Право я и школа вопросы к викторине. Викторина на знание учащимися прав и обязанностей

Лариса Сеначёва
Сценарий викторины «Права детей»

КОНСПЕКТ

викторины «МОИ ПРАВА »

посвященная Дню прав человека и Дню Конституции РФ

Цель : формирование у детей знаний о «Декларации прав человека » и о «Конвенции о правах ребенка » .

Задачи :

Подвести детей к понятию о праве на жизнь , имя, о праве жить и расти в семье, о праве на отдых ;

Обобщать и закреплять представления детей о семье ;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование : наглядные картинки с символическим изображением прав ребенка ; иллюстрации к сказкам : «Золушка» , «Красная шапочка» , «Волк и семеро козлят» , «Гуси-лебеди» , «Серая шейка» .

ТСО : магнитофон, звукозапись , «Песня об улыбке»

Предварительная работа : посещение информационного стенда в детском саду «Ребенок имеет право » , дидактические игры «Можно-нельзя» , проведение словесных игр «Назови меня ласково» , «Приветствие» , проведение подвижных игр «Друг, дружочек, становись в кружочек» , «Угадай по голосу» и др.

Беседы :

«Об ответственности и правах ребенка » ,

«Дети и взрослые. Что такое «Право » .

«Правила поведения по которым живем»

«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка »

Чтение художественной литературы : Ш. Перро «Красная Шапочка» , Бр. Гримм «Золушка» , Мамин-Сибиряк «Серая шейка» , русские народные сказки : «Гуси-лебеди» , «Волк и семеро козлят» , «Маша и медведь» .

Ход викторины

Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам»

По извилистой дорожке,

Шли по миру чьи- то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шёл малыш знакомиться с правами

Знать должны и взрослые и дети,

О правах , что защищают всех на – свете.

Ведущий : Права человека – это правила , по которым живет сам человек и окружающие его общество люди.

Ведущий : Сегодня мы собрались все вместе, чтобы поучаствовать в конкурсе – викторине на тему : «Мои права » . Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Но сначала проведем приветствие команд.

Приветствие

Каждая команда по очереди представляет название команды и свой девиз.

Команда «Гномики»

девиз : «Есть права и у меня , хоть я маленький пока» .

Команда «Пчелки»

девиз : «Права детей не нарушать , их надо выполнять» .

1 КОНКУРС «Узнай право »

Командам раздаются конверты

Ведущий : – Вам нужно открыть и посмотреть, что лежит в конверте и ответить.

– Что это в конверте?

– О каком праве он напоминает ? – Кто будет готов, поднимите руку.

– Пожалуйста, берите конверт и приступайте к выполнению задания.

Ребёнок :

Знаю, знают все на свете,

Знают взрослые и дети-

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

Проводится игра «Назови ласково свое имя»

Дети встают кругом, передавая мяч, называют свое имя ласково.

2 КОНКУРС : «Сказка, сказка помоги о правах нам расскажи »

Ведущий : – Вам будут показаны эпизоды из сказок, а вы должны назвать, как называется сказка и о каком праве говориться в этой сказке? За правильный ответ вручается символ «звездочка» .

1 эпизод для команды «Гномики» . «Золушка» - право на отдых

2 эпизод для команды «Пчелки» . «Маша и медведь» - право героини жить в семье

3 эпизод для команды «Гномики» . «Волк и семеро козлят» - право на жизнь

4 эпизод для команды «Пчелки» . «Серая Шейка» - право на жизнь и свободу

5 эпизод для команды «Гномики» . «Гуси-лебеди» - право на жизнь в семье

6 эпизод для команды «Пчелки» . «Красная Шапочка» - право на жизнь и свободу

3 КОНКУРС «Загадки про членов семьи»

Ведущий : А теперь я каждой команде по очереди буду загадывать загадки, кто дает правильный ответ , получает символ «солнышко»

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо :

Всех милее наша. (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед -

Мой родной, любимый. (дед)

Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой. (братишка)

Физкультурная пауза «Песня об улыбке» с движениями

слова : Пляцковского М., музыка : Шаинского В.

4 КОНКУРС «Пословицы и поговорки

Ведущий : Ребята, я порошу вас вспомнить пословицы и поговорки о семье, доме, маме.

Команда «Гномики»

Где мир и лад, там и клад

Без семьи нет счастья

Вся семья, так и душа на месте

Команда «Пчелки»

Жалей отца с матерью-других не найдешь

Сердце матери лучше солнца греет

В гостях хорошо, а дома лучше.

