Растения изделие заготовка семян. Заготовка своих семян со своих овощей – проверенные советы (Иркутская обл.)

Земледелие и огородничество – не физика, неизменных правил в них нет. И если у вас что-нибудь хорошо получается, то это совсем не значит, что другие дачники не смогут добиться успеха, идя к нему своим путем. Я вот тоже собираю семена по-другому, на результаты не жалуюсь, но при этом не берусь утверждать, что нужно именно так делать.

Просто меня научила этому моя бабушка, которая всю жизнь проработала в колхозе агрономом. Лично я уже 50 лет занимаюсь огородом, до сих пор жалею, что не просила ее объяснить, почему делается так, а не иначе. Но крепко усвоила ее советы и применяю их всю свою жизнь, хотя, конечно, не чураюсь и нового.

Вот, например, огурцы. На семена оставляю только четырехгранные плоды. Как это понимать? Ну, вот если разрезать огурцы поперек, то можно увидеть, что бывают они с тремя семенными камерами и с четырьмя. Вот как раз последние и подходят лучше всего для разведения потомства.

Причем брать на семена нужно только 1/3 средней части.

Не верите?

А можно легко проверить это. Если взять семена из всего огурца и поместить их в воду, то на дно осядет как раз третья часть, остальные же всплывут. А если взять среднюю треть и опустить в воду – осядут практически все. Проведите такой эксперимент – сами убедитесь. Я, между прочим, такой же проверке подвергаю посадочный материал кабачков и тыкв.

А вот перцы я беру на семена только самые крупные , красивые, правильной (соответствующей сорту) формы. Срываю вместе с плодоножками, потому что качественный посадочный материал находится в перцах ближе к ним – он как будто собран в плотные шарики.

А вот семена, расположенные в прожилках вдоль плодов, для посадки совсем не годятся, потому что не всходят, как ни старайся (проверено уже специально).

Теперь о томатах . С ними я поступаю следующим образом. На вторых кистях оставляю по две-три завязи, потому что на первых плоды всегда мельче. А на этих, как правило, все помидоры вырастают крупными и зреют как бы с «плешинками», т.е. на местах, где были цветки, остаются коричневые пятнышки. У одних они просто в виде точек, а у других – более крупные с неровными краями, как будто высохла шкурка.

Так вот, чем больше пятнышки, тем качественнее в этих плодах будут семена.

Помидоры эти выдерживаю до полной зрелости на корню, пока не начнут блестеть, как бы просвечиваться (иногда даже лопаются). Вот тут я и начинаю собирать из них посадочный материал. Сразу помещаю плоды в воду и отстаиваю их там два-три дня.

Затем промываю, отцеживаю и сушу. Перед посевом семена замачиваю, протравливаю, закаляю, прогреваю. Все как обычно.

Использую и свои семена моркови . Всего выращиваю два сорта: Нантская (с ней дружу уже лет 40) и Зайка моя (эта у меня растет лет 15). Прекрасная морковь! Сажаю семена в высокие пакеты из-под муки, которые вставлены в целлофановые мешки. В середине мая все пересаживаю в открытый грунт.

И растения нормально развиваются, набирают силу, бурно цветут и, наконец, образуют крепкие раскидистые зонтики. Посадочный материал собираю с тех из них, которые стали коричневыми и собрались в кучку, как бы склеились внутрь. Если зонтик не «скучился», семена с него не беру, даже если он кажется созревшим, т.к. всхожесть точно будет плохой (тоже уже не раз проверено).

А теперь расскажу о семенах клубники : совсем мало публикаций, а зря, вопрос очень важный. Знаю, что их некоторые дачники срезают с ягод бритвочкой, захватывая и немного мякоти, а потом помещают эти «лоскутки» в воду и промывают. Я считаю, что это не совсем правильно, поэтому и всхожесть у такого посадочного материала плохая. Тут ведь дело в том, что как только ягодки начинают розоветь, то они полной зрелости достигают уже через неделю, дальше – загниют.

Но разве может за это время вызреть семечко? Нет.

Я делаю так: у хорошо созревших плодов срезаю носики, где семена совсем еще зеленые. Потом ягоды разрезаю пополам, срезами кладу на две вместе сложенные салфетки и оставляю до полного высыхания мякоти. А это две недели, не меньше. За это время семечки питаются материнским телом и у них больше (пусть и не намного) времени для вызревания. Потом обскребаю их кончиком ножа. Вот и все. И урожаи хорошие.

Свои семена – на заметку огоронику

Я считаю, что огородник на то и называется огородником, чтобы снимать хорошие урожаи из собственного посадочного материала. Не нужно ни от кого зависеть! Сам себе залог успеха и полных закромов!

На своем огороде легко вырастить свои семена. Вот, например, как я поступаю с луком. Беру шесть-восемь больших крепких луковиц и кладу их на всю зиму в нижний ящик холодильника. В апреле вскапываю грядку и сажаю туда эти луковицы, прямо в холодную еще землю.

Зачем? А чтобы взошли стрелки. Тогда с каждого растения получаю по 4 г семян с хорошей всхожестью.Луковицы, кстати, на грядке размещаю друг от друга в 20 см и перед самой высадкой срезаю у них шейки. Когда появятся цветочные стрелки, посадку рыхлю, обильно поливаю и втыкаю возле растений колышки, к которым их и подвязываю.

Когда стрелки пожелтеют и коробочки начнут растрескиваться (семена в них к этому времени чернеют), срезаю семенные зонтики вместе со стеблями (длиной около 25 см), связываю их в пучки и подвешиваю для дозаривания. После их растираю (в перчатках) и очищаю от сора.

Собранные семена храню в сухом месте. Весной опускаю их в воду, что всплыло, выбрасываю. Остальное пускаю в дело. А если у кого в огороде есть свободное место, то всплывшие семена можно там посадить – вдруг что-нибудь взойдет? Все прибавка к урожаю будет.

Теперь о моркови. У нее удаляю все поздно завязавшиеся зонтики, а оставшиеся убираю после того, как окрасятся в коричневый цвет и края их загнутся внутрь. Собранные из них семена в любом случае будут лучше многих покупных. Сажаю их ранней весной на расстоянии 40 см друг от друга (чтобы не было загущения), стараюсь при этом, чтобы их верхушки были почти вровень с землей. Свеклу сажаю так же, как и морковь, а у разросшихся растений оставляю только по пять-шесть побегов. Как только семена побуреют, обрываю их и убираю на хранение.

