История южной кореи. Корея

По данным ученых, первые люди появились на территории современной Кореи более 70 тысяч лет назад. В период палеолита страна была заселена относительно густо, чему свидетельствует большое количество найденных орудий труда из камня.

Точкой отсчета существования Кореи как страны можно назвать 2333 год до н.э. Этот период носит название Кочосон. Как свидетельствуют древние писания, всего существовало три государства:

  • Когуре;
  • Силла;
  • Пэкче.

Именно в Когуре впервые появился буддизм, он начал активно развиваться с третьего столетия до н.э. Также в письменных источниках указывается, что примерно тогда возникло боевое искусство, на котором основано современное Халкидо.

Эпоха ранних государств

Далее появляются Ранние государства, которые просуществуют около 300 лет. Все было образовано три политических центра: Когуре, Силла и Пэкче. Они располагались на Корейском полуострове и в Манчжурии. Были зафиксированы и менее значительные государственные образования.

В седьмом столетии Силла завоевало Пархэ и Пэкче, через 300 лет на смену ему пришло Корё. Одновременно начало развиваться государство Пархэ на севере страны.

Поздние корейские государства Тхэбона, Силла и Хупэкче существовали в период смуты, в результате появилось государство Корё. Оно завершило своё развитие в 14 века, когда управление приняла династия Чосон. Именно от слова Корё и образовано современное название.

В XIII столетии на протяжении более десятка лет территория Кореи была под властью Монгольской империи, что в целом очень негативно сказалось на развитии страны.

Далее начинается эпоха династии Чосон, столица перенесена в Сеул, начинается строительство дворцов. Налаживаются дипломатические связи с Китаем. Главной религий становится конфуцианство, создан корейский алфавит хангыль, вместо письменности, в основе которой находился китайский алфавит.

В этот период истории было несколько сделано несколько важных открытий, появились фундаментальные научные труды. По данным ученых, именно во время чосонской династии возникла легендарная чайная церемония.

С 1592 по 1598 год страна подвергалась набегам японцев, и, в конце концов, она покорилась. В XIXвеке война между соседнимиКитаем и Японией нанесла сильный урон территории Кореи, так как преимущественно проходила в её границах. В 1876 году был подписан договоро перемирии, который гарантировал независимость страны.

Конец эпохи Чосон произошел в 1894 году, когда была создана Империя Хан под управлением короля Коджона.

1904-1905 годы – русско-японская война, она завершилась аннексией Кореи Японией, которая продолжилась до 1945 года. В течение этого времени проводилась жесткая политика ассимиляции. Но после Второй мировой войны Северная Корея оказалась под влиянием Советского Союза, а Южная - США.

Современный этап

В 1948 году возникла Первая Республика под руководством президента Ли Сын Ман, в то же время появляется и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), которой управлял Ким Ир Сен. Начинается активная война между странами, что не самым лучшим образом сказывается на их развитии и приносит значительный ущерб всем.

В 1960 году в Южной Кореек власти пришла Демократическая Партия во главе с Юн Бо Сон, этот период называют Второй Республикой. Но просуществовала она недолго: в 1961 году в результате военного переворота к власти пришли военные с главой Пак Чон Хи, который также возглавил Третью и Четвертую Республики.

Южная Корея помогала Соединенным Штатам во вьетнамской войне, и на её территории находилось вооружение.

Удивительно, но, несмотря на авторитарный режим, вскоре ВВП страны значительно вырос. В 1971 году было объявлено чрезвычайное положение, которое продлилось долго, в связи с массовыми протестами инакомыслящих, пропагандирующих утраченные демократические ценности.

Немногим позже генерал Пак был убит и в 1979 году начинает своё существование Пятая Республика. К власти приходит Чон Ду Хван, который вел также антидемократическую политику. Антиправительственные выступления усиливались и все-таки увенчались успехом. В результате протестов в 1987 году страна пришла кдемократии. В 1992 Южную Корею возглавил первый президент, избранный путем демократических выборов.

Пятая Республика начала бурно развиваться, не смотря на экономические кризисы, что называют «чудом на реке Ханган». На данный момент Южная Корея – развитая страна с большим потенциалом. С Северной Кореей установлено перемирие, которое периодически нарушается, но в целом «холодной войны» между странами нет.

Немного о корейцах

Откуда произошли корейцы?

На вопрос «кто такие корейцы?» многие ответят «это азиаты, и живут они на Корейском полуострове, в двух странах – Северной и Южной Корее». А кто-то, может, и вовсе назовёт их китайцами или монголами. Вариантов много, ведь до сих пор учёные и историки не пришли к единому выводу, продолжая выдвигать различные гипотезы о происхождении корейцев.

Существует версия о том, что около шести тысяч лет палеоазиатские племена, обитавшие на севере Сибири, расселились в Манчжурии и на Корейском полуострове, где встретились с осевшими там племенами мэк, в результате чего образовалась корейская народность.

Кто-то говорит о том, что алтайские народности дошли от подножия Алтайских гор до Манчжурии, Корейского полуострова и Японии, где им пришлось противостоять китайским иханями, поэтому племена со временем сплотились, образовав народности корейцев, монголов, тюрков и т.д.

Есть мнение, что первобытные тунгусы и есть корейцы, образовавшиеся в результате слияния трёх племён: Фан Унг , прибывших из Центральной Азии, Буё , пришедших из степей и Саки из Турции. Это три племени пришли на север Китая, где смешались с местными народностями, после чего расселились на Корейском полуострове.

А вот ДНК-исследования показывают, что корейская народность берёт своё начало от восточной части Саянских гор и окрестностей Байкала. Но одно можно сказать наверняка – по антропологическому типу корейцы принадлежат к восточно-азиатской ветви монголоидной расы. Современные корейцы говорят на корейском языке, называют себя в Северной Корее «чосон сарам», а в Южной – «хангук сарам». Корейцы живут не только на Корейском полуострове, их достаточно много в КНР, США и Японии. Россия среди этих стран занимает восьмое место с корейским населением в 180 тыс. чел. Само этническое название русских корейцев «корё сарам».

