История киргизов истоки появления происхождения. История Кыргызстана: краткие сведения

Территория Киргизии, как и вся Средняя Азия, является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Исследования археологов показывают, что первобытный человек освоился здесь со времен каменного века. Киргизы - этнос, известный в Центральной Азии уже в первом тысячелетии до нашей эры, донесли сквозь века до наших дней свое самоназвание.

Первые государственные образования на территории современного Киргизии возникли во втором веке до н.э., когда южные, земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан. В 4-3 вв. до нашей эры древние киргизы входили в мощные племенные союзы кочевников, которые весьма серьезно тревожили Китай. Именно тогда началось строительство Великой Китайской стены. В 2-1 вв. до нашей эры часть киргизских племен ушла из-под власти гуннов (Хунну) на Енисей ("Эне-сай" по-киргизски означает "Мать-река") и Байкал ("Бай кел" по-киргизски - "Богатое озеро"). Именно здесь они образовали первое свое государство и Киргизский Каганат. Он явился центром консолидации киргизского народа, формирования его культуры. Здесь возникла первая письменность киргизов. Рунические надписи сохранились на каменных памятниках. Разрушение государства под ударами завоевателей привело к потере письменности, но не народной памяти. Беспрецедентный по объему эпос "Манас" - подлинная энциклопедия, вобравшая в себя события истории, сведения об обществе, обычаях и быте.

В V веке начался переход к оседлому образу жизни и у кочевников, населявших Северную Киргизию. К Х веку относятся первые свидетельства письменных источников о населяющих Тянь-Шань киргизских племенах. Широко известным памятником древности являются наскальные изображения в урочище Саймалы-Таш. Эти уникальные росписи говорят о высоком уровне цивилизации киргизов того времени. До сих пор поражают воображение башня Бурана и Узгенский архитектурный комплекс, свидетельствующие о высоком мастерстве зодчих и строителей. С середины до начала 10 века великокиргизское ханство охватило Южную Сибирь, Монголию, Байкал, верховья Иртыша, часть Кашгарии, Иссык-Куль и Талас. Период расцвета киргизского государства был не только периодом завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Именно в этот период истории киргизы, после победы над Уйгурским каганатом, впервые вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в 10 в. под властью киргизов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия. В 11-12 вв. их владения сократились до Алтая и Саян.

Между тем, рассеянные по огромному пространству части киргизских племен принимали активное участие в событиях, которыми богата история Центральной Азии. Они сумели сохранить свою этническую самостоятельность и стать ядром притяжения других этносов. Заключительный этап этногенеза связан с монгольским, ойротским (калмацким), найманским и другими центральноазиатскими народами. Начиная с XIII века киргизам пришлось вести кровопролитные войны за независимость от различных завоевателей. Во второй половине XV века на территории Киргизии в результате объединения киргизских племен впервые сложилось самостоятельное ханство, в состав которого вошла основная часть сформировавшейся к тому времени киргизской народности. Большое значение Киргизия имела на Великом Шелковом Пути. Города Ош - главный города юга современной Киргизии в течение многих тысячелетий из-за географически удобного расположения был транзитным городом Ферганской ветки Великого Шелкового Пути. Местные жители обслуживали путешественников и торговцев караванов.

Ош как удобное место для торговли и обмена товаров привлекал торговцев, ремесленников, скотоводов и земледельцев. В 1863 году Северная Киргизия был присоединен к Российской империи, а в 1876 году - Южный. После победы Октябрьской революции киргизы вместе со всеми народами бывшей царской России вошли в состав Советской республики. В 1918 году Киргизия - часть Туркестанской АССР. По национально-государственному размежеванию советских республик Средней Азии 14 октября 1924 года была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 года - Киргизская) автономная область в составе РСФСР, 1 февраля 1926 года преобразована в Киргизскую АССР, а 5 декабря 1936 года - в Киргизскую ССР. Национальную независимость и национальный суверенитет киргизский народ получил мирным путем после распада СССР. В октябре 1990 года на сессии Верховного Совета республики было принято решение о переименовании Киргизской ССР в Республику Кыргызстан.

15 декабря 1990 года Верховный Совет принял Декларацию о суверенитете республики, а 31 августа 1991 года - Декларацию о независимости Киргизии. 5 мая 1993 года была принята первая Конституция Киргизской,Республики как независимого суверенного государства. 10 мая 1993 года в Киргизии была введена собственная национальная валюта - сом. В данный момент Киргизия - суверенное, президентское государство, стоящее на пути демократического развития.

История


1. Первобытнообщинный строй на территории Кыргызстана. Памятники каменного века, эпохи бронзы.

Каменный век - это длительная историко-культурная эпоха становления человеческого общества, главной особенностью которой является изготовление из камня изделий и орудий, предназначенных для добычи пищи и защиты от врагов. Его начало относится ко времени отделения человека от животного мира 12,5-3 млн.лет тому назад), а конец совпадает с началом использования металлов (8 тысяч лет назад).

Самые древние каменные орудия, обнаруженные на территории Кыргызстана - найдены на берег Он-Арча в горах Центрального Тенир-Тоо и в местности Кожо-Бакырган-Сай на границе Кыргызстана и Таджикстана. В эту эпоху люди жили болыпими группами, занимались охотой и собирательством.

При раскопке древних мест поселения в Кыргызстане были обнаружены и памятники, относящиеся к среднекаменному веку (примерно 140^0 тыслет до н.э.). Например, в трех километрах южнее города Балыкчы на склоне Саламат Булак обнаружены около тысячи каменных орудий. На правом берегу реки Тосор на Иссык-Куле также обнаружены около 3-х тыс. каменных орудий.

На территории Кыргызстана для этой эпохи пока нет антро­пологических данных, но об облике неандертальцев, о их первобыт-

ном мышлении становлении человеческой культуры в это время можно судить по открытому еще в 1958 году А.П.Окладниковым погребению мальчика в гроте Тешик-Таш. Это пока первое захоро­нение первобытного человека по определенному обряду: около кос­тяка были вертикально воткнуты рога горного козла, которые образовывали круг. В других местах захороненных людей покры­вали ветками хвои и цветами. Забота об умерших свидетельствует о возникновении примитивных религиозных воззрений.

В конце каменного века, во время позднего палеолита (40-12 тыс. лет до н.э.), ранние человеческие общины переходят к новой социальной формации - матриархату. Относящиеся к этому периоду небольшие каменные орудия обнаружены в пещере Сел - Ункюр, Учкун Ошского региона, возле источника Кожо-Гёр в Исфаринской долине.

К этому времени относятся также и наскальные рисунки древнейшие из которых обнаружены в пещерах Ак-Ункюр в районе Сары-Жаза нынешней Иссык-Кульской области. На этих рисунках изображены силуэты человека, животных, солнце.

