Парадоксы библейской археологии. Библейская археология


Археологи, конечно, не могут доказать, что Библия является полностью правдивой, но они зачастую делают открытия, которые помогают лучше понять или интерпретировать некоторые библейские события. Многие артефакты, найденные учёными, действительно подтверждают события, описанные в Книге книг.

1. Великий потоп


В учёной среде есть мнение, что источником истории о библейском Потопе, скорее всего, было разрушительное наводнение в Месопотамии. Если это действительно так, то масштабы такого наводнения были попросту преувеличены в воображении авторов этой истории. Во время раскопок в 1928-1929 годах на юге Месопотамии (современный Ирак) британский археолог Леонард Вулли обнаружил 3 метровый слой ила, датируемый 4000 до 3500 годами до н.э. в древнем городе Ур.

Вулли трактовал это, как свидетельство библейского потопа. Аналогичные доказательства были найдены во многих других местах в данном регионе, но они датируются другими годами. Наводнения в Месопотамии были частым явлением. Хотя нет никаких археологических свидетельств в пользу наводнения планетарных масштабов, существуют доказательства катастрофического наводнения (или нескольких) в Месопотамии.

2. Генеалогия Авраама


История Авраама начинается с того, как он со своей семьей жил в месопотамском городе Ур, откуда перебрался в Ханаан. Во второй половине «Бытия» довольно подробно рассказано о генеалогическом древе Авраама и упомянуты десятки имен. Современные историки считают, что Авраам должен был жить где-то между 2000 и 1500 годами до нашей эры. Во время раскопок в Мари, древнем городе на Евфрате (территория современной Сирии) были обнаружены руины внушительного царского дворца и тысячи табличек, которые когда-то были частью царского архива.

После изучения табличек из архива Мари, который датируется 2300 - 1760 годами до н.э., было обнаружено, что в этой области использовались имена, найдены в генеалогии Авраама. Эта находка не подтверждает обоснованность генеалогического древа Авраама, но она говорит о том, что история не может быть полностью вымышленной.

3. Служанка Авраама


В «Бытие» рассказано, что жена Авраама Сара не могла иметь детей. Она согласилась, чтобы Авраам взял себе вторую жену, которая могла бы родить ему сына - служанку-египтянку по имени Агарь. Подобная практика подтверждается многими текстами, найденными археологами. В «Текстах Алалаха» (18 век до н.э.) и даже «Кодексе Хаммурапи» рассказывается о том, что подобное было общепринятым обычаем.

Таблички Нузи, которые были найдены в древних хурритских раскопках в современном Ираке, датируются второй половиной XV века до н.э. Эти тексты упоминают о том, что бесплодная жена могла предоставить мужу рабыню, чтобы та родила ему сына.

4. Город Содом


В «Бытие» описано разрушение городов Содома и Гоморры из-за грехов их жителей. Группа археологов считает, что обнаружила руины древнего города Содом, расположенного в Телль-эль-Хаммам, к востоку от реки Иордан. Возраст раскопанных руин согласуется с ранним историческим периодом Библии (3500 - 1540 г.г. до н.э.). Его расположение - не единственная причина, почему руины сочли древним городом Содом. Археологи считают, что город был внезапно заброшен к концу среднего бронзового века, что соответствует библейскому картину разрушения Содома.

5. Серебряные свитки Кетеф Хинном


Место археологических раскопок Кетеф Хинном представляет собой комплекс из ряда скальных погребальных камер, расположенных к юго-западу от Старого города Иерусалима, по дороге в Вифлеем. В 1979 году археологи сделали важное открытие в этом месте: они нашли две серебряные пластины, скрученные как свитки. На них были сделаны надписи на старом иврите. Эти свитки, как полагают, использовались в качестве амулетов и датируются 7 веком до н.э. Тексты на этих амулетах содержат древнейшие сохранившиеся цитаты из Торы.

6. Надписи Дейр Алла


Во время Исхода израильтяне прошли через Синайский полуостров и добрались до царств Едома и Моава. В «Числах» есть глава, в которой рассказывается, что царь Моава, обеспокоенный присутствием израильтян, попросил пророка по имени Валаам проклясть народ Израиля. Примерно в 8 км от реки Иордан было раскопано святилище бронзового века, названное Дейр Алла. В святилище нашли древнюю арамейскую надпись, которая действительно содержала пророческое проклятие Валаама. Надпись описывает божественное видение, предвосхищала разрушения и наказание за него «недоброжелательных богов».

