Восточные славяне и этнический состав древнего населения Восточной Европы. Восточные славяне

Часть общего славянского народа, заселившая в раннем Средневековье территорию Восточно-Европейской равнины, образовала группу восточнославянских племен (они заметно отличались от южных и западных славян). Этот конгломерат соседствовал с множеством самых разных народов.

Появление восточных славян

Современная археология располагает всеми необходимыми материалами для того, чтобы детально осветить, где и как жили восточнославянские племена и их соседи. Как сформировались эти раннесредневековые общины? Еще в римскую эпоху славяне заселили среднее течение Вислы, а также верховья Днестра. Отсюда началась колонизация на восток - на территорию современной России и Украины.

В V и VII вв. славяне, селившиеся в Поднепровье, соседствовали с антами. В VIII столетии в результате новой мощной миграционной волны сформировалась еще одна культура - роменская. Ее носителями были северяне. Эти восточнославянские племена и их соседи заселили бассейны рек Сейма, Десны и Сулы. От других «родственников» их отличали узкие лица. Северяне селились в перелесках и полях, перерезанных лесами и болотами.

Колонизация Волги и Оки

В VI веке началась колонизация восточными славянами будущего Русского Севера и междуречья Волги и Оки. Здесь переселенцы столкнулись с двумя группами соседей - балтами и финно-уграми. Первыми на северо-восток двинулись кривичи. Они заселили верховья Волги. Севернее проникли ильменские словене, которые остановились в регионе Белого озера. Здесь они столкнулись с поморами. Также ильменцы заселили бассейн Мологи и Ярославское Поволжье. Вместе с племенами смешивалась и обрядность.

Восточнославянские племена и их соседи поделили современное Подмосковье и Рязанский край. Здесь колонизаторами выступили вятичи, в меньшей степени - северяне и радимичи. Свой вклад внесли и донские славяне. Вятичи дошли до и расселились по берегам Характерной особенностью этих колонизаторов были По ним археологи и определили ареал расселения вятичей. Северо-Восточная Русь привлекала переселенцев стабильной сельскохозяйственной базой и ресурсами пушнины, к тому времени уже истощившимися в других регионах расселения славян. Местные жители - мерь (финно-угры) - были малочисленны и вскоре растворились среди славян или были вытеснены ими еще дальше на север.

Восточные соседи

Заселив верховья Волги, славяне стали соседями волжских болгар. Они жили на территории современного Татарстана. Арабы считали их самым северным народом мира, исповедовавшим ислам. Столицей царства волжских болгар был город Великий Булгар. Его городище сохранилось до наших дней. Военные столкновения между волжскими болгарами и восточными славянами начались уже в период существования единой централизованной Руси, когда ее общество перестало быть строго племенным. Конфликты чередовались с периодами мира. В это время прибыльная торговля по великой реке приносила обеим сторонам значительный доход.

Расселение восточнославянских племен на своих восточных рубежах также уткнулось в территорию, населенную хазарами. как и волжские болгары, был тюркским. В то же время хазары были иудеями, что было довольно необычно для тогдашней Европы. Они контролировали значительные территории от Дона до Каспия. Сердце находилось в низовьях Волги, где недалеко от современной Астрахани существовала хазарская столица Итиль.

Западные соседи

Западной границей расселения восточных славян считается Волынь. Оттуда до Днепра жили дулебы - союз нескольких племен. Археологи причисляют его к пражско-корчакской культуре. В союз входили волыняне, древляне, дреговичи и поляне. В VII веке они пережили аварское нашествие.

Восточнославянские племена и их соседи в этом регионе жили в степной полосе. Западнее начиналась территория западных славян, в первую очередь поляков. Отношения с ними обострились после создания Руси и принятия Владимиром Святославичем православия. Поляки были крещены по католическому обряду. Между ними и восточными славянами велась борьба не только за Волынь, но и за Галицию.

Борьба с печенегами

Восточные славяне в период существования языческих племен так и не смогли колонизировать Причерноморье. Здесь заканчивалась так называемая «Великая Степь» - степной пояс, расположенный в сердце Евразии. Причерноморье притягивало самых разных кочевников. В IX веке там поселились печенеги. Эти орды жили между Русью, Болгарией, Венгрией и Аланией.

Закрепившись в Причерноморье, печенеги уничтожили в степях оседлые культуры. Исчезли приднестровские славяне (тиверцы), а также донские аланы. В X веке начались многочисленные русско-печенежские войны. Не могли ужиться друг с другом восточнославянские племена и их соседи. ЕГЭ уделяет печенегам немало внимания, что неудивительно. Эти свирепые кочевники жили только за счет грабежей и не давали покоя киевлянам и переяславцам. В XI веке на их место пришел еще более грозный враг - половцы.