Памятники, относящиеся к бронзому веку (18-8 вв. до н.э.) -найдены во всех регионах Кыргызстана.

В эпоху бронзы на территории Кыргызстана развивались 2 культуры. В Чуйской, Таласской долинах, на Иссык-Куле и Централь­ном Тянь-Шане утвердилась культура пастушеско-земледельческих племен, тесно связанных с населением казахстанских степей и Южной Сибири. Эти племена условно названы андроновскими (по месту откры­тия первых памятников культуры у сАндроново близ города Ачинск). Наиболее древним из последней эпохи бронзы в Чуйской долине является Беловодское (15-13 вв. до н.э.), несколько позже (в 12-9 вв до н.э.) возникли Аламединское, Александровское, Каиндинское поселения.

Кроме этого обнаружены и другие памятники эпохи бронзы: погребения, клады, наскальные рисунки. Так рисунки в пределах Кыргызстана сконцентрированы в основном в урочище Саймалы-Таш (верховья р.Кугарт в Нарынской области, близ г.Чолпон-Ата, в долине Кетмен-Тёбе и на Таласе.

Второй культурой эпохи бронзы является культура племен, живших в восточной части Ферганской долины, которые занимались земледелием. В своем развитии они были связаны с древнеземледель-ческими общинами Средней Азии. Их условно назвали Чустскими (по месту открытия такого памятника у г.Чуст Наманганской ооласти). Поселения их располагались в долинах небольших рек. Население выращивало ячмень, просо. Урожай убирали каменными и бронзовыми серпами. Жители Чустских поселений держали скот, плавили бронзу и отливали орудия труда, оружия, украшения, умели прясть и ткать, обрабатывать камень. На территории Кыргызстана Чустские поселения

открыты близ Узгена, Куршаба, Науката. Наиболее хорошо изучено Ошское поселение, которое располагалось на склоне Сулейман-горы.

В целом развитие Кыргызстана в эпоху бронзы характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, вьщелением первых кочевников-скотоводов, имущественным расслоением людей.

2. Саки в мировой истории. Борьба за независимость.

К северу от рабовладельческих цивилизаций Китая, Индии, Ирана, Греции в 8-7 вв. до н.э. возникла культура древних кочевников-скотоводов, знавших также и оседлость. Они занимали территорию Северного Причерноморья, Казахстана, Средней Азии, Южной Сибири. Скотоводческие народы Средней Азии I тысячелетия до н.э. в индийских источниках именовались туры, в древнегреческих-скифы, в древнеперсидских- саки. Термин «сак» означал «могучий муж» (воин).

Север современного Кыргызстана населяли саки тиграхауда, юг-саки хаумаварга. Дошедшие до нас источники свидетельствую!, что саки говорили на древнетюркском языке и внешне принадлежшш к европейцам, но в то же время для некоторых саков тиграхауда были характерны монголоидные черты. Эти и другие данные позволяют считать саков предками тюркоязычных народов.

Главным элементом общественного устройства саков являлась кочевая община, однако уже появляется имущественное и социальное неравенство. Письменные источники называют «царей», «знать», «воинов». Саки северной части Кыргызстана занимались главным образом животноводством, а население Ферганской долины, наряду с разведением скота, занималось и земледелием. Широкое развитие получили ремесла-гончарное, приготовление воинского снаряжения, предметов быта и др.

Каждый взрослый сак считался воином и был обязан по призыву вождя выступить в поход в полном вооружении. Верховую езду и стрельбу из лука они осваивали с детства, поэтому они считались лучшими в мире воинами.

В 6 веке сакам-тиграхауда пришлось вести упорную борьбу. Это был первый этап их борьбы за независимость. В 530 году персидский правитель Кир П начал военный поход против саков, но в ходе двух ожесточенных сражений они наголову разгромили персов. В сражении погиб и Кир П. Однако племянник Кира И Дарий I в 519 году нанес поражение сакам, обложил их данью. Но все же персы не смогли распространить свою власть севернее реки Сыр-дарьи. Саки, жившие в северной части Кыргызстана, не допустили персов на свою землю.

Следующий этап борьбы саков за свою независимость связан с историей завоевательных походов Александра Македонского. Разгромив в 331 году до н.э. объединенные силы персов и саков, войска Александра в 329 году вышли к берегам Сыр-Дарьи. Саки потерпели поражение, ноони нанесли серьезный урон силам врага, сломив его. Греко-македонцы не смогли продвинуться вглубь занимаемых саками территорий.

Во втором веке до н.э. владения саков, расположенные за рекой Сыр-Дарья, захватили юэчжи. В середине 2-го века до н.э. сакские племена подверглись нашествию со стороны усуней, которые двигались с Восточного Туркестана. В поисках убежища часть саков ушла на запад, в горные территории, отставшаяся часть саков, ассимилировав с усунями, в последующем положила начало формированию новых этносов.

ЗЛервые сведения об этнониме «кыргыз»

В Ш в.до н.э. кочевые племена, обитавшие в степных и полупустынных районах от северных границ Китая до озера Байкал, образовали мощный племенной союз во главе с тюркоязычными гуннами (хунну). В 209 году до н.э. его возглавил хан Маодунь, который за короткое время расширил границы своего государства. Владения гуннов простирались от Восточного Туркестана до Забайкалья и от Южной Сибири до границ Китая.

В одном из походов Маодунь (или Модэ), как упоминает китайский историк Сыма Цянь в своем труде «Ши цзы» («Исторические хроники»), 1 в.до н.э.) покорил некоторые независимые племена-гяньгуней, динлинов, синьли. Это произошло в 201 г.до н.э. Учеными полностью доказано, что гяныунями (гэгунь, цигу, киту и др.) Китайцы называли древних кыргызов. Эти сведения, относящиеся к 201 году до н.э., являясь первым упоминанием этнонима «кыргыз», имеют огромное значение для исторической науки и истории Кыргызстана. Так, согласно этим данным, уже в 3-м веке до н.э. существовало владение кыргыз. Значит, этноним «кыргыз» является самым древним из всех современ­ных названий народов, происходящих от тюркских корней. Такие самоназвания народов, как узбек, уйгур, туркмен, татар, башкир, появились значительно позже.

До сего времени нет едииной точки зрения о древней родине кыргызов. В исторических источниках, начиная с 3 в.до н.э., приводятся разные мнения. Сыма Цянь, упоминая о кыргызах, ничего не говорит о месте их расположения. Одни ученые считают родиной кыргызов Енисей, дргуие - район озера Хыргыз-Нур (Кыргызское озеро) в современной Северо-Западной Монголии. Последняя точка зрения данное время считалась наиболее приоритетной в историографии Кыргызстана. Однако, опираясь на сочинение «Хан Шу» («история династии Хань») китайского историка Бань Гу (1 в.до н.э.),. профессор Ю.Худяков, синолог Л.А. Боровкова и современные кыргызские историки утверждают, что прародиной кыргызов в 1 в.до н.э. был регион Восточного Тенир-Тоо, а также Севернее горного хребта Боро-Хоро.