Корейцы. Интересные факты

  • Морковь по-корейски – блюдо, придуманное русскими корейцами и не имеющее отношение к традиционной корейской кухне;
  • Первое, что спросит у Вас кореец после приветствия «вы голодны?» Еда в корейском менталитете – это очень важная вещь;
  • Корейцы очень трудолюбивы, потеря работы – крах всего святого в жизни;
  • Недосып – показатель работоспособности. Например, студент на защите диплома должен выглядеть зелёным и полумертвым, а иначе его могут укорить в недостаточном усердии;
  • Для мужчин в ряд с маленьким лицом, осиной талией и выразительными губами в идеал женской красоты вписываются… большие уши;
  • До 1994 года пара с одинаковыми фамилиями не могла заключить официальный брак – в реестре ставилась печать «родственники» и у супружеской пары не было возможности зарегистрировать своих детей;
  • В Корее стараются избегать числа 4, потому что оно созвучно со словом «смерть». Поэтому в зданиях часто после третьего этажа идёт пятый, либо четвёрка заменяется буквой F;
  • Корейцы употребляют много алкоголя. Среднегодовое количество алкоголя в год на душу население – 9,1 л.;
  • Около 90% корейцев близоруки, при этом линзам они предпочитают очки, так как это считается показателем хорошего ума;
  • Бейсбол – самый популярный вид спорта в Корее;
  • Пластическая хирургия – важная часть жизни практически каждой женщины (да и мужчины тоже);
  • Многие корейцы хорошо поют, но плохо танцуют. Именно поэтому у них вызывают недюжинный восторг артисты Халлю;
  • Нельзя писать имя живого человека красными чернилами – это навлечет на него смерть. Всё дело в том, что раньше имя умершего писали красными буквами на надгробной плите;
  • 93% учащихся Южной Кореи заканчивают университет;
  • Южная Корея занимает второе место в мире по количеству читающих людей;
  • Уровень грамотности в Южной Корее составляет 99%;
  • Ни Северная, ни Южная Корея не воспринимают друг друга как независимую страну. То есть Южная Корея автоматически предоставляет гражданство жителю Северной, как и Северная – жителю Южной;
  • Каждый пятый кореец носит фамилию Ким, восьмой – Ли, десятый – Пак;
  • Корейцы не называют Японское море таковым, а зовут его Восточным. Это связано с давними конфликтами между государствами.

История Кореи: с древности до начала XXI в. Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Когурё

§ 1. Когурё

Когурё было особым государством среди Трех государств, поскольку в его состав вошли территория, а вместе с ней была воспринята и культура китайского округа Наннан (313 г.), а затем протогосударства Пуё (494 г.). Округ Наннан с китайским населением и высокоразвитой культурой сыграл огромную роль в становлении культуры Когурё.

До начала IV в. не только в культурном, но и территориальном плане Когурё было небольшим протогосударственным образованием в среднем течении реки Амноккан. С севера оно было ограничено протогосударством Пуё, а с юга - китайским округом Наннан. Этнической основой Когурё были племена мэк. В дальнейшем были присоединены племена окчо, пуё и др.

Мифическим основателем Когурё считается государь Чумон. Чумон - личное имя, в переводе на русский язык означает «Меткий лучник». Храмовое имя Чумона - Тонмён-еаи, т.е. «Светлый государь Востока». Слово «Восток» в данном случае обозначает Корею, поскольку она находится к востоку от Серединной Империи - Китая.

Представим краткое изложение мифа об основателе Когурё.

Правитель Пуё Хэбуру до старости не имел сына. Поэтому он молил духов гор и рек о наследнике. Однажды около озера Конён он увидел необычный камень, велел перевернуть его и обнаружил под ним маленького ребенка, похожего на лягушку. Хэбуру решил, что это Небеса посылают ему наследника и взял мальчика с собой, назвав его Кымва, что значит «золотой лягушонок».

По настоянию своего министра по имени Аранбуль правитель был вынужден перенести столицу на восток и основать там Восточное Пуё. Причиной тому явился сон министра, в котором Небеса повелели ему освободить прежнюю столицу с тем, чтобы Небо смогло послать туда своих наследников и основать новое государство. Действительно, через некоторое время в прежней столице неизвестно откуда появился человек по имени Хэмосу, объявил себя сыном Небесного государя и стал править.

После смерти правителя Пуё Хэбуру его место занял Кымва. Однажды к югу от горы Тхэбэк нашли девушку по имени Юхва («Цветок ивы»), которая говорила, что она - дочь речного владыки Хабэка и что как-то в доме у реки Амноккан человек по имени Хэмосу («небесный» правитель прежнего Пуё, ради которого Хэбуру оставил столицу) овладел ею, за что родители разгневались и выгнали девушку из дома. Кымва решил взять ее с собой и поселил в отдаленном доме, так, чтобы никто не мог ее видеть. Однако лучи солнца постоянно преследовали девушку, и от них невозможно было спрятаться. Под действием лучей она зачала и родила огромное яйцо. Кымва хотел было избавиться от яйца, выбросив его, но птицы и животные сохранили яйцо. Он хотел сам разбить его, но не смог и, в конце концов, вернул матери. Мать положила яйцо в теплое место, и через некоторое время из него появился красивый мальчик. Он был очень смышленым и хорошо стрелял из лука, поэтому его и назвали Чумон - «Меткий лучник».

