Сигнализация, предупреждающая о перегорании фары автомобиля. Радиосхемы схемы электрические принципиальные Схема сигнализатора перегорания лампы в автомобиле

Подробности Категория: Авто

Перегоревший габаритный огонь может быть замечен не сразу. В одном случае это будет стоить нам лишь замены лампы, а в другом, если первым это заметил постовой, - гораздо большего.
Простая схема, позволяющая определить перегоревшую лампу, приведена на рисунке ниже. Кадмиево - сульфидный фотоэлемент располагается поблизости от
контролируемой лампы. Когда лампа горит, внутреннее сопротивление фотоэлемента весьма мало. База транзистора Q1 получается подключенной к общей шине схемы через малое сопротивление. Транзистор при этом закрыт, и через звуковой сигнализатор ток не течет. Если лампа перегорает либо по какой-то причине не горит, сопротивление фотоэлемента возрастает, и тем самым создается смещение на базе транзистора. Он открывается, загорается фотодиод, и раздается предупреждающий сигнал. Схема включена в ту же цепь, откуда лампа получает электропитание. Такое подключение позволяет избежать срабатывания схемы сигнала, когда лампа просто выключена.
Сборка и использование . Можно смонтировать один или несколько одноканальных сигнализаторов на листе изоляционного материала и затем поместить его в пластмассовый корпус. Поместите светодиоды и звуковой сигнализатор в удобное место, чтобы можно было следить за ними без ущерба безопасному управлению автомобилем. Монтажная схема может быть любой. Фотоэлемент следует поместить как можно ближе к лампе; он должен быть направлен в нее.


На рисунке показана схема, с помощью которой можно контролировать шесть отдельных ламп одновременно. Если любая из этих ламп перегорит, загорится соответствующий диод и раздастся звуковой сигнал.
В большинстве случаев количество одновременно включенных ламп у автомобиля не превышает шести. Число используемых датчиков можно уменьшить либо путем удаления входных и выходных цепей, подключенных к неиспользуемому инвертору, либо, если это может понадобиться в будущем, замкнув перемычкой места подключения фотоэлементов к схеме. Последние можно оставить на месте. Если какая-либо ступень устройства никогда не будет использована, удалите из нее фотоэлемент и диоды с резистором, подключенные к выходу. Следует оставить в схеме резистор 27 кОм, который соединяет вход инвертора с общей шиной, что предохранит его от повреждения.
Перед тем как сделать дополнительные изменения, рассмотрим, как работает схема. Как две капли вода, все шесть датчиков похожи друг на друга и имеют раздельные входы и выход М. Выходы всех шести датчиков посредством диодов подключены к одному электронному ключу, включающему звуковой сигнализатор. Из-за подобности конфигурации схемы описание датчика Л распространяется на все шесть. Освещаемый светом фотоэлемент создает на входе инвертора Высокое напряжение. Выходной сигнал инвертора всегда противоположен по знаку входному, и поэтому на выходе напряжение мало или близко к нулю. Пока напряжение на выходе инвертора мало, светодиод не светится и на базу транзистора Q1 не поступает прямого смещения. Звуковой сигнализатор молчит. Как только лампа, освещающая фотоэлемент, перестанет гореть, напряжение на входе инвертора упадет, что вызовет высокое напряжение на выходе, при этом загорится светодиод D1, а появившиеся на базе транзистора Q1 смещение включит предупреждающий сигнал. Схема будет сигнализировать о неполадке до тех пор, пока на выходе одного или нескольких инверторов будет высокий потенциал.
Э та схема также не критична к расположению деталей, поэтому подойдет любая конструкция. Можно монтировать компоненты схемы на воткнутых в плату штырьках или на печатной плате - изберите любой способ, который вам будет удобен. Особую аккуратность следует соблюдать при монтаже фотоэлементов поблизости от ламп. Для этого хорошо использовать силиконовую, смолу. Нанеся маленький мазок, прикрепите фотоэлемент на место, стараясь не повредить ни его, ни окружающие детали. Неплохо добавить выключатель последовательно со звуковым сигнализатором в цепь коллектора транзистора Q1. Это позволит отключать звуковой сигнал в случае, если перегоревшая лампа не может быть тут же заменена.
Подобная схема годится для контроля почти за всеми лампами, кроме фар. Дело в том, что нет способа монтажа фотоэлементов поблизости от их ламп накаливания. И эта проблема, скорее, механического, чем электронного характера. Решение ее лежит в иной электронной схеме. Схема на рисунке, а позволит контролировать несколько ламп накаливания без использования фотоэлементов.
Работа этой схемы, используемой совместно с мощными лампами, основывается на регистрировании большого тока. Транзистор Q1, катушка индуктивности

