Схема вентиляции в двухэтажных тракторных мастерских. Как устраивается принудительная вентиляция в гараже

Вентиляция является обязательной коммуникационной системой практически в любом помещении. Ее значимость объясняется необходимостью циркуляции воздуха внутри здания. Автомобильный гараж – не исключение. Глупцом можно считать того, кто скажет: она не требуется, здесь, мол, никто не живет. Рассмотрим подробнее, для чего нужна и как обустраивается вентиляция в гараже своими руками. Схема установки и опытные обоснования помогут разобраться в ее назначении и функциях.

Можно сказать, что в разных помещениях вентиляционная система выполняет разные функции, но основная всегда одна – воздухообмен с наружным пространством. Атмосфере внутри помещения требуется обновление несколько раз в сутки. Например, в ванной комнате это нужно для удаления паров и излишней влажности при использовании водопроводной коммуникации. На кухне – для очищения воздуха от паров и газов при приготовлении пищи, а в обычной комнате – для вентиляции помещения от скопления вредных бактерий и временного охлаждения. В гараже данная система необходима по нескольким критериям:

  • Для защиты автомобиля. Это самое важное, о чем должен побеспокоиться любой автовладелец. Во влажном помещении металлические конструкции подвергаются коррозии. Более всего страдают угловые края открывающихся элементов (дверей, багажника, капота). Сырость приводит в непригодность механику и электрику в машине.
  • Для защиты самого гаража. Материалы, из которых изготовлена конструкция гаража, также подвержены пагубному воздействию сырости. Аналогично, со временем разрушаются металлические опоры здания, начинают гнить деревянные элементы, а бетон и другие связующие покрываются съедающей плесенью.

Согласно европейским нормам, воздушное пространство гаража должно обновляться на 100% примерно 10 раз в сутки. Независимо от размера здания, количества внутренних помещений и автомобильных мест, вентилировать необходимо абсолютно весь объем.

Очень сложно продумать вентиляционную конструкцию в готовом здании, поскольку оно заранее не приспособлено под такие коммуникации. Поэтому, проектировать систему важно еще на этапе подготовки к строительству самого гаража.

Способа обеспечения циркуляции воздуха всего 2 – естественный и искусственный. Из этого определяются и 3 вида вентиляционных систем: естественная, механическая и комбинированная.

Принцип первой разновидности основан на физических законах без вмешательства техники. По правилам аэродинамики воздух самостоятельно движется через два отверстия в конструкции здания.

Механика подразумевает принудительный воздухообмен. Специальные устройства, объединенные с одним или двумя выходными каналами, побуждают воздушные массы перемещаться по ним.

Комбинированная система: в ней объединены сразу два способа циркуляции – естественный и искусственный.

Естественная система

Правила аэродинамики в помещении основаны на разнице температур внешней и внутренней среды. Попробуем разобраться, как сделать вентиляцию в гараже, используя эти законы. Однозначно, в таком закрытом помещении, как гараж, температура внутри будет выше температуры снаружи. И это обстоятельство используют для циркуляции воздуха: физически теплый воздух стремится вверх, а холодный — вниз.

Таким образом, в несущей конструкции здания устанавливают два отверстия – одно вверху, другое – внизу. Холодный воздух снаружи заходит снизу. При этом внутри гаража возникает разница температур, и теплый объем выталкивается вверх, проходя через другое отверстие. Так обеспечивается постоянное движение.

Для естественной системы предусмотрены определенные правила установки, чтобы была эффективная вентиляция гаража. Как правильно разместить элементы системы? Приточную трубу для подвода свежего воздуха располагают почти у пола – на высоте десяти сантиметров от нижнего уровня гаража. При этом воздуховод должен быть не ниже 30 см от земли. В качестве входного отверстия можно использовать специальные вентиляционные решетки, встраиваемые в гаражные ворота.

Вытяжное отверстие устанавливают на 10 см ниже потолочного шва, а конец трубы выводят наружу на высоту 50 см от поверхности кровли. Ниже представлена схема вентиляции в гараже.

Механическая вентиляция

Данный вид коммуникации считается превосходным по отношению к другим и, соответственно, самым дорогим. Искусственная вентиляция в гараже своими руками предусматривает обустройство гаража двумя элементами: приточного и вытяжного оборудования.

Гараж – отличный способ защитить свой автомобиль от плохой погоды и угонщиков. Но постоянное нахождение в гараже порой становится губительным для «железного коня», да и для здоровья вредно дышать бензиновыми парами. Грязный затхлый воздух, повышенный уровень влажности – все эти «прелести» закрытого помещения в скором времени приведут к коррозии, если гараж не будет оборудован вентиляционной системой. По этой причине многих автовладельцев интересует, можно ли сделать вентиляцию своими руками? В статье мы попытаемся раскрыть этот вопрос.

Приступая к работе

Сначала отметим, что гараж может быть с погребом или без . Технологии обеспечения воздухообмена во всех случаях сходны, но отличия все же имеются. Для гаража с погребом может быть три варианта установки вентиляции.

  1. Естественная вентиляция обеспечивает приток свежего воздуха за счет температурной разницы снаружи и внутри помещения.

Механическая вентиляция представляет собой систему из дорогостоящего оборудования, обеспечивающего приток/вытяжку воздуха.

Комбинированная вентиляционная система – это по сути та же естественная, вот только отработанный воздух в данном случае удаляется из гаража специальным оборудованием.

Обратите внимание! Мы рассмотрим лишь комбинированную и естественную вентиляцию по одной простой причине: установку механической системы может позволить себе далеко не каждый автовладелец, ведь она обойдется примерно в 4 000 $ (и это лишь минимальная стоимость оборудования).