7. Плен самаритян


Самария пала под натиском ассирийцев в 722 г. до н.э. Ассирийские записи утверждают, что король Саргон II захватил 27 290 пленных и отправил их в ссылку в разные местах, находящихся под контролем ассирийцев, в том числе в Халах и Хавор. Это событие подтверждается текстами «Книги Царей», а также некоторыми вещественными доказательствами. В месопотамских раскопках археологи нашли фрагменты керамики, на поверхности которой были написаны имена израильтян.

8. Ассирийское вторжение


В 701 году до нашей эры ассирийский царь Сеннахирим вторгся в Иудею. Под натиском его армии пали многие города, в том числе Лахиш, который упоминается в «Книге Царей». После осады город был захвачен ассирийцами, и с этим событием полностью согласуются несколько археологических находок. На месте Лахиша археологи обнаружили наконечники стрел, осадные сооружения, шлемы, и цепь, которую защитники использовали против осадного тарана. А на месте древнего ассирийского города Ниневии (Северный Ирак) были найдены рельефы и скульптуры, изображающие захват Лахиша.

9. Конец вавилонского изгнания


Когда персидский правитель Кир Великий захватил Вавилон в 539 г. до н.э., он приказал освободить евреев и представителей других народностей, которые пребывали в неволе. Этот исторический эпизод описан в «Книге Ездры». Также есть и другие исторические документы, которые описывают политику Кира Великого относительно того, чтобы позволить многим жителям Вавилона вернуться на свою родину. Одним из самых известных подобных документов является Цилиндр Кира - маленький глиняный цилиндр, на котором Кир приказал выбить клинописью список своих побед и милостивых поступков.

10. Дворец Ирода


Следы амбициозных строительных проектов Ирода Великого находят по всей Палестине. То, что сочли остатками дворца царя Ирода, было обнаружено во время раскопок в заброшенном здании в Старом городе Иерусалима, недалеко от башни Давида. Основное значение этой находки заключается в том, что именно в этом месте римский прокуратор Понтий Пилат приговорил Иисуса к смерти.

И в продолжение темы мы решили вспомнить .

БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, наука, изучающая исторические события, отражённые в Библии (преимущественно в Ветхом Завете), по вещественным источникам, в контексте археологических исследований на Ближнем Востоке. Хронологические рамки библейской археологии охватывают эпоху неолита, бронзового века и раннего железного века.

Понятие «библейская археология» утвердилось в середине 19 века, когда одновременно с появлением исследований, посвящённых древностям Ближнего Востока, были предприняты попытки сопоставления их результатов с текстом Библии. Основными целями библейской археологии являются: реконструкция на основании обнаруженных вещественных источников исторического и культурного контекста Ветхого Завета; введение в научный оборот внебиблейских источников по библейской истории, в том числе письменных памятников (папирусов, эпиграфических материалов).

Ко 2-й половине 18 - 1-й половине 19 веков относится начало систематического описания и последующего изучения древностей Месопотамии - Ниневии (К. Нибур, П. Э. Ботта; 1842-46 годы), городов Вавилонии (О. Г. Лейард; 1845-47 годы), а также Сиро-Палестинского региона (И. Л. Буркхардт, Э. Смит, Э. Робинсон). Исследования включали несколько направлений: раскопки; описание, обмер и классификацию археологических памятников; их картографирование; сравнительный анализ древнееврейских, арабских и греческих топонимов, с учётом данных позднеантичных авторов (например, Евсевия Кесарийского). Это позволило отождествить руины ряда упомянутых в Библии городов. Результатом предпринятых исследований явилось открытие ряда важных для библейской истории памятников: «чёрного обелиска» с описанием войн ассирийского царя Салманасара III, в том числе и с Израильским царством; изображение осады Лахиша (из дворцового комплекса ассирийского царя Синаххериба в Ниневии); библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала - клинописные тексты вавилонской эпохи. В 1865 году для проведения археологических исследований в Иерусалиме и в целом в Палестине был основан британский Палестинский исследовательский фонд. Картографирование археологических памятников Западной Палестины провели К. Р. Кондер и Г. Китченер (в 1871-78 годы), Хаурана и Северной Иордании - А. Мусил и др. (в 1896-1901 годах).