4. Образование Усуньского государства. Его социально- экономическое развитие и политическая история.

Этноним «усунь» вошел в историю из китайских династических хроник и в переводе с древнетюркского означает «народ десяти родов» («УС» - род, ун-десять). Согласно другой версии, этноним произошел от названия реки Упса (Узун), протекающей в Восточном Туркестане. Ученые считают, что усуни были русоволосыми и голубоглазыми людьми. Основа их хозяйства - полукочевое скотоводство, главным богатством были лошади.

Первоначально усуни кочевали по соседству с гуннами и юэчжами у западной части Великой Китайской стены. Около 160 г. до н.э., они, разбив саков и юэчжей, переселились на Тянь-Шань и в Семиречье образовалось государство усуней, которое на Востоке граничило с гуннами, на западе - по долине реки Талас - с Кангюем, на юге - с Ферганой и владениями Восточного Туркестана. Царь усуней носил титул «кунбаг» - «князь над племенами». Столицей государства был город Читу («город Красной долины»), развалины которого находятся на дне Тюпского залива озера Иссык-Куль.

Формирование кыргызской народности

Современная территория Кыргызстана определилась в результате длительного исторического процесса. Древнюю и средевековую этническую историю Кыргызстана и сложение кыргызской народности нельзя представлять в отрыве от общей истории всего региона Притяньшанья и Южной Сибири. Так как эти территории плотно входили в зону миграционных потоков древних кочевников. На исторической арене кочевых народов кыргызы появились еще в эпоху древности. Первые упоминания о кыргызах были в 201 году до н. э. в китайских источниках под названием гяньгунь.

Существуют разные мнения по вопросу формирования кыргызской народности. Но общая концепция состоит из того, Что существуют 3 главных компонента, которые являются определяющими в формировании кыргызской народности.

  1. Местное европеоидное, преимущественно тюркоязычное население Тянь-Шаня.
  2. Монголоидные тюркоязычные племена Южной Сибири.
  3. Часть монголоязычных племен Центральной Азии

По рассовому типу кыргызы относятся к южносибирской монголоидной подрасе, которая складывалась во 2-й половине 1 тыс. н. э. Современный тип кыргызов сложился не ранее 13 в. н. э. Основные физические предки – выходцы из Южной Сибири. Язык кыргызов входит в кыпчакскую группу тюркоязычных народов. А по другой классификации кыргызский язык относится к “ новейшим языкам” вместе с алтайским, казахским, каракалпакским и ногайским.

Три главных объединения формировавшейся кыргызской народности: левое крыло (сол канат), правое крыло (он канат) и группа “ ичкилик” .

Конец 14 века, начало 15 века – один из критических моментов в формировании кыргызской народности. Это было связано с истреблением войсками Тимуридов всего скотоводческого населения Тянь – Шаня и всей территории до Алтая. Кыргызские и Казахские племена, которые находились в Восточном Притяньшанье менее страдали от этих вторжений.У них шел процесс консолидации народностей. Таким образом, в середине 15 века происходит образование собственного государства – Кыргызского улуса или ханства. В конце 15 века кыргызы полностью вытеснили за Нарын и Кашгарию все моногольские племена, впоследствии вели полувековую войну, отражая нападения монголов.

Начало 16 века можно считать временем окончательногоформирования кыргызской народности. Имелись основные признаки: этническое самосознание общности, закрепившееся самоназвание, общность территории, которую кыргызы отстаивали при наличии собственной государственности, народный язык. Общая численность кыргызского населения в то время составляла около 300 тысяч человек. Сложившаяся к 16 веку кыргызская народность претерпевала определенные изменения в силу этнокультурного развития, как и каждый этнос. Это был естественно – исторический процесс развития нации вплоть до момента вхождения в состав Советского государства.

Кыргызстан в 16-18 вв.

Главным занятием, как и в прежние века, было скотоводство. Животных круглый год кормили подножным кормом. В основном, разводили лошадей и овец, рогатый скот выращивали в меньших количествах, на равнинах – верблюдов, в высокогорье – яков. Небольшая часть земель возделывалась в Ферганской, Чуйской, Таласской долинах и Иссык-Кульской котловине. Сеяли преимущественно просо и ячмень, меньше – пшеницу. Хозяйство было натуральным. Большое значение имела охота. Было развито прикладное искусство, исполнение многих изделий было сделано на высоком художественном уровне. Но в условиях скотоводческого хозяйства развитие производительных сил шло медленно. В тот период кыргызское общество состояло из 2 основных классов: феодалов – баи, манапы, бии, духовенство и зависимого населения – букара. Существовало большое правовое и имущественное неравенство: феодалы распоряжались пасбищами и пахотной землей и имели в своем распоряжении большую часть скота; крестьянское население зависело от них и имело меньшую часть скота. Особую прослойку занимали патриархальные рабы – кулы, которыми в большинстве становились военнопленные, преступники и беднейшие слои населения. С дальнейшим развитием феодальных отношений усиливается зависимость букары.

В условиях кочевого хозяйства военно-экономические ресурсы Кыргызстана оставались слабыми, однако был достигнут определенный подъем экономики и культуры. С усилением могущества кыргызские феодалы, не придерживаясь традиционного наследования власти, выдвигают своих правителей. Один из таких правителей был Мухамед, именовавший себя эмиром. Он вел борьбу за полное освобождение Кыргызстана от вмешательства монгольских ханов. В этот момент складывается военно-политический союз кыргызов и казахов в борьбе против завоевателей. В течении 16-18 веков кыргызский народ вел борьбу против йоратских ханов. Однако взамоотношения Кыргызстана не сводились только к войнам, исторически отмечаю многочисленные посольства, торговые связи, дружественные отношения между народами. Начинает распространятся ислам. Известный суфийский шейх Ходжа Исхак сделал мусульманами 180 тысяч человек.

В 1747-49 гг. проходила кыргызско-калмакская война, которая привела к свержению калмаков в Кыргызстане. Во второй половине 18 века внутреннее и внешнее положение страны претерпевает значительные изменения: окончательно определены границы территории, Кыргызстан полностью становится независимым. В последней четверти 18 века устанавливаются посольские связи с Россией. В 1785 году послы Абдырахман и Шергазы едут в Россию с просьбой о покровительстве, и к их просьбам благосклонно отнеслась императрица Екатерина Вторая.

