Расписание мастер-классов по батику. Роспись по шелку: мастер-класс для начинающих любителей экслюзивных вещей

Мастер-класс провела Елена Степанкина.



Роспись по шелку - работа, конечно же, очень тонкая. Но с помощью контуров нарисовать свою первую картину может каждый из нас!

Материалы:
шелк натуральный без пропитки;
деревянная рама нужного размера;
кнопки;
акриловые краски для батика;
палитра;
кисти синтетические и колонковые;
резервирующий состав (черный);

Трубочка стеклянная для резерва;
резиновая груша;
бензин для промывания трубочки;
пипетка;
простой карандаш;
фен;
утюг;
крупная морская соль.

Как расписать картину. Батик.

Распечатайте на принтере картинку нужного размера и переведите ее на кальку. Ткань натяните на подрамник с помощью кнопок, подложите под нее рисунок и обведите линии карандашом.


Обведите карандашные линии резервирующим составом с помощью трубочки.


Следите, чтобы все линии были замкнутыми.

После того как резерв высохнет, начинайте роспись. Советуем проверить замкнутость контуров - капните водой внутрь и посмотрите, не растечется ли она за контуры. Перед окрашиванием смачивайте каждый участок водой (роспись по-сырому), чтобы добиться плавных переходов цвета от светлого к темному. Раскрасьте небо и солнце.


Разбросайте крупную морскую соль по свежеокрашенному участку, чтобы добиться красивого эффекта.


Высыхая, кристаллы соли притягивают краску, создавая эффектные узоры.

Раскрасьте домики и мостовую, используя ту же технику – по-сырому. У вас не должно остаться незакрашенных (белых) участков.

Этому искусству уже полторы тысячи лет. Роспись по шелку зародилась в странах Азии и Ближнего Востока, как ценное украшение императорского двора. Сегодня же батик, как называют свои изделия художники по тканям, популярен во всем мире и его используют и модельеры, и дизайнеры интерьеров. В нашей стране тоже есть такие мастера, и они создали целое направление - "русский батик".

Расписное платье Ольга полностью создает сама. Придумала фасон, сделала эскиз, и даже ткань - ее работа. Белое полотно покрыла краской, нанесла узор горячим воском, еще слой краски - уже более темным тоном. Когда воск расплавится под утюгом, на ткани останутся светлые линии. Это и будет тот узор, который придаст ткани неповторимый характер.

Ольга Рахалина: "Покрытий может быть до десяти, иногда больше. Но это в редких случаях. Потому что ткань имеет свойство впитывать столько краски, сколько возможно. И если начинаешь больше покрывать, то она просто сойдет потом после стирки. Просто не будет того эффекта, который нужен".

Расписывать ткань красками начали на Востоке много веков назад. Украшали, в основном, одежду, причем простыми рисунками и орнаментами. Когда это искусство появилось в России, оно приобрело совершенно иной смысл. Наши мастера для каждой работы придумывают свою сюжетную линию. Именно поэтому в последствие появился даже особый термин - русский батик.

Надя Быкова расписывать ткань учится уже не первый год. Говорит, самая простая техника - холодный батик. Контуры изображения наносятся на сухую ткань специальным составом - резиновым клеем, а потом, как в детских раскрасках, каждая часть заполняется своим цветом. Единственное условие - контуры должны быть замкнутые, иначе рисунок получится расплывчатым.

Надежда Быкова: "Анилиновые красители - это химический состав. Они пропитывают ткань полностью. А акриловые ложатся сверху, застывая резиновой пленочкой".

Создать фактуру помогут спецэффекты. К примеру, чтобы рисованные мох, камни или шишки выглядели более естественно, пропитанную краской ткань посыпают солью, а для изображения крупных пузырей или бликов от солнца лучше использовать мочевину.

Юлия Лындина: "Мочевина разгоняет, то есть, разъедает краситель, и появляются более яркие эффекты. А соль впитывает в себя воду вместе с красителями, и получается, что соль сама мельче, чем мочевина. Эффект получается мелкий, менее заметный".

Елена Ширяева соль не использует. Ее инструмент - широкие кисти. Она создает флаги, а значит, поверхность должна быть выкрашена максимально ровно и гладко.

