Германия: форма правления и государственного устройства. Политическая система фрг

Федеративная Республика Германия (ФРГ).

Особенности политической системы

По форме правления Германия - парламентская республика. Политическая система Германии основана на таких важнейших принципах, как представительная демократия, разделение властей, приоритет права, федерализм, социальная направленность государства, демократический режим и многопартийность (ст. 20 и 21 Основного закона ФРГ). Партии играют важную роль в политической системе Германии. Статус политических партий определяется Основным законом ФРГ и специальным законом о политических партиях от 24 июня 1967 г. В редакции от 31 января 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями) 2. Вместе с тем, закрепляя многопартийность, Основной закон устанавливает и определенные ограничения.

Не допускается создание и деятельность партий, которые «стремятся причинить основам свободного демократического строя, либо устранить его или поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии…» (п. 2 ст.21Основного закона).

Такие партии могут быть признаны неконституционными по решению Федерального конституционного суда. И такого рода случаи имели место. В 1952 г. Была прекращена деятельность праворадикальной Социальной имперской партии, а в 1956 г. Федеральный конституционный суд запретил Коммунистическую партию Германии.

Партийная система Германии, по оценкам немецких ученых характеризуется с одной стороны, определенной стабильностью, с другой - непрерывным развитием.

Так, начинается со второй половины 50-х гг. и до конца 70-х гг. прошлого века данная система именовалась «двух-с-половиной» партийной системы, включавшей блок, ХДС/ХСС и Свободную демократическую партию. Названные партии на выборах в Бундестаг 1979 г. - даже 91,2 % 3. Наряду с этими крупными партиями существовали и другие, более мелкие. В 80-е гг. в выборах разного уровня участвовало более 130 партий, из них 37 стабильно получали депутатские мандаты в представительных органах земель, а 16- в Бундестаге.

В настоящее время партийная система Германии включает множество различных партий, среди которых можно выделить несколько, играющих наиболее значительную роль в политической жизни. Это, прежде всего, партии, составляющие правящую коалицию: Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), партия, партия «Зеленых».

СТПГ выступает за социально ориентированный политический курс государства. Партия «зеленых» - это политическое объединение, выступающие за защиту окружающей среды и вместе с тем, за социальную справедливость и демократию. Она была создана в конце 70-х - начале 80-х гг. и получила большую поддержку на выборах 1998 г., войдя в блок с Союзом 90-х гг., и на выборах 2002 г., выступая уже самостоятельно. Оппозицию правящей коалиции составляют: блок Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), Свободная демократическая партия (СвДП) и Партия демократического социализма (ПДС).

ХДС и ХСС отстаивают христианские ценности и принципы социальной рыночной экономики, причем ХСС является баварской партией, т.е. действует только в пределах «свободного государства Баварии». СвДП придерживается либеральных принципов во всех сферах жизни. В последние годы в стране наблюдается расширение радикальных движений. Особую активность проявляют НДПГ, а также некоторые другие партии. Эти партии опираются в своей деятельности на откровенно фашистскую идеологию.

Freistaat Bayern- таково наименование этой земли, используемое в официальных источниках и в настоящее время.

Правительство ФРГ в начале 2001 г. обратилось в Федеральный конституционный суд с заявлением о запрете профашистской НДПГ.

Система права Германии отражает все характерные черты романо-германской правовой семьи., но с особенностями, присущими немецкой нации,- законопослушность, дисциплина, аккуратность исполнения и прочее.

Конституционный статус личность регулирует Основным законом, а также рядом федеральных законов. Примечательно, что в Германии признается только единое общенациональное гражданство. 2 Своеобразие регламентации конституционного статуса, состоит в том, что Основной закон, закрепляя то или иное право, связывает его реализацию с юридическими фактами, устанавливаемыми текущим законодательством.

республиканский правление конституция германия

Берлин - столица ФРГ. Между тем, в ходе длительных переговоров относительно условий переноса столицы из Бонна в Берлин, Бонну удалось оставить на своей территории большинство офисов федеральных министерств, а также целый ряд главных офисов важнейших федеральных ведомств (например, федеральной счетной палаты). Германия -демократическое, социальное, правовое государство. Она состоит из 16 частично независимых земель. Государственное устройство регламентировано основным законом,Конституцией Германии. По форме правления ФРГ - парламентская республика.

Глава государства - федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.

Германия имеет федеративное устройство. Таким образом политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной,законодательной и судебной власти.

Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель -ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Создание государства невозможно без опыта. Одни страны опираются на свой собственный, иные - на историю развития других государств. В любом случае изучение устройства и работы машины правления необходимо с целью внедрения удачных форм и недопущения ошибок. Чем интересна с этой точки зрения Германия?

Форма правления

Эта страна имеет федеративный устрой. То есть состоит из нескольких равноправных частей, которые могут принимать и устанавливать свои законы, легитимные наряду с общегерманскими. Форма правления в Германии подходит под определение Это означает, что властные полномочия в стране распределяются между президентом и парламентом. При этом фактически вся действенная руководящая сила сосредоточена в руках первого лица Должность выборная. Глава правительства - канцлер, который отвечает за внешнюю и государства Германия. при таком распределении ролей является республикой. Давайте рассмотрим подробнее.

Функции президента страны

Формы правления стран Европы довольно разнятся между собой. Это хорошо видно по полномочиям Германия, форма правления которой не предполагает наделения президента серьезными функциями, отличается от остальных. Фактически эта должность имеет представительско-церемониальную основу. Президента избирают на пять лет. Он представляет страну на мировой арене, издает акты о помиловании преступников. Реальную политику государства ведут правительство и парламентом.

Законодательный орган

Процесс образования и издания законов в стране имеет двухступенчатую структуру. Нижняя палата - Бундестаг - создает законы. Депутаты в нее избираются сроком на 4 года. Утверждает законы Бундесрат - Верхняя палата. Формируется она из представителей земель пропорционально количеству их жителей. Считается, что довольно сложный процесс законотворчества позволяет производить достаточно успешный «продукт». Во всяком случае, Германия, форма правления которой позволяет вести сложную внутреннюю политику, отличается от других государств Европы высоким уровнем соблюдения норм и правил гражданами.