Кыргызстан во власти Кокандского ханства

В начале 19 века Кыргызстан попадает во власть Кокандского ханства. Кокандский период вошел в историю Кыргызстана как период налогов, гнета, произвола, восстаний. Одним из главных руководителей борьбы против кокандского гнета был манап рода солто Чуйской долины Байтик Баатыр. В 1860 году принял подданство России. Он возглавлял восстания против кокандских завоевателей, учавствовал с русскими экспидиционными силами в разгроме крепостей Пишпек, Токмок, Мерке, Аулие-Ата. Был награжден орденом Станислава 3-й степени и золотой медалью с Анненской лентой.

Торговые пути Восточного Туркестана проходили через Кыргызстан, и правители Кокандского ханства стремились установить свой контроль над ними. В этот период ислам стал распространятся особенно сильно. Кыргызы платили кокандскому хану подать. Не один раз кыргызский народ поднимал восстания. Осенью 1873 года южные кыргызы решают принять подданство России и тем самым избавится от кокандского гнета. Им было отказано в данной просьбе. Но после ряда неудачных восстаний кыргызского народа, российская сторона принимает решение ликвидировать Кокандское ханство путем присоединения его к составу России.

После отмены крепостного права, с ростом крупной капиталистической промышленности, России больше, чем прежде, стали необходимы рынки сбыта и источники сырья, одним из которых могла стать Средняя Азия. А среднеазиатские народы, и в частности Кыргызстан, видели в лице России защитника от захватчиков и мощного экономического партнера. Процесс присоединения Кыргызстана к России на севере страны был мирным, а на юге завоевательным. Создавал трудности еще и тот факт, что царские власти, вводившие новое административное деление, не учли специфику кыргызского общества. Во главе областей были царские офицеры и приставы. Местными волостями руководили родо-племенные баи. Прииссыкульские кыргызы племени бугу 17 января 1855 года приняли присягу на подданство Российской империи . Манапом рода бугу был Боромбай Бекмурат уулу. В 1844 году он направил посольство в Западно-Сибирское губернаторство. В 1853 году получил чин русского полковника. В 1855 году дал в Омске клятву о принятии российского подданства.

В 1862 году с просьбой принять в подданство России обратились кыргызы, занимавшие восточную территорию чуйской долины. В этом же году подданство приняли и кыргызы, населявшие среднюю полосу Чуйской долины. В 1864 русское подданство приняли кыргызы, занимавшие Суусамыр и Кетментебинскую долину. В 1864 году 24 декабря кыргызское племя саяк подало прошение о принятии племени в российское подданство.

Прошение манапа о принятии племени саяк
в состав Российской Империи

Прошение манапа племени саяк Рыскулбека
Начальнику зачуйского отряда М. Г. Черняеву
С просьбой о принятии саяков в российское подданство

Начальнику Ак-Мечети, Туркестана, Чимкента, Пишпека и Токмака свидетельствую свой поклон и прошу следующую просьбу: я, Рыскулбек, кочующий между Андижаном и Кетмен-Тюбе и управляющий девятью тысячами кибиток саяковского рода, изъявляю настоящим письмом свое желание вступить в верноподданство Белого царя, вместе с управляемым мною народом. Если просьба эта будет принята, Вы сообщите мне о том, что я оставаясь на местах прежних своих кочевок, буду служить государю и вам. Места на Кетмен-Тюбе с давнего времени принадлежат мне и я оттуда никуда не кочую. Сарыбагыши и султы уже 2 года делают мне притяснения и, если Вы пришлете мне письмо, то они не посмеют больше притяснять меня.

С подлинным верно, обер-квартирмейстер полковник Бабков

Уже к 60-м годам 19 века большая часть владений кокандского хана вошла в состав России. Южная часть Кыргызстана оставалась еще под гнетом Кокандского ханства.


Памятник Курманжан Датке
в дубовом парке Бишкека

Одной из основных причин стремления южных кыргызов к принятию русского подданства было их желание воссоединиться с северными кыргызами. Россия отвергала все просьбы юга страны принять их в состав Российской империи. Объяснялось это тем, что российская сторона боялась восстаний и считала более целесообразным осваивать территории, уже приобретенные и удовлетворяющие потребности русской промышленности в рынках сбыта и сырья. Вхождение южной части Кыргызстана в состав России тесно связано с восстанием 1873-76 гг., ликвидацией Кокандского ханства и присоединением его в состав России. В то сложное время лидером южных кыргызов была Курманжан Датка. На протяжении 50-ти лет своего правления она боролась против раздробленности своего народа, против кокандского гнета. Заслужив уважение народа, была прозвана алайской царицей.

19 февраля 1876 года указом императора Александра Второго территория Кокандского ханства была присоеденина к России как Ферганская область в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Таким образом завершилось присоеденение Кыргызстана к России.

Кыргызстан в составе России

Во второй половине 19 века - начале 20 века на экономической и социально-политической жизни и культурном развитии кыргызского народа сказались последствия добровольного вхождения в состав России. Важнейшим из них являлось приобщение трудящихся кыргызов к общероссийскому революционному движению. Революционные события 1905-07 гг. в Кыргызстане были составной частью первой буржуазно-демократической революции в России. В начале 20 века Кыргызстан оставался экономически слаборазвитой окраиной Российской империи. Тяжелым было положение кыргызского дехканства. Переселенческая политика царизма лишала сельских тружеников необходимой земли. Значительная часть крестьян все более разорялась. Нищета масс толкала их на борьбу с царизмом и местными угнетателями. Выступления кыргызских рабочих были стихийными и неорганизованными. Они выражали протест против феодального и колониального гнета. Осенью 1905 года в Пишпеке состоялись многолюдные политические митинги. Революционное движение в Кыргызстане развивалось под влиянием местных социал-демократических групп и организаций. Однако, в силу неорганизованности и малочисленности рабочих и слабости местных социал – демократических организаций, а также господства патриархально – феодальных отношений, революционное движение в Кыргызстане развивалось гораздо слабее, чем в европейской России. В ходе революционных событий укреплялась интернациональная солидарность, было положено начало боевому содружеству русских рабочих и крестьян с кыргызскими трудящимися массами.

В годы нового революционного подъема усиливаются революционно-демоктарические тенденции в национально – освободительном движении кыргызского народа.

Первая мировая война приводит к резкому ухудшению положения трудящихся масс и усилению национально-колониального гнета. Весной 1916 года по стране прокатилась волна “голодных бунтов”. По своему характеру эти восстания носили антивоенный, антиимпериалистический, а в некоторых районах и антифеодальный характер.

Февральская революция 1917 года в Кыргызстане началась через несколько дней после ее победы в Петрограде и стала важной предпосылкой победы октябрьской социалистической революции. Важное значение для победы социалистической революции имела активная революционная деятельность широких трудящихся масс, Советов и профсоюзов. В Кыргызстане функционировали исполнительные комитеты, областные и уездные комиссары Временного правительства.

