Изготовление акустической гитары. Конструкция классической гитары Как сделать акустическую гитару своими руками в домашних условиях

Обечайки гитары - это изогнутые тонкие пластины или ламели дерева. Бывают, конечно, и фанерные обечайки или составные, т.е. состоящие из двух слоев. Но в статье пойдет разговор о том, как методом размачивания и нагрева согнуть цельные обечайки для гитары.

Заготовки на обечайки представляют собой две деревянные пластины толщиной от 2 до 2.5 мм ширина и длина естественно следует из размеров гитары, которую вы хотите сделать. Прибавьте к длине 30 мм, к ширине 5-10 мм для пожарной безопасности. На классическую гитару получается что-то похожее на 760*110*2,5 мм. Заготовки обычно равнотолщинные.

На чём основано гнутье?

На том, что при нагреве влажных заготовок древесина начинает гнуться и после остывания и высыхания сохраняет заданную форму. Операция требует изготовления приспособ. От мастера к мастеру устройства различаются, но остаётся один принцип – должна быть штука, на которой греют и гнут и ещё одна, на которой обечайки фиксируют.

У монстров гитаростроения это может быть универсальная установка, но я хочу рассказать вам, как с минимальными затратами можно совершить это таинство.

Первая приспособа - это металлическое нечто, у которого есть рабочая часть, представляющая собой округлость радиусом не большим, чем радиус изгиба в талии вашей будущей гитары.

Эта рабочая часть должна хорошо нагреваться, чтобы при прикосновении влага из дерева начинала выкипать, но при этом древесина не обугливалась. Металлическая поверхность не должна пачкать дерево своими окислами.

Приспособа универсальная с грелкой

На картинке изображено универсальное приспособление и для гнутья, и для сушки, но оно достаточно сложно в изготовлении.

Принцип работы такого устройства это перекладывание обечаек с гибким нагревательным элементом (видно что-то рыжее с хвостиком торчит слева). У нас на форуме Пабло применяет такую технологию. Результат идеальный.

Вкратце. Формируется бутерброд из гибких металлических пластин с гибким нагревательным элементом. Для защиты от легкого подгорания между элементом и обечайкой кладется бумага. В ровном состоянии пакет прогревается, дерево приобретает способность гнуться и весь пакет выгибается по форме. Нюансы ищите на форуме.

Простая форма с подогревом

Нам нужен только шаблон. Надо сделать три прижима: в талии и по краям. Также стенки можно сделать из толстой фанеры или ДВП.

Схема: вырезаете две стенки из фанеры 10 мм (учтите толщину обечаек, контур сушилки - это внутреняя поверхность обечаек, а не внешний контур гитары) и по торцу оббиваете металлическим листом. Приспособа может быть сразу на две половинки обечайки, могут быть две разные на каждую из половинок обечаек. Рабочую поверхность сушилки после закрепления заготовки на приспособу некоторое время надо прогревать.

Есть такой эффект, как поперечное изгибание обечаек при сушке в открытом виде. Причина в том, что дерево изгибается на ту поверхность, которая сохнет сильнее. Лечение: применение внешнего гибкого металлического листа, шнуровка с внешней стороны. Не агрессивная сушка. Фактически после остывания дерево теряет способность гнуться, т.е. ещё влажным его можно засунуть в то, что мы называем ваймой и сохнуть обечайки будут в форме, но внутренней стороной наружу.

Процесс гнутья, один из вариантов

На 5 часов погрузите в воду заготовки, просто утопите в ванной. Только не оставьте их плавать, иначе поверхности дерева неравномерно впитают воду и обечайки изогнуться.

Я начинаю гнуть с талии. Отметили место максимального прогиба в талии и кладёте этим местом на разогретую гнулку. Вода, которая впиталась в древесину и находится на поверхности, закипает. Практически под тяжестью рук и небольшим напряжением по мере увеличения радиуса заготовка гнётся.

Постоянно елозьте по металлу участком, который гнёте, не стоите на одном месте, сначала прогрейте участок, потом гните. Когда вы прикладываете ровную заготовку на радиус, то площадь соприкосновения мала, поэтому постоянное движение необходимо. Кипяточек с кистью для добавления «поддайте-ка парку» также необходим. Сверяйтесь с шаблоном. Талию лучше согнуть очень точно. Когда вы будете гнуть остальную часть обечайки, то талия может постепенно разгибаться, как и всё остальное. Можно, после того как вы согнёте талию, подержать её под струёй холодной воды, чтобы материал остыл, разгибание явно замедляется.

На самом верхнем фото вы видите процесс изгибания обечаек дополнительно с помощью гибкой металлической пластины. Эта пластина позволяет гнуть дерево равномернее, именно изгибая по радиусу, а не переламывая о него. Такая методика позволяет работать с обечайками в местах с дефектами, какими-то опасными неоднородностями или специфической текстурой, предотвращая переламывание. Также пластина затрудняет испарение влаги с внешней стороны, а именно она не должна сильно подсыхать, так как при изгибе растягивается и должна быть пластичная.

