Интарсия: техника деревянной мозаики от «А» до «Я. Мастер-класс по маркетри «Мозаика из дерева Как сделать картину из шпона

Мастер-класс по маркетри «Мозаика из дерева» для начинающих за 1 день в Москве!

Мастер-класс предназначен для всех желающих и не требует специальных профессиональных знаний или умений. Во время мастер-класса Вы создадите мозаику из дерева (шпон разных пород дерева) обратным набором.

Мозаика настолько многогранное искусство, что может выполняться не только из смальты, натуральных камней, стеклянной плитки, но даже из дерева. Такой вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины называется маркетри. Искусство маркетри зародилось еще в античную эпоху, но широкое распространение получило только после изобретения во второй половине XVI века станка для производства пиленого шпона. Технику маркетри применяют для декоративного оформления мебели и украшения интерьеров.

На нашем мастер-классе мы научим Вас технике этого удивительного вида мозаики, расскажем о материалах и инструментах, необходимых для работы. Вы узнаете, что такое интарсия и облицовка, и главное, создадите свою работу, которую заберете с собой.

Мозаика из древесины обладает высокими декоративными качествами, так как в ней используются только натуральные материалы. Мозаика, выполненная в технике маркетри – настоящий рисунок самой природы.

  • Мастер-классы проходят во все дни, кроме пятницы;
  • Задание рассчитано на 1 день (5 часов);
  • Максимальное количество учеников в группе - 6 человек;
  • Для участия в мастер-классе обязательна предварительная запись;
  • Мастер-класс проходит с 12.00 до 17.30;
  • 3-х часовые занятия по договоренности с преподавателем;
  • Все необходимые материалы есть в нашей мастерской, ничего дополнительно приносить не требуется

Мы предоставим Вам эскизы мозаик на выбор. На мастер-классе Вы будете делать простые фигуры (бабочки, цветы, орнамент, фрукты) из шпона разных пород дерева.

Стоимость мастер-класса 4000 2500 руб ! Для двоих 7000 4000 руб .

Фотоотчеты мастер-классов смотрите в группе

Предлагаем рассмотреть мастер-класс в стиле маркетри. Что это такое? Маркетри — это мозаика по дереву своими руками. Данную мозаику делают из тонких слоев древесины различных пород, которые получают путем резьбы. Рассмотрим пошаговую инструкцию по работе в данной технике для начинающих.

Мозаику по дереву можно разделить на самые основные виды:

  • Интарсия, в данной технике идет выполнение деревянного изделия по деревянному;
  • Инкрустация, для этого используют украшение, которое отличается от фона изделия, на котором оно выполняется;
  • Маркетри;
  • Блочная мозаика.

Мы рассмотрим сегодня технику маркетри.

Техника маркетри

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Нож — резец большого и маленького размера;
  • Бруски для заточки и поправки кромки;
  • Гуммированная лента;
  • Простой чистый лист;
  • Ватман;
  • Калька;
  • Ручка гелиевая;
  • Дрель с насадкой для ошкуривания;
  • Наждачная бумага;
  • Губка.

Пошаговая инструкция по выполнению работы.

На листке бумаге рисуем в ручную эскиз, если у вас таких данных нет, то можно воспользоваться поиском в интернете и найти там подходящую картинку. После чего распечатать ее. Основываясь на рисунке, подбираем материал по цветовой гамме.

После того как схема на простой бумаге полностью готова, ее необходимо перенести на большой ватман, причем увеличивая изображение. Линии все необходимо проводить четкими и видимыми.

При выборе цветовых тонов необходимо разобрать рисунок на несколько составляющих, после этого подготовить для каждого из них свои цветовые гаммы.

Теперь каждую из деталей необходимо с ватмана перенести на кальку. У нас это будет три штуки — сам фон, ваза с цветочками и книжка. Перенос делать лучше всего черной гелиевой ручкой, так как простой карандаш можно и не заметить на кальке. Для каждой детали используйте отдельный листочек с калькой.

Перед тем как начать работу, необходимо хорошо заточить ножи. Лезвия их должны быть отполированными и острыми. Поточить их можно на абразивном камне или же использовать брусок, только обязательно перед данным действием смочите водой лезвие инструмента.