Исполнительная власть

Правительство в Германии наделено основными полномочиями. Эта ветвь власти решает все вопросы, связанные с работой государства, его внешней политикой. Федеральный канцлер формирует бюджет, контролирует реализацию общегосударственных программ. Нужно иметь в виду, что каждая из формирует свои собственные планы развития, устанавливает налоги, формирует бюджеты. Верховная власть занимается только общегосударственными вопросами. Финансирование глобальных задач идет за счет общегосударственных налогов, которые не превышают двадцати процентов от общей суммы.

Германии интересно опытом отдельного развития земель, скоординированного общими программами. Каждый субъект федерации имеет свои собственные властные полномочия, но развивается в общем ритме и в одном направлении. При этом финансовую базу развития они определяют и формируют самостоятельно, что позволяет решать насущные вопросы достаточно эффективно.

§ 1. Конституционный строй.

§ 2. Немецкий федерализм.

§ 3. Избирательная система.

Конституционный строй

Официальное название страны - Федеративная Республика Германия (Bundesrepublik Deutschland). В сокращенном варианте - Германия. Столица ФРГ - Берлин (с июня 1991). До этого на протяжении 42 лет столицей был западногерманское город Бонн. Государственный флаг - черный-красно-золотой. Герб изображает одноглавого орла. Гимн - "Песня немцев" (Das Lied der Deutschen).

Основы начального государственного устройства современной Германии были определены решениями Ялтинской (февраль 1945) и Потсдамской конференций (17 июля - 2 августа 1945), а также Лондонским протоколом от 12 сентября 1944 года, который закрепил деление страны сначала на три оккупационные зоны, а Берлин на три части, а затем (после Ялтинской конференции) - на четыре зоны, включая французскую зону. На Лондонской конференции (23 февраля - 3 марта 1948) Франция, Великобритания и США договорились о создании единого государственного в западных оккупационных зонах, определило основы внутренней и внешней политики Федеративной Республики Германии на много лет.

Конституирования ФРГ началось 1 июля 1948 передачей верховным командованием западных оккупационных зон так наз. "Франкфуртских документов" министрам-президентам созданных на территории их зон немецких земель. В этих документах содержались требования создать демократическое, федеративное систему правления, которая бы гарантировала соблюдение личных прав и свобод. Саму разработку проекта будущей конституции осуществляла Парламентский совет. В нее вошли представители всех партий (65 депутатов). Возглавил Парламентский совет Конрад Аденауэр.

Наибольшие дискуссии вызвала при этом концепция федеративного устройства ФРГ. Одобрена Парламентской советом конституция вступила в действие 23 мая 1949 Она имеет дословную название "Основной Закон для Федеративной Республики Германии". Название Основной Закон (Grundgesetz) объясняется тем, что с самого начала документ задумывался как временная конституция, по которой будут жить объединены в ФРГ западные земли Германии до полного восстановления единого немецкого государства. Но принимая во внимание 40 лет ее безупречного функционирования, она была сохранена почти без изменений и после вступления бывшей ГДР в состав ФРГ.

Согласно принятой Конституции ФРГ 14 августа 1949 были проведены первые общефедеральные выборы. По их результатам блок ХДС / ХСС получил 139 из 402 депутатских мандатов, что составляло 32,1% голосов, СДПГ получила 132 депутатских мандата, СДП - 52. Всего к первому бундестага вошли представители десяти партий. 15 сентября 1949 был избран федеральный канцлер. Им стал лидер ХДС К. Аденауэр. Первым президентом ФРГ стал лидер СвДП Теодор Хейс.

Нынешний статус ФРГ как суверенного государства с учетом объединения Германии и положений международного права был законодательно закреплен в ряде международных договоров и соглашений: 18 мая 1990 между ФРГ и ГДР был подписан договор о создании валютного, экономического и социального союза; 31 августа 1990 был подписан Договор об объединении, в котором был зафиксирован механизм присоединения ГДР к ФРГ на основе статьи 23 западногерманского Основного Закона, 12 сентября 1990 в Москве между СССР, США, Великобританией, Францией и двумя германскими государствами было подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, согласно которому Германия получила полный суверенитет, а Западный Берлин прекратил свое существование как самостоятельная политическая единица. Берлин столица ФРГ был утвержден бундестагом 20 июня 1991 Таким образом, всеми этими документами был закреплен статус объединенной Германии как полноправного и признанного субъекта международного сообщества.

Конституция ФРГ определяет общие принципы государственного строя ФРГ, обязанности государства перед своими гражданами, их обязанности перед государством. Она содержит 146 статей, объединенных в 13 глав.

Конституция регламентирует основные права человека и гражданина, регулирует принципы взаимоотношений федерации и земель, определяет структуру и функции бундестага, бундесрата, федерального президента, федерального правительства, законодательства, судопроизводства.

Основной Закон утверждает личную свободу, равноправие перед законом, свободу совести и вероисповедания, свободу слова, собраний, право на объединение, неприкосновенность жилища, частной собственности, тайну переписки, телефонной связи, право на убежище; гарантирует каждому свободное развитие личности, право на жизнь и физическую неприкосновенность.

Права граждан касаются только лиц, имеющих немецкое гражданство (немцем является каждый, кто обладает гражданством ФРГ, беженцы или перемещенные лица немецкой национальности, а также жена или муж или потомки одного из этих лиц). Лишения немецкого гражданства запрещено, а его потеря возможна только на основании закона.

Конституция имеет высшую юридическую силу. Она связывает прямым действующим "основным правом" законодательную и исполнительную власть.

Центральной характеристикой политической системы ФРГ является ее постоянные структурные принципы, к которым относятся: неприкосновенность человеческого достоинства, принципы демократии, правового государства, федеративного устройства и социального государства.

