Православный месяцеслов женские имена. Церковные имена

Книга «Тысяча имён», раздел «Женские имена» (стр. 7 - 104)

Хотите найти лучшее на свете имя для своей дочки? Тогда вам не обойтись без этой книги. Словарь-справочник «Тысяча имён» - это практическое пособие для родителей, в нем вы найдете почти 400 русских женских имен: от самых редких до самых популярных в России.

Ваш выбор будет осознанным и обоснованным, ведь книга носит не только популярный, но и научный характер. Имена представлены в формате, нигде больше не встречающемся, причем о каждом имени вы найдете такие сведения и аргументы , о которых раньше представления не имели, и даже не думали!

Полный перечень женских имен приведен на этой ссылке . Отдельные главы раздела «Женские имена» посвящены выбору крёстного имени и рейтингам популярности имен новорожденных девочек в России и ряде стран (Белоруссия, Польша, Чехия, Германия, Англия, США) в 2010-2015 годах.

Электронная версия книги «Тысяча имён» не предусмотрена. Целиком она доступна только в печатном виде, а на этом сайте приведены отдельные фрагменты. ЗАКАЗАТЬ КНИГУ!

Что такое крёстное имя и как его выбирают?

Паспортные, «календарные», крёстные, церковные женские имена

Далеко не все приведенные в этой книге имена имеют соответствие в православных святцах, например, Альбина, Влада, Владислава, Есения, Каролина, Лада, Майя, Элеонора, Ярослава и др. Для атеистических семей, разумеется, это не имеет ровно никакого значения. Но для православных верующих, а также для родителей, живущих в русле русской культурной и исторической традиции, при выборе подобных имён для своего ребенка обязательно придется решить еще одну задачу - выбрать крёстное имя.

Имя, которое записывается в Свидетельство о рождении , называется паспортным

(поскольку при достижении ребенком 14-летнего возраста, оно переносится в Паспорт

гражданина РФ ). Имя, которое даётся при крещении, называется крёстным, оно указывается в Свидетельстве о крещении , которое должны выдать в храме. «Календарными» называются имена христианских святых, содержащиеся в православных церковных календарях («святцах» или «месяцесловах»), и используемые при проведении крещения детей (и взрослых).

Многие паспортные имена однозначно соответствуют календарным именам: Агния,

Александра, Алла, Анна, Вероника, Галина, Евдокия, Зинаида, Зоя, Лидия, Любовь, Нина, Серафима, Тамара, Фаина, … (паспортное и крёстное имена совпадают).

Иногда паспортная и церковная формы имеют небольшие отличия: Анфиса - Анфуса, Арина - Ирина, Елизавета - Елисавета, Кристина - Христина, Наталья - Наталия, Пелагея - Пелагия, Прасковья - Параскева, Степанида - Стефанида, Татьяна - Татиана, Эмилия - Емилия, Юлия - Иулия. А иногда и очень значительные: Авдотья - Евдокия, Аграфена - Агриппина, Аксинья и Оксана - Ксения, Алёна - Елена, Виктория - Ника, Виолетта - Ия, Ирма - Ермиония, Лукерья - Гликерия, Олеся - Александра, Жанна и Яна - Иоанна, Полина - Павла или Аполлинария, Светлана - Фотина или Фотиния, Снежана - Хиония.

Во всех рассмотренных случаях паспортные формы имён происходят от соответствующих церковных форм. Так, к примеру, имя Лукерья имеет прямую связь с церковным именем Гликерия, поскольку является его русским преобразованием, а имена Оксана и Аксинья являются признанными народными и литературными вариантами церковного имени Ксения.

Однако следует сказать, что строгих правил не существует. И наличие связи между паспортным и крёстным именами совершенно не обязательно. Вполне возможной является ситуация, когда в качестве паспортного будет выбрано христианское имя Анна или, допустим, Тамара, а крёстным именем станет другое христианское имя, например, например, Агриппина, Ангелина, Евдокия или Агафия (в честь своей знаменитой бабушки или прабабушки).

Пойдем дальше, и зададим вопрос. А могут ли православные носить такие «неправославные» имена, как Аврора, Азалия, Владислава, Есения, Зарина, Инга, Камилла, Каролина, Луиза, Мирослава, Тереза, Ярослава? - Да, безусловно, но для обряда имянаречения (наречения имени), который совершается в процессе крещения, потребуется подобрать еще одно имя - церковное. В принципе, оно может быть любым, но обычно подбирают такое, чтобы оно было или созвучным , или близким по значению к паспортному имени.

Вот один из возможных примеров. Достаточно популярными в русских семьях стали

европейские имена Эльви ра (испанского происхождения, от albar - «белая») и Элеоно ра (от окситанского allia Aenor - «другая Аэнора). Но это «некалендарные имена»: в православных святцах нет одноименных святых, поэтому крестить ребенка в церкви с этими именами не получится. В качестве крестного имени для каждого из них можно предложить, например, такое созвучное церковное имя, как Елена («солнечный свет», «солнечная», греч.) или имя Леони лла («львиная», «львица», греч.).