Славяне на Дону

Славяне начали массово осваивать Среднее Подонье на рубеже VIII - IX вв. В это время здесь появляются памятники боршевской культуры. Ее важнейшие атрибуты (керамика, домостроительство, следы обрядов) показывают, что колонизаторы Подонья произошли из юга-запада Восточной Европы. Донские славяне не были ни северянами, ни вятичами, как предполагали исследователи до последнего времени. В IX веке в результате инфильтрации населения среди них распространился курганный обряд погребения, который был идентичен вятичскому.

В X столетии русские славяне и их соседи в этом регионе пережили грабительские набеги печенегов. Многие покинули Подонье и вернулись в Поочье. Именно поэтому можно сказать, что Рязанская земля заселялась с двух сторон - из южных степей и с запада. Возвращение славян в Донской бассейн произошло только в XII веке. На этом направлении на юге новые колонизаторы добрались до бассейна и полностью освоили бассейн реки Воронеж.

Рядом с балтами и финно-уграми

Радимичей и вятичей соседствовали с балтами - жителями современных Литвы, Латвии и Эстонии. Их культуры обзавелись некоторыми общими чертами. Это неудивительно. Восточнославянские племена и их соседи, кратко говоря, не только торговали, но и влияли на этногенез друг друга. Например, в городищах вятичей археологи находили неестественные для других родственных им племен шейные гривны.

Своеобразная славянская культура сложилась около балтов и финно-угров в области Псковского озера. Здесь появились длинные валообразные курганы, которые пришли на смену грунтовым могильникам. Такие строили только здешние восточнославянские племена и их соседи. История развития похоронных обрядов позволяет специалистам тщательнее познакомиться с прошлым язычников. Предки псковичей строили наземные срубные постройки с каменками или глинобитнами печами (вопреки южному обычаю полуземлянок). Также они занимались подсечно-огневым земледелием. Следует отметить, что псковские длинные курганы распространились до полоцкого Подвинья и смоленского Поднепровья. В их регионах влияние балтов было особенно сильным.

Влияние соседей на религию и мифологию

Как и многие другие славяне жили согласно патриархально-родовому строю. Из-за этого у них возник и поддерживался культ семьи и культ похорон. Славяне были язычниками. Самыми важными богами их пантеона считаются Перун, Мокошь и Велес. На славянскую мифологию повлияли кельты и иранцы (сарматы, скифы и аланы). Эти параллели проявлялись в образах богов. Так, Дажьбог похож на кельтское божество Дагду, а Мокошь сходна с Махой.

Много общего в верованиях имели язычники-славяне и их соседи. История балтийской мифологии оставила имена богов Перкунаса (Перуна) и Вельняса (Велеса). Мотив мирового древа и наличие драконов (Змея Горыныча) сближает славянскую мифологию с германо-скандинавской. После того как единая общность разделилась на несколько племен, верования стали обзаводиться региональными отличиями. Например, жители Оки и Волги испытали уникальное влияние мифологии финно-угров.

Рабство у восточных славян

Согласно официальной версии, у восточных славян раннего Средневековья было распространено рабство. Пленников брали, как водится, на войне. Например, арабские писатели того времени утверждали, что восточные славяне брали много рабов в войнах с венграми (а венгры, в свою очередь, брали в рабство захваченных славян). Этот народ находился в уникальном положении. Венгры по происхождению - финно-угры. Они мигрировали на запад и заняли территории вокруг среднего течения Дуная. Таким образом, венгры оказались ровно между южными, восточными и западными славянами. В связи с этим возникали регулярные войны.

Славяне могли продавать рабов в Византии, Волжской Болгарии или Хазарии. Хотя большая их часть состояла из захваченных в войнах иноземцев, в VIII веке появились невольники и среди своих же сородичей. Славянин мог попасть в рабство из-за преступления или нарушения нравственных норм.

Сторонники иной версии отстаивают свою точку зрения, согласно которой на Руси рабства как такового не существовало. Наоборот, в эти земли невольники стремились потому, что здесь каждый считался свободным, ибо славянское язычество не освящало несвободу (зависимость, рабство) и социальное неравенство.

Варяги и Новгород

Прообраз древнерусского государства возник в Новгороде. Его основали ильменские словене. До IX века их история известна довольно отрывочно и плохо. Рядом с ними жили варяги, которых в западноевропейских летописях называли викингами.

Скандинавские конунги периодически покоряли ильменских словен и заставляли их платить дань. Жители Новгорода искали у иноземцев защиты от других соседей, для чего звали их военачальников княжить у себя. Так на берега Волхова пришел Рюрик. Его преемник Олег покорил Киев и заложил основы Древнерусского государства.

Восточнославянские племена - это более десятка различных племен, которые можно объединить понятием восточные славяне. Их племенные союзы со временем слились в единую народность, составив основу Древнерусского государства. Со временем произошло политическое расслоение восточных славян, что позволило к XVII веку сформироваться трем основным народам - русскому, украинскому и белорусскому.

Ранняя история

О ранней истории восточнославянских племен известно очень мало. Во многом из-за того, что у них отсутствовала письменность. Только около 863 года появилась глаголица, созданная специально византийскими лингвистами.

