Конспект познавательного занятия «Перелётные птицы» с презентацией. Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности на тему "Перелётные птицы"

Кристина Рожнова
Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы»

Конспект занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы "

Цель : 1. формировать представление о зимующих и перелетных птицах ; углублять представления о причинах отлета птиц ; классифицировать птиц на зимующих и перелетных .

2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам , желание помогать им.

Активизация словаря : стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Оборудование : иллюстрации с различными видами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых,корм для птиц .

Ход занятия:

1. Вводная часть.

1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем» .

Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…

В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)

На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

2) Привела нас тропинка в лес.

Садимся на пеньки. Тихо.

Не слышно птиц . Почему?

Улетели в теплые края.

Чем питались птицы летом ?

Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

Не стало еды для птиц , вот улетели они на юг,

где тепло и сытно.

Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

Это какие птицы ?

Ласточки, стрижи. (ставлю картинки) .

После ласточек и стрижей улетают те птицы ,

которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи

И последними улетают от нас утки и гуси.

Они живут у нас пока не замерзнут реки.

Ребята, как называют птиц , которые улетают на юг?

Еще каких перелетных птиц вы знаете ?

Лебеди, скворцы, кукушки.

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

Журавли клином (ставлю картинку клином)

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Во время перелетов много птиц погибает . Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря

2. Основная часть.

А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь : вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

Игра "У кого какое тело?"

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий) . Значит, скворец какой? - Короткохвостый.

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.

У него чёрное крыло? – Чернокрылый.

Молодцы, ребята, правильно.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова.

Работа с пословицами.

Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах .

1. Всякая птичка свои песенки поет.

2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.

3. Невелика птичка, да коготок остер.

4. Всякая птица тепло ищет .

5. Всякая птичка сети боится.

Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором)

Игра "Птицы , животные, рыбы, насекомые".

Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем . Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята , у кого есть кто- то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.

В ходе проговариваем названия групп , животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа . Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания. Какая весенняя птица

Игра «Кто лишний»

Не все птицы улетают на юг , остаются птицы и зимовать .

Ребята, назовите птиц , которые зимуют?

Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»

Как мы их называем?

Физминутка. «Снегирек»

Отгадайте загадку.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Ведь это – снегири!

Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят : «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли. Эта птица появляется тогда , когда снег выпавший уже не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.

Загадки :

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный.

(Грач) .

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном,

Из травы и глины.

(Ласточка) .

Нам в хозяйстве помогает,

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый.

(Скворец) .

3. Итог занятия .

Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы , которые живут рядом с людьми.

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах , проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением , которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)

Берегите птиц

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц !

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

Департамент Образования г. Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Города Москвы «Школа 2051»

Подготовила и провела: Зеленева Н.А. Москва 2017

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально - коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Цель: расширить и закрепить знания детей о перелетных птицах; развивать познавательный интерес к живой природе, мышление, память, речь детей; воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, картинки птиц, 2 плаката с деревьями «осень» и «зима» для игры, 2 стенда.

Ход работы:

Организационный момент. Дети под пение птиц входят в зал, и тут стук в дверь:

Сова принесла нам письмо. Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не можем улететь в теплые страны, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем улететь на юг»

Ребята, поможем перелетным птицам?

Ответ ребят.

Задание 1

Д/И «Определи перелётную птицу по первому звуку»

Воспитатель называет звуки: «А» , «Г» , «Л» , «С» , «З» , «К» , «Д» (аист, соловей, кукушка, скворец, зяблик, ласточка, дрозд) . Ребята вы молодцы. Вы выполнили первое задание Волшебника.

Задание 2

Ребята скоро наступит зима, что случиться с птичьими гнездами?

Ответы детей. (их разрушат вьюги, метели) .

Когда птицы будут возвращаться они будут строить свои новые жилища.

Задание 3

Посмотрите на картинки и расскажите где, какая птица свила гнездо?

(дети определяю гнезда птиц) .

А где гнездо кукушки? (ответы детей)

Задание 4

Кирилл подготовил рассказ об одной из перелетных птиц.

Ребята я вам хочу помочь победить злого волшебника. Я вам расскажу о перелетных птицах.

Аисты- крупные птицы. У них длинный клюв, длинные ноги и шея.

Аисты ведут перелётный образ жизни. На зиму улетают в теплые края.

Свои гнезда строят на берегах реки и в лесах. Иногда на крышах домов и верхушках деревьях

Соловей - один из самых знаменитых певцов среди птиц.

Но увидеть соловья трудно: это скрытная и осторожная птица.

Поёт соловей, сидя где - ни будь на ветке, не очень высоко от земли.

Соловьи начинают петь, когда распускаются первые зелёные листочки.

Гнёзда - соловьи устраивают на земле или среди невысоких кустарников.