У Кымва было еще семеро сыновей, которые испытывали зависть к Чумону и даже боялись его. Они всячески упрашивали отца избавиться от Чумона. Кымва не хотел расставаться с ним. Тогда сыновья и придворные сановники задумали убить Чумона. Об этом узнала мать - Юхва и тайно известила сына. Чумон бежал с тремя друзьями. Погоня не смогла догнать беглецов. Чумон кормил лошадей так, что хорошие лошади выглядели хилыми (они то и достались Чумону), а плохие - упитанными (на них ездил ван и его приближенные). Ко всему прочему, все живое в природе помогало беглецам. Например, рыбы и черепахи всплыли и выстроились так, что получился мост через реку Ом-хосу, которую пересекал Чумон. Так он достиг местности Чольбончхон, встретив по дороге трех мудрецов, которые стали его сопровождать. Местность ему понравилась, и он решил основать государство, дав ему название Когурё и взяв фамилию Ко. Это было в 37 г. до и. э. Тогда Чумону исполнилось 22 года. Его слава росла, и правители пограничных с Когурё территорий изъявляли желание подчиниться его власти.

Современные исследователи считают, что миф о Чумоне отражает процессы переселения части племен, населявших протогосударство Пуё, и образования таким образом Когурё - сначала как союза племен, а затем - государства.

Основой формирования государства Когурё послужили пять родовых объединений - бу: Сонобу (возможен вариант прочтения как Еннобу), Чоллобу, Суннобу, Кваннобу и Керубу. Упоминания о бу встречаются в исторических источниках, начиная со II в. до н.э., а именно со 107 г. до н. э. Тогда в среднем течении реки Амноккан, после падения Древнего Чосона, появилась небольшая область Когурё, в которой проживали пять бу. Доминирующее положение занимал род Суннобу, а его глава признавался за вана.

К концу I в. до н. э. во главе когурёских бу встал родоплеменной союз Керубу, пришедший, как предполагается, из Пуё, что и отражено в мифе о Чумоне. Тогда глава Керубу стал ваном союза пяти бу , а за всем союзом закрепилось название «Когурё» - название местности, где проживал клан Керубу.

Сторонники теории раннего становления государственности в Когурё считают, что ван был не просто главой союза племен, а фактически государем. В качестве аргумента приводят использовавшиеся в Когурё уже на рубеже тысячелетий наименования высших должностей, отчасти напоминающие классические китайские. Например, санга - министр или сачжа - посланник. С другой стороны, были и такие наименования, которые трудно сопоставить с чем-либо. Например, кочхуга, условный перевод - «министр». В данном случае иероглифы, с помощью которых записывается должность, используются как знаки транскрипции вне связи с их значением. Трудно достоверно судить о том, что стояло за этим или другим подобным названием.

С самого начала образования для Когурё было характерно социальное расслоение. Высшее сословие представляли ван, а также тэга - главы родоплеменных объединений. Основную часть населения составляли крестьяне. Зажиточные слои именовались хомин, что значит «зажиточный народ», а бедные крестьяне - хахо, т.е. «низшие дворы». С крестьян собирались продукты сельского хозяйства, рыбных и соляных промыслов. Последнее дает основание говорить о ранних формах налогообложения, а значит, и о некоторых элементах государства.

С первых веков своего существования Когурё не избежало столкновений с ближайшими соседями - Китаем и Пуё. Например, в 28 г. ханьский (китайский) наместник Ляодуна напал на Когурё. В 121 г. когурёский Тхэчжо-ван напал на Ляодун и китайский округ Хёнтхо. В 172 г. в правление государя Синдэ-вана имело место вторжение китайских войск в Когурё и т. д.

Однако более всего Когурё конфликтовало со своим северным соседом Пуё. И Пуё, и Когурё, очевидно, находились на соотносимом уровне развития. Поэтому каждое из двух протогосударств могло быть поглощено другим, что и случилось впоследствии. В 6 г. до н. э. из Пуё был снаряжен военный поход в Когурё, в который отправилось 50 000 человек. Во многом из-за зимней непогоды нападавшей стороне пришлось отказаться от продолжения похода. В 13 г. н.э. в правление Юри-вана было успешно отражено очередное нападение пуёсцев. В 21 г. Тэмусин-ван сам отправил войско в поход на Пуё. В 56 г. король Тхэчжо-ван напал на земли племен окчо и присоединил их.

Излагая раннюю историю каждого из Трех государств, буквально по каждому отдельному событию можно найти ряд фактов, которые либо поддерживают, либо опровергают теорию раннего формирования государственности. К примеру, выше было упомянуто о походе на Ляодун Тхэчжо-вана . Согласно сведениям из «Самгук саги», Тхэчжо-ван правил 94 года (53-145), т.е. жил он около 100 лет, что для ранней истории маловероятно.

Конец II в. н. э. является тем рубежом, когда уже однозначно можно говорить о начале формирования государственности в современном понимании этого термина, что связано с рядом важнейших изменений в административном устройстве Когурё. Пять бу были переименованы и получили названия в зависимости от сторон света (в отличие от прежних названий родоплеменных объединений). Так, Керубу стал называться Нэбу - «Внутреннее бу» (или Хванбу - «Желтое бу»), Чоллобу - Пукну, т.е. «Северное бу» (или Хубу - «Заднее бу»), Сун-нобу - Тонбу, т.е. «Восточное бу» (или Чвабу - «Левое бу»), Кван-нобу - Намбу, т.е. «Южное бу» (или Чонбу - «Переднее бу»), Соно-бу - Собу, т. е. «Западное бу» (или Убу - «Правое бу»). Указанный факт переименования, скорее всего, связан с объединительными процессами, происходившими в Когурё, когда родоплеменные различия стирались, и все население становилось более или менее однородным.

Второе изменение произошло в системе наследования «должности» вана. Наследование по линии братьев, когда после прекращения линии наследования ван избирался заново, сменилось на наследование от отца к сыну. Этот факт свидетельствовал об усилении центральной власти.

