Царство небесное силою берется. олег замуруев

На этой неделе в среду вечером в православных храмах будет совершаться служба, на которую можно попасть только один раз в году. Это продолжительное и необычное церковное чинопоследование не похоже на все богослужения и называется особенно: стояние Марии Египетской.

Великим постом в середине пятой седмицы Церковь неслучайно напоминает нам о подвиге этой поистине удивительной святой. Чем она так отличается от остальных христиан, угодивших Богу?

После притчи о сыновьях, один из которых пообещал отцу исполнить его просьбу, но остался при своем, а второй сначала отказался, а потом раскаялся и выполнил отцовский наказ, Христос говорит, «что мытари и блудницы вперед» других «идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Эти Его слова исполнились на преподобной Марии, которая явила христианскому миру пример глубочайшего и самоотверженного покаяния.

По образу жизни она была совершенным киником, но не из стремления к мудрости человеческой, а из всецелого устремления к Христу, крестными страданиями и смертью Которого искуплены из тенёт греха все без исключения люди. Подвиг преподобной Марии мог остаться неизвестным миру, но Промыслом Божиим священноинок Зосима узрел в пустыне человека, который по силе духа и молитвы превосходил всех известных ему отшельников. Всего три встречи с подвижницей глубоко потрясли многоопытного старца.

И действительно в ее жизни есть чему удивляться! Не обладая не только богословским образованием, но даже элементарной грамотностью, она в познании Священного Писания достигла учености апостола Павла. Не получив и намека на праведное воспитание, она обрела равноангельное житие подобно Крестителю Господню Иоанну. На деле исполнив заповедь Христову о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), она стала жилищем Святого Духа и, еще находясь в теле, преодолела ограниченность пространственно-временных законов. Ей было одинаково ведомо прошлое, настоящее и будущее. Воды Иордана позволяли святой переходить реку, как по суше, а гравитация не удерживала ее на земле во время молитвы.

На примере этой безмерно стойкой в своем покаянии женщины Церковь напоминает, как на истинных последователях Христовых исполнились древние пророческие обетования о том, что «будут все научены Богом» (Ин. 6, 45), и что «не мерою дает Господь Духа» (Ин. 3, 34) искренне верующим в Него. Какими бы окаменелыми ни были сердца грешников, они, как лед на весеннем солнце, тают от благодати, пребывающей в Церкви Христовой. Надо только всем сердцем принести покаяние и усиленно искать, жаждать Царства Божия, как искала и жаждала его в иорданской пустыне преподобная Мария.

Вспоминая эту подвижницу, понудим себя восстать от духовной спячки и физической лени, от расслабленной и рассеянной жизни по духу времени, чтобы не уподобиться нерадивому сыну из притчи Господней и не лишиться в итоге обетованного Царства, и чтобы дни Великого поста приблизили нас к Богу.

Питер де Греббер. Иоанн Креститель проповедует Ироду Антипе. XVII век wikipwdia.org

Одним из самых сложных для понимания текстов Нового Завета считается отрывок из Евангелия от Матфея (11:12). На протяжении всей истории христианства многие толкователи - от Иоанна Златоуста до Рудольфа Бультмана - старались установить истинный смысл этого текста. Суть проблемы его толкования легко увидеть, если сравнить разные переводы этого отрывка на русский язык.

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Синодальный перевод - СП). «Со дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Божье стремительно продвигается вперед, и прилагающие усилие имеют доступ в него» (Новый русский перевод - НРП). «Со дней Иоанна Крестителя и поныне против Царства Небес ведется борьба и его разоряют насильники» (перевод Российского Библейского общества - РБО). «С того времени как Иоанн Креститель начал проповедовать и до сегодняшнего дня претерпело Царство Небесное немало яростных нападений, и многие пытаются силой захватить его» (Современный перевод Нового Завета). Мы видим, что варианты перевода текста неоднозначны, и у нас есть варианты смысла отрывка: Царство Небесное активно двигается вперед, или оно подвергается активным нападкам со стороны неких жестоких людей, или же его суть в том, что войти в Царство можно, лишь прикладывая активные усилия.

Основная проблема толкования этого текста связана с греческими словами biazo и biastes, которые являются однокоренными и происходят от слова bia, означающего «сила, насилие, применение силы». Глагол biazo означает «применять силу», а существительное biastes, как правило, переводится как «совершающий насилие». Однако оба эти слова употребляются в Новом Завете редко, что ограничивает возможность проанализировать их значение в разных контекстах. Также, и к большому сожалению, из-за неоднозначности формы глагола biazo в этом тексте существует несколько приемлемых вариантов перевода.

Этот глагол в данном контексте может означать то, что Царство Небесное рывком продвигается вперед (НРП). В таком случае Иисус говорит о стремительном росте Царства начиная с дней Иоанна. Но здесь возникает проблема, ведь тогда biastes придется перевести как «прилагающие усилие», но такой перевод маловероятен.

В то же время этот глагол можно перевести и страдательным залогом: «Царство Небесное подвергается насилию» (РБО). Но здесь также возникает проблема, ведь в тот отрезок времени - «со дней Иоанна Крестителя и доныне» - насилия в отношении Царства почти не наблюдалось. Исключением, конечно, стал арест самого Иоанна (4:12).

Таким образом, в зависимости от того, как перевести biazo и biastes, перед нами предстанут совершенно разные картины, и крайне сложно определить, какую именно имел в виду Иисус, согласно Матфею.

Однако серьезное исследование Священного Писания требует от нас не только верного перевода отдельных слов, но и тщательного анализа контекста. В данном случае мы обязаны обратить внимание на контексты непосредственно 11-й главы и Евангелия от Матфея в целом. Возможно, найти убедительный вариант толкования нам поможет и отрывок из Евангелия от Луки (16:6), являющийся параллельным текстом.


В 11-й главе Матфеева повествования мы снова видим одного из героев, уже встречавшихся нам ранее, - Иоанна Крестителя. В 3-й главе Матфей рассказывает о его популярности (стихи 5–6), о сути его служения (1–4) и в общих чертах описывает ожидания Иоанна в отношении Мессии (10–12). Автор также подчеркивает, что Иоанн точно знает, что Иисус есть Мессия (13–15). Вскоре после крещения Иисуса Иоанн был арестован (4:12). Находясь в тюрьме, Иоанн слышит «о том, что делает Христос» (11:2), и отправляет к Нему учеников с вопросом: «Точно ли Ты - Мессия?», ведь то, что делает Иисус, никак не оправдывает ожиданий Иоанна. Иисус отвечает, что Он не такой Мессия, который «соберет пшеницу и сожжет солому», а Мессия, который исцеляет, воскрешает и благовествует (11:4–5).

