Политические режимы- совокупность способов и методов осуществления власти. Методика формирования мотивации учебной деятельности и самоорганизации школьников в процессе обучения физике Программа спецкурса для высших педагогических учебных заведений

Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

В дореволюционных дидактических руководствах методу давалось такое определение: метод - искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану. Но видеть в методе только искусство - значит отрицать очевидное: успешно обучают не только мастера импровизации, но и суровые логики. Поэтому справедливым будет и другое определение: методы - системы алгоритмизованных логических действий, которые обеспечивают достижение намеченной цели.


метод, Способ, методика, технология как педагогические понятия

В современной науке и практике очень часто можно встретить такие понятия как «метод», «способ», «методика» и «технология». При этом довольно часто одно из этих понятий стараются определить через другое. Так, например, можно встретить следующее определение метода деятельности: «Метод  … прием, способ или образ действия» . Или же: «Метод  … способ организации практического и теоретического освоения деятельности, обусловленный закономерностями рассматриваемого объекта» . В свою очередь понятие «способ» словарь С.И. Ожегова определяет следую­щим образом: «Способ  действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» . Из этих определений совершенно неясно какое из этих двух понятий шире, а какое уже, и как они соотносятся друг с другом. Аналогичная картина, как мы увидим далее, наблюдается и в отношении понятий «методика» и «технология», а ведь все вышеупомянутые понятия являются основными и в дидактике, и в теории воспитания. Таким образом можно констатировать наличие проблемы неоднозначности трактовки основных, базовых понятий педагогической науки и практики. Поскольку в нашем случае необходимо определить не одно понятие, а сформировать организованную систему понятий, закрепленную в терминах, мы обратимся в положению логики о том, что «организованная терминологическая система предусматривает соотношение «один термин - одно понятие» . При этом в данной системе предусматривается возможность выражения одного понятия через другое, или же другие понятия. Основываясь на данных положениях логики, постараемся решить следующие задачи: определить вышеназванные понятия в педагогическом контексте; установить, по возможности, их соотношение.

Проанализируем различные дефиниции понятий «способ», «метод», «методика» и «технология», сведя в таблицу различные их определения в трактовке разных авторов.

Наиболее часто встречающиеся определения понятий «способ», «метод», «методика» и «технология»

Продолжение таблицы


способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь» .

способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности» .

3.Методика - это

совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь, а также наука о методах обучения» .

4.Технология - это

а)

совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства .

б)

1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства… 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства .

в)

совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства .

г)

системный метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективных форм образования [определение ЮНЕСКО, цит. по 7, с.264].

д)

искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния .

е)

культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека .

ж)

интеллектуальная переработка технически значимых качеств и способностей .

з)

совокупность знаний о методах осуществления каких-либо процессов .

и)

организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс .

к)

содержательная техника реализации учебного процесса .

л)

средство гарантированного достижения целей обучения .

м)

описание процесса достижения планируемых результатов обучения .

н)

проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике .

Продолжение таблицы


п)

минимум педагогических экспромтов в практическом преподавании .

Дословно слово «метод» происходит от греческого «methodos » и буквально переводится как «путь к чему-либо ». Философский словарь определяет метод так: «… в самом общем значении  это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» .

Как видно из этого определения оно состоит из двух частей. Первая его часть трактует метод, аналогично рассмотренным выше определениям, как способ деятельности в интересах достижения цели. Вторая же его часть определяет метод как упорядоченную определенным образом деятельность. Проанализируем обе эти части.

Из первой части следует, что метод  это способ. В свою очередь ранее было определено, что способ  это система действий, а действие всегда являлось элементом деятельности. Таким образом, метод  это деятельность по достижению определенной цели. Однако, как было показано выше, способ тоже определяется как «действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь». Соответственно, любая работа имеет определенную цель и осуществляется ради этой цели. Отсюда можно сделать только один вывод: существующие определения понятий «способ» и «метод» практически не отличаются друг от друга, и не позволяют понять различия между ними.

В полной степени можно данный вывод отнести и к понятиям «методика» и «технология». Все это порождает насущную необходимость в определении понятий: «способ», «метод», «методика» и «технология».

Не претендуя на каноничность, предложим следующие их определения и соотношение, сопроводив данный процесс необходимыми пояснениями.

Способ деятельности  это совокупность средств , методов и форм деятельности, необходимых для заданного изменения исходного состояния объекта деятельности (предмета труда).

Графически это можно изобразить так.

Соответственно, в отношении обучения и воспитания данное представление можно конкретизировать следующим образом.

Средства деятельности  это совокупность материальных и идеальных объектов, а также функциональных органов человека, при помощи которых производят изменение состояния, свойств и формы сырья, материала или полуфабриката в процессе деятельности.

