Замкнутое море. Правовой статус азовского моряполитико правовые аспекты

Чем чревато отсутствие делимитации морских границ в Азове и на Каспии?


30 июля 2015 года
"> ">

"Братский" украинский парламент подкладывает очередную "свинью" России. В Верховную Раду внесен законопроект о денонсации договора с Россией об использовании Азовского моря и Керченского пролива. Среди авторов инициативы — ярый русофоб, комендант Майдана, один из организаторов карательной операции по подавлению протеста в Донбассе, первый вице-спикер Андрей Парубий. В случае принятия закона к зоне военного конфликта в Донецкой республике, вполне вероятно, может быть "подтянут" и Крым.

КАК "МОРОЗИЛИ" ДЕЛИМИТАЦИЮ

Распад СССР и образование на его территории новых независимых государств породили ряд проблем, связанных с правовым статусом и режимом использования отдельных категорий морских пространств, а также их делимитацией. Со времен Российской империи и до распада СССР таких проблем не существовало, Азовское море имело статус исторических внутренних вод этого государства.

Российско-украинские переговоры по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничению морских пространств в Черном море проходят с 1996 года и продолжаются до сих пор. Позиция Украины по вопросу о морской границе заключается в том, что между бывшими советскими республиками — РСФСР и УССР — была некая административная граница. Россия, в свою очередь, отмечает, что в Советском Союзе между союзными республиками по акватории внутренних морских вод административные границы не устанавливались, поэтому не было и нет никаких легитимных документов союзного или республиканского уровня, которые фиксировали бы линию разграничения в водах Азовского моря и Керченского пролива. В этой связи Россия не может признать установленную украинской стороной в 1999 году в одностороннем порядке так называемую "линию охраны Государственной границы" в этих водах.

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств, в соответствии с международным правом. Морские границы устанавливаются согласно требованиям, определенным в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), которые содержат полные и точные определения: территориальное море (территориальные воды до 12 морских миль); прилежащая зона — морская полоса с шириной прибрежной зоны в 24 морские мили, отсчитываемые от исходных линий; исключительная экономическая зона (определяется каждым государством самостоятельно, но не должна превышать 200 морских миль (370 км 460 м); континентальный шельф — прилегающий к территориальным водам район морского дна, включая его недра (внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от берега); исключительная рыболовная зона (ширина этой зоны, как правило, та же, как у исключительной экономической зоны или 200 морских миль).

С точки зрения международного права существует три варианта решения вопроса: распределить воды Азовского моря между Украиной и РФ по границе, существовавшей между УССР и РСФСР; распределить его акваторию по принципу равноудаленности от берега или установить Госграницу обеих стран на расстоянии 12 морских миль от исходных линий, а нейтральные воды распределить между государствами в качестве исключительных экономических зон. Но ни один из этих вариантов за 24 года так и не был согласован двусторонним договором. Пограничники Украины и России в связи с имеющимися законодательными коллизиями упростили свою службу. Они разработали свои ведомственные инструкции, утвердили их в соответствии с законодательствами своих государств, и пользуются по сути до сих пор. Тем не менее, конфликные ситуации периодически возникали.

Ряд противоречий снял Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, который был подписан в декабре 2003 года после конфликта вокруг украинского на тот момент острова коса Тузла. Российская Федерация тогда начала строить на Тузлу дамбу с Тамани. А Украина активно препятствовала ей, так как считала остров своей территорией. Россия требовала признать воды и дно Азовского моря "находящимися в совместном пользовании". Однако украинские власти настаивали на закреплении границы. В итоге Владимир Путин уступил Кучме: границу по морю провели, но сами воды при этом объявили "внутренними", позволив свободно передвигаться по ним судам обоих государств.

Ратификация данного документа Госдумой в начале 2004 года вызвала скандал — фракции КПРФ и "Родина" отказались голосовать и покинули зал. Сергей Бабурин, зампред "Родины", высказался за всех, заявив, что "пока украинцы не разрешат новости на русском языке, для нас будет унижением иметь пограничную полосу с ними" (на Украине в том году вступило в силу положение, согласно которому все телеканалы, желающие получить или переоформить лицензию на вещание, должны перейти исключительно на украинский язык). Одновременно с этим украинская Верховная Рада в одностороннем порядке, без согласования с российской стороной, приняла условия делимитации границ с РФ. Так была создана почва для конфликта.

11 июля 2012 года в Ялте Украина и Россия провели очередной раунд переговоров по разграничению Азово-Керченской акватории. Президенты стран Владимир Путин и Виктор Янукович подписали совместное заявление об основных параметрах делимитации морского пространства в Азовском и Черном морях. Стороны в очередной раз подтвердили, что Азовское море — это внутренние воды двух стран, а это означает, что военные суда третьих стран без согласия России и Украины заходить туда не смогут. Керчь-Еникальский канал должен эксплуатироваться совместно в интересах двух стран. Комментируя заявление лидеров государств, министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил: "К сожалению, ничего еще не подписано". По его словам, работа по делимитации морского пространства в Азовском и Черном морях продолжается, по многим аспектам достигнуто взаимопонимание, но окончательное решение еще не принято .

АЗОВСКОГО ДЖИННА ВЫПУСТИЛИ ИЗ БУТЫЛКИ

"Размораживание" конфликтной ситуации началось накануне Евромайдана, когда Виктор Янукович начал суетные движения по подготовке подписания Ассоциации Украины с ЕС. В Азовском море погибли четверо граждан Украины, которых во время рыбной ловли атаковали российские морские пограничники. Экс-замглавы МИД Украины, а ныне один из спикеров властной элиты официального Киева Валерий Чалый, уже тогда высказался, что Украина в связи с этой трагедией должна начать процесс денонсации Договора с РФ 2003 года о совместном использовании Азовского моря. К этому подталкивали украинских лидеров и оппозиционеров и европейские консультанты, понимающие, что неразрешенность вопросов делимитации границы с Россией в обязательном порядке заведёт все европейские начинания в тупик.

"В этой ситуации я бы предложил рассмотрение денонсации соглашения 2003 года, которое подписывалось в очень сложных условиях, под определенным давлением. Вместо непонятного термина "внутренние воды двух стран", из-за которого нет никого ответственного в трагедии, нужно сделать так, как это есть в международном праве — разделить Азовское море, создать нормальный режим, действовать дальше соответствующим образом. Конечно, РФ на это сразу не пойдет в таком формате. Но нашим специалистам нужно поставить упомянутый вопрос в соответствующих двухсторонних механизмах", — сокрушался Чалый.

Сейчас же, после присоединения Крыма к Российской Федерации вопрос о делимитации Керченского пролива, Азовского и Черного морей стал ещё более неоднозначным. По логике и законам российской стороны после вхождения Крыма в состав России никаких официальных морских границ на Азове нет. Весь Керченский пролив остался за Россией, как и участок Азовского моря, прилегающий к берегам Крыма. Крымский участок Чёрного моря, естественно, тоже потерян Украиной. Теперь фактически перемещение кораблей из Азовского моря в Чёрное море и обратно без разрешения России невозможно. Соответственно, доступ к Азовскому морю имеется только у военных кораблей Черноморского флота РФ. Что касается границ Украины в Азовском море, то ими условно можно считать 22-километровую прибрежную зону: так определяются границы государств в любых морях и океанах. Украинская сторона имеет в портах Мариуполя и Бердянска лишь небольшое количество катеров, которые перебазировались туда во время "Крымской весны".

То есть де-факто Украина сейчас может надёжно контролировать только прибрежную зону Азовского моря от населенного пункта Широкино до Стрелкового (граница Украины и России в Республике Крым). Участок прибрежной зоны от российской границы (Новоазовск) и до Широкино находится под контролем Донецкой народной республики. ВМС Украины на Азовском море способны лишь на борьбу с диверсантами ополченцев, и то — с переменным успехом, так как катера береговой охраны стали подрываться на минах , установленных в акватории своими же военными.

Ещё один возникший вопрос, связанный с морскими границами, — неопределённость в районе западного побережья Крыма. Расстояние от берега Республики Крым до берега Украины здесь составляет от 15 до 40 км — то есть применить стандартное международное законодательство невозможно — странам просто не хватит места для создания 22-километровой зоны территориальных вод. При этом именно в этом районе имеется несколько богатых нефтью шельфов. В таких случаях часто граница определяется по срединной линии, но отношения между Украиной и Россией сейчас не предрасполагают к конструктивным переговорам. Вопрос не будет решён до того момента, пока Украина не признает присоединения Крыма к России.

КРЫМ НАШ. НО УКРАИНА ПРОТИВ

Судя по заявлениям президента Украины Петра Порошенко вернуть Крым — одна из приоритетных задач. ОБСЕ приняла резолюцию , обвиняющую Россию в оккупации Украины. В интервью ZN.UA представитель по вопросам договорно-правового оформления государственной границы, посол по особым поручениям МИД Украины Леонид Осаволюк заявил, что на переговорах по разграничению Азовского и Черного морей, а также Керченского пролива, начиная с 2010 года украинская сторона сдала все завоеванные ранее позиции. "Слава Богу, эту капитулянтскую позицию не успели закрепить в юридически обязательном двустороннем договоре. Теперь придется искать новые пути по защите интересов нашего государства", — добавил он. Комментируя заявление российского МИД о том, что после присоединения Крыма к РФ Керченский пролив уже не может являться предметом переговоров, Осаволюк отметил: "Прогнозировать что-то сложно. Но думаю, что вопрос разграничения морских акваторий все же не закрыт, и нам удастся еще побороться".

С Крымом ситуация более-менее понятна. Общественное мнение западных партнеров Кремля подготовлено к тому, что Россия ведёт на Украине гибридную войну. Но зачем Украине денонсация договора о совместном использовании Азовского моря?

Первое. Азовское море и Керченский пролив объявлены историческими внутренними водами России и Украины. Киев в одностороннем порядке хочет присвоить себе Азовское море, а также акваторию Керченского пролива.

Второе. Согласно действующему договору от 2003 года, торговые, военные и другие корабли и суда под флагом РФ и Украины пользуются в этой акватории свободой судоходства. Торговые суда под флагами третьих стран тоже могут заходить в Азовское море и проходить через пролив, если направляются в российский или украинский порт или возвращаются из них. А вот военные корабли или другие государственные суда третьих стран могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив в порт одной из сторон только после согласования с другой стороной. Денонсация договора — прямая возможность к его невыполнению и возможному приглашению военных кораблей иностранных государств в акваторию Азова без согласования с Россией.

Третье. Соглашение регулирует порядок судоходства из Черного моря в Азовское, без него в этой сфере воцарится неразбериха. Возможны провокации с грузовыми или даже военными судами для обострения ситуации и возникновения вооруженных столкновений с российскими пограничниками, которые сегодня находятся в Крыму. В том числе и в Керченском проливе. И эти провокации нужны тем, кто сегодня руководит Украиной извне — США.

КАСПИЙ — ЗАМОРОЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ?

После распада СССР, наряду с неурегилированностью принадлежности группы Курильских островов, полярных владений перед Россией встал вопрос водораздела Каспийского моря. Почти 250 лет после "Персидского похода" Петра I Каспий был зоной российско-иранских политических и экономических интересов. Молодые наследники СССР объявили свои права на богатства моря, и, собственно, это обстоятельство вывело политическую проблему статуса Каспийского моря на качественно новый политико-экономический уровень.

Каспийское море является самым большим из "закрытых" морей. Его длина 1160 км, а ширина 330 км. Площадь моря превышает 42914 км². Протяженность берегов по периметру свыше 6400 км. Каспий — это один из важнейших рыбопромышленных водоемов Евразии. Но основным, стратегически важным для энергетической политики прикаспийских государств, богатством Каспия является углеводород и нефть. К примеру, только Казахстан на шельфе Каспия имеет месторождения нефти, равнозначные 10 Тенгизским месторождениям, а это 1 миллиард тонн к 10 миллиардам тонн.

По запасам нефти Каспийское море уступает Персидскому заливу, но превышает Северное море в два раза. В течение длительного времени идут переговоры между прикаспийскими государствами. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран — на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. Двусторонние договоры, которые были заключены, по сути, так и не решили проблемы морских границ, которые мог бы решить единый договор. А заключить подобный договор мешают амбиции стран-участников, защищающих свои интересы. У каждого государства разный подход к решению данного вопроса. Россия долгое время настаивала на установлении кондоминимума, то есть предлагала рассматривать Каспийское море в качестве общего достояния пяти прибрежных государств и, соответственно, не позволять каких-либо односторонних действий по присвоению его пространств, а также ресурсов без согласия других.

Позиция Азербайджана с самого начала была следующей: процесс делимитации Каспия должен производиться на основе принципов и норм международного права, на основе Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Позиция Казахстана сводится к разделению Каспия на специальные экономические зоны по срединной линии, равноотстоящей от противолежащих точек берегов соседних государств, в пределах которых каждое государств, соответственно, будет иметь исключительное право на разработку природных ресурсов.

Позиция Ирана по проблеме разграничения Каспия достаточно стабильна. Тегеран придерживается позиции, которая состоит в том, что Каспий - озеро и должно находиться в общем пользовании. Однако, принцип "равномерного и справедливого" участия полностью противоречит интересам "тройки": Азербайджана, особенно России и Казахстана.

Туркменистан располагает огромными запасами природного газа, что привело к тому, что он не проявляет особой заинтересованности в немедленном использовании ресурсов энергоносителей и Каспийском море. Туркменистан не торопится подписывать какие-либо документы по статусу моря.

Несмотря на активизацию внешней политики в Каспийском регионе, Россия пока не смогла сформировать принципиально новую геополитическую ситуацию. Проблема неопределенности статуса Каспия заставляет Москву постоянно корректировать свою политику в данном регионе. И в целом немногие участники спора стремятся поскорее разрешить эту проблему. В отличие от Казахстана и Азербайджана, ни Туркменистану с его незначительными запасами нефти в море, ни Ирану, обладающему богатейшими ее залежами в Персидском заливе, нет смысла торопиться с решением этого вопроса. Именно поэтому они выбрали тактику затягивания, при которой ничего не теряют, но надеются, что она может принести свои плоды.

Однако назревшая проблема Азовского моря, которая может в обозримом будущем привести к эскалации военного конфликта должна подтолкнуть лидеров каспийских государств к скорейшему поиску вариантов урегулированию правового статуса Каспийского моря, создания многостороннего механизма обеспечения совместной безопасности. Поиск развязки проблем на Каспии становится насущной политической необходимостью.

Тихонова С.Н., аспирант кафедры административного и международного права Московского пограничного института ФСБ России.

Распад СССР и образование на его территории новых независимых государств породили ряд проблем, связанных с правовым статусом и режимом использования отдельных категорий морских пространств в Черноморско-Азовском бассейне, а также их делимитацией. В частности, к таковым следует отнести вопросы правового статуса и режима использования Азовского моря и Керченского пролива <1>.

<1> См.: Шемякин А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Одесса: ОНМА, 2003. С. 104 - 109.

В Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере (утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.) в ч. 1 гл. V указано, что "важным направлением формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере является решение проблем территориального разграничения Российской Федерации с сопредельными государствами и завершение международно-правового оформления Государственной границы на всем ее протяжении" <2>.

<2> Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005. С. 18.

Очевидно, что стержневое значение для всей пограничной деятельности имеет понятие "государственная граница", которое и должно предопределять смысл и содержание названной деятельности, а из числа федеральных законов, опосредствующих пограничную деятельность, первостепенное значение имеет Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о границе) <3>. На основании ст. 1 Закона о границе Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

Следует напомнить, что на основании ст. 4 (ч. 1) Конституции Российской Федерации суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Между тем возникает вопрос о соответствии положений ст. 1 Закона о границе нормам международного права, Конституции РФ и реалиям сегодняшнего дня. Определение территории России содержится в ст. 67 (ч. 1) Конституции РФ, где сказано, что она включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанного в городе Керчи 24 декабря 2003 г. <4>, Азовское море и Керченский пролив признаны внутренними водами России и Украины. Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 23-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" <5> названный международный договор ратифицирован и стал составной частью правовой системы России. Согласно п. 1 ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. <6> государство обладает суверенитетом над своими внутренними водами. Таким образом, в Азовском море и Керченском проливе сложилась правовая ситуация, когда государственной границы нет, а суверенитет России имеется <7>.

<4> Бюллетень международных договоров. 2004. N 7. С. 46 - 47.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 17. Ст. 1590.
<6>
<7> См.: Проничев В.Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. N 4(17). С. 11 - 28.

Какова же предыстория этой проблемы?

Азовское море в силу своего географического положения и в соответствии с нормами международного морского права имело статус внутренних вод СССР. Необходимо учитывать, что географически Керченский пролив является составной частью Азовского моря. Наименьшая ширина Керченского пролива составляет около 2 миль, что и явилось определяющим фактором для объявления акватории Азовского моря в соответствии с нормами международного морского права внутренними водами СССР.

Образование двух суверенных государств - Российской Федерации и Украины - изменило правовой статус Азовского моря и Керченского пролива. Его определение в настоящее время является прерогативой России и Украины.

Керченский пролив, омывающий берега Краснодарского края и Крыма, протяженностью 22 морские мили (40,7 км) имеет два судоходных пути, пригодные для прохода судов из Черного в Азовское море:

б) фарватеры N 50 и 52 пригодны для прохода судов с осадкой до 3 м.

Канал сооружен Россией в 1874 г., его длина составляла в то время 18,9 мили. В настоящее время представляет собой основной судоходный путь Керченского пролива.

В связи с прекращением существования СССР и образованием независимых государств - России и Украины, последняя в одностороннем порядке перевела Керчь-Еникальский канал под свою юрисдикцию и осуществляет управление движением судов в проливе.

Таким образом, сложилась практика, когда управление движением флота по фарватерам N 50 и 52 осуществляет российская сторона, а управление движением флота по Керчь-Еникальскому каналу осуществляет украинская сторона <8>.

<8> См.: Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 242.

Необходимо также отметить, что статус вод Азовского моря имеет особенности, которые отражаются на специфике применения положений законодательства Российской Федерации в этой акватории.

Как было отмечено, исторически воды Азовского моря имели статус внутренних вод СССР и располагались в сторону берега от прямой исходной линии, проведенной в Черном море между мысами Железный Рог (Россия, Краснодарский край) и Кыз-Аул (Украина, Крым). Положение этой исходной линии объявлено Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. и в последующем не изменялось. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <9> (далее - Закон о территориальном море) часть этой линии используется для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации в Черном море.

<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833.

Закон СССР от 24 ноября 1982 г. "О Государственной границе СССР" <10>, регламентировавший правовой режим внутренних вод СССР, не категорировал внутренние воды как внутренние морские и внутренние континентальные. Такая практика не противоречила положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция).

<10> Ведомости ВС СССР. 1982. N 48. Ст. 891.

Следует отметить, что Конвенция является международным договором, участником которой с 1997 года является Российская Федерация. Конвенция констатирует, что "воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства" <11>, и на эти воды распространяется суверенитет прибрежного государства. Конвенция не устанавливает норм относительно разграничения этих вод между прибрежными государствами.

<11> Бюллетень международных договоров. 1998. N 1. С. 3 - 168.

С вступлением в силу Закона о территориальном море в российском законодательстве появилось четкое определение, какие именно воды относятся к "внутренним морским водам" как составной части внутренних вод государства, на которые распространяется суверенитет государства, а также положения международного морского права. Таким образом, термин "внутренние воды" является обобщающим и универсальным. Данное положение применимо и к акватории Азовского моря.

Вопрос о разграничении морских пространств между Россией и Украиной был инициирован в октябре 1995 г., когда Украина нотой в адрес МИД России предложила заключить договоры о правовом статусе Азовского моря и судоходстве в его акватории и о правовом статусе Керченского пролива <12>. Кроме того, 16 октября 1995 г. МИД Украины направил МИД России ноту, в которой было заявлено: "Украинская Сторона предлагает предпринять конкретные практические усилия по совместному договорно-правовому оформлению государственной границы между Украиной и Российской Федерацией. В случае дальнейшего промедления Украина столкнется с вынужденной необходимостью принять меры одностороннего характера по делимитации своей границы с Российской Федерацией..." <13>.

<12> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 75.
<13> Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 74.

В октябре 1995 г. - январе 1996 г. заинтересованными министерствами и ведомствами была согласована позиция России по международно-правовому оформлению границы с Украиной. Эта позиция предусматривала: закрепление за Азовским морем и Керченским проливом статуса исторического моря России и Украины; недопущение разграничения и установления каких-либо специальных зон; совместное использование и охрану; свободу плавания всех судов под флагом Российской Федерации и Украины; недопущение захода военных кораблей, научно-исследовательских и рыболовных судов третьих стран; введение ограничений для плавания невоенных судов третьих стран; совместное управление ресурсами и их сохранение; совместную защиту и сохранение морской среды.

Подготовленная позиция МИД России была доложена в Правительство и Президенту Российской Федерации.

Кроме того, Федеральной пограничной службой Российской Федерации (далее - ФПС России) 19 декабря 1995 г. направлены в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России), Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство) для рассмотрения и согласования проекты: позиции Российской Федерации по вопросам правового режима Азовского моря и Керченского пролива; договора между Российской Федерацией и Украиной о правовом статусе Азовского моря и Керченского пролива; соглашения между Российской Федерацией и Украиной о создании единой пограничной базы морских сил пограничных войск Российской Федерации и Украины в г. Керчи.

В январе 1996 г. в МИД России направлены предложения ФПС России по формированию российской межведомственной комиссии по подготовке материалов к международно-правовому оформлению государственной границы с Украиной, а также по созданию смешанной российско-украинской комиссии для рассмотрения всего комплекса пограничных вопросов <14>.

<14> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 76.

Переговорный процесс между Россией и Украиной по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и установлению линии государственной границы продолжается и в настоящее время. В ходе заседаний неоднократно определялись противоположные подходы сторон к решению проблемы разграничения и совместного использования морских пространств Азово-Керченского региона. Во-первых, украинская сторона в категорической форме ставила вопрос о разграничении акваторий, т.е. об установлении в Азовском море и в Керченском проливе государственной границы. Во-вторых, предлагала рассматривать вопросы о статусе Азовского моря и Керченского пролива в отдельных договорах. В-третьих, заявляла, что административная граница между РСФСР и УССР в Керченском проливе определена и нанесена на дежурные карты, следовательно, требуется только ее оформление.

Вместе с тем по промежуточным итогам переговорного процесса водам Азовского моря был придан статус внутренних вод Российской Федерации и Украины, что не противоречит нормам международного права. Этот статус и был подтвержден Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. В нем также зафиксированы положения о необходимости сохранения Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины, о свободе судоходства для торговых судов и военных кораблей обоих государств и об ограничении прав третьих государств в том, что касается судоходства, прежде всего военного.

При этом Россия и Украина определили, что Азовское море разграничивается в соответствии с соглашением между ними. Два государства взяли на себя обязательство определить пространственный предел суверенитета каждого из них. До этого момента Россия и Украина в акватории Азовского моря осуществляют юрисдикцию над своими гражданами, а также над судами, находящимися под их флагами, в соответствии с национальными законодательствами. При этом суверенные права ни одного из двух государств в акватории Азовского моря не ограничены.

Подобная практика разграничения внутренних вод, а также их хозяйственного использования применялась и применяется рядом государств, например Россией и Польшей в Калининградском (Вислинском) заливе.

Следует принимать во внимание, что Украина в 1999 г. в одностороннем порядке объявила "линию охраны государственной границы Украины", что противоречит общепринятым нормам и принципам международного права о недопустимости односторонних мер до завершения процесса разграничения между государствами. По мнению российской стороны, после вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. исчезла и без того необоснованная юридическая база вышеуказанного заявления Украины.

В ходе переговоров в 2004 - 2006 гг. стороны продолжили обсуждение методик определения линий разграничения в Азовском и Черном морях, а также проектов соглашений о сотрудничестве в области судоходства, рыболовства и охраны окружающей среды, которые войдут в пакет договоренностей по вопросам разграничения и сотрудничества в акватории. Остаются разногласия в подходах к урегулированию вопросов в отношении Керченского пролива. Украина настаивает на необходимости подтвердить государственную границу между двумя странами на основе якобы существовавшей "линии административной границы между бывшими РСФСР и УССР". Российская сторона исходит из того, что в бывшем СССР в соответствии с действовавшим законодательством административная граница между РСФСР и УССР, равно как и между другими союзными республиками по акватории внутренних морских вод не устанавливалась. Не было и нет каких-либо легитимных документов союзного и республиканского уровня, фиксирующих линию границы в Керченском проливе.

5 - 6 июня 2006 г. в ходе 25-го раунда переговоров глава украинской делегации вышел с предложением о необходимости пересмотра Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. с тем, чтобы рассматривать Азов как море, к которому в полном объеме применимы нормы международного морского права, установленные Конвенцией ООН.

Реализация предложений украинской делегации означала бы установление на практике свободного судоходства в Азове для судов и кораблей третьих стран, в том числе членов НАТО, ограничение возможностей России и Украины в использовании его ресурсов, а также автоматически повлекло бы возникновение повода рассматривать Керченский пролив как международный.

По мнению членов российской делегации, украинская сторона совершила шаг, который может иметь серьезные негативные последствия для российско-украинских отношений, обеспечения пограничной безопасности России в этом регионе, а также функционирования транспортных систем, морского промысла и добычи полезных ископаемых в акватории Азовского моря.

Однако до настоящего времени официального обращения украинской стороны по вопросу о пересмотре вышеуказанного Договора не поступало.

8 ноября 2006 г. на первом заседании Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии были подведены итоги работы Подкомиссии по вопросам Азово-Керченского урегулирования. Министры иностранных дел двух стран с удовлетворением отметили активизацию переговорного процесса по разграничению Азовского и Черного морей, также констатировали, что тема урегулирования вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, включая ее разграничение, будет обсуждаться на уровне президентов на первом заседании Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

До завершения разграничения акватории Азовского моря российская сторона осуществляет свои суверенные права в его акватории с учетом принципов, установленных ст. 2 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Следует отметить, что Россия и Украина многие вопросы, например связанные с промыслом морских биологических ресурсов, решают на основе сложившейся практики и конкретных договоренностей, заключаемых, как правило, раз в год. Ведется поиск взаимоприемлемых вариантов решения других вопросов, например разведки и добычи углеводородных ресурсов. В связи с исключительной важностью и для России, и для Украины Азовского моря, Керченского пролива и Черного моря выход из сложившейся ситуации может быть найден при изменении политической ситуации в Украине или по результатам договоренностей президентов двух государств.

По мнению автора, выражающего согласие с позициями российских ученых, реальных перспектив завершить в ближайшее время процесс, особенно в Керченском проливе, не имеется. Вместе с тем одним из приемлемых вариантов решения этой проблемы могло бы стать предложение о разграничении пролива по побережью, а акваторию при этом оставить в совместном пользовании России и Украины. К сожалению, Украина отклоняет предложения о совместном контроле без разделения пролива государственной границей, настаивая на своем праве регулировать проход судов через пролив, поскольку основной судоходный маршрут - Керчь-Еникальский канал - проходит через ее воды. Представляется также, что, учитывая международный опыт использования и регулирования деятельности в подобных проливах, вопросы режима Керченского пролива, включая Керчь-Еникальский канал, должны стать предметом специального соглашения между Российской Федерацией и Украиной. Следовательно, поиск взаимоприемлемого решения возможен, но лишь при наличии доброй воли и справедливых подходов сторон на основе международного права.

И северным островом Японии – Хоккайдо. Граница с США проходит в проливе между российским островом Ратманова и американским островом Крузенштерна. имеет и океанического соседа – . Эти страны разделяет . Наиболее протяженные морские границы России проходят вдоль побережья морей этого океана: , . Непосредственно России принадлежат по международным соглашениям в Северном Ледовитом океане (и других морях и океанах):

  • во-первых, внутренние воды ( , Печорская и Чешская губы);
  • во-вторых, территориальные воды – полоса вдоль всех морских берегов шириной в 16 морских миль (22,2 км.);
  • в-третьих, 200-милльная (370 км) экономическая зона площадью 4,1 млн. кв. км за пределами территориальных вод, закрепляющая за государством право на разведку и разработку территориальных ресурсов, добычу рыбы и морепродуктов.

России принадлежат также огромные шельфовые пространства, особенно в Северном Ледовитом океане, где по прогнозам, сосредоточены гигантские ресурсы нефти и газа (около 20% мировых). Важнейшие порты России на Севере – Мурманск и Архангельск, к которым подходят с юга железные дороги. От них начинается Северный Морской путь, вплоть до на . Большинство морей покрыты в течение 8-10 месяцев мощными толщами льда. Поэтому караваны судов проводят мощные, в т.ч. атомные, ледоколы. Но навигация коротка – всего 2-3 месяца. Поэтому в настоящее время началась подготовка к созданию арктической подводной магистрали, использующей для транспортировки грузов выведенные из боевого состава атомные подводные лодки. Они обеспечат быстрое и безопасное подводное плавание на всех участках Северного Морского пути вплоть до Владивостока и иностранных портов в и различных районах . Это принесет России огромный годовой доход и сможет обеспечить северный районы необходимыми грузами, топливом, продовольствием.

Наша Россия со всех сторон омывается морями и океанами, она имеет семнадцать выходов к большой воде, что делает ее просто уникальной мировой державой. Одни моря находятся в южной части страны и относятся к курортной зоне, а северные российские воды изобилуют рыбой и другими промысловыми видами морских обитателей. Чаще всего наши соотечественники посещают Черное море и Азовское море, сравнение которых мы сегодня и проведем.

Азовское море: краткое описание

Азовское море расположено в южной части России, оно представляет собой полузамкнутый вид моря и имеет отношение к бассейну Атлантического океана. С океаном море связано цепью проливов и различных морей. Соленость воды обеспечивается за счет притока водных масс из Черного моря, но в своем большинстве они разбавляются речными стоками. В последние годы человек ведет активную деятельность на побережье моря, поэтому приток пресной воды существенно снизился. Данный факт сказался на популяции морских обитателей.

Черное море: коротко о главном

Черное море представляет собой внутреннее море Атлантического океана, оно связано со Средиземным и Эгейским морем различными проливами. Акватория с давних пор была обжита людьми, сейчас к водам Черного моря есть выход у России, Турции, Грузии и Болгарии.