Затем Иисус говорит, что Иоанн - больший из пророков, ведь он удостоен чести не только возвещать приход Мессии, но и приготовить Ему путь. Несмотря на сомнения Иоанна и недопонимание им ситуации, Иисус говорит о нем весьма положительно. Появление Иоанна предсказал пророк Малахия (см.: Мал 3:1; 4:5). Но это значит в таком случае, что Иисус есть Тот, чей приход предсказали Закон и все пророки до Иоанна (11:13), Он и есть долгожданный Мессия, и в этом нет никакого сомнения.

Анализируя контекст, мы можем смело утверждать, что трудности толкования 12-го стиха никак не препятствуют пониманию общей картины. Иисус использует сомнения Иоанна, чтобы разъяснить роль самого пророка и заявить о Своей мессианской роли.

Однако наша задача - постараться максимально верно определить значение загадочных слов Иисуса. Для этого, с моей точки зрения, надо вернуться к трагической истории Иоанна Крестителя.

Согласно рассказу Матфея, именно в отношении Иоанна совершилось самое грубое и очевидное насилие. Матфей уже сообщил нам, что Иоанн был арестован (4:12), но только в 14-й главе мы узнаем кем и почему. Ирод Антипа, правитель Галилеи, развелся с женой, чтобы жениться на Иродиаде, бывшей жене своего брата Ирода Филиппа. Этот союз нарушал иудейские законы и мораль (см.: Лев 18:16; 20:21). Иоанн категорически выступал против такого союза, что и послужило причиной вначале его ареста, а затем и смерти. То есть в рассказе Матфея поступки Ирода Антипы характеризуются насилием и безрассудством.

Вполне возможно, что в словах Иис­уса об Иоанне в 11-й главе есть некий неочевидный, но достаточно четкий намек на Ирода Антипу. Давайте посмотрим 11:7–8: «Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских».

Не многие знают, что во время своего правления Ирод Антипа выпустил монеты, на которых была изображена трость, а не его профиль. Скорее всего, это было сделано во избежание обвинений в кощунстве со стороны своих подданных. Слушатели Иисуса знали, что трость была символом Антипы.

Кроме того, благодаря иудейскому историку Иосифу Флавию мы знаем о роскошной жизни и одеждах Ирода Великого и о жизни его семьи. И тут Иисус, возможно, снова намекает на Ирода Антипу, говоря о людях, одетых в мягкие одежды и живущих в царских дворцах.

Если наши предположения верны, можно перефразировать текст из Евангелия о Матфея (11:7–9; 12–15) так:

«Когда ученики Иоанна ушли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: “Что вы ходили смотреть в пустыню? Неустойчивого и непостоянного человека вроде Антипы? Тогда что же вы ходили смотреть? Человека, одетого в роскошные одежды? Такие живут во дворцах. Тогда что же вы ходили смотреть? Пророка? Да, и говорю вам, что больше чем пророка… Со дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Божье подвергается насилию от рук таких, как Антипа, желающих захватить его. Закон и пророки возвестили до Иоанна, Иоанн - это Илия, который должен прийти. И Я тогда - обещанный Мессия. У кого есть уши, пусть слышит!»

Можно проверить уместность данного толкования контекстом параллельного отрывка Евангелия от Луки (16:16–18) (можно ли и здесь увидеть в словах Иисуса намек на Ирода Антипу?):

«Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (СП). На первый взгляд слова Иисуса о разводе и прелюбодеянии тут выглядят немного неуместными. Зачем Лука объединил эти кажущиеся не связанными между собой высказывания Иисуса?

Однако, если увидеть в этих словах намек на поведение Ирода Антипы, все становится на свои места. Выделим три момента: 1) его любовная интрига с Иродиадой выглядела как нарушение закона, отвергающего возможность интимных связей с женой собственного брата (см.: Лев 18:16; 20:21); Иисус подчеркивает, что этот закон никто не отменял; 2) Ирод развелся с женой, чтобы жениться на Иродиаде, и тем самым совершил прелюбодеяние; 3) Ирод женился на разведенной женщине, тем самым еще раз совершая прелюбодеяние. Слова Иисуса в Евангелии от Луки (16:17–18) описывают ситуацию Ирода Антипы. Возможно, Иисус намекает на царя и в 16:16 - этот пассаж можно перевести так: «Закон и пророки до Иоанна; сейчас провозглашается благая весть о Божьем Царстве, и все (такие как Ирод Антипа) нападают на него».

Итак, толкование слов Иисуса в Евангелиях от Матфея (11:12) и от Луки (16:16) - достаточно сложная задача. Однако можно увидеть в этих словах намек на то, что с первых дней Царства Небесного ему противостояли земные власти и все это продолжается и в наши дни. Следовательно, Иисус вряд ли говорит нам о том, что надо прилагать усилие, чтобы обрести Царство, - такая весть о спасении собственными делами часто звучит в проповедях. Скорее всего, Иисус говорит нам о том, что сопротивление - и часто весьма жесткое сопротивление Царству - было всегда. Всегда были и, вероятно, всегда будут на земле ироды. Всегда будут гонения, жесткие законы и безрассудные правители. Всегда будут предприниматься попытки разорения Царства. Но все это тщетно, поскольку Царство в надежных руках Великого Царя Царей. Ведь рано или поздно осуществятся слова Иоанна Богослова: «Царство мира стало Царством нашего Господа и Его Христа! Он будет царствовать вечно!» (Откр 11:15).
Кто имеет уши слышать, да слышит!

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,» (Мф.11:12)

Читаем ниже толкования святых отцов церкви на этот стих.

Троицкие листки игумена Пантелеимона

Итак, Христос пришел, Царствие Божие уже открылось, Иоанн Предтеча, возвестивший Его пришествие, уже принадлежит не столько Ветхому, сколько Новому Завету: от дней же Иоанна Крестителя, с того времени, как он указал всем на пришедшего Христа, доныне, и теперь Царство Небесное уже не ожидается только как грядущее, но и силою берется, с такой ревностью берется, как берутся города приступом, потому что оно уже наступило. И все употребляющие усилие над собой, восхищают его . Его восхищают все кающиеся грешники, которые с сердечной болью расстаются с лестными для них ожиданиями Мессии-завоевателя и чувственного блаженства в Его царстве, и обрекают себя на покаяние и трудную перемену всей своей нравственной жизни.