Метод  это определенная логическая последовательность действий, осуществляемых в интересах достижения поставленной цели деятельности.

При этом в данном определении учитывается значение греческого слова «methodos » и буквальный его перевод: «путь к чему-либо ». Соответственно путь предполагает какую-то последовательность шагов, этапов, которые нужно сделать и преодолеть, чтобы достичь его конца, являющегося конечной целью путешествия по этому пути. Поэтому в данном контексте понятие «метод» и было определено как логическая последовательность действий, приводящая к достижению поставленной цели. Можно также сказать, что метод - это совокупность действий, взятых в их и логической последовательности, которая приводит к достижению заданной цели деятельности. Однако, и в том и в другом случае путь не тождественен средствам и формам его прохождения, то есть понятие «способ» не тождественно понятию «метод».

Форма деятельности определяет характер связи между компонентами процесса деятельности.

Например, в способе обработки металла, называемом «опиливание», можно выделить такие компоненты: средство деятельности  напильник определенной формы и назначения; метод деятельности  возвратно-поступательные движения, осуществляемые напильником в определенной плоскости; форма деятельности  индивидуальная ручная обработка металла.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что при важности и неотъемлемости средств и форм деятельности в структуре определенного способа, основу его все же составляет метод деятельности, так как именно в нем осуществляются действия, необходимые для достижения цели деятельности, а вся совокупность действий, являющихся, фактически, самой деятельностью, и образует суть метода.

На этом основании можно заключить, что методикой деятельности можно назвать совокупность методов и адекватных им средств, а также форм определенной деятельности или же  совокупность способов данной деятельности .

Применительно к сфере обучения методика учебного предмета, например, определяет «задачи изучения данного предмета и его содержание», а также «выработку в соответствие с задачами и содержанием обучения методов, методических средств и организационных форм обучения» . Исходя из данного определения, можно констатировать, что средства и формы деятельности всегда неразрывно связаны с методами деятельности и должны быть адекватны им. Абстрагируясь от определения методики как науки, которая исследует закономерности деятельности (в нашем случае обучения), или же, как науки о методах деятельности, определим ее следующим образом.

Методика деятельности  это совокупность методов определенной деятельности с адекватными им средствами и формами.

В разработке любой методики можно вычленить определенную логическую последовательность действий. В обобщенном виде такая последовательность будет выглядеть так, как это представлено на рисунке.

Такая деятельность в сфере производства, например, предполагает: обработку, изготовление, изменение состояния, свойств, формы объекта (предмета) деятельности. В то же время, поскольку в определении методики присутствуют, помимо методов, также средства и формы деятельности, то можно говорить, фактически, не о совокупности методов, а и о совокупности способов определенной деятельности.

Почему же термин «методика» происходит от слова «метод», а не «способ»?

Во-первых, если совокупность методов  это методика, то, следуя законам логики, совокупность способов  это, соответственно, «способика », а такого слова в русском, украинском и других славянских языках нет. Поэтому совокупность способов все равно названа методикой.

Во-вторых, как было сказано выше, основу способа деятельности все же составляет именно метод деятельности.

Однако, исходя из анализа определений понятия «технология», приведенных в таблице, которые, также как и методику, трактуют технологию как совокупность методов определенной деятельности (обработки), неясно, чем же методика отличается от технологии. Постараемся разобраться и в этой терминологической проблеме.

Во-первых, в общих определениях технологии указывается на то, что данная деятельность осуществляется «в процессе производства». При этом следует отметить, что речь идет о производстве материальном, где осуществляется «обработка, изготовление, изменение состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката».

Во-вторых, понятие «методика» употребляется большей частью в отношении обучения и воспитания (как, например, у С.И. Ожегова в ), то есть в гуманитарной сфере, или же сфере, которую условно можно назвать сферой духовного производства.

Чем же отличаются две эти два понятия, характеризующие человеческую деятельность?

В сфере материального производства, в силу развития науки, техники и технологии, человечеству удалось добиться получения гарантированных по качеству и количеству результатов деятельности.

Подобные успехи в сфере духовного производства, в частности обучения и воспитания, стали возможными только после достижения техникой и технологиями определенного уровня развития. К ним можно отнести создание адаптивных обучающих систем, использование в целях обучения мультимедийных средств, в том числе, например, дистанционного обучения, применение которых стало возможным благодаря интенсивному развитию компьютерной техники. Иными словами можно констатировать, что получение гарантированного по качеству и количеству результата в сфере духовного производства стало возможным только благодаря успехам в развитии сферы производства материального, а точнее благодаря применению новых, обусловленных развитием техники и технологии, средств духовного производства. Такими средствами в обучении, например, стали: компьютеры с соответствующим программным обеспечением в виде обучающих и контролирующих программ; использование международной информационной сети Internet, в том числе и в системе дистанционного обучения; различного рода современная проекционная техника с использованием жидких кристаллов, технически сложные тренажерные системы и т. д., заканчивая использованием лазерных указок.

