Работа по терапии на высшую категорию. Положение о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками

С малыми средствами сказать многое - вот к чему сводится мастерство
(А.М. Васнецов)

Аттестационный отчёт врача о проделанной работе - это, по сути дела, научно-практический труд, в котором врач анализирует итоги своей профессиональной практики и служебной деятельности за последние три года по всем вопросам своей специальности.

Ниже представлены разделы, из которых должен состоять нормальный аттестационный отчёт врача.

I. Введение

1. Краткие сведения об авторе Желательно уложиться в одну страницу. Скупо осветить свой трудовой путь, отметить основные вехи профессионального роста, подчеркнуть достижения в работе, вспомнить про дипломы, сертификаты и удостоверения с курсов повышения квалификации.
2. Краткие сведения о лечебном учреждении Кратко и сдержанно привести сведения о своём лечебном учреждении: число коек, количество посещений, виды диагностических и лечебных процедур и др. Акцентировать внимание на особенностях учреждения.
3. Характеристика своего структурного подразделения (например, отделения) Опять же в лапидарном стиле представить характеристику отделения: основные задачи и принципы организационной работы. Оснащённость отделения (для функциональных, лабораторных, физиотерапевтических и т. д.) Штатная структура медицинских кадров и место, занимаемое врачом, в описываемой структуре. Показатели работы отделения за отчётный период по годам.

II. Основная часть аттестационная отчёта - личная работа врача за последние три года

Все показатели приводятся в сравнении с погодовым анализом данных за последние три года. Будет уместно сравнение своих данных с аналогичными показателями по учреждению, области или стране. За каждым цифровым материалом (таблицей, графиком, диаграммой) должно следовать аналитическое пояснение, раскрывающее сущность динамики цифр (или отсутствие таковой), что продемонстрирует Вашу способность к критическому анализу.

1. Характеристика контингента Структура пролеченных больных по возрасту, полу, по группам с выделением наиболее частых нозологических форм, сложных случаев. Особенности клиники, возрастная патология. Анализ контингента (в сравнении с предыдущими годами).
2. Система диагностики Отобразить систему диагностики (таблицы, алгоритмы и выводы) при профильных (наиболее частых) нозологических формах. Продемонстрировать свои знания в современных методах диагностики: возможности, ограничения, показания, интерпретация. Привести примеры наиболее трудных диагностических случаев из практики.
3. Лечебная работа Отобразить лечебную работу (таблицы, алгоритмы и выводы) при профильных (наиболее частых) нозологических формах. Анализ результатов лечения с оценкой мирового, собственного опыта применения тех или иных методов. Описать клинически интересные случаи из практики.
4. Анализ летальности Анализ летальных случаев по нозологическим единицам.
5. Новшества Рационализаторская работа или освоение и внедрение новых методов диагностики и лечения, профилактики и реабилитации. Особенно важно описать лечебно-диагностический эффект, достигнутый в результате внедрения новых методов.
6. Консультативная работа См. анализ лечебной работы
7. Организационно-методическая работа Как правило, этот раздел аттестационного отчёта предназначен для заведующих отделениями. Разработка методических указаний, инструкций, внедрение системы контроля и анализа качества работы и пр.

III. Разделы аттестационного отчёта, которые могут быть востребованы

В разных регионах могут устанавливать свои правила игры и потребовать раскрыть в своём аттестационном отчёте дополнительно те или иные вопросы.

Работа по повышению квалификации врача предусматривает некоторые разделы, один из них - присвоение врачу квалификационной категории. Врачи могут быть поэтапно аттестованы на вторую, первую и высшую категории. Право получения второй аттестационной категории появляется у врача уже после достижения им 5-летнего стажа работы по соответствующей специальности. Для того чтобы получить возможность аттестоваться, врач должен представить подробный отчет о своей деятельности за последние 3 года работы.

Для составления отчета нет единой формы. Такой отчет представляет собой индивидуальный творческий документ аттестуемого. Однако наличие ориентировочной программы существенно облегчает задачу врача, не исключая его инициативу.

Исходя из своего опыта , мы рекомендуем следующую схему аттестационной работы врача. Предлагаемая схема не является жестким шаблоном, она призвана лишь помочь врачу систематизировать накопленный материал, проанализировать его, сделать выводы и поставить, исходя из анализа, задачи, направленные на дальнейшее совершенствование работы на своем участке.
Аттестационная работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Во введении указываются основные направления работы врача по охране здоровья прикрепленного контингента больных.

Далее дается краткая характеристика лечебно-профилактического учреждения с его структурой и организацией работы и взаимосвязи отделений с тем отделением, в котором работает аттестуемый.
Основная часть, в свою очередь, подразделяется на несколько разделов.

В первом разделе основной части целесообразно дать характеристику отделения, его структуру, штаты, организацию работы, оснащения, организацию приема и профилактической деятельности.
Затем следует подробно охарактеризовать лечебно-диагностическую и профилактическую работу за 3 года и дать ее сравнительную оценку.