Григорий Двоеслов

Эти слова Верховной Премудрости нам должно рассмотреть с особенным тщанием. Ибо надобно спросить: каким образом Царство Небесное может быть взято силою? Потому что кто может делать насилие небу? И еще надобно спросить: если Царство Небесное можно взять насилием, то почему это насилие началось со дней Иоанна Крестителя, а не прежде? Но когда Закон гласит: если кто то или то сделает, смертью да умрет, тогда всем читающим ясно, что этот Закон поразил каждого грешника наказанием по своей строгости и не довел до жизни через Покаяние. Когда же Иоанн Креститель, предшествуя благодати Искупителя, проповедует покаяние для того, чтобы грешник, мертвый по виновности, ожил через обращение, тогда подлинно от дней Иоанна Крестителя Царство Небесное берется насилием (нудится). Что же такое Царство Небесное, если не место Праведных? Ибо одним только Праведным предоставляются награды Небесного Отечества, чтобы смиренные, чистые, кроткие и милосердые достигали Высших Радостей. Когда же кто, или надутый гордостью, или оскверненный плотским беззаконием, или гневливый, или жестокий нечестивец, после виновности обращается к покаянию и получает Жизнь Вечную, тогда грешник становится на место как бы чужое. Итак, от дней Иоанна Крестителя Царство Небесное берется силою, и сильные достигают онаго потому, что тот, кто проповедал грешникам покаяние, чему другому научил их, если не насилию брать Царство Небесное?

Больше важных новостей в Telegram-канале «Православное слово» . Подключайся!

Итак, возлюбленнейшая братия, помыслим о том зле, которое мы сделали и сокрушим самих себя непрестанным плачем. Наследство праведных, которого не удержали за собою жизнью, будем похищать покаянием. Всемогущий Бог желает терпеть от нас такое насилие. Ибо хощет, чтобы Царство Небесное, на которое мы не имеем права по своим заслугам, было восхищаемо нашими слезами. Итак, от верности надежды да не уклоняет нас никакое качество, никакое количество грехов наших. Великое упование на прощение представляет нам тот досточтимый разбойник, который досточтим не потому, что разбойник, — ибо разбойник он по жестокости, — а досточтим по исповеданию. Итак, подумайте, подумайте, сколь непостижимо милосердие во Всемогущем Боге. Разбойник оный, кровавыми руками удаленный от тесного пути, вздернут был на виселицу креста; на ней он произнес исповедание, на ней уврачеван, на ней заслужил услышать: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23:43). Что же это такое? Кто может достаточно высказать и оценить такую благость Божию? От самого наказания за преступления она переходит к наградам за добродетель. Но Всемогущий Бог попустил своим избранным пасть в некоторые преступления для того, чтобы показать надежду прощения другим, лежащим в беззаконии, если сии обратятся к Нему всем сердцем, а тем открыть путь к благочестию через слезы покаяния. Итак, будем упражнять самих себя в плаче, будем уничтожать слезами и плодами, достойными покаяния, содеянные нами преступления; да не тратятся времена, дарованные нам для исправления, потому что мы, взирая на многих, уврачеванных уже от своих беззаконий, что другое приобретаем, если не залог Верховного милосердия? — Итак, да будет Господу нашему И. Христу со Отцом и Св. Духом, честь и слава во все веки веков. Аминь.

Беседа 20, говоренная к народу в храме Св. Иоанна Крестителя в четвертую субботу перед Рождеством Христовым.

Господь Иисус Христос и Иоанн Предтеча

Читаем:

Феофан Затворник

Почему Господь сказал, что со времени Иоанна Крестителя царствие Божие будет браться силою , а до Иоанна разве оно бралось не силою?

Ответ: Браться силою — перевод не точен. Ибо силою в божественных порядках спасения ничего не возьмешь. Славянский перевод точнее: нудится , с нуждою, с самопринуждением , с напряжением сил ищется. Греческое нудится то и значит. Мысль же: к царствию протискиваются, как протискиваются сквозь тесную толпу. На практике так и есть: самопринуждение и самопротивление неотъемлемые черты искания спасения и царствия Божия. И только те, кои таковы, достигают царствия. Льготно оно никому не дается. Почему это со дней Иоанна, или, как в другом месте, после закона и пророков, можно не искать, сознавшись в бессилии объяснить это.

Иное толкование

Нудится Царствие, то есть с нуждою, с трудом, усилиями и тяжкими подвигами достигается; потому и достигает его только тот, кто ведет жизнь притрудную, подвижническую. Этим, на пути к Царствию, отрицается всякого рода утешность. Утехи всех сортов удаляют от Царствия, а у нас ныне только и забот что об утехах, изредка душевных, а больше плотских: есть, пить, веселиться, гулять и роскошествовать во всем. Царствию сказали: «прошу тебя, извини меня», хоть и в нем пир, и пир царский, какого и на ум никому не придет приготовить, да вкусы у нас не те. Что там сладким считается, то нам горько; что там приятно, то нам противно, что там веселит, то нас тяготит, — разошлись совсем. И Царствие с нуждницами, восхищающими его, отходит от нас. Мы и рады, даже готовы поскорее бы прогнать их и речи уже о том заводим, да лукавый все как то не ухитряется это уладить.

Почитайте

Иоанн Златоуст

Какую связь имеют эти слова с тем, что сказано было прежде? Великую, и весьма тесную. Спаситель заставляет и понуждает ими слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне.

Иное толкование

Христос сказал: «употребляющие усилие восхищают Царство небесное» (Мф.11:12). Конечно, где имеется в виду духовное приобретение, там и настойчивость уместна, и усилие похвально.