По сути, вам нужно согнуть дерево до состояния, когда не требуется больших усилий, чтобы материал лёг в форму. Таким же образом гнёте остальное ещё больше обращая внимание на то, чтобы прогревать как можно большие площади и не гнуть в каком-то одном месте, а то изделие получится угловатое. Если перегнули, то переверните и выпрямите.

На краях и вокруг сучков или волн пользуйтесь палочкой-держалочкой, чтобы давить в самый край обечайки.

Можно остановиться на моменте, когда с небольшим придавливанием к сушилке обечайка ложится точно по поверхности. Закрепите в сушилке в трёх местах: в талии и по краям, больше не надо. Погрейте сушилку час, полтора, потом на несколько дней оставьте достаивать. Когда вы снимаете заготовку с сушилки, отгиб краёв от формы не должен превышать сантиметра.

Изгибание без монтажа, т.е. так это и выглядит. Конечно не могу сказать, что это полностью всё. Я немного красуюсь, смело надавливая на дерево, но индиец это позволяет, сами будьте осторожнее. Я сам намного осторожнее на незнакомом дереве. Некоторое время ещё на окончательную доводку потратить надо, но это уже несущественно. За кадром остаётся только идеальная подгонка - ничего интересного, приложили к шаблону, подогнули на гнулке.

Гну я индийский палисандр толщиной 3.0 мм. Замачивал перед изгибанием часов на пять.

Видео на нашем канале YouTube. Подписывайтесь!


В этой статье мы рассмотрим изготовление акустической гитары. Эту гитару сделал человек, который не только не умел играть на инструменте, но и имел минимальный опыт в деревообработке. На изготовление инструмента мастер решился после просмотра

Все работы по изготовлению инструмента заняли около 300 часов. Стоимость гитары, в зависимости от материала, от 200 до 1000 евро. Это конечно дороже, чем покупная гитара начального уровня, но удовлетворение от игры на инструменте изготовленного своими руками , того стоит. Тем более, что, по оценке музыкантов, звучит гитара лучше промышленных образцов.
Для изготовления гитары мастер использовал следующие

Инструменты и материалы:
-Цикля (скребок);
-Стамески;
-Рубанок;
-Ручная дрель;
-Ножовка;
-Ленточно-пильный станок;
-Напильники;
-Струбцины;
-Принтер;
-Компьютер;
-Линейка;
-Карандаш;
-Киянка;
-Клей;
-Ножницы;
-Тиски;
-Малярный скотч;
-Газовая горелка;
-Молоток;
-Отвертка;
-Dremel;
-Наждачная бумага;
-Полировка;
-Покрытие на водной основе;
-Ель (верхняя дека);
-Вишня (нижняя дека и обечайка);
-Эбеновое дерево (накладка, подставка);
-Клен (гриф);
-Колки;
-Струны;
-Порожки;
-Лады;
-Анкерный стержень;








Шаг первый: чертеж
Для изготовления инструмента мастер распечатал на бумаге 1:1 чертеж гитары. Скачать чертеж можно .




Шаг второй: угол грифа
Сначала мастер изготавливает заготовку для грифа. При ее изготовлении важно обратить внимание на угол между головкой и шейкой грифа. Для большинства современных гитар угол составляет 15 - 17 °.

Отрезает головку и шейку под нужным углом, а затем склеивает их. Приклеивает к шейке брусок, который в дальнейшем будет пяткой грифа.

























Шаг третий: стержень
Анкерный стержень - это металлический прут или их конструкция, которая устанавливается в тело грифа, чтобы компенсировать натяжение струн. Анкерный стержень можно изготовить самому, а можно, как мастер-самодельщик, купить.

Вдоль шейки грифа посередине мастер чертит линию. Затем, по линии, выдалбливает углубление глубиной диаметр стержня + 5 мм. Устанавливает стержень. Закрывает паз древесиной.















Шаг четвертый: накладка на головку грифа
Вырезает и устанавливает на головку накладку.














Шаг пятый: обрезка шейки
Обрезает лишнюю часть шейки и обрабатывает ее скребком.









Шаг шестой: пятка
Обрабатывает пятку грифа. Обрезает лишнюю древесину, циклюет поверхность.
















Шаг седьмой: накладка
Накладку на гриф мастер изготавливает из черного эбенового дерева. Эбеновое дерево твердая древесина и идеально подходит для накладки. Вырезает накладку по размеру. Затем размечает места установки ладов. Делает пазы для ладов.
















Шаг восьмой: приклеивание накладки на гриф
Дальше мастер приклеивает накладку к грифу. Для этого он сначала размещает накладку на грифе (край накладки должен быть на уровне с краем анкерного стержня) и зажимает струбцинами. Затем сверлит два сквозных отверстия. В отверстия мастер устанавливает штифты. Снимает накладку, наносит клей и устанавливает накладку на место. Штифты не дадут ей сместиться. Прижимает накладку струбцинами. После склеивания деталей штифты удаляются, а отверстия закрываются дюбелем.