Одной из особенностей акватории является невозможность существования жизни на больших глубинах. Это связано с выделением сероводорода на глубине более ста пятидесяти метров, к тому же данная особенность не позволяет разным слоям воды смешиваться между собой. Поэтому на Черном море наблюдаются большие температурные перепады на незначительных глубинах.

Откуда взялось Азовское море

В древние времена Азовского моря не существовало, данная территория имела болотистый характер. Ученые считают, что акватория образовалась приблизительно пять тысяч шестьсот лет до нашей эры в результате черноморского потопа. Данная версия высказывалась еще античными философами и поддерживается современными гидрологами и океанологами.

За время своего существования Азовское море множество раз меняло свое название. По ним можно даже проследить историю развития самого водоема, ведь древние греки относили его к озерам, а римляне к болотам. Хотя уже скифы в своем названии акватории использовали слово "море".

Ученые насчитали более пятидесяти различных названий. Каждый народ, облюбовавший берега Азовского моря стремился дать ему новое имя. Лишь в восемнадцатом веке в русском языке закрепилось привычное нам слово "Азов". Хотя еще в первом веке нашей эры некоторые греческие ученые упоминали название, близкое по звучанию с современным произношением.

История возникновения Черного моря

Гидрологи считают, что на месте сегодняшнего Черного моря всегда существовало пресное озеро. Стоит заметить, что на тот момент оно являлось самым большим в мире, заполнение акватории морской водой произошло в результате того же черноморского потопа, благодаря которому образовалось Азовское море. Большой поток соленой воды вызвал массовую гибель пресноводных обитателей озера, которые и стали источником выброса сероводорода с морских глубин.

Хотелось бы отметить, что Черное море практически всегда имело названия, близкие к сегодняшнему. Считается, что скифские племена, обитавшие на побережье, называли море "темным". Греки, в свою очередь, переиначили название и стали называть акваторию "Негостеприимным морем". Это связывают с частыми штормами и сложностями прохождения фарватера. Некоторые гидрологи выдвигают гипотезу, согласно которой моряки с древних времен замечали, что якоря при поднятии с глубины приобретают глубокую черную окраску. Это и послужило предпосылками для названия моря.

Где Черное и Азовское море расположены: координаты и размеры

Черное море имеет площадь более четырехсот тысяч квадратных километров, протяженность поверхности между двумя самыми отдаленными точками составляет приблизительно пятьсот восемьдесят километров. Объем воды в акватории приравнивается к пятистам пятидесяти кубическим километрам. Координаты Черного моря лежат между сорока шестью градусами тридцатью тремя минутами и сорока градусами пятьюдесятью шестью минутами северной широты и между двадцатью семью градусами двадцатью семью минутами и сорока одним градусом сорока двумя минутами восточной долготы.

Площадь Азовского моря составляет тридцать семь квадратных километров, длина между самыми отдаленными точками приравнивается к тремстам восьмидесяти километрам. Координаты моря лежат между 45°12′30″ и 47°17′30″ северной широты и между 33°38′ и 39°18′ восточной долготы.

Глубина

Черное море и Азовское море существенно различаются между собой. В первую очередь обычному человеку бросается в глаза различия в глубинах. Дело в том, что глубина Азовского моря постоянно меняется. Ученых серьезно беспокоит тенденция к обмелению акватории Азова. В данный момент море относится к самым мелким в мире, причем процесс обмеления с каждым годом набирает обороты и становится все более активным. По последним данным, средняя глубина Азовского моря составляет всего лишь семь метров, самое глубокое место во всей акватории отмечено тринадцатью с половиной метрами.

Черное море отличается неоднородным рельефом дна. Поэтому глубина на разных участках серьезно отличается. Максимальная глубина достигает двух тысяч метров. В районе Ялты средняя глубина составляет пятьсот метров, причем данная отметка достигается уже в нескольких километрах от берега.

Удивительно, насколько в нашем мире все взаимосвязано. Это касается и морей. Каждому школьнику известно, что Черное море и Азовское море соединяются между собой Он представляет собой узкую полосу воды, не превышающую четыре километра в ширину. Глубина пролива в среднем составляет пять метров.

Те, кто в советские времена часто посещали Черное море и Азовское море, знают, что существует абсолютно уникальное место, в котором можно увидеть соприкосновение двух морей. Если вы приедете на Туслову косу, то с одной стороны от вас будет Азовское море, а с другой - Черное. Туристы утверждают, что эта коса необыкновенно удачное место для отдыха. Здесь практически нет людей, а возможность искупаться сразу в обоих морях не может не радовать неизбалованных отдыхающих.

Стоит отметить, что в сравнении с Азовским морем воды Черного моря выглядят более светлыми. С чем это связано ученые затрудняются сказать.

Как выглядит побережье морей

Побережье Черного и Азовского моря существенно отличаются между собой. Азовское представлено плоскими пляжами с мало изрезанным рельефом. В своем большинстве пляжи покрыты песком, российская часть составляет двести пятьдесят километров прибрежной полосы. Особенностью побережья Азовского моря являются намытые косы, они обычно глубоко выдаются в акваторию и в ширину не превышают пяти километров.