Требования СНиПа

В СНиПе, настольной книге любого уважающего себя архитектора или строителя, указано, что свежий воздух в гараж должен поступать в объеме 180 л/час. Подразумевается, что воздух будет циркулировать постоянно. Таковы реалии в России, в западных странах нормативы более требовательны – минимум 360 л/час.

Материалы, инструменты

Для работы нам может понадобиться следующее:

  • перфоратор;
  • герметик;
  • болгарка;
  • трубы, металлические или пластиковые, Ø 10-20 см;
  • металлические решетки;
  • вентиляторы.

Вентиляция в гараже с подвалом

Начнем с более дешевого варианта – естественной вентиляции. Ее достаточно легко оборудовать, кроме того, она идеально подходит для гаража, имеющего погреб.

Технология организации естественной вентиляции

Этап 1. Для начала производим расчет вентиляции, основываясь на площади гаражного помещения. Согласно требованиям, на 10 м² требуется 15 см диаметра воздуховодов. Приведем небольшой пример. Допустим, размеры нашего гаража – 6 на 4 метра. Получается, что его площадь – 24 м². Далее действуем по формуле:

2,4 х 15 = 36 см

Результат – диаметр каналов вентиляции должен составлять 36 см, но лишь в том случае, если в гараже только одна вытяжка и один приточный канал. Если вытяжек две, то полученную цифру нужно разделить надвое.

Этап 2 . Проделываем в стенах отверстия, куда в дальнейшем будут вставлены трубы для притока воздуха. Их нужно делать на высоте 10-15 см от пола. Если гараж кирпичный или бетонный, то используем перфоратор.

Этап 3 . Когда приточные отверстия будут готовы, делаем вытяжку. Она будет находиться на противоположной стене под потолком. Инструменты используем те же. Труба, вставленная в это отверстие, будет выводиться над крышей. Чем большей будет ее длина, тем интенсивнее будет воздухообмен в помещении. В целом, труба должна выступать минимум на 50 см над крышей.

Этап 4. Заполняем герметиком пустоты между стеной и трубами. Особое внимание уделяем выбору герметика – он должен обеспечивать качественное скрепление «разношерстных» материалов.

Также стоит позаботиться об оборудовании воздуховодов защитными решетками. Это позволит обезопасить помещение вашего гаража от проникновения насекомых и грызунов. Кроме того, над трубой вытяжки можно соорудить небольшой купол, чтобы в нее не попадали атмосферные осадки.

На этом работы закончены. Как и было обещано, монтаж естественной вентиляции – процедура, расходы на которую составят порядка 50 долларов.

Обратите внимание! Эта вентиляция эффективна лишь когда температура на улице ниже +12 С°. В летнее время ниже она может превышать эту отметку, из-за чего воздухообмен если и будет происходить, то крайне вяло.

Видео – Образец гаража. Вентиляция

Технология монтажа комбинированной вентиляции

Совмещенный тип вентиляции, как уже говорилось, во многом напоминает естественную. В ее конструкцию входят аналогичные вытяжки и приточные воздуховоды, те же трубы и отверстия (вот только последние можно располагать где угодно, не обязательно на противоположных стенах). Воздух будет удаляться вентиляторами, установленными в вытяжные отверстия. Касаемо же притока, то он, как и раньше, будет происходить естественным образом.

Обратите внимание! Установив комбинированную вентиляцию, вы сделаете правильный выбор, ведь она будет эффективно работать не только зимой, но и летом. Вентиляторы при этом будут потреблять незначительное количество энергии, так что особо переплачивать за электричество не придется.

Покупайте только те вентиляторы, которые издают при работе минимальный шум.

Если выбирать, какую из двух систем вентиляции устанавливать в гараже, то лучше всего, конечно, остановиться на комбинированной системе. Затраты на их создание практически равны, разница лишь в стоимости вентиляторов.

Видео – Принудительная вентиляция гаража

Вентиляция смотровой ямы

Смотровая яма – надежный помощник для каждого владельца автомобиля. В ней должно находиться все необходимое – ключи, инструменты, емкости для хранения масел и топлива, освещение и вентиляция. Все это необходимо для удобного и эффективного проведения ремонтных работ.

Для смотровой ямы вполне достаточно естественной вентиляции. Если она будет работать автономно от основной системы, то большие трубы нам не понадобятся – хватит и 10 см в диаметре. Одну из них устанавливаем в нижнем углу ямы на высоте 10 см от пола, вторую – в противоположный угол, но уже в 10 см от потолка (это будет вытяжка и второй конец этой трубы должен выводить воздух наружу). Защитите вытяжку от попадания мусора, как было описано в предыдущей главе.

И последний совет в заключение: в зимнее время смотровую яму и погреб лучше закрывать, чтобы в помещение не попадала влага и сторонние предметы.

Недостаточная или неэффективная вентиляция гаража способствует образованию конденсата на агрегатах автомобиля. Выхлопные газы и испарения рабочих жидкостей делают гаражную атмосферу небезопасной для автовладельца.

Чтобы избежать перечисленных проблем, необходимо позаботиться о нормальной циркуляции воздухопотока. Тем более, что улучшение микроклимата в автомобильном боксе зачастую не требует особых инженерно-строительных навыков и значительных финансовых вливаний.

На заре автолюбительства машины нуждались в огороженном укрытии для выполнения текущего ремонта. Позже автомобили стали ценностью, требующей защиты от угона – надежного гаража с защищенным от проникновения периметром.

Опыт прежних поколений автовладельцев требует оберегать машину, хранить ее вгаражном боксе.

Но гараж хорош, если в нем имеется вентиляция. Заезжая на автостоянку после многокилометрового путешествия по дождливым и заснеженным трассам, автомобиль привозит с собой влагу. Помещение для машины традиционно невелико – влага быстро насыщает его атмосферу.