Именно желание получить гарантированный по качеству и количеству результат деятельности в сфере духовного производства породило необходимость применения таких методик, которые, по аналогии со сферой материального производства, позволяли бы его получать. Они, соответственно, получили название технологий в гуманитарной сфере вообще и технологий обучения и воспитания (педагогических технологий)  в сфере образования в частности.

С учетом приведенных выше рассуждений можно предложить следующее определение общее технологии.

Технология  система способов (методов, средств и форм) деятельности, обеспечивающая получение гарантированного по качеству и количеству конечного ее результата.

На данном этапе рассуждений в отношении технологии образовательной (педагогической ) можно заключить следующее.

1. Технология в сфере образования  это методика, гарантирующая высокий по качеству и количеству конечный результат.

2. Получение высокого по качеству и количеству результата при использовании образовательных технологий не зависит от субъекта и объекта обучения и воспитания. В то же время методика всегда должна учитывать их индивидуальные психофизиологические особенности, базируется на интуиции педагога, то есть является авторским способом деятельности или же своего рода авторской технологией.

3. Технология в образовании  это доведенная до совершенства методика, в которой за счет использования особой комбинации средств, методов и форм обучения и воспитания нивелируются индивидуальные психофизиологические особенности, препятствующие получению гарантированного результата. В данной связи необходимо заметить, что эта «особая комбинация» есть не что иное, как система деятельности со всеми присущими системе свойствами: постоянной ориентированность на достижение цели, высокой помехозащищенностью и др. Именно эти свойства, характерные для любых систем, обеспечивают гарантированность результата деятельности.

4. В основе любой технологии всегда лежит определенная методика и, наоборот, в основе любой методики лежит та или иная технология, адаптированная к личности педагога и учащихся. В данном соотношении методика больше является искусством, а технология  наукой. О данном феномене В.П. Беспалько в эпиграфе к первой главе своей известнейшей монографии «Слагаемые педагогической технологии» писал так: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология  на науке. С искусства все начинается, технологией  заканчивается, чтобы затем все началось сначала» .

Подводя общий итог нашим рассуждениям, можно так определить соотношение этих понятий.

^ Метод деятельности является составной частью, элементом способа деятельности. В свою очередь, совокупность способов деятельности составляет методику деятельности. Методику же, дающую гарантированный результат вне зависимости от личностных качеств субъекта и объекта деятельности, можно считать технологией .

Всю эту логическую цепочку, адаптировав ее к сфере образования, можно использовать для характеристики элементов педагогического процесса.

Литература


1.
^
Словарь иностранных слов.  7-е изд., перераб.  М.: Русский язык, 1979.  624 с.

2.

Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. – Київ: Либідь, 1997. – 376 с.

3.

Тофтул М.Г. Логіка. Посібник для студентів вищих навчальних закладів. - К., 1999. - 336 с.

4.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - 10-е изд., стереотип. - М.: «Сов. Энциклопедия», 1975. - 846 с.

5.

Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. - Сов. Энциклопедия, 1991. Т.1. - 1991. - 863 с.

6.

Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. - Сов. Энциклопедия, 1991. Т.2. - 1991. - 768 с.

7.

Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1997. - 512 с.

8.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

9.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989 - 192 с.

Васильев И.Б.

Метод, способ, методика, технология как педагогические понятия

Сделана попытка уточнения существующего понятийного аппарата педагогики с позиций представления об организованной терминологической системе. Представлена авторская трактовка таких понятий как «метод», «способ», «методика» и «технология» с адаптацией их к сфере образования. Определены их соотношение и взаимосвязь.

Васильєв I.Б.

Метод, спосіб, методика, технологія як педагогічні поняття

Зроблено спробу уточнення існуючого понятійного апарата педагогіки з позицій представлення про організовану термінологічну систему. Представлено авторське трактування таких понять як «метод», «спосіб», «методика» і «технологія» з адаптацією їх до сфери освіти. Визначено їхнє співвідношення та взаємозв"язок.

I.B. Vasilyev

Method, Process, Technique, Technology as Pedagogical Concepts

In attempt has been made to specie by the existing conceptual apparatus of pedagogies from the point of view of an organized terminological system. The author"s treatment of such concepts as "method", "process", "technique" and "technology" with their adaptation to the sphere of education is submitted. Their ratio and interrelation are determined.

