Характеристика и дозирование физических нагрузок в лфк. Формы занятий лфк

Дозировка это суммарная величина ФН, которую больной получает как при выполнении одного упр, так и всего занятия, а также и всей двиг. деятель-ти в течение дня . Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать возможностям б-го. Выделяют 3 степени нагрузки : 1.Большая(А ) без ограничения выбора ср-в ЛФК. 2.Средняя(Б) исключающая бег, прыжки и др. сложные упр. 3.Малая(В ) допускает применение ГУ в сочетании с ДУ. Изменить величину ФН можно методприемами :1.Выбором ИП лежа, сидя (облегчают нагрузку), стоя (увеличивают). 2.V мышечных групп, участвующих в упр. 3.Амплитудой движения. 4.Числом повторений.5.Темпом выполнения. 6.Ритмом движений. 7.Степенью сложности упр. 8.Точностью выполнения. 9.Степенью силового напряжения м-ц при выполнении упр. 10.Чередованием мышечных групп, участвующих в упр-ях. 11.Кол-вом ОРУ и ДУ. 12.Паузами отдыха между упр и упр на расслабление. 13Использование предметов и снарядов. 14.Эмоц-тью. 15.Продолжит-тью. 16.МП занятий. Определение РС. В клинической практике используются субмак-ные нагрузки 75-85% мак-но переносимых нагрузок. Мак-ную нагрузку и соответствующую ей ЧСС можно определить на велоэргометре. По формуле 220-число лет обследуемого, для б-ных 190-число лет (+-5-10 у\м) Разница между ЧСС мак-ной нагрузке и ЧСС в покое составляет РС. РС=ЧСС макс–ЧСС в покое. Тренировочная нагрузка в 75% от максим-ной рассчитывается ЧСС в покое + (ЧСС макс - ЧСС в покое) х 75%. Эти формулы до 20 лет не работают.

56.Организация учебного процесса по физической культуре в специальных медицинских группах. Особенности структуры и содержание занятий.

На ежегодном медосмотре в зависимости от физразвития и физподготовленности уч-ся делятся на медгруппы(подготовительная, основная, ЛФК, СМГ).Уч-ся СМГ в школе с учетом тяжести и характера заболевания подразделяются на подгруппы А и Б А относятся уч-ся с обратимымизаболеваниями и ослабленные после перенесенных заболеваний. Для них ФН постепенно возрастает по интенсивности и двигательному режиму при ЧСС 120\130 уд\мин вначале четверти, в дальнейшем 130\140 в младших классах и 140\150 в старших. К Б относятся уч-ся с необратимыми заболеваниями,для них занятия показаны при ЧСС 120\130 уд\мин в течение года. В ВУЗах выделяют подгруппы А - с заболеваниями ССС, ДС; Б - ЖКТ, мочевыделительной системы; В - миопия, ОДА, неврозы. В группе 8-12 человек. Занятия 2 р в нед. Учитель и медработник заполняют индивидуальную карту на уч-ся, в к-рой отражаются результаты медосмотров- диагноз, индивидуальный комплекс упр, рекомендации. Уч процесс делится на 2 периода: 1)Подготовительный . Задачи: 1)Адаптация организма уч-ся к ФН. 2) Овладение навыками правильного дыхания. 3) Формирование навыков правильной осанки. 4) Научить уч-ся быстро находить и правильно считать пульс. 5)Обучить элементарным правилам самоконтроля. 2) Основной. Задачи: 1)Освоение основных ДУ и ДН. 2) Увеличение общей тренированности организма уч-ся. 3) Основой тренировочного процесса явл упр на выносливость. Структура урока: 1.Вводная ч (3-5 мин)-цели,задачи; 2.Подготовительная ч(10-25 мин) сост из ОРУ, проводимых в медленном и среднем темпе. 3. Основная ч(15-18 мин) пик нагрузки.4.Заключительная ч (3мин) медленная ходьба, малоподвижные игры, упр на осанку, ДУ на расслабление.



Формы контроля и методы дозирования физических нагрузок в СМГ. Определение моторной плотности урока.

Формы контроля : 1.врачебный (медосмотр, распределение в группы, степень наруш ф-ции, контроль нагрузки). 2. педагогический – следить за интенсивностью даваемых нагрузок и степенью их соответствия. Осущ-ся наблюдением за выраженностью внешних признаков утомления путем определения моторной плотности урока, пульсовой кривой урока. Основной признак утомления – снижение работоспособности. Внешние проявления: гиперемия лица, потливость, нарушение координации, одышка. 3. самоконтроль (дети должны уметь оценить свое состяние). Эффективность уроков по ФВ при разл з-ниях и травмах оценивается по динамике физ состояния уч-ся (физразвития – длина и масса тела; функц-го состояния – пробы с физнагрузками, с задержкой дыхания, спирографические; физподготовленности – доступные тесты). - соответственно возрастным нормам должна увеличиваться длина и масса тела; - самый надежный критерий эффективности – улучшение качества реакции на физнагрузку, что проявляется ум-нием времени на восстановление. - время задержки дыхания (проба Штанге и Генчи) должно увеличиваться.

Изменить величину физнагрузки можно следующими методическими приемами: выбором и.п., объемом мыш групп, участвующих в упр, чередование мышечных групп, амплитудой движений, числом повторений, числом повторений, темпом, ритмом, точностью выполнять заданное упр, степенью сложности упр, использованием статич ДУ + упр на расслабление, паузами отдыха, степенью силового напряжения м-ц, использованием предметов и снарядов, эмоциональностью занятий, моторной плотностью его и его продолжительностью. Моторная плотность урока - %-ное отношение времени, затраченного на выполнение ФУ или всей двигательной активности по отношению к общей продолжительности занятия. Для ее определения проводят хронометраж по секундомеру, записывают и суммируют отрезки времени, затраченного одним или 2-мя учениками на двигательную активность во время урока. Например: сумма отрезков 30 мин, значит МП=(30*100)/45=66,6% (оптимал считается 70%). Величина среднего пульса – сумма измерений в теч урока и делим на кол-во измерений. В начальном периоде используются упр малой интенсивности, повышающие ЧСС на 20-30% от исходного. В дальнейшем вкл-ют нагрузки средней интенсивности, повыш-щие ЧСС на 45%. При достаточной адаптации к физнагрузкам – упр с большой интенсивностью – ЧСС до 80%.