И если объем влажного воздуха в гараже не сменять 6 раз в час (лучше 10 раз), то авто непременно заржавеет.

Галерея изображений

СНиП 21-02-99 устанавливает зимнюю температуру хранения машины в размере +5 о С, если бокс отапливается. К слову, данный СНиП позволяет также не отапливать помещения гаража.

Комфортная для автовладельца температура (например, +15 о С) в зимнем гараже «некомфортна» для машины из-за таяния наледи и снега, налипших на нее. Рациональнее придерживаться нормативных 5 о С.

Норматив воздухообмена в гараже устанавливается по ОНТП 01-91 в объеме от 150 м 3 /ч на каждое машиноместо. Внешне задача несложная – определить диаметр воздуховодов, выставить один на приточку, второй на вытяжку и обновление атмосферы происходит.

Однако в условиях холодного климата России в помещении закрытой автостоянки нужно проектировать пристальнее.

Для равномерной вентиляции гаражного помещения круглый год наиболее подходит комбинированная система. Она не зависит от погоды и температуры на улице

Условия работы и расчет естественной вентиляции

Чтобы построенная своими руками вентиляция в гараже работала, схема ее должна учитывать объем смены воздуха, сезонные перепады температур и розу ветров.

Естественная вентиляция автомобильного бокса прямо зависит от таких параметров:

  1. Температурной разности воздуха внутри помещения и вне его. Атмосфера гаража должна быть горячее и поэтому легче наружного воздуха. Тогда тяжелый и свежий воздух будет проникать в гараж через приточный воздуховод самотеком, стремясь заместить менее плотный объем внутренней атмосферы.
  2. Разности давления между вертикальными позициями притока и вытяжки. Необходим перепад более 3 м между приточным вводом и вытяжным выводом воздуха.
  3. Давления перемещающейся воздушной массы (ветра). С наветренной стороны гаража устанавливается повышенное давление, с подветренной – пониженное. Необходимо поместить приточный воздуховод на стороне преобладающего направления ветра.

Игнорирование перечисленных условий приведет к полной неэффективности естественной вытяжки. Поэтому зимой следует установить в автомобильном боксе более высокую температуру по отношению к улице и уменьшить воздухообмен, регулируя степень открытия воздуховодов.

Кстати, отечественные вытяжки естественной вентиляции особенно часто оборудуются дефлектором Григоровича.

Эффективность работы вытяжных дефлекторов любой конструкции прямо связана с атмосферными условиями, а именно – наличием ветра.

То есть, при сильном ветре это устройство развивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при безветрии совершенно не работает.

Определяющим моментом является близость конька кровли. Чем он ближе к трубе, тем выше ее следует поднять (+)

Дефлектор способен не только улучшить тягу, но и предотвратить «закупорку» вытяжной трубы при сильных ветрах, преодолеть которые слаботочная естественная вентиляция не в силах.

Кроме того оборудованный дефлекторным устройством вентиляционный комплекс наиболее защищен от опрокидывания тяги.

Обращаем внимание на потребность поднятия оголовья вытяжки, оснащенной дефлектором, над плоскостью крыши на полметра и более. Действуют также условия расположения в части близости кровельного конька, рассмотренные на схеме выше.

Комбинированная вентиляция автомобильного бокса

Преимуществом объединения естественной вентиляции с маломощной механической системой является гарантированное обновление атмосферы гаража при любой погоде.

Ни безветрие, ни летняя жара не ослабляют работоспособность такого приточно-вытяжного комплекса.

Схема комбинированной вентиляции схожа полностью с устройством системы естественного воздухообмена. Применяется то же расположение приточного и вытяжного воздуховодов, то же сечение воздушных труб и дефлектор на верхнем конце вытяжного канала.

Одна разница – установка в полость вытяжного воздуховода осевого или .

Приточный воздух в гаражный подвал со смотровой ямой из общей вентиляционной системы не попадет - слишком низкий уровень. Требуется завести отдельную приточку и вытяжку в это помещение (+)

Мощность вентиляционной установки не должна превысить 100 Вт, этого достаточно. Встраивать вентилятор требуется в утепленный сегмент воздуховода, иначе в него поступит конденсат.

Для управления работой такого вентилятора пригодится электронный таймер, встроенный в переходник между электророзеткой и вилкой питания вытяжного устройства.

Держать вытяжной вентилятор длительно включенным невыгодно из-за его энергопотребления, да и необходимости в этом нет. К тому же зимой комбинированная вентиляция гаража окажется чересчур эффективна и сильно выстудит бокс.

Переходник с таймером позволит задать периодичность и длительность работы вентилятора в течение 24 часов и на несколько дней вперед.

Поместив электронный таймер между розеткой и вилкой питания вентилятора на вытяжке, можно контролировать циклы включения/отключения электромеханического элемента вытяжной системы

Отметим, что при выборе достаточно мощной центробежной установки для вентиляции может потребоваться более крупное сечение для вытяжного воздуховода. Напоминаем, что выбор сечения проводящей воздух трубы зависит от скорости воздушного потока.

При недостаточном внутреннем диаметре вытяжка будет громко шуметь и плохо тянуть воздух.

Обустройство механической вентсистемы

Ее главное преимущество в независимости от природных факторов. Основных недостатков два: зависимость от электроэнергии; достаточно высокая стоимость. Приток воздуха и удаление отработанного воздушного объема выполняют центробежные вентиляторы.

В автомобильных боксах устанавливаются следующие системы механической вентиляции:

  • Модульные. Приточно-вытяжной комплекс собирается из нескольких самостоятельных блоков, обеспечивающих закачку и подготовку приточного воздуха, а также отвод загрязненной атмосферы. Такие модули работают независимо, для их совместной работы необходимы управляющие датчики.
  • Моноблочные. Каждый такой блок является завершенным устройством механической вентиляции, он отвечает за приточку и вытяжку одновременно. Среди моноблочных вентиляционных устройств экономичными считаются модели, снабженные рекуперационными пластинами. Рекуперация позволяет минимизировать энергозатраты на обогрев приточного воздуха.

