Обратный путь экспедиции роберта скотта. Путешественник роберт скотт и его знаменитые экспедиции


Британская антарктическая экспедиция 1910-1913 гг. (англ. British Antarctic Expedition 1910-1913) на барке «Терра Нова», возглавляемая Робертом Фалконом Скоттом, имела политическую цель: «достижение Южного полюса, с тем, чтобы честь этого свершения доставить Британской империи». С самого начала экспедиция оказалась вовлечена в полярную гонку с конкурирующей командой Руаля Амундсена. Скотт с четырьмя спутниками достигли Южного полюса 17 января 1912 года, спустя 33 дня после Амундсена, и погибли на обратном пути, проведя на антарктическом леднике 144 дня. Обнаруженные через 8 месяцев после гибели экспедиции дневники сделали Скотта «архетипическим британским героем» (по выражению Р. Хантфорда), его слава затмила славу Амундсена-первооткрывателя. Только в последней четверти XX века опыт экспедиции Скотта привлек внимание исследователей, высказавших немалое число критических замечаний по поводу личных качеств лидера и снаряжения экспедиции. Дискуссии продолжаются по сей день.
Роберт Фалкон Скотт


Экспедиция на барке «Терра Нова» была частным предприятием с государственной финансовой поддержкой под патронатом Британского Адмиралтейства и Королевского географического общества. В научном плане была прямым продолжением Британской национальной антарктической экспедиции 1901-1904 годов на корабле «Дискавери».

Главной целью экспедиции были научные исследования Земли Виктории, а также западных отрогов Трансантарктического хребта и Земли Эдуарда VII. Успех Шеклтона в 1908 году (он не дошёл до Южного полюса всего 180 км) и заявления Кука и Пири о покорении ими Северного полюса поставили перед Скоттом в первую очередь политическую задачу - обеспечение первенства Великобритании на крайнем Юге Земли.
Роберт Фалкон Скотт

План экспедиции, обнародованный Скоттом 13 сентября 1909 года, предполагал работу в три сезона с двумя зимовками:
1. Декабрь 1910 - апрель 1911 годов
Основание базы для зимовки и научных исследований на острове Росса в проливе Мак-Мёрдо. Отправка автономной исследовательской группы к Земле Эдуарда VII или, по ледовой обстановке, к Земле Виктории. Геологические изыскания в горных отрогах близ базы. Большая часть команды участвует в закладке складов для похода следующей антарктической весной.
2. Октябрь 1911 - апрель 1912 годов
Главная задача второго сезона - поход к Южному полюсу по трассе Шеклтона. В его подготовке участвует весь персонал, непосредственно в поле работают 12 человек, из них четверо достигают полюса и возвращаются обратно, используя промежуточные склады. Комплексные климатические, гляциологические, геологические и географические исследования.
3. Октябрь 1912 - январь 1913 годов
Завершение научных исследований, начатых ранее. В случае неудачного похода к полюсу в предыдущий сезон - повторная попытка его достижения по старому плану. В интервью газете Daily Mail Р. Скотт заявил, что «если мы не достигнем цели при первой попытке, то вернёмся на базу и повторим её на следующий год. <…> Словом, не уйдём оттуда, пока не добьёмся своего»
Основные результаты
План был выполнен вплоть до деталей (за вычетом цены его реализации). В научном отношении экспедиция провела большое количество метеорологических и гляциологических наблюдений, собрала множество геологических образцов с ледниковых морен и отрогов Трансантарктических гор. Команда Скотта испытала разнообразные виды транспорта, в том числе моторные сани в полярной обстановке, а также воздушные шары-зонды для исследований атмосферы. Научные исследования возглавлялись Эдвардом Адрианом Уилсоном (1872-1912). Он продолжил исследование пингвинов на мысе Крозье, а также выполнил программу геологических, магнитных и метеорологических исследований. В частности, метеорологические наблюдения, сделанные экспедицией Скотта, при сопоставлении с данными Шеклтона и Амундсена позволили сделать вывод о наличии у Южного полюса в летний период антарктического антициклона.

Политическая задача экспедиции прямо не была выполнена. Особенно жестко об этом рассуждали норвежцы, в частности, брат Руаля Амундсена - Леон писал в 1913 году:
«…Экспедиция (Скотта) организовывалась способами, не внушающими доверия. Мне кажется… все должны радоваться, что ты уже побывал на Южном полюсе. Иначе… мгновенно собрали бы новую британскую экспедицию для достижения той же цели, скорее всего ничуть не изменив методику похода. В результате катастрофа следовала бы за катастрофой, как это было в случае с Северо-Западным проходом»
Тем не менее, гибель Скотта и первенство Амундсена внесли много проблем в британо-норвежские отношения, а трагедия Скотта в политическом смысле стала символом героизма истинного джентльмена и представителя Британской империи. Аналогичную роль общественное мнение уготовило и Э. Уилсону, который несмотря ни на что тащил с ледника Бирдмора 14 кг окаменелостей. Присутствие полярных экспедиций, а во второй половине ХХ века - и стационарных баз Британии и субъектов Британского содружества (Австралии, Новой Зеландии) в этом секторе Антарктики стало постоянны.