Лечебная физкультура, как и любой другой метод лечения, может быть эффективной, если ее дозировка будет соответствовать особенностям течения заболевания, задачам и периоду лечения, а также функциональным возможностям больного и его тренированности. Под дозировкой в ЛФК понимают суммарную величину физической нагрузки при работе над отдельными упражнениями , так и над их сочетаниями в пределах занятия или курса. Физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей больного, но в то же самый момент обладать тренирующим эффектом.

Величину физической нагрузки при проведении ЛГ можно изменить различными методическими приемами : выбором исходного положения для занятий (лежа, сидя или стоя); объемом мышечных групп , задействованных в упражнениях; амплитудой движений; числом повторений отдельных упражнений; темпом их выполнения; степенью их сложности и силового напряжения мышц; ритмом движений; точностью выполнения заданных движений; чередованием мышечных групп; использованием статических дыхательных упражнений и упражнений на расслабление; использованием спортивного инвентаря и других предметов и тренировочных снарядов; длительностью занятий, эмоциональной окраской. Дозирование других форм ЛФК (бег, ходьба, терренкур и др.) осуществляется в основном расстоянием, темпом, продолжительностью, рельефом местности, количеством остановок и дыхательных упражнений.

Общая нагрузка на занятиях силовыми упражнениями характеризуется ее интенсивностью, продолжительностью, плотностью и насыщенностью. В ходе занятий ЛФК нагрузка лимитируется физической работоспособностью больного, определяемой при помощи велоэргометрии (или другим методом). Пороговая или пиковая нагрузка и соответствующая ей частота сердечных сокращений (ЧСС) определяется при выполнении возрастающей нагрузки на велоэргометре до появления критериев ее непереносимости. Разница между ЧСС при пороговой (максимальной) нагрузке и ЧСС в покое составляет резерв сердца (PC). Так, тренировочная нагрузка в 75% от максимальной рассчитывается по формуле: ЧСС в покое + (ЧСС макс - ЧСС в покое) х 75%. Предельно допустимая ЧСС у здоровых лиц может быть вычислена по формуле: 220 отнять возраст (в годах), а у больных: 190 отнять возраст (в годах). Установлено, что общеукрепляющий и лечебный эффект от тренировок физическими упражнениями будет оптимальным, если интенсивность нагрузки соответствует 30-40% от предельно переносимого (порогового) уровня в начале и 80-90% - в завершении курса лечения.

Продолжительность нагрузки высчитывается общим временем силовых занятий. А вот плотность нагрузки выражает процентное отношение продолжительности фактического выполнения упражнений к общему суммарному времени отведенному на занятие. В ЛФК плотность нагрузки может варьировать в зависимости от состояния больного и динамики заболевания и составляет 20-25% в начале стационарного периода лечения и 50-75% при его завершении. В лечебно-оздоровительной программе плотность нагрузки внушительно повышается - до 80-90%. Главным образом она зависит от продолжительности перерывов между упражнениями из которых состоит программа ЛФК. Объем полученной нагрузки представляет собой общую работу, проделанную на данном занятии. Она измеряется в килокалориях или килоджоулях. Общая физическая нагрузка, помимо этого, делится на:

  • большую - без ограничения выбора средств ЛФК;
  • умеренную (среднюю) - исключающую бег, прыжки и другие сложные упражнения;
  • малую (слабую) - допускающую применение элементарных гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными.

Местная нагрузка осуществляет главным образом локальное воздействие. К местным нагрузкам можно отнести упражнения для мимических мышц, нормализации тонуса мышц, растяжения контрактур и прочих тренингов, входящих в курсы ЛФК.

ЛФК принципы дозирования нагрузки

В зависимости от целей и периодов лечения различают:

  1. лечебные,
  2. тонизирующие (или поддерживающие),
  3. тренирующие дозировки нагрузок.

Лечебная дозировка предназначена для оказания терапевтического воздействия на орган или систему, формирования компенсации или предупреждения осложнений. При этом общая нагрузка незначительная и от тренинга к тренингу увеличивается малозаметно. Местная нагрузка состоит из специальных упражнений и бывает малой или умеренной. Признаки общего утомления, как правило, отсутствуют, может наблюдаться утомление отдельных мышечных групп. Сдвиги со стороны ССС и дыхательной систем не выражены.

Тонизирующая (поддерживающая) дозировка используется при удовлетворительном состоянии больного. Общие и местные нагрузки направлены на стимуляцию функции основных систем организма, оказание тонизирующего действия, поддержку достигнутых результатов. Применяются физические нагрузки умеренной и большой интенсивности , не увеличивающиеся в течение курса ЛФК

Тренирующая дозировка назначается при необходимости высокой компенсации функции или повышения физической работоспособности. Данная программа ЛФК подразумевает физические нагрузки (общеразвивающие и специальные), которые постоянно повышаются от занятия к занятию до достижения утомления. Для вычисления объема физических нагрузок, оказывающих тренирующее воздействие, применяют различные нагрузочные тесты.