В основе демократического устройства лежит принцип народного суверенитета. Это означает, что каждая государственная ветвь власти нуждается демократической легитимации. Носителем суверенитета и власти является народ, который осуществляет свою власть путем выборов и голосования. Государственная власть осуществляется также через специальные органы исполнительной власти, законодательства и правосудия. Основной Закон определяет основные формы реализации власти народа через институты прямой демократии: референдумы, народные опросы, народную инициативу.

Принцип социального государства включает обеспечение безопасности жизни населения ФРГ, социальной справедливости, защиту человеческого достоинства граждан, их равенства и права на социальную помощь.

Понятие федеративного государства основывается на исторической форме государства. Оно принадлежит ко всей федерации и земель, входящих в состав союзного государства. Каждая земля имеет функции государства и выполняет свою государственную власть, которая не зависит от федерации. Поэтому они обладают полномочиями автономной организации. Это означает, что земли имеют право на принятие собственных законов и на решение собственных дел. В связи с этим говорят о "двучленное понятие федеративного государства".

Государственная власть разделена между федерацией и землями. Как федерация, так и все земли имеют свои собственные конституционные органы: ландтаги, земельные правительства, конституционные суды. Задача центральных органов и земель дополнять друг друга.

Федеральные законы имеют высшую юридическую силу по сравнению с законами земель, и федерация осуществляет надзор за соблюдением законов землями. Земли является противовесом политической власти федерации и является своего рода ограничителем и контролем государственной власти в целом. Компетенция предусматривает полномочия по федерации и земель. Принципиально земли имеют право на законодательство, если Конституция не делегирует эти полномочия федерации. Гарантируя функционирования обеих ветвей законодательства, Конституция предусматривает, что законы земель не могут противоречить федеральным законам.

Республиканская форма государственного устройства закреплена конституционным названием страны - "Федеративная Республика Германия". Это означает, что главой государства, в отличие от монархии, является федеральный президент, а ФРГ считается парламентской республикой, система центральных органов которой основывается на принципе разделения властей.

Высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу (бундестага). Главой государства является федеральный президент. На сегодня им является беспартийный Йоахим Гаук (вступил в должность 23 марта 2012 года).

Федеральный президент является главой государства и высшим конституционным органом ФРГ. Он избирается Федеральным собранием.

Федеральное собрание - специальный орган, он создается только для выбора федерального президента. Федеральное собрание состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами земель. Президентом может быть избран каждый немец, обладающий правом избрания в бундестаг и достигает 40-летнего возраста. Он выбирается сроком на пять лет с правом повторного избрания.

Главные задачи и функции федерального президента не имеют самостоятельного политической оформления. Это в основном представительная должность. В то же время он обязан сохранить конституционный строй, он назначает на должность и освобождает от должности по предложению федерального канцлера членов правительства, распускает бундестаг и выдвигает кандидатуру на пост федерального канцлера. Федеральный президент обладает правом назначать и освобождать федеральных чиновников и федеральных судей, офицеров и унтер-офицеров. Его распоряжения и постановления потребует скрепления подписью федерального канцлера или компетентного министра. Федеральный президент является представителем федерации в международных отношениях. В его ведение входит назначение и отзыв послов Германии в иностранных государствах, прием аккредитованных при нем полномочных представителей иностранных государств. Кроме того, президент от имени страны заключает международные договоры.

Исполнительная власть в ФРГ на федеральном уровне состоит из федерального правительства и федеральных органов управления.

Федеральное правительство («кабинет») включает федерального канцлера и федеральных министров. Канцлер председательствующей в правительстве и пользуется правом его формирования (отбирает кандидатов на пост министров и представляет их на рассмотрение и назначение президентом страны, принимает решение о численном составе и структуре правительства). В компетенцию канцлера входят такие функции, как определение внешнеполитического курса ФРГ, проведение переговоров и участие в заключении международных договоров и соглашений.

Каждый федеральный министр руководит самостоятельно и под свою ответственность своей отраслью (он ответственен перед парламентом). К ключевых министерств принадлежат; министерство финансов, министерство иностранных дел, министерство внутренних дел, министерство юстиции, министерство экономики, министерство обороны. На сегодня в правительство входят 14 министров.

Наряду с федеральными и земельными правительствами в системе исполнительной власти существуют федеральные и земельные органы управления, подчиненные соответствующему министерству (статистическое ведомство, ведомство уголовной полиции, по охране окружающей среды, по охране конституции и др.).

Правительство Германии сформирован коалицией Христианско демократического союза (ХДС) и Социал-демократической партии (СДПГ). Канцлером ФРГ с 22 ноября 2005 является лидер христианских демократов Ангела Меркель. Министр иностранных дел - социал-демократ Штайнмайер.

Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат: бундестага и бундесрата. Основным органом представительной и законодательной власти ФРГ является бундестаг (Bundestag). Избирается на четыре года с помощью всеобщих, прямых, свободных равных и тайных выборов. Бундестаг избирает федерального канцлера, принимает решение о формировании правительства и контролирует его деятельность, а также деятельность других органов федерального управления. Бундестаг утверждает бюджет страны. Обсуждает и утверждает законы ФРГ. Для осуществления этих функций в составе бундестага формируются комиссии.

Важнейшими из них являются: комиссия по экономике, из бюджета, по обороне, внутриполитическая, внешнеполитическая, по вопросам Европейского Союза по вопросам труда и социального обеспечения и другие.

Для руководства деятельностью бундестага избирается президент бундестага и четыре его заместителя, которые образуют президиум. Есть также совещательный орган - Совет старейшин. Партийные интересы в бундестаге защищают фракции партий.

22 сентября 2013 прошли выборы в бундестаг. Наибольшее число голосов было партии правящей коалиции: ХДС / ХСС - 311, СДПГ - 193, Левая партия - 64, "зеленые" - 63. Председателем бундестага является Ламмерт (ХДС).