Другие примеры. Имена Богда на, Боже на и Да на в православных святцах отсутствуют, но близкими по смыслу являются такие имена, как Феодо ра («Божий дар»), Дорофе я («Дар Божий») и Феодо сия («Бог дал») - любое из них вполне можно взять в качестве крёстного. В последние годы регистрируется все большее количество таких имен, как Витали на и Вита лия. Очевидно, что это аналоги мужского имени Вита лий, происходящего от латинского слова vitalis , поэтому вариантами перевода имени на русский язык могут быть «полная жизни», «живая», «дающая жизнь». Очевидно, хорошим крёстным именем для Витали ны и Вита лии может стать Валенти на - и по общему смыслу и по звучанию (Валентина - «сильная, крепкая здоровьем», от латинского valens , означающего «крепкий, сильный, здоровый»).

Еще раз подчеркнем: 1) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя совпадало с крёстным именем, 2) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя имело православное происхождение (имя может быть любым, лишь бы оно нравилось родителям). Даже в седую старину поступали именно так - у каждого члена княжеской семьи было два имени: и мирское имя, и христианское .

Итак, при выборе «неправославного» имени порядок действий должен быть таким - в органах ЗАГС в Свидетельство о рождении записывают выбранное родителями для девочки имя - допустим, Мирослава, Руслана, Земфира, Инга или Есения, после чего в церкви её крестят любым другим понравившимся церковным именем - Варвара, Илария, Мария, Ольга, Руфина, Серафима, София или Фаина. Ни в ЗАГСе, ни в церкви не вправе влиять на выбор родителей. Советовать и рекомендовать - это да, но препятствовать - нет!

Мученицы, праведницы, преподобные…

Как уже было сказано, крещение в русской православной церкви происходит одновременно с наречением имени. А имянаречение обязательно производится в честь какой-то конкретной святой, которая сразу же становится «святой небесной покровительницей» (не путать с ангелом-хранителем!). Родители вправе просить священника крестить тем именем, и в честь той святой, которую они сами считают наиболее желательной и предпочтительной для своего ребенка, например, в честь святой мученицы Агнии Римской или святой великомученицы Екатерины Александрийской, или святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Как видим, каждая святая угодница Божья носит определенный «чин»: мученица, великомученица,

преподобная… Что это такое, как это нужно понимать?

  • Мученицы - это христианские святые, принявшие насильственную смерть за свою веру
  • Великомученицы - это мученицы за веру, перенесшие особо тяжкие мучения
  • Преподобные - это монахини, почитаемые в качестве святых за самоотверженную, подвижническую жизнь, всецело посвященную Богу (безбрачие, аскетизм, пост, молитва и физический труд в монастырях и пустынях); монахиня (по-другому и нокиня), игу менья (настоятельница монастыря)
  • Преподобномученицы - святые мученицы из числа монахинь (монахини, принявшие смерть за веру)
  • Девы-мученицы - незамужние, целомудренные девушки (не монахини), пострадавшие при гонениях на христиан; иногда в святцах пишут отрокови ца (то есть девочка-подросток)
  • Праведные (праведницы) - к ним относятся такие святые женщины, которые при жизни были семейными людьми, вели мирскую (то есть не монашескую) жизнь, и не подвергались мучениям или гонениям за веру. В качестве святых они почитаются за свою праведную , то есть добродетельную, правильную жизнь, особо угодную Богу (слово праведный , напрямую связано со словами правда, правый, справедливый )
  • Жёны-мироносицы - женщины, ставшие первыми свидетельницами воскресения Иисуса Христа из мертвых; мироносицами в древности были женщины, которые переносят сосуды с ми ро м (ми ро - это ароматное, благовонное масло, используемое при миропомазании и других церковных обрядах); несколько мироносиц стали первыми свидетелями воскресения Иисуса Христа из мертвых, к их числу относятся Саломия, Иоанна, Сусанна, Мария Магдалина - все они считаются святыми праведными (праведницами)
  • Равноапостольные - «равные апостолам», подобно апостолам они просвещали разные народы, обращали их в христианство (т.е. это миссионеры, распространители христианства), среди равноапостольных были не только мужчины, но и несколько женщин
  • Благоверные - царицы и княгини, ставшие святыми за свою благочестивую жизнь и дела по укреплению веры и церкви
  • Блаженные и юродивые. Блаженная, то есть «счастливая» (в латинском языке - beata ): такой эпитет носят несколько известных святых IV-IX века (святая Мария Хиданская, святая Муза Римская, святая царица Феофания), а также святая Матрона Московская (XX в.). Эпитет «блаженная» в применении к остальным русским святым имеет другой смысл: юродивая (например, святая блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая), от древнерусского уродливый ; юродивые пророчествовали, обличали дурные нравы, невзирая на лица, проявляли большую мудрость при кажущемся безумии
  • Новомученики - под ними, как правило, понимаются те, кто пострадал за христианскую веру в годы советской власти

В церковных календарях, месяцесловах, святцах эти «чины» (категории, ранги, по-другому «лики святости»), пишут сокращенно:

мц. - мученица; вмц. - великомученица; прп. - преподобная; прмц. - преподобномученица; прав. - праведная (праведница); равноап. - равноапостольная; блгв. - благоверная; блаж. - блаженная

Другими частыми сокращениями в церковных календарях являются:

св . - святой, святая; кн. - князь, княгиня; вел . - великий, великая

Английские эквиваленты (используются в зарубежных православных церквях):

