Маресьев матросов. Какой подвиг совершил Алексей Маресьев

Биография Алексея Маресьева летчика Советского Союза кратко изложена в этой статье.

Летчик Алексей Маресьев биография кратко

Биография Маресьева Алексея Петровича начинается 20 мая 1916 года. Он родился в городе Камышине. Отец мальчика умер, когда ему было всего лишь 3 года. Мать сама растила троих сыновей, работая на деревообрабатывающем заводе уборщицей.

Получив среднее образование в школе, он сразу пошел работать токарем на лесозаготовительный завод. Но вместе с этим Алексей Маресьев мечтал только о небе. Он 2 раза подавал документы в летное училище. И два раза на медицинской комиссии его заворачивали. Причиной этого был ревматизм, от которого юноша страдал с детства.

В 1934 году он попал на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь Алексей Маресьев записался в аэроклуб и совершил первый полет.

Маресьев Алексей Петрович биография которого продолжается на Сахалине, где он проходил срочную службу. Позже обучался в Читинской школе военных пилотов и Батайском авиационном училище. Получил звание младшего лейтенанта и начал работать здесь инструктором, обучая молодежь как управлять авиационной техникой.

Как только началась Великая Отечественная война, Алексея Петровича перевели в действующую армию. Свой первый вылет Маресьев совершил в Кривом Рогу. Уже весной 1942 года летчик сбил 4 самолета врага.

Однажды под Новгородом 4 апреля 1942 года Алексей Маресьев прикрывал в бою бомбардировщиков. Его сбили. Советский офицер получил тяжелое ранение и вынужден был совершить посадку на территории врага. Раненный летчик 18 дней питался тем, что находил на земле. Его обессиленного нашли жители деревни около Валдая. У Алексея Петровича уже развилась гангрена на ногах и из госпиталя его направили в морг. На пути летчика перехватил профессор медицины Теребинский, который провел ему операцию по ампутации обеих голеней.

Маресьев понял, что будет жить, и стал готовиться к возвращению обратно на фронт. Он занялся изобретением тренировок, которые позволяют летать с протезами. В 1943 году летчик совершает боевой вылет в составе истребительного Гвардейского авиационного полка. Алексей Петрович сбил 2 истребителя врага и спас своих коллег. За данный подвиг ему присудили звание Героя Советского Союза.

Алексей Петрович Маресьев - один из самых известных летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, 7 из которых - с момента возвращения в боевую авиацию после тяжелейшего ранения.

Алексей Маресьев родился 7(20) мая 1916 г. в тихом приволжском городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Его отец, Петр Маресьев, был солдатом-фронтовиком в годы Первой мировой войны, вернулся домой и вскоре умер. Алексею тогда исполнилось всего три года, и все заботы по воспитанию сына легли на плечи матери, Екатерины Никитичны, доброй и трудолюбивой женщины. Она работала на деревообделочном заводе уборщицей, получала мало, поэтому Алексея и двух его братьев - Петра и Николая - с детства приучала к труду, честности и справедливости. Алексей рос болезненным ребенком, часто простужался. Вспоминая свои детские годы, Алексей Петрович говорил, что только «две мамы» помогли ему победить болезни и впоследствии стать летчиком: это «Мама родная да матушка-Волга, в которой он плавал и закалялся». Однажды, находясь на Волге, Алексей услышал тоненький назойливый звук. Подумал, что-то в воде. Вгляделся: нет, не в воде. Поднял голову, посмотрел на небо, а там самолет! Настоящее чудо! В то время самолеты были редкостью. И ведь не просто летит, а фигуры выписывает, будто не машина, а птица… С того самого дня, Маресьев «заболел» самолетами».