Семена огурцов и томатов получаю из самых лучших и здоровых плодов. Тут главное не упустить время. Когда плоды вполне созреют и станут мягкими, разрезаю их (огурцы – вдоль, а томаты – поперек) и выскабливаю семена в посуду вместе с мезгой, а потом оставляю на три-четыре дня для брожения.

Затем промываю, отделяю от мякоти и складываю в мешочки или бумажные пакеты. У гороха, фасоли и других бобовых убираю стручки еще до созревания, высушиваю их в течение недели, вылущиваю и семена сушу дня три-четыре. Так что ничего особо сложного тут нет. Главное – захотеть. И еще нужно прогнать лень и всякую мнительность.

Хочу добавить про такой сорняк, как хвощ. Его у меня много, но я с ним особо не борюсь, потому что использую его как лекарство, ведь он выводит соли и помогает при проблемах в носу. Сушу и берегу его. А снадобье готовлю так: 2 ст. л. сырья заливаю 200 мл кипятка, настаиваю 15 мин., процеживаю и промываю нос 15 раз в день (когда испытываю недомогание). Через две недели о хворях забываю.

Заготовка лесосеменного сырья

Созревание семян. Различают физиологическую зре­лость и морфологическую (урожайную) спелость семян. При физиологической зрелости продолжается поступление питательных веществ в семя и его формирование, но заро­дыш уже созрел и способен прорасти. В это время пита­тельные вещества семени представлены низкомолекуляр­ными соединениями в виде моносахаридов, аминокислот и свободных жирных кислот.

С окончанием роста зародыша, как правило, в резуль­тате перегруппировки пигментов начинает меняться окрас­ка плодов и шишек. Чешуи шишек и околоплодники теряют не только воду, но и питательные вещества, кото­рые могут поступать в запасные ткани семян. В сочных плодах вследствие гидролитических превращений около­плодник становится менее плотным, в мякоти образуются растворимые сахара, благодаря чему плоды постепенно приобретают свойственные им вкусовые качества. Физиоло­гическая активность в семенах резко снижается, заканчи­вается их формирование, питательные вещества превраща­ются в более сложные соединения (дисахариды и полиса­хариды, белки и жиры). Внешние покровы семян становятся плотными и менее водо- и воздухопроницаемыми, семена достигают морфологической (урожайной) спелости, пере­ходя в состояние покоя. Следует, однако, сказать, что не у всех видов древесных растений при морфологической спелости семян зародыш достигает полного развития (снежноягодник, лимонник китайский, ясень обыкновенный, бересклеты).

Семена большинства видов древесных растений созре­вают в конце вегетационного периода, а отдельных видов - в течение лета (). Однако сроки созревания семян сильно варьируют и зависят как от биологических особен­ностей вида и наследственных свойств особи, так и от климатических условий местности и метеорологических (погодных) условий вегетационного периода. Так, жаркое лето и сухость воздуха способствуют быстрому созреванию, а холодное лето и частые дожди замедляют его. Различия в сроках созревания в пределах СССР из-за климатических условий у некоторых древесных пород превышают месяц (на юге страны семена созревают раньше, чем на севере). Созревание семян отдельных пород значительно затягива­ется из-за неодновременного цветения (гордовина, ирга, шелковица, абрикос).

У семян, достигших урожайной спелости, прекращается физиологическая связь с материнским растением. В это время плоды одних пород (дуба, березы, тополей, пихты, ильмовых, желтой акации, клена серебристого, орехов, каштана, лещины и др.) опадают очень быстро (в течение 10-15 дней), а других (сосны обыкновенной, Банкса и Муррея, лиственницы, ели, белой акации, гледичии, граба, кленов, кроме серебристого, липы, ясеней и других пород) на материнском растении удерживаются дольше.

Сроки сбора семян. В большинстве случаев лесосемен­ное сырье заготавливают сразу после достижения семена­ми морфологической спелости, которая обычно определя­ется по внешним признакам. Чтобы собрать урожай семян без потерь с наилучшими посевными качествами, быстро отделяющиеся от материнского растения мелкие и легкие семена заготавливают до опадения. Так, заготовку семян березы необходимо начинать при побурении сережек и частичном рассыпании их при сгибании, семена ильмовых собирают при пожелтении крылаток, бересклета бородав­чатого - при появлении трещин на большинстве коробочек, желтой акации - при единичном раскрытии бобов. Заго­товка семян с глубоким семенным покоем в начале созревания сокращает сроки подготовки их к прорастанию. Например, семена липы собирают, когда орешки приобре­тают серовато-зеленую окраску; ясеня обыкновенного - когда семена становятся коричневыми, а крылатка имеет зеленый или чуть побелевший цвет. Преждевременная заготовка семян многих пород отрицательно влияет на их всхожесть. Для длительного хранения семена лучше заго­тавливать в поздние сроки.

Обследование насаждений. Перед массовой заготовкой лесосеменного сырья производят предварительное обследо­вание семенных насаждений (ЛСП, ПЛСУ, ВЛСУ и др.) с контрольным сбором и внутрихозяйственной проверкой посевных качеств семян. Контрольный сбор производят на 3-10 нормально развитых деревьях с различными усло­виями освещения и опыления, причем наименьшее количе­ство деревьев берут на участках площадью до 3 га, наи­большее - свыше 10 га. С каждой трети кроны (верхней, средней и нижней) собирают семена в количестве, близком к среднему образцу по ГОСТ 13056.1-67. Внутрихозяй­ственная проверка посевных качеств проводится методом взрезывания, окрашивания или проращивания.

