Мозаика из битого стекла своими руками. Детская забава по-взрослому: мозаика из стекла своими руками

Сколько стоят готовые панно и картины из мозаики, думаю, многие видели. Кто не обратил внимания, скажу, что стоят они кучу денег - тысячи гривен. Но если Вы хотите вписать в свой интерьер такое панно, то не обязательно его покупать уже в готовом виде, можно собрать нужную Вам композицию самостоятельно. Сделать это не так сложно, а мозаика в чистом виде стоит в разы дешевле. Небольшой мастер-класс на эту тему.

Я буду собирать панно из стеклянной мозаики. Купила я ее совсем задаром. Для любителей распродаж делюсь злачным местом - это сток киевского магазина "Агромат" (ул. Булаховского, 2). Там часто можно купить наборные мозаичные пластины 30 на 30 см по 30-40 грн, а если повезет, то и дешевле.

Как-то пару лет назад приобрела я там остатки от готового панно. Собрать с него запланированный производителем узор было не реально, это была распаровка с недостающими фрагментами и повторами. Но я подумала, что когда появится у меня время, я с этих перламутровых стеклышек соберу свою картинку.





Идея, что именно собирать, пришла не сразу. Количество цветов ограничено, вводить какой-то вид мозаики дополнительно не хотелось. Решения не было, мозаика ушла лежать на длинную полку и ждать своего часа.
Однажды меня осенило - ведь эти же цвета есть на анютиных глазках! Дальше работа пошла очень быстро, ведь главное идея.







Мозаика предназначена для коридора, который выполнен в преимущественно серых тонах. Мозаичное панно будет здесь единственным ярким элементов. Оно расположится на стене прямо напротив входной двери - будет привлекать, согласно фен-шуй, положительную энергию в дом)

Из отдельных листов плотной бумаги (взяла упаковочную из строительного супермаркета) я склеила поле нужного размера.

Карандашом примерно набросала местоположение цветов и опробовала несколько вариантов как можно выкладывать цветы.​ Были пару идей, в том числе и выкладывать мозаики ровными рядами как на исходных листах. Но поскольку соблюдать параллельность на таком большом формате довольно трудоемко, я остановилась на варианте, предполагающем произвольную ориентацию мозаинок.


Большой кусок работы состоял еще и в том, чтоб ободрать мозаику с сетки. Работали всей семьей и справились за пару присестов. Мозаику предварительно не замачивали, снимали в сухом виде. Приклеена она на клеевую основу, подобную той, что используется в прозрачном скотче. В принципе, наша мозаика снималась достаточно легко, как вариант, ее можно было греть феном, чтоб клей размягчился, но мы обошлись без этого.



Сразу сортировали мозаику по цветам в отдельные емкости. Это позволило прикинуть сколько какого цвета есть в наличие и уже исходя из количества складывать узор.

Прорисовываю на бумаге рисунок и навожу контур цветов.



На бумагу накладываю сетку, обычную малярную из лески, и приклеиваю ее по периметру малярным скотчем (можно использовать обычный скотч).



Мозаику буду крепить на сетку с помощью клеевого пистолета термоклеем.
В принципе, между сеткой и бумагой было бы логично проложить слой полипропиленовой пленки, чтоб термоклей не приставал к бумаге, но у меня ее на тот момент не было и я решила, что обойдусь.

Выкладывать цветок начинаю по контуру - выкладываю ряд мозаик. Затем присоединяю к нему второй ряд, если нужно, третий. Смотрю по рисунку. Свободное место, что осталось внутри, заполняю произвольно, стараясь вместить максимальное количество мозаинок.



Для серединок цветов я использовала бывшие у меня в наличие остатки овальной перламутровой мозаики (купила эту мозаику там же).
Важно старательно выложить узор вокруг серединки и продумать цветовую гамму, чтоб цветок имел сходство с настоящим.


Обратите внимание на способ выкладывания лепестков на примере желтого цветка ниже:
вначале ряды по кругу, затем полуряды, остаток площади заполнен произвольно расположенными мозаиками.



Мозаики следует выкладывать по направлению условных линий - представьте себе, как бы Вы рисовали цветок карандашом. Тогда он будет выглядеть естественно.

Выбирая цвет каждого цветка, я исхожу из количества мозаики, а также посматриваю на фото настоящих анютиных глазок, они мне дали много подсказок.

Розового цвета было совсем мало, я сочетала его с фиолетовым и поместила в лепестки одного цветка. Белого тоже мало, его я использую больше для того, чтоб оттенить другие цвета. Темно-синий хорошо совместился с голубым цветом, и в природе такие анютины глазки есть. Больше всего у меня в наличие желтого и светло-голубого.

Постепенно цветы заполняются, а мозаики становится все меньше и меньше. Хватит мне ее или нет, я не знала буквально до конца.


