Деревянная ложка своими руками. Дорога ложка не только к обеду: деревянные ложки своими руками Материал для деревянной ложки

Даже в наш век высоких технологий старинная деревянная ложка всё так же незаменима и актуальна. У такой ложки очень много плюсов – она не изменяет качество и вкус продуктов, изготовляется из экологически чистого материала, не обжигает и ею просто приятно есть. Изготовить деревянную ложку своими руками сможет даже начинающий резчик, при наличии минимального набора инструментов.

Ложка может быть сделана из разных пород дерева, но в данной статье ложка будет изготовляться из клена. Такая ложка будет довольно долговечна, после мытья не мохрится и не растрескивается.

Инструменты, которые понадобятся для изготовления ложки:

  • ножовка по дереву;
  • рашпиль;
  • полукруглая стамеска;
  • топорик;
  • наждачка;
  • напильник по дереву;
  • карандаш и линейка.

Делаем деревянную ложку своими руками

Для изготовления ложки нужно взять бревно и расколоть или распилить его пополам.

Затем с помощью карандаша нанести контур ложки на одну половинку бревна.

Ножовкой из половинки бревна по контуру вырезать ложку.

Затем, при помощи топорика нужно срезать острые грани, а потом грубо сформировать черпак.

После этого топориком необходимо создать угол наклона с той стороны, где будет находиться углубление черпака, а потом у основания ручки.

То место, где черпак переходит в ручку, нужно закруглить напильником.

Затем доработать наждачкой, предварительно одетой на какую-либо круглую палочку.

Теперь с помощью полукруглой стамески нужно вырезать углубление в черпаке, постоянно проверяя толщину, чтобы не сделать ложку слишком тонкой.

Затем внутренняя часть ложки дорабатывается наждачкой, которую лучше всего закрепить на конце деревянной заготовки, закругленной с торца.

После того, как окончательная шлифовка завершена, нужно обработать ложку, чтобы повысить ее долговечность. Для этого нужно погрузить деревянную ложку в растительное масло, которое должно быть теплым, благодаря чему ложка будет защищена от влаги, а также после мытья не будет мохриться.

Многих интересует вопрос – из какого дерева чаще всего изготавливаются ложки? Очень часто ложки делают из березы, осины, ольхи и липы, так как они очень удобны в обработке. Ложка, сделанная из дуба, может быстро треснуть, а ясеневая будет ворситься. Не рекомендуется делать ложки из хвойных пород деревьев, так как там присутствует смола, которая придает горьковатый привкус. Хорошую ложку можно сделать из фруктовых деревьев, но очень важно, чтобы дерево было хорошо просушенным.