Специальным конституционным органом, представляющим интересы земель ФРГ, является бундесрат (Bundesrat). Члены бундесрата не избираются, в него входят члены земельных правительств или их представители, число которых зависит от численности населения земли. Основной функцией бундесрата является защита интересов земли на федеральном уровне и участие в федеральном законотворчестве. Члены бундесрата имеют право принимать участие во всех заседаниях бундестага и его комитетов. Недопустимо двойное членство в бундестаге и бундесрате. В бундесрате нет партийной политических фракций; также отсутствует процедура тайного голосования.

В бундесрат входит 69 депутатов. Председатель избирается ежегодно. Число депутатов от земель: Бавария - б; Баден-Вюртемберг - 6; Берлин - 4; Брандербург - 4; Бремен - 3; Гамбург - 3; Гессен - 4; Макленбург-Передняя Померания - 3; Нижняя Саксония - 6; Рейнланд-Пфальц - 4; Саар - 3; Саксония - 4; Саксония-Анхальт - 4; Северный Рейн-Вестфалия - 6; Тюрингия - 4; Шлезвиг-Гольштейн - 4.

Судебная власть ФРГ обособленная от других функций государства. Основной Закон закрепляет широкий правовую защиту граждан от актов государственной власти (право гражданина опротестовывать любой обращенную на него действие, ущемляет его права). Правосудия возложено на независимых судей, подчиняются только закону (судей нельзя смещать или освобождать от должности против их воли). В судебной системе ФРГ задействовано более 20 000 профессиональных судей. В ФРГ есть четыре статусы судейских должностей: пожизненная, временная, с испытательным сроком и как поручение ему обязанностей судьи. Судебная система включает пять видов судов:

Обычные суды, рассматривающие уголовные дела, гражданские дела и сферу неискового судопроизводства. Они включают четыре инстанции: участковый суд, земельный суд, верховный суд земли и Верховный суд ФРГ. В работе некоторых судов участвуют непрофессиональные судьи - судебные заседатели;

Суды по трудовым спорам, рассматривающие частноправовые дела из трудовых правоотношений, дела по отношениям между партнерами по заключению коллективных договоров и дела по уставу предприятия;

Административные суды, которые включают все публично-правовые споры по административному праву, если они не входят в компетенцию социальных и финансовых судов;

Суды по социальным вопросам, рассматривающих вопросы в сфере социального страхования;

Финансовые суды, в функции которых входит рассмотрение дел о налоговых правонарушениях. Кроме того, судебная система ФРГ включает федеральный патентный суд, дисциплинарные суды и суды чести (для государственных служащих, военнослужащих, судей, врачей). Высшим судом федерации и конституционным органом является Федеральный конституционный суд, который осуществляет надзор за соблюдением Основного Закона, имеет право его толкования и решает конституционные споры.

  • Йоахим Гаук (нем. Joachim Gauck, 24 января 1940, Росток, ГДР) - одиннадцатый федеральный президент Германии; первый президент ФРГ - выходец из бывшей ГДР. Бывший протестантский пастор из ГДР, один из лидеров правозащитного движения в ГДР, первый уполномоченный федерального правительства по работе с рассекреченными архивами бывшего Министерства государственной безопасности ГДР (Штази) (1990 - 2001 pp.), Беспартийный, публицист. Стал соучредителем оппозиционного Нового Форума и депутатом Народной палаты ГДР последнего созыва от некоммунистического Альянса 90. Был среди подписантов Пражской декларации, а также Декларации о преступлениях коммунизма. В 2010 году уже был кандидатом на должность Федерального президента Германии от СДО, но избранным тогда был представитель правительственного большинства Кристиан Вульф.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чебоксарский филиал

Кафедра публичного администрирования

По дисциплине: «Политология»

На тему: «Политическая система Федеративной Республики Германии»

Направление: Управление и экономика

Выполнил: студент группы 10 - Г - 11

очной формы обучения

Иванова Виктория Владиславовна

Научный руководитель: к.и.н., Павлов В.А.

Чебоксары 2013

Введение

Германия -- демократическое, федеративное, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Действует Основной закон (Конституция), принятый 23 мая 1949. В Основном законе закреплены основные свободы, обязанность государства защищать достоинство человека и право свободного развития личности (это относится не только к немцам, но и к иностранцам), права и свободы граждан, в т.ч. свобода собраний, союзов, перемещения, выбора профессии и т. д., принцип равенства, принцип верховенства закона, принцип разделения властей. Идея правового государства дополняется принципом социального государства: обязанностью государства реализовывать принцип социальной справедливости и защищать социально - слабых.

Конституционный принцип федеративного устройства означает, что государственностью обладает не только федерация, но и каждая из 16 федеральных земель. В Основном законе четко прописано разделение компетенций между федерацией и землями, в частности, в самом большом 10-м разделе -- разделение полномочий в налоговой и бюджетной сферах (принцип бюджетного федерализма, механизм финансового выравнивания).

Германия считается классической страной федеративного государственного порядка. Федеральные земли -- это не провинции, а государства со своей Конституцией, отвечающей принципам республиканского, демократического, правового и социального государства, и органами власти (выборные законодательные органы -- ландтаги и правительства во главе с премьер-министрами).

Земли делятся на общины, города, округа (последние объединяют несколько общин и городов; крупные города не входят в состав округов). В них осуществляется коммунальное самоуправление, гарантированное Основным законом.

Наиболее крупные города: Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Эссен, Штутгарт, Дортмунд, Дюссельдорф.

Основной закон базируется на принципе представительной демократии: вся власть исходит от народа, но он осуществляет её лишь во время выборов и передаёт её реализацию специальным законодательным, исполнительным и судебным органам. Основной закон с учётом опыта Веймарской республики предусматривает ограничение или запрет деятельности политических сил, если они стремятся причинить ущерб демократическому строю или ликвидировать демократию даже демократическими методами.

Актуальность данной темы заключается в рассмотрении политической системы Германии, так как она является одним из наиболее развитых государств и имеет стабильную политическую систему.

Цель написания реферата - осветить политическое устройство Германии, рассмотреть принципы организации власти.