ЛФК принципы утомления, переутомления и сверхкомпенсации

Тренировка физическими упражнениями должна проводиться с учетом функциональных возможностей человека и чередоваться с отдыхом. При несоблюдении этого важного условия могут возникнуть разнообразные отклонения, вплоть до болезненных состояний. Утомление проявляется ощущением усталости, снижением работоспособности, ухудшением координации движений, одышкой, сердцебиением и др. Это временная физиологическая (нормальная) реакция организма на выполненную работу. После непродолжительного отдыха или при снижении интенсивности нагрузки указанные изменения понемногу проходят, и работоспособность организма восстанавливается , при этом на некоторое время даже может превысить исходную (фаза суперкомпенсации). Занятия лечебной физкультурой с больными должны проводиться с таким расчетом, чтобы физические нагрузки не вызывали у них выраженных признаков утомления.

В случае если новые нагрузки назначаются в период неполного восстановления работоспособности, симптомы утомления накапливаются и наступает переутомление. Это пограничное состояние между физиологическим явлением и патологией. В его основе лежит нарушение функционального состояния ЦНС, которое проявляется помимо признаков, характерных для утомления, ухудшением самочувствия, вялостью, апатией, нарушением сна, нестабильностью артериального давления и ритма сердечной мышцы и т. д. С целью устранения переутомления хватает снизить величину нагрузки и/или удлинить время отдыха.

При применении однократной физической нагрузки, превышающей функциональные возможности человека, особенно при его недостаточной физической подготовленности или болезни, может возникнуть острое перенапряжение. Это состояние проявляется чаще всего сердечной или сосудистой недостаточностью: острой слабостью, легким головокружением, возможным потемнением в глазах, иногда в тяжелых случаях - тошнотой, рвотой, усиленной одышкой, падением артериального давления. Возможно также острое перенапряжение ЦНС, дыхательных органов, почек и прочее. В таких ситуациях больному должна быть оказана необходимая медицинская помощь, обеспечен полный покой. При длительном использовании неадекватных тренировочных нагрузок, превышающих возможности их выполнения, постепенно развивается так называемое состояние хронического перенапряжения. Оно характеризуется избирательным поражением отдельных органов или систем (ЦНС, ССС, почек, ОДА) и требует врачебной диагностики и лечения.

Двигательные режимы, включаемые в основные курсы ЛФК

Для дозирования и нормирования физических нагрузок и составления лечебно-реабилитационных комплексов разработаны и используются двигательные режимы. Двигательный режим подразумевает назначение и рациональное распределение разнообразных видов двигательной активности пациента на протяжении дня и курса лечения в определенном сочетании и последовательности с другими средствами комплексной терапии. ЛФК основы эффективности лечебно-реабилитационного процесса во многом зависят от построения режима движения. Грамотное и своевременное использование соответствующего двигательного режима стимулирует приспособительные механизмы и адаптацию организма больного к возрастающим нагрузкам. Для больных, находящихся на стационарном лечении, применяют: 1) строгий постельный, 2) расширенный постельный, 3) палатный и 4)свободный режимы, а для больных, находящихся на амбулаторном лечении или в санатории, - 1) щадящий, 2) щадяще-тренирующий и 3) тренирующий режимы.

Режим «Строгий постельный» назначают тяжелобольным на непродолжительное время. Положения больного - лежа на спине, на спине с приподнятым изголовьем, на боку, на животе. Обслуживание (туалет, гигиенические процедуры, питание, изменение положения тела) осуществляется только с помощью медицинского персонала. В программе лечебной физкультуры применяют курс массажа и пассивные упражнения с неполной и полной траекторией движения для конечностей обычно по 2- 3 раза в сутки продолжительностью 5-10 мин. При наличии показаний назначается статическое концентрированное дыхание, проводимое 2- 3 раза в каждый час бодрствования пациента.

Расширенный постельный режим показан при общем удовлетворительном состоянии больного. Допускаются активные повороты в постели, непродолжительное нахождение в положении сидя (обычно 2-3 раза в день по 5-15 мин), сперва с опорой на подушки, освоение навыков самообслуживания. По мере улучшения состояния рекомендуется более длительное пребывание в положении сидя (до 1-2 часов 2-3 раза в день), сидение с опущенными ногами на кровати или кресле (2-4 раза в сутки по 10-30 мин). Занятия ЛГ проводятся 1 раз в день по 15-20 мин в начальном положении лежа на спине или на боку. Используют физические упражнения для мелких и средних мускулатурных групп и суставов, выполняемые без усилия с ограниченной и постепенно нарастающей амплитудой, в медленном ритме, с малым числом повторений; статические и динамические упражнения на дыхание. Предельно допустимое учащение сурдцебиения - на 12 ударов в 1 мин.

Палатный курс назначают с целью постепенной адаптации ССС, дыхательной систем и организма в целом к возрастающей силовой нагрузке, профилактике осложнений, связанных с гипокинезией. Он характеризуется нахождением вне постели в положении сидя в течение 50% всего времени бодрствования. Разрешается медленная ходьба в темпе около 60 метров в 1 мин на дистанцию до 100-150 м, пользование туалетом и/или столовой. ЛФК проводят в позициях лежа, сидя и стоя. Проводят упражнения без предметов или со снарядами массой до 0,5 кг. Понемногу включают упражнения для мускулатуры туловища. Продолжительность занятий - 20-25 мин. Предельно допустимое учащение сердечных сокращений - на 18-24 удара в 1 мин.

Свободный режим подразумевает принцип свободного передвижения в пределах отделения, ходьбу по лестнице до 3-го этажа при необходимости с отдыхом на площадках. Разрешается дозированная ходьба с темпом 60- 80 шагов в 1 мин на дистанцию до 1 км с паузами на отдых через каждые 200 м. ЛФК проводят в кабинете 1 раз в сутки в течение 25-30 мин. В программу занятий добавляют:

  • упражнения с предметами весом до 1 кг,
  • малоподвижные игры,
  • упражнения в бассейне (по показаниям), рекомендуем бассейн Кропоткинская ,
  • упражнения на тренажерах (по показаниям).