Некоторые сведения о ранней истории восточнославянских племен можно найти в арабских, византийских и персидских источниках. Первые оригинальные восточнославянские документы относятся к XI веку. Но и их сохранилось крайне мало. Самыми достоверными и полными источниками считаются летописи. Их начали активно составлять после принятия христианства по образцу византийских хроник.

Самая полная из дошедших до наших дней - это "Повесть временных лет", которая была написана на рубеже XI-XII веков. При этом автора, в первую очередь, интересует Древнерусское государство, поэтому особое внимание уделяется полянам и новгородским словенам, в то время как информация об остальных племенах крайне скудна.

Расселение восточных славян


Расселение восточнославянских племен активно начинается еще в VII-VIII веках. Изначально вдоль реки Днепр обитали поляне, на севере расположились северяне, преимущественно в районе Десны, древляне заняли северо-западные области.

Между Двиной и Припятью обосновались дреговичи, а полочане жили вдоль реки Полота. Кривичам отошли земли в районе Днепра, Волги и Двины.

На Западном и Южном Буге тоже были территории восточнославянских племен. Там жили дулебы или бужане, некоторые из них со временем переселились на запад, перемешавшись с западными славянами.

Главенствующую роль в том, какие восточнославянские племена, где жили, играли обычаи и язык, особые способы ведения хозяйства. Ключевыми занятиями на протяжении нескольких веков оставались земледелие (выращивание ячменя, пшеницы, проса), некоторые культивировали рожь и овес. Массово разводили домашнюю птицу и крупный рогатый скот.

Анты


Если снова углубиться в древнюю историю, то мы узнаем, что анты - это одно из раннеславянских племен, от которого произошли многие племена восточных славян. В наши дни удалось восстановить представления об их быте и хозяйстве максимально полно.

Сейчас можно утверждать, что анты жили в сельских поселениях, которые иногда были укреплены. Преимущественно они занимались земледелием, пахотным делом. Была широко распространена обработка металлов, археологи не раз находили бронзолитейные и железные мастерские антов. Восточнославянские племена и их соседи не только воевали друг с другом, но в мирные периоды активно обменивались, вели торговые дела. В первую очередь, речь идет о готах, скифах, сарматах, римских провинциях.

Уже в то время создаются самые первые формы социальной организации, формируются союзы и объединения.

Кривичи


Одно из самых известных восточнославянских племен - кривичи. Они преимущественно занимались земледелием, ремесленничеством и скотоводством. К их ключевым городам относились Смоленск, Изборск, Полоцк. В широком смысле, это был союз восточнославянских племен, который окончательно сформировался в VIII-X веках. По самой распространенной гипотезе, кривичи вошли в состав древнерусской народности. Они к восточнославянским племенам относятся наряду с другими древнейшими племенами того времени.

К XI веку на территории кривичей располагались Полоцкое и Смоленское княжества и часть новгородских владений. Основные сведения о них мы можем получить из "Повести временных лет", в которой утверждается, что свое происхождение они ведут от полочан.

Где жили кривичи?

Кривичи заселили большую часть современной Белоруссии за несколько веков. С ними соседствовали дреговичи и радимичи. Издревле кривичи тесно взаимодействовали с варягами, а византийский император Константин VII вспоминал про них, что они делали лодки, на которых могли ходить в сам Царьград.

По самой распространенной версии, в 980 году был убит последний князь кривичей, которого звали Рогволод. Сделал это новгородский князь Владимир Святославич.

После формирования Киевской Руси кривичи приняли участие в колонизации восточных земель, частично там ассимилировавшись.

Вятичи


Еще одно важное восточнославянское племя - вятичи. Они расположились в бассейне Оки в VIII-XIII веках. Из "Повести временных лет" мы можем узнать, что в IX веке вятичи начали жить под хазарами, которым выплачивали дань. Управление, как и в большинстве других соседних племен, осуществляли князь и вече. Судя по археологическим находкам, вятичи активно участвовали в международной торговле.

Власть князя у восточнославянских племен была весьма ограничена мощным вече, то есть народным собранием. Причем именно оно было первоначальным органом управления в племенах, ведь именно подобная "организация" пригласила Рюрика княжить.

Предположительно, в него входили взрослые мужчины. Всех, кто состоял в собрании, объединяли не родственные связи, а общественные социальные функции. Скорее всего, это было весьма милитаризированное сообщество.

Во второй половине X века вятичи оказались подчинены Киевской Руси после походов князя Святослава.

Древляне


Названия восточнославянских племен во многом определены местом их проживания. Одно из них, которое заслуживает отдельного упоминания, древляне. Преимущественно они жили в украинском Полесье (лесной, древесной полосе).

Пока их не подчинила Киевская Русь, имели весьма развитую государственную организацию. Политический центр племени базировался в городе Искоростень, со временем переместился в Овруч.

