Верхний порожек. Порожек для гитары: виды, материалы и правила выбора

Принесли в ремонт классическую гитару для замены пластиковых порожков на костяные.

Пластиковые порожки сделаны из очень эластичного материала, эластичного на столько, что нижний порожек изгибался, как резиновый.
Всем известно, что когда порожки сделаны из мягкого материала, то вибрация струн гасится через них и корпус гитары не в полную силу взаимодействует с вибрацией струн, так сказать дерево не прокачивается и гитара теряет сустейн . Это одна из причин, по которой необходимо менять порожки у гитары на более прочный материал.
Так же, порожки из мягкого материала быстрее изнашиваются и даже нейлоновые струны от натяжения продавливают порожки. То есть струны опускаются ниже чем были после установки на новые пластиковые порожки. Тем самым струны начинают задевать лады и появляется дребезг.

На фото хорошо видно продавленные места от струн.

Было решено менять оба порожка и верхний и нижний.

При том нижний решили делать с компенсацией мензуры под третьей (самой капризной) струной.

После изготовления костяных порожков, мы записали видео для сравнения

Хозяин гитары сказал, что видео не так передаёт эффект, как он чувствует и слышит в живую.

P.S. Имейте ввиду, что Китайские "костяные порожки " чаще всего сделаны не из натуральной кости. Нужно внимательно читать описание. Если продавцы идут не на стопроцентный обман, то указывают, что искусственная кость, из чего следует, что это пластиковый сплав по свойствам схожий с костью, но это не кость и порожки будут изнашиваться так же, но чуточку дольше. Костяные порожки же не продавливаются как пластиковые.

Так же хотелось бы отметить, что костяные порожки массового производства изготавливаются из не качественно обработанной кости, они либо переваренные, либо пережжённые.
При массовом производстве никто не следит за каждой косточкой, на сколько она обезжирилась и так же обрабатывают кость механическим способом. В связи с чем кость перегревается и становится хрупкой. Такие костяные порожки просто разрушаются, так как нарушена структура кости.
Вот пример.

Так что будьте внимательными при выборе костяных порожков.
А если сами не уверены, что установите порожки, то внимательно выбирайте мастера

Гитара – струнный музыкальный инструмент, представляющий собой механическую резонансную (колебательную) систему. Данная система участвует в формировании звука. Корпус и гриф являются основой, на которой установлены струны. Механическая энергия колебаний струны передаётся корпусу гитары через 2 основных точки – нижний и верхний порожки. При зажатых пальцами струнах, роль верхнего порожка выполняет лад. Процесс передачи механической энергии идёт циклично – от струн к дереву и обратно, постепенно затухая.

Главной позицией или «точкой» на грифе, передающей колебания, является верхний порожек (нулевой лад). Помимо звукопередачи он выполняет несущую функцию. От качества изготовления и материала порожка зависят тональные характеристики и эргономика (удобство игры). Глубина пропилов на этом элементе влияет на высоту струн и сохранение строя при игре. Именно поэтому, при отстройке инструмента , порожкам уделяется повышенное внимание.

Для изготовления верхнего порожка используются различные материалы , самые популярные из них рассмотрим ниже.

1) Пластик

Видов этого материала очень много: от мягких с демпфирующим эффектом , до твёрдых с весьма хрупкой структурой.

В большинстве случаев применяется мягкий, легко мнущийся и быстроизнашивающийся полимер. А другие пластики через некоторое время теряют свои первоначальные свойства, начинают ломаться и крошиться. Очень редко встречаются достойные образцы.

2) Кость

Жесткий , достаточно прочный вариант для верхнего порожка. При хорошей обработке, материал имеет скользящую поверхность для ровного перемещения струны во время настройки или использования тремоло. Кроме того, костяной порожек придаёт инструменту винтажный вид , а сами гитары звучат ярче и чище.

Однако у этого материала есть свои недостатки. Кость имеет неоднородную структуру с пустотами, которые являются ловушками (фильтрами) для некоторых частот. На практике бывают случаи, когда некоторые струны по уровню громкости выпадают из общего баланса: одни звучат тише, а другие громче. Тот же дисбаланс наблюдается в длительности звучания нот (сустейне).

