Русское деревянное зодчество. Шедевры деревянного зодчества россии Какое архитектурное сооружение является шедевром деревянного зодчества

В северных странах, где леса занимают большую часть территории, они стали важной составляющей жизни местных народов. Лес был источником пищи — там охотились на диких зверей, собирали ягоды, грибы и травы. Дерево стало основным строительным материалом, и постоянно совершенствовавшиеся технологии привели к появлению настоящих архитектурных шедевров.

Преимущества использования дерева

У дерева есть много достоинств, оцененных строителями. Прежде всего, это прекрасная термоизоляция. В домах из этого материала сохраняется тепло даже в сильные морозы при условии, что помещение отапливается. Другое важное качество дерева — это легкость в обработке. С помощью металлических инструментов ему можно придать любую форму и создать высокохудожественные скульптуры, резные элементы.

Наши предки могли возводить поистине грандиозные деревянные сооружения без единого гвоздя. К сожалению, у дерева есть важный недостаток — оно легко поддается огню, поэтому множество удивительно красивых зданий, построенных древними мастерами, мы уже никогда не увидим. Отдельные образцы подобного зодчества можно посмотреть в музеях-заповедниках под открытым небом.

В качестве примеров мы можем привести деревянные постройки стран Скандинавии, где когда-то правили суровые викинги или архитектурные памятники на территории России. Но не только северные страны могут похвастаться уникальными зданиями из дерева. В южных странах, богатых лесами, тоже есть удивительные дома. Например, в Таиланде на курорте Паттайя одна из местных достопримечательностей — культовое сооружение Sanctuary of Truth, построенное без единого гвоздя из ценных пород дерева.

Даже такую религию, как ислам, где традиционно в архитектуре использовался камень, не минуло влияние местных традиций. Так, в России на территории Волжской Булгарии, появился специфический стиль — деревянные мечети. Специалисты отмечают их появление в X веке и, очевидно, оно было основано на более ранних приемах строительства зданий из дерева.

Древнерусские деревянные шедевры

Отдельно стоит рассказать о шедеврах древнерусского зодчества. Их можно условно разделить на культовые постройки и жилые здания. И хотя большая часть сохранившихся памятников архитектуры — это деревянные храмы, на севере страны осталось достаточно древних жилых домов.

Для разных типов существует определенная классификация. Выделяют типы построек: клетская, шатровая, многошатровая, ярусная, многоглавая, каркасная и другие. Большинство сохранившихся построек, выполненных в этом стиле, датируются XV-XVII веками.

Одним из самых знаменитых памятников древнерусского деревянного зодчества являются Кижи. Здесь находятся грандиозные церкви — Преображения господня (22 купола, высота — 37 метров) и Покровская, гармонично дополняющая первую. Вместе с шатровой колокольней они образуют единый комплекс, который не оставит равнодушным ценителей архитектуры. На территории музея под открытым небом находятся и завезенные туда из других мест образцы карельского зодчества.

Другой музей деревянного зодчества расположен в селении Малые Корелы, что в Архангельской области. Сюда также было свезено много построек из разных мест, чтобы туристы смогли посмотреть самые разные стили, нашедшие распространение на русском Севере. Музей разделен на зоны и повторяет миниатюрную карту области.

Если мы перенесемся южнее, в Поволжье, то здесь сможем найти огромное количество сохранившихся деревянных шедевров. Прежде всего, это Кострома, где каменные дома стали появляться лишь с XVII века. Другой музейный центр — древний город Суздаль.

ИА « ». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Кижский погост находится на острове Кижи в Карелии. В его составе — две церкви и колокольни XVIII—XIX веков, огороженные реконструированным забором. По легенде, церковь Преображения Господня (на фото) построил плотник Нестор — без гвоздей и с помощью одного топора


Пожарное депо в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка» в 43 километрах от Перми. На территории почти в 40 гектаров находятся 23 памятника XVII-XX веков, среди них — деревянные строения, привезенные со всего Пермского края. Например, это созданное в 1930-х депо попало сюда из деревни Скобелевка

Большая Спасская башня на территории музея «Тальцы» в 47 километрах к югу от Иркутска. Сооружение перенесли из затопленного в 1975 году при строительстве Ангарского каскада ГЭС города Илимска. Башня является частью реконструированной стены Илимского острога — укрепленного населенного пункта XVII века

Построенная в 1774 году Успенская церковь — действующий православный храм в городе Кондопога в Карелии. Это один из главных памятников заонежской деревянной архитектуры

Покровская церковь расположена в Невском лесопарке в Ленинградской области. Строение в форме креста и с 25 главами представляет собой копию постройки 1708 года

