Первым киевским князем был. Первые князья киевской руси

С 862г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен памятник «Тысячелетие России», скульптор М. О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев - Синеус - на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), другой - Трувор - в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена «братьев» искажением древнешведских слов: «синеус» - «со своими родами», «трувор» - верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.

После смерти в 879г. Рюрика, не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей «Рюриковичами», а Киевскую Русь - «державой Рюриковичей»), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-912).

Объединение Киева и Новгорода

Договор Руси с греками. В 882г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, еще в 860 г. Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. Еще большую известность получил договор Руси и Византии, заключенный Олегом.

В 907 и 911 гг. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, «надвое харатьи», т. е. в двух экземплярах - на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления «Русской Правды» складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси).

Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу Рез оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.

Князь Игорь. Восстание древлян

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945г. Сбор дани в древлянских землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом, чье обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. Дружинники Игоря заявили: «Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам».

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Уроки и погосты

После смерти Игоря его жена Ольга (945-957) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тыс. человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» - размер дани и «погосты» - места сбора дани. Наряду со становищами (местами, где был кров, хранились необходимые запасы продовольствия, и останавливалась княжеская дружина во время сбора дани) появились погосты - видимо, укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.

Походы Святослава

Одни историки считают Святослава (957-972) - сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне.

Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай, в город Переяславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных стран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у Днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как предполагают, принадлежали Святославу и его дружинникам.)

«Киевская Русь» – понятие, которое сегодня подвергается многочисленным спекуляциям. Историки спорят не только от том, было ли государство с таким названием, но и кто его населял.

Откуда пошла «Киевская Русь»?

Если сегодня в России словосочетание «Киевская Русь» постепенно выходит из научного обихода, заменяясь на понятие «Древнерусское государство», то украинские историки его используют повсеместно, причем в контексте «Киевская Русь – Украина», подчеркивая историческую преемственность двух государств.

Тем не менее, до начала XIX века термина «Киевская Русь» не существовало, древние жители киевских земель и не подозревали, что живут в государстве с таким названием. Первым словосочетание «Киевская Русь» употребил историк Михаил Максимович в работе «Откуда идет русская земля», которая была закончена в год смерти Пушкина.

Важно отметить, что Максимович использовал это выражение не в значении государства, а в ряде других названий Руси – Червонной, Белой, Суздальской, то есть, в смысле географического местоположения. В том же значении его употребляли историки Сергей Соловьев и Николай Костомаров.

У некоторых авторов начала XX столетия, в том числе у Сергея Платонова и Александра Преснякова, термин «Киевская Русь» стал использоваться уже в державно-политическом смысле, как именование государства восточных славян с единым политическим центром в Киеве.

Однако полноценным государством Киевская Русь стала в сталинскую эпоху. Существует любопытная история, как академик Борис Греков, работая над книгами «Киевской Русь» и «Культура Киевской Руси», поинтересовался у своего коллеги: «Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему (Сталину)».

Использовав термин «Киевская Русь» Греков посчитал необходимым объяснить его смысл: «В своей работе, я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Государство до Рюрика

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако, к примеру, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории.

Он обращает внимание на то, что в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: наличие письменности, иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

И все-таки несмотря на то, что Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, многие историки склоняются к тому, что в дохристианский период полноценным государством ее назвать нельзя, так как там отсутствовали классовые структуры и не было централизованной власти. С другой стороны, это была не монархия, не деспотия, не республика, больше всего, согласно историкам, это было похоже на некое корпоративное управление.

Известно, что древние русские жили в родовых поселениях, занимались ремеслом, охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома, в которых проживало по 30-50 человек.

«Археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. В самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством», – подчеркивал историк Иван Ляпушкин.

Российский археолог Валентин Седов отмечает, что появление экономического неравенства на основании существующих археологических данных установить пока невозможно. «Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков», – заключает ученый.

Историки делают вывод, что накопление богатств и передача их по наследству в древнерусском обществе не являлись самоцелью, это видимо не было ни нравственной ценностью, ни жизненной необходимостью. Более того, накопительство явно не приветствовалось и даже порицалось.

К примеру, в одном из договоров русов с Византийским императором есть фрагмент клятвы киевского князя Святослава, рассказывающий о том, что будет в случае нарушения обязательств: «пусть будем мы золотые, как золото это» (имеется в виду золотая дощечка-подставка византийского писца). Это лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

Более корректное определение политического устройства додинастической Киевской Руси – это вечевое общество, где князь находился в полной зависимости от народного собрания. Вече могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать его. Историк Игорь Фроянов отмечал, что «древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен».

Первые киевские князья

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как живший на днепровских «горах» Кий вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью построил на правом берегу Днепра город, названный позднее в честь основателя Киевом. Кий, согласно летописи, он и был первым киевским князем. Однако современные авторы больше склоняются к тому, что история об основании города является этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Так, широкую известность получила гипотеза американо-украинского востоковеда Омельяна Прицака, который считал, что возникновение Киева связано с хазарами, а Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе.

В конце IX века на исторической сцене Киева появляются не менее легендарные князья – Аскольд и Дир. Считается, что они были членами варяжской дружины Рюрика, которые позднее стали правителями стольного града, приняли христианство и заложили основы древнерусской государственности. Но и здесь существует немало вопросов.

В Устюжском летописном своде сказано, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Историки считают, что их стремление отправиться в Киев стимулировалось желанием получить земли и княжеский титул. По мнению историка Юрия Бегунова, Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.

Летописец Нестор пишет, что войска Аскольда и Дира в 866 году совершили поход на Византию и подвергли разграблению окрестности Царьграда. Однако академик Алексей Шахматов утверждал, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. «Их имена вставили позднее», – считал ученый.

Некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время. Другие выдвигают версию, что что Аскольд и Дир это одно и тоже лицо. Согласно такому предположению, в древнескандинавском варианте написания имени «Haskuldr» последние две буквы «d» и «r» могли быть выделены в отдельно слово, а со временем превратиться в самостоятельную личность.

Если ознакомиться с византийскими источниками, то можно увидеть, что при осаде Царьграда летописец говорит только об одном военачальнике, правда, не называя его имени.
Историк Борис Рыбаков разъяснял: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Киевская Русь и Хазария

Хазарский каганат считается могущественным государством, под контролем которого оказалисьважнейшие торговые пути из Европы в Азию. +В годы расцвета (в начале VIII века) территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря, захватывая в том числе и нижнее Поднепровье.

Хазары совершали регулярные набеги на славянские земли, подвергая их разграблению. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, они добывали не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Другими словами, земли Южной Руси фактически попали в хазарскую кабалу.

Может государство хазар искали не на том месте? Публицист Александр Полюх пробует разобраться в этом вопросе. В своих исследованиях он ориентируется на генетику, в частности, на положение, согласно которому группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос.

Он отмечает, что согласно данным генетики, русские и белорусы, как и большинство европейцев более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Это служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (сюда он относит и хазар), у которых группа крови III (В) приближается к 100% популяции.

Эти выводы во многом подкрепляются археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждал, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о этом также свидетельствуют и «берестяные грамоты».
По словам Полюха, подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева новгородцами и месть хазарам, осуществленная Вещим Олегом. Возможно это было одно и тоже событие? Тут он делает громкое заключение: «Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар».

Несмотря на всю парадоксальность выводов, возможно, они не столь оторваны от реальности. Ведь в целом ряде источников IX века правитель русов назывался не князем, а каганом (хаканом). Наиболее раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, в Киев еще не пришли дружинники Рюрика.

Согласно преамбуле к летописи, княжил 37 лет (ПСРЛ, т. I, стб. 18). По всем летописям, вошел в Киев в 6488 (980) году (ПСРЛ, т. I, стб. 77), согласно же «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» - 11 июня 6486 (978 ) года (Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. С.326). Датировку 978 годом особенно активно защищал А. А. Шахматов , но до сих пор в науке нет единого мнения. Умер 15 июля 6523 (1015) года (ПСРЛ, т. I, стб. 130).