Выяснить, кто является главой государства ФРГ, а также другие высшие органы власти;

Рассмотреть деятельность Федерального Правительства;

Определить структуру и организацию судебной власти ФРГ.

В работе была использована Конституция Германии, справка о Бундестаге, а также учебная литература таких авторов, как Ватлин А.Ю, Павлов Н.В и Патрушев А.И.

1. Глава государства

Глава государства -- федеральный президент. Его избирает сроком на 5 лет (с возможностью однократного переизбрания) Федеральное собрание, конституционный орган, специально созываемый для этой цели. Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По результатам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Президент представляет собой надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

Германский парламент

Бундестаг

Высший орган законодательной власти и орган народного представ ительства -- германский бундестаг. Бундестаг ФРГ - германский парламент. Деятельность бундестага регламентируется статьями Основного закона (Конституции) ФРГ, принятого 23 мая 1949 г. Согласно Конституции, бундестаг принимает законы, ратифицирует международные договоры, избирает федерального канцлера и федеральных судей, контролирует деятельность кабинета министров, утверждает федеральный бюджет, выносит решения об объявлении состояния обороны.

Бундестаг избирается сроком на 4 года путем всеобщих, прямых, свободных и равных выборов при тайном голосовании лицами, достигшими 18 лет. Право быть избранным имеет лицо, являющееся германским гражданином не менее года и достигшее на день выборов совершеннолетия (18 лет). германский бундестаг федеративный

При выборах в бундестаг каждый избиратель имеет два голоса. Первый голос он отдает за кандидата по своему избирательному округу по относительной мажоритарной системе (прямой мандат). Второй голос отдается за партийный список, составленный в каждой земле.

В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5% голосов избирателей по партийным спискам или проведшие как минимум трех депутатов по избирательным округам. В бундестаге 16-го созыва по итогам всеобщих досрочных выборов 18 сентября 2005 г. голоса избирателей и мандаты распределились следующим образом:

ХДС/ХСС - 35,2 % (226 мандатов)

СДПГ - 34,2 (222 мандат)

СвДП - 9,8 (61 мандатов)

"Союз 90/Зеленые" - 8,1 (51 мандатов)

Левая партия - ПДС (партия демократического социализма) - 8,7 (54 мандата)

В составе бундестага 16-го созыва сейчас всего 614 депутатов.

Представленные в бундестаге партии создают парламентские фракции. Фракция может быть образована группой депутатов, насчитывающей не менее 5% от общей численности бундестага. Каждая фракция бундестага избирает правление: председателя, его заместителей, а также оргсекретарей. Председателями фракций в бундестаге в настоящее время являются: Фолькер Каудер (ХДС/ХСС), Петер Штрук (СДПГ), Гидо Вестервелле (СвДП), Грегор Гизи и Оскар Лафонтен (Левая партия. ПДС), Ренате Кюнаст («Союз-90/Зеленые»).

Президент бундестага и вице-президенты избираются по предложению парламентских фракций на первом пленарном заседании бундестага. По традиции президент избирается из числа депутатов крупнейшей фракции. Президентом бундестага 16-го созыва является Норберт Ламмерт (ХДС/ХСС), вице-президенты - Герда Хассельфельд (ХСС), Вольфганг Тирзе (СДПГ), Сюзанне Кастнер (СДПГ), Херман Отто Зольмс (СвДП), Катрин Гёринг-Эккардт ("Союз 90/Зеленые"), Петра Пау ("Ди Линке"). Вместе они образуют президиум бундестага.

Президент бундестага в соответствии с регламентом созывает сессии, ведет пленарные заседания. Он имеет совещательный голос во всех комитетах бундестага. Кроме того, Президент представляет бундестаг в зарубежных связях и по протоколу является вторым лицом в стране после Федерального президента. Он также возглавляет Федеральное собрание, созываемое для выбора Президента страны.

Правом законодательной инициативы в ФРГ обладают федеральное правительство, бундесрат, фракции бундестага, а также отдельные группы депутатов.

Для разработки законопроектов в бундестаге создаются постоянные комитеты. В бундестаге 16-го созыва 22 постоянных комитета. Тремя наиболее важными являются: финансовый (председатель - Эдуард Освальд (ХСС)), внешнеполитический (Рупрехт Поленц (ХДС)), по вопросам обороны (Ульрике Мертен (СДПГ)). Комитеты изучают представленные в бундестаг законопроекты и дают по ним заключения. При необходимости в целях более детального обсуждения какого-либо вопроса могут создаваться спецкомитеты, а в рамках комитетов бундестага - подкомитеты. Члены финансового комитета участвуют в обсуждении законопроектов во всех других комитетах. Законопроекты, затрагивающие компетенцию федеральных земель, нуждаются в одобрении бундесрата.

Для более тщательного изучения депутатами вносимых на обсуждение в бундестаг вопросов проводятся «слушания» с участием специалистов и представителей заинтересованных сторон, имеют место «большие» и «малые» запросы в адрес правительства. На регулярных встречах депутатов с представителями правительства (т.н. «час вопросов» или «актуальный час») члены бундестага имеют возможность выяснить мнение членов кабинета по отдельным актуальным проблемам.

Последнее из нововведений в этой области состоит в организации опроса мнений членов правительства после заседания кабинета, когда депутаты в течение получаса имеют право задавать вопросы по повестке дня состоявшегося заседания правительства.

Допускается совмещение постов члена бундестага и правительства.

Партийная система ФРГ

ФРГ - пионер в правовом регулировании положения политических па ртий. Основы правового статуса ПП, их организационные принципы и задачи урегулированы не только ОЗ (ст. 21), существует специальный Закон о партиях от 24 июля 1967 года.

Конституционный закон рассматривает ПП как инструмент формирования политической воли народа. Подчеркивается большая роль ПП в демократическом государстве. Однако ПП не превращаются в квазигосударственные учреждения и возводятся в ранг конституционных органов государства. Согласно господствующему в ФРГ мнению ПП являются свободными общественными объединениями, преследующие политические цели.