Значительным научным событием стало обнаружение Ш. Клермон-Ганно ряда палестинских эпиграфических памятников: стелы моавитского царя Меши, граффити на оссуариях. В последней трети 19 - начала 20 веков исследования в области библейской археологии вели и российские учёные при поддержке Русской духовной миссии в Иерусалиме и императора Палестинского православного общества. В 1890-е годы на средства последнего были организованы экспедиции в Палестину под руководством Н. П. Кондакова, М. И. Ростовцева, Н. Я. Марра.

В конце 19 - начале 20 веков ослабление Османской империи и освоение европейскими государствами Ближнего Востока обусловили интенсификацию археологических исследований в этом регионе. В 1890-е годы существенный вклад в изучение археологических памятников Палестины внесли У. М. Флиндерс Питри (Великобритания) и Ф. Блисс (США). Выбрав для исследования Телль-эль-Хеси, Флиндерс Питри предпринял фиксацию культурных слоёв по характерному для каждого из них типу керамики. Следуя его методу, Блисс в ходе работ на Телль-эль-Хеси составил хронологическую шкалу керамической стратификации (так называемую шкалу Питри - Блисса, 1894 год), начинающуюся с 1500 года до нашей эры. Это была первая, хотя и локальная стратиграфическая шкала, ставшая на длительный период основой для датировки археологических памятников. За исследованиями Флиндерса Питри и Блисса последовали работы других учёных на ряде теллей (холмов) Шефелы - юго-запад Палестины (А. Дж. Эванс, Ф. С. Дики; 1894-1900 годы), а также в Гезере (Р. Макалистер; 1902-09 годы), Иерихоне (Э. Зеллин, К. Ватцингер; 1907-09 годы), Шехеме, Мегиддо (1903-05 годы), на Таанахе (1901-04 годы).

Период британского мандата в Палестине и первые послевоенные десятилетия (1920-60-е годы) называют «золотым веком» библейской археологии. Так, 1920-30-е годы были ознаменованы открытием (1925 год) в древнем городе Нузи (хурритская эпоха) «архива» - табличек, содержащих сведения об эпохе ветхозаветных патриархов; раскопками (1922-34 годы), предпринятыми под руководством Л. Вулли, на месте древнего Ура; раскопками в библейском Лахише, которые дали возможность собрать сведения об эпохе проповеди пророка Иеремии. Особое значение в этот период приобрели исследования американского археолога У. Ф. Олбрайта и его учеников (на Телль-эль-Фуль, Кириаф-Сефере, Бет-Цуре, Бет-Шемеше, а также на Рас-Шамре и в Иерусалиме). Благодаря исследованиям Олбрайта удалось составить хронологическую шкалу керамики железного века (в дальнейшем уточнялась благодаря локальным данным). В 1930-е годы Дж. Гарстангом были начаты раскопки в Иерихоне (продолжены К. Кеньон в 1950-е годы). В 1947 году появились сведения о рукописях Мёртвого моря (Кумранские рукописи; смотри Кумранистика). В 1949 году Р. де Во начал археологические исследования на городище Кумран и сельском поселении Айн-Фешка.

В 1950-60-е годы основой ближневосточных исследований в области библейской археологии оставались западноевропейские и американские научные проекты. Однако один из крупных проектов 1970-80-х годов - долгосрочные раскопки в Гезере (У. Девер и др.) - позволил сформироваться поколению израильских археологов, приступивших затем к работе на местах синагог в Галилее, на Телль-эль-Хеси, Телль-Микне и др. Значительный вклад в исследование Месопотамии внесла и российская экспедиция под руководством Р. М. Мунчаева, Н. Я. Мерперта, И.О. Бадера, работавшая с 1969 года в Ираке и Сирии (исследованы памятники 7-3-го тысячелетий до нашей эры). Независимые государства, образовавшиеся после 2-й мировой войны (прежде всего Израиль и Иордания), были заинтересованы в развитии библейской археологии. Израильские учёные большое внимание уделяли краеведению и сплошным обследованиям территорий (разведки Н. Глюка в пустыне Негев), активно изучали археологические памятники не только эпохи поздней бронзы и раннего железного века, но и периода Второго храма, вплоть до восстания Бар-Кохбы. Так, в 1960-е годы И. Ядину удалось определить по аэрофотоснимкам место римского лагеря у Эйн-Геди; вскоре были исследованы остатки крепости Масада. В конце 1960 - начале 1970-х годов начались раскопки в Иерусалиме (в Старом городе) и на Синае.