С победой Октябрьской революции перед партией большевиков и всеми трудящимися страны встали новые задачи создания и упрочения Советского государства, строительства социализма, защиты страны от вражеских сил. Осуществление мероприятий Советской власти в Кыргызстане осложнялось наличием пережитков патриархально-феодального строя. В преодолении этих трудностей важнейшая роль принадлежала коммунистической партии. В Кыргызстане выросли существовавшие рабочие профсоюзы – Союз рабочих и ремесленников в Пишпеке, Союз рабочих и Союз мусульманских рабочих в Оше. Решающее значение в создании социалистического уклада в экономике имели такие меры, как введение рабочего контроля над производством и распределением продуктов, национализация земли, банков промышленности, транспорта, торговых фирм и др.

Гражданская война 1918-1920 гг. нанесла огромный урон экономике всей страны. Серьезно пострадали все отрасли народного хозяйства Кыргызстана. В восстановительный период в Кыргызстане была проведена земельно-водная реформа. Большую роль сыграл факт перехода к новой экономической политике. Прямым продолжением земельно-водной реформы явилось землеустройство. Историческую роль в судьбе кыргызского народа сыграло образование Каракиргизской автономной области в составе РСФСР (1924). А через 2 года была преобразована в Киргизскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Важным условием построения социализма в Кыргызстане, как и в других районах СССР, явилось социалистическое преобразование сельского хозяйства.

Культурная революция

В ходе социалистического строительства в Советском Кыргызстане произошли коренные изменения в области культуры и идеологии. В Кыргызской ССР культурная революция осуществлялась сложно в силу различных причин. Определялись они экономической и культурной отсталостью края в прошлом, кочевым и полукочевым образом жизни, малочисленностью рабочего класса, неграмотностью. В 1924 году была создана писменность кыргызского народа. За первое десятилетие Советской власти были сделаны первые шаги в борьбе с неграмотностью. И уже в 1926 году общая грамотность населения составляла 15%. Усилиями партийных, советских организаций к 1939 году в Кыргызстане уровень грамотности у населения в возрасте от 9 до 49 лет поднялся до 82%. За годы Советской власти сложилась система народного образования. В ходе культурной революции в республике были созданы национальная писменность, печать и культурно – просветительные учереждения.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 годов продемонстрировала прочность СССР. Перед страной встали проблемы дальнейшего развития. Промышленность республики уже в 1946 году полностью перешла на выпуск продукции для нужд народного хозяйства и населения. В 50-х годах Кыргызстан достигает новых успехов в развитии экономики, повышения материального благосостояния и культурного уровня страны. На протяжении следующих десятилетий был создан мощный экономический комплекс, основу которого составили многоотраслевая индустрия и крупное сельское хозяйство, передавая наука и квалифицированные кадры рабочего класса и крестьянства. В период с 60-х годов в Кыргызстане создаются свыше 150 промышленных предприятий, а также предприятия, имеющие важное значение для всего среднеазиатского региона и Казахстана. Заметно возрастает уровень механизации сельского хозяйства.

Основной путь развития экономики Кыргызстана на рубеже 70-80-х годов был экстенсивный. Это явилось главной причиной застоя и спада в экономике страны. Стало ясно, что необходима перестройка механизма экономической и политической систем. Большую роль в перестройке сыграло “Демократическое движение Кыргызстан”. Благодаря некоторым экономическим преобразованиям удалось на некоторое время снизить спад в экономике. Но экономические проблемы страны продолжали расти. Компартия Кыргызстана утратила свою силу, а после августовских событий 1991 года была распущена. В этом же году всенародно был избран первый президент Кыргызской Республики Аскар Акаев. 31 августа была принята Декларация о независимости Кыргызстана, а в 1993 – Декларация о независимости.

Демократические убеждения президента проявлялись в массовых реформах. Стало выпускаться огромное количество печатных СМИ, после либерализации цен в России, спустя пару дней та же реформа происходит и в Кыргызстане. Страна долгое время опережала Россию по темпам приватизации. Но это не помогдо вывести республику на должный экономический уровень. Так, уже к середине 90-х годов уровень инфляции состовлял 100%. Но не смотря на это, сохранялась основа для демократических реформ. Кыргызстан первый из всех стран СНГ вступил во Всемирную торговую организацию.

Основной проблемой в политике страны было столкновение жестких правил азиатской политики и идеализма президента.

К 2000 году две третьи населения находятся за чертой бедности. Экономические реформы окончательно терпят поражение, а политическая система не способна решать проблемы по выводу страны из кризиса.

Упадок экономической и политической системы, коррупция в высших эшелонах власти, бедность населения – все это привело к тому, что 24 марта 2005 года Акаева свергли с поста президента. На его место всенародно был избран Курманбек Бакиев, который и по сегодняшний день занимает кресло главы государства.

Установление над Киргизией гнёта джунгарских и китайских феодалов.

Экономический и внутриполитический одъём киргизского народа был временным. В первой половине XVII в. с северо-востока на Киргизстан стала надвигаться грозная сила - войска джунгарских (калмыцких) хамов. Джунгары совершали разорительные набеги. Начиная с 60 г. XVII в. набеги стали систематическими. В результате этих походов киргизы были разгромлены. Многие тысячи киргизских семей были вынуждены бежать на юг - в

Ферганскую долину и в район Памиро-Алая, часть ушла в районы Кашгара и Хотана. Небольшая часть осталась на берегах Иссык-Куля, признав свою зависимость от джунгаров. По свидетельству посла России капитана Унковского, побывавшего у джунгарского правителя в 1733 г., иссык-кульские киргизы выставляли до 3000 человек «войска доброго» калмыцкому хану.

Годы вторжения джунгаров в Киргизстан относятся к самым тяжёлым временам истории киргизского народа. Эта трудная пора сохранилась до сих пор в памяти народа как время «горя и слёз».

Нужно сказать, что основная масса киргизов джун-гарам не покорилась и умела отстоять свою независимость даже во времена могущества последних. Письменные источники, а также киргизский народный эпос «Манас» сообщают об отваге и храбрости киргизского народа в борьбе против джунгарских завоевателей.

В XVII в. среди народов Южной Сибири вновь стали выдвигаться на политическую арену енисейские киргизы. Эта часть киргизов в результате ряда военных и политических событий времён Чингиз-хана и его преемников оказалась отколотой от остальных киргизов.

В XVII г.. енисейские киргизы составляли четыре княжества: Тувинское, Эзерское, Алтырское и Алты-сарское. Руководящую роль среди них играло Алтысар-ское княжество. Русские источники сообщают, что кир-

гизы «едят рыбу и зверя бьют, а бой у киргизов ручной. Лошадей и коров много, а хлеба не сеют». В военном отношении в XVII в. енисейские киргизы были довольно сильными. Когда военные силы России стали приближаться к землям енисейских киргизов, правитель Алтысарского княжества Иренак стал нападать на их передовые укреплённые пункты - Красноярск, Ачинский острог и др. Однако позднее, видя, что он не в силах приостановить колонизацию со стороны России, князь Иренак вступил в переговоры с русскими властями и отправил в 1683 г. посольство в Москву. Переговоры его послов с русским правительством привели к установлению дружественных отношений.