  • Стал княжить после смерти Владимира (ПСРЛ, т. I, стб. 132). Разбит Ярославом поздней осенью 6524 (1016) года (ПСРЛ, т. I, стб. 141-142).
  • Стал княжить поздней осенью 6524 (1016) года. Разбит в битве на Буге 22 июля (Титмар Мерзебургский . Хроника VIII 31) и бежал в Новгород в 6526 (1018) году (ПСРЛ, т. I, стб. 143).
  • Сел на престол в Киеве 14 августа 1018 (6526) года (Титмар Мерзебургский . Хроника VIII 32). По летописи, был изгнан Ярославом в том же году (видимо, зимой 1018/19 годов), но обычно его изгнание датируют 1019 годом (ПСРЛ, т. I, стб. 144).
  • Сел в Киеве в 6527 (1019) году (ПСРЛ, т. I, стб. 146). По ряду летописей, умер 20 февраля 6562 года (ПСРЛ, т. II, стб. 150), в первую субботу поста святого Феодора, то есть в феврале 1055 года (ПСРЛ, т. I, стб. 162). Тот же 6562 год указан в граффити из собора святой Софии. Однако по дню недели определяется наиболее вероятная дата - 19 февраля 1054 года в субботу (в 1055 году пост начался позднее).
  • Начал княжить после смерти отца (ПСРЛ, т. I, стб. 162). Изгнан из Киева 15 сентября 6576 (1068) года (ПСРЛ, т. I, стб. 171).
  • Сел на престол 15 сентября 6576 (1068) года, княжил 7 месяцев, то есть до апреля 1069 года (ПСРЛ, т. I, стб. 173)
  • Сел на престол 2 мая 6577 (1069) года (ПСРЛ, т. I, стб. 174). Изгнан в марте 1073 года (ПСРЛ, т. I, стб. 182)
  • Сел на престол 22 марта 6581 (1073) года (ПСРЛ, т. I, стб.182). Умер 27 декабря 6484 (1076) года (ПСРЛ, т. I, стб. 199).
  • Сел на престол 1 января мартовского 6584 (январского 1077) года (ПСРЛ, т. II, стб. 190). В июле того же года уступил власть брату Изяславу.
  • Сел на престол 15 июля 6585 (1077) года (ПСРЛ, т. I, стб. 199). Убит 3 октября 6586 (1078) года (ПСРЛ, т. I, стб. 202).
  • Сел на престол в октябре 1078 года. Умер 13 апреля 6601 (1093) года (ПСРЛ, т. I, стб. 216).
  • Сел на престол 24 апреля 6601 (1093) года (ПСРЛ, т. I, стб. 218). Умер 16 апреля 1113 года. Соотношение мартовских и ультрамартовских лет указано в соответствии с исследованиями Н. Г. Бережкова, в Лаврентьевской и Троицкой летописях 6622 ультрамартовский год (ПСРЛ, т. I, стб. 290; Троицкая летопись. СПб, 2002. С.206), по Ипатьевской летописи 6621 мартовский год (ПСРЛ, т. II, стб. 275).
  • Сел на престол 20 апреля 1113 года (ПСРЛ, т. I, стб. 290, т. VII, стр. 23). Умер 19 мая 1125 (мартовского 6633 по Лаврентьевской и Троицкой летописям, ультрамартовского 6634 по Ипатьевской летописи) года (ПСРЛ, т. I, стб. 295, т. II, стб. 289; Троицкая летопись. С.208)
  • Сел на престол 20 мая 1125 года (ПСРЛ, т. II, стб. 289). Умер 15 апреля 1132 года в пятницу (в Лаврентьевской, Троицкой и Новгородской первой летописях 14 апреля 6640, в Ипатьевской летописи 15 апреля 6641 ультрамартовского года) (ПСРЛ, т. I, стб. 301, т. II, стб. 294, т. III, стр. 22; Троицкая летопись. С.212). Точная дата определяется по дню недели.
  • Сел на престол 17 апреля 1132 (ультрамартовского 6641 в Ипатьевской летописи) года (ПСРЛ, т. II, стб. 294). Умер 18 февраля 1139 года, в Лаврентьевской летописи мартовский 6646 год, в Ипатьевской летописи ультрамартовский 6647 (ПСРЛ, т. I, стб. 306, т. II, стб. 302) В Никоновской летописи явно ошибочно 8 ноября 6646 года (ПСРЛ, т. IX, стб. 163).
  • Сел на престол 22 февраля 1139 года в среду (мартовский 6646 год, в Ипатьевской летописи 24 февраля ультрамартовского 6647 года) (ПСРЛ, т. I, стб. 306, т. II, стб. 302). Точная дата определяется по дню недели. 4 марта удалился в Туров по требованию Всеволода Ольговича (ПСРЛ, т. II, стб. 302).
  • Сел на престол 5 марта 1139 года (мартовский 6647, ультрамартовский 6648 год) (ПСРЛ, т. I, стб. 307, т. II, стб. 303). Умер 30 июля (так по Лаврентьевской и Новгородской четвёртой летописям, по Ипатьевской и Воскресенской летописям 1 августа) 6654 (1146) года (ПСРЛ, т. I, стб. 313, т. II, стб. 321, т. IV, стр. 151, т. VII, стр. 35).
  • Сел на престол после смерти брата. Княжил 2 недели (ПСРЛ, т. III, стр. 27, т. VI, вып. 1, стб. 227). 13 августа 1146 года побежден и бежал (ПСРЛ, т. I, стб. 313, т. II, стб. 327).
  • Сел на престол 13 августа 1146 года. Разбит в бою 23 августа 1149 года и покинул город (ПСРЛ, т. II, стб. 383).
  • Сел на престол 28 августа 1149 года (ПСРЛ, т. I, стб. 322, т. II, стб. 384), дата 28 в летописи не указана, но вычисляется почти безупречно: на следующий день после битвы Юрий вошел в Переяславль, провел там три дня и направился к Киеву, а именно 28-е было воскресеньем, более подходящим для восшествия на престол. Изгнан в 1150 году, летом (ПСРЛ, т. II, стб. 396).
  • Сел на Ярославовом дворе в 1150 году, когда город покинул Юрий. Но киевляне немедленно позвали Изяслава, и Вячеслав покинул город (ПСРЛ, т. II, стб. 396-398). Затем по соглашению с Изяславом сел на Ярославовом дворе, но тут же покинул его (ПСРЛ, т. II, стб. 402).
  • Сел на престол в 1150 году (ПСРЛ, т. I, стб. 326, т. II, стб. 398). Через несколько недель изгнан (ПСРЛ, т. I, стб. 327, т. II, стб. 402).
  • Сел на престол в 1150 году, примерно в августе (ПСРЛ, т. I, стб. 328, т. II, стб. 403), вслед за тем в летописи (т. II, стб. 404) упомянут праздник Воздвижения Креста (14 сентября). Ушел из Киева зимой 6658 (1150/1) года (ПСРЛ, т. I, стб. 330, т. II, стб. 416).
  • Сел на престол в 6658 году (ПСРЛ, т. I, стб. 330, т. II, стб. 416). Умер 13 ноября 1154 года (ПСРЛ, т. I, стб. 341-342, т. IX, стр. 198) (по Ипатьевской летописи в ночь на 14 ноября, по Новгородской первой летописи - 14 ноября (ПСРЛ, т. II, стб. 469; т. III, стр. 29).
  • Сел на престол вместе с племянником весной 6659 (1151) года (ПСРЛ, т. I, стб. 336, т. II, стб. 418)(или уже зимой 6658 года (ПСРЛ, т. IX, стр. 186). Умер в конце 6662 года, вскоре после начала княжения Ростислава (ПСРЛ, т. I, стб. 342, т. II, стб. 472).
  • Сел на престол в 6662 году (ПСРЛ, т. I, стб. 342, т. II, стб. 470-471). Согласно Новгородской первой летописи, прибыл в Киев из Новгорода и сидел неделю (ПСРЛ, т. III, стр. 29). С учетом времени пути его прибытие в Киев датируется январем 1155 года. В том же году разбит в бою и покинул Киев (ПСРЛ, т. I, стб. 343, т. II, стб. 475).
  • Сел на престол зимой 6662 (1154/5) года (ПСРЛ, т. I, стб. 344, т. II, стб. 476). Уступил власть Юрию (ПСРЛ, т. II, стб. 477).
  • Сел на престол весной 6663 года по Ипатьевской летописи (на исходе зимы 6662 по Лаврентьевской летописи) (ПСРЛ, т. I, стб. 345, т. II, стб. 477) в вербное воскресенье (то есть 20 марта ) (ПСРЛ, т. III, стр. 29, см. Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т. II-III. М., 1991. С.164). Умер 15 мая 1157 года (мартовского 6665 по Лаврентьевской летописи, ультрамартовского 6666 по Ипатьевской летописи) (ПСРЛ, т. I, стб. 348, т. II, стб. 489).
