Методика конспектирования. Методика работы с текстовой информацией

Быстро и эффективно записать конспект со слов преподавателя, чтобы потом понять свои же закорючки и подготовиться к экзамену - непосильная задача для многих студентов. Перед сессией многие ксерокопируют и переписывают чужие труды вместо того, чтобы научиться самим правильно конспектировать.

В нашей статье мы расскажем о методах и приемах скоростного конспектирования, которые пригодятся не только в университете, но и в дальнейшей жизни.

Метод конспектирования Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук в середине прошлого века задался вопросом: как создать эффективную методику конспектирования лекций? И создал почти гениальный способ. Суть его заключается в том, чтобы вести записи на определенным образом размеченной бумаге. В итоге информация разложена по полочкам, главные идеи бросаются в глаза, и никакой путаницы в километровых записях не возникает.

Корнелльский профессор предлагал не механическое перенесение слов лектора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Без собственных выводов и анализа содержания лекции корнелльский метод конспектирования не имеет смысла.

Как происходит работа над конспектом?

Работа делится на 3 этапа:

  • записываем важные моменты лекции;
  • делаем краткие пометки и замечания, возникающие по ходу лекции;
  • подводим итоги и проводим анализ - делаем собственные выводы по теме.

Помните, что каждую новую тему необходимо начинать с новой страницы, иначе запутаетесь и все ваши труды окажутся напрасными.

Метод Билла Гейтса

Билл Гейтс - создатель компании Microsoft, миллиардер и бывший самый богатый человек в мире (сейчас его место занимает владелец сервиса Amazon) разработал собственный метод скоростного конспектирования.

В 2003 году предприниматель Роб Ховард во время переговоров с Биллом Гейтсом обратил внимание на то, что, несмотря на свои миллиарды и возможность пользоваться новейшими гаджетами, Билл делал записи от руки.

Позже он поинтересовался, каким образом Билл организует свои записи. Оказалось, что тот делит лист блокнота на 4 блока и записывает в каждый связанные между собой данные.

Например, одна часть всегда занята вопросами, которые возникают по ходу переговоров или интервью. Вторая - основными мыслями, третья - краткими пометками и замечаниями, и, наконец, четвертая - примерами.

Напоминает метод Корнелла? Некоторые специалисты придерживаются мнения, что способ Билла Гейтса - не что иное, как переработанная методика Корнелльского профессора. Может, оно и так, но зато как удобно.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт или mind mapping - популярная техника записи, суть которой заключается в том, что основной текст конспекта размещается в середине листа.

Проще говоря, вы пишете основную мысль или понятие в середине страницы, заключаете его в кружок или рамку (как вам удобнее) и начинаете с помощью стрелок, которые расходятся в разные стороны, записывать ключевые идеи и слова, связанные с основным понятием.

Если вы любитель мозговых штурмов и готовы научиться виртуозно менять цвета ручек (а они вам пригодятся, чтобы делать стрелки более заметными), то этот метод для вас.

Метод "стрелочек"

Метод предложений

Метод предложений очень схож со стандартным методом стенограммы. Суть его заключается в том, что вы пытаетесь записать все, что говорит преподаватель. Главное отличие от метода стенограммы - каждое предложение записывается с новой строчки и нумеруется по порядку.

Нумерация помогает не запутаться во время чтения конспекта и отсылает от одного предложения к другому с помощью одной маленькой пометки (например, «см. №69») - больше не нужно разбираться в запутанных стрелках, которые перечеркивают пол страницы и вдобавок половину записей.

Ну а если осваивать эти методы конспектирования вам не хочется или не под силу, то студенческий сервис всегда готов прийти на помощь. Курсовые, дипломные, рефераты, контрольные и другие учебные работы - напишем все, что вы не законспектировали.

Сжатие текста можно произвести различными способами:

    Трансформацией и переформулированием предложений с целью интерпретации содержания;

    Сокращением части предложения, не несущей основной информации; исключения смысловых фрагментов – обоснований выдвинутых тезисов, доказательств, примеров, повторов, уточнений и др.

Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий.

Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста.

Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли).

План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца.

Выделяя подтемы, раскрывающие и детализирующие основную тему, вы получите сложный план текста. Раскрывая пункты сложного плана, с опорой на текст, можно написать подробный конспект.

Внимание! Сначала напишите краткий конспект текста, при этом можете опираться на составленный вами план, так как пункты плана отражают основные положения текста . Помните, что каждый пункт плана выражает основную информацию, а каждый подпункт – дополнительную информацию, детализирующую главную. Информация, которую можно исключить при кратком конспекте, в план не вносится.

С точки зрения наличия/отсутствия в конспекте основных положений текста- источника выделяют:

    интегральные конспекты, передающие все основные положения и важнейшие смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника, но в форме, удобной для составителя;

    селективные (выборочные) конспекты, включающие отдельные элементы первоисточника, которые представляют новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражают основных положений первоисточника.

4 вопрос .Алгоритм конспектирования.

Алгоритм составления интегрального конспекта включает следующие этапы:

1. Прочитать текст и составить его план. План текста образует система опорных слов. Содержание каждой смысловой части текста сворачивается и обозначается опорным словом, которого достаточно для последующего развертывания всей информации данной смысловой части. Названия пунктов плана могут отличаться от названий смысловых частей, данных в тексте первоисточника.

3.Переформулировать эту информацию для упрощения записи и записать. Запомните! При конспектировании текста необходимо сохранять в конспекте логическую последовательность развития содержания первоисточника. Для этого необходимо очень кратко фиксировать и известную информацию, т.к. Неизвестные ранее факты всегда связываются с уже известными и только так осмысливаются. Если записать только новую информацию, через некоторое время будет трудно вспомнить, с чем она была связана. 5 вопрос. Правила оформления конспектов.

Правила оформления интегрального конспекта: Необходимо:

    полностью указывать выходные данные первоисточника (сразу после названия текста);

    оставлять поля не менее "/з объема страницы, чтобы указывать по ходу конспекта пункты составленного вами плана, номера страниц первоисточника, делать пометки;

    в тексте конспекта сохранять рубрикацию первоисточника (если она есть);

    цитаты заключать в кавычки, ставя многоточие на месте пропуска слов и указывая номера страниц текста-первоисточника;

    свои пометки и замечания отмечать специальными значками, словами и т.п.

    Наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов. Первая часть сокращаемого слова должна обязательно оканчиваться на согласную букву, например: кол-во - количество. Обычно сокращается середина слова, сокращаться могут гласные и согласные буквы или только гласные:св-во - свойство;смлт - самолет.

    Сокращать слово нужно так, чтобы его можно было однозначно восстановить в конкретном контексте. Например, сокращение сущ, можно восстановить каксуществительное, существо, существующий, существенный, существовать и т.п.

    Малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью.

    Целесообразно использовать собственную систему сокращений:

а) общепринятые сокращения: р-р – раствор,т.о. - таким образом,м.б. - может быть,д.б. - должно быть,т.е. - то есть,т.д. - и так далее;

б) общепринятые аббревиатуры: СМИ – средства массовой информации; в) математические знаки, символы, иероглифы: < (меньше), > (больше), = (равен, равно), + (плюс, добавить), ~ (подобно), f (функция), (сумма, итог), (отсюда следует, следовательно), = (не равен, не одно и то же), (приблизительно), | (рост, повышение, растет), (спад, понижение), ? (вопрос), @ (анализ) и т.п.; г) короткие иностранные слова, например if- если.

    При сокращении предложений опускаются избыточные слова и словосочетания (повторы, разъяснения, второстепенные детали и т.п.).

    Определения новых понятий следует записывать полностью как цитаты, заключая их в кавычки.

