При размещении материальных комнат следует обеспечить удобную связь их с соответствующими отделами (рецептурным и ручной продажи), а также с подвалом. Кабинет управляющего должен иметь прямую связь с залом для обслуживания посетителей. В подвале необходимо выделить и специально оборудовать помещение для огне-взрывоопасных веществ (спирта, эфира и др.), для дезинфекционных средств и кислот, минеральных вод и др. В аптеках должно быть предусмотрено устройство санитарно-бытовых помещений: раздевальня - планируется для аптек I-IV категории, может размещаться как в первом, так и в подвальном этаже; комната отдыха - предусматривается в аптеках I-V категории, желательно располагать в первом этаже; душевая - устраивается в аптеках I-IV категории, размещать ее целесообразно в подвале; помещение для стирки белья - предусматривается в подвале и только в аптеках III и IV категории, так как аптеки I и II категории располагаются обычно в больших городах и пользуются городскими коммунальными прачечными, а в аптеках V и VI категории нет необходимости иметь отдельные помещения для стирки белья ввиду малого его количества; туалет устраивается в аптеках всех категорий, желательно в первом этаже. На рис. 36 представлена примерная схема размещения помещений в аптеке II категории, соответствующая указанным выше требованиям.
Рис. 36. Схема планировки аптеки II категории.
Принимая во внимание меньший объем работы в аптеках IV, V и VI категории, для них состав помещений существенно изменен. В аптеках VI категории зал для обслуживания населения совмещается с ассистентской и прием рецептов, изготовление лекарств и их отпуск производятся в общей комнате. Начиная с аптек III категории, самостоятельный аналитический кабинет заменяют столом для химика-аналитика, размещаемым в ассистентской. В аптеках IV-VI категории кабинет управляющего объединяется с конторой.
Высота производственных помещений для аптек I и II категории должна составлять минимум 3,5 м, в аптеках III-VI категории, размещенных в жилых домах, высота может быть равна высоте этажа дома. Однако высота таких помещений, как зал обслуживания, ассистентская, асептическая, расфасовочная, моечная, кубовая-стерилизационная должна быть не менее 3 м, она увеличивается за счет цокольной части здания. Помещения, расположенные в подвале, должны иметь высоту не менее 2,2 м.
Важное гигиеническое значение имеет отделка помещений. Для стен и потолков производственных помещений необходима отделка, обеспечивающая возможность соблюдения безукоризненной чистоты и тщательной уборки. Учитывая эти требования, рекомендуется в моечной, кубовой-стерилизационной, ассистентской, душевой, уборной, в помещении для стирки белья панели стен на высоту не менее 1,8 м облицовывать глазурованной плиткой или окрашивать масляной краской светлого тона. Стены выше панелей в этих помещениях могут быть окрашены водными красками. В асептической стены до потолка должны быть облицованы крупной глазурованной плиткой или окрашены высококачественными масляными красками. Панели стен материальных комнат, расфасовочной, комнаты химика-аналитика и раздевальни желательно красить масляными красками. В административных помещениях и комнате отдыха для отделки стен допускаются водные краски. Потолки во всех помещениях должны быть без лепных украшений, окрашенные водными красками. В асептической потолок необходимо отделывать белой масляной краской.
Полы в производственных, административных и санитарно-бытовых помещениях необходимо иметь утепленные, гладкие, удобные для влажной уборки. В зале обслуживания населения на площади для посетителей в качестве материала для пола применяется керамическая плитка или релин, линолеум; в остальных отделах зала, ассистентской, комнате химика-аналитика, расфасовочной, материальных комнатах, административных помещениях полы должны быть покрыты рулонным материалом. В асептической для устройства пола рекомендуются поливинилацетатные мастики, но могут быть использованы и рулонные покрытия типа релина с обязательной сваркой швов, если релин размером меньше площади помещения. В моечной, кубовой-стерилизационной, душевой, уборной и помещении для стирки белья необходимо устраивать водонепроницаемые полы из керамической плитки или из влагоустойчивых синтетических материалов. Пол в этих помещениях должен быть на 3 см ниже пола смежных с ними помещений. В моечной и кубовой-стерилизационной на рабочих местах следует устанавливать съемные деревянные решеточные настилы.
С санитарной точки зрения большое значение имеет отделка аптечного оборудования (ассистентских столов, шкафов, вертушек, витрин и др.). Оборудование должно быть светлой окраски и иметь гладкую поверхность, устойчивую к обработке теплой водой с мылом. Внутренняя поверхность ящиков столов должна быть окрашена светлой масляной краской. Крышки ассистентских столов и диски вертушек целесообразно покрывать пластиком. Для отдельных частей оборудования (например, для осей вертушек, ручек выдвижных ящиков) рекомендуется использование плексигласа.