В целом государственная поддержка помогла израильской археологии в 1970-90-е годы выдержать конкуренцию в полевых исследованиях и быстро создать обобщающие труды, реконструирующие ход исторического процесса в Сиро-Палестинском регионе от эпохи неолита до античности.

В последней трети 20 века усугубился концептуальный кризис библейской археологии, обусловленный усилившейся критикой исторической достоверности ранних книг Библии. Такие исследователи, как Ф. 3. Дейвис, Т. Л. Томпсон, Н. П. Лемхе, придерживаясь мнения о позднейшем (не ранее персидской эпохи) происхождении текстов Ветхого Завета, сочли невозможным опираться на них при реконструкции социально-политической и этнической истории Восточного Средиземноморья. Под сомнение была поставлена возможность доказательства (на основании археологических памятников) исторической достоверности завоевания еврейскими племенами Ханаана, создания единого Израильско-Иудейского царства, храмового строительства эпохи Соломона. Кроме того, предлагалось (У. Девер, И. Финкельштейн) отказаться от термина «библейская археология» в пользу более нейтрального, например «сиро-палестинская археология», «археология Ближнего Востока эпохи бронзового и раннего железного века».

Первые годы 21 века отмечены новыми тенденциями. В библейской археологии наметилось разделение на два исследовательских направления: одно направление изучает материальную культуру, используя принятые в современной археологии методы полевой работы (с целью реконструкции этнокультурной истории Восточного Средиземноморья 8-1-го тысячелетий до нашей эры), другое направление остаётся преимущественно отраслью библеистики и стремится благодаря археологическим исследованиям более глубоко понять Библию как сложный исторический источник.

Лит.: Archaeology and Biblical interpretation. Atlanta, 1987; Weippert Н. Palästina in vorhellenistischer Zeit. Мünch., 1988; Mazar А., Stern Е. Archaeology of the land of the Bible: In 2 vol. N. Y., 1990-2001; Kuhnen Н. Р. Palästina in griechisch-römischer Zeit. Мünch., 1990; The Archaeology of ancient Israel. New Haven, 1992; Беляев Л. А. Христианские древности. 2-е изд. М., 2000; Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

XIX век - время великих открытий в области физики, химии, астрономии - стал известен ещё как век атеизма. Библию считали сборником мифов и легенд. И в это самое время сбылись слова, сказанные Господом Иисусом Христом, записанные в Евангелии от Луки 19:40: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют». И камни действительно заговорили. В считанные годы мир был потрясён величайшими археологическими открытиями, подтвердившими верность Слова Божьего.

Все произведённые археологами раскопки (а это более 25000 мест) подтвердили историчность описанных в Библии событий и фактов.

Археологические раскопки неизменно подтверждали и продолжают подтверждать библейские сведения о городах и государствах, деяниях царей и правителей, описания нравов, уклада, традиций той или иной эпохи.

Многие персонажи Библии, которых критики считали мифическими, благодаря археологическим раскопкам были подтверждены как реальные исторические лица. Например, об ассирийском царе Саргоне II (722 – 705 гг. до Р.Х.) долгое время знали только из Библии, пока археологи не обнаружили развалины дворца Саргона в Хорсабаде. Библия представляет Валтасара как вавилонского царя во время падения Вавилона, в то время как в светских хрониках он не упоминается. Находка древних рукописей, согласно которым Валтасар был соправителем царя Набонида (556 – 539 гг. до Р.Х.) показала, что это не библейская выдумка. Имя царицы Иезавели, жены израильского царя Ахава (875 – 853 гг. до Р.Х.), кроме Библии, нигде не встречается. Обнаружение официальной царской печати Иезавели вновь свидетельствует об исторической точности Библии.

Ставился под сомнение факт сорокалетнего правления царя Соломона (1015 – 975 гг. до Р.Х.) с его грандиозными проектами. При археологических раскопках было обнаружено многое из того, о чём говорилось в Библии, например, Соломоновы конюшни, каменоломни.

Археологические раскопки обнаружили столицу Хеттейского царства. Долгое время хеттеи считались мифическим народом, так как нигде, кроме Библии, о них не говорилось. Обнаружены также доказательства существования древних племён, описанных в Библии - иевусеев, ферезеев, хорреев.