Устройство контроля за мощной лампой (а) и катушка индуктивности генератора (в)


L1A и L1B вместе с окружающими деталями образуют генератор высокой частоты. Частота колебаний определяется емкостями конденсаторов С1 и С2 и индуктивностями катушек. Когда через катушку L1B ток не течет, генератор не перегружен и дает на резисторе R2 сигнал с размахом 5 В. Переменное напряжение поступает на выпрямитель с удвоением напряжения на диодах D, D2 и конденсаторах С4, С5. Постоянное напряжение на его выходе создает смещение на базе транзистора Q2. Резистором R8 устанавливается порог срабатывания от тока 2 А и ниже через катушку L1B. Ток через эту катушку ухудшает добротность резонансного контура генератора, отчего уменьшается его выходной сигнал. Когда сигнал ниже порогового уровня, светодиод и звуковой сигнализатор не работают. Но стоит лампе перегореть, как упадет ток в катушке L1B, возрастает смещение на транзисторе Q2 и включатся светодиод и звуковой сигнал. При желании можно так настроить прибор, чтобы он реагировал на перегорание одной лампы из нескольких включенных параллельно.
Советы по сборке схемы. Большинство компонентов схемы может быть смонтировано одним из описанных выше способов. Применить можно любую компоновку, поскольку работа прибора нечувствительна к расположению деталей.
Катушка L1B, служащая датчиком тока, намотана на ферритовом стержне размером 10 х 0,6 см. На одном конце стержня между резиновыми кольцами, разнесенными на расстояние 3,2 см, наматывают 75 витков эмалированного медного провода сечением 0,13 мм 2 . Катушка наматывается виток к витку. Закрепив ее на концах, оставляют выводы по 7,5 см для подключения к схеме.
Найдя провод питания, идущий к лампе или лампам, за которыми нужно установить контроль, посмотрите, возможно ли прямо им намотать 4-8 витков на другом конце ферритового стержня. Если не удается намотать катушку L1B таким образом, то сделайте это эмалированным проводом сечением 3-5 мм2, после чего включите обмотку последовательно в питающий провод.
Разместите схему возможно ближе к токонесущему проводнику. Если же требуется разместить ее в ином месте, убедитесь, что соединительные провода способны выдержать ток, потребляемый лампой. Конкретное количество витков на катушке.L1B определяется, исходя из значения тока в цепи лампы. С увеличением количества витков катушки возрастает чувствительность схемы к меньшим токам. Если позволяет сам провод, питающий лампу, катушку L1B намотайте из 8 витков. Схема тогда станет универсальной. Резистор R8 дает широкий диапазон настройки, и количество витков в L1B может варьироваться.
Настройка схемы. Изготовив и подключив схему, подайте питание в контролируемую цепь, а резистором R8 добейтесь, чтобы погас светодиод и замолчал звуковой сигнализатор. Для проверки срабатывания схемы вывинтите любую из ламп. Если в контролируемой цепи всего лишь одна лампа, настройка резистора R8 может варьироваться в широких пределах, что особенно не влияет на работу схемы, но при большем количестве ламп требуемая точность настройки возрастает.
Таким, образом, эта схема может быть использована в том случае, когда нет возможности установить фотоэлемент поблизости от лампы.

На переднеприводных автомобилях ВАЗ для контроля состояния ламп габаритных огне и стоп сигналов применяется реле исправности ламп. Его функция заключается в предупреждении водителя, по средствам контрольной лампы на панели приборов, о неисправности в цепи или перегорании ламп.

Работа реле исправности ламп основана на эффекте резисторного моста, принципиальная схема изображена на картинке. Если сопротивление двух параллельных ветвей A-B-D и A-C-D равно, то разность потенциалов между точками B и С равно нулю. Соответственно при изменении сопротивления одного из плеч моста между точками В и С появится разность потенциалов. В качестве одного из сопротивления моста в реле подключена сигнальная лампа. Её перегорание и приведёт к разбалансировке моста и подаче сигнала на микросхему для включения контрольной лампы исправности ламп. Для исключения ложного срабатывания реле из-за небольшого разбега сопротивления нити накаливания ламп различных производителей, микросхема реле срабатывает только при определённой разнице потенциалов близкой к максимальному, который образуется только при перегорании ламп. При замене ламп габаритных огней на светодиодные лампы, необходимо доработать реле исправности ламп, то есть сбалансировать плечи, так как светодиодные лампы имеют большее значение сопротивления в отличие от ламп накаливания. Для этого необходимо заменить четыре сопротивления цепи габаритных ламп, в виде проволочной спирали, на сопротивление 2,2Ом и мощностью не менее 3Вт. Их лучше изготовить самостоятельно, так как те, что продают, имеют большой размер. Замена сопротивлений производится только в тех цепях, где меняются лампы. Передним габаритам соответствуют сопротивления находящиеся между ножками 7-8 и 10-11, задним соответственно 1-7 и 9-10.
Реле исправности ламп может и само стать причиной неисправности цепи габаритных огней или стоп сигнала. При повышении тока в перечисленных цепях, которое может произойти при коротком замыкании, использовании при прозвонке цепи лампу большой мощности (например, с фары) и т. д. При этом сгорает сопротивление, стоящее в цепи ламп, мощность которого не рассчитано на большой ток. При этом не будут гореть габаритные огни или стоп сигналы, в цепи которых стоит это сопротивление. Неисправное реле необходимо заменить или отремонтировать. Если такой возможности нет, то можно закоротить соответствующие выводы реле, соединив их между собой тонкой медной проволокой и вставить реле на место. Лампы при этом будут гореть, но реле работать не будет.Соединить надо выводы 1-7-8, 9-10-11 для работы габаритных огней и 4-5 для работы стоп-сигнала.

Всем владельцам китайских скутеров посвящается…

Для начала хотелось бы представить схему электропроводки китайского скутера.

Поскольку все китайские скутеры весьма похожи как сиамские близнецы, то и электрическая схема у них практически ничем не отличается.

Схем найдена в интернете и является, на мой взгляд, одной из самых удачных, так как на ней показан цвет соединительных проводников. Это значительно упрощает схему и делает её чтение более комфортным.

(Кликните по картинке для увеличения. Изображение откроется в новом окне).

Стоит отметить, что в электрической схеме скутера, так же как и в любой электронной схеме, есть общий провод . У скутера общим проводом является минус (- ). На схеме общий провод показан зелёным цветом. Если посмотреть повнимательнее, то можно заметить, что он соединён со всем электрооборудованием скутера: фарой (16 ), реле поворотов (24 ), лампой подсветки приборной панели (15 ), индикаторными лампами (20 , 36 , 22 , 17 ), тахометром (18 ), датчиком уровня топлива (14 ), звуковым сигналом (31 ), задним габаритом/стоп-сигналом (13 ), пусковым реле (10 ) и другими приборами.

Для начала давайте пробежимся по основным элементам схемы китайского скутера.

Замок зажигания.

Замок зажигания (12 ) или «Главный выключатель». Замок зажигания представляет собой не что иное, как обычный многопозиционный переключатель. Несмотря на то, что у замка зажигания 3 положения, в электрической схеме используется всего 2.

При первом положении ключа замыкается красный и чёрный провод. При этом напряжение от аккумулятора поступает в электроцепь скутера, скутер готов к запуску. Также готовы к работе индикатор уровня топлива, тахометр, звуковой сигнал, реле-поворотов, схема зажигания. На них подаётся напряжение питания от аккумулятора.

В случае неисправности замка зажигания его можно смело заменить каким-нибудь переключателем вроде тумблера. Тумблер должен быть достаточно мощный, ведь через замок зажигания, по сути, коммутируется вся электроцепь скутера. Конечно, можно обойтись и без тумблера, если ограничиться замыканием красного и чёрного провода, как это когда-то делали герои голливудских боевиков .

В двух остальных положениях происходит замыкание чёрно-белого провода от модуля зажигания CDI (1 ) на корпус (общий провод). При этом работа двигателя блокируется . В некоторых моделях скутеров для блокировки двигателя предусмотрена кнопка стоп-двигатель (27 ), которая также, как и замок зажигания соединяет бело-чёрный и зелёный (общий, корпусной) провод.

Генератор.

Генератор (4 ) вырабатывает переменный электрический ток для питания всех потребителей тока и зарядки аккумуляторной батареи (6 ).

От генератора отходит 5 проводов. Один из них подключен к общему проводу (раме). С белого провода снимается переменное напряжение и подаётся на реле-регулятор для последующего выпрямления и стабилизации. С жёлтого провода снимается напряжение, которое используется для питания лампы ближнего/дальнего света, которая установлена в переднем обтекателе скутера.

Также в конструкции генератора присутствует так называемый датчик холла . Электрически он не связан с генератором и от него идут 2 провода: бело-зелёный и красно -чёрный . Датчик холла подключен к модулю зажигания CDI (1 ).

Реле-регулятор.

Реле-регулятор (5 ). В народе может обзываться «стабилизатором», «транзистором», «регулятором», «регулятором напряжения» или попросту «реле». Все эти определения относятся к одной «железяке». Вот так выглядит реле-регулятор.

Реле-регулятор у китайских скутеров устанавливается в передней части под пластмассовым обтекателем. Само реле-регулятор крепится к металлическому основанию скутера для того, чтобы уменьшить нагрев радиатора реле при работе. Вот так выглядит реле-регулятор на скутере.

В работе скутера реле-регулятор играет весьма важную роль. Задача реле-регулятора заключается в том, чтобы переменное напряжение от генератора превратить в постоянное и ограничить его на уровне 13,5 - 14,8 вольт. Именно такое напряжение требуется для зарядки аккумулятора.

На схеме и на фото видно, что от реле-регулятора отходит 4 провода. Зелёный - это общий провод. О нём мы уже говорили. Красный - это выход плюсового постоянного напряжения 13,5 -14,8 вольт.

По белому проводу на реле регулятор поступает переменное напряжение от генератора. Также к регулятору подключен жёлтый провод, идущий от генератора. По нему на регулятор подаётся переменное напряжение от генератора. За счёт электронной схемы регулятора, напряжение на этом проводе преобразуется в пульсирующее, и подаётся на мощные потребитель тока - лампу ближнего и дальнего света, а также лампы подсветки приборной панели (их может быть несколько).

Напряжение питания ламп не стабилизируется, но ограничивается реле-регулятором на определённом уровне (около 12V), так как на больших оборотах переменное напряжение, поступающее от генератора, превышает допустимое. Думаю, об этом знают те, у кого выгорали габариты при неисправностях реле-регулятора.

Несмотря на всю свою важность, устройство реле-регулятора достаточно примитивно. Если расковырять компаунд, которым залита печатная плата, то можно обнаружить, что основной реле является электронная схема из тиристора BT151-650R , диодного моста на диодах 1N4007 , мощного диода 1N5408 , а также нескольких элементов обвязки: электролитических конденсаторов, маломощных SMD-транзисторов, резисторов и стабилитрона.

Из-за своей примитивной схемотехники реле-регулятор частенько выходит из строя. О том, как проверить регулятор напряжения читайте .

Элементы цепи зажигания.

Одной из самых важных электрических цепей скутера является схема зажигания. В неё входят модуль зажигания CDI (1 ), катушка зажигания (2 ), свеча зажигания (3 ).

1 ) выполняется в виде небольшой коробочки залитой компаундом. Это усложняет разборку блока CDI в случае его неисправности. Хотя модульная конструкция этого блока упрощает процесс его замены.

К модулю CDI подключается 5 проводников. Сам модуль CDI располагается в донной части корпуса скутера недалеко от аккумуляторного отсека и закрепляется на раме резиновым фиксатором. Доступ к блоку CDI затрудняется тем, что он расположен в донной части и закрыт декоративным пластиком, который приходится полностью снимать.

2 ). Сама катушка зажигания располагается с правой стороны скутера и закреплена на раме. Представляет собой некий пластиковый бочонок с двумя разъёмами для подключения и выводом высоковольтного провода, который уходит к свече зажигания.

Конструктивно катушка зажигания расположена рядом с пусковым реле. Для защиты от пыли, грязи и случайных замыканий катушка закрывается резиновым чехлом.

С помощью высоковольтного провода катушка зажигания соединяется со свечой зажигания A7TC (3 ).

На скутере свеча зажигания оказалась хитроумно запрятана, и с первого раза её можно искать довольно долго. Но если "пойти" вдоль высоковольтного провода от катушки зажигания, то провод приведёт нас прямиком к колпачку свечи зажигания.

Колпачок снимается со свечи небольшим усилием на себя. Он фиксируется на контакте свечи упругой металлической защёлкой.

Стоит отметить, что высоковольтный провод подсоединяется к колпачку без пайки. Многожильный провод в изоляции просто накручивается на контакт-шуруп встроенный в колпачок. Поэтому сильно дёргать за провод не стоит, иначе можно выдернуть провод из колпачка. Устраняется это легко, но провод придётся укоротить на 0,5 - 1 см.

До самой свечи зажигания добраться не так-то просто. Для её демонтажа необходим торцовый ключ. С его помощью свеча просто вывёртывается из посадочного места.

Стартёр.

Стартер (8 ). Стартер служит для запуска двигателя. Расположен он в средней части скутера рядом с двигателем. Добраться до него нелегко.

Запуском стартера управляет пусковое реле (10 ).

Пусковое реле размещено с правой стороны на раме скутера. На пусковое реле приходит толстый красный провод от плюсовой клеммы аккумулятора. Так запитывается пусковое реле.

Датчик и индикатор топлива.

14 ) встроен в топливный бак.

От датчика отходят три провода. Зелёный является общим (минус питания), а двумя другими датчик подключается к индикатору уровня топлива (11 ), который установлен на приборной панели скутера.

Датчик топлива (14 ) и индикатор (11 ) являются одним устройством и запитываются постоянным стабилизированным напряжением. Так как два этих устройства разнесены между собой, то они соединяются трёхконтактным разъёмом. Плюсовое напряжение питания поступает на индикатор топлива и датчик по чёрному проводу с замка зажигания.

Если разомкнуть трёхконтактный разъём, идущий от датчика топлива, то индикатор топлива перестанет показывать уровень топлива в баке. Поэтому, если у вас не работает индикатор топлива, то проверьте соединительный разъём между датчиком и индикатором топлива, а также убедитесь, что на них подаётся напряжение питания.

Также стоит помнить, что напряжение питания на датчик и индикатор подаётся при замкнутом положении замка зажигания (12 ). По схеме - это правое положение.

Реле поворотов.

Реле поворотов или реле-прерыватель (24 ). Служит для управления передними и задними лампами указания поворота.

Как правило, реле поворотов устанавливается рядом с приборами (спидометром, тахометром, индикатором уровня топлива) на приборной панели. Для того чтобы его увидеть надо снять декоративный пластик. На вид выглядит как небольшой пластмассовый бочонок с тремя выводами. При включённых поворотниках издаёт характерные щелчки частотой около 1 Гц.

После реле поворотов устанавливается переключатель указателей поворота (23 ). Это обычный клавишный переключатель, который коммутирует плюсовое напряжение от реле-поворотов (серый провод) на лампы. Если взглянуть на схему, то при правом положении переключателя (23 ) мы подаём напряжение по синему проводу на правую переднюю (21 ) и правую заднюю (32 ) лампу указатель. Если переключатель в левом положении, то серый провод замыкается на оранжевый, и мы подаём питание на левую переднюю (19 ) и левую заднюю (33 ) лампу указатель. Кроме того, параллельно соответствующим лампам-указателям (19 , 20 , 32 , 33 ) подключены сигнальные лампы (20 и 22 ), которые размещены на приборной панели скутера и служит чисто информационным сигналом для водителя скутера.

Звуковой сигнал.

Звуковой сигнал (31 ) скутера размещён под пластиковым обтекателем скутера рядом с реле-регулятором.

Напряжение питания звукового сигнала - постоянное. Оно поступает от реле-регулятора или аккумулятора (если двигатель выключен) через замок зажигания и кнопку включения звукового сигнала (25 ).

Лампа ближнего/дальнего света (16 ). Да, та самая, что освещает нам дорогу в тёмное время суток.

Сама лампа является двойной с двумя нитями накала и тремя контактами для подключения в электроцепь. Один из контактов, понятно, общий. Мощность лампы 25W, напряжение питания 12V. Горит безбожно при неисправном реле-регуляторе из-за того, что оно не ограничивает амплитуду напряжения на уровне 12 вольт, что приводит к тому, что на лампу подаётся напряжение 16 - 27 вольт, а то и больше. Всё зависит от оборотов.

Поэтому, если на холостом ходу лампа светит очень ярко, а не в полнакала, то лучше выключите её и проверьте реле-регулятор. Если оставите всё как есть, то лампа ближнего/дальнего света сгорит, что печально. Стоимость её приличная.

На фото рядом лампа указателя поворота (красная). Мощность лампы 5W на напряжение питания 12V.

В описаны схемы, которые позволяют продлить жизнь дневного света (ЛДС). Они, безусловно, заслуживают внимания, привлекают своей простотой, доступностью и могут быть рекомендованы для повторения. Но при повторении этих схем надобно иметь в виду, что нить накаливания ЛДС, которая остается "живой", работает с перегрузкой, поскольку перегоревшая нить накаливания шунтирована "проволочной перемычкой". Такой форсированный режим работы из-за уменьшения сопротивления цепи нитей накаливания в два раза приводит к ее быстрому износу, и она выходит из строя. Кроме того, "реанимации", приведенная в , требует дополнительной установки пусковой кнопки, поэтому при менеджменте ЛДС с помощью настенного выключателя возникает проблема - где же разместить эту пусковую кнопку, чтобы включать лампу, установленную на потолке? ...

Для схемы "Бесконтактный индикатор фазы"

Если неоновую лампу взять за стеклянный корпус и коснуться одним из ее выводов фазного провода электросети, лампа начинает светиться. Ток, вызывающий свечение, протекает через электрическую емкость между пальцами и внутренними электродами лампы. Этот результат можно использовать для изготовления простейшего индикатора фазного провода. К одному из выводов лампы припаивают металлический штырь. Следует остановить свой выбор тот вывод, при использовании которого получается наиболее яркое свечение. На цоколь лампы надевают слегка растянутую ПВХ трубку. Полость в трубке с помощью соломинки от коктейля заполняют эпоксидным клеем (см. рисунок). В индикаторе можно использовать самые разнообразные малогабаритные лампы: ТН-0,5; МН-6, тиратрон МТХ-90 и др. Чувствительность индикатора несколько ниже, чем у традиционного индикатора с резистором. С.Л. Дубовой, г.Санкт-Петербург, Россия. ...

Для схемы "Сигнализатор уровня напряжения в сети"

Предлагаю простейший сигнализатор выхода напряжения в сети за установленные пределы. Его показана на рисунке. Резистор R2 подбирают таким, чтобы неоновая лампа HL1 была включена только при напряжении в сети более 190 В. А подборкой резистора R4 добиваются включения HL2 лишь при напряжении, превышающем 240 В. Таким образом, при напряжении менее 190 В выключены, в интервале 190...240 В светит одна из них, а при ещё большем напряжении - обе.В приборе можно применить неоновые лампы не только указанного на схеме типа, но и любые другие с рабочим током не более 1...2 мА.Я. МАНДРИК, г. Черновцы, Украина...

Для схемы "Об использовании ламп дневного света с перегоревшими нитями"

В радиолюбительских журналах часто публиковали различные схемы использования ламп дневного света с перегоревшими нитями накала. Автор опробовал все такие схемы на практике. Используя опыт этих испытаний и ряд доработок, автор остановился на схеме, показанной на рисунке. Дроссель Др1 нужно использовать только соответствующей лампе дневного света мощности. Если под рукой нет такого дросселя, предлагаю следующий вариант: для лампы 20 (18) Вт соединить последовательно два 40-ваттных дросселя; для лампы 40 (30) Вт - последовательно два 80-ваттных дросселя или параллельно два 20-ваттных дросселя. Конденсаторы нужно использовать бумажные типа КБГ(И) или подобные с рабочим напряжением не менее 600 В, так как в момент включения именно такие напряжения на них появляются. Это и обеспечивает поджег лампы. Затем напряжение падает до 250-270 В, и лампа дневного света устойчиво горит. У описанной схемы есть один недостаток: Один-два раза в год лампу нужно переворачивать (сигналом является нестабильное зажигание лампы). Зато описанная схема включения имеет ряд достоинств: используются перегоревшие лампы, которые обычно выбрасывают; лампа питается постоянным током, что благоприятно для глаз; высокая долговечность (у автора некоторые лампы работают уже по 15 лет). 0. Г. Рашитов. г.Киев...