Страницы: 5
1. Общее положение об аптеке
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
7. Работа с прайс-листами.
Структура практики
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Кол-во дней |
4.1 | |||
4.2 | |||
ИТОГО 210 ч. 30 дней
Студент в дневнике должен:
Указать адрес склада;
Форму собственности;
Выгрузка товаров;
Работа по приему товаров аптечного ассортимента
Устройство и оборудование материальных комнат аптеки. Прием товаров аптечного ассортимента. Сертификация лекарственных средств и изделий мед. назначения. Ценообразование. Правила хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции. Контроль за лекарственными средствами с ограниченным сроком годности.
Студент в дневнике должен
3.1. Описать устройство и оборудование материальных комнат и подвала аптеки.
3.2. Описать процесс приемки товара от поставщиков по этапам:
· Выгрузка товара;
· Проведение приемочного контроля;
· Размещение по местам хранения;
· Формирование розничных цен;
· Оформление расхождений между фактически поступившим товаров и указанным в сопроводительных документах.
3.3. Скопировать сопроводительные документы:
· Протаксированную товарно-транспортную накладную (расходную накладную, счет, счет-фактуру);
· Протокол согласования цен;
· Сертификаты соответствия и качества.
3.4. Перечислить принципы, в соответствии с которыми организуется хранение лек. средств и сделать вывод о соблюдении аптекой Правил хранения лек. средств в соответствии требований Приказа №706н от 23.08.2010 и 377 форме:
3.5. Перечислить лек. средства с ограниченным сроком годности и скопировать форму документа (картотека, журнал), при помощи которого осуществляется контроль за сроками годности.
3.6. Средства, изделия медицинского назначения, парафармацевтическая продукция оформить несколькими ценниками.
4.1. Работа фармацевта по приему рецептов и требований и отпуску лекарств.
Проведение фармацевтической экспертизы рецепта как юридического,
финансового, технологического и медицинского документа (порядок
прописывания и оформления рецептов);
Таксировка рецептов, оформление заказов на экстемпоральные лекарства
Оформление журналов, которые ведет фармацевт на этом рабочем месте;
Учет рецептуры, в том числе по льготному и бесплатному отпуску;
Проведение контроля при отпуске лекарств.
Студент в дневнике должен
4.1.1. Описать организацию работы рецептурно-производственного отдела:
Устройство и оборудование отдела;
Организацию рабочих мест по отпуску лекарств;
Перечислить обязанности фармацевта по приему рецептов и отпуску
лекарств;
Указать, какими приказами МЗ РФ он руководствуется при этом, по
схеме:
№ приказа | Название приказа | Год издания |
Перечислить ассортимент и расположение товара в шкафах и витринах
рецептурно-производственного отдела.
4.1.2. Скопировать т.е. нарисовать форму рецептурного бланка в натуральную величину с соответствующими реквизитами и рецептурной прописью на латинском языке, содержащие:
а) наркотическое или психотропное вещество Список II
б) ядовитое вещество, список №2 ПККН
в) снотворное вещество, Список №1 ПККН
г) спирт этиловый в чистом виде или в смеси
д) анаболические гормоны
е) рецепт для бесплатного отпуска.
Каждый рецепт должен быть протаксирован по всем правилам и зарегистрирован в рецептурном журнале, форму которого следует скопировать после рецептов.
Кроме этого, по каждому рецепту следует ответить на вопросы:
1.Список вещества, подлежит ли он ПКУ?
2.Форма рецептурного бланка и реквизиты его оформляющие.
3.Норма отпуска и условия ее завышения.
4.Срок действия рецепта.
5.Срок хранения рецепта в аптеке.
4.1.З.Описать процесс поддерживания в отделе санитарного режима и сделать вывод о соблюдении аптекой соответствующего раздела приказа №309.
4.1.4. Скопировать несколько протаксированных требований ЛПУ или др.
оптового покупателя с соответствующими реквизитами.
4.1.5.Описать порядок приема требований отпуска товара оптовому
покупателю.
4.1.6.Перечислить основные принципы фармацевтической деонтологии
общения фармацевта с врачом и населением.
Студент в дневнике должен
4.2.1. Проведите аттестацию рабочего места: опишите оборудование и
оснащение рабочего места, сравните с нормативами; отметьте наличие
автоматизированного рабочего места, опишите его.
4.2.2. Перепишите функционально-должностную инструкцию фармацевта на этом рабочем месте.
4.2.3. Перечислите основные документы, регламентирующие деятельность на этом участке.
4.2.4. Начертите схему прохождения рецепта (в том числе на бесплатный и льготный отпуск лекарств) их учета.