    Используйте следующие виды трансформации предложений: а) лексическая трансформация – замена слова синонимичным при сохранении грамматической структуры фразы: экскурсовод ->гид, рентабельный -> прибыльный и т.п.; б) грамматическая трансформация - упрощение структуры предложения при сохранении лексического наполнения:температура повышается, когда увеличивается давление -> температура повышается при увеличении давления; в) лексико-грамматическая трансформация – изменение структуры предложения и его лексического наполнения при сохранении смыслового содержания:химический состав стали влияет на то, какими будут ее свойства - >свойства стали зависят от ее химического состава; г) логико-смысловая трансформация - выражение содержания текстового фрагмента другими языковыми средствами:новый метод производства в отличие от уже существующих не требует больших материальных затрат, что положительно сказывается на себестоимости продукции -> новый метод производства экономически выгоднее традиционных

Дидактический материал

ТЕКСТ 1 .

С точки зрения изучения языков люди распадаются на четыре типа. Первый тип- это те, кто, любит языки. Для них занятия языками – не труд, а радость. Люди второго типа понимают, что без знания иностранного языка им не добиться своей цели, поэтому регулярно его изучают. Третий тип – это те, кто могут позаниматься языком, если будет результат. И, наконец, четвертая группа – необозримое море людей, которые к языкам равнодушны и не желают чего-нибудь добиться.

Так вот: люди первого типа добьются успеха в изучении языков при любых обстоятельствах. Люди четвертого типа ничего не добьются ни при каких условиях. Поэтому деловые советы адресуются людям второго и третьего типов.

Во-первых, не существует единого, универсального, «лучшего» метода изучения других языков. Метод всегда индивидуален, конкретен, и достоинства его зависят от конкретных условий – кто, какой изучает язык, какова цель.

Изучить язык можно только одним способом – трудом. Этот метод сравнивают с игрой на музыкальном инструменте, когда мало понять нотную грамоту, а нужно настойчиво и много лет упражняться.

И еще одно. Часто говорят: «Я очень хочу изучить такой-то язык, но не хватает времени». Дело не в нехватке времени, а в нехватке дисциплины и силы воли. Для успешного изучения языка достаточно затрачивать по полчаса в день, что доступно каждому, чтобы иметь силу воли выдержать этот режим.

ТЕКСТ 2.

Отечественные исследователи разработали экологичный двигатель. Его преимущество в том, что снижение выбросов вредных веществ в атмосферу может составить 30%, а экономия топлива - 15%, сообщает 24.kz.

Ученые смогли запатентовать изобретение, вот только дальше дело пока не пошло. Рециркуляция получается за счет одновременного открытия двух клапанов: на всасывание и выхлоп. В классическом поршневом двигателе они работают поочередно. Изобретатель Роман Качканян шел к этому открытию около 30 лет. Секрет в том, что он конструктивно изменил газораспределительный механизм и коллектор. Изначально механик хотел сделать двигатель экономичным, а получилось изобретение еще и экологически чистым. Однако проблема в том, что это новшество до сих пор не испытали, пробы проходили только в лаборатории.

"Вместе с тем, чтобы его испытать в промышленном масштабе, посмотреть, как показывает себя двигатель, нам необходимо разработать опытно-промышленный образец. И если эти экспериментальные данные подтвердятся, то будет возможность дальше его продвигать на рынок", - сказала Лаура Садыкова, проректор по науке и инвестиционным вопросам КазАТУ им. С. Сейфуллина.

Для того, чтобы разработать так называемый промышленный образец нужно 50 млн тенге. Однако, заявки - всё еще на рассмотрении. Помочь с финансированием университет попросил Национальный холдинг "Парасат", к сотрудничеству подключили и нацагентство по технологическому развитию. А пока этот проект будет простаивать ещё как минимум полтора-два года.

Можно с любым моторостроительным заводом заключить договор. Взять их двигатель, поставить наш распредвал и коллектор, и он уже по показателям будет новый на уровне мировых достижений, и можно будет считать его казахстанским двигателем

"Можно с любым моторостроительным заводом заключить договор. Взять их двигатель, поставить наш распредвал и коллектор, и он уже по показателям будет новый на уровне мировых достижений, и можно будет считать его казахстанским двигателем", - отмечает Роман Кочканян, ученый.

Новый двигатель неприхотлив. Он может работать на любом топливе. С помощью газа, бензина или дизеля.