Известно и племя радимичей. Они проживали в верховьях Днестра и Днепра. На территории современных Гомельской и Могилевской областей нынешней Белоруси. Первые письменные свидетельства, которые подтверждают их существование, относятся к концу IX века.

В результате археологических раскопок было обнаружено большое количество захоронений радимичей, которые проводились по обряду трупосожжения. Им характерны погребальные костры с овальными очертаниями, при этом в таких курганах умерших клали на костер в направлении с запада на восток. Примечательно и строение погребальных кострищ, которые напоминали так называемые домовины-теремки.

В большинстве курганов отсутствуют личные вещи покойных. Скорее всего, они сгорали дотла на погребальных кострах. Кстати, традиции погребения были схожи и среди других восточнославянских племен. Например, известны Гнездовские курганы в местах, где жили кривичи.

Киевская Русь


К древним восточнославянским племенам следует отнести не только кривичей, древлян и вятичей, но и полочан, полян, псковских кривичей, зверян, болоховцев, бужан, наревян, северян, тиверцев, радимичей.

Со временем они стали объединяться. Государство, в которое входили все восточнославянские племена, это Киевская Русь.

Возникло оно в IX столетии благодаря династии князей Рюриковичей, которые объединили между собой восточнославянские и финно-угорские племена.

В период своего наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Днестра на западе, Таманского полуострова на Юге, Северной Двины на севере, притоков Волги на востоке.

Уже к XII веку начались феодальные войны внутри государства, в которых участвовали около полутора десятков русских княжеств, которыми руководили представители разных ветвей династии Рюриковичей.

Киев утратил свое былое величие и значение, само княжество было в коллективном владении князей, но Русь существовала и позже, как этнокультурный регион, что сыграл решающую роль в объединении славянских земель.

Восточнославянское единство

Объединение восточнославянских племен относится к концу IX века. Именно тогда новгородский князь Олег, который, скорее всего, был варягом по происхождению, решил объединить в своих руках власть над Новгородом и Киевом. В летописи это событие датируется 882 годом.

В результате образуется класс раннефеодального Древнерусского государства, из которого появилась Киевская Русь. Этот момент стал переломным в истории восточных славян. Но не все проходило гладко. В некоторых землях князья из Киева встречали ожесточенное сопротивление местных феодалов, которое подавлялось только с помощью оружия.

Сопротивление древлян

Одними из самых упорных оказались древляне, с ними велась самая продолжительная борьба. Когда во время очередного похода князь Игорь решил собрать с древлян двойную дань, те разбили его дружину и лишили жизни его самого.

Вместо Игоря править стала его жена Ольга, которая окончательно, с использованием жестких мер, подчинила древлян напрямую Киеву. Их столица, которая была в городе Искоростене, подверглась полному уничтожению.

В те же времена формируются центры восточнославянских племен, которые, в конечном итоге, подчиняются Киеву. Так, при Владимире Святославиче в состав Киевской Руси вошли земли вятичей и современный Северный Кавказ. Когда окончательно сформировалось раннефеодальное государство, были созданы более благоприятные условия для экономического роста и поддержания безопасности.

Вскоре начали формироваться более благоприятные условия для экономического роста и поддержания безопасности страны. Но эти процессы были связаны с ограничениями свобод, крестьян, о чем свидетельствуют многочисленные источники.

Соседи славян

Восточнославянские племена и их соседи часто сотрудничали между собой. В этой статье мы уже назвали несколько племен, с которыми чаще всего приходилось пересекаться славянам.

Теперь рассмотрим этот вопрос более подробно. На западе главными соседями восточных славян были германские и кельтские племена. На востоке жили финно-угоры и балты, среди них встречались сарматы и скифы, некоторые из которых считаются предками современных иранцев. Со временем их все активнее начали вытеснять хазары и булгары.

С юга со славянами традиционно соседствовали греки, римляне, иллирийцы, древние македонцы.

В византийских хрониках не раз подчеркивалось, что соседство со славянскими племенами оборачивалось настоящим бедствием. Также тяжело переживали соседство и многочисленные германские народы, так как регулярно совершались дерзкие набеги, в результате которых захватывались самые плодородные земли, разрушались жилые дома и хозяйственные постройки.

Ситуация некоторым образом изменилась в VI столетии, когда на соседних территориях возникли тюркские племена. Они начали вести ожесточенную борьбу со славянами за земли, расположенными в районах Дуная и Днестра. Более того, некоторые славянские племена со временем переходили на сторону тюрков, которые ставили своей конечной целью захват Византийской империи. В результате продолжительной войны византийцы полностью поработили западных славян, а вот южные смогли отстоять свою независимость.

Внимание! В данной теме немало спорных вопросов. Раскрывая их, следует говорить о существующих в науке гипотезах.

Происхождение и расселение восточных славян

Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений, так как более или менее точные источники датируются V-VI вв. н.э.