Моноблочную механическую вентиляцию проще установить, подготовив единственное отверстие в стене гаража. Однако снабжающий воздухом комплекс, укомплектованный из необходимых модулей, является более производительным.

Возможность построения комплекса с требуемыми “воздушными” характеристиками – преимущество модульного приточно-вытяжного комплекса (+)

Свежий воздух перед поступлением в воздуховоды фильтруется и, в холодный сезон, нагревается. Его подача в помещение гаража ведется по воздушным каналам через забранные решетками отверстия, проделанные в полу или в стенах практически вровень с полом, а также в стенках смотровой ямы.

Забор отработанного воздуха происходит через вытяжную трубу, в канал которой установлен вентилятор достаточной мощности.

В крупных автобоксах, рассчитанных на несколько машин, вытяжку эффективнее выполнять через воздуховоды и при помощи канальной вентиляционной установки.

Организация временной вентиляции

Если в гараже предполагается выполнять ремонтные работы с выполнением сварки и покраски металлических деталей, требуется серьезная вытяжка, которой необязательно пользоваться постоянно.

Как соорудить систему для временного использования? Давайте рассмотрим один весьма интересный вариант:

Галерея изображений


На вытяжные отверстия, которых в примере по два с каждой стороны от ворот, ставим пластиковые угловые отводы. К ним будет подключаться вытяжная механическая система


Так как планируется устройство механической вытяжной системы, для работы ее вентилятора устраиваем проводку и подводим силовую линию к удобному для подключения месту


Вверху, практически под потолком, крепим обрезок доски, на котором зафиксирован канальный вентилятор


По факту замеряем расстояния воздуховодов: от вытяжного отверстия до вентилятора и от вентилятора до необходимого для работы места


Прокладываем гофрированный воздуховод до вентилятора, соединяем его с вытяжным отверстием, крепим хомутами к стене


Для подвижного отрезка воздуховода, который планируется убирать, чтоб не мешал передвижению по гаражу, ставим кронштейн с металлическим стержнем на потолок

Чтобы правильно организовать проветривание гаражного строения, необходимо знать параметры, объемность постройки, приблизительный перечень работ, которые планируется там производить. Немаловажным фактором является тип устанавливаемого оборудования, используемые материалы, расчет необходимых параметров. От того, насколько верно произведены предварительные расчеты, подобрано оборудование, зависит эффективность вентиляционной системы, которую планируется установить для гаража.

Способы вентиляции гаража

Как и любое другое, проветривание гаражного строения сводится к нескольким основным видам. Кратко рассмотрим отличительные особенности каждого из них.

Естественное вентилирование. Основано на использовании природного механизма смены воздушных масс, когда плотный свежий воздух вытесняет теплый и более легкий. Специально организованные вентиляционные проемы для естественного движения воздухопотока входя в систему аэрации.

Механическое проветривание. Полностью автоматизированная подача, отведение воздушных масс. Большие гаражные здания, где могут проводиться длительные ремонтные, технические работы, рекомендуется оснащать механической системой вентилирования.

Смешанная (комбинированная) вентсистема позволяет сэкономить на установке приточного оборудования. механической является зачастую именно вытяжка.

Кроме того, вентиляция может быть приточной, вытяжной, приточно-вытяжной. Наиболее эффективной представляется приточно-вытяжная система воздухообмена. Она организовывается естественным, механическим или комбинированным способами, что зависит от габаритов здания, специфики проводимых работ, количества машин и т.д.

Нормы вентиляции гаража

Строительство гаража планируется без обустройства дренажного оборудования, системы удаления избыточной влаги. Она попадает внутрь строения вместе с автомобилем – это оставшиеся на днище грязный снег, влага, соль, другие химические реактивы, используемые коммунальными службами для обработки дорог. Без выведения данных источников уровень относительной влажности внутри помещения повышается. В совокупности с оставшимися реактивами, солью влага постепенно начинает портить, разъедать кузов. Кроме того, неотрегулированный температурно-влажностный баланс негативно сказывается на деревянных, металлических конструкциях гаража, поверхностях инструмента.

Нормализовать температурный, влажностный показатели способна вентиляция строения. Также она вместе с отработанным потоком воздуха удаляет токсичные пары лако-красочной продукции, технических жидкостей, масла, топлива, угарный и выхлопные газы.

Нормы вентилирования гаражного строения, согласно СНиП, предусматривают организацию приточно-вытяжной вентсистемы для отапливаемого и неотапливаемого помещения, чтобы удалять, разбавлять вредные теплогазовыделения в соответствии с расчетом ассимиляции.

Внутри отапливаемого гаражного строения, предназначенного для хранения автомобиля, определяется температурный показатель – +5⁰ С. Внутри строения для хранения одной машины предусмотрен воздухообмен более 180 м³/ч. Иностранные изготовители вентиляционного оборудования рекомендуют оборудовать гаражи системой, позволяющей производить 6-10кратную смену воздушной массы за одни сутки.

Скорость движения воздушных масс – 0,3 м/с.

Естественное вентилирование

Естественное проветривание обустраивается внутри небольших построек, металлических переносных конструкций. Так как приточные, вытяжные проемы организуются намеренно, можно говорить о том, что это – аэрация.

Данный способ вентилирования основывается на природной смене воздушных масс. Поступающий свежий воздух почти всегда холоднее, а значит тяжелее и плотнее того. Который находится внутри. Он вытесняет теплый и легкий поток вместе с частицами углекислого, выхлопного, других токсичных газов наружу через зазоры, щели или специальные проемы, воздуховоды.

