Какие бывают предложения? Как определять типы односоставных предложений.

Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные : Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна ? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .

Типы предложений

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (по типу высказывания)

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

    Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаютсяотносительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения :Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

    Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная.

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса;

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос);

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например.

Вопросительные предложения делятся на

собственно вопросительные,

вопросительно-побудительные

и вопросительно-риторические.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными .

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения .

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные , поскольку они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса.

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи.

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например.

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др.

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например,

оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли? ;

оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

    Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.

Они могут выражать:

1) приказ, просьбу, мольбу, например;

2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу,

3) согласие, разрешение, например;

4) призыв, приглашение к совместному действию, например;

5) желание.

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

1) побудительная интонация;

2) сказуемое в форме повелительного наклонения;

3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого :

    Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения .

    Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами.

    В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени) .

    В качестве сказуемого - глагол в форме сослагательного наклонения . Среди этих предложений выделяются предложениясо словом чтобы , причем глагол может быть опущен. Такие предложения характеризуют разговорную речь.

    Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив.

    Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет.

    В разговорной речи часто используются побудительные предложениябез словесного выражения сказуемого - глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом - именем существительным, наречием или инфинитивом. Например:Карету мне, карету! (Гр).

    Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия : айда, марш, цыц и др.

Восклицательные предложения

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.

Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.

Например,

повествовательно-восклицательные :Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.) ;

вопросительно-восклицательные :Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.) ;

побудительно-восклицательные :- О, пощади его!.. постой! - воскликнул он (Л.).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация , передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например.

2) междометия , например: Ах, увы, Ух, Ахти, Тьфу;

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др.

Распространенные и нераспространенные предложения

Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов - подлежащего и сказуемого.

Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными .

Предложение может быть распространено согласуемыми, управляемыми и примыкающими словоформами (по правилам присловных связей), входящими в предложение посредством словосочетаний, или словоформами, относящимися ко всему предложению в целом. Распространители предложения в целом называются детерминантами . Как правило, детерминирующими бывают различные обстоятельства и дополнения, выражающие семантический субъект или объект.

Таким образом, распространители предложения могут включаться в предикативную основу предложения, распространяя либо состав подлежащего, либо состав сказуемого, или быть распространителями основы в целом. Термин «детерминант» введен Н.Ю. Шведовой.

Простые и сложные предложения

Простое предложение имеет один организующий его предикативный центр и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу.

Сложное предложение состоит из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы.

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Эта мысль о целостности сложного предложения была обоснована в трудах Н.С. Поспелова.

Хотя части сложного предложения структурно напоминают простые предложения (условно они так иногда и называются), онине могут существовать вне сложного предложения , т.е. вне данного грамматического объединения, как самостоятельные коммуникативные единицы. Это особенно четко обнаруживается в сложном предложении с зависимыми частями. Например, в предложенииЯ не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы (Л.) ни одна из имеющихся трех частей не может существовать как отдельное самостоятельное предложение, каждая из них требует пояснения. Как аналоги простых предложений части сложного, объединяясь, могут претерпевать структурные изменения, т.е. они могут обрести такую форму, которая простому предложению не свойственна, хотя вместе с тем эти части обладают своей собственной предикативностью.

Части сложного предложения могут объединяться

как равноправные ,грамматически независимые , например:Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками (Л.) ;

и как зависимые , например:С трех сторон чернели гребни утесов и отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко (Л.) .

Главное различие между простым и сложным предложением состоит в том, что простое предложение - единица монопредикативная, сложное - полипредикативная .

Бывают разные виды синтаксических единиц в . Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется « ». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют.

Вконтакте

Разделение на группы

Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:

Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.

В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств .

Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.

Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от ), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.

Разделение на группы по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное:

  • Как тебе не стыдно!
  • Позор двоечникам и лентяям!
  • Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!

Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные , от презрения до восхищения.

Невосклицательное:

  • Моя мама – учительница.
  • В моем родном городе много интересных мест.
  • Когда я вырасту, я буду механиком.

Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.

По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.

Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.

Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.

Классификация по особенностям грамматической основы

По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.

По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

  • Светает.
  • Холодает.
  • Пришел, увидел, победил.

А вот примеры двусоставных полных:

  • Вышивальщица закончила свое рукоделие.
  • Дед Мороз пришел на елку в школу.
  • Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.

Классификация предложений

Классификация по количеству грамматических основ

На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные . Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.

Простые предложения

Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав , разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».

Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:

  • Я уехал в дальние края.
  • Мой дядя работает трактористом в колхозе.
  • Кошка умеет прыгать и громко кричать.

Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ , использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:

  • Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
  • Мама пела песню, и дети ей подпевали.
  • Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.

Виды сложных предложений

Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные . Вот типичные примеры:

  • Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
  • Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
  • Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
  • Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).

Предложение, его грамматическая основа

Разные виды сложных предложений

Вывод

Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.

1. По коммуникативной направленности (цели высказывания) -повествовательные, вопросительные, побудительные

2. По наличию эмоциональной окраски(интонации) – восклицательные и невосклицательные

3. По характеру отношения к действительности – утвердительные и отрицательные

4. По наличию членов предложения – синтаксически членимые и синтаксически нечленимые

5. По количеству предикативных единиц – простые и сложные

6. По наличию главных членов предложения – односоставные и двусоставные

7. По наличию второстепенных членов – распространенные и нераспространенные

8. ПО наличию однор. членов, вводных слов, обращений, обособленных членов – осложненные и неосложненные

9. По наличию всех членов, необходимых для данного структурного типа – полные и неполные.

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ,.

Выделяют главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения образуют его предикативное ядро(основу).На основе атрибутивных, объектных и обстоятельственных отношений выделяются второстепенные члены предложения, которые присутствуют в распространенном предложении.

Главные члены предложения -подлежащее и сказуемое-

Подлежащее – это главный грамматически независимый член предложения, обозначающий

предмет, признак которого обычно раскрывается сказуемым.

лежащее - это

Помимо традиционного способа выражения именем существительным или местоимением, подлежащее может быть выражено:

1) инфинитивом (Понимать – это значит схватывать главное и угадывать пропущенное).

2) количественным числительным (шестнадцать делится на два)

3) любым словом в именительном падеже, если оно употребляется в значении

существительного (К славному подвигу каждый готов! Вот раздается ау вдалеке).

простое

Глагольное сказуемое выражается глаголом или глагольным фразеологизмом.

Глагольное простое неосложненное сказуемое выражается простыми и сложными формами изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения, а также инфинитивом, усеченными глагольными формами и фразеологическими единицами.

Глагольное простое осложненное сказуемое – может быть выражено:

1) двумя одинаковыми глагольными формами (Александр постоял-постоял , не дождался и ушел).

2) сочетанием двух спрягаемых глагольных форм, из которых один – глагол движения, а второй имеет значение цели (пойду посмотрю на него).



3) сочетанием формы глаголы взять утратившей форму значения действия, со спрягаемым глаголом (взял да и убежал).

4) сочетанием спрягаемого глагола с препозитивной частицей знай или знай себе (знай себе делает).

5) инфинитивом и однокоренной с ним спрягаемой глагольной формы в постпозиции (А видеть-то ничего и не видел).

Глагольное составное сказуемое – вещественное значение признака предмета, названного подлежащим, в таком сказуемом выражено инфинитивом, а значение модальности и времени –вспомогательной частью.

Вспомогательная часть может быть выражена:

1. вспомогательными глаголами

1) фазовые – указывающие на начало, продолжение или конец действия: начать, стать, приняться, взяться, перестать.

Иногда пароход начинал гудеть.

2) модальные – обозначающие возможность, желание, стремление, старание, умение, намерение, решимость и т.п. мочь, сметь, желать, мечтать, решиться.

Собака не умеет брать взаймы , но бережет святое чувство долга.

3) эмоциональные – обозначающие склонность, предрасположенность, опасение, боязнь и т.п. любить предпочитать, опасаться, стыдиться.

Я страшился заглянуть в себя.

В составном глагольном сказуемом вспомогательный компонент может быть двух- или трехэлементным (Озорник хотел продолжать шалить).

2. прилагательными с модальным значением – рад, готов, согласен, должен, обязан, вынужден .

(Он готов был проскочить в вагон)

Именное сказуемое - выражается всеми именными частями речи, а также причастием и синтаксически или фразеологически неразложимым сочетанием слов именного типа. Грамматическое значение времени и наклонения в таком сказуемом выражается связкой, поэтому именное сказуемое всегда составное.

Ждать становилось все труднее; В нынешнее весеннее время человек расположен быть веселым.

Второстепенные члены предложения

Определение – второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? который?

Бывают согласованными и несогласованными.

Согласованные выражаются: полными прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными.

В каждой кошке сидит неудавшийся лев.