Лишь появится ребенок и дышать начнет едва,

У него уже с пеленок веские права

Он имеет право жить , развиваться и дружить,

Иметь добрый дом, видеть тихий, мирный сон,

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым,

Он на свете не один!

Ведущий : Ну что ж, ребята, наша викторина подошла к концу . Помните ребята

ЗНАТЬ ДОЛЖНЫ И ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ

О ПРАВАХ , ЧТО ЗАЩИЩАЮТ НАС ВСЕХ НА СВЕТЕ!

Литература :

1. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка . - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми) .

3. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика» . Наглядное пособие «Мои права . Дошкольникам о правах и обязанностях ».

Публикации по теме:

Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый Коми край» Викторина для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Мой любимый Коми край» Цель: систематизация знаний детей о географических.

Сценарий викторины для детей старшей подготовительной группы «Вода вокруг нас» Цель. Уметь использовать имеющиеся знания у детей в игре, прививать стремление познать новое, развивать смекалку, быстроту реакции, воспитывать.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА для детей старшего дошкольного возраста «Мои любимые книги» Цель: Закрепить знания детей о прочитанных произведениях.

Сценарий речевой викторины «Наш родной язык» для детей подготовительной группы Речевая викторина «НАШ РОДНОЙ ЯЗЫК» Цель: закрепление полученных знаний на занятиях по формированию фонематических представлений и развитию.

Николаева Е.А.

Сценарий викторины

«Права и обязанности подростка»

8-11 класс

Цель мероприятия:

    Правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством;

Задачи:

    формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации;

    повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей;

    воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства

Необходимые материалы:

Компьютерная, видео- и аудиоаппаратура с записями;

Листы А4 с заданиями для двух команд;

Оценочные листы для жюри;

Мультимедиа проектор;

Домашнее задание:

Создание двух команд;

Разработка названий и девизов

Структура мероприятия:

Вступительная часть. Разъяснение последовательности и формы проведения викторины, представление команд и членов жюри.

Основная (игровая) часть . Проведение викторины. Оценка выполнения конкурсных заданий, начисление баллов.

Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд, заключительное слово жюри.(слайд 1)

Вступительная часть

На экране – символы государства РФ. (слайд 2)

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодняшнее наше мероприятие будет посвящено Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам

Учитель: (слайд 3)

Ребята, что это за слова?

Ученики:

Это преамбула Конституции РФ.

Учитель:

Сегодня это мероприятие мы посвящаем разговору о Конституции. Как вы думаете, почему?

Ученики:

12 декабря 2013 года - Российской Конституции исполняется 20 лет.

Учитель:

Ребята, а что такое Конституция?

Ученики:

(несколько значений слова «Конституция» - устройство, установление, постановление)

Предлагаем вам поучаствовать в конкурсе «Права и обязанности» и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях.

В качестве заданий взяты наиболее распространенные отрасли права: административное, уголовное, гражданское, семейное, конституционное. Команды по очереди выбирают задания, отвечают, получают баллы. Жюри записывает баллы и в конце подводит итоги игры. Болельщики в течение игры также получают задания. В состав жюри приглашаем Жукова Дмитрия Ивановича – помощника прокурора, Лаптеву И.Ю. – директора школы, Козлову Н. А. – социального педагога.

Основная (игровая) часть (слайды 4,5,6)

Представление команд (название, девиз)

КОНКУРС 1. «Символы побед»

Государственный флаг

Командам выдаются наборы полосок цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственный флаг России. (2 б.)

Государственный гимн.

Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатано по одной строчке всех трех куплетов государственного гимна РФ. Необходимо так сложить эти строчки, чтобы получился первый куплет и припев гимна. (2 б)

Государственный гимн Российской Федерации

1. Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава,

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля!

Припев:

3. Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Государственный герб.

Команды получают изображения государственных гербов России. Необходимо найти современный герб РФ. (2б.)

КОНКУРС 2. По темам «Семейное право» и «Трудовое право» (слайд 7)

Тематика «Семейное право»

Задача:

Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.

Права ли мама? Почему?

Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст.ст.54-55 Семейного кодекса).

Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.

Тематика «Трудовое право»

Задача:

Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины меньше 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.

Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?

Ответ: нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.

