Мозаика из битой посуды. Мой “зеленый” бизнес: украшения из битой посуды Мозаика из битой посуды

Если вы хотите сделать свое жилище оригинальным и неповторимым – это ваш вариант! И смотрится необычно, и материал достается фактически даром – просто собираете разбитые чашки, креманки и блюдца, а также зеркала, осколки кафельных плиток, которых во множестве остается после ремонта, запасаетесь «затиркой» - фугой, терпением и творим! Такой декор украсит любое жилье и сделает его непохожим на другие. И, конечно же, идея обязательно понравится вашим детям. Поэтому подумайте, возможно, пора обновить детскую?

Мозаика (от фр. mosaique, или лат. musivum - посвященное музам) пришла к нам с Древнего Востока. До нашего времени дошли редкой красоты шкатулки, украшенные восточными орнаментами. Из Востока мозаика попала в Древнюю Грецию, но ее золотой век пришелся уже на расцвет Римской империи, где таким способом украшали все: полы, стены, фонтаны, посуду, декорировали мебель… Умение красиво выложить мозаику очень ценилось и хорошо оплачивалось.

В средневековье мозаику стали применять при декорировании храмов и соборов, и с принятием христианства это искусство попало в Киевскую Русь. Из-за недостатка материала внутреннее убранство соборов делалось долго, пока не было налажено производство собственной, киевской стеклянной смальты. Самым ярким примером тонкой работы киевских мастеров является «Оранта» в Софиевском соборе и убранство Михайловского собора. Немного погодя ее вытесняет фреска, хотя мозаика, в отличие от фрески не тускнеет со временем и не требует постоянной реставрации.

Так что, решив украсить свой дом мозаикой, знайте, что этому искусству уже более 5-ти тысяч лет!

Сегодня существует сотня способов украсить дом, и мозаика утратила свою актуальность из-за кропотливой работы и высокой стоимости. Но с возрастающей популярностью вопроса о второй жизни старых вещей, мозаика хенд-мейд из остатков битой посуды набрала оборотов. Кто был первым подавшим такую оригинальную идею, мы, увы, не знаем, но большую роль в распространении такого творчества сыграли… кафешки!

Кафе и рестораны, где из стен торчат носики расколотых керамических чайников, ручки фарфоровых чашечек и выложены целые панно из ярких блюдец, уже не редкость. Есть даже подобные кафе и в Киеве (например, лаундж-кафе «Ландыш»).

Знаменитый Гауди один из первых стал использовать битый кафель и керамику в архитектуре – кто не знает знаменитые лавочки в его парке Гуэль в Барселоне?

Итак, что нужно, чтобы начать работу? Во-первых, материал! Это может быть битая керамика, стекло или зеркало (чем объемней работа, тем больше материала понадобится).

Мозаика на стене

Сначала нужно определиться – что именно вы хотите увидеть в конечном результате? Если это будут хаотично размещенные на стене кусочки, тогда можете приступать к работе. А если же вы взялись за целое панно или незатейливую картинку, тогда придется подготовить стену. Для этого ее нужно очистить (от обоев, остатков клея), выровнять при надобности и немного зашлифовать.

Внимание! Температура при работе с мозаикой должна быть в пределах от +5 до + 30!

Нанесите на стену эскиз – пометьте, где и что у вас будет. Чтобы не обнаружилось посреди работы, что ваша картина не влезает, или что ее существенно перекосило!

Разведите раствор для укладывания мозаики (его можно достать в любом строительном гипермаркете, достаточно попросить основу под керамическую плитку). Рекомендую брать раствор белого цвета, иначе у вашей готовой работы может появиться нежелательный оттенок. Если вы применяете в мозаике стекло – тогда поищите прозрачный раствор.

Шпателем наносим раствор на стену. Не нужно сразу обрабатывать всю стену! Делайте работу по частям – загрунтовали кусок стены, выложили мозаику и так далее. Начинайте выкладывать рисунок от центра. Сначала – фигурки и второстепенные детали, и только затем фон.