Способы заготовки и техника сбора плодов и семян. За­готовка лесосеменного сырья производится с поверхности земли после опадения плодов, с растущих или срубленных деревьев, а также изредка с водной поверхности (ольха) или по насту (липа). Наиболее эффективной является заготовка плодов и шишек с растущих деревьев и с поверх­ности земли на крупных лесосеменных плантациях и посто­янных лесосеменных участках. При этом шишки, плоды и семена большинства видов заготавливают вручную: сры­вают их с ветвей, стоя на земле, лестнице или подняв­шись в крону деревьев. Легко отделяющиеся плоды (жел­той акации, саксаула, скумпии, фисташки) ошмыгивают руками (в брезентовых рукавицах), сбивают шестами в кор­зины или на разостланные пологи, стряхивают с ветвей крючками на шестах. С более высокорослых растений пло­ды собирают с помощью различных съемных приспособле­ний с ручным или механическим приводом (очесывающего, стряхивающего, сбивающего и других типов). Для сбора плодов и шишек на высоте 8-10 м применяют переносные простые или складные лестницы и стремянки, раздвижные лестницы, установленные на платформах автомашин, спе­циальные П-образные подъемники на колесном тракторе, а также другие подъемники. Высоко в крону в основном при сборе шишек и плодов поднимаются на многозвенье­вых приставных лестницах, древолазных устройствах и те­лескопических подъемниках. Из древолазных устройств применяют древолаз Карельский ДК1, древолазное устрой­ство «Белка», древолаз конструкции ЛитНИИЛХ. Из теле­скопических подъемников, поднимающих двух рабочих на высоту 12-26 м, используют гидроподъемники АПГ-12, МШТС-2А, МШТС-2Т и ТВ-26.

С поверхности земли вручную или с помощью пневмо- сборщиков собирают крупные плоды (дуб, бук, орехи, каштан, граб, яблоня, груша, липа и др.), шишки сосны кедровой и лиственницы, а также крылатки (ясень, иль­мовые, клены остролистный и серебристый).

На лесосеках лесосеменное сырье собирают вслед за валкой деревьев, чтобы исключить потерю шишек и плодов при трелевке. В зимнее время шишки собирают до образо­вания глубокого снежного покрова. Чтобы обеспечить максимальный урожай семян с высокими наследственными свойствами, рубку высококачественных и высокопродуктив­ных насаждений проводят в урожайные годы во время сбора семян.

Приемка, учет и особенности хранения лесосеменного сырья. Лесосеменное сырье принимают от сборщиков пар­тиями после предварительной очистки от примесей. Сухие нераскрывшиеся плоды, пропуская через грохот, освобож­дают от листьев, частей веток, земли, поврежденных и пустых плодов и других примесей. Мелкие частицы отде­ляют от семян (плодов) на решетах или ситах. Здоровые желуди, орешки бука и граба можно отделять от повреж­денных методом флотации (при погружении в воду пустые плоды всплывают). Перед отправкой на переработку сырье просушивают в хорошо проветриваемых помещениях, дово­дя по влажности до установленных кондиций. Мелкие плоды при этом рассыпают под навесом на полу или на брезентах слоем 3-5 см, более крупные (желуди) - непо­средственно на земле слоем до 8 см. При сушке сырье несколько раз в сутки перелопачивают. Мелкие плоды про­сушивают ориентировочно 3-4 дня, желуди, плоды липы, кленов, ясеней - 5-7 дней и орехи - 10-15 дней. При пересушивании лесосеменного сырья теряется всхожесть семян и удлиняется период их предпосевной подготовки, особенно косточковых (уплотняется косточка). Обычно влажность сырья большинства видов лиственных доводят до 10-15%, тополей и ив - 6, желудей - 70-80 %. Вы­ход чистых плодов у дуба составляет 80-90%, лещины - 60, ореха грецкого - 80 % первоначальной массы.

Способы получения семян из лесосеменного сырья

Переработка лесосеменного сырья. Для посева исполь­зуют, как правило, переработанные и очищенные семена, извлеченные из плодов и шишек и подсушенные до опти­мальной влажности. Способность к прорастанию семян может быть сохранена лишь при создании оптимальных условий, обеспечивающих состояние покоя в процессе пере­работки лесосеменного сырья и при хранении очищенных семян до посева. Несоблюдение оптимальных условий на любом этапе (от заготовки до посева) приводит к наруше­нию биохимических процессов превращения запасных питательных веществ семени в доступные для питания зародыша формы. При нарушении равновесного состояния биологической системы семени (повышение или понижение температуры и влажности, неправильное освещение и др.) значительно усиливаются многие биологические процес­сы, проявляющиеся в первую очередь в повышении интен­сивности дыхания, а следовательно, и скорости распада веществ в семенах, что влияет на их жизнеспособность и срок хранения.

Сочные плоды и ягоды после заготовки необходимо своевременно переработать, так как при хранении они склонны к закисанию и самосогреванию.

Семена большинства хвойных пород (сосен обыкно­венной, крючковатой, крымской, черной, Банкса, желтой; елей, лиственниц и псевдотсуг) в естественных условиях выпадают (вылетают) из шишек по мере высыхания их до влажности 9-11 0/ 0 и отгибания вследствие этого семенных чешуй при сухой морозной или жаркой погоде. Такая особенность шишек используется при искусственном извлечении из них семян в шишкосушилках с применением сухого теплого воздуха. Повышение температуры при суш­ке шишек ускоряет процесс извлечения семян, однако сле­дует помнить, что значительное повышение отрицательно влияет на их жизнеспособность. Так, например, при 35 °С продолжительность сушки свежих (влажность 20-25 %) шишек ели составляет 65, а при 45-55 °С-20-23 ч, при этом энергия прорастания семян снижается с 92 до 58 %. При воздействии высокой температуры нарушается обмен веществ в семенах, снижается активность ферментов и ос­лабляется рост зародыша. С повышением температуры до 65°С замедляются физиологические процессы, что значи­тельно увеличивает период прорастания семян хвойных пород и резко снижает их всхожесть, особенно при хране­нии. Из-за нарушения обмена веществ запасные питатель­ные вещества в семенах уплотняются, что нарушает про­цессы питания живого покоящегося зародыша.

На посевные качества семян хвойных большое влияние оказывает температура сушки при высокой влажности воздуха. Так, при сушке в абсолютно сухом воздухе семе­на сохраняют высокую всхожесть (около 80%) даже при тёмпературе 80 °С, тогда как при относительной влажности воздуха 95 % они полностью погибают уже при темпера­туре 60 °С. Поэтому продувание шишек в шишкосушилках сухим нагретым воздухом, при котором усиливается влагообмен, дает возможность повысить температуру сушки, что значительно ускоряет раскрытие шишек.

Извлечение семян из шишек хвойных растений. По спо­собам получения семян шишки хвойных разделяют на рас­крывающиеся (перерабатываемые в шишкосушилках), нераскрывающиеся (подвергающиеся дроблению или обмо­лачиванию) и шишкоягоды можжевельников.