При описании лечебной деятельности прежде всего необходимо отразить и проанализировать работу на амбулаторном приеме, показав количество принятых пациентов в поликлинике и обслуженных на дому, удельный вес принятых больных и проведенных профилактических медицинских осмотров, нагрузку на 1 час приема. Необходимо проанализировать заболеваемость с временной утратой трудоспособности по нозологическим формам. Работа по оказанию помощи на дому предусматривает количество и удельный вес активных и повторных вызовов.

Оценивая работу по госпитализации больных , необходимо указать количество госпитализированных и их состав по нозологическим формам, показатель расхождений клинико-поликлинических диагнозов. Следует привести подробный анализ этих расхождений и их причины.

Анализируя лечебно-диагностическую работу , следует привести перечень и количество проведенных процедур, амбулаторных операций, манипуляций, консультаций и дать оценку этого раздела деятельности. Далее необходимо показать, как в условиях поликлиники осуществляется диагностика и лечение заболеваний, по поводу которых больные обращаются за помощью к данному специалисту. Раздел целесообразно иллюстрировать описанием наиболее интересных случаев из практики с приведением данных обследования и лечения.

В разделе профилактической работы освещают участие врача в проведении ежегодных медицинских профилактических осмотров, приводят количество, удельный вес и структуру вновь выявленных больных, своевременность и полноту взятия их на динамическое диспансерное наблюдение.

Динамическое диспансерное наблюдение больных хроническими заболеваниями характеризуется количеством больных, находящихся на диспансерном учете, их составом по нозологическим формам, движением по группам диспансерного учета, показателями нетрудоспособности.

Следует представить объем и характер лечебных и оздоровительных мероприятий (амбулаторное и стационарное профилактическое лечение, санитарно-курортное лечение и т.д.) и показать их эффективность на группе больных, состоящих на динамическом диспансерном наблюдении в течение 3 и более лет.

В четвертом разделе следует охарактеризовать санитарно-просветительскую работу, проведенную врачом за 3 года и показать ее эффективность.
Пятый раздел необходимо посвятить работе по научной организации труда, указать, какие предложения были внедрены и какой получен эффект.

Шестой раздел отчета целесообразно отвести работе врача по повышению профессионального мастерства. Следует указать, проходил ли врач повышение квалификации на различных циклах и рабочих местах, когда, в течение какого времени и по какой тематике, необходимо описать научно-практическую работу, проведенную врачом за отчетный период, ее результаты (опубликованные статьи, выступления с докладами и сообщениями на различных конференциях и т.д.).
Необходимо указать, каким образом врач участвует в общественной жизни коллектива.

В заключение делаются краткие обоснованные выводы о проделанной за 3 года работе и намечаются пути дальнейшего совершенствования деятельности аттестуемого.

Если кратко обобщить вышесказанное , то получится следующая схема.
1. Введение.
2. Краткая характеристика поликлиники и ЛОР-отделения.
3. Характеристика кадров отделения.

4. Характеристика приема:
а) количество принятых в отделении и лично аттестуемым;
б) количество обслуженных на дому и лично аттестуемым;
в) нагрузка за 1 час;
г) данные обращаемости по нозологическим формам (в %);
д) данные обращаемости по вызовам (в %);
е) количество активных вызовов(в%);

ж) количество госпитализированных планово и экстренно, куда, по нозологическим формам, сколько ждут до госпитализации;
з) процент расхождения диагнозов со стационаром и анализ расхождений;
и) средняя продолжительность нетрудоспособности больных по отделению и у аттестуемого;
к) то же по нозологическим формам;
л) количество больных, находящихся на динамическом наблюдении по ф. 30 и принципы их наблюдения и лечения. Результаты (эффективность);
м) движение диспансерных больных и анализ их нетрудоспособности;

н) средняя длительность нетрудоспособности при обострениях заболевания у больных, находящихся на ф. 30;
о) среднее количество дней, сколько продолжается обострение (если учесть, что человек пенсионер и не работает);
п) количество медицинских осмотров и выявляемость заболеваний при этом (в % и по нозологии);
р) своевременность взятия на диспансерный учет;
с) процент охвата динамическим наблюдением;
т) количество амбулаторных операций и каких;
у) количество процедур и каких.

5. Организация повышения знаний.
6. Повышение знаний по гражданской обороне.
7. Количество жалоб, выговоров, замечаний, благодарностей и т.д.
8. Участие в общественной жизни поликлиники - где, в качестве кого.
9. Лечебно-диагностическая работа.
10. Цели и задачи на будущее.
11. Заключение.

Отчет подписывается аттестуемым, ставится дата. Его подпись заверяется главным врачом поликлиники и скрепляется гербовой печатью учреждения.