КОНКУРС 3 «Кроссворд» (слайд 8)

Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – изменяется ваш статус. (6 б.)

Кроссворд

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

ОТВЕТЫ (слайд 9)

Игра с залом «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

Россия – наша страна? – Да!

Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

Защищён ли человек законом? – Да!

Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

Может ли человек владеть имуществом? – Да!

Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

КОНКУРС 4 «Вопрос - ответ»

Вопрос №1

С какого возраста наступает административная ответственность?

Ответ: Административная ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет ст. 2.3 КоАП РФ

Вопрос №2

С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Ответ: Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. (п.1 ст. 20 УК РФ)

Информационная справка: При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет (п.2 ст. 20 УК РФ)

Вопрос №3

Куда необходимо обратиться, если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

а) к директору образовательного учреждения

б) к родителям

в) в органы полиции

г) в прокуратуру

д) к старшеклассникам

Ответ: необходимо обратиться в органы полиции.

Информационная справка: В соответствии со ст.12 ФЗ «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому вы можете это сделать самостоятельно, но учитывая, что сотовый телефон покупали родители- целесообразнее написать заявление вместе.

Вопрос № 4

Как вы считаете, какие методы для воспитания своего ребенка может применить родитель?

а) поставить в угол

б) лишить обеда

в) наказать ремнем

г) запретить общаться с друзьями

Ответ: общаться с друзьями

Информационная справка: В соответствии со ст.63 Семейного кодекса РФ родитель не имеет права поставить ребенка в угол; лишить обеда; наказать ремнем

КОНКУРС 5 Викторина “Права литературных героев”

(слайд 10)

Права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”) (слайд 11)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”) (слайд 12)

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”) (слайд 13)

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”) (слайд 14)

В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”) (слайд 15)

В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”)

(слайд 16)

КОНКУРС 6 «Ситуации»

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.(Инспекция по делам несовершеннолетних)

КОНКУРС 7 «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (конкурс капитанов)

(капитаны получают листы с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ.)

Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью)

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом)

3. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)

9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

10. Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к … (природным богатствам)

11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .

12. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).

13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и … (Государственной Думы)

14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)

Игра с залом (слайд 17)

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил

её право на…

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа

Карло надеялся, что Буратино воспользуется

своим правом на…

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него

Было право на…

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса

пытались отнять у него деньги, что является

покушением на право Буратино…

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло,

нарушили его право на…

6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились

в Страну Дураков, они воспользовались правом на…

ответы

    личную неприкосновенность

    получение бесплатного образования

    пользоваться учреждениями культуры

    иметь имущество в собственности

    неприкосновенность жилища

    свободы передвижения

КОНКУРС 8 «Песня о правах»

Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян)

Заключительная часть

Жюри подсчитывает количество баллов, которые заработали в проведенных конкурсах команды. Подводятся итоги мероприятия.

КОНКУРС 8 «Песня о правах»

Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).

Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).

Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)

Может, знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).

На крутом бережку” (право на отдых).

Наташка-первоклашка” (право на образование).

Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян

Цель : показать обучающимся необходимость знания своих прав и обязанностей и сформировать адекватное отношение к закону.

Задачи:


  • Объяснение основных прав и обязанностей обучающимся,

  • закрепление системы представлений обучающихся о своих правах и обязанностях,

  • развитие наблюдательности, творческих способностей обучающихся,

  • воспитание любви к закону.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальное оформление (фон), дипломы для победителей.

Вопросы к викторине:

1. Противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. (Административное правонарушение)

2. Предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие). (Уголовное преступление)

3. Свод законов о наиболее опасных деяниях. (Уголовный кодекс)

4. Способность по своему психическому состоянию нести ответственность по закону. (Вменяемость)

5. Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. (Уголовное наказание)

6. Изоляция осужденного от общества путем направления его в колонию – поселение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима. (Лишение свободы)

7. Альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений. (Пожизненное заключение)

8. Что такое право? (Право - совокупность установленных государством прав, регулирующих общественные отношения между людьми.)

9. Назовите основной закон государства. (Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности.)

10. Что такое Декларация? (Правовой документ, имеющий силу рекомендации).

11. Что такое Конвенция? (Международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились).

12.Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние.)

13. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте.)

14. Что такое превышение пределов необходимой обороны? (Превышение имеет место в том случае, если обороняющейся прибегает к такому средству защиты, которое явно не вызывалось ни характером нападения, ни реальной обстановкой, и кончается, как правило, либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

15. Что такое Устав? (Установленный организацией, предприятием или государством свод правил, регулирующих деятельность этих организаций и предприятий, определенных сфер управления.)

16. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления -исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

17. Кто является главой РФ? (президент)

18. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (человек до 18 лет)
19. Когда отмечается день Прав человека? (10 декабря)
20. Что такое презумпция невиновности? (обвиняемый считается невинным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом и в соответствии с законом)
21. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерацией)

22.В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»? 1959 г.


23.В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»? 1989 г.
24.Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»? Генеральной Ассамблеей ООН
25.Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»? 1990 г.
26.Сколько статей включает в себя «Конвенция о правах ребенка»? 54

27.Кто, согласно Конвенции, является ребенком? Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее


28.Как назывался первый документ, направленный на защиту прав ребенка? Женевская Декларация прав ребенка
29.С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства? С момента рождения
30.На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка? На всех детей без исключения

31.В каких случаях, согласно Конвенции, ребенок может быть разлучен с родителями? Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка


32Кто несет ответственность за образование ребенка? Родители
33.В каких случаях может быть ограничено право ребенка на свободу выражения мнения? Могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья и нравственности населения.
Из какого законодательного акта положение?

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (Всеобщая декларация прав человека)

2. «Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию» (Конвенция о правах ребенка)

3. «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина РФ гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (Конституция РФ)

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния» (Семейный кодекс РФ)

Сейчас вы услышите высказывания, которые необходимо будет аргументированно подтвердить или опровергнуть.

1.Административное правонарушение не является преступлением, а потому не представляет угрозы для общества. (Неверно, на практике правонарушения часто перерастают в уголовные преступления.)

2. Подросток, не знающий уголовного права, не освобождается от ответственности. (Верно, незнание закона никогда не освобождает от ответственности).

3.Вовлечение несовершеннолетних в противоправное действие есть административное правонарушение. (Неверно, это уголовное преступление.)

4. Для несовершеннолетнего лишение свободы назначается на срок не более 10 лет. (Верно, ст. 43 УК РФ.)

5. При совершении нескольких преступлений разной степени тяжести наказание назначается в пользу обвиняемого. (Неверно, наказание назначается путем поглощения менее тяжкого преступления более тяжким.)

6. Если подросток впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, он может быть освобожден от уголовной ответственности, к нему применяются принудительные меры воспитательного воздействия. (Верно.)

А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:

1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)

2. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…. (личную неприкосновенность)

3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)

4. Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)

5. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)

6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)

7. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

8. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

9. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

10. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

11. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

12. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)
. Выберите правильный ответ.


  1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?
. а) Ф.М. Достоевскому +

б) А.П. Чехову

в) А.М. Горькому

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет +

(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители +

(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)

в) члены правительства

6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации

б) на иностранных спонсоров

в) на государство +

(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)

7. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных справочниках

б) может мешать образованию и вредить здоровью +

(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)

в) не соответствует интересам и склонностям ребенка

8. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:

а) чувства страха перед наказанием

б) осторожности в реализации своих желаний

в) чувства достоинства и значимости + (Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)

9. ООН считает человека ребенком от рождения до:

(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)

Сценарий правовой викторины

«Мои права и обязанности»

1.Вступительная часть

- Здравствуйте, дорогие друзья ! Сегодня речь пойдет о праве. Все мы имеем права и обязанности. Права человека – являются неотъемлемыми от самого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Однако признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств. Права и обязанности, имеют нормативно-правовую оболочку и делятся по категориям или отраслям , как говорят юристы.

Чтобы было понятно, что это такое, вспомним, что врачи делятся на стоматологов (лечат зубы), хирургов (осуществляют вмешательство во внутренние органы человека), офтальмолог (лечат глаза), ЛОР (лечат ухо-горло-нос) и т.д. Так и в юриспруденции, право в зависимости от правоотношений, которые оно регулирует, классифицируется на разные отрасли: конституционное, семейное, гражданское, трудовое, уголовное и др. право.

В частности, основополагающие конституционные права закреплены в Конституции РФ, права и обязанности, затрагивающие такую категорию, как «семья» регулируются Семейным кодексом РФ, права и обязанности в сфере труда – Трудовым кодексом РФ, имущественными и личными неимущественные права и обязанности – Гражданским кодексом РФ и т. д.

А какие виды права вы знаете? (Ответ школьников).

Предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях. (выбор жюри)

В качестве заданий взяты наиболее распространенные отрасли права: административное, уголовное, гражданское, семейное, конституционное, трудовое. Команды по очереди выбирают задания, отвечают, получают баллы. Жюри записывает баллы и в конце подводит итоги игры. Болельщики в течение игры также получают задания.

    1. Основная часть

1. «Домашнее задание»

Представление команд (название, девиз).

    Конкурс «Сказочный вопрос»

Каждой команде задается по 1 вопросу. За ответ назначается от 1-5 баллов.

Команда № 1

Тематика «уголовное право»

Задача:

Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора. Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.

Какое преступление совершили Гуси-Лебеди?

Какие права Иванушки были нарушены?

Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь , которое закреплено п. 1 ст. 20 КРФ , на свободу в ст. 22 КР Ф . , возможность воспитываться в семье .

Информационная справка: Ответственность за нарушение права на жизнь предусмотрена ст. 105 УК РФ и наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет.

Ответственность за похищение человека установлено статьей 126 УК РФ. В том случае , если похищен ребенок , судом будет назначено лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Команда № 2

Тематика «конституционное право»

Задача:

Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.

В один далеко не прекрасный день кавалер Помидор снова прикатил в своей карете, в которую были запряжены четыре огурца, но на этот раз его сопровождала дюжина Лимончиков. Без долгих разговоров кума Тыкву выгнали из домика и вместо него поселили там здоровенного сторожевого пса по имени Мастино.

Ответ: право на жилище.

Информационная справка: В соответствии с ст. 40 Конституцией РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Кроме того, в Конституции содержится запрет проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. За нарушение этого запрета установлена уголовная ответственность.

В соответствии с ст. 139 УК РФ незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица . - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Акие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены?

    Конкурс «Решите задачу»

Каждой команде задается одна задача. Максимальный балл за ответ – 5.

Команда № 1

Тематика «Семейное право»

Задача:

Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.

Права ли мама? Почему?

Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст.ст.54-55 Семейного кодекса).

Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.


Команда № 2

Тематика «Т рудовое право »

Задача:

Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины более 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.

Ответ : нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ п рогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.

Опустил ли руководитель учреж дения нарушение действующего законодательства?

4.Конкурс «Конституционные термины»

По подсказкам каждая команда определяет о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Та команда, которая быстрее отгадает слово, получает 5 баллов.

Это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории

Особая организация , объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Ответ: Государство

Обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (физическими и юридическими лицами) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Основной источник средств, поступающих в государственную

казну.

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж

Ответ: Налог

    Это форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выбранным на определенный срок органом власти.

Бывает парламентской и президентской.

Ответ: Республика


Тест на «Знание правовых основ» (командам)

Командам раздается тест, за 15 минут они должны найти и написать ответ. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Максимальное количество – 20 баллов.

5. Конкурс «Вопрос - ответ» (зрителям)

Вопрос № 1

Как вы считаете, какие методы для воспитания своего ребенка может применять родитель?

а) поставить в угол;

б) лишить обеда;

в) наказать ремнем;

г) запретить общаться с друзьями.

Ответ: родитель не имеет права поставить ребенка в угол; лишить обеда или наказать ремнем, поскольку в соответствии с ст. 63 Семейн ого кодекс а РФ это будет являться ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. А согласно ст. 156 УК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем и наказывается штрафом до ста тысяч рублей. Из представленных ответов, родитель может только запретить ребенку общаться с друзьями (не со всеми, а с определенными), если по его мнению такое общение противоречит интересам ребенка.


Вопрос № 2

С какого возраста наступает административная ответственность?

Ответ: достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет ст. 2.3 КоАП РФ.


Вопрос № 3

Ответ : Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста . (п.1 ст. 20 УК РФ)

Информационная справка: При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет (п.2 ст. 20 УК РФ)

какого возраста наступает уголовная ответственность?

Вопрос № 4

Куда необходимо обратиться, если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

а) к директору образовательного учреждения;

б) к родителям;

и) и органы полиции;

г) в прокуратуру;

д) к старшеклассникам;

е

Ответ: необходимо обратить в органы полиции.