Первое слово ее было…

Несогласованные определения чаще всего выражаются существительными без предлогов и с предлогами.

Боль раны и сильные волнение души лишили его силы.

Вот прошел старик без шляпы .

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет, который обычно выступает в роли объекта и отвечает только на вопросы косвенных падежей. Выражается существительным или местоимением.

Заслуги красят человека.

Мне было досадно.

Дополнение бывает прямое и косвенное. В прямом дополнении наиболее отчетливо выражено объектное значение. Относится к переходному глаголу и имеет форму винительного падежа без предлога или родительного падежа (при глаголе с отрицанием)

Холодит роса седые крыши ;

Здесь подолгу не встретишь жилья.

В косвенное дополнении объектное значение проявляется не так четко и выражается винительным падежом с предлогом или другим косвенным падежом.

Мать человеку дается однажды.

Русский язык богат пословицами .

Он глядит на выросшего сына .

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который имеет характеризующее обстоятельственное или собственно обстоятельственное значение.

Характеризующее обстоятельственное значение имеют: обстоятельства образа действия, меры и степени. Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? (ярко загорелась утренняя зорька), сколько? как много? как долго? (каждый такой кусок весит сотни пудов ) на сколько? в какой степени? (ты седая совсем ).

Собственно обстоятельственное значение имеют обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки.

Обстоятельства места отвечают на вопросы где? куда? откуда? и обозначают: собственно место, путь движения, направление движения, конечный или исходный пункт.

В воздухе было еще холодно.

Мы возвратились домой.

Выражаются: наречиями, существительными с предлогами и без предлогов, синтаксически неразложимыми сочетаниями слов.

Обстоятельства времени отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и обозначают: собственно время (без указания предела), время как начальный или конечный момент.

Человеческой доли секретная нить не разгадана мной до сих пор.

А может, просто хорошо ему на реке ранним утром.

Выражаются: существительными, наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами.

Рассказывая , Горький очень ревниво приглядывал за слушателями.

Обстоятельства причины – отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? и обозначают: причину действия, причину появления того или иного признака, причину состояния.

Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова.

Ему стало стыдно из-за своих сомнений .

Обстоятельства цели – отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? для какой цели? И обозначают цель действия или назначение предмета.

Емельянов косил только ради конспирации.

Обстоятельства условия – отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае? И обозначают условие, при котором может совершиться действие.

Не посеяв , не жди урожая.

Обстоятельства уступки – отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? И обозначают причину или условие, которым не соответствует следствие, названное в основной части предложения. Это следствие вызывается какой-то другой причиной или вытекает из другого условия.

При всех своих успехах , Михельсон увидел необходимость прекратить на время свое преследование.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Это предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое.

Типы односоставных предложений:

1) назывные (номинативные) – имеется один главный член предложения – подлежащее (Весна. Птичьи трели.).

Кроме подлежащего в таком предложении могут быть только определения. Если имеются обстоятельства и дополнения, то такое предложение надо относить к двусоставным неполным.

2) Определенно-личные – один главный член – сказуемое. В качестве подлежащего можно подставить местоимение 1 или 2 лица (Люблю грозу в начале мая; завтра придем к вам в гости).

3) Неопределенно-личные – один главный член – сказуемое. В качестве подлежащего можно подставить местоимение «они» (в столовой продают пирожки; в коридоре шумят ).

4) Обобщенно-личные – один главный член – сказуемое. Но вместо подлежащего нельзя подставить личное местоимение. Действие, обозначаемое сказуемым, относится ко всем и всегда (цыплят по осени считают ).

5) Безличные – один главный член – сказуемое. Подлежащего нет и не может быть. Сказуемое может быть выражено безличными глаголом, инфинитивом или словом категории состояния:

На улице смеркалось.

Мы пришли, чтобы учиться.

Здесь тепло, приятно, светло.

Простые предложения считаются полными , если в них присутствуют все грамматически необходимые члены. Предложения, в которых не хватает необходимого грамматического члена, называются неполными. Различают ситуативно-неполные и контекстуально-неполные предложения.

В контекстуально-неполных предложениях выпущенный член предложения легко восстанавливается из контекста: поля подернулись туманом, а дубравы – сизой синевой.

В ситуативно-неполных предложениях недостающий член предложения подсказывается ситуацией, обстановкой речи: Ты уже прочитала?

Неполные предложения представляют варианты соответствующих им полных, поэтому нельзя считать неполными предложениями обрывки фраз и недоговоренные конструкции, которые лишены предикативности.