3) Латунь и другие металлы

Наряду с другими металлами, латунь обладает необходимой прочностью и жёсткостью . Стоит отметить, что лады в грифе тоже сделаны на основе медь-содержащего сплава – чаще нейзильбера. Металл неспроста выбирается проводником колебаний между струнами и корпусом инструмента. Однородная и плотная структура этого материала даёт возможность передать вибрации в полной мере.

Латунный порожек позволяет добиться максимального сустейна и выявить все обертональные нюансы инструмента. Звук гитары с металлическим порожком становится еще ярче , плотнее , даже при еле заметных щипках и флажолетах. Присутствует ощущение компрессии, но достигается это не за счет сглаживания высоких пиков уровня громкости, а за счет высокой чувствительности к слабым прикосновениям пальцев или медиатора. Подобный эффект можно получить при использовании и других металлов: никеля, меди, стали .

Не стоит забывать о том, что в формировании звука музыкального инструмента участвуют абсолютно все его части, каждая из которых вносит в общее звучание что-то свое или скрывает тональные качества дерева и струн. Различные металлы вносят определенные оттенки в музыкальные характеристики гитары. Экспериментируя с видами металлов, стоит помнить, что медь-содержащие сплавы традиционно использовались в различных инструментах: больших колоколах и маленьких колокольчиках, металлофонах, поющих сосудах и чашах, барабанных тарелках, трубах, варганах.

4) Графит

Графит, в отличие от кости, однороден по структуре, а его передаточные характеристики выше, чем у пластика и кости, но ниже, чем у большинства металлов.

Многие выбирают графит из-за смазывающего эффекта , который он оказывает на порожек. Вопрос в том, а нужен ли он? Если поверхность пропилов на металлическом порожке ровная и полированная, то струна будет скользить не хуже, чем по графиту.

5) Таск

Таск – синтетический однородный материал, который по качеству передачи колебаний находится где-то между костью и графитом, а по внешнему виду напоминает кость.

Используя его, вы можете придать инструменту винтажный вид и обойти недостатки структуры костяного порожка.

6) Кориан

Так же как и таск, является синтетическим материалом, однако по свойствам и звуку он ближе к графиту.

Существует масса других материалов, используемых для изготовления порожков, в том числе и композиты. Так или иначе, множество их резонансных свойств находится между костью и металлами, поэтому мы их описывать не будем. Такое многообразие обусловлено по большей части вкусовыми пристрастиями в окраске звука. Одному принципиально нужен демпфирующий эффект от пластика, другому – oldschool’ный вид и звук костяного порожка, а кому-то важна максимальная передача нюансов звука дерева и струн при использовании латуни.

Вышесказанное в полной мере применимо и для нижнего порожка , установленного на деке. Про него ни в коем случае нельзя забывать, так как он является второй основной «точкой» в колебательном контуре инструмента.

Помимо материалов порожки различаются по конструкции .

1) Классический

Порожек, представляющий собой поверхность с пропилами под струны, подходит для большинства гитар. Простота конструкции позволяет легко настраивать инструмент и менять строй во время игры.

Из недостатков можно отметить проблемы при использовании различных тремоло-систем. Порожки данной формы изготавливаются из любых представленных выше материалов.

2) Локовый (запирающий порожек или топ-лок)

Струна запирается на порожке сухарями. Конструкция позволяет использовать Floyd Rose без потери строя.

Чаще всего для изготовления локовых порожков применяется сталь.

3) Роликовый

Данная интересная разработка предполагает размещение роликов в пропилах для сопровождения струны к её исходному расположению.

Эта технология встречается на некоторых моделях гитар Fender и различных суперстратах с классическим тремоло.

Ролики и сам порожек изготавливаются из латуни или никеля, что хорошо сказывается на звуковых характеристиках. Кроме того, мы получаем и все преимущества классической конструкции порожка.

4) Компенсирующий

Такой порожек – инженерное решение лютье Rick Earvana, который привнёс в классическую конструкцию специальные пазы.

