые особенно набожные евреи, а периодически подавляемый рефлекс мог отрицательно сказаться на работе кишечника.

Евреи еще в древности тщательно прятали свои испражнения. Античный историк Иосиф Флавий пишет, что в этом они следовали примеру римских солдат, которым предписывалось закапывать экскременты специальной лопаткой. Кроме того, талмудисты издревле требовали, чтобы ночной горшок находился как можно дальше от Торы. Это правило касалось также кишечных газов. Раввин Юдах говорил, что, если кто-нибудь «чихнет нижней частью» во время чтения Священного Писания, чтение следует прервать и подождать, пока выветрится запах. Другие раввины учили, что, если кто-то во время чтения почувствует, что выход газов неизбежен, он должен отойти в сторону на четыре локтя, а выпустив газы, возблагодарить создателя и лишь после этого продолжить прерванное чтение . Эта «анальная мораль», столь дорогая сердцу ученика Фрейда еврея Ференци, внушалась ученикам раввинов с незапамятных времен и, похоже, крепко сидит в головах набожных евреев и по сей день, оказывая несомненное влияние на их повседневную семейную жизнь.

В нашем сообществе часто обсуждаются семейные отношения, какими они должны быть. Особенно остро встает вопрос о главенствующей роли мужчины. Но вот Иван Карнаух заметил, что в еврейских семьях родители развивают в детях много прекрасных качеств. Как же им это удается? Может, разгадка в семейном укладе?


Кто богат? «…Тот, чья жена ласкова и добра»
В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)
В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

"" «Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства» (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.
«В делах домашних… мужчина должен следовать совету жены…» (Бава мециа, 59а). «Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем» (Бемидбар раба, 89). «Кто богат?» <…> Раби Акива сказал: «Тот, чья жена ласкова и добра» (Шабат, 25б).
" (Хаим Донин. Быть евреем. Глава 7. Семейная жизнь: ключ к счастью http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_7.shtml)

Роль брака

В еврейской традиции брак играет важную роль. «Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. „Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними“ (Сота 17а). „Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га“ (Брахот 9:1)» (
Когда в семье существуют хорошие взаимоотношения, существует баланс между собственными интересами и интересами супруга (и). Отличный пример мы видим в еврейской традиции. Хорошо известны три вопроса
Гиллеля:
"Если не я за себя, кто за меня?
И если я только за себя, то кто же я?
И если не сейчас, то когда?" (William Berkson. Jewish Family Values Today http://mentsh.com/PDFwebfiles/Jewish_Family_Values_Today.pdf)
Рамбам говорил: «Знайте, что акт соединения (брачный союз - прим. В.Н.) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями.» ((Рамбам, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с. 24)

Молитва о детях
Хана Сара Редклиф в статье «Быть еврейскими родителями - что это значит?» приводит молитву о детях, которую составил Хазон Иш:
«Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе.» (Хазон Иш, Ковец игрот N 74. Цит. по: Хана Сара Редклиф «Быть еврейскими родителями - что это значит?» http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1084)

О воспитании
Ниже помещены несколько важных советов о воспитании из Танаха (Ветхого Завета), Брит Хадаша (Нового Завета) и других источников.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит. 22:6) «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:4)
«То, что ребенок говорит на улице, - он слышит у себя дома». (Сукка 65б. Цит. по: Хана Сара Редклиф. «Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи.» http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1046)
"Рабби Иегуда говорил: Кто не учит сына ремеслу или профессии - учит его воровству. (Киддушин 29а. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. «Еврейская мудрость», Ростов-на-Дону, 2001, с. 143).
"Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. (Сукка 46б. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. «Еврейская мудрость», Ростов-на-Дону, 2001, с. 145).
"Иегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». (Пиркей авот, 5:20 http://www.chassidus.ru/library/avot/5.htm)
Раби Шимшону Рефаэлю Гиршу принадлежат такие слова: «Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай - мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли.» (Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293. Цит. по: Хана Сара Редклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего. http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1034)
""Основополагающий принцип в воспитании детей - «левая рука (т.е. дисциплина) отталкивает, а правая рука (т.е. любовь и доброта) приближает». Но, несмотря на то, что слова о «левой руке» идут первыми, «правая рука» важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что тогда он понимает, что строгость - для его же блага, оттого что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение."" (Раби Йоэль Шварц, Вечность еврейского дома. Иерусалим, Джерузалем Академи Пабликейшнз, 1982. Цит. по: Хана Сара Редклиф. «Любовь и власть в еврейском воспитании. Завоевать авторитет.» http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=789)
«Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная»,- сказано в Пиркей Авот («Поучениях отцов»). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы «не обидеть хлеб». (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с. 30)
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям! (HELEN MINTZ BELITSKY. Beginning at Home: Raising Menshes http://www.socialaction.com/families/Beginning_at_Home.shtml)