Существует две наиболее распространенные точки зрения на происхожде-ние славян:

  1. славяне — коренное население Восточной Европы . Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей заруби-нецкой и Черняховской археологических культур.
  2. древнейшей прародиной славян является Центральная Европа , а конкретнее, район верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории они расселились по Европе. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Таким образом, ученые полагают, что предки славян (праславяне) выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э. и жили на территории Центральной и Восточной Европы.

Возможно, о предках славян говорит Геродот, когда описывает племена среднего Поднепровья.

Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.), который пишет о прародине славян в бассейне Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов - крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева.

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он называет полян.

Земля полян носила название "Русь ". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых учёными, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Сведения о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами (например, данные о различных формах женских украшений, полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов).

Хозяйство восточных славян

Основным занятием восточных славян было земледелие.

Выращивались культуры:

  • зерновые (рожь, ячмень, просо);
  • огородные культурам (репа, капуста, морковь, свекла, редька);
  • технические (лен, конопля).

Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось климатическими условиями и плодородием почвы.

Системы земледелия славянских племен:

    1. Перелог - ведущая система земледелия в южных районах. Участки земли засевались в течение нескольких лет, а после оскудения почвы люди переходили на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным лемехом. Безусловно, плужное земледелие было более эффективным, так как давало более высокие и стабильные урожаи.
    2. Подсечно-огневая - применялась на севере, в районе густой тайги. В первый год на выбранном участке деревья подрубались, вследствие чего засыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигались, а в золу сеяли зерно. Впоследствии удобренный золой участок в течении нескольких лет давал высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Собирали урожай при помощи серпов, а размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

Необходимо понимать, что с земледелием тесно было связано скотоводство, однако животноводство для славян имело подсобное значение . Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочей силы использовали и лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Города восточных славян

Около VII-VIII вв. ремесло отделяется от земледелия, выделяются специалисты (кузнецы, литейщики, гончары). Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах, а также на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесла и торговли — города , постепенно становившиеся резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали возле слияния рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центр города, окруженный валом и крепостной стеной, назывался кремлем . Со всех сторон кремль был окружен водой, что обеспечивало надёжную защиту от нападавших. К кремлю примыкали поселения ремесленников - слободы . Данная часть города называлась посадом .

Древнейшие города располагались и на главных торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки", окончательно сложившийся к IX в. Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали Днепра, по которому доходили до Черного моря, а значит, до Византии. Другим торговым путем был Волжский путь, связывавший Русь со странами Востока.

Социальный строй восточных славян

В VII-IXвв. восточные славяне переживали раз-ложение родоплеменного строя. Община изменялась от родовой к соседской . Общинники жили в отдельных домах — полузем-лянках, рассчитанных на одну семью. уже существовала, но скот оставался в общем владении, имуще-ственного неравенства внутри общин еще не было.

Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель и включения в состав общины рабов. Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян. Выделилась родоплеменная знать — князья и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооруженной силой, не за-висящей от воли народного собрания и способной принудить ря-довых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности .

Подробнее

Каждое племя имело своего князя (от общеславянского «кнез» - «вождь»). Одним из та-ких племенных вождей VI (VII) в. был Кий, княживший в племе-ни полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называет его основателем Киева. Некоторые историки даже полагают, что Кий стал родоначальником древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Мно-гие исследователи считают Кия легендарной фигурой.

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали любые военные походы славян, отдельно стоит выделить походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати. Постепенно вокруг князя складывалась особая организация воинов — дружина, члены которой отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Большая роль соседской общины в жизни славянских племен, в первую очередь, объясняется коллективным выполнением трудоёмких работ, непосильных одному человеку. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, так как могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Основные вопросы в жизни общины решались на народных собраниях — вечевых сходах .

Любая община имела в распоряжении определенные территории, на которых жили семьи.

Виды владений общины:

  1. общественные (пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы);
  2. личные (дом, приусадебная земля, скот, инвентарь).

Культура восточных славян

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян: серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами, изображения мужчин в славянской одежде с вышивкой на рубахе. Для изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей.

Обожествляя различные силы природы, восточные славяне были язычниками . На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов.

Главные божества восточных славян (имеются варианты) :

    • божество Вселенной — Род;
    • божество солнца и плодородия — Даждь-бог;
    • бог скота и богатства — Велес;
    • бог огня — Сварог;
    • бог грозы и войны — Перун;
    • богиня судьбы и ремёсел — Мокошь.

Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали различного рода вещи. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.

Существует несколько версий происхождения славян. Во время огромное количество племен центральной и восточной Европы направилось на запад. Различные гипотезы говорят о том, что славяне произошли от антов, венедов и склавенов в V-VI вв. Со временем эта большая масса разделилась на три группы: западную, южную и восточную. Представители последней расселилась на территории современной России, Украины и Белоруссии.

Восточные славяне не были единым народом. Это было невозможно из-за различий в климате и условий проживания. Было 15 племенных союзов Невзирая на относительное родство и близкое соседство, их отношения не всегда были дружелюбными.