святая = Saint ; мученица = Martyr ; великомученица = Great-martyr ; преподобная = Venerable ; преподобномученица = Venerable-martyr ; дева-мученица = Virgin-martyr ; праведная = Righteous ; мироносицы = Myrrhbearers ; равноапостольная = Equal-to-the-Apostles ; просветительница = Enlightene r; благоверная = Right-believing (княгиня = Princess ; царица = Queen ); юродивая = Foolfor- Christ ; новомученица = New-martyr

Именины (день именин, именинный день, праздник именин)

Хорошо известное всем понятие «именины» означает день памяти «своего» святого

покровителя (то есть того святого, чьё имя человек получил при крещении) . Во многих странах именины являются более зна чимым личным праздником, чем день рождения. Да и в России в старину, как правило, справляли именины, а день рождения оставался в тени.

Дни памяти святых в этой книге указываются по старому и новому стилю. Это выглядит так: июль 6 / 19; декабрь 2 / 15; ноябрь 19 / декабрь 2. Дело в том, что Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, все даты в котором отличаются от современного гражданского календаря на 13 дней. Именно поэтому праздник Великой Октябрьской революции (которая произошла 25 октября 1917 года) в СССР ежегодно отмечался 7 ноября. Именно поэтому «старый Новый год» и поныне отмечается в ночь с 13 на 14 января (в церковном календаре это ночь с 31 декабря на 1 января!).

Даты юлианского, то есть церковного календаря считаются «старым стилем». А даты

григорианского, то есть современного гражданского календаря» - «новым стилем».

Некоторые святые имеют несколько памятных дней. Например, святая мученица

Александра Анкирская, святая благоверная княгиня Анна Кашинская, святая мученица

Галина Коринфская и ряд других - по две памятных даты, а святая мученица Ираида (Раиса) Александрийская и святая праведная Анна (мать Пресвятой Богородицы) - по три.

У нескольких святых дни памяти имеют не фиксированные, а подвижные даты (так

называемые переходящие празднования ). Например, память преподобной Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста , а память праведных Саломии, Иоанны, Марии Магдалины совершается в неделю святых жен-мироносиц (то есть ежегодно в третье воскресенье после православной Пасхи). Празднование памяти Евы (праматери всех людей), святых праведных Сусанны Вавилонской, Руфи, Есфири, Лии и Мариам совершается в неделю святых праотцов и в неделю святых отцов (то есть в предпоследнее и последнее воскресенья перед Рождеством); слово неделя в церковных календарях означает воскресенье (от не делать , то есть отдыхать); праотцы - это первые праведники в человеческой истории, они упоминаются в Ветхом Завете: Адам, Ева, Авель, Ной, Авраам и др., отцы (Богоотцы ) - ближайшие родственники Иисуса Христа: царь Давид, праведные Иоаким и Анна (родители девы Марии), праведный Иосиф.

При получении Свидетельства о крещении нужно позаботиться, чтобы в него было

внесено полное имя святой, в честь которой было наречено имя, и дата её памяти.

Интересным исключением из правил являются имена Инна и Римма. В России они

считаются женскими, но следует иметь в виду, что в православных святцах они содержатся в разделе «Мужские имена». Так что небесными покровителями и заступниками всех женщин, носящих имена Инна и Римма являются мужчины - святые мученики II века Инна Новодунский и Римма Новодунский, ученики Андрея Первозванного.

Если стоит задача выбрать для девочки крёстное имя (то есть подобрать имя

соответствующей святой) исходя из её дня рождения (или дня совершения крещения), нужно обратиться к Месяцеслову. Месяцеслов является книгой, в которой дни памяти святых расположены по дням года (по месяцам ), другими его названиями являются Церковный календарь и Святцы . Несколько удобных и качественных церковных календарей и месяцесловов представлено в интернете, в том числе на английском языке. Ссылки на них вы найдете в книге « Тысяча имён» в разделе Литература.

Если вы находитесь за границей в длительной командировке или на постоянном

жительстве - в Австралии, Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Канаде, Китае, США

или Японии, то отыскать ближайший православный храм Русской православной церкви

Московского патриархата или других православных церквей (Антиохийской, Болгарской,

Греческой, Североамериканской) вам помогут интернет-ссылки, указанные в разделе

Литература (см. подраздел «Православная церковь за рубежом»).

При общении со священником полезной может оказаться информационная строка

«Крестное имя в зарубежных православных церквях», приводимая в этой книге по многим

женским именам, и справка по соответствию «чинов» святых угодников в русском и

английском языках (см. немного выше - Мученицы, праведницы, преподобные…)

жития святых»).

Полностью книга доступна только в печатной версии.

Молодые мамочки, ожидающие на свет своего малыша, очень долго выбирают ему имя. Многие руководствуются модными тенденциями, называя ребенка красиво звучащим именем, которого нет в списке православного церковного календаря. Из-за этого при крещении ребенка нарекают по-другому. В этой статье мы расскажем, как назвать мальчика или девочку по церковному календарю, чтобы его судьба была счастливой и удачливой.