Трудно найти более незаменимый столовый прибор чем ложка. Ей можно есть, резать, использовать как мерную посуду и в воспитательных целях, в ней можно готовить и просто выставлять в качестве украшения. А еще ведь это музыкальный инструмент! На Руси и в скандинавских странах исторически ложки делали из дерева. В нашей стране столицей ложкарного ремесла стал городок Семенов Нижегородской области. В конце позапрошлого века в Семеновском районе над изготовлением ложек трудилось около 7 тысяч человек и выпускали они более трех миллионов ложек в год. На самом деле это только на первый взгляд огромные цифры. Простая математика показывает, что производительность получается одна ложка в день на человека. Численность населения Российской Империи на тот момент составляла 129 миллионов человек. Таким образом, чтобы покрыть потребительский спрос семеновским ремесленникам потребовалось бы 43 года. Посему в каждой деревне практически в каждом доме долгими зимними вечерами мужики не только готовили к лету телеги и грабли, но и резали для семейных нужд ложки. У меня был выбор: поехать в Семенов и снять производство сувенирных хохломских ложек или же найти умельца и посмотреть на современные ложки для каждодневного пользования. Умелец, конечно же, нашелся, причем все в той же Нижегородской области. ЛОЖКА - ж. орудие для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, шевырка, едалка. разливная ложка, ковш. деревянная ложка (главный промысел ниж. губ. сем. уезда) обрубается из баклуши топориком, теслится теслою, острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем точатся пилкою, от руки. ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. белая т. е. некрашеная, из первых рук идет 9-18 руб. асссигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75 руб. асссигнаций тысяча. Это маленькая выдержка из статьи про ложку в толковом словаре Даля. Статья настолько самодостаточна, что если я приведу ее полностью, то и рассказывать больше нечего будет. Так что давайте смотреть картинки и слушать нашего сегодняшнего рассказчика.
Вот и он - освоивший множество профессий, но остановившийся на ложкарном ремесле Леонид Хазов. Он действительно зарабатывает на жизнь изготовлением ложек и деревянной посуды, так что сделать о нем материал было вдвойне познавательно. А между делом я узнал много нового и интересного про этот старинный промысел.
Начинается все прозаически. Леонид берет колоду-кряж и щепит ее пополам, а потом еще на несколько полешек. Количество зависит от диаметра колоды и предполагаемого количества ложек. Одно полешко - одна ложка.
Как говорит мастер, изготовить ложку при наличии ножа и желания может любой человек. Да, первая ложка может быть страшненькой и больше походить на кривую лопатку, но функции свои выполнять сможет. Даже при ремесленном изготовлении ложек на продажу используется довольно простой набор инструментов, который можно обнаружить в любом, наверное, доме. Я отвлекаюсь на рассказ, а на картинке топором выбирается спуск к будущему черпалу. Все же знают строение ложки? Черпало, держало и перемычка.
В качестве сырья подойдет практически любое лиственное дерево. Чаще всего посуду делают из березы, осины, клена или фруктовых пород. Хвойные породы не подходят из-за своей смолистости и характерного запаха. На Руси делали ложки даже из привозной пальмы и стоили они в десять раз больше обычных. Сейчас на фото ложка в стадии, которая называется «баклуша». Эту работу делали подмастерья, а мастера доводили эти заготовки-чурбачки до ума.
С помощью шаблона на баклушу наносится контур будущей ложки. В зависимости от предназначения они бывают круглыми, овальными, плоскими, объемными. А у декоративных ложек форма ограничивается только фантазией мастера.
У каждого мастера есть свой пользующийся стабильным спросом фирменный продукт, который он делает массово на поток. У ножевиков есть определенные виды ножей, у кузнецов сувенирные цветы и подковы, не исключение и ложкари. Леонид еще лет двадцать назад скопировал советскую столовую ложку и с небольшими изменениями и усовершенствованиями эта форма так и осталась основной.
Зажав заготовку в тиски, Леонид выбирает древесину из будущей ложки. Кстати, в отличие от остальных видов резьбы по дереву, ложки режутся из сырой древесины и сушатся уже в готовом виде. Некоторые мастера специально хранят кряжи в высокой траве, так дерево не высыхает.
Топором придается форма задней части ложки.