Примечание: если у вас большие куски битой посуды, можно аккуратно разломать ее при помощи клещей или разбить при помощи молотка.

Через сутки наносите затирку. Перед этим мягкой влажной губкой уберите с мозаики все излишки клея. Затирайте работу по частям, тщательно обрабатывая каждый отдельный кусок мозаики. Через 10-20 минут, когда затирка потемнеет, можно удалять излишки с помощью влажной губки.

Не думайте, что битая посуда может использоваться только как декор стен! Рукодельники и умельцы со всех стран придумали множество самых неожиданных вариаций на эту тему!

Декор посуды: вазы, подсвечники, тарелки, подносы, подставки под горячее…

Декор мебели: столы и стулья, серванты и шкафы – да что угодно и что, как говориться, не жалко!

А как вам такие необычные скворечники?

Рассмотрим некоторые примеры декора предметов керамической мозаикой, сделанной с помощью обычной керамической плитки, да еще к тому же битой.

Существуют специальные плитки небольшого размера, которые применяются для крупных работ, таких как напольные, настенные панно, кухонные фартуки, отделка ванных комнат, душевых кабин. Используются нарядные сочные оттенки, или строгие, элегантные — это дело вкуса.

Что сделать из битого кафеля?

Яркая мозаичная картинка, сделанная своими руками из битой керамической плитки может послужить созданию неповторимого декоративного эффекта. Она вполне подойдет как для полов и стен, так для небольших площадей, например, декорирования возле плинтуса, подоконника, или просто украшения небольших милых предметов интерьера. Последние варианты мы сегодня рассмотрим.

При желании такую мозаику легко сделать своими руками. Возьмем для этого интересные нескучные плитки, ненужную или битую посуду с интересным рисунком.

Можно также аккуратно подобрать гармонирующие между собой однотонные цвета плитки, а потом сложить из них какой-нибудь мотив. Укладка деталей плитки доступна каждому, технология как в обычной мозаике.

Главное — чтобы толщина разных видов плитки была приблизительно одинаковой. Если есть битая плитка довольно больших кусков, то ее можно завернуть в тряпочку, положить на деревянную дощечку и постучать по ней молотком. Но не переусердствуйте — в пыль ее дробить не нужно! Тряпочка нужна для того, чтобы мелкие осколки не разлетелись повсюду. Будьте осторожны при работе, лучше наденьте защитные очки, чтобы не повредить глаза.

Если после этой процедуры на кусочках есть очень острые края, то их лучше удалить, или обточить (отшлифовать). Для ломки берут специальные щипцы.

На первых фотографиях вы видите подставки, которые можно использовать как для горячего, так и ставить на них цветочные горшки. Хорошо такие будут смотреться на балконе, террасе, на даче.

Подсвечник кот — домашний питомец, которого можно поставит на террасе, держит в лапках чайную свечку.

Когда вы уже придумали, как будет располагаться основной мотив, приступаем к делу. Мозаика выкладывается по заранее нанесенным контурам или произвольно на поверхность основы. В качестве основы можно взять что угодно.

Отдельные кусочки плитки приклеиваются с помощью клея для керамической плитки. Между осколками оставляются промежутки. Они нужны для того, чтобы после обработать все затиркой. Проследите при этом, чтобы она проникла внутрь пустот — от этого зависит как хорошо все будет держаться.

Не только плоские поверхности поддаются обработке плиткой, в нашем случае керамической. Бетонные или гипсовые фигурки для сада тоже подойдут для этой цели. Так что не спешите выбрасывать старые, которые потеряли свой вид или надоели — попробуйте их сначала декорировать мозаикой керамическими обломками.


Мозаика может занимать не всю поверхность, а только ее часть, иногда совсем небольшую. Смотрите на фото совы — круги вокруг глаз и полоска по поясу.

Один совет — если вы хотите попробовать себя в таком творчестве, то необязательно бить плитки или посуду. Спросите в магазине, где продается плитка, возможно, что там вы купите бой за совсем небольшую цену. А если вы, ваши родственники или знакомые недавно делали ремонт, то у них наверняка остались хотя бы несколько плиток, целых или уже разбитых.