В 1966 году ФКС подтвердил, что ПП являются общественными объединениями, было проведено четкое различие между формированием волей народа на выборах, которое партии осуществляют в свободной от влияния государства сфере общества и формированием воли государства, которое осуществляется через его конституционные органы. Партии подбирают и выдвигают кандидатов на соответствующие официальные посты. Выборы - то средство, когда политическая воля народа трансформируется в волю государства.

По Конституции предусмотрена возможность запрета ПП, подрывающих демократический строй. Возможность запрета гарантирована ФКС. Два раза в истории ФРГ запрещались ПП:

1952 год - неонацистская Социалистическая имперская партия (СИП),

1956 год - компартия.

Но в общественном мнении отношение к запрету партий неоднозначно. Указывается, в частности, на то, что запрет ПП неэффективен, поскольку сторонники ПП загоняются в подполье, и, следовательно, затрудняется их преследование.

ПП осуществляют свою деятельность на общественных началах. Финансирование ПП ведется за счет государственных средств. 5 марок с каждого, имеющего право голоса, гражданина. Эти средства идут на возмещение ПП их расходов на избирательную кампанию. ФКС запрещает использование этих средств на иные цели. ПП публикуют отчет о происхождении своих финансовых средств, он ежегодно направляется председателю Бундестага и публикуется.

Внутренняя структура ПП должна отвечать предписаниям ОЗ. Ст. 21 К - внутренняя структура ПП должна соответствовать демократическим принципам. В Законе о партиях определено, что руководящие органы ПП должны быть избираемыми на внутрипартийных выборах, споры между партией и ее членами решают партийные третейские суды.

Партии могут создаваться свободно. Партия должна иметь четкое наименование, необходимо наличие письменного устава и программы, в основу построения партии должен быть положен территориальный принцип.

В Германии - многопартийная система. Существует более 100 партий, но реальный политический вес имеют не более 10ти. За 50-летнюю историю ФРГ партийная система претерпела определенные изменения. К 1961 году число партий сократилось до 3. С 1961 по 1983 гг. Ведущие партии - ХДС-ХСС и СДПГ по очереди возглавляли правительство, но они не могли обходиться без маленькой третьей партии - СвДП. В 80-ые годы стабильная партийная система начала рушиться. Дальнейшие изменения были связаны с воссоединением Германии. ХДС-ХСС и СДПГ остаются ведущими партиями, но число партий, представленных в парламенте, возросло до 5. С 1981 года появляется партия «зеленых», с воссоединением Германии - ПДС.

ХДС возникла после 11-й мировой войны как объединение католика-клерикальных, консервативных и праволиберальных течений; как партия, чья стратегия станет базироваться на клерикальном социальном учении. Первоначально она трактовала себя как социальную, либеральную и консервативную народную партию, обращающуюся ко всем слоям населения, как партию, чья политика основывается на христианском понимании человека и его ответственности перед Богом. Она выступала за "социальную рыночную экономику", за базирующуюся на неолиберальных теориях более непрямую форму экономического регулирования, обеспечивающую широкую свободу предпринимательства. Ныне ХДС выступает за экологически ориентированную рыночную экономику, за свое превращение в партию "центра", которая не могла бы колебаться ни вправо, ни влево. Численность ХДС - около 658 тыс. членов".

ХСС , именуемый немецкими теоретиками "баварским вариантом" ХДС, действуете только на территории земли Бавария и имеет сильную поддержку в местностях с католическим населением. Так же как у ХДС целью этого союза является построение экологически ориентированной социальной рыночной экономики; кроме того, ХСС выступает за соблюдение основных прав и свобод граждан, за признание роли семьи как "основной ячейки общества", значения религии как основы цивилизации, за превращение Германии в интерконфессиональное государство. Социальная база ХСС - люди, принадлежащие к средним слоям населения сел и мелких городов (с преобладанием крестьян). В составе ХСС - около 182 тыс. членов.

СДПГ - старейшая партия в Германии, основана в 1863 г. (как Всеобщий немецкий рабочий союз, чьим первым председателем был Ф.Лассаль). Она и ныне находит наибольшую поддержку среди рабочих и в промышленно-развитых регионах. В ее программе - экономическое преобразование рыночной экономики, социальная справедливость, экологическая перестройка индустриального общества. Она отклоняет идеи революционного преобразования общества, выступает за сохранение существующего государства и частной собственности на средства производства. Численный состав партии - свыше 880 тыс. членов, в ее рядах много женщин. Традиционно сильны связи СДПГ с профсоюзами.

СвДП , в которой после 1945 г. объединились группы прогрессивно-либерального и консервативно-либерального толка, представляет специфические интересы средних слоев, верхушки служащих и находят своих сторонников в их среде. Она, отталкиваясь от идей капиталистической конкуренции и свободной предпринимательской инициативы, выступает за свободную рыночную экономику, против огосударствления, обобществления, введения элементов планового хозяйства. Имеет поддержку у части интеллигенции крупных городов и т.д. Численность партии достигает свыше 103 тыс. членов.

Партии ХДС/ХСС и СДПГ считают себя народными организациями, которые не связаны с интересами определенных классов и групп и которые пытаются склонить на свою сторону людей различного социального происхождения и мировоззрения. Партийная система в ФРГ характеризуется дуализмом СДПГ и ХДС/ХСС, означающим, что к власти поочередно приходит одна из двух этих политических сил; обе они гораздо крупнее, чем СвДП и "Зеленые". Вместе ХДС/ХСС и СДПГ на национальных выборах получают 80-90*6 голосов избирателей.

Партия зеленых сложилась из трех политических течений - студенческое движение протеста, гражданские инициативы различного толка, движение за мир; в отличие от иных партий и движений она пытается представлять не интересы определенных социальных групп, а интересы всего общества. В ее программе: отказ от злоупотреблений в отношении природы и человека; экологический гуманизм. При приоритетном отношении к экологии принятие мер по улучшению многих сфер жизни общества: энергетика, производство и транспорт, жилищное строительство, совершенствование институтов демократии, образование и наука и т.д. В составе партии зеленых свыше 31 тыс. членов.