Однако, на наш взгляд, именно присоединение в 313 г. китайского округа Наннан (образованного в свое время на месте Древнего Чосона) послужило поворотным моментом в формировании государственности Когурё как в территориальном, так и в культурном плане. Говоря о культурном влиянии, основное внимание хотелось бы обратить на значение китайской письменности, которая стала быстрее распространяться с присоединением округа. На протяжении полутора тысяч лет корейскую культуру и корейскую государственность обслуживала исключительно иероглифическая письменность, заимствованная из Китая. Роль письменности в процессе формирования государства - тема для специальных исследований, и мы не будем останавливаться на ней подробно. В любом случае, новый этап распространения иероглифической письменности подготовил почву для принятия буддизма из Китая. В Серединном государстве к тому времени все основные буддийские каноны были переведены на китайский язык. Считается, что буддизм проник в Когурё в 372 г. и вскоре стал государственной религией.

Именно в IV в. в Когурё окончательно утвердилось конфуцианство и была основана придворная конфуцианская академия. Конфуцианство служило идейной основой теории государственного управления в Корее.

К V в. Когурё не только окончательно оформилось как государство, занимавшее весь север Корейского полуострова, но и имело развитый аппарат власти, армию, сложившиеся классовые отношения. Описанию этих процессов как в Когурё, так и в двух других корейских королевствах будет специально посвящена глава 5 первой части книги.

автора Курбанов Сергей Олегович

Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ: КОГУРЁ, ПЭКЧЕ И СИЛЛА В I-IV ВЕКАХ Когурё, Пэкче и Силла - первые три государства Корейского полуострова, с истории которых начинается непрерывная история корейской культуры. Образовавшись почти одновременно, Три государства боролись

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Когурё Поначалу власть в Когурё принадлежала семье Ко, члены которой были выходцами из клана (бу) Керубу. Достаточно высокое положение в обществе занимал и клан Сонобу, будучи правящим на ранних этапах формирования государственности, а также клан Чоллобу, откуда родом

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Противостояние Пэкче и Когурё Почти половина столетия понадобилась Когурё для того, чтобы освоить новые территории бывшего Лэлана. Со второй половины IV в. Когурё начинает активные действия против Пэкче. В 369 г. 20-тысячное войско - конница и пехота во главе с

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 4. Войны Когурё с китайской империей Суй Военное противостояние Китая и ранней Кореи началось еще со времени государства Древний Чосон. Наибольшей агрессии извне подвергались территории северо-запада Корейского полуострова, т. е. Когурё. Нападения совершали не только

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Покорение Пэкче и Когурё танским Китаем и объединение Кореи под эгидой королевства Силла Сменивший Тай-цзуна новый китайский император Гао-цзун (650-683), следуя совету своего предшественника, больше не снаряжал масштабных походов в Когурё, но мысли покорить Корейский

Археологические находки последних лет свидетельствуют о том, что территория Кореи была заселена уже в период палеолита. Имеются многочисленные следы материальной культуры неолита, когда племена, населявшие эти районы, жили в основном охотой, рыбной ловлей и собирательством, однако уже переходили к земледелию и скотоводству.

Истоки корейской государственности обычно связывают с Древним Чосоном — первым политическим объединением, время образования которого относят к бронзовому веку, примерно IV в. до н. э. (в Европе это период Древнего Рима). Древние сказания называют основателем этого государства Тангуна — мифического сына небожителя и обращенной в женщину медведицы (историки усматривают в этом указание на племя, тотемом которого был медведь). Когда речь заходит о начале истории Страны утренней свежести (именно так можно перевести слово «Чосон»), в Корее вспоминают 2335 г. до н. э. — легендарную дату начала правления Тангуна. Во всяком случае 3 октября, день рождения Тангуна, отмечается как день основания нации, и культ Тангуна имеет значительное число приверженцев.

Преобладает точка зрения, что Древний Чосон был рабовладельческим государством: известно, что власть правителя была наследственной, а сам он постоянно жил в столице Вангомсон . В 109 г. до н. э. войска императора Ханьской империи У Ди вторглись в пределы страны и через два года покорили ее. Однако корейцы не смирились с господством ханьцев: в четырёх провинциях империи, образованных на месте Древнего Чосона, не стихали волнения, вынудившие китайцев ослабить контроль.

Троецарствие

В начале первого тысячелетия на этой территории возникли и стали развиваться раннефеодальные государства Когурё, Пэкче и Силла . Этот период вошел в историю как троецарствие. Поначалу самым мощным было государство Когурё: оно занимало обширную территорию на севере полуострова, а также земли в Маньчжурии. Вся история его существования — это череда постоянных военных столкновений с Китаем. При ване (короле) Квангетхо королевство расширило владения за счет территорий китайцев и южных соседей. Надо сказать, что, несмотря на общий язык, схожесть веры и принципов государственного устройства (конфуцианская иерархическая государственная структура, буддизм в духовной жизни), три корейских государства постоянно боролись за земли и междоусобные войны не утихали.

Силла, куда государственность пришла позднее (начало VI в.) завязала дружеские связи с Таньской империей в Китае — злейшим врагом Когурё. В союзе с таньцами Силла удалось победить Когурё и Пэкче, однако она не смогла контролировать захваченные территории, и северные земли в конце VII в. отошли под управление Таньской империи.

Здесь разгорелась освободительная борьба, которую уже поддерживала Силла, что вылилось в конфликт таньцев с бывшим союзником. Под знаменем Силла произошла консолидация корейского населения. Однако значительная часть северных владений не вошла в состав объединенного Силла, здесь образовалось государство Бохай (Пархэ).

Пик расцвета Силла приходится на VIII в., когда здесь осуществлялись попытки создать «образцовое буддистское государство». Развивались ремесла, ирригация, наука, была изобретена новая система записи корейских слов китайскими иероглифами. Однако с конца IX в. обстановка в стране усложнилась, ее стали раздирать восстания и междоусобицы, что исподволь готовило падение Силла. Начался период смут.

Корё

Одно из самых известных и почитаемых в истории Кореи имен — имя объединителя страны Ван Гона . Выходец из могущественной феодально-купеческой семьи, он выдвинулся в качестве крупного военачальника; в 918 г. сверг своего повелителя с престола и провозгласил себя королем нового государства Корё (от этого названия пошло наименование Кореи в большинстве европейских языков).

