Какой правильный угол заточки цепей бензопил? Заточка цепи для продольного пиления Цепь для продольного пиления.

В процессе работы с бензопилой у любого, даже самого качественного инструмента, цепь со временем теряет изначальную остроту и нуждается в затачивании. По каким признакам можно понять, что цепь электропила или бензопилы затупилась и пришло время её заточить?

Ниже приведены основные признаки того, что пора выполнить заточку цепи:

  • во время работы пила теряет стабильность, вырывается из рук и сильно вибрирует;
  • бензопила или электропила выдает стружку только мелких размеров, а крупной стружки не производит;
  • пильная часть увязает в материале, пиление невозможно производить качественно и быстро;
  • углубление бензопилы в древесину не происходит само по себе, для того, чтобы выполнить продольный распил, инструмент приходится «утапливать» руками в материал, прикладывая усилия и прижимая полотно;
  • во время распиливания образуется кривой срез;
  • бензопила быстро и сильно нагревается;
  • износ цепи происходит намного быстрее;
  • повышается расход топлива.

Если вы отметили на своем домашнем инструменте несколько описанных признаков, значит, пришло время, чтобы наточить цепь.

Оригинальную цепь бензопилы можно затачивать несколько раз, она будет сохранять все рабочие свойства - остроту реза, качество среза, скорость вращения по шине.

Несколько важных советов, которые помогут дольше не точить цепь на бензопиле:

  • не используйте новую цепь со старой звездочкой и наоборот;
  • если в ходе эксплуатации бензопилы вы уже сточили две цепи, замените звездочку новой;
  • цепь должна пройти обкатку перед полноценной эксплуатацией бензопилы с нормальной нагрузкой (обкатка производится непосредственно перед пилением, 1 минуту на малых оборотах, а затем 1 минуту на средних оборотах);
  • после остывания новой цепи бензопилы следует проверить степень ее натяжения;
  • всегда используйте цепную смазку для бензопилы, качественное масло;
  • сохраняйте нормальное натянутое положение звеньев, ведь во время работы бензопилу часто наклоняют в разные стороны, что увеличивает вероятность соскальзывания цепи с шины;
  • контролируйте положение и направленность ограничителя глубины пропила, после 3-й или 4-й заточки проверяйте параметры ограничителя.

Характеристики зубьев цепи

Зубья цепи имеют несколько важных параметров. К таким параметрам относят:

  • устройство режущего звена (состоит из основания, крепящегося к цепи, лопатки зубца с двумя режущими кромками, ограничителя глубины, который контролирует, насколько глубоко лезвие врезается в дерево, торцевое и верхнее лезвие), режущее действие выполняет не сама цепь, а звенья, то есть, зубцы. Они передвигаются на цепи, как на основании, по дереву, и звено разрезает дерево;
  • угол торцевого лезвия, который позволяет цепи разрезать дерево (именно из-за этого угла при распиле формируется древесная стружка).

Для проведения правильной заточки цепи владельцу нужно знать:

  • тип металла цепи (мягкий, твердый, средний);
  • шаг цепи;
  • расстояние ограничителя глубины.

От этих двух параметров зависит, как правильно поточить цепь. Чем мягче металл цепи на бензопиле, тем аккуратнее нужно обращаться с напильником при ручной заточке. Верхний край напильника в процессе затачивания должен располагаться под углом 90° в вертикальной плоскости и 30° или 10° - в горизонтальной.

Видео про угол заточки цепи бензопилы

В данном видео показано, как правильно заточить цепь бензопилы, указаны основные параметры пильных цепей.

Следующее видео от владельца бензопилы о том, как заточить цепь бензопилы своими руками

Передние углы у разных типов цепей могут иметь величину от 60 до 85°. Чем больше градус заднего угла верхнего лезвия цепи, тем больше оно будет наклонено назад, в среднем величина такого угла составляет от 50° до 60°. Для осуществления процесса распила наиболее важен показатель (градус) заднего угла верхнего лезвия, и само верхнее лезвие очень важно для качественного пиления.

Основное условие при затачивании цепи бензопилы или электропилы: производительность резания прямо пропорциональна углу заточки, то есть, чем он выше, тем лучше бензопила будет разрезать материал. Чем меньше угол заточки, тем более плавным будет ход инструмента, и тем меньше будет вибрация во время работы.

Избегайте угла заточки в диапазоне больше 35° и меньше 25°. В цепях для продольного пиления допускается исключение для угла заточки, в этих цепях угол заточки может составлять 10°.

Наборы необходимых инструментов, шаблоны и приспособления для заточки цепи

Наиболее популярные инструменты для заточки цепи:

  • круглый напильник;
  • плоский напильник;
  • державка;
  • шаблон для ограничителя глубины;
  • крючок для удаления опилок.

Напильники для заточки Станок для заточки цепей бензопил
Шаблон для контроля угла заточки

Размеры напильников для заточки цепей бензопил бывают разными, но в обычной жизни для бытовых нужд и домашнего применения для затачивания цепей с шагом ¼, 0,325″,3/8″ и 0,404″ рекомендованы напильники с диаметрами 4,0; 4,8; 5,2 и 5,5 мм. Для некоторых цепей применяются цилиндрические надфили диаметром 3,2 мм. Для ручной заточки своими руками идеальным вариантом будет напильник длиной 200 мм диаметром до 5 мм.

Некоторые производители реализуют данные инструменты точильными наборами, также можно приобрести их по отдельности. Круглый напильник - один из самых популярных инструментов, с помощью которого многие владельцы затачивают цепь не хуже, чем на станках. Каждый набор рассчитан на определенный шаг цепи и ее размер. Чтобы подобрать набор для заточки цепей, нужно знать два этих параметра.

Державка с напильником Stihl

На державку нанесены разметки - они помогают владельцу бензопилы определить правильное положение угла для заточки цепи. Державку устанавливают одновременно на верхнюю часть ограничителя и зуба, а круглый напильник располагают под ней сразу возле лезвия. Державка удерживает напильник на нужной высоте, по нормам он должен на 1/5 возвышаться над лезвием.

Чтобы наточить цепь бензопилы в домашних условиях, шина закрепляется тисками или струбциной. Важно сохранять неподвижность инструмента во время заточки. Державку ставят на разметку, а затем двигают напильник по цепи от себя 2-3 раза. Каждый зубец обрабатывают одинаково. Время от времени напильник разворачивают другой стороной, чтобы он не стачивался неравномерно.

Для удобства зубцы равномерно затачивают с одной стороны, после чего переворачивают пилу и выравнивают их с другой стороны.

Заточку начинают с самого маленького по размерам зубца, поскольку длина остальных зубцов должна совпадать с ним. Когда лезвия заточены, обрабатывают ограничители. На цепь ставят шаблон из набора так, чтобы ограничитель попадал в отверстие, все выступающие кромки стачивают плоским напильником из точильного набора.

Другие приспособления для заточки цепей, заточные инструменты и приборы:

  • роликовое заточное устройство;
  • напильники различных фирм (круглые, плоские);
  • державки с напильником;
  • ручки и направляющие для напильников;
  • пластиковые футляры, контейнеры для хранения инструментов;
  • надфиль - мелкий напильник, прибор продолговатой формы с алмазной насечкой, чаще всего надфили применяются для напиливания очень мелких деталей, нередко продаются наборами.

Популярные модели недорогих станков для заточки

Популярные производители недорогих станков для заточки цепей: Днипро, Einhell, Sadko, Vitals, Forte, Intertool, Eltos, Zenit, Grand, Stern, Темп.

Среди многообразия моделей каждый владелец бензопилы или электропилы может выбирать подходящий ему инструмент. Ниже представлен рейтинг лучших недорогих станков для заточки цепей бензопил, эти станки получили множество похвальных отзывов от владельцев. Сколько будет стоить данное устройство? Стоимость станков из этой категории — от малой до средней. В данном ценовом диапазоне представлено множество моделей, которые отлично справляются с затачиванием цепей для электрических и бензиновых пил.

Предлагаем вам короткий рейтинг станков для заточки цепей бензопил из категории недорогих:

  1. Профессиональный станок для заточки цепей Scheppach Woodster CS 03, производитель Германия, 220 Вольт, мощность 180 Вт, максимальный диаметр шлифовального круга 100 мм, толщина круга 3,2 мм, посадочный размер диска 10 мм, вес станка 3 кг, гарантия 1 год, цена 1125 грн.
  2. Бытовой станок для заточки цепи Днипро-М НСМ-550 (электроточилка бюджетного типа), производитель Украина, мощность 550 Вт, диаметр шлифкруга 108 мм, толщина круга 3,2 мм, посадочный размер круга 23 мм, вес 2 кг, гарантия 3 года, цена 740 грн.
  3. Профессиональный станок для заточки Vitals Professional ZKA8511s, производитель Латвия, мощность 85 Вт, диаметр шлифкруга 104 мм, толщина круга 3,2 мм, посадочный размер шлифкруга 22,2 мм, вес 2,6 кг, гарантия 1,5 года, цена 1093 грн.
  4. Станок для затачивания цепей бензопил Oregon 106550, мощность аппарата 85 Вт, производитель США, диаметр шлифовального диска 105 мм, посадочный размер диска 22,3 мм, толщина диска 3-4,5 мм, вес 2 кг, цена аппарата 7 100 грн. Наиболее дорогой из указанных аппаратов, получил множество хороших отзывов, популярная в России и Украине модель.

