История японской архитектуры. Архитектура древней японии - кансай, тюгоку


Япония развивается невероятными темпами, а ее архитектура, в основе которой лежит загадочная философия Востока, привлекает все большее внимание тысяч туристов со всего Света. В нашем обзоре представлены 25 потрясающих, невероятных, умопомрачительных шедевров современной архитектуры страны восходящего солнца, которые должен увидеть каждый.




Весьма необычный дом Cellbrick состоит из множества стальных модулей. Они расположены в шахматном порядке, что придает стенам здания оригинальный вид. Внутри дома эти модули служат в качестве стеллажей, на которые можно поставить небольшие предметы.

2. "Дом-занавес" в Токио


"Дом-занавес" в Токио



Интерьер уникального "Дома-занавеса"

"Дом-занавес" был спроектирован легендарным японским архитектором Шигеру Баном и построен в 1995 году в Токио. Первое, что бросается в глаза при виде столь необычного здания - это огромный занавес высотой в 7 м, растянувшийся по периметру главного фасада. Он служит преградой проникновению солнечных лучей и придает зданию восточный шарм.






Hansha Reflection - это двухэтажный жилой дом со своим внутренним двором и площадкой на крыше, расположенный рядом с живописным секвойным парком в Нагое. Невероятная форма здания является, по словам авторов проекта, "отражением окружающей среды, жизненного уклада и философии японцев".






Японский архитектор Су Фудзимото разработал многоуровневый дом House Na по подобию ветвей дерева. Чтобы добраться до самой верхней площадки, гостям придется преодолеть замысловатую систему из открытых пространств. Основными материалами служат сталь и стекло.






Стеклянная школа - филиал технологического института Канагавы была спроектирована японским дизайнером Джунией Ишигами. По ее словам, "главной идеей при разработке школы явилось создание среды, в которой каждый почувствует свободу образовательного процесса, и где не будет никаких правил"

6. "Дом-замочная скважина" в Киото


"Дом-замочная скважина



"Дом-замочная скважина" в сумерках



Интерьер "Дома-замочной скважины"

Главная особенность необычного жилого дома в Киото - остекленная ниша L-образной формы, по периметру окружающая вход в здание. Интересно, что на главном фасаде отсутствуют окна, что не мешает жильцам и их гостям чувствовать себя комфортно в стенах "Замочной скважины".






Автор неповторимого здания коммерческого центра Mikimoto House - японец Тойо Ито. 24-этажный комплекс был построен в 2005 году в токийском экономическом районе Джинза. Своим творением автор показал всему миру, как из стали и железобетона можно создать что-то уникальное и запоминающееся.






Строительство небоскреба в форме гигантского кокона было завершено в 2006 году. 204-метровый небоскреб - это основной филиал известной школы моды Mode Gakuen University. В башне также располагаются многочисленные рестораны, кафе и бутики. Mode Gakuen Cocoon считается 19-ым по высоте зданием Японии и занимает вторую строчку после Московского Государственного Университета в списке самых высоких образовательных учреждений мира.




Пересекающиеся ряды из круглых отверстий в стенах жилого дома MON Factory создают в интерьере эффект движущегося света. Это на первый взгляд не самое яркое здание стало одним из символов современного Киото.

10. Дом-капсула "Накагин" в Токио






Построенный в 1972 комплекс "Накагин" архитектора Кисе Курокавы напоминает огромную гору из стиральных машин, что не помешало зданию стать общепризнанным шедевром послевоенной архитектуры метаболизма. Небольшие квартиры-капсулы предназначены для бизнесменов и предпринимателей, погруженных в свои дела - в них есть душ, туалет, кровать, телевизор и телефон. Автором проекта планировалось, что капсулы будут меняться каждые 25 лет, однако до сегодняшнего дня их замена ни разу не была произведена, что привело потрясающий комплекс к аварийному состоянию.

11. Развлекательный комплекс "Оазис 21" в Нагое


Развлекательный комплекс "Оазис 21





Открывшийся в 2002 году современный развлекательный комплекс "Оазис 21" содержит множество ресторанов, магазинов и автобусный терминал. Основная часть комплекса находится под землей. Главная фишка "Оазиса 21" - его огромная овальная крыша, которая буквально парит над землей. Она наполнена водой, что создает интересный визуальный эффект и снижает температуру в самом торговом центре.