"Во-первых, он будет востребован. Во-вторых, этот двигатель экологически чистый, он не будет выделять вредные элементы, действующие на организм человека и человечества", - сказал Виктор Бондаренко, ученый.

Кстати, европейские ученые над такой конструкцией тоже работали, но безрезультатно. Зато нашим удалось. Вот только пойдет ли этот проект дальше патента пока не ясно. Между тем, на коллегии Министерства охраны окружающей среды РК озвучили, что Казахстан по уровню выбросов вредных веществ в атмосферу что называется "впереди планеты всей". В стране воздух токсичнее, чем в России на 37%. США мы обгоняем на 66%, а Германию на 75%.

Работа над усвоением материала (задания, вопросы)

Задание 1. Прочитайте тексты. Найдите общенаучные и узкоспециальные термины. Попытайтесь определить их значение по контексту. Озаглавьте тексты и составьте к ним вопросный, назывной, тезисный планы. Чем они отличаются? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2 . К предложенным текстам составьте сложный план и на его основе напишите краткий конспект.

Задание 3 . Приведите примеры, свидетельствующие о научных достижениях в области Вашей будущей специальности.

Задание 4 . Используя материал официального сайта вашего вуза, составьте небольшую научную статью о научных достижениях известных ученых Вашего вуза. Составьте к ней тезисный, назывной, вопросный план. Перечислите особенности составления этих планов.

Задание 5. Выполните анализ составления одного из конспектов. При необходимости исправьте обнаруженные ошибки. Для выполнения данного задания отберите один из свободных конспектов, составленных Вами на лекции по одному из изучаемых дисциплин.

Задание для СРО. Написать подробный интегральный конспект текста по специальности.

Составитель: к.ф.н. Мукажанова Л.Г.

Считается, что студенты конспектируют больше, лучше и увереннее, чем школьники. Однако если старшеклассник готов освоить искусство конспекта прямо сейчас, ничто не сможет ему препятствовать. Напротив, умение организовать свои записи оптимальным для себя способом поможет лучше подготовиться к учебе в вузе.

Корнелльский метод конспектирования Метод получил свое название от Корнелльского университета в США. Делим страницу для конспекта на основное пространство и немаленькое левое поле. В основном пространстве вы пишете текст лекции. А затем, перечитывая написанное, в левом поле специально отмечаете каждую идею, а также выписываете ключевые слова и важные детали. В классическом варианте метода поле для заметок равно 2,5 дюймам, то есть 6,35 см. Тогда логично предположить, что весь лист имеет формат А4. Такие тетради можно разыскать в магазинах канцтоваров.

Левое поле предназначено и для ваших собственных реплик. Чем больше самостоятельных впечатлений от учебного текста вы способны генерировать, тем больше места на них нужно - поэтому имеет смысл заполнять только одну сторону листа, а другую сторону наделять функциями всё того же поля для заметок. Либо пишите с обеих сторон листа, но отступайте от конспекта каждого занятия побольше клеточек или строчек.

Повторяя материал такого конспекта, закрывайте карточкой весь текст справа, оставляя видимой только разметку левого поля, после чего убирайте карточку и проверяйте, всё ли вы сказали.

Метод отступов

Слушаете вы лекцию - и вдруг замечаете, что преподаватель отчетливо излагает мысли в направлении «от общего к частному». Прекрасно! Слева пишете основное понятие или основную мысль. А подчиненные понятия выписываете справа - и чем детальнее или несущественнее та или иная подробность учебного материала, тем дальше от левого поля она находится. Маркировать части получившейся структуры как-либо по-другому нет необходимости.

Эту схему удобно использовать для повторения основных моментов. Хотя простую хронологию по ней проследить невозможно.

А если лектор тараторил, то и конспекта подобным методом составить вы не сможете. Если же вы сами не слишком опытны в составлении каких бы то ни было конспектов, то использование подобного метода поначалу приведет вас к помаркам в записях. Ничего страшного. Потренируйтесь. Ну и, конечно, вы должны быть готовы связать отрывочные понятия воедино с помощью пересказа.