Сразу же после крещения Киевской Руси все православные люди крестили на восьмые сутки после рождения малышей по такому же обряду (в наше время это принято делать на 40 день после телесного рождения). В этот день малышам давали имена мучеников православной церкви. Люди верили, что так дети будут защищены святым покровителем от горя и напастей.

  • Проводившие обряд крещения священнослужители записывали каждый день имя святого, которое они уже присвоили ребенку.
  • Так со временем появились «Святцы» — книга памяти святых, которая пополняется по сей день. К этому изданию (его можно полистать в церкви) или таблице (их множество опубликовано в интернете) молодые родители часто обращаются, чтобы подобрать имя своему новорожденному.
  • К сожалению, не всегда выбор имени по церковному календарю – это осознанный поступок, цель которого подарить малышу ангела-хранителя.
  • Нарекая ребенка редким старинным именем, молодые родители таким образом просто хотят выделить свое дитя из толпы и не вникают в истинную суть выбранного имени.

А ведь в древности наши предки праздновали не день телесного рождения, а день «окрещения» или именины (день почитания святого, в честь которого назвали малыша). Иногда детей нарекали не по имени того святого, в день именин которого они рождались, а в честь других канонизированных великомучеников, именины которых выпадали на последующие три дня после телесного рождения крохи.

Женские имена по церковному календарю

Если у вас родилась дочка, то маленькой принцессе можно подобрать очень красивое имя по церковному календарю. Не всегда оно будет иметь необычное звучание, что часто вызывает удивление на лицах людей, узнающих, какое имя вы дали своей девочке. Большая часть имен в «Святцах» имеет греческое или латинское происхождение, поэтому звучат они так же, как и мирские имена, к которым мы все привыкли.

В этой статье, чтобы вам не пришлось обращаться к священнослужителю за консультацией и не искать нужную информацию на просторах интернета, мы составили для вас список женских имен по церковному календарю на каждый день и месяц текущего года.

Женские именины в январе по церковному календарю

Девочку, родившуюся в первый зимний месяц можно назвать:

  • Анастасией
  • Евгенией
  • Клавдией
  • Августой
  • Агриппиной
  • Анфисой
  • Марией
  • Агафьей
  • Анной
  • Варварой
  • Матроной
  • Наталией
  • Анисьей
  • Ириной
  • Федорой
  • Федосьей
  • Меланией
  • Эмилией
  • Аполлинарией
  • Татьяной
  • Евпраксией
  • Агнией
  • Еленой
  • Ксенией
  • Ниной

Кроме того, если ваша дочка родилась в именины святых по церковному календарю, в которые все православные церкви проводят торжественные службы, то вы можете назвать ее соответствующим именем в январе:

  1. 4 января – день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы. Все, что она имела в своем распоряжении, святая раздавала нуждающимся. Она проповедовала христианскую веру в тюрьмах, выкупала узников и лечила больных. За такую свою проповедническую деятельность Анастасию сначала пытались сморить голодом, затем утопить, но погибла она другой смертью – ее заживо сожгли на костре.
  2. 25 января – день памяти святой мученицы Татьяны, которая в юном возрасте постриглась в монашки и всю жизнь служила Христу.
  3. 27 января – день памяти равноапостольной Нины – просветительницы Грузии, которая по старинному преданию видела вещие сны, через которые общалась с Пресвятой Богородицей.

Женские имена в феврале по церковному календарю

Девочки, рожденные в феврале, могут быть названы такими именами по церковному календарю:

  • Феодосией
  • Инной
  • Агнией
  • Евдокией
  • Екатериной
  • Ксенией
  • Марией
  • Ольгой
  • Ионой
  • Пелагеей
  • Анной
  • Агафьей
  • Александрой
  • Василисой
  • Мафой
  • Христиной
  • Анастасией
  • Галиной
  • Евгенией
  • Федорой
  • Евфросинией
  • Софией

Если ваша девочка родилась 6 февраля , тогда назовите ее Ксенией. В этот день православные церкви почитают память одной из самых великих святых – Блаженной Ксении Петербуржской, которая заслужила своей преданностью Богу и погибшему мужу быть канонизированной. Святая в 26 лет стала вдовой. Она была погружена в горе – носила костюм покойного супруга и откликалась только на его имя. Каждую ночь она выходила в поле, чтобы молиться о муже и строить себе небольшую церквушку недалеко от Смоленского кладбища.

Как назвать девочку в марте по церковному календарю?

Рожденных в марте дочек можно назвать такими именами по «Святцам»:

  • Марией
  • Анной
  • Елизаветой
  • Ириной
  • Ольгой
  • Прасковьей
  • Анной
  • Кирой
  • Мариной
  • Антониной
  • Дарьей
  • Евдокией
  • Матроной
  • Надеждой
  • Марфой
  • Ираидой
  • Екатериной
  • Ксенией
  • Анастасией
  • Клавдией
  • Натальей

Если ваша девочка родилась 14 марта , то лучше всего ей подойдет имя Евдокия или Дарья (это одно и то же имя). В этот день в церквях проводятся богослужения, посвященные преподобной мученице Евдокии. Эта святая длительный период своей жизни вела грешную жизнь, но после знакомства со старцем Германом она постриглась в монахини и стала верой и правдой служить Христу. Она прославилась во время гонений на христиан, когда воскресила умершую жену молитвой одного из правителей того времени.

Как назвать девочку по церковному календарю в апреле?

Если ваша крошка появилась на свет в апреле, то можете выбрать для нее такие имена:

  • Дарья
  • Матрона
  • София
  • Александра
  • Клавдия
  • Мария
  • Прасковья
  • Светлана
  • Аполлинария
  • Василиса
  • Таисия
  • Анастасия
  • Варвара
  • Лидия
  • Феодосия
  • Лариса
  • Зосима
  • Евдокия
  • Марфа
  • Галина
  • Ирина

Девочку, рожденную 14 апреля , стоит назвать Марией в честь святой преподобной Марии Египетской, которая прожила в пустыне 47 лет, питаясь одними кореньями и каясь в своих грешных помыслах.

Как назвать девочку в мае по церковному календарю?

Назовите свою дочку, если она родилась в самый теплый месяц весны, такими церковными именами:

  • Тамарой
  • Матроной
  • Феодорой
  • Александрой
  • Елизаветой
  • Никой
  • Глафирой
  • Анастасией
  • Марией
  • Анной
  • Ниной
  • Маврой
  • Пелагеей
  • Ириной
  • Таисией
  • Гликерией
  • Музой
  • Евдокией
  • Евфросинией
  • Клавдией
  • Фаиной
  • Христиной
  • Юлией

Если ваша девочка родилась в именины святых по православному календарю, в которые проводятся торжественные церковные службы, то вы можете назвать их соответствующими именами в мае:

  1. 2 мая – День памяти блаженной Матроны Московской, которая предрекала людям будущее, спасая их от бед и горя.
  2. 14 мая – День почитания грузинской царицы Тамары, правление которой ознаменовалось внедрение по всей стране христианской веры.

Женские имена в июне по церковному календарю

Если ваша крошка родилась в июне, то по церковному календарю ее следует назвать именем из следующего списка:

  • Анастасией
  • Еленой
  • Софьей
  • Евфросинией
  • Марией
  • Ксенией
  • Ионой
  • Федорой
  • Фаиной
  • Феодосией
  • Христиной
  • Верой
  • Марфой
  • Суссаной
  • Феклой
  • Валерией
  • Зинаидой
  • Антониной
  • Анной
  • Акулиной
  • Александрой
  • Пелагеей

Женские имена в июле по церковному календарю

Рожденных девочек в июле по церковной книге лучше называть:

  • Марией
  • Инной
  • Риммой
  • Иулианией
  • Агриппиной
  • Феодорой
  • Иоанной
  • Динарой
  • Ангелиной
  • Космой
  • Александрой
  • Анастасией
  • Марфой
  • Ольгой
  • Татьяной
  • Анной
  • Варварой
  • Евфимией
  • Вероникой
  • Саррой
  • Алевтиной
  • Валентиной
  • Иулией
  • Маргаритой
  • Мариной

В церковном календаре особыми днями являются такие именины:

  1. 17 июля – день памяти Александры, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии – жены и дочерей российского императора Николая II, которые были расстреляны в Петербурге. Одним из перечисленных имен можно называть девочку, рожденную в этот день.
  2. 18 июля – день памяти Елизаветы и Варвары, у которых были княжеские корни.
  3. 24 июля – день памяти великой правительницы Киевской Руси – княгини Ольги, которая была крещена под именем Елены. Девочку, рожденную в этот день по церковному календарю можно назвать и Ольгой, и Еленой.

Как назвать девочку по церковному календарю 2017 в августе?

Девочку, рожденную в августе, согласно перечню имен в «Святках» лучше всего наречь:

  • Анной
  • Марией
  • Фокой
  • Кристиной
  • Христиной
  • Ираидой
  • Олимпиадой
  • Прасковьей
  • Анфисой
  • Анастасией
  • Антониной
  • Еленой
  • Ириной
  • Маврой
  • Серафимой
  • Агнией
  • Ангелиной
  • Елизаветой
  • Евдокией
  • Нонной
  • Маргаритой
  • Суссаной
  • Ксенией
  • Ульяной

Если ваша дочка родилась 4 августа , то правильнее будет назвать ее Марией. Ведь в этой день отмечается большой церковный праздник почитания Марии Магдалины, которая долгое время вела грешную жизнь, но смогла стать на путь истинный и до конца дней своих несла по миру весть о Христе.

Как назвать девочку рожденную по церковному календарю в сентябре?

Девочек, которые родились в первый осенний месяц, по церковному календарю рекомендуется назвать одним из следующих имен:

  • Фекла
  • Марфа
  • Ариадна
  • Мария
  • Наталия
  • Анфиса
  • Елизавета
  • Ксения
  • Руфина
  • Серафима
  • Елена
  • Ираида
  • Раиса
  • Татьяна
  • Евдокия
  • Мария
  • Людмила
  • Александра
  • Любовь
  • Ирина
  • Надежда
  • Софья

В сентябре много особенно почитаемых святых, в честь которых можно называть своих дочек, если дата их рождения совпадает с именинами:

  1. 8 сентября – день святой Натальи, которая пострадала за веру в Иисуса Христа.
  2. 14 сентября – день почитания святой Елизаветы – матери Иоанна Крестителя.
  3. 29 сентября – день памяти святой мученицы Людмилы, погибшей от рук язычницы сестры Драгомиры.
  4. 30 сентября – день памяти Веры, Надежды, Любви и Софии. Это были великомученицы, которые пережили тяжкие страдания из-за своей глубокой веры в Христа.

Женские имена по церковному календарю 2017 в октябре

По православному календарю девочек, рожденных в октябре, лучше называть такими именами:

  • Ариадной
  • Евфросинией
  • Ириной
  • Софией
  • Марией
  • Татьяной
  • Агнией
  • Ионой
  • Прасковьей
  • Фокой
  • Ираидой
  • Акулиной
  • Анной
  • Аполлинарией
  • Верой
  • Феодосией
  • Вероникой
  • Пелагеей
  • Елизаветой
  • Надеждой
  • Таисией
  • Евлампией
  • Зинаидой
  • Златой

Как назвать девочку по церковному календарю в ноябре?

Девочек, рожденных в ноябре, по церковному календарю можно назвать:

  • Матроной
  • Пелагеей
  • Анной
  • Елизаветой
  • Евфросинией
  • Капитолиной
  • Неонилой
  • Прасковьей
  • Февронией
  • Агафьей
  • Анастасией
  • Марией
  • Еленой
  • Агриппиной
  • Юлианией
  • Евдокией
  • Светланой
  • Евгенией
  • Федорой
  • Александрой
  • Ионой
  • Клавдией
  • Ниной
  • Серафимой
  • Ольгой
  • Степанидой

Как назвать девочку в декабре по церковному календарю?

Если ваша дочка родилась в декабре, то по «Святцам» ее можно назвать:

  • Анной
  • Татьяной
  • Феклой
  • Прасковьей
  • Августой
  • Анисьей
  • Евгенией
  • Екатериной
  • Антониной
  • Верой
  • Маргаритой
  • Марией
  • Матроной
  • Тамарой
  • Февронией
  • Гликерией
  • Анастасией
  • Варварой
  • Кирой
  • Юлией
  • Анфисой
  • Ангелиной
  • Евлалией
  • Ионой
  • Суссаной

В декабре православные церкви отмечают тожественными службами именины таких святых:

  1. 7 декабря – День памяти великомученицы Екатерины, которая отличалась своей безупречной красотой и высоким интеллектом. Она смогла убедить 50 ученых, что нужно верить в Иисуса Христа и за это была обезглавлена.
  2. 17 декабря – День памяти великомученицы Варвары, которую обезглавил ее собственный отец за то, что она примкнула к кругам проповедников христианской веры.

Мужские имена по церковному календарю

Мужских имен гораздо больше в церковном календаре, чем женских. Среди них можно найти очень красивое и гордое имя благородного происхождения.

Предлагаем вам воспользоваться нашей выборкой из «Святцев», которая поможет вам выбрать имя для своего сына.

Мужские имена в январе по церковному календарю

Мальчиков, рожденных в январе, по православному календарю можно называть такими именами:

  • Вонифатием
  • Григорием
  • Ильей
  • Тимофеем
  • Антоном
  • Даниилом
  • Иваном
  • Игнатием
  • Леонтием
  • Никитой
  • Петром
  • Прокопием
  • Сергеем
  • Феофаном
  • Дмитрием
  • Федором
  • Василием
  • Давидом
  • Макаром
  • Наумом
  • Нифонтом
  • Павлом
  • Феоктистом
  • Иннокентием
  • Николаем
  • Александром
  • Ефимом
  • Исааком
  • Константином
  • Леонидом
  • Никодимом
  • Степаном
  • Тихоном
  • Иосифом
  • Гордеем

В церкви проводятся торжественные богослужения в такие дни почитания святых:

  1. 1 января – день святого мученика Вонифатия, который пострадал за свою веру в Божьего Сына.
  2. 2 января – день памяти Иоанна Кронштадтского. Рожденного в этот день мальчика можно назвать Иваном.
  3. 14 января – день памяти аскетика Великого Василия.
  4. 15 января – день почитания Серафима Саровского, умершего в мольбе перед иконой Божьей Матери.
  5. 30 января – день почитания отца монашества Антония Великого.

Мужские имена в феврале по церковному календарю

Представляем вам перечень православных имен, как назвать мальчика в феврале по церковному календарю:

  • Антоном
  • Арсением
  • Григорием
  • Макаром
  • Петром
  • Саввой
  • Ефимом
  • Захаром
  • Лаврентием
  • Львом
  • Максимом
  • Гавриилом
  • Иосифом
  • Леонтием
  • Тимофеем
  • Макаром
  • Яковом
  • Климентом
  • Геннадием
  • Денисом
  • Виталием
  • Анатолием
  • Борисом
  • Климентом
  • Филиппом
  • Аркадием
  • Константином
  • Романом
  • Трифоном
  • Юрием

Есть несколько особых дней в церковном календаре, когда проводятся торжественные богослужения в честь почитания некоторых святых:

  1. 3 февраля – день памяти Максима Грека, который долгие годы провел под церковным надзором.
  2. 7 февраля – день памяти святителя Григория Богослова, который всю жизнь проповедовал христианство.
  3. 27 февраля – день памяти Кирилла, который проповедовал христианство в Моравии на славянском языке.