Питаются соловьи муравьями, жуками, гусеницами, бабочками. Клюют семена и ягоды.

А в конце лета эти птицы улетают на зимовку в далёкие тёплые страны.

Кукушка – птица, известная. Её любимое блюдо - мохнатые гусеницы. Никто из птиц этих гусениц не трогает. Тем самым она спасает лес от вредителей.

Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

Скворцы – небольшие птицы черного цвета, имеющие длинный острый клюв.

Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Например, скрип колеса, лай собаки и кудахтанье кур.

Весной люди встречают скворцов с самодельными домами для птиц, который называется скворечник.

Скворцы поедают вредных насекомых, тем самым спасают урожай на полях.

Рассказы были очень интересные и познавательные. Ребята вам понравились?

Пора немножко подвигаться.

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем
Это птицы летят
Как они сядут, мы вам покажем –
Крылья мы сложим назад.

Давайте продолжим наш разговор о птицах.

Задание 5

Подвижная игра «Птички»

Правила игры: дети должны распределить картинки птиц на две группы «зимующие и перелетные»

Ребята вы сегодня правильно и хорошо выполняли задание злого волшебника. Вы помогли расколдовать птиц и они теперь улетят в теплые края.

Итог:

Ребята вам понравилось путешествие?

Какая из игр вам больше всего понравилась?

Что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?

А сейчас ребята мы вернемся в нашу группу и нарисуем птицу которая вам больше всех понравилась.

Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».

Цели занятия:

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

Учить согласовывать имена существительные с числительными;

Учить согласовывать имена существительные с глаголами;

Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Правила игры : воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.

Занятие познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» для детей средней группы. Предлагаемое занятие направленно на развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Расширяет представления о перелетных птицах (характерных особенностях внешнего вида, образа жизни). Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Перелетные птицы».
Цель: расширять представления о перелетных птицах.

Развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Формировать представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни..

Познакомить детей с понятием "перелётная птица"

Развивать речь детей обогащать новыми словами (скворечник, перелётная птица), логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Образовательная область: Познание (ознакомление с окружающим).
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие. Дидактические игры: «Нарисуй весну» , «Собери птицу»

Речевое развитие. Д/И «Опиши птиц», «Как зовут птенца»

Физическое развитие. Физминутка.

Социально-коммуникативное развитие. Д/у «Как вести себя в лесу» Художественно-эстетическое развитие. Просмотр презентации «Весна».

Формы непосредственной образовательной деятельности:
познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, игры с правилами, моделирование), коммуникативная (беседа, подводящий диалог, ситуативный разговор), игровая (игры с правилами, дидактические игры).
Формы организации: группа.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, журналов с перелетными птицами.
Разрезные картинки с изображением ласточки, грача, скворца.

Ход НОД:

Воспитатель: ребята сегодня у нас не обычное занятие, к нам гости пришли. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными активными.

День сегодня необычный удивить хочу я вас, что-то очень интересное показать хочу сейчас. (показ фильма).

Воспитатель: Весной, ребята, природа оживает, просыпается от зимней спячки. Что происходит в природе?

Д/и «Нарисуй весну»

называть приметы весны нужно с таких слов «Весна –это когда

Дети: Ярче светит солнце, тают холодные снега. На деревьях набухают почки. Прорастают первые цветы (подснежники). От зимней спячки просыпаются звери (медведи, ежи, зеленеет травка, щебечут птицы, тает снег…)

Воспитатель : А ещё весной прилетают птицы. А вы знаете где они были?

Почему птицы улетают в теплые края? Дети: Потому что становиться холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений. Скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм. .

А как называются птицы, которые прилетают к нам из тёплых краёв? !

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель: Какие птицы называются «перелетные»?

Воспитатель: Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
Воспитатель: Первая перелетная птица прилетает… - грач. (слайд). Опишите, какой он.
Дети: Грач крупная птица. Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.
Воспитатель: У них была трудная дорога. Когда прилетают из теплых стран, начинаю строить гнезда(слайд), чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.
Воспитатель: Следующие птицы прилетают – скворцы.(слайд) Они прилетаю позже, чем грачи. Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.
Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.
Воспитатель. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике.(слайд)
Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.
Физминутка «Скворечник».
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки).
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам. (Выполняют движения махи руками к себе).
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).
Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки. (слайд) Опишите, ребята, ласточку, какая она?
Дети: Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.
Воспитатель. Они тоже строит гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом. Как вы думаете для чего птицам гнёзда?

Дети: выводить птенцов.

Д/И «Как зовут птенца»

Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах, проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц.

Д/и «Собери птицу» Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.
Итог НОД.

Воспитатель: Для чего нужны птицы?

Дети: Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.
Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.
Воспитатель: Вы должны помнить:
Что птиц, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнёзд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, вам понравилась наша работа? О каких птицах мы беседовали?