Метод картирования

Факты обретают форму - картирование представляет нам содержание лекции графически. Вы становитесь чуть ли не художником при лекторе - так что это метод для творческих людей; для тех, у кого развиты зрительное восприятие и зрительная память. Критически мыслящий автор такого конспекта сможет легко редактировать записи, добавляя цифры и цветовые обозначения. Итак, вы получите шанс увидеть, как именно вы мыслите. Выбирайте этот метод, если содержание лекции хорошо организовано или если вы совершенно не знаете лектора. (Подробнее о методе рассказано в №5 за 2009 год.)

А если вы лучше воспринимаете информацию на слух? Не переживайте: лектор и так помогает вам своей интонацией.

Как метод отступов, так и метод картирования - прекрасное лекарство от последствий подготовки к ЕГЭ, которая привлекает внимание старшеклассника к деталям учебного материала курса и, увы, отучает видеть его структуру в целом. ЕГЭ полезен лишь тогда, когда вы четко видите эту структуру и достаете нужный элемент знания с той или иной «умственной полки».

Метод таблиц

Когда предполагается, что вам расскажут учебный материал «по годам», захватите с собой линейку и карандаш и попробуйте вписать содержание лекции в таблицу. Подумайте, как озаглавить столбцы. Скорее всего, это категории, которые должны быть изучены. В ячейки записывайте ключевые идеи, характерные фразы, значимые слова. При повторении темы будет легко сопоставлять факты, к тому же вы избавитесь от путаницы, часто сопровождающей восприятие хронологически изложенного нового знания.

Фразовый метод

Каждая новая мысль записывается на отдельной строке. Каждый новый факт - тоже. Каждая новая тема - само собой разумеется. Всё перечисленное нумеруется подряд, и это означает, что с каждой строкой вы становитесь еще умнее. Другое дело, что остается неясным, насколько каждая из фраз важна для понимания всей темы и как связаны друг с другом фразы, расположенные не по соседству. Тем не менее метод годится, когда тему вам объясняют очень быстро и нельзя ничего упустить. Но такой конспект подлежит обязательному последующему анализу и, возможно, переделке во что-то более удобоваримое. И он однозначно не подходит, если вы конспектируете, скажем, толстый вузовский учебник.

И пометки

Конспекты нужно перечитывать, иначе они пригодятся только перед практическими занятиями и экзаменами, а после сессии материал забудется. Слово конспект в переводе с латинского означает обзор. Получается, мы по определению пишем конспекты, дабы впоследствии обозревать учебный материал. Чтобы вам удобно было активно пользоваться записями, не ленитесь расставлять по тексту вопросительные и восклицательные знаки и с помощью удобных для себя значков отмечать, какую информацию проверить самостоятельно, о какой переспросить, что прояснить, что изучить подробнее, а где привести побольше примеров.

На чем тренироваться

К началу занятий на подготовительных курсах конспектировать лучше всего уже уметь. Где этому научиться?

Всё очень просто: можно конспектировать интеллектуальные теле- и радиопередачи, благо они доступны. А пособия для подготовки к вузу стоит рассмотреть на предмет того, для какого способа конспектирования они подошли бы больше всего, будучи прочитаны вслух. Понравившееся (либо особенно трудное для восприятия) пособие законспектируйте.

Можно поискать материал для конспектов и за пределами дома. Если в вашем городе есть музей, поинтересуйтесь, есть ли при музее лекторий по вопросам искусства или науки. Посетите ряд лекций - и постарайтесь выйти оттуда с прекрасно организованной информацией.

Узнать, где еще проводятся лекции (или проводились - и содержание их уже выложено в Сеть), можно на рекомендательных интернет-сервисах. Впрочем, реальность такова, что во всемирной паутине в целом большая часть выложенных в свободный доступ видеолекций - на английском. Пока вы не умеете конспектировать русскоязычные лекции, англоязычные записывать рано. Их стоит слушать с другой целью - ознакомиться с лексикой по вашей будущей специальности и развить навыки аудирования.