Квалификация врача определяется в ходе проведения аттестационных процедур и позволяет выявить уровень соответствия теоретических знаний и практических умений квалификационным характеристикам соответствующей специальности. Аттестация на присвоение категории осуществляется по инициативе самого медицинского работника, она является хорошим стимулом для его профессионального роста. Впоследствии установленная категория дает врачу право оказывать медицинские услуги, определенные для данной специальности, влияет на размер заработной платы, повышает престиж врача, способствует его дальнейшему продвижению в профессии.

Квалификационные категории и порядок их получения

Квалификация врача может присваиваться по основной или совмещаемой должности и определяется в соответствии с требованиями, предъявляемыми ко второй, первой и высшей категории.

В ходе аттестационных процедур работник должен пройти профессиональную переподготовку (обучение на курсах и стажировки в ведущих медицинских учреждениях), затем лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии, где осуществляется оценка выполненного им аттестационного отчета о проделанной работе, тестирование и собеседование. При присвоении категории учитываются также образование и стаж врача по аттестуемой должности, которые должны соответствовать требованиям:

Вторая категория – стаж от 3 лет, высшее и среднее профессиональное образование;
- первая категория – стаж от 7 лет при наличии высшего и от 5 лет при наличии среднего профессионального образования;
- высшая категория – стаж от 10 лет при наличии высшего и от 7 лет при наличии среднего профессионального образования.

Сроки действия категории

Срок действия присвоенной квалификационной категории составляет 5 лет с момента подписания приказа. В случае невозможности аттестоваться по истечении 5 лет (декретный отпуск, временная нетрудоспособность) срок ее действия может быть продлен лишь при условии согласия аттестационной комиссии с ходатайством о продлении категории, подписанным главным врачом учреждения, где работает врач.

Но на самом деле присвоение той или иной категории не всегда прямо соответствует реальному уровню квалификации врача. Зачастую более высокая категория отражает снисходительность комиссии к Вашему «длинному» медицинскому стажу либо наличие «нужных знакомств». А более низкая категория может указывать на конфликтную ситуацию с главным врачом либо на сомнения в своей компетентности и страх перед экзаменом.

Ранжирование врачей по категориям, на мой взгляд, характерно только для бесплатной медицины. Там, где медицинский персонал получает зарплату в зависимости от сложности и объёма выполненной работы, там, где установлены чёткие расценки на обследование и лечение, врач должен обладать только лицензией, подтверждающей его допуск и возможность оказывать предлагаемые услуги.

Тем не менее, современная культура, даже в обществе «бесплатной медицины», основана на принципе индивидуального соперничества. Поэтому всегда были, есть и будут врачи, обладающие амбициями и стремящиеся к успеху (в том числе, к защите более высокой квалификационной категории). Более высокая квалификационная категория вызывает чувство законной гордости, способствует самоутверждению, росту уважения/зависти среди коллег и маленькому материальному поощрению.

Что нужно для аттестации на категорию?

1. Иметь представление .

Для любителей бюрократических документов выложены:

  • Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий » от 25 июля 2011 года.
  • Письмо Минздрава № 2510/11568-01-32 «О применении положения о порядке получения квалификационных категорий » от 13 ноября 2001 года.
  • Приказ Минздрава РФ № 810н «О центральной аттестационной комиссии » от 25 июля 2011 года.

Обязательно полистайте полемическую статью профессора Н. Мелянченко «Квалификация врача - категория экономическая ». Из статьи вы узнаете почему отсутствуют квалификационные категории в зарубежных странах и что такое система допусков.

С 1 января 2016 года отменяется сертификация и вводится аккредитация врачей . Очередная статья профессора Н. Мелянченко даст вам возможность подготовиться к конкурентной борьбе в мире допусков и лицензий.

2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.

Квалификационные требования для врачей подробно, вплоть до указания специальной литературы, расписаны в приказе Министерства здравоохранения СССР № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов» от 21 июля 1988 года - ознакомиться .

Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским образованием раскрыты в приложении 4 к приказу Министерства здравоохранения № 249 от 19 августа 1997 года - прочитать .

Крайне важно, чтобы полученное образование и специальность (базовая, основная и дополнительная) не противоречили номенклатуре специальностей, а сама специальность, по которой Вы собираетесь защищать категорию, соответствовала занимаемой должности специалиста. В противном случае возникнут проблемы как с защитой, так и с оплатой квалификационной категории. Ознакомиться с номенклатурой специальностей можно в подразделе «Допуск к деятельности ».

3. Пройти обучение на факультете усовершенствования врачей.

Это обязательное требование. К аттестации не допускаются врачи, не прошедшие усовершенствования по аттестуемой специальности в государственных образовательных учреждениях в течение последних пяти лет. Советую сразу выбирать сертификационный цикл, чтобы после окончания обучения и успешной сдачи экзамена получить ещё и сертификат.

Перечень учреждений, в которых можно пройти усовершенствование, содержится на странице Медвузы России. Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов. Там же приведён список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения.
4. Посмотреть примеры готовых аттестационных работ врачей и медсестёр.