Выбор цвета и расположение цветных зон был полный импровиз. Я одновременно выкладывала и приклеивала, надеясь, что все сложится и мозаики хватит. Если бы не хватило, то думала бы в конце что делать и как поступить)
Выкладывать все, а потом клеить мне было лень. Часть бы узора сдвинулась, да и вынимать мозаики с готового узора довольно сложно, не сместив его.


В конце я вышла на небольшое количество голубых мозаик, кучку желтых и немножко темно-синих. Чтоб прикинуть хватит ли мне мозаик, я заполнила ими, рассыпав в хаотичном порядке, область цветка. Вроде бы достаточно и должно хватить.

На всякий случай даже уменьшила площади лепестков) Потом в конце оказалось, что лепестки можно было выкладывать в полном размере и я переделала, увеличив их до исходного размера.

Прикидка, хватит ли голубых.

Еще один пример того, как заполнять лепесток: переход от белого через голубой к темно-синему и направление линий выкладывания.


В результате двух дней работы получилась такая картинка.
Уже глядя на весь рисунок, можно кое-что подправить - оторвать, заметить и переложить, если где-то узор вам не нравится.


Пару фото фрагментов узора:





Осталось немного желтой мозаики. Глаз почти алмаз)


Снимаю бумагу, чтоб осталась только сетка с приклеенной к ней мозаикой.


Бумага немного прихватилась термоклеем и приходится пользоваться для ее отдирания ножом - поддевать кусочки бумаги. Если бы я проложила между бумагой и сеткой пленку, то возможно этого этапа можно было избежать. Хотя не факт. Термоклей приклеивает чуть ли не все.




Бумага сдирается мелкими кусочками, чтоб очистить от нее всю мозаику, у меня ушло пол дня.



Бумажный шаблон следует вырезать так, чтоб он был цельным, поскольку в дальнейшем он пригодится - его следует приклеить малярным скотчем по периметру на стену и обвести контуры цветов. Это существенно упростит процесс наклеивания мозаики и позволит точно перенести узор.

Все быстро и просто, 5 минут и на стене есть разметка.
Но здесь следует быть очень внимательным и не повторить мою ошибку - я перевела зеркальное отображение узора, потому что приложила бумажный шаблон не той стороной.
Кто спешит, тот людей смешит)

Поскольку бумагу я благополучно выбросила в мусоропровод, то чтоб перевернуть рисунок буду использовать пленку. Да, именно пленку))) Которую я не проложила между бумагой и сеткой, потому что ее у меня не было. Зато сейчас мне пришлось ее покупать)))))

Креплю пленку с помощью малярного скотча на стену, обвожу маркером контур цветов. Затем пленку перевозачиваю и опять прикрепляю. В результате имею правильный рисунок.

В пленке вырезаю отверствие по контуру цветка и наношу в полученное поле шпателем тонкий слой клея (пару миллиметров).
Если у меня был бы первоначальный вариант - просто контур цветов на стене, то я бы наносила клей по этим конутрам и ничего не вырезала. По факту, пленка тут не нужна, она появилась от бесисходности)


Клей использую вот такой - на основе акриловой композиции.

Прикладываю мозаичный цветок и плотно прижимаю его. Лучше ля равномерного распределения клея прикатать его резиновым валиком.




Клей можно равномерно распределять по поверхности плоским шпателем или использовать специальный зубчатый шпатель. Чем удобнее, тем и пользуйтесь.


Вся мозаика приклеена. Сутки нужно подождать, чтоб клей хорошо высох и можно приступать к расшивке швов.
Здесь у меня стал вопрос с выбором цвета. Как мне показалось, логично было бы использовать расшивку серого цвета, чтоб увязать мозаику с остальными элементами коридора. Белых стен, которые видны сейчас на фото, не будет. Они спрячутся внутрь шкафов, которые вскоре будут установлены. Мебель будет тоже в серых оттенках, раздвижная часть шкафа - зеркало.

Стены в коридоре покрыты серой декоративной штукатуркой типа крошки, ее цвет серый с голубоватым отливом. На фото он никак не передается правильно. Примерно в этом цвете, только на тон светлей, я хотела подобрать расшивку для мозаики и ею же заполнить фон.

Все, что нам удалось найти в магазине из материалов для заполнения швов в сером цвете было немного не то. Или оттенок совсем не тот, а серо-коричневый (например, затирки с названием "серый" или "светло-серый"), или сильно светлая. Покупали разные, привозили домой и сравнивали при нашем освещение, лишнее сдавали обратно. В магазине подобрать вообще не реально.

Остановились на затирке Ceresit CE 33/2, цвет - манхеттен, Она была значительно светлей, чем хотелось бы, но зато оттенок тот, что нужно.