Ван Гон показал себя энергичным и хитрым правителем: он сумел привлечь на свою сторону влиятельных феодалов и в 936 г. завершил объединение корейских земель. Столица первого корейского государства была перенесена на родину Ван Гона в город Кэсон (ныне он находится на территории КНДР). Ван Гон создал мощную административную систему. Возник класс янбанов (дворян), разделявшихся на военных и гражданских чиновников. Они господствовали над свободными крестьянами (янъинами), а также имели рабов. Корё стало сильным централизованным образованием, которое было в состоянии отражать регулярные нападения старых врагов — племен киданей, образовавших государство Ляо. В конце X в. после многочисленных войн корёсцам удалось установить с Ляо дипломатические отношения, однако это не удерживало племена киданей от новых вторжений в попытках завоевать Корё. Подвергалась страна и нападениям племен чжурчжэней, живших севернее.

Подтачиваемое бесконечными войнами, а также крестьянскими восстаниями, в XII в. Корё стало ослабевать. Надвигался грозный и опасный враг — монгольские полчища. Правда, завоевать Корё и для них оказалось не просто. Корё пало лишь после ожесточенной серии сражений 1231—1259 гг.

Корейский народ не смирился с монгольским игом, в пределах Корё завоевателям было неспокойно. С ослаблением монгольской империи, учащением восстаний в Китае в XIV в. монголы потеряли контроль над Кореей.

Чосон

В 1392 г. генерал Ли Сон Ги сверг последнего корёского монарха и жестоко расправился с его сторонниками. Была основана династия Ли , которая правила Кореей пять с лишним веков, до колонизации ее Японией в 1910 г. Государство вновь было переименовано в Чосон , а его столица перенесена в сегодняшний Сеул . Государственное устройство базировалось на неоконфуцианской идеологии, был создан налаженный аппарат централизованного управления.

XV—XVI вв. стали временами благоденствия, когда утихли внутренние распри, относительно редки были иноземные агрессии — в основном пиратские набеги японцев. Расцвели земледелие, ремесла, торговля. Четвертый король династии Ли, «просвещенный монарх» поощрял развитие искусства, науки, в том числе сельскохозяйственных исследований, медицины, астрономии.

По его приказу был создан национальный корейский алфавит, подготовлены исторические хроники, географическое описание Кореи. Укрепление позиций правящего класса проходило на базе конфуцианства, вернее, неоконфуцианского учения китайского ученого Чжу Си . Сложилась четкая иерархическая система государственного управления.

Вместе с тем попытки внедрения рациональных начал в государственное управление не оградили страну от смут и мятежей. Иной раз в результате дворцовых переворотов к власти приходили такие одиозные личности, как князь Ёнсан , «прославившийся» подавлением развития науки, поборами, произволом и разгулом насилия. У него было около тысячи наложниц, а для того, чтобы ничто не мешало его охотничьим забавам, он приказал снести все дома вокруг Сеула.

Усиление феодальной эксплуатации крестьянства, гнет налогов вызывали крестьянские бунты. Вошло в историю крупнейшее крестьянское восстание 1467 г. в провинции Хамгён . В XVI в. крестьянское движение возглавил Им Ккокчон — нечто вроде корейского Робин Гуда, экспроприировавшего имущество богатых янбанов и раздававшего его беднякам. Герой был схвачен властями и обезглавлен, однако народ не забыл его. Им Ккокчон стал прообразом популярнейшего персонажа Хон Гиль Дона .

Победа и поражение

Ли Сун Син

Весной 1592 г. японский правитель Хидэёси , лелея захватнические планы в отношении Китая, высадился с многотысячной армией в Пусане и через две недели захватил Сеул, не встретив сопротивления не готовой к боям армии. Так началась война, получившая в истории название Имджинской. Вскоре был взят Пхеньян , а корейское правительство в панике бежало на север страны в город Ыйджу . Простой народ, поднявшийся на партизанскую войну, спас отечество.

Всенародное признание получил адмирал (1545—1598), памятник которому и сегодня возвышается в центре Сеула. Флот, руководимый им, нанес чувствительные удары японцам. Успех не в последнюю очередь был связан с использованием «судов-черепах» (кобуксонов) — первых броненосцев. Верхнюю палубу покрывал лист брони, напоминающий панцирь черепахи, с шипами, препятствующими абордажу. Судно было вооружено пушками и смело шло на таран.

Успехи на море, а также вступление в войну Китая помогли отбросить японцев на крайний юг полуострова. Закрепившись возле Пусана, они начали мирные переговоры, но в 1597 г. 140-тысячная японская армия вновь перешла в наступление. И снова продемонстрировал военное искусство Ли Сун Син, разгромивший японский флот у острова Чиндо, где нашли свой конец более 100 японских кораблей, и довершивший разгром в последующих боях. Один из них, к несчастью, стал для народного героя последним.

Страна, ослабленная войнами, вновь подверглась нашествию, на сей раз маньчжуров, в итоге навязавших Корее унизительные условия мира. Корея стала фактическим вассалом государства Цин , созданного маньчжурами на территории Китая. Она вынуждена была платить дань, поставлять заложников. И хотя в середине XVII в. эта зависимость стала носить формальный характер, реакция правящих кругов на бесконечные иностранные вторжения была весьма решительной и имела далеко идущие последствия.

Ожидая от соседних стран только неприятностей, правительство решило оградить Корею от всех контактов, замкнуться в скорлупе самоизоляции. Под страхом смертной казни пресекалось общение с иностранцами, из прибрежных районов жителей переселяли в глубь страны, рыбакам было запрещено уходить далеко в море, а суда дальнего плавания не строились вообще. В стране воцарилась более или менее спокойная обстановка, нарушаемая лишь крестьянскими выступлениями и конфликтами феодальных клик. Мирная жизнь способствовала развитию хозяйства. Но превращение в «королевство-отшельник» привело к застою в развитии производительных сил, научном прогрессе, к оскудению культуры, ослабило армию.