Даже нарочито грубо сделанная свинка привлекает внимание, никого не оставит равнодушным.

Шляпки грибов тоже украшены блестящими осколками плитки с рисунком. Битые тарелки сюда тоже подойдут в качестве материала.

Внутри панно или других работ хорошо смотрятся отдельные элементы, такие как стеклянные плоские бусины, шарики.

Тренироваться наверное все же удобней на плоской работе. Подготовьте несложный узор, орнамент или геометрическую фигуру, возьмите плитку для мозаики двух цветов, стеклянные вкрапления, клей, затирку, щипцы, основу с рамой и начинайте творить!

Вас может заинтересовать:

Теперь загляните сюда и посмотрите работы настоящих мастеров. Это Малая Академия Художеств, которая расположена в одном питерском дворике. Руководил ею заслуженный художник Росии Владимир Лубенко, под его руководством выполнен декор всех фасадов домой, подъездов, сделаны панно, детская площадка, а также фонтан.Картина из камней, морских ракушек и мозаики

Эта мозаика из натуральных камешков, ракушек, привезенных с моря. Для того, чтобы мотив выглядел более интересно, дополнительно были применены мозаичные плитки синих оттенков небольшого размера. У нас они продаются в пластмассовых ведерках. Все как обычно — детали приклеены к основе, после высыхания промежутки заполнены специальной затиркой, внутри вы найдете подробное описание работы.

Статья постепенно увеличивается, помимо чисто стеклянных работ (как основания, так и мозаичных плиток) тут показаны также еще деревянные чаши с зеркальной мозаичной внутренней частью. Совсем недавно встретила очень интересный сосуд, покрытый сверху перламутровыми прямоугольными пластинками. Так что вариантов бесконечно много — выбирайте на вкус!

Этот чайник до сих пор служит мне верой и правдой. Моется регулярно в посудомоечной машине, но выглядит по сей день как новый. Изготовлен из хорошего фарфора, небольшой, приятной формы, он очень приглянулся мне в свое время, поэтому я решила украсить его сбоку небольшой стилизованной веточкой с цветами и ягодками. Другие подробности смотрите внутри поста.

Битые чашки и плошки в последний год превратились для меня в ценную ценность. Сначала мне просто было жалко выбросить одну из любимых чашек, у которой просто отвалилась ручка. И я, как классический «скопи-домок», припрятала её))
Потом была еще чашка, и еще, и еще… Но теперь я не выбрасывала их принципиально. Потому как задумала сделать на новой даче кухонный фартук из битой посуды. Коей к декабрю месяцу этого года у меня уже накопилось достаточно.
Вышло вот что:

А теперь как делала.

В качестве основы был выбран гипсокартон. Исключительно из прагматичных соображений. Во-первых, он проще пилится (никаких тебе лобзиков, пыли и последующей генеральной уборки). А во-вторых — он относительно легкий, что немало важно, ведь итоговую работу сильно утяжелят материалы, и если еще и основа будет тяжелой, опять пупок надорву, пока буду таскать и крепить.

ВАЖНО: гипсокартон выбираем влагостойкий! Кухонный фартук — элемент влажной кухни. Тем более если эта кухня, как у меня, на неотапливаемой зимой даче.

Лист, к сожалению, пришлось взять самый маленький из имевшихся в «Леруа»: 150 см. на 60 см., хотя мне требовался на 65 см. Но мне было проще довезти домой на седане два маленьких листа, чтобы потом склеить их, чем один большой.

Отмеряем нужные размеры. Режем прямо по поверхности обычным строительным ножом.

Потом переворачиваем лист разрезом наружу, и с другой стороны хря-я-ясь кулаком, или как я коленом)) Лист разламывается ровненько, словно так и было)

Дальше мне пришлось подгонять лист под необходимую ширину в 65 см. Для этого отрезала аналогичным способом от второго листа полоску необходимой ширины. Приложив, приклеила ее пропитанной в ПВА серпянкой (строительной сеткой) с двух сторон. Оставила склеенный лист сохнуть на ночь.