Теперь начинаем подбор цветов для создания композиции. В первую очередь выбираем фон, только потом все остальные оттенки подбираем.

Помните о том, что данный материал при нанесении на него лака меняет свой оттенок. Например, до обработки лака цвет был светлым, после может стать на несколько тонов темнее.

Готовые детали необходимо вырезать из кальки при помощи ножа. Выбранный цветовой материал подкладываем под заготовленную часть. Вырезаем по кальке. Лучше, конечно, в первую очередь сделать небольшой контур, а только потом вырезать. После склеиваем кальку и готовую деталь между собой при помощи гуммированной ленты. Ее же просто смачиваем водой. Вырезаем следующую часть на кальке, которая идет следом за уже готовой. Склеиваем между собой детали при помощи данной ленты. Продолжаем это делать о тех пор, пока не получится весь рисунок.

Теперь производим набор основных деталей, делаем это точно так же, как и с фоном. Вырезаем их из кальки.

Вот и все, детали все собраны, теперь переходим к полному сбору. На готовый фон накладываем основные компоненты, начинаем проводить компоновку картины. Врезаем все детали в фон, предварительно прижав их тяжелыми предметами. Вырезанную часть у фона убираем, вставляем туда заготовку закрепив фон и заготовку между собой, лентой.

Таким же образом, что описывалось, врезаем все оставшиеся детали.

Теперь переходим к выравниванию уголков изделия. Они должны быть прямыми, делаем, как показано на фото:

Нарезаем небольшие тонкие полоски из светлого и темного цвета, приклеиваем их с внутренней стороны картины. Вот как это должно выглядеть.

Теперь необходимо проверить готовую работу, если имеются какие погрешности, то их необходимо устранить.

Готовую картину приклеиваем к листу фанеры с помощью клея. Причем смазывать необходимо как саму фанеру, так и картину. Только у картины промазываем свободные места, где нет груммированной ленты.

Укладываем картину на основе под пресс на 24 часа для того, чтобы она 100% проклеилась.

Достаем работу из-под пресса, ножом начинаем убирать груммированную ленту.

Производим шлифовку с помощью дрели с насадкой.

Готовую работу необходимо покрыть лаком. Делаем при помощи кисточки. В данном случае лучше использовать матовый лак. Покрываем в 5 слоев. Первый слой остается без изменения, а вот последующие слои можно немного разбавить растворителем. После каждого нанесения даем полностью высохнуть лаку, сразу начинаем зашкуривать наждачкой. Шкурить нельзя последний слой, то есть пятый.

Вот и все, мастер-класс на этом подошел к концу.

Видео по теме статьи

В широком смысле под интарсией понимают разновидность декоративно-прикладного искусства, представляющего собой технику инкрустации деревом по дереву. В более узком смысле интарсия – это объемные мозаичные картины, создаваемые путем компоновки различных сортов древесины, игры с ее оттенками и текстурными узорами. Об основных принципах этой техники и ее тонкостях поговорим на примере проекта «Золотая рыбка».

В чем заключается суть техники?

Создание мозаичной картины предполагает три базовых этапа:

  1. Выпиливание мозаичных сегментов по заранее подготовленной схеме. В зависимости от сложности проекта, количества элементов и их размеров для этих целей может использоваться как станок, так и ручной лобзик.
  2. Второй этап – шлифовка выпиленных сегментов и сглаживание их угловатости. Это делается для того, чтобы придать мозаике из дерева объем и глубину.
  3. Финальным этапом является склейка всех кусочков в единую картину и ее фиксация на фанерной или картонной подложке, выполненной в форме конечного изделия.

На какие нюансы важно обращать внимание?

В общих чертах интарсия выглядит довольно просто. Но чтобы ваши работы, выполненные в этой технике, превратились в настоящее произведение искусства, созданное своими руками, важно знать и руководствоваться определенными тонкостями:

  • всегда соблюдайте направление волокон, указанное в шаблоне;
  • используйте игру контрастов древесных оттенков и текстурных узоров. Если вы используете один цвет/вид древесины, работа получится монотонной и скучной. Интарсия должна включать разнообразие контрастных древесных оттенков, начиная от белых заканчивая темными;
  • достигайте глубины мозаики не только за счет стачивания угловатости каждого элемента, но и играясь с рельефом. Это делается путем занижения или поднятия некоторых сегментов, в зонах, где нужно визуально проработать объем;
  • не используйте слишком толстые заготовки, особенно для проектов с множеством деталей – это негативно скажется на качестве распилов и ухудшит внешний вид мозаики.

Как правильно читать схемы для интарсии?

В схемах для интарсии заложено много полезной информации, умея читать которую вы существенно упростите процесс работы и повысите ее качество.

  1. Каждый сегмент мозаики нумеруется цифрами, что существенно упрощает сборку.
  2. Стрелками указывается направление древесных волокон для каждого сегмента.
  3. Цвет контуров указывает на последовательность линий распила.
  4. Маркировка –1/4» означает, что толщину указанного сегмента нужно уменьшить на четверть дюйма (6 мм).
  5. Буквенной индексацией маркируется цвет древесины. К примеру, W (white shade) – значит, что нужно использовать сегмент светлых тонов, В (black shade) – темного тона, Y (yellow) – применение элемента с желтым оттенком.

Как перенести шаблон на дерево?

Существует несколько вариантов перенесения схемы для интарсии на деревянную заготовку:

  • с помощью копировальной бумаги;
  • с использованием аэрозольного клея;
  • наклеивание шаблона на двухсторонний скотч;
  • обводка вручную каждого вырезанного из бумаги элемента.

Методом проб различных подходов легко выбрать оптимальный для себя вариант переноса шаблона.

Какие пилки использовать для интарсии?

Для резки мелких деталей, проектов с резкими поворотами, а также для работы с мягкой или тонкой древесиной оптимальны лобзиковые пилки #3. Они обеспечат аккуратный спил, с минимальным объемом выпиленного материала, за счет чего мелкие элементы мозаики будут плотно подогнаны друг к другу.

Для распила твердых сортов древесины и работы с толстыми заготовками используют пилки #5 или #7. Также они уместны при выпиливании наружных кромок, которые не будут установлены рядом с другими элементами.

Если вы хотите избежать сколов на тыльной стороне, используйте пилки с реверсным (обратным) зубом. Лезвия с т.н. «пропущенным зубом», более эффективно удаляют стружку, препятствуя ее скоплению. Со временем мастер учится чувствовать особенности каждой пилки и находит свой оптимальный стандарт.

Какие разновидности интарсии существуют?

Интарсия – это свободная техника, в которой нет жестких правил и канонов. Деревянную блочную мозаику можно разнообразить элементами из стекла, камня или пластика. Не стесняйтесь активно использовать морилки, лаки, масла и красители для отделки и раскрашивания проекта.

Вместо обычных элементов мозаики можно использовать сложносоставные детали, в которых один вид древесины аккуратно врезан в другой. Такие текстурные разрывы придают проекту дополнительную оригинальность и привлекательность. Фактуру каждого элемента мозаики можно прорабатывать отдельно, используя техники выжигания, резьбы или применяя бормашину.

Как сделать схему для интарсии?

Свободные чертежи и схемы для интарсии в достаточном количестве представлены в Интернете, особенно в его англоязычном сегменте. Но при желании шаблон для мозаики можно создать самому, используя картинку или фотографию. Вы можете воспользоваться специальной программой, которая преобразует фото в схему. Классический пример подобного сервиса – online.rapidresizer.com .

Обладая минимальными навыками работы с графическими редакторами, к примеру, Adobe Photoshop вы можете самостоятельно преобразовать фотографию в контурный рисунок, который станет шаблоном для выпиливания.

Слово инкрустация латинского происхождения. Раз речь зашла о латыни, то уже понятно, что данное искусство известно с давних пор. Означает оно украшение какого-либо покрытия кусочками стекла, мрамора, керамики, металла и т.д. Эти кусочки выкладываются по поверхности, отличаясь от неё по составу и цвету. И хотя в ход идут самые различные материалы, всё же самым распространённым является дерево.