12. Жилой дом "Отражение кристалла" в Токио


Жилой дом "Отражение кристалла" в Токио



"Отражение кристалла" в сумерках



Жилой дом "Отражение кристалла" находится в густо населенном районе Токио. Автором проекта выступил Ясухиро Ямасита. Архитектору удалось решить сразу несколько проблем - он сумел найти место для компактной парковки и создать максимально открытое и светлое пространство с потрясающими видами из окон.




Бизнес-центр Токио состоит из 6 современных небоскребов. В их стенах находятся торговые центры, отели, развлекательные комплексы и музей. Между зданиями проходит главный бульвар, местами покрытый стеклянным атриумом и украшенный самыми разнообразными представителями флоры.






Пожалуй, главный символ Нагои - расположенный в центре города Музей науки. Он состоит из 3 корпусов, посвященных современным технологиям, естествознанию и биологии, и самого большого в мире планетария, представляющего собой огромную сферу диаметром 35 м.

15. Спиральная башня Mode Gakuen в Нагое






Еще один филиал института моды Mode Gakuen, башня-спираль, был построен в 2008 году в Нагое. 170-метровое изящное здание поражает прохожих своей красотой и устанавливает новые стандарты современного образования.

16. Филиалы банка Sugamo Shinkin Bank в Токио








Французский художник, дизайнер и архитектор Эмануэль Моро живет в своем собственном ярком мире и старается отразить его в своих работах. В ее представлении "здание банка не должно быть серым и скучным", а напротив, "посетители столь важного заведения, должны чувствовать благоприятную и добрую атмосферу".






Построенная в лесах поселка Каруидзава вилла Shell House являет собой пример настоящей гармонии архитектуры и природы. Трубчатые помещения буквально вливаются в окружающую среду, максимально открываясь ей. Это место пользуется большим спросом как у ценителей архитектуры в стиле Фрэнка Ллойда Райта, так и у местных жителей, арендующих помещения виллы на выходные.

18. Церковь "Храм Света" в Осаке


Церковь "Храм Света" в Осаке



Необычный интерьер церкви "Храм Света"

Вся церковь "Храм Света" выполнена из обычного железобетона. Автор проекта, известный во всем мире японец Тадао Андо, смог достичь невероятного светового эффекта с помощью ниш и отверстий, и даже крест за алтарем образует свет. Эта церковь стала настоящим флагманом японской архитектуры, а Андо был удостоен всевозможных наград.




12-метровое здание торгово-развлекательного комплекса в Токио включает в себя самые разные бутики и рестораны. От большинства других зданий Urbanprem отличает его сильно изогнутый фасад, из-за чего практически невозможно определить реальную высоту комплекса.






Строительство расположенного на территории фруктового парка уникального музейного ансамбля завершилось в 1997 году. Автор проект Итсуко Хасегава вложил в свою работу скрытый смысл - три покрытых стеклянной оболочкой здания символизируют "фрукты"(или плоды) духовности, ума и похоти.



Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками. Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.

Архитектура раннего периода

Примеры реконструированых зданий периода Яёй

Ханива-дом

Реконструкция жилищ и наблюдательной вышки на стоянке Ёсиногари, недалеко от города Тоса, префектура Сага

Реконструкция жилищ, город Сэтоути, префектура Окаяма

Курган императора Нинтоку, V век

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов. Эти сооружения имели круглую форму, позднее - форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.

В I-III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили - симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

Тории святилища Ицукусима

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居 ? ) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

Золотой зал и пагода в Хорю-дзи,607 год

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺 ? ) в городе Нарапостроенный принцем Сётоку в 607 году.

Главный зал храма Тодай-дзи, 745 год

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них - главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара построенный в745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан

Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин

Украшение на крыше храма Хоодо

Храм Дайго-дзи в Киото

[править]Японская средневековая архитектура

Кинкаку-дзи (Золотой павильон), Киото

Гинкаку-дзи(Серебряный павильон)

Сад камней в Рёан-дзи

Замок Мацумото

Замок Химэдзи

Замок Нидзё

Замок Осака

Павильон Сёкинтэй водворце Кацура

Замок Хиросаки

[править]Архитектура периода Мэйдзи

Здание Парламента Японии

Традиционный японский за́мок (яп. 城 ? ) - укреплённое строение, в основном из камня и дерева, часто окружённое рвом и стенами. В ранние периоды истории основным материалом для постройки замков было дерево. Также как и европейские, японские замки служили для обороны стратегически важных территорий, а также для демонстрации власти крупных военных феодалов (даймё). Значение замков сильно выросло в «период воюющих провинций» (Сэнгоку Дзидай,1467-1568).