Пиковое допустимое учащение пульса - на 30- 32 удара в 1 мин при общей ЧСС до 108 ударов в 1 мин. Предельное артериальное давление повышается на 5- 10 мм рт. ст., а минимальное уменьшается на 5-10 мм рт. ст. или остается неизменным. Основная цель режима - адаптация ССС к предстоящей бытовой и проф. деятельности.

При поступлении в санаторий или отделение медицинской реабилитации больному назначают один из указанных ниже режимов.

Щадящий режим (№ 1) незначительно отличается от свободного режима стационара и является режимом малой физической нагрузки. Занятия УГГ и ЛГ планируют по той же программе. Контролируемая ходьба по гладкой поверхности разрешена на расстояние от 1,5 км до 3 км, скорость ходьбы – медленная и средняя. Общее продолжительность ходьбы 30-60 мин с паузами через каждые 1/3 часа. Разрешено купание, плавание и водные процедуры при температуре воды выше 20°С продолжительностью 5-10 мин. Показана четкая дозировка применяемых форм курса ЛФК. Исключаются спортивные игры, дальние экскурсии и туризм.

Щадяще-тренирующий режим (режим средней физической нагрузки, тонизирующий, № 2) предполагает использование упражнений большей нагрузки, интенсивности и длительности. На тренировках ЛГ допускается непродолжительное учащение пульса в основной фазе занятий на 42-48 ударов в 1 мин и увеличение максимального давления на 30-35 мм рт. ст. Насыщенность и плотность занятий способна достигать 70-75%, а их длительность - до 45 мин. В значительной мере используется дозированная ходьба в среднем и быстром ритме на дистанцию до 4 км за 1 ч и терренкур. Допускается использование упражнений со снарядами весом до 3 кг, спортивных игр (волейбол, теннис, бадминтон), плавания, прогулок на лыжах, катания на лодках. Спортивные игры проводят по облегченным и типовым правилам.

Тренирующий режим (режим больших нагрузок, № 3) назначают людям без выраженных отклонений в их состоянии здоровья и физического развития, с незначительными возрастными изменениями и при минимальных отклонениях со стороны функций отдельных органов и их систем. Рекомендуются ЛГ, дозированная ходьба, бег, спортивные игры. У этой группы пациентов допускается повышение пульса до 120- 150 ударов в 1 мин, подъем максимального давления до 150 мм рт. ст., понижение минимального артериального давления до 55 мм рт. ст. У лиц пожилого возраста учащение пульса не должно превышать 100-120 ударов в 1 мин.

В последнее время при назначении больным двигательных режимов с целью медицинской реабилитации более точно физическую подготовленность оценивают, определяя физическую работоспособность и толерантность к физической нагрузке.

Весь курс лечебной физкультуры подразделяют на три периода :

  1. подготовительный, или вводный (3-6 дней), характеризующийся применением щадящих физических нагрузок;
  2. основной, или тренировочный, когда используют все доступные формы ЛФК в соответствии с двигательным режимом для решения задач общей или специальной тренировки;
  3. заключительный (3-5 дней), предусматривающий обучение больных правильному выполнению упражнений в домашних условиях.

Дозировка в ЛФК -- это суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии процедуре.

В ЛФК лечебно-профилактические задачи дополняются воспитательными. В связи с этим большое значение имеет ряд дидактических принципов в обучении больных физическим упражнениям: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип систематичности и последовательности предусматривает использование следующих правил:

  • а) от простого к сложному;
  • б) от легкого к трудному;
  • в) от известного к неизвестному.

Дозирование физической нагрузки в ЛФК - установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки и др.). Физическая нагрузка должна быть адекватной состоянию больного и его физическим возможностям.

Основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнастики:

  • а) подбор физических упражнений;
  • б) количество повторений;
  • в) плотность нагрузки на протяжении процедуры (занятия);
  • г) продолжительность процедуры.

Кроме того, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 степени. Большая нагрузка

  • (А) -- без ограничения выбора физических упражнений, применяемых в ЛФК; средняя нагрузка
  • (Б) исключает бег, прыжки и более сложные гимнастические упражнения; слабая нагрузка
  • (В) допускает применение элементарных гимнастических упражнений, преимущественно для рук и ног в сочетании с дыхательными упражнениями.

Дозировка прогулок по ровному месту определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы. Дозировка терренкура определяется длительностью, рельефом дорожки, количеством остановок для отдыха и номером маршрута. Маршруты ближнего туризма дозируются их продолжительностью, рельефом местности и темпом ходьбы, а также соотношением продолжительности ходьбы и отдыха на привалах. Дозировка оздоровительного бега (трусцой) предусматривает сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений с учетом постепенного возрастания продолжительности бега. Дозировка нагрузки при купании и плавании зависит от температуры воды и воздуха, активности занимающегося и продолжительности процедуры. Прогулочная гребля дозируется чередованием движений гребца с паузой для отдыха, сменой гребцов и использованием привалов для отдыха на берегу. При прогулках на лыжах и катании на коньках дозировка нагрузки определяется продолжительностью и темпом передвижения, а также паузами для отдыха.

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

Исходные положения лежа, сидя -- облегчают нагрузку, стоя -- увеличивают.

Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) -- уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц -- увеличивают.

Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.

Число повторений одного и того же упражнения: увеличение его повышает нагрузку.

Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.

Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.

Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма -- уменьшает.

Упражнения сложные на координацию -- увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.

Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения -- снижают нагрузку: чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Их соотношение к общеукрепляющим и специальным может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.

Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.

Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.

Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.

Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Общая физическая нагрузка на занятии зависит, от интенсивности, длительности, плотности и объема ее. Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки -- это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий. При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.

Опорно-двигательный аппарат занимает особое место в жизнедеятельности человека. Он включает в себя костную систему, суставы, связки, скелетные мышцы и обладает большими анатомическими и функциональными резервами (возвращение способности к движению за счет деятельности здоровых групп мышц при ранениях или атрофии какой-либо мышцы).

Человек начинает двигаться еще в период внутриутробной жизни. Шевеление плода удовлетворяет потребность мышц в движении. После рождения ребенка потребность в движениях проявляется в беспорядочных движениях рук и ног. Но такие движения целесообразны. Это приучает ребенка координировать движения, тренировать мышцы.

Известно, что малоподвижные дети нередко отстают в развитии, их слабым мышцам трудно поддерживать туловище в правильном положении, в связи с чем, обычно в школьном возрасте появляется сутулость, искривление позвоночника, нарушающие нормальную деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхания, пищеварения.

Большинство подростков отличаются подвижностью. Они охотно бегают, много ходят пешком, занимаются спортом. Двигательная активность людей среднего и пожилого возраста значительно снижена, недостаточная мышечная активность стала распространенной у лиц многих профессий и, на их фоне возникают болезни опорно-двигательного аппарата, уменьшается жизненная емкость легких и нарушение сердечно-сосудистой системы, учащаются травмы.

ЛФК - это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго по показаниям и под контролем.

Существует огромное количество разработанных комплексов ЛФК, мы коснемся только тех, которые человек может выполнять по разработанной методике, но самостоятельно.

Как уже упоминалось, малоподвижность характерна для многих профессий. Люди жалуются на разбитость, непонятную усталость (а ведь целый день сидят), боли в пояснице, раздражительность. Таким людям рекомендуют больше ходить пешком вне работы, в выходные дни уделить внимание физическим нагрузкам и спортивным упражнениям и играм. В то же время на работе использовать так называемую невидимую для посторонних глаз гимнастику.

ЛФК используется в сочетании с правильно организованным режимом в клинической, поликлинической, санаторно-курортной практике и в домашних условиях.

Физические упражнения изменяют реактивность организма: в первую очередь влияют на центральную нервную систему, вызывая изменение подвижности нервных процессов в коре головного мозга; корригируют функции основных систем организма (кровообращение, дыхание и др.), процессов обмена; способствуют их компенсации; влияют на эмоциональное состояние больного, отвлекают от мысли о болезни, вызывают чувство бодрости и уверенности.

ЛФК показана при открытых и закрытых переломах, повреждениях мягких тканей с целью более быстрого заживления, образования костной мозоли, при контрактурах различного происхождения, полиартрите, спондилоартрите,спондилезе. Широко используется при операциях на брюшной, грудной полостях и др. (пред- и послеоперационная гимнастика) как средство предупреждения различных послеоперационных осложнений (пневмония, атония кишечника, спайки, ограничения движения в суставах и др.) и борьбы с ними.

Физические упражнения улучшают питание мышцы сердца, усиливают ее сократительную функцию. ЛФК применяется при пороках сердцав начальных стадиях недостаточности кровообращения, миокардитах в подостром и хроническом периоде, кардиосклерозе,стенокардии, инфаркте миокарда, гипертонической болезни, гипотонических состояниях; при заболеваниях сосудов конечностей: облитерирующих поражениях артерий, хронических тромбофлебитах и варикозном расширении вен. Лечебная физкультура показана при заболеваниях легких (пневмонии, плевриты, туберкулез, бронхиальная астма, эмфизема, пневмосклерози др.); желудка и кишечника (гастриты, колиты,энтериты, энтероколиты), при опущении желудка и других внутренних органов, запорах,язвенной болезни, болезнях печени и желчевыводящих путей; при болезнях обмена и эндокринных (ожирение, подагра, сахарный диабет); заболеваниях женской половой сферы (хронические воспалительные процессы, опущение стенок влагалища, неправильные положения матки, расстройства менструального цикла).

ЛФК применяется в послеродовом иклимактерическом периодах. Физические упражнения широко применяются при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы. ЛФК показана как метод восстановительной терапии при параличах и парезах, вызванных нарушением мозгового кровообращения, при последствиях заболеваний нервной системы(энцефалиты, менингиты, полиомиелит, полиневриты, радикулиты, нарушения вестибулярной функции и неврозы). ЛФК широко применяется в комплексном лечении различной патологии у детей (ревматизм, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем и др.). Особенно показана ЛФК как лечебное и профилактическое средство при дефектах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие и др.).

Основное средство лечебной физкультуры -- комплексы физических упражнений -- делятся на гимнастические, спортивно-прикладные (плавание, гребля, лыжи, конькии др.), подвижные и спортивные игры. Они применяются в сочетании с естественными факторами природы (воздух, вода, солнце), которые наиболее полно используются в условиях санаторно-курортного лечения. Из комплекса средств чаще всего назначают гимнастические упражнения в форме лечебной гимнастики. (Упражнения для исправления сколиоза)

При назначении больному самостоятельных занятий в домашних условиях даются специальные рекомендации по самоконтролю

Методические принципы занятий: нагрузку дозируют соответственно физическим возможностям больного, общеукрепляющие упражнения должны чередоваться с дыхательными и специальными. Величина нагрузки в занятиях зависит от исходного положения, продолжительности процедуры, количества повторений упражнений, темпа, объема движений, их сложности, степени усилия в упражнении, применения снарядов, сочетания с дыхательными упражнениями.

Методическое руководство ЛФК осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, в составе которых имеются кабинеты ЛФК со штатом специалистов врачей и инструкторов по ЛФК.