После окончания семилетней школы Алексей поступил в фабрично-заводское училище, где получил специальность токаря по металлу. После окончания рабфака Маресьев хотел поступить в летную школу, но не прошел медицинскую комиссию по состоянию здоровья. Тогда Алексей решил, вместе с группой камышан, по комсомольской путевке ехать на строительство Комсомольска-на-Амуре. «…Я выходил из кабинета, когда в коридоре меня остановила участковый врач Михайлова. Она сказала: - Леша! Мне кажется, если ты поедешь на Дальний Восток, то все твои болезни пройдут - и малярия, и ревматизм. Я слушаю ее и думаю - значит, я смогу быть летчиком». Там же, на Амуре, Алексей впервые поднялся в небо, став курсантом аэроклуба. Он успевал и работать (со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и учиться летному делу. В 1937 г. он успешно завершил учебу и получил летное удостоверение.

Вскоре Алексей был призван в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию удовлетворили, и более двух лет он служил в 12-м авиационном отряде, действовавшем в составе Сахалинского погранотряда. Служба проходила в тревожное время. Вот как отзывался сам Алексей Петрович об этом этапе своей биографии: «До сих пор горжусь тем, что мне довелось носить зеленую фуражку и шинель с зелеными петлицами. В те годы на дальневосточной границе была особенно тревожная обстановка. Мы не жалели усилий и времени, чтобы в совершенстве овладеть своим делом, надежно охранять границу. Служба в пограничных войсках требует от воина быть постоянно собранным, смелым, хладнокровным. Она вырабатывает выдержку, самообладание, стойкость». В дальнейшем Алексей Петрович был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в г. Батайск. После окончания в 1940 г. Батайского авиационного училища имени А.К. Серова младший лейтенант А.П. Маресьев, как один из лучших курсантов, был оставлен в училище на должности инструктора. Здесь и застала его война.


Читинская авиационная школа пилотов. А.П. Маресьев слева в первом ряду. 1939 г.

В августе 1941 г. Алексей Петрович был направлен на Юго-Западный фронт в составе 296-го истребительного авиационного полка (ИАП). Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога. До марта 1942 г. он сражался в составе 296-го ИАП, а затем был направлен на Северо-Западный фронт в состав 580-го ИАП. Здесь, в небе над демянским выступом, лейтенант Маресьев записал на свой боевой счет первый сбитый самолет - военно-транспортный Ju-52. К концу марта 1942 г. Маресьев увеличил счет сбитых фашистских самолетов до 4-х; 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит, а сам Алексей Петрович тяжело ранен. Самолет упал в лесу на занятой врагом территории. Очнувшись после падения, Маресьев, с ранеными ногами, начал пробираться на восток к своим. Сначала он, превозмогая боль, медленно шел, считая шаги, и после каждой тысячи шагов падал на живот отдыхать. Питался корой, шишками. Потом пытался ползти, когда не осталось сил даже ползти, начал перекатываться с бока на бок. На 18-е сутки еле живого летчика обнаружили мальчишки Сережа Малин и Саша Вихров, возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Маресьева привезли в дом Ольги Михайловны Вихровой, и она больше недели выхаживала его. Разбитые и отмороженные ноги у Алексея воспалились, нужна была срочная операция. О найденном летчике сообщили председателю, колхоза и в первых числах мая за раненым прилетел самолет, пилотируемый командиром эскадрильи А.Н. Дехтяренко. Маресьева на носилках погрузили в него и увезли в госпиталь.

Врачи обнаружили у него гангрену и ради спасения жизни ампутировали ступни обеих ног. Вот тогда и встал тяжелый вопрос: как жить дальше? Расстаться с профессией летчика означало бы для него потерю самого дорогого в жизни. Пережить черную минуту Маресьеву помогли товарищи по несчастью, лежавшие в палате. Крепла решимость: человек не имеет права прекращать борьбу, пока сердце бьется в груди. И Алексей Петрович начинает тренироваться, готовиться к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались и в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 г.

В начале 1943 г. старший лейтенант А.П. Маресьев прошел медкомиссию и, получив разрешение летать, был направлен управлением кадров Военно-воздушных сил СССР в 3-ю авиационную школу первоначального (тренировочного) обучения, располагавшуюся в поселке Ибреси Чувашской АССР. Свыше пяти месяцев Алексей Петрович учился летать и управлять самолетом, используя протезы. Для прохождения дальнейшей военной службы Алексей Петрович должен был совершить зачетный полет. И в июне 1943 г., после успешной сдачи зачета, старший лейтенант Маресьев снова встал в боевой строй. Он был направлен в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк на Брянский фронт.