Шаг девятый: дека
Дальше нужно изготовить верхнюю и нижнюю деку.
Дека изготовлена из двух панелей. Чертит на панелях форму деки. Обрабатывает место склеивания двух половинок, что бы они плотно прилегали друг к другу. Склеивает их. После склейки вырезает форму деки.










Теперь необходимо обработать поверхность деки и довести ее толщину до 2,7 мм (для верхней деки) и 2,4 мм (для нижней деки). Обработку мастер проводил вручную с помощью наждачной бумаги, закрепленной на бруске.





Шаг десятый: розетка
Дальше в верхней деке необходимо изготовить резонансное отверстие (розетку). Сначала мастер изготавливает декоративную накладку для розетки. Затем выбирает слой древесины по диаметру накладки. Приклеивает накладку и вырезает отверстие в деке.






















Шаг одиннадцатый: усиление верхней деки
Для усиления верхней деки мастер приклеивает к ее внутренней ребра жесткости, изготовленные из ели.










































Шаг двенадцатый: обечайка
Сначала мастер обработал панели для обечайки. Обрезал до нужной длины и ширины. Снял лишний слой древесины до нужной толщины. Затем замочил панель в 60 °C воде на 30 минут. Гнул обечайку мастер на трубе подогреваемой газовой горелкой. Для проверки радиусов он изготовил шаблон из фанеры. После придания нужной формы, обечайка зажимается струбцинами и высыхает естественным образом.







Шаг тринадцатый: усиление нижней деки
Пока обечайка высыхает мастер, аналогично верхней, усилил нижнюю деку.









Шаг четырнадцатый: установка ладов
Дальше мастер устанавливает лады. Лады приклеиваются на эпоксидный клей, смешанный с пылью от эбенового дерева. После застывания клея пространство между ладами заклеивается скотчем и лады обрабатываются с помощью напильника. Цель обработки - выровнять лады по высоте и верхней плоскости. Для обработки лучше применять широкий длинный напильник.

Мысль заняться изготовлением музыкальных инструментов посещает многих музыкантов, в том числе гитаристов. Конечно, трудно рассчитывать, что с первого раза получится шедевр, который будет великолепно звучать и через двести-триста лет. Но все великие мастера с чего-то начинали, так почему бы и не попробовать? О том, как сделать гитару своими руками, пойдет речь в нашей статье.

Из чего состоит гитара?

Перед тем, как сделать гитару своими руками в домашних условиях, надо понять, чем же именно придется заниматься, то есть разобраться, из чего состоит этот инструмент. С первого взгляда видны две части:

  • корпус;
  • гриф.

Корпус

Если рассмотреть корпус внимательнее, становится понятно, что он вовсе не выдолблен из цельного куска дерева, как некоторые другие инструменты. С внешней стороны видны:

  • нижняя дека – сплошная или из двух частей;
  • верхняя дека – пластина с круглым резонаторным отверстием, оформленным розеткой, то есть орнаментом;
  • обечайка, которой соединены обе деки;
  • подставка – небольшая пластинка на верхней деке;
  • нижний порожек – возвышение на подставке.

Подставка служит для крепления струн, а от нижнего порожка зависит их высота над верхней декой. Внутри корпуса находятся пружины. Это — деревянные полоски, которые обеспечивают прочность корпуса и нужную вибрацию. Они бывают:

  • поперечные;
  • веерообразные.

Если вы заглянете внутрь гитары, то увидите еще и футер – узкие пластинки, которые клеятся по осевой линии нижней или верхней деки. Впрочем, эти детали есть не у всех моделей. На обечайке находится пуговица — она служит для того, чтобы можно было прикрепить ремень и играть стоя.

Важно! Резонаторное отверстие имеет и другое название – голосник.

Гриф

При ближайшем рассмотрении выясняется, что гриф тоже состоит из нескольких частей:

  • головки;
  • ручки;
  • накладки;
  • пятки;
  • порожков и ладов.

В верхней части находится головка, на которую ставится колковый механизм. К нему, в свою очередь, крепятся струны. Накладка разделена металлическими полосками на неравные отрезки – у головки они широкие, а чем ближе к розетке, тем расстояния меньше.

Важно! Металлические полоски называются порожками, промежутки между ними – ладами. На некоторых ладах стоят точки или звездочки. У большинства акустических гитар таким образом помечаются пятый, седьмой, десятый и двенадцатый лады. Иногда метки ставятся не в центральной части грифа, а сверху.

У грифа есть еще пятка, с помощью которой он крепится к корпусу. У дорогих инструментов гриф вклеен. У дешевых инструментов серийного производства он фиксируется с помощью винта. Этим винтом регулируется расстояние между грифом и струнами.

Из чего сделать гитару?