Перед тем как наносить затирку, нужно закрыть декоративную штукатурку на стене, чтоб ее не испачкать. Для этих целей отлично подойдет вот такая пленка с липкой лентой по краю. Ее используют для защиты стены рабочей кухонной поверхностьи (фартуха) над плитой.

С помощью резинового шпателя разведенной до удобной вам густоты затиркой нужно тщательно наполнить швы.

Через 15-20 минут вытереть излишки с поверхности мокрой тканью или нетканой салфеткой. Лучше использовать материалы с гладкой поверхностью, тогда швы будут без рельефа. При желание местами швы можно подправить смоченным водой пальцем.

Швы лучше делать не заподлецо, а немного утопить, тогда стекло будет сверкать под лучами света за счет преломнения на гранях.


Края мозаики следует загладить затиркой.
Для формирования острых углов можно использовать любой предмет, например лезвие ножа. Но идеально выровнять кромку можно только с помощью смоченного водой пальца)




Расшитая мозаика выглядит более яркой и контрастной. Для сравнения - слева с затиркой, справа без.


Стеклянная мозаика начинает играть на свету.


Вместе с тем, затирка подчеркивает направление линий выкладывания мозаики. Если где-то есть некорректно положенная мозаика или пустоты, то они станут более явными. Чтоб этого не было, можно использовать затирку точно в цвет мозаики. Например, желтое расшивать желтым, голубое - голубым, и т.д.



Если после наполнения швов мозаика станет тусклой, не волнуйтесь. Это временно. Она высохнет и будет выглядеть куда лучше. Кроме того, внешний вид портит слой затирки, который лежит на поверхности стекла.
На фото ниже видно, как мозаика после расшивки стала совсем тусклой.






Сухую мозаику нужно протереть пару раз чистой водой, а затем, после высыхания, еще раз сухой тканью, при этом натирая до блеска.



Следующая задача - нанести затирку на фон.
Мне хотелось делать его немного рельефным, чтоб он не дисгармонировал со структурой крошки на стенах. Как варианты рассматривала такие виды декоративного нанесения.


Но в результате остановилась на фоне с более мелким рельефом. Сделала его с помощью обычной щетки с плотной щетиной и шпателя (у меня венецианский, но это можно делать любым с гладкой поверхностью).
Наносим затирку на стену, шпателем или щеткой, слоем около 0,5 см. Консистенцию я выбирала исходя из удобства работы и результата, что получался.


Затем кисточкой "тыкаем" в штукатурку, получая примерно такую фактуру. Чем влажней смесь, тем больше рытвины получается и тем рельефней получится рисунок в результате.

С помощью шпателя, его краем, аккуратно равняем часть неровностей, приглаживая легкими касаниями.





Через минут 5, когда затирка чуть затвердела, проглаживаем шпателей еще раз, чтоб все неровности были в одной плоскости.

Делать такую фактурную поверхность нужно небольшими площадями, потому что материал быстро высыхает.


Вот так выглядит фактура после полного высыхания.



Как я не старалась передать реальный цвет фона, ничего не получилось, цвет уходит в бежевую область. А вообще он и в реальности ведет себя как хамелеон. Ближе к источнику света смотрится как бежево-серый, а в притемненных местах - серый.



От падающего сверху свет от встроенных светильников LED мозаика очень хорошо переливается, такой угол падения света только усиливает цвета побежалости на поверхности стеклышек.






Спасибо за внимание!

Прежде чем определиться, можно или нет самостоятельно изготовить и уложить мозаику, следует разобраться: что это вообще такое — мозаичная отделка поверхностей, откуда родом технология и в чем она заключается?

Оглавление:

Что известно о мозаике?

Мозаика, как вид отделочного искусства, известна человеку с древности. Со времен Древнего Шумера и по наши дни мозаисты — мастера и любители — создают высокохудожественные композиции, причем из самых разных материалов.

Вообще, создание мозаики и ее укладка — вещи разные. Первое подразумевает сразу несколько операций:

  • создание основы;
  • накладывание грунта;
  • подбор компонентов и смешивание связующего вещества;
  • разработку шаблона;
  • а также изготовление мозаичных элементов из выбранного материала.

Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Этим занимаются любители и профессиональные отделочники, даже не наделенные художественным талантом. Готовый сюжет дешевле, чем выполненная на заказ работа мастера. Но если хочется в интерьере чего-то действительно оригинального, можно создать мозаичное произведение своими руками. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.

Что такое мозаика?

Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках пэчворк, квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера.

Мозаика, в отличие от витражей, инкрустаций и интарсий, не несет смысловой нагрузки в каждом из своих элементов. Это, выражаясь современным языком, «пиксельная графика». Каждый ее фрагмент — всего лишь кусочек определенной формы и цвета. Глядя на него в отдельности нельзя сказать, составляющей частью какого рисунка или узора он является.

Отличается мозаика и от металлических «сборных» технологий — филиграни, зерни и скани. Ее детали выполняются исключительно из неметаллических материалов.

Немного истории

Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.

Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.

Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».

Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.

В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.

В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.

В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.

Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.

Современность

В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.

Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:

  • кубизм (как будто созданный под мозаику);
  • пуантилизм;
  • импрессионизм и пр.

Укладка мозаики

Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:

  1. Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. На пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения на стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть.
    Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной, очищенной от остатков резины, ржавчины, цементного молока, и немного шероховатой. Для этого ее дополнительно обрабатывают методом пескоструйной чистки. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону.
    Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром.
  2. Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении.
    Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу.
    Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой — вверх именно клеевой стороной. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства.
    Можно также в обратном порядке выстелить рисунок по пластиковой пленке, с последующим покрытием его яичным белком. Получится дешевле, но метод потребует твердой руки и точного глаза. Поэтому таким способом работают лишь опытные мастера.
    При полном высыхании состава (силикон сохнет 3 дня, старинный яичный раствор — до 20) самоклейку аккуратно снимают, а липкие остатки удаляют ваткой, смоченной в спирте или растворителе для нитролака. Если же мозаика собиралась на клейстер или яичный белок, бумагу размачивают, а затем смывают ее остатки губкой.

Самостоятельное изготовление мозаики

Процесс изготовления мозаики начинается с подбора элементов для нее. Чаще всего берут квадратики от 1 х 1 см до 5 х 5 см. Заготавливают кусочки впрок, набором, раскладывая по цветам или фрагментам рисунка, узора, чтобы потом во время работы над изображением не отвлекаться.

«Пиксели» для будущей мозаики колют (наподобие смальты), а не «кусают» бокорезами, клещами и пр. А можно и вовсе купить бой разноцветной кафельной плитки в строительной фирме или магазине — отдадут его там очень дешево, а то и просто так. И на закольнике из этих кусочков можно быстро и просто наделать необходимых деталек.

Тем, кто выбрал в качестве исходного материала керамогранит, проще. Этот колется просто великолепно! Поэтому начинающим мастерам лучше выбирать именно его для своих работ. Тем же, кто работает с закольником, можно дать несколько дельных советов:

  1. Сначала нужно от неправильного кусочка отколоть частицу с прямым краем. Далее надо выставить передвижной упор на выбранный размер, чтобы наколоть одинаковых по ширине полосок. И уже эти полоски «покрошить» в кусочки.
  2. Никогда не нужно бить против острия клина. Только со сдвигом к упору (примерно на половину от толщины материала).
  3. Если на закольнике делится стеклянная мозаика, следует учитывать лучепреломление в этом материале. Иначе стекло потрескается и раскрошится, но не сломается.
  4. Острие клина должно быть действительно острым, без проминов. В противном случае кусочков не получится.
  5. Для изготовления клина можно использовать напильник или обломки лезвия гильотинных ножниц с победитовой напайкой.

Связующее для мозаики

Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:

1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.

Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно — именно она служит индикатором гомогенности состава).

Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.

Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.

Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).

Мозаичные панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклеи – «Момент», монтажный, 88-ой.

Мозаика из ракушек

Если есть желание почувствовать себя настоящим мозаистом, не стоит браться сразу за сложные материалы. Лучше проявить фантазию на чем-то простом, доступном. Например, использовать ракушки, и, если результат вдохновит, двигаться дальше.

Панно из ракушек сегодня переживают настоящий модный бум. Тем более, что рисунок или узор из них легко собирается практически на любую клеевую основу, будь то ПВА или силикон.

В качестве материала отлично подойдут раковины венеруписов и венусов, а также шаровки, гребешков, горошинки, дрейссены пресноводной. Что касается техники, то в случае с раковинами моллюсков активно используются насыпной и наборный методы. И там, и там возможно включение фрагментов, выполненных из морского или речного очищенного песка, а также битой в мелкую крошку ракушки.

Инструмент для выкладки мозаики

Потребуется специальный инструмент, большинство наименований которого, к сожалению, в магазине не купишь — придется делать самостоятельно, благо в интернете полно инструкций, как его можно смастерить. Итак, нужны будут:

  • «янтарный» лобзик (миниатюрный, рукоятка которого удерживается двумя пальцами), легко сгибающийся из обычной велосипедной спицы;
  • упор с аккуратной выемкой;
  • «коготок»;
  • «грибок» и пр.

Материал


Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету.
Где-то что-то подкрасить, если требуется.

Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.

Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.

Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.

Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.

Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.

Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.

Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика из яичной скорлупы называется очень красиво – «кракле». Она и выглядит достойно, придавая любому интерьеру тонкости, изысканности. А материал для нее готовят следующим образом:

  1. Сначала надо выдержать собранные скорлупки в растворе пищевой соды (2-3 суток), чтобы размягчить органику.
  2. После остатки белка тщательно удаляются кисточкой (но внутреннюю пленочку трогать не нужно).
  3. Далее скорлупа окрашивается пищевыми красителями для пасхальных яиц в нужные цвета.
  4. В самом конце разноцветные осколки скорлупы тщательно просушиваются.