Заточной электроинструмент Scheppach

Все описанные модели подходят для точилки цепей на электропилах и бензопилах. Для размещения станка требуется небольшое рабочее место: устойчивый стол и источник питания для подсоединения устройства к сети.

Станок для заточки цепей бензопил Oregon — видео с обзором работы аппарата. Устройство Орегон подходит для затачивания цепей типа 91VX; 91VPX с шагом.325″ и 3/8″; LPX с шагом.325″ и 3/8″; BPX с шагом 3/8″, LGX.

Видео про станок Днипро-М НСМ-550

Виды заточки цепей бензопил и правильная работа с ними

Ручная заточка напильником в домашних условиях

Ручная заточки считается наиболее экономичной, бюджетной, для этого потребуется лишь напильник, который есть в каждом доме у хозяина, если его нет - стоит он недорого и продается на любом строительном рынке или в магазине строительных товаров и инструмента. Для размера цепи 1,3 мм потребуется напильник диаметром 4 мм, для размера цепи 1,6 мм - нужен напильник диаметром 5,2 мм.

Для ограничителей зубьев можно использовать плоский напильник. Шаблон для заточки крепится на обтачиваемый элемент.

Этапы ручной заточки цепи бензопилы в домашних условиях:

  • закрепите цепь (шину) так, чтобы она была полностью неподвижна;
  • не меняйте угол заточки в течение всего затачивания;
  • выполните 2-3 движения вперед напильником с легким нажатием;
  • поворачивайте напильник разными сторонами;
  • заточку выполняйте по размеру самого малого зубца.

Как заточить цепь бензопилы напильником своими руками - об этом видео ниже:

Профессиональная заточка на станке

Заточка на станке может выполняться ручным станком или профессиональным станком.

Профессиональные станки работают от сети. Принцип заточки практически такой же, как и при ручном затачивании:

  • цепь бензопилы фиксируют в направляющих;
  • далее настраивают ширину канавки и выбирают угол;
  • опускают затачивающий диск;
  • цепь двигают по держателю, зажимают, обрабатывают каждый зубец.

Точильным элементом в профессиональных станках является наждачный камень. Хороший автоматический станок стоит недешево, потому профессиональное оборудование для заточки, в основном, находится в сервисах и мастерских. Покупать такое для домашнего использования не рационально.

Видео о том, как заточить цепь бензопилы на станке

Заточка с помощью шлифовальной машинки или болгарки

Процесс заточки цепи бензопилы шлифовальной машинкой или болгаркой производится с помощью специальной насадки, такого же шлифдиска, который используется как насадка в профессиональных станках. Из всех способов точения, способ с болгаркой самый простой, однако, требующий некоторых навыков.

Для заточки вам потребуется болгарка и диск по металлу толщиной 2,5 мм. Точить цепь нужно на минимальных оборотах, поочередно обрабатывая каждый зубец на цепи. При использовании болгарки надевайте защитную пластиковую маску или очки, а также перчатки.

Видео о том, как заточить цепь бензопилы болгаркой

Заточка как бизнес услуга - что для этого нужно

Для оказания массовых услуг по заточке, то есть, создания бизнеса в данном направлении, требуется масса оборудования и условий. Далее указаны основные материалы, техника и расходники, которые потребуются для создания мини-мастерской:

  • помещение, отапливаемое, с подачей электричества, местом для станка, стула, стеллажей (минимальная площадь 2 кв.метра, напряжение в сети 220 Вольт);
  • станки с шайбами для различных дисков (электроточило);
  • заточные диски, в том числе алмазные;
  • круг шлифовочный;
  • крепления для таких инструментов, как коньки, ножницы, бензопилы;
  • оселок - плашка для ручной заточки;
  • молотки;
  • мелкие инструменты (ножовки, отвертки, ключи и т.д);
  • тиски;
  • масло для веретена;
  • светильники;
  • пробойник;
  • ящики для хранения, корзины, мебель.

Андрей, Мелитополь:

«Заметил, что на коробках из-под цепей указаны разные углы заточки, для разных цепей отличаются. Заводской угол, например, больше 25 градусов, все пишут, что не меньше 35, а для того, чтобы хорошо пилить сосну, я ставлю угол 40 или 45 градусов. Некоторые станки не двигают цепь вперед и назад, так что рядом с заводской заточкой вообще не стоят! Индивидуально подбирается также толщина точильного круга, и постоянно нужно контролировать форму его кромки».

Валентин, Днепр:

«Мнение мое, как мастера, что напильниковая заточка - самая лучшая в мире. Станки это, конечно, хорошо, но всё-таки прислушайтесь к совету эксперта, с цепями работаю уже десять лет, не меньше. Станок вам даст только 30 градусов по горизонтали и 45 градусов по вертикали заточки, а напильник до 10 градусов по горизонтали. Вертикаль у напильника в градусах та же, но форма режущей кромки не меняется, а рабочее лезвие становится шире. Никакая другая насадка такого не даст! Второе: станок всегда дает перегрев, что плохо для стали, а напильник нет. Третье: напильник щадит зубцы, если его использовать, цепь прослужит примерно шесть заточек, на две дольше, чем после станка.

Основной минус работы - чтобы работать надфилем, нужно тренироваться! Практика и только практика».

Видео о заточке цепей для бензопил

Применение бензопил позволяет проводить изменение размеров и формы древесины и других материалов. Режущим элементом бензопилы является цепь, которая движется с большой скоростью во время работы. На цепи расположены лезвия, геометрия которых обуславливает быстрое резание. Со временем цепь затупляется, и нужно заточить зубья. Заточка цепи – процедура, которую можно выполнить самому, так как она не сложнее, чем заточка иного режущего инструмента. Единственным условиям проведения заточки можно назвать использование специальной конструкции. Это связано с тем, что созданный зуб имеет необычную геометрию: состоит из двух режущих кромок, угол создается при помощи боковой и верхней плоскости. Особая сложность заточки заключается в том, что верхняя поверхность имеет угол относительно линии движения цепи, который следует выдерживать с большой точностью.

Когда нужно проводить работу?

При интенсивном использовании бензопилы заточка проводится довольно часто, зачастую несколько раз за один день. Особое внимание следует уделять тому, что встреча цепи с грунтом значительно ускоряет процесс. Поэтому бензопилы нужно использовать так, чтобы исключить вероятность соприкосновения цепи и грунта. После нескольких соприкосновений стружка будет очень мелкой, а цепь будет углубляться в материал незначительно. При рассмотрении подобного вопроса можно отметить: чем чаще приходится точить цепь бензопилы, тем меньший слой металла снимается. Также если часто точить, то срок службы режущего элемента бензопилы значительно увеличиться. Главным условием можно назвать правильное выполнение работы, если ее делать своими руками. Правильно выполнить процедуру можно только при условии, если есть специальный станок. Признаком того, что режущий элемент ручной бензопилы притупился можно назвать значительное усилие подачи. Правильно проведенная заточка цепей определяет значительное уменьшение показателя усилия подачи, то есть бензопилы входят легко при небольшом нажатии. Еще одним признаком необходимости проведения заточки цепей можно назвать получение очень мелкой стружки.

Проведение заточки бензопилы при появлении рассматриваемых признаков обязательно. Заточка цепей проводится для того, чтобы снизить сильно напряжение в теле, уменьшить показатель циклической нагрузки, расход топлива. Также если не точить зубья цепей вовремя есть вероятность повышения износа всех узлов, вследствие этого происходит сокращений срока службы ручной бензопилы.

Особенности геометрии

Для того чтобы правильно точить своими руками, даже если используется станок, следует знать геометрию зуба. К его составным элементам относится:

  1. Лопатка.
  2. Основное звено.
  3. Ограничитель глубины.

При этом лопатка зуба состоит из следующих элементов:

  1. Торцевое лезвие.
  2. Верхнее лезвие.

Точить правильно своими руками нужно с учетом того, что торцевое и верхнее лезвие должны быть расположены правильно относительно друг друга для обеспечения наилучших показателей резания. Спинка зуба формирует определенный угол верхнего лезвия. Подобный угол формируется для врезания лезвий в материал. Точить своими руками следует также с учетом того, что назад лопатка имеет сужение – эта конструктивная особенность формирует угол торцевого лезвия. Он создается для обеспечения бокового обрезания стружки.


Зуб цепи бензопилы

Поверхность скольжения и торцевая часть лезвия формирует передний угол. В данном случае угол имеет фиксированное значение, оно варьирует от 60 до 85 градусов. Если точить зубья своими руками стоит учитывать, что именно верхнее лезвие является главным, а угол, образованный им – наиболее важный угол.

Подводя итоги при рассмотрении вопроса особенностей геометрии отметим, что угол заточки может изменяться в зависимости от условий применения. К основному правилу, которое следует соблюдать, если точить зуб своими руками, можно отнести следующее: чем выше показатель угла, тем больше производительность бензопилы, но уменьшение показателя обеспечивает большую плавность хода лезвий, снижение вибрации и увеличение срока службы. Точить стоит с учетом того, что показатель должен находиться в пределах от 25 до 35 градусов. Исключением можно назвать вариант исполнения лезвия, которое предназначено для продольного распила – 10 градусов выдерживают многие производители режущего элемента бензопилы.