Они позволяют добиться одинаковой интонации при игре аккордов на открытых и зажатых струнах. Однако, по нашему опыту, подобная точность интонации не оправдывает установку компенсирующего порожка: грамотно отстроенный классический хорошо справляется со своей задачей и не требует никаких доработок.

Надеемся, что статья была для вас полезной и интересной! Большое спасибо за внимание!

Сегодня пойдет речь об одной маленькой, но довольно важной детали в конструкции . В этой статье вы узнаете, каким бывает верхний порожек и из каких материалов его изготавливают. Также мы рассмотрим локовые порожки и несколько вариантов нестандартных типов.

Для чего нужен верхний порожек?

Как ни странно, но верхний порожек является одной из важнейших точек расположенных на гитаре, потому что именно здесь резонируют струны и именно с этой точки начинается звук. Еще эта точка отвечает за настройку инструмента.

Вот просто подумайте логически, а что если порожек будет неправильно пропилен или же не точно установлен? Конечно же, гитара уже не будет нормально звучать, скорее всего звенеть начнет, а высота струн будет слишком велика, что отразится на комфорте игры.

Основная задача верхнего порожка заключается в правильном расположении высоты струн над грифом гитары, а также в точном расстоянии между ними. Порожек устанавливают и пропиливают в соответствии с высотой ладов, шириной , а также радиусом накладки. Из этого следует, что не существует универсального порожка для абсолютно всех гитар.

Для того, чтобы правильно установить и пропилить новый порожек, в первую очередь необходимо выполнить полную отстройку инструмента, которая также включает в себя выравнивание (шлифовку) ладов. Сперва порожек точно выставляется, после чего делается грубый пропил и уже потом производится точная подгонка до необходимой высоты вместе со струнами.

Если вы все же решитесь заменить на своей электрогитаре верхний порожек, то стоит учитывать, что сегодня существует достаточно много разных материалов, из которых его изготавливают. Каждый их них соответственно имеет свои определенные тональные характеристики.

Материалы для верхнего порожка

  • Твердый и плотный винтажный материал. Такой порожек должен быть аккуратно пропилен для того, чтобы избежать застревание струн в пазах.
  • Звук чистый, яркий и детализированный.
  • При обработке издает довольно неприятный запах.

  • Материал самосмазывающийся, который идеально подходит для грифов и тремоло, где струны не проходят ровно через верхний порожек.
  • Ровное и теплое звучание.
  • Доступен в заготовках, легко пропиливается.

  • Такой порожек изготовлен из такого же материала, что и лады на грифе. Он совпадает с их внешним видом и звуком.
  • Звук очень яркий с превосходным сустейном и арктикуляцией.
  • Отлично полируется, но трудный в обработке и при шлифовке нагревается.

  • Этот материал достаточно твердый, но при этом хорошо полируется и с позолоченной фурнитурой выглядит отлично.
  • Яркий звук и превосходный сустейн, особенно на слайд и бас-гитарах.
  • Трудная обработка, при которой материал сильно нагревается, а пыль может затруднить пропиливание.

  • Искусственный материал, который внешне похож на кость.
  • Ровное и теплое звучание.
  • Доступен в заготовках и легок в обработке.

Выбор верхнего порожка

Калибр и тип струн может определять использование какого-либо из вышеперечисленных материалов. Поэтому отнеситесь с умом при выборе верхнего порожка, потому что именно с него начинается звук гитары, а это уж точно немаловажно.

На фабрике порожек может быть не всегда правильно пропилен, поэтому цена гитары, чаще всего, определяет общее время потраченное на доводку и отстройку инструмента. В отличие от дорогих гитар, на дешевых не уделяют особого внимания деталям. При наличии ровных рук можно, конечно же, и из дешевой палки сделать лялю, но это уже тема для отдельной статьи.

Итак, существуют три стандартных размера порожков, измеряемые по ширине, а именно:

  • 1-3/4″
  • 1-11/16″
  • 1-5/8″

Поэтому, чтобы определить, какой именно порожек вам подходит, для этого достаточно знать параметры радиуса накладки и учитывать форму грифа.