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

Кратко об определении «метод обучения»

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения. К ним можно отнести следующие: «методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения - это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь). Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

О его сущности

Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности.
В методе обучения находят, таким образом, воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога, совокупностью различных особенностей учащихся и условиями протекания учебного процесса. Соотношение двух составляющих метода позволяет рассматривать его как развивающуюся педагогическую категорию, обладающую неограниченными возможностями совершенствования. В то же время есть определенные суждения, согласно которым: 1) метод- объективно возникшая субстанция; 2) метод - личное творчество педагога, его детище, его педагогический шедевр. Такая полярность суждений все же позволяет диалектически подойти к высокой оценке личного мастерства и искусства педагога в развитии методов обучения. Этого мнения придерживаются М.И. Махмутов, Б.Т. Лихачев, Т.А. Ильина, И.Ф. Харламов и другие педагоги.

Приём обучения

Анализируя определения понятия из разных педагогичных источников, прием обучения можно сформулировать так: это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.
Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и нооборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.
История развития методов обучения получила свое начало в древности, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Оно совершалось через практику, наглядность, слово. Подражая взрослым, наблюдая и повторяя действия взрослых (делай, как я), совершенствуя их, дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшее развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условием развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и методы, обеспечивающие практическое усвоение знаний. В простейших вариантах эти методы использовали первобытные охотники. (На песке или глине почти в натуральных масштабах изображали сцены предстоящей охоты. Молодые охотники упражнялись в отработке необходимых навыков и умений, способов охоты: метали копья, окружали животное, согласовывали действия).
Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их.
В последующие периоды социального развития величайшим изобретением человечества стала книга, а в наши дни - видеотехника и компьютерные системы. Они тоже являются самостоятельными и многоаспектными методами обучения. Следует отметить, что книгу и видеоматериалы можно рассматривать и как источники информации.

Главная особенность - соотношение государства и личности. Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). В таких государствах действует примат государства над правом и всеобщая милитаризация общественной жизни. Различаются режимы: олигархический - власть немногих, финансово-олигархический - власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) - власть в руках одного человека.

Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает интересы большинства и меньшинства. Основной принцип деятельности - плюрализм, государственный режим базируется на законах.

Уровень развития демократии в разных странах может быть различен. Он зависит от степени представительства всех слоев населения в выборных органах власти и возможности народа непосредственно влиять на принятие решений органов государственной власти. Различается непосредственная демократия - прямое участие народа в решении вопросов государственной и общественной жизни (выборы, референдумы, манифестации, забастовки и т. д.) и представительная демократия, - что означает передачу народом части принадлежащей ей власти формируемым им органам (парламенту, президенту, учредительному собранию и т. д.).

  1. Правотворчество: понятие, принципы, стадии.

Правотворчество – процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.



Элементы правотворчества:

· 1) Познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации;

· 2) Определение органа или другого субъекта, уполномоченного принять правовой акт;

· 3) Выбор формы предполагаемого акта;

· 4) Подготовка, принятие или изменение акта в рамках соответствующих процедур.

Принципы правотворчества – основополагающие начала, соблюдаемые в процессе принятия, изменения, дополнения или отмены правовых актов:

· - Принцип демократизма – население должно привлекаться к участию в правотворчестве, а его мнение – учитываться при разработке и принятии нормативно-правовых актов;

· - Принцип гласности – правотворческая деятельность осуществляется в открытой и доступной для населения форме;

· - Принцип научности - должны привлекаться ученые, эксперты, специалисты-практики;

· - Принцип законности - должны осуществляться только уполномоченными компетентными органами с соблюдением требований закона;

· - Принцип профессионализма – должны осуществляться профессионально подготовленными субъектами с использованием специальных приемов и средств юридической техники;

· - Принцип плановости – должны осуществляться по заранее продуманному плану;

· - Принцип исполнимости – принимаемые нормативно-правовые акты должны иметь финансирование, кадровую базу для их исполнения.

Основные стадии законотворчества:

· 1) законодательная инициатива – право субъектов внести законопроект на рассмотрение в законодательный орган (субъекты – Президент, депутаты ГД, члены Правительства, СФ, органы субъектов федерации, ВС РФ, ВАС РФ, КС);

· 2) обсуждение – осуществляется в комитетах ГД;

· 3) принятие – ГД, одобряется СФ;

· 4) подписание - Президентом;

· 5) обнародование закона.

  1. Основные правовые системы современности. Критерии классификации правовых систем современности.
  1. Понятие и структура политической системы общества.

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются вполитическую систему.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения,общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть".

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задачобщества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Политическая система (ПС) – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, взаимодействия и взаимоотношения между ними, в которых реализуется полититическая власть.

Особенности политической системы:

· 1. именно в рамках ПС и с ее помощью осуществляется политическая власть,

· 2. ПС зависит от характера общественной среды и социально-экономической структуры общества,

· 3. ПС обладает относительной самостоятельностью от других общественных систем.