4.2.5.Ознакомьтесь с ассортиментом лекарственных средств и порядком пополнения товаров в отделе, организацией хранения лекарственных
средств в отделе, отметьте особенности оформления витрин.
4.2.6.Ознакомьтесь с учетом отказов лекарств в отделе, оцените их
обоснованность и меры по снижению отказов.
4.2.7. Опишите работу справочного бюро и компьютерных сетей по
информации посетителей о наличии ЛП в аптеках города.
4.2.8. Перечислить группы населения и категории заболеваний,
обеспечиваемых аптекой бесплатно или на льготных условиях, по форме:
4.2.9. Скопировать по одному экземпляру документов по учету бесплатного и льготного отпуска (реестры, счета).
Студент в дневнике должен
5.1. Описать организацию работы отдела безрецептурного отпуска:
Устройство и оборудование отдела;
Организацию рабочего места по отпуску лекарств без рецепта;
Должностные обязанности фармацевта по безрецептурному отпуску;
Приказы, регламентирующие безрецептурный отпуск;
Перечень групп товаров по безрецептурному отпуску и их
расположение в шкафах и витринах;
Оформление витрин;
Порядок получения товара из отдела запасов и контроля
потребительских свойств товара;
Организацию хранения в соответствии с приказом №377: 706н
особенности хранения парафармацевтической продукции;
Порядок отпуска товара без рецепта врачей;
Порядок ведения учета и отчетности в отделе, проведение инвентаризации.
5.3. Перечислите основные направления работы фармацевтического персонала по обучению потребителей лекарств (правила приема, хранения, использования и пр.).
5.4. Скопировать товарный отчет отдела за предыдущий месяц и один
экземпляр требования-накладной на получение товара из отдела запасов.
5.5. Описать порядок кассового оформления денежных расчетов с
населением:
Оформление кассового чека;
Учет ежедневной выручки в кассовой книге.
Оформление приходных и расходных кассовых документов, отчета кассира
Студент в дневнике должен
6.1. Описать организацию работы мелкорозничного предприятия:
Месторасположение, внешнее оформление;
Устройство и оборудование;
Организация рабочего места фармацевта;
Должностные обязанности работника мелкорозничного предприятия;
Ассортимент товара;
Учет денежных средств;
Проведение инвентаризации;
Виды и формы оплаты труда работника мелкорозничного предприятия
6.2. Описать порядок отпуска товара в отделы и мелкорозничную сеть.
Скопировать форму требования и протаксированной накладной на отпуск
товара в мелкорозничную сеть.
6.3.Перечислить группы товара, которые можно реализовать в соответствии с приказом № 80 от 04.03 2003г. через аптечные пункты, киоски.
Студент в дневнике должен
7.1 .Перечислить документы для лицензирования фармацевтической
деятельности.
7.2. Скопировать лицензию данного аптечного предприятия.
Обязанности студентов в период прохождения производственной практики
Студент обязан:
2.1. Своевременно явиться на базу прохождения практики в соответствии с направлением, пройти инструктаж по охране труда, ознакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и выполнять их;
2.2. Составить совместно с руководителем аптеки (предприятия) план прохождения практики на основании распределения времени по отдельным участкам работы. При пятидневной неделе студенты работают по 7 часов в день;
2.3. Под руководством сотрудника аптеки проводить предусмотренную в данной Программе работу и нести ответственность за ее результаты;
2.4. Выполнить индивидуальное задание;
2.5. Ежедневно оформлять дневник производственной практики, для ведения которого из общего рабочего времени студента выделяется один час. Дневник должен по дням отражать всю работу практиканта, выполненную лично, при непосредственном его участии, а также содержать обсуждение студентом конкретных производственных ситуаций;
2.6. В приложении к дневнику в отдельной папке-скоросшивателе следует собрать образцы аптечной документации: 1 экземпляр незаполненный, 2-ой с примерами записей;
2.7. По итогам практики студент оформляет и предъявляет при сдаче зачета:
· Дневник, подписанный директором аптеки (предприятия), заверенный печатью
· Отчет о производственной практике (Приложение 2)
· Папку-скоросшиватель с образцами аптечной документации
· Выполненное индивидуальное задание
· Аттестационный лист (Приложение 3)
Невыполнение студентом положенного объема практики, получение неудовлетворительной оценки влечет за собой повторное прохождение практики или отчисление.
ОТЧЕТ
о производственной практике Стажировка (по управлению и экономике фармации) студента 4 курса обучающегося по специальности «Фармация»
Фамилия, Имя, Отчество _
Место прохождения практики _______________________________________
Время прохождения практики:
а) согласно путевке с «__» ________ 20__г.