Чтобы усилить естественную тягу, часто устанавливаются воздуховоды. Вытяжной воздуховодный канал оптимально монтировать таким образом, чтобы его высота была как можно больше. Это создаст область разреженного давления внутри гаражного строения, поэтому свежий приточный воздухопоток будет сам, автоматически затягиваться.

Также помогают диффузоры, турбодефлекторы. Они монтируются на оголовки приточной, вытяжной труб соответственно, усиливая воздушную тягу.

Используя этот естественный механизм, представляется возможным в определенной степени проветрить внутреннее гаражное пространство. В летнее время он перестает работать из-за снижения температурной разницы температур внутри и снаружи. Здесь может понадобиться помощь механизмов принудительного побуждения движения воздушных масс.

Расчет естественной вентиляции

Расчет вентиляции естественного побуждения производится еще на стадии проектирования гаражного здания. При этом необходимо учитывать параметры здания, количество хранящихся автомобилей, специфика, количество производящихся внутри работ, уровень токсичности жидкостей, находящихся внутри.

Для естественного проветривания (аэрации) чаще всего предлагается два способа расчета внутреннего сечения воздуховодных труб:

  • На 1 м² приходится 15 мм диаметра трубы. Если следовать данной формуле, для гаражного строения площадью 10 м² понадобятся вентиляционные воздуховоды с внутренним сечением 150 мм. В данном случае не учитывается высота здания, т.е. его объемный показатель в целом.
  • Сумма площадей вентиляционных каналов равен 0,3% от площади гаражного строения. Как правило, данный метод используется для одноканального проветривания.
  • приток устанавливается над уровнем пола – 10-15 см;
  • вытяжка устраивается внутри потолка, или внутри стены (10-15 см от потолка);
  • оптимальное расстояние от входа притока до выходя вытяжки – 3 м;
  • высота вытяжки над кровлей гаража – от 50 см.

Для большого строения результат расчета диаметра вентиляционного канала может оказаться очень большим, тогда целесообразно сделать две воздуховодные трубы с суммарным внутренним сечением не меньше, чем в расчетах.

Механическое вентилирование

Часто применяется, особенно актуально для крупногабаритных гаражных построек с двумя этажами, хранением нескольких автомобилей и т.д. Данный способ не зависит от атмосферных условий, силы и направления ветра, сезонности, температуры наружного воздуха.

Для обустройства необходимого движения воздушных потоков внутри строения механизмы принудительного побуждения, вентиляционные каналы, по которым подается, удаляется воздух.

Применяются вентиляторы, устанавливаемые внутри вентканалов (канальные), вентиляционных проемов (осевые). Мощность механизмов примерно одинакова. При выключенном состоянии вентиляторов проветривание также осуществляется, но с меньшей производительностью.

Выбор оборудования

Механическое вентилирование осуществляется при помощи вентиляторов. Механизмы выбираются, исходя из площади строения, необходимой кратности воздухообмена, а также следуя объему удаляемого воздуха, который показывает прибор.

Производительная мощность вентилятора должна соответствовать заданным параметрам. Маломощный прибор не справится с удалением или подачей нужного количества воздушных масс. Механизм, более мощный, чем необходимо, станет неэкономичным по энергопотреблению, будет превышать допустимые значения рабочего шума.

Целесообразно приобретать вентиляторы с таймером, датчиком влажности, датчиком движения, чтобы система вентилирования работала автоматически, без участия автовладельца.

Воздуховодные каналы приобретаются из материалов, стойких к воздействию агрессивной среды токсичных, тепловых выделений. К таким относятся пластиковые водопроводные трубы, асбестоцементные трубы, а также из оцинкованной стали.

Кроме того, в число вентиляционного оборудования входят: переходные, поворотные сегменты, переходники, дроссель-клапаны, диффузоры, воздухозаборные решетки, блок управления.

Расчет механической вентиляции

Чтобы произвести расчет необходимого количества поступающего воздуха, предлагается воспользоваться следующей формулой:

L – расчетное количество приточного воздушного потока (м³/ч);

N – норма кратности воздушного обмена внутри гаражного здания, в данном случае – 6-10;

S – площадь постройки (м²);

H – высота здания (м).

В данной формуле учитывается не только площадь постройки, но и ее высота, т.е. в расчетах используется объемность всего строения.

Также необходимо учитывать размеры воздуховодов, что напрямую зависит от производительной мощности вентиляторов. Например, при низкой мощности уровень шума будет незначительным, но воздушные каналы должны быть увеличены в размере, что не всегда удобно и возможно сделать.

При высокой производительности вентилятора и узких вентиляционных каналах поток воздуха будет создавать дополнительный шум, что создаст дискомфортные условия нахождения, работы внутри гаража.

Sc = L x 2,77 / V

Sc – рассчитываемое значение параметров воздуховода;

L – количество поступающего воздухопотока (м³/ч);

V – скорость воздушного потока в сети (м/с), как правило, этот показатель равен 3-4 м/с;

2,77 – согласующий коэффициент.

Комбинированное вентилирование

Смешанный или комбинированный тип проветривания – популярный способ организовать вентилирование гаражного пространства. Один из каналов остается функционировать естественным способом, другой же оснащается механическим прибором для движения воздушной массы.

Зачастую для гаража средних габаритов вполне достаточно обустроить механическую вытяжку, в то время, как приточный воздух поступает самостоятельно через специально организованные проемы гаражных ворот, стен, воздуховод.

Вентилятор создает разреженное давление, в которое инерционно затягивается свежий воздух с улицы. Следует помнить, что при таком способе проветривания приточный поток не прогревается, не очищается от пыли. Это может быть важно, если в гараже производятся специфические работы, например, покраска. В данном случае необходим определенный температурный режим, чистота бокса.