Подготовленный и обрезанный под необходимый размер (у меня это 110 см. на 65 см.), для лучшей адгезии сначала пропитала грунтовкой, а потом покрыла бетоноконтактом. Снова оставила сохнуть на ночь.

Для того чтобы потом было меньше проблем с крепежом, еще до начала творческой части работы просверлила в гипроке дырочки. Гипсокартон очень податлив, и сверлить можно простым шуруповертом.

Дырочки сверлим через равные промежутки.

А чтобы потом, во время работ, не замазать их случайно клеем или затиркой, можно вставить в них маячки. Я, например, воткнула саморезы. Главное потом не наступить на них пяткой:)

Сначала клеем основные элементы. У меня они и практичные, и эстетичные.
Практичные это:
- кружки (без ручек), в которые я потом смогу складывать ложки и вилки;
- отбитые ручки, приклеенные горизонтально: на них, с помочью крючков, я буду вешать полотенчики и ложки-поварешки;
- почти пополам разбившаяся пиалка, которую я тоже смогу использовать как маленькое место хранения (спичек, например).

***

***


А эстетичные это, например, найденные мною в коробке с фарфоровые помидорка и чесночок, которые я «положила на блюдо» схожей цветовой гаммы…


***


***


…а еще вазочка из тончайшего китайского фарфора (отбился уголок донышка), аккуратненькая подставка под горячее в прованском стиле (треснула), и в том же стиле выполненная пашотница (отбился малюсенький кусочек сверху).

После того, как основные элементы приклеены, начинаем заполнять образовавшееся между ними свободное пространство. Тут уж - паллет фантазии! Кусочки разноцветной битой посуды можно полностью перемешать и клеить в хаотичном порядке; а можно — кластерами, подбирая их по цвету и фактуре.
Я выбрала второй вариант.

Несколько слов о собственно самом процессе битья посуды. Дело это опасное: осколки реально разлетаются фонтаном. И если работа ведется не в мастерской, а в обычном жилом помещении, дело может кончиться не только занозой в ноге, но и «диагнозом Кая» — осколком в глаз.

Поэтому — ВАЖНО ! — бьем посуду, накрыв ее тканью! Я, прежде чем постучать по чашкам молотком, заворачивала их в старую сыновью рубашку.

Дальше комментарии излишни — все понятно по фотографиям:


***


***


***


***


***


***

После того, как все черепки приклеены и клей высох, нужно замазать швы (все точно так же, как при укладке обычной плитки). Заритка у меня тоже из заначек, оставшихся с ремонта, поэтому про оптимальный выбор ничего не пишу - использовала ту, что была:

Затирки уходит реально много! Больше, чем на плиточную кладку, т.к. собственно самих швов больше. И работать приходится небольшими участками и кропотливо. Поэтому я разводила затирки совсем чуть-чуть.

Позорище, но дома не оказалось ни одного резинового шпателя для работы с затиркой. Голь на выдумки хитра, и вместо него я использовала кусочек от пластиковой крышечки от фабричного пищевого контейнера из-под салата «Чука» :)

Затираем все швы, тут же смывая остатки с поверхности черепков. Если затирка засохнет — ее потом не отдерешь!
Ну вот и все — фартук готов:


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***

Ну и на последок: рабочее место во время этого далеко не самого быстрого творческого процесса будет выглядеть примерно вот так:)

Скорее всего, вы неравнодушны к мозаике. Такова уж особенность этого вида искусства. Наверняка вы не раз восхищались неким уличным панно неизвестного художника. Возможно, ваша обитель даже не обделена фабричной мозаикой. Тысячи миниатюрных элементов, собранных заботливой рукой, неизменно радуют глаз, но иногда покусывают карман. И задевают самолюбие – у вас столько блуждающих, но ярких, идей. Почему бы не попробовать самому? Рискните, сделанная мозаика своими руками – вещь незаменимая не только для интерьера, но и для души.