Можно и дальше работать топориком и стесывать баклушу по бокам до придания задуманной формы, можно взять ножовку, а можно и электролобзик, что быстрее всего. Этот этап можно выполнить и с помощью ножа или стамески, вопрос только в количестве потраченного времени.
Береза практически не уступает в прочности дубу, а живет в качестве ложки намного дольше - дуб трескается. Как видите, даже при такой уже достаточно деликатной операции мастер не спешит браться за нож, а орудует топором.
Последние взмахи топором. Традиционная русская сувенирная ложка больше напоминает полусферу: глубокая, объемная и не очень удобная в использовании, похожая на половник или черпак. Тут же формы более приближены к современным классическим овальным ложкам.
До этой стадии всю работу мог сделать не очень квалифицированный подмастерье. В принципе, еще десять минут работы ножом и у вас в руке окажется вполне пригодная к использованию ложка. Вот тут-то и начинается работа мастера. Ложка должна быть не только функциональна, но и красива.
В начале поста я упоминал о производительности семеновских мастеров. На самом деле где-то в цифрах путаница, либо людей работало меньше, либо резали они не только ложки. По данным на 1905 год в Балахнинском уезде Нижегородского уезда было около 1400 ложкарей и производили они 13 миллионов ложек, т.е. 25 ложек в день на человека. Эти цифры уже похожи на правду. Леонид говорит, что один может сделать пятьдесят ложек за два-три дня, а в артелях весь процесс был разбит на этапы и разделен между работниками, что сокращало время на производство.
Впрочем, и Леонид предпочитает делать партии поэтапно: сначала заготавливает баклуши, потом обрубает на них все лишнее, а потом уже берется за нож и наждачку. Считается, что от состояния полена до готовой ложки она должна побывать в руках мастера не менее 13 раз. Не проверял, можете посчитать сами.
Ручка готова, осталось выскрести черпало. Толщина стенок 3-4 миллиметра, если делать тоньше, ложка будет легче и может быть красивей, но прослужит меньше. Чем аккуратней снято лишнее, тем проще будет потом шлифовать.
Как и в любом ремесле, времени на творчество остается мало. Если дело тебя кормит, то надо изготавливать шаблонные изделия, с реализацией которых точно не возникнет проблем. У Леонида хорошо налажен сбыт, его продукцию можно встретить в Москве и некоторых крупных российских городах. Но, конечно же, ему хочется делать что-то новое, пробовать какие-то приемы, вырезать что-то необычное. Иногда везет и поступают такие заказы, а иногда сделанное приходится продавать самому.
Вот так за разговором родилась очередная ложка. В старину со сбытом была примерно такая же ситуация. Меньше всего получали ложкари, резавшие под хозяина, потом шли те, кто сдавал ложки купцам оптом, а самый высокий доход был у тех, кто торговал своими ложками сам.
Наши ложки оправляются на просушку. Это пара дней на воздухе летом или на печке зимой. Как раз пока делается партия ложек, предыдущая успевает высохнуть. Закончим исторический экскурс. Мало кто догадывается, но спрос на деревянные ложки упал только после Второй Мировой. Тогда ее вытеснили оловянные и металлические ложки, а вместо «Ложкосоюза» было организовано объединение «Хохломская роспись».
Пока ложки сохнут, мы посмотрим на инструменты. Давно уже заметил, что чем прямее у человека руки, тем невзрачнее инструмент. Точнее, нет, не так. Чем прямее руки, тем меньше человек гонится за марками и внешним видом и тем больше ценит функциональность.
А у Леонида часть инструментов вообще самодельные. Ножи сделаны из полотна пилы, так называемая быстрорезная сталь. А много их не потому, что ломаются часто, просто Леонид готовится вести мастер-классы по резьбе и ножики будет раздавать ученикам.
А вот клюкарза из обоймы подшипника. Сталь там тоже хорошо подходит для подобного инструмента, так что остается только найти подшипник с подходящим диаметром, распилить его и приварить хвостовик. Ну и не забыть заточить конечно же.
По моей просьбе Леонид показал процесс заточки на примере полукруглой стамески. Сначала выводится угол и стесываются зазубрины на крупном камне. Тут главная хитрость не перегреть металл, может отпуститься закалка и инструмент будет испорчен.
Далее стамеска или нож затачиваются на мелком камне с постоянной подачей воды. Кромка затачивается до появления равномерного заусенца с противоположной стороны. Это если стамеска, с ножом чуть хитрее, там точить надо с двух сторон. А потом это все полируется на кожаном круге с пастой ГОИ. До убирания этого самого заусенца. Рабочему инструменту редко требуются первые две процедуры, обычно хватает правки на коже.