Японская архитектура

Архитектура Японии - одна из немногих в мире, чьи произведения вплоть до сер. XIX в. строились из дерева. Все самые древние сохранившиеся деревянные постройки мира (с кон. VI вв.) находятся в Японии; в Китае они не древнее VIII в., в Северной Европе - XI в., в России - XV в. Мощнейший импульс развитию архитектуры, как и всей культуры Японии, дало принятие буддизма. Главным ориентиром в архитектуре до XIX в. был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в подлинно японские произведения.

О том, как выглядела добуддистская архитектура Японии, можно судить по постройкам двух почитаемых синтоистских святилищ Исэ и Идзумо. Нынешние постройки не древние, но воспроизводят выразительные древние формы: бревенчатые срубы стоят на сваях, имеют высокие двускатные крыши с большим навесом и крестообразно торчащими балками. На их формы ориентировались при реставрации большинства синтоистских святилищ Японии в XIX в. Характерная черта синтоистских святилищ - ворота тори, обозначающие границы священной территории; один из символов страны - стоящие в воде тори святилища Ицукусима (к западу от Хиросимы).

Древнейшие буддистские монастыри Японии находятся в городе Нара и его окрестностях. Это обширные, четко распланированные комплексы. В центре прямоугольного двора обычно находятся прямоугольное в плане здание кондо («золотой зал», где поклоняются почитаемым статуям) и пагода - многоярусная башня-реликварий. По периметру расположены сокровищницы, колокольни и другие дополнительные постройки; особо выделены монументальные главные ворота (нандаймон), находящиеся с юга. Самый древний монастырь Японии - Хорюдзи близ Нары, в котором сохранились десятки древних построек (многие VI–VIII вв.), уникальные фрески, бесценная коллекция скульптуры. Наиболее почитаемый монастырь Нары - Тодайдзи, его главный храм Дайбуцудэн («зал Великого будды», последняя перестройка нач. XVIII в.) - крупнейшее деревянное сооружение в мире (57 х 50 м, высота 48 м).

В XIII в. развивается новый тип монастыря - школы дзен, в котором все здания строятся вдоль оси север – юг, по очереди открываясь паломнику. Как правило, дзенские монастыри возводились на лесистых горных склонах и прекрасно вписаны в природу; в них устраиваются пейзажные сады и так называемые «сады камней». Наиболее знамениты «Пять великих храмов дзен» в Камакуре близ Токио; восходящие к XIII в., но сохранившие в основном поздние, относительно небольшие постройки, эти монастыри прекрасно сохранили проникнутую тесным контактом с природой молитвенную атмосферу.

Светская архитектура Японии дошла до нас в достаточно поздних образцах. Среди них впечатляют феодальные замки, возводившиеся в основном в эпоху междоусобных войн во второй половине XVI – начале XVII вв. Это живописные многоярусные деревянные сооружения на мощных каменных фундаментах, окруженные низкими стенами и бастионами, а также рвами. Крупнейший из них - Химедзи близ Кобе (1601–1609), представляющий собой комплекс из более чем 80 построек.

После умиротворения, которое ознаменовало наступление эпохи Эдо (1603–1868), в Японии широко развернулось строительство дворцов. В отличие от замков это были, как правило, одноэтажные сооружения, состоящие из асимметрично сгруппированных построек. Первые еще включались в систему укреплений: например, обширный дворец Ниномару в замке Нидзё (1601–1626) в центре Киото. Другие сооружались как центры садово-парковых ансамблей, усадеб; из них наиболее знаменит дворец императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) близ Киото, одно из наиболее совершенных творений японской архитектуры. Как и другие традиционные постройки, дворцы были каркасными зданиями, стены не имели конструктивной функции и потому часто заменялись открытыми проемами или украшенными живописью съемными перегородками, что во многом стирало грань между интерьером и природой. Ощущение естественности, соотнесенности с природой усиливается и благодаря нелакированным деревянным опорам и дощатым полам, циновками-татами в жилых комнатах, бумажным перегородкам. Начало эпохи Мэйдзи (1867–1912) обозначило решительный разрыв с традиционными формами. Пройдя через период освоения европейских форм и поиска национальных корней (творчество Тюто Ита), японская архитектура во второй половине ХХ в. смогла стать одной из ведущих в мире, соединив в лучших произведениях универсальность с яркой индивидуальностью.