  • Сел на престол 19 мая 1157 (ультрамартовского 6666, так в Хлебниковском списке Ипатьевской летописи, в ее Ипатьевском списке ошибочно 15 мая) года (ПСРЛ, т. II, стб. 490). В Никоновской летописи 18 мая (ПСРЛ, т. IX, стр. 208). Изгнан из Киева зимой мартовского 6666 (1158/9) года (ПСРЛ, т. I, стб. 348). По Ипатьевской летописи, изгнан в конце ультрамартовского 6667 года (ПСРЛ, т. II, стб. 502).
  • Сел в Киеве 22 декабря 6667 (1158) года по Ипатьевской и Воскресенской летописям (ПСРЛ, т. II, стб. 502, т. VII, стр. 70), зимой 6666 года по Лаврентьевской летописи, по Никоновской летописи 22 августа 6666 года (ПСРЛ, т. IX, стр. 213), изгнав оттуда Изяслава, но затем уступил его Ростиславу Мстиславичу (ПСРЛ, т. I, стб. 348)
  • Сел в Киеве 12 апреля 1159 года (ультрамартовского 6668 (ПСРЛ, т. II, стб. 504, дата в Ипатьевской летописи), весной мартовского 6667 (ПСРЛ, т. I, стб. 348). Покинул осажденный Киев 8 февраля ультрамартовского 6669 года (то есть в феврале 1161 года) (ПСРЛ, т. II, стб. 515).
  • Сел на престол 12 февраля 1161 года (ультрамартовского 6669) (ПСРЛ, т. II, стб. 516) В Софийской первой летописи - зимой мартовского 6668 (ПСРЛ, т. VI, вып. 1, стб. 232). Убит в бою 6 марта 1161 (ультрамартовского 6670) года (ПСРЛ, т. II, стб. 518).
  • Вновь взошел на престол после гибели Изяслава. Умер 14 марта 1167 года (по Ипатьевской и Воскресенской летописям, умер 14 марта 6676 ультрамартовского года, похоронен 21 марта, по Лаврентьевской и Никоновской летописям, умер 21 марта 6675 года) (ПСРЛ, т. I, стб. 353, т. II, стб. 532, т. VII, стр. 80, т. IX, стр. 233).
  • Был законным наследником после смерти своего брата Ростислава. По Лаврентьевской летописи, Мстислав Изяславич в 6676 году изгнал из Киева Владимира Мстиславича и сел на престол (ПСРЛ, т. I, стб. 353-354). В Софийской первой летописи то же сообщение помещено дважды: под 6674 и 6676 годами (ПСРЛ, т. VI, вып. 1, стб. 234, 236). Также этот сюжет излагает Ян Длугош (Щавелева Н. И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша. М., 2004. С.326). Ипатьевская летопись вообще не упоминает княжение Владимира, видимо, он тогда не княжил.
  • По Ипатьевской летописи, сел на престол 19 мая 6677 (то есть в данном случае 1167) года (ПСРЛ, т. II, стб. 535). Объединенное войско двинулось на Киев, по Лаврентьевской летописи, зимой 6676 года (ПСРЛ, т. I, стб. 354), по Ипатьевской и Никоновской, зимой 6678 (ПСРЛ, т. II, стб. 543, т. IX, стр. 237), по Софийской первой, зимой 6674 года (ПСРЛ, т. VI, вып. 1, стб. 234), что соответствует зиме 1168/69 годов. Киев был взят 8 марта 1169 года , в среду (по Ипатьевской летописи 6679 год, по Воскресенской 6678 год, но день недели и указание на вторую неделю поста соответствует именно 1169) (ПСРЛ, т. II, стб. 545, т. VII, стр. 84).
  • Сел на престол 8 марта 1169 (по Ипатьевской летописи, 6679 года (ПСРЛ, т. II, стб. 545), по Лаврентьевской летописи, в 6677 году (ПСРЛ, т. I, стб. 355).
  • Сел на престол в 1170 (по Ипатьевской летописи в 6680) году (ПСРЛ, т. II, стб. 548). Покинул Киев в тот же год в понедельник, во вторую неделю по Пасхе (ПСРЛ, т. II, стб. 549).
  • Вновь сел в Киеве после изгнания Мстислава. Умер, по Лаврентьевской летописи, в ультрамартовском 6680 году (ПСРЛ, т. I, стб. 363). Умер 20 января 1171 года (по Ипатьевской летописи это 6681 год, причем обозначение этого года в Ипатьевской превышает мартовский счёт на три единицы) (ПСРЛ, т. II, стб. 564).
  • Сел на престол 15 февраля 1171 года (в Ипатьевской летописи это 6681 год) (ПСРЛ, т. II, стб. 566). Умер 30 мая 1171 года в воскресенье (по Ипатьевской летописи это 6682 год, но правильная дата устанавливается по дню недели) (ПСРЛ, т. II, стб. 567).
  • Андрей Боголюбский приказал ему сесть на престол в Киеве зимой ультрамартовского 6680 года (по Ипатьевской летописи - зимой 6681 года) (ПСРЛ, т. I, стб. 364, т. II, стб. 566). Он сел на престол в июле 1171 года (в Ипатьевской летописи это 6682 год, по Новгородской первой летописи - 6679 год) (ПСРЛ, т. II, стб. 568, т. III, стр. 34) Позднее Андрей приказал Роману покинуть Киев, и тот уехал в Смоленск (ПСРЛ, т. II, стб. 570).
  • По Софийской первой летописи, сел на престол после Романа в 6680 году (ПСРЛ, т. VI, вып. 1, стб. 237; т. IX, стр. 247), но сразу же уступил его брату Всеволоду.
  • Сидел на престоле 5 недель после Романа (ПСРЛ, т. II, стб. 570). Княжил в ультрамартовском 6682 году (и в Ипатьевской, и в Лаврентьевской летописях), взят в плен Давыдом Ростиславичем на похвалу Святой Богородицы (ПСРЛ, т. I, стб. 365, т. II, стб. 570).
  • Сел на престол после пленения Всеволода в 1173 (6682 ультрамартовском году) (ПСРЛ, т. II, стб. 571). Когда Андрей в том же году отправил войско на юг, Рюрик в начале сентября покинул Киев (ПСРЛ, т. II, стб. 575).
  • В ноябре 1173 (ультрамартовского 6682) сел на престол по соглашению с Ростиславичами (ПСРЛ, т. II, стб. 578). Княжил в ультрамартовском 6683 году (по Лаврентьевской летописи), побежден Святославом Всеволодовичем (ПСРЛ, т. I, стб. 366). По Ипатьевской летописи, зимой 6682 года (ПСРЛ, т. II, стб. 578). В Воскресенской летописи его княжение еще раз упомянуто под 6689 годом (ПСРЛ, т. VII, стр. 96, 234).
  • Сидел в Киеве 12 дней и вернулся в Чернигов (ПСРЛ, т. I, стб. 366, т. VI, вып. 1, стб. 240) (В Воскресенской летописи под 6680 годом (ПСРЛ, т. VII, стр. 234)
  • Вновь сел в Киеве, заключив договор со Святославом, зимой ультрамартовского 6682 года (ПСРЛ, т. II, стб. 579). Уступил Киев Роману в 1174 (ультрамартовском 6683) году (ПСРЛ, т. II, стб. 600).
  • Сел в Киеве в 1174 (ультрамартовском 6683) году, весной (ПСРЛ, т. II, стб. 600, т. III, стр. 34). В 1176 (ультрамартовском 6685) покинул Киев (ПСРЛ, т. II, стб. 604).
  • Вошел в Киев в 1176 (ультрамартовском 6685) (ПСРЛ, т. II, стб. 604). В 6688 (1181) покинул Киев (ПСРЛ, т. II, стб. 616)
  • Сел на престол в 6688 (1181) году (ПСРЛ, т. II, стб. 616). Но вскоре покинул город (ПСРЛ, т. II, стб. 621).
  • Сел на престол в 6688 (1181) году (ПСРЛ, т. II, стб. 621). Умер в 1194 (в Ипатьевской летописи в мартовском 6702, по Лаврентьевской летописи в ультрамартовском 6703) году (ПСРЛ, т. I, стб. 412), в июле, в понедельник перед днем Маккавеев (ПСРЛ, т. II, стб. 680).