Экспедиция «Терра Нова» поначалу рассматривалась как частная инициатива с весьма ограниченной государственной поддержкой. Скотт заложил бюджет в 40 000 фунтов стерлингов (ф. ст.), что значительно превышало бюджеты аналогичных норвежских экспедиций, но было более чем в два раз меньше бюджета экспедиции 1901-1904 годов. Командир судна - лейтенант Эванс - писал:
Мы никогда не собрали бы средства, необходимые для экспедиции, если бы подчеркивали только научную сторону дела; многие из тех, кто сделал в наш фонд самые крупные взносы, совершенно не интересовались наукой: их увлекала сама идея похода к полюсу.
В результате национальная подписка, несмотря на призыв лондонской «Таймс», дала не более половины необходимых средств. Деньги поступали малыми суммами от 5 до 30 ф. ст.:161 Призыв профинансировать Скотта бросил сэр Артур Конан Дойль, заявивший:
…Остался всего один полюс, который должен стать нашим полюсом. И если Южного полюса вообще можно достичь, то… капитан Скотт как раз тот, кто способен на это.
Скотт и его жена в Алтринчеме во время сбора пожертвований на экспедицию

Тем не менее капитал рос очень медленно: Королевское географическое общество пожертвовало 500 ф. ст., Королевское общество - 250 ф. ст. Дело сдвинулось с мёртвой точки в январе 1910 года, когда правительство решило предоставить Скотту 20 000 ф. ст. Реальная смета расходов экспедиции на февраль 1910 года составила 50 000 ф. ст., из которых Скотт располагал 32 000 ф. ст. Самой крупной статьей расходов было экспедиционное судно, аренда которого у зверобойной компании обошлась в 12 500 ф. ст. Сбор пожертвований продолжался по мере достижения Южной Африки (правительство только что образованного Южно-Африканского Союза предоставило 500 фунтов, лекции самого Скотта принесли 180 фунтов), Австралии и Новой Зеландии. Экспедиция началась с отрицательным финансовым балансом, и Скотт был вынужден уже в период зимовки просить участников экспедиции отказаться от жалованья на второй год экспедиции. Сам Скотт передал фонду экспедиции как собственное жалованье, так и любые виды вознаграждения, которые будут ему причитаться. В отсутствие Скотта летом 1911 года кампанию по сбору средств в Великобритании возглавил сэр Клемент Маркхэм, бывший глава Королевского географического общества: положение было таково, что к октябрю 1911 года казначей экспедиции, сэр Эдвард Спейер, уже не мог оплачивать счетов, финансовый дефицит достиг 15 тыс. ф. ст. 20 ноября 1911 года было опубликовано воззвание о привлечении в фонд Скотта 15 000 ф.ст., его написал А. Конан Дойл. К декабрю было собрано не более 5000 фунтов, а министр финансов Ллойд Джордж категорически отказал в дополнительной субсидии.

Планы экспедиции Скотта с комментариями известных полярников были опубликованы в газете Daily Mail 13 сентября 1909 года. Термин «полярная гонка» был введён Робертом Пири в интервью, опубликованном в том же номере. Пири заявил:
Можете мне поверить на слово: гонки к Южному полюсу, которые начнутся между американцами и британцами в ближайшие семь месяцев, будут напряжёнными и перехватывающими дыхание. Таких гонок мир ещё никогда не видел.
К этому времени из знаковых географических объектов на Земле непокорённым оставался только Южный полюс: 1 сентября 1909 года Фредерик Кук официально объявил о достижении Северного полюса 21 апреля 1908 года. 7 сентября того же года о достижении Северного полюса объявил и Роберт Пири, по его заявлению, это произошло 6 апреля 1909 года. В прессе упорно муссировались слухи, что следующей целью Пири будет Южный полюс. 3 февраля 1910 года Национальное географическое общество официально объявило, что американская экспедиция отправится в море Уэдделла в декабре. Аналогичные экспедиции готовили: во Франции - Жан-Батист Шарко, в Японии - Нобу Сирасэ, в Германии - Вильгельм Фильхнер. Фильхнер планировал переход через весь континент: от моря Уэдделла до полюса, а оттуда по маршруту Шеклтона - к Мак-Мёрдо. Готовились экспедиции в Бельгии и Австралии (Дуглас Моусон совместно с Эрнестом Шеклтоном). Для Скотта, как он полагал, серьёзными конкурентами могли быть только Пири и Шеклтон, однако Шеклтон в 1910 году предоставил реализацию планов одному Моусону, а Пири отошёл от полярных исследований. Руаль Амундсен в 1908 году объявил о трансарктическом дрейфе от мыса Барроу до Шпицбергена. Во время пасхального визита 1910 года в Норвегию Скотт рассчитывал, что его экспедиция в Антарктиде и арктическая команда Амундсена будут действовать по единому научно-исследовательскому плану. Амундсен не ответил на письма и телеграммы Скотта, а также на его телефонные звонки.
Экспедиция была разделена на два отряда: научный - для зимовки в Антарктике - и судовой. Подбором персонала научного отряда руководили Скотт и Уилсон, подбор судового экипажа был возложен на лейтенанта Эванса.

Всего было отобрано 65 человек из более чем восьми тысяч кандидатов. Из них шестеро участвовали в экспедиции Скотта на «Дискавери» и семеро - в экспедиции Шеклтона.Научный отряд включал двенадцать ученых и специалистов. Научной команды такого типа никогда еще не было в полярных экспедиция. Роли распределялись так:
Эдвард Уилсон - врач, зоолог и художник.

Эпсли Черри-Гаррард - ассистент Уилсона, самый молодой член команды (24 года на 1910 год). Включён в состав экспедиции за пожертвование в 1000 фунтов, после того как его кандидатура была отвергнута на конкурсе.

Т. Гриффит-Тейлор (Австралия) - геолог. По контракту срок его пребывания в экспедиции ограничился одним годом.
Ф. Дебенхэм (Австралия) - геолог

Р. Пристли - геолог
Дж. Симпсон - метеоролог

Э. Нельсон - биолог

Чарльз Райт (Канада) - физик

Сесил Мирз - специалист по лошадям и ездовым собакам. В марте 1912 года покинул Антарктику.

Сесил Мирз и Лоуренс Оутс

Герберт Понтинг - фотограф и кинооператор. В марте 1912 года покинул Антарктику.

В составе команды было много представителей Королевского военно-морского флота (ВМФ) и Королевской Индийской службы.
Виктор Кемпбелл - лейтенант ВМФ в отставке, старший помощник на «Терра Нова», стал руководителем так называемой Северной партии на Земле Виктории.
Гарри Пеннел - лейтенант ВМФ, штурман «Терра Нова»

Генри Ренник - лейтенант ВМФ, главный гидролог и океанолог
Г. Мюррей Левик - судовой врач в звании лейтенанта

Эдвард Аткинсон - судовой врач в звании лейтенанта, исполнял обязанности командира зимовочной партии с декабря 1911 года. Именно он произвел освидетельствование найденных останков Скотта и его спутников.