Занятия ЛФК в условиях фельдшерско-акушерского пункта проводит только инструктор (методист) лечебной физкультуры или средний медработник, имеющий специальную подготовку. Кабинеты лечебной гимнастики должны иметь гимнастическую скамейку, стенку, горизонтальную лестницу, палки, булавы, гантели, мячи и др.

Периоды лечебного применения физических упражнений.

Интенсивность физических упражнений в ЛФК.

Методика лечебной гимнастики.

1. В зависимости от заболевания должен учитываться характер упражнений, дозировка нагрузки, исходные положения. Исходные положения в ЛФК: лежа, сидя стоя, на четвереньках. Исходные положения зависят:

От двигательного режима

От функционального состояния больного

От заболевания.

Крайне важно в лечебной физической культуре соблюдение следующих дидактических принципов:

Оптимальный подбор физической нагрузки

Подбор упражнений по характеру

Соблюдение принципа – от простого к сложному.

В ЛФК применяются физические упражнения следующей интенсивности:

1. Упражнения малой интенсивности – для малых и средних групп мышц. Темп выполнения медленный и средний.

2. Упражнения умеренной интенсивности – для средних групп мышц. Темп выполнения средний и быстрый.

3. Упражнения средней интенсивности – для крупных мышц. Темп выполнения средний и малый.

4. Упражнения большой интенсивности – выполняются в среднем и быстром темпе, вовлекается большая группа мышц.

4. Упражнения с максимальной интенсивностью – в ЛФК применяются редко.

Различают три периода лечебного применения физических упражнений.

I период соответствует фазе мобилизации организмом физиологических механизмов борьбы с болезнью и фазе формирования временных компенсаторных механизмов. Основные задачи лечебного применения физических упражнений в этот период – стимуляция физиологических механизмов борьбы с болезнью, содействие формированию наиболее полноценных временных компенсаций, профилактика осложнений, привитие навыков самообслуживания.

II период соответствует фазе обратного развитияизменений, вызванных болезнью и формированию постоянных компенсаций при необратимости этих изменений. Основные задачи ЛФК в этот период – содействие быстрейшей ликвидации морфологических и функциональных нарушений, а в некоторых случаях – формирование постоянных компенсаций (при ампутации конечности).

III период соответствует завершению периода выздоровления. Основные задачи ЛФК в этот период – ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений, восстановление адаптации к привычным бытовым и производственным мышечным нагрузкам, а при необходимости – закрепление сформированных постоянных компенсаций.

Под лечебными двигательными режимами в ЛФК понимают совокупность мероприятий, создающих наиболее благоприятные условия для лечения и реабилитации больных и повышающих устойчивость организма. Содержание лечебного режима определяется распорядком дня и объемом двигательной активности.



На стационарном этапе лечения выделяют следующие режимы:

1. Постельный, который делится на строгий постельный и облегченный постельный режим.

2. Палатный (полупостельный) режим.

3. свободный режим

На санаторном этапе в ЛФК используются следующие режимы:

1. Щадящий

2. Щадяще-тренирующий

3. Тренирующий

4. Интенсивно-тренирующий.

Постельный режим. Задача – преодоление психической подавленности, увеличение уверенности в выздоровлении. В этот период особое внимание акцентируется на дыхательных упражнениях и упражнениях для мелких групп мышц – для улучшения периферического кровообращения и профилактики пролежней. Длительность лечебной гимнастики 5-10 минут 2-3 раза в день. Занятия проводятся индивидуально, с малой амплитудой, пульс не должен повышаться.

Облегченный постельный режим – разрешено:

Активный прием пищи

Сидеть до 15 минут 2-3 раза в день

Лечебная гимнастика – от 10 до 20 минут для мелких и средних групп мышц, при этом увеличение частоты пуль не должно превышать 10%.

Соотношение ДУ к общеразвивающим - 1:1

Палатный (полупостельный) режим – больной находится в положении сидя с опущенными ногами до 50% всего времени, встает и ходит по палате, затем по отделению,

Занятия ЛФК только индивидуально до 10-25 минут, затем можно самостоятельно 10 минут. Упражнения с полной амплитудой, без задержки дыхания, повтор до 6-ти раз, соотношение ДУ к ОРУ 1:2, прирост пульса – до 20%.

Задачи ЛФК в этот период:

1. улучшение периферического кровообращения;

2. уличшение кровообращения в пораженном органе;

3. активация обмена веществ;

4. обучение рациональному дыханию;

5. предупреждение атрофии мышц и тугоподвижности в суставах;

6. формирование временных компенсаций;

7. тренировка вестибулярного аппарата, подготовка к вставанию

Свободный режим – цель – улучшение адаптации организма к возрастающим нагрузкам.

Задачи ЛФК – это задачи, решаемые при палатном режиме и дополнительно:

Укрепление мышц связочного аппарата;

Профилактика осложнений;

При свободном режиме больному разрешаются:

Прогулки на свежем воздухе 10 – 30 минут;

ЛФК – 20-30 минут групповым методом;

ФУ для всех групп мышц, постепенное усложнение упражнений;

Прирост пульса – до 30%.

Щадящий режим – назначается в условиях санаторного лечения больным с заболеваниями ССС, при недостаточности кровообращения I и II степени, при язвенной болезни в фазе стихающего обострения. Таким больным назначается дозированная ходьба по ровной местности 500 –1000 м, ближний туризм, элементы игр. Длительность занятий 30-60 минут, соотношение ДУ к ОРУ 1/3, 1/4 прирост пульса – до 40%.