Иное толкование

…умоляю, будем всячески стараться исправить нашу жизнь, очистить нашу душу, чтобы ничто нечистое не служило для нас препятствием. Засветите в себе свет знания, и не бросайте семян в терние. Кто не знает, что любостяжание порок, как узнает что-нибудь большее? Кто не отвращается от этого (земного), тот как возжелает того (небесного)? Хорошо восхищать, но только не гибнущие вещи, а царство небесное: «употребляющие усилие» , сказано, «восхищают его» (Мф. 11:12); следовательно, не леностью можно достигнуть его, но старанием. Что же значит: «употребляющие усилие» ? Потребно большое усилие, потому что путь тесен, нужна душа юношеская и бодрая. Восхищающие хотят всех предварить, не смотрят ни на что, ни на порицание, ни на осуждение, ни на наказание; думают лишь об одном, как бы овладеть тем, что хотят восхитить, и предупреждают всех находящихся впереди. Станем же мы восхищать царство небесное. Это восхищение не грешно, а похвально; грех здесь – не восхищать. Здесь наше богатство не причиняет ущерба другим. Постараемся же восхитить и, если нас удручает гнев, если тревожат вожделения, то победим природу, соделаемся кроткими, потрудимся немного, чтобы навсегда успокоиться. Не похищай золота, но похищай богатство, при котором золото представляется грязью. Скажи мне: если бы пред тобою лежали свинец и золото, что бы ты похитил? Не очевидно ли, что золото? Итак, в том случае, когда похищающего наказывают, ты предпочитаешь вещь лучшую: уже ли же тогда, когда похищающий заслуживает честь, ты не отдашь предпочтения лучшему? Ведь не избрал ли бы ты (из двух вещей) предпочтительно эту (лучшую), если бы за похищение той и другой было наказание? Но здесь нет ничего такого, а напротив здесь блаженство. Как же можно, спросишь, похитить (царство небесное)? Брось то, что у тебя в руках. Пока будешь держать это, – не можешь похитить того. Представь мне человека, у которого руки наполнены серебром: в состоянии ли он будет похитить золото, пока держит серебро, а не бросит его и не сделается свободным? Похищающий не должен быть ничем связан, чтобы не быть задержанным. Ведь и ныне есть враждебные силы, которые нападают на нас и стараются отнять у нас (царство небесное). Будем же убегать от них, будем убегать, не оставляя за собою ничего, за что бы они могли ухватиться. Пресечем нити, обнажим себя от предметов житейских. какая вам нужда в шелковых одеждах? Доколе будем укутываться в эти смешные одеяния? Доколе будем зарывать в землю золото? Я желал бы перестать всякий раз говорить об этом; но вы не позволяете, подавая всегда к тому повод и побуждение. Теперь, по крайней мере, оставим это, чтобы, и других научив своею жизнью, получить обетованные блага, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Иное толкование

Как так? «Царство Небесное» , – говорит (Господь), – «силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Будь здесь усильным искателем, будь здесь хищником; расхищаемое здесь не уменьшается. Добродетель не разделяется, благочестие не уменьшается, равно как и царство небесное. Напротив добродетель умножается, когда ты расхищаешь ее; блага же вещественные уменьшаются, когда расхищаешь их. Это видно из следующего: пусть будет в городе бесчисленное множество людей; если все они будут расхищать добродетель и праведность, то умножат ее, потому что она будет в тысячах праведников; а если не будут расхищать, то уменьшат ее, потому что нигде ее не будет видно.

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Здесь закону и пророкам, то есть ветхозаветной Церкви, противопоставляется Церковь Христова, новозаветная. С Иоанном, стоявшим на рубеже двух заветов, закончился Завет Ветхий, имевший лишь временное, подготовительное, значение, и открылось Царство Христово, куда входят все, употребившие для этого усилие.

Свт. Иоанн Златоуст

Хотя Христос был рожден и от жены, но не так, как Иоанн, потому что был не простой человек, и родился не так, как обыкновенно рождаются люди, но необыкновенным и чудным рождением.

Какую связь имеют эти слова с тем, что сказано было прежде? Великую, и весьма тесную. Спаситель заставляет и понуждает ими слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне. В самом деле, если до Иоанна все исполнилось, то значит – Я грядущий.

Ибо все , – говорит, – пророки и закон прорекли до Иоанна . Пророки, следовательно, не перестали бы являться, если бы не пришел Я. Итак, не простирайте своих надежд вдаль и не ожидайте другого (Мессии). Что Я – грядущий, это видно как из того, что перестали являться пророки, так и из того, что с каждым днем возрастает вера в Меня; она сделалась столь ясною и очевидною, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходит ко Мне с усердием.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

От дней же Иоанна Крестителя доныне

Однако народ не верит Иоанну, дела Христа не почитаются, будущий крест был соблазном. Пророчество уже прекращается, закон уже исполняется, всякая проповедь уже сдерживается, дух Илии уже предпосылается в голосе Иоанна. Одни проповедуют Христа, и другие признают, от одних Он рождается, и другие Его любят. Свои Его отвергают, чужие принимают, близкие преследуют, обнимают враги. К наследству устремляются усыновленные, семья отвергает. Сыновья отказываются от завещания, рабы признают. Итак, Царство Небесное силой берется, и прилагающие силы похищают его , потому что слава Израиля, заслуженная отцами, возвещенная пророками, представленная Христом, захватывается и похищается верой язычников.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Антоний Великий

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Вопрос . Что повелевает Господь, когда говорит: «От дней Иоанна Крестителя и доселе Царствие Небесное силой берется, и употребляющие силу его захватывают »? Мы знаем, что всякий захватчик достоин суда и проклятия; как мы будем понимать сказанное Господом?

Ответ . Иоанн пришел прежде того дня, проповедуя людям Царствие Небесное, и когда пришел Спаситель, то те, кто без колебаний и воистину веровал, те великой аскезой и страданиями превзошли установления природы, и перешли телом к бесстрастию и, перелетев через запинания тела, умертвили телесные похоти, ходя в добродетели по узкому и болезненному пути. Они сами себя понуждают, совершая подвиг для венка вышнего призвания, как сказал святой Апостол.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 196.

Прп. Исидор Пелусиот

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Почему царствие небесное нудится ?

Награды выше всякого человеческого достоинства и с великим избытком превосходят воздаяние, какое следовало бы за труды (так как недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18) , - сказал сосуд избран (Деян. 9:15)), и ими как бы делается принуждение немощи естества. Посему и сказано: царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е. Какие же это нуждницы ? Это люди, которые тело свое принуждают к постам, к целомудрию, к какой-либо иной добродетели, подчиняют его законам духа, делают его вспоможением и побуждением к добродетели.

Письма. Книга III.

Прп. Исихий Иерусалимский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Впрочем и те, которые нуждением некиим воздерживают себя от греха делом, блаженны пред Богом, Ангелами и человеками: потому что нудящие себя суть восхитители Царствия Небеснаго (Мф. 11:12) .

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Прп. Серафим Саровский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Слово Божие недаром говорит: Внутрь вас есть Царствие Божие (Лк. 17:20) и нуждно есть оно, и нуждницы е восхищают . То есть те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связавшие их и не допускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи прийти к Нему, Спасителю нашему, с совершенным покаянием на истязание с Ним, презирая всю крепость этих греховных связок, нудятся расторгнутъ узы их, такие люди являются потом действительно перед лице Божие паче снега убеленными (см. Пс. 50:9) Его благодатию.