Попытки западных держав «открыть» страну начались со второй четверти XIX в., однако они терпели неудачу: корейцы всякий раз изгоняли или жгли английские, французские, американские суда. Но все это было лишь оттяжкой неминуемого. В 1876 г. на острове Канхвадо под дулами японских пушек был подписан первый из серии грабительских договоров. Вслед за Японией подобные договоры навязали Корее США (1882 г.), Англия (1883 г.), Россия (1884 г.), Франция (1886 г.). В страну хлынули иностранные купцы и миссионеры, завязалась борьба мировых держав за влияние в Корее. Особенно активны были японцы. Их проникновению не могли помешать ни народные восстания (крупнейшее из них вспыхнуло в Сеуле в 1892 г.), ни попытки реформ в 1884 г., ни крестьянская война под руководством Чон Бон Джуна (1883—1894 гг.). В 1894 г. (год Кабо по корейскому летосчислению) были проведены реформы, открывшие путь буржуазному развитию.

Корея под властью Японии

Борьба Японии с Китаем за влияние в Корее вылилась в открытую войну, которая принесла корейскому народу много бедствий. Китай, будучи сам полуколониальным, потерпел поражение и по условиям Симоносекского договора (1895 г.) полностью отказался от всех притязаний на Корею.

Впоследствии усилению позиций Японии в Корее препятствовала лишь Россия, благодаря чему в Корее росли симпатии к ней. В 1895 г. королева Мин , опираясь на поддержку России, пыталась выступить против японцев, однако в ходе контр переворота, устроенного японским послом, ее зверски убили, а тело предали огню. В стране помнят и о том, что король Коджон , когда была предпринята попытка его свержения, укрылся в русской миссии, а само здание миссии стало важным «историческим экспонатом» Сеула.

Растущие противоречия из-за Кореи послужили одной из причин русско-японской войны: полуостров был занят японскими войсками. В Республике Корее не стерлись воспоминания о героическом подвиге крейсера «Варяг », который погиб, но не сдался: это произошло в порту Инчхон (Чемульпо) . Вблизи корейских берегов разразилось печально известное Цусимское сражение . Победа Японии в русско-японской войне позволила ей уже в 1905 г. навязать Корее так называемый договор о покровительстве, закрепивший подчиненный статус страны. В 1906 г. было закрыто японское посольство и учреждено генеральное резидентство. Первый генеральный резидент Ито Хиробуми фактически сосредоточил в своих руках всю власть в Корее (в 1909 г. наместник пал от руки корейского патриота Ан Чжон Гына, имя которого до сих пор в Корее считается символом освободительной борьбы народа). И наконец в 1910 г. был подписан позорный договор, превративший Корею в генерал-губернаторство — часть Японской империи.

Народ Кореи был лишен элементарных прав, даже корейский язык находился под запретом. Японцы захватили лучшие земли, резко ограничили предпринимательскую деятельность национальной буржуазии, жестоко эксплуатировали трудящихся страны. В генерал-губернаторстве нарастали забастовки, крестьянские выступления, движения патриотической интеллигенции.

Освобождение Кореи

На усиление освободительной борьбы определенное влияние оказала Октябрьская революция в России. Вскоре после нее, в марте 1919 г., народный гнев прорвался мощными выступлениями, охватившими всю Корею. Поводом послужило провозглашение в Сеуле Декларации независимости: начались демонстрации, митинги, переросшие в народное восстание. Это движение, получившее название Первомартовского, сыграло заметную роль в истории. День 1 марта объявлен в Республике Корее национальным праздником .

В апреле 1919 г. в Шанхае (Китай) было создано временное правительство Кореи, которое возглавил националистический деятель проамериканского толка Ли Сын Ман (впоследствии первый президент Республики Кореи). Но японцы разгромили народное восстание с невиданной жестокостью. Так, в Сувое в христианской церкви было сожжено заживо несколько десятков человек. Колониальная политика означала ограбление деревни (около половины риса вывозилось в Японию), поддержание на крайне низком уровне оплаты труда корейцев. Уделом «туземцев» была вопиющая нищета, строгая регламентация жизни: японцы создали систему круговой поруки (десятидворки), насаждали слежку и доносительство.

Сопротивление колонизаторам ширилось и постепенно приобретало организованность. Возникли и получили распространение коммунистические кружки и группы, а в апреле 1925 г. была создана Коммунистическая партия Кореи, сомкнувшаяся с националистическими группами (партия была распущена Коминтерном в 1928 г.). Много корейцев, прежде всего голодающих крестьян, бежало за рубеж, в том числе в Маньчжурию и Сибирь; именно здесь сформировалась база, вооруженного сопротивления колонизаторам в Северо-Восточном Китае, развернулось широкое партизанское движение. Однако в связи с подготовкой Японии ко второй мировой войне в Азии и тем более с началом боевых действий условия для развертывания вооружённой борьбы были значительно затруднены. Корея была превращена в военно-промышленную базу японской агрессии на материке.

Освобождение Кореи из-под колониального господства Японии стало возможным благодаря разгрому Советской Армией оккупировавших Корею японских войск в августе 1945 г. По предварительному соглашению союзников территория Кореи была разделена на зону ответственности Советской Армии и американских войск (к северу и югу от 38-й параллели), что было связано всего лишь с различным подчинением находившихся здесь японских частей и необходимостью принятия их капитуляции. На совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (декабрь 1945 г.) в Москве в качестве промежуточного шага к восстановлению единства страны было принято решение об опеке над Кореей четырех держав. Советский проект предусматривал образование национального временного правительства, через которое и должна была осуществляться опека. Надо отметить, что решения совещания не встретили понимания корейского населения, которое восприняло их как закрепление новой формы колониального господства. Этим воспользовались США: работа советско- американской комиссии была сорвана, а на второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1947 г. было принято решение о создании Временной комиссии ООН по Корее, которой поручалось контролировать проведение выборов в стране по плану западных государств.