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно, если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с опасностью землетрясения. Из числа дошедших до нас сооружений древней Японии примечательны синтоистские храмы Исэ и Идзумо (приложение, рис. 1-2). Оба деревянные, с практически плоскими двускатными крышами, далеко выступающими за пределы собственно постройки и надежно защищающими ее от непогоды.

Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком единства духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их "устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли вселенское чувство и на "тот мир", не отделяя его от себя, а сливая "Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли".

Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы, развивалась и новая техника строительства. Пожалуй, важнейшим техническим новшеством стало сооружение каменных фундаментов, В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что, естественно, сильно ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с периода Асука (VII в.) получают распространение крыши с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня мы не можем представить себе японских храмов и пагод. Для японского храмового строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса.

Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, - это не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям. Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов - семи храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо), 3) храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось ризница (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, аналог наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные сооружения.

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи (приложение, рис. 3-4) в городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г. Правда, в старинной исторической хронике "Нихонги" есть сообщение о большом пожаре в 670 г., но японские историки считают, что кондо и пагода монастыря Хорюдзи уцелели от огня и сохранили свой облик начала VII в. В таком случае это самые древние деревянные здания в мире.

Вообще все старинные памятники архитектуры в Японии построены из дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом причин. Одна из них, и немаловажная, - сейсмическая активность. Но не только в прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить воедино творения рук человеческих и творение природы - окружающий ландшафт. Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно только тогда, когда они состоят из одного и того же материала, Японский храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее рукотворной частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Иногда лесная стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом, развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и размышлении.

Замечательным примером японской архитектуры второй половины I тысячелетия н. э. является: храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-752 гг.

В это время буддизм был объявлен государственной религией японцев. Красота и великолепие архитектурных сооружений, посвященных "неведомому богу", всегда имели первостепенное значение для обращения в новую веру впечатлительных язычников и считались важным орудием насаждения нового культа. Так и император Сёму - именно с его именем связано торжество буддийского вероучения в Японии - решил построить в своей столице, городе Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Золотой храм (кондо) монастыря Тодайдзи (приложение, рис. 5) и должен был стать таким памятником. Если здания ансамбля Хорюдзи - древнейшие в мире памятники деревянного зодчества, то золотой храм Тодайдзи - самое большое в мире деревянное здание. Храм имеет высоту современного шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину. Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного "жильца": храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды - уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка кажется двухэтажной из-за двух возносящихся одна над другой крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее пространство, где и сидит вот уже более 12 столетий задумчивый великан Дайбуцу. Правда, дерево - материал недолговечный. За минувшие века Дайбуцу-дэн дважды горел (в 1180 и 1567 гг). Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в точности один к одному, так что можно считать, что в наши дни храм точно такой же, каким видели его когда-то жители древней японской столицы.

Своеобразна в архитектурном отношении пагода Якусидзи (приложение, рис. 6), единственная в своем роде, построенная в 680 г, (т. е. позже Хорюдзи, но раньше Тодайдзи) и также находящаяся около древней Нары. Пагода Якусидзи имеет как традиционные для пагоды архитектурные особенности, так и значительные отличия. Своеобразие этой, очень высокой (35 м) башни заключается в том, что, будучи трехэтажной, она кажется шестиэтажной. У нее шесть крыш, но три крыши меньшего размера имеют чисто декоративный характер. Чередование их с большими конструктивными крышами сообщает башне своеобразный, только ей свойственный зубчатый силуэт.

Конструкции в Японии редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Например, птица Феникс на Золотом павильоне. Для пагоды - это шпиль, продолжение центральной мачты, устремленный с крыши пагоды в самое небо. Шпиль - самая существенная часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику.

Красив и своеобразен шпиль пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с девятью кольцами вокруг, символизирующими 9 небес - представление, общее для буддийской и христианской космологии. Верхушка шпиля - "пузырек" представляет собой стилизованное изображение пламени с вплетенными в его языки фигурами ангелов в развевающихся одеждах. "Пузырек" похож силуэтом и символикой на нимбы буддийских святых.

Именно в нем - средоточие священной силы храма. Именно на нем, как на своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского рая вся довольно громоздкая, воздевающая к небу уголки кровель постройка.

Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения сооружений храмового комплекса.