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.

Прав. Иоанн Кронштадтский

От дний Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Отчего Царство Небесное , царство мира и радости, силою берется, и только употребляющие усилие восхищают его ? Оттого, что в нас много внутреннего, природного зла, которое нужно искоренять и которое, как змея, которую хотят убить, противится и уязвляет нас; что есть сильный враг Царствия Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас свое царство, царство греха, мрака, смущения, скорби и тесноты. Не удивляйся же, что к Царству света нужно всегда идти напролом.

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его . Эти слова надобно относить и к Святым Тайнам Тела и Крови. Так как с ними мы принимаем в себя Царствие Божие, то без нужды, без усилий нельзя принять их достойно, а нужно испытать борьбу внутреннюю пред принятием их: враг постоянно, безотвязно старается похитить из сердца нашего веру в Святые Тайны, чтобы мы приняли их в суд себе, потому что все, что не по вере, грех (Рим. 14,23) . Означенные слова надобно отнести также и ко всем прочим тайнам, ко всем молитвам, к добрым мыслям, желаниям и поступкам.

Верно слово Спасителя, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его . Чтобы делать добро, я постоянно должен бороться с своим сердцем, которое всегда готово склонить меня ко злу: добро всегда с нуждою достигается, а зло сделать всегда легко, только опусти руки. Сердце наше – источник зла, по словам Спасителя.

Царство Небесное силою берется . Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия.

Дневник. Том II. 1857-1858.

На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая; сила Божия, сила благодати и сила диавола, сила лукавая и всепагубная. Человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один – животворный, о коем Господь говорит: Я пришел низвесть огонь «на землю» (Лк. 12:49) ; а другой – огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собою, чтобы возбуждать в себе огонь Божий, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу свою всякими грехами. Вот у тебя нет чистоты сердца – это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни – перемени себя, будь сочувствующим; не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия – претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовию слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд – смирись, если жаден к пище и питию – будь воздержан и т.д. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро – привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовной; добро привлекает обетование вечной жизни за победу над страстями: «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем… » (Откр. 3:21) . «Царствие Небесное », то есть святость и чистота, правота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему – «силою берется », то есть силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, и «употребляющие усилие» приобретают его. Плоть противится духу (Гал. 5:17) , то есть всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, между двух огней: огня Божиего, животворящего, и огня дьявольского – палящего и мучающего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или «с духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12) , борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощию Божией, ибо без Бога не до порога. И от Бога даны нам все Божественные силы к животу и благочестию, надо только не лениться использовать их. – Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? – Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие; какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу, какую молитву всегдашнюю, какой труд, какое смирение, незлобие, послушание, терпение, милосердие к ближнему. И как верою они дошли до Царствия Божия! Никто из них не посрамился; все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царствие Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей; читайте, слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни – и получите вечное спасение. Ведь вы трудитесь же все так или иначе для земли, для земного благоденствия; потрудитесь же особенно для получения вечной жизни; «ищите прежде Царства Божия и правды, Его, и сия вся», все земные блага «приложатся вам» (Мф. 6:33) . Аминь.

Последний дневник (1908 год).

Царство Небесное нудится – и царство сатанинское нудится, то есть грех непрестанно нудит нас следовать его похотям, да еще с наглостью, с силою, с ожесточением; борись с ним непрестанно: не будешь бороться – грех совсем одолеет, а Царство Божие ослабеет.

Дневник. Том X. 1866–1867.

Блж. Иероним Стридонский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется (vim patitur = претерпевает насилие), и употребляющие усилие восхищают его

Если, - как мы выше сказали, - первый Иоанн провозгласил необходимость покаяния народам, говоря: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2) , то, следовательно, с этого времени Царство Небесное претерпевает насилие (vim patitur), т. е. приобретается силой, и употребляющие усилие похищают его. Действительно, великое усилие обнаруживается в том, что мы рождены на земле, а стремимся к месту на небе и овладеваем через подвиги добродетели тем, чего не получили от природы.

Блж. Феофилакт Болгарский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

По-видимому, это не стоит в связи с тем, что сказано раньше, но в действительности не так. Обрати внимание: сказав Своим слушателям о Себе, что Он больше Иоанна, Христос возбуждает в них веру в Себя, показывая, что многие восхищают Царство Небесное, то есть веру в Него. Это дело требует большого напряжения: какие усилия нужны, чтобы оставить отца и мать и пренебречь своей душой!

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

Ст. 12-13 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

Дни Иоанна и Иисуса следует понимать не в смысле времени, а в смысле состояния души слушателя божественного Писания. Слово же «ныне» относится к дням Иисуса, которые псалом описывает следующим образом: Воссияет во дни его правда и множество мира, доколе не престанет (Пс. 71:7) . Тот, кто проходит предварительное обучение, приступая к начаткам слов Иисуса и шествуя путем, который начинающим представляется каменистым и трудным, захватывает Царство Небесное силой - силой терпения. Ибо силою берется употреблено здесь не в действительном, а страдательном значении. Если же совершенное Слово, приняв того, кто ожидает свободы под началом закона и пророков, которые [для него своего рода] детоводители и домоправители, вручает ему отеческое наследство, то справедливо сказано: закон и пророки до Иоанна .

Фрагменты.

Евфимий Зигабен

От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е

Златоуст говорит, что Царством Небесным назвал здесь веру в Себя, как залог Царства Небесного, т.е. наслаждения небесных благ. Нудится , т.е. насильно восхищается людьми, когда они делают насилие над самими собою и побеждают нужду собственных страстей или тиранию неверия. Поясняя это, присоединил: нуждницы восхищают е . Такое похвальное насилие началось, говорит, со дней проповеди Иоанна, провозгласившего народу: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3:2) . Сказал это Христос, как для похвалы Иоанну, как бы положившему начало спасению людей, – так и для побуждения слушателей употребить подобное же усилие над самими собою.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

(Лк. 16:16) . Трудные для объяснения стихи 12-15 служат связью меж 11 и 16. Под “днями Иоанна Крестителя” имеется в виду время выступления его на проповедь. Слова “Царство Небесное” употреблены здесь, очевидно, в смысле “Царство Божие”, учрежденное Спасителем на земле. Златоуст толкует этот стих так: “Спаситель заставляет и понуждает ими (т.е. этими словами) слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне. В самом деле, если до Иоанна все исполнилось, то, значит, - Я грядущий. Ибо все, говорит, пророки и закон прорекли до Иоанна. Пророки, следовательно, не перестали бы являться, если бы не пришел Я. Итак, не простирайте своих надежд вдаль и не ожидайте другого (Мессии). Что Я - грядущий, это видно как из того, что перестали являться пророки, так и из того, что с каждым днем возрастает вера в Меня; она сделалась столь ясною и очевидною, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходят ко Мне с усердием”.