В других же случаях, не предусматривающих таких видов работ, комбинированное проветривание – эффективный способ удаления отработанного, загрязненного воздуха. Все необходимые расчетные работы производятся в соответствии с приведенными выше формулам.

Вентиляция гаража необходима при его обустройстве. Она позволяет удалять опасные для автовладельца воздушные примеси: токсичные газовые смеси, углекислый газ, излишнюю теплоту, влажность. Закладка вентиляционной системы производится на стадии строительства здания. Для эффективной, оптимальной работы вентиляции необходимо сделать правильные расчеты притока, подачи воздуха, соблюсти кратность воздухообмена, размеры вентиляционных каналов.

Создание комфортных условий для владельца и благоприятных – для длительного хранения дорогой автотехники, обеспечит надежная и грамотно спроектированная система вентилирования. Она создаст достаточный приток свежего воздуха с одновременным удалением неприятных и вредных примесей. В этой статье мы расскажем о том, что такое качественная вентиляция в своими руками. Схема воздухообмена выбирается на основе личных предпочтений, общих параметров строения, с учетом иных важных факторов, о которых мы и поговорим далее.

Читайте в статье:

Нужна ли вентиляция в гараже

Несмотря на очевидный ответ, следует уточнить список задач, которые поможет решить соответствующая инженерная система:

  1. Вместе с автомобилем в помещение поступает влага. Достаточно мощная вентиляция для гаража ускоряет ее удаление, препятствуя возникновению и развитию процессов коррозии.
  2. Одновременно с потоком воздуха из атмосферы помещения удаляются выхлопные газы, иные неприятные и опасные для человека химические соединения.
  3. Устраняются условия, благоприятные для накопления конденсата на мебели, инструментах, частях строительных конструкций.
  4. В определенных погодных условиях приток свежего воздуха помогает поддерживать комфортные температурные условия.

Следует отметить, что наружу выбрасываются механические, химические и органические загрязнения. Это упрощает создание условий, подходящих для длительного хранения фруктов и других продуктов питания.



С учетом действенных защитных свойств, финансовые вложения в такую систему являются экономически целесообразными. При отсутствии негативных воздействий инструменты и другие дорогие изделия дольше сохраняют свои потребительские характеристики в безупречном состоянии. Дополнительным преимуществом является снижение расходов на поддержание хороших санитарно-гигиенических условий.



Мнение эксперта

Инженер-проектировщик ОВиК (отопление, вентиляция и кондиционирование) ООО "АСП Северо-Запад"

Спросить у специалиста

“Этот рисунок поясняет необходимость точного расчета. Автор этого проекта разделил систему на две части для обеспечения достаточной скорости обмена воздуха в отдельных помещениях. Сложнее получить хороший результат при использовании простейшей комбинации из одного приточного отверстия и вытяжного канала.”

Эффективная вентиляция в гараже своими руками: схема, фото, комментарии

Для исключения ошибочных действий и затрат на проведение экспериментов надо использовать действующие стандарты. Они основаны на современных тематических знаниях, научных опытах и профессиональных испытаниях. Чтобы создать правильную вентиляцию в гараже, необходимо менять воздух полностью за час от 4 до 6 раз. В отечественных нормативах предлагается брать для упрощенных расчетов 180 м. куб. на один автомобиль. В зарубежных – от 360 до 400 м. куб.

Приведенные выше данные иногда заменяют пропорцией: 1,5 см диаметра трубы на каждый кв. метр площади. Здесь не учитывается высота помещения, производительность вытяжного тракта. Однако все факторы, в том числе направление ветра и температуру на улице, учесть невозможно. Поэтому такую методику подсчета можно применять на практике с учетом отмеченных ниже ограничений для отдельных компонентов системы.

При изучении вопроса, как правильно сделать своими руками вентиляцию в гараже, следует обратить внимание на следующие нюансы:

  1. Сложность самостоятельного воспроизведения монтажных и строительных операций.
  2. Проектную документацию и перечень будущих покупок.
  3. Объем первоначальных затрат и расходы в период эксплуатации.
  4. Долговечность выбранного варианта, необходимость обязательного выполнения регламентных процедур технического обслуживания.

Как решить проблемы с минимальными затратами, используя естественную вентиляцию в гараже

Главным преимуществом инженерных систем данной категории является автономность. Их не надо подключать к источнику электропитания. Отсутствие приводов, устройств контроля, и проводки снижает себестоимость проекта. Сравнительная простота автоматически повышает уровень надежности. Единственный существенный недостаток – невозможность увеличения интенсивности обмена воздуха при необходимости.


Эти пояснения помогут понять важные особенности данного проекта:

  1. Для площади 20 м. кв. выбраны минимальные размеры отверстий, чтобы проще было подобрать изделия из типового модельного ряда. Если такое решение не обеспечит эффективную циркуляцию воздуха, можно установить две системы вентиляции гаража своими руками из стандартных труб (100-150 мм).
  2. Отверстия сверлят перфоратором. Насадки подбирают с учетом твердости материала и толщины стен.
  3. Вход (4) делают на высоте 100-200 мм от уровня финишного напольного покрытия. Выход (3) – на таком же расстоянии от потолка.
  4. Чем больше высота (1), тем большую можно будет получить производительность системы. Но надо учитывать, что чрезмерно громоздкую конструкцию придется укреплять для защиты от сильных порывов ветра. Специалисты рекомендуют устанавливать верхний срез трубы выше конька крыши на 20-30 см.
  5. Дефлектор (2) соответствующего размера приобретают в магазине. Это изделие ускоряет поток воздуха, предотвращает попадание внутрь труб атмосферных осадков.
  6. Соединение отдельных частей и уплотнение стыков можно сделать с применением строительного герметика. Выбирают состав, предназначенный для эксплуатации в соответствующем диапазоне температур.