А.П. Маресьев рядом со своим истребителем

Прибыв в полк накануне Курской битвы, когда в воздухе шла жесточайшая борьба, Алексей Петрович сильно переживал как его примут летчики полка. Любой летчик, взявший его к себе ведомым, сильно рисковал, поднимаясь с ним в небо. Командир полка не выпускал Маресьева на боевые задания и оставлял на аэродроме. Ему разрешали подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолетов - для прикрытия их при посадке от внезапной атаки вражеских «охотников». Алексей Петрович все понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением на участие в воздушных боях. Командир эскадрильи капитан А.М. Числов посочувствовал ему и взял с собой в пару на боевой вылет. Алексею сопутствовала удача: 6 июля 1943 г. он открыл новый счет воздушным победам - сбил истребитель Messerschmitt Bf.109 (Ме-109). Доверие к Маресьеву после этого сразу возросло, а Александра Числова Алексей Петрович впоследствии стал называть своим крестным отцом. Позже Алексей узнал, что командир полка перед вылетом сказал капитану: «…Сильно в драку не лезь, береги ведомого». Затем Маресьев слетал с Числовым еще раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив, и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал запасным пилотом для полка.

В воздушных боях на Курской дуге Алексей Петрович доказал, что может не только пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 г. в районе города Орла 12 истребителей под командованием гвардии майора А.А. Федотова провели воздушный бой с 20 бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 24 истребителя FW-190. Накал боя был высочайший, и советские пилоты его выиграли. Алексей Петрович в тот день не только сбил два вражеских истребителя FW-190, но и спас жизнь двум пилотам. Эти победы были одержаны им на новейшем советском истребителе Ла-5ФН.

Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили военные журналисты, среди них был и корреспондент «Правды» Борис Полевой, будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке», задолго до выхода которой на обложке самого популярного журнала «Огонек» появился портрет героя.

В эти же дни в полк, где служил Алексей Петрович, приезжал маршал авиации Александр Александрович Новиков. Во время своей беседы с командиром эскадрильи А.М. Числовым Новиков спрашивал, сколько летчиков в полку, сколько сбили самолетов. Маршала интересовали все детали: состояние машин, бытовые условия, питание и прочее. Числов доложил обстановку, а затем рассказал о летчике, который летает без ног. Новиков очень удивился и решил лично пообщаться с Маресьевым. После выяснения всех обстоятельств дела, маршал потребовал от командира полка чтобы и Александр Числов и Алексей Маресьев были повышены в звании, а также распорядился представить обоих к присвоению звания Героя Советского Союза!

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные личное мужество и высокое летное мастерство 24 августа 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу, заместителю командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка 3-й гвардейской истребительной авиадивизии 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса присвоено звание Героя Советского Союза. Представляя героя к награде, командир полка H.П. Иванов писал: «Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против немецко-фашистских захватчиков и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов».

В дальнейшем А.П. Маресьев воевал в Прибалтике. Свидетельством его летного мастерства стало повышение по службе - назначение штурманом полка. К этому времени гвардии майор А.П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов, всего сбил 11 вражеских самолетов. Однако нагрузки все время возрастали и поэтому в июне 1944 г., когда Алексею Петровичу предложили стать летчиком-инспектором и перейти из боевого полка в Управление высших учебных заведений ВВС, он согласился.

В 1946 г. А.П. Маресьев был уволен из ВВС, но продолжал поддерживать себя в отличной физической форме (лыжи, велосипед, плаванье). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом (Самара), переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов XX века в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время для Алексея Петровича начался новый, не менее важный жизненный этап. Благодаря роману «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (в нем Маресьев назван Мересьевым) и вышедшему в 1948 г. на экраны кинофильму с одноименным названием, к нему приходит большая известность. Его начинают приглашать на многие празднования, организовывать встречи со школьниками, на примере его подвига воспитывается не одно молодое поколение нашей страны. В 1949 г. Алексей Петрович становится участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.