Толковая Библия.

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»

Иоанн Креститель, услышав в тюрьме молву об Иисусе Христе, посылает к Нему двух своих учеников с вопросом:«…Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матф. 11:3). Неверно, что (как считает Тертуллиан) Иоанн Креститель не знал, что Иисус Христос был Мессией, так как он был утвержден в этом мнении и Духом Божьим, и знамением с небес (см. Иоанн. 1:33). Этим же поступком он пытался исправить неведение своих учеников, которые больше почитали его, нежели Христа.

В четвертом и пятом стихах 11-й главы Евангелия от Матфея записан ответ Христа на их вопрос: «…Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Матф. 11:4). Иисус Христос показывает им, что Он есть истинный Мессия, ссылаясь на Свои чудеса, которые были несомненным доказательством Его Божественности. Когда ученики Иоанна ушли, Иисус дает высокую похвалу Иоанну Крестителю и поясняет, кем он был: «…Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?» (Матф. 11:7).

Как сказал Иисус Христос, Иоанн Креститель не был изменчивым человеком, взгляды которого меняются и который колеблется, как трость, переходя от одного мнения к другому; он не был похож на Рувима, нетвердого, как вода (см. Быт. 49:4), но был непоколебим и тверд в своем уповании – даже тюрьма не смогла изменить его.

«Что же смотреть ходили вы? Человека ли, одетого в мягкие одежды?» (Матф. 11:8) – спрашивает Христос. Иоанн не потакал своим чувствам, -он носил не шелка, а одежду, сделанную из верблюжьего волоса; он предпочитал жить не при царском дворе, а в пустыне (см. Матф. 3:3,4).

Христос представляет Иоанна Крестителя, как Своего предтечу, который приготовил перед Ним путь (см. Матф. 11:10). Он был утренней звездой, которая предшествовала Солнцу Праведности, и для того, чтобы в достаточной степени почтить этого святого человека, Христос не только проводит параллель, сравнивая его с другими пророками, но и ставит его выше остальных пророков, назвав его самым большим пророком, говоря:

«Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» (Матф. 11:9).

«…Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф. 11:11).

Иоанн Креститель был возвеличен Христом в связи с достоинством его служения и ясностью учения и поэтому наш текст начинается стихом: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11:12).

Во-первых, в этих словах, имеется предисловие или вступление к главной мысли: «…от дней же Иоанна Крестителя доныне…». Иоанн Креститель был ревностным проповедником, Воанергесом, или «сыном громовым» (см. Мр. 3:17), так как после его проповеди люди начинали пробуждаться от своих грехов.

Поэтому поймите, каким должно быть то служение, которое приносит больше всего пользы, а именно – которое воздействует на совесть людей. Иоанн Креститель возвышал свой голос, как трубный глас. Он с властью проповедовал учение покаяния: «…Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 3:2). Он пришел, рассекая и разбивая человеческие грехи, и уже после этого проповедовал им Христа. Вначале он пролил уксус закона, а затем – вино Евангелия. Это была такая проповедь, которая Заставляла людей решительно стремиться к небесам.

Иоанн проповедовал не для того, чтобы понравиться слушателям, а для того, чтобы принести им пользу; он избрал целью своего служения открывать людям их грехи, а не демонстрировать им свое красноречие. Лучшим зеркалом является не то, которое позолочено, а то, которое правдиво показывает наше лицо. Предпочтительнее та проповедь, которая самым правдивым образом открывает людям их грехи и показывает им их сердца.

Иоанн Креститель был горящим и сияющим светом; он на самом деле горел в своей вере и сиял в своей жизни; и поэтому люди, слушавшие его проповедь, были побуждаемы стремиться к небесам.

Апостол Петр, который был исполнен духом рвения, также привел своих слушателей в день Пятидесятницы к состоянию умиления, открыв им их грехи и указав им на очищающий источник в крови Христа. «Слыша это, они умилились сердцем…» (Деян. 2:37). Это является величайшей милостью – иметь такое служение, которое побуждает людей исследовать свое собственное сердце. Если человек имеет ужасную рану, то он будет стремиться к тому, чтобы исследовать ее до самой ее глубины. Кто не испытал бы удовлетворения, если бы его душа была исследована и, в результате этого, была спасена?

Во-вторых, в этом тексте также имеется главная мысль: «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

Что означают слова «Царство Небесное?» Некоторые толкуют их, как Евангельское учение, которое открывает человеку Христа и небо. Тому же учил и Эразм Ротердамский. Но я, скорее, под Царством Небесным понимаю небесную славу; этому учили Беза и другие.

Это Царство берется силою. Данное выражение является метафорой, которая сравнивает Царство Небесное с городом или крепостью, которая защищается во время войны и которую можно взять только штурмом. Поэтому без усилия нельзя овладеть Царством Небесным. «… И употребляющие усилие восхищают его».

Землю наследуют кроткие (см. Матф. 5:5), небеса же наследуют употребляющие усилие. Наша жизнь – это духовная война. Христос является нашим Полководцем. Евангелие – наше знамя, милости Божьи – наша духовная артиллерия, и небеса могут быть взяты только с помощью усилия.

Рассматриваемые нами слова (то есть слова «сила» и «усилие») относятся к двум этапам достижения человеком Царства Небесного:

1. Первый этап – сражение: «силою берется»;

2. Второй этап – завоевание: «употребляющие усилие восхищают его».

Таким образом, взять небеса можно только приступом или штурмом; следовательно, никто не может достигнуть неба, кроме тех, кто употребляет силу. Эта сила имеет двойной аспект.

Во-первых, такого рода сила характерна для людей, являющихся судебными должностными лицами. Судьи должны достигать результата силою в следующих случаях.

1) При наказании виновных. Когда урим и туммим Аарона не действуют, тогда должен прийти Моисей со своим жезлом. Нечестивцы являются негодными людьми, неправедное излишество благосостояния которых, благодаря заботе судебных должностных лиц, должно быть изъято. Бог определил правителей для наказания преступников (см. 1 Петр. 2:14).