Для корпуса и грифа применяются разные материалы. Корпус может быть сделан:

  • из дерева;
  • из фанеры;
  • из пластика;
  • из металла.

Дерево

Дорогие модели делают из качественного дерева, при этом для разных частей применяются разные породы.

Важно! Если выбрать хороший материал и правильно хранить инструмент, гитара будет служить очень долго, и чем больше пройдет времени, тем лучше она будет звучать.

Фанера

В магазинах можно видеть и дешевые инструменты из фанеры. Чтобы получить от такого инструмента хороший звук, нужно не только мастерство, но и большая удача. В качестве варианта для начинающих можете попробовать сделать гитару своими руками из фанеры. Но надо рассматривать такой подход исключительно как обучающий этап сборки для последующего изготовления инструмента из дорогой древесины.

Важно! Фанерные деки быстро трескаются, пружины отлетают, и инструмент деформируется.

Пластик

В советское время ленинградская фабрика выпускала пластмассовые гитары, получившие в народе название “корыто”. Некоторые модели делались целиком из пластика, у других — верхняя дека была деревянной.

Важно! Считалось, что пластик долговечнее дерева, но это оказалось не так.

Металл

Наконец, металлические гитары можно отнести к разряду экзотики. Они давали странный звук, отдаленно напоминающий банджо. Их делали специально для туристов, потому что в водном походе это был универсальный хозяйственный предмет, которым в случае необходимости можно было даже грести. Музыканты, впрочем, любили подобные артефакты куда меньше, чем водники.

Важно! Тому, кто собрался сделать гитару своими руками, на которой можно играть, от экзотики лучше отказаться и выбрать для своего изделия что-нибудь более традиционное.

Какие породы подходят?

Чтобы сделать гитару своими руками, подходит далеко не всякая древесина. При этом разные части корпуса делают из разных пород.

Верхняя часть корпуса

Для верхней деки подходят хвойные:

  • резонансная ель;
  • кедр;
  • сосна.

В дорогих моделях используются резонансная ель и кедр – классические гитарные материалы. Обойдется заготовка недешево, достать ее можно не везде – доски необходимого размера найдутся далеко не в каждой столярной мастерской. Однако в интернет-магазинах найти нужный материал можно, и даже уже в виде почти готовых фрагментов, которые остается только окончательно обработать и собрать вместе.

Встречается несколько разновидностей ели:

  • немецкая;
  • ситхинская;
  • обычная.

Важно! Интересный эффект дает и сочетание ели с кедром. Для дешевых моделей используют и сосну, но звучит такой инструмент хуже.

Нижняя дека и обечайки

Эти части гитары принято делать из одного и того же сорта древесины. Она должна быть твердой, поэтому чаще всего используют:

  • палисандр;
  • клен;
  • красное дерево.

Инструмент с кленовой нижней декой обладает более резким и звонким звуком, нежели два других. Но если материал хорошо высушен и обработан, разницу заметят только профессионалы высокого класса.

Важно! Доски можно найти не только в мастерской. Если, к примеру, соседи выбросили старое пианино (а такое сейчас случается нередко), не проходите мимо, а снимите с него все деревянные детали, которые подойдут для изготовления многих музыкальных инструментов.

Гриф

На качество звука он влияет не так сильно, как корпус, хотя музыканты считают, что мелочей у инструмента нет. Но акустические свойства в данном случае отступают на второй план, главным же считается способность держать форму.

Поэтому, чтобы сделать гитару своими руками, точнее именно ее гриф, применяют твердые породы:

  • клен.

Накладка, помимо всего прочего, должна быть красивой. Поэтому самые популярные материалы для ее изготовления:

  • черное дерево;
  • палисандр.

Для украшения

Красивый инструмент приятно взять в руки. Поэтому профессиональные мастера всячески изощряются, стараясь придать своим изделиям неповторимый вид и изящество.

Чаще всего в ходе работы по изготовлению гитары своими руками применяются:

  • резьба;
  • инкрустация.

Резьба на корпусе, безусловно, дело более чем сомнительное. Она снижает прочность и сильно влияет на качество звучания. Поэтому резными орнаментами украшают только головку грифа.

Что касается инкрустации, то она может быть и на грифе, и на корпусе – например, вокруг розетки. Для этого можно использовать кусочки дерева разных пород. Для маскировки швов применяют обводки.

Начинаем делать гитару своими руками

Итак, вы все же решились, несмотря на то, что подходят далеко не любые материалы? Ну что ж, значит, надо попытаться. Но целесообразно заранее составить план работы. Чтобы сделать качественную гитару своими руками в домашних условиях, он будет примерно таким:

  1. Выберите тип гитары.
  2. Найдите подходящий чертеж.
  3. Перенесите его на дерево выбранной породы.
  4. Изучите технологический процесс.
  5. Найдите и подготовьте помещение.
  6. Подготовьте инструменты.