Функции политической системы:

· 1. определение целей, задач и путей развития общества,

· 2. организация деятельности общества по достижению целей,

· 3. распределение материальных и духовных ресурсов,

· 4. разработка и внедрение в общество различных норм поведения и контроль за их выполнением,

· 5. обеспечение стабильности и безопасности общества, приобщение людей к политической жизни.

Политическая система включает в себя след элементы:

1. Институциональная подсистема, представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которую входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества). Она состоит из:

· - политических институтов, непосредственной целью которых является осуществление власти или воздействия на нее (государство, политические партии, общественно-политические движения),

· - организаций, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект,

· 0 несобственнополитические, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества (профсоюзы, религиозные организации).

2. Коммуникативная подсистема, представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики.

3. Нормативная подсистема – политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, в том числе этико-моральные нормы.

4. Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств участников политической жизни, т.е. политическое сознание субъектов политической системы, которая функционирует в двух уровнях:

· - теоретическом (политическая идеология);

· - эмпирическом (политическая психология).

Особое внимание уделяется политической культуре – комплексу типичных для данного общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений.

  1. Виды толкования норм права.

Толкование норм права - выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению норм права в целях их наиболее правильной реализации.

Необходимость толкования норм права:

· 1) нормы права имеют общий и абстрактный характер, а применение их необходимо в конкретной жизненной ситуации,

· 2) краткость и лаконичность формулировок норм права, использование в них специальной терминологии требует специальных пояснений,

· 3) несовершенство юридической техники приводит к неясносности и противоречивости отдельных правовых актов.

Способы толкования норм права – специальные приемы, правила и средства познания правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений.

Способы толкования норм права:

· 1) Языковой (грамматический, филологический) – выявление смысла норм права на основе знаний языка, на котором сформированы нормы права, при использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления.

· 2) Систематический – уяснение смысла нормы права путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в НПА, отрасли или системе права;

· 3) Логический – исследование не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики;

· 4) Историко-политический – выявление смысла нормы права путем обращения к истории ее принятия, целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования;

· 5) Специально-юридический – уяснение смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники.

Структура толкования норм права:

· 1) участники (субъекты): официальные, неофициальные субъекты;

· 2) объект: нормы права и регулируемые ими общественные отношения;

· 3) действие: правовые действия и операции (уяснение и разъяснение);

· 4) способы: языковой, систематический, логический, историко-политический, специально-юридический;

· 5) результат: юридические оценки о содержании нормы права;

· 6) форма: внутренняя и внешняя (письменная и устная).

Толкование норм права по субъектам:

· 1) Официальное толкование – дается органами, уполномоченными на то государством, закрепляется в специальном акте и имеет общеобязательное значение;

· 2) Неофициальное толкование – осуществляется субъектами, деятельность которых в этой области не является официальной.

Виды официального толкования:

· 1) Аутентическое – дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт;

· 2) Легальное (делегированное) – закон наделяет тот или иной орган правом толковать акты, изданные другими органами;

· 3) Казуальное – дается применительно к отдельному случаю (казусу);

· 4) Нормативное – дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих норм.

Виды неофициального толкования:

· 2) Профессиональное – разъяснения исходит от компетентных в области права лиц;

· 3) Обыденное – уяснение и разъяснение права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.

Виды толкования норм права по объему:

· 1) Буквальное – понимание смысла толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права;

· 2) Расширенное – смысл, который вложил законодатель в норму права шире смысла, вытекающего из текста нормы права;

· 3) Ограничительное – смысл, который вложил законодатель в норму права уже смысла, вытекающего из текста нормы права.

  1. Законы в системе англо-саксонского права.

Другим источником англосаксонского права является закон (статут). Он появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношений.

Английские законодательные акты классифицируются по разным основаниям. По сфере действия они делятся на публичные, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и действующие на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся на отдельных лиц и территории.

Нередко Парламент делегирует свои полномочия по принятию нормативных актов другим субъектам (королеве, правительству, министерствам). Совокупность этих актов составляет «делегированное законодательство». Юридическая сила такого рода актов определяется передачей части законотворческих функций Парламента соответствующему органу. Поэтому их решения считаются частью закона и обязательны к исполнению всеми гражданами. Высшей формой осуществления делегированного правотворчества является «приказ в Совете», формально представляющий собой приказ Тайного совета (монарха и тайных советников), а фактически – правительства.

Кроме того, выделяется автономное законодательство – акты местных органов власти, действующие на соответствующей территории, некоторых учреждений, организаций (англиканской церкви, профсоюзов, железнодорожных, строительных, транспортных, газовых компаний, Юридического общества и т.п.). Они принимают решения, которые обязательны для их членов, пользователей их услуг. Юридическая сила таких актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства. По иерархии они приближаются к актам правоприменительных органов.