По «__» ________ 20__г.
Всего рабочих дней _____
б) действительный срок практики
с «__» ________ 20__г.
По «__» ________ 20__г.
Всего рабочих дней _____
СТЕПЕНЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ:
___________________________________________________________________________
(полностью или нет выполнена программа практики, если не полностью, то указать почему)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АПТЕКИ – БАЗЫ ПРАКТИКИ:
_____________________________________________________________________
(количество отделов, товарооборот)
_________________________________________________________________________
ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ТЕОРИЕЙ И ПРАКТИКОЙ, ВЫЯВИВШИЕСЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Подпись студента
Дата
Приложение 3.
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Выпускни__ Курского медико-фармацевтического колледжа
___________________________________________________________,
Проходяще__ производственную практику «Стажировка»
в аптеке ________________________________________________
Качества и умения | Уровень | ||||
Низкий | Средний | Высокий | |||
1. Проявление инициативы | |||||
2. Интерес к работе | |||||
3. Способность работать самостоятельно | |||||
4. Ответственность за качество труда | |||||
5. Настойчивость | |||||
6. Чувство ответственности | |||||
7. Творческий подход | |||||
8. Гибкость, адаптивность к изменениям | |||||
9. Стремление использовать новые формы работы | |||||
10. Решение простых стандартных профессиональных задач (проблем) на рабочем месте | |||||
11. Коммуникативные умения | |||||
12. Умение работать с информацией (поиск, отбор, использование) | |||||
13. Обучаемость | |||||
14. Решение комплексных нестандартных задач с участием других работников | |||||
15. Использование информационных технологий в профессиональной деятельности | |||||
16. Уровень знаний, умений и навыков по фармакологии | |||||
17. Уровень знаний, умений и навыков по ОЭФ | |||||
18. Уровень умений и навыков по деонтологии |
Директор аптеки ___________
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ДНЕВНИКА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ГБОУ ВПО КГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ)
Студентки ____________ группы
Курса _______
Место прохождения производственной практики ____________________________________________________________________________________________________________________________________
(наименование учреждения, адрес)
Руководитель практики от аптеки
_________________________________________
Руководитель практики от колледжа
_________________________________________
· Дневник ведется в произвольной форме, в нем отражается самостоятельная работа студента по всем разделам программы практики, практическая и критическая оценка состояния рабочих мест и организации труда, собственные выводы и предложения.
· На первой странице оформляется график работы по форме:
График распределения рабочего времени определяется содержанием практики и заверяется руководителем практики от аптеки.
· В дневнике не следует отражать содержание известных приказов и других распоряжений и руководящих документов, достаточно указать их номер и название. Если регламенты новые, то необходимо подробно их изучить и законспектировать в дневнике.
· Студент должен ежедневно представлять свой дневник непосредственно руководителю практики данной базы для проверки, визирования и замечаний. К моменту окончания практики дневник заверяется подписью руководителя и печатью учреждения и представляется в колледж с другими документами к моменту получения зачета.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Базисный учебный план по специальности среднего профессионального образования 060301 Фармация
2. Косова И.В. Лоскутова Е.Е. Максимкина Е.А. Лагуткина Т.П. Дорофеева В.В. Организация и экономика фармации. М. Академия 2002г.
3. Приказы, регламентирующие деятельность аптечного учреждения, правила оформления рецептов и отпуска лекарств, организацию хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
4. Рабочая программа дисциплины ОЭФ.
Пояснительная записка
Данная программа производственной практики ставит целью завершить формирование аптечного работника как специалиста (специальность 060301 Фармация).
Продолжительность практики 6 недель. Семестр VIII. Курс IV.
Комплексное построение программы позволяет в логичной последовательности закрепить и усовершенствовать знания и умения, необходимые для дальнейшей самостоятельной работы на отдельных участках аптеки.
Изучение и закрепление знаний и умений по выносимым на практику фармацевтическим дисциплинам происходит через специфику работы фармацевта на наиболее важных участках аптеки, знакомит с особенностями работы современной аптеки.
Основными задачами стажировки по разделу ОЭФ являются:
· Закрепление теоретических знаний по ОЭФ в условиях современной аптеки.
· Изучение систем организации лекарственного обеспечения.
· Совершенствование и расширение практических навыков организации работы по приему рецептов и требований к отпуску по ним лекарств.
· Практически применять знания основных действующих приказов и другую справочно-информационную литературу.
· Приобретение необходимых навыков работы с учебной документацией.
· Общаться с коллегами, врачами и больными, соблюдая этические и профессиональные принципы.