В состав полюсного отряда также вошли:
Генри Р. Бауэрс - лейтенант Королевского ВМФ Индии

Бауэрс, Уилсон, Оутс, Скотт и Эванс

Лоуренс Оутс - капитан 6-го Иннискиллингского драгунского полка. Специалист по пони, вошел в состав экспедиции, внеся в её фонд 1000 фунтов.

Из иностранцев в составе экспедиции Скотта участвовали:
Омельченко, Антон Лукич (Россия) - конюх экспедиции. Скотт называет его в дневниках просто «Антон». Прошёл с полюсной командой до середины ледника Росса, по истечении срока контракта вернулся в Новую Зеландию в феврале 1912 года.
Гирев, Дмитрий Семёнович (Россия) - каюр (погонщик собак). Скотт писал его фамилию в дневнике как Geroff. Сопровождал экспедицию Скотта до 84° ю. ш., затем с большей частью экспедиции оставался в Антарктиде и участвовал в поисках группы Скотта.
Йенс Трюгве Гран (Норвегия) - каюр и специалист-лыжник. Включён по настоянию Фритьофа Нансена в состав команды после визита Скотта в Норвегию. Несмотря на отсутствие взаимопонимания с главой экспедиции, проработал до её окончания.

Скотт решил использовать триаду тягловых средств: моторные сани, маньчжурских лошадей и ездовых собак. Пионером использования пони и моторных средств в Антарктике был Шеклтон, который убедился в полной практической бесполезности и того и другого.
Пони на борту «Терра Нова» и в экспедиции

К собакам Скотт относился крайне отрицательно, его дневники полны жалоб на сложности обращения с этими животными.
Ездовые собаки экспедиции

Впрочем, Скотт, как и в походе 1902 года, более всего полагался на мускульную силу и силу духа человека. Сани довольно плохо зарекомендовали себя на испытаниях в Норвегии и Швейцарских Альпах: постоянно ломался двигатель, а собственный вес продавливал снег на глубину не менее фута. Тем не менее, Скотт упорно отвергал советы Нансена и взял в экспедицию трое моторных саней.
Моторные сани

Существенной частью снаряжения были 19 низкорослых маньчжурских лошадей (члены команды называли их «пони») белой масти, доставленных к октябрю 1910 года в Крайстчёрч, Новая Зеландия. Собак было доставлено 33, вместе с русскими каюрами. Конюшни и собачьи будки были возведены на верхней палубе «Терра Нова». Фураж составляли 45 тонн прессованного сена, 3-4 тонны сена для немедленного употребления, 6 тонн жмыха, 5 тонн отрубей. Для собак было взято 5 тонн собачьих сухарей, при этом Мирз утверждал, что потребление собаками тюленины крайне вредно.
Фирма British and Colonial Airplane Company предложила экспедиции самолет, однако Скотт отказался от этого опыта, заявив, что сомневается в пригодности авиации в полярных исследованиях.
«Терра Нова»

«Терра Нова» в порту

Для связи между исследовательскими отрядами в главной базе Мак-Мёрдо и на Земле Эдуарда VII Скотт рассчитывал использовать радиотелеграфию. Изучение этого проекта показало, что на «Терра Нова» радиопередатчики, приёмники, радиомачты и прочее оборудование просто не найдут себе места из-за громоздкости. Тем не менее, National Telephone Company в рекламных целях предоставила Скотту несколько телефонных аппаратов для базы Мак-Мёрдо.
Основные запасы провианта были приняты в Новой Зеландии и явились подарками местных жителей. Так, было прислано 150 замороженных овечьих туш и 9 бычьих, мясные консервы, сливочное масло, консервированные овощи, сыр и сгущённое молоко. Одна из ткацких фабрик изготовила специальные шапки с эмблемой экспедиции, врученные каждому ее члену вместе с экземпляром Библии.
Скотт с супругой в Новой Зеландии. Последняя совместная фотография. 1910

«Терра Нова» отплыла из Кардиффа 15 июля 1910 года. Скотта на борту не было: отчаянно борясь за финансирование экспедиции, а также с бюрократическими препонами (барк пришлось регистрировать как яхту), он взошел на борт своего судна только в Южной Африке.
Команда «Терра Нова»

Офицеры «Терра Нова» и Роберт Скотт

Барк прибыл в Мельбурн 12 октября 1910 года, там была получена телеграмма брата Руаля Амундсена - Леона: «Имею честь сообщить „Фрам“ направляется Антарктику. Амундсен».

Сообщение оказало на Скотта самое тягостное действие. Утром 13-го он направил телеграмму Нансену с просьбой о разъяснениях, Нансен ответил: «Не в курсе дела». На пресс-конференции Скотт заявил, что не позволит жертвовать научными результатами ради полярной гонки
Члены экспедиции Скотта

Местные газеты писали: В отличие от некоторых исследователей, словно сгибающихся под бременем того, что их ждёт, он держится весело и бодро. В Антарктику он отправляется с таким настроением, словно человек, которому предстоит приятное свидание.
Если в Австралии и Новой Зеландии пресса и публика с пристальным вниманием следили за ходом экспедиции, то в Лондоне планы Скотта были совершенно перечёркнуты ажиотажем вокруг дела доктора Криппена.
«Терра Нова» перед отплытием

16 октября «Терра Нова» отплыла в Новую Зеландию, Скотт остался с женой в Австралии улаживать дела, отплыв из Мельбурна 22 октября. В Веллингтоне его встречали 27-го. К тому времени «Терра Нова» принимала запасы в Порт-Чалмерсе.
Погрузка припасов

С цивилизацией экспедиция распрощалась 29 ноября 1910 года.
1 декабря «Терра Нова» попала в зону сильнейшего шквала, приведшего к большим разрушениям на судне: плохо закреплённые на палубе мешки с углём и баки с бензином действовали как тараны. Пришлось сбросить с палубы 10 тонн угля. Судно легло в дрейф, однако оказалось, что трюмные помпы засорены, и не в состоянии справиться с непрерывно черпаемой судном водой.
24 декабря 1910

В результате шторма издохли два пони, одна собака захлебнулась в потоках воды, пришлось слить в море 65 галлонов бензина. 9 декабря начали встречать паковые льды, 10 декабря пересекли Южный полярный круг.