Для схемы "Детектор скрытой проводки"

Бытовая электроникаДетектор скрытой проводкиОдним из самых простых устройств является детектор скрытой проводки, представленный на рис.1. Резистор R 1 нужен для защиты микросхемы К561ЛА7 от повышенного напряжения статического электричества, но, как показала практика, его можно и не ставить. Антенной является кусок обычного медного провода любой толщины. Главное, чтобы он не прогибался под собственным весом, т.е. был довольно жестким. Длина антенны определяет чувствительность устройства. Наиболее оптимальной является величина 5...15 см. При приближении антенны к электропроводке детектор издает характерный треск. Таким устройством очень удобно определять местоположение перегоревшей лампы в елочной гирлянде - около нее треск прекращается. Пьезоизлучатель типа ЗП-3 включен по мостовой схеме, что обеспечивает повышенную громкость "треска". На рис.2 изображен более сложный детектор, имеющий, кроме звуковой. Каталок схема печатни плата золотаискателязе ещё и световую индикацию. Сопротивление резистора R1 должно быть не менее 50 МОм. В цепи светодиода VD1 токоограничивающего резистора нет. так как микросхема DD1 (К561ЛА7) с этой функцией хорошо справляется сама. Если входные токи элемента D 1.1 позволяют, то убрав резистор R1 из схемы, изображенной на рис.2, мы получим устройство, реагирующее на изменение статического потенциала в окружающем пространстве. Для этого антенну WA1 делают длиной 50...100 см. используя любой провод. Теперь устройство будет реагировать на движение человеческого тела. Положив такое устройство в сумку, получим автономное охранное устройство, выдающее световые и звуковые сигналы, если с сумкой или приблизительно нее происходят какие-либо манипуляции....

Для схемы "Индикация подключения электроприборов к сети 220 В"

Устройство индикации позволяет контролировать при уходе из дома: выключены ли из сети электрорадиоприборы? Если в сети осталась включенной какая-либо нагрузка мощностью > 8 Вт, то светят оба светодиода HL1 и HL2 (см.рисунок). ...

Для схемы "Устройство защиты нитей ламп накаливания фар"

Для схемы "Защита электроосветительных приборов"

Бытовая электроникаЗащита электроосветительных приборовВ.БАННИКОВг.МоскваВ статье Мягкая нагрузка в электросети (Радио, 1988, № 10, с. 61) описано устройство для плавного нагрузки к электросети переменного тока. Подобные устройства с успехом могут быть применены для коммутации электроосветительных приборов. Как понятно, сопротив ление нити накаливания в холодном состоянии немаловажно меньше, чем в нагретом. Именно поэтому накаливания чаще всего выходят из строя в момент включения. При мягком подключении ток через нить увеличивается плавно, не достигая экстремального значения, поэтому продолжительно вечность неизмеримо возрастает. Автоматическое отключение радиоаппаратуры Однако реализация упомянутых устройств сопряжена с рядом затруднений. Во-первых, требуется применение оксидных конденсаторов большой емкости, которые в целях безопас ности должны быть рассчитаны на напряжение не менее 400 В. Это приводит к существенному подъему габаритов устройства. Во-вторых, тот факт, что выключатель встроен в само устройство, заставляет прокладывать дополнительные подводящие провода. Во многих случаях это усложняет конструкцию, так как пользоваться имеющимся выключателем готового осветительного прибора. (например, торшера или люстры с кнопкой, смонтированной на шнуре питания) оказывается, как правило, невозможно. Обойти перечисленные трудности позволяет устройство, описанное ниже. Оно (см. схему) выполнено в виде дву-полюсника. Это позволяет разместить плату с его деталями в любом...