Влажность заготовляемых раскрывающихся шишек, при которой семенные чешуи плотно прилегают, удерживая семена, обычно составляет 20-25%. Выпадают семена при влажности шишек 9-11%. Поэтому для извлечения семян шишки высушивают в шишкосушилках до раскрытия чешуй. При извлечении семян из шишек хвойных пород необходимо систематически поддерживать наиболее низкую влажность воздуха в камере сушки, загружать в камеру предварительно подсушенные шишки, сушку производить с постепенным повышением температуры от естественной до предусмотренной техническими условиями для данного типа сушилки и вида растения. Наиболее простой по кон­струкции является солнечная шишкосушилка, представля­ющая собой деревянный ящик с поднимающейся крышкой, сетчатым дном и выдвижным семяприемником. Произво­дительность такой примитивной шишкосушилки с естест­венным режимом сушки очень низкая и в солнечную пого­ду составляет 100-200 г семян с 1 м 2 за 3 суток. Наиболее распространенными до недавнего времени были калори­ферные (огнедействующие) шишкосушилки Каппера-Гоголицына производительностью 4,5 кг и передвижная Войта - 2,5 кг семян в сутки, в сушильных камерах которых с по­мощью калориферной печи и системы вентиляционных отверстий поддерживается необходимая температура суш­ки. Перед загрузкой в камеры шишки для снижения влажности подсушиваются в чердачном помещении при температуре 20-30 °С. Последующая сушка шишек ели и лиственницы в камерах производится при температуре 45 °С, а сосны - 55 °С. В последние годы разработаны новые конструкции шишкосушилок с полной механизацией и автоматизацией процессов, а также реконструированы сушилки Каппера-Гоголицына и Войта.

Из новых конструкций стационарных сушилок наиболь­ший интерес представляют шишкосушилка непрерывного действия Тихвинского лесхоза производительностью 24 кг семян сосны в сутки, шишкосушилка стеллажного типа Калининского управления лесного хозяйства МЛХ РСФСР производительностью 80-100 кг семян сосны и 180 кг семян ели в сутки (авторы проекта Л. В. Галеев и П. И. Чикизов) и шишкосушилка научно-производственного объ­единения «Силава» производительностью 40-50 кг семян в сутки (типовой проект). Сушилка конструкции Тихвин­ского лесхоза работает по принципу противотока, в кото­ром шишки с помощью транспортеров движутся сверху вниз навстречу потоку теплого воздуха по зигзагообразной линии сначала в камере предварительной сушки, где авто­матически поддерживается температура 35-40 °С, а затем в основной камере при температуре 50-60 °С.

Сушилка стеллажного типа проста в эксплуатации, а выпускаемые серийно многие узлы и агрегаты облегчают ее строительство. В ней обеспечивается оптимальный ре­жим извлечения семян благодаря конструкции сушильной камеры, в которой расположены один над другим четыре сетчатых (типа решетчатой жалюзи) стеллажа, заполня­емые слоями (25-40 см) шишек. Подогретый в теплооб­меннике воздухонагревателя ВПТ-400 атмосферный воз­дух под давлением попадает снизу, последовательно подсу­шивая сначала нижний, а затем следующие слои шишек. При этом температура воздуха снизу вверх снижается от 45 °С для ели и 50 °С для сосны до 20-30 °С. Соответствен­но средняя влажность шишек на верхнем стеллаже (пер­воначальная) составляет 22-23%, на втором - 14-16, третьем - 7-8 и нижнем (окончательная)-4-5%. Ос­новное количество влаги (около 70%) удаляется из шишек на двух верхних стеллажах при температуре, не превышающей 31 °С. Таким образом, в стеллажных сушил­ках семена подсушиваются при оптимальном сочетании температуры и влажности воздуха. Все процессы переме­щения шишек механизированы с помощью ленточных и пневмотранспортеров, люков, жалюзи и других приспособ­лений, которые включаются специальными автоматически­ми устройствами. Шишки с верхних стеллажей через каж­дые 3 ч последовательно перемещаются на нижние в открытые жалюзи. Раскрывшиеся шишки и семена чет­вертого (нижнего) стеллажа поступают во вращающийся сетчатый барабан для разделения. При этом семена через каждые 3 ч подают в специальный ящик. Затем они на­правляются для обескрыливания и очистки в машину МОС-1, а шишки поступают в бункер-накопитель и отпра­вляются к месту потребления. Жалюзи опустевшего ниж­него стеллажа закрывают и на него пересыпают не пол­ностью раскрывшиеся шишки с третьего и соответственно со второго на третий, с первого на второй стеллажи. На верхний (первый) освободившийся стеллаж загружают 1,5 т свежих шишек. Процесс сушки длится 12 ч, причем через каждые 3 ч получают около 12-15 кг семян сосны или 20-24 кг семян ели.

В отличие от большинства хвойных пород шишки лиственницы европейской из-за плотно сомкнутых чешуй и высокого содержания смолы раскрываются плохо и семе­на из них выпадают лишь частично, поэтому их извлекают путем дробления шишек в машине МИС-3. У кедровых сосен (сибирской, корейской, европейской и стланника) в естественных условиях шишки опадают нераскрывши­мися вместе с семенами, а у пихт они рассыпаются при достижении морфологической спелости семян. В свя­зи с этим извлечение семян из шишек пихт, собран­ных до рассыпания, и кедровых сосен производят путем механического их разрушения на машине МИС-2. Для извлечения кедровых орехов используют также машину МК-1, которая, кроме того, очищает орехи от примесей.

Из трудно раскрывающихся шишек сосен эльдарской, пицундской и алепской семена извлекают с помощью агре­гата-самоотделителя АС-0,5.

Шишкоягоды можжевельников предварительно намачи­вают, а затем раздавливают, растирают и из полученной массы отмывают семена.

Извлечение семян из сухих и сочных плодов. Сухие пло­ды после подсушивания обычно обмолачивают или проти­рают, освобождая и отделяя семена на семяочистительных машинах МОС-1 или СУМ-1 от примесей (коробочек, че­шуек, створок бобов, остатков сережек, крылышек, а так­же от мусора, листвы, частей веток, земли и т. д.).