Мужские имена в марте по церковному календарю

Если ваш сынишка родился в марте, то выберете для него имя из следующего списка, который предлагает церковный календарь:

  • Даниил
  • Макар
  • Николай
  • Павел
  • Роман
  • Виктор
  • Кузьма
  • Архип
  • Максим
  • Давид
  • Леонтий
  • Сидор
  • Филипп
  • Ярослав
  • Алексей
  • Антон
  • Тарас
  • Сергей
  • Степан
  • Нестор
  • Савва
  • Михаил
  • Константин
  • Афанасий
  • Софрон
  • Трофим
  • Юлиан

Несколько именин особо почитаются церковью в марте:

  1. 5 марта – день памяти Ярослава Мудрого, прославившегося своими благодеяниями для народа Киевской Руси.
  2. 17 марта – день князя Даниила Московского, принявшего перед смертью схиму.
  3. 30 марта – день преподобного Алексия, который променял супружескую жизнь с нелюбимой служению Богу.

Мужские имена в апреле по церковному календарю

Мальчишек, рожденных в самый цветущий месяц весны, по церковному календарю рекомендуется называть:

  • Дмитрием
  • Иваном
  • Иннокентием
  • Василием
  • Виктором
  • Виссарионом
  • Севастьяном
  • Георгием
  • Захаром
  • Тихоном
  • Степаном
  • Гавриилом
  • Кондратием
  • Иларионом
  • Фомой
  • Поликарпом
  • Ефимом
  • Никитой
  • Мефодием
  • Прохором

Как назвать мальчика по церковному календарю в мае?

В «Святцах» представлен следующий список имен для мальчиков, рожденных в мае:

  • Антон
  • Виктор
  • Феликс
  • Александр
  • Василий
  • Николай
  • Григорий
  • Лазарь
  • Дмитрий
  • Леонтий
  • Сергей
  • Федот
  • Филимон
  • Валериан
  • Климент
  • Никифор
  • Максим
  • Виталий

Церковь почитает нескольких святых особой литургической службой:

  1. 6 мая – день памяти Георгия Победоносца, мужественного и храброго воина. Умер мученической смертью, был подвержен колесованию.
  2. 24 мая – день памяти Кирилла и Мефодия.

Как назвать мальчика по церковному календарю в июне?

Если ваш сын родился в июне, то по церковному календарю мальчика нужно называть:

  • Александром
  • Антоном
  • Валентином
  • Виктором
  • Матвеем
  • Павлом
  • Иосифом
  • Макаром
  • Федором
  • Михаилом
  • Степаном
  • Иваном
  • Леонтием
  • Филиппом
  • Денисом
  • Юлианом
  • Назаром
  • Игнатием
  • Тарасом
  • Никоном
  • Моисеем

Несколько дней по православному календарю особо почитаемы:

  1. 1 июня – день памяти Дмитрия Донского, объединившего русские земли.
  2. 18 июня – день почитания князя Игоря Черниговского, убитый разъяренной толпой.

Мужские имена по церковному календарю 2017 в июле

Мальчики, которые рождены в июле, должны по церковному календарю получать такие имена:

  • Леонтий
  • Никанор
  • Варлаам
  • Паисий
  • Андрей
  • Терентий
  • Александр
  • Иаков
  • Никита
  • Амвросий
  • Василий
  • Аркадий
  • Константин
  • Сергей
  • Герман
  • Павел
  • Леонид

12 июля в церковном календаре особый праздник – день почитания Павла и Петра. Именами этих святых рекомендуется называть мальчиков, рожденных в этот день.

Мужские именины в августе по церковному календарю

Если ваш сын родился в августе, это значит, что по церковному календарю ему подойдет одно из нижеперечисленных имен:

  • Григорий
  • Митрофан
  • Роман
  • Корнилий
  • Алексей
  • Виталий
  • Макар
  • Федор
  • Василий
  • Павел
  • Юлиан
  • Николай
  • Константин
  • Денис
  • Емельян
  • Савва

Если ваш сын родился 2 августа , то правильнее по канонам церкви назвать его Ильей, так как в этот день православные почитают пророка Илью.

Мужские имена в сентябре по церковному календарю

Мальчики, рожденные в первый месяц осени, должны получать такие церковные имена:

  • Николай
  • Андрей
  • Феофан
  • Арсений
  • Иаков
  • Павел
  • Савва
  • Леонид
  • Виктор
  • Дмитрий
  • Юлиан
  • Георгий
  • Даниил
  • Никодим
  • Федот
  • Серафим
  • Лукьян
  • Сергей
  • Харитон
  • Михаил

Как назвать мальчика по церковному календарю 2017 в октябре?

Если вы родили мальчика в октябре, то, заглянув в «Святцы», вы увидите такой список имен:

  • Алексей
  • Борис
  • Вениамин
  • Иларион
  • Игорь
  • Сергей
  • Трофим
  • Савва
  • Константин
  • Иссак
  • Макар
  • Антон
  • Дмитрий
  • Афанасий
  • Филимон
  • Григорий
  • Матвей
  • Трифон

Если ребенок появился на свет 2 октября , то лучше всего ему подойдет имя Александр, так как в этот день церковью почитается Александр Невский. Рожденным 8 октября подходит имя Сергей, ведь в этот день православные поминают великого чудотворца Сергия Радонежского.