Началась подготовка к формированию сепаратного южнокорейского правительства. Фактически все это диктовалось начавшейся холодной войной и политикой «сдерживания» коммунизма, что требовало превращения Республики Кореи в плацдарм США в Азии.

В октябре 1945 г. на американском самолете в Корею прибыл Ли Сын Ман. Были образованы политические партии национальной буржуазии. Под строгим контролем американской военной администрации проведены «выборы», в которых приняло участие меньшинство избирателей и против которых протестовало население. Тем не менее выборы послужили формальной основой созыва Национального собрания , создания правительства во главе с Ли Сын Маном. 15 августа 1948 г., в день третьей годовщины освобождения Кореи, было провозглашено создание Республики Кореи . На Севере страны в ответ 9 сентября 1948 г. провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика . Раскол Кореи , причиной которого в немалой степени явилось противоборство сверхдержав, стал реальностью.

Война между Югом и Севером

Обстановка на полуострове стала характеризоваться острой идеологической конфронтацией, перераставшей в военное столкновение. Официальным лозунгом лисынмановцев стал «поход на Север», в КНДР исходили из необходимости «объединения и полной суверенной независимости родины». Нагнетание напряженности привело к тому, что 25 июня 1950 г. вспыхнула корейская война. По существу, полуостров превратился в арену противоборства двух систем в соответствии с намерением Пхеньяна «освободить» Юг.

Военные действия на полуострове развивались с переменным успехом. На первом этапе войска КНДР буквально за несколько дней отбросили южнокорейцев на крайний юг, где те зацепились лишь за небольшой плацдарм в районе Пусана. Казалось, исход войны предрешен. Лишь высадка 15 сентября 50-тысяч¬ного десанта армии США в районе Инчхона спасла Юг от разгрома. Войска КНДР, отрезанные от основных сил, были вынуждены отступить. Американо-южнокорейские силы развивали наступление, захватили Пхеньян и в октябре вышли на корейско-китайскую границу, создав тем самым реальную угрозу КНР. 25 октября около 2 млн китайских добровольцев под командованием Пэн Дэ Хуая пришли на помощь Пхеньяну и в начале января вновь дошли до Сеула. К марту 1951 г. линия фронта стабилизировалась примерно по 38-й параллели. В июне 1951 г. Советское правительство выдвинуло предложение о переговорах о прекращении огня, которое было принято. Переговоры продолжались довольно долго, и лишь 27 июля 1953 г. в деревне Пханмунджом было подписано Соглашение о перемирии. До сих пор оно не заменено никаким более основательным мирным договором, что подчеркивает хрупкость военно-политической ситуации на полуострове Корея. Помимо огромных материальных и людских потерь, которые принесла война и Северу, и Югу Кореи, самым печальным ее результатом стало закрепление раскола: на долгие годы обе части страны стали непримиримыми врагами.

Корея известна, как одно из самых древних государств в Восточной Азии. Древний Чосон был первым государственным образованием на территории современной Кореи. Его расцвет приходился на пятое и шестое столетие до начала нашей эры.

Уже в первом столетии до начала нашей эры на территории Корейского полуострова были образованны раннефеодальные государства Силла, Пэкче и Когурё. В историю это время вошло, как «период троецарствия». В государствах, которые тесно сотрудничали друг с другом, утвердились буддизм и конфуцианство. Силла, Пэкче и Когурё со временем начинают много воевать за лидерство на полуострове. В их и без того кровопролитную борьбу регулярно вмешиваются китайские государства Суй и Тан.

В седьмом столетии Сила выходит победителем из очередной междоусобной войны со своими соседями и на ее территории создается государство, включающее в себя земли всех трех держав. Оно называется объединённая Силла и является первым объединенным государством за всю историю Кореи. В следующем столетии Силла превращается в сильнейшее феодальное государство, но, в начале девятого века, в результате нескольких феодальных междоусобиц государство приходит в упадок.

В девятьсот восемнадцатом году, под управлением талантливого полководца по имени Ван Гон, на территории Корейского полуострова было образовано государство Корё (от этого названия и произошло европейское название страны). На протяжении всего своего существования, вплоть до конца четырнадцатого столетия, Корё постоянно находится в состоянии войны с чжурчжэнями, киданями и многочисленными монгольскими захватчиками.

К концу одиннадцатого столетия государство заметно ослабело. Причиной тому стали, в первую очередь, непрекращаемые военные действия против целого ряда захватчиков, а также постоянные распри среди феодалов государства. Так как ослабление страны сопровождало усиление феодального гнета населения, в стране стали все чаще происходить народные восстания. В конце двенадцатого столетия в стране произошло три крупнейших крестьянских бунта, которые охватили огромную территорию Кореи.

К концу четырнадцатого столетия к власти в Корее пришел полководец Ли Сон Ге, совершивший военный переворот и положивший начало новой династии – династии Ли, которая будет править в Корее вплоть до одна тысяча девятьсот десятого года. Сон Ге, хорошо знавший историю своих земель, переименовал свое государство в Чосон, отдавая дань памяти Древнего Чосона. Для укрепления и возрождения страны новый ван (так в государстве называли короля) провел целый ряд важных реформ и принял несколько ключевых законов.

На протяжении трех столетий, начиная с пятнадцатого, Корея вынуждена оказывать упорное сопротивление целому ряду иноземных завоевателей. В конце шестнадцатого века, заручившись поддержкой Китая, корейское государство отражает вторжение на свои земли Японии. Далее последовали годы кровавой войны, которая вошла в историю под названием «Имджинская война». В этой войне против японских захватчиков корейский народ проявил себя очень патриотично и мужественно. Благодаря обитому железом кораблю под названием «Кобуксон», корейский флот одержал ряд очень важных морских побед. Флотом в тот момент руководил талантливейший военачальник и толковый адмирал Ли Сун Син.