В домашних условиях композиции делают из чего угодно, в ход идут самые невероятные предметы: мозаика из плитки, осколков посуды, гальки, битых бутылок, зеркала и даже .



Изготовление мозаики разбито на этапы:
  • заготовка плитки;
  • подготовка поверхности;
  • планирование и набросок эскиза;
  • укладка мозаики;
  • затирка швов;

Быстрая навигация по статье

Заготовка плитки

Возможно, у вас уже есть сырьё, но если и нет, не страшно. Любой магазин с радостью продаст за гроши бой и остатки керамики. Хорошо, если имеется знакомый мастер-плиточник, который постоянно сталкивается с необходимостью выбрасывать отходы. Возьмите на себя его «мусор» и окажетесь с неисчерпаемым запасом плитки. Запасайтесь разноцветным сырьём, лучше понемногу разных оттенков, чем много однотонного кафеля. Ещё лучше постоянно держать в голове будущий рисунок, так легче ориентироваться.


Мозаика из битой плитки требует небольших осколков разного формата. Часть кафеля предлагаем нарезать – композиции часто нуждаются в прямоугольных кусочках. Режут керамику стеклорезом или профессиональным плиткорезом. Если планируете регулярно творить, приобретите недорогой инструмент. Высокая точность реза здесь ни к чему. Основную часть плитки попросту разбейте на осколки. Удобней сделать это с помощью тряпки, в которую завернёте бой, и молотка, обёрнутого плотным слоем ткани. Последнее нужно, чтобы излишне не раскрошить материал.


Набейте кусочки мозаики разных размеров, соблюдать определённый формат несложно. На будущее: не выбрасывайте остатки плитки, разбитую посуду и прочее. Отложите на потом, несостоявшийся мусор однажды станет частью шедевра.

Подготовка поверхности

Подходящее основание под мозаику – цементно-песчаная стяжка или штукатурка, шпаклёвка и гипсокартон. Они обеспечивают хорошее сцепление с клеем и керамикой. Важно, чтобы поверхность была чистой и ровной. Удалите неровности, заделайте трещины, если таковые имеются. После этого обработайте покрытие грунтовкой, она способствует укреплению основания и увеличивает адгезию.

Подготовка эскиза

Даже намётанному глазу легче с ориентиром. Неопытному художнику при работе со сложным рисунком без него никуда. Чтобы не уйти от размеров, контуров и пропорций, нанесите на основание эскиз карандашом. Если есть художественные навыки, хватит рук и глаз. Не имея такого полезного багажа (мы о навыках), воспользуйтесь методом масштабной сетки, а ещё лучше – перенесите эскиз с помощью проектора.

Распланируйте цветовую гамму и разбейте эскиз на зоны исходя из тональных представлений. Продумайте, как сделать мозаику по вашей схеме оптимально.
Придерживайтесь определённых правил:

  • Начинайте с центра, так композиция получится качественней с точки зрения пропорций и соответствия эскизу;
  • Фоном занимайтесь в последнюю очередь;
  • Абстракцию тоже оставляйте напоследок, сперва люди, животные, растения – то, что имеет сложную геометрию.

Клей для мозаики

Смесь для выкладывания кусочков должна иметь высокую адгезию к тем материалам, которые используете. Лучше всего работать с белым клеем, обычный серый не подходит по эстетическим причинам. Для типичных бетонных оснований подойдёт белый цементный клей ( , Крепс Усиленный Белый). Для укладки на нестандартное основание (например дерево) лучше использовать реактивный плиточный клей на эпоксидной основе (Litokol Litoelastic), жидкие гвозди или эпоксидную затирку.

Укладка мозаики

Если планируете использование плитки разной толщины, начинайте с самой толстой. Она послужит ориентиром для остальных. Клей желательно намазывать и на основание, и на керамику, но одна из поверхностей требует только лёгкого промазывания. Такого, которое не увеличит толщину слоя, но положительно повлияет на прочность укладки.