Для прохождения 400-мильной полосы пакового льда потребовалось 30 суток (в 1901 году на это понадобилось 4 суток).
Капитан Роберт Фалкон Скотт (с трубкой в руке) со своим экипажем на борту "Terra Nova" во время второй экспедиции (1910-1912)

Было истрачено много угля (61 тонну из 342, имевшихся на борту) и провианта.1 января 1911 года увидели сушу: это была гора Сабин в 110 милях от Земли Виктории. Острова Росса экспедиция Скотта достигла 4 января 1911 года. Место зимовки было названо мысом Эванса в честь командира судна.
Первым делом на берег были высажены 17 уцелевших лошадей и сгружены двое моторных саней, на них возили провиант и оборудование. После четырёх дней разгрузочных работ, 8 января, было решено включить в работу третьи моторные сани, которые провалились сквозь непрочный лёд бухты под собственной тяжестью.
К 18 января был подведён под крышу экспедиционный дом размерами 15 × 7,7 м. Скотт писал:
Наш дом - самое комфортабельное помещение, какое только можно себе представить. Мы создали для себя чрезвычайно привлекательное убежище, в стенах которого царит мир, спокойствие и комфорт. К такому прекрасному жилищу не подходит название „хижины“ (англ. hut), но мы остановились на нём, потому что не могли придумать другого.
Интерьер офицерского отсека хижины Скотта. Фото Герберта Понтинга. Слева направо Черри-Гаррард, Бауэрс, Оутс, Мирз, Аткинсон

Дом был деревянным, между двумя слоями дощатой обшивки была изоляция из сушеных морских водорослей. Крыша - из двойного рубероида, также изолированная морской травой. Двойной деревянный пол был покрыт войлоком и линолеумом. Освещался дом ацетиленовыми горелками, газ для которых вырабатывался из карбида (освещением заведовал Дэй).

Для уменьшения потерь тепла печные трубы были протянуты через всё помещение, однако полярной зимой в доме поддерживалась температура не выше +50 °F (+9 °C). Единое внутреннее пространство было поделено на два отсека провиантскими ящиками, в которых хранились припасы, не переносящие морозов, например, вино.

Близ дома находился холм, где располагались метеорологические приборы, а рядом в снежном сугробе были выкопаны два грота: для свежего мяса (мороженая баранина из Новой Зеландии покрылась плесенью, поэтому команда питалась консервами или пингвинами), во втором была устроена магнитная обсерватория. Конюшни и помещения для собак располагались по соседству, со временем, когда галька, на которой был построен дом, слежалась, через щели в дом стали просачиваться испарения из конюшни, борьба с которыми не имела ни малейшего успеха
Тем временем в Британии экспедиция Скотта стала успешным рекламным продуктом

Роберт Скотт родился в 1868 году. Став морским офицером, он участвовал в нескольких британских экспедициях, в том числе на корабле «Дискавери» в 1901–1904 годах. В 1911 году Скотт предпринял попытку достичь Южного полюса, которая завершилась успехом 12 января 1912 года. Но на обратном пути Роберт Скотт погиб в возрасте всего 43 лет. Точная дата смерти не определена, но по последним записям в его дневнике это предположительно 29 марта 1912 года.

Вторые у южного полюса

Итак, Южный полюс покорен норвежцами. Но экспедиция Роберта Скотта об этом еще не знала. Глава экспедиции Скотт хотел пройти этот путь с другой стороны, от залива Мак-Мердо, куда он пришел на корабле «Терра Нова». Для Скотта решение Амундсена покорить Южный полюс явилось неожиданностью. Таким образом, их экспедиции неожиданно вновь превратились в гонки к полюсу, на сей раз Южному. Скотт задействовал моторные сани, кроме того они взяли выносливых лошадей маньчжурской породы. Однако после того как пища для лошадей закончилась, их пришлось пристрелить, сани сломались, в итоге людям пришлось впрячься в нарты самим. Наконец, 17 января 1912 года, пройдя более длинный путь (благодаря правильному расчету Амундсена, норвежцы стартовали из гораздо более выгодной для достижения полюса точки), английская экспедиция достигла Южного полюса.

Здесь их ждало жестокое разочарование: следы лагеря Амундсена и норвежский флаг. В вещах, оставленных Амундсеном, была записка на имя капитана Скотта. В ней содержалась просьба доставить письма от него норвежскому королю. Они опоздали на месяц. Рядом с норвежским флагом экспедиция водрузила свой, но все понимали, что гонка за полюс ими проиграна. Справиться с таким ударом было тяжело. Возможно, и это сыграло роковую роль в судьбе английской экспедиции: на обратном пути они попали в метели, несколько человек погибло, обморожение и снежная слепота доставляли неимоверные страдания. В результате они не смогли дойти до последнего лагеря с продовольствием и горючим всего 18 км.

Провизии, которую взяли с собой в экспедицию англичане, должно было хватить, но она была сконцентрирована в десяти базовых лагерях. Кроме того, в отличие от Амундсена, который намеренно включал в рацион своей группы мясо собак, люди Скотта питались пеммиканом – концентрированным порошком из жира и раскрошенного сухого мяса, который разводился водой. Он давал энергию, но не был полноценным и разнообразным питанием в суровых антарктических условиях. Кроме того, в продуктовый набор полярников входили сухое печенье, овсянка, луковый порошок, какао, сыр, перец, соль, сахар, чай. Всего этого должно было хватить, но не тогда, когда тащишь за собой сани на лютом морозе. Вес поклажи всегда был камнем преткновения сухопутных переходов, поскольку почти две трети его занимала еда.