Правители не должны напоминать рыбу-меч, которая имеет меч на своей голове, но у которой нет сердца. Но они должны иметь меч в своей руке, будучи решительными сердцем для того, чтобы вытаскивать и отсекать нечестие человека. Попустительство судьи поддерживает безнравственность, и, не наказывая преступников, он соглашается с проступками других людей и делает их своими собственными проступками. Судебные должностные лица, не проявляющие усердия в своем служении, похожи на тело, в котором отсутствует дух. Чрезмерная терпимость поощряет грех и всего лишь бреет голову преступника, которая заслуживает отсечения.

2) При защите невиновных. Судья является приютом, или алтарем, или убежищем для преследуемых, куда они могли бы убегать. Чарльз, герцог Калабрии, настолько любил совершать правосудие, что он приказал повесить колокол у ворот своего дворца, и каждый, кто звонил в него, был уверен, что он будет принят самим герцогом, или же будут посланы служащие герцога, чтобы выслушать его дело.

Аристид также был известен своей справедливостью. О нем историки говорят, что он никогда не проявлял пристрастия к какому-либо человеку только на том основании, что этот человек был его другом; он также не поступал несправедливо к человеку из-за того, что этот человек был его врагом. Медлительность или нерешительность судьи попирает право человека на защиту.

Во-вторых, эта сила характерна для людей, являющихся христианами. Хотя небеса даются нам даром, мы, тем не менее, должны сражаться за них. Писание говорит: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай» (Еккл. 9:10). Наш труд – велик, наше время – коротко, наш Господин торопит. Поэтому мы должны мобилизовать все силы своей души и бороться, так как это есть вопрос нашей жизни и смерти, для того чтобы достичь небесного царства. Мы должны прилагать не только старание, но и усилие.

Для того, чтобы проиллюстрировать и разъяснить это утверждение, я должен показать вам, о каком усилии здесь не идет речь.

Во-первых, усилие, о котором говорится в нашем тексте, исключает безрассудное рвение, то есть исключает яростное усердие, проявляемое людьми для достижения того, чего они не понимают. Например, вот что написано об афинянах «…проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому богу» (Деян. 17:23). Эти афиняне были усердны в поклонении своим святыням, но им можно было бы сказать то, что Христос сказал самарянке: «Вы не знаете, чему кланяетесь» (Иоан. 4:22).

Точно также и католики неистовы в проявлении своей религиозности. Посмотрите на их епитимьи, посты, самоистязания до тех пор, пока не появится кровь. Но это – рвение без знания истины; их пыл лучше, чем их духовное зрение. Когда Аарон должен был воскурять фимиам на алтаре, то вначале он должен был зажечь лампады (см. Исх. 30:7). Когда рвение, как фимиам, горит в сердце человека, там вначале необходимо зажечь светильник знания.

Во-вторых, сила, которой восхищается Царство Небесное, исключает кровавое насилие, которое имеет два аспекта.

1) Когда человек насильственно накладывает руки на самого себя. Тело человека является земной тюрьмой, куда Бог поместил его душу. Мы не должны разрушать эту темницу, но обязаны оставаться в ней до тех пор, пока Бог через смерть не выпустит нас оттуда. Стражник не может действовать без разрешения своего начальника; точно так и мы не должны осмеливаться действовать в этом вопросе без Божьего разрешения.

Наше тело является храмом Духа Святого (см. 1 Кор. 6:19). Когда мы поступаем насильственно по отношению к нему, то мы разрушаем Божий храм. Светильник жизни должен гореть в нашем теле до тех пор, пока не иссякнет вся естественная влага, которая, как масло, питает ее.

2) Эта сила исключает кровавое насилие, в результате которого одни человек отнимает жизнь у другого.

В наши дни имеется слишком много такого насилия. Никакой грех не имеет более громкий голос, чем кровь убиваемого человека: «...Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10).

Если есть проклятие на том человеке, «кто тайно мучит [В английской Библии короля Иакова употреблен глагол «smite», который переводится на русский язык словами «ударять», «бить», «мучить». В русском синодальном переводе употреблено слово «убивает» (прим. ред.)] ближнего своего» (Втор. 27:24), тогда вдвойне проклят человек, убивший своего ближнего. Если же человек непреднамеренно убил другого, то он может найти прибежище и бежать к алтарю, но если он сделал это преднамеренно, то святость места не должна защищать его, как и написано: «А если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть» (Исх. 21:14).

Несмотря на то, что Иоав ухватился за рога жертвенника, царь Соломон должен был убить его, так как этот человек пролил много человеческой крови. Ранее, в Богемии, убийца должен был быть обезглавлен, а затем положен в гроб вместе с тем же человеком, которого он убил. Исходя из выше сказанного, мы видим, какое применение силы должно быть исключено.

В рассматриваемом нами тексте (то есть Матф. 11:12) речь идет о святом усилии. Это словосочетание также имеет двоякое значение.

Первое, мы должны быть горячими и страстными воинами в борьбе за истину. Здесь уместно процитировать вопрос Пилата: «Что есть истина?». Истиной является либо благословенное Слово Божье, которое называется Словом истины, либо те доктрины, которые вытекают из Слова Божия и согласуются с ним, как солнечные часы с солнцем или как копия с оригиналом. Это такие доктрины, как доктрины о триединстве; о сотворении; о благодати, дающейся даром; об оправдании через кровь Христа; о возрождении; о воскресении мертвых и о прославленной жизни. Сражаясь за эти истины, мы должны быть непреклонны, являясь либо их защитниками, либо мучениками за истину.

Истина является самым восхитительным сокровищем! Малейшая йота этого золота бесценна. Ради чего еще мы должны горячо подвизаться, как не ради истины?

Истина стара; ее седины вызывают почтение к ней; она исходит от Того, Кто является Ветхим днями (см. Дан. 7:9). Истина непогрешима; она является той звездой, которая ведет ко Христу. Истина чиста (см. Пс. 118:140) – она сравнивается с серебром, очищенным семь раз (см. Пс. 11:7). На лице истины нет ни малейшего пятна; она издает только приятное благоухание святости. Истина победоносна, – она подобна великому завоевателю, все враги которого лежат мертвые; она охраняет поле брани и устанавливает свои победные трофеи. Истине могут противостоять, но никогда не смогут полностью ее ниспровергнуть.

Во времена римского императора Диоклетиана казалось, что христианство находится в отчаянном положении и что истина иссякла. Но вскоре после этого настало золотое время Константина и тогда истина вновь подняла свою голову. Когда уровень воды в Темзе устанавливается на самом низком уровне, – то это значит, что высокий прилив уже готов прийти. Бог находится на стороне истины и до тех пор, пока у человека нет страха, она будет в нем побеждать. Писание говорит о последних временах: «тогда воспламененные небеса разрушатся» (2 Петр. 3:12), но никогда не разрушится истина, которая пришла с небес (см. 1 Петр. 1:25).

Истина оказывает облагораживающее воздействие на человека. Она является семенем нового рождения. Бог возрождает нас не через чудеса и откровения, а словом истины (см. Иакова 1:18). Так как истина производит благодать, то истина и питает собою человека (см. 1 Тим. 4:6). Истина освящает: «Освяти их истиною Твоею» (Иоанн. 17:17). Истина является той печатью, которая оставляет на нас отпечаток своей собственной святости; она обладает свойством и отражать, и излучать Божий свет; она является и зеркалом, показывающим наше несовершенство, и средством духовного очищения.

Истина делает нас свободными (см. Иоан. 8:32). Она освобождает нас от уз греха и возводит в положение наследников Божьих (см. Римл. 8:11) и царей (см. Откр. 1:6). Истина утешает; это то вино, которое ободряет человека. Когда арфа и лира Давида не могли дать ему утешения, то истина делала это: «Это – утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня» (Пс. 118-50).

Истина – это противоядие против греха. Грех является прелюбодеянием души человека; он делает запятнанной душу человека так же, как предательство и измена делают запятнанными имя и честь человека. Грех приносит проклятие так же, как и всякое зло. Человек может умереть от яда точно так же, как и от пистолета; и что же тогда может предотвратить грех, если не истина? Люди так много обманываются и согрешают, потому что они либо не знают, либо не любят истину.

Я никогда не смогу сказать достаточно сильно, чтобы должным образом выразить свое благоговение перед истиной. Истина является основным гарантом, основанием для нашей веры; она дает нам верную модель настоящей веры в Бога; она показывает нам, во что мы должны верить. Отнимите истину, – и наша вера окажется иллюзией.

Истина является наилучшим цветком в венце церкви. У нас нет ничего более драгоценного, что мы могли бы доверить Богу, чем наши души; и у Него нет ничего более драгоценного, что Он доверил бы нам, чем Его истина. Истина – это отличительный признак подлинной чести. Она отличает нас от ложной церкви так же, как целомудрие отличает благочестивую женщину от блудницы.

Короче говоря, истина – это оплот церкви и нации. Писание говорит о том, что левиты, (которые, совершая служение, были носителями символа истины) укрепили царство Иуды (см. 2 Пар. 11:17). Истину можно сравнить с Капитолием в Риме, который был самым прочным зданием этого города, или с башней Давида, на которой висела тысяча щитов (см. П. Песн. 4:4). Наши военные крепости и военно-морские силы не укрепляют нас так, как укрепляет истина.

Истина – это наилучшая армия Царства Божия; если мы отступаем от истины и предаемся папизму, то, образно говоря, прядь волос, в которой была наша сила, отрезается. Ради чего тогда мы должны быть так решительны, как не ради истины?

Мы должны подвизаться, испытывая тяжкую борьбу и страдания «за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3). Если случится так, что истина отойдет от Англии, то мы можем написать эпитафию на надгробном памятнике Англии: «Слава отступила».

И, второе, это святое усилие также имеет место, когда мы проявляем особое рвение ради собственного спасения. Об этом говорит апостол Петр: «…Старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2 Петр. 1:10). Греческое слово в оригинальном тексте этого послания подчеркивает тревожную тщательность человека в оценке своего собственного духовного состояния, его серьезные мысли о вечности. Оно подчеркивает то беспокойство, которое заставляет работать и голову, и сердце человека. В этом канале истинной веры и должно проявлять себя рвение всех христиан.

В-третъих, что еще означает святое усилие? Оно включает в себя следующие три фактора:

1) решительность воли;

2) силу чувств;

3) энергию стремления.

Решительность воли. Царь Давид свидетельствует: «Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню» (Пс. 118:106). Что бы ни находилось на пути к небесам – пусть это будет даже лев – я вступлю с ним в схватку, как решительный военачальник, который несет ответственность за всю свою армию. Христианин всегда решителен; что бы ни случилось, но он достигнет небес. Когда в человеке присутствует такая решительность, то опасностью пренебрегают, с трудностями не считаются, а страх презирают.

Таким образом, первым шагом человека в проявлении святого усилия является решительность его воли. Решительный человек говорит: «Я буду на небесах, чего бы мне это ни стоило», и эта его решительность должна быть в силе Христа.

Решительность напоминает наклонную плоскость для шара, которая неумолимо заставляет этот шар двигаться. Там, где присутствует решительность наполовину, то есть, там где есть и желание быть спасенным, и желание следовать за грехом, -невозможно быть очень усердным в стремлении к небесам. Если путешественник нерешительный, то временами он будет ехать в одну сторону, а временами – в другую. Таким образом, он стремится к ничему.

Сила чувств. Воля человека проистекает из его здравомыслия. Разум человека получает информацию о совершенстве состояния небесной славы, а воля проявляет решительность в том, чтобы начать путешествие к той святой земле. И теперь следуют чувства человека. Они горят в сильном желании стремиться к небесам. Чувства эти очень сильны. Псалмопевец говорит: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41:3).

Раввины обращают внимание на то, что в этом тексте Давид не говорит «моя душа голодает», но говорит «жаждет», так как по своей природе мы проявляем больше нетерпения тогда, когда мы желаем утолить жажду, чем тогда, когда мы ощущаем голод. Посмотрите, в каком быстром и сильном движении увлекаются чувства Давида в его стремлении к Богу. Чувства эти подобны крыльям птицы, которые заставляют душу торопиться в ее полете к славе. Там, где чувства человека таким образом горят, там прилагается усилие в стремлении к небесам.

Энергия стремления. Эту энергию включают в себя усилия человека, достигающего спасения. Мы стремимся к спасению так, как надо стремиться, когда речь идет о нашей жизни и смерти. Можно говорить о небесах, но так и не попасть на небеса; мы должны operam navare [Латинское выражение (прим. ред.)] то есть, «должны прилагать все свои силы», и, кроме того, мы должны призывать помощь небес в этом труде.

В-четвертых, мы рассмотрим, в каких сферах своей духовной жизни христианин должен прилагать усилия. Этих сфер четыре. Христианин должен проявлять усилие:

1) по отношению к самому себе;

2) в борьбе с сатаной;

3) в противостоянии с миром;

4) в стремлении к небесам.