Статут имеет приоритет перед прецедентом в том смысле, что может отменить его. Однако это не означает, что прецедент производен от закона, вторичен по характеру. Своеобразие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, посредством их. Прежде чем стать действующим актом, он должен «обрасти» конкретизирующими его обязательными судебными решениями. Английская судебная практика знает немало случаев, когда принятые статуты оставались мертворожденными, игнорировались судами либо их смысл и значение интерпретировались иначе. Отсюда английский статут нельзя рассматривать как источник, разрушающий или нивелирующий систему прецедентов, как инородную форму права, скорее, наоборот, он сам стал придатком этой системы, дополняющим и совершенствующим ее.

  1. Формирование признаков государства.

Общими для государства являются следующие признаки:

1) Наличие публичной власти (совокупность аппаратов управления и подавления). Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями.

2) Административно-территориальная организация населения. Смысл - в наилучшей (рациональной) организации государственной власти и управления на занимаемой территории.

3) Население. Характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству (реализуется через институт гражданства).

4) Государственный суверенитет . Независимость государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри или за пределами страны, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все государственные дела. Государственный суверенитет имеет две стороны: внешнюю (самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом), и внутреннюю (исключительное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории). Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. В некоторых случаях можно говорить об ограничении государственного суверенитета, которое может быть добровольным и принудительным.

5) Налоговая система – общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, поддержания обороноспособности государства, развития науки и культуры, социальной защиты населения.

6) Государственная территория - часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В ее состав входят: суша с ее недрами, водные территории, а также лежащие над сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды. Находящиеся под сухопутной и водной территорией нефа являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины. В воздушное пространство входит тропосфера, стратосфера, а также значительная часть вышележащего пространства (приблизительно до высоты 100км). Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами - продолженными в натуре или воображаемыми линиями на земной и водной поверхности, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

7) Правотворческая деятельность , реализующая тесную связь государства с правом. Законодательство - это особые социальные нормы, закрепленные в издаваемых государственной властью нормативно-правовых актах: законах, указах, постановлениях. Такие нормы называются юридическими, а систему, их содержащую, принято называть законодательством.

8) Государственные символы – герб, флаг, гимн.

9)Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

10) Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

11) Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий - государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Это признаки государства-идеала. По отдельности они присутствуют у большинства современных государств, но собранными воедино – таких государств не существует.

  1. Правоотношение: понятие, признаки, структура.

Правоотношение есть разновидность общественного отношения, урегулированное нормами права. Таким образом, правоотношение представляет собой юридическую связь между субъектами.
Правоотношение - юридическая взаимосвязь субъектов права, возникающая на основе правовых норм в случае наступления предусмотренных законом юридических фактов.

Признаки правоотношения :

1. Нормативное основание. Норма - атрибутивное основание любого правоотношения, обязательное условие его возникновения, изменения или прекращения. Субъекты не могут произвольно устанавливать любые правоотношения. Требуется прямо выраженная в норме государственная воля, санкционирующая то или иное правоотношение. Норма и правоотношение неразрывно связаны, они - части единого механизма правового регулирования. Иногда правоотношение называют «норма в действии». Гипотеза нормы указывает на фактические условия возникновения правоотношений, диспозиция - на их содержание, санкция - на отрицательные последствия для участников правоотношения, нарушающих требования правовых норм.

В правоотношении норма права конкретизируется применительно к определенным субъектам и ситуациям. Норма - правило общего характера, адресованное персонально неопределенному кругу лиц, рассчитанное на многократное применение. При появлении обстоятельств, указанных в гипотезе нормы, она из абстрактного правила превращается в модель для разового употребления - применительно к конкретной жизненной ситуации.

2. Реальный характер. Правоотношения всегда объективируются вовне в действиях, решениях, словах, жестах субъектов. Поэтому они допускают внешний контроль в отличие, скажем, от эмоционально-чувственной или интеллектуальной сферы. В обществе непрерывно действует сложнейшая сеть правоотношений. Люди порой не замечают, что являются их участниками. Одни из них носят более или менее длительный характер (гражданство, права человека, собственность, семья, работа), другие мимолетны (мелкие сделки).

3. Общественный характер. Правоотношения - определенная форма социальных взаимодействий. Это отношения между людьми, их коллективами по поводу различного рода социальных благ. В этом отличие правоотношений от технических (механических) взаимодействий, строящихся по типу: Субъект-Объект.