Задачи ЛФК при щадящем режиме:

1. поднять эмоциональный тонус организма;

2. активизация обмена веществ;

3. улучшение кровообращения;

4. адаптация на более высоком уровне к бытовым нагрузкам;

Щадяще-тренирующий режим – назначается больным с менее выраженными органическими заболеваниями при отсутствии функциональных расстройств на санаторном этапе реабилитации. Задачи ЛФК такие же, как при щадящем режиме плюс расширение резервных возможностей организма пациента.

1. расширение арсенала средств ЛФК;

2. использование отягощений;

3. соотношение ДУ к ОРУ 1/4, 1/5;

4. увеличение прироста пульса до 50%.

Тренирующий режим – назначается больным с начальными формами органических заболеваний без функциональных нарушений и при достаточной физической подготовленности.

Цель – адаптировать больного к гигиеническим нормам двигательной активности, т.е. удовлетворить биологическую потребность в движении.

Литература:

1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

2. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов институтов физкультуры. Под ред. С.Н.Попова. М., «Физическая культура и спорт», 1978.

Дорошко А.Г.

Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

1. Основные заболевания ССС.

2. Основные физиологические механизмы действия ФУ при заболеваниях ССС.

3. Средства, формы и методы ЛФК при ССС.

Заболевания ССС занимают одно из ведущих мест в клинике внутренних болезней. ССС – одна их важнейших систем, обуславливающих жизнедеятельность организма: его питание, обеспечение кислородом, распределение гормонов и других активных веществ. Поэтому заболевания ССС характеризуются развитием функциональных отклонений не только сос стороны аппарата кровообращения, но и различных систем, находящихся с ним в тесной взаимосвязи: ЦНС, ДС, пищеварительной, эндокринной. Заболевания ССС ведут к снижению функциональной деятельности всего организма, а нередко к преждевременной старости, инвалидности, смерти.

Факторы риска ССС заболеваний:

1. Неуправляемые – генетический фактор (наследственность)

2. Управляемые – артериальная гипертензия (повышенное АД), особенно диастолическое (нижнее) – выше 104 мм/рт.ст., гиперхолестериэмия (повышение холестерина в крови выше нормы ведет к атеросклерозу). Норма – 5,17 ммоль/л. Холестериновые бляшки ведут к изменениям стенок сосудов.

Ускоренному развитию атеросклероза способствует:

1. наследственность;

2. курение (спазмируются сосуды, разрушается витаминС);

3. чрезмерная умственная работа;

4. нарушение обмена микроэлементов (цинк, селен, железо) и витаминов (С, Д, Е) и увеличение меди.

5. избыточная масса тела;

6. нарушение усвоения углеводов;

7. нерациональное питание;

8. гиподинамия;

9. психоэмоциональный фактор;

10. профессиональный фактор (токи, поля, вибрация, шум, тяжелые металлы).

Основные заболевания ССС:

1. Ишемическая болезнь сердца, инфаркты, инсульты

2. Артериальная гипертензия (30%)

3. Воспалительные заболевания (миокардиты, ревматизм)

4. Функциональные поражения(нарушения частоты и ритма сердечных сокращений, аритмии, брадикардия (желудочки сердца сокращаются в своем, очень редком темпе, а предсердия в своем – очень частом).

Ишемическая болезнь сердца – это острое или хроническое поражение сердечной мышцы, вызванное уменьшением доставки крови в миокард в результате атеросклеротического процесса в сосудах. Это психосоматическое заболевание (не только тела, но и души).

Клинические симптомы:

1. Болевой синдром (в виде приступов, в виде тянущей боли в левой половине грудной клетки, боль под руку, под лопатку).

2. Посинение губ, конечностей, одышка.

3. Астенический синдром (слабость, нарушение сна, быстрое утомление).

При ИБС всегда развивается та или иная степень недостаточности кровообращения, т.к. ишемия приводит к снижению сократительной способности миокарда.

Три степени недостаточности кровообращения:

1 степень – субъективные симптомы недостаточности проявляются при значительных физических нагрузках (одышка, тахикардия). В покое нарушений гемодинамики нет.

2 степень – делится на

- недостаточность А – степени – наличие субъективной недостаточности уже на незначительные физические нагрузки. Характерно увеличение размеров сердца и недостаточность по большому и малому кругу кровообращения, которая приводит к застойным явлениям крови в легких или в печени и к нарушениям работы других органов. Появляются отеки на ногах.

- недостаточность В – степени – нарушение гемодинамики и в покое, и в движении. Появляется цианоз (синева), непроходящие отеки, дистрофия внутренних органов.

3 степень недостаточности – истощение, дистрофические поражения всех внутренних органов.

Принципы ЛФК:

1) ЛГ должна воздействовать на весь организм больного.

2) Сочетать общеукрепляющие и специальные упражнения.

3) Соблюдать принципы постепенности и последовательности.

4) Чередовать мышечные группы, вовлекаемые в выполнение физические упражнения.

5) Упражнения выполнять ритмично с постепенным возрастанием объёма движений.

6) Вводить в лечебную гимнастику дыхательные упражнения.

7) Ежедневно частично обновлять или усложнять комплекс ЛГ, вводить 10-15% новых упражнений.

8) На последних занятиях обучать самостоятельным занятиям.

9) Соблюдать дидактические принципы: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность.

Курс ЛФК подразделяется на три периода:

1) Вводный (подготовительный) – 3-6дней. Применяют облегчённые нагрузки, щадить поражённые системы.

2) Основной (тренировочный) – используются все формы ЛФК, в соответствии с двигательным режимом для решения общих или специальных задач.

3) Заключительный – 3-5 дней. Обучение больных правильному выполнения упражнений в домашних условиях.

Процедура лечебной гимнастики состоит из трех частей:

1) Вводная – 20% (в начале курса ЛГ) , 10% (в конце курса ЛГ).

2) Основная – 60% (в начале курса ЛГ) , 80% (в конце курса ЛГ).