Напильник

Напильник может использоваться для проведения рассматриваемой работы. Напильником выполняют снятие необходимого слоя металла с поверхности. Для данного случая был создан специальный набор:

  1. Напильник круглый, имеющий державку необычного вида.
  2. Плоский напильник, необходимый для регулирования ограничения глубины.
  3. Крючка.
  4. Специального шаблона.

Державка с круглым напильником создается вместе с разметочными линиями, которые используются для правильного позиционирования инструмента. Сама пластина во время работы соприкасается с ограничителем глубины и поверхностью лезвий, а напильник ходит и снимает слой металла. Применение специальной державки с напильником позволяет обеспечить правильное прилегание инструментам к обрабатываемой поверхности. Стоит применять только тот напильник, который предназначен для выполнения подобной работы.


Углы наклона при заточке напильником

К правилам проведения работы можно отнести:

  1. Делать следует одинаковое количество движений.
  2. Нужно контролировать силу давления на поверхность во время ее обработки.
  3. Шаблон, который используется вместе с напильником, позволяет соблюдать важные показатели заточки.

При разной длине наблюдается неравномерность хода и образование трещин в материале. Если показатель длины неодинаковый на момент начала обработки, то все режущие зубья опиливаются по показателю самого меньшего из них.

Применение специальных станков

Не всегда можно использовать ручной инструмент с шаблоном. К примеру, если режущая кромка во время работы соприкоснулась с грунтом, есть вероятность ее деформации. В этой ситуации применяется специальный станок. Станок бывает двух видов:

  1. Механический.
  2. Электрический.

Механический станок имеет конструкцию, которая выглядит как лучковая пила, но с круглым напильником. Применять станок можно для выравнивания показателя длины всех кромок, для восстановления правильной геометрии. Рассматриваемый станок имеет сложную систему установки параметров обработки. Заточка выполняется примерно 2-3 движениями, после чего станок устанавливается на новое место.

Электрический станок прост в использовании. Специальная система настроек позволяет правильно позиционировать обрабатываемую поверхность, а также подвести диск с высокой точностью. Некоторые модели имеют автоматическую систему зажима тисков на момент опускания диска. Стоимость электрического варианта исполнения несколько выше, но при этом значительно повышается производительность, можно добиться наиболее точного результата.

Руководство по заточке пильных цепей Stihl в формате PDF

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

stankiexpert.ru

Заточка цепи бензопилы - станок для заточки цепей своими руками


Бензопила – это режущий инструмент, поэтому рано или поздно она затупится. Чем активнее она эксплуатируется, тем раньше наступает этот момент. И когда это произошло, возникает проблема, как заточить цепь бензопилы? Если есть возможность – можно отнести ее в сервис, там вам очень быстро восстановят ее работоспособность. Если вы знаете, как заточить цепь бензопилы своими руками, то делать это лучше при помощи точильного станка, на крайний случай напильником или шлифмашинкой. Важно то, что требуется знать, как точить цепь бензопилы правильно: выбор углов заточки, какие напильники и инструменты использовать и когда можно наточить самому, а когда лучше отнести в ремонт.

Как определить, что нужна заточка цепи бензопилы?

Заточка цепи для бензопилы производится только тогда, когда зубья затупились. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

  • Упала производительность пилы, сам процесс занимает больше времени, чем обычно;
  • Чтобы цепь втянулась в рез, требуется приложить усилие больше, чем обычно;
  • Опилки становятся мельче и острее, их цвет меняется на более темный, в отличие от светлых опилок от наточенной пилы.
  • При работе возникает сильная вибрация и пилу тяжело держать в руках;
  • Повысился расход бензина.

Если не точить цепь бензопилы, а работать затупленным полотном, это приведет к тому, что инструмент быстро выйдет из строя. На звездочку и привод будет приходиться увеличенная нагрузка, повысится расход топлива, а цепь быстро выйдет из строя или порвется.

В том случае, если при работе вы видите, что ваша бензопила работает не так, как нужно, срочно необходима заточка бензопилы. Конкретных сроков и периодов для этого нет, так как это зависит от частоты использования, нагрузок и ряда других факторов. Для примера – профессиональные лесорубы, работающие с таким оборудованием ежедневно, применяют машинки для заточки цепей бензопил 2-4 раза за смену, иногда даже больше, чтобы поддерживать цепь работоспособной. Весь секрет в том, что если наточить цепь бензопилы, когда она только начала тупиться – в этом случае процедура заточки очень простая и быстра, при этом сам срок службы цепи значительно продлевается.

Устройство зубьев

Прежде чем рассматривать, как точить цепь бензопилы, необходимо понимать саму ее конструкцию и принцип действия.

Непосредственно сама цепь не режет дерево - она служит основой для специальных режущих звеньев, двигая их с большой скоростью по древесине, при этом звено с помощью своих лезвий уже режет дерево. Само звено включает в себя следующие элементы:

  • Основание, которое крепится к цепи.
  • Лопатка зуба с двумя режущими кромками
  • Органичитель глубины, контролирующий глубину врезания лезвия. От расстояния между ограничителем и верхним лезвием напрямую зависит эффективность работы бензопилы.
  • Торцевое лезвие
  • Верхнее лезвие.

Так как лезвия располагаются под определенными углами, перед тем, как наточить цепь бензопилы, нужно знать, как правильно установить эти углы. Иначе эффект от заточки будет минимальным, а зачастую вы сделаете еще хуже.

Какие углы ставить на станке для заточки цепи бензопилы?

Угол заточки цепи бензопилы – это не константа для какой-то определенной модели или производителя. Он зависит от того, с какой древесиной предстоит работать. Можно использовать усредненные значения, но какой угол заточки цепи бензопилы вы установите, будет прямо влиять на эффективность распила. Поэтому нужна правильная заточка цепи бензопилы для той или иной древесины.

Твердая древесина (или та, что длительное время находилась под воздействием отрицательной температуры) имеет более высокое удельное сопротивление, поэтому необходимо уменьшать угол. Тогда уменьшиться вибрация при работе, а сам ход полотна будет мягче. Минимальный показатель составляет 25°.

Если работать с мягким деревом, то можно увеличить углы заточки цепей бензопил, но максимум до 35°. Это позволит увеличить производительность бензопилы без отрицательных последствий.

Угол заточки цепи бензопилы для продольного пиления устанавливается в пределах 10°. Это позволит снизить до минимума вибрацию полотна при распиле и обеспечить максимально ровный срез.

Способы заточки бензопилы

Среди профессионалов не возникает споров, чем лучше точить цепь бензопилы. Тут ответ однозначный – тут лучше применять специальный автоматический станок, который обеспечивает максимальную точность и эффективность заточки.

Но в вопросе, как наточить цепь бензопилы в домашних условиях, мнения расходятся.

Существует три основных способа, позволяющие заточить цепь бензопилы своими руками:

  • При помощи напильников;
  • Шлифмашинкой;
  • На самодельном станке.

Заточка цепи бензопилы на станке

Если у вас имеется профессиональный станок для заточки цепи бензопилы, то трудностей тут не возникает. На сегодняшний день на рынке предлагается множество различных моделей, на которых заточка цепей бензопил производится четко, быстро и с правильными углами. Нужно просто подключить его к электросети, выставить угол заточки цепи бензопилы на станке и все. Стоит подобный электростанок относительно недорого – от 2 до 4000 рублей.

Бюджетный вариант - ручной станок для заточки цепей бензопил. Его главное отличие от электростанка невысокой себестоимости, но усилий придется приложить больше, так как заточка цепей для бензопил своими руками гораздо дольше.

В том случае, если вы не хотите делать все вручную, но не знаете, где можно заточить цепь бензопилы, обратитесь в фирменный сервис производителя – приблизительная стоимость такой услуги не превышает 200-300 рублей.

Как сделать станок для заточки цепей бензопил своими руками?

Что делать, если нет возможности приобрести специальный станок, а заточка цепи на бензопиле требуется регулярно? Можно постараться и сделать станок для заточки цепей бензопил своими руками. Стоит ли овчинка выделки – решать уже владельцу. Как упоминалось выше, стоимость заводского оборудования – в пределах 2000 рублей. Если вы решили самостоятельно сделать аппарат для заточки цепей бензопил, то вам необходимо следующее:

  1. Изготовить рабочий стол из толстого металлического листа. Он должен прочно крепиться на корпусе, чтобы исключить вибрации.
  2. Станина с системой винтов, позволяющая выставлять угол заточка цепей для бензопил. Она должна иметь градуированную шкалу и возможность движения по горизонтали – это позволит регулировать угол наклона двигателя.
  3. Высокооборотистый электродвигатель (можно любого станка, дрели или болгарки).
  4. Приспособление для протяжки и фиксации цепи.

Самодельный станок для заточки цепей бензопил своими руками не уступает заводским образцам, но сделать его сложнее, чем кажется. Поэтому гораздо проще купить переносное приспособление для заточки цепей бензопил, которым можно воспользоваться в любой момент (при наличии розетки).

Использование напильника для заточки цепи бензопилы

При отсутствии станка или в лесу заточка цепи бензопилы своими руками производится с помощью напильника. Если быть точным, необходим набор для заточки цепи бензопилы. Он состоит из двух напильников (плоского и круглого), а также специального шаблона. При выборе точильного инструмента рекомендуется алмазный напильник для заточки цепей бензопил, способный стачивать твердый металл. Движения при работе инструментом должны быть обязательно плавными, четкими и по направлению «от себя».

  • Круглый напильник предназначается для того, чтобы проточить режущий зуб. В вертикальной плоскости круглый напильник для заточки располагается строго перпендикулярно шине, а в горизонтальной – примерно под углом примерно в 30 град. Под каким углом точить цепь бензопилы, вы выбираете сами, исходя из своих потребностей и плотности древесины, но в пределах 25…35 град., как было сказано выше. Не забывайте о том, что зубья имеют разнонаправленную заточку и чередуются через один.
  • Плоский напильник предназначается для того, чтобы заточить ограничитель глубины.
  • Шаблон для заточки цепи бензопилы – очень полезное, можно даже сказать необходимое устройство. По конструкции это ограничитель, не позволяющий, чтобы инструмент для заточки цепи бензопилы работал неправильно. С его помощью можно контролировать глубину работы круглого напильника, а также правильно стачивать ограничитель. Для этого на шаблоне есть две прорези: SOFT/S (мягкая древесина) и HARD/H (твердая древесина). На цепь накладывается шаблон и ограничительно стачивается до уровня шаблона. Затачивание ограничителя без шаблона может привести к тому, что он будет спилен слишком низко или наоборот, недостаточно.
  • Если шаблона нет, можно сделать специальное точило для цепи бензопилы, представляющее собой державку с закрепленным в ней на определенной высоте напильником. Такой вариант хуже шаблона, но все же лучше, чем заточка без каких-либо ограничителей.

Как болгаркой наточить цепь бензопилы?

Заточка цепи бензопилы болгаркой используется в крайних случаях, т.к. этот способ достаточно трудоемкий и сложно контролировать глубину заточки и постоянный угол, так как болгарку невозможно зафиксировать в шаблоне.

Необходимо жестко закрепить шину с натянутой цепью в тисках, чтобы она при любых действиях была неподвижной. Круг для заточки цепей бензопил ни в коем случае не должен быть новым – у нового круга слишком прямые края и это приведет к появлению пропилов на металле. Обязательно обратите внимание на это и применяйте только уже использовавшийся диск для заточки цепей бензопил, края которого более округлые.

comments powered by HyperComments

sadovij-pomoshnik.ru

Как правильно наточить цепь бензопилы своими руками?

Всем привет! В этой статье я расскажу, как наточить цепь бензопилы в домашних условиях.

Для этого дела следует использовать специальный инструмент для заточки цепи бензопилы - круглый напильник подходящего диаметра либо электрический станок.

Заточку напильником правильнее называть правкой. Напильником цепь точат с помощью шаблонов с жесткой фиксацией или без нее. В случае с жесткой фиксацией, если цепь не пройдет случайно, например, по гвоздям, то можно обойтись совсем без заточек на электрическом станке. При использовании напильников без жесткой фиксации через 8-10 правок следует заточить цепь на электрическом станке, так как происходит постепенное сбивание углов реза даже, если и правка осуществлялась человеком с самой твердой рукой.

Точить цепь на электрическом станке сразу, как только она слегка затупилась, не рекомендуется, так как при такой заточке «съедается» достаточно большая часть режущего зуба - цепь в таком случае прослужит намного меньше, чем могла бы. Заточку на станке также нужно проводить, если цепью прошлись, например, по тем же гвоздям. В этом случае напильником выправить зуб вряд ли получится.

120 разновидностей бензопил по очень выгодным ценам. Нажмите, чтобы посмотреть

Как заточить цепь бензопилы напильником

Для того чтобы заточить цепь на бензопиле напильником, потребуются, собственно, сам круглый напильник нужного диаметра, шаблон для правильного определения угла заточки, а также шаблон и плоский напильник для стачивания ограничителя глубины пиления (направляющего зуба).

Заточной набор: круглый напильник с шаблоном, плоский напильник, шаблон для стачивания ограничителя глубины пиления

1. Не снимая цепь с бензопилы, прикладываем круглый напильник к режущему зубу, соблюдая нужный угол заточки, и проводим по зубу 2-3 раза в направлении «от себя». Если прижимать напильник к зубу при его движении в направлении «к себе», он завальцуется и перестанет точить. Поэтому, чтобы правильно заточить, прижимаем его только при движении «от себя».

Заточка напильником без жесткой фиксации

Правильность угла при заточке с помощью нефиксирумого шаблона смотрим по риске, нанесенной на него - она должна быть параллельна шине бензопилы. Угол заточки должен быть в 30, градусов для поперечного пиления, и в 10 градусов для продольного. Удобнее сначала заточить все зубья цепи, смотрящие в одну сторону, а потом пройтись по зубьям, смотрящим в противоположную сторону.

При использовании жестко фиксируемого направляющего шаблона он закрепляется на шине бензопилы и не дает напильнику уйти в сторону - качество правки в таком случае, как было сказано в начале, не страдает от дрожания руки. Далее выставляется нужный угол и остальные действия происходят также, как и с нефиксируемым шаблоном.

Заточка цепи напильником с жесткой фиксацией

Стоит еще заметить, что есть такие приспособления для правки напильником, при использовании которых цепь нужно будет снять с бензопилы.

Правка цепи напильником со снятием ее с бензопилы

2.Теперь берем шаблон и плоский напильник для стачивания направляющего зуба. Для этого указанный шаблон кладем поверх режущего зуба так, чтобы направляющий зуб выступал в имеющуюся на шаблоне прорезь. Плоским напильником стачиваем торчащую за пределы шаблона часть направляющего зуба. Это делается для соблюдения требуемой разницы по высоте между режущим и направляющим зубом в 0,65 мм. Обычно такую процедуру нужно проводить после уже 4-6 правок, поскольку напильником за одну-три правки режущий зуб не сильно стачивается, чтобы намного уменьшиться по высоте.

Стачивание ограничителя глубины пиления (направляющего зуба)

Диаметры напильников для цепей с определенным шагом:

3/8″P - 4 мм

0,325″ - 4,8 мм

3/8″ - 5,2 мм

0,404″ - 5,5 мм

Заточка цепи бензопилы на станке

Когда заточка цепи для бензопилы осуществляется электрическим станком, ее снимают с самой бензопилы. Далее все будет зависеть от вида станка. Есть такие разновидности, которые вообще не требуют участия человека в процессе заточки, но такие аппараты слишком дорогие. Обычно же процесс выглядит следующим образом.

Заточка цепи на электрическом станке

Цепь устанавливается в имеющуюся прорезь на станине станка направляющим зубом в сторону оператора. Далее станина поворачивается под тот угол, под который нужно произвести заточку - для этого на ней должны быть нанесены риски. Специальным упором, который прикладывается к тыльной стороне режущего зуба, сам зуб подгоняют под рабочий диск так, чтобы при его опускании «съедалось» как можно меньше от зуба, но при этом, чтобы его заточка была произведена полностью, без оставления ямок и впадин.

Заточка цепи на электрическом станке в процессе

Желательно найти на цепи самый «съеденный» зуб, выставить упор под него, и заточить все остальные зубья по этой настройке. Однако с этим мало кто заморачивается. Обычно выравнивают по первому попавшемуся зубу и точат по нему все остальные. А если попадется зуб, которому такая настройка не обеспечивает полной заточки, то выравнивают по нему, и далее точат оставшиеся звенья по новой настройке. Но, повторимся, правильно настраивать станок именно по самому маленькому зубу на цепи бензопилы.

Следует также настроить максимальную глубину, на которую будет опускаться рабочий диск. Это делается с помощью регулятора, который обычно находится на задней части станка.

Точим зубья, подводя каждый под рабочий диск, при этом не забываем поджимать каждое затачиваемое звено специальным боковым зажимом, чтобы оно не «гуляло».

Так проходят сначала по зубьям цепи, направленным в одну сторону, а затем для другой стороны снова настраивают станок по наименьшему зубу и затачивают зубья на этой стороне.

Чтобы не начать точить зубья по второму кругу, можно первый затачиваемый зуб пометить маркером.

После осуществления такой заточки нужно опять же пройтись по ограничителям глубины пиления (направляющим зубьям) плоским напильником с соответствующим шаблоном для придания необходимой разницы по высоте между направляющим и режущим зубом на звене.

Таким образом, чтобы правильно заточить цепь на бензопиле, следуйте указанным выше инструкциям и все у вас получится.

instrument-tehnika.ru

Как заточить цепь бензопилы. Правила заточки напильником. Инструменты для заточки.

Резка с тупой цепью приводит к увеличению расхода топлива и чрезмерному износу бензопилы. Вы можете легко избежать этого путем заточки цепи регулярно и правильно. Разберемся, как заточить цепь бензопилы правильно.

Зачем затачивать цепь бензопилы?

Если правильно и своевременно заточить цепь, это позволит сократить:

  • износ цепи и бензопилы;
  • расход топлива и уровень выброса выхлопных газов;
  • вибрацию при работе;
  • прикладываемую силу и физическую нагрузку;
  • вероятность несчастного случая.

При этом увеличивается производительность и скорость распила.

Структура и функции цепи

Чтобы разобраться, как правильно заточить цепь, необходимо понять основные принципы ее устройства и работы. Нельзя на глазок заточить цепь, потребуется знать основные характеристики цепи и ее составляющих.

Одним из главных элементов цепи является режущий зуб, который врезается в древесину и снимает стружку. Ограничитель глубины зуба определяет толщину древесной щепы и ограничивает глубину проникновения в дерево.

Глубина пропила

Расстояние между режущим углом и ограничителем глубины должно быть одинаковым на всех режущих звеньях. В зависимости от типа цепи рекомендуемые параметры относительно ограничителя составляют 0,025 «(0,65 мм) или 0,030» (0,75 мм).

Параметры углов зуба

Угол заточки различных типов цепей может различаться и зависит от цели применения. Ниже в таблице представлены основные параметры углов режущего звена, но в любом случае стоит придерживаться рекомендаций производителя по конкретной цепи. Оптимальный результат распила достигается заточкой всех углов зуба.

Определение диаметра напильника

Шаг цепи определяет выбор правильного диаметра напильника и имеет прямую зависимость. Размеры в таблице указаны в дюймах и миллиметрах.

Шаг определяется путем деления расстояние между тремя заклепками на два.

Как заточить цепь бензопилы правильно: направление и положение напильника

Чтобы заточить режущую кромку, потребуется круглый напильник.

  • 1/5 (20%) от диаметра напильника должен выступать над верхней гранью;
  • положение напильника - горизонтально под углом 90 ° по отношению к направляющей планке;
  • предпочтительный угол заточки - 30 °;
  • направление напильника - от открытой внутренней стороны зуба.

Во время заточки старайтесь не повредить другие компоненты цепи. Напильник будет стачивать только по направлению вперед, поэтому нельзя двигать им вперед-назад, повреждая тем самым зуб и сам напильник.

Процесс заточки цепи

  • Очистить цепь бензопилы;
  • проверить цепь бензопилы на повреждения и, в случае необходимости, заменить поврежденные компоненты;
  • увеличить натяжение цепи для предотвращения режущих зубьев от перемещения во время заточки;
  • закрепите бензопилу;
  • найти самый короткий зуб (для ориентации) с обеих сторон;
  • заточить все режущие зубцы на одной стороне, а затем перейти к другой стороне;
  • проверить результат заточки: угол заточки, боковые и верхние грани;
  • проверить высоту ограничителя глубины врезания (при необходимости уменьшить высоту при помощи плоского напильника);
  • удалить металлическую пыль;
  • смазать цепь;
  • отрегулировать натяжение цепи.

Как заточить цепь бензопилы с помощью инструмента

Выше описано, как заточить цепь бензопилы правильно без применения специальных приспособлений. Можно облегчить себе задачу и воспользоваться инструментом, созданным специально для ускорения процесса заточки.

Заточное устройство 12V

Портативная заточка, работающая от аккумулятора автомобиля или другого источника постоянного тока 12 V. Недорогой и отличный вариант для тех, кто использует бензопилу на регулярной основе. Как правило, в комплекте идут несколько точильных камней различного диаметра.

Заточный набор (напильник, шина, калибр)

Преимущество заключается в том, что вы гарантированно получите правильный угол и глубину заточки. В данном случае результат - это точность, в первом - только скорость.

Ручной заточный станок

С помощью такого станка устанавливается, фиксируется оптимальный угол заточки. Позволяет добиться самых лучших результатов, не снимая цепь с бензопилы.

Электрический заточный станок

Никаких усилий для заточки не требуется: устанавливаете угол, глубину и включаете станок. Работа выполняется быстро и качественно. В зависимости от производителя цены весьма отличаются, диапазон велик.

Кто-то предпочитает ручной способ, кто-то с помощью машины. Каждый их них имеет свои плюсы и минусы.

Ручной метод с использованием только напильника является недорогим, не придется тратить деньги. Заточить цепь бензопилы можно в любом месте и в любое время. Таким способом удаляется наименьшее количество металла, значит, пила будет служить дольше. Недостаток - требуется навык. Поддержание точных углов - довольно сложный процесс и может привести к неправильной и неравномерной заточке, что повлияет на качество и безопасность распила.

Электрические станки просты в использовании, позволяют постоянно поддерживать точные углы при заточке цепи. Недостатки - машины часто приводят к удалению слишком большого количества металла с зубов, что сокращает срок службы цепи.

Какой метод лучше? Очевидно, зависит от предпочтений каждого конкретного пользователя бензопилой. Несмотря на то, что электроинструмент прост в использовании, некоторые люди предпочитают использовать ручные напильники (в наборе или ручной станок).

Как заточить цепь бензопилы, решать только вам. Если вы собираетесь использовать бензопилу для тяжелых задач в течение года, вам определенно частенько придется ее затачивать. Поэтому имеет смысл инвестировать в электрическую точилку. Однако, если вы будете использовать бензопилу несколько раз или для легких задач, вам подойдет дешевый и простой вариант - ручной инструмент.

Заточить цепь бензопилы легко. Правда, при условии использования специальных инструментов. Без них справиться с задачей невозможно: у цепи пилы очень сложная геометрия.

Выполняется заточка цепи бензопилы для продольного пиления по мере необходимости. Чем интенсивнее используется пила, тем быстрее затупляется ее цепь. В ряде случаев на протяжении дня нужно выполнять несколько заточек. Быстрее всего шина теряет остроту при контакте с почвой. Достаточно несколько раз зацепить ею грунт, как стружка становится мелкой, и инструмент отказывается углубляться в древесину.

Своевременная заточка цепи бензопилы для продольного пиления не только ускоряет работу, но и продлевает срок службы цепи. Определить момент, когда ее нужно точить, несложно. О затупленных зубьях свидетельствует необходимость увеличивать усилие подачи во время пиления. Тупую цепь также можно распознать по мелкой стружке – в идеале из-под шины должна вылетать крупная толстая стружка.

Нюансы заточки

Решив купить бензопилу, вы не пожалеете – там продаются качественные устройства, способные прослужить много лет. Главное – не забывайте вовремя точить цепь пилы.

Для получения идеальных режущих свойств лезвиям зубьев придаются те или иные углы. Спинка зуба, спадающая назад, формирует угол лезвия (задний). Он необходим для врезания цепи в древесину. Лопатка, сужающаяся назад, нужна для срезания стружки сборку. Иными словами, каждый угол играет свою роль.

Угол заточки цепи можно менять, отталкиваясь от особенностей ее применения. Например, для продольного пиления он должен составлять 10 градусов.

Общие правила заточки

Внутренние контуры цепи бензопилы по форме напоминают окружность. Для их заточки используется небольшой круглый напильник. Его необходимо держать уверенной рукой и под определенным углом. Верхний край напильника по отношению к грани зуба должен выступать примерно на 20% диаметра инструмента. Подбирая диаметр напильника, нужно отталкиваться от шага цепи.

Одним напильником вам не обойтись. Затачивая цепь, используйте специальный набор, продающийся в комплекте с бензопилой или купленный отдельно. Наборы такого рода состоят из крючка для очистки цепи от стружки, круглого напильника и плоского напильника, применяемого во время стачивания ограничителя глубины.

Первые ручные бензопилы появились в 1920-х. На них устанавливались цепи с прямыми и плоскими зубьями – такая цепная система не отличалась высокой эффективностью и была весьма трудоемкой в обслуживании. В 1947 году Джозеф Кокс предложил новый тип цепи. Ее форма была Г-образной, за счет чего удалось многократно повысить производительность бензопил, и обеспечивала простоту заточки. В результате цепь Кокса достаточно быстро вытеснила с рынка всех своих конкурентов. В настоящее время большинство бензопил снабжаются именно такими цепными системами - они имеют характерный серпообразный режущий профиль и позволяют эффективно работать с любым типом древесины.

Конструкция пильной цепи

Концепция , предложенная Джозефом Коксом оказалось настолько удачной, что не претерпела практически никаких конструктивных изменений. По большому счету усовершенствования коснулись лишь системы смазки инструмента, а также борьбы с обратной отдачей и вибрациями.

Любая пильная цепь состоит из звеньев трех типов :

  1. Режущие

Это наиболее сложная деталь цепной гарнитуры. Ее конструкция включает ограничитель глубины пропила и режущий элемент с контурным углом резки.

  1. Ведущие

Такие звенья еще называют хвостовиками. Через ведущую звездочку они передают вращение от двигателя пилы на цепь, обеспечивая ее стабильное положение на шине.

  1. Соединительные

Предназначены для соединения режущих и ведущих элементов.

Главными в цепной системе являются . Они бывают лево- и правосторонними, а их режущие грани выступают за плоскость шины, что обеспечивает свободный распил с минимальным сопротивлением резке. Цепные зубья (резцы) работают по принципу рубанка – чем дальше будет выдвинута верхняя режущая кромка, тем крупнее будет распил.

Резцы пильной цепи различаются на два основных типа :

  1. Чизель (англ.chisel – долото, резец)

Обладают высокой производительностью и обеспечивают хорошую скорость пиления. Конфигурация таких резцов обеспечивает меньшую площадь контакта с древесиной при распиле, благодаря чему снижается сопротивление последней. Недостатками цепных зубьев чизельного типа являются высокая чувствительность к абразивной среде, а также сложность и трудоемкость процесса заточки.

  1. Чиппер (англ. сhipper – рубить в щепу)

Серпообразный профиль чипперных резцов менее эффективен из-за увеличенной площади контакта при распиле. С другой стороны чипперы очень удобны в обслуживании, поскольку скругленный угол резца не так болезненно реагирует на погрешности при затачивании.

Цепи с чипперными звеньями предпочтительно использовать при резке загрязненной древесины.

Основные параметры

Пильные цепи принято различать по :

  • направлению распила (продольные и поперечные);
  • габаритам (длине и размеру элементов цепной гарнитуры);
  • конструктивным особенностям;
  • порядку следования режущих звеньев.

Распил древесины вдоль волокон вызывает большее сопротивление, нежели поперек. В виду востребованности обоих видов распиловки производится два вида пильных цепей – продольные и поперечные. Они отличаются углом атаки резцов. В результате при продольном распиле повышается производительность пилы, а при поперечном сглаживается «агрессивность» инструмента. Ну а вместе с последней снижает уровень вибраций и уменьшается нагрузка на двигатель.

При невысоких требованиях к качеству продольный распил можно выполнять мотопилой с поперечной цепью.

Представленных сегодня на рынке, имеют различные габариты. Одним из главных параметров пильной цепи является количество звеньев, т.е. длина цепи. Кроме того, цепные системы имеют определенный шаг. Он измеряется расстоянием между тремя последовательно соединенными звеньями, деленным на два.

Классификация пильных цепей по шагу

В зависимости от значения шага пильные цепи различаются на 5 классов :

  1. 0,25 (1/4)’’

Малый шаг имеют цепи, устанавливаемые на одноручные мотопилы. Такой инструмент не отличается мощностью, однако позволяет выполнять точные работы, т.ч. в труднодоступных местах.

  1. 0,325’’ и 3/8’’

Цепи с такими значениями шага получили наиболее широкое применение. Свыше 80% производимого в мире инструмента снабжаются именно такими цепными гарнитурами.

  1. 0,404’’ и 3/4’’

Крупные цепные гарнитуры устанавливаются на большие пилы с повышенной производительностью – валочные системы, харвестерное оборудование и т.п.

Очевидно, что чем больше размеры звеньев цепи, тем большей производительностью она обладает. При этом следует помнить о том, что и распил будет шире, а значит, для преодоления сопротивления древесины резке понадобится большая пила.

Классификация по толщине хвостовика

Толщина ведущих звеньев является вторым по значимости параметром цепи. Он должен совпадать с размером паза шины, по которому в процессе работы скользит последняя. За счет этого повышается надежность посадки и исключается риск ее соскока в процессе работы. Сам же ход цепи при этом выполняется плавно, без лишних рывков и вибраций.

Мировые производители пильных цепей выпускают гарнитуры 5 основных типоразмеров :

  • 1,1 мм (миниатюрные цепи для мини-пил);
  • 1,3 мм (наиболее востребованы, т.к. устанавливаются на );
  • 1,5 мм (устанавливаются на пилы высокой мощности и производительности);
  • 1,6 и 2 мм (цепи с толстыми хвостовиками устанавливаются на профессиональных и промышленных пилах).

Высота профиля, глубина резки и объем двигателя пилы

В зависимости от высоты режущей кромки, расположенной над плоскостью направляющей шины пильные цепи различаются на высоко- и низкопрофильные. Первые обеспечивают максимальную производительность, тогда как вторые имеют увеличенную площадь опоры режущего звена, вследствие чего дают тонкую стружку и являются более безопасными в работе.

Глубиной резки называют величину зазора между верхней гранью резца и ограничителем пропила, который регулирует толщину стружки. Наиболее востребованы пильные гарнитуры с зазорами 0,025’’ и 0,03’’, тогда как цепи со значением этого параметра до 0,07’’ применяются в составе агрегатов машинной валки леса. Именно глубина резки определяет производительность цепной гарнитуры. Однако, чем большей она будет, тем сильнее пила будет вибрировать при работе. С целью уравновесить показатели производительности и вибраций на цепи с большим шагом производители устанавливают режущие зубья с минимальной глубиной и наоборот .

Объем двигателя пилы имеет самое прямое отношение к . Если последняя будет установлена на слишком мощный инструмент, то будет подвержена повышенным нагрузкам и выйдет из строя гораздо раньше положенного срока. Поэтому при покупке цепной гарнитуры следует внимательно изучить технические характеристики самой пилы.

Порядок следования режущих звеньев

В списке основных параметров пильных цепей также находится порядок следования режущих звеньев. В стандартной конструкции на каждый из резцов приходится по паре хвостовиков. В цепи же с полупропуском каждый третий резец заменен ведущим звеном, а в гарнитурах с полным пропуском – каждый второй. Цепи второго и третьего типа не производятся – они изготавливаются кустарным методом из заводской продукции.

Гарнитуры с пропуском и полупропуском стоят значительно дешевле стандартных, однако уступают им в производительности, надежности и удобстве в работе.

Система смазки пильных цепей

От качества напрямую зависит надежность и эффективность последней. С целью обеспечения нормальной работы инструмента производители снабжают его масляным насосом, который подает масло на режущую систему через специальные отверстия. За равномерное распределение масла отвечает сама цепь – ее хвостовики, проходя через звездочку, захватывают смазку, которая в результате движения гарнитуры растекается по ней и шине пилы. Нередко для повышения эффективности смазывания в ведущих звеньях с помощью фрезы или сверла выполняются специальные каналы, а в соединительных – дополнительные углубления.

Система смазки мотопилы работает на снижение разрушающего эффекта трения и, конечно же, нагрева. Это значительно увеличивает срок службы как цепной гарнитуры, так и инструмента в целом. Поэтому пользователь должен контролировать процесс смазывания. Если при разгоне цепи на линии распила отсутствует масляный след, это означает, что пила перегревается, а сама цепь может достаточно быстро затупиться, а то и вовсе лопнуть .

С целью повышения смазывающего эффекта мировые производители выпускают масла для пил на органической основе. Стоят они несколько дороже, однако обеспечивают в четверть меньший расход, а при выделении в окружающую среду саморазлагаются в течение нескольких часов.

На современные бензопилы можно устанавливать цепи и шины с различными параметрами. Однако перед покупкой новой гарнитуры для конкретной модели, следует удостовериться, что ее система смазки справится со своими функциями при работе.

Вибрация и отдача при распиле

Ни первого, ни второго при работе с бензопилой не избежать, однако можно снизить их интенсивность. возникает вследствие столкновения резцов с древесиной. В момент контакта режущей кромки с деревом она на долю секунды оказывается зажатой между ним и шиной. Часть ударной энергии через гарнитуру, ведущую звездочку и корпус пилы передается на руки пользователя.

Для уменьшения эффекта отдачи вследствие вибраций при распиле древесины используются :

  • скошенный ограничитель пропила (обеспечивает мягкое движение цепи за счет плавного соскальзывания древесины с резца);
  • амортизационные выступы на хвостовиках и соединителях (способствуют погашению вибрации при ее передаче на звездочку);
  • скошенная либо завышенная пятка резца (обеспечивает проседание цепи в момент удара, что способствует не только гашению вибрации, но и снижению износа цепной гарнитуры и пильной шины).

Благодаря применению этих конструктивных элементов в цепи существенно уменьшается риск травматизма при отскакивании пилы вследствие контакта носка шины с твердой поверхностью.

Обслуживание пильных цепей: основные моменты

Пильная гарнитура, шина и ведущая звездочка являются расходными материалами. Поэтому наиболее важные вопросы при покупке инструмента и гарнитуры к нему касаются надежности и долговечности. Во многом они зависят от типа и интенсивности работ, которые будет выполнять пользователь. Не менее важную роль играют:

  • смазка гарнитуры;
  • обкатка и натяжка цепи;
  • заточка резцов;
  • уход за инструментом.

Обкатка цепной гарнитуры выполняется путем ее замачивания на некоторое время в масле с последующим кратковременным прогоном на холостых оборотах и регулировкой натяжения. Если цепь будет натянута недостаточно, она будет постоянно соскакивать, тогда как перетяжка приводит к увеличению нагрузки на цепь и ее преждевременному износу.

Вследствие интенсивной резцы пильной цепи затупляются. Чтобы каждый раз не приходилось покупать новую гарнитуру, пользователь может выполнить заточку режущих элементов самостоятельно. При этом необходимо четко соблюдать соответствие остроты углов резца и высоты ограничителя заводским параметрам. Кроме того, нужно проследить, чтобы все режущие звенья цепи были заточены одинаково. В противном случае снизится производительность инструмента либо усилится вибрация и нагрузка на двигатель пилы.

Еще одним важным моментом при работе с бензопилой является контроль целостности цепи. При возникновении малейших трещин, потертостей или повреждений ее следует заменить. В завершение отметим, что только грамотный подбор, а также своевременный и правильный уход за инструментом и гарнитурой может обеспечить нормальную производительность, долговечность, надежность и, разумеется, безопасность бензопилы.

Сервисное обслуживание бензопилы, видео

Первые бензопилы появились в начале ХХ века.Устанавливаемые на них цепи с зубьями прямыми и плоскими, как у современныхножовок, отличались малой эффективностью, быстро тупились и требовали оченьтрудоемкого обслуживания. Например, при заточке приходилось учитывать, что зубьяделятся на подрезающие, режущие и скалывающие, имеют различные режущие углы иориентацию по отношению к направлению движения (могут быть отклонены влево,вправо или расположены по центру).

Нет сомнений, что попытки модернизации цепей предпринималисьнеоднократно, но лишь одна из них завершилась успехом. Разработанная ДжозефомКоксом и реализованная в металле в 1947 году новая цепь для универсальногопиления с контурным углом резания Г-образной формы благодаря повышеннойпроизводительности и упрощенной заточке очень быстро вытеснила своюпредшественницу с рынка, и теперь практическ все пильные цепи «щеголяют» характерным серпообразным профилем режущих звеньев.

Технические параметры пильных цепей

Подбирая цепь для мотопилы , обращаютвнимание на такие ее характеристики, как назначение, шаг, толщина ведущегозвена, высота профиля и глубина резания.

Известно, что распиловка древесины вдольволокон более трудоемка, нежели поперек, и для достижения наилучшего результатажелательно использовать цепи, соответствующие поставленной задаче.

Основное различие между цепями продольного и поперечноготипа – углы атаки режущих звеньев. Для цепей поперечного пиления они составляют25–35 градусов, у продольных углы более острые – от 5 до 15 градусов.

Использование цепей несообразно их целям грозит либозаниженной производительностью (если поперечную распиловку проводят продольнойцепью), либо повышенной «агрессивностью», сильной вибрацией и дополнительнойнагрузкой на двигатель. Однако многие пользователи предпочитают не тратить времяна замену цепи и продольные резы ведут той же цепью, что и поперечные, особенноесли «качество» получаемого пропила не требует соответствия «высшему» уровню.Поэтому цепи для продольного пиления востребованы в меньшем количестве, да ипроизводятся они в объеме, соразмерном спросу. Неудивительно, что купить такуюцепь гораздо сложнее, чем поперечную. И вопрос их приобретения становитсядействительно актуальным, если предполагается использование особых станков вродемини-пилорам.

Чем больше шаг цепи, тем крупнеесоставляющие ее звенья и тем выше ее производительность.

Шаг цепи – расстояние между тремяпоследовательно расположенными заклепками, деленное на два. Это определяющийпараметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяютсяна пять групп с шагом 1/4″, 0,325″, 3/8″, 0,404″ и 3/4″.

Шаг 1/4″ (6,35 мм) присущ миниатюрнымцепочкам, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы. Правда, в России имипрактически не пользуются.

Цепи с шагами 0,325″ (8,25 мм) и 3/8″ (9,3 мм) – наиболее распространенные варианты. Более 80%производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.

Шаги 0,404″ (10,26 мм) и 3/4″ (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышеннойпроизводительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилыроссийского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы ихарвестерное оборудование.

Шаг традиционно измеряют в дюймах, а записывают так: трицифры – обычными, а две – десятичными дробями. Это необходимо во избежаниепутаницы. В частности, результат перевода 3/8″ в десятичную дробь составляет0,375″ – разница с предыдущим стандартом (0,325″) всего в одной цифре.

Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья итем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и дляпреодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей смаленьким шагом другие преимущества – большее число зубьев на единицу длины,плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у нихполучается чище.

Толщина ведущего звена (хвостовика) –второй по значимости параметр. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и этоскольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней«болтанки». Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строгосоответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключаявероятность ее «соскока». Международным сообществом производителей предусмотренопять стандартных размеров, измеряемых в дюймах или миллиметрах (кому какудобнее): 1,1 мм (0,043″), 1,3 мм (0,050″), 1,5 мм (0,058″), 1,6 мм (0,063″) и2,0 мм (0,080″).

1,1 мм – столь тонкие ведущие звеньяхарактерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера.

1,3 мм – пожалуй, наиболее востребованныйразмер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям.

1,5 мм – занимает второе место повостребованности. Ставится на более мощные и производительные пилы.

1,6 мм и 2,0 мм – такиетолстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных пил.

Высота профиля . Пильные цепи бывают высоко-или низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостьюнаправляющей шины. Первые используют в профессиональных целях для получениямаксимальной производительности. Вторые устанавливают на бензопилы любительскогокласса, так как благодаря увеличенной площади опоры у режущих звеньев исниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.

Глубина резания – величина зазора между верхней гранью зубаи ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаютсяобразцы с зазорами в 0,025″ (0,635 мм) и 0,030″ (0,762 мм), реже – с зазорами до0,070″ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.

Глубина резания в значительной степени определяетпроизводительность цепи, скорость ее пиления. Чем больше зазор – тем вышепроизводительность. Но в погоне за эффективностью не стоит забывать о вибрации:цепи с маленькой глубиной резания в пропиле движутся мягче, меньше «дергаются».Поэтому производители, стремясь уравновесить вибрацию и производительность,очень часто на цепи с большим шагом устанавливают резцы с минимальной глубинойрезания, и наоборот.

Объем двигателя . Этот параметрхарактеризует пилу и, казалось бы, к самой цепи никакого отношения не имеет.Однако в каталогах и кратких аннотациях к цепям нередко приводятся объемыдвигателей, на работу с которыми они рассчитаны. И эти рекомендации следуетсоблюдать. Цепь, установленная на чересчур мощный для нее двигатель, будетиспытывать большие нагрузки и выйдет из строя раньше времени, так и не выработавсвой моторесурс. Вариант ми нагрузками на мотор и другие важные узлы самой пилы.

Составные части цепи

Любую пильную цепь составляют звенья трех типов: режущие,ведущие (хвостовики) и соединительные. Прочность соединения обеспечиваютзаклепки.

Режущее звено – пожалуй, наиболее сложнаядеталь пильной цепи, состоящая фактически из двух частей: ограничителя глубиныпропила и режущего элемента с контурным углом резания Г-образной формы.

Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины,благодаря чему пропил получается достаточно свободным, а сопротивление резаниюминимально. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняярежущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель резания) – тем толщестружка.

Рабочие характеристики режущего звена определяютмногочисленные факторы, а именно: угол заточки верхней грани и ее рабочий,режущий угол, угол боковой грани (угол атаки) и высота ограничителя резания. Призаточке значения всех этих параметров необходимо четко выдерживать, так как даженебольшое изменение может привести к негативным последствиям.

Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и нацепи их укрепляют поочередно. Но в целом резцы подразделяют на типы взависимости от их профиля. При внимательном изучении «фигур», образуемыхверхними и боковыми гранями, можно выделить два «граничных» варианта: «семерку»с острым углом между кромками и закругленный «серп». Первый вариант называютчизель (от англ. chisel – резец, долото), второй – чиппер (от англ. to chip –рубить в щепу).

Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью искоростью пиления. За счет своей конфигурации они имеют меньшую площадь контактас древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию. Этопрофессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстротупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует четкой выдержкивсех углов и параметров.

Серпообразный профиль – чиппер – менее эффективен, так какплощадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за нимнамного легче – скругленный угол не столь болезненно отзывается нанезначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе сзагрязненной древесиной.

Все остальные варианты профилей – различные модификации двухописанных выше.

Верхнюю и боковую грани режущего элемента обычно покрываюттонкой пленкой какого-либо твердого металла. Чаще всего это хром, но поройприменяют никель-фосфорный сплав. Нанесенное гальваническим методом покрытиезначительно улучшает антифрикционные свойства деталей, повышает износостойкость,твердость и, по сути, выполняет всю основную работу по перерубанию древесныхволокон. Стальная же «сердцевина» служит подложкой или основой под покрытие.

Ведущие звенья (хвостовики) обеспечиваютдвижение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а такжестабильное положение цепи на пильной шине. При этом цепь передвигается поспециальному пазу, предусмотренному в конструкции направляющей шины. «Побочной»обязанностью ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки(куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, чтоколичество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи дляопределенной длины пильной шины, что облегчает правильный выбор и соответствиетипоразмеру.

Соединительные звенья , соответствуя своемуназванию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое, именуемое пильнойцепью.

Режущее звено

Параметры режущего звена

Глубина резания

Угол заточки верхней грани

Режущий угол

Угол боковой грани

Типы режущих звеньев

Режущее звено чизельного типа

Режущее звено чипперного типа

Порядок следования звеньев

Стандартный

С полупропуском

С пропуском

Технологические усовершенствования

Разработанная Джозефом Коксом концепция режущего звена малоизменилась за прошедшие годы. Конечно же, ее пытались модернизировать, но всепредпринимаемые усовершенствования касались либо системы смазки, либо борьбы свибрацией и обратной отдачей.

Система смазки . Смазка цепи и шины – оченьважный фактор. Конструкция цепных пил включает насос, подающий масло из бака крежущей системе через специальные отверстия. А вот дальше его распределяет самацепь. Хвостовики, проходя звездочку, «захватывают» смазку и «растаскивают» ее повсей шине и цепи. Нижнюю часть им для того и оформляют в виде крючка – чтобы«хватали» побольше, а «теряли» поменьше. Для дополнительного удержания смазки вхвостовиках высверливают специальные отверстия или фрезеруют каналы. В системесмазки нередко задействуют и соединительные звенья – в них делают дополнительныеуглубления для смазки.