4. Целенаправленный, результативный, сознательно-волевой характер. В правоотношении участвуют люди, наделенные волей и сознанием. Чтобы стать участником правоотношения, человеку требуется определенная мотивация. Сознательно-волевой элемент правоотношения развивается по схеме: потребность - интерес - цель - задача - результат. Побудительным фактором выступают здесь различного рода социальные ценности, именуемые объектом правоотношения. Человек вступает в правоотношения для удовлетворения своих потребностей. Например, купить имущество, избрать депутата, взыскать убытки, зарегистрировать брак. Реализация интересов, достижение результатов - движущая сила правоотношения. При этом воля субъекта, направленная на достижение правового результата, должна соответствовать государственной воле, выраженной в норме и конкретизированной в правоотношении.

5. Индивидуальный характер. Норма права регулирует общие, типичные, повторяющиеся отношения. Поэтому норма всегда абстрактна и рассчитана на множество аналогичных, сходных ситуаций. Правоотношение же всегда индивидуализировано, оно возникает в конкретной обстановке, между конкретными людьми, по поводу конкретных объектов. Поэтому правоотношения характеризуются как типичностью, так и уникальностью, неповторимостью. Так, все правоотношения купли-продажи в чем-то сходны, поскольку строятся по единой нормативной модели, однако каждое из этих правоотношений строго индивидуально, обладает своей неповторимой спецификой.

6. Государственная защита. Правоотношения гарантируются и обеспечиваются государством, в том числе и мерами государственно-правового принуждения.

Виды правоотношений :

1. Абсолютные и относительные. У абсолютных правоотношений формально определен только управомоченный участник. На другом «полюсе» персонально определенный субъект отсутствует. При этом у всех субъектов существует обязанность не нарушать субъективное право первого участника. Типичный пример - отношения частной собственности, где собственнику противостоит неопределенное множество субъектов права, обязанных воздерживаться от любых действий, препятствующих реализации права собственности. В относительных правоотношениях персонально определены все участники. К этому типу относятся все правоотношения договорного типа, сделки, обязательства. Носителю субъективного права (продавцу, кредитору, заказчику, арендодателю) здесь противостоит конкретное обязанное лицо (покупатель, должник, подрядчик, арендатор).

2. Отраслевые. Определяющим критерием здесь выступает отраслевое законодательство, на основании которого возникает конкретное правоотношение. Так, выделяют административные, гражданско-правовые, налоговые, трудовые, бюджетные и т. п. правоотношения.

3. Двусторонние и многосторонние. Критерием классификации здесь выступает количество участников правоотношения - два или более. При этом нельзя смешивать абсолютные и многосторонние правоотношения. У первых персонально определен лишь один участник, которому противостоит неограниченное количество субъектов (все остальные лица); у вторых поименно определены все участники, хотя общее количество их может быть значительным (например, при учреждении предприятия, проведении общего собрания акционеров).
4. Регулятивные и охранительные. Первые возникают (изменяются, прекращаются) на основе регулятивных норм, вторые - на основе охранительных. Также по нормативному основанию выделяют материальные и процессуальные, публично-правовые и частно-правовые отношения.
5. По длительности существования выделяют краткосрочные (мелкие сделки, участие в демонстрации, голосование на вы- борах), среднесрочные (военная служба, получение высшего образования), долгосрочные (гражданство, инвалидность, пенсионное правоотношение).
6. Простые и сложные. Первые характеризуются тем, что субъ- ективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника. Типичным примером является правоотношение типа «должник-кредитор». В сложных право- отношениях каждый из участников одновременно обладает и субъективными правами, и обязанностями (например, трудовое правоотношение, гражданство или большинство процессуальных правоотношений).
Структура правоотношения включает такие элементы, как субъекты, объекты, содержание, юридические факты. В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают:

а) субъектов (участников) правоотношения;

б) объекты правоотношения;

  1. Судебная практика как материальный источник права в РК.

Судебная практика, на протяжении всей истории своего развития, являлась своеобразным ориентиром для правильного и единообразного разрешения споров, толкования и применения действующего законодательства, восполнения пробелов в нормативных правовых актах. В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Казахстан, Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам «судебной практики». Решения Верховного Суда занимают важное место в системе решений судов, охватываемых понятием «судебная практика», при этом они включают: 1) нормативные постановления; 2) постановления надзорной судебной коллегии по гражданским, административным делам и уголовным делам.

Анализ казахстанской правовой системы позволяет сделать вывод о том, что судебная практика не является самостоятельным источником права. Она выступает в качестве непосредственного результата применения права судами. В одних случаях она представляет собой совокупность вариантов толкования неясных правовых норм, а в других – совокупность корректировок иных правовых норм и пробелов. В обеих ситуациях к судебной практике должно применяться требование единообразия, которое закрепляется в постановлениях специально назначенных судебных инстанций (в основном в виде обобщений судебной практики и руководящих разъяснений высших судебных инстанций). Вне зависимости от того признается ли судебная практика источником права или нет, она занимает важное место в казахстанской правовой системе и ее значение определяется следующим образом: а) разъяснения Верховного Суда Республики Казахстан в части применения правовых норм обеспечивают единство судебной практики в Республике; б) в процессе изучения и обобщения судебной практики выявляются пробелы в действующем законодательстве; в) судебной практикой проверяется эффективность правовых норм, а также исследуется необходимость в совершенствовании отдельных нормативных правовых положений; г) обобщение и анализ судебной практики позволяет выявить тенденции развития правоприменительной деятельности, определить пути ее совершенствования.