Ледяная пещера в айсберге. Фотография сделана во время экспедиции Скотта

Посмертная записка, которая была найдена рядом с замерзшими телами полярников через 7 месяцев (их вышла искать спасательная экспедиция), написанная рукой капитана Скотта, выражает всю безнадежность их положения: «… у нас было топлива на две чашки чая на каждого и на два дня сухой пищи. Каждый день мы готовы идти, но нет сил выйти из палатки – так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы могли еще на что-то надеяться… Обстоятельства против нас, и поэтому у нас нет причин жаловаться. Смерть уже близка… Ради бога, не оставьте наших близких». Последние слова были написаны уже абсолютно дрожащей рукою.

Когда последний лагерь Скотта нашли, обнаружили под снегом и поклажу экспедиции: оказалось, что помимо всего прочего, буквально сражающиеся за свою жизнь люди везли (на себе!) много килограммов образцов горных пород, которые были найдены ими у горной гряды по пути следования, у подножия вулкана Эребус. Но весь мир узнал об этом только в 1913 году, спустя уже год после их гибели. В том же году были опубликованы дневники под названием «Последняя экспедиция Скотта».

Роберт Скотт - английский полярник и первооткрыватель, значительную часть своей жизни посвятил и Южного полюса. Данный материал посвящается Роберту Фолкону Скотту и его четверым спутникам, весной 1912 года возвращавшимся с Южного полюса и погибшим от голода, неимоверного холода и физического истощения.

Происхождение и детство

Роберт Фолкон Скотт родился 6 июля 1868 года в английском портовом городке Девенпорте. Отец его, Джон Скотт, в отличие от своих братьев, служивших на флоте, имел слабое здоровье, что, возможно, помешало ему осуществить свои мечты. Джон владел пивоваренным производством и не бедствовал, однако он вряд ли был доволен своим существованием, на протяжении долгих лет грезя о более яркой и насыщенной жизни.

В детстве Роберт, который так же, как и его отец, не мог похвастаться крепким здоровьем, наслушавшись от своих дядей всевозможных рассказов о море, и сам воспылал романтикой дальних странствий. В своих детских играх он представлял себя бравым адмиралом, уверенно ведущим свое судно навстречу неизведанным землям. Он был упрямым малым, ленивым и даже несколько неряшливым, но по мере своего взросления нашел в себе силы перебороть эти недостатки.

Образование

Изначально Роберт Скотт обучался грамоте у гувернантки, а в восьмилетнем возрасте поступил в школу. Интересно, что в учебное заведение, расположенное в соседнем городке, мальчуган добирался самостоятельно, передвигаясь на пони, которые занимали в его жизни особо место.

Учеба давалась юному Роберту не слишком легко, тем не менее его родители вскоре приняли решение отдать его в военно-морское училище. Возможно, его отец рассчитывал на то, что сын, увлеченный таким образом проявит больше интереса к учебе и сможет получить достойное образование. Но тот все равно так и не стал прилежным учеником, что, впрочем, не помешало ему в 1881 году быть зачисленным в качестве гардемарина в Королевский военно-морской флот.

Юный Скотт ступает на путь моряка. Знакомство с Клементсом Маркемом

Два года Роберт ходил в плавание на учебном корабле Britannia, на котором он заслужил звание мичмана. В последующие годы он плавал на бронированном корвете Boadicea, а в 19-летнем возрасте попал на Rover, являвшийся кораблем учебной эскадры военно-морского флота. Несмотря на то, что Роберт Скотт - путешественник с рождения, множество времени проводил в море, служба не особо привлекала его, и он по-прежнему грезил о плаваниях в дальние края. Зато среди товарищей он пользовался определенным авторитетом и уважением, так как прослыл человеком, обладающим исключительно хорошими качествами.

И вот однажды на корабле эскадры появился Клементс Маркем, в значительной степени повлиявший на дальнейшую жизнь Роберта Скотта. Этот человек являлся секретарем Королевского географического общества, его интересовали молодые и талантливые люди. Тем временем были устроены гонки на шлюпках, победителем в которых вышел Скотт, после чего он познакомился с Маркемом, обратившим на него внимание.

В дальнейшем Роберт Скотт взялся за учебу, что помогло ему успешно сдать экзамены и получить звание лейтенанта. Далее он изучал навигацию и математику, лоцманское и минное дело и даже проходил курсы управления артиллерийским огнем.

В 1899 году умер отец Скотта, поэтому у молодого лейтенанта появилась масса новых забот, которые практически не оставляли ему свободного времени. В этот нелегкий для него период он встречает Маркема и узнает от него о готовящейся экспедиции в Антарктиду. При его содействии Роберт вскоре подает рапорт, в котором изъявляет свое желание возглавить данное предприятие.

Первая экспедиция в Антарктику

При поддержке Маркема в 1901 году Роберт Фолкон Скотт, который к тому моменту уже дослужился до звания капитана 2-го ранга, назначается руководителем Первой Британской Национальной Антарктической экспедиции, совершенной на судне Discovery. В 1902 году путешественникам удается преодолеть пояс и пробиться к побережью Земли Виктории. Так была открыта Земля Короля Экспедиция, длившаяся до 1904 года, провела многочисленные исследования.

Так как результаты этого похода оказываются весьма удовлетворительными, имя Скотта приобретает некоторую известность в определенных кругах. Исследователям удалось собрать массу интересного материала и даже найти окаменелости растений, относящихся к так называемому третичному периоду (65-1,8 млн лет назад), которые стали настоящей научной сенсацией. Одним словом, Роберт Скотт предоставил ученым достаточно много новой работы.

Новый жизненный период

С этих пор имя Роберта Скотта все чаще стало ассоциироваться с Антарктикой, в то время как сам он, набравшись опыта, принялся разрабатывать современные средства, предназначенные облегчить путешествия в полярных условиях. В перерывах между работой Роберт посещал званые обеды, на которые его весьма охотно приглашали. На одном из светских мероприятий он познакомился с Кэтлин Брюс (скульптором), в 1908 году ставшей его женой. В следующем году у них родился первенец, названный Питером Маркемом.