Студенты должны представлять:
1. Общее положение об аптеке
2. Размещение и оборудование материальных комнат аптеки
3. Работу в рецептурной комнате. Организация рабочего места по приему рецептов и требований. Принципы фармацевтической деонтологии в обращении фармацевта с врачом и населением.
4. Организацию рабочего места по приему рецептов и отпуску лекарств.
5. Устройство, оборудование организация рабочего места фармацевта по отпуску лекарственных средств и ИМН без рецепта.
6. Устройство и оборудование мелкорозничных аптечных предприятий. Лицензирование мелкорозничных аптечных предприятий.
7. Общее положение о структуре оптового предприятия.
Студенты должны знать:
1. Задачи, функции и типы аптек. Организационно-правовые формы аптечных организаций. Устройство и оборудование аптек. Реклама и качественный сервис в обслуживании покупателей. Формы материальной ответственности.
2. Прием товаров аптечного ассортимента. Сертификация лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Ценообразование. Правила хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции.
3. Действующие приказы и инструкции и др. НТД, которыми руководствуется фармацевт в своей работе по приему рецептов, требований и отпуску лекарств.
4. Действующие приказы и инструкции по правилам отпуска лекарственных средств по рецептам. Хранение готовых лекарственных средств по фармакологическим группам. Правила отпуска готовых лекарственных средств различных фармакологических групп.
5. Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету.
6. Должностные обязанности фармацевта по безрецептурному отпуску. Ассортимент лекарственных средств, разрешенных к отпуску без рецепта.
7. Рекомендации для пациента по применению. Получение товаров. Порядок хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Порядок отпуска лекарств, изделий медицинского назначения парафармацевтической продукции без рецепта. Порядок учета лекарственных средств, отчетность, инвентаризация.
8. Виды Мелкорозничных аптечных предприятий. Условия и режимы работы. Приказы, инструкции, регламентирующие работу. Ассортимент товара в мелкорозничных аптечных предприятиях. Порядок получения товара, его хранение и отпуск. Учет денежных средств в мелкорозничных аптечных предприятиях. Отчетность, порядок проведения инвентаризации. Виды и формы оплаты труда.
9. Правила приемки товаров по количеству и качеству. Требования к помещениям хранения оптового предприятия. Хранение товар. Ценообразование. Заключение договоров и организация поставок товаров в аптечных предприятиях.
Студенты должны уметь:
1. Оформление уголка потребителя. Заключение трудового договора. Заключение договора о материальной ответственности.
2. Прием товара по сопроводительной документации. Размещение товара по местам хранения. Оформление ценников.
3. Чтение рецептов. Прием рецептов и требований, их таксирование. Оформление к отпуску экстемпоральных лекарственных средств.
4. Отпуск готовых лекарственных средств по рецептам. Оформление документации по бесплатному и льготному отпуску. Оформление документации по предметно-количественному учету.
5. Проведение контроля потребительских свойств товаров. Порядок отпуска товаров аптечного ассортимента. Правила хранения лекарственных средств, ИМН и парафармацевтической продукции. Оформление документации по учету и отчетности.
6. Заполнение первичной учетной документации аптечных предприятий. Порядок сдачи выручки от реализации. Составление товарных отчетов. Проведение итогов инвентаризации.
7. Работа с прайс-листами.
Структура практики
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Кол-во дней |
Знакомство с деятельностью оптового предприятия (аптечного склада). | |||
Знакомство с деятельностью аптеки | |||
Работа по приему товаров аптечного ассортимента. | |||
Работа фармацевта по приему рецептов и требований к отпуску лекарств. | |||
4.1 | Прием рецептов и требований и отпуск лекарств по ним. | ||
4.2 | Работа по отпуску готовых лекарственных средств по рецептам врачей. Бесплатный и льготный отпуск. | ||
Работа по отпуску лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разрешенных к отпуску без рецепта. | |||
Работа в мелкорозничном аптечном предприятии. | |||
Лицензирование фармацевтической деятельности. |
ИТОГО 210 ч. 30 дней
1.Знакомство с деятельностью оптового предприятия (аптечного склада)
Общее положение об организации деятельности оптового предприятия.
Задачи и функции, устройство и оборудование, структура аптечного склада.
Правила приемки товара по количеству и качеству. Ценообразование.
Организация хранения товаров. Заключение договоров на поставку товаров в аптеке.
Студент в дневнике должен:
1. Составить паспорт склада, для чего:
Указать адрес склада;
Форму собственности;
Нарисовать план с указанием назначения помещений
2. Описать процесс приемки товара от поставщиков по этапам:
Выгрузка товаров;
Проведение приемочного контроля;
Передача в помещения хранения
3. Скопировать сопроводительные документы (счет, накладная, сертификаты) принципы хранения товара на стеллажах, поддонах, холодильниках и т.д. Скопировать стеллажную карточку.