Партия демократического социализма (ПДС) первоначально провозгласила себя наследницей Социалистической единой партии Германии, т.е. коммунистической партии. В настоящее время она выступает за рыночную экономику с высокой степенью социальной и экологической безопасности, за солидарность и справедливость, за наполненное смыслом проведение рабочего и свободного времени, за свободу и демократию и права человека, за охрану природы. ПДС наиболее реальным считает средний путь между потерпевшим провал реальным социализмом и существующим капитализмом. Влияние ПДС довольно велико в "новых землях", т.е. на территории бывшей ГДР. Численность ПДС превышает 150 тыс. человек.

Бундесрат

Вторая палата германского парламента -- бундесрат. Состоит из членов земельных правительств, представляющих 16 земель Германии.

Земли с численностью населения до двух миллионов человек (Бремен, Гамбург, Саар, Мекленбург -- Передняя Померания) имеют в бундесрате три голоса, от двух до шести миллионов человек (Берлин, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия) -- четыре голоса, от шести до семи миллионов человек (Гессен) -- пять голосов, свыше семи миллионов человек (Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия) -- шесть голосов. Количество голосов означает, в первую очередь, какое количество делегатов может отправить земельное правительство в бундесрат. Делегация, как правило, возглавляется председателем правительства земли. Голоса одной земли могут подаваться только согласованно.

Благодаря бундесрату земли участвуют в законодательной и исполнительной деятельности.

2. Исполнительная власть

Высший орган исполнительной власти -- Федеральное правительство.

Конституционный законодатель стремился создать сильную, но контролируемую парламентом исполнительную власть. Поэтому он вручил эту власть Канцлеру, а не Президенту. Германию вследствие этого нередко именуют "канцлерской республикой".

Основной Закон предусматривает следующий порядок формирования: Бундестаг по предложению Президента ФРГ избирает федерального Канцлера - главу правительства (в ФРГ избирается только Канцлер, на этом роль парламента в формировании правительства заканчивается). Для избрания кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов Бундестага. После этого следует официальное назначение его на пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные вопросы относительно Правительства решаются помимо парламента. Остальные министры назначаются и увольняются Президентом ФРГ по представлению Канцлера.

Федеральные министры возглавляют федеральные министерства, но могут быть и министры без портфеля (по особым поручениям). Министерств относительно немного (в 1949 г. - 13, в 1987 г. - 17). В большинстве случаев создается коалиционное Правительство, вице-канцлер - представитель партии, находящейся в блоке с партией большинства. Число членов Правительства определяется Канцлером.

ОЗ ФРГ устанавливает в стране канцлерскую демократию. Канцлер - центр политической власти в ФРГ. Роль федерального канцлера в руководстве страной очень велика. Он в соответствии с конституцией определяет основные направления политики и несет за них ответственность; в рамках этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность; при расхождении мнений между федеральными министрами вопрос решается правительством. В основном законе подчеркивается особая роль федерального министра обороны, который наделен правом издавать приказы и командовать вооруженными силами в мирное время; при объявлении состояния обороны командование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру.

Основу вспомогательного аппарата Канцлера составляют 3 ведомства:

1. Служба Федерального Канцлера,

2. Служба прессы и информации Федерального правительства,

3. Федеральная разведывательная служба.

В компетенцию Правительства входят важные вопросы внутренней и внешней политики, вопросы экономического, финансового и социального характера. Федеральное правительство активно использует имеющееся у него право законодательной инициативы.

Правительство выполняет функцию контроля за деятельностью органов управления в землях - правительство контролирует исполнение землями федеральных законов. При помощи конференций министров земель под председательством компетентного федерального министра правительство осуществляет общий надзор и координацию деятельности органов управления в землях.

Заседания Кабинета проходят по мере необходимости, обычно раз в неделю в резиденции Федерального канцлера. Заседания закрытые. Круг лиц, приглашенных на заседание, определяет Служба Федерального канцлера по согласованию с главой Правительства.

Глава высшего органа исполнительной власти -- федеральный канцлер. Он единственный член правительства, которого утверждает бундестаг, и он один ему подотчётен. Только он формирует кабинет, определяет сферу деятельности министров и определяет основные направления политики правительства.

В настоящий момент федеральным канцлером является Ангела Меркель (ХДС/ХСС). Её предшественниками на этом посту являлись: К. Аденауэр (ХДС, 1949--63), Л.Эрхард (ХДС, 1963--66), К.Г.Кизингер (ХДС, 1966--69), В. Брандт (СДПГ, 1969--74), Г. Шмидт (СДПГ, 1974--82), Г. Коль (ХДС, 1982--98), Герхард Шредер (СДПГ).

3 . С удебная система

В Конституции говорится о действии в стране пяти ветвей юстиции: общей, административной, финансовой, трудовой и социальной. Верховными органами в каждой из названных "ветвей" соответственно являются Федеральная судебная палата, Федеральный административный суд. Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым делам и Федеральный суд по социальным делам. Основной закон также устанавливает, что федерация может учредить федеральный суд по делам о правовой защите промышленной собственности; она же может образовать федеральные суды для вооруженных сил - военно-уголовные суды; последние могут осуществлять свою юрисдикцию лишь в случае введения состояния обороны, а также в отношении лиц из состава вооруженных сил, направленных за границу или находящихся в море на военных кораблях. Верховным органом для этих судов является Федеральная судебная палата. Весьма кратко урегулированы вопросы, касающиеся судебной системы в землях. В их конституциях подробно говорится лишь о конституционных судах.

В основном законе закреплены положения о назначении судей, точнее нормы об их несменяемости (судьи назначаются без указания срока полномочий), а также о независимости судей и подчинении их только закону. В ФРГ чрезвычайно суды не допускаются, и никто не может быть изъят из ведения своего суда; суды специальной юрисдикции, согласно основному закону, могут быть учреждены только законом (ст. 101). Нечасто встречаемой нормой в зарубежном конституционном законодательстве явилось и положение об отмене смертной казни (ст. 102).