Алексей Маресьев. Художник Н.Н. Жуков. 1950 г.

Со свойственной ему неукротимой волей он взялся за учебу. В 1952 г. успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 г. завершил учебу в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Свидетельством его успехов на новой стезе стала защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В этом же году, после создания Советского комитета ветеранов войны, Алексей Петрович Маресьев назначается его ответственным секретарем, а в апреле 1983 г. - заместителем председателя.

По роману Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Сергей Сергеевич Прокофьев написал оперу, премьера которой состоялась 7 октября 1960 г. на сцене Большого театра. В этом же году выходит в свет книга Маресьева А.П. «На Курской дуге». 8 мая 1967 г. Алексей Петрович Маресьев принял участие в зажжении Вечного Огня на мемориале-памятнике Неизвестному солдату в Москве. В он был избран народным депутатом СССР. Всю свою жизнь Алексей Петрович оказывал помощь инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, других вооруженных конфликтов и в 1998 г. организовал Региональный общественный фонд «Инвалиды Великой Отечественной войны».

18 мая 2001 г. в Центральном театре Российской армии готовился торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины летчика-героя выразил Президент России Владимир Путин.

Похоронен Алексей Петрович Маресьев в Москве на Новодевичьем кладбище.

За боевые подвиги и трудовые заслуги полковник А.П. Маресьев был удостоен ряда советских наград: двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Дружбы народов, Почета и Красной Звезды. Грудь прославленного летчика украшали и два ордена Российской Федерации - За заслуги перед Отечеством 3-й ст. и Дружбы. Он также удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович являлся почетным солдатом одной из воинских частей и почетным гражданином городов Камышин, Комсомольск-на-Амуре, Батайск и Орел. Именем летчика названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы.

Именем Маресьева названы улицы в Москве, поселке Ибреси Чувашской республики, в городах Актюбинск, Ташкент, Горно-Алтайск, Чернигов. На родине героя, в г. Камышин, в честь 90-летия со дня рождения 20 мая 2006 года был торжественно открыт монумент работы заслуженного художника России С.А. Щербакова, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.


Памятник Алексею Петровичу Маресьеву на его родине в г. Камышин.
Скульптор С.А. Щербаков. 2006 г.

Мемориальные доски А.П. Маресьеву установлены в Москве - на доме, где летчик жил после войны, в поселке Ибреси Чувашской республики - на здании бывшей летной школы и на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайск. Имя легендарного летчика присвоено московским школам № 760 и № 89 (там создан музей 63-го гвардейского истребительного авиационного полка), школе № 13 г. Орел и школе № 31 г. Петров Вал Камышинского района Волгоградской области. В 2004 г. при поддержке Правительства Москвы учреждена международная премия имени А.П. Маресьева «За волю к жизни».

______________________________________________

Настоящей датой рождения Алексея Маресьева является 3(16) мая 1916 года, о чем свидетельствует выписка из книги записи рождения за 1916 г. В годы Великой Отечественной войны в документах А.П. Маресьева произошла описка и появилась новая дата - 20 мая. С тех пор этот день Алексей Петрович стал считать днем своего рождения.

Юлия Снегова,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ


Почти сто лет назад, 20 мая 1916 года, родился Алексей Маресьев - летчик, герой Советского Союза, легенда Великой Отечественной Войны. Его родина — город Камышин. Он с детства был вынужден приучаться к самостоятельности. Рос в многодетной, полусиротой семье, отец рано умер.

Биография Алексея Маресьева полна чередой преодолений и мужества. Алексей Маресьев в детстве и юности сильно болел, иногда с трудом передвигался и уже тогда начал мечтать о полетах. Излечиться от странной хворобы помог случай. Собиралась комсомольская бригада строить Комсомольск-на-Амуре. Когда Маресьев попал в этот чудодейственный край, полностью исцелился. Тогда он стал продвигаться к своей мечте стать летчиком. Первые уроки Маресьев получил на Амуре, и при зачислении в авиационный погранотряд на Сахалине. Но серьезных полетов не было.