Техника «яичной» мозаики не слишком сложна, но потребует кропотливости исполнения.

Для начала надо подготовить основу — лист бумаги или пластиковую кальку густо и равномерно смазать ПВА, а затем выдержать от 3-х до 15-ти минут до желатинизации (тягучего отлипа).

Готовые скорлупки раскладываются по базе выпуклостями вверх, с промежутками – надо добиться появления определенного рисунка, узора. После готовая картинка придавливается специальной дощечкой, чтобы скорлупа расплющилась, раздробилась на более мелкие фрагменты. Затем дощечка убирается, а изображение разглаживается специальной деревянной палочкой. Потом на панно накладывается папиросная бумага, смоченная в мучном клейстере, и оставляется до полного высыхания.

После просушки бумагу нужно размочить и снять влажной губкой вместе с остатками клейстера. Далее картинку необходимо как следует просушить — в течение нескольких суток (3-4, не меньше). И можно приступать к конечной обработке панно — созданию кракелюров, то есть красивых «старинных» мелких трещинок. Для этого надо использовать тушь, состоящую из шеллака и желчи.

Тушь предстоит капать на просохшее изображение из пипетки, потом выждать несколько минут и снять остатки красящего состава влажной губкой. Желчь позволяет туши разбегаться по трещинам в скорлупе, а шеллак полимеризует ее там, придавая прочность панно. Получается очень красиво.

В конце остается готовую картину только отполировать мелованной бумагой, без нажима.

Нечто особенное

Многие хотели бы создать своими руками нечто особенное. И мозаику — тоже.

Знакома ли вам детская игрушка в виде трубки с маленьким окошком, глядя в которое, мы видим причудливые узоры и разноцветные орнаменты? Мозаика – одна из находок художников-декораторов, позволяющая оживить самый унылый интерьер. Ее с успехом можно использовать в оформлении садового участка.

Для создания мозаичных композиций подойдут самые неожиданные предметы:

  • осколки кафельной плитки или разбитой посуды;
  • расписанныеакриловой краской камешки;
  • цветные пластиковые крышки из-под пива, минералки, соков и т.д.;
  • разноцветные бутылки;
  • стекло из старых оконных рам и т.д.

Элементы мозаики не обязательно должны быть правильной геометрической формы. Предлагаем вашему вниманию несколько техник, с помощью которых можно своими руками преобразить дачный пейзаж.

Оформление вертикальных поверхностей

Декорировать мозаичными орнаментами или панно можно любые стены дачных построек:

  • садовых домиков и беседок;
  • летних душевыхи туалетов;
  • деревянных и каменных заборов;
  • подпорных стенок и т.д.

Одной из задач ландшафтного дизайна является визуальное увеличение пространства. Для того чтобы участок казался больше, возле стен высаживают плетущиеся растения, устанавливают кадки с небольшими деревцами. Однако розы, клематисы, виноград или другие лианы растут медленно, а результат хочется получить сегодня. Мозаика – идеальная техника, которая легко справляется с этой задачей. Растительные мотивы на стенах расширяют пространство, создавая иллюзию продолжения сада.

Удобно использовать плоские черепки от посуды или битый кафель.

Порядок работы:

  • очистите стену от мусора и пыли;
  • место, отведенное под картинку, немного выровняйте шпаклевкой и отшлифуйте;
  • нарисуйте контуры будущего панно;
  • по инструкции приготовьте раствор для укладки плитки или воспользуйтесь готовым клеем;
  • работу начинайте от середины рисунка, подбирая черепки по форме и оттенку;
  • клеевой раствор наносите шпателем не на весь контур, а на небольшую часть, продвигаясь дальше по мере выкладки элементов мозаики.

На первом этапе стена должна просохнуть в течение суток. Затем снимают остатки клея, а швы между кусочками мозаики обрабатывают специальной кафельной затиркой, которую также удаляют после высыхания. Эти действия удобно выполнять мягкой влажной губкой.

Разноцветные дорожки

Для украшения тропинок, подъездных аллей или других дачных магистралей, в основном применяют твердые материалы. Это может быть натуральный или искусственный камень, дерево или керамическая плитка. С помощью камешков разного размера и текстуры можно «нарисовать» простой орнамент или же создать настоящий персидский ковер.

Модной тенденцией последних лет стала постройка из цветной гальки. Раскрашивают морскую или речную гальку специальными акриловыми красками. Технология такая же, как для тротуарной плитки, но есть одна особенность – гальку укладывают на ребро. Такой способ обеспечивает лучшее сцепление цементного раствора с камнем, а значит, дорожка будет прочнее. Мозаика может состоять из камней одного размера, или же быть контрастной – мелкие камешки укладывают в промежутках между крупными плоскими плитками.

Мозаика из стекла

Стеклянные картины достойны отдельного внимания, потому что возможности этого материала безграничны. Живопись стеклом – это единственное занятие, где не стоит с тревогой относиться к разбитому зеркалу – ведь его осколки тоже можно использовать.

Создавать панно по готовым эскизам достаточно просто – за основу можно брать узоры из женских журналов для вязания орнамента или для вышивки крестиком. Они удобны тем, что готовая картина набрана из одинаковых элементов определенного цвета. Но можно использовать разные как по размеру, так и по форме кусочки стекла, а в качестве эскиза – любую иллюстрацию или рисунок. Главное – заготовить материал и разложить по оттенкам. Эта технология требует некоторых навыков – в первую очередь нужно научиться правильно резать стекло.

Пошаговые действия:


Техника набора мозаики – такая же, как при укладке кафельной плитки на стену. Можно использовать специальный клей или жидкие гвозди.

Ложная мозаика

Еще одна техника удивляет своей простотой и неповторимым эффектом. Эта техника подойдет для тех, кто не отличается терпеливостью, но хочет получить результат. Собственно, данный прием не является мозаикой, скорее – это один из приемов декупажа, хотя здесь тоже присутствует стекло, а рисунок состоит из мелких частей. В чем же подвох? Для ложной мозаики применяют целое стекло, причем красить его не нужно.

Для работы необходим рисунок, который должен выглядеть как мозаика из стекла . Это может быть любая иллюстрация, фото, или картина, нарисованная самостоятельно, коллаж из цветов и листьев, абстракция из блестящих конфетных фантиков и т.д.

Порядок работы:

  • на подготовленную поверхность наклеивают рисунок;
  • сверху наносят прозрачный клей для стекла;
  • накладывают тонкое стекло (от старых оконных рам) и хорошо придавливают;
  • если поверхность горизонтальная – укладывают груз.

Когда клей полностью высохнет, острым концом молотка стекло надбивают в нескольких местах. В итоге получатся хаотичные осколки, при этом стекло до конца не разбито. Ватным тампоном, смоченным водой удаляют стеклянную пыль. Затем нужно сложить пополам небольшой листок мелкозернистой наждачной бумаги и аккуратно пройтись по сколам. Это действие даст два результата:

  • расширит немного швы;
  • сгладит острые края осколков.

Получившиеся швы затирают как обычно. Если в затирку добавить немного бронзовой краски – получится эффект старины.

Где можно использовать? В этой технике лучше оформлять горизонтальные поверхности:

  • столешницы садовой мебели;
  • бортики искусственных водоемов;
  • бордюры высоких клумб и т.д.

Фанерные листы, декорированные в технике ложной мозаики, используют для обшивок стенок , на террасах, других дачных постройках.

Декорирование мелких предметов

На приусадебном участке не выбрасывают ничего – любые предметы можно использовать для украшения. О мы уже рассказывали, такой же прием используется для стеклянных изделий, только применяют специальные акриловые краски для стекла.


Акриловую краску с эффектом металлик наносят с помощью трафарета. Прозрачный акриловый гель можно смешать с мелким бисером и эту пасту нанести на поверхность старых плафонов или вазонов.

Создать эффект мозаики красками тоже очень просто – использовать трафарет. А любую мозаичную технику с успехом применяют для создания вазонов, подсвечников, других предметов декора, которым всегда найдется место на даче.

В ландшафтном дизайне и интерьере особую популярность приобретают декоративные панно и элементы из стеклянной мозаики. Они смотрятся интересно, эксклюзивно, имеют сходство с витражными работами. Особо радует, что мозаика из стекла своими руками позволяет создавать шедевры из подручных средств и преображает любой интерьер. Изделия из осколков стекла будут уместны в любом исполнении — начиная от декорирования цветочных ваз и заканчивая оформлением настенных панно. В этой статье вы найдете несколько интересных идей по оформлению такого декора.

Материалы и инструменты для работы

Мозаика из битого стекла своими руками сочетается с разными элементами, поэтому исходные материалы для работы могут быть разнообразными:

  • Можно воспользоваться обломками кафеля, плитки или стекла.
  • Подойдут также бисер, ракушки, камни и разные украшения.

Если вы собираетесь профессионально или часто заниматься этим видом творчества, желательно приобрести специальные инструменты, позволяющие обрезать кусочки стекла по заданным размерам и придавать им нужную форму. Тем более, что этих инструментов не так уж и много:

  1. Стеклорез бывает двух видов: обычный (разрезает стекло по прямой линии) и масляный (обеспечивает криволинейные надрезы за счет поворотной головки)
  2. Дисковые кусачки могут расколоть стекло на мельчайшие кусочки, получив при этом скол под углом в 90 градусов к поверхности.
  3. Ломатели бывают разных видов, они позволяют разламывать кусочки разных форм.

Подготовительный этап — эскизы, подготовка деталей и основы

Перед тем, как приступить к работе, необходимо подготовить эскиз будущего шедевра. Изначально важно определиться с объектом работы: будет ли это ваза, украшение стены, декоративное панно или картина. Исходя из этого, уже подбирайте рисунок. Это могут быть:

  • четкие геометрические линии;
  • абстрактные элементы;
  • образы животных и растений;
  • картина в стиле фэнтези.

Важно! Если вы не очень сильны в художественном ремесле, можете за основу взять схему для вышивки или любое готовое изображение.

Следующим этапом при создании мозаики из стекла своими руками является подготовка исходного материала. Мозаику изготавливают из ломаного, разрезанного или битого стекла. Процедура подготовки довольно опасная, поэтому нужно быть предельно осторожными, или же приобрести готовые кусочки в магазинах для творчества.

Важно! Если вы хотите получить не схематический рисунок, ломаные стекляшки обработайте стеклорезом или кусачками, пытаясь придать им нужные очертания.

  • Для крепкого удержания работы подготовьте также несущую плиту, например, лист стекла или крышка стола. Важно, чтобы эта плита не коробилась и не горбилась.
  • Нанесите ровный слой клея на горизонтальную плиту.

Важно! Гипс или цементный состав можно использовать для заливки мозаики. Для мозаик большого размера полезно добавлять вещества, замедляющие сгущение массы, например, декстрин или квасцы.

Технология

Подготовительный этап пройден, теперь можно перейти к основному процессу. Итак, как сделать мозаику из стекла своими руками:

  1. Переводим рисунок на выбранную поверхность.
  2. Берем стекло нужного цвета и, смазывая его клеем, приклеиваем на соответствующее место.
  3. Аналогично заполняем все пространство нашей схемы. При этом не забываем оставлять промежутки между частями. Это добавит вашему изделию объемный вид.
  4. Дождемся, когда все высохнет, и заполним оставленные промежутки затиркой, разведенной до консистенции сметаны. Эту процедуру удобно проводить при помощи шпателя.
  5. После просушки убираем излишки влажной губкой.
  6. При желании можно покрыть изделие лаком, после полного затвердевания затирки. Это придаст мозаике витражный эффект и обеспечит продолжительный срок службы.

Видеоматериал

Мозаика из битого стекла своими руками — отличная возможность окружить себя необычными и уникальными вещами, а также внести красоту и эксклюзивность в интерьер любого помещения.

Мозаика - необычное дизайнерское решение, при помощи которого помещение можно сделать интригующе оригинальным. Самые 1-ые мозаики начали делать в Греции, для своей работы мастера использовали подручные материалы: дерево, бумагу, камни, гранит. Спустя какое-то время, искусство изготавливать из небольших элементов законченные композиции начало цениться очень высоко. Подобные рисунки можно было встретить в церквях, палаццо и роскошных резиденциях.

Самые известные такие картины, это «Битва при Иссе», «Полтавская битва», «Помпея» и др. Нередко для изготовления композиции требовалась не 1 тыс. кусочков материала. В наши дни ю мозаику можно самостоятельно изготовить в домашних условиях, необходимо иметь в запасе лишь время, терпение, ну и, конечно же, самматериал: несколько десятков ярких кусочков плитки, камня, стекла.

Как сделать мозаику своими руками?

  • 1-м из самых распространенных материалов для изготовления таких композиция является стекло. Оно хорошо поддается резке, без труда приклеивается к поверхности, а в сочетании с солнечным светом рисунок играет новыми красками. Но перед тем как начать делать панно следует определиться со схемой. В 1-ую очередь следует выбрать не очень сложный рисунок, к примеру - бабочку.
  • Помимо самого изображения понадобятся следующие материалы: основа для мозаики из стекла или оргстекла, цветные стекла для создания рисунка, кусачки и стеклорез, чтобы отделять от стекла кусочки, шприц медицинский, плиточная затирка черного цвета, фломастер, прозрачный силикон. Теперь можно приступать к изготовлению мозаики из стекла.
  • Для начала следует маркером на стекло - основу перенести изображение бабочки. Вместе с этим рисунок переводят и на цветное стекло, из которого и будет собрана мозаика. По линиям на цветном стекле следует раскроить крылья бабочки и стеклорезом вырезать их детали. Вырезанные стекла следует поместить на основу. Это будет выглядеть так:
  • На каждую деталь следует нанести чуть-чуть силикона и приложить ее к стеклянной основе. При этом нужно оставлять немного пространства между деталями. Они потом обработаются с помощью плиточной затирки.
  • Поверхность фона можно заполнить стеклом молочного оттенка.
  • После высыхания клея следует заняться затиркой швов. При этом обязательно должны быть надеты перчатки, ведь это средство пагубно влияет на кожу рук.
  • Затирку нужно развести так, как указано в инструкции. Ее консистенция должна быть схожей со сметаной. Далее необходимо сделать полную обработку зазоров готовой мозаики.
  • После высыхания смеси нужно снять с поверхности ее излишки при помощи влажной губки или тряпочки.
  • В результате получается очень красивая бабочка!