Петропавловская церковь в селе Погост (Архангельская область) принадлежит к ярусной деревянной архитектуре: она состоит из нескольких срубов, поставленных один на другой. Этот православный храм был возведен в 1722 году

Музей деревянного зодчества и народного искусства севера России «Малые Корелы» находится в 25 километрах к югу от Архангельска. На площади почти в 140 гектаров расположено около ста изб, амбаров, колодцев, изгородей и ветряных мельниц. Самая древняя постройка, колокольня, была создана в XVI веке

В Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится более полумиллиона экспонатов. Среди них — рукописи XVI века, извлеченные из курганов предметы времен Древней Руси, лубок и авангардная живопись прошлого столетия. Также на территории находятся строения Ипатьевского монастыря, ведущего свою историю с 1432 года

Церковь Ильи Пророка вблизи деревни Цыпино в Вологодской области представляет собой ярусную башню, сложенную из трех восьмиугольных элементов — восьмериков. Построенный в 1755 году храм с трудом дотянул до реставрации 2003 года. К тому моменту верх строения обвалился, из-за чего здание пришлось полностью разбирать и возводить заново

Построенная в 1653 году Старо-Вознесенская церковь в Торжке многократно перестраивалась. В 1780-е под сооружение подвели фундамент, а деревянную крышу заменили железной. В 1828 году была обновлена глава. Последний раз церковь реконструировали в 1980-х

Ярусная церковь Николы 1757 года постройки в музее деревянного зодчества Витославлицы неподалеку от Новгорода. Певучее название заимствовано у села XII века, следы которого археологи нашли в прошлом году. На территории музея находятся сооружения, собранные здесь со всей Новгородской области

Сретенско-Михайловская церковь в Архангельской области была возведена в 1655 году. Это один из немногих дошедших до нас восьмигранных шатровых храмов, купол которого заменяет пирамида. Эклектичный декор фасада церковь приобрела в ходе реставрации 1894-1895 годов

Начиная разговор о русском деревянном зодчестве, надо, прежде всего, определиться с понятием об этом предмете. Ибо в наше время известно множество архитектурных стилей и производственных технологий, связанных со строительством из дерева. Ясно, что не всякую деревянную постройку в России можно отнести к произведениям русского деревянного зодчества.

Если мы признаём, что русское деревянное зодчество – это целостное культурно-историческое явление, воплотившее в себе вкусы и воззрения русского народа, то нам следует отличать его, и не путать с ним произведения, лишь по некоторым признакам схожие, но по сути относящиеся к иным культурным традициям и стилям. Например, многие особняки и дворцы 18-19 веков построены из дерева, но оно служит в них лишь строительным материалом, но не материалом искусства. Бревенчатые стены таких построек обычно обшиты или оштукатурены и выкрашены, а по своим формам и образному звучанию эти стилевые произведения архитектуры не имеют ничего общего с народным зодчеством. Не следует путать с ним и произведения русского модерна. И, конечно, никак нельзя относить к русскому деревянному зодчеству многие современные деревянные постройки, нелепые и эклектичные или же вовсе лишённые архитектурно-художественного образа. Хотя в наше время немало говорят о возрождении традиций, но на деле это встречается очень редко.

Что же такое русское деревянное зодчество? Каковы его основные признаки?

Отличительной чертой русского народного деревянного зодчества является, прежде всего, отношение к дереву не только как к строительному материалу, но и как к материалу искусства. Все естественные конструктивные и эстетические качества дерева здесь не скрываются, а напротив, выявляются и подчёркиваются. При этом, как правило, конструктивные элементы и приёмы являются в то же время и декоративными. Так, повал сруба делается для увеличения свесов крыши и защиты стен от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен; консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища и балконы, украшаются выразительными подрубками; мощные столбы делаются резными; массивные оконные и дверные косяки не закрываются наличниками, но сами являются украшением проемов; надёжные тесовые кровли с шеломами, потоками и курицами завораживают слитностью оригинального конструктивного решения с красотой и выразительностью форм. Всё конструктивно-функциональное делается одновременно архитектурно-художественным.

Многообразие форм складывается из разного сочетания одних и тех же, многократно повторяющихся в разных постройках, выработанных и отточенных на протяжении веков, традиционных архитектурно-конструктивных приёмов. Неповторимость целого при повторяемости деталей – один из принципов традиционного зодчества. Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

Важное свойство традиционных деревянных построек это их сборность-разборность и возможность перевозки.

В старину на Руси из дерева строили всё – храмы и часовни, крепости и дворцы, дома и хозпостройки, города и села, и всё вышесказанное определяло облик не только отдельных построек, но и целых поселений. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Русское деревянное зодчество – это народное искусство, достигшее высот, поражающих воображение, поистине сказочное, явившее немало шедевров мировой архитектуры. Построенный в 17 веке дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском современники называли восьмым чудом света, а удивительный архитектурный ансамбль Кижского погоста ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира.