Первый летный опыт Маресьев смог получить только в 1940 году в военной школе Батайска. Настоящий бой он отважно провел в 1942. Его напористое стремление стать мастерским летчиком дало результат. Алексей Маресьев был старательным учеником. Всего за месяц в первый же год боевых вылетов на счету талантливого летчика Маресьева было 4 неприятельских машины. Роковые перемены в биографии Алексея Маресьева случились 4 апреля 1942 года. Самолет-истребитель Маресьева подбили в воздушном бою. Он упал в местности Старая Русса. Отважный летчик находился в лесу 18 суток. Он отчаянно полз к своим. Каким образом выжил израненный летчик - загадка.Старший лейтенант Маресьев мужественно перенес ампутацию обмороженных голеней обеих ног, научился жить на протезах и вернулся в небо.

Поначалу, молодой летчик Маресьев был страшно подавлен, но могучая воля оказалась сильнее увечий. Маресьевым двигали совсем не амбиции. Всю жизнь этот удивительный человек стеснялся своей ненужной ему самому известности. В своих интервью он проявлял необычайную скромность. В разгар войны Маресьев не желал и не мог остаться в тылу. Он чувствовал себя более чем способным защищать свое Отечество. Летчик Маресьев более всего любил небо, приговор о профнепригодности не принял. Несгибаемая сила духа и упорство помогали старшему лейтенанту Маресьеву. 1943 год - он вновь отправился на фронт. Маресьев без ног был более чем годен к полетам. Это - большая победа - самый великий подвиг Маресьева. Героический летчик провел 86 летных боев и сбил 11 самолетов противника.

Родина удостоила Алексея Маресьева звания Героя Советского Союза в августе 1943 года. Это за отчаянное мужество и воинскую доблесть, которую он проявил в борьбе с ненавистными врагами. Слава героя-инвалида прокатилась по всем военным частям, о нем восторженно говорили в тылу. В 15-ю Воздушную армию заспешили корреспонденты. Много было написано о подвигах летчика Маресьева. Писатель Борис Полевой, автор «Повести о настоящем человеке», не дал своему герою его Маресьева, из боязни, что летчик-герой в будущем совершит нечто не в соответствии с идеологией, и повесть не издадут. Так появился литературный Мересьев. Но, в книге - все то, что на самом деле произошло в биографии Алексея Маресьева.

Не было только девушки, она появилась позже. Реальная жена летчика Маресьева служила в воздушных вооруженных силах. Первым делом самолеты, ну а девушки потом - как поется в знаменитой песне времен войны. На самом деле Алексей Маресьев даже не читал книги о своих подвигах: «Не довелось». Но автографы на долгую память на книге подписывал. В СССР имя Маресьева знал практически каждый. Позже «Повесть о настоящем человеке» была переведена на многие языки мира. Художественный фильм, с Кадочниковым в главной роли, смотрели все в СССР, а в Большом театре была поставлена одноименная опера. Маресьев дослужился до чина Гвардии майор и ушел из армии в 1946 году. Приходилось несладко, сказались тяжелые увечья. Но без дела он не остался - обучал летному мастерству молодых летчиков. Последний раз Маресьев поднялся в небо в 50-х годах. Так закончилась героическая небесная сага героя. В 1952 году Маресьев учится в высшей школе ЦК КПСС, а 1956 году заканчивает аспирантуру Академии общественных наук.

Самообразование и стремление к знаниям могут служить любому примером. Маресьев стал кандидатом исторических наук. Алексей Маресьев много времени уделял благополучию ветеранов. Он стал активистом комитета ветеранов войны. Маресьев опубликовал свои воспоминания о ВОВ. Самая известная его работа - "На Курской дуге", куда вошли воспоминания многих ветеранов, с кем он дружил, о ком заботился. До самой смерти Маресьев поражал своей необыкновенной жаждой жизни, доброжелательностью к людям и любовью к Родине. Жил он скромно, как и многие ветераны ВОВ, привыкшие к невзгодам.