Сочные плоды и ягоды по возможности перерабатыва­ют сразу после заготовки и только холодным способом, так как закисание и самосогревание резко снижает жизне­способность семян. Семена из сочных плодов можно получать одновременно с изготовлением соков, сырья для варенья и джемов, но без тепловой обработки. Для извле­чения семян из крупных плодов семечковых (яблони, гру­ши, айвы) используют плододробилки, плодорезки и пло- дотерки, а также машину МИС-1. Плоды ореха грецкого, черного и других видов очищают от околоплодника на ма­шине МОО-1, на фисташкоочистительной машине ФОК-М. Семена косточковых (вишня, терн, алыча, слива и др.) отделяют на косточковыбивальных машинах. Для получе­ния семян из сочных плодов можно использовать и универ­сальную семяочистительную машину СУМ-1, а также ме­тод раздавливания и растирания с последующей отмывкой их от мязги водой.

Обескрыливание, очистка и сортировка семян. После переработки лесосеменного сырья полученные семена обескрыливают (при необходимости), очищают от приме­сей и сортируют.

Одновременно с очисткой обычно производят сортиров­ку семян с целью повышения их посевных качеств. Более крупные или полнозернистые семена обладают лучшими посевными качествами. Целесообразно сортировать семе­на по комплексу факторов. Например, фирма «Вильморен» (Франция) сортирует семена поштучно на электронной сортировочной машине, в основу программы которой положены цвет и полнозернистость. Каждое семя проходит через фотоэлемент, который пропускает лишь семена, соответствующие заложенному семени-эталону. После такой сортировки семена имеют стандартные размеры, цвет и полнозернистость.

Обескрыливание, очистку и сортировку семян часто про­изводят одновременно на специальных машинах. Для семян сосны, ели, лиственницы и пихты наиболее часто применяют машину МОС-1, процесс обескрыливания в ко­торой происходит в сетчатых барабанах с вращающимися щетками. При этом семена вместе с обломками крылышек проваливаются через сетку барабана в приемник, из которого поступают на очистку и сортировку. В дальней­шем семена очищают от обломков крылышек отвеиванием и сортируют на решетах и ситах. Обычно семена ясеней, кленов, ильмовых и других высевают с крылышками, одна­ко их также можно обескрыливать на семяочистительной универсальной машине СУМ-1. Желуди дуба, орешки бука, граба и другие семена, не имеющие крылаток, очи­щают от мусора, используя грохот, решета, сита.

Выход чистых семян из сырья в зависимости от вида растений колеблется от 1 до 90 % (см. табл. 3).

Паспортизация семян. Однородные семена, заготовлен­ные для посевных целей, после очистки и сортировки формируют в партии, на которые составляется паспорт с регистрацией его в специальной книге. В паспорте отме­чаются все основные данные о семенах, включая их геогра­фическое происхождение и принадлежность к тому или иному экотипу. Сведения из паспорта, показатели каче­ства лесосеменного сырья, количество партий и другие данные о семенах, а в последующем и результаты провер­ки их посевных качеств заносят в книгу лесных семян.

Посевные качества семян

Стандартизация семян. В настоящее время на все семе­на установлены определенные показатели, характеризу­ющие требования, предъявляемые к их посевным качествам. В соответствии с этими требованиями государственными стандартами предусмотрены правила, методы и техниче­ские условия определения посевных качеств семян (ГОСТ 13056.1-13056.11). Проверка качества семян не всегда возможна на месте заготовки или хранения их из-за сложности проведения и отсутствия специальных приборов и оборудования. Поэтому качество семян обычно проверя­ют на зональных контрольных лесосеменных станциях, куда доставляются отобранные от каждой партии средние образцы. Масса образцов определена стандартом. Впервые в России специальная контрольная станция по определе­нию посевных качеств лесных семян была организована В. Д. Огиевским в 1920 г. в Петербурге при Лесном инсти­туте. В настоящее время в СССР функционирует 50 зо­нальных контрольных лесосеменных станций (в том числе 7 на Украине), возглавляемых Всесоюзной лесосеменной станцией.

Средний образец для анализа отбирают не позже чем через 10 дней после формирования партии (для ильмовых не позже 2 дней) и направляют в лесосеменную станцию (в течение 2 дней после отбора) вместе с копией паспорта, этикеткой, актом отбора и сопроводительными докумен­тами. Образец отбирают из партий семян методом выемок. ГОСТ предусматривает правила и методы отбора образ­ца и его массу в зависимости от крупности семян, способа их хранения, количества мест тары, а также прави­ла оформления и отправки образцов на контрольную стан­цию.

Лесосеменные станции определяют посевные качества семян и по наименьшему значению устанавливают класс качества, согласно ГОСТ 14161. Запрещается использо­вать для посева семена, не отвечающие требованиям ГОСТа.

По результатам анализов на каждую партию лесосе­менные станции выдают документ с указанием основных показателей качества семян, определяющих их класс.

Показатели посевных качеств семян. Качество лесных семян определяют по внешним признакам, наличию при­месей, физическим и физиологическим свойствам, а при необходимости также по влажности и зараженности вре­дителями и болезнями. По внешним признакам качество семян определяется визуально, на запах, вкус и осязание.

По наличию в образце неполноценных семян и приме­сей определяют чистоту, процентное содержание чистых семян в партии.

Из физических свойств главным показателем их каче­ства является абсолютная масса - масса 1000 семян в воздушно-сухом состоянии. Абсолютная масса семян изменяется в зависимости от географического происхожде­ния, климатических и лесорастительных условий, возраста растений и т. д. Она зависит также от химического соста­ва и удельной массы семян. Абсолютная и удельная масса зависят не только от крупности, но и от полнозернистости семян, которую практически определяют взрезыванием, про­щупыванием (ильмовые), раздавливанием после кипяче­ния и просвечиванием (береза).

Основным показателем посевных качеств семян явля­ется всхожесть. Различают техническую, абсолютную и грунтовую всхожесть. Наиболее достоверной является грунтовая (определяется при прорастании семян после посева в почву). Однако в этом случае нельзя определить всхожесть семян до начала весенних посевов, кроме того> она зависит от почвенно-грунтовых и погодных условий. Поэтому всхожесть определяют проращиванием семян в лабораторных условиях при определенном режиме в те­чение установленного ГОСТом срока, обеспечивающего прорастание основной массы семян. При этом определяют техническую и абсолютную всхожесть, а также другой важный физиологический показатель - энергию прораста­ния. Техническая всхожесть выражает процентное отно­шение нормально проросших к общему количеству взятых для проращивания семян, а абсолютная - проросших; количеству полнозернистых. От энергии прорастания зависит дружность появления всходов. Она определяется в установленные ГОСТом сроки. Более высокая энергия прорастания свойственна свежесобранным семенам. Ла­бораторная всхожесть в значительной мере определяет грунтовую. Грунтовая всхожесть наиболее качественных семян хвойных пород составляет около 60, а семян III класса - 20-25 %.