Готовые аттестационные работы врачей и медсестёр выложены на веб-сайт именно в качестве примера и не предназначены для копирования или тиражирования. Неспособность самостоятельно осмыслить результаты своей деятельности является отражением интеллектуальной и профессиональной убогости.

  • Примеры аттестационных отчётов врачей
  • Примеры аттестационных отчётов медсестёр

5. Написать аттестационную работу.

Следует сказать, что подавляющее большинство аттестационных работ врачей неинтересны. Потому что обычно коллеги ограничиваются простым перечислением статистических фактов. Иногда для придания объёма статистику разбавляют вставками из учебников. Иные врачи вообще занимаются откровенным плагиатом: идут в архив, берут отчёты чужих врачей за прошлые года и только меняют цифры. Я даже видел попытки сдать откопированные на «ксероксе» листы. Понятно, что подобный «творческий подход» вызывает только презрение. Ну, а совсем тупые и ленивые медицинские работники просто покупают (например, через Интернет) готовые аттестационные работы.

  • О чём писать в своём аттестационном отчёте рассказано в документе «Примерная схема и содержание аттестационной работы»
  • Как должна выглядеть аттестационная работа можно узнать из файла «Стандарты и требования к оформлению аттестационного отчёта»

6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.

Бумаги, которые необходимо представить в аттестационную комиссию, содержатся в Списке документов для врачебной аттестации .

Успехов!

Перечень приказов по аттестации

Самый первый приказ, который мне известен, датирован 11 января 1978 года. Это был приказ МЗ СССР № 40 «Об аттестации врачей-специалистов».

Спустя 4 года выходит приказ МЗ СССР № 1280 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации врачей». Приказ предусматривал 2 вида аттестации: обязательную и добровольную ().

В начале 1995 года Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ издаёт приказ № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации». Этот приказ оставил только одну аттестацию - добровольную.

В 2001 году вышел приказ № 314 «О порядке получения квалификационных категорий».

Спустя 10 лет старый порядок был заменён на новый - Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий », который действует по настоящее время.

4.1 /5 (оценок: 21 )

эксклюзив

Супруги Галагановы - медицинские работники. Наталья Васильевна - фельдшер скорой помощи, Вячеслав Александрович - хирург. Многие годы они отдали сельскому здравоохранению Приморского края. За плечами семейной пары 20 лет крепкого брака, из которых 18 - совместная трудовая деятельности в Яковлевской центральной районной больнице.

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 июля 2003 г.
Регистрационный № 29005

В соответствии с подпунктом 5.2.116 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526),

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемые Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории.
  2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2011 г., регистрационный № 21875).
  3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна.

Министр
В.И. СКВОРЦОВА

Утверждены
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 23 апреля 2013 г. № 240н

Порядок и сроки прохождения медицинским работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории

I. Общие положения

1. Настоящие Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории (далее - аттестация и Порядок соответственно) определяют правила прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации и распространяются на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, специалистов с высшим профессиональным образованием, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - специалисты).

2. Аттестация специалистов со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием проводится по специальностям, предусмотренным действующей номенклатурой специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование (далее - специальности).

3. Аттестация специалистов, имеющих иное высшее профессиональное образование и осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, проводится по должностям , предусмотренным действующей номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников (далее - должности).

4. Аттестация является добровольной и проводится аттестационными комиссиями по трём квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

5. Аттестация проводится один раз в пять лет. Присвоенная квалификационная категория действительна на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет со дня издания распорядительного акта о присвоении.

6. Специалисты могут претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее чем через три года со дня издания распорядительного акта о присвоении квалификационной категории.

7. При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен включает в себя экспертную оценку отчёта о профессиональной деятельности специалиста (далее - отчёт), тестовый контроль знаний и собеседование.

8. Специалист, претендующий на получение второй квалификационной категории , должен:

  • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности;
  • ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составления отчёта о работе;
  • иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее трёх лет.

9. Специалист, претендующий на получение первой квалификационной категории , должен:

  • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;
  • уметь квалифицированно провести анализ показателей профессиональной деятельности и ориентироваться в современной научно-технической информации;
  • участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности;
  • иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее пяти лет.

10. Специалист, претендующий на получение высшей квалификационной категории , должен:

  • иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности, знать смежные дисциплины;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;
  • уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;
  • ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности;
  • иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее семи лет.

11. Квалификационные категории, присвоенные специалистам до вступления в силу настоящего Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

II. Формирование аттестационных комиссий

12. Для проведения аттестации специалистов:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, создаётся центральная аттестационная комиссия;
  • федеральными органами исполнительной власти, государственными академиями наук, организациями, имеющими подведомственные медицинские организации и фармацевтические организации, создаются ведомственные аттестационные комиссии;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются территориальные аттестационные комиссии.

13. Аттестационные комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также настоящим Порядком.

14. Аттестационная комиссия состоит из Координационного комитета (далее - Комитет), осуществляющего функции по организации деятельности аттестационной комиссии, включая обеспечение деятельности аттестационной комиссии в перерывах между заседаниями, и экспертных групп по специальностям (далее - Экспертные группы), осуществляющих аттестацию специалистов в части рассмотрения документов и проведения квалификационного экзамена.

В состав аттестационной комиссии включаются ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, работодателей, органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию, и иные лица.

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.

15. Председатель аттестационной комиссии является председателем Комитета, осуществляет общее руководство деятельностью аттестационной комиссии, председательствует на заседаниях Комитета, организует работу аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых аттестационной комиссией решений, распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии.

Заместитель председателя аттестационной комиссии является заместителем председателя Комитета, исполняет обязанности председателя аттестационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии.

Ответственным секретарем аттестационной комиссии является ответственный секретарь Комитета, назначаемый из числа представителей органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию.

Ответственный секретарь аттестационной комиссии регистрирует и рассматривает поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов, изъявивших желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, на предмет соответствия установленным настоящими Порядком и сроками требованиям к перечню и оформлению документов, формирует материалы для направления в Экспертные группы, готовит материалы к заседаниям Комитета, проекты решений Комитета, осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Порядком и по поручению председателя аттестационной комиссии.

Заместитель ответственного секретаря аттестационной комиссии исполняет обязанности ответственного секретаря аттестационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии.

Председатель Экспертной группы осуществляет общее руководство деятельностью Экспертной группы, председательствует на заседаниях Экспертной группы, организует работу Экспертной группы, распределяет обязанности между членами Экспертной группы.

Заместитель председателя Экспертной группы исполняет обязанности председателя Экспертной группы в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии и председателя Экспертной группы.

Ответственный секретарь Экспертной группы готовит материалы к заседанию Экспертной группы и проекты решений Экспертной группы, осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Порядком и по поручению председателя Экспертной группы.

16. Основными функциями Комитета являются:

  • организация деятельности аттестационной комиссии;
  • координация работы Экспертных групп;
  • определение места проведения заседаний Экспертных групп;
  • определение способов, методов и технологий оценки квалификации специалистов;
  • рассмотрение необходимости использования вариативных способов аттестации: дистанционная с использованием телекоммуникационных технологий (далее - дистанционная аттестация), выездное заседание;
  • направление в орган государственной власти или организацию, создавшие аттестационную комиссию, предложений по проведению выездного заседания Экспертной группы или дистанционной аттестации, учитывающих уровень загруженности Экспертной группы, основания, по которым планируется проведение выездного заседания Экспертной группы или дистанционной аттестации, число специалистов, желающих пройти аттестацию, наличие оборудованных помещений, возможность соблюдения требований, установленных настоящим Порядком;
  • подготовка и направление на утверждение в орган государственной власти или организацию, создавшие аттестационную комиссию, проекта распорядительного акта органа государственной власти или организации о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационных категорий;
  • организация рассмотрения спорных вопросов, в том числе в случае несогласия специалиста с решением Экспертной группы, и принятие по ним решений;
  • ведение делопроизводства аттестационной комиссии.

17. Экспертные группы осуществляют следующие функции:

  • рассматривают документы, представленные специалистами в соответствии с настоящим Порядком;
  • готовят заключения по отчетам, представленным в соответствии с настоящим Порядком;
  • проводят тестовый контроль знаний и собеседование;
  • принимают решения по вопросам присвоения квалификационной категории специалистам.

18. Основной формой деятельности аттестационной комиссии являются заседания.

Заседания Комитета проводятся при необходимости по решению председателя Комитета, заседания Экспертных групп проводятся не реже одного раза в месяц.

Комитет и Экспертные группы самостоятельно определяют порядок ведения своих заседаний и деятельности в перерывах между заседаниями с учетом положений настоящего Порядка.

Заседание Комитета или Экспертной группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комитета или Экспертной группы.

19. Решение Комитета и Экспертной группы принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета или Экспертной группы. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Комитета или Экспертной группы является решающим.

При рассмотрении вопроса о присвоении квалификационной категории специалисту, являющемуся членом аттестационной комиссии, последний не участвует в голосовании.

Решение Комитета и Экспертной группы оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комитета или Экспертной группы, присутствовавшими на заседании Комитета или Экспертной группы.

Член Комитета или Экспертной группы, не согласный с принятым решением, имеет право в письменной форме изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Комитета или Экспертной группы.

III. Проведение аттестации

20. Специалисты, изъявившие желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, представляют в аттестационную комиссию следующие документы :

В случае наличия документов, выданных на территории иностранного государства и оформленных на иностранном языке, специалист представляет заверенный в установленном порядке перевод документов на русский язык.