Существует несколько способов конспектирования текста, среди них следующие:

Тезисы - кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. При ступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста, при котором целесообразно использование плакатно-оформительских средств, таких как:

· сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

· выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов; использование различных цветов;

· подчеркивание;

· заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов-ответов» заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов-ответов» - таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, :место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон.

Слева на нолях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа - способы фиксации прочитанной информации.

Схема с фрагментами - это способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, - при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.

Простая схема - способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

Параллельный способ, при котором конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и левой частях листа.

Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.

Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используют все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.

На днях довелось заглянуть в свои старые конспекты. У меня глаза на лоб полезли! Никакой системы: неясно, где вода, а где основные мысли и понятия. Словом, чёрт ногу сломит. И как только я умудрялась готовиться к экзаменам по этим беспорядочным запискам сумасшедшего? Самое обидное, что я повзрослела, а правильно конспектировать информацию так и не научилась. Мои записи собраний и конференций ничем не отличаются от бреда сумасшедшего десятилетней давности.

Говорят, осознание проблемы - первый шаг к её решению. Второй - найти и внедрить инструмент, который навсегда с ней разделается. И я его нашла, испробовала и даже немного заточила под себя. Делюсь с вами результатами эксперимента.

Метод Корнелла

Среди доброго десятка способов вести конспект больше всех мне полюбился этот. Он удобен, прост и почти гениален.

Суть метода Корнелла в том, чтобы вести записи на определённым образом размеченной бумаге. В итоге информация разложена по полочкам, главные идеи бросаются в глаза, и никакой путаницы в километровых записях не возникнет.

Итак, вооружайтесь линейкой и приступайте к делу!

  1. Проведите горизонтальную линию на расстоянии сантиметра от верхнего края листа. Под ней проведите ещё одну. Получится две строки, в которых нужно указать дату и тему лекции.
  2. Отступите от нижнего края страницы пять-шесть сантиметров и начертите горизонтальную линию. Это поле будет предназначаться для выводов.
  3. Затем проведите вертикальную черту, отступив около семи сантиметров от левого края листа так, чтобы она не пересекала горизонтальных линий.

Да и вообще, проще скачать уже готовые бланки и распечатать, чтобы не возиться с линейкой.

Как делать заметки по методу Корнелла

Итак, мы имеем страницу разделённую на три блока: нижний, левый, правый.

В правом (широкая колонка) нужно делать пометки во время лекции. Естественно, записывать всё подряд бессмысленно. Чтобы успевать за лектором, нужно уметь стенографировать. В противном случае остаётся лишь вышвырнуть тетрадь в мусорное ведро и включить диктофон. Но это не наш метод.

Записывайте только важные моменты. Определить их несложно: обычно спикер делает остановки, чтобы слушатели успевали делать пометки, или акцентирует внимание, повторяя одну и ту же фразу несколько раз. Конспектируя, излагайте мысли своими словами. Таким образом вы научитесь структурировать информацию на ходу.

В левую часть страницы (узкая колонка) записывайте только главные идеи, то есть тезисы. Глядя на них спустя время, вы быстро вспомните, что говорил спикер по этому поводу. Возможно, даже не придётся обращаться к правому блоку за уточнениями.

Заполняйте эту колонку не позже, чем в течение дня после лекции. Иначе информация выскочит из головы как ниндзя из-за угла.

Нижняя секция (горизонтальный блок) предназначена для выводов. Её тоже нужно заполнять как можно скорее. По сути, это пересказ всего, что вы узнали. Если вы без усилий написали резюме, значит, материал усвоили.

Начинайте отдельную страницу под каждую новую тему (даже если предыдущий лист не заполнен до конца), и ориентироваться в конспекте будет куда проще. Впрочем, вы и сами легко разберётесь в деталях.

Как можно перестроить метод Корнелла

Идея выписывать тезисы и резюмировать информацию после лекции кажется мне превосходной. Но на практике разметка страниц по методу Корнелла оказалась не совсем удобной. Виной тому жёсткие границы блоков. Порой страница заканчивается, а лекция - нет. И снова здравствуй, неразбериха…