Среди неполных выделяются т.н. эллиптические предложения, в которых наблюдается только неполнота структуры, а по смыслу они завершены и не нуждаются в восстановлении отсутствующего сказуемого: у меня сегодня неудачный день; Родине – наш труд.

Структурные типы предложений:

Простое предложение может быть осложнено однородными членами, обособленными членами, вводными словами, обращениями, междометиями, прямой речью.

Сложное предложение состоит из двух и более предикативных частей, образующих смысловое, структурное и интонационное единство.

Бывают тех типов: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Для всех типов характерны такие средства связи как интонация, повтор слов, местоимения, соотношение видо-временных форм глаголов. Части сложносочиненного предложения обычно соединяются сочинительными союзами (Я пришла к подруге, но ее не было дома; мы посмотрели на дерево, дерево было в снегу). Действие может происходить одновременно (весной прилетят птицы и растает снег), последовательно (сначала растает снег, а потом начнет пробиваться травка), или чередоваться (то идет снег, то светит солнце). Предикативные части такого предложения равнозначны в смысловом отношении, вместо союза можно поставить точку и получить два вполне самостоятельных предложения.

В сложноподчиненных предложениях предикативные части неравнозначны – одна часть синтаксически зависит от другой. Зависимая часть называется придаточной, а подчиняющая – главной. Главная и придаточная части находятся в тесном смысловом и структурном единстве, соединяются подчинительными союзами или союзными словами. Основные виды подчинительных отношений определяют тип придаточного и могут быть изъяснительными, определительными, меры и степени, времени, причины, цели, условия, уступки, сравнения.

Придаточное изъяснительное присоединяется к глаголу или существительному. Называет речевые или мыслительные действия, отвечает на падежные вопросы (чаще всего, на вопрос что? а также чтобы, будто, словно в значении «что»: ей снилось, будто бы она идет по поляне).

Нам сказали, что экзамен будет завтра.

Придаточное определительное относится к существительному или местоимению, отвечает на вопрос «какой?». Присоединяется союзными словами, чаще всего словом «который» (а также какой? чей? кто? что? в значении «который»(у окна, что смотрело в сад, она остановилось). Только та музыка может тронуть, которая созвучна твоей душе.

Придаточное меры и степени присоединяется к прилагательному или наречию и отвечает на вопрос в какой степени? насколько? Присоединяется к главной части союзом «что».

Снегу выпало так много, что транспорт проходит с трудом.

Придаточные определительные, изъяснительные, меры и степени относятся к отдельным словам главной части. Все остальные типы придаточных – ко всему.

Придаточное времени отвечает на вопрос когда? или до каких пор?, присоединяется союзом «пока» или союзным словом.

Когда наступит весна с юга прилетят птицы.

Придаточное места отвечает на вопросы где? куда? откуда?

Там, где недавно был пустырь, сегодня выросли новые дома.

Придаточное причины отвечайте на вопрос почему? присоединяется с помощью союзов так как, потому что, ибо, поскольку.

Мы не подготовились так как у нас было очень мало времени.

Придаточное цели отвечает на вопросы с какой целью? зачем? Присоединяется союзом «чтобы».

Я пришла, чтобы взять учебник.

Придаточное условия отвечает на вопрос при каком условии? присоединяется союзом если или когда в значении если .

Если снегопад не прекратится, транспорт в городе встанет.

Придаточное уступки отвечают на вопрос несмотря на что? вопреки чему? Присоединяется союзом хотя, союзными словами или союзами с частицей ни (как бы ни, кто бы ни, что бы ни).

Несмотря на метель он отправился в путь.

Сравнительное придаточное отвечает на вопрос на что похоже?

С дерева падают желтые листья, как будто летят птицы.

Бессоюзные сложные предложения

Это предложение, части которого соединены в одно смысловое и структурное целое только с помощью интонации. Синтаксические отношения между частями таких предложений в большинстве случаев подобны отношениям между частями сложносочиненных или сложноподчиненных предложений.

Если бессоюзное предложение напоминает сложносочиненное, то действие происходит одновременно или последовательно. Быстрая смена действий ил противоречие между действиями в таких предложениях на письме отображается знаком тире.

Стучу – он молчит. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Если бессоюзное предложение напоминает сложно подчиненное, между частями может ставиться как тире, так и двоеточие. Если первая часть похожа на придаточное времени или условия – ставится тире. Настанет утро – двинемся в путь.