Подводя итог сказанному, можно попытаться сформулировать признаки и характеристики русского деревянного зодчества. Это самобытная русская народная архитектура, для которой характерно следование традиции, единство материала, отношение к строительному материалу – дереву – как к материалу искусства, целостность и выразительность форм, слитность пользы и красоты, конструктивности и эстетики, гармония с природой, надежность и долговечность, а также возможность разборки и перевозки построек.

Судьба русского деревянного зодчества, как и всей русской традиционной культуры, сложна и трагична. В древней Руси деревянное зодчество было распространено повсеместно, так как дерево было основным строительным материалом, а плотницким мастерством в той или иной степени владело большинство мужчин. Но деревянные постройки часто страдали от пожаров, поэтому наиболее важные здания – соборы, а со временем и крепости старались строить из камня. Постепенно строительство каменных, кирпичных зданий становилось всё доступнее, а хороших строевых лесов оставалось всё меньше. Деревянное зодчество постепенно перемещалось в труднодоступные и богатые строевыми лесами северные земли. На рубеже 17-18 веков в России начинаются петровские реформы, в корне изменившие весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего слоя российского общества. Русские обычаи были надолго преданы забвению, всячески насаждалась западноевропейская культура. На русском деревянном зодчестве это отразилось самым неблагоприятным образом. Оно вовсе ушло из жизни русского дворянства, а в крестьянской среде центральной России оно хоть и продолжало жить, но уже не развивалось, а со временем упрощалось, мельчало и деградировало. Однако, на русском севере, богатом лесом, населенном преимущественно свободными крестьянами и ремесленниками, деревянное зодчество продолжало развиваться и в 18 веке. Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. Это и всемирно известный ансамбль Кижского погоста, и Успенский собор в Кеми, и церковь Успения в Кондопоге, и величественные храмы Поонежья и Подвинья. Но в 19 веке новые веяния достигли и этих отдаленных земель. Новые храмы стали возводить либо из кирпича, либо деревянные в новом вкусе, далеком от вековых традиций народа. Старинные же храмы старались переделывать, изменяя и внешний вид, и внутреннее убранство в соответствии с новыми вкусами, навеянными европейской архитектурой северной столицы. Бревенчатые стены древних построек закрывались тесовой обшивкой с покраской, тесовые и лемеховые кровли заменялись железными, на колокольнях традиционные шатры заменялись шпилями, до неузнаваемости изменялись интерьеры – обшивка, покраска, обои, золоченые иконостасы и киоты со стеклами, филенчатые двери и пр. На языке творивших это купцов и духовенства того времени все эти переделки назывались «благолепным обновлением».

Во второй половине 19 века в просвещенном российском обществе пробуждается интерес к народной культуре и русским древностям. Начинается постепенное возрождение самобытной русской культуры, архитекторы и искусствоведы начинают изучать русское народное деревянное зодчество, путешествуют по русскому северу, делая обмеры и зарисовки старинных деревянных построек. В начале 20-го века были проведены первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.

В 20-30-х годах прошлого века храмы были повсеместно закрыты, превращены в клубы, склады или просто заброшены, а иные разрушены. Заброшенная деревянная постройка не может долго сохраняться, она требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Начинают протекать прогнившие кровли, гниют нижние венцы срубов, под обшивкой скапливается мусор от птичьих гнезд. Кроме того, многие постройки страдают от пожаров. В результате к концу 20-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества было утрачено. Однако многие памятники были спасены, реставрированы на местах или перевезены в музеи деревянного зодчества под открытым небом. Усилиями архитекторов-реставраторов второй половины 20-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, многие шедевры деревянного зодчества были тщательно исследованы, обмерены, выполнены проекты их реставрации; многие были реставрированы, поставлены на учет под государственную охрану. Были созданы музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, изданы книги по деревянному зодчеству.

В период «перестройки и реформ» положение в реставрации памятников деревянного зодчества резко ухудшилось. Многократно сократилось государственное финансирование, ухудшилось качество реставрационных работ, неправильные законы и коррупция фактически блокируют развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников, которые продолжают повсеместно гибнуть. Мы рискуем потерять наше ценнейшее культурное наследие.

Ансамбль Кижского погоста. Преображенский и Покровский храмы, 18 век. Колокольня, 19 век.