  • Сел на престол в 1194 (мартовском 6702, ультрамартовском 6703) году (ПСРЛ, т. I, стб. 412, т. II, стб. 681). Изгнан из Киева Романом в ультрамартовском 6710 году по Лаврентьевской летописи (ПСРЛ, т. I, стб. 417).
  • Сел на престол в 1201 (по Лаврентьевской и Воскресенской летописям в ультрамартовском 6710, по Троицкой и Никоновской летописям в мартовском 6709) году по воле Романа Мстиславича и Всеволода Юрьевича (ПСРЛ, т. I, стб. 418; т. VII, стр. 107; т. X, стр. 34; Троицкая летопись. С.284).
  • Взял Киев 2 января 1203 (6711 ультрамартовского) года (ПСРЛ, т. I, стб. 418). В Новгородской первой летописи 1 января 6711 года (ПСРЛ, т. III, стр. 45), в Новгородской четвёртой летописи 2 января 6711 года (ПСРЛ, т. IV, стр. 180), в Троицкой и Воскресенской летописях 2 января 6710 года (Троицкая летопись. С.285; ПСРЛ, т. VII, стр. 107). Всеволод подтвердил правление Рюрика в Киеве. Роман постриг Рюрика в монахи в 6713 году по Лаврентьевской летописи (ПСРЛ, т. I, стб. 420) (в Новгородской первой младшего извода и Троицкой летописях зима 6711 года (ПСРЛ, т. III, стр. 240; Троицкая летопись. С.286), в Софийской первой летописи 6712 год (ПСРЛ, т. VI, вып. 1, стб. 260).
  • см. энциклопедию Богуславского
  • Посажен на престол по соглашению Романа и Всеволода после пострижения Рюрика зимой (то есть в начале 1204 года) (ПСРЛ, т. I, стб. 421, т. X, стр. 36).
  • Вновь сел на престол в июле, месяц устанавливается исходя из того, что Рюрик расстригся после смерти Романа Мстиславича, последовавшей 19 июня 1205 (ультрамартовском 6714) года (ПСРЛ, т. I, стб. 426) В Софийской первой летописи под 6712 годом (ПСРЛ, т. VI, вып. 1, стб. 260), в Троицкой и Никоновской летописях под 6713 (Троицкая летопись. С.292; ПСРЛ, т. X, стр. 50). После неудачного похода на Галич в мартовском 6714 году удалился во Вручий (ПСРЛ, т. I, стб. 427). Согласно Лаврентьевской летописи, сел в Киеве (ПСРЛ, т. I, стб. 428). В 1207 году (мартовском 6715) вновь бежал во Вручий (ПСРЛ, т. I, стб. 429). Считается, что сообщения под 1206 и 1207 годами дублируют друг друга (см. также ПСРЛ, т. VII, стр. 235: трактовка в Воскресенской летописи как двух княжений)
  • Сел в Киеве в мартовском 6714 году (ПСРЛ, т. I, стб. 427), примерно в августе. Дата 1206 уточняется по синхронизму с походом на Галич. Согласно Лаврентьевской летописи, в том же году изгнан Рюриком (ПСРЛ, т. I, стб. 428), затем сел в Киеве в 1207 году, изгнав Рюрика. Осенью того же года опять изгнан Рюриком (ПСРЛ, т. I, стб. 433). Сообщения в летописях под 1206 и 1207 годами дублируют друг друга.
  • Сел в Киеве осенью 1207 года, примерно в октябре (Троицкая летопись. С.293, 297; ПСРЛ, т. X, стр. 52, 59). В Троицкой и большей части списков Никоновской летописи дублирующие сообщения помещены под 6714 и 6716 годами. Точная дата устанавливается по синхронизму с рязанским походом Всеволода Юрьевича. По соглашению 1210 (по Лаврентьевской летописи 6718) года отправился княжить в Чернигов (ПСРЛ, т. I, стб. 435). По Никоновской летописи - в 6719 году (ПСРЛ, т. X, стр. 62), по Воскресенской летописи - в 6717 году (ПСРЛ, т. VII, стр. 235).
  • Княжил 10 лет и изгнан из Киева Мстиславом Мстиславичем осенью 1214 года (в Новгородских первой и чётвертой летописях, а также Никоновской это событие описано под 6722 годом (ПСРЛ, т. III, стр. 53; т. IV, стр. 185, т. X, стр. 67), в Софийской первой летописи явно ошибочно под 6703 годом и вторично под 6723 годом (ПСРЛ, т. VI, вып. 1, стб. 250, 263), в Тверской летописи дважды - под 6720 и 6722, в Воскресенской летописи под 6720 годом (ПСРЛ, т. VII, стр. 118, 235, т. XV, стб. 312, 314). Данные внутрилетописной реконструкции говорят за 1214 год, например, 1 февраля мартовского 6722 (1215) года было воскресеньем, как и указано в Новгородской первой летописи, а в Ипатьевской летописи Всеволод указан как киевский князь под 6719 годом (ПСРЛ, т. II, стб. 729), что в ее хронологии соответствует 1214 году (Майоров А. В. Галицко-Волынская Русь. СПб, 2001. С.411). Однако по Н. Г. Бережкову, основывающемуся на сравнении данных Новгородских летописей с ливонскими хрониками, это 1212 год.
  • Его краткое правление после изгнания Всеволода упомянуто в Воскресенской летописи (ПСРЛ, т. VII, стр. 118, 235).
  • Сел на престол после изгнания Всеволода (в Новгородской первой летописи под 6722 годом). Убит в 1223 году, на десятый год своего княжения (ПСРЛ, т. I, стб. 503), после битвы на Калке, которая произошла 30 мая 6731 (1223) года (ПСРЛ, т. I, стб. 447). В Ипатьевской летописи 6732 год, в Новгородской первой 31 мая 6732 года (ПСРЛ, т. III, стр. 63), в Никоновской 16 июня 6733 года)(ПСРЛ, т. X, стр. 92), во вводной части Воскресенской летописи 6733 год (ПСРЛ, т. VII, стр. 235), но в основной части Воскресенской 16 июня 6731 года (ПСРЛ, т. VII, стр. 132). Убит 2 июня 1223 года (ПСРЛ, т. I, стб. 508) Числа в летописи нет, но указано, что после битвы на Калке князь Мстислав оборонялся еще три дня. Точность даты 1223 для битвы на Калке устанавливается путем сопоставления с рядом иностранных источников.
  • Согласно Новгородской первой летописи, сел в Киеве в 1218 (ультрамартовском 6727) году (ПСРЛ, т. III, стр. 59, т. IV, стр. 199; т. VI, вып. 1, стб. 275), что может указывать на его соправительство. Сел на престол после гибели Мстислава (ПСРЛ, т. I, стб. 509) 16 июня 1223 (ультрамартовского 6732) года (ПСРЛ, т. VI, вып. 1, стб. 282, т. XV, стб. 343). Попал в плен к половцами, когда те взяли Киев в 6743 (1235) году (ПСРЛ, т. III, стр. 74). По Софийской первой и Московско-Академической летописям, княжил 10 лет, но дата в них та же - 6743 год (ПСРЛ, т. I, стб. 513; т. VI, вып. 1, стб. 287).
  • В ранних летописях без отчества (ПСРЛ, т. II, стб. 772, т. III, стр. 74), в Лаврентьевской вовсе не упоминается. Изяслав Мстиславич в Новгородской четвёртой, Софийской первой (ПСРЛ, т. IV, стр. 214; т. VI, вып. 1, стб. 287) и Московско-Академической летописях, в Тверской летописи он назван сыном Мстислава Романовича Храброго, а в Никоновской и Воскресенской - внуком Романа Ростиславича (ПСРЛ, т. VII, стр. 138, 236; т. X, стр. 104; XV, стб. 364), но такого князя не было (в Воскресенской - назван сыном Мстислава Романовича Киевского). Согласно современным ученым, это либо Изяслав Владимирович , сын Владимира Игоревича (такое мнение распространено начиная с Н. М. Карамзина), либо сын Мстислава Удалого (разбор этого вопроса: Майоров А. В. Галицко-Волынская Русь. СПб, 2001. С.542-544). Сел на престол в 6743 (1235) году (ПСРЛ, т. I, стб. 513, т. III, стр. 74) (по Никоновской в 6744-м). В Ипатьевской летописи упоминается под 6741 годом.