Локовые порожки

Поговорим теперь о так называемых локовых (запирающихся) порожках. В чем их суть? Устроены эти порожки таким образом, чтобы фиксировать струны в верхней точке грифа и тем самым позволяя использовать вам различные даже для самых глубоких покачиваниях рычага, при этом постоянно удерживая строй гитары.

Многие музыканты считают, что это чуть ли не единственный способ для того, чтобы гитара не теряла свой строй. И они правы в своих убеждениях, т.к. локовый порожек всегда справляется с этой задачей на ура. Но вот по сравнению со стандартным порожком, этот будет все же привносить в звук некоторое отличие. Какое?

Т.к. локовые порожки в основном делают из металла, при их использовании звук становится тоньше, а еще такой порожек не дает струнам достаточно долго резонировать в отличие от обычного. Для тех, кто хочет довольно активно пользоваться своей тремоло системой, локовый порожек будет идеальным решением.

Бывалые гитаристы скажут, что мол, мне нужен хороший тон и резонанс, но черт возьми, я также хочу наслаждаться использованием Floyd Rose на своем весле без необходимости каждый раз подстраивать его после нескольких движений рычагом! В связи с этим за последние 15 лет были специально разработаны новые продукты, стоящие где-то посередине между этими двумя крайностями.

Необычные порожки

Такие порожки представляют собой компромиссное решение между традиционным и локовым верхними порожками. Характеризуются они как хорошим звучанием так и своей функциональностью. Приведу пару примеров подобных продуктов.

Earvana – это компенсирующий порожек и отличный апгрейд для абсолютно любой электрогитары. Он не только улучшает интонирование, но и помогает сохранить строй гитары во время использования тремоло. С Earvana вы можете забыть о выпадении отдельных струн используя машинку, потому что благодаря компенсации порожка они всегда будут звучать ровно. Установив себе такой порожек, вы сами убедитесь, что это отличная штуковина, на которую стоит обратить внимание. Earvana вас не разочарует.

LSR – это роликовый верхний порожек, который при использовании машинки, как бы провожает струну через свои ролики и потом позволяет вернуться ей обратно в центральную точку. Такая штука на вашей гитаре позволит делать всякие разные тремоло фишки и прикольные вибрато. С помощью LSR Roller Nut можно даже легко исполнить партии Ван Халена и при этом не переживать за строй, который будет также хорошо держаться, как с использованием обычного локового порожка.

Есть также и множество других необычных порожков, которые существуют сегодня на рынке. Здесь, мы лишь рассмотрели самые популярные из них. Поэтому, если вы встречали нечто подобное, то смело можете дополнить эту статью своим комментарием.

Сегодня пойдет речь об одной маленькой, но довольно важной детали в конструкции электрогитары. В этой статье вы узнаете, каким бывает верхний порожек и из каких материалов его изготавливают. Также мы рассмотрим локовые порожки и несколько вариантов нестандартных типов.

Для чего нужен верхний порожек?
Как ни странно, но верхний порожек является одной из важнейших точек расположенных на гитаре, потому что именно здесь резонируют струны и именно с этой точки начинается звук. Еще эта точка отвечает за настройку инструмента.
Вот просто подумайте логически, а что если порожек будет неправильно пропилен или же не точно установлен? Конечно же, гитара уже не будет нормально звучать, скорее всего звенеть начнет, а высота струн будет слишком велика, что отразится на комфорте игры.
Основная задача верхнего порожка заключается в правильном расположении высоты струн над грифом гитары, а также в точном расстоянии между ними. Порожек устанавливают и пропиливают в соответствии с высотой ладов, шириной грифа, а также радиусом накладки. Из этого следует, что не существует универсального порожка для абсолютно всех гитар.
Для того, чтобы правильно установить и пропилить новый порожек, в первую очередь необходимо выполнить полную отстройку инструмента, которая также включает в себя выравнивание (шлифовку) ладов. Сперва порожек точно выставляется, после чего делается грубый пропил и уже потом производится точная подгонка до необходимой высоты вместе со струнами.
Если вы все же решитесь заменить на своей электрогитаре верхний порожек, то стоит учитывать, что сегодня существует достаточно много разных материалов, из которых его изготавливают. Каждый их них соответственно имеет свои определенные тональные характеристики.