Чертеж

Самостоятельно разрабатывать чертеж нет никакого смысла – человек, взявшийся за дело впервые, вряд ли справится с такой задачей. Но есть немало книг по изготовлению музыкальных инструментов — там вы найдете и нужные чертежи. Сейчас этот этап значительно упростился, потому что для поиска вам понадобятся всего две вещи – компьютер с доступом в интернет и принтер, на котором можно распечатать лекала. В крайнем случае можно взять готовую гитару и просто ее обвести.

Технология

Что касается технологии, то сразу надо продумать, как вы будете сгибать некоторые деревянные детали. Это – самый ответственный момент. Вас очень выручит электронагреватель.

Помещение

Это очень важный момент! И дело не только в комфорте. Для материалов нужны особые условия. Помещение должно быть:

  • теплым, но не жарким;
  • с хорошим освещением;
  • с хорошей вентиляцией;
  • обязательно сухим.

Важно! Влажность в мастерской не должна превышать 50%.

Выбираем доску

Если вы решили делать заготовки сами, а не покупать в мастерской, сначала надо выбрать доску. Вне зависимости от того, какую породу дерева вы предпочли:

  • будущая дека должна быть без сучков;
  • волокна должны идти параллельно и не делать резких изгибов.

Очень хорошо, когда есть возможность посмотреть много досок. Если понравились несколько, простучите их и прислушайтесь. Выбирать следует ту, звук от которой вам больше понравился.

Важно! Одновременно с заготовками для того, чтобы сделать гитару своими руками, нужно купить струны и колковый механизм.

Готовим инструменты

Комплект электрических и ручных инструментов лучше подготовить сразу. Вам нужны:

  • электролобзик;
  • ручной лобзик;
  • электродрель;
  • шлифовальная машинка;
  • фрезеровальная машинка;
  • компрессорная установка;
  • краскопульт;
  • банки с лаком;
  • рубанок;
  • шерхебель;
  • скобель;
  • большие струбцины;
  • плоскогубцы;
  • кусачки;
  • молоток;
  • крестовая отвертка;
  • острый нож;
  • напильники.

Важно! Зачем нужны сразу два лобзика – ручной и электрический? Для разных видов работ. Электролобзиком вы будете выпиливать детали, а вот для пропилов на накладке грифа, равно как и для другой тонкой работы, больше подходит ручной.

Начинающий гитарный мастер может и не знать названий разных столярных инструментов, но ему понадобятся несколько рубанков – для грубой и тонкой обработки.

Комплектуем инструмент

Электролобзик без пилки работать не будет, равно как и шлифовальная машинка – без лент. Поэтому сразу позаботьтесь о комплектующих. Вам нужны:

  • широкая и узкая пилки для электролобзика: первая — для прямых отрезов, вторая – для обводов;
  • ленты с разным зерном для шлифовальной машинки – для грубой шлифовки, для ликвидации царапин, для тонкой обработки;
  • прямая и кромочная калевочная фрезы для фрезеровальной машинки;
  • сверла по металлу 3, 6 и 9 мм;
  • сверла по дереву 12, 19, 22, 26 мм;
  • бур по бетону 8 мм.

Первый этап

Итак, доски у вас есть, тип гитары вы выбрали и даже распечатали чертеж. Пора приступать к раскрою. Начать надо со склейки корпуса, и первым делом – подогнать две доски для нижней деки так, чтобы они превратились в одно целое. Сделать это можно несколькими способами.

Вариант 1:

  1. Соедините куски, зажав их в струбцины “бутербродом”.
  2. Обработайте поверхности рубанком, как будто у вас одна плоскость, а не две.
  3. Склейте.

Вариант 2:

  1. Зажмите куски струбцинами в виде щита.
  2. По стыку пройдитесь фрезеровальной машинкой.
  3. Склейте.

Вариант 3:

  1. Обработайте каждый кусок отдельно.
  2. Склейте их.

Важно! Следующий шаг – вырезать заготовку по контуру электролобзиком. И тут очень важно смотреть, чтобы не было сучков.

Второй этап

На нижнюю деку приклейте футер и пружины. Футер идет строго по осевой, три пружины – строго под прямым углом к нему. Получается что-то вроде “грудной клетки” с позвоночником и тремя ребрами.

Верхняя дека

Лучше, если она будет из цельной доски, а не из составной. Хотя некоторые мастера предпочитают иной вариант и делают верхнюю деку так же, как и нижнюю. Но когда струны уже натянуты, в верхней части возникает напряжение, и шов может быстро лопнуть.

Вам необходимо наметить розетку. Центр ее находится в самом узком месте гитары. В середине розетки вырезается резонаторное отверстие. С внутренней стороны верхней деки тоже есть пружины. Самое время их приклеить.

Обечайка

Пожалуй, самые сложные детали – обечайки. Их надо:

  • выкроить;
  • вырезать;
  • изогнуть;
  • приклеить.