Елена Ширяева: "На каждой ткани краска ложится по-разному. НА хлопчатобумажную ткань хуже краска ложится. Если бы это был натуральный шелк, там бы все само собой растекалось. Быстро, красиво".

Подкладочный шелк тоже хорошо держит краску, уверена Ольга Топоркова. Она расписывает игрушки для самых маленьких, поэтому каждая деталь должна быть яркой и четкой. Голова и туловище рисуются вместе, уши и лапы пришиваются отдельно.

Самое сложное, уверена Ольга, передать мимику персонажа. Одна неправильная линия может изменить настроение игрушки на прямо противоположное. Зато никаких ограничений в раскраске одежды. Ведь в сказках Мишки бывают и моряками.

Ольга Топоркова: "Вообще, лучше, конечно, оставлять краску сохнуть в естественных условиях. Но иногда можно и поторопить феном".

Самый важный этап - закрепление краски. Ткань нужно зафиксировать паром или просто прогладить утюгом. Тогда игрушка останется яркой и будет радовать детей и взрослых еще долгие годы.

Гость в студии – художник, преподаватель по батику Мария Зозуля.

Ведущая: С чего начать тем, кто решил с помощью шелка и красок создавать картины, наряды и даже забавные игрушки? Об этом расскажет художник, преподаватель по батику Мария Зозуля.

Итак, скажите, какие техники батика существуют?

Гость: Техники есть горячие и холодные. Иногда техники можно смешивать, и горячие, и холодные, в некоторых картинах используются смешанные техники горячего и холодного батика. И также в некоторых местах вообще бесконтурная техника, просто роспись по шелку с использованием загустителя.

Существует техника холодного батика. С помощью стеклянной трубочки наносится резервирующий состав, чтобы предохранить перетекание краски за контур. То есть, в каждом кусочке - какой-то конкретный цвет. Также можно нанести горячий расплавленный воск, зачерпывается и наносится на шелк, а потом убирается с помощью газеты и утюга. Прокладывается газета внизу и сверху и проглаживается утюгом.

Краски наносятся с помощью кисточек. Большие фоны с помощью кисточки побольше, а более маленькие участки - с помощью маленьких кистей наносятся.

Ведущая: Это обычные живописные кисти?

Гость: Да, обычные живописные.

Ведущая: А сами краски? Это какие-то специальные красители для ткани?

Гость: Это специальные акриловые краски. Более популярны те краски, которые фиксируются утюгом.

Ведущая: Если нет никаких импортных красителей, специальных красителей, можно использовать какие-то подручные средства? Например, мы знаем знаменитый рецепт - это чай, кофе… Эти вещества окрашивают ткань?

Гость: Поэкспериментировать-то можно, конечно с чем угодно, если очень хочется, то можно. Можно даже и из кофе и не на шёлке, на любой ткани.

Ведущая: Что еще нужно приобрести для того, чтобы создать такие шедевры?

Гость: Можно использовать разный шелк, жатый шелк, шифон, эксцельсиор, атлас, жаккардовый - различные шелка. Рама, кнопки для натяжения, салфетки для промокания, пульверизатор-брызгалка, обязательно нужно побрызгать, калька с рисунком. Рисунок можно наносить сразу же, прикрепив булавками кальку с рисунком с той стороны, он будет просвечивать, и можно сразу же наносить разными контурами, любым каким-то цветным или прозрачным. То есть, можно сразу наносить, подождать, пока высохнет и расписывать.

Ведущий: Для тех, кто только начинает осваивать это искусство, если во время творчества вдруг какая-то ошибка, появилось какое-то пятно на ткани, можно быстро исправить ошибку?

Гость: Художники говорят - дефекты превратить в эффекты. Когда что-то такое происходит, нужно просто из этого кусочка придумать что-то другое, добавить какую-то дополнительную деталь и сделать какой-то интересный эффект, потому что здесь так же, как в акварельной технике, невозможно это уже убрать, как правило.

Ведущая: Если изделие готово, рисунок нанесен, все краски совпадают и все устраивает, как это все нужно закрепить?