Маресьев не любил жаловаться и просить. На фронте вообще забыл о своих ранах. Одна мечта не сбылась. Не довелось управлять «Аэрокоброй». Конструкция этой машины слишком сложна для инвалида обеих ног. Но Маресьев воплотил свою главную мечту. Он вместе с остальными приблизил Победу. Когда говорили о его подвиге, смущался. Алексей Маресьев не умел жить без отдачи. Когда Великая Отечественная война закончилась, стране по-прежнему требовались герои. Победа далась высокой ценой: миллионы раненых, инвалидов, потерявших близких людей. Всем нужна была иллюстрация настоящего героизма, которой и стал летчик-истребитель Алексей Маресьев.

С началом «перестройки» приступили к тотальному развенчанию героев. Этот цинизм коснулся и Маресьева. Но военные подвиги Маресьева, вся биография были подлинными. Он неоднократно бывал в нашей школе, на самом главном празднике нашей страны Дне Победы. Запомнилось мужественное, доброе улыбающееся лицо, статная осанка летчика-героя Маресьева. Мне посчастливилось слушать его рассказы о временах войны. Он много говорил о простых бойцах, об их мужестве, и казалось - собственная известность его несколько тяготила. Он верил, что мы вырастим преданными своей стране, говорил об этом без пафоса, но проникновенно.

Такие люди как Маресьев - величайшие герои, наши спасители, те, кто подарил нам жизнь. Скончался Алексей Петрович Маресьев в 2001 году, в день своего рождения, когда для него готовили торжественный праздник. Великий герой ВОВ Алексей Маресьев ушел с почестями.

Виктория Мальцева

Когда в 1946 г. вышла в свет «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, о безногом лётчике-герое Алексее Маресьеве узнали многие. А после того как в середине октября 1948 г. на экранах страны показали фильм с тем же названием, Маресьев превратился в легенду. Правда, поползли слухи, что лётчик невзлюбил писателя за то, что тот не дал ему прочитать рукопись и исправить ошибки.

«Отца часто спрашивали: «Почему Полевой в книжке изменил вашу фамилию с Маресьева на Мересьев?», - рассказывает «АиФ» сын легендарного лётчика Виктор Маресьев . - Он пошутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня». Но такого не случилось».

Исполнитель главной роли лётчика Мересьева актёр Павел Кадочников в своём дневнике записал: «Впервые я с Алексеем Петровичем встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру… Я подошёл к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он ещё крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего… Как мне удалось преодолеть… врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю… председателю комиссии: разве это не ноги? Разве не тренировка?» И, звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кино родилась сцена «приёмная комиссия».

«Отец часто ездил на студию, где его обо всём расспрашивали, - продолжает Виктор Маресьев. - Более того, ему даже предлагали сыграть... Мересьева! Отец отмахнулся: «Да вы что! Никогда в жизни!» Только после его отказа назначили на эту роль Кадочникова. А про медкомиссию - всё правда. Я сам интересовался: «Пап, ты правда в Куйбышеве, когда восстанавливался в санатории, бегал и плясал?» - «Правда, сынок, и бегал, и плясал, и со стула прыгал на этой медкомиссии». Он же в этом санатории почти со всеми медсёстрами перетанцевал, хотя ноги продолжали кровить. После медкомиссии, которая решала, годен он к полётам или нет, зашёл в ванную, снял повязки, а там - всё в крови. Долго ноги у него заживали.

Рассказывал отец и о том, как упал, как лежал долго без сознания на снегу, а очнувшись, увидел: рядом сидит медведь-шатун. Март месяц был, медведи ещё спать должны, а этот вот проснулся. «Я лежал навзничь, одна рука была под спиной, - вспоминал папа. - Я всё пытался расстегнуть молнию на меховом американском комбинезоне, чтобы достать из-под ремня наган, но никак не получалось». Медведь его не трогал, думал, что он мёртвый. А мертвечину-то они не едят. Но вдруг Маресьев дёрнулся, медведь тут же лапой замахнулся, разорвал комбинезон, но отец всё-таки успел выхватить наган: «Всю обойму в него выпустил. Зверь зарычал, поднялся и упал тоже навзничь. Хорошо, не на меня».