Информационная справка: В соответствии с о ст. 12 Ф едеральн ого закона «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить об этом в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому Вы можете это сделать состоятельно, но учитывая, что сотовый телефон Вам скорее всего приобр ели родители - целесообразно написать заявление вместе.

Кроме того, учитывая тот факт, что в соответствии с законом об образовании школа несет ответственность за соблюдение прав обучающихся во время образовательного процесса, вам необходимо уведомить о происшествии классного руководителя, чтобы администрация учреждения приняла меры к недопущению впредь подобных фактов.

) необходимо самому защищать свои права.

Вопрос № 5

К кому подросток может обратиться и сообщить о примененном физическом насилии (вымогательство, побои и т.п.)?

а) в органы полиции;

б) в прокуратуру;

в) позвонить по «телефону доверия»;

г) к классному руководителю;

д) постараться забыть о произошедшем;

е

Ответ: в соответствии со ст. 12 Закона «О полиции » сообщить в полицию, если это произошло на территории школы - классному руководителю

) лучше самому разобраться с обидчиками.

Вопрос № 6

Имеет ли учитель право выставлять учащихся из класса?

а) да;

б) нет;

в) в случаях грубого нарушения дисциплины;

г) на некоторое время.

Ответ. Нет.

Информационная справка: В том случае, если ребенка выгонят из класса - будет нарушено его право на образование , которое закреплено в ст. 43 Конституции РФ . В соответствии с «Законом об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за нарушение прав обучающихся.

Однако, бывает, когда своим шумным поведением ученик мешает другим детям изучать предмет. В этом случае, учитель может передать такого ученика психологу. Социальному педагогу, завучу, для проведения с ним воспитательной беседы. В том случае, когда ребенок ведет себя агрессивно и его поведение угрожает жизни и здоровью других детей - о таком факте должны быть незамедлительно уведомлены родители подростка и сотрудники полиции.


Вопрос № 7

Вправе ли учитель кричать на учащихся, применять физическую силу?

а) да, чтобы успокоить класс;

б) нет, это недопустимо;

в) да, чтобы перекричать шум в классе;

г) в исключительных случаях.

В

Ответ: Нет.

Информационная справка: В соответствии п.3 ст. 43 з акон а 273-ФЗ "Об образовании в РФ" дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и психического насилия по отношению к детям не допускается.

За применение педагогом недопустимых методов воспитания, связанных с жестоким обращением, предусмотрена уголовная ответственность (статья 156 УК РФ ). Предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.

опрос № 4 .

За что подростка могут поставить на учет в полицию?

Ответ: Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются правами в отношении ребенка, которые совершили или являются: (п. 3 статьи 12 Федеральный законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

- совершивший административное правонарушение ; антиобщественное действие ;

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Антиобщественным действием является употребление подростком наркотических либо токсических веществ, спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

В отношении ребенка, доставленного в отдел полииии должны быть соблюдены определенные гарантии:

- о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел должны быть уведомлены его родители

- время содержания ребенка в отделе полииии не может превышать 3 часов.


Ответы:

1 – 3;

2 – 4;

3 – 1;

4 – 2;

5 – 3;

6 – 4;

7 – 2;

8 – 3;

9 – 1;

10 – 1.


7 . Конкурс «Определи вид преступления»

Задание озвучивается обеим командам. За каждый правильный ответ команда получает – 2 балла.

Задание № 1

П

Ответ: Кража (ст. 158 УК РФ) – тайное хищение чужого имущества.

Одростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги.

Задание № 2

Ч

Ответ: Грабёж (ст. 161 УК РФ) – открытое хищение чужого имущества.

Еловек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.

Задание № 3

Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку.

Ответ: Вымогательство (ст. 163 УК РФ) , так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.


Задание № 4

П

Ответ: Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ).

Одросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба.

Задание № 5

Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера.

З

Ответ: Хулиганство (ст. 213 УК РФ) , был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.

адание № 6

П

Ответ: Вандализм (ст. 213 УК РФ), то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах

Одростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом.

8. «Конкурс Капитанов»

Каждая команда предоставляет капитана, который должен ответить на открытые вопросы. За ответ капитан и его команда получает от 0 до 3 баллов.

Вопросы № 1

Где изображается государственный герб Российской Федерации?

Ответ: На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках.


Вопросы № 2

Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России?

Ответ: Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).


Вопросы № 3

С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?

Ответ: с 14 лет (ст. 56 СК РФ).


Вопросы № 4

Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?