Гость: Закрепить утюгом, как правило, с другой стороны, не с лицевой, с по три минуты на каждом участке подержать, и все. И можно ее стирать, носить, если это одежда, если это платок. Ничего никуда не денется, не потечет.

Для росписи лучше использовать шелк. Однако если у вас нет этого материала, подойдет и хлопок. Главное, чтобы он был натуральный: на ткань, которая содержит искусственные волокна, как правило, плохо ложится краска.

Закрепить рисунок можно с помощью утюга: проведите им несколько раз по готовому изделию. Если же вы не уверены, что ткань выдержит эту процедуру, есть другой способ: положите материал на лист бумаги и подержите его пару минут над паром.

Чтобы ткань не собиралась складками во время работы, закрепите ее с помощью обычных пялец. Только будьте осторожны: на шелке легко образуются дырочки и зацепки.

Если вы случайно поставили на ткань пятно, попытайтесь использовать его как элемент нового узора. Или же просто нанесите на него слой более темной краски.

И последнее - стирать такие изделия нужно в теплой воде с добавлением уксуса. Но не выжимайте ткань, заверните ее в махровое полотенце, а спустя несколько минут выньте, расправьте и оставьте высыхать.


Гейша. Декабрь.


Светлана Логинова – художник в подлинном смысле этого слова, человек, который сочиняет и творит! А создает она в первую очередь эмоции и настроение.
В ее волшебных произведениях осязается пространство и воздух. Насыщенные и в то же время мягкие цвета посылают зрителю поток, наполненный светлой энергией и гармонией. Каждого, кто смотрит на картины художника, посещает то чувство радости, которое дает нам непосредственное ощущение мира и настоящего искусства, пробивающегося сквозь разум и интеллектуальное восприятие окружающего.
Несмотря на различные темы, которые выбирает Светлана Логинова, ее выполненные в сложной технике батика произведения объединяет неподдельная чистота и улыбка - такая улыбка, с которой, наверное, Бог создавал Землю.



г. Находка, Россия.

Светлана Логинова – художник в подлинном смысле этого слова, человек, который сочиняет и творит! А создает она в первую очередь эмоции и настроение. В ее волшебных произведениях осязается пространство и воздух. Насыщенные и в то же время мягкие цвета посылают зрителю поток, наполненный светлой энергией и гармонией. Каждого, кто смотрит на картины художника, посещает то чувство радости, которое дает нам непосредственное ощущение мира и настоящего искусства.

Изящество и изысканность ее шелковых полотен, просто поражают!
Логинова Светлана. Картина на шелке "СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ"
роспись на шелке
3-х слойная картина: нижний слой фетр со стразами, верхний- слой прозрачного шелка с изображением балерины. Применены 3D -пигменты бриллиантовым сиянием.
Логинова Светлана. Двуслойная шелковая картина "Балерина. Лебединое озеро"
роспись на двух слоях шелка. Картину можно мыть. Отдельные фрагменты изображения очень красиво переливаются в электр. свете и солнечных лучах.


Логинова Светлана. Трехслойная шелковая картина "Балерина. Весна"
А эта картина написана в сложной технике роспись на ТРЕХ слоях шелка. Нижний слой-иск. атлас- изображение портьеры; второй слой- натур. крепдешин-изображение цветущей вишни, верхний слой-натур. газ- изображение балерины, легкие контуры портьеры.
свободная роспись на плотном иск. шелке, на отдельных деталях применена золотая поталь.


Роспись на плотном грунтованном шелке.Устойчивые краски.
По мотивам произведения К.Банга
Применена золотая поталь на украшениях девушки. Картина очень красиво смотрится в реале.


Логинова Светлана. Картина на шелке-ДИПТИХ "Модница-красавица на пестрой туфельке"
Роспись на плотном загрунтованном шелке, устойчивыми красками. Картину можно мыть. По мотивам постера.
Логинова Светлана. Картина на шелке" ЛАНДЫШИ"

По древней философии фен-шуй изображение цветов с нежным запахом – исполнение желаний. Зеленый цвет многократно усиливает положительную энергетику. Ландыши являются олицетворением чистоты, верности и любви.