Для удобства классификации исследователи часто группируют племенные союзы восточных славян. Таблица поможет разобраться в многочисленных названиях этих прообразов государств. В IX-X вв. все они объединились в Русь под предводительством

Северные племенные союзы

На самом севере этой ойкумены проживали словене. В историографии также закрепилось определение «ильменские» - по названию озера, вокруг которого они селились. Позже здесь появится крупный город Новгород, ставший наравне с Киевом одним из двух политических центров Руси. Этот племенной союз восточных славян был одним из самых развитых благодаря торговле с соседними народами и странами на берегах Балтийского моря. Известны их частые конфликты с варягами (викингами), из-за чего на княжение был приглашен князь Рюрик.

Южнее обосновался другой племенной союз восточных славян - кривичи. Они селились в верховьях нескольких крупных рек: Днепра, и Волги. Их главными городами были Смоленск и Изборск. В Полоцке и Витебске жили полочане.

Центральные племенные союзы

На крупнейшем притоке Волги - Оке - проживали вятичи. Это был самый восточный племенной союз восточных славян. От вятичей остались археологические памятники ромено-борщевской культуры. В основном они занимались земледелием и торговлей с волжскими булгарами.

К западу от вятичей и к югу от кривичей жили радимичи. Они владели землей в междуречье Десны и Днепра в современной Белоруссии. От этого племени почти не осталось письменных источников - только упоминания более развитых соседей.

Дреговичи жили еще западнее радимичей. К северу от них начинались владения дикого народа литвы, с которым у славян были постоянные конфликты. Но даже такая взаимосвязь оказывала большое влияние на дреговичей, которые переняли многие балтские привычки. Даже их язык изменился и позаимствовал новые слова у северных соседей.

Западные племенные союзы

На крайнем западе проживали волыняне и белые хорваты. О них даже упоминал византийский император Константин Багрянородый (в своей книге «Об управлении империей»). Он считал, что именно этот племенной союз восточных славян являлся предком балканских хорватов, живших на границах с его государством.

Волыняне также известны как бужане, получившие свое название по реке Они упоминались в Повести временных лет.

Южные племенные союзы

Причерноморские степи стали домом для уличей и тиверцев. Эти племенные союзы оказались на южных рубежах Жили они в степи и постоянно воевали с местными кочевниками тюркского происхождения - печенегами и половцами. В этом противостоянии славянам победить не удалось, и во второй половине X века они окончательно покинули Причерноморье, осев в землях волынян и перемешавшись с ними.

На юго-востоке славянской ойкумены проживали северяне. От остальных соплеменников они отличались узкой формой лица. На них большое влияние оказали степные соседи-кочевники, с которыми северяне взаимно ассимилировались. До 882 года эти племена были данниками хазар, пока Олег не присоединил их к своей державе.

Древляне

В лесах между Днепром и Припятью поселились древляне. Их столицей был Искоростень (сейчас от него осталось городище). У древлян была развита система взаимоотношений внутри племени. По сути, эта была ранняя форма государства со своим собственным князем.

Некоторое время древляне спорили со своими соседями-полянами за главенство в регионе, и последние даже платили им дань. Однако после того как Олег объединил Новгород и Киев, он подчинил себе и Искоростень. Его преемник князь Игорь погиб от рук древлян, после того как потребовал от них излишки дани. Его жена Ольга жестоко отомстила восставшим, предав огню Искоростень, который потом так и не восстановили.

Названия племенных союзов восточных славян часто имеют аналоги в разных источниках. Например, древлян также описывают как дулебский племенной союз, или дулебов. От них осталось Зимновское городище, которое в VII веке было уничтожено агрессивными аварами.

Поляне

Среднее течение Днепра облюбовали поляне. Это был самый сильный и влиятельный племенной союз. Отличные природные условия и плодородная почва позволили им не только кормить себя, но и успешно торговать с соседями - снаряжать флотилии и т. д. Именно по их территории проходил путь «Из варяг в греки», который давал им большую прибыль.

Центром полян стал Киев, находившийся на высоком берегу Днепра. Его стены служили надежной защитой от врагов. Кто был соседями племенных союзов восточных славян в этих краях? Хазары, печенеги и другие кочевники, желавшие обложить оседлый народ данью. В 882 году новгородский захватил Киев и создал единое восточнославянское государство, перенеся сюда свою столицу.

Союзы племен. К тому времени, когда название «Русь» стало применяться к восточным славянам, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела существенные изменения.