Это недорогое приспособление предотвращает проникновение холодного воздуха из выходной трубы в зимний период. Такое оснащение применяют, если один вентиляционный канал подключают к нескольким помещениям.


Свежий воздух подают трубой в самую нижнюю точку объекта. Кроме указанного на рисунке варианта, можно сделать дополнительные выходы. Следует обеспечить равенство сечения проходов подающего и выпускного трактов. Чтобы лучше проветривать весь объем помещения, отверстия не устанавливают на одной оси.

Широкие возможности принудительной вентиляции в гараже

Большая длина и сложная конфигурация канала воздуховода повышают потери давления. Иногда нужно увеличить напор, но нет возможности расширить технологические отверстия.С помощью специальных таблиц и формул профильные специалисты выполняют точный расчет вентиляции гаража для работы в сложных условиях. Полученные результаты используют для выбора соответствующего оборудования.

Создание принудительной вентиляции в гараже своими руками позволяет успешно решать следующие задачи:

  1. Эффективную подачу и удаление воздуха при наличии тройников, фильтров, других дополнительные компонентов системы, создающих препятствия.
  2. Точное дозирование производительности. Применение оптимальных режимов работы для уменьшения затрат электроэнергии.
  3. Предварительное задержание загрязнений с помощью различных фильтрационных технологий.
  4. Повышение температуры входящего воздуха с применением нагревательных элементов.
  5. Поддержание заданных пользователем комфортных условий с использованием кондиционеров, иного климатического оборудования, датчиков.

К сведению! Такое оборудование при соответствующем электронном и программном оснащении будет выполнять свои функции автоматически, без контроля и дополнительных настроек. Его можно подключать к устройствам дистанционного и удаленного управления.

Нагрев и охлаждение воздуха, иные упомянутые операции сопровождаются расходом электроэнергии. При выборе этого варианта следует учитывать достаточно высокую стоимость, сложности в обслуживании, ремонте.

Комбинированные вентиляционные системы

В проектах этого типа применяют естественный приток свежего воздуха. Для временного повышения производительности – устанавливают вентиляционную технику в канале вытяжки. Это решение дешевле по сравнению с комплексными технологиями. Но с его помощью можно получить хорошие результаты, если приходится использовать сложные воздуховоды.


Такое оборудование потребляет электроэнергию, поэтому надо будет установить проводку, устройства защиты от бросков напряжения и перегрева мотора. При желании, комбинированную вентиляцию своими руками можно дополнить датчиками движения, таймерами. Они пригодятся для автоматизации запуска системы при въезде автомобиля, выключения после заданного интервала времени.


Видео вентиляции в гараже, пример испытаний производительной техники в реальных условиях

Качественная вентиляция в гараже: схема, расчет и устройство

В этом разделе подробно изучены популярные инженерные и строительные решения. Подготовку начинают с уточнения параметров технического задания. Проще работать с отдельно стоящим строением, без цокольной и подвальной части. Если он применяется исключительно для хранения автомобиля, достаточно будут применить простейшую методику. Как рассчитать вентиляцию в гараже, рассмотрено выше. При площади 12 м. кв. и стандартной высоте потолка (не более 2,7 м.) можно использовать круглый воздуховод с диаметром 18 см (12 * 1,5).


По мере расширения требований увеличивается сложность вентиляции гаража. Как правильно создать систему для оснащения качественной покрасочной камеры, можно выяснить только при обращении к опытным профессионалам. Но для решения бытовых проблем достаточно будет использовать рекомендации этой статьи.

Усложняют задачу следующие факторы:

  • глубокий подвал;
  • длинный или сложный путь подачи/ удаления воздуха;
  • совмещение нескольких каналов;
  • соседство с жилыми помещениями;
  • плохая герметизация помещения;
  • организация мест для хранения продовольственных запасов;
  • наличие в каналах нагревателей, фильтров, другого дополнительного оборудования.

Как создать без ошибок вентиляцию погреба в гараже: правильное хранение продуктов питания


Но в любом случае надо предотвратить возможность контакта с потенциально опасными загрязнениями. Для этого монтируют отдельные приточные и вытяжные воздуховоды.



В том и другом варианте надо проверить герметичность конструкции в закрытом состоянии. Для упрощения поддержания оптимального теплового баланса пригодится хорошая изоляция.


Такие конструкции создают с толстыми стенками, которые укреплены ребрами жесткости. Их комплектуют стеллажами, лестницей, люком, светильниками, внутренней частью системы вентиляции. Следует не забывать, что внешние каналы придется создавать самостоятельно.

Особенности вентиляции в гараже с подвалом технического назначения

В этом проекте предполагаются меньшие требования по сравнению с методами хранения продовольственных запасов. Но точные критерии определяют индивидуально. Как правило, основное внимание уделяют нормализации уровня влажности. Температурный режим в данном случае имеет меньшее значение.


Здесь для вентиляции надземных частей строения в стены установлены кирпичи со сквозными отверстиями. Необходимое количество таких элементов не сложно рассчитать по приведенным выше пропорциям с учетом параметров конкретных строительных материалов.

К сведению! Такое решение обеспечивает хорошую защиту от грызунов без специальных металлических сеток.

Для подачи непосредственно в подвальную часть и вывода воздуха оттуда предусмотрены отдельные трубы. Их устанавливают в противоположных углах помещения. Стеллажи и другие крупные предметы располагают так, чтобы не возникли препятствия перемещению потоков перед вентиляционными отверстиями.


Статья по теме:

Служит для предотвращения попадания различных запахов в дом. В статье мы попробуем понять, что он собой представляет, как устроен, виды устройств, и насколько сложно его установить у себя в жилище.