Трехслойная картина, роспись на шелке. Нижний слой- плотный шелк, второй слой- сетка с искринками, верхний слой- полупрозрачный шелк с изображением феи и ландышей, росинок… применены пигменты с бриллиантовым сиянием- при попадании света отдельные фрагменты очень красиво переливаются.
Авторская переработка по произведению Р.Андерсон

Логинова Светлана. Картина на шелке "Догулялся…"
…догулялся… всю ночь с кисками… поспать надо… ветка- самое безопасное место- никакая собака не достанет…

Роспись на иск. плотном шелке

Логинова Светлана. Маки, маки, красные маки…
роспись на плотном иск.шелке устойчивыми красками.


роспись на плотном иск.шелке
роспись на иск. плотном шелке


Логинова Светлана. картина на шелке "Задумчивый Ангелок"
роспись на плотном иск. шелке
роспись на плотном иск.шелке устойчивыми красками
роспись на шелке
роспись на шелке, двухслойная картина, объемный эффект. При попадании света, отдельные фрагменты красиво переливаются.

двухслойная картина, роспись на шелке, при попадании света отдельные фрагменты очень красиво переливаются.

Нижний слой-шелк с фантазийным рисунком, второй слой- сетка со стразами, верхний слой- прозрачный натур. шелк газ с мотыльками. Крылышки мотыльков очень красиво мерцают при попадании света.
Роспись на плотном шелке акриловыми красками.

Платок из шелкового атласа. Выполнен на заказ под впечатлением книги
К. Антаровой "Две Жизни".


Роспись на шелке свето и водоустойчивыми красками.


Логинова Светлана. Гейша.Декабрь (из серии "Цветы Сакуры")

Роспись на плотном иск. атласе. Детали картины тщательно прописаны. По мотивам Морита.

роспись на иск. атласе. По мотивам Морита.
При желании приобретения работы могу выслать фото в лучшем качестве.
В реальности картина очень красиво смотрится, все детали тщательно прописаны.

Изображение воды многократно усиливает положительную энергетику здоровья, долголетия, внутренней гармонии человека. Яркие цвета поднимают жизненный тонус.

Роспись на иск. атласе, устойчивые краски, при заинтересованности вышлю фото в хорошем качестве.

трехслойная картина, роспись на шелке. Нижний слой-плотный шелк, второй слой- прозрачный шелк с фантазийным узором, верхний слой- натуральный прозрачный газ с изображением бабочек. Применены пигменты с эффектом сияния.
Роспись на плотном иск. шелке, по мотивам вышивки


роспись на плотном иск. шелке специальными акриловыми красками, смешанная техника.

роспись на плотном иск. шелке.
Роспись на плотном иск. шелке.

Двухслойная картина, роспись на шелке. Нижний плотный иск. шелк с изображением пузырьков, водорослей, рыбы. Верхний слой- прозрачный газ- рыбы, водоросли, пузырьки. Применены пигменты с бриллиантовым сиянием- отдельные фрагменты очень красиво переливаются на свету.
Логинова Светлана. Ирисы Великолепные.
роспись на плотном иск. шелке

роспись на плотном иск. шелке, по мотивам эскиза вышивки.
роспись на плотном иск. шелке акриловыми по ткани красками.
трехслойная картина, роспись на шелке. Нижний два слоя- плотный шелк и сетка с искринками, верхний слой- натуральный шелк шифон (прозрачный) с изображением Хризантем.
роспись, плотный иск. шелк, акриловые краски.
Портет щенка породы Ретривер-Голд (золотистый).

Роспись на шелке. Трехслойная картина: шелк, сетка с искринками, натур. шелк-газ. Хризантемы изображены на верхнем прозрачном газе.
Нижний слой очень красиво мерцает на свету.
роспись на плотном иск. атласе.

Журавль – популярнейшая птица в фен-шуй. Наделена многими мистическими способностями – приносит долголетие, здоровье, легкость в разрешении любых проблем. Древняя философия фен-шуй говорит, что присутствие птиц или их изображения в доме посылает везение.

Двухслойная картина, роспись на шелке, объемный эффект. Нижний слой- плотный шелк с изображением пейзажа с птичьего полета; верхний слой- прозрачный газ с изображением журавликов.