И если с раскроем и первичной обработкой проблем обычно не возникает – их точно так же, как и все остальные детали, обтесывают несколькими рубанками и шлифуют шкуркой, то с приданием дереву нужной формы могут возникнуть некоторые трудности. Поэтому:

  1. Хорошо смочите заготовку теплой водой.
  2. Положите ее в теплое место минут на 10-15.
  3. Прогрейте деталь до температуры чуть выше 100ºС.
  4. Изогните ее по форме.
  5. Дайте остыть – заготовка сохранит изгиб.

Гриф

Склейте пятку и ручку грифа. Это проблемы не составит, главное — чтобы соединение было прочным.

Важно! Вырезать паз на корпусе заранее не нужно, это можно сделать потом, когда настанет время собирать все детали вместе.

А вот с головкой надо определиться сразу. Она может быть:

  • прямой;
  • под наклоном.

Как ни странно, второй вариант проще:

  • Если вы делаете прямую головку, потребуются еще ретейнеры, иначе — струны просто не будут прижиматься к верхнему порожку.

Важно! Прямой вариант делают вместе с ручкой, из того же самого куска древесины.

  • При наклонном положении можно поступить двояко. Если дерево экономить не надо, вырезать гриф одной деталью из целого куска. Но можно его и склеить из двух или даже трех частей. Есть фирмы, которые делают составные грифы – из двух-трех продольных слоев.

Важно! Наклон не должен превышать 17º.

Стержень

В гриф вклеивается анкерный стержень. Он придает детали необходимый изгиб и увеличивает прочность. Чтобы сделать гитару своими руками в домашних условиях, стержень можно вклеить двумя способами:

  • под накладку, то есть в верхнюю часть;
  • с тыльной стороны, закрыв декоративной пластиной.

Важно! Для стержня делается канал по всей длине грифа.

Сборка

Когда все детали подготовлены, то есть вырезаны, отшлифованы и укомплектованы всеми необходимыми мелочами, можно приступать к сборке.

Важно! Клеить лучше всего казеиновым клеем, иногда рыбным.

Порядок работы:

  1. Склейте в одну деталь обечайки.
  2. Посадите их на нижнюю деку.
  3. Сверху приклейте верхнюю деку.
  4. Тщательно просушите всю конструкцию – необходимо ее как следует зажать.
  5. Разметьте и вырежьте выемку под гриф.
  6. Вклейте гриф.

Важно! После этого остается только покрыть гитару лаком, сделать инкрустацию и натянуть струны. Что касается подставки, то ее можно приклеить как до сборки, так и после.

Теперь вы имеете полное представление о том, как сделать гитару своими руками в домашних условиях. Надеемся, вам эта технология не показалась слишком сложной, или, даже если это так, ваше стремление оказалось сильнее страха что-то сделать не так, и вы справились с работой на отлично!

Как сделать гитару дома своими руками с помощью простых инструментов? Попробуем дать простые ответы и разложить по полочкам все аспекты правильного старта. Правильно поставленная задача, как известно – это залог верного решения.

В качестве маленького предисловия

Я не хочу, чтобы создалось впечатление, что изготовление гитары – это какая-то простая деятельность. Всё очень серьезно. Настройтесь на долгую кропотливую работу. Часто все дела преждевременно заканчиваются именно по той причине, что начаты были неверно.

Я хочу сделать гитару, я же вышивал лобзиком! Где мой перочинный нож, сейчас я сделаю - Земля задрожит! Ой, что вы так щиплитесь! Поучайте лучше ваших паучат! Пойду куплю себя "китай", будем получше вашего кастома!

Быстро сказка сказывается, долго дело делается.

Непоследовательность и спешка - это киты убийцы, на которых стоит поражение на пути к своей гитаре. При всей кажущейся простоте, сделать гитару нельзя за пару недель ножом для бумаги и пассатижами. Или скупить весь инструмент, но не разобраться как им работать и что собственно делать.

Правильная методика обучения гитарному делу

Задача ресурса сайт создать некую основу становления, которая подойдёт как тем, кто только хочет изготавливать гитары любительски, так и тем, кто захочет в последствии стать гитарным мастером.

Совместить эти два направления совсем несложно, так как обучение лучше всего начинать от простого к сложному. Т.е. любительский вариант мы будем развивать как первые шаги гитарного мастера, оставляя за вами право самим выбирать динамику и конечную цель.

Для любителей забежать вперед и посмотреть, что у вас может получиться, если вы присоединитесь к нашему гитарному клубу - фото работы нашего форумчанина. Это первая гитара

Как сделать гитару дома своими руками

Из песни слов не выкинешь, поэтому заголовок параграфа именно такой. Предлагаю разбить это «быть или не быть» на несколько уже прикладных направлений, а именно:

  • Что надо знать «рукам», чтобы сделать гитару или минимальные навыки
  • Каким должен быть «дом» и простые инструменты, чтобы стать, хотя бы мини-мастерской .
  • Найти "как сделать" (чертеж, последовательность работ ), чтобы изготовить именно гитару, а не шкатулку в форме гитары.