В начале семнадцатого века корейскому народу приходится держать оборону против участившихся набегов маньчжурских племён.

Опасаясь очередных набегов со стороны иноземцев, начиная с семнадцатого столетия, находящаяся у власти аристократия Кореи, начинает вести закрытую политику изоляции от остального мира. С тех пор за Кореей закрепилось название «страна-отшельник». На всем побережье страны были выстроены заградительные заставы и укрепления, населению строго настрого запрещалось вступать в контакт с иноземцами. Даже рыбаки не имели права выходить в море слишком далеко, дабы избежать контактов с моряками иностранных кораблей. Но к концу восемнадцатого столетия в земли Кореи все равно стали проникать миссионеры из Европы, познакомившие местных жителей с христианской религией, которая начала постепенно утверждаться в корейском обществе.

Внутренняя жизнь корейского государства на протяжении семнадцатого и восемнадцатого столетий сопровождалась частыми конфликтами, междоусобной борьбой за власть, переворотами, заговорами и стычками различных «партий». Однако именно в этот период в истории страны бурно развиваются торговля и различные ремесла, появляется целый ряд мастерских. В это же время стремительно развивается горная промышленность и в Корее начинается добыча меди, серебра и золота. В стране начинают формироваться товарно-денежные отношения.

В восемнадцатом веке огромный вклад в развитие культуры и науки страны внесло идейное течение «сирхак», название которого можно перевести, как «реальные науки». Оно возникло в противовес движения ортодоксального конфуцианства. Сирхакисты продвигали идеи менее жестокой эксплуатации крестьян, развития торговли, национальной промышленности и выступали за ведение равного для всех землепользования. Они выражали протесты против социального неравенства и суеверия, а также призывали сограждан перенимать опыт и все лучшее, что можно было встретить у других народов. Сторонники этого движения требовали прекращения корейской политики поклонения «старшему брату», которым для Кореи в то время являлся Китай. Именно с взглядов идеологов «сирхак» начался отчет растущих в обществе демократических тенденций и назревающего кризиса феодального стоя.

Начало девятнадцатого столетия стало для Кореи временем нестабильности в обществе. Крестьяне, ремесленники и небогатые горожане все чаще и чаще выступали против засилья аристократов и феодалов. Этот период ознаменован также зарождением нового учения «тонхак» которое вобрало в себя лучшие из таких религий, как христианство, буддизм, конфуцианство и корейский шаманизм. Главная идея этого учения заключалась в равенстве всех людей.

В девятнадцатом столетии на территории Кореи начинается настоящая экспансия со стороны целого ряда стран, пытающихся силой «открыть» непокорную страну. В семьдесят шестом году девятнадцатого столетия Япония навязывает корейским властям подписание неравноправного договора. Спустя шесть лет ее примеру последовали Соединенные штаты, а на протяжении последующих нескольких лет подобные контракты с Кореей подпишут Франция, Россия и Великобритания. Все эти державы вступают в борьбу за право подчинить себе Корейский полуостров.

Начиная с семидесятых годов девятнадцатого столетия, в условиях обостряющегося кризиса устаревших феодальных отношений и внешнего влияния целого ряда стран, в Корее возникает движение «кэхва ундон», название которого можно перевести, как «движение за реформы». Его идейной основой выступил «сирхак». Сторонники нового движения открыто проявляли свое недовольство феодальным режимом и китайского влияния в Корее, выступали за развитие капиталистических равноправных отношений и расширение связей с зарубежными державами. В их программу входило пресечение коррупции, реорганизация армии, улучшение положения обычного народа, а также усвоение положительного опыта зарубежных стран.

Четвертого декабря одна тысяча восемьсот восемьдесят четвертого года реформаторам удалось совершить государственный переворот. Но два дня спустя их жвижение было подавлено с помощью китайской армии.

Конец девятнадцатого столетия также характерен для Кореи началом широкого крестьянского движения против феодального гнета. В девяностых годах девятнадцатого века это движение приведет к началу крестьянской войны. Однако эти восстания будут подавлены при помощи китайских военных. Подобные акции армии Китая привели к недовольству со стороны Японии, которая переправила на территорию Кореи свои войска под предлогом защиты своих подданных и нанесла сокрушительное поражение китайским войскам. В результате такого поворота событий, Корея, наконец, избавилась от гнета соседнего Китая и обрела настоящую независимость.

В конце девятнадцатого столетия королевский двор Кореи вступает в переговоры с Россией с целью не допустить захвата Кореи Японией. Россия выступает в поддержку корейского государства, но в результате поражения в Русско-Японской войне противостоять растущему на полуострове влиянию японцев не смогла. К концу лета десятого года прошлого столетия Япония превращает Корею в часть своей империи и страна получает статус генерал-губернаторства, подчиняющегося Японии.

Японское господство в Корее продлилось почти сорок лет. Все попытки корейского народа выйти из-под гнета захватчиков (к примеру, знаменитое Первомартовское движение), жестоко пресекаются с помощью войск. Во время Второй мировой войны Корея становится для Японии военно-стратегическим плацдармом.

Но корейский народ упорно противостоял захватчикам. На территории страны появилась целая сеть партизанского движения. Одним из таких партизанских отрядов руководил Ким Ир Сен – будущий предводитель Северной Кореи.

После разгрома Советской Армией Квантунской группировки, корейский народ был освобожден из-под длительного гнета Японии. Но конфронтация между Соединенными штатами и Советским союзом не позволила корейцам создать единое государство – в сорок восьмом году территория полуострова была разделена на Южную Корею, попавшую под влияние США, и Северную Корею, протекторат которой оказывал СССР.

В пятидесятых годах прошлого века на территории полуострова начинается трехлетняя Корейская война, в результате которой КНДР была признана агрессором резолюцией ООН. В июле пятьдесят третьего года стороны подписали мирный договор, который действует до сих пор.