3) Заключительная -20% (в начале курса ЛГ) , 10% (в конце курса ЛГ).

Правила составления комплексов ЛГ (лечебной гимнастики).

При составлении примерного комплекса занятий ЛГ необходимо учитывать:

Диагноз заболевания;

Физическое развитие и степень подготовленности;

Возраст

Профессию.

Затем подбирают физические упражнения, выбирают:

И.п. (исходные положения);

Систематизируются специальные и общеукрепляющие упражнения с дыхательными

Указывают темп, число повторений, амплитуду движений, длительность комплекса;

Предусматривается постепенное повышение нагрузки, учитывается необходимость чередования мышечных групп, участвующих в упражнениях. Выбранные средства систематизируются в схеме занятия.

Пример: Схема занятий ЛГ при ИМ (постельный режим).

Вводный раздел.

Задачи и методические указания: стимулирование (улучшение) периферического кровообращения. Обучение правильному дыханию. Темп медленный.

И.п. лёжа на спине. Упражнения для мелких и средних мышечных групп конечностей в сочетании с дыхательными. Дозировка 2-3мин.

Основной раздел:

Задачи и методические указания: стимуляция вспомогательных факторов кровообращения. Подготовка к переходу в положение сидя. Темп медленный, дыхание не форсировать.


Заключительный раздел:

Дозирование физической нагрузки в ЛФК:

Изменить величину физической нагрузки при проведении лечебной гимнастики можно:

1) Выбором исходного положения.

2) Объёмом мышечных групп, участвующих в упражнениях.

3) Амплитудой движений.

4) Числом повторений отдельных упражнений.

5) Темпом выполнения упражнений.

6) Степенью сложности упражнений.

7) Степенью силового напряжения мышц.

8) Ритмом движений.

9) Точностью выполняемых заданных упражнений.

10)Чередованием мышечных групп.

11)Использованием дыхательных упражнений.

12) Упражнениями на расслабление.

13)Использованием предметов и снарядов.

14) Продолжительностью занятия.

1) Интенсивностью – пульсовым режимом. (220-возраст) 75-80%

2) Длительностью – общее время физкультурного занятия.

3) Плотностью- выражается в процентном соотношении времени фактического выполнения физических упражнений к общему времени занятий. В начале курса, в стационаре: 20-25%, в завершении стационарного лечения – 50-75%, в санаторно- курортном лечении – 80-90%.

4) Объёмом нагрузки: Большая – без ограничения выбора средства ЛФК. Средняя – исключить бег, прыжки и др. сложные упражнения. Слабая – элементарные гимнастические упражнения в сочетании с дыхательными упражнениями.

Двигательные режимы стационара:

1) Строгий постельный режим – назначают тяжёлым больным. Применяют лёгкий массаж и пассивные упражнения неполной и полной амплитуды для конечносте й по 2-3 раза в день в течении 5-10 мин и статическое дыхание (грудное или брюшное, или произвольная экономизация дыхания в зависимости от заболевания). Диафрагмальное или грудное дыхание повторяют 2-3 раза, повторяют каждый час бодрствования. Используют идеомоторные упражнения или упражнения на расслабление, или психопотенцирование. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 6 ударов в минуту.

2) Расширенный постельный – при общем удовлетворительном состоянии. Занятия 1 раз в день по 15-20мин. И.п.- лёжа на спине, на боку, используют элементарные гимнастические упражнения для конечностей без усилий с ограниченной и постепенно возрастающей амплитудой в чередовании с дыхательными упражнениями. Также используют экономизацию дыхания, психопотенцирование. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 12 ударов в минуту.

3) Палатный режим – ЛГ в И.п. – лёжа, сидя, стоя. Упражнения без предметов и с предметами до 500гр. Постепенно включать гимнастические упражнения для мышц туловища. Длительность занятия 20-25мин. Включают медленную ходьбу 60 шагов в минуту, на расстояние 100-150 метров. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 18-24 удара в минуту.

4) Свободный режим – ЛГ 1 раз в день 25-30 минут, добавляют малоподвижные и подвижные игры. Ходьба со скоростью 60-80 шагов в минуту на расстояние до 1 км, с отдыхом. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 30-32 удара в минуту, максимальное повышение систолического давления рекомендуется на 10-25мм рт ст.

Двигательные режимы амбулаторного лечения (санаторно- курортное лечение):

1) Щадящий – сходен со свободным двигательным режима стационара. Добавляют ходьбу до 3 км, купание, плавание в тёплой воде, спортивные игры. Запрещено: туризм, дальние экскурсии.

2) Щадяще –тренирующий – длительность ЛГ 45минут, плотность занятия 70-75%, включают быструю ходьбу до 4км, терренкур, спортивные игры (волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон) , плавание, ходьба на лыжах, катание на лодках, коньках. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 42-48 удара в минуту. Максимальное повышение систолического артериального давления на 30-35мм рт ст.

3) Тренирующий – пульс на занятии 120-150 ударов в минуту, для больных с СС заболеваниями оптимальный 120ударов, занятия в группах общей физической подготовки.

Противопоказания для ЛФК:

Чаще имеют временный характер:

1. Отсутствие контакта с больным (тяжёлое состояние, нарушение психики).

2. Острый период заболевания, и его прогрессирующее течение.

3. Сильные боли.

4. Кровотечение или его угроза.

5. Повышение СОЭ и выраженный лейкоцитоз.

6. Высокая температура тела.

7. АД выше 220/120 мм.рт.ст.

8. Частые гипер- и гипотонические кризы.

9. Частые приступы нарушения ритма сердца и коронарного кровообращения.

10. Тахикардия в покое.

11. Злокачественные новообразования до радикального лечения.

12. Необратимые прогрессирующие заболевания.

13. Глюкоза в крови выше 16ммоль\л.