Объединение киргизских племён, возглавляемое князем Иренаком, было непрочным, и после его смерти киргизские княжества на Енисее подверглись разгрому со стороны джунгаров. Часть киргизов была уведена джун-гарами в другие районы, а остальные киргизы растворились среди местных племен, впоследствии составив основу для образования тувинской и алтайской народностей.

Во второй половине XVIII в. Джунгарское государство пало. Многие джунгары погибли, некоторые отступили в пределы России, третьи разбрелись, поселившись среди народов Восточного Туркестана, казахов, киргизов и т. д. В самой Джунгарии их осталось очень мало. Джунгарское государство, бывшее недавно грозой своих соседей, перестало существовать.

После падения господства джунгаров в Семиречье киргизы вновь стали возвращаться на свои старые кочевья на Тянь-Шане, в Таласской и Чуйской долинах и в Иссык-Кульской котловине. Однако здесь они встретились с агрессивными устремлениями Китая, желавшего установить своё господство над киргизами.

Китайские источники указывают на пять «восточных» и пятнадцать «западных» киргизских племён.


Установление над киргизами власти кокандских ханов.

Вначале XIX в. киргизы находились под

двойной угрозой: восточный сосед - Китайская империя - стремился к утверждению своего господства над Кир-гизией, с юго-запада же нацеливались на богатые киргизские земли властители Кокандского ханства.

В 1816 г. трудящиеся массы киргизов Восточного Туркестана принимают участие в восстании против гнёта китайских чиновников и феодалов, вспыхнувшем в селении Ташмалык возле Кашгара. Многие киргизы примкнули к восстанию народов Восточного Туркестана во главе с Джангир-ходжой против гнёта Китайской империи в конце двадцатых годов XIX в. Однако войска китайского правительства неизменно подавляли восстания и удерживали господство Цинской империи над Восточным Туркестаном.

Таким образом, киргизский народ постоянно испытывал угрозу порабощения со стороны Китайской империи. Наряду с этим все больше возрастала опасность завоевания киргизских земель Кокандским ханством.

Всё это заставило киргизов в начале XIX в. искать покровительства более сильного государства. Киргизы предпочли отсталым феодальным государствам Востока Россию, имевшую более развитую экономику и культуру, а в военном отношении гораздо более сильную, чем Ко-канд и феодальный Китай. Поэтому они охотнее шли на сближение с Россией. Еще в конце XVIII в. посланцы племени сарыбагыш были у Екатерины II. В 1812 г. племя бугу отправило своих представителей к генерал-губернатору Западной Сибири. Повторно делегация бугинцев вела переговоры с генерал-губернатором Западной Сибири в 1824 г. Делегация бугинцев просила, чтобы Российская империя приняла киргизов под свое покровительство и оказала им помощь. Русское правительство отнеслось положительно к этой просьбе.

Киргизский народ правильно ориентировался на Россию, так как видел в союзе с ней не только надежную за-щиту от нападения внешних врагов, но и возможность приобщения к передовой культуре и цивилизации.

По отношению к народам Центральной и Средней Азии РоссИя, несомненно, выступала как государство, играющее прогрессивную роль.

Сближение киргизов с Россией в истории киргизского народа было важным прогрессивным фактором. Однако первые попытки киргизов принять подданство русского государства не дали практических результатов. Осложнения внутреннего и внешнего положения России в этот период отвлекали ее внимание от Средней Азии. Этим воспользовались правящие круги Коканда. Кокандское ханство начало завоевание Киргизии.

Кокандское ханство образовалось во второй половине XVIII в. Оно представляло собою феодальное государство и первоначально занимало Ферганскую долину с центром в Коканде. Основное население ханства составляли узбеки. Кроме них, в ханстве жили таджики и кып-чаки.

Начиная с 20-х гг. XIX в., кокандцы приступили к осуществлению своих давних замыслов и предприняли завоевательные походы в глубь киргизских земель

Все киргизские племена к середине 30-х гг. XIX в. оказались под властью Кокандского ханства.

Для поддержания своего господства кокандцы возвели ряд укреплений в районых киргизских кочевий: Пишпек, Ток-мак, Мерке, Аулие-Ата в Чуйской долине, Куртка, Тогуз-Торо, Джумгал на Тянь-Шане, Бостон-Терек и Таш-Курган на Памире. Эти укрепления являлись военными, административными и торговыми пунктами кокандской колонизации Киргизский народ платил кокандцам тяжёлую дань. Платили киргизы на содержание гарнизонов крепостей, приходилось давать продовольствие для войск во время их передвижений и экстренных сборов, поставлять боевых коней для артиллерии. Особые налоги полагались духовенству, чиновники также требовали различные подарки и подношения.

Вместе с кокандскими ханами и феодалами угнетали трудовой народ и киргизские баи и манапы, которые не только сохраняли в своих руках власть на местах, но иногда занимали посты в высших органах военной и гражданской власти в ханстве.

Кокандская колонизация сопровождалась также усиленным насаждением в Киргизии ислама, ставшего сильным орудием угнетения народных масс в руках хана и господствовавшей феодальной верхушки. Для поддержания ханской власти применялось и прямое насилие. В кокандских крепостях на территории Киргизия были построены «зинданы» - тюрьмы-колодцы, в которых томилось немало мужественных представителей киргизского народа, осмелившихся протестовать против гнёта поработителей.

Трудящиеся массы киргизского народа неоднократно выступали против эксплуататоров. В 1842 г. вспыхнуло восстание киргизов. В Иссык-Кульской котловине. Восставшие изгнали из крепостей Конур-Улен, Каракол и Барскаун кокандские гарнизоны, а укрепления разрушили. В 1845 г. восстание киргизов в Ошской долине было жестоко подавлено местными и кокандскими феодалами. Такая же участь постигла восставших в 1847 г. в Чуйской долине, а в 1850 г. - в районе Нарына.

Нередко угнетённые массы киргизов, казахов, кипчаков и узбеков совместно выступали против угнетателей. Эти выступления способствовали ослаблению власти феодалов и Кокандского ханства в Киргизии.