Приточная часть тут не отличается от стандартных решений. А вытяжной канал следует рассмотреть подробнее. Он проходит через несколько этажей, внутри отапливаемых помещений здания. Перепады температур способствуют образованию конденсата. Чтобы снизить интенсивность этого процесса, рекомендуется утепление верхней части воздуховода. Изоляцию лучше сделать из пенополистирола, иных материалов, которые не испортит влага. Внизу устанавливают кран, через который сливают накопленную жидкость.

Большая высота выходного канала такой вентиляции гаража с подвалом способна ухудшить эффективность системы. Чтобы холодный воздух не опускался вниз, можно установить обратный клапан. Однако это устройство не обеспечит движение потока в нужном направлении. Эту задачу решают с помощью монтажа вентилятора. Второй вариант – установка в трубе лампы накаливания, которая будет выполнять функции маломощного нагревателя.



Подвал подходит для создания кабинета, комнаты отдыха, сауны. Состав инженерного оснащения будет зависеть от целевого назначения. Сложнее всего организовать приток и удаление воздуха в бане. Следует помнить, что вентиляционные каналы нельзя объединять с дымоходами.


Устройство вентиляции в подвале гаража необходимо изучать совместно с функционированием иных систем (отопления, кондиционирования, электроснабжения). Это позволит согласовать их работу, исключить взаимные негативные влияния.

Монтаж системы при наличии смотровой ямы


В подобной ситуации приходится вскрывать бетонную стяжку, создавать отверстия в стенах и потолке. Такие действия надо выполнять осторожно, чтобы не нарушить целостность строения. Пригодится схема электрических и других коммуникаций, которые установлены внутри конструкций.


Здесь установлен дополнительный канал (1), обеспечивающий проход воздуха в подвал. Две вытяжки (3, 4) обеспечивают хорошую производительность, качественную вентиляцию всех частей сооружения. Специальная труба (2) необходима, так как в обычном режиме эксплуатации яму закрывают помостом сверху для безопасности. Она обеспечит хорошую вентиляцию смотровой ямы.


Что надо учесть при оснащении вентиляцией металлического гаража


Если подготовить бетонное основание заранее, установить металлическую конструкцию с помощью подъемного крана можно за несколько минут. Но в ходе эксплуатации быстро обнаружатся недостатки. Одним из них является отсутствие хорошей изоляции, что интенсифицирует появление внутри конденсата. Водные испарения провоцируют развитие разрушающих процессов коррозии. Эти негативные процессы блокируют с помощью подачи свежего воздуха.

Естественную вентиляцию в металлическом гараже создают щели между отдельными элементами конструкции. Если этого недостаточно, в стенке сверлят отверстия диаметром 8-12 сантиметров. Их покрывают грунтом и краской, защищая от коррозии. Сверху – устанавливают декоративные решетки. Места установки выбирают как можно далее от запорных устройств, чтобы затруднить противоправные действия злоумышленников.

К сведению! В летнее время для интенсивного проветривания достаточно открыть ворота настежь. При холодной температуре створки придется закрыть. Для отведения угарных газов в процессе прогревания двигателя и во время длительного ремонта пригодится патрубок. Его устанавливают в задней стенке гаража. При необходимости – соединяют с выхлопной трубой автомобиля гофрированным шлангом.

Для совершенствования вентиляции в железном гараже используют различные принудительные системы. Как и в предыдущих примерах, ее можно дополнить нагревателями, фильтрами, устройствами регулировки и контроля. При установке смотровой ямы, используют рассмотренные выше технологии.

Выбор технологического оборудования, материалов и комплектующих деталей для вентиляции гаража


При выборе следует отдать предпочтение моделям, приспособленным к повышенной влажности.


Для решения таких задач используют различные устройства подачи/отключения питания по установленному пользователем алгоритму.



Если использовать такое решение, получиться снизить уровень шумов в помещении.



Оцинкованная жесть хорошо защищена от погодных воздействий. Она подходит для изготовления изделий с уникальными размерами и формами без лишних затрат. Дополнительными преимуществами являются: небольшой вес, простота монтажа, хороший внешний вид.



В этом списке перечислены компоненты системы, обеспечивающей поддержание комфортных температурных условий в холодную пору года:

  • потолок (1) из железобетонной плиты;
  • стены из кирпича (3, 5);
  • входной канал (2);
  • котел отопления на твердом топливе (6) с дымоходом (4);
  • стакан (7) – здесь осуществляется предварительный подогрев воздуха для вентиляционной части системы;
  • фильтр (8);
  • калорифер (9) со встроенными электрическими нагревателями;
  • вентилятор (10) канального типа;
  • тройник (11), обеспечивающий подачу теплого воздуха в центр крупного помещения;
  • угольник (12), выполняющий аналогичные функции на торцевой части канала.

К сведению! При создании вентиляции в гараже из канализационных труб надо учитывать следующие особенности. Специализированные изделия из ПВХ рыжего цвета выпускают специально для установки вне помещений. Они стоят несколько дороже, чем серые аналоги, но отличаются повышенной стойкостью к температурным и другим воздействиям.

Как сделать правильно вентиляцию в гараже: пошаговая инструкция, полезные рекомендации, важные нюансы

К сведению! Вентиляцию в гараже без подвала сделать можно с применением аналогичных методик. Для принудительной подачи (удаления) воздуха систему дополняют соответствующей техникой.

Дополнительные советы и заключение

Выбор методик следует делать с учетом особенностей строения и целевого использования отдельных помещений. Как отмечено выше, в некоторых случаях придется создавать разные режимы температуры и влажности в отдельных частях объекта. Самые сложные задачи решают с применением принудительной вентиляции. При оснащении автоматикой, соответствующие системы выполняют свои функции самостоятельно.