Люди старшего поколения помнят, как лет 30-40 назад самыми распространёнными увлечениями были чеканка, интарсия и маркетри. Правда, многие о таких названиях не слышали, но выглядело всё очень достойно и нравилось всем. Как ни странно, по прошествии времени ничего не изменилось, до сих пор эти промыслы существуют, а изделия непросто пользуются большим спросом, но и стоят немалых денег.

Интарсия по дереву

Эту разновидность инкрустирования современным языком можно назвать технологией 3D . Создаются такие изображения из деревянных кусочков, подбирая их по текстуре. Такие кусочки врезаются в деревянную поверхность:

  • подобранные кусочки вырезаются из цельного куска или разных древесных пород;
  • вырезанные детали будущей мозаики отшлифовываются и если надо красятся;
  • в поверхности делается углубление по толщине равное наборному изображению;
  • детали картины собираются в одно целое, склеиваются друг с другом и вкладываются в вырезанное углубление.

Есть наиболее простой способ, которым пользуется всё больше мастеров, — набор приклеивается на фанеру . Фанера в этом случае готовится согласно требуемым размерам. По периметру делается обкладка, а внутри размещается картинка. Обкладка и картинка подбираются заранее, чтобы все детали совпали и составили один сюжет.

Если кто-то решил самостоятельно что-то инкрустировать и сделать нечто подобное, нужно будет придерживаться ряда правил:

  • текстура уложенных кусочков должна быть направлена строго по намеченному шаблону;
  • в работе используются детали различной древесины либо их надо будет покрасить;
  • объёмность достигается методом стачивания углов, поднятия и опускания целых зон картины;
  • толщина сильно влияет на внешний вид полотна и его качества — используйте заготовки небольшой толщины.

Галерея: мозаика по дереву (25 фото)























Маркетри по дереву

Слово довольно-таки малоизвестное, хотя это та же интарсия, только сделанная из шпона . Теперь всем сразу понятно о чём речь. Техника хоть и считается упрощённой, но, во-первых, она очень затратная; во-вторых, требует определённого опыта; в-третьих, она трудоёмкая.

В работе используется шпон натуральных пород дерева . Создание картины очень схоже с процедурой, используемой в интарсии:

  • сначала делается шаблон на бумаге;
  • с помощью копирки рисунок подетально переводится на шпон различных оттенков;
  • если нет нужного цвета, можно покрыть деталь морилкой;
  • вырезанные кусочки наклеиваются на шаблон, плотно подгоняясь друг к другу;
  • приклеенное на бумагу полотно смазывают клеем и приклеивают на поверхность;
  • сверху кладут бумагу и зажимают в прессе;
  • после высыхания изделие шлифуется и обрабатывается мастиками или лаками.

Условия работы со шпоном потребуют ознакомления не только с техникой работы, но и:

  • с поведением различной древесины в самых разных условиях;
  • использованием клея и лака;
  • правильным шлифованием;
  • наличие художественного вкуса;
  • усидчивости и аккуратности.

Больше всего, конечно же, на создаваемый шедевр влияет опыт. Специалисты в этой области создают красивую мебель, используют технику маркетри в паркетных элементах. Начинающему мастеру предстоит сначала научится делать небольшие картины, потренироваться на небольших предметах, поможет в этом хорошее обучающее видео, или подробный мастер класс. Когда такую картину не стыдно будет повесить на стену, можно будет переходить к следующей более сложной технике.

Мозаика по дереву

Самый простой и доступный способ украсить интерьер своими руками — это использование древесины различных пород. Любая мозаика из деревянных кусочков является разновидностью инкрустации. Доступность настенного вида инкрустирования в том, что создавая новый интерьер, берут любые по своей форме древесные плитки. Из этих плиток и складывается мозаика.

Ответ дорогостоящему инкрустированию из ценных материалов — инкрустация подручными материалами. Идеальным бюджетным вариантом будет использование отходов производства . В столярных мастерских всегда есть самые разнообразные кусочки древесины. Иногда используется даже стружка, смешанная с цементом и красителями.

Из напиленных квадратиков, треугольников и многоугольников собираются неплохие настенные мозаичные панно. Мозаику стали часто использовать для облицовки фасада дома. Достаточно напилить из досок рейки разной толщины и наклеить на поверхность так, чтобы они не имели просветов между собой и чередовались по размеру. После такая «кладка» красится морилкой и покрывается защитным лаком.