5. Скопировать несколько страниц прайс-листа и описать процесс его создания.
6. Скопировать договор оптового посредника с аптекой на поставку товара и описать порядок ценообразования на реализуемый товар и отпуска его в аптеки.
Знакомство с деятельностью аптеки.
Задачи, функции и типы аптек.
Организационно- правовой статус. Устройство и оборудование.
Состояние охраны труда и техники безопасности. Формы материальной ответственности.
Студент в дневнике должен:
2.1. Укажите вид аптечного предприятия, базовую форму собственности, организационно- правовой статус аптеки.
2.2. Укажите наличие лицензии на право заниматься фармацевтической деятельностью (перечислите виды деятельности).
2.3. Опишите внешнею среду аптечного предприятия (взаимосвязь с другими аптечными и медицинскими учреждениями, налоговой инспекцией и др.)
2.4. Познакомьтесь с Уставом предприятия, учредительными документами и документами для аккредитации и получения лицензий.
2.5. Опишите организационную структуру аптеки, штат аптеки. Определите, соответствует ли Ваша аптека минимальным требованиям для открытия и функционирования аптеки и требованиям к составу помещений и оснащению аптеки.
2.6. Изучите организацию материальной ответственности в аптеке (какая форма материальной ответственности используется, сколько и кто по должности являются материальными лицами в отделах, приведите пример договора о материальной ответственности).
2.7. Показатели торговой деятельности аптеки (товарооборот);
2.8. Нарисовать план аптеки с указанием названий и назначений помещений.
2.9. Перечислить отделы аптеки и на плане аптеки указать их месторасположение. Обратить внимание, имеются ли в аптеке современные отделы.
2.10. Скопировать штатное расписание аптеки.
2.11. Наличие мелкорозничной сети. Указать сколько и каких мелкорозничных точек организованно аптекой, специалисты какой классификации их возглавляют.
2.12. Перечислить прикрепленные к аптеке ЛПУ. Указать, имеются ли у аптеки разовые аптечные покупатели (не прикрепленные к аптеке)
2.13. Перечислить поставщиков аптеки, описать порядок работы с ними, заключение договоров, работа с прайс-листами и каталогами товаров аптечного ассортимента, оформление заявок и т.д.
2.14. Скопировать основные разделы правил внутреннего трудового распорядка аптеки.
2.15. Описать, как в аптеке организована работа по охране труда, обеспечению технической, пожарной безопасности (наличие соответствующих инструкций, первичных средств пожаротушения, схема эвакуации при пожаре, проведение инструктажей).
2.16. Перечислить номера и названия приказов, которыми в аптеке руководствуется в организации своей деятельности, изучить перечень нормативных документов.
Материальная комната в аптеке - это своеобразная кладовая, где хранится и готовится к продаже аптечная продукция во всем ее многообразии. Обычно такие «кладовые здоровья» размещают на первом или цокольном этажах помещения.
Здесь находится фармацевтическая продукция, которая не требует специальных условий хранения: достаточно чистоты, герметичности, нормальной влажности и комнатной температуры. Вакцины, сыворотки, антибиотики, органические препараты, минералку и прочие, нуждающиеся в «холоде», аптечные товары, а также крупногабарит и продукцию, которая с фармпрепаратами в плане хранения «не стыкуется», как то: посуда, легковоспламеняющиеся жидкости, рыбий жир в баллонах и прочие «изыски» - доверяют подвальной прохладе. Лекарства, готовые к продаже, перемещают оттуда в холодильники.
Размещение материальных комнат аптеки на первом этаже удобно и целесообразно: это гарантирует близость к торговому залу аптеки, а также к зоне распаковки/сортировки продукции и к другим помещениям аптеки, «завязанным» на работу с товарным потоком.
Фото - Аптечные системы хранения в материальной комнате
Требования к материальным комнатам аптек отличаются некоторой жесткостью и категоричностью. Правила хранения товара в них прописаны в отдельном приказе минздрава с более чем двадцатилетним «стажем», основные пункты которого сводятся к следующему:
- Аптечные товары принято хранить в специальных условиях, которые оговорены в отдельной инструкции. Прежде всего, это определенная влажность и температура, для чего в каждой материальной комнате обязательно наличие термометра и гигрометра, показания которых снимаются сотрудниками не реже одного раза в сутки.
- Сохранность лекарственных средств (препаратов) в первозданном виде - самая главная задача провизоров. Самое главное при этом - никак их не повредить.