Наверняка у многих после ремонта остается ненужная или старая плитка. Не торопитесь ее выбрасывать, из нее можно сделать отличную мозаику на стену. Для этого нужно на картоне в натуральную величину набросать эскиз будущего панно. На него необходимо будетвыложить кусочки плитки, предварительно разбитой молотком. Следует компоновать разные части, пока в итоге не получится то изображение, которое Вам понравится больше всего

Теперь конструкцию следует перенести на стену, для этого можно применять клей для керамики либо «жидкие гвозди». Каждый кусочек плитки нужно намазать клеем и разместить на поверхности. Зазоры между каждым куском старайтесь делать одинаковыми. После высыхания клея швы надо затереть. Для этого подойдет порошок для затирки, желательно белого цвета. Наносить его нужно резиновым шпателем, а излишки вытирать мокрой тряпочкой.

Столешница из мозаики своими руками: способы оформления

В наше время популярными становится декорирование старой мебели мозаикой. Самым распространенным примером этого служит стол, столешница которого украшена подобным рисунком, который, кстати, можно придумать самостоятельно. Изготовление мозаичной столешницы - это прекрасный метод обновить старую мебель, которая будет отличаться особой уникальностью.

Способ 1-ый. Для начала подготовьте все необходимые материалы, а именно: старую или битую посуду и плитку, гипс, стекло, клей. Плитка должна быть одинаковой толщины. Если она очень крупная, то ее следует разбить на части, при этом замазав стыки цветной мастикой. Осколки все нужно выровнять, придав им желаемый размер. Поверхность, на которую будет выкладываться плитка, следует обезжирить, протерев ватным тампоном, который был смочен спиртом. Затем стол следует зачистить наждачной бумагой, а после еще раз протереть спиртом.

Затем на поверхность необходимо нанести рисунок, чтобы посмотреть - как будет выглядеть стол в итоге. Если столешница круглой формы, то ее следует расчертить на круги, по которым и будет в дальнейшем выкладываться рисунок. Чтобы получить такие круги нужно использовать веревку и карандаш.

Теперь можно приступать к выкладыванию изображения. Для этого каждый кусочек мажется клеем и прикладывается к поверхности стола. Подойдет любой клей, который склеивает плитку с деревом, даже «жидкие гвозди». Начинать выкладывать изображение нужно с периметра столешницы, постепенно заполняя все остальное пространство при этом перемещаясь к центру. После того, как рисунок будет полностью выложен, стол нужно оставить примерно на сутки для высыхания. Затем следует зачистить швы, если мозаика была изготовлена не из гипса, а из плитки, то перед затиркой поверхность нужно будет протереть влажной губкой. Так затирка впитает в себя влагу и будет лучше держаться. Через час после высыхания затирки, мозаику нужно очистить от остатков затирки мягкой тканью или губкой.

Способ 2- ой — мозаика из старой фарфоровой посуды. Для основания столешницы следует отпилить кусок ДСП необходимого размера. Из деревянных брусков сделать рамку и прикрепить ее к столешнице. Она должна находиться выше основания на 5 см. Зазор этот определяется в зависимости от того, какой материал будет применяться. Также будет нужен кусок картона размером со столешницу.

На ДСП необходимо нанести клей ПВА - это будет грунтовка. Теперь кусочки фарфора нужно положить между 2-мя старыми ненужными полотенцами и разбить их молотком. На картоне наметить схему будущей мозаики. На слой ДСП нанести слой толщиной примерно 5 мм адгезива, при этом используя зубчатый шпатель. Затем нужно начать выкладывать кусочки мозаики, при этом стараясь делать поверхность максимально ровной.

До утра мозаику нужно оставить в покое для высыхания, а затем затереть швы и удалить излишки затирки влажной губкой. После полного высыхания поверхности, ее необходимо отполировать мягкой сухой тканью, а рамку стола покрасить в наиболее подходящий цвет.

Мозаика: фото

Мозаика не теряет своей популярности в декоре интерьера вот уже не 1-ый год. Представлена эта техника различными стилями, поэтому не ограничивает фантазию владельца. Панно, картины, столешницы и мн.Др. предметы обихода из мозаики, сделанные своими руками, станут настоящим украшением любого дома, не зависимо от их размера и манеры выполнения!