В конце 30-х гг. XIX в. против России восстал султан казахов Средней Орды Кенесары Касымов, который возглавил. некоторых недовольных феодалов, претендовавших на особые привилегии. Кенесары хотел отторгнуть Казахстан от России и восстановить ханскую власть. Под натиском превосходящих сил царских войск Кенесары отступил в пределы казахской Большой Орды. Большая Орда граничила с киргизами, их земли он также решил подчинить своей власти. Притязаниям Кенесары киргизы воспротивились. Тогда казахский хан предпринял ряд опустошительных набегов в аилы чуйских киргизов. Эти набеги сопровождались исключительными жестокостями. Но киргизский народ оказывал агрессивным устремлениям Кене-сары упорное сопротивление.

В 1847 г. Кенесары начал большое наступление, чтобы нанести решительный удар Киргизии. Однако его поход кончился поражением. Военные силы Кенесары в Чуйской долине были окончательно разбиты киргизами, а сам он погиб в плену. Так народ дал решительный отпор захватническим действиям Кенесары Касымова.



Общественно-экономический строй и культура киргизов в половине XIX в.

К XIX в. киргизы были уже сложившейся народностью. В киргизском обществе оставались еще сильные пережитки патриархально-родовых отношений. Киргизы состояли из нескольких племён, Кокандская крепость Пишпек.



В аильной общине киргизов существовало большое имущественное и правовое неравенство, происходило классовое расслоение.

Представители феодально-родовой знати - баи, ма-напы, бии - использовали пережитки родовых отношений в своих интересах, скрывая таким путём сущность феодальной эксплуатации.

Главным занятием киргизов оставалось - скотоводство, основанное на использовании подножного корма. Каждое племя и род кочевали в определённых границах. 3аготовка кормов на зиму почти не производилась, поэтому ведение хозяйства сильно зависело от стихийных сил природы. В суровые снежные годы наступал джут (бескормица), тогда погибал скот и киргизам угрожала голодовка. Некоторым подспорьем в хозяйстве служила охота.

Наряду со скотоводством почти все киргизы занимались земледелием.

Пахота земли сохой. Худ. А. Михалев.

Сеяли просо, ячмень, пшеницу. Техника земледелия оставалась очень отсталой

У киргизов были домашние промыслы, связанные главным образом с обработкой продуктов скотоводства. Из овечьей шерсти пряли пряжу для изготовления ткани, а из шкур шили шубы и тёплые брюки. Из шерсти выде-лывали войлок, которым покрывались юрты. Из войлока также делали одежду, головные уборы, постель и т. д. Остовы юрты, сёдла, тахты, двери для юрты изготовлялись из дерева. Мастера по металлу владели искусством изготовлять различное оружие вплоть до огнестрельного, посуду, орудия труда и т. п. Из серебра и золота выделывали различные украшения, находившие применение в быту.

Киргизы, ведя в основном натуральное хозяиство, занимались и торговлей. Торговали не на деньги, а обменивали одни товары на другие. К киргизам приезжали торговцы из Ферганы, Кашгара, из Кульджи. Они привозили бумажные и шёлковые материн, чай, табак, рис, сушёные фрукты. Из России привозились сукна, ситцы, выделанная кожа, железные и чугунные изделия. В обмен киргизы отдавали скот, шкуры, войлок, кожу, шерсть, пушнину, волос и т. п.

Общественно-экономический строй киргизов был феодальным. Скотоводческое хозяйство и кочевой быт задерживали развитие производительных сил.

Манапы и баи имели право распоряжаться всеми земельными угодьями данного родового или племенного объединения. Они являлись собственниками большого количества скота лошадей, овец, крупного рогатого скота, верблюдов и др.

Перекочёвка. Худ. В. Верещагин

У.киргизского народа существовало богатое устное поэтическое творчество. Поэмы и стихи народ бережно сохранял и передавал из поколения в поколение. Письменной литературы у киргизов не "было. Грамотных было также очень мало. Древняя киргизская письменность не сохранилась. По ряду причин, в частности из-за военного разгрома государства енисейских киргизов, она была утрачена. Бродячие узбекские муллы, которые проникли из среднеазиатских ханств в кочевья киргизов, кое-где на дому у баев и манапов обучали их детей грамоте. Обучение велось на непонятном арабском языке, сводилось оно к зубрёжке и заучиванию непонятных арабских текстов. В результате такого учения лишь немногие ученики становились грамотными.

Зато у киргизов расцвело устное народное поэтическое творчество. Народные певцы слагали лирические, трудовые, обрядовые песни, сказки, предания, героические поэмы и др.

Среди киргизских героических поэм самая крупная и значительная - «Манас». Она состоит из трёх частей: «Манас», «Семетей» и «Сейтек».

Изготовление ковра.

У киргизов были также высоко развиты пение, игра на музыкальных инструментах. Военные походы, различные общественные и семейные торжества, праздники всегда сопровождались музыкой. Народ очень ценил своих певцов - акынов. Основными музыкальными инструментами были комуз, кыяк - своеобразная скрипка, сурнай и чоор, напоминающий всем известную флейту.

Большим художественным вкусом и разнообразием форм отличалось изобразительное искусство киргизов. Орнаменты на коврах, разного рода узоры на войлоках, вышивки, тиснение по коже, художественная резьба по дереву и металлу были широко распространены в быту. Замечательными узорами и красками отличались ширдаки - войлочные ковры для подстилки и туш кийизы - настенные ковры. Искусные мастера украшали конскую сбрую, мужские пояса, оружие, изготовляли женские украшения. Резьба по дереву применялась при изготовлении деревянных остовов юрт, две-рей и косяков, музыкальных инструментов, сёдел, помостов, посуды и других изделий.

Основной религией киргизов был ислам. Он начал проникать к киргизам сравнительно поздно, в XVII-XIX вв. Особенно настойчиво стали распространять мусульманство среди киргизов с начала XIX в. завоеватели-кокандцы. Наряду с исламом у киргизов сохранились элементы шаманизма, культ предков, почитание различного рода священных мест: мазаров, рощ, деревьев, источников и т. д. Принято было приносить жертвы богам или духам. Представители феодальной знати, сами недавно принявшие ислам, использовали его как сильное оружие в деле упрочения своего господства над трудящимися массами.

31 августа 1991 года Кыргызстан провозгласил независимость от Москвы, и впоследствии было создано демократическое правительство.

Древняя история [ | ]

Многие артефакты раннего этапа среднего палеолита в Киргизии не только по форме, но и по технологии изготовления идентичны предметам с синхронных памятников Израиле .

Найденные советскими археологами в 1980-х годах в пещере (Ферганская долина , недалеко от Хайдаркана) антропологические материалы (череп , зубы и плечевая кость человека) были предположительно интерпретированы, как принадлежащие человеку одной из архаичных эректоидных форм . Предложенная тогда же достаточно спорная датировка комплекса возрастом более 1 млн лет назад, в свете последних данных не подтверждается . Российскими исследователями зубы и плечевая кость датируются возрастом 126 тыс. лет назад .