Материалы для верхнего порожка
Bone Nut (Кость)
Твердый и плотный винтажный материал. Такой порожек должен быть аккуратно пропилен для того, чтобы избежать застревание струн в пазах.
Звук чистый, яркий и детализированный.
При обработке издает довольно неприятный запах.

Graphite Nut (Графит)
Материал самосмазывающийся, который идеально подходит для грифов и тремоло, где струны не проходят ровно через верхний порожек.
Ровное и теплое звучание.
Доступен в заготовках, легко пропиливается.

Nickel Nut (Никель)
Такой порожек изготовлен из такого же материала, что и лады на грифе. Он совпадает с их внешним видом и звуком.
Звук очень яркий с превосходным сустейном и арктикуляцией.
Отлично полируется, но трудный в обработке и при шлифовке нагревается.

Brass Nut (Латунь)
Этот материал достаточно твердый, но при этом хорошо полируется и с позолоченной фурнитурой выглядит отлично.
Яркий звук и превосходный сустейн, особенно на слайд и бас-гитарах.
Трудная обработка, при которой материал сильно нагревается, а пыль может затруднить пропиливание.

Tusq Nut (Таск)
Искусственный материал, который внешне похож на кость.
Ровное и теплое звучание.
Доступен в заготовках и легок в обработке.

Corian Nut (Кориан)
Синтетический твердый материал, требующий тонкой доводки.
Звук ровный, чистый и сбалансированный.
Доступен в очень больших заготовках, режется довольно медленно, но равномерно.

Выбор верхнего порожка

Калибр и тип струн может определять использование какого-либо из вышеперечисленных материалов. Поэтому отнеситесь с умом при выборе верхнего порожка, потому что именно с него начинается звук гитары, а это уж точно немаловажно.
На фабрике порожек может быть не всегда правильно пропилен, поэтому цена гитары, чаще всего, определяет общее время потраченное на доводку и отстройку инструмента. В отличие от дорогих гитар, на дешевых не уделяют особого внимания деталям. При наличии ровных рук можно, конечно же, и из дешевой палки сделать лялю, но это уже тема для отдельной статьи.

Итак, существуют три стандартных размера порожков, измеряемые по ширине, а именно:
1-3/4″
1-11/16″
1-5/8″
Поэтому, чтобы определить, какой именно порожек вам подходит, для этого достаточно знать параметры радиуса накладки и учитывать форму грифа.

Локовые порожки
Поговорим теперь о так называемых локовых (запирающихся) порожках. В чем их суть? Устроены эти порожки таким образом, чтобы фиксировать струны в верхней точке грифа и тем самым позволяя использовать вам различные тремоло системы даже для самых глубоких покачиваниях рычага, при этом постоянно удерживая строй гитары.
Многие музыканты считают, что это чуть ли не единственный способ для того, чтобы гитара не теряла свой строй. И они правы в своих убеждениях, т.к. локовый порожек всегда справляется с этой задачей на ура. Но вот по сравнению со стандартным порожком, этот будет все же привносить в звук некоторое отличие. Какое?
Т.к. локовые порожки в основном делают из металла, при их использовании звук становится тоньше, а еще такой порожек не дает струнам достаточно долго резонировать в отличие от обычного. Для тех, кто хочет довольно активно пользоваться своей тремоло системой, локовый порожек будет идеальным решением.
Бывалые гитаристы скажут, что мол, мне нужен хороший тон и резонанс, но черт возьми, я также хочу наслаждаться использованием Floyd Rose на своем весле без необходимости каждый раз подстраивать его после нескольких движений рычагом! В связи с этим за последние 15 лет были специально разработаны новые продукты, стоящие где-то посередине между этими двумя крайностями.

Необычные порожки
Такие порожки представляют собой компромиссное решение между традиционным и локовым верхними порожками. Характеризуются они как хорошим звучанием так и своей функциональностью. Приведу пару примеров подобных продуктов.