Интересным примером планировки храмового комплекса эпохи Хэйан является ансамбль Бёдоин. В центре ансамбля, как принято, размещается главный храм - храм Феникса (приложение, рис. 7), содержащий статую будды Амиды. Первоначально храм Феникса был увеселительным дворцом, построенным при храме Бёдоин в 1053 г. По преданию, в плане он должен был изображать фантастическую птицу Феникс с распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди пруда, окруженный со всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное здание с боковыми павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а построены как будто действительно для придания храму сходства с птицей. Сзади также размещается крытая галерея, образующая "хвост".

Храмовый комплекс богато декорирован украшениями. По храму Феникса можно получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.

Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, в связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской архитектуры.

В это время в Японии уже существуют довольно крупные города. Столица Хэйан (теперь Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с севера на юг на 7 км. Город строился по строгому плану. В центре находился императорский дворец. Большие улицы пересекали город в шахматном порядке. Дворцовые комплексы, как и храмовые, состояли из ряда зданий, включая культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в том числе и предназначенные для катания на лодках.

В VIII-XIV веках в японской архитектуре сосуществовало несколько архитектурных стилей, разнящихся друг от друга соотношением заимствованных и местных элементов, а также особенностями архитектурных форм и приемов строительства.

С XIII века в Японии широкое распространение получил буддизм секты дзэн, а вместе с ним и соответствующий архитектурный стиль (кара-э - "китайский стиль"). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно наличие двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых галерей, шедших справа и слева от главных ворот, и симметрично расположенных главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и храма для проповедей. На территории храмового комплекса находились также различные вспомогательные строения: сокровищница, жилища священнослужителей и др. Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную, позже этот навес часто не делали.

Выдающимся памятником светской архитектуры конца XIV века является так называемый Золотой павильон (Кинкаку-дзи) (приложение, рис. 8), построенный в 1397 г. в Киото по приказу правителя страны Есимицу. Это также образец насаждавшегося дзэнскими мастерами стиля кара-э. Трехъярусное здание с позолоченной крышей, - отсюда и название "Золотой", - возносится над прудом и садом на легких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством своих изогнутых линий, резных стен, узорчатых карнизов. Павильон - наглядное свидетельство того, что эстетика дзэн отнюдь не была простой и однозначно аскетичной" но могла быть и изысканной, сложной. Ярусный стиль стал общим для архитектуры XIV-XVI веков как светской, так и духовной. Соразмерность и гармоничность были главным мерилом художественности, эстетической ценности сооружения.

Архитектура дзэн достигла вершины своего развития в XIV веке. В дальнейшем упадок политического могущества секты сопровождался разрушением большей части ее храмов и монастырей. Нестабильность политической жизни страны, войны способствовали развитию замковой архитектуры. Расцвет ее приходится на 1596-1616 гг., но уже с XIV века замки строились в расчете на века. Поэтому при их сооружении широко применялся камень. В центре замковых ансамблей находилась обычная башня - тэнсю. Сначала в замке имелась одна башня, затем стали сооружать несколько. Огромными размерами отличались замки Нагоя и Окаяма. Они были разрушены уже в XX веке.

С конца XVI века возобновилось крупное храмовое строительство. Восстанавливались старые монастыри, разрушенные в период междоусобиц, и создавались новые. Некоторые были просто огромные. Так, "обиталище Будды" в храме Хокодзи в Киото - одно из самых больших среди сооруженных в стране за всю ее историю. Выдающимися для своего времени архитектурными произведениями являются богато декорированные синтоистские храмы Одзаки хатиман-дзиндзя (1607) и Дзуй-гандзи (1609).

В период Эдо (XVII в.) когда в стране установилась централизованная система управления (сёгунат Токугава), естественно, наступил упадок замковой архитектуры. Дворцовая архитектура, наоборот, получила новое развитие. Замечательным образцом ее является загородный императорский дворец Кацура, состоящий из трех примыкающих зданий, сада с прудом и павильонами.

Традиционная японская архитектура в целом достигла своего наивысшего уровня развития уже в XIII веке. В период политической нестабильности, приходящейся на XIV-XVI века, условия для развития искусства архитектуры были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила свои лучшие достижения, а кое в чем и превзошла их.

Японцы с древности приучили себя к скромности домашнего обихода. Необходимость частых перестроек зданий и заботы о предохранении их от разрушений заставили очень рано выработать рациональные конструктивные приемы, как для жилой, так и для храмовой архитектуры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы.

Средневековая японская архитектура проста и отчетлива по своим линиям. Она соответствует масштабам человека, размерам самой страны. Из дерева возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. Столбы, на которые опиралось здание, не уходили глубоко в землю. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки. Между домом и землей оставлялось пространство для изоляции от влажности. Стены в условиях теплого климата не были капитальными и не имели опорного значения. Они могли быть раздвинуты очень легко, заменены более прочными на холодное время или же в теплое время сняты вовсе. Окон также не было. На решетчатый каркас вместо стекол натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение неяркий рассеянный свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение, лишенное постоянной мебели, имело скользящие стены-перегородки, благодаря которым можно было по желанию создавать то зал, то несколько небольших изолированных комнат.

Японский дом был и внутри так же ясен и прост, как и снаружи. В нем поддерживалась постоянная чистота. Отшлифованный до блеска пол покрывали светлыми соломенными циновками - татами, разделявшими комнату на ровные прямоугольники. Обувь снимали у порога, все необходимые вещи содержали в стенных шкафах, кухня находилась отдельно от жилого помещения. В комнатах, как правило, не было постоянных вещей. Их вносили и уносило по мере надобности. Но каждая вещь в пустом помещении, будь то цветок в вазе, картина или лаковый столик, притягивала внимание и приобретала особую выразительность.

Значительным становился и пейзаж, который можно было увидеть сквозь раздвинутые перегородки дома. Как правило, при японском доме устраивался небольшой сад, который как - бы расширял границы дома или храма. Пространство его строилось с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. Поэтому оно должно было казаться глубже, чем на самом деле. С разных углов зрения открывались для глаза новые перспективы, и каждое растение, каждый камень занимали в нем глубоко продуманное и точно найденное место. Садово-парковое искусство японцы переняли у китайцев, но придали ему другой смысл. Китайские сады предназначались для прогулок, японские больше подчинялись законам живописи, служили главным образом для созерцания и сами напоминали картину. Пейзажный свиток, росписи на ширмах и скользящих дверях вместе с садом при японском храме взаимно дополняли друг друга, выражая особенность японской культуры - стремление к гармонии с природой.

С оформлением пространства дома, храма, дворца или замка в средневековой Японии связанны почти все виды искусства. Каждый из них, развиваясь самостоятельно, в то же время служил дополнением другого. Например искусно подобранный букет дополнял и оттенял настроения, переданные в пейзажной картине. В изделиях декоративного искусства ощущалась та же безупречная точность глаза, то же чувство материала, что и в отделке японского дома. Недаром при чайных церемониях, как самая большая драгоценность употреблялась посуда, вылепленная руками. Её мягкий, глянцевидный и неровный черепок как бы хранил след пальцев, лепивших сырую глину. Розово-жемчужный, бирюзово-лиловый или серо-голубой цвета поливы не были броскими, но в них как бы ощущалось сияние самой природы, с жизнью которой связан каждый предмет японского искусства.

Архитектура Японии, как и многое в этой стране, складывается из памятников глубокой древности и шедевров современного мастерства. Все самые древние сохранившиеся деревянные постройки мира (с кон. VI вв.) находятся в Японии. Но и суперсовременных зданий и архитектурных комплексов здесь хватает.

Мощнейший импульс развитию архитектуры, как и всей культуры Японии, дало принятие буддизма. Главным ориентиром в архитектуре до XIX в. был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в подлинно японские произведения.

О том, как выглядела добуддистская архитектура Японии, можно судить по синтоистским святилищам Исэ и Идзумо. Нынешние постройки не древние, но воспроизводят выразительные древние формы: бревенчатые срубы стоят на сваях, имеют высокие двускатные крыши с большим навесом и крестообразно торчащими балками. На них ориентировались при реставрации большинства синтоистских святилищ Японии в XIX в. Характерная черта синтоистских святилищ — ворота тори, обозначающие границы священной территории; один из символов страны — стоящие в воде тори святилища Ицукусима (к западу от Хиросимы).

Древнейшие буддистские монастыри Японии находятся в городе Нара и его окрестностях. Это обширные, четко распланированные комплексы. В центре прямоугольного двора обычно находятся прямоугольное в плане здание кондо («золотой зал», где поклоняются почитаемым статуям) и пагода — многоярусная башня-реликварий. По периметру расположены сокровищницы, колокольни и другие дополнительные постройки; особо выделены монументальные главные ворота (нандаймон), находящиеся с юга. Самый древний монастырь Японии — Хорюдзи близ Нары, в котором сохранились десятки древних построек (многие VI-VIII вв.), уникальные фрески, бесценная коллекция скульптур. Наиболее почитаемый монастырь Нары — Тодайдзи; его главный храм Дайбуцудэн («зал Великого будды», последняя перестройка нач. XVIII в.) — крупнейшее деревянное сооружение в мире (57 х 50 м, высота 48 м).