  • Сел на престол в 6744 (1236) году (ПСРЛ, т. I, стб. 513, т. III, стр. 74, т. IV, стр. 214). В Ипатьевской под 6743 годом (ПСРЛ, т. II, стб. 777). В 1238 отправился во Владимир (ПСРЛ, т. X, стр. 113).
  • Краткий список князей в начале Ипатьевской летописи помещает его после Ярослава (ПСРЛ, т. II, стб. 2), но это, возможно, ошибка. Принимает это княжение М. Б. Свердлов (Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. СПб, 2002. С. 653).
  • Занял Киев в 1238 году после Ярослава (ПСРЛ, т. II, стб. 777, т. VII, стр. 236; т. X, стр. 114). Когда к Киеву подошли татары, уехал в Венгрию (ПСРЛ, т. II, стб. 782). В Ипатьевской летописи под 6746 годом, в Никоновской под 6748 годом (ПСРЛ, т. X, стр. 116).
  • Занял Киев после отъезда Михаила, изгнан Даниилом (в Ипатьевской летописи под 6746 годом, в Новгородской четвёртой и Софийской первой под 6748) (ПСРЛ, т. II, стб. 782, т. IV, стр. 226; VI, вып. 1, стб. 301).
  • Даниил, заняв Киев в 6748 году, оставил в нём тысяцкого Дмитра (ПСРЛ, т. IV, стр. 226, т. X, стр. 116). Дмитр руководил городом в момент его взятия татарами (ПСРЛ, т. II, стб. 786) на Николин день (то есть 6 декабря 1240 года) (ПСРЛ, т. I, стб. 470).
  • Согласно его Житию, вернулся в Киев после ухода татар (ПСРЛ, т. VI, вып.1, стб. 319).
  • C по русские князья получали власть с санкции ханов Золотой Орды (в русской терминологии «царей»), которые признавались верховными правителями русских земель.
  • В 6751 (1243) году Ярослав прибыл в Орду и был признан правителем всех русских земель «старей всем князем в русском языце» (ПСРЛ, т. I, стб. 470). Сел во Владимире. Момент, когда он завладел Киевом, в летописях не указан. Известно, что в году (в городе сидел его боярин Дмитр Ейкович (ПСРЛ, т. II, стб. 806, в Ипатьевской летописи указано под 6758 (1250) годом в связи с поездкой в Орду Даниила Романовича, правильная дата устанавливается по синхронизации с польскими источниками. Умер 30 сентября 1246 года (ПСРЛ, т. I, стб. 471).
  • После смерти отца вместе с братом Андреем отправился в Орду, а оттуда в столицу Монгольской империи - Каракорум , где в 6757 (1249) году Андрей получил Владимир, а Александр - Киев и Новгород. Современные историки расходятся в оценке, кому из братьев принадлежало формальное старшинство. В самом Киеве Александр не жил. До изгнания Андрея в 6760 (1252) году правил в Новгороде, затем получил в Орде Владимир. Умер 14 ноября
  • Сел в Ростове и Суздале в 1157 году (мартовский 6665 в Лаврентьевской летописи, ультрамартовский 6666 в Ипатьевской летописи) (ПСРЛ, т. I, стб. 348, т. II, стб. 490). Убит 29 июня , в праздник Петра и Павла (в Лаврентьевской летописи ультрамартовский 6683 год) (ПСРЛ, т. I, стб. 369) По Ипатьевской летописи 28 июня, в канун праздника Петра и Павла (ПСРЛ, т. II, стб. 580), по Софийской первой летописи 29 июня 6683 года (ПСРЛ, т. VI, вып. 1, стб. 238).
  • Сел во Владимире в ультрамартовском 6683 году, но после 7 недель осады удалился (то есть примерно в сентябре) (ПСРЛ, т. I, стб. 373, т. II, стб. 596).
  • Сел во Владимире (ПСРЛ, т. I, стб. 374, т. II, стб. 597) в 1174 (ультрамартовском 6683) году. 15 июня 1175 (ультрамартовского 6684) года побежден и бежал (ПСРЛ, т. II, стб. 601).
  • Сел во Владимире 15 июня 1175 (ультрамартовского 6684) года (ПСРЛ, т. I, стб. 377). (В Никоновской летописи 16 июня, но ошибка устанавливается по дню недели (ПСРЛ, т. IX, стр. 255). Умер 20 июня 1176 (ультрамартовского 6685) года (ПСРЛ, т. I, стб. 379, т. IV, стр. 167).
  • Сел на престол во Владимире после смерти брата в июне 1176 (ультрамартовского 6685) года (ПСРЛ, т. I, стб. 380). Умер, по Лаврентьевской летописи, 13 апреля 6720 (1212) года, на память св. Мартина (ПСРЛ, т. I, стб. 436) В Тверской и Воскресенской летописям 15 апреля на память апостола Аристарха, в воскресенье (ПСРЛ, т. VII, стр. 117; т. XV, стб. 311), в Никоновской летописи 14 апреля на память св. Мартина, в воскресенье (ПСРЛ, т. X, стр. 64), в Троицкой летописи 18 апреля 6721 года, на память св. Мартина (Троицкая летопись. С.299). В 1212 году 15 апреля - воскресенье.
  • Сел на престол после смерти отца в соответствии с его волей (ПСРЛ, т. X, стр. 63). 27 апреля 1216 года, в среду, покинул город, оставив его брату (ПСРЛ, т. I, стб. 500, число в летописи прямо не указано, но это следующая среда после 21 апреля, которое было четвергом).
  • Сел на престол в 1216 (ультрамартовском 6725) году (ПСРЛ, т. I, стб. 440). Умер 2 февраля 1218 года (ультрамартовского 6726 года, так в Лаврентьевской и Никоновской летописях) (ПСРЛ, т. I, стб. 442, т. X, стр. 80) В Тверской и Троицкой летописях 6727 год (ПСРЛ, т. XV, стб. 329; Троицкая летопись. С.304).
  • Сел на престол после смерти брата. Убит в битве с татарами 4 марта 1238 года (в Лаврентьевской летописи всё еще под 6745 годом, в Московско-Академической летописи под 6746) (ПСРЛ, т. I, стб. 465, 520).
  • Сел на престол после смерти брата в 1238 году (ПСРЛ, т. I, стб. 467). Умер 30 сентября 1246 года (ПСРЛ, т. I, стб. 471)
  • Сел на престол в 1247 году, когда пришла весть о смерти Ярослава (ПСРЛ, т. I, стб. 471, т. X, стр. 134). По Московско-Академической летописи, сел на престол в 1246 году после поездки в Орду (ПСРЛ, т. I, стб. 523)(по Новгородской четвёртой летописи, сел в 6755 году (ПСРЛ, т. IV, стр. 229).
  • Изгнал Святослава в 6756 году (ПСРЛ, т. IV, стр. 229). Убит зимой 6756 (1248/1249) года (ПСРЛ, т. I, стб. 471). По Новгородской четвёртой летописи - в 6757 году (ПСРЛ, т. IV, стб. 230). Месяц точно неизвестен.
  • Вторично сел на престол, но его прогнал Андрей Ярославич (ПСРЛ, т. XV, вып. 1, стб. 31).
  • Сел на престоле зимой 6757 (1249/50) года (в декабре ), получив княжение от хана (ПСРЛ, т. I, стб. 472), соотношение известий в летописи показывает, что он вернулся в любом случае ранее 27 декабря. Бежал из Руси во время татарского нашествия в 6760 (1252 ) году (ПСРЛ, т. I, стб. 473), потерпев поражение в битве на день святого Бориса (24 июля ) (ПСРЛ, т. VII, стр. 159). По Новгородской первой младшего извода и Софийской первой летописям, это было в 6759 году (ПСРЛ, т. III, стр. 304, т. VI, вып. 1, стб. 327), по пасхальным таблицам середины XIV века (ПСРЛ, т. III, стр. 578), Троицкой, Новгородской четвёртой, Тверской, Никоновской летописям - в 6760 году (ПСРЛ, т. IV, стр. 230; т. X, стр. 138; т. XV, стб. 396, Троицкая летопись. С.324).