Как назвать мальчика по церковному календарю в ноябре?

Женщины, которые стали мамами сыновей в ноябре, могут выбрать для них по церковному календарю такое имя:

  • Дмитрий
  • Евсей
  • Леонтий
  • Герман
  • Василий
  • Павел
  • Ираклий
  • Антон
  • Константин
  • Аркадий
  • Максимилиан
  • Серафим
  • Емельян
  • Елисей
  • Афанасий
  • Кузьма
  • Матвей

Если ваш ребенок родился в день апостола Филиппа 27 ноября, то назовите его в честь этого святого.

Как назвать мальчика по церковному календарю в декабре?

Мальчиков, появившихся на свет в последний месяц года, лучше всего называть такими именами по церковному календарю:

  • Архип
  • Платон
  • Валентин
  • Тимофей
  • Федор
  • Иосиф
  • Александр
  • Филимон
  • Митрофан
  • Виктор
  • Юлиан
  • Никифор
  • Даниил
  • Андрей
  • Владимир
  • Степан
  • Ипатий
  • Трифон

Если ваш малыш родился 13 декабря , назовите его Андреем в честь святого Андрея Первозванного, а если 19 – то Николаем, так как в этот день православные почитают чудотворца Николая.

В завершении этой статьи хотелось бы отметить, что на самом деле имя нужно давать ребенку душой и сердцем. Любая мама, как только впервые увидит своего кроху, сразу же без сомнения даст ему имя, которое принесет в его жизнь только счастье и радость.

Видео: «Как выбрать имя ребенку по церковному календарю?»

Традиция нарекать ребенка в честь святого идет из глубины веков — на Руси она появилась после принятия Православия. Считалось, что человек, который носит имя святого, имеет с ним тесную связь и даже перенимает часть его благих качеств и силы. Более того, родители, давая ребенку имя в честь могущественного святого, рассчитывают на то, что этот святой на всем жизненном пути малыша будет оберегать его от темных сил зла, будет его ангелом-хранителем. Имя в честь того или иного канонизированного святого выбиралось родителями или священнослужителем по Святцам, или Месяцеслову — списку имен канонизированных святых, составленному по месяцам и датам. В Святцах, или в Православном церковном календаре, каждая дата является церковным праздником, либо днем памяти святого. Практически каждый день в году является днем памяти хотя бы одного святого, а в некоторых случаях их может приходиться на одну и ту же дату до нескольких десятков. Одному и тому же имени в православном церковном календаре соответствует сразу несколько дат — в эти дни человек, нареченный в честь святого, празднует свои именины.

Имена по святцам в церковном календаре

Церковный календарь — неисчерпаемый источник имен даже для современных родителей, которые не всегда являются истинно верующими и соблюдающими все традиции христианами. Дело в том, что в списке имен святых в настоящее время состоит более 1000 имен самого различного происхождения. Среди них есть имена славянского и греческого происхождения, латинские и древнееврейские имена. Множество имен из Святцев в настоящее время являются анахронизмом, однако в последние годы наметилась тенденция — называть ребенка редким, мало используемым именем. В том случае, если родители хотят выбрать для ребенка редкое и необычное имя, Святцы — прекрасный источник вдохновения.

Как правильно выбрать имя ребенку по Святцам?

По правилам, родители выбирают имя для ребенка по Святцам, исходя из даты его рождения. Чаще всего смотрят на то, какие именно святые поминаются в день рождения ребенка, однако допустим выбор имени среди имен святых, чья память празднуется на восьмой день от рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что в древности именно на восьмой день устраивали праздник имянаречения ребенка. Если не нашлось подходящих имен, которые приходятся на день рождения ребенка, а также на восьмой день от дня его рождения, то допустим выбор имени из тех, которые приходятся на сороковой день от дня рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что именно на сороковой день ребенка приносили в храм для крещения. В виде исключения ребенка можно называть в честь особенно почитаемого в семье святого.

В Святцах мужских имен значительно больше, чем женских. Поэтому девочек можно называть в честь мужчины-святого, если существует употребляемый аналог мужского имени в женском варианте: так, если на дату рождения девочки приходится день памяти Святого Евгения (Виктора, Александра, Анастасия, Аполлинария), то ее допустимо назвать Евгенией (Викторией, Александрой, Анастасией, Полиной) в честь святого-мужчины, выбрав его покровителем для ребенка.

При рассмотрении имен в русской культурной традиции можно выделить сложившуюся исторически группу имен, тесно связанную с русской религией и культурой. Эту группу имен принято называть церковными, православными или каноническими именами. Большинство таких имен вписано в церковный календарь, в котором помимо имен упоминаются даты памяти святых, прославивших каждое имя. Часть церковных имен имеет греческое происхождение, так же встречаются древнееврейские , латинские и славянские имена .

В прошлые века к церковным именам относились только те имена, которыми называли детей при крещении, и те, которые принимали монахи при постриге. Со временем группа церковных имен вытеснила из частого употребления группу неканонических имен. Православные имена стали очень популярны при выборе родителями личных имен для детей. Постепенно вошедшие в широкий обиход церковные имена стали приобретать более удобное для русских людей произношение.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.