Протяженность российской части побережья Черного моря составляет четыреста пятьдесят семь километров. Прибрежная полоса изрезана слабо и представлена в основном галечными пляжами, которые в некоторых местах имеют ширину более трехсот метров. Черное море отличается большим количеством островов, хаотично раскиданных по всей акватории.

Прозрачность и цвет водных масс

Черное море и Азовское море имеют разный состав воды, что сказывается на их цвете. Если вы взглянете на Черное море в солнечный день, то увидите, как вода приобретает глубокий кобальтовый оттенок. Это связано с поглощением солнечных лучей красного и оранжевого спектра. Черное море не относится к самым прозрачным, но тем не менее видимость в погожий день здесь достигает более семидесяти метров.

Воды Азовского моря в безветренную погоду имеют зеленоватую окраску, а вот малейший ветер сразу же превращает воду в грязновато-желтую субстанцию. Это объясняется большим количеством фитопланктона, заполонившего акваторию моря. Дело в том, что ему для развития идеально подходит мелководье с прогретой водой, что соответствует показателям Азовского моря. Именно малые глубины влияют на прозрачность воды, она практически всегда мутная с низкой видимостью.

Флора и фауна морей

Гидрологи и океанологи часто сравнивают Черное море и Азовское море с точки зрения богатства флоры и фауны. Этот показатель раскрывает существенные отличия между двумя акваториями.

В свое время Азовское море не имело конкурентов по количеству рыбы, ее отловом занимались несколько крупных компаний. В последние годы популяция морских видов существенно сократилась. По данным океанологов, в Азовском море обитает более ста трех видов рыб. Практически все они являются промысловыми:

  • сельдь;
  • севрюга;
  • тюлька;
  • камбала и так далее.

Черное море считается относительно бедным в плане морских обитателей, ведь на глубине, в связи с выбросами сероводорода, жизнь просто невозможна. В море обитает около ста шестидесяти видов рыб и пятьсот видов ракообразных. Но вот фитопланктон представлен шестью десятками видов в противовес двум видам в Азовском море.

Несмотря на то что Черное море и Азовское море располагаются рядом и даже имеют общую границу, они существенно отличаются между собой. Часть этих различий могут определить только ученые, а часть отлично заметна даже простым отдыхающим, которые часто предпочитают побережье данных морей заграничным курортам.

Вместе со спорным изменением статуса Крыма, который Россия объявила своей территорией вопреки мнению Украины и остального мира, рухнули и все незавершенные договоренности о государственной границе в Керченском проливе. Украина и Россия не успели установить ее, а теперь, по российской версии, в Керченском проливе проходит только граница между субъектами Российской Федерации. Но даже если произойдет чудо, и мир согласится на российский Крым, то кому будет принадлежать Керченский пролив? Получит ли Украина право хотя бы плавать из своего остатка Азовского моря в Черное и Средиземное?

Агентство «ПортНьюс» со ссылкой на группу анонимных экспертов по международным отношениям заявило, что после получения контроля над Крымом Россия будет требовать не половины территории Азовского моря, а 80%, и договариваться с Украиной придется не о режиме плавания российских судов через Керченский пролив, а о потенциальной возможности плавать через него украинским судам и судам под другими флагами.

Последний договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе был заключен 28 декабря 2003 года, так и не решив статуса Азовского моря и Керченского пролива и оставив его решение на будущее. Накануне страны поссорились из-за острова Тузла, который лежит в центре пролива. Россия тянула на него дамбу с Тамани, а Украина ей мешала с помощью подводных работ. Каждая страна объявила пустынный песчаный остров своим.

Договор 2003 года предусматривает свободный проход торговых и военных судов двух стран через пролив, свободный проход к портам России и Украины иностранных торговых судов. Для прохода некоммерческих судов третьих стран необходимо согласие Украины и России. Предполагалось, что в 2005 году президенты стран договорятся и решат вопрос раздела.

Россия предлагала разграничение Керченского пролива по фарватеру — Керчь-Еникальскому каналу, который проходит западнее острова Тузла. Украина настаивала на разделу по линии «административной границы, которая разделяла Россию и Украину во времена СССР», которая, по ее версии, проходила восточнее острова Тузла. Россия на это отвечала, что в СССР внутренние границы по воде не чертили. В 2005 году страны снова не договорились и обменялись дипломатическими нотами протеста. Киев угрожал призвать в арбитры международное сообщество, Россия настаивала на дележе по фарватеру.

В мае 2008 года правительственные делегации России и Украины согласовали методику определения линии государственной границы между РФ и Украиной в Азовском море на основе комбинации методов серединной равноудаленной линии. Следом эксперты должны определить длину берегов Азовского моря на российской и украинской стороне, чтобы определить линию раздела. После раздела Керченского пролива стороны намеревались делить Черное море.

Однако по проливу не удалось договориться, так как каждая сторона осталась при своем мнении.

В 2012 году была заключена дополнительная договоренность между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе, которое признало взаимное признание национальные судовых документов в отношении российских и украинских судов, осуществляющих судоходство в акватории Азовского моря и Керченского пролива.

Сейчас, в марте 2014 года, Россия аннексировала Крым, и все ранние договоренности потеряли смысл.