Исторически на территории современной Киргизии с древнейших времен проживали индоевропейские племена - скифы , именуемые так же саки . В начале нашей эры (примерно в 5 веке) на территорию современной Киргизии с востока (Синьцзян) мигрировали усуни , которых сменили эфталиты («белые гунны»), а затем сасаниды .

В раннем Средневековье территорию современной Киргизии, по видимому уничтожив коренное население, оккупировали пришедшие из Монголии тюрки . В VII веке территория современной Киргизии вошла в Западно-тюркский каганат , а в VIII веке - в тюркский Карлукский каганат . В XII веке города Узген (старейший город на территории современной Киргизии) и Баласагун становятся центрами государства Караханидов , на смену которому приходит Каракитайское (Кара-киданьское) ханство (1140-1212 года). Его столицей был город Хусыфдо (Баласагун) на реке Чу.

Происхождение кыргызского народа [ | ]

Нынешние киргизы - этнос, консолидировался из енисейских киргизов, которые мигрировали в места своего современного обитания смешавшись с местными тюркскими племенами, кочевавшими из регионов Китая, а также - с центральной Азии (Алтай и Саяны), называвшиеся по родам, впоследствии - обобщив своё самоназвание «кыргызы». Современные генетические исследования выявили три основные гаплогруппы… Академик Алмаз Алдашев, директор Института молекулярной биологии и медицины КР, считает, надо серьезно все исследовать и суммировать археологические, лингвистические, антропологические и генетические данные. Наш институт давно занимается вопросами генеалогии центральноазиатских народов. Была проделана интересная работа. В целом получили 40 процентов распространения R1a у киргизов - гаплотипа, который определялся по маркеру М17. Однако проблема заключается в том, что сейчас генетики пришли к выводу: нельзя рассматривать цепочку родства только по одному маркеру одной гаплогруппы. Такой подход ныне критикуется ученым миром, так как искажается реальная история за счет сильного эффекта основателя. Если взять 46 маркеров в разных комбинациях, то это будет сложный статистический анализ и более достоверная картина.

Анализ, сделанный в институте, выявил, что киргизы являются довольно гетерогенным (неоднородным) народом. Арийские гены присутствуют на уровне 40 процентов как у северных, так и у южных киргизов.

Первые государственные образования на территории современной Киргизии возникли во втором веке до н. э., когда южные земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан . В IV-III вв. до нашей эры предки киргизов входили в мощные племенные союзы центральноазиатских кочевников - должны рассматриваться как гипотеза, которые весьма серьёзно тревожили Китай . Именно тогда началось строительство Великой Китайской стены. В II-I вв. до нашей эры часть киргизских племён ушла из-под власти гуннов (хунну) на Енисей. Именно здесь они образовали первое своё государство. Он явился центром консолидации енисейских киргизов , формирования их культуры. Здесь возникло первое древнетюркское руническое письмо . Рунические надписи сохранились на каменных памятниках. Разрушение государства под ударами завоевателей привело к утрате письменности. Беспрецедентный по объёму эпос «Манас » - сохранившаяся в устной передаче энциклопедия, вобравшая в себя события истории, сведения об обществе, обычаях и быте киргизов.

Широко известным памятником древности являются наскальные изображения в урочище Саймалы-Таш, которые относятся к периоду до прихода предков киргизов на Тянь-Шань . Башня Бурана и Узгенский архитектурный комплекс свидетельствуют о высоком мастерстве зодчих и строителей среднеазиатской державы Караханидов .

С середины IX до начала X века Киргизский каганат охватил Южную Сибирь, Монголию, верховья Иртыша, часть Кашгарии.

Период расцвета государства енисейских киргизов(?) был не только периодом завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Именно в этот период предки современных киргизов, после победы над Уйгурским каганатом, впервые вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в X веке под властью енисейских киргизов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия. В XI-XII вв. их владения сократились до Алтая и Саян. Между тем, рассеянные по огромному пространству части киргизских племен принимали активное участие в событиях, которыми богата история стран Центральной и Внутренней Азии.

Со времён монгольских завоеваний появились несколько этнических очагов киргизов во Внутренней и Центральной Азии и Южной Сибири.

В течение XIV-XV веков отдельные группы киргизов переселились на территорию современного Кыргызстана . Однако основная часть народа оставалась проживать в Минусинской котловине. В XV-XVIII вв. в Минусине существовал киргизский племенной союз Хонгорай.

В 1510-1685 годах киргизские племена были в составе Казахского ханство . В конце XVII века были захвачены джунгарами .

Значительная часть кыргызов осела среди алтайцев , телеутов и казахов . Остальные кыргызы формировали сегодняшний хакасский народ .

В 1756-1757 годах Джунгарское ханство было разгромлено Цинской империей, и при этом погибла значительная часть мужского киргизского населения.

Российское правление [ | ]

До поры до времени царское правительство не вмешивалось в жизнь киргизов, однако Первая мировая война привела к необходимости мобилизации населения на окопные работы.

Советская Киргизия [ | ]

На заре становления новой государственности - в формировании Киргизской автономной области и Киргизской АССР активную роль сыграли Рахмонберди Мадазимов , Балтыходжа Султанов , Насрулло Султанов, Журахон Зайнобиддинов , Санжар Касымбеков , Иномжон Саидий, Журахон Шамсуддинов.

Современная история [ | ]

На волне кризисных явлений в СССР, кульминацией которых стало поражение ГКЧП , Верховный Совет Киргизии провозгласил 31 августа независимость республики.

6 марта 1992 года Верховный Совет Киргизии ратифицировал алма-атинский протокол к беловежскому соглашению о прекращении существования СССР и об образовании СНГ .

На рубеже тысячелетий республика невольно была вовлечена в борьбу против терроризма, которая была предвосхищена геополитической нестабильностью у южных рубежей. В 1999 году Киргизию всколыхнули Баткенские события , когда боевики Исламского движения Узбекистана попытались прорваться из Таджикистана через территорию Киргизии в Узбекистан. В 2001 году в Киргизии была размещена американская авиабаза Манас . Первым симптомом кризиса стали Аксыйские события 2002 года . Затем произошла Тюльпановая революция 24 марта , завершившая 15-летнее правление Аскара Акаева ( -). Новым президентом стал Курманбек Бакиев ( -), которому не удалось стабилизировать положение в стране.

Бакиев был свергнут во время очередной революции 7 апреля 2010 года . Власть перешла временному правительству во главе с лидером прошлой революции Розой Отунбаевой . Столкновения между сторонниками новой и старой власти спровоцировали межэтнический конфликт между киргизами и узбеками на юге страны, в ходе которого погибло свыше 200 человек, а сотни тысяч узбеков покинули страну.

15 октября 2017 по итогом выборов президента Кыргызстана, президентом стал Сооронбай Жээнбеков с 54,22 % голосов. Явка 54,34% граждан Кыргызстана.