  • В 6760 (1252) году получил в Орде великое княжение и сел во Владимире (ПСРЛ, т. I, стб. 473) (по Новгородской четвёртой летописи - в 6761 году (ПСРЛ, т. IV, стр. 230). Умер 14 ноября 6771 (1263) года (ПСРЛ, т. I, стб. 524, т. III, стр. 83).
  • Сел на престол в 6772 (1264) году (ПСРЛ, т. I, стб. 524; т. IV, стр. 234). Умер зимой 1271/72 (ультрамартовский 6780 в пасхальных таблицах (ПСРЛ, т. III, стр. 579), в Новгородской первой и Софийской первой летописях, мартовский 6779 в Тверской и Троицкой летописях) году (ПСРЛ, т. III, стр.89, т. VI, вып. 1, стб. 353, т. XV, стб. 404; Троицкая летопись. С.331). Сопоставление с упоминанием смерти княгини Марии Ростовской 9 декабря показывает, что Ярослав умер уже в начале 1272 года.
  • Сел на престол после смерти брата в 6780 году. Умер зимой 6784 (1276/77) года (ПСРЛ, т. III, стр. 323), в январе (Троицкая летопись. С.333).
  • Сел на престол в 6784 (1276/77) году после смерти дяди (ПСРЛ, т. X, стр. 153; т. XV, стб. 405). Упоминания о поездке в Орду в этом году отсутствуют.
  • Получил в Орде великое княжение в 1281 (ультрамартовском 6790 (ПСРЛ, т. III, стр.324, т. VI, вып. 1, стб. 357), зимой 6789 года, придя на Русь в декабре (Троицкая летопись. С.338; ПСРЛ, т. X, стр. 159) году. Примирился с братом в 1283 (ультрамартовском 6792 или мартовском 6791 году (ПСРЛ, т. III, стр. 326, т. IV, стр. 245; т. VI, вып. 1, стб. 359; Троицкая летопись. С.340). Такая датировка событий принята Н. М. Карамзиным, Н. Г. Бережковым и А. А. Горским, В. Л. Янин предлагает датировку: зима 1283-1285 годы (см. анализ: Горский А. А. Москва и Орда. М., 2003. С. 15-16).
  • Пришел из Орды в 1283 году, получив великое княжение от Ногая. Лишился его в 1293 году.
  • Получил в Орде великое княжение в 6801 (1293) году (ПСРЛ, т. III, стр. 327, т. VI, вып. 1, стб. 362), вернулся на Русь зимой (Троицкая летопись. С.345). Умер 27 июля 6812 (1304) года (ПСРЛ, т. III, стр. 92; т. VI, вып. 1, стб. 367, т. VII, стр. 184) (В Новгородской четвёртой и Никоновской летописях 22 июня (ПСРЛ, т. IV, стр. 252, т. X, стр. 175), в Троицкой летописи ультрамартовский 6813 год (Троицкая летопись. С.351).
  • Получил великое княжение в 1305 (мартовском 6813, в Троицкой летописи ультрамартовском 6814) году (ПСРЛ, т. VI, вып. 1, стб. 368, т. VII, стр. 184). (По Никоновской летописи - в 6812 году (ПСРЛ, т. X, стр. 176), вернулся на Русь осенью (Троицкая летопись. С.352). Казнен 22 ноября 1318 (в Софийской первой и Никоновской летописям ультрамартовского 6827, в Новгородской четвёртой и Тверской летописях мартовского 6826) года в среду (ПСРЛ, т. IV, стр. 257; т. VI, вып. 1, стб. 391, т. X, стр. 185). Год устанавливается по дню недели.
  • Вышел из Орды с татарами летом 1317 (ультрамартовском 6826, в Новгородской чётвертой летописи и Рогожском летописце мартовском 6825) года (ПСРЛ, т. III, стр. 95; т. IV, стб. 257), получив великое княжение (ПСРЛ, т. VI, вып. 1, стб. 374, т. XV, вып. 1, стб. 37). Убит Дмитрием Тверским в Орде.
  • Получил великое княжение в 6830 (1322) году (ПСРЛ, т. III, стр. 96, т. VI, вып. 1, стб. 396). Прибыл во Владимир зимой 6830 года (ПСРЛ, т. IV, стр. 259; Троицкая летопись. С.357) или осенью (ПСРЛ, т. XV, стб. 414). По пасхальным таблицам, сел в 6831 году (ПСРЛ, т. III, стр. 579). Казнен 15 сентября 6834 (1326) года (ПСРЛ, т. XV, вып. 1, стб. 42, т. XV, стб. 415).
  • Получил великое княжение осенью 6834 (1326) года (ПСРЛ, т. X, стр. 190; т. XV, вып. 1, стб. 42). Когда татарское войско двинулось на Тверь зимой 1327/8 года, бежал в Псков, а затем в Литву.
  • В 1328 году хан Узбек разделил великое княжение, дав Александру Владимир и Поволжье (ПСРЛ, т. III, стр.469) (в московских летописях этот факт не упомянут). По Софийской первой, Новгородской четвёртой и Воскресенской летописям, умер в 6840 году (ПСРЛ, т. IV, стр. 265; т. VI, вып. 1, стб. 406, т. VII, стр. 203), по Тверской летописи - в 6839 году (ПСРЛ, т. XV, стб. 417), в Рогожском летописце его смерть отмечена дважды - под 6839 и 6841 годами (ПСРЛ, т. XV, вып. 1, стб. 46), по Троицкой и Никоновской летописям - в 6841 году (Троицкая летопись. С.361; ПСРЛ, т. X, стр. 206). По введению к Новгородской первой летописи младшего извода, княжил 3 либо 2 с половиной года (ПСРЛ, т. III, стр. 467, 469). А. А. Горский принимает датировку его смерти 1331 годом (Горский А. А. Москва и Орда. М., 2003. С.62).
  • Сел на великое княжение в 6836 (1328) году (ПСРЛ, т. IV, стр. 262; т. VI, вып. 1, стб. 401, т. X, стр. 195). Формально был соправителем Александра Суздальского, но действовал самостоятельно. После смерти Александра пошел в Орду в 6839 (1331) году (ПСРЛ, т. III, стр. 344) и получил всё великое княжение (ПСРЛ, т. III, стр. 469). Умер 31 марта 1340 года (ультрамартовского 6849 года (ПСРЛ, т. IV, стр. 270; т. VI, вып. 1, стб. 412, т. VII, стр. 206), по пасхальным таблицам, Троицкой летописи и Рогожскому летописцу в 6848 году (ПСРЛ, т. III, стр. 579; т. XV, вып. 1, стб. 52; Троицкая летопись. С.364).
  • Получил великое княжение осенью ультрамартовского 6849 года (ПСРЛ, т. VI, вып. 1, стб.). Сел во Владимире 1 октября 1340 года (Троицкая летопись. С.364). Умер 26 апреля ультрамартовского 6862 года (в Никоновской мартовского 6861) (ПСРЛ, т. X, стр. 226; т. XV, вып. 1, стб. 62; Троицкая летопись. С.373). (В Новгородской четвёртой о его смерти сообщается дважды - под 6860 и 6861 годами (ПСРЛ, т. IV, стр. 280, 286), по Воскресенской - 27 апреля 6861 года (ПСРЛ, т. VII, стр. 217)
  • Получил великое княжение зимой 6861 года, после Крещения. Сел во Владимире 25 марта 6862 (1354) года (Троицкая летопись. С.374; ПСРЛ, т. X, стр. 227). Умер 13 ноября 6867 (1359) года (ПСРЛ, т. VIII, стр. 10; т. XV, вып. 1, стб. 68).
  • Хан Навруз зимой 6867 года (то есть в начале 1360 года) дал великое княжение Андрею Константиновичу, а тот уступил его брату Дмитрию (ПСРЛ, т. XV, вып. 1, стб. 68). Приехал во Владимир 22 июня (ПСРЛ, т. XV, вып. 1, стб. 69; Троицкая летопись. С.377) 6868 (1360) года (ПСРЛ, т. III, стр. 366, т. VI, вып. 1, стб. 433).
  • На просторах Восточно-Европейской равнины издревле жили славяне, наши прямые предки. До сих пор точно неизвестно, когда же они туда пришли. Как бы там ни было, но вскоре они широко расселились на всем протяжении великого водного пути тех лет. Славянские города и деревни возникали от Балтийского до Черного моря. Несмотря на то что были они одного роду-племени, особенно мирными отношения между ними не были никогда.