  1. заявление на имя председателя аттестационной комиссии , в котором указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) специалиста, квалификационная категория, на которую он претендует, наличие или отсутствие ранее присвоенной квалификационной категории, дата ее присвоения, согласие на получение и обработку персональных данных с целью оценки квалификации, личная подпись специалиста и дата;
  2. заполненный в печатном виде аттестационный лист, заверенный отделом кадров организации , осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, по форме согласно рекомендуемому образцу (приложение № 1 к настоящему Порядку);
  3. отчёт о профессиональной деятельности (далее - отчёт), лично подписанный специалистом, согласованный с руководителем и заверенный печатью организации , осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист (отчёт должен содержать анализ профессиональной деятельности за последние три года работы - для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год работы - для специалистов со средним профессиональным образованием, включая описание выполненных работ, данные о рационализаторских предложениях и патентах, выводы специалиста о своей профессиональной деятельности, предложения по её совершенствованию);
  4. копии документов об образовании (диплом, удостоверения, свидетельства, сертификаты специалиста), трудовой книжки, заверенные в установленном порядке;
  5. в случае изменения фамилии, имени, отчества - копия документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени, отчества;
  6. копия документа о присвоении имеющейся квалификационной категории (при наличии).

В случае отказа руководителя организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, в согласовании отчета специалисту выдается письменное разъяснение руководителя организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, о причинах отказа, которое прилагается к заявлению на получение квалификационной категории.

1.3. Квалификационный экзамен преследует цель стимулировать рост квалификации специалиста, улучшать подбор, расстановку и использование кадров в системе здравоохранения Российской Федерации, повысить персональную ответственность за выполнение профессиональных и должностных обязанностей .

1.4. Процесс получения квалификационных категорий обеспечивается аттестационными комиссиями и включает в себя процедуры получения квалификационных категорий - этапы оценки соответствия профессиональных знаний и навыков специалистов (далее - квалификационные процедуры).

1.6. Принципы квалификационного экзамена:

  • независимость и объективность экспертных оценок;
  • открытость квалификационных процедур;
  • последовательное присвоение квалификационных категорий;
  • соблюдение норм профессиональной этики;
  • соблюдение строгой последовательности квалификационных процедур, предусмотренных настоящим Положением;
  • высокая квалификация и компетентность лиц, осуществляющих квалификационные процедуры.

1.12. Аттестационные комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с последовательностью квалификационных процедур, установленной настоящим Положением. Квалификационные процедуры направлены на оценку профессиональной квалификации, компетентности специалистов.

1.13. Специалист может получить квалификационную категорию как по основной, так и по совмещаемой специальности.

1.14. Квалификационные категории присваиваются в соответствии с действующей номенклатурой специальностей.

II. Порядок получения квалификационных категорий

2.1. Квалификационные категории присваиваются специалистам, имеющим уровень теоретической подготовки и практических навыков, соответствующих квалификационным характеристикам специалистов, и стаж работы по специальности :

  • вторая - не менее трёх лет для специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;
  • первая - не менее семи лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее пяти лет для специалистов со средним профессиональным образованием;
  • высшая - не менее десяти лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее семи лет для специалистов со средним профессиональным образованием.

2.2. При присвоении квалификационных категорий используется следующая последовательность: вторая, первая, высшая.

2.4. Руководитель организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, создаёт условия для:

  • представления специалистом квалификационной документации, оформленной в соответствии с требованиями комплектности и правильности;
  • осуществления взаимодействия организации с аттестационной комиссией по поводу порядка получения квалификационной категории специалистом;
  • представления в аттестационную комиссию сведений о числе специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в медицинской организации и прошедших процедуру получения квалификационной категории (с указанием аттестационной комиссии и полученной квалификационной категории), а также специалистов, желающих получить (подтвердить) квалификационную категорию в следующем календарном году;
  • оповещения специалиста, изъявившего желание получить квалификационную категорию.

2.5. Требования, указанные в пункте 2.3 и 2.4 настоящего Положения, в части необходимости заверения представляемых специалистом документов и обеспечения взаимодействия организации с аттестационной комиссией не распространяются на специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в частной системе здравоохранения.

2.6. Документы, составляющие квалификационную документацию, должны быть аккуратно оформлены и сброшюрованы.

2.7. Квалификационная документация направляется в аттестационные комиссии посредством почтовой связи, а также непосредственно специалистом, должностным лицом организации, уполномоченным осуществлять взаимодействие организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, с аттестационной комиссией.

2.8. В целях сохранения ранее присвоенной квалификационной категории специалист направляет квалификационную документацию в аттестационную комиссию не позднее четырёх месяцев до окончания срока действия квалификационной категории. При направлении экзаменационной документации позднее указанного срока дата квалификационного экзамена может быть назначена после окончания срока действия квалификационной категории.

III. Порядок заседания аттестационных комиссий

3.1. Заседание аттестационной комиссии назначается в срок, не превышающий трёх месяцев с момента регистрации экзаменационной документации.