  1. Разделение властей в практике современного государства.

Разделение власти - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

  1. Сущность, содержание и назначение права.

Право является продуктом общественного развития. И пред­ставляет собой явление цивилиза­ции, оно призвано обеспечить и защитить статус личности, гарантированные простор и меру поведения.

Право - это система общеобязательных, формаль­но определенных юридических норм, устанавливае­мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называютсяпозитивным правом.

Сущность права - это главное, основное содержа­ние, выраженное во внешнем его проявлении.

Существует понятие публичного и частного права. Римс­кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы индивида.

Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что реше­ния принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимают­ся множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Существует несколько подходов к изучению сущности права:

· классовый;

· общесоциальный;

· религиозный;

· национальный;

· расовый и др.

~ При классовом подходе право определяется как си­стема юридических норм, выражающих возведенную в за­кон государственную волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

~ При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль­ного обеспечения прав и свобод человека, демократии.

~ При религиозном подходе интересы религии доми­нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

В условиях современного цивилизованного демокра­тического общества сущность права состоит в регулиро­вании общественных отношений, в достижении на норма­тивной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется демократия, экономи­ческая свобода, свобода личности.

Сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

  1. Соотношение экономики, политики и права .

Экономика - это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.

Политика - это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом - с другой.

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Существует два основных подхода к соотношению данных понятий.

Согласно первому среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного.

МЕТОД

МЕТОД (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. познания. Систематическое исследование М. связано с генезисом экспериментальной науки. Поиски универсального М., приложимого к любым ипостасям действительности (идеал «методологического монизма»), не увенчались успехом. М. общенаучного характера принято считать индукцию и дедукцию, анализ и синтез, аналогию, обобщение, идеализацию, типологизацию, сравнение и др. Философские М. в науке, как правило, опосредуются другими, более приватными, тем не менее именно они (не всегда явно осознаваемые учеными) задают общую направленность исследования, принципы подхода к изучаемому объекту, характер интерпретации полученных результатов. М. складываются в ходе рефлексии над объектной (предметной) теорией в некоторой метатеоретической области внутри определенных парадигматических ориентации и закрепляются в принципах, нормах и методиках исследования, реализуются через навыки, умения и т.д. конкретных исследователей и обеспечиваются соответствующими инструментальными средствами. Предметное развертывание М. осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в М., до отдельных операций. Следование М. обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской (как и любой иной) деятельности, задает ее логику.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "МЕТОД" в других словарях:

    метод - метод: Метод косвенного измерения влажности веществ, основанный на зависимости диэлектрической проницаемости этих веществ от их влажности. Источник: РМГ 75 2004: Государственная система обеспечения еди … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия

    См. метода. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТОД ИЛИ МЕТОДА известный порядок или план, необходимый для достижения определенной цели. Научные м ды совокупность приемов и правил, соблюдение коих… … Словарь иностранных слов русского языка

    Толковый словарь Ушакова

    МЕТОД, метода, муж. (греч. methodos). Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего нибудь. «…метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и… … Толковый словарь Ушакова

    МЕТОД, метода, муж. (греч. methodos). Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего нибудь. «…метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и… … Толковый словарь Ушакова

    МЕТОД, метода, муж. (греч. methodos). Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего нибудь. «…метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и… … Толковый словарь Ушакова

    Метод - Метод ♦ Méthode Совокупность правил и принципов, рационально орга низованная с целью достижения определенного результата. В философии мне неизвестен ни один действительно убедительный метод, если не считать собственно движения мысли, не… … Философский словарь Спонвиля

    Методика, способ, средство, схема, технология; манера, прием, путь, рецепт, отсадка, метода, манер, лучизм, декрипитация Словарь русских синонимов. метод см. способ Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

    метод - а, м., МЕТОДА ы, ж. méthode f., нем. Methode <, лат. methodus <гр. methodos путь вслед за чем н.1. устар. Метода. Определенный порядок в расположении частей чего л. и в действиях; система. БАС 1. В дуэлях классик и педант, Любил методу он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    метод ER - метод остаточного денежного потока Метод оценки инвестиционного проекта, при котором требуемый уровень доходности определяется для остаточного денежного потока (т.е. только для собственного капитала в отличие от метода WACC). }