Тяжело рассмотреть каждый пункт строго отдельно, придется постоянно запрашивать всякие «а если» в соседние пункты.

Простой инструмент и умение с ним работать

Для того, чтобы начать какие-то работы по изготовлению гитары надо обладать или быть готовым приобрести элементарные знания работы с острым инструментом, со столярным инструментом типа рубанок и стамеска. Приобрести этот инструмент и наладить его. Фактически все просто и укладывается в объём знаний посетителя кружка дома пионеров. Если у вас есть столярный опыт работы, то замечательно, вам многое не надо будет учить.

Классическая испанская технология изготовления гитары максимально проста. Всё можно сделать за обычным столом. Тогда не было электричества, и весь инструмент был ручной, поэтому можно хорошо сделать гитару в простых условиях.

Если же вы не умеете вырезать даже лобзиком, т.е. вы пока не умеете работать руками, то вам надо приобрести хотя бы элементарный опыт. Иначе вы можете просто покалечить себя или испортить материал.

Сформулируем правило правильного старта для профессионального любительства.

Перед тем как сделать свою первую гитару, необходим простой столярный и специальный инструмент. Всё это можно недорого купить. Кое-что сделать самому. Приобрести минимальный опыт работы, используя неценный материал, следуя простым рекомендациям.

Помещение, где можно сделать гитару

Рассмотрим такой случай. Гитарный мастер попадает в ваше помещение и оценивает его с точки зрения гитарных перспектив. Вы думаете, что пунктов будет не счесть? Там у нас будет лента, здесь координатнорасточной станок, тут пилорама…

Но, постойте, давайте правильно зададим гитарному мастеру вопрос в рамках нашей задачи сделать себе гитару. Нам же не нужна гитарная мастерская по производству n-го количества гитар в месяц. Нам нужно спросить гитарного мастера, каким условиям должно соответствовать помещение, чтобы ручным инструментом медленно и аккуратно сделать гитару? Ответ будет простым – в помещении должны помещаться вы с гитарой, и должен соблюдаться режим влажности.

На самом деле правило только одно - режим влажности .

В вашей мастерской должно быть сухо, по разным пожеланиям около 40-50% относительной влажности на момент сборки корпуса.

Создавайте сами свою мастерскую - это увлекательный процесс

При выборе инструмента и способа изготовления, руководствуйтесь опытом нескольких мастеров и отражайте их опыт через призму своих соображений. Это и есть развитие гитарного мастерства, а не просто слепое копирование.

Но прежде, чем начать полноценно анализировать какой инструмент вам нужен, требуется приобрести минимальный багаж и что-то сделать.

Мой учитель на вопрос, каким должен быть набор столярных инструментов, отвечал, что инструмент надо приобретать по мере надобности и формирования предпочтений в работе.

Конечно, можно купить мастерскую под ключ, что дорого и самое обидное, что многое может не пригодиться, даже если это слепок с реальной гитарной мастерской. Инструменты у мастеров разнятся. Разнится последовательность действий.

Непосредственно, как делать

Исходите из своего уровня знаний. Начинайте от простого к сложному.

  • Сначала ремонт,
  • потом элементы изготовления и наконец
  • полностью гитара из массива.

Как же я удивился, когда увидел такую переделку первый раз! Мне показывают гитару, я начинаю рассматривать прекрасно отполированную темно-вишнёвую красавицу. И только через несколько минут меня добивают - вот что можно сделать из обычной советской фабрички. После того как вы сделаете свою первую или десятую палисандровую гитару, то вас уже нельзя будет удивить переделкой, но не откажите себе в удовольствии в своё время.

Сделать гитару СССР по-настоящему - это отличная работа для понимания всех процессов настройки гитары с минимальными начальными вложениями. Для начала просто идеально.

На сайте уже есть дорожная карта как переделать советскую гитару, .

Второй шаг - добавим немного сложности в работе

У фабричек с большим корпусом можно заменить фанерную деку на массив ели или кедра. Попадаются старые гитары фабрики Кремона из Чехословакии или немецкие Музимы. У них всех фанерная дека и дно, приличный гриф, а у некоторых Кремон могут быть даже обечайки из массива бука. Можно провести замену деки и дна на массив дерева. Это уже элементы изготовления, а в итоге деревянная гитара.

Как сделать первую гитару хорошо

После приобретения минимальных навыков и приведения влажности в помещении к необходимому режиму, надо будет приобрести сухой, специально подготовленный материал.

Лучше всего материал для изготовления гитар купить в специализированных магазинах. Есть интернет ресурсы, которые посылают отличный материал для гитар, а также инструменты по всему миру. Информация есть на нашем форуме.

Также, для первого раза можно попытаться найти сухой материал на ближайшей к вам точке реализации массива плотных пород древесины. И ваша первая гитара станет уже не такой мечтой за семью морями. Сделать эти первые шаги под силу каждому из нас.

Не ставьте перед собой слишком сложных или непоследовательных задач. Неудача на старте может навсегда свернуть вас в сторону.