3.2. Специалисты федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляют квалификационную документацию в Центральную аттестационную комиссию.

Специалисты государственных учреждений, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют квалификационную документацию в соответствующие ведомственные аттестационные комиссии.

Специалисты, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность в организациях государственной системы здравоохранения субъекта Российской Федерации, муниципальной системы здравоохранения, а также специалисты, осуществляющие профессиональную деятельность в частной системе здравоохранения, представляют квалификационную документацию в аттестационные комиссии субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуществляют свою деятельность.

3.3. Квалификационная документация, поступившая в аттестационную комиссию, регистрируется в журнале регистрации документов (рекомендуемый образец приведен в приложении № 4 к настоящему Положению) после проверки её соответствия требованиям комплектности и правильности оформления в течение 7 календарных дней. В случае, если квалификационная документация не соответствует указанным требованиям, представившему квалификационную документацию (должностному лицу организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, уполномоченному осуществлять взаимодействие организации с аттестационной комиссией) сообщаются причины отказа в приёме экзаменационной документации с разъяснением возможности их устранения.

Отказ в приёме квалификационной документации, поступившей в аттестационную комиссию, должен быть направлен специалисту в срок не позднее 14 календарных дней со дня поступления экзаменационной [ наверное, квалификационной, но так написано в оригинале ] документации в аттестационную комиссию.

Для устранения недостатков квалификационной документации специалисту предлагается в месячный срок устранить установленные недостатки.

3.4. Контроль за соблюдением порядка регистрации, требований комплектности и правильности оформления квалификационной документации, представляемой в аттестационную комиссию, осуществляется ответственным секретарем соответствующей аттестационной комиссии.

3.5. Ответственный секретарь аттестационной комиссии не позднее одного месяца со дня регистрации квалификационной документации определяет экспертную группу аттестационной комиссии, соответствующую заявленной в квалификационной документации специальности (направлению), и согласовывает с её председателем сроки квалификационного экзамена специалиста.

3.6. По результатам рассмотрения квалификационной документации председатель экспертной группы определяет членов экспертной группы для рецензирования отчёта о профессиональной деятельности специалиста.

3.7. Председатель экспертной группы определяет необходимость привлечения независимых специалистов (экспертов) к осуществлению рецензирования отчёта о профессиональной деятельности специалиста.

3.8. Рецензия на отчёт о профессиональной деятельности специалиста подписывается участвующими в осуществлении рецензирования членами экспертной группы или независимыми специалистами (экспертами) и председателем экспертной группы.

3.9. Рецензия должна отражать :

  • владение современными методами диагностики и лечения, адекватными квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам второй, первой и высшей категорий;
  • участие специалиста в работе научного общества или профессиональной медицинской ассоциации;
  • наличие публикаций и печатных работ;
  • продолжительность и сроки последнего повышения квалификации;
  • формы самообразования, используемые специалистом;
  • соответствие объёма теоретических знаний, фактически выполняемых диагностических и лечебных практических навыков квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам по заявленной квалификационной категории.

3.10. Срок экспертизы квалификационной документации экспертной группой не может превышать 14 календарных дней.

3.11. По результатам рецензирования экспертная группа готовит заключение об оценке отчёта специалиста и совместно с ответственным секретарём аттестационной комиссии определяет дату проведения заседания по специальности, заявленной в квалификационной документации.

Секретарь экспертной группы уведомляет специалиста о дате проведения заседания.

3.12. В рамках заседания экспертной группы осуществляется тестирование специалиста и собеседование.

  • Тестирование предусматривает выполнение тестовых заданий , соответствующих заявленной квалификационной категории и специальности, и признается пройденным специалистом при условии не менее 70% правильных ответов на тестовые задания.
  • Собеседование предусматривает опрос специалиста членами экспертной группы по теоретическим и практическим вопросам, соответствующим специальности, заявленной в квалификационной документации.

3.13. На заседании экспертной группы секретарь экспертной группы ведёт индивидуальные протоколы специалистов, проходящих квалификационные процедуры (рекомендуемый образец приведен в приложении № 5 к настоящему Положению). Каждый индивидуальный протокол заверяется членами и председателем экспертной группы.

3.14. Решение о соответствии специалиста заявленной категории принимается по результатам тестирования, собеседования и с учётом оценки отчёта о профессиональной деятельности специалиста и заносится в квалификационный лист.

3.15. Экспертная группа аттестационной комиссии на заседании принимает одно из перечисленных решений:

  • присвоить вторую квалификационную категорию;
  • повысить вторую квалификационную категорию с присвоением первой;
  • повысить первую квалификационную категорию с присвоением высшей;
  • подтвердить присвоенную ранее квалифицированную категорию;
  • снять первую (высшую) квалификационную категорию с присвоением более низкой квалификационной категории;
  • лишить квалификационной категории (второй, первой, высшей);
  • перенести сроки аттестации;
  • отказать в присвоении квалификационной категории.