Earvana Compensated Nut
Earvana – это компенсирующий порожек и отличный апгрейд для абсолютно любой электрогитары. Он не только улучшает интонирование, но и помогает сохранить строй гитары во время использования тремоло. С Earvana вы можете забыть о выпадении отдельных струн используя машинку, потому что благодаря компенсации порожка они всегда будут звучать ровно. Установив себе такой порожек, вы сами убедитесь, что это отличная штуковина, на которую стоит обратить внимание. Earvana вас не разочарует.

LSR Roller Nut
LSR – это роликовый верхний порожек, который при использовании машинки, как бы провожает струну через свои ролики и потом позволяет вернуться ей обратно в центральную точку. Такая штука на вашей гитаре позволит делать всякие разные тремоло фишки и прикольные вибрато. С помощью LSR Roller Nut можно даже легко исполнить партии Ван Халена и при этом не переживать за строй, который будет также хорошо держаться, как с использованием обычного локового порожка.

Есть также и множество других необычных порожков, которые существуют сегодня на рынке. Здесь, мы лишь рассмотрели самые популярные из них. Поэтому, если вы встречали нечто подобное, то смело можете дополнить эту статью своим комментарием.

Очень сложно найти человека, в жизни которого музыка не занимает важного места. Особенно это касается игры на музыкальных иснтрументов. Многие когда-нибудь мечтали научиться играть гитарой. Ведь именно этот инструмент открывает перед своим хозяином удивительный и разнообразный мир музыки. От невероятно мелодичных, классических, тонких до самых энергичных, «сочных», тяжелых композиций — практически любой репертуар может быть сыгран на этом величайшем творении. Огромный выбор гитар дает музыкантам широчайший спектр возможностей. Однако такое разнообразие нередко служит причиной растерянности и трудностей при выборе гитар. Многие, особенно начинающие музыканты, в большинстве случаев основным параметром поиска подходящего варианта считают внешний вид, цену или бренд. Безусловно, эти показатели очень важны, но особенное внимание необходимо уделять именно мелким деталям, различным на первый взгляд не заметным частичкам инструмента. Таким образом, очень важной мелочью является верхний порожек гитары. Именно от него зависит качественная настройка музыкального инструмента, резонирование струн, звучание. Порой, если порожек не правильно выполнен, гитара может дребезжать или издавать неприятные шумы.

Из каких же материалов изготавливают верхний порожек гитары?

В основном это примерно пять-шесть разновидностей, которые наиболее распространены и известны.

  • Одним из самых традиционных и классических вариантов являются костяные порожки. Этот тип имеет довольно необычную структуру, требует некоторого ухода, но инструменты, на которых установлены такие порожки, поистине великолепны, ценны и обладают потрясающим звучанием. Единственный минус костяных порожков — сложность в установке (необходимо защищать глаза, нос, рот).
  • Следующий вид — графитовые порожки. Эту разновидность относят к разряду бюджетных, недорогих, простых вариантов. Поэтому чаще всего подходит начинающим. Звук — мягкий, мелодичный как у Yamaha F-310 подробнее в магазине gitaraist.
  • Никелевые же порожки требуют еще больше сил и времени в установке, однако, правильно внедрив их в устройство гитары, можно добиться поистине шикарного и чарующего звука. Также очень порадует владельца гитары внешний вид — блестящий и эстетичный.
  • Латунный верхний порог особенно подойдет к инструментам, в составе которых имеются «золотые» элементы. Они придают гитаре чистый, приятный звук, хорошо резонируют и обладают отличным сустейном. К недостаткам можно отнести трудности в осблуживании и работе.
  • Тасковые и корианые. Сырьё, которое используется для изготовления этого типа верхних порожков — синтетическое. Работать с данной разновидностью достаточно легко, а при удачной установке она принесет еще и великолепный звук.
  • Запирающие порожки позволяют зафиксировать струну на самой высокой точке грифа. Это свойство позволяет успешно использовать тремоло. Такие порожки пока не особо развиты и используются редко.

Итак, все варианты имеют свои особенности. Здесь опять же «товарищей на вкус и цвет нет», поэтому каждый музыкант должен выбирать порожки, исходя лишь из собственных желаний и соображений. Главное правило — будьте аккуратными при обработке и установке, ведь некоторые материалы могут нанести вред вашему здоровью.