Блочная мозаика, в принципе, то же самое, но только работать с ней гораздо проще. Рисуется чертёж, по которому склеиваются бруски. После высыхания бруски распиливаются поперёк на несколько одинаковых плиток. Клеятся бруски так, чтобы в них присутствовали разнообразные древесные породы. Внешне несовместимые породы создают при соединении на поверхности узор. Такая мозаика клеится по составленным эскизам и в торцевом разрезе приобретает необходимый рисунок.

Мозаика из дерева своими руками

Прежде чем пробовать создать что-то крупное, или браться за дорогостоящий проект, помните — чтобы создавать самому какие-то изделия начать можно с малого. Так, стоит попробовать пару мастер-классов по созданию мозаики из дерева . Обычно используются примеры по созданию бабочки или рыбки. Выше описывались методы изготовления маркетри своими руками, поэтому повторяться смысла нет. Со шпонированными картинами принцип тот же и он совпадает с первым.

Однако есть один вариант мозаики, который немного отличается и под силу всем. Это изготовление детской игрушки своими руками . Для работы понадобятся мебельный щит, ножовка, лобзик (ручной), наждачка и ПВА.

Схема довольно проста:

  1. Прямо на деревянном щите рисуется круг. В круге рисуется ещё две-три окружности. Делается всё это циркулем, так как центр у окружностей должен быть один.
  2. От центра к краям самой большой окружности проводятся волнистые линии. Получается подобие лепестков, разделённых линиями на несколько частей.
  3. Фрагмент с кругом отпилить ножовкой от основного листа. Работать придётся ручным лобзиком и поэтому понадобиться подход со всех сторон.
  4. Отпиленная часть с рисунком прижимается струбцинами к столу.
  5. Лобзиком выпиливаем по линиям каждый фрагмент.
  6. Получившийся набор деталей нужно отшлифовать и покрасить. Красится каждый наборный «лепесток» в свой цвет. Подойдёт любая краска (гуашь, акварель и т.д.). Чтобы краска не стиралась, сверху покрывают лаком на водной основе.
  7. Из этого же материала делаются бортики, а из фанерного листа основание коробки. Бортики с фанерным кругом склеиваются вместе и красятся или покрываются лаком. Чтобы мозаичный набор совпал с коробкой заранее на чертеже прорисовывается ещё один круг для бортиков и дна.

Самостоятельно в домашних условиях делается и инкрустация шпоном . Допустим, вы решили облагородить свою старую любимую шкатулку:

  • рисуется самый простой рисунок;
  • вырезается деталь и накладывается в места врезки;
  • в обрисованном контуре делается небольшая выемка;
  • в выемку вкладывается смазанная клеем вставка;
  • после высыхания клея место вставка шлифуется и лакируется вместе со всей поверхностью.

Мозаика на изделиях из древесины

Помимо дерева, в мозаичных композициях используются и другие материалы. В Средние века широко использовалась кость и камни. Сейчас, например, больше применяется металл.

В изделиях из древесины дорогих пород делаются специальные канавки резаком. В эти канавки мастер вбивает прокатанную проволоку так, что она образует любой узор, придуманный художником.

Обычно такая техника нужна в производстве сувениров на заказ. Больше всего её можно увидеть на дорогом оружии и коробках для эксклюзивных часов. Такие виды работ сложно выполнить дома самостоятельно хотя бы потому, что потребуется специальное оборудование.

Украсьте крышку шкатулки или мебель плетёным узором, придав ей уникальность и элегантный вид. Как и многие другие столярные методы, этот лишь на первый взгляд кажется чересчур сложным. Однако, поняв основные принципы работы, показанные в нашей статье шаг за шагом, вы увидите, что это делается очень просто.

Разметка узора

Для создания плетёного узора я использую квадратики из кленового шпона , окрашенные в чёрный цвет, и светлые прямоугольники из вишни.

Главный секрет построения узора заключается в соотношении размеров квадратов и прямоугольников. Прямоугольники должны быть в два раза шире и в четыре раза длиннее квадратов. С помощью пропорции 1:2:4 вы можете построить плетёный узор любого размера.

В показанном здесь примере прямоугольники размерами 20×40 мм соответствуют 10-миллиметровым квадратам. Чёрная полоска шириной 5 мм и ореховая кайма шириной 25 мм окружают плетёный узор. После склейки края набора обрезаются вровень с краями крышки размерами 216×280 мм.

Нарезка полос шпона

Для этого узора требуется 63 квадрата и 62 прямоугольника, но не помешает иметь несколько лишних деталей. Чтобы вырезать детали, потребуется острый нож, металлическая линейка и рабочая лоска. Рабочую доску можно сделать из куска фанеры или ламинированной древесно-стружечной плиты, добавив деревянную рейку-упор, к которой прижимается край шпона. Сначала изготовьте 10-миллиметровый шаблон из обрезка толщиной не менее 12 мм.

Прижмите кусок чёрного шпона к рейке-упору и с помощью шаблона расположите линейку параллельно упору с отступом 10 мм (фото А). Отрежьте несколько полосок обшей длиной не менее 60 см для изготовления квадратов (фото В). Затем отрежьте ещё две полоски длиной 300 мм и отложите в сторону. Состыкуйте кромки отрезанных ранее полос, скрепите полосы скотчем и разрежьте на квадраты (фото С).

Чтобы сделать шаблон для светлых прямоугольников, скрепите скотчем две отложенные чёрные полоски, состыковав их кромки.

Отрежьте несколько 20-миллиметровых светлых полос обшей длиной не менее 2400 мм. Как и ранее, состыкуйте кромки этих полос, скрепите скотчем, обрежьте один конец под прямым углом и прижмите этот конец к рейке-упору. Соединив скотчем две 20-миллиметровые полоски, используйте их как шаблон для установки линейки, чтобы разрезать полосы на прямоугольники.

Быстрый обжиг изменит цвет шпона

С помощью горячего песка сделайте концы прямоугольников более тёмными, как бы уходящими в тень, чтобы создать иллюзию переплетения полос.

Установите регулятор нагрева электрической плитки в среднее положение и поставьте на плитку небольшую чугунную сковороду, на 2/3 наполненную мелким песком. Потренируйтесь с обрезками шпона и определите оптимальное время выдержки светлых прямоугольников в песке до получения желаемого цвета. Затемните оба конца каждого прямоугольника (фото D).

Соберите узор

Чтобы летали узора оставались на месте и вы могли продолжать сборку, положите лист так называемой контактной бумаги липкой стороной вверх, подложив снизу кусок картона (фото Е). Разметьте на контактной бумаге две перпендикулярные линии, пересекающиеся в центре листа. Эти линии помогут аккуратно

расположить летали, чтобы готовый узор получился прямоугольным. Укладывайте квадраты и прямоугольники лицевой стороной вниз (фото F и G).

Если некоторые детали сдвигаются или слабо держатся на липком слое контактной бумаги, временно закрепите их прозрачным скотчем. Собрав узор полностью, обрежьте его края (фото Н, I, J).

Добавьте красивую кайму

Вырежьте 5-миллиметровые полоски из чёрного шпона, а из орехового шпона - полосы шириной 25 мм таким же способом, как ранее. Прикрепите эти полоски к краям узора (фото К) с перехлёстом на углах. Разрежьте места перехлёста наискось от внутреннего угла к внешнему (фото L). Сделав косые стыки на всех четырёх углах, переверните набор и наклейте на кайму полосы малярного скотча. Удалите прозрачную плёнку с лицевой поверхности.

Краткий совет! Наклейте прозрачный скотч диагонально на все углы с обеих сторон, чтобы избежать появления трещин при разрезании шпона.

Наклейте гуммированную ленту

Прежде чем приклеить готовый набор к основе, малярный скотч необходимо удалить. Для этого сначала увлажните полоски гуммированной ленты и оклейте ими всю лицевую сторону набора (фото М). Сырая бумажная лента при высыхании стягивает шпон, и набор может покоробиться. Не паникуйте! Он снова станет плоским после приклеивания к основе. Когда лента высохнет, осторожно отделите малярный скотч, отрывая его под углом 45° к направлению волокон. Тяните скотч вдоль поверхности набора, чтобы случайно не оторвать одну из деталей.

Краткий совет! Если при удалении скотча один из кусочков шпона выпадут из набора, вставьте его на место и закрепите каплей клея, втирая его пальцем в швы

Слегка увлажните гуммированную ленту с помощью мокрой губки и наклейте её на лицевую сторону набора. Высыхая, эта лента плотнее стянет стыки деталей из шпона.

Наклейте набор на основу

Для приклеивания набора к основе вы можете использовать вакуумный пресс, фанеровочный пресс или просто зажать работу струбцинами между двух толстых пластин, выпиленных из 19-миллиметровой фанеры или МДФ-плиты. Я обычно применяю традиционный костный клей, так как он позволяет переносить набор даже после того, как клей высохнет, просто нагревая его утюгом, но можно взять любой клей для столярных работ. Выпилите по размерам набора основу из прочного и стабильного материала, например, МДФ или фанеры. Затем вырежьте кусок шпона таких же размеров для наклеивания на обратную сторону основы. Выберите шпон, который будет хорошо выглядеть внутри шкатулки. Он приклеивается к нижней стороне основы, чтобы готовая панель не покоробилась.

Равномерно нанесите клей на основу и наклейте лист шпона. Затем переверните основу, нанесите клей и аккуратно наклейте набор с плетёным узором (фото N). Клей следует наносить только на основу, а не на шпон. Положите панель в пресс и плотно сожмите (фото О). Оставьте панель под давлением на несколько часов, затем выньте и подождите ещё сутки, чтобы дать клею высохнуть окончательно.

Шпон в виде мозаики своими руками – пошаговое описание и фото

Параллельность без измерений и разметки. Примитивный шаблон поможет быстро и аккуратно расположить линейку.

Нарежьте полоски. Удерживая линейку на месте, ведите нож вдоль её края. Сделайте несколько надрезов с небольшим нажимом, чтобы отделить поломку шпона.

Соединить и отрезать. Скрепите скотчем несколько чёрных полос шпона и обрежьте один конец под прямым углом. С помощью шаблона установите линейку, затем разрежьте полосы поперёк, чтобы получить квадраты.

Затемните концы прямоугольников. Опытным путём установите время выдержки вишнёвого шпона в горячем песке, погружая конец детали примерно на 3 мм. Старайтесь, чтобы все они выглядели одинаково, и не допускайте обугливания.

Для сборки узора подготовьте липкую поверхность. Скотчем закрепите на столе контактную бумагу липкой стороной вверх.

Начните с центра. Выровняйте первый прямоугольник вдоль одной из направляющих линий и положите вплотную к нему чёрный квадратик, также выровняв его по линии. Добавьте второй прямоугольник, расположив его поперёк первого и выровняв по центру, чтобы получилась буква Т. Добавьте ещё один чёрный квадратик с другой стороны.

От середины к краям. Продолжайте составлять Т-образные формы из светлых прямоугольников, заполняя свободные промежутки квадратиками.

В ходе работы регулярно контролируйте прямоугольность узора с помощью направляющих линий.

Наклейте малярный скотч. Закончив сборку узора, полностью удалите прозрачный скотч и заклейте всю заднюю сторону малярным скотчем.

Обрежьте края набора. Острым ножом по линейке вырежьте прямоугольник размерами 180×240 мм. Не беспокойтесь за точность этих размеров. Вы сможете изменить окончательные размеры, добавив кайму из полос шпона.

Удалите бумагу. Обрезав края набора, осторожно отделите контактную бумагу, но оставьте на месте малярный скотч.

Обведите узор каймой. Скрепите прозрачным скотчем чёрную и ореховую полосы окантовки. Затем прикрепите эту кайму к краю набора.

Идеальная заусовка. Несколькими лёгкими надрезами по диагонали разрежьте полосы окантовки на каждом углу.

Наклеить и закрепить. Сначала приклейте шпон на заднюю сторону основы, а затем наборный узор, не забудьте скрепить скотчем все части, чтобы они не сдвинулись под прессом.

Положите вощёную бумагу между панелью и прижимными пластинами, чтобы избежать их склеивания. Тонкий слой картона между вощёной бумагой и пластинами компенсирует небольшие отличия толщины шпона, создавая равномерное давление на все части набора.