Археологические находки подтвердили реальность ряда древних городов, описанных в Библии и долгое время считавшихся мифическими (Содом, Гоморра, Иерихон, Аккад, Сигор).

Археологическими раскопками доказаны факты и события, описанные в Новом Завете, например, проведение переписей населения, необходимость возвращения для этого в родной город; мятеж в Ефесе. Подтверждена реальность ряда исторических лиц, например, Понтия Пилата.

Итак, археология подтверждает, что Ветхий и Новый Заветы - это точные и надёжные книги, дошедшие до нас, которые являются неоспоримыми достоверными историческими источниками.

Библейская археология - сравнительно молодая наука, возникшая только в конце XIX века. В средневековье с этой тематикой ассоциировали поиск священных для христиан реликвий, например, обломков Ноева ковчега, щепок от Креста Господня, копья, которым римский легионер пронзил грудь Христу, и так далее. Но представление это безнадежно устарело еще в позапрошлом веке. С момента становления библейской археологии как научной дисциплины (то есть с начала XX века) исследователи ставили себе более сложную задачу: не поиск отдельных артефактов, а восстановление общего исторического фона, на котором происходили библейские события.

Такая задача была крайне важна, поскольку в университетской науке того времени господствовал критический метод изучения Библии. Будучи продуктом европейской скептически-секулярной мысли предшествующих трех столетий, он окончательно оформился в Германии во второй половине XIX века. Это была искусственная историософская схема, построенная на априорных предпосылках деизма, эволюционизма и гегелевской диалектики. Эта схема отказывала еврейскому народу в его религиозной оригинальности, а пропущенный через ее призму библейский текст объявлялся имеющим значительно более позднее происхождение. Скептики утверждали, что, например, большая часть Пятикнижия написана - фактически сфальсифицирована - не во второй половине
II тысячелетия до Р. Х. в Ханаане, а в VII в. до
Р. Х. в Вавилоне. Отвергалась историчность и других книг Ветхого и Нового Завета.

Кабинетная библейская наука оказалась в логическом тупике, отказывая предмету своего исследования в исторической достоверности. Чтобы преодолеть системный кризис, библеистика нуждалась в массиве нового материала, внешнего по отношению к библейскому тексту. Такой материал могла дать только археология. Фактически именно перед ней ставился вопрос: достоверна ли библейская история? Но на этот вопрос невозможно было ответить, откопав несколько предметов прошлого (артефактов, как называют их археологи). Требовался системный подход.

В Палестине и других странах библейского ареала начинают свои исследования ученые, ставящие задачу ответить на вопрос о правдивости Библии. Их, как правило, финансируют религиозные организации и фонды. Наиболее яркие страницы библейской археологии первой половины XX века связаны с Американской школой ближневосточных исследований и ее представителем Уильямом Олбрайтом. В результате многолетних раскопок в разных местах стало ясно, что описанные в Библии события хорошо вписываются в тот исторический и культурный контекст, который можно восстановить на основании археологических данных. Археология не доказала истинности всех событий Библии, но показала, что библейские повествования не противоречат внешним фактам. Этот вывод со временем помог преодолеть гиперкритический подход в библеистике.

После Второй мировой войны исследования, в том числе объектов, связанных с библейской историей, продолжились, но стали носить уже не религиозный, а светский характер. Вопрос о подлинности Библии уже не ставился, задача согласования найденных артефактов с Библией ушла из числа приоритетных. Раскопками стали заниматься не энтузиасты-одиночки, а группы специалистов в различных областях - стратиграфии (изучение культурных слоев), географии, геологии, климатологии, палеоботанике, палеозоологии, антропологии и других. Финансирование начало поступать не от религиозных организаций, а от государственных структур в рамках деятельности университетов и археологических институтов.

Изменилось даже название науки - она стала называться по тому региону, где ведутся исследования, например, археология Израиля или сиро-палестинская археология. В итоге в 70-е годы заговорили о «смерти» библейской археологии.

Если говорить о библейской археологии образца первой половины XX века, то она действительно умерла. Но умерла так, как об этом сказано в Евангелии: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин 12 :24). Библейская археология стала тем зерном, из которого выросла современная археология Палестины и стран библейского ареала. Это был логичный и естественный процесс. Результатом стало огромное количество новых, постоянно пополняющихся сведений о раскопках. Ни религиозные организации, ни отдельные верующие специалисты никогда не могли бы достичь таких объемов исследований, если бы на этих территориях продолжала существовать библейская археология в прежнем виде. Зерно принесло стократный плод.