3.16. При лишении, понижении или отказе в присвоении более высокой квалификационной категории в индивидуальном протоколе специалиста указываются причины, по которым экспертная группа аттестационной комиссии приняла соответствующее решение.

3.17. Оценка квалификации специалиста принимается открытым голосованием при наличии на заседании не менее 2/3 числа членов экспертной группы аттестационной комиссии.

3.19. При принятии решения о присвоении квалификационной категории специалисту, являющемуся членом аттестационной комиссии, последний не участвует в голосовании.

3.20. Специалист имеет право пройти повторный квалификационный экзамен, но не ранее чем через год после принятия решения о несоответствии квалификационной категории.

3.21. Индивидуальные протоколы экзаменующихся специалистов направляются ответственному секретарю аттестационной комиссии для подготовки протокола заседания аттестационной комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении № 6 к настоящему Положению). Протокол заседания экспертной группы заверяется членами экспертной группы и утверждается заместителем председателя аттестационной комиссии.

3.22. Замещение члена экспертной группы другим лицом, не входящим в её состав, не допускается.

3.23. Проект приказа о присвоении квалификационной категории готовится ответственным секретарём аттестационной комиссии на основании её решения. Орган, при котором создана аттестационная комиссия, в течение одного месяца издаёт приказ о присвоении квалификационной категории.

3.24. В течение недели со дня издания приказа о присвоении квалификационной категории ответственный секретарь аттестационной комиссии оформляет документ о получении квалификационной категории, который подписывается председателем аттестационной комиссии и заверяется печатью органа, при котором она создана.

3.25. Документ о присвоении квалификационной категории выдаётся специалисту или уполномоченному им лицу (на основании доверенности) при предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя, либо направляется посредством почтовой службы (с согласия специалиста).

3.26. Выданный документ о присвоении квалификационной категории регистрируют в журнале регистрации документов.

3.27. В случае утери документа о присвоении квалификационной категории на основании письменного обращения специалиста в аттестационную комиссию, в течение месяца, выдаётся дубликат. При его оформлении на левой стороне вверху пишется слово «Дубликат».

3.28. Квалификационная документация, копии приказов о присвоении квалификационных категорий и иных организационно-распорядительных документов, касающихся работы аттестационной комиссии, хранятся в аттестационной комиссии в течение пяти лет, после чего подлежат уничтожению в соответствии с установленным порядком.

3.29. Специалист имеет право ознакомиться с представленными на него в аттестационную комиссию документами.

3.30. Решения аттестационных комиссий в тридцатидневный срок со дня их вынесения могут быть обжалованы посредством направления заявления с обоснованием причин несогласия в органы, при которых созданы аттестационные комиссии, а также в Центральную аттестационную комиссию.

3.31. В конфликтных случаях работник может обжаловать решение аттестационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.32. Информация (справка, выписка из протокола и др.) о специалистах, получивших квалификационную категорию, может быть выдана по письменному обращению самого специалиста или запросу правоохранительных органов.

IV. Формы работы аттестационной комиссии

4.1. Аттестационная комиссия:

  • анализирует деятельность специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, представивших документы на получение квалификационных категорий;
  • обобщает опыт работы и реализации квалификационных процедур и осуществляет предоставление ежегодного отчёта в орган, при котором она создана;
  • рассматривает необходимость проведения выездных заседаний.

4.2. Необходимость проведения выездного заседания определяется аттестационной комиссией на основании ходатайств организаций и иных структур, представляющих интересы специалистов. При изучении вопроса о необходимости проведения выездного заседания аттестационная комиссия вправе запрашивать данные о количественном составе специалистов, желающих получить квалификационную категорию, и специальностям (направлениям), заявленным на квалификационный экзамен.

4.3. Председатель аттестационной комиссии направляет в орган, при котором создана аттестационная комиссия, обоснование о необходимости (отсутствии необходимости) проведения выездного заседания аттестационной комиссии.

4.4. При подготовке обоснования о необходимости (отсутствии необходимости) учитываются:

  • уровень загруженности экспертных групп аттестационной комиссии и их членов по основному месту осуществления трудовой деятельности;
  • обстоятельства, по которым специалисты, желающие пройти квалификационный экзамен, не могут явиться по месту заседания аттестационной комиссии;
  • количественный состав специалистов, желающих пройти квалификационный экзамен;
  • сведения о квалификации указанных специалистов, представленные организациями, в которых они осуществляют профессиональную деятельность;
  • возможность соблюдения при выездном заседании аттестационной комиссии требований, в том числе квалификационных процедур, установленных настоящим Положением.

4.5. Орган, при котором создана аттестационная комиссия, принимает решение о проведении выездного заседания аттестационной комиссии и утверждает своим приказом персональный состав аттестационной комиссии и экспертных групп, сроки проведения выездного заседания аттестационной комиссии и ее задачи.