«Никто не порезался?»
Хана Сара Редклиф пишет:
«… я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения „Бейт Яаков“. Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: „Никто не порезался?“ Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки». И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать." (Хана Сара Редклиф. «Эмоциональный тренинг для родителей» http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=806)

«У нас болит нога»
Рабби Моше Пантелят приводит такой интересный случай: «Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают, что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: „У нас болит нога“. То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. На таком уровне заповедь „Возлюби своего ближнего, как самого себя“ выполняется буквально, потому что нет стены между человеком и тем, кто к нему ближе всех.» (р. Моше Пантелят. «Еврейский брак» http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1082)
Соблюдение ритуальной чистоты
Как замечательно рабби Элазар рассказывает о том, как обновляется женщина после миквы: «Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош Ходеш (новомесячье), и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная.» (Пиркей де рабби Элазар. Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с. 107)

Секрет шалом-байт (семейного мира)
«Шалом-байт» (мир в доме) является идеальным стандартом для еврейской семьи. Вот почему традиционный еврейский брак характеризуется миром, уважением, заботой друг о друге. В еврейской традиции брак создан на небесах. Церемония бракосочетания назвается киддушин («освящение» или «посвящение»). Муж и жена понимают, что они - Б-жьи творенья и следует относиться друк к другу как святым, строить семью на основе любви, уважения и справедливости. (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
"В одном из замечательных поучений наших мудрецов кратко сформулирован секрет шалом байт (семейного мира): “Мудрая мать говорила своей дочери: мой ребенок, если ты будешь служанкой своего мужа, он будет тебе слугой и будет почитать тебя как свою госпожу. Но если ты будешь заноситься перед ним, тогда он будет властвовать над тобой как господин и воспринимать тебя как прислугу”. (Эстер Гринберг. «Супружеская гармония» http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=236)
"Сказал рабби Йоси: “…Я называл свою жену “мой дом”, и мой дом я называл - “моя жена” (Гитин 52а). " (Цит. по: http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=228)
Владислав НАГИРНЕР.

Многие из нас, будучи в Израиле или в еврейских кварталах других городов мира, наверняка замечали - в тамошних семьях, как правило, очень много детей. При этом, невооружённым глазом заметно, что родителям они совершенно не в тягость, напротив - на лицах читается удовольствие, гордость за подрастающее поколение и, конечно же, любовь. Почему же в еврейских семьях, особенно религиозных, так много детей?


Вот что говорит об этом журналист Рав Реувен Пятигорский: "Потому что мы их любим. Как правило, в семье, где сознательно ограничиваются одним ребенком или двумя, родители заботятся о собственном благополучии, считая, что заводить много детей - значит увеличивать заботы и проблемы. Мы не боимся ни того, ни другого.

К тому же, в многодетных семьях меньше вероятность, что ребенок вырастет эгоистом, требующим, чтобы внимание всего мира была направлено только к нему.

И ещё: механизм ограничения рождаемости часто связан с таким неприемлемым для нас средством как прерывание беременности, что, с точки зрения иудаизма, равноценно убийству. Но главная причина: Всевышний дал евреям заповедь рождать как можно больше детей.

Семья, в которой много детей, считается благословенной. Недаром, на иврите вместо выражения "многодетная семья" говорят несколько иначе - "семья, благословенная детьми".

Для евреев, приехавших из России, кажется невозможным иметь семь-восемь детей. В некоторых "харедимных" семьях их еще больше. Но дело здесь не в объективном понимании ситуации, а скорее в привычке.

Многие вчерашние советские евреи, вернувшись к Торе, обзавелись со временем большими семьями - и чувствуют себя прекрасно.

Старшие дети помогают родителям. Дети с детства знают, что такое взаимовыручка, ответственность, правильное отношение к людям.

А если кого-то смущает тяжёлое экономическое положение, в которое попадают такие семьи, то здесь на помощь очень часто приходит община. И еще одно важное замечание: в многодетных семьях, как правило, нет напряжения между поколениями, которым так часто страдают маленькие семьи.

Короче говоря, однажды надо честно ответить на вопрос: кого мы больше любим - себя или наших детей? Религиозные евреи решили его в пользу детей."

ПАРТНЁРЫ БЛОГА: