Самые красивые святые места на земле. Христианские святыни и святая земля

Центрами православного христианства являются Иерусалим, Вифлеем, Назарет и Вифания. Вифлеем расположен в нескольких километрах южнее Иерусалима, Вифания - восточнее. Назарет находится в 100 км к северу от Иерусалима, недалеко от знаменитого Галилейского моря. Паломники, прибывающие в Святую землю, вначале направляются в Вифлеем, где посещают храм Рождества Христова. В стене храма устроена ниша, выложенная мрамором, в которой находятся ясли, где по преданию лежал младенец Иисус. В Вифании для посещения туристов открыты фундамент дома и надгробная плита могилы Лазаря, воскрешенного Иисусом. Духовная значимость паломничества в Назарет заключается в посещении того места, где Иисус рос и позже обрел учеников среди рыбаков.

Безусловно, центром привлечения паломников является Иерусалим. В Иерусалиме расположен ряд объектов культа, имеющих огромное значение. Прежде всего, это Гефсиманский сад, который явился свидетелем душевных мук Иисуса Христа. В Гефсиманском саду растут восемь старых оливковых деревьев, посаженных еще во времена Иисуса. Здесь же расположена базилика Страстей Господних, внутри которой - скала Страстей Господних. Обычно паломники простираются ниц перед этой скалой, молятся и вспоминают страсти Господа перед тем, как его схватили римские стражники.

Все паломники, прибывающие в Иерусалим, проходят по Пути Скорби 14 остановок, связанных с последними часами жизни Иисуса:

  • - Иисус приговорен к смерти;
  • - Иисус берет свой крест;
  • - Спаситель падает в первый раз;
  • - Иисус встречает свою Мать;
  • - Симон Киринейский помогает Иисусу нести крест;
  • - Вероника утирает платком лик Христа;
  • - Иисус падает во второй раз;
  • - Спаситель проповедует женщинам Иерусалима;
  • - Иисус падает в третий раз;
  • - с Христа снимают одежды;
  • - пригвождение к кресту;
  • - Иисус Христос умирает на кресте;
  • - тело Спасителя снимают с креста;
  • - тело Иисуса Христа кладут во гроб.

На каждой из 14 остановок паломники останавливаются для молитв и размышлений. В конце Крестного пути находится Храм Гроба Господня. Это уникальное сооружение стоит там, где имели место события, связанные с распятием, погребением и воскресением Иисуса Христа. Храм Гроба Господня посещают паломники-христиане всех направлений - католики, православные, монофизиты, ариане, несториане, протестанты, копты.

Христианский паломнический туризм имеет особое значение в жизни общества:

  • 1) духовно-просветительская роль (во время поездки паломники узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни России; знакомятся с особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев);
  • 2) Общеобразовательная роль (монастыри являлись и являются культурными историческими центрами, на территории многих расположены музеи, отражающие жизнь и обычаи различных исторических эпох);
  • 3) миссионерская роль (поездки по святым местам способствуют воцерквлению многих ранее нерелигиозных людей);
  • 4) благотворительная роль (во время паломнических туров паломниками осуществляется благотворительная материальная помощь и денежные пожертвования).

Специализированные туристские фирмы предлагают различные паломнические туры. Особой популярностью и спросом пользуются туры в Израиль.

Программа паломнического тура в Израиль, 8 дней/7 ночей

  • 1-й день - Прибытие в а/п им. Бен-Гуриона. Встреча. Яффа. Русский монастырь Св. Петра. Могила Св. Тавифы. Лидда. Греческий православный храм Св. Георгия Победоносца. Переезд в Иерусалим. Размещение в гостинице. Ужин.
  • 2-й день - Иерусалим. Завтрак. Поклонение Гробу Господню. Русское подворье. Русская духовная миссия в Иерусалиме. Храм Святой Троицы. Ужин. В 24:00 - Божественная литургия в Храме Гроба Господня (с субботы на воскресенье).
  • 3-й день - Иерусалим. Завтрак. Гора Сион. Гробница царя Давида. Горница Тайной вечери. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Храмовая гора. Крестный путь. Храм Гроба Господня. Голгофа. Камень миропомазания. Гроб Господень. Место обретения Животворящего Креста. Ужин.
  • 4-й день - Иерусалим. Завтрак. Эйн-Карем. Место Рождества Иоанна Предтечи. Источник Пресвятой Богородицы. Горненский православный женский монастырь. Монастырь «Посещения» (место жилища праведных Елисаветы и Захария). Вифлеемское поле. Церковь пастушков. Вифлеем. Храм Рождества Христова. Греческий православный монастырь Святого Креста. Ужин.
  • 5-й день - Иерусалим. Завтрак. Елеонская гора. Спасо-Возне-сенский монастырь Русской зарубежной православной церкви. Место обретения Главы Иоанна Предтечи. Гефсимания. Гробница Пресвятой Богородицы. Гефсиманский сад. Русский монастырь Св. равноап. Марии Магдалины, поклонение мощам Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Ужин.
  • 6-й день - Иерусалим. Завтрак. Выезд из гостиницы. Иудейская пустыня. Монастырь Св. Георгия Хозевита. Монастырь Герасима Иорданского. Переезд в Галилею по долине реки Иордан. Омовение в священных водах реки Иордан. Размещение в гостинице в Тиверии. Ужин.
  • 7-й день - Тиверия. Завтрак. Назарет. Церковь Архангела Гавриила при источнике Девы Марии. Церковь Благовещения. Кана Галилейская. Церковь в честь первого чудотворения на брачном пиру. Галилейское море. Табха. Церковь Чуда умножения хлебов и рыб. Капернаум. Монастырь Двенадцати апостолов. Гора Блаженств. Церковь Нагорной проповеди. Магдала. Русский храм Марии Магдалины. Ужин в гостинице.
  • 8-й день - Тиверия. Завтрак. Гора Фавор. Храм Преображения Господня. Переезд в аэропорт. Вылет в Москву.
Несомненно, духовным центром, как бы сердцем Святой Земли, является Иерусалим. Именно здесь находятся главные святыни всего христианского мира. Здесь совершился искупительный подвиг Христа Спасителя. С этим городом связано множество пророчеств и обетований - как Ветхого, так и Нового Заветов. А в книге Откровения, в Апокалипсисе, мы читаем о Небесном, новом Иерусалиме - граде Божием: "И аз Иоанн видех град святый, Иерусалим нов сходящь от Бога с Небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему".

Но сначала немного истории . Когда-то в этих местах располагалось небольшое селение, называвшееся Иевус. Оно было расположено у подножия горы Мори́а - той самой горы, на которой праотец Авраам должен был принести в жертву Богу своего единственного сына Исаака. Тогда Господь, испытав веру и любовь праведника, не допустил совершиться этому жертвоприношению. Пройдут века, и совсем рядом с этим самым местом Сын Божий принесет себя в Жертву за грехи мира.

Именно сюда в X веке до Р.Х. перенес царь и пророк Давид столицу Израильского царства, располагавшуюся до того времени в Хевроне. Древний Иерусалим был построен на склоне холма южнее горы Мориа. При сыне пророка Давида царе Соломоне Иерусалим был расширен, а на горе Мориа был построен первый Иерусалимский Храм. Сейчас это место называется Храмовой горой. Храм, построенный при царе Соломоне (в 950 году до Р.Х.), так и называется Первым Храмом . Он был разрушен вавилонянами в 576 году до Р.Х., когда иудейский народ был угнан в плен царем Навуходоносором. Знаменитое вавилонское пленение продолжалось 70 лет. Вернувшись на родину, иудеи построили новый храм на месте разрушенного. Возглавили строительство пророки Зоровавель и Ездра. И с 515 года до Р.Х. начинается, так называемый, период Второго Храма . Неемия в V веке до Р.Х. восстановил ворота и стены Иерусалима. Затем Иудея стала частью империи Александра Македонского (так называемый эллинистический период), во II веке Антиох Епифан пытался превратить Иерусалимский Храм в капище Зевса, но этому воспрепятствовало восстание Маккавеев. В 63 году до Р.Х. Иудея была захвачена римлянами и вошла в состав Римской империи.

Во времена Евангельские в Иудее правил царь Ирод Великий. Это был первый Иудейский царь, происходивший из иноплеменников. Поставлен он был римлянами, а достиг власти хитростью, коварством и подкупом. Вспомним пророчество патриарха Иакова о том, что Мессия придет тогда, когда на царский трон в Иудее взойдет не иудей. Придерживаясь по внешности иудейских обычаев, Ирод оставался в душе язычником. Он строил в городах и даже в пригороде Иерусалима театры и амфитеатры, устраивал языческие зрелища и игры. Отличаясь жестоким и свирепым нравом, будучи крайне честолюбивым и подозрительным, он очень боялся лишиться власти и предавал смерти всякого, кто представлялся ему опасным. Чтобы завоевать расположение иудеев, царь Ирод реконструировал Иерусалимский Храм, стремясь придать ему большее великолепие. Ирод также построил крепость Антония, ставшую центром Римского присутствия в Иерусалиме. Там находилась резиденция римского прокуратора (или, по-гречески, "игемона"), размещался римский военный горнизон. Ирод Великий умер через год после рождения в мир Спасителя.

В Евангелии упоминается также Ирод Антипа - один из сыновей Ирода Великого, правитель Галилеи и Переи. Воспитывался он в Риме, своим правлением всячески старался угодить римским императорам: Августу, а затем Тиверию, в честь которого назвал свою новую столицу, построенную им на берегу Галилейского озера. Этот Ирод обезглавил святого Иоанна Крестителя. К Ироду Антипе посылал Пилат находившегося в узах Христа, пытаясь уйти от сложной для себя ситуации и переложить ответственность на Ирода.

Иерусалим был стерт с лица земли в 70 году по Р.Х, от него буквально "не осталось камня на камне" - по слову Господа. Так подавили римляне иудейское восстание против их владычества. От Второго Храма сохранилась только западная стена внешней ограды, построенной Иродом (или Стена Плача, как она стала называться с XVI века, когда иудеи начали собираться здесь для молитвы). Христианская община Иерусалима скрылась тогда в город Пеллу, расположеннный за Иорданом.

Позже, при римском императоре Адриане на месте Иерусалима был построен новый город, который получил название Элия Капитолина. Он имел устройство наподобие римского военного лагеря и был четко разделен на четыре квадрата. Тогда же были изменены границы города, и Голгофа оказалась внутри новых городских стен.

При разделении Римской империи на Западную и Восточную, Иерусалим оказался под властью византийских императоров. Однако, в 614 году был завоеван персидским царем Хозроем и хозяевами здесь стали мусульмане. От их рук пострадало много мучеников, преподобномучеников: персидские завоеватели оскверняли святыни, врывались в монастыри, убивая всех монахов. Во времена Крестовых походов Иерусалим принадлежал попеременно то европейским рыцарям, то мусульманам. А с 1517 по 1917 года Святая Земля находилась под властью Оттоманской империи. В Первую мировую войну Турция была вынуждена уступить Палестину англичанам.

В 1948 году было образовано государство Израиль. Однако, окончательно Иерусалим отошел к Израилю только в 1967 году после "шестидневной войны".

Взглянем на панораму города .

В 691 году на месте Иерусалимского храма была построена знаменитая мечеть "Купол над скалой". Этот огромный золотой купол ярко выделяется на панораме Иерусалима. Он покрывает собой скалу, на которой патриарх Авраам должен был принести в жертву сына Исаака. Это место очень почитается мусульманами, так как, по их верованиям, с этого места пророк Муххамед вознесся на небо.

Стены старого города, которые мы видим сейчас, были построены турками в XVI веке, однако, камни, из которых они сложены, гораздо древнее. Здесь есть камни времен царя Ирода, камни с ланинскими надписями, камни со знаками крестоносцев. Расположен Иерусалим на горах, из которых наиболее известны Храмовая гора, гора Сион и Елеонская (Масличная).

Внимание привлекают также Золотые ворота. Они стоят на месте древнейших ворот города (раньше они были открыты). Это были единственные ворота, которые вели прямо на Храмовую гору. Именно этими вратами проходил Господь, свершая Свой вход в Иерусалим перед Своими страданиями. По иудейским верованиям Мессия должен был прийти с востока и войти в город через Золотые ворота. Что, собственно, и исполнилось. Но евреи по-прежнему ждут Мессию, и мусульмане замуровали ворота, чтобы преградить ему путь. И даже специально устроили перед ними мусульманское кладбище, чтобы иудеи гнушались через него проходить. С этими воротами связано много преданий. Есть предание, что эти ворота откроются только перед Спасителем во время Второго пришествия, а перед антихристом они не откроются.

Границей города с востока была Кедронская долина (отделяющая Храмовую гору от Елеонской), по которой протекал Кедронский поток, ныне пересохший, и Иосафатова долина - древнее еврейское кладбище. По преданию, на этом месте будет происходить Страшный Суд. Западная граница города проходила перед нынешним храмом Воскресения Христова. Серые купола этого храма также видны на панораме. Они расположены дальше за золотым куполом мечети. Во времена Христа это место находилось уже вне городских стен.

И еще необходимое замечание: исторический Иерусалим ушел под землю примерно на 5 м, т.е. прежние улицы сейчас находятся в подвалах.

Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня)

Первое, что стремится сделать каждый паломник, прибывший на Святую Землю - это поклониться главной святыне христианского мира - припасть ко Гробу Господню. Вслед за женами-мироносицами, которых влекла ко Гробу Христову их великая любовь к Учителю, приходят ныне к этому Живоносному Гробу христиане, влекомые той же любовью к своему Спасителю и Господу. Видят пустой Гроб, в котором три дня покоилось тело Христово и становятся свидетелями Воскресения. Как не вспомнить в этот момент Пасхальные стихиры:

"Мироносицы жены́, ýтру глубокý, представша Гробу Живодавца, обретоша Ангела, на кáмени седяща, и той провещáв им, сúце глаголаше: что ищете живáго с мертвыми; что плачете Нетленнаго во тли; шедше проповéдите ученикóм Его".

Во времена Христа это место находилось за пределами города. После разрушения Иерусалима римлянами, здесь были построены языческие капища. И только в IV веке, в годы правления святого императора Константина, когда гонения на христиан прекратились, святая равноапостольная царица Елена, разрушив капища идолопоклонников, нашла Святой Гроб Господень, место распятия Спасителя, обрела древо Животворящего Креста. Тогда же по ее повелению началось возведение на этом святом месте храма в честь Воскресения Христова. Строительство продолжалось десять лет, с 326 по 335 год. Церковные историки повествуют о необыкновенной красоте и величественности храма. 13 сентября 335 года он был торжественно освящен.

В 614 году храм очень сильно пострадал от персов, вскоре его попытались восстановить, но в 1009 году он был вновь полностью разрушен мусульманами. В 1042 году при поддержке византийского императора Константина Мономаха храм опять был восстановлен, однако, уже не в прежнем великолепии. В 1130 году он был перестроен и значительно расширен крестоносцами. Они соединили под одной крышей все священные места: Гроб Господень, Голгофу. С тех пор храм неоднократно страдал от пожаров и землетрясений. Бо́льшая часть храма принадлежит сейчас Иерусалимской Православной Церкви, отдельные приделы принадлежат армянской, коптской, католической, сиро-яковитской и эфиопской Церквям.

Когда мы входим в храм Гроба Господня, прямо перед нами - камень Помазания. Это камень, на который было положено тело Спасителя после снятия с Креста для подготовки к погребению. Вспоминая об этом, камень постоянно поливают и натирают благовониями.

По иудейским обычаям умерших хоронили в пещерах, внутри которых устраивалось два помещения. Первое - более просторное, в котором оплакивали усопшего и над телом умершего читались псалмы и молитвы. И второе помещение - погребальное, где на выдолбленном в скале каменном ложе полагалось тело усопшего. В семейном склепе могло быть несколько ниш для захоронений. У входа в пещеру устанавливался камень (один или два), на котором тело умершего подготавливалось к погребению - омывалось, умащалось ароматами, маслами и облекалось в плащаницу. Это и были камни помазания, подобные тому, что мы видим в храме Гроба Господня. Вход в погребальную пещеру закладывался огромным камнем. Существовал также обычай примерно через год открывать пещеру и кости погребенного омывать в благовониях и складывать в специальный ящик для последующего перезахоронения. Как правило, этот ящик помещали в специальную нишу в той же пещере. Если семья или весь род менял место жительства, они могли легко взять с собой кости своих усопших сродников. А в пещере могли после этого похоронить еще кого-то. Поэтому в Евангелии и сказано о Гробе Господнем, что это был "гроб новый, в котором еще никто не был положен" (Ин. 19:21).

Но вернемся в храм Воскресения. Налево от камня Помазания - проход ко Гробу Господню. Направо - Голгофа. У Голгофы располагалась площадь, на которой народ собирался смотреть казнь преступников. С западной стороны примыкали сады и упоминаемый в Евангелии сад, принадлежащий Иосифу Аримафейскому, в котором и находилась гробница, ставшая Гробом Господним. Возле скалы была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Именно в ней впоследствии царица Елена обрела Животворящий Крест Господень.

Голгофа - это небольшой скалистый холм, название которого происходит от еврейского "Гулголет" - "лоб, череп". Так эта скала называлась из-за сходства ее округлой формы с черепом. Древнее предание утверждает, что на этой горе была погребена голова Адама. К вершине Голгофы сейчас ведет лестница, расположенная справа от входа в храм и от камня Помазания. Поднявшись по ней, мы видим большой Крест, установленный за главным престолом. Это православный алтарь. Справа от него - католический придел. Под православным престолом находится отверстие, оправленное серебром. Оно обозначает место, где стоял Крест Спасителя. Паломники преклоняют колена, опускают руку в отверстие и дотрагиваются до этого святого места, омытого Кровью Христовой. Здесь было совершено Искупление человеческого рода. Слева и справа от алтаря под стеклом можно увидеть подлинную скалу Голгофского холма. Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Спуститься вниз можно по другой лестнице. Под Голгофой находится придел Адама, который, по преданию, был здесь погребен. И Кровь Христа - нового Адама - омыла кости праотца. Престол здесь освящен в честь святого Иоанна Предтечи. За стеклом видна скала с образовавшейся в ней расселиной. Раскол в скале произошел в час Крестной смерти Спасителя. Видно, что скала расколота против биологических слоев. "Иисус же паки возопив гласом велиим, испусти дух. И се завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго: и земля потрясеся, и камение распадеся..." (Мф. 27: 50-51).

Из этой часовни можно пройти в сокровищницу (она не всегда открыта). Там находится самая большая в мире частица Животворящего креста Господня и множество мощей святых.

Вернемся к камню Помазания и пройдем далее. Мы видим небольшую армянскую часовню, представляющую собой круглую плиту из белого мрамора, окруженную колоннами - это место, где, по преданию, стояла Матерь Божия во время Крестной казни Своего Сына и Господа.

Часовня Гроба Господня называется Кувýклия (в переводе с греческого "часовня с погребальным ложем"). Именно внутри нее находится пещера, в которой был погребен Спаситель. Когда тело Иисуса Христа было снято с Креста, то Его погребли в расположенной неподалеку погребальной пещере, принадлежавшей Иосифу Аримафейскому, тайному последователю Христа. Причем, гробница была новая, в ней еще никто до этого не был погребен. По обычаю иудейскому, тело Христа было умащено благовониями и обвито четвероугольным широким платом - плащаницей. Вход в пещеру, где был погребен Спаситель, был завален огромным камнем. Злоба синедриона догадалась еще и приставить ко гробу стражу, так как иудейские начальники боялись, что ученики тайно унесут тело Учителя и скажут, что Он воскрес.

Кувуклия сохраняет обычное устройство древней гробницы, состоявшей, как мы уже говорили, из двух помещений. Паломник, входящий внутрь, попадает вначале в первый придел, именуемый ныне приделом Ангела . В центре этого небольшого помещения мы видим невысокую колонну - камень, на котором сидел Ангел, возвестивший Мироносицам о Воскресении. Когда в Кувуклии служится литургия, этот камень становится престолом, а сам Гроб Господнь - жертвенником. Из придела Ангела очень низкий проход ведет в погребальное помещение, где находится Гроб Господень. Выходить из него принято так, чтобы не поворачиваться спиной ко Гробу.

"Приидите от видения жены́ благовестницы и Сиону рцы́те: приимú; от нас радости благовещения Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрéв из Гроба, я́ко Жениха происходя́ща" (Стихиры Пасхи).

Сзади Кувуклии расположена небольшая коптская часовня, примечательная тем, что в ней, преклонив колена, можно прикоснуться к подлинному камню погребальной пещеры. Ведь ныне эта пещера одета мрамором, окружена колоннами...

На Страстной седмице в Великую Пятницу свершается богослужение на Голгофе, святая Плащаница сносится с Голгофы, полагается на камень Помазания и там посыпается лепестками роз - как умащалось тело Спасителя ароматами и благовониями. После этого Плащаница обносится вокруг Кувуклии, полагается на Гроб и Кувуклия запечатывается (как запечатали иудеи Гроб Спасителя). Так оживают здесь Евангельские события. Становятся реальностью. "Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом..." - поет Церковь в Великую субботу. Не надо забывать этих священных строк православного богослужения, особенно, здесь, на самом святом месте во Вселенной, где свершилось наше Спасение.

В Великую субботу на Гробе Господнем происходит чудо схождения Благодатного огня. Упоминания об этом чуде встречаются очень рано, с первых веков христианства. Многие пытались и пытаются опровергнуть это чудо, но пока это еще никому не удалось. Первым свидетелем чудесного света во Гробе Господнем был апостол Петр. Как поется в седальне 8 гласа на воскресной утрени: "...и скóрый Петр предстá ко Гробу, и свет зря во Гробе, ужасашеся". И вот уже две тысячи лет сходит Благодатный Огонь на Гроб Господень. В Великую субботу в храме гасятся все свечи и не остается никакого огня. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, рядом кладутся 33 свечи – по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Православный Патриарх входит в Кувуклию для молитвы. Перед этим его тщательно обыскивают, чтобы исключить подлог. Армянскому архиерею дозволяется войти в придел Ангела. Нет определенного времени, когда сходит Огонь. Иногда в молитве проходит 5 минут, иногда 10, иногда 20... были случаи, что ждали час и два. Перед схождением Огня в храме бывают видны голубоватое свечение, всполохи, отдаленно напоминающие зарницы. Причем, эти вспышки происходят и высоко под куполом, и ниже, и они не соответствуют вполне никакому земному природному явлению. Иногда сами собой зажигаются лампады. Когда сходит Благодатный Огонь, то от свечей Патриарха он молниеносно разносится по храму. И от множества свечей и светильников храм превращается буквально в море огня. Причем, Благодатный Огонь первое время не обжигает и он более белого цвета, не такой, как обычный земной огонь. Иногда от него происходят чудесные исцеления. То, что испытывает человек, ставший свидетелем этого Чуда, словами передать невозможно, да и не нужно - слишком это трепетное и сокровенное.

Когда-то армянское духовенство добилось у властей того, чтобы православные не были допущены ко Гробу в Великую субботу. Армяне тщетно ожидали Благодатного Огня в Кувуклии. Православный же Патриарх с паствой молились на улице. Тогда Огонь вышел из колонны у входа в храм (слева), образовав трещину, которую видно и поныне.

Напротив Кувуклии расположен Кафоликон - самый большой, основной, православный придел.

Пройдем теперь по храму Воскресения, который имеет под своей крышей еще немало примечательных святынь. Если стоять лицом к Кувкулии и идти направо, то первое, что нам встретится - это католический придел, посвященный святой равноапостольной Марии Магдалине. По преданию, здесь она встретила Воскресшего Господа. Пройдем далее по галерее. У северной стены в углу мы увидим небольшую часовню, имеющую название "Темница Христова" . Часовня была освящена в честь Успения Божией Матери. Здесь в евангельские времена была небольшая пещера, в которой содержались осужденные в ожидании казни. В этой часовне находился чудотворный образ Пресвятой Богородицы, именуемый "Божия Матерь Скорбящая". Но икона была сильно повреждена неосторожностью паломников и после реставрации помещена в канцелярии храма. Перед часовней расположен престол, под которым - каменные колодки, подобные тем, что можно увидеть в темнице претории.


Проходим далее по галерее. Следующий небольшой придел посвящен святому мученику Лонгину сотнику . Святой Лонгин был одним из римских воинов, стоявших на страже у Креста Господня. Евангелие говорит нам о нем: "Сотник же и иже с ним, стерегущии Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий" (Мф. 27:54). Святой Лонгин впоследствии стал христианином и принял мученическую кончину. Придел принадлежит Православной Церкви.

Следующий придел, он принадлежит армянской церкви, посвящен Разделению риз Спасителя . Вот, что повествует нам об этом Евангелие от Иоанна: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины". (Ин. 19:23-24).

Следующий придел, ближайший к Голгофе, - это православный придел Тернового венца . Под престолом здесь находится часть колонны, перенесенной сюда из претории. По преданию, к этому столбу был привязан Спаситель во время бичевания. Другое предание говорит о том, что на этот столб посадили Спасителя, надев на него терновый венец, и насмехались над Ним.

Между приделами Разделения риз и Тернового венца находится лестница, по которой мы можем спуститься к месту обретения Креста святой царицей Еленой. Вначале мы попадем в армянский придел, посвященный равноапостольной Елене. Пройдем через него и спустимся еще ниже в пещеру Обретения Животворящего Креста. Место, где был обретен крест, расположено справа, оно обозначено плитой с изображением креста. Слева - католический престол со статуей святой царицы Елены.

Позади Кувуклии за рядом колонн находится сиро-яковитский придел, в стене которого расположен вход в древние погребальные пещеры. Существует предание, что здесь были погребены праведные Иосиф Аримафейский и Никодим.

Слева от входа в храм Гроба Господня (если стоять лицом к входу) расположены три храма: жен-мироносиц, Сорока мучеников Севастийских и Иакова брата Господня. В церкви апостола Иакова находится чудотворная икона Божией Матери, перед которой обрела покаяние преподобная Мария. Здесь она, не допущенная невидимой силой Божией войти в храм Воскресения Христова, возвела взор на этот образ Пресвятой Богородицы, благодать Божия озарила совесть грешницы и она вдруг увидела всю глубину и мерзость своих беззаконий. От этой иконы получила святая благословение на подвиг.

В четверг 5-й седмицы и в пятую неделю Великого поста Святая Церковь воспоминает и прославляет подвиги преподобной Марии Египетской, воспоминая беспримерный подвиг ее покаяния.

А справа от входа в храм Гроба Господня (если стоять лицом к входу) можно через коптский храм, подняться на крышу к куполу Голгофы. А пройдя еще через один храм, принадлежащий коптам, можно увидеть очень древнюю цистерну для воды. Эта вода использовалась для нужд Храма Воскресения, построенного равноапостольной царицей Еленой.

Место Рождества Божией Матери

Неподалеку от ворот старого города, ближайших к Гефсимании, находился дом праведных Иоакима и Анны. Эти ворота имеют несколько названий: древнее их название - Овечьи, поскольку рядом с ними находилась Овчая купель (Вифезда); Львиные - в арабской традиции, по причине изображенных на вратах львов - геральдической эмблемы султана Бейбарса; Стефановы - христианское название, так как неподалеку, около Кедрона, был побит камнями первомученик архидиакон Стефан.

На месте дома святых Иоакима и Анны сейчас находится греческий храм. Над дверью написано по-английски: "The Birth Place of Virgin Mary" ("Место Рождества Божией Матери"). В сохранившиеся помещения самого дома, где родилась Пресвятая Богородица, приходится спускаться, потому что Иерусалим сейчас выше, чем в те времена.

Вифезда

Сразу за домом праведных Иоакима и Анны расположена древняя Овчая купель, именуемая Вифезда (Бейт-Хисда), что в переводе с древнееврейского означает "дом милосердия". Здесь совершилось знаменитое чудо исцеления Спасителем расслабленного, который 38 лет страдал от своего недуга, о чем повествуется в Евангелии от Иоанна.

Овчей эта купель именовалась по причине того, что в ней омывались жертвенные агнцы. Весь этот комплекс относился к Иерусалимскому храму, строения которого располагались совсем рядом, а вода предназначалась для храмовых нужд. По временам в купальню сходил ангел и возмущал в ней воду. И кто первым входил в купель после этого возмущения воды, выздоравливал от своих недугов (Ин. 5:1-9). Купель представляла собой два бассейна глубиной 11 м, разделенных перешейком. Вокруг бассейнов располагалось пять крытых галерей (как это и описывается в Евангелии: "пять притвор имущи").

Сейчас мы видим здесь раскопки древней купели и позднейших сооружений. Глубокая цистерна с левой стороны очень древняя, видимо, относящаяся к самой купели. Императрица Елена построила здесь христианский храм - его остатки можно увидеть сейчас в центре комплекса раскопок. Позднее, языческие властители устроили здесь капище Асклепия, почитавшегося ими богом врачевания. Римляне строили здесь свои водосборные цистерны, в одной из которых до сих пор удерживается вода.

Весь этот комплекс сейчас принадлежит католикам и попасть на него можно только за плату. Рядом с раскопками Вифезды расположен католический храм (XII века), посвященный праведной Анне.

Русская Духовная Миссия

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме была основана в 1847 году. Состояла она тогда из возглавлявшего ее архимандрита Порфирия (Успенского), иеромонаха Феофана (будущего святителя, затворника Вышенского) и еще двух человек. Первоначально Русская Духовная Миссия не имела собственного помещения. Но в 1858 году после паломничества во Святую Землю Великого князя Константина Николаевича с супругой был решен вопрос о приобретении для Русской Духовной Миссии земельного участка в Иерусалиме. Этот участок находится на улице Яффа, вне стен старого города. В 1872 году здесь был построен большой Троицкий собор, в котором по сей день совершаются регулярные богослужения. Вокруг собора располагались административные здания Миссии с домовым храмом в честь мученицы царицы Александры и гостиница для паломников.

В задачи Миссии входила забота о многочисленных русских паломниках: их духовная поддержка, а также обеспечение жильем, питанием, медицинским обслуживанием. К сожалению, в 1964 году Никита Хрущев продал государству Израиль почти весь участок, принадлежавший Русской Миссии. В собственности Миссии остался только собор и часть одного из зданий.

В Троицком соборе находится чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, спасший некогда русских паломников от гибели при кораблекрушении. Помещена эта икона на правом клиросе, во втором ряду.

Другие святые места Иерусалима

В старом городе имеется еще много небольших монастырей, множество достопримечательностей и святынь. Расскажем о некоторых из них.

Темница апостола Петра, монастырь святого Никодима

Среди узких улочек и кварталов старого города неподалеку от Претории расположен небольшой греческий монастырь, посвященный святому праведному Никодиму. В крипте храма обители находится темница, в которую был заключен апостол Петр и откуда он был чудесно выведен Ангелом (Деян. 12: 1-10) Подлинные вериги, которыми был скован апостол Петр, сейчас хранятся в Риме. А здесь в настоящее время находится их копия. Из других святынь монастыря - чудотворная Плащаница Спасителя, вытканная русскими монахами.

Монастырь Великая Панагия. Пещерка преподобной Мелании Римляныни

Недалеко от храма Гроба Господня находится монастырь, именуемый Великая Панагия, по названию чудотворного образа Пресвятой Богородицы, который здесь пребывает. Икона эта была обретена невредимой после одного из пожаров в храме Воскресения. Эта обитель - одна из древнейших в Иерусалиме.

Предание повествует о том, что с этого места, расположенного вблизи Голгофы, Пресвятая Богородица узрела Своего Божественного Сына, распинаемого на Кресте.

В храме обители - много мощей различных святых, в том числе, святого апостола Иакова, святых мучеников Кирика и Иулиты. Под храмом расположена пещера, в которой подвизалась преподобная Мелания. Здесь же под спудом почивали ее святые мощи, увезенные впоследствии крестоносцами в Венецию.

Монастырь Малая Панагия (Сретенский или Сайданая)


Икона, на которой изображена бабушка Пресвятой Богородицы – святая праведная Мария
Еще один небольшой монастырь, затерянный в кварталах старого города на границе между христианским и мусульманским кварталами, посвящен Пресвятой Богородице, ее чудотворному образу Малая Панагия. Храм обители освящен в честь праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, имеет придел в честь Всех Святых. Снаружи ничто не говорит нам о том, что здесь расположена святая обитель. Собственно, это небольшой храм среди достаточно убогих жилых домов. Но монастырь очень примечательный. Здесь вас очень радушно встретит греческая монахиня, несущая послушание в этом святом месте.

В храме обители находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Малая Панагия или Сайданая (Первая Госпожа). По преданию, эта икона сама пришла в Иерусалим из Дамасской женской обители Сайданая и, отнесенная туда обратно, снова чудесным образом явилась в Иерусалиме, где и остается доселе. Однажды чудотворный образ был украден из церкви, но так же чудесным образом вернулся назад. Похититель же впал в расслабление и, покаявшись, получил исцеление. В благодарность он украсил икону серебряной ризой. Икона эта совсем небольшая и сейчас ниша, в которой она находится, закрыта решеткой.

Также здесь почитается очень редкая икона, на которой изображена бабушка Пресвятой Богородицы – святая праведная Мария, отличавшаяся очень благочестивой жизнью. По преданию, здесь находился дом родителей святой праведной Анны - матери Пресвятой Богородицы.


История Святой Земли, благодаря её очень удобному географическому положению, соединяющему Египет, Финикию, Сирию, Ирак, Иран (древняя Месопотамия) и Персидский Залив, интересна и богата политическими, религиозными и культурными событиями. С запада её омывает Средиземное море, тогда как на востоке находится пустыня. Таким образом, расположенная в центре региона и являющаяся мостом, соединяющим Египет и Месопотамию, то есть Африку и Азию, Святая Земля, заняла важное место в истории древнего мира. Её пересекали торговые пути, например, такие известные, как Морской Путь (Via Maris), по которому непременно проходили все, идущие с севера на юг, с востока на запад и наоборот. Из-за своего центрального географического положения Святая Земля была популярна также у всех захватчиков с севера, юга, востока и запада.

Римская карта Палестины, известная под названием Pointigeria, 4 век

Галилейский древнейший человек

В различных частях Святой Земли были найдены древнейшие останки людей и животных, датирующиеся периодом Палеолита (1.500.000 -15.000 до н. э.). Однако, самые древние человеческие останки были найдены в пещерах Галилеи и относятся к 70.000 г. до н. э. Они принадлежали к одной из тупиковых ветвей развития человеческого рода, находящейся между неадертальцем и сапиенсом. Археологи назвали галилейского человека палестинским древнейшим человеком.Кроме того, был найден ещё один новый вид древнего человека, жившего в период Мезолита (15.000-7.000 до н. э.) — натуфский человек (по названию скалы Эль-Натуфа на горе Кармель). Натуфский человек возделывал землю, приручал животных, строил небольшие поселения, создал общество и свою культуру. В последующие эпохи — неолита и хальколита (7.000-3.000 до н. э.) — палестинский древнейший человек расселился почти по всей стране, построил такие укреплённые поселения, как Иерихон, совершенствовал изделия из камня, впервые применил бронзу и из собирателя пищи превратился в её производителя. Кроме того, он установил связь с соседними народами и создал свою собственную культуру. Дорога для особой палестинской культуры была открыта.


Доисторические пещеры горы Кармелъ

Горный хребет Верхней Галилеи с библейской горой Мейрон

Первые семиты, ханаанцы, индоевропейцы и индоиранцы

Первые 750 лет второго тысячелетия до н. э., с 2000 по 1230 г., Святую Землю заселили народы, пришедшие из многих других мест. Среди них были индоевропейцы, индоиранцы и семиты с севера, запада и востока. Среди переселенцев был и Авраам с его племенем и стадом животных. Многие из волн переселенцев продолжали кочевой образ жизни пастухов, другие, как, например, ханаанцы, объединялись в оседлые общины, строили укреплённые поселения-государства, развивали искусство и создавали собственные культуры.


Библейский город Мегиддо, Армагеддон апокалипсиса

Евреи и филистимляне

В конце тринадцатого века до н.э. новые волны переселенцев заселили Палестину и изменили тем самым её демографическую карту. Среди них были 12 колен Израиля и группа народов моря, пришедших из района Анатолии, с запада и района Эгейского моря. Последние включали в себя филистимлян (плиштим, согласно Ветхому Завету или пелласги, согласно греческим источникам), ахейцев, данайцев, сицилианцев и многих других.


Холм Офла на юго-востоке современного Иерусалима, на котором был построен библейский Иерусалим


Схематическое изображение Иерусалима в годы правления библейских царей Давида и Соломона (9 век до н. э.)

Керамический саркофаг с изображением филистимлянина (10 век до н. э.)

Первые евреи, объединились в родовые колена с местными племенами, руководимыми, главами-судьями, как изложено в Ветхом Завете (1230-1050 до н. э.) Позднее все колена соединились, создав Объединённое Царство под властью библейских царей Саула, Давида и Соломона (1050-922 до н.э.).

После смерти Соломона, приблизительно в 930 году до н. э., объединённое израильское царство разделилось на два: Иудейское Царство, просуществовавшее до 586 г. до н. э. и Израильское Царство, уничтоженное ассирийцами в 721 г. до н. э. Другая группа, которую составили народы моря во главе с наиболее влиятельными из них — филистимлянами — основала на палестинском побережье союз пяти независимых городов (пентаполис) (Газа, Ашкелон, Ашдод, Гат и Екрон) под предводительством князей, согласно Ветхому Завету (тираны в греческих источниках). Пентаполис, как влиятельное и независимое объединение, просуществовал приблизительно двести лет, до 1000 г. до н. э. Царь Давид, после неоднократных военных столкновений, разогнал филистимлянский пентаполис и присоединил все города к его объединённому царству. Со временем, народы моря слились с местным населением и прекратили своё независимое существование. Спустя восемьсот лет греки и римляне назвали эту страну именем филистимлян -Палестиной.


Библейский город Хацор в северной Галилее

Ассирийцы, вавилоняне, самаритяне и персы

В 721 г. до н. э. ассирийцы уничтожили Израильское Царство на севере, и в 586 г. до н. э. вавилоняне подчинили себе Иудейское Царство на юге. Иерусалим был разрушен и вместе с ним — его знаменитый Храм, являвшийся религиозным центром иудаизма. Ассирийские и вавилонские захватчики насильно переселили большое количество евреев в другие части их империи, поселив на место изгнанных новые народы. Большинство новых переселенцев заселили Центральную Палестину и, в особенности, Самарию, после чего их назвали самаритянами. Небольшое количество самаритян продолжает жить и сегодня в Неаполисе (Шхеме), в Самарии, сконцентрировавшись вокруг их святой горы Гризим.

В 549 г. до н. э. новые захватчики — теперь персы — завладели Палестиной и присоединили её к большой Сатрапии — Эвер Нахара (заречная страна), т.е. западнее реки Евфрат. В годы персидской оккупации, 549-532 до н. э., евреи, жители Палестины, равно как и многие другие народы Персидской Империи, могли вести гораздо более свободный образ жизни, чем при прежних властителях — ассирийцах и вавилонянах. Умеренная политика персов позволила многим высланным евреям возвратиться к их оставленным очагам, восстановить разрушенные города и поселения, а также заново отстроить Иерусалимский Храм. Кроме того, приблизительно за двести лет персидского правления, которые соответствуют по времени золотому веку классической Греции, жители Палестины установили тесные связи с Грецией и греческим миром. Одновременно в Палестину начали прибывать первые греческие поселенцы — как купцы, так и простые переселенцы, и селиться в больших торговых городах палестинского побережья. Так началась эллинизация Газы, Ашкелона, Яффо и Акко (Птолемаис) — городов, которые в последующие эпохи превратились в большие центры греческой культуры.

Греки, римляне и византийцы

Оккупация Палестины, начиная с Александра Великого в 332 г. до н. э. и её последующее присоединение к греческим царствам, сперва — Птолемеев и позднее — Селевкидов, ещё более укрепили связь евреев с греками и греческим миром. Такая тесная связь привела к коренным изменениям в религиозной, политической и просто повседневной жизни евреев. Поэтому последовал неизбежный конфликт между двумя народами и культурами, результатом чего стало восстание Маккавеев и создание полуавтономного государства Хасмонеев (167-63 гг. до н. э.). Однако, несмотря на религиозные и культурные различия двух народов, иудаизма и эллинизма, греческая культура имела сильнейшее влияние как во всех областях иудаизма, так и в повседневной жизни. Кроме того, многочисленные передвижения греков по Палестине и основание греческих городов и культурных центров в наиболее важных точках страны, коренным образом изменили её этнографическую карту. Отныне греки составят большой процент населения Святой Земли и будут оказывать влияние на политическую и общественную...

Графическая реставрация дворца Ирода на Масаде (1 в. до н. э.)

Начало почти двухтысячелетнего периода еврейской диаспоры, создание Первой христианской общины Иерусалима, заложение римской Элии Капитолины на руинах Иерусалима, основание первых христианских церквей и признание христианства официальной религией Римской Империи.

В начале четвёртого века, с переносом римской столицы из Рима в Константинополь, в Палестине начинается новый период религиозного подъёма и экономического процветания.

Событиями, повлиявшими на ход истории Палестины в период Византийского правления (324-630 гг.), были: признание святых мест, строительство великолепных христианских базилик и церквей римскими императорами, принявшими христианство, и в особенности, Константином Великим и его матерью — Св. Еленой, многочисленные стечения паломников, провозглашение Иерусалимской патриархии и распространение христианского монашества.

Напряжённые и часто кончающиеся насилием религиозные диспуты христианских жителей Палестины, разрушительные землетрясения и кровавые бунты самаритян в конце пятого - начале шестого веков, хотя и оставили свой след, но не смогли прервать эпоху процветания и благополучия жителей Святой Земли. Лишь к концу Византийского периода, с разрушительным вторжением персов в 614 г., Палестина >была сильно ослаблена, став лёгкой добычей для арабских завоевателей в 630 г.

Арабы-мусульмане и крестоносцы

Сдачей Иерусалима патриархом Софронием Оману II Завоевателю, начался исламский период Палестины (639-1099 гг.), и арабы-мусульмане стали властителями Святой Земли. Новые завоеватели изначально продемонстрировали свою религиозную терпимость, не мешая существованию христианской религии и, в особенности, монашества. Положение ухудшилось только к концу восьмого века, когда к власти пришла династия абасских халифов, начавших массовые гонения на христиан и принудивших большую часть эллинизированного населения изменить религию и арабизироваться. В десятом и одиннадцатом веках, с учреждением ордена крестоносцев, положение ухудшилось ещё более. 15 июня 1099 г. крестоносцы захватили Святой Город и основали Иерусалимское Царство с границами, которые протянулись почти вдоль всей Палестины. Государство крестоносцев не продержалось долгое время. С победой Саладдина, султана Аюбской династии, над войсками крестоносцев в 1187 г., перестало существовать и их Царство. Небольшое количество крестоносцев, оставшихся на Святой Земле (как, например, в Акко -Птолемаисе), были изгнаны окончательно в 1291 г.


Дворец Умайских халифов в Иерихоне

Мамелюки, оттоманцы и англичане

После изгнания крестоносцев Палестина снова попадает в руки мусульман, однако, сейчас — под тираническую власть Аюбской (1190-1250 гг.) и Мамелюкской (1250-1517 гг.) династий. В 1517 г. турки Оттоманской Империи во главе с Сулейманом Великолепным триумфально вошли в Палестину, после чего она стала частью Оттоманской Империи, вплоть до 1918 г., когда к власти пришли получившие мандат от Лиги Наций англичане, которые правили в Палестине до 1948 г.

Израильтяне и палестинцы

По окончании Второй Мировой войны и с уходом английских войск, сопровождающимся кровавыми конфликтами между арабами и евреями, было создано государство Израиль. Итак, после двухтысячелетней диаспоры, евреи снова смогли вернуться на свою землю и построить своё национальное государство.

Войны 1967 и 1973 гг. расширили государственные границы Израиля до реки Иордан и Голланских Высот в Сирии, углубив, тем самым, ещё больше пропасть между арабами и израильтянами.

Сегодня два народа пытаются найти решение взаимосуществования в создании раздельных границ и правительств.

Так называются некоторые места и здания в Иерусалиме и его окрестностях, Вифлееме, Назарете и др., благодаря связи, которую они, согласно Святому Писанию или по преданию, имеют с событиями земной жизни Иисуса Христа. Важнейшими из Святых мест являются Гроб Господень в Иерусалиме и церковь в Вифлееме с пещерой, где родился Иисус Христос. До крестовых походов единственными обладателями Святых мест являлись церковные общины Востока - греко-православная, армянская, сирийско-яковитская, коптская и абиссинская. После крестовых походов Святые места перешли в руки католиков. В 1187 г. Иерусалим был занят мусульманами, и турецкий султан Саладин овладел ключами Гроба Господня и другими Святыми местами. Впоследствии латинянам и грекам удалось получить право владения Святыми местами. В 1230 г. папа Григорий IX назначил францисканцев стражами Святых мест. В XVI в. Порта подтвердила право францисканцев на владение Святыми местами. С тех пор между латинянами и православными шло соперничество за право владения Святыми местами, в этом споре Порта преимущество отдавала то одной, то другой стороне. В 1740 г. Франция смогла добиться от турецкого султана наибольших преимуществ для католической церкви в ущерб православию. Но затем грекам удалось получить большую часть церкви Гроба Господня, церковь в Вифлееме и один из трех ключей от пещеры, где родился Иисус Христос. В 1808 г. церковь над Гробом Господним сгорела, греки взяли на себя сооружение нового храма и сделались единственными владельцами большей его части. В XIX в. Россия взяла на себя право покровительства всех греко-православных христиан на Востоке. Николай I предъявил требование на преобладание ключом от церкви Гроба Господня, что привело к Крымской войне 1853-1856 гг. В 1868-1869 гг. Россия вместе с Францией возобновила купол над Гробом Господним, вследствие чего и Россия получила право владения церковью Гроба Господня. Церковь Гроба Господня с тех пор стал совместным владением (кондоминимумом) шести вероисповеданий: главными собственниками являются католики, греки, армяне; меньшие права имеют копты, яковиты, абиссинцы. Церковь в Вифлееме принадлежит грекам. На пещеру, в которой родился Иисус Христос, претендуют как православные, так и греки. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3-х томах: т. 2.-М.: Большая Российская энцикл., 1995. С. 528-529.


Смотреть значение Святая Земля, Святые Места У Христиан в других словарях

Земля — ж. планета, один из миров или несамосветлых шаров, коловращающихся вокруг солнца. наша третья от солнца. | Наш мир, шар, на котором мы живем, земной шар. | В значении стихийном........
Толковый словарь Даля

Земля — 1. Почва, грунт; площадь, участок, используемый для посевов.
О степени влажности, твердости, о температуре, наличии растительности и т. п.
Влажная, волглая, выжженная,........
Словарь эпитетов

Земля* Ж. — 1. Одна из девяти - третья от Солнца - больших планет Солнечной системы. 2. Третья от Солнца планета Солнечной системы как место жизни и деятельности человека.
Толковый словарь Ефремовой

Места Мн. — 1. Край, округа, местность. 2. перен. разг. Периферия.
Толковый словарь Ефремовой

Ни С Места Предикатив — 1. О неподвижности кого-л. или чего-л., об отсутствии каких-л. движений с их стороны. 2. перен. разг. Об отсутствии продвижения вперед в каком-л. деле.
Толковый словарь Ефремовой

Святая Ж. — 1. Женск. к сущ.: святой (1*).
Толковый словарь Ефремовой

Святые Мн. Устар. — 1. То же, что: иконы.
Толковый словарь Ефремовой

Святая — Русь, святору́сский, прилаг., часто в XVI–XVII вв. (Пов. о граде Иерусал., Сказ. об Азовск. сид., Курбский и др.). Связано, согласно Л. Майкову (ЖМНП, 1894, апр., 16), с учением о Москве........
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Вольф Христиан — (1679 – 1754) – немецкий философ-рационалист, активный деятель германского Просвещения.
Политический словарь

Земля (или Суша) — - в геополитике специальный термин, обозначающий "теллурократию". Особенно подробно теория "Земли", das Land, развита у Карла Шмитта.
Политический словарь

Выбор Места Организации Производства — принятие решения о месте создания предприятия по производству продукции. Определяющим фактором при этом является наличие сырья, рабочей силы, транспортной системы,........
Экономический словарь

Закон Места Исполнения Договора — (lex loci solutionis) - правовой
права того государства, где
обязательство, вытекающее из
договора, подлежит исполнению. Как
........
Экономический словарь

Закон Места Нахождения Вещи — (lex rei sitae) - одна из первых коллизионньис привязок (формул прикрепления), сложившихся в практике международного частного права. Означает применение права того государства,........
Экономический словарь

Закон Места Причинения Вреда — (lex loci delicti commissi) - правовой
принцип, означающий применение
права того государства, на территории которого был причинен
вред. Данная
коллизионная привязка........
Экономический словарь

Закон Места Совершения Акта — (lex loci actus) правовой
принцип, означающий применение
права того государства, на территории которого совершен к.-л. гражданско-
право-вой акт. Данная
коллизионная........
Экономический словарь