Проращивают семена обычно в специальных аппаратах с электрическим подогревом. Аппарат представляет собой металлическую ванну для воды, сверху которой устанавли­вается поднос с отверстиями, где размещают специальное ложе для семян. Ложе состоит из фланелевой с фитилем и бумажной (фильтровальной) подкладок, покрываемых стеклянным колпаком. В колпаке сверху есть отверстие для удаления теплого воздуха и углекислоты. Температура ложа днем составляет 20-30 °С, ночью - 20 °С. На таком ложе создаются оптимальные условия для прорастания семян за счет теплового режима, подъема воды по фитиль­ку и удерживания влаги фланелевой прокладкой.

Крупные семена проращивают в ящиках с песком в соотношении 1:3 при влажности субстрата 60% полной влагоемкости. Нормально проросшими считаются семена, у которых развились здоровые корешки длиной не менее длины семени.

Жизнеспособность семян с глубоким семенным покоем определяют методом окрашивания зародышей красителя­ми. Ее определяют так же и у некоторых семян с вынуж­денным семенным покоем в случае их срочного посева или отправки. Определение жизнеспособности основано на том, что живые клетки семян не проницаемы для органических красителей и не окрашиваются ими, а неорганические красители легко проникают в живую клетку, окрашивая «е содержимое. Согласно ГОСТу, окрашивание производят на свету, помещая извлеченные из предварительно намо­ченных до полного набухания семян зародыши в раство­ры индигокармина, тетразола или иодистого калия. При этом индигокармин окрашивает только мертвые ткани, а тетразол и йодистый калий - живые, содержащие крах­мал. Жизнеспособность можно определить также люмине­сцентным методом, который основан на различном свечении живых и мертвых тканей семени на срезах под воздей­ствием ультрафиолетовых лучей. Для усиления контраст­ности срезы предварительно окрашивают флуоресциру­ющими красителями (флуорохромами).

Доброкачественность семян определяют по характерно­му цвету зародыша и эндосперма при взрезывании. Семе­на бука, граба, кленов, ореха Зибольда при этом предва­рительно намачивают в воде. Доброкачественность опре­деляют у семян, для которых методы определения всхо­жести и жизнеспособности не установлены, а также у крупных семян, требующих много места для проращива­ния (желуди дуба, орех грецкий). К доброкачественным семенам относят полнозернистые, у которых зародыш и эндосперм имеют здоровый вид и нормальную окраску, свойственную данному растению. Используют также рент­генографический метод определения доброкачественности, который основан на определении по негативу полнозернистости, состояния зародыша и развития при прораста­нии. Для этого семена предварительно намачивают в раст­ворах, которые проникают в мертвые ткани (хлористого бария, азотно-кислого серебра или уксусно-кислого свинца) и поглощают рентгеновские лучи.

У семян некоторых видов березы и ильмовых доброка­чественность можно определить также методом просвечи­вания после намачивания их в спирте и последующего добавления глицерина или раздавливания между стекла­ми после кратковременного кипячения (береза).

При необходимости определяют зараженность вредите­лями, болезнями и влажность семян (содержание влаги в процентах к массе исходной навески). Влажность оп­ределяют методом высушивания в сушильном шкафу в течение 1-3 ч при температуре 130°С или влагомером в соответствии с ГОСТ 13056.3-67.

По результатам лабораторных анализов на кондицион­ные семена, посевные качества которых удовлетворяют требованиям ГОСТа, лесосеменные станции выдают «Удо­стоверение о кондиционности семян». На семена, посевные качества которых не отвечают требованиям стандарта или не проверены по всем показателям, а также в случае обнаружения карантинных сорняков, болезней или вреди­телей, независимо от результатов анализа, выдается доку­мент, называемый «Результаты анализа семян». На семе­на, нормы посевных качеств которых еще не разработаны, выдается «Справка».

У одних растений плоды срывают, у других их стряхивают на специально расстеленный брезент (антипка, лещина). В данном случае нужно дождаться полного созревания. Для сбора плодов у ряда древесных пород (черешня и антипка) с успехом можно применять машины вибрационного типа.

Семена туи западной убирают стряхиванием на брезент.

Однако эту работу лучше всего проводить после полудня при солнечной, сухой, не слишком ветреной погоде, когда шишечки наиболее раскрыты. Семена получаются почти чистые, и не требуется их вылущивание из шишечек.

Особые трудности представляет заготовка плодов облепихи. При сборе их срезают с короткими побегами, а позднее плоды соскабливают с этих побегов. При перевозке плодов с мясистым околоплодником не следует допускать сильного перегрева.

Чтобы получить семена с высокой всхожестью, у целого ряда пород требуется тщательная подготовка.

Так, семена караганы для посева должны быть очищены от стручков. У сочных, мясистых плодов семена промывают, чтобы предупредить сбраживание их во время хранения или стратификации. У плодов облепихи мясистый околоплодник имеет вещества, сдерживающие прорастание. При стратификации околоплодник медленно разлагается, следствием чего является неравномерная и слабая всхожесть. В околоплоднике яблок содержится этилен, который также задерживает прорастание. Кроме того, он предотвращает прорастание семян в плодах.

В естественных условиях семя во многих случаях проходит через желудок животных, где оно отделяется от мякоти плода. В заготовленных семенах мякоть плода отделяют промывкой.

Менее сочные плоды дерена красного, кизильника, барбариса, боярышника и ирги также часто промывают. Промытые семена высеваются более равномерно, вследствие чего получается лучшее размещение растений по площади. Прорастание семян также более дружное. Во время стратификации непромытых плодов мякоть околоплодника разлагается неравномерно.

Если речь идет о большом количестве семян или плодов, очистку по возможности следует проводить машиной.

Для семян косточковых пород (кизил обыкновенный, все виды слив) подходят маленькие протирочные машины, которые подобны применяющимся при промышленной переработке плодов. Эти машины работают по принципу центрифуги. Они отделяют мякоть плода от семян и разделяют их.

Для семян, находящихся в мягких плодах (облепиха и крушина), пригодны не все типы машин. Решающим является конструкция и число оборотов ножей центрифуги.

Плоды, содержащие мелкие семена (облепиха, кизильник, барбарис, актинидия, крушина, бузина), выгоднее разделять быстросмешивающими приборами (например, электрическими миксерами). Плоды закладывают в сосуд с небольшим количеством воды, где они в самое короткое время будут разрушены размешивающей головкой, вращающейся с большим числом оборотов. Получившуюся кашицу следует 2-3 раза размешать в большом количестве воды и сливать ее, чтобы получить достаточно чистые семена. При этом удаляются также и недоразвитые семена.

Небольшие количества можно промывать вручную, но важно предварительно хорошо растереть или растолочь плоды. Мезгу и недоразвитые семена вымывают водой. Легкое загнивание или брожение плодов облегчает процесс очистки, но нельзя плоды доводить до сбраживания и высокой температуры, так как снижается всхожесть. Потеря всхожести у семян бузины черной большей частью происходит из-за таких ошибок.

Семена некоторых видов хвойных высвобождаются из шишек с помощью вышелушивания или просушки. Под влиянием тепла чешуйки шишек раскрываются, и семена освобождаются. В простейшем случае это происходит в ящиках или корзинках, которые ставят под трубами отопления в теплицах или под другими отопительными приборами. Хорошо действует постепенное повышение температуры, но она не должна подниматься выше 40° С, так как иначе могут наблюдаться повреждения. При сильном встряхивании шишек семена из них выпадают.

Урок 7. Сельскохозяйственный труд. Растения.

Изделие: «Получение и сушка семян».

Задачи урока: показать значение растений для человека, познакомить с частями растений (корень, стебель, листья), формировать умения получения и сушки семян, воспитывать интерес и уважение к труду человека, учить составлять план работы по слайдам; развивать навыки работы пластмассовым ножом, воспитание аккуратности, самостоятельности, учить сравнивать планы, представленные в учебнике.

Планируемые результаты:

Предметные:

понимать значение растений для человека, выделять основные части растений: корень, стебель, листья.

Личностные: формирование позитивного отношения к труду.

Регулятивные: планировать свою деятельность.

Познавательные: осуществлять практическую работу по извлечению и сушке семян; поиск и выделение необходимой информации по иллюстративному материалу.

Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы по итогам прочтения отрезка текста.

Основные термины и понятия: земледелие.

Ресурсы и оборудование.

У учителя: учебник, материалы для демонстрации: иллюстративный ряд с изображением различных растении; фотографии декоративных композиции из цветов (фото, натура), лекарственные сборы, семена некоторых растений (картофель, помидоры, морковь, огурец), схема «Части растений», материалы, инструменты для выполнения задания: 1 перец, ложка, крышка, цветные карандаши, лист бумаги, конверт.

У учащихся: учебник, 1 перец, ложка, крышка, цветные карандаши, лист бумаги, конверт, пластмассовый (одноразовый) нож..

Ход урока:

Вступительная часть (10 мин.).

Урок начинается с обсуждения темы прошлого урока, с демонстрации изделий, выполненных детьми дома. Какие материалы использовали для работы? Какой способ соединения использовали?

Учитель: «Сегодня мы будем говорить о растениях. Как вы думаете, какой была бы жизнь на Земле без растений? (учащиеся высказывают свои предположения). Жизнь на Земле была бы невозможна без растений. Растения – источник пищи и кислорода для всех живых организмов на планете. Какие растения вы знаете? А что такое «растения»?».

Учащиеся пытаются найти ответ на этот вопрос, рассматривая иллюстрации, фотографии, предложенные учителем. На фотографиях могут быть изображены различные растения на лугу, в саду, в городе, на окне в квартире, на болоте, в воде, в лесу и т.д. Что нужно растению для роста?

Учитель делает вывод, что растение – это целый организм, получающий питание из воздуха и почвы. Есть растения водные, лесные, полевые, болотные, культурные, лекарственные, садовые, комнатные и т.д. То есть название зависит от места произрастания и назначения.

Учитель: «Откроем учебник на стр. 24. Прочитаем диалог Вани и Ани».

После чтения текста учитель задает вопросы на понимание. После учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на информацию, которую только что прочитали. Предполагаемы ответы учащихся предлагаются в скобках.

Как люди используют цветы? (для красоты). А что конкретно можно сделать? (букеты, композиции). Учитель может продемонстрировать композиции из цветов (изображение, натурные композиции). Что делают из фруктов? Какие соки вы любите? Можно закатывать на зиму компоты. Как используют крупы? Что делают из овощей?

Проверяем себя. Учитель предлагает выполнить задание на стр. 24. Учащиеся рассматривают фотографии и отвечают, для чего еще нужны растения.

Различные травы собирают в различные лекарственные сборы, их пьют при простудных заболеваниях, когда болит живот, можно заваривать некоторые травы и добавлять в ванну. Собирают ромашку, череду, зверобой и т.д. Здесь учитель может продемонстрировать пакетики с лекарственным сбором.

Из ягод варят вкусное варенье. Какое варенье вы любите? Мало того, что варенье очень вкусное лакомство, так оно еще может быть и полезным, например, малиновое варенье пьют при простуде.

Человек использует дерево для изготовления мебели. А еще как, вспомните, когда мы ходили на экскурсию в лес, мы говорили об этом. Это и строительство, и изготовление бумаги, и игрушки и т.д.

Можем сделать вывод, что растения очень необходимы в нашей жизни, поэтому их нужно охранять и оберегать.

Учитель: «Выращивание растений связано с земледелием. Знакомо ли вам это понятие? Что это такое? Земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений».

Учитель: «Откроем учебник на стр. 25, прочитаем диалог Ани и Вани». После обсуждение прочитанной информации учащиеся отвечают на впросы учителя. Как можно вырастить новое растение? Как нужно ухаживать за растениями? Какие процессы ухода за растениями показаны на фотографиях? (полив, вспахивание).

Давайте рассмотрим семена некоторых растений. Учащиеся рассматривают семена, демонстрируемые учителем.

Картофель – мы высаживаем сами клубни весной, а осенью собираем урожай.

Есть овощи, для выращивания которых необходимо высадить рассаду весной, они дадут ростки, которые высаживаются в землю, летом грядки пропалывают, поливают и в течение лета, осенью собирают урожай – это помидоры, огурцы (учитель демонстрирует семена растений).

Некоторые растения высаживаются сразу на грядку – например, морковь.

А ведь еще есть один очень интересный факт – у разных растений мы используем разные части растений, есть даже такая сказка «Мужик и медведь», в которой главные герои делили вершки и корешки». Учащиеся пересказывают содержание.

В этой сказке мужик в лесу высаживал семена, а медведь навадился к мужику отбирать часть урожая. В первый год мужик посадил репу, и здесь мужик перехитрил медведя, отдав ему вершки, ведь самое вкусное у репы – это корешки. На следующий год мужик посадил рожь. На этот раз, решил медведь, мужик его не обманет, и выбрал корешки, но как ни старался медведь с корешками ничего сделать не смог. А вы как думаете, что сделал с рожью мужик?

У каждого растения мы можем выделить его отдельные части – это корень, стебель, листья (учитель может на примере какого-либо растения показать части, а также на схеме).

Учащиеся сами пытаются выделить у различных растений.

Анализ изделия. Работа с планом. (5-7 мин.)

Учитель: «Прочитаем в учебнике на стр. 25, что предлагает сделать нам Аня (собрать семена перца, чтобы весной их прорастить и посадить, чтобы вырастить урожай).

Откроем учебник на стр. 26. Для начала как обычно обратим внимание на знаки сложности и затраты по времени».

Учащиеся отмечают, что показана одна гирька – это значит, что задание очень легкое, и одни часики – это значит, что выполнить его сможем менее, чем за урок.

Так как задание очень легкое, то учитель может предложить учащимся выполнить задание самостоятельно, предварительно подробно обсудив план его выполнения.

Учитель: «Какую цель в практической работе мы себе поставим? (получить семена перца для дальнейшей посадки). Что нам понадобится для работы? Посмотрите на слайды. (перец, пластмассовый нож, ложечка, конверт, крышка, цветные карандаши). Попробуем по слайдам составить план работы, что нужно сделать сначала, что потом? (организовать рабочее место, разделить перец пополам, извлечь семена, положить в крышку, ссыпать в конверт) – учитель записывает составленный учащимися план работы на доске».

1. Организуй своё рабочее место. Снова проверим по слайду №1, все ли материалы и инструменты мы подготовили.

Если ли у нас такой пункт на доске?

2. Раздели перец пополам.

Посмотрим на слайде №2, какой должен получиться перец после деления? При помощи чего мы разделим перец (при помощи пластмассового ножа). Разделим его, положив на стол, аккуратно разрезав примерно посередине (учитель демонстрирует данную операцию).

3. Из плода ложкой извлеки семена.

Куда необходимо высыпать семена, как это нужно сделать, посмотрим слайд №3.

4. Выложи семена на крышку и поставь сушиться на подоконник. Напиши своё имя на листе бумаги, положи его под крышку.

Посмотрите на слайд, как это сделала Аня.

5. Когда семена высохнут, ссыпь их в конверт, где они будут храниться до весны, а весной ты можешь вырастить из этих семян рассаду.

На пятом слайде уже показано, что сделать с семенами, когда они подсохнут. Эти операции можно выполнить на занятии внеклассной деятельностью. Необходимо положить семена в конверт. Храниться они будут до весны, весной можно будет высадить рассаду.

Чтобы было понятно, какие семена находятся в конверте, нарисуем на нем перец, такой, какой бы мы хотели вырастить.

Учитель может предложить учащимся самим склеить конверт.

Изготовление изделия . (15-20 мин.)

Как говорилось выше, учитель может предложить учащимся выполнить задание самостоятельно, так как оно достаточно лёгкое. Во время работы учащиеся могут задать учителю вопросы, при необходимости оказывает помощь, корректирует работу, при необходимости учитель может показать некоторые действия выполнения задания.

Подведем итоги. (3-5 мин.)

Подводя итоги, учитель проводит беседу об изученном на уроке материале. Какую роль растения играют в нашей жизни? В чем растения помогают человеку? Что такое земледелие?

Также проходит обсуждение выполнения задания, насколько оно было лёгким и хватило ли времени.

Электронное приложение к данному уроку включает в себя 3 раздела: «Новый материал», «Видео», «Сделай сам».

Для сравнения и проверки плана изготовления изделия, а также организации рабочего места необходимо перейти в раздел «Сделай сам».

Раздел «Видео» поможет ребятам выполнить практическую работу по извлечению и сушке семян, покажет, как оформить пакетик для их дальнейшего хранения.

Когда на грядке вырастают вкусные огурцы или крупные помидоры, очень хочется посадить на следующий год такие же, но вот вопрос – как заготовить семена ?

Оказывается совсем не обязательно искать нужный сорт по магазинам, потому что умелый и заботливый огородник получает семена от своих собственных растений на , и вот как это делается.

Заготовка семян

Во время активного плодоношения кустов помидор, нужно выбрать из них самые урожайные и скороспелые.

Их тщательно пасынкуют, помечают стебель тесемкой и после завязывания двух-трех плодовых кистей, прищипывают верхушку растения.

Позже, когда плоды начнут созревать и спеть, из них выбирают лучшие, снимают и кладут на дозаривание - доведение плода до спелости, на 1-2 недели.

Такой прием заготовки значительно увеличивает последующую всхожесть семян, так как перезревшие плоды значительно снижают всхожесть семян .

Как только семена отделятся от мезги и сока, их тщательно промывают и раскладывают сушить на стекло, фанеру или картон.

Из килограмма помидор можно заготовить около 4 граммов семян, это более 1000 штук. Хранят семена в сухом помещении при 10-12 градусах.

Семена пригодны к посеву даже через 7 лет, а их чистосортность объясняется тем, что томаты – самоопыляющиеся растения и они не могут скреститься с другими сортами.

Другое дело – огурцы . Чтобы получить чистосортные семена, на участке нужно выращивать только один сорт этого овоща.

В период начала цветения нужно удалить с грядки все слабые и дефектные растения. Отметить растения, с которых будут браться плоды на семена и прищипнуть их на уровне 5-6 листа.

На семена нужно оставлять огурцы первого урожая, отдавая предпочтение самым правильным по окраске и форме.

Лучшие семена будут из огурцов, собранных из пазухи второго или первого листа. Для семян на каждом растении оставляют не больше трех плодов, другие завязи ощипывают.

Для окончательного созревания семян огурцам потребуется 35-40 дней, то есть их не снимают до тех пор, пока они не пожелтеют. Потом их срывают и кладут на дозаривание.