    В постоянных междоусобицах быстро возвеличивались племенные князья, которые вскоре стали Великими и начали править всей Киевской Русью. Это были первые правители Руси, имена которых дошли до нас через нескончаемую череду веков, минувших с той поры.

    Рюрик (862-879)

    О реальности этой исторической фигуры до сих пор идут яростные споры в среде ученых. То ли был такой человек, то ли это собирательный персонаж, прообразом которого послужили все первые правители Руси. То ли был он варягом, то ли славянином. Кстати, мы практически не знаем о том, кем были правители Руси до Рюрика, так что в этом вопросе все зиждется исключительно на предположениях.

    Славянское происхождение очень вероятно, так как Рюриком его могли прозвать за прозвище Сокол, которое с древнеславянского языка переводилось на норманнские наречия именно как «рюрик». Как бы там ни было, но именно он считается основателем всего Древнерусского государства. Рюрик бъединил (насколько это было вообще возможно) под своей рукой многие славянские племена.

    Впрочем, этим делом с переменным успехом занимались практически все правители Руси. Именно благодаря их стараниям наша страна сегодня имеет столь значимое положение на карте мира.

    Олег (879-912)

    У Рюрика был сын Игорь, но ко времени смерти своего отца он был слишком мал, а потому Великим князем стал его дядька, Олег. Прославил свое имя воинственностью и той удачей, которая ему сопутствовала на воинской стезе. Особенно замечателен его поход на Константинополь, который открыл славянам невероятные перспективы от появившихся возможностей торговли с далекими восточными странами. Современники его так уважали, что прозвали "вещим Олегом".

    Конечно, первые правители Руси были фигурами настолько легендарными, что об их реальных подвигах мы, скорее всего, никогда не узнаем, но Олег наверняка и в самом деле был выдающейся личностью.

    Игорь (912-945)

    Игорь, сын Рюрика, по примеру Олега также неоднократно ходил в походы, присоединил немало земель, но он не был столь удачливым воином, а его поход на Грецию и вовсе оказался плачевным. Был жесток, зачастую "обдирал" побежденные племена до последнего, за что впоследствии и поплатился. Игоря предупреждали, что древляне его не простили, советовали брать на полюдье большую дружину. Он не послушался и был убит. В общем-то, об этом когда-то рассказывал сериал «Правители Руси».

    Ольга (945-957)

    Впрочем, древляне скоро пожалели о своем поступке. Жена Игоря, Ольга, сперва расправилась с двумя их примирительными посольствами, а потом сожгла главный город древлян, Коростень. Современники свидетельствуют, что она отличалась редким умом и волевой жесткостью. За время своего правления не потеряла ни одной пяди земли, которая была завоевана мужем и его предками. Известно, что на склоне лет приняла христианство.

    Святослав (957-972)

    Святослав пошел в своего предка, Олега. Также отличался смелостью, решительностью, прямотой. Был прекрасным воином, приручил и завоевал множество племен славян, нередко бил печенегов, за что те его ненавидели. Как и прочие правители Руси, предпочитал (если было возможно) договориться "полюбовно". Если племена соглашались признать верховенство Киева и откупались данью, то даже правители у них оставались прежними.

    Присоединил до тех пор непобедимых вятичей (которые предпочитали воевать в своих непроходимых лесах), побил хазар, после чего взял Тьмутаракань. Несмотря на малочисленность своей дружины успешно воевал с болгарами на Дунае. Завоевал Андрианополь и грозил взять Константинополь. Греки предпочли откупиться богатой данью. На обратном пути погиб вместе с дружиной на порогах Днепра, будучи убит все теми же печенегами. Предполагается, что мечи и остатки снаряжения именно его дружины нашли при строительстве Днепрогэса.

    Общая характеристика 1-го столетия

    С тех пор как на Великокняжеском престоле воцарились первые правители Руси, эпоха постоянных смут и междоусобиц постепенно стала заканчиваться. Настал относительный порядок: княжеская дружина обороняла рубежи от наглых и свирепых кочевых племен, а те, в свою очередь, обязались помогать ратниками и платили дань на полюдье. Главной заботой тех князей были хазары: на ту пору им платили дань (не регулярную, при очередном набеге) многие славянские племена, что сильно подрывало авторитет центральной власти.

    Другая проблема заключалась в отсутствии единоверия. На славян, которые покорили Константинополь, смотрели с презрением, так как в ту пору уже активно устанавливался монотеизм (иудаизм, христианство), а язычников считали едва ли не животными. Но племена активно сопротивлялись всем попыткам вмешаться в их веру. Об этом повествуют "Правители Руси" - фильм довольно правдиво передает реальность той эпохи.

    Это вносило свою лепту в рост количества мелких неурядиц внутри молодого государства. Но Ольга, которая приняла христианство и начала способствовать и потворствовать строительству христианских храмов в Киеве, проложила путь крещению страны. Началось второе столетие, в котором правители Древней Руси сотворили еще немало великих дел.

    Владимир Св. Равноапостольный (980-1015)

    Как известно, между Ярополком, Олегом и Владимиром, которые были наследниками Святослава, никогда не было братской любви. Не помогло даже то, что отец еще при жизни определил для каждого из них свою землю. Кончилось тем, что Владимир уничтожил братьев и стал править единолично.

    Правитель в Древней Руси, отбил у полков червонную Русь, много и отважно воевал против печенегов и болгар. Прославился как щедрый правитель, который не жалел золота для одаривания верных ему людей. Сперва он снес практически все христианские храмы и церкви, которые были построены при его матери, а немногочисленная христианская община терпела от него постоянные гонения.

    Но политическая ситуация сложилась так, что страну нужно было приводить к единобожию. Помимо этого, современники говорят о сильном чувстве, которое вспыхнуло у князя к византийской царевне Анне. За язычника ее никто бы отдавать не стал. Так правители Древней Руси пришли к выводу о необходимости принять крещение.

    А потому уже в 988 году состоялось крещение князя и всех его приближенных, а затем новая религия начала распространяться и среди народа. Василий и Константин, выдали Анну за князя Владимира. О Владимире современники отзывались как о строгом, жестком (порой даже жестоком) человеке, но любили его за прямоту, честность и справедливость. Церковь до сих пор превозносит имя князя по той причине, что он начал массово строить в стране храмы и церкви. Это был первый правитель Руси, принявший крещение.

    Святополк (1015-1019)

    Как и его отец, Владимир при жизни роздал земли своим многочисленным сыновьям: Святополку, Изяславу, Ярославу, Мстиславу, Святославу, Борису и Глебу. После того как отец умер, Святополк решил править самостоятельно, для чего издал приказ об устранении собственных братьев, но был выгнан из Киева Ярославом Новгородским.

    При помощи польского короля Болеслава Храброго он смог вторично овладеть Киевом, но народ принял его прохладно. Вскоре он был вынужден бежать из города, а затем умер в пути. Его смерть - темная история. Предполагается, что он сам лишил себя жизни. В народных преданиях прозван "окаянным".

    Ярослав Мудрый (1019-1054)

    Ярослав быстро стал самостоятельным правителем Киевской Руси. Отличался большим умом, много сделал для развития государства. Строил много монастырей, содействовал распространению письменности. Его же авторству принадлежит "Русская правда", первый официальный сборник законов и уложений в нашей стране. Как и его предки, сразу раздал сыновьям наделы земли, но при этом строго наказал "жить в мире, козней друг другу не чинить".

    Изяслав (1054-1078)

    Изяслав был старшим сыном Ярослава. Первоначально правил Киевом, отличился как неплохой правитель, но с народом умел ладить не слишком хорошо. Последнее и сыграло свою роль. Когда он пошел на половцев и потерпел в том походе неудачу, киевляне его попросту выгнали, призвав на княжение его брата, Святослава. После того как он умер, Изяслав вновь вернулся в стольный град.

    В принципе, он был весьма неплохим правителем, но на его долю выпали довольно непростые времена. Как и все первые правители Киевской Руси, он был вынужден решать массу непростых вопросов.

    Общая характеристика 2-го столетия

    В те века из состава Руси выделяется сразу несколько практически самостоятельных (наиболее могучее), Черниговское, Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское впоследствии), Галицко-Волынское. Особняком стоял Новгород. Управляясь Вечем по примеру греческих полисов, он вообще смотрел на князей не слишком хорошо.

    Несмотря на эту раздробленность, формально Русь все еще считалась самостоятельным государством. Ярослав смог раздвинуть его границы до самой реки Роси При Владимире страна принимает христианство, возрастает влияние Византии на ее внутренние дела.

    Так, во главе вновь созданной церкви встает митрополит, подчинявшийся непосредственно Царьграду. Новая вера принесла с собой не только религию, но и новую письменность, новые законы. Князья в ту пору действовали сообща с церковью, строили много новых храмов, содействовали просвещению своего народа. Именно в это время жил знаменитый Нестор, являющийся автором многочисленных письменных памятников того времени.