Присутствие птиц или их изображения в доме дарует легкое разрешение любых проблем.

Роспись на шелке. картину можно мыть

Логинова Светлана. Птахи
роспись на плотном иск. шелке атлас
роспись на плотном иск. шелке атлас.


Роспись по шелку – увлекательный вид рукоделия для творческих людей с хорошим вкусом. Рисование на ткани с использованием особых красок позволяет создавать удивительные по красоте картины ручной работы. Начинающие художницы легко справятся с задачей, если начнут с росписи платков.

Создание картин в технике росписи по шелку – древнее искусство. Расписными платками издавна славились мастера многих стран, особенно японские и китайские художники. Для создания шедевров ручной работы понадобится:

  • шёлковый платок произвольных размеров;
  • специальные краски для росписи по шёлку;
  • состав для нанесения барьеров:
  • насадки, регулирующие толщину контуров.

Лучше всего начинать работу с абстрактной росписи. Для того чтобы краска не растекалась во все стороны по платку, рекомендуется обработать платок раствором соли. Если этого не сделать, краски могут расплыться, и тогда работа будет выглядеть неаккуратно. Платок нужно зафиксировать при помощи крючков, затем, используя кисти разного размера, нарисовать по всей поверхности ткани абстрактные узоры. Это могут быт волнистые линии, простейшие геометрические фигуры, орнамент в стиле «турецкий огурец». По завершении работы необходимо оставить платок на подрамнике до полного высыхания.

Галерея: роспись по шелку (25 фото)





















Роспись по шелку: картины

Освоив технику нанесения краски на ткань и попрактиковавшись с простейшими абстрактными узорами, можно переходить к созданию целых картин на определённую тему. По возможности рекомендуется посетить мастер класс по рисованию на ткани. Перед тем как приступать к росписи, необходимо тщательно продумать и набросать на бумаге эскиз будущего изображения. Только после этого можно приступать к исполнению замысла красками на платке.

Наиболее популярные сюжеты росписи – восточные мотивы : журавли, цветущая сакура, стрекозы и бабочки. При выполнении рисунка следует иметь в виду, что общий колорит изображения должен гармонировать с цветом платка, диссонансов и резких контрастов не должно быть.

Если изображение имеет большие размеры, начинать необходимо с центра, постепенно переходя на периферию. Использование кисточек различного размера поможет передать тонкую игру светотени и сделать картинку более объёмной. Перед тем как приступать к выполнению рисунка, необходимо попробовать выбранные краски на выбранном куске ткани. Если рисунок быстро потускнеет или расплывётся, для выполнения большой картины лучше взять другие, более качественные красители. Во время выполнения рисунка необходимо быть внимательным и аккуратным, потому что исправить допущенную ошибку без ущерба для общей картины получается не всегда.

Роспись по шелку: батик

Холодный батик , мастер класс:

Набравшись опыта в этой технике, можно приступать к выполнению работ в технике горячего батика . Эта техника более сложная. Но имеет больше выразительных возможностей. Техника горячей росписи по батику получила такое название потому, что красящий состав необходимо нагреть перед использованием. В качестве материала для росписи в этой технике, как правило, используют качественную хлопчатобумажную ткань.

Для тех, кто только начал работать с тканью, лучше всего использовать краски, которые закрепляются с помощью длительной сушки или проглаживания нагретым утюгом . В продаже есть специальные наборы для новичков, в них входят отрез ткани, на котором уже нанесён контур изображения, и несколько красителей, напоминающих акварель. Цветовая гамма уже подобрана. И расписать платок с готовым шаблоном не представляет трудности. Такая тренировка даёт ценный опыт, который потом пригодится в самостоятельном творчестве.

Краски для росписи по шёлку очень быстро высыхают , поэтому во время росписи нельзя медлить. Но и торопиться нельзя. Потому что работа требует точности и аккуратности. Всё, что может понадобиться в самый ответственный момент работы, должно находиться в пределах досягаемости. Перед тем как расписывать ткань, новичкам стоит потренироваться с использованием бумаги или холста.