Заусенец с внутренней стороны поправляется мелкой наждачной бумагой, накрученной на деревяшку подходящего диаметра. По необходимости опять шлифуется на коже. В общем-то, то же самое, что и при заточке обычных ножей.
Вернемся к нашим ложкам. Раньше считалось, что у ложек три сорта обработки: лицевой, очень хороший и хороший. Мы будем делать лицевую ложку, мы ж не халтурщики какие-то!
Можно шлифовать наждачкой вручную, можно воспользоваться станком. Не знаю, чем шлифовали наши предки, но в Скандинавских странах для этих целей использовали специальный сорт хвоща.
Очень быстро ложка принимает ухоженный вид и прямо-таки просится, чтобы ее скорее доделали и положили рядом с тарелкой.

Но торопиться не стоит. Кроме того, что ложка ошкуривается в несколько этапов, снижая зернистость наждачки, есть еще один нюанс.
При использовании ложки по назначению, от воды она начинает ворситься. Это не критично в руках, но очень неприятно во рту. Поэтому после шлифовки ее мочат и сушат, а потом еще раз шлифуют. И так несколько раз.
Вот теперь ложка почти готова. Ее ручку можно украсить резьбой, а можно какой-нибудь надписью. К примеру, именем или поговоркой.
Тут тоже есть маленькая хитрость: чтобы надпись получилась ровной писать надо задом наперед, с последней буквы к первой.
И заключительный штрих - ложка пропитывается в обычном льняном масле. Более массивные изделия погружаются в масло и находятся в нем какое-то время, но ложки достаточно просто помазать кисточкой, они настолько тонкие, что пропитываются насквозь. Примерно сутки ложки сохнут и впитывают масло, потом протираются салфеткой и все, они готовы радовать своего нового хозяина.
От деревянной посуды, как и от всех деревянных вещей, сделанных руками, исходит какое-то тепло. Теперь у меня есть две ложки, думаю сделать миску или тарелку, а то и целый сервиз

Некоторое время назад вспомнил свое детское увлечение связанное конечно с резьбой по дереву, это деревянные ложки. Почему ложки? Да все очень просто, давайте рассмотрим преимущества этого вида народного творчества:

  • можно резать практически на "коленке".
  • не требуется специально оборудованная мастерская
  • не нужен специальный инструмент, при желании достаточно полукруглой стамески и ножа
  • материал для изготовления ложки можно брать практически любой
  • форма ложки ограничена только вашими фантазиями

Итак давайте подытожим, вы хотите заняться резьбой по дереву но у вас нет для этого мастерской, специального инструмента, а вот и выход резные деревянные ложки.

Для начала Вы можете посмотреть какие ложки режут за границей, для этого вы можете скачать книгу посвященную этому виду резьбы по дереву.

Вырезаем деревянные ложки

Как вырезать ложку из дерева?

Пожалуй эта книга хоть и на английском языке, но с помощью доходчивых....

26-03-2012 16мб 742

Покажу первую ложку которую вырезал после очень большого перерыва используя лишь полукруглую стамеску и обычный нож косяк.

Нарезал еще несколько ложек, но никак не могу сфотографировать их в нормальном качестве, как получу обязательно выложу.

Из оставшихся кусочка вырезал вот такую ложку, которую сразу же приспособил к бочонку из дерева в котором храню чай

Наведите курсор на фотографию и вы увидите ту самую банку для чая.

Ложка вырезанная в стиле резьбы татьянка.

Следующую деревянную ложку которую хочу показать вам сделал как раз из того самого альбома который и представлен для скачивания. Единственно что изменил, ложка сделана полностью объемной.

Фото вырезанной ложки интерактивно, наведите курсор на ложку и вы увидите ее с другой стороны.

Следующая вырезана из граба. Очень тяжелый материал для вырезания. Сажает резцы как будто режешь не дерево а какой-то абразив. Будь у меня во время вырезания этой ложки вот этот заточной станок, насколько бы упростился процесс резьбы ложки. Но при этом удалось сделать ложку, а это копия обычной столовой ложки, весом всего 5,6 грамма. Это с учетом пропитки ее льняным маслом. Для справки вес коробка спичек 5,2 грамма.

Дополню, как резалась эта ложка можете посмотреть на видео.

Весь процесс вырезания конечно показывать очень нудно, поэтому показал как вырезалось едало.

Деревянная ложка которую я назвал "веточка" Материал это остатки использованной ольхи. Просто вот увидел в ней вот такую форму. Длинна ложки маленькая, всего 13 см.

Следующая ложка из дерева (ольха) просто чайная вполне может быть использована для чая, не знаю как мешать, а накладывать чай и сахар вполне подойдет

как и все ложки тщательно заполирована и пропитана льняным маслом.

Ложка под названием павлиний хвост, мне не очень понравилась, (это из альбома) Но что родилось то родилось, Резалось без удовольствия. Как мне кажется только дерево перевел.

Продолжим вырезать ложки из дерева. Представляю на ваш суд еще пару ложек. Одна из них это "кучерявая" ложка. Выполнена по рисунку из альбома который я представил для скачки выше.

И еще одна ложка назначение которой я смутно представляю, но остался вот такой небольшой кусочек и я как-то сразу увидел в нем такую форму рыбки. Ну и конечно быстренько взял ножик и как называется отсек все лишнее.

Копеечку положил для того чтобы можно было понять какой размер.

Вы можете заказать для себя вырезать ложку. Условия всегда оговорим. Только учтите что процесс изготовления, вырезание ложки, полировка, пропитка маслом и последующая просушка с дополировкой занимает продолжительное время.

К сожалению бывает и так.

Хотел сделать эту ложку как можно более изящной, но перестарался. Жаль конечно, но ничего, уже придумал другую форму ложки, буду ее резать.

Если вы сами вырезаете ложки или занимаетесь изготовлением других поделок из дерева или других материалов прочитайте концепцию развития моего сайта о различных поделках из дерева и не только.

Вопрос о продаже и как купить деревянные ложки ручной работы решается в разделе объявлений.

Процесс изготовления ложки прост и неизменен уже многие века.

Информации про ложкарное дело достаточно, что в учебниках по резьбе, что в интернете.
Однако мы не можем не осветить то, как мы делаем свои ложки.

Описание этого процесса будет своеобразным «мастер-классом» для тех, кто никогда не делал ложки сам, но хочет попробовать научиться этому.

Итак, выбираем материал. Мы в своём выборе материала для ложек пока остановились на липе (очень мягкое и приятное для резьбы дерево) и берёзе (более твёрдое, режется потяжелее, но очень красивый глянцевый срез и выразительная фактура). Ложки можно делать из разных пород дерева, будь то дуб, ольха, кедр, бук, можжевельник, черёмуха, яблоня и т.д. Каждая порода по-своему хороша. Какие-то ложечки очень лёгкие, какие-то прочней, какие-то душистее. Выбор за вами.
Наши заготовки - это сухие липовые или берёзовые брусочки 5 см на 2.5 см и длинной 24 см (это для большой ложки) и 17 см (для детской). На них наносим карандашом рисунок-очертание будущей ложки.


После топором стёсываем всё лишнее, вначале в одной плоскости затем в другой. Здесь нюанс. Можно это делать сразу ножом, но процесс будет более трудоёмкий физически. Топор быстрее и эффективнее. Чем больше обрабатываем топором, тем меньше потом усилий на доработку ножом.





Ножом доводим будущую ложку до практически полноценного вида (то же самое правило - чем лучше доведём ножом, тем меньше шлифовать).




Следующим этапом выбираем «черпало». Здесь важно не переборщить. Если выбрать слишком глубоко (ошибка начинающих), то после шлифовки стенки «черпала» получатся слишком тонкие, а это уменьшит долговечность ложки.


Ну, вот получилась ложка, только нешлифованная. При желании можно кушать уже даже такой, но мы идём дальше. Шлифуем в несколько этапов. Вначале крупной наждачкой, потом средней, затем мелкой и в конце супермелкой. Сложнее всего даётся черпало, поэтому чем чище оно выбрано, тем легче. Вот она, красивая, совсем уже готовая к применению, беленькая ложечка. Не зря ложки в такой стадии называют «бельё».
Когда мы начали заниматься вырезанием ложек. то сразу планировали чтобы этот труд не стал рутинным а был как можно более творческим, поэтому мы стали делать свои ложки как некие резные миниатюры. Для этого на готовую зашлифованную ложечку наносится рисунок (тут фантазия безгранична на уровень мастерства) и вырезается. Описывать процесс резьбы нету смысла, так как это отдельная тема.
Каждая ложечка это свой стиль, свой образ. И соответственно, разнообразные виды резьбы: рельефная, плоскостная, из неё геометрическая, орнаменты, мини скульптурки и т.д. От вида резьбы соответственно от образа самой ложки зависит, зашлифовывать ли резные элементы или нет. Иногда нужен лоск, а иногда хочется видеть, на резьбе, следы, как орудовал нож мастера.
Ну вот теперь «Стародубовская ложка» готова. Теперь у неё началась своя, именно ей данная, жизнь. Осталось обработать маслом.



Берём льняное масло, слегка его подогреваем и кладём туда ложку. Недолго пропитав, высушиваем. Некоторые ворсинки на ней вздыбливаются. Всё это зашлифовываем. Последний этап, по своей действенности, довольно относителен. Не обработанные маслом ложки служат так же надёжно(если материал сухой) с той только разницей что при первых использованиях они более шершавые но и это со временем зашлифовывается самим процессом использования. Так что если кому то нравятся чисто белые ложечки, может спокойно ими пользоваться (заранее заказав необработанные маслом).