В «Повести временных лет» отмечается, что накануне объединения большинства восточно-славянских племен под властью Киева здесь существовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племен, объединенный названием поляне. Центром Полянских земель издавна был город Киев. На севере от полян жили новгородские словене, группирующиеся вокруг городов Новгород, Ладога. К северо-западу располагались древляне, т. е. жители лесов, главным городом которых был Искоростень. Далее, в лесной зоне, на территории современной Беларуси, сформировался племенной союз дряговичей, т. е. болотных жителей (от слова «дрягва» – болото, трясина). На северо-востоке, в лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, жили вятичи, в землях которых главными городами были Ростов и Суздаль. Между вятичами и полянами, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины, обитали кривичи, проникшие позднее в земли словен и вятичей. Их главным городом стал Смоленск. В бассейне Западной Двины обитали полочане, получившие имя от речки Полота, впадающей в Западную Двину, главным городом полочан позднее стал Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм, Сула и жившие к востоку от полян, прозвали северянами или обитателями северских земель; их главным городом со временем стал Чернигов. По рекам Сож и Сейм жили радимичи. К западу от полян, в бассейне реки Буг, расселились волыняне и бужане; между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы, чьи земли граничили с Болгарией.

В летописи упоминаются также племена хорватов и дулебов, обитавших в Подунавье и Прикарпатье.

Во всех древних описаниях расселения восточно-славянских племен говорится о том, что жили они не изолированно от своих иноязычных соседей.

Сильные восточно-славянские союзы племен подчиняли своему влиянию окрестные малочисленные народы, облагали их данью. Между ними происходили столкновения, но отношения в основном были мирными и добрососедскими. Против внешнего врага славяне и их соседи зачастую выступали единым фронтом.

К концу VIII – началу IX в. полянское ядро восточных славян освобождается от власти хазар.

Хозяйство, социальные отношения восточных славян. Что собой представляла в VIII–IX вв. жизнь восточно-славянских племенных союзов? Говорить о них однозначно невозможно. Знал об этом ещё летописец Нестор в XII в. Он писал, что наиболее развитыми и цивилизованными среди всех были поляне, чьи обычаи, семейные традиции находились на весьма высоком уровне. «А древляне, – заметил он, – живут звериным образом», это лесные жители; недалеко от них ушли и жившие в лесах радимичи, вятичи и северяне.


Конечно, киевский летописец особенно выделял полян. Но в его наблюдениях есть и доля истины. Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточно-славянских земель. Именно здесь, на привольных черноземных землях, в условиях сравнительно благоприятного климата, на торговой «днепровской» дороге, прежде всего сосредоточивалось большинство населения. Именно здесь сохранялись и развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетавшегося со скотоводством, коневодством и огородничеством, совершенствовались железоделательное, гончарное производства, зарождались другие ремесла.

В землях новгородских словен, с обилием рек, озер, хорошо разветвленной водной транспортной системой, ориентированной, с одной стороны, на Балтику, а с другой – на днепровскую и волжскую «дороги», бурно развивались мореходство, торговля, различные ремесла, производящие продукцию для обмена. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивали природу, отвоевывая у нее каждую пядь земли для пашни, лугов.

Земли восточных славян были весьма различны по уровню развития, хотя люди медленно, но верно осваивали весь комплекс основных хозяйственных занятий и производственных навыков. Но вот быстрота их внедрения зависела от природных условий, от количества населения, наличия ресурсов, скажем, железной руды.

Поэтому когда мы говорим об основных чертах хозяйства восточно-славянских племенных союзов, то имеем в виду прежде всего уровень развития Среднего Поднепровья, которое становилось в те дни хозяйственным лидером среди восточно-славянских земель.

Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие – основной вид хозяйства раннесредневекового мира. Улучшались орудия труда. Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стало «рало с полозом», с железным лемехом или плуг. Жернова заменили древние зернотерки, при уборке урожая использовались железные серпы. Каменные и бронзовые орудия труда отошли в прошлое. Высокого уровня достигли агрономические наблюдения. Восточные славяне прекрасно знали наиболее удобное время для тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех здешних земледельцев.

А главное, в землях восточных славян в эти сравнительно «спокойные века», когда опустошительные нашествия кочевников не очень тревожили жителей Поднепровья, с каждым годом расширялись пахотные земли. Широко осваивались удобные для земледелия, лежащие неподалеку от жилищ степные и лесостепные земли. Железными топорами рубили славяне вековые деревья, выжигали мелкую поросль, выкорчевывали пни в тех местах, где господствовал лес.

Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространенным явлением в славянских землях VII–VIII вв., заменяя собой подсечное земледелие, при котором земля очищалась из-под леса, использовалась до истощения, а потом забрасывалась. Широко стало практиковаться унавоживание почвы. Это делало урожаи более высокими, обеспечение жизни людей более прочным. Поднепровские славяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями лежали прекрасные заливные луга, на которых пасся крупный рогатый скот, овцы. Здешние жители разводили свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади. Коневодство превратилось в одно из важных хозяйственных занятий. А рядом находились реки, озера, богатые рыбой. Рыболовство являлось для славян важным подсобным промыслом.

Пахотные участки перемежались лесами, которые становились гуще и суровее к северу, реже и веселее на границе со степью. Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником.

Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне, как и их соседи балты и угро-финны, занимались бортничеством (от слова «борть» – лесной улей). Оно давало предприимчивым промысловикам много меда, воска, который также высоко ценился при обмене.

Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце концов привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Единое родовое хозяйство начало постепенно распадаться, огромные дома, вмещающие до ста человек, стали уступать свое место небольшим семейным жилищам. Общая родовая собственность, общая пахотная земля, угодья стали распадаться на отдельные участки, принадлежащие семьям. Родовая община спаяна и родством, и общим трудом, охотой. Совместная работа по расчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда и оружии требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, дротики с железными наконечниками, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины. Теперь она стала соседской, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Так зарождалось право частного владения, частной собственности, появлялась возможность для отдельных сильных семей освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать определенные их излишки, накопления.

В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в районах Среднего Поднепровья, имущественное неравенство.

Ремесла. Торговля. Путь «из варяг в греки». Во многом этим процессам помогало развитие не только земледелия и скотоводства, но и ремесел, рост городов, торговых связей, потому что здесь также создавались условия для дополнительного накопления общественного богатства, которое чаще всего попадало в руки имущих, углубляло имущественное различие между богатыми и бедными.

Среднее Поднепровье стало местом, где ремесла в VIII – начале IX в. достигли большого совершенства. Так, близ одного из сел во время археологических раскопок нашли 25 кузнечных горнов, в которых плавили железо и изготавливали из него до 20 видов орудий труда.

С каждым годом становилась разнообразнее продукция ремесленников. Постепенно их труд все более отделялся от труда сельского. Ремесленники теперь уже могли содержать этим трудом себя и свою семью. Они начинали селиться там, где им было удобней и легче продавать свои изделия или обменивать их на продукты питания. Такими местами, конечно, были поселения, расположенные на торговых путях, места, где жили племенные вожди, старейшины, где находились религиозные святыни, куда прибывало на поклонение множество людей. Так зарождались восточно-славянские города, которые становились и средоточием племенных властей, и центром ремесла и торговли, и местом отправления религиозного культа, и местом обороны от врага.

Города зарождались как поселения, которые выполняли одновременно все эти задачи – политические, хозяйственные, религиозные и военные. Только в этом случае они имели перспективы дальнейшего развития и могли превратиться в действительно крупные населенные центры.

Именно в VIII–IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который не только способствовал торговым контактам славян с окружающим миром, но и связывал воедино сами восточно-славянские земли. На этом пути возникали крупные славянские городские центры – Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, которые сыграли позднее столь важную роль в истории Руси.

Но кроме этого, основного для восточных славян, торгового пути существовали и другие. Прежде всего это восточный торговый путь, осью которого были реки Волга и Дон.

К северу от Волжско-Донского пути пролегали дороги из государства болгар, располагавшегося на Средней Волге, через воронежские леса, на Киев и вверх по Волге, через Северную Русь, в районы Прибалтики. Из Окско-Волжского междуречья на юг, к Дону и Азовскому морю, вела Муравская дорога, названная так позднее. Наконец, существовали и западные, и юго-западные торговые пути, которые обеспечивали восточным славянам прямой выход в сердце Европы.

Все эти пути покрывали своеобразной сетью земли восточных славян, перекрещивались друг с другом и, по существу, накрепко привязывали восточно-славянские земли к государствам Западной Европы, Балкан, Северного Причерноморья, Поволжья, Кавказа, Прикаспия, Передней и Средней Азии.

Восточные славяне оказались по темпам хозяйственного, общественного, политического, культурного развития на среднем уровне. Они отставали от западных стран – Франции, Англии. Византийская империя и Арабский халифат с их развитой государственностью, высочайшей культурой, письменностью стояли для них на недосягаемой высоте, но восточные славяне шли вровень с чехами, поляками, скандинавами, значительно опережали ещё находившихся на кочевом уровне венгров, не говоря уже о кочевниках-тюрках, угро-финских лесных жителях или живущих изолированной и замкнутой жизнью литовцах.

Религия восточных славян. Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была и религия восточных славян. Как и другие древние народы, в частности древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Во главе славянских божеств стоял великий Сварог – бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.

Его сыновья – Сварожичи – солнце и огонь – были носителями света и тепла. Бог солнца Дажьбог весьма почитался славянами. Этот культ был связан с земледелием и был поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя домашних животных, это был своеобразный «скотий бог». Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевывали и в славянский пантеон.

Так, в VIII–IX вв. у славян почитался бог солнца Хоре, который явно пришёл из иранских племен. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия.

Единственным крупным женским божеством у славян была Мокошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде.

Перун – молния, высшее божество – был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.

Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи – упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами». В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя – домового, чура – защитить его и говорил: «Чур меня, чур меня!»

Уже накануне нового года (год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

Другой праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучела зимы, холода, смерти; начиналась Масленица с её блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.

1–2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

Ещё один всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождь. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды – начиналась «русальная неделя». Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь.

Ночью вспыхивали костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь.

В купальские ночи совершались так называемые умыкания девиц, когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган, и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего.