Визуал, аудиал, кинестет, дигитал. Как определить типы восприятия информации? Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал — как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия

Мы все с рождения наделены способностью к восприятию окружающего нас мира через зрение, слух, обоняние, а также вкусовую и тактильную чувствительность. Однако человек не может воспринимать информацию извне одинаково хорошо всеми пятью органами чувств. У каждого из нас способность к восприятию через какой-то орган чувств значительно выше, чем через все остальные. И, в зависимости от такого преобладания, различается манера поведения человека, черты его характера и т. п.

Исходя из этого, всех людей можно разделить на три типа , в зависимости от преобладания у них того или иного способа восприятия окружающего мира:

  1. Аудиалы;
  2. Кинестетики.

Остановимся более подробно на характеристике каждого из названных типов.

Аудиалы

Для аудиалов восприятие различных звуков – первично. В эту группу людей включаются те, кто наиболее точно воспринимает информацию именно на слух и составляет она около 60% всего человечества. Они с лёгкостью улавливают смысл фраз и текстов, произносимых вслух и без визуального сопровождения. Однако у аудиалов возникают трудности при восприятии и запоминании лиц и предметов, в отличие от звуков и голосов людей – достаточно будет однажды услышать какой-то звук и он надолго «осядет» в памяти аудиала. Можно сказать, что такие личности живут в мире мелодий, ритмов и звуков .

Зачастую для аудиалов характерна яркая и эмоциональная речь. Они невероятно «оживают» при разговоре, их речь наполнена множеством звуков в виде восклицаний, иногда они почти переходят на крик. А все потому, что голос у человека такого типа, как правило, очень громкий, звонкий и мелодичный.

Ни в коем случае нельзя прерывать монолог аудиала, иначе он может замолчать и впредь не вступать в разговор с человеком, который его перебил. Вступая в диалог с собеседником, аудиалы находятся от него на близком расстоянии, чтобы точно уловить интонацию говорящего.

Нередко в своём разговоре они используют такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т. д. Также нередко и употребление аудиалами таких фраз, как:

  • «послушайте, что я скажу»;
  • «рад тебя слышать»;
  • «меня раздражает этот звук»;
  • «звучит заманчиво»;
  • «что значит этот загадочный тон»;
  • «ваша идея звучит замечательно».

Аудиалам нравится слушать музыку, приносит удовольствие пение, даже если они просто напевают что-то вслух. Поэтому человек такого типа выбирает профессию композитора, музыканта, психолога или лектора.

Ещё до вступления в разговор с аудиалом, его можно узнать и по внешним признакам. Например, этот человек всегда сидит прямо, вытянув шею и слегка подав корпус тела вперёд – это его восприятие, ему легче уловить информацию через доносящиеся до него звуки в мельчайших подробностях. У аудиалов хорошо развита грудная клетка , а дыхание ровное и глубокое.

На первый взгляд может показаться, что такой человек несколько надменен и упрям, однако на самом деле аудиалы очень добродушны, всегда открыты к разговорам и умеют сопереживать. Они не только совершенно искренне расскажут, как у них дела, но и сами с удовольствием поинтересуются о жизни собеседника, послушают его рассказ. Для аудиалов не характерно смотреть в глаза собеседнику, так как для них это вызывает напряжение и зачастую отвлекает от мысли, которую нужно донести или от восприятия другого человека. И, конечно же, аудиалы любят ушами.

Для этого типа первостепенно восприятие через органы зрения. Такой человек наиболее полно усваивает ту информацию, которая получена визуально, то есть через глаза, их около 20%. Он воспринимает окружающий мир, в большинстве своём, опираясь именно на зрительные образы. Это связано с тем, что у визуалов наиболее развита зрительная память. Они, в отличие от аудиалов, во время разговора стараются находиться от собеседника на расстоянии , чтобы иметь возможность рассмотреть его внешний вид, одежду, черты лица.

Кроме того, визуалы и сами отличные рассказчики, так как легко могут пересказать увиденное событие, представленную картину и т.д. Посторонний шум им совершенно не мешает, они легко концентрируют своё внимание на визуальном описании чего-либо: схемах, картинках, таблицах, диаграммах.

В своей речи они, зачастую, используют слова «взгляни», «яркий», «отчётливо», «видеть», «посмотри», «я вижу», а также, например, такие фразы как:

Если визуал находится среди большого количества людей, то он постарается занять такое место в помещении, с которого смог бы разглядеть большую часть присутствующих, ведь для такого человека очень важно, как выглядят окружающие его люди и он сам. Они предпочитают надевать яркую эффектную одежду, даже если её совершенно неудобно носить.

Большое значение для визуалов имеют интерьеры тех мест, где они любят находиться , поэтому к обустройству своего дома они подходят очень серьёзно и со вкусом. Это касается и внешнего вида пищи, которую визуалы употребляют.

Визуалы имеют некоторые особенности в характере: они резки и порывисты. Разговаривая с собеседником, стараются ловить все его движения, мимику, позы и жесты. Помимо этого, они очень дорожат своим личным пространством, и если вдруг кто-то вторгается в него, человек описываемого типа непроизвольно скрещивает руки и ноги, как бы закрываясь от всех. Визуалы не любят, когда к ним прикасаются, не терпят объятий.

Поза также, зачастую, выдаёт личность описываемого типа: стоят и сидят они всегда прямо, если же сутулятся, то голову поднимают вверх, для удобства восприятия информации. Их плечи всегда расправлены, а грудь раскрыта, дыхание происходит верхней её частью.

Фантазия у таких людей весьма хорошо развита, что наделяет способностью к творчеству. Среди визуалов множество представителей именно творческих профессий, таких как художники, дизайнеры. Вместе с этим, им неплохо даётся планирование и грамотная систематизация деятельности: такой человек всегда чётко распределит задачи между сотрудниками, достигая высокой эффективности в работе. Наличие заранее разработанной схемы, стратегии значительно упрощает им выполнение тех или иных задач.

Любят визуалы глазами .

Кинестетики

По всему миру приблизительно 20% людей – это кинестетики. Это человек чувств и ощущений, его восприятие мира – наощупь, то есть при помощи движений и посредством обоняния, осязания. Кинестетики характеризуются тем, что осуществляют глубокое дыхание через живот, а не через грудь.

Обладают низким, глубоким, хрипловатым или приглушённым голосом, а речь их медленная, разделенная выразительными паузами. Кинестетики, как правило, сутулятся, а сидят, слегка наклонившись вперёд. Их взгляд почти всегда опущен книзу. В одежде они ценят, прежде всего, комфорт, отодвигая на второй план её внешний вид. По характеру кинестетики – очень мягкие и добродушные люди , всегда веселы и с хорошим чувством юмора. Их образ дополняется пухлыми губами и розовой кожей, они склонны к полноте.

Кинестетик – это, в первую очередь, человек действия. Чтобы изучить что-либо, им необходимо применить это на практике для лучшего восприятия информации. Если кинестетику нужно изучить инструкцию по применению какой-то вещи, то он поспешит однажды опробовать её на практике, чем будет перечитывать её содержание много раз. Но это вовсе не означает, что представители такого типа чересчур подвижны, им так проще познавать окружающий мир.

У кинестетиков очень хорошо развита мышечная память, поэтому они быстро запоминают разные двигательные действия , им легко даются такие виды спорта, как плаванье, велоезда.

Для человека – кинестетика характерны следующие выражений:

  • «вступить в контакт»;
  • «я чувствую»;
  • «изменить к лучшему»;
  • «улавливать что-либо»;
  • «рука об руку»;
  • «прочная основа»;
  • «управлять собой»;
  • «сохранять спокойствие»;
  • «мы совсем близко подошли к решению проблемы».

Кинестетики, в отличие от визуалов, просто обожают прикосновения и объятия, даже с малознакомыми людьми. Их личное пространство не имеет чётких границ, поэтому кинестетики не будут принимать закрытых поз и отторгать желание другого человека приблизиться к нему. Ведь они уверены, что лучше узнать человека и подружиться с ним можно, в основном, через прикосновения. Однако в свой внутренний мир кинестетики готовы впустить далеко не всех, а только «избранных». Не удивительно, что именно кинестетики обладают уникальной способностью испытывать сильные и глубокие чувства , а их привязанности крепки и долговечны.

Как определить, к какому типу восприятия информации мы относимся?

Умение определять, к какому из трёх типов относитесь вы сами или ваш собеседник, может значительно упростить вашу жизнь и улучшит качество общения. Для этого имеется множество специальных тестов, которые наглядно покажут вашу принадлежность к тому или иному типу. Например, определение того или иной типа поможет скорректировать программу обучения чему-либо для самого себя или другого человека.

Или это может оказать помощь во взаимоотношениях с коллегами по работе , с начальством, с друзьями, а также с людьми, с которыми вы хотите поближе познакомиться и подружиться. Так, для визуалов, при восприятии информации, важна мимика, жестикуляция, для аудиалов - тембр голоса, паузы в разговорной речи, интонация, а для кинестетика важны прикосновения.

Ниже будут представлены основные характеристики каждого из типов, которые помогут вам распознать свой тип прямо сейчас.

Как распознать аудиала

Вы аудиал, если:

  1. При принятии важных решений останавливаете свой выбор на том, что лучше всего звучит;
  2. При общении на вас оказывает сильное влияние тональности голоса другого человека;
  3. Ваше настроение проще всего узнать по звуку вашего голоса;
  4. Вам доставляет удовольствие объяснять что-либо, рассказывать по многу раз одну и ту же историю;
  5. Вы любите слушать музыку. Любая мелодия способна поднять или, наоборот, испортить ваше настроение. Подбор музыки и исполнителей также зависит от настроения;
  6. Вы с лёгкостью запоминаете голоса людей, можете их узнать;
  7. Предпочитаете получать информацию через радио, аудиокниги и т.п.

Как распознать визуала

Вы визуал, если:

  1. Принимаете решение в пользу того, что выглядит для вас наиболее удачным образом;
  2. Ваш внешний вид говорит о том, что происходит в вашей жизни;
  3. На вас оказывают влияние разные цвета;
  4. Об окружающих вас людях вы судите, как правило, по их внешнему виду, не взирая на поговорку, что «по одёжке встречают….»;
  5. У вас превосходная фотографическая память, вы легко запоминаете комбинации цифр и при случае с точностью воспроизводите её;
  6. Вы хорошо ориентируетесь на местности.

Как распознать кинестетика

И, наконец, вы относитесь к типу кинестетик, если:

  1. При принятии важных решений, опираитесь на свои чувства;
  2. При разговоре вы легко чувствуете состояние вашего собеседника;
  3. Вы легко и с удовольствием выбираете удобную мебель, например кресло или диван: вам достаточно однажды присесть на него, чтобы понять о комфорте в повседневной жизни;
  4. Вы предпочитаете одежду из натуральных, приятных к телу тканей. Вы цените, в первую очередь, комфорт при ношении одежды, а не её яркость и эффектность;
  5. Вы всегда записываете ту информацию, которую хотите запомнить. Во время учёбы вас, наверняка, всегда спасали шпаргалки, которые вам так и не пригождались, так как записанная в них информация уже хорошо отложилась в вашей памяти.

Одним словом, внимательно наблюдая за теми моментами, описанными в статье в каждом из трёх типов, можно научиться говорить с человеком соответствующего типа на его языке, а это, несомненно, поможет наладить с ним контакт и получить много новой информации о его личности.

06.02.2013

Тест Аудиал, визуал, кинестетик, дискрет. Кто вы?

Внешний мир. Как вы его воспринимаете?

В каждом человеке, кроме интроверта и экстраверта, можно выявить один из четырех основных типов характера. Это - кинестетики, визуалы, аудиалы и дискреты. Хочу заметить, что крайне редко попадается чистый тип, чаще двойной, смешанный, в котором преобладает какой-то один.

Наиболее распространенный тип - кинестетики (40% населения), за ними идут визуалы (30%), далее дискреты (20%) и в меньшинстве - аудиалы (10%).

Перед вами четыре высказывания. Они не закончены. Под каждым из них имеются четыре окончания. Обозначьте окончание, которое больше всего подходит Вам цифрой 4, которое немного хуже подходит Вам - цифрой 3 и т. д. Поставьте 1 перед окончанием, которое меньше всего подходит Вам. Проделайте это под каждым из четырех высказываний.

Сосчитайте общую сумму баллов, относящихся к каждой группе, и сравните их. Больше всего баллов соответствует ведущей системе восприятия. Чуть меньше - вспомогательной системе, то есть той, которая тоже довольно активно участвует у вас в сборе информации. На третьем и четвертом местах окажутся менее приоритетные для вас системы.

Но если суммы баллов по всем буквам приблизительно равны, вы умело переключаетесь с одной системы на другую, гармонично сочетаете их и в результате извлекаете максимальный объем нужной информации, что позволяет вам более верно строить поведение в общении и понимать других.

(А) - аудиал

(К) - кинестетик

(В) - визуал

(Д) -дискрет

1.Вы принимаете важные решения опираясь на...

Чувства и интуицию; (К)

То, что лучше звучит; (А)

То, что лучше выглядит и более красиво; (В)

Точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д)

2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет...

Могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В)

Логика его аргументации; (Д)

Насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями. (К)

3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда...

Смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В)

Ловите свои ощущения; (К)

Выражаете это словами; (Д)

4. Для вас самое простое...

Подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А)

Работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д)

Выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К)

Подобрать идеальные сочетания цветов. (В)

5. Лучше всего вы запоминаете...

Мелодии и звуки; (А)

Логические построения; (Д)

Ароматы и вкус (К)

Лица, цвета, картины. (В)

6. Вы...

Настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А)

Хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д)

Очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу; (К)

Всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В)

Примечание : вполне очевидно, что такой упрощенный и короткий тест, как этот, не даст абсолютно точных данных. Но он может быть применим в различном окружении, включая анализ стилей делового менеджмента , а так же консультации по вопросам брака и семьи.

ВИЗУАЛЫ — это люди, которые «видят» окружающий мир.

Визуалы очень хорошо чувствуют окружающее их личное пространство, и, если вы вдруг вторгаетесь в него, сразу "закрываются", скрещивая руки и ноги. Не терпят прикосновений и тем более объятий. Часто производят впечатление снобов, хотя это далеко не всегда так…

Именно мужчина - визуал любит глазами. Для него главное - как женщина выглядит, насколько красиво ее лицо и пропорциональна фигура.

Визуалы не могут работать без заранее разработанных схем. Приступая к работе они четко должны представлять себе стратегию. Визуалы любят наглядные пособия и грамотно оформленные отчеты. Талантливо систематизируя работу, эти люди умеют правильно распределять задачи между сотрудниками. Визуалы, как правило, не только лучшие специалисты в своем деле, они наиболее активны и лучше многих умеют использовать свою память, но им нельзя говорить "нет" и воздействовать на них криком.

АУДИАЛЫ - это очень редкий тип людей.

Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им не обязательно смотреть на собеседника или прикасаться к нему, главное - слышать его.

Аудиалы - это люди-магнитофоны. Могут запомнить и воспроизвести любой ваш рассказ до мельчайших подробностей. Но ни в коем случае нельзя прерывать их, т.к. они тотчас замолчат и более не будут с вами беседовать. Внешне аудиал может показаться человеком упрямым и надменным. Но это впечатление обманчиво, аудиалы, как правило, люди очень душевные и внимательные, готовые вас всегда выслушать и помочь советом. Из аудиалов получаются отличные психологи, прекрасные музыканты и лекторы.

КИНЕСТЕТИКИ — «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы просты, прямолинейны. Решения они принимают, опираясь на свои чувства.

Кинестетики любят посещать сауны, принимать горячие ванны и просто обожают, когда им делают массаж. После неприятного дня долго находятся в состоянии «выжатого лимона». Кинестетики ненавидят неудобную одежду, во всем предпочитают комфорт. Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьезные дискуссии. В свой внутренний мир они пускают только «избранных».

ДИСКРЕТЫ - это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.

Дискреты как бы оторваны от реального опыта - они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Для них написанное или проговоренное как бы и является реальностью. Если для всех остальных слова - это доступ к опыту, то для Дискретов весь опыт состоит из слов. Проблема дискретной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке.


Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

  • На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
  • От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
  • Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
  • Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

На что обязательно обращают внимание?

Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.

Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи . Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание . Допустим, оно написано на классной доске.

  1. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
  2. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
  3. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене
  1. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
  2. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
  3. Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят:

  • от визуала можно требовать быстрого решения задач;
  • от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
  • от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке" :
  • с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
  • с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  • с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект , если будет сделано "на его языке":
  • визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  • аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
  • кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

У каждого из нас свой, Уникальный Способ Познания Мира.

Здесь можно провести аналогию с приготовлением борща.

У всех хозяек он получается по-разному- в зависимости от их предпочтений!

Все зависит от того:

Какие ингредиенты, и в каких пропорциях она берет?

Иначе говоря: "Зависит от информации, которая попала в "фокус вашего внимания "

В какой последовательности и сочетаниях кладет продукты. Сколько времени занимает процесс варки?

Иначе говоря:" К ак эта информация сортируется и структурируется вашим мозгом?"

В каком виде подает это блюдо на стол?

Иначе говоря: " Как вы доносите информацию до других людей?"

З а " подачу блюда", отвечают РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ.

В НЛП выделяют три Основные Репрезентативные Системы:

ВИЗУАЛЬНУЮ

АУДИАЛЬНУЮ

КИНЕСТЕТИЧЕСКУЮ

P.S. Все, что связано с Обонянием и Осязанием часто относят к Кинестетической Системе.

Как правило, одна из Реп.Систем является ведущей, но может со временем меняться (все дети при рождении - кинестетики, а потом у них может начать преобладать другая система).

Естественно, в каждом человеке есть всего понемногу. Бывает, что в равной степени проявлены сразу 2 репрезентативные системы.

От названий репрезентативных систем и пошло выражение: АУДИАЛЫ, ВИЗУАЛЫ, КИНЕСТЕТИКИ .

Дигиталы уважают "язык цифр". И склонны все анализировать. Они рациональны, предпочитают во всем функциональность, логику и четкость, внимательны к деталям.

Слова, характеризующие эту систему: понять, обдумать, оценить, доказать, убедительно, соглашаться, знать, правильно, объяснить, проанализировать, верить и т.д.

Дигитальная модальность Не относится к сенсорным репрезентативным системам.

В отличие от них, она не связана с областью чувств и ощущений, а обращена к логическими умозаключениями и выводами .

Время от времени каждый из нас обращается к ней (например, складывая или умножая числа и т.д). Есть люди, у которых она очень выражена очень ярко.

Чем же отличаются Визуалы, Аудиалы и Кинестетики?

ВИЗУАЛЫ.

Все движения руками у людей этого типа сосредоточены в верхней трети тела.

Они склонны к активному жестикулированию.

Обладают быстрой речью, имеют более высокий тембр голоса и поверхностное дыхание.

Визуалы мыслят Образами и хорошо запоминают их .

Визуалы – «люди пространства», и склонны закреплять и «охранять свою территорию». Когда они заходят в помещение, то в первую очередь внимательно осматривают его. После чего стараются выбрать место, имеющее хороший обзор и больше свободного пространства.

Для них важно - видеть картину целиком. Визуалы имеют хорошую зрительную память .

Прежде, чем что-то вспомнить, им нужно сначала увидеть картинку.

Люди, у которых развита эта репрезентативная система, любят что-то штриховать, обводить или просто рисовать какие-либо рисунки.

Они довольно внимательны к своему внешнему виду и окружению.

Им важно, чтобы было красиво.

Именно поэтому визуал – это тот человек, который обязательно обратит внимание на то, как одет его собеседник .

Эти люди довольно внимательны, имеют хорошую зрительную память и любят сравнивать (например, один образ с другим).

Вычислить визуала можно по словам, которые он чаще употребляет:

Посмотреть, обзор, красиво, далеко, блестящий, точка зрения, ослеплять, прозревать, вспыхнул, показался и т.п .

Ведущая репрезентативная система может меняться в зависимости от Условий, Контекста, или благодаря специальной Тренировке. Если вы, например, поняли, что вы - явный визуал (кстати, таких много), то было бы неплохо, развить ту систему, которая у вас не сильно включена. Вы получите Дополнительные Преимущества.

Люди с ведущей Аудиальной системой, легко и быстро запоминают иностранные языки.

Наша система образования (в изучении иностранных языков)больше ориентирована на Визуальную систему .

В результате, большинство выпускников школ и даже вузов, не могут свободно изъясняться на иностранном языке и воспринимать его на слух. Хотя, ни для кого не секрет, что на языке надо в первую очередь говорить (маленькие дети так и делают), а все равно, " воз и ныне там".

После эксперимента в школе, исследователи сделали еще один интересный вывод:

Проблемы с грамотностью чаще всего встречались среди детей - аудиалов !

Это было связано с тем, что ребенок сначала проговаривал про себя слово (которое отличалось по своему звучанию), а потом уже его писал. Определенные упражнения по развитию визуальной системы у таких детей помогли довольно быстро справиться с этой проблемой.

Лично мне, для того, чтобы запомнить написание иностранного слова, очень важно его написать (срабатывает кинестетическая память мышц). А вот при определении правильности написания,подключается визуальная память. Причем, обе системы у меня развиты одинаково хорошо. В зависимости от ситуации включается то одна, то другая (иногда сразу обе 🙂)

Аудиалы. Визуалы. Кинестики не всегда понимают друг друга с первого раза.

Посмотрите замечательное видео в тему этой статьи! И делайте выводы 🙂

Потренируйтесь немного. И попробуйте определить:

кто здесь аудиал, визуал и кинестетик:

************************

- Смотри, какое необыкновенное небо сегодня, какие большие мерцающие звезды! А вон там, видишь, - созвездие Большой Медведицы.

***********************

- Послушайте! Ну сколько можно вам говорить: "Сделайте звук тише!"

-Невозможно спать при таком грохоте.

***********************

- Как легко и свободно я себя чувствую! Уже давно не припомню такого парящего ощущения!

Анекдот от "Дигитала":

После публикации американцами сенсационных снимков темной поверхности Луны с изображением построек лунной цивилизации международная комиссия объявила, что та страна, которая первая предоставит доказательства наличия цивилизации на Луне, получит исключительное право на использование лунной поверхности. Участвовать согласились китайцы, американцы и русские.
Китайская ракета до Луны не долетела.
Американцы привезли с Луны огромный камень, утверждая, что это плоды жизнедеятельности лунной цивилизации. Комиссия, изучив камень, кроме следов жизнедеятельности самих космонавтов, ничего не обнаружила.
Русские же решили сэкономить и отослали на рассмотрение коммисии автомобиль "Ока" с ручным управлением.
Комиссия, изучив устройство неизвестной техники, присудила победу России, выяснив, что данный аппарат предназначен для существ размером с собаку с семью конечностями и может передвигаться только при лунной гравитации.

************************

Еще один Анекдот в тему: Влюбленные гуляют по берегу красивого озера, в котором плавают лебеди.

Девушка долго наслаждается великолепной парой лебедей. А затем спрашивает молодого человека: "А хотел бы ты стать большим и белым лебедем? Это так красиво!

Парень кривит рот: ""Да ты что! Голым задом и воду?"

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО.

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА

Задумывались ли вы, почему одни люди говорят: «Смотри … Это же очевидно … Давайте лучше рассмотрим Ясно как день»; другие – «Я же говорил … Да ты только послушай … Это громко сказано»; а третьи: «Чувствуешь разницу… Я ощутила на себе его взгляд… На это больно смотреть… Мне было неудобно …»? Все дело в разных каналах восприятия информации, которые у человека наиболее развиты. По этой характеристике различают визуалов, аудиалов и кинестетиков. И именно обращаясь к доминирующему каналу собеседника, вы сможете с большим успехом и точностью донести до него свое сообщение. А это важнейший навык в коммуникации с сотрудниками.

Чтобы понять, с кем имеете дело, понаблюдайте немного за своим визави: полученная информация поможет построить беседу правильно.

Визуалы

Они воспринимают окружающий мир через зрение. Говорят они быстро и резко, предпочитают держать довольно большую дистанцию с собеседником, чтобы иметь возможность лучше его рассмотреть. Их очень легко распознать по словам-маркерам, связанным со зрительным восприятием. Еще одна отличительная черта визуала – большое внимание к своему внешнему виду, они всегда выглядят аккуратно и стильно. Соответственно, и собеседника будут воспринимать лучше, если на него также приятно смотреть. В донесении информации для них важны интересные красочные картинки, красивые образы.

Не пытайтесь объяснить такому человеку что-то устно, лучше максимально визуализируйте свое сообщение – начертите график или диаграмму, создайте презентацию, покажите фотографии или видеоролик, и он будет в восторге. Во время общения держите зрительный контакт со своим собеседником, не раскачивайтесь и не теребите ничего руками, примите спокойную и уверенную позу – помните, что визуал воспринимает мир, в том числе и вас, преимущественно через зрение. Вы для него также являетесь «картинкой», чем она приятнее – тем больше у вас шансов на успешность переговоров.

Аудиалы

Таким людям нравится слушать, они любят музыку и часто предпочитают аудиокниги. Отличительные черты во время разговора – слова-маркеры, касающиеся слухового восприятия, умеренная жестикуляция на уровне груди и средняя дистанция с собеседником. У них богатый словарный запас, они любят поговорить и способны хорошо убеждать и уговаривать собеседника. Аудиалы чувствительны к интенсивности звуков, повышению и понижению голосов, резкий скрип или свист может вывести их из себя. Рассказывают они методично и размеренно, часто кивая в такт своей речи.

Ни в коем случае не перебивайте аудиала, дайте ему высказаться, иначе он будет раздражаться. Беседуя с таким человеком, хорошо поставить фоново мелодичную музыку. Но будьте внимательны – посторонние шумы помешают вашему собеседнику сосредоточиться на разговоре, поэтому тщательно подходите к выбору места встречи. Донося информацию аудиалу, постарайтесь говорить размеренно и спокойно, не тараторьте и следите за тем, чтобы вас было приятно слушать. Ваша речь должна быть грамотной и образной, а жестикуляция – сдержанной.

Кинестетики

Такой человек исследует окружающий мир «на ощупь», он больше ощущает телесно и в меньшей мере видит или слышит. У таких людей развиты вкус, осязание, боль, тепловые и вибрационнные ощущение. Кинестетиков можно распознать по преобладанию в лексике слов, передающих чувства. Их речь медленная, они держат короткую дистанцию во время разговора, могут часто трогать себя за лицо, брать собеседника за руку или класть руку на плечо. Они приветствуют применение жестов собеседником, особенно если это помогает расставить акценты в сообщении, «почувствовать», о чем идет речь. С кинестетиками вы можете вести себя достаточно свободно, для них не важны ни красивая поза, ни официальная одежда. Однако если последняя сделана из ткани, приятной на ощупь – у вас уже есть бонус, ведь, скорее всего, ваш собеседник дотронется до вас во время разговора и вы ему понравитесь. Эти люди очень деятельны, им сложно усидеть на одном месте, они постоянно что-то делают, их девиз «Движение – это жизнь».

Этим людям трудно удержать внимание, они легко переключаются на что-либо другое, порываются куда-то идти и что-то делать. Подберите правильный способ держать фокус внимания на вас. Также следует учесть, что если визуалы принимают решения легко и быстро, то кинестетикам необходимо хорошо обдумать свое решение, вжиться в него и почувствовать. Ни в коем случае не давите на них и не подгоняйте.

Чем полезен верный выбор инструментов коммуникации

Зная особенности восприятия вашего собеседника, вы можете использовать инструменты, которые помогут лучше, качественней и в полном объеме передать информацию. К примеру, работая с визуалом, подготовьте презентацию либо используйте такие инструменты визуализации информации, как лист а4, флипчарт и т.д. Если же ваш собеседник аудиал, говорите четко, с паузами, интонацией, играйте голосом. Кинестетику дайте возможность попробовать на практике то, что вы предлагаете, подготовьте раздаточный материал, который можно изучить самостоятельно в руках.

Данные знания помогают быстрее обучить новый персонал. Понимая особенности каждого человека, мы можем использовать это: показать, рассказать, дать попробовать сделать самому. Если применять эту методику, период наставничества проходит быстрее и эффективнее. Обучать человека нужно, учитывая его восприятие: так вы экономите свою и чужую энергию и время.

Если вам сложно определить канал восприятия информации, вы можете использовать все перечисленные методы. А ваш собеседник самостоятельно выберет тот источник, который ему подходит.

Если вы хотите добиться максимально эффективной коммуникации, уделите внимание своему собеседнику в начале разговора, обращайте внимание на детали, и они подскажут вам, как себя вести. Еще лучше, если у вас есть возможность предварительного знакомства перед тем, как внести важное предложение. Это поможет основательнее подготовиться, подобрать соответствующие примеры, время и место для беседы. Когда эти параметры выбраны верно – половина успеха уже у вас в кармане.

Евгений Куджоян , бизнес-тренер, Студия Профессионального Развития