Наносите клей на небольшие участки, которые предварительно выделили на эскизе. Лёгкие зоны промазывайте большей площадью, сложные потребуют замедления. Намазав на основание клей обычным шпателем, удалите лишнюю смесь шпателем с зубьями. Если кусочки мозаики однородны по толщине, работа пойдёт легче. В противном случае разницу нужно компенсировать добавлением клея. Но даже однородность спасает не всегда. Слишком разные по размеру куски требуют разных усилий по приклеиванию, меньшая плитка при одном и том же слое смеси всегда провалится чуть глубже, поэтому ей необходимо больше клея. Гребенка – всего лишь ориентир, доводить до нужной плоскости каждый элемент всё равно приходится индивидуально.


Мозаика из битой плитки на стене не обязана быть в одной плоскости. Исходите из собственных представлений о красоте. Кроме плитки, используйте и другие материалы, которые разнообразят композицию и позволят ей соответствовать задумке. Напольная мозаика должна быть плоской, неровности и шероховатости создадут проблемы при ходьбе по плитке.


Добиться ровного покрытия только с помощью рук и глаз сложно. Используйте ровный лист дерева, пластика или металла, чтобы периодически прижимать выложенные участки и таким образом выравнивать их. Лучше иметь листы разного формата. Принцип простой: сложней рисунок–меньше охватываемая за раз площадь–меньше лист.



Мозаика из битой плитки предполагает укладку кусочков с зазорами. Не кладите плитку вплотную друг к другу. Очень точная подгонка частей не только многократно усложнит работу, но и может вызвать впоследствии повреждение полотна. Швы компенсируют тепловые расширения материалов, возникающих из-за температурных перепадов. Но и делать огромные промежутки тоже не стоит, руководствуйтесь здравым смыслом. Конечный рисунок не должен пострадать. Не кладите рядом куски одного размера. Слишком разноформатные тоже не «класс», отличия должны быть, но в разумных пределах.

Облицовка столешницы

Если столешница из дерева - очистите её от краски ацетоном или специальным смывками. Затем дважды пройдитесь наждачной бумагой, вначале грубым абразивом, затем мелким. Эти манипуляции нужны для повышения адгезии, не приступайте к мозаике без подготовки.

Как ? Здесь требуется иная схема укладки:

  • Начинайте от краёв, постепенно подбираясь к центру;
  • Уплотняйте полотно максимально;
  • Клей удаляйте сразу, высокая плотность подразумевает большое количество швов; чистка в конце приведёт к лишним временным тратам.

Видео мастер-класс по декору столешницы мозаикой:



Затирка швов

Касается и полов со стенами, и столешниц. Затирать можно не ранее, чем через сутки после окончания облицовки. Мозаика должна высыхать равномерно. Если в помещении температура слишком высока, накройте полотно влажной материей. Перед фугованием удалите остатки клея и протрите мозаику влажной тряпкой. Для работы понадобится резиновый шпатель.

Лучше всего для мозаичных панно подходит прозрачная затирка на основе эпоксидной смолы с эффектом хамелеона (). Она будет подстраиваться под цвет каждого кусочка. Цементная смесь сильно уступает эпоксидной в прочности и может буквально развалиться.

Наносите фугу резиновой тёркой, плотно загоняя её в промежутки между кусочками. Удалите остатки влажной поролоновой губкой. Эпоксидные смеси нужно смывать обильным количеством воды, а налёт удаляется специальными моющими средствами (Litonet gel, Sopro ESE 548).



Что ж, теперь вы знаете, как сделать мозаику в домашних условиях. Надеемся, что мастер-класс послужил отправной точкой. Помните, что мозаика требует регулярного ухода. Не протирайте её веществами, содержащими фосфорную кислоту. Пользуйтесь средствами с малым процентом кислотности, но и после них протирайте мозаику тряпкой с водой.

Не зацикливайтесь на плитке, тренируйте воображение и пускайте в ход необычные и интересные предметы.

comments powered by HyperComments