Обильная смазка снижает трение и нагрев, тем самым не толькоувеличивая ресурс работы каждого элемента, но и снижая растяжение цепи. Так чтопостоянный контроль над процессом смазки – в интересах каждого пользователя.Осуществляется он достаточно просто: при разгоне цепи микроскопические каплимасла (если оно подается в достатке) образуют масляный след в виде полосы налюбой светлой поверхности (например, на стволе дерева, который собираютсяпилить), если поднести к ней конец шины. Отсутствие следа – тревожный сигнал,указывающий на отсутствие смазки и требующий немедленного решения проблемы(проверки наличия масла, чистки паза шины, регулировки насоса и т.д.). И ещеодин момент: современные бензопилы допускают установку цепей и шин различнойдлины, но прежде чем задействовать новую гарнитуру, необходимо убедиться, чтомасляный насос справится с ее «обработкой».

Для совершенствования процесса смазки многие производители вРоссии предлагают специальные масла. Они изготовлены на растительной основе(например, рапса) с использованием полимерных добавок, самонейтрализующихся втечение двух часов при попадании на растения и почву. Помимо экологическихпреимуществ, смазывающие свойства этих масел на 30% выше, чем у автомобильных.Да и расход у них примерно на 25% меньше.

Борьба с вибрацией и обратным ударом .Вибрация опасна тем, что в результате ее длительного воздействия (как этобывает, например, у профессиональных вальщиков) может развиться так называемыйсимптом Рейно: в результате ухудшения кровоснабжения кончики пальцев теряют своючувствительность, болезненно реагируют на температурные изменения.

Стремление производителей снизить вредное влияниевысокочастотных колебаний сводится в основном к разработке специальныхамортизирующих деталей. Причиной вибрации являются постоянные столкновениярежущих зубьев с древесиной. В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой одревесину, он на какую-то долю секунды останавливается, будучи зажат междудеревом и направляющей шиной. При этом часть энергии удара волной передаетсячерез цепь и ведущую звездочку на руки оператора. Еще часть также через цепьсообщается направляющей шине и, опять же, рукам оператора. Если снизить силуудара, то понизится и уровень вибрации.

Снижению тряски способствует скошенный ограничитель пропила– благодаря ему цепь движется мягче, дерево более плавно соскальзывает срежущего зуба. Этой же цели служат и специальные амортизационные выступы наведущих и соединительных звеньях.

Еще один эффективный способ – скошенная или завышенная пяткарежущего звена. Такая конструкция позволяет пильной цепи слегка просесть вмомент удара режущего зуба о древесину, и звено не сразу бьет по шине, да и силаэтого удара заметно снижена. В результате уменьшается не только вибрация, но иизнос шины и цепи.

Эти конструктивные элементы призваны помогать и при обратномударе – ситуации, возникающей, когда пользователь касается какой-либо твердойповерхности носком шины при движущейся цепи (если проводить аналогию с часовымциферблатом – сектором «от 12 до 3 часов»). При этом пила резко отскакивает,создавая травмоопасный момент. Скошенный ограничитель резания и амортизационныевыступы минимизируют этот эффект.

Порядок следования звеньев

Пильные цепи классифицируют, ориентируясь на их габариты,конструктивные особенности и на порядок следования звеньев. Он может бытьстандартным, с полупропуском или пропуском. В первом случае на каждый резецприходится два ведущих звена. Во втором – каждое третье режущее звено замененосоединительным. И, наконец, в третьем случае на месте каждого второго режущегозвена установлено соединительное.

Приобрести готовую цепь с «нестандартным» чередованиемзвеньев практически невозможно – в магазинах они не встречаются. Другое дело,если цепь клепают самостоятельно. Искусственно завышенное расстояние междурезцами уменьшает их количество, а, следовательно, снижает себестоимость. Однакоувеличение этой дистанции усиливает вибрацию, снижает производительность искорость пиления.

Уход и обслуживание пильных цепей

Пильная гарнитура – то есть цепь, шина и ведущая звездочка –это расходный материал, и, естественно, при приобретении пользователя интересуетвопрос: надолго ли этого материала хватит? Но здесь точного ответа несуществует, так как «срок годности» вышеозначенных деталей во многом зависит оттипа работ, которые будут выполнять с их помощью, от степени ухода за ними ит.п. Загрязненный распиловочный материал и неаккуратное обращение значительноснижают срок службы. К примеру, если во время работы коснуться кончиком шиныземли, то заточка быстро «уходит» – песок (т.е. абразив) в сочетании с высокойскоростью движения очень быстро «сносят» ее. Гвоздь в старом бревне,разделываемом на дрова, порой способен погубить даже новую цепь без надежды нареанимацию. И нет нужды напоминать, что подобные моменты опасны не только дляцепи и пилы, но и для самого оператора.

Если же все детали будут вовремя и качественно смазываться,зубцы – получать должную и аккуратную заточку, то одной шины хватит примерно наодну ведущую звездочку и три-четыре цепи. Причем цепи желательно использоватьпоочередно: сегодня – одну, завтра – другую и так по кругу. Тогда шина,звездочка и сами цепи будут изнашиваться равномерно. Если же использовать лишьодну цепь, оставив другие «про запас», то, когда до них дойдет очередь, онибудут работать с «проскальзыванием», испытывая дополнительные динамические ударыпри движении, и выйдут из строя намного быстрее. А все потому, что ведущаязвездочка износится под конфигурацию хвостовиков первой цепи.

Обкатка новой цепи – рекомендованнаяспециалистами последовательность действий, обеспечивающая ей долгую «трудовую»жизнь. Первый шаг – замачивание цепи в масле в течение нескольких часов. Смыслмероприятия очевиден: смазка успевает затечь во все мелкие щели, надежно«пропитать» детали и трущиеся соединения. Второй шаг – установка цепи на шину икратковременная «прогонка» на холостых оборотах. Остановив после этогодвигатель, нужно проверить натяжение цепи и при необходимости подтянуть ее,предварительно остудив. И уже после этого, проведя несколько пропилов сминимальным нажимом на шину и перепроверив натяжку цепи, приступатьнепосредственно к работе.

Натяжка цепи - очень важный момент. Цепь,натянутая недостаточно, будет болтаться и может соскочить с шины или дажелопнуть. Перетяжка также ничего хорошего не сулит – это чрезмерный износ иповышенные нагрузки на двигатель. Кроме того, конструкция практически всех пилтакова, что натяжка цепи укрепляет и шину – в «расслабленном» состоянии шинасвободно ходит влево-вправо. Для проверки достаточно в верхней части шины,примерно в середине или чуть ближе к кончику, взять цепь за зубец и потянутьвверх. При правильном натяжении примерно треть хвостовика остается в пазу шины.Если больше – цепь перетянута, меньше – недотянута. При этом сама цепь должнасвободно перемещаться рукой.

Смазка . О необходимости тщательной смазкицепи мы уже упоминали. Но даже если цепь и пила оборудованы различными системамиулучшения смазки, предварительное замачивание цепи в масле ей не повредит, а,наоборот, снизит вызванный трением износ и обеспечит более протяженный срокслужбы.

Заточка цепи требует соблюдения двухправил. Во-первых, следует контролировать остроту углов режущего звена, высотуограничителя пропила и соответствие этих параметров изначально заданным назаводе. И, во-вторых, четко контролировать идентичность габаритов всех режущихзвеньев одной цепи.

Чем же грозит несоблюдение этих принципов? Так, если на всехрежущих элементах углы будут одинаковые, но неправильные, пользователь рискуетполучить либо заниженную производительность, либо усиленную вибрацию и нагрузкуна двигатель. При различных углах заточки из-за неравномерной нагрузки нарежущие элементы усилится вибрация и возрастет вероятность разрыва цепи. Вовсяком случае, преждевременный выход из строя ей будет обеспечен.

Вот потому-то все зубья цепи должны быть заточены равномернои под одними и теми же изначально заданными углами, которые, кстати сказать,были установлены опытным путем. Тогда цепь прослужит максимально долго иэффективно. Это не слишком сложная задача, специальные приспособления длязаточки цепи позволяют, не задумываясь и не прибегая к точным измерительнымприборам, выдерживать заданные параметры.

Еще один важный момент – отслеживание малейших трещин,потертостей и побитостей, способных привести к разрыву цепи. Если цепь рвется впроцессе работы, она соскальзывает с шины и на большой скорости отлетает вниз,под ноги оператору. Во избежание несчастных случаев на всех пилах устанавливаютцепеуловитель в виде выступа. И все равно лишнее внимание не повредит.

Каждому пользователю будет небезынтересно узнать, что любаяновая запечатанная в пакетик цепь – всего лишь штамповка, и, подточив ее, можноповысить производительность примерно на четверть. Кроме того, у новых цепейвысота ограничителя пропила, а фактически толщина получаемой стружки,автоматически «настроена» на минимальное значение, т.е. для условий работы в«суровых» условиях (зима, мерзлая и твердая древесина и т.д.). И если распиловкапроизводится летом, а ее объект – свежесрубленная сосна, есть резон подправитьограничитель (применив специальный шаблон) для ускорения работы.