Подготовка новой экспедиции

Практически одновременно с рождением сына было объявлено о подготовке новой экспедиции Скотта, намеревавшегося покорить Южный полюс. Роберт Скотт высказывал предположения, что в недрах Антарктиды могут быть обнаружены полезные ископаемые, а в это же время в Америке происходила подготовка к аналогичному предприятию, однако собрать средства, необходимые для организации этого путешествия, оказалось не так-то просто.

Кампания по сбору средств на экспедицию Скотта оживилась после того, как знаменитый в 1909 году объявивший о покорении высказался о своем намерении достичь и Южного. Кроме того, стало известно, что немцы также намерены двигаться в этом направлении. Подготовка английской экспедиции шла полным ходом, неустанно работал и Роберт Скотт, биография которого, впрочем, рассказывает о нем как о человеке трудолюбивом и целеустремленном. Говорят, что в первую очередь он думал, скорее, о научных перспективах, чем о покорении Южного полюса.

Начало экспедиции Terra Nova

К осени 1910 года Роберту Скотту наконец-таки удалось основательно подготовиться к предстоящему путешествию, и уже 2 сентября корабль Terra Nova вышел в плавание. Судно экспедиции направилось в Австралию, затем прибыло в Новую Зеландию. 3 января 1911 года Terra Nova достигла залива Мак-Мердо, находящегося неподалеку от Земли Виктории. Вскоре путешественники обнаружили лагерь Руаля Амундсена (норвежского полярника-рекордсмена), впоследствии первым достигшего Южного полюса.

2 ноября началось сложнейшее продвижение к полюсу. Моторные сани, на которые путешественники возлагали большие надежды, пришлось оставить, так как они оказались непригодными для продвижения по торосам. Пони также не оправдали возложенных на них надежд, поэтому их пришлось усыпить, а люди были вынуждены тянуть на себе тяжелый груз, необходимый для совершения похода. Роберт Скотт, чувствовавший себя ответственным за своих товарищей, принял решение отправить семерых из них обратно. Дальше пошли пятеро: сам Роберт, офицеры Генри Бауэрс, Лоуренс Отс и Эдгар Эванс, а также врач Эдуард Уилсон.

Достижение цели или проигрыш?

Путешественники достигли своей цели 17 января 1912 года, однако каково же было их разочарование, когда они увидели, что экспедиция Амундсена побывала здесь незадолго до них, а именно - 14 декабря 1911 года. Норвежцы оставили Скотту записку, в которой просили его, чтобы в случае их гибели он сообщил об их достижении. Неизвестно, какие чувства преобладали в сердцах англичан, но нетрудно догадаться, что они были измотаны не только физически, но и морально, о чем писал в своем дневнике Роберт Скотт. Фото, представленное ниже, было сделано 18 января - в день, когда путники отправились в обратный путь. Этот снимок стал последним.

Но нужно было еще преодолеть обратную дорогу, поэтому экспедиция Terra Nova, выполнив все необходимые действия и водрузив английский флаг рядом с норвежским, направилась в северном направлении. Впереди их ждали почти полторы тысячи километров тяжелого пути, на протяжении которых было организовано десять складов с припасами.

Смерть путешественников

Путники продвигались от склада к складу, постепенно обмораживая конечности и теряя силы. 17 февраля погиб Эдгар Эванс, который перед этим упал в трещину и сильно ударился головой. Следующим ушел из жизни Лоуренс Отс, чьи ноги были сильно обморожены, из-за чего он попросту не мог продолжать идти дальше. 16 марта он сказал товарищам, что хочет пройтись, после чего навсегда ушел в темноту, не желая задерживать остальных и быть для них обузой. Его тело так и не нашли.

Скотт, Уилсон и Боуэрс продолжили путь, но всего в 18 км от основного пункта их настиг сильный ураган. Съестные припасы были на исходе, а люди настолько обессилели, что уже не могли двигаться дальше. Метель никак не утихала, и путешественники были вынуждены оставаться и ждать. 29 марта, пробыв в этой точке около девяти дней, все трое погибли от голода и холода. К сожалению, экспедиция Роберта Скотта к Южному полюсу закончилась весьма трагическим образом.

Обнаружение погибшей экспедиции

Спасательная экспедиция, отправившаяся на поиски пропавших полярников, нашла их лишь спустя восемь месяцев. Палатка, укрывавшая их от холода, ветра и снега, в конце концов стала их могилой. То, что увидели спасатели, потрясло их до глубины души: изможденные путники все это время несли с собой ценнейшую геологическую коллекцию, вес которой составлял приблизительно 15 кг. Они так и не решились бросить отягощавшие их экспонаты. Согласно свидетельствам спасателей, Роберт Скотт погиб самым последним.

В последних своих записях в дневнике Скотт призывал не оставлять их близких. Также он просил, чтобы дневник был передан его жене. В последние минуты жизни он понимал, что больше никогда ее не увидит и написал для нее письмо, в котором просил Кэтлин предостерегать их маленького сына от лени. Ведь он сам когда-то был вынужден бороться с этим пагубным состоянием. Впоследствии сын Роберта Питер Скотт добился больших результатов, став известным ученым-биологом.

Заключение

Англичане, узнав о случившейся трагедии, проявили сочувствие к своим геройски погибшим соотечественникам. Посредством сбора пожертвований была собрана сумма, достаточная для того, чтобы обеспечить семьям полярников безбедное существование.

Экспедиции Роберта Скотта описаны в нескольких книгах. Первую из них - «Плавание на Дискавери» - он написал собственноручно. Также были изданы другие, основывающиеся на дневниковых записях Скотта и описывающие его экспедицию к Южному полюсу, например, «Последняя экспедиция Р. Скотта» Хаксли и «Самое ужасное путешествие» Э. Черри-Говарда.

Остается только добавить, что полярники, возглавляемые Робертом Скоттом, совершили поистине геройский подвиг, поэтому их имена всегда останутся в памяти людей.

П ервыми достичь Южного полюса удалось норвежцу Амундсену и англичанину Скотту.