Организация судебной системы ФРГ определяется двумя факторами:

· федеративным устройством государства

· наличием как судов общей юрисдикции, так и судов специальной юрисдикции.

Система общих судов включает в себя действующие в землях участковые суды, земельные суды, высшие земельные суды и действующую на уровне федерации Федеральную судебную палату, т.е. четыре инстанции.

Система специальных судов имеет, как правило, три уровня: например, суд по трудовым делам, земельный суд по трудовым делам, Федеральный суд по трудовым делам.

Суды общей компетенции рассматривают уголовные и гражданские дела. К компетенции судов по трудовым делам относятся споры между профсоюзами и союзами работодателей, между отдельными предпринимателями, с одной стороны, и работниками наемного труда (рабочие, служащие), с другой. В ведении административных судов находятся все споры публично-правового характера, кроме конституционно-правовых, и прежде всего иски граждан к различным государственным органам, споры о правах государственных служащих, а также споры между некоторыми административными единицами (например, между городом и общинами); эти же суды разрешают конфликты, связанные с запретом массовых выступлений и демонстраций, охраной окружающей среды, предоставлением политического убежища и т.д. Суды по социальным делам, рассматриваемые в специальной литературе как особый вид административной юстиции, разбирают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам о социальном страховании, о выплате пособий на детей и пр. На 1-е января 1993 г. в ФРГ ("старые земли", т.е. без учета земель на территории бывшей ГДР) действовало 95 судов по трудовым делам, 35 административных судов, 50 судов по социальным делам и 14 финансовых судов.

Судом первой инстанции, как правило, всегда являются либо участковый суд, либо суд земли. Участковый суд вправе рассматривать большинство уголовных и гражданских дел. Судопроизводство в этих судах обычно осуществляется единоличным судьей. Суд земли также рассматривает в порядке первой инстанции некоторые уголовные и гражданские дела и является также апелляционной инстанцией в отношении участковых судов. Верховный суд земли проверяет соответствие вынесенного решения, как фактической стороне дела, так и соблюдение закона. Федеральная судебная палата контролирует только соблюдение закона.

На 1-е января 1993 г. в "старых" землях ФРГ действовали 555 участковых судов, 94 суда земель и 30 верховных судов земель.

Указанные выше пять высших судебных органов, возглавляющих отдельные "ветви" судебной власти, самостоятельны и независимы в отношении друг друга. Если между ними возникают разногласия по существенным правовым вопросам, то в соответствии с конституцией созывается совместный Сенат вышеупомянутых органов, который выносит решения, обеспечивающие единство судебной практики.

Заключение

На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы:

Германия имеет федеративную форму территориального устройства и включает в свой состав 16 земель, конституционный строй которых должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства. Положения Основного закона, касающиеся этих принципов, а также, разделения Федерации на земли и принципов участия земель в законодательстве, не могут быть изменены при внесении поправок в Основной закон.

В компетенцию Правительства входят важные вопросы внутренней и внешней политики, вопросы экономического, финансового и социального характера. Правительство выполняет функцию контроля над деятельностью органов управления в землях.

В стране действуют пять ветвей юстиции: общая, административная, финансовая, трудовая и социальная. Организация судебной системы ФРГ определяется федеративным устройством государства и наличием, как судов общей юрисдикции, так и судов специальной юрисдикции.

Список литературы

1. Энциклопедия стран мира. Москва. «Экономика». 2009.

2. Ватлин А.Ю. «Германия в XX веке». РОССПЭН. 2006.

3. Павлов Н.В. «Современная Германия». Москва. Высшая школа. 2007.

4. Патрушев А.И. «Германия в XX веке». Москва. Дрофа. 2008.

6. http://www.mid.ru - [эл. ресурс]

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенность Конституции как основного закона. Изучение политической и избирательности системы Германии. Анализ деятельности Бундестага. Полномочия федерального канцлера, президента и правительства. Характеристика германского федеративного государства.

    реферат , добавлен 15.06.2015

    Изучение истории и этапов развития парламента Германии. Определение основных задач и функций Бундесрата - государственного законодательного органа, федерального совета и Бундестага - органа народного представительства Федеративной Республики Германия.

    презентация , добавлен 02.01.2011

    Экономическое развитие Федеративной Республики Германии. Кризис социального государства. Политическое развитие и внешняя политика ФРГ. Ангела Меркель – первая женщина на немецком Олимпе. Борьба за власть. Трансатлантическое направление сотрудничества.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2015

    Исследование основных составляющих политических систем европейских стран. Органы законодательной и исполнительной власти Германии. Форма правления и административное деление Франции. Изучение характера распределения прерогатив в системе власти Италии.

    реферат , добавлен 15.04.2015

    Предпосылки возникновения союзного государства (Bundesstaat) в Германии. От оккупационных зон к федеративному государству. Объединение Германии. Соотношение германского федерализма и европейской интеграции. Современное состояние германского федерализма.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2017

    Изучение современной истории институционального взаимодействия национальных регионов. Политическая их роль в Федеративной Республике Германии и Великобритании. Развитие, структура экономика и доходы населения в странах. Трансграничное сотрудничество.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Исследование политической структуры Великобритании - Вестминстерской системы. Рассмотрение порядка формирования и функционирования исполнительной, законодательной и судебной власти, полномочий и статуса главы государства, принципов построения государства.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2015

    Государственные и негосударственные институты политической власти Ватикана. Конституционные основы, характеристика формы правления. Разделение и взаимодействие исполнительной, законодательной и судебной властей. Особенности партийной системы Ватикана.

    реферат , добавлен 11.09.2014

    Понятие правового и социального государства, их концепции и реальное воплощение в странах Западной Европы. Анализ конституционно-правовых основ и практики российского государства: уровня соответствия критериям правового и социального государства.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2012

    Сущность государства. Исторические рубежи в развитии государства. Правовое социальное государство. Отличительные черты правового государства. Соотношение социального и правового принципов. Устройство современного государства. Формы правления.