- Лекарственные средства в «материалках» строго сортируют. Отдельно друг от друга размещают препараты по токсилогическим и фармакологическим группам. Отдельно и согласно требованиям - ядовитые, наркотики и сильнодействующие. «Внутренние» - отдельно от «наружных», жидкие - от газообразных и сыпучих. Характер лекарственных форм и их физико-химические свойства также играют не последнюю роль в сортировке, не говоря уже о сроках хранения.
- Изделия медицинского назначения делят на: резиновые, пластмассовые, медицинскую технику, перевязочные и вспомогательные материалы. Так по группам и хранят.
![](https://i1.wp.com/opt-376218.ssl.1c-bitrix-cdn.ru/upload/imeg/news/materialka/IMG_2212.jpg)
Фото - Материальная комната аптеки, стандартная версия
Оборудование материальных комнат аптеки - задача, которая предполагает знание их специфики. Ведь установленная в них мебель и оборудование должны соответствовать определенным требованиям. А именно:
- В кладовых обязательно следует установить такие мебельные элементы, как: стеллажи, шкафы, подтоварники и сейфы в необходимом для нужд аптечного предприятия количестве.
- Стеллажи отодвигают от наружной стены на 60-70 см, до потолка оставляют отступ в полметра, от пола - не меньше четверти метра.
- Стеллажи отстоят друг от друга не меньше чем на 70 см (иначе не протиснуться), источники естественного или искусственного света хорошо освещают проходы.
Фото - шкафы для хранения препаратов в материальной комнате аптеки
В материальных комнатах хранят как готовые препараты, так и медикаменты, идущие на их изготовление. Поэтому шкафы - основной вид оборудования, которое там используют. К ним также предъявляется ряд требований:
- их лучше изготавливать из прочных, износостойких материалов, которые можно подвергать многократной обработке моющими средствами: древесины, ЛДСП, металла и пр.
- в «материалках» обычно применяются шкафы для хранения:
- медикаментов;
- лекарств в фабричной упаковке;
- изделий медицинского назначения, посуды и инвентаря.
- выделяют также шкафы общего и специального назначения, в последних хранят растительное сырье, кислородные баллоны и подушки, резиновые изделия, медицинскую стеклотару и прочую аптечно-медицинскую «экзотику».
Фото - шкафы для материальной комнаты аптеки
Важный момент - создание в «аптечной кладовой» оговоренного в специальной инструкции микроклимата: соответствующего температурного режима, влажности и прочих параметров. Чистота воздуха поддерживается вытяжной вентиляцией или периодическим проветриванием.
![](https://i2.wp.com/opt-376218.ssl.1c-bitrix-cdn.ru/upload/imeg/news/materialka/IMG_20160407_135438.jpg)
Фото - шкафы открытые для хранения товара
Рациональному устройству и оборудованию аптеки уделяется большое внимание. К решению этой задачи были привлечены и в настоящее время продолжают плодотворно работать фармацевтические научно-исследовательские учреждения и кафедры высших учебных заведений.
Аптека должна быть устроена и оборудована так, чтобы в ней гарантировались: правильное приготовление и отпуск лекарств, условия для высокой производительности труда аптечных работников, соблюдение необходимых санитарно-гигиенических норм в помещениях и на каждом рабочем месте, правильное хранение лекарственных средств и необходимая культурная обстановка для посетителей аптеки.
Для лучшего осуществления возложенных задач в аптеках организуются определенные отделы:
Запасов;
Рецептурно-производственный;
Готовых лекарственных средств;
Безрецептурного отпуска (ручной продажи).
Размеры помещений в соответствии с объемом работы аптеки определяются специальными нормативами, утвержденными Министерством здравоохранения.
Очень важно для продуктивной работы аптеки правильное расположение и взаимосвязь между аптечными помещениями. Все помещения аптеки должны быть сухими и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.
Аптеки обычно состоят из таких комнат:
Приемная (ожидательная для посетителей). В приемной комнате аптеки ставится обычная мебель для посетителей; витрины с образцами лекарственных средств, выставки из санитарного образования и отдел ручной продажи, оборудованный прилавками и стеклянными шкафами.
Рецептурная - это комната или часть комнаты, отделенная от приемной стеклянной перегородкой, в которой должны быть окна, предназначенные для приема рецептов и выдачи приготовленных лекарственных препаратов, стол провизора-технолога (рецептара) и вращающиеся установки с полками и выдвижными ящиками для лекарственных препаратов, подготовленных для отпуска.
Ассистентская - это комната, предназначенная для приготовления лекарственных препаратов, обычно изолирована от других помещений. Оборудована специальными ассистентскими столами с вертушками, на которых размещены самые ходовые лекарственные средства.
В больших аптеках специально оборудуют ассистентские столы, из которых одни служат только для приготовления мазей, другие - порошков, третьи - жидкостей и т. д. Столы, приспособленные для приготовления жидких лекарственных препаратов, оборудованы бю-реточными системами и наборами пипеток.