Ответ: равенство прав родителей (ст.62 СК РФ).

9. Конкурс « расшифруй аббревиатуру»

Командам нужно за 15 минут как можно больше расшифровать аббревиатур. За каждое разгаданное - 3 балла. Максимальное количество – 30 баллов.

Ответы:

ЕС

Евросоюз

ТК РФ

Трудовой Кодекс РФ

СК РФ

Семейный Кодекс РФ

СНГ

Содружество Независимых Государств

ГД РФ

Государственная Дума РФ

ВАС РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

КС РФ

Конституционный Суд РФ

ЗАГС

Запись Актов Гражданского Состояния

ОНН

Организация Объединенных Наций

УК РФ

Уголовный Кодекс РФ

Конкурс « Разгадай кроссворд » - для зрителей

1. Глава государства - президент

2. Как называют всенародное голосование? - референдум

3.Один из символов государства - гимн

4. Избирается в парламент - депутат

5.Форма государственного устройства в России - республика

6. Глава правительства РФ - премьер

7. Основной закон государства - конституция

8.Столица РФ - Москва

9. Исполнительная власть - правительство

Заключительная часть

Жюри подсчитывает количество баллов, которые заработали в проведенных конкурсах команды. Награждается победитель, а так же самые активные участники, проявившиеся себя в предложенных заданиях. Подводятся итоги мероприятия (заключительное слово).

Ведущий прокурорский работник:

Итак, друзья, давайте подведем итоги нашей правовой игры, что мы с Вами узнали и запомнили сегодня:

  1. В конкурсе «Сказочный вопрос» мы узнали о таких Конституционных правах как:

- право на жизнь, на свободу, и личную неприкосновенность, закрепленные в Конституции РФ. Ответственность за нарушение этих прав предусматривает Уголовный Кодекс РФ, за каждое преступление, назначается наказание в зависимости от вида и степени общественной опасности преступного деяния.

- право на жилище. В соответствии с Конституцией РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Ограничение этого положения влечет уголовную ответственность.

    Конкурс «Решите задачу» разъяснил некоторые положения из Семейного Кодекса и Трудового Кодекса, а именно:

- Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками.

- Прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить можно за один прогул. Трудовым кодексом предусмотрено расторжение трудового договора с работником в случае его отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня.

    В Конкурс е «Вопрос - ответ» были выявлены следующие факты:

    С 14 лет ребенок при нарушении его прав и законных интересов имеет право самостоятельно обратиться в суд за защитой .

    Р одитель не имеет права поставить ребенка в угол; лишить обеда или наказать ремнем, поскольку в соответствии с Семейным кодексом это будет являться ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

    Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет.

    Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет.

    В соответствии с «Законом об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за нарушение прав обучающихся. В том случае, если ребенка выгонят из класса - будет нарушено его право на образование.

    В соответствии с «Законом об образовании» дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.

    В соответствии с федеральным законодательством в отделение полииии может быть доставлен ребенок:

- совершивший административное правонарушение; антиобщественное действие;

- а также безнадзорный и беспризорный.

    Подростка могут поставить на учет в полииию за нарушения:

- употребление наркотические средства или психотропные вещества, алкогольной продукции,

- совершение административного правонарушения, преступления, общественно опасное деяние, совершенное до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности.

    Тест «Знание правовых основ» показал, что

    Конституция Российской Федерации была принята в результате всенародного референдума

    Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является государством светским

    Государство и его должностные лица в отношении человека и гражданина обязаны предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и свобод

    Систему разделения властей в РФ характеризует самостоятельность каждой из ветвей власти

    Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет

    Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является Президент РФ

    «Конкурс капитанов»

    герб России более всего походит герб петровских времен

    В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года дано описание государственн ого герб а России и порядок его официального использования

    Супруг(а), близкие родственники – круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания

равенство прав родителей (ст.62 СК Р

Задача:

Аня и Ваня собираются подать заявление в органы ЗАГС для заключения брака, но Ваня уже состоит в браке с Юлей.

Возможно ли заключение брака между Аней и Ваней, если он еще не разведен с Юлей? Почему?

Ответ: нет, так как в соответствии со ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.


Команда № 1

Задача:

В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени «Максим».

К

Ответ: родители ребенка

Информационная справка: в соответствии со ст. 58 СК РФ имя ребенку дается по соглашению родителей. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

То вправе определять имя ребенка?