Специалисты по библеистике получили возможность использовать этот огромный массив материалов, привлекая его для изучения Библии. Задача современной библейской археологии - не раскопки как таковые, а анализ уже имеющегося материала для изучения Библии, прежде всего - для восстановления исторического, религиозного, политического и культурного контекста, в котором происходили библейские события. По сути, библейская археология - мостик между археологией и Библией.

Что же касается исследователей, занимающихся библейской археологией, то это чаще всего верующие люди. Речь, понятное дело, не только о православных - среди библейских археологов есть и католики, и протестанты, и иудеи. В России большинство исследователей библейской археологии так или иначе связаны с православными богословскими учебными заведениями либо с ЦНЦ «Православная энциклопедия». В прошлом году Смоленская семинария организовала первую в России конференцию по библейской археологии, материалы которой были изданы как специальный выпуск журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» (№ 5). Но, конечно, в дискуссиях на библейско-археологические темы принимают участие и полевые археологи, и светские специалисты, защищающие иногда невыгодную для Библии интерпретацию артефактов.

Интерпретация тут - ключевое слово. Собственно, основная проблема археологии, в том числе библейской, - проблема интерпретации артефактов. Очень редко находят однозначные артефакты. Чаще всего споры начинаются именно на этапе идентификации: что найдено? как это понимать? как датировать? Нередко артефактам могут быть даны разные интерпретации, которые, будучи соотнесены с библейским повествованием, либо подтверждают, либо опровергают его.

Современная библейская археология - это прежде всего аналитическая наука, то есть исследователи анализируют огромное множество опубликованных данных. А данных действительно множество - достаточно сказать, что сейчас на территории Израиля имеется около 2000 объектов, на которых проводились или проводятся раскопки.

Вплоть до конца прошлого века считалось, что только приобретя многолетнюю практику полевых раскопок, специалист может заняться анализом артефактов. Сейчас этот подход признан порочным, и аналитиков начали готовить со студенческой скамьи, выделив особое направление в археологии - теоретическую археологию. Библейская археология относится к этому направлению.

Но это не только не исключает, а, наоборот, предполагает теснейшее знакомство и с объектами в местах раскопок, и с артефактами, доступными в музеях. Поэтому мы регулярно ездим в страны библейского ареала. А это не только территория Израиля, но и Иордания, Сирия, Ливан, Турция, Иран, Ирак. Там найдены тысячи артефактов.

Основное достижение библейской археологии - то, что теперь мы можем достаточно уверенно реконструировать исторический и культурно-религиозный контекст различных эпох, и то, что библейские повествования с удивительной точностью вписываются в реконструкцию соответствующего периода. Это дает убедительный аргумент в пользу исторической достоверности библейского повествования

Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла библейских книг, поскольку реконструируют исторический фон их написания.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Наука и археология подтверждают БИБЛИЮ.

    Введение в библейскую археологию. Лекция 1.

    Лекция Пилипенко А. С. «Древняя ДНК в эволюционной биологии, археологии и антропологии»

    Субтитры

История

Старая библейская археология

Старая библейская археология сложилась до того, как были найдены основные памятники Древнего Востока и античности, проливающие свет на библейскую историю. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Священного Писания и греко-римских авторов, связанные с бытом, общественным строем, календарём, обычаями и культом времен Ветхого и Нового Завета. Возведение таких знаний давала возможность читателю Библии свободнее ориентироваться в «библейском мире». Важность такого понимания реалий была отмечена ещё Антиохийской школой экзегезы , которая получала библейские сведения не только из Библии, но и от знакомства с восточными обычаями. Святитель Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живые исторические обстоятельства, в которых происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская археология.

Новая библейская археология

Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периоду и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность Египта , Двуречья , Ханаана , Хеттского царства . К тому времени из после-библейских текстов были известны лишь Талмуд , Таргум и, труда Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные античными авторами и Отцами Церкви .

Разделы библейской археологии

Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и палестинская.

Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства священного писания. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других.

Библейская археология Палестины (Израиля) ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа.

Общая ветхозаветная

В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в XIX и XX веках .

В 1920-х годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье . По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о Потопе . Вулли также открыл много других памятников древнего