В ассистентской размещаются шкафы для хранения небольших количеств ядовитых и сильнодействующих лекарственных веществ.
Стерилизационно-асептический блок - это специальное помещение для приготовления стерильных и асептических лекарственных препаратов. Обычно этот блок состоит из стерилизационной комнаты, тамбура и асептической комнаты. Если нет необходимого количества комнат, этот блок может размещаться в одной комнате.
Кокторий - это комната, в которой готовятся водные вытяжки (настои, отвары), получают очищенную воду, проводятся другие технологические операции, связанные с подогревом. Кокторий оборудован инфундирными или перегонно-инфундирными аппаратами, перегонным кубом.
Материальная комната - это комната, предназначенная для хранения запасов лекарственных средств и других санитарно-гигиенических предметов. Оборудована специальными материальными шкафами.
Моечная - эта специальная комната, предназначенная для мойки посуды, разных приборов. В ней есть холодная и горячая вода, а также специальные приспособления для мытья посуды. Оборудована шкафами для сушки и хранения чистой посуды.
Подвал - это помещение, где хранятся запасы лекарственных средств, которые нужно хранить в прохладном и защищенном от света месте. Оборудован стеллажами и шкафами. Для хранения огнеопасных веществ предусматривается огнеупорное бетонное хранилище с железными дверьми.
Кроме указанных комнат в аптеке должны быть: кабинет руководителя, комната для дежурного фармацевта, контрольно-аналитический кабинет или стол, комната персонала, комната первой помощи, фасовочная. В небольших аптеках возможно совмещение отделов в одной комнате.
Содержание операционной . Входить в операционную разрешается только в халате, колпаке, маске, полотняных чулках. Хождение во время операции резко ограничивается. После каждой операции осуществляется текущая уборка операционной: подбирает случайно упавшие на пол использованные шарики и пр., протирает поверхность операционного стола и запачканные кровью или участки пола. Ежедневно по окончании операционной работы и другую мебель протирают антисептическими растворами, производят влажную уборку пола. Один раз в неделю, в свободный от операций день, производят генеральную уборку операционной с мытьем полов, стен и окон. Ежедневно в перерывах между операциями и после их окончания с помощью бактерицидных ультрафиолетовых ламп стерилизуют воздух, а также стены, пол, потолок и оборудование операционной. Время облучения в присутствии людей не должно превышать 6-8 час. Необходим систематический бактериологический контроль воздуха операционной на наличие микрофлоры.
Наркозная (анестезиологическая) комната должна сообщаться с операционной. В ней хранят необходимые для наркоза медикаменты, запасную аппаратуру, наркозные регистрационные карты и специальные установки для гипотермии. Здесь же проводят вводный наркоз, после чего больного перевозят в операционную.
Аппаратная - отдельное помещение операционного блока, в котором сосредоточивается вся аппаратура операционной.
Другие помещения операционного блока - комнаты для переодевания перед операцией, оборудованные шкафчиками для хранения белья, одежды и обуви. К ним примыкают душевые и санузел. Рядом располагают комнаты для регистрации операций, отдыха персонала между операциями, иногда - послеоперационные палаты. В травматологических отделениях выделяют комнату для хранения гипса, наложения гипсовых повязок и хранения оборудования, необходимого для скелетного вытяжения.
Стерилизационная обычно располагается изолированно от операционного блока с целью предупреждения колебаний влажности и температуры в операционной. В стерилизационной располагаются автоклавы, кипятильники, шкафы для суховоздушной инструментов и аппараты для стерилизации растворов. Биксы с бельем, перевязочным материалом и стерильные инструменты подают из стерилизационной на специальном подъемнике. Наиболее совершенной является организация централизованной стерилизационной для белья, перевязочного материала, аппаратуры и инструментов, в частности шприцев и аппаратов для вливаний, с пломбированием и систематической микробиологической проверкой всего стерилизованного.
Материальная комната должна быть сухой, изолированной от стерилизационной и предоперационной. Желательно соединение материальной комнаты со стерилизационной подъемником. В материальной комнате в специальных шкафах хранятся инструменты, и чистое белье. В ней собирают наборы инструментов для операции, подготавливают к стерилизации белье, на специальных столах режут и заготавливают перевязочный материал для стерилизации, проверяют целость перчаток. Грязное белье следует немедленно выносить из операционного блока. В материальной или в другой отдельной комнате хранится в холодильниках кровь, в шкафах - запас медикаментов и растворов, необходимых во время операции, в отдельном шкафу - материал для швов. Устройство и оборудование перевязочных - см. .