    К сожалению, все было далеко не так гладко. Вечной проблемой были как постоянные набеги кочевников, так и внутренние междоусобицы, постоянно раздиравшие страну, лишавшие ее силы. Как выражался Нестор, автор "Слова о полку Игореве", от них "стонет русская земля". Начинают проявляться просветительские идеи Церкви, но пока что народ плохо принимает новую религию.

    Так начиналось третье столетие.

    Всеволод I (1078-1093)

    Всеволод Первый вполне мог остаться в истории как образцовый правитель. Он был правдив, честен, содействовал образованию и развитию письменности, сам знал пять языков. Но он не отличался развитым воинским и политическим талантом. Постоянные набеги половцев, мор, засухи и голод никак не способствовали его авторитету. Только лишь его сын Владимир, впоследствии прозванный Мономахом, удерживал отца на престоле (уникальный случай, между прочим).

    Святополк II (1093-1113)

    Был сыном Изяслава, отличался неплохим характером, но был на редкость безволен в некоторых вопросах, отчего удельные князья его не считали за Великого князя. Впрочем, властвовал он очень даже неплохо: прислушавшись к совету все того же Владимира Мономаха, на Долобском съезде в 1103 году уговорил своих оппонентов предпринять совместный поход на «окаянных» половцев, после чего в 1111 году те были наголову разбиты.

    Воинская добыча была огромной. полоцких в той битве было убито почти два десятка. Эта победа громко разнеслась по всем славянским землям как на Востоке, так и на Западе.

    Владимир Мономах (1113-1125)

    Несмотря на то что по старшинству не он должен был занять Киевский престол, именно Владимира туда избирают единогласным решением. Такая любовь объясняется редким политическим и воинским талантом князя. Отличался умом, политической и воинской храбростью, был очень отважен в ратном деле.

    Каждый поход на половцев считал праздником (половцы его взглядов не разделяли). Именно при Мономахе излишне ретивые в вопросах самостоятельности князья получают строгий укорот. Оставляет потомкам "Поучение детям", где рассказывает о важности честного и бескорыстного служения своей Родине.

    Мстислав I (1125-1132)

    Следуя заветам своего отца, он жил в мире со своими братьями и прочими князьями, но ярился при одном намеке на непокорность и стремлении к междоусобице. Так, князей половецких он в гневе изгоняет из страны, после чего те вынуждены спасаться от недовольства правителя в Византии. Вообще многие правители Киевской Руси старались без нужды не убивать своих врагов.

    Ярополк (1132-1139)

    Известен своими искусными политическими интригами, которые в конечном итоге плохо обернулись по отношению к "мономаховичам". В конце своего правления решает передать престол не своему брату, а племяннику. Дело едва не доходит до смуты, но на престол все же восходят потомки Олега Святославовича, "олеговичи". Ненадолго, впрочем.

    Всеволод II (1139-1146)

    Всеволод отличался неплохими задатками правителя, правил мудро и твердо. Но он захотел передать престол Игорю Олеговичу, закрепив положение "олеговичей". Но киевляне не признали Игоря, он был вынужден принять монашеский постриг, а потом и вовсе был убит.

    Изяслав II (1146-1154)

    Зато жители Киева с восторгом приняли Изяслава II Мстиславовича, который своими блестящими политическими способностями, ратной доблестью и умом живо напоминал им своего деда, Мономаха. Именно он ввел оставшееся с тех пор непререкаемым правило: если жив дядя в одном княжеском роде, то племянник получить его престол не может.

    Был в страшной вражде с Юрием Владимировичем, князем Ростово-Суздальской земли. Его имя ничего не скажет многим, но впоследствии Юрия прозовут Долгоруким. Изяславу дважды приходилось бежать из Киева, но до самой смерти он так и не отдал престол.

    Юрий Долгорукий (1154-1157)

    Юрий наконец-то получает доступ к Киевскому престолу. Пробыв на нем всего три года, он многого добился: смог замирить (или покарать) князей, способствовал объединению раздробленных земель под сильной властью. Впрочем, вся его работа оказалась бессмысленной, так как после смерти Долгорукого грызня между князьями вспыхивает с новой силой.

    Мстислав II (1157-1169)

    Именно разруха и свары привели к тому, что на престол взошел Мстислав II Изяславович. Он был неплохим правителем, но отличался не слишком хорошим нравом, а также потворствовал княжьим междоусобицам ("разделяй и властвуй"). Из Киева его выгоняет Андрей Юрьевич, сын Долгорукого. Известен в истории под прозвищем Боголюбского.

    В 1169 году Андрей не ограничился изгнанием злейшего врага своего отца, попутно спалив Киев дотла. Так он заодно отомстил и киевлянам, которые к тому времени приобрели привычку изгонять князей в любое время, призывая к себе на княжество любого, кто пообещал бы им "хлеба и зрелищ".

    Андрей Боголюбский (1169-1174)

    Как только Андрей завладел властью, он сразу перенес столицу в свой любимый город, Владимир на Клязьме. С тех пор главенствующее положение Киева сразу стало ослабевать. Ставший под конец жизни суровым и властным, Боголюбский не хотел мириться с самодурством многих бояр, желая основать самодержавную власть. Многим это не понравилось, а потому Андрея убили в результате заговора.

    Так что сделали первые правители Руси? Таблица даст общий ответ на этот вопрос.

    В принципе, тем же самым занимались все правители Руси от Рюрика до Путина. Таблица вряд ли может передать все те тяготы, которые перенес наш народ на сложном пути становления государства.

    Великие князья Киевские, правители Киевской Руси Аскольд и Дир (864 882) Вещий Олег (882 912) Игорь Рюрикович (912 945) … Википедия

    Великий князь Киевский. Оставшись трехлетним ребенком по смерти отца, убитого в 945 г. древлянами, С. возрос в среде дружинников своего отца. Уже в 946 г. он находится во главе дружины, выступившей против древлян с местью за смерть Игоря;… …

    - (Димитрий) старший сын Ярослава I, великий князь киевский; род. в 1024 г. При жизни отца княжил в Турове. По завещанию Ярослава ему достался киевский стол и старшинство между князьями. По видимому, И. не был любим киевлянами. В 1068 г. половцы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Игорь (год рождения неизвестен ум. 945), великий князь киевский с 912 (летописец приписывает И. происхождение от полулегендарного Рюрика). И. продолжал деятельность своего предшественника Олега, в годы правления подчинил своей власти… …

    - (в крещении Василий) чтимый православной церковью за крещение Руси святым и равноапостольным вел. кн. киевский, сын Святослава Игоревича от Малуши, ключницы св. Ольги, род. в начале второй половины X в. Летописные сказания о нем, как и вообще о… … Большая биографическая энциклопедия

    Титул главы русских князей в Древнерусском государстве (киевский великий князь) с 10 века. С 12 века великими князьями называют себя владетели крупнейших княжеств, включавших в себя вассальные удельные княжества (великие князья владимирские,… … Политология. Словарь.

    1) В историографии глава Древнерусского государства и ряда княжеств на Руси X XV вв. и Русского государства XV середины XVI вв. 2) Часть титула князей владимирских, московских, тверских и др.; титул главы Великого княжества Литовского. 3) Часть … Энциклопедический словарь

    Северо Восточная Русь ← 1157 1363 … Википедия

    В Киевской Руси и в период феод. раздробленности на Руси титул, первоначально принадлежавший феод. сюзерену всех князей (В. к. Киевский), а с 12 14 вв. также главам крупнейших феод. кн в, включавших в себя вассальные удельные кн ва (вел. кн ва… … Советская историческая энциклопедия

    В Киевской Руси и в период феодальной раздробленности титул, принадлежавший главе всех князей (с 10 в. В. к. киевский, с 13 в. В. к. владимирский), а с 12 14 вв. также владетелям крупнейших княжеств, включавших в себя вассальные удельные… … Большая советская энциклопедия

    Книги

    • Святослав I Игоревич, великий князь Киевский и всей Руси , М. Д. Хмыров. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Историко-характеристический очерк. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1871…
    • Блаженный Игорь Ольгович, князь Новгородсеверский и великий князь Киевский. , М.Н. Бережков. Исторический очерк М. Н. Бережкова. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1894 года (издательство`Чернигов, тип. Губернского правления`).…