Говорили, якобы отец у нем-цев консервы доедал. Ничего подобного! Он почти ничего не ел в лесу. Единственное, поймал ежа да ящерицу спугнул. Ящерица ему хвост оставила, он его пожевал, пожевал и выплюнул. А ежа разодрал, но съесть не смог. Так голодный и полз до деревни. Когда его нашли, из кармана достали талончики на питание…»

Летчики готовятся к боевому вылету. Крайний слева - Алексей Маресьев, 1944 год. Фото: РИА Новости

Самолёт не нашли

На премьеру картины «Повесть о настоящем человеке» Алексей Маресьев пришёл вместе с Павлом Кадочниковым. Посмотрел фильм и в задумчивом настроении отправился домой, а с Кадочниковым потом не встречался…

«Дело совсем не в том, что фильм отцу не понравился, а в том, что он очень не любил вспоминать аварию: как полз по морозу в лесу, - уверен Виктор Маресьев. - Даже когда я пытался его расспрашивать о подробностях, он старался перевести разговор на другую тему. Поэтому фильм папа посмотрел всего один раз, на премьере. Его спрашивали: «Понравилось ли вам?» А что он мог ответить? Как ему могло понравиться то, что заново пришлось всё это пережить, глядя на экран? Это всё равно когда меня спрашивают: «А вы не подскажете, каким маршрутом полз Маресьев до деревни?» Да он сам не знал, каким маршрутом. Он же был ранен. Его подбили, самолёт врезался в лес, отца выкинуло на ёлку, по веткам он сполз на снег. Снег в марте был ещё глубокий, это спасло ему жизнь. А так никто не знает, где до сих пор лежит его самолётик. В Москве есть две школы имени Маресьева - 760-я и 89-я. Они ходили, искали, эмчеэсовцы даже давали им для этого вездеходы. Ничего не нашли! Даже сейчас там непроходимые места, очень глухой лес.

Отца самого много раз звали на место, где нашли, в тот самый лес. Люди там даже тропу Маресьева сделали, ездят туда на джипах. Камень поставили со звёздочкой и памятной надписью. Но отец всегда отказывался: «Не поеду - и всё!»

Алексей Маресьев, 1966 год. Фото: РИА Новости / Морсков Он не любил воспоминаний, не любил повышенного внимания к себе, которое появилось после выхода книжки и фильма. Говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!» И правда, много было лётчиков, которые без ног летали. Есть даже книжка такая - «Сколько у нас Маресьевых». Мы награждали как-то лётчика из Тулы, Ивана Леонова, - он без правой руки летал. Отец знал о таких людях, поэтому возмущался: «Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь - и всё!» Он же очень совестливый от природы мужик был.

Что касается образа главного героя в фильме, то ничего против Кадочникова он не имел. Они тоже были из разных миров, поэтому и не общались. А вот Евгений Кибкало , который пел партию Мересьева в опере «Повесть о настоящем человеке», был внешне больше похож на отца, чем Кадочников. По поводу самой оперы я согласен с Михаилом Задорновым, который рассказывал о её нелепицах. Когда отец посмотрел это «произведение» в Большом театре, не знаю, что он пережил в сам момент представления, но потом на вопрос: «Вам понравилось?» - ответил: «Хорошо сымитирован звук мотора». Думаю, этим всё сказано. А Кадочников, хоть и не был сильно похож, смог передать напор, стремление Маресьева жить во что бы то ни стало. Таким Алексей Маресьев был всю свою жизнь. Он умер 18 мая 2001 г., не дожив до 85-летия всего два дня. Но в апреле того же года, уже чувствуя себя плохо, он всё равно вставал и ходил с палочкой. И я да и все близкие ощущали даже тогда в нём неуёмную тягу к жизни».

Кто ещё у нас «Маресьев»?

Алексей Маресьев был не единственным лётчиком, поднявшимся в небо после тяжёлой травмы и ампутации.

Михаил Левицкий . Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Михаила схватили немцы и отвезли в лагерь, где пленный врач провёл ему ампутацию без наркоза. Лётчик был освобождён из плена, но долгое время провёл в больницах. Левицкий вернулся уже в гражданскую авиацию.