Закон Места Совершения Договора — (lex loci contractus) -
коллизионная привязка (формула прикрепления) - правовой
принцип, означающий применение
права того государства, где заключен
договор. Используется........
Экономический словарь

Земля — ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог; один из основных компонентов производства........
Экономический словарь

Земля (земельный Участок) — Поверхность земли и пространство под ней, которое простирается до центра земли, и пространство над ней, которое простирается до неба. Тем не менее, собственность на........
Экономический словарь

Земля Недозастроенная (under Improved Land) — участок, застроенный в меньшей степени, чем требуется для того, чтобы извлекать из него
прибыль.
Экономический словарь

Места Необщего Пользования — Крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные как на территории железнодорожной станции, так и за ее пределами, не принадлежащие железной дороге........
Экономический словарь

Места Общего Пользования — Крытые и открытые
склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие железной дороге и используемые для выполнения........
Экономический словарь

Наименование Места Происхождения — (appelation of origine) географическое название страны, района или местности, обозначаемое на изделии, качество и особенности которого объясняются исключительно или главным........
Экономический словарь

Необработанная Земля — Земельная собственность в своем природном состоянии-до обработки, застройки и раздела. Земельная собственность, на которой не имеется канализации, электричества, улиц,........
Экономический словарь

Обслуживание Рабочего Места — -
система регламентированного обеспечения предметами
труда, инструментом, энергией и другими видами производственных и производственно-бытовых услуг в количестве,........
Экономический словарь

Орошаемая Земля — Земли, используемые для производства культур и фуража для
скота и требующие затрат
воды помимо естественных дождей, называются орошаемыми земледельческими........
Экономический словарь

Осмотр Места Происшествия — - в уголовном
процессе - следственное
действие, состоящее в непосредственном изучении помещения или местности, где совершено
преступление или обнаружены........
Экономический словарь

Схема Места Преступления — - в криминалистике -
план, который изображает
место преступления и прилагается к следственному делу. Он дополняет
отчет об
осмотре места преступления........
Экономический словарь

Таможня Места Назначения — таможня страны назначения груза, где завершается его перевозка по процедуре таможенного транзита.
Экономический словарь

Таможня Места Отправления — таможня страны отправления
груза, где начинается его
перевозка по процедуре таможенного
транзита.
Экономический словарь

Учет Основных Средств Земля В Учете Сша — -
учет основных средств "
Земля" и все
расходы, связанные с
приобретением земли и
приведением ее в состояние, готовое к использованию, составляют ее........
Экономический словарь

Культура

Религиозный туризм становится все более популярным за последние годы. Священные места, куда стекаются каждый год миллионы верующих, очаровательны сами по себе, даже независимо от верований и религий, которые там пропагандируются. Тут находятся уникальные и величественные здания и монументы с духовным значением, в эти места приезжают, чтобы приблизиться к Богу, обрести веру или вылечиться от недугов. Узнайте о самых важных священных местах планеты.


1) Та Прум


Та Прум – один из храмов Ангора, храмового комплекса, посвященного богу Вишну в Камбодже. Он был построен в конце 12-го века нашей эры королем Кхменской империи Джаяварманом VII. Изолированный и намеренно оставленный в джунглях, как и остальная часть храмового комплекса, Та Прум был завоеван дикой природой. Именно этот аспект привлекает больше всего туристов – они мечтают увидеть заброшенный и заросший храм тысячелетней давности.

2) Кааба


Кааба – самое важное священное место исламского мира. История этого места, как священного, тянется еще задолго до времен пророка Мухаммеда. Когда-то тут находилось пристанище статуй арабских богов. Кааба расположена в центре внутреннего двора Заповедной мечети в городе Мекка, Саудовская Аравия.

3) Боробудур


Боробудур был обнаружен в 19-м веке в джунглях острова Явы, Индонезия. Этот священный храм представляет собой удивительную конструкцию, включающую 504 статуи Будды и около 2700 рельефов. Полная история этого храма является тайной, до сих пор не известно, кто точно построил этот храм и с какой целью. Также не известно, почему столь величественный храм был заброшен.

4) Церковь Лас-Лахас


Одно из удивительных по красоте и важных священных мест в мире - церковь Лас-Лахас - была построена всего чуть меньше века назад – в 1916 году – на месте, где по преданию людям явилась Святая Мария. Женщина со своей больной глухонемой дочерью на плечах шла через эти места. Когда она остановилась, чтобы отдохнуть, ее дочь вдруг начала говорить первый раз в жизни и рассказала о странном видении в пещере. Это видение превратилось в таинственное изображение, происхождение которого не было установлено и в наши дни после детального анализа. На поверхности камня якобы не осталось пигментов краски, хотя она могла глубоко въесться в камень. Несмотря на то, что изображение не реставрировали, оно очень яркое.

5) Святая София


Собор Святая София в Стамбуле – поистине удивительное место, оно поражает всех, даже не особо верующих ни в Бога, ни в Аллаха. У этого храма завидная история, которая началась со строительства христианской церкви в 4 веке нашей эры византийским императором Константином I. Когда-то это был самый важный христианский храм, пока его не затмил Собор Святого Петра в Риме. Церковь перестала существовать после завоевания Константинополя турками во главе с Мехметом II в 1453 году, а в здании храма обосновалась мечеть. Несмотря на то, что к Святой Софии были достроены башни - минареты, все внутренние изображения христиан не были уничтожены, а лишь спрятаны под слоем штукатурки.

6) Собор Святого Петра


Собор Святого Петра – один из удивительнейших католических соборов в мире - расположен в Ватикане. Он является одним из самых святых мест христиан, а сама церковь была построена в 17-м веке. Это не только одно из красивейших архитектурных сооружений, но также одно из самых крупных и вместительных. В соборе могут одновременно находиться до 60 тысяч человек! Считается, что под алтарем находится могила святого Петра.

7) Святилище Апполона


Храм Апполона был построен ни много ни мало, а 3500 лет назад и до сих пор не забыт. Греки считали его "центром мира", они приходили сюда, как и множество паломников из разных стран для того, чтобы услышать пророчество Оракула Дельфов - находившейся под кайфом жрицы, через уста которой якобы с верующими говорил Бог.

8) Храм Махабодхи


Храм Махабодхи является одним из самых впечатляющих святых мест в мире и самым священным местом для буддистов. Каждый год сюда приезжают тысячи буддистов и индийских пилигримов, а также множество туристов. Люди верят, что это то место, где Сиддхартха Гаутама достиг Просветления, став Буддой.

9) Луксорский храм


Луксорский храм - удивительное и волшебное место. Он настолько огромен, что его стены могли бы вместить целую деревню. Построенный в 14 веке до нашей эры, храм был посвящен Амону (позже Амон-Ра), самому главному из всех богов египтян. Ночью храм подсвечивают сотни огней, предлагая туристам увидеть незабываемое зрелище.

10) Собор Парижской Богоматери


Один из самых знаменитых соборов в мире, а также один из красивейших находится в Париже. Он был построен между 1163 и 1250 годами и считается одним из самых важных памятников готической архитектуры. Являясь свидетелем множества исторических событий, собор частенько повреждался и несколько раз основательно реставрировался. Сегодня он является одним из символов Франции и важным туристическим объектом, посмотреть который стекаются как верующие, так и обычные туристы.