Амундсен дошел до полюса раньше Скотта и благополучно вернулся обратно. Капитан Скотт, путешествие которого было исключительно трудным, погиб на обратном пути вместе со своими товарищами.

Экспедиция, отправленная на поиски, нашла спустя восемь месяцев палатку и в ней три замерзших трупа. Это были: капитан Скотт, Уилсон и Боуэрс. Двое других товарищей Скотта, Эванс и Оутс, умерли по дороге.

Уилсон и Боуэрс лежали в спальных мешках, по обыкновению, надвинутых на голову. Капитан Скотт, очевидно, умер последним. Верхнее платье на его груди было раскрыто и отвороты мешка сброшены. Одна рука его лежала на теле Уилсона. Под плечами у него нашли сумку с тремя записными книжками и письма к разным лицам. Кроме того, там же находилось его послание к публике, в котором он объяснял причины бедствия, постигшего их, исключительно дурной погодой, которая свирепствовала все время… «На обратном пути нам не выдалось ни одного хорошего дня, – говорит он в своем послании. – Я утверждаю, что все сделанные нами распоряжения вполне отвечали требованиям, но никто в мире в это время года не мог бы ожидать такого страшного холода и такой труднопроходимой поверхности льда!

Ночью температура понижалась до 47° , при непрерывном ветре. Все это было совершенной неожиданностью, и причиной нашей гибели, несомненно, является это внезапное наступление жестоких морозов, которому я не могу найти удовлетворительного объяснения… Последним ударом, завершившим наши бедствия, была метель, застигшая нас в одиннадцати милях от того склада, где мы рассчитывали найти топливо и запасы для остального пути. Мы застряли на этом небольшом расстоянии от нашего Однотонного лагеря, имея запас пищи всего на два дня, а топлива на один день!

Мы не могли выйти из палатки четыре дня. Кругом нас воет вьюга. Мы ослабели. Писать трудно, но я все-таки не жалею об этом путешествии. Оно указывает, что англичане и теперь, как и в прошлое время, способны переносить труды и лишения, помогать друг другу, как в былые времена… Пусть эту повесть о мужестве, выносливости и отваге моих товарищей расскажут мои черновые наброски и наши мертвые тела!»

Путешествие капитана Скотта исключительно по драматизму и действительно указывает, каким громадным запасом мужества и энергии обладали он и его товарищи, чтобы бороться до конца с ополчившимися на них силами природы. Цель была достигнута, хотя и с опозданием, но эти мужественные люди заплатили за нее жизнью.

Капитан Скотт вел дневник, в котором аккуратно, изо дня в день, до самой минуты смерти, записывал все, и, читая эти записи, можно проследить все его путешествие от самого начала и вплоть до трагического конца, когда слабеющей рукой он выводил последние строки.

Благоприятные предзнаменования. – Вид нагруженного судна. – Бедные животные. – Жизнь на корабле. – Плавучие льды. – Рождество на корабле. – Пингвины. – Жизнь подо льдом.

П утешествие началось при благоприятных предзнаменованиях. Капитан Скотт закончил в Новой Зеландии, в ноябре 1910 года, все свои приготовления, и его судно «Терра Нова» вышло в море 29 ноября. Свой дневник он начал писать с 1 декабря.

Описывая вид судна, нагруженного всем необходимым для такого путешествия, он говорит:

«Внизу, насколько мы могли ухитриться, все было плотно заставлено и упаковано… Пятнадцать лошадей стоят рядышком, лицом к лицу, семь с одной стороны и восемь с другой, а посередине помещается конюх. И все качается, качается непрерывно, повинуясь неправильному, ныряющему движению судна… Какая пытка для бедных животных выносить это день за днем, по целым неделям!

Собак всего тридцать три. Их нам поневоле приходится держать на цепи. Насколько возможно, они пользуются прикрытием, но положение их весьма незавидно. Волны беспрестанно ударяют о борт судна и рассыпаются дождем холодных брызг. Собаки сидят, повернувшись спиной к борту, но на них обрушивается холодный душ, и вода струей сбегает с них. Жалко смотреть на них, они ежатся от холода, и вся их поза выражает страдание. Иногда бедняжки даже взвизгивают, и вообще вся эта группа животных представляет очень унылую, печальную картину».

В кают-компании (общей каюте) было тесно, и все едва умещались за столом. На судне было 24 офицера, но обыкновенно двое или трое отсутствовали, потому что стояли на вахте.

Пища была простая, но питательная. «Удивительно, – восклицает Скотт, – как наши два буфетчика умудряются сделать всю работу вовремя, и посуду вымыть, и каюты убрать, и при этом они всегда готовы услужить каждому и неизменно веселы и приветливы».

Морская болезнь, конечно, давала себя чувствовать. Но большинство команды состояло из бывалых моряков, уже привыкших к ней. Больше всех, по-видимому, страдал от нее фотограф Понтин. Тем не менее он не прекращал работы, хотя и должен был неоднократно нагибаться к борту. Пластинки он проявлял, держа в одной руке ванну, где промывал их, а в другой – таз, на случай припадка морской болезни.

2 декабря был день тяжелых испытаний, свирепствовал сильный шторм и волны заливали палубу. В такие минуты приходилось цепляться руками за что попало, чтобы не быть унесенным за борт. Буря не унималась весь день и всю ночь. Опасность возрастала, потому что засорились насосы в машинном отделении и вода поднялась выше люков. Старший кочегар Лэшли, стоя по самую шею в бурлящей воде, упорно работал, стараясь прочистить насосы, но ничто не помогало: тяжело нагруженное судно сидело глубоко и могло погрузиться в воду сверх меры, а это было очень опасно. Все, стоя почти по пояс в воде, работали день и ночь, вычерпывая воду. Офицеры и команда не теряли, однако, бодрости и даже пели за своей работой. Ночью утонула собака и околела лошадь. Волной иногда уносит собаку, и ее удерживает только цепь. Но в таких случаях собаке грозит удушение, если не подоспеет помощь. Одну из них так и не смогли спасти – она задохнулась.