Юрий Гильшер . Лётчик, корнет. В 1916 г. получил травму в результате падения самолёта: Гильшеру оторвало стопу левой ноги. Из-за гангрены ногу ампутировали до колена. Корнет не сдался и вернулся в Авиационный отряд истребителей.

Александр Прокофьев-Северский . Лётчик, дворянин. После ранения в 1915 г. ему ампутировали ногу. Вернулся в небо благодаря протекции Николая II.

Захар Сорокин . Во время боя в 1941 г. был ранен в бедро. С такой травмой прополз 70 км по тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в авиацию.

Практически все в школьные годы читали одну из самых знаменитых книг о Великой Отечественной войне «Повесть о настоящем человеке». Но не каждый знает, что она написана по реально происходившим событиям и прототипом отважного летчика является герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. После тяжелого ранения он лишился обеих ног, но отказался увольняться в запас и продолжил боевые полеты. Причем в статусе инвалида сбил почти вдвое больше вражеских самолетов, чем до этого.

Детство и юность

Алексей Маресьев родился в городке Камышине, расположенном в Саратовской области. Его отец Петр Авдеевич скончался, когда мальчику было всего три года. Мама Екатерина Никитична одна поднимала троих сыновей – Алешу и его старших братьев Петра и Николая. Работала она простой уборщицей на деревообрабатывающем заводе.

После школы Маресьев стал токарем и начал трудовую деятельность при лесозаготовительном заводе. Но уже в те годы юноша мечтал о небе. Дважды он подавал документы в летное училище, но оба раза проваливался на медицинской комиссии, так как с детских лет страдал ревматизмом. В 1934 году Алексей попадает на знаменитую стройку в Комсомольск-на-Амуре. Именно там будущий летчик совершил свой первый полет, так как записался в местный аэроклуб.


Срочную службу проходил на Сахалине и сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом, Алексей Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение управлению авиационной техникой.

Война и подвиг

С началом Великой Отечественной войны Алексей Маресьев переведен в действующую армию. Первый боевой вылет он совершил в районе Кривого Рога. К весне 1942 года на счету летчика было уже четыре сбитых вражеских самолета. Но в апреле случилось событие, изменившее всю его жизнь.


4 апреля 1942 года Алексей Маресьев в бою под Новгородом прикрывал бомбардировщиков, но был подбит немецким летчиком. Получив тяжелое ранение, советский офицер совершил вынужденную посадку, как оказалось, на вражеской территории. Почти три недели покалеченный летчик ползком пробирался к своим. Целых 18 суток он питался только ягодами, корой дерева и шишками, которые находил на земле.


Обессиленного Маресьева обнаружили жители деревни близ городка Валдая. Причем его сначала приняли за немца, отчего и не сразу оказали помощь. Разобравшись, селяне отвезли мужчину в дом, но настоящего медицинского вмешательства совершать было некому. Только через 10 дней Алексей Петрович попал в госпиталь, к тому времени у него было заражение крови и страшнейшая гангрена обеих ног. Как вспоминал летчик впоследствии, в госпитале его направили прямиком… в морг! Но на пути туда Маресьева перехватил профессор Теребинский, который и решился на операцию по ампутации обеих голеней.


Когда Алексей понял, что будет жить, он сразу начал готовиться к возвращению на фронт. Сам изобрел тренировки, позволившие летать с протезами. Зимой 1943 года Маресьев вновь проводит боевой вылет в составе Гвардейского истребительного авиационного полка. В июле летчик совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя и сохранив жизни двоих своих коллег. За это ему было присуждено звание Героя Советского Союза, а слава о безногом летчике разлетелась по всей стране.


Оканчивал войну Маресьев в должности инспектора, курируя вузы Военно-воздушных сил. Алексей Петрович успел совершить 86 вылетов в боевых условиях, в которых сбил 11 единиц вражеской техники. Причем семь из них – уже летая с протезами.

Личная жизнь

Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.

Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж.


Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей – Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.

Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме – занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.

Смерть

В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. , который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова:

«Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».

За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.


В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл , хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».