В XIII в. развивается новый тип монастыря - школы дзен, в котором все здания строятся вдоль оси север - юг, по очереди открываясь паломнику. Как правило, дзенские монастыри возводились на лесистых горных склонах и прекрасно вписаны в природу; в них устраиваются пейзажные сады и так называемые «сады камней». Наиболее знамениты «Пять великих храмов дзен» в Камакуре близ Токио; восходящие к XIII в., но сохранившие в основном поздние, относительно небольшие постройки, эти монастыри прекрасно сохранили проникнутую тесным контактом с природой молитвенную атмосферу.

Светская архитектура Японии дошла до нас в достаточно поздних образцах. Среди них впечатляют феодальные замки, возводившиеся в основном в эпоху междоусобных войн во второй половине XVI - начале XVII вв. Это живописные многоярусные деревянные сооружения на мощных каменных фундаментах, окруженные низкими стенами и бастионами, а также рвами. Крупнейший из них — Химедзи близ Кобе (1601-1609 гг.), представляющий собой комплекс из более чем 80 построек.

После умиротворения, которое ознаменовало наступление эпохи Эдо (1603-1868), в Японии широко развернулось строительство дворцов. В отличие от замков это были, как правило, одноэтажные сооружения, состоящие из асимметрично сгруппированных построек. Первые еще включались в систему укреплений: например, обширный дворец Ниномару в замке Нидзё (1601-1626) в центре Киото. Другие сооружались как центры садово-парковых ансамблей, усадеб; из них наиболее знаменит дворец императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) близ Киото, одно из наиболее совершенных творений японской архитектуры. Как и другие традиционные постройки, дворцы были каркасными зданиями, стены не имели конструктивной функции и потому часто заменялись открытыми проемами или украшенными живописью съемными перегородками, что во многом стирало грань между интерьером и природой. Ощущение естественности, соотнесенности с природой усиливается и благодаря нелакированным деревянным опорам и дощатым полам, циновками-татами в жилых комнатах, бумажным перегородкам.

Уникальность древним сооружениям Японии придает слияние китайского зодчества и самобытной деревянной архитектуры этой страны. И только в XIX веке правительство решает приблизиться к западному обществу и перенять его главные принципы градостроительства, особенно в проектировании общественных городских зданий и промышленных предприятий.

Самыми знаменитыми культовыми сооружениями Японии являются деревянные синтоистские монастыри Исэ и Идзумо. Время, когда было основано святилище Идзумо тайся неизвестно, его относят к мифическому периоду «ками». Древность этого религиозного комплекса подтверждает известный исторический факт. Особенностью этого комплекса является наследственное жречество из родственных семей Китадзима и Сангэ. К началу VI века н.э. в Идзумо тайся смена Верховного жреца осуществлялась на протяжении семнадцати поколений. Обучение особым техникам дыхания и медитации происходит в соломенных хижинах. В Идзумо нет буддистских статуй и реликвий, которые обычны для большинства синтоистских святилищ. Храм объявлен национальным сокровищем страны. Его высота составляет 24 м.


Влияние китайской культуры на архитектуру Японии

Первые японские города имели в своей основе прямоугольные схемы, а архитектура построенных храмов была частично заимствована из соседних стран, Китая и Кореи. Но все же незыблемыми оставались национальные традиции возведения культовых ансамблей и отдельных сооружений, в которые входили:

  • семь построек, образующих комплекс;
  • обязательный главный или «золотой» храм и строение для чтения проповедей;
  • наличие башни с колоколами или барабанами;
  • сокровищница и книжное хранилище;
  • многоярусная пагода.

Гармония была главным принципом древних японских строителей и зодчих. Все старинные здания составляли единый ансамбль с окружающей природой. Храмовые комплексы, в зависимости от местности, имели различную планировку. Во двориках находились места для медитаций и каменные сады, которые тоже были частью ландшафта. Храмы строили по законам симметрии, если они возводились на равнине. А если святилища были расположены в горах, то план здания меняли, чтобы добиться наилучшего слияния храма и местности. В таком случае было практически невозможно оставить план постройки прежним, зодчие следовали вековым традициям и изменяли его.