Ответ на вопрос как сделать гитару содержится на страницах этого ресурса. Подпишитесь на форум и рассылку обновлений. Прочтите и перечитывайте статьи самого сайта и темы форума. Через некоторое время у вас сформируется некая целостная картина, как сделать гитару или некий ремонт.

Все фото из статьи

Можно ли из фанеры сделать гитару – такой вопрос часто задаваемый. И здесь однозначно будет положительный ответ, так как именно из этого материала чаще всего делают деки музыкальных инструментов.

Но с выбором материала не всё так просто – проблема в том, что резонанс, создаваемый той или иной породой древесины, будет разным, а от этого зависит громкость и тембр звучания музыкального инструмента. Давайте попытаемся разобраться в том, какой же материал всё-таки лучше использовать и как это делать, а в дополнение вас ждёт видео в этой статье.

Дековые струнные инструменты

Виды выполнения

Примечание. Классические гитары классифицируются по материалу, из которого они сделаны.
То есть это зависит от .
Помимо этого в наше время обрело популярность фанерование деки шпоном ценных пород.

Три вида классического инструмента:

  1. Все части – дно, обечайка и дека из фанеры .
  2. Дно и обечайка из фанеры, верхняя и нижняя дека из цельного массива ели или кедра .
  3. Все части сделаны из пластин цельного массива дерева .

Вид 1-ый:

  • такой инструмент, пожалуй, относится к классике с некоторой натяжкой, так как здесь получают минимальное качество резонанса по сравнению с цельной древесиной;
  • в большинстве случаев он используется, как инструмент для обучения, либо для аккомпанемента, так как такую гитару очень удобно брать в походы из-за её малого веса;
  • кроме того, здесь получается достаточно прочный корпус и цена самая низкая среди аналогов (это также может быть балалайка своими руками из фанеры);
  • зачастую проблема продукции такого типа заключается в небрежном подходе производителя к бюджетному варианту.

Вид 2-ой:

  • здесь при изготовлении инструкция подразумевает из цельного массива дерева только верхнюю деку (изредка и нижнюю);
  • фанерование дна и обечайки зачастую делаются из , хотя может быть также из ели;
  • в большинстве случаев здесь достигается отличное звучание, которое порой может быть даже лучше, нежели у средней гитары, сделанной полностью из цельной древесины;
  • такой музыкальный инструмент отлично подходит для начальной школы классической игры, а также используется бардами, но не для походов, а для концертных залов.

Вид 3-ий:

  • этот вариант считается самым лучшим для классического стиля;
  • используются в основном ценные породы древесины и чем они дороже, тем лучше звучание, но это также определяется и классом мастера-изготовителя.

Зависимость качества от шпона

Примечание. Из какого бы шпона ни была фанера, в любом случае она должна быть элитного, высшего качества E.
Здесь не допускается никаких природных пороков (сучья любого размера, гниль) и производственных дефектов (трещины, расслаивание).

В большинстве случаев, если вы хотите самостоятельно сделать гитару или, может быть, ищете, как сделать балалайку из фанеры, вы остановите свой выбор на ели. Дело в том, что здесь колебания не затухают в деке от трения, благодаря подходящей плотности древесины (минимальное трение).

К тому же диапазон частот, воспроизводимых струнами, довольно обширен. Впрочем, об этом лучше скажут показатели в сравнительных характеристиках, которые мы предлагаем вам в таблицах ниже по тексту.

Модуль упругости, плотности и константы

Таблица производного из елового шпона

Клеим деку

Примечание. Мы разберёмся лишь в том, как собрать деку, а гриф, с порожками и колками, а также подставку с порожком мы используем заводскую, от старого разбитого инструмента.
Но это возможно лишь при условии, если гриф будет ровным.

Итак, мы будем использовать фанеру высшего сорта из елового шпона толщиной 3 мм. Для того чтобы не возникло проблем со строем инструмента, а это произойдёт, если неправильно рассчитать расстояние от верхнего (на грифе) до нижнего (на деке) порожка, мы будем использовать параметры HOHNER (можно и другие).

Сначала определим параметры верхней и нижней деки:

  • длина – 480 мм;
  • ширина вверху – 280 мм;
  • ширма внизу – 370 мм;
  • талия- 235 мм;
  • от верха до оси талии – 185 мм;
  • ширина обечайки – 90 мм;
  • диаметр розетки – 87 мм;
  • от верха до розетки – 15 мм.

Согласно размерам, которые указаны выше, очень аккуратно вырезаем лобзиком две деки и обечайки. Но здесь есть один нюанс – дело в том, что фанера при резке разламывается и кромка получается со сколами, что, естественно, повлияет на качество работы.

Чтобы избежать такого дефекта, вам нужно прорезать линию сапожным ножом или обычной заточкой из ножовочного полотна на глубину 1,5 мм (чуть толще шпона), причём сделать это лучше всего с двух сторон – сколы на изнанке тоже не нужны.