Роспись по шёлку в различных техникахоригинальный вид рукоделия для тех, кто любит рисовать, обладает хорошим вкусом и мечтает реализовать свои творческие способности. Для того чтобы качественно выполнить работу, необходимо заранее определиться с рисунком, а также быть максимально аккуратным и сосредоточенным.

Роспись по шелку – это древнее и захватывающе красивое искусство. Огромный выбор различных красок, пигментов и контуров помогает создавать великолепные произведения в самых разных стилях. Мягкость струящейся ткани, изумительные переливы цветов – этот вид рукоделия не может не захватывать. Он дает возможность собственными руками создавать уникальные и неповторимые ткани. Их можно использовать не только в декоративных целях, но и для создания авторских изделий. Это может быть элегантная открытка, художественное панно и даже восхитительный эксклюзивный шарф. Все эти вещи принесут радость и самому их создателю, и тому, для кого они предназначались.

Эта техника, как вид прикладного искусства, имеет текстильную стилистику. Ее великолепным образцом является традиционный азербайджанский платок ручной работы, который изготавливается по старинной технологии. Изделия, в основном, создаются путем нанесения линий резерва на ткань, которые являются ограничителями для красителей. Роспись по шелку, ткани – батик, является тем направлением, которое позволяет создавать широкие узорные линии, оставляя часть ткани не окрашенной.

Для современных и традиционных техник росписи по шелку свойственно сочетание цветовых пятен, линий, орнаментов и декоративной живописи. Чаще всего текстильная графика имеет плоскостной характер, причем на ней отсутствуют как передний, так и задний план. Вообще же, существует целый ряд декоративных техник росписи по шелку, каждая из которых имеет свои традиции.

Оборудование и материалы

Обычно, посмотрев великолепные работы мастеров, многие загораются желанием попробовать свои силы в этом деле и заняться росписью по шелку. Такие энтузиасты интересуются тем, что нужно для росписи по шелку. Для этой техники существует множество приспособлений, но ею можно начать заниматься, даже имея только самое необходимое оборудование.

Легкий эпонж – великолепный материал для начинающих художников. Эта ткань хорошо подходит для тренировочных упражнений и пробников, а также для изготовления праздничных открыток, шарфов и картин. В процессе работы, по мере приобретения опыта, можно пробовать работать с другими видами шелковых тканей.

  • Красители и краски для шелка
  • Контурные смеси и гутта

Нанесение линий, служащих при росписи по шелку барьером от растекания красок по ткани, является обязательным элементом этой технологии. Барьерные линии наносятся при помощи гутты и других контурных составов.

  • Тонкие металлические насадки

Существуют специальные металлические насадки, которые можно прикрепить на носик аппликатора для регулирования толщины контура. Выпускаются насадки диаметром 0,3–1,0 мм.

  • Загуститель красителей

Для изменения способа растекания краски к красителю для шелка добавляются специальные загустители.

  • Грунтовочный состав

Он наносится на ткань для того, чтобы изменить способность шелка впитывать краситель.

  • Эффектарные соли

Их используют для получения эффектных узоров, основанных на изменении фактуры рисунка.

Для удобства росписи шелк натягивают на раму, которая способствует правильному и равномерному распределению красителей. Более эффективными являются специальные раздвижные рамы разных конструкций.

  • Инструменты

К ним относятся кошки-крючки для натяжения шелка на раме, формы для колеров, плоские и круглые кисти разных размеров, трубочки для нанесения резерва и др.

Основные приемы росписи

Практически все виды росписи по шелку выполняются на ткани, натянутой на раму. Первым и одним из основных этапов является создание контурной линии. Она наносится резервирующим составом, который создает преграду и не дает краске растекаться. Для получения аккуратной контурной линии нужен определенный навык, который приходит с опытом. Рисунок можно наносить при помощи шаблона или непосредственно от руки. Это, конечно, сложнее, но зато дает определенную свободу фантазии, потому что вы сможете таким способом проявить свою индивидуальность.

Для создания весьма интересных росписей можно применять поэтапное нанесение контура бесцветным резервом. Для этого используют линию резерва, которая необходима для управления распределения красителей и для очерчивания контура рисунка. При работе таким способом линии менее заметны, что приводит к созданию менее шаблонного и более мягкого изображения.

При поэтапном нанесении контуров декоративная роль линии сведена к минимуму. Но можно создавать уникальные узоры, используя невидимые линии резерва. С помощью гутты, воска или водорастворимого резерва вы можете нанести необходимый рисунок, а затем, после его окрашивания, удалить полностью контуры с законченного изделия. Для получения четких геометрических рисунков или бордюров следует научиться наносить прямые линии. Их после определенной практики можно нарисовать от руки. Для начала же тренироваться можно, положив длинную линейку на два брусочка.

Используя загустители для красок, рисунок на ткань можно наносить с помощью штампов и печатей. Начинающие мастера такие вспомогательные средства могут приобрести в специальном магазине, где есть достаточно большой выбор готовых изделий с самыми разнообразными оттисками. Опытные мастера, создающие уникальные узоры, изготавливают штампы самостоятельно или на заказ.

  • Роспись «мокрым по мокрому» для создания эффекта акварели

При использовании этой техники происходит свободное перетекание цвета. В момент, когда растекание краски по ткани прекращается, образуется декоративный слой, который называют «затеком». Если расположить водяные затеки в определенных местах, их можно сделать частью рисунка. Особенно красиво они смотрятся в пейзажах, где изображаются деревья, горы. В растительных мотивах с помощью декоративных затеков можно создать очертания цветочных лепестков и прожилки листьев. Это достаточно сложная техника, потому что надо уметь управлять движением красителей.

  • Работа с использованием эффектарных солей

Сухая соль обладает способностью впитывать краску или жидкий краситель, позволяя создавать удивительные «морозные» узоры. Размер узорных цветовых пятен можно регулировать, используя гранулы и кристаллы соли различного размера. С помощью столовой соли можно сделать совсем мелкие точки, а использование хозяйственной и специальной эффектарной соли для батика помогает получить более крупный рисунок.

Соль при работе в этой технике рассыпается по шелку, пока краски еще влажные. Соль не сможет впитать краситель и образовать рисунок, если ткань уже подсохла. В этом случае вместо впечатляющих текучих разводов получится узор из мелких звездочек. Необыкновенный рисунок образуется, если вокруг каждого кристалла соли остается своя зона действия.

  • Использование грунтовочных составов

Загустительные составы изменяют способность красителя свободно растекаться по ткани. Но можно изменить и впитывающую способность самой ткани. После обработки шелка специальным составом, который препятствует впитыванию жидкости, краски легко наносятся на материал даже без применения резервов.

Грунтовочные составы бывают прозрачные или белые. Они наносятся как на всю ткань целиком, так и на какой-то определенный участок. Когда грунтовочный состав высыхает, шелк ведет себя, как плотная, сухая бумага, удерживая красители там, куда их наносят. При работе можно придерживаться контуров подложенного под ткань образца или эффективно творить, следуя собственной фантазии. Нанесение грунтовочных смесей придает шелку некоторую жесткость, поэтому такие изделия используют там, где мягкость и дрпируемость не очень важны, например, в панно, открытках, чехлах для подушек.

  • Создание узоров из водяных разводов

Для создания самых эффектных затеков используют последовательное нанесение на сухие участки росписи слоев парозакрепляемых красителей, спирта, воды или растворяющих средств. Каждое последующее нанесение красителя или других жидкостей отталкивает предыдущие слои краски, создавая так называемые «морщинистые края». Если последующий слой наносится, когда ткань еще влажная, эффект, получаемый от затеков, смягчается. В этом случае на ткани проявляется узор из более светлых линий или элегантные кольца.

Здесь вкратце были перечислены основные приемы росписи по шелку, с помощью которых можно создавать великолепные высокохудожественные изделия для украшения интерьера своего дома и эксклюзивные модные аксессуары для собственного гардероба. Если вы решите всерьез заняться этим увлекательным делом, то узнаете и другие дополнительные приемы, где вы сможете работать не только с гладким шелком, но и с шелковым бархатом. А пока вам стоит освоить основы мастерства. И поверьте, роспись по шелку доставит вам истинное творческое наслаждение!