Зарождение японского архитектурного стиля

Радикальный комплекс реформ всех сфер жизни, осуществленный в Японии, за период с 1868 по 1889 годы, изменил модель управления и способствовал ускоренному развитию страны. Это так называемое Обновление Мэйдзи, возвратившее власть императору.

Прекращение самоизоляции страны, активное ведение международной торговли, способствовали возведению в портовых городах западных кварталов, дома в которых соответствовали европейскому образу жизни. Началось строительство зданий из камня и кирпича, на улицах крупных городов установили газовые фонари, появились рикши.

Офисы, мануфактуры и заводы создавались в западном стиле. В Японии работали талантливые инженеры, приглашенные из стран Европы и США. Токийский технологический колледж в 1879 году выпустил первых специалистов и стал основной базой подготовки японских архитекторов, которые с конца XIX века возглавили строительную отрасль. В западном стиле построено здание Банка Японии и Токийский вокзал, главный транспортный узел страны, находящийся в бизнес-квартале Маруноути. Автор проектов - архитектор Тацуно Кинго. Не менее известен и Императорский дворец Акасака, архитектора Катаяма Токума.

Современная японская архитектура

Страшное землетрясение 1923 года в Токио разрушило большинство каменных и кирпичных строений, построенных по обычным технологиям, без учета повышенной сейсмоактивности района. В последующие годы в стране были разработаны новые методы ведения строительства, значительно повышающие надежность зданий, появились многоэтажные дома из железобетона.

Японская архитектура не разделяет внешнее пространство, которое окружает строение и внутреннее. Для японской философии они едины, так как взаимосвязаны. Между этими понятиями отсутствует четкая граница. Для более полного понимания этой концепции можно привести пример с верандой традиционного дома, которая называется энгава.

Энгава - это пространство, расположенное между жилыми помещениями и улицей. Отделка и декор энгавы тоже соответствующий. Это уже не улица, но еще и не комната. Напольные покрытия есть, но их обработка более грубая, чем в помещении. Декор тоже может присутствовать. Резные элементы и детали колонн, оформление входной двери, все это лишь подчеркивает промежуточную функцию японской веранды. Материалом для веранды обычно служит современный дерево композитный материал.

Характерные черты фасадов японских домов

В настоящее время стало модным строить дома в японском стиле. Популярность этих проектов основана на их рационализме и практичности. Небольшое количество декора и дополнительных деталей во внешнем оформлении лишь подчеркивает выбор качественных материалов, характерных для фасадов японских домов:

  • для создания оригинальной поверхности используют фиброцементные плиты, изготовленные в Японии, при помощи которых можно создать имитацию природных материалов;
  • применение керамического сайдинга из обожженной глины препятствует любому воздействию влаги и ее проникновению в помещение;
  • установка панелей «в замок» позволяет их быстро и легко монтировать;
  • в некоторых случаях фиброцементные панели оборудованы скрытым кляммером.

Фиброцемент представляет собой смесь кварца и цемента с добавлением целлюлозы. Он прочный и легкий. Срок эксплуатации панелей около 30 лет. Панели, покрытые фотокерамикой, сохраняют свою яркость на протяжении десятилетий.

Более современными для отделки считаются металлические плиты, которые изготавливаются на основе композитных технологий. Такой сайдинг отличается большим разнообразием текстур и устойчивостью к воздействию влаги и ультрафиолетовых лучей. Резкий перепад температур не оказывает на такие панели заметного воздействия.

Для создания фасада дома в японском стиле лучше всего оборудовать террасу с настилом из досок. Но под навесом будет находиться лишь ее часть. Террасу можно украсить, используя для этого контейнерное озеленение. Подойдут карликовые сосны или бамбук. В принципе, любой европейский дом можно оформить в японском стиле, достаточно при строительстве добавить соответствующие элементы декора. Нужно подобрать отделочные материалы, цветовая гамма которых характерна для восточного стиля. Например, сочетание светлых молочных и бежевых оттенков с темно-коричневыми или даже черными. Можно соорудить сад камней или установить раздвижные двери.

Дома в японском стиле — фото

Японский стиль в архитектуре — видео:


В Токио и других крупных городах Японии построено много интересных по форме и по своему назначению зданий. Бизнес-центры и развлекательные сооружения, Музей науки в Нагое, многочисленные виллы и дома возводятся на основе последних разработок инженеров и ученых. Япония, давно опередившая многие страны по уровню жизни населения, является также лидером и по внедрению новых строительных технологий в жизнь обычных граждан.