Почему этих птиц называют перелётные птицы? (Эти птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают с юга)

Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (Первыми весной прилетают грачи)

Какие ещё птицы прилетают весной? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи)

В какие игры играли? Что понравилось?

У меня для вас сюрприз шаблоны птиц.



Название: Конспект познавательного занятия «Перелётные птицы» с презентацией
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Средняя

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад «Солнышко», г. Таруса Калужской области
Месторасположение: г. Таруса Калужская область

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
для детей средней группы МБДОУ детский сад «Солнышко» по теме: «Перелетные птицы»

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать.

Познакомить детей с понятием лететь «стайкой», «цепочкой», «клином».

Развивающие: Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных: насекомоядные, зерноядные, водоплавающие; существительные: «стайкой», «клином», «цепочкой». Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать в детях доброе отношение к птицам.

Материалы: Мультимедийная приставка, компьютерная презентация «Перелетные птицы» карточки с изображением птичьего корма (насекомые, зерно, ягоды, водоемы); голубые листы бумаги и круги-птицы; панно осеннего содержания, клееночки, кисточки, тряпочки, силуэты птиц.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

СЛАЙД 1 Воспитатель читает стихотворение ОСЕНЬ И.П. Токмакова

Опустел скворечник-

Улетели птицы,

Листьям на деревьях Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всѐ летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят.

Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении? Назовите характерные признаки осени. (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы)

Воспитатель: Ребята почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

Воспитатель : Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Я предлагаю вам поиграть в игру «Не сорока, не ворона и не чайка»

Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает на экране изображение птицы, а дети называют СЛАЙД 2

Воспитатель : Правильно назвали, Все эти птицы относятся к перелетным, т.е. тем, которые улетают осенью в теплые края. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Ответы детей: потому что наступают холода и птицам нечего есть СЛАЙД 3

Воспитатель : Каждую осень наши пернатые друзья покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Но куда же, в какие страны отправляются перелѐтные птицы осенью? Обычно говорят: на юг, в тѐплые страны, где нет такой холодной зимы и птицам легко добывать корм. СЛАЙД 4, 5 Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие – днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, потому что в полете им негде подкрепиться.

Далѐкий, опасный и трудный путь совершают птицы. Некоторые из них летят многие тысячи километров к месту зимовки. СЛАЙД 6 Немало птиц погибает в пути от бурь, ветров, неожиданных снегопадов.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли птицы улетают в один день?

СЛАЙД 7, 8 Нет, самыми первыми от нас улетают насекомоядные птицы(ласточки, стрижи, скворцы, мухоловки), потому что с наступлением холодов все насекомые прячутся и птицам нечего становится есть.

СЛАЙД 9 Вслед за ними улетают зерноядные птицы(овсянки, чижи), т.к.

заканчиваются полевые работы, убрано зерно, жухнут и увядают травы, корма нет.

СЛАЙД 10 И только когда реки и пруды начинают сковываться льдинам, то последними свои насиженные места начинают покидать водоплавающие птицы(гуси, утки, лебеди и др), когда реки и пруды начинают сковываться льдинами….

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Кто за кем летит»

Воспитатель «превращает» детей в птиц: дети получают карточки с изображением зерна, насекомых, водоема, воспитатель объявляет какие птицы улетает, ребенок-птица, ориентируясь на свою карточку летит

  • Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)
  • Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
  • Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)
  • Очень трудно птицам.
  • Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
  • Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны) — Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
  • Согрелись наши птички. Высохли перышки.
  • Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
  • Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
  • Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
  • Головки согрелись, и они теплыми стали.
  • Так хорошо нашим птичкам отдыхать.

Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

Воспитатель: А как вы думаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?

В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Воспитатель: Ребята, а вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайкой», все вместе СЛАЙД 11, 12 ; некоторые, например журавли, выстраиваются «клином», в виде треугольника СЛАЙД 13 ; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию СЛАЙД 14 Это зависит от повадок птиц, некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу

Дети подходят к столам и выкладывают на листе-небе улетающих птиц: «стайкой», «клином», «цепочкой».

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам всем вместе создать панно «Птицы улетают». Каждый ребенок намазывает клеем силуэт птички и приклеивает его на общий фон осеннего содержания, любуются получившейся картиной, размещают ее в уголке природы. Воспитатель читает стихотворение: СЛАЙД 15

Встали птицы на крыло

Встали птицы на крыло В небе хмуром загалдели

В край далѐкий, где тепло Стаей длинной полетели. -Наступают холода,-

Криком птицы сообщают.

Мы летим не навсегда.

Мы вернѐмся, обещаем.

До свиданья, край родной: -Улетаем! Улетаем!

За небесной пеленой В небе сером птицы тают.

Воспитатель: Что понравилось на занятии? Что нового и интересного вы узнали?