Другую волна унесла с такой силой, что цепь порвалась, и собака исчезла за бортом. Но следующая волна каким-то чудом принесла ее обратно и бросила на палубу. Собака эта осталась жива и здорова.

На другой день буря прекратилась, и можно было привести в известность ущерб, который она причинила. Погибли две лошади и одна собака и, кроме повреждения бортов судна, волнами унесло 10 тонн угля, много керосина и ящик спирта для научных препаратов.

Погода исправилась, но пострадавшие во время шторма лошади причинили Скотту большое беспокойство. «Сомневаюсь, чтобы они могли вынести еще такую бурю, не оправившись совершенно, – замечает Скотт. – Декабрь в море Росса, где мы находимся, должен быть хорошим месяцем и всегда был таковым, но все же надо быть готовым ко всему, и я очень беспокоюсь за наших животных».

Девятого декабря, в шесть часов утра, показались айсберги и сплошные плавучие льды. Скотт не ожидал встретить такой лед раньше 66-го градуса широты. Зато качка прекратилась, и все почувствовали облегчение после недавних бурных дней. Но этот лед грозил задержать плавание. Действительно, лед становился плотнее, и, казалось, невозможно было пробиться через него. Однако перемены наступали постоянно.

Роберт Фолкон Скотт (1868-1912) — английский исследователь Антарктиды, моряк, капитан I ранга, национальный герой Великобритании. В 1901-1904 годах руководитель экспедиции, открывшей полуостров Эдуарда VII. В 1911-1912 годах руководитель экспедиции, достигшей 18.01.1912 Южного полюса (на 33 дня позже норвежского полярного путешественника и исследователя Руаля Амундсена). Погиб на обратном пути.

Начало жизненного пути Р. Скотта

Роберт Скотт родился 6 июня 1868 года, в Сток Дамереле, предместье Девонпорта, графство Девон, Англия. Он вырос в многодетной семье (шесть человек) среднего достатка.

В 1880 году будущий полярник был зачислен на военный флот. С юных лет Роберт Скотт отличался слабым здоровьем, вспыльчивостью и леностью; усиленно занимался спортом, развивая силу и выносливость, воспитывал в себе волю, выдержку и аккуратность. По окончании колледжа в Фэреме (графство Гэмпшир) служил на разных кораблях, а в 1886 году был направлен в Вест-Индию, где познакомился с К. Маркемом, президентом Королевского географического общества.

Экспедиция 1901-1904 годов

По рекомендации К. Маркема Роберт Скотт возглавил крупную антарктическую экспедицию. В 1902 году он исследовал весь западный гористый берег Земли Виктории, проплыл вдоль всего Ледяного барьера Росса до его западного края и открыл «Землю Эдуарда VII» (оказавшуюся полуостровом).

В конце 1902 года Скотт продолжил открытие шельфового ледника Росса: по его восточной окраине, страдая от голода и цинги, проделал почти 1200 километра в оба конца. На этом пути он проследил Трансантарктические горы на протяжении 600 км и выявил в них шесть глетчеров.

В конце 1903 года Р.Ф. Скотт открыл первый антарктический оазис (свободную от льда и снега долину) и прошел по высокогорному плато Земли Виктории около 500 километров. По возвращении на родину получил звание капитана флота, награжден одним из высших орденов Великобритании и шестью золотыми медалями Географических обществ ряда стран.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться»

С 1905 по 1909 годы Роберт Скотт разъезжал по стране с докладами, командовал четырьмя линкорами, испытывал моторные сани и собирал средства на новую экспедицию (1910-1913). Она закончилась трагически: ценой неимоверных страданий и усилий Скотт и четверо его спутников достигли Южного полюса 17 января 1912 года, на 33 дня позже Р. Амундсена. Из-за нервного потрясения, крайнего утомления и нехватки продуктов, от холода и кислородного голодания все скончались: сначала двое (один за другим), а в 264 км от главной базы — остальные. Скотт умер последним; предсмертная просьба позаботиться о его родных и близких погибших товарищей была выполнена. Вдова Скотта получила льготы, положенные кавалеру Ордена Бани.

Последние три лаконичные записи Роберта Скотта:

«Среда, 21 марта. Вчера весь вечер пролежали из-за свирепой пурги. Последняя надежда: Уилсон и Боуэрс сегодня пойдут в склад за топливом».

Четверг, 22 марта. Метель не унимается. Уилсон и Боуэрс не могли идти. Завтра остается последняя возможность. Топлива нет, пищи осталось на раз или два. Должно быть, конец близок. Решили дождаться естественного конца. Пойдем с вещами или без них и умрем в дороге».

«Четверг, 29 марта. С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм. Каждый день мы были готовы идти (до склада всего 11 миль), но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-то надеяться. Выдержим до конца. Мы, понятно, все слабеем, и конец не может быть далек. Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать».

Ниже подпись. Почерк, кажется, совсем не изменился: «Р. Скотт»… 100 великих путешественников/ Автор-составитель И.А. Муромов. - М.: Вече, 2000, с. 612 - 613.

Человеческие качества Роберта Скотта

По отзывам современников, Р.Скотт был небольшого роста (165,5 см), мускулистым, сильным и мужественным, умным, энергичным и целеустремленным. Его отличали самообладание, работоспособность и прекрасная память, железная воля, высоко развитое чувство долга и отзывчивость. Бескорыстный, скромный и искренний, Скотт не терпел высокомерия, пустословия и обмана. Его публичные выступления имели неизменный успех: о серьезных проблемах он рассказывал доходчиво, с юмором. Себя он считал неисправимым романтиком и оптимистом.

Научные результаты и посмертная слава

Роберт Скотт выявил гигантский шельфовый ледник и хребет большой протяженности. Честь открытия высокоприподнятого плато, занимающего огромное пространство от гор до полюса он делит с английским исследователем Антарктики Эрнестом Генри Шеклтоном и уже упомянутым выше Руалем Амундсеном. Метеорологические наблюдения, полученные тремя этими путешественниками, позволили сделать во многом верный вывод о наличии у Южного полюса в летний период антарктического антициклона.