Вид на остров Кижи с высоты птичьего полёта. Заонежье, Медвежьегорский р-н, респ. Карелия

Преображенская церковь - летняя


Покровская церковь - зимняя


Интерьер Покровской церкви


Иконостас Покровской церкви


Церковь Успения в Кондопоге (1774 г.) - лебединая песня русского деревянного зодчества

Шедевр мировой архитектуры, один из узнаваемых символов русской культуры





Церковь стоит на берегу Кондопожской губы Онежского озера

Южная стена


Южное крыльцо. Могучие брёвна!

Алтарная апсида

Примыкание бочки апсиды к восточной стене центрального четверика


Северное крыльцо


На северном крыльце


Интерьер трапезной. Мощные столбы подпирают балки перекрытия



Потолок-небо в центральном четверике



Вид на храм со стороны села


Северная сказка...


Никольская церковь в селе Лявля под Архангельском. 16 век.



Успенская церковь в селе Варзуга Мурманской области. 17 век.

Вознесенская церковь из села Кушерека (Онежский р-н Архангельской области). 17 век.


Перевезена в Музей деревянного зодчества Малые Корелы под Архангельском


Богоявленская церковь в с. Палтога Вытегорского р-на Вологодской обл. 18 век.


Рухнула несколько лет назад...

Колокольня в с. Сельцо Виноградовского р-на Архангельской обл.


Ансамбль Верхнемудьюжского погоста. Сгорел в 1997 г.


Село Лядины Каргопольского р-на Архангельской обл. Горит церковь 18 века. Весна 2013 г.

Храм Рождества Христова в с. Мелихово Чеховского р-на Московской обл. 18 век. Сгорел в 1996 г. Воссоздан в 1999-2000 гг.

Продолжение следует...

ПАМЯТНИКИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА.

Обратившись к истории исконно русского деревянного домостроения, можно убедиться в том, что наиболее обширный и уникальный заповедник народного творчества – это Русский Север. Именно в Архангельской губернии можно найти больше деревянных построек, чем где бы то ни было еще в России. Они были расположены на достаточно большой территории, потому осмотреть все их них представлялось физически невозможным. Именно поэтому было принято решение часть из этих памятников деревянной архитектуры перенести в знаменитый архитектурный музей России в деревне Малые Корелы, которая расположена недалеко от Архангельска.

В данном музее была предпринята успешная попытка воссоздать жилые комплексы разных районов – Мезенского, Каргопольско-Онежского, Северо-Двинского и Пинежского. Следует сказать, что все постройки в музее сгруппированы по «географическому» признаку. Это помогло создать на небольшой территории прекрасную модель Русского Севера.

Недалеко от деревеньки Кижи располагается еще один архитектурный ансамбль, отличающийся невероятной красотой. Если говорить о Кижском историко-культурном природном комплексе в разрезе концентрации объектов архитектурного наследия, то данный комплекс можно назвать уникальным и не имеющим себе равных на всей территории Европейского Севера России. Это старейший в Российской Федерации музей, устроенный под открытым небом, который привлекает внимание множества отечественных и иностранных туристов. Параллельно с памятниками архитектуры, которые сохранились в неизменном виде со времен строительства или же были перемещены из других регионов и воссозданы уже на просторах заповедника, кижский музей иллюстрирует главные аспекты традиционной для коренного населения Карелии (вепсов, карелов, русских) культуры.

Также достаточно прекрасного материала, который дает возможность изучать основные направления деревянного домостроения средних веков, представляет и город Кострома. Данный населенный пункт был основан в Среднем Поволжье, которое славится своими богатыми лесными массивами. Это был главный фактор, который определил характер городской застройки. Следует отметить тот факт, что вплоть до XVII века каменная архитектура была очень редким явлением в Костроме. Даже дома богатейших купцов и представителей дворянства, а также место обитания матушки царя Михаила, были построены исключительно из дерева. Костромские памятники архитектуры, которые сохранились в музее деревянной архитектуры и на территории области, дают прекрасную возможность восстановить образ деревянных храмов древности.

Невиданным архитектурным богатством может похвастать и такой древнерусский город, как Суздаль. Памятники архитектуры равномерно и живописно расположены по территории Суздаля, образуя целостный и невероятно красивый архитектурный ансамбль. Стиль, который избрали зодчие древности, придает особое очарование этому старинному городу, история которого исчисляется тысячелетиями.

Некоторые фотографии памятников деревянного зодчества, которые объединили неповторимость и красоту русских архитектурных ансамблей деревянного домостроения Кижей, Малых Корел, Костромы и Суздаля.

В данном собрании были использованы снимки из альбома «Русское деревянное зодчество», изданного Продюсерским центром «М+К» в 2002 году. Редактор Румянцев В. Н. Мастера-фотографы: Фетисов Р. О., Фетисов О. В. и Белкин А.