Для схемы "Защита ламп накаливания"

Не секрет, что галогенные лампы, применяемые в авто, нередко выходят из строя. Происходит это в результате броска тока, возникающего в результате того, что спираль накаливания в холодном состоянии обладает малым сопротивлением. Вот ослепительный пример: автомобильная галогенная лампа, применяемая в противотуманных фарах, потребляет в нормальном режиме 55 Вт (при 12 В питания), следовательно, сопротивление нити накала в нагретом состоянии будет составлять приблизительно 2,6 Ом. На самом же деле сопротивление, измеренное омметром, чуть превышает 0,2 Ом. В результате бросок тока составит 60 А! Для продления срока службы ламп накаливания в авто и иной низковольтной аппаратуре и служит предлагаемое устройство. Время плавного разогрева - выхода на режим зависит от сопротивления резистора R1 и емкости конденсатора С1, и при указанных на схеме номиналах составляет приблизительно 2,5 с. Дроздов схемы трансиверов Напряжение насыщения составного транзистора VT1, VT2 можно устанавливать вращением ротора резистора R2. Это позволяет подобрать необходимое пора выхода на режим, в зависимости от мощности нагрузки в интервале от нуля до максимальной задержки. Транзисторы VT1 и VT2 нужно установить на общий теплоотвод площадью приблизительно 100 см2, при токе потребляемом лампой до 6 А. Выбор силового транзистора КТ872А не случаен. Данный транзистор производства НПО "Транзистор" (г. Минск) способен выдерживать длительное пора значительные броски тока при среднем токе до 10 А. Если переключатель SA1 сменить перемычкой, а последовательно с резистором R1 включить микротумблер или микрокнопку - появляется дополнительное удобство-отсутствие мощного силового выключателя. Его роль теперь выполняет силовой транзистор.А.ФИЛИПОВИЧ, Минская обл., г. Дзержинск...

Сигнальные лампы служат для световой сигнализации состояния контролируемой цепи. По ним можно быстро определить наличие напряжения на входе в щитке, включена или нет какая-либо цепь и т.д. Они очень просты в эксплуатации и понимании для неподготовленного человека. Если лампа светится, то напряжение в сети есть, а если нет, то значит напряжение отсутствует. Если распределительный щиток с прозрачной крышкой, то сигнальные лампы ЛС-47 создают там очень даже красивую иллюминацию. Это как бы дополнительный бонус.

Сигнальные лампы ЛС-47 выпускают разные производители. Это IEK, EKF, TDM и другие. Они выполнены в модульном исполнении и очень похожи на автоматические выключатели. Только вместо рычага включения у них находится сама лампа. Они крепятся на DIN-рейку. Такое исполнение позволяет их устанавливать в любом распределительном щитке рядом с другими модульными устройствами. ЛС-47 представляет собой неоновую лампу с включенным последовательно резистором ограничения тока.

Очень простая. У нее есть два вывода (контакта), к которым подключается "фаза" и "ноль".

Вот схема из паспорта на устройство...

Также часто схема подключения изображена на самом корпусе сигнальной лампы...

Вот пару схем однофазного распределительного щита , где на вводе подключена сигнальная лампа. По ней можно контролировать наличие входного напряжения.

Также визуально контролировать наличие напряжения можно и в трехфазной сети. Иногда бывают аварийные ситуации, когда происходит обрыв одной из фаз, где-то на контактной сети. Если в вашем доме ввод 3-х фазный, а нагрузка однофазная и распределена на три группы, то при пропадании одной фазы не будет работать только часть электроприборов. Часто это вводит в заблуждение. Например, в одних комнатах розетки и свет могут работать, а в других нет. В такой ситуации начинаются поиски места в данной линии, где пропали (оборвались) фаза или ноль. В такой ситуации при наличии на входе сигнальной лампы ЛС-47 можно сразу визуально определить, что просто пропало напряжение на одной из фаз. Значит проблема не у вас дома, а где-то в контактной сети.

Вот схема трехфазного распределительного щита , где на вводе на каждой фазе подключены сигнальные лампы ЛС-47.

Вот и разобрались со схемой подключения сигнальной лампы ЛС-47.

А вы у себя дома используете где-нибудь такие лампы?

Улыбнемся:

Разговаривают две собаки в клинике Павлова. Одна говорит:
- Смотри, вон мужики идут, которые на свет лампочки реагируют. Как лампочка зажигается, они еду подают.