Если вторая часть = придаточному причины или изъяснительному – ставится двоеточие. Я посмотрела в окно и увидела: идет снег.

На стыке частей бессоюзного предложения может стоять также запятая или точка с запятой. Жаль, я не вел на фронте дневников.

Сложные синтаксические конструкции – это многочленные сложные предложения с разнотипной связью между предикативными частями: сочинительной, подчинительной, бессоюзной. В таких конструкциях выделяют не менее двух уровней членения. На первом уровне выделятся компоненты, связанные с сочинительной или бессоюзной связью, на низшем уровне – все остальные.

Видно было: собака рванулась, но ремень, завязанный у нее на шее, отбросил ее назад в лодку.

При анализе сложных синтаксических конструкций можно пользоваться линейной или уровневой схемами.

Схема разбора простого предложения:

1.

2. Тип предложения по интонации

3. Простое/сложное

4. Двусоставное/односоставное, тип односоставного

5. Распространенное/нераспространенное

6. Полное/неполное, тип неполного

7. Осложненное/не осложненное, чем осложнено.

Схема разбора сложного предложения:

1. Тип предложения по цели высказывания

2. Тип предложения по интонации

3. Простое/сложное, тип сложного (сложносочиненное/сложноподчиненное)

4. Для сложноподчиненного: тип придаточного.

5. Каждая предикативная часть разбирается отдельно как простое предложение.

[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада } (А. Ахма­това).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносо­чинённого на письме разделяются запятой.

То \падал как будто туман ], то [вдруг припускал косой, круп­ный дождь ] (Л. Толстой).

То , то .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую стару сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов).

, (отчего).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего.

2) (Чтоб быть современнику ясным ), [весь настежь распахнут поэт ] (А. Ахматова). (чтоб), .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с ка­кой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб.

3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет ) (И.Анненский). [мест.], (чему).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением.

Центральным понятием синтаксиса, его центральной единицей является предложение.

Предложение – это минимальная коммуникативная единица языка и речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

От слова и словосочетания предложение отличается прежде всего функционально: предложению свойственна коммуникативная функция, а слову и словосочетанию нет: слово и словосочетание не способны к самостоятельному, т. е. вне предложения, использованию в актах речи. Главная функция слова – номинативная, она свойственна и предложению, но предложение называет не отдельный предмет или явление, а событие, ситуацию.

Предложение очень сложная по своему устройству единица. Его следует рассматривать по меньшей мере в 3-х аспектах: 1) структурном, или конструктивном, 2) семантическом, 3) прагматическом, или коммуникативном, т.е. с точки зрения формы, значения и употребления. Данные три аспекта могут являться также и основаниями для классификации предложений.

Грамматическим содержанием предложения является предикативность – синтаксическая категория, относящая информацию к действительности, противопоставляющая предложение всем другим единицам (слову и словосочетанию). Ср.: «Дождь!» с особой интонацией, в отличие от слова «дождь» характеризуется тем, что в его основе лежит отвлеченный образец, модель, способный относить информацию в план настоящего и будущего времени: “Дождь!” – “Был дождь.” – “Будет дождь”.

Главным средством формирования предикативности является категория наклонения, с помощью которой сообщаемое предстает как реально осуществляющееся во времени (настоящем, прошедшем или будущем), т.е. характеризуется временной определенностью, или же мыслится в плане ирреальности – как возможное, желаемое, должное или требуемое, т.е. характеризуется временной неопределенностью. Дифференциация этих признаков опирается на противопоставление форм изъявительного наклонения формам ирреальных наклонений (сослагательного, условного, побудительного и т.д.).

Классификация:

1) - однокомпонентные (односоставные). Однокомпонентные схемы включают только один главный член, который в конкретных предложениях может иметь форму либо подлежащего (например, «Зима.» «Пожар!»), либо сказуемого («Светает»), но не является ни тем, не другим. От однокомпонентных необходимо отличать эллиптические предложения, с пропуском в речи какого-либо члена, в том числе и главных: Ты куда идешь? – В кино. Кто тебе это дал? – Витя. Пропущенныйчлены предложения легко восстанавливаются из контекста.

Двухкомпонентные (двусоставные). Двухкомпонентные структурные схемы содержат подлежащие и сказуемое, например: Лось пил воду из ручья. Солнце взошло. Если предложение включает только главные члены, оно является нераспространенным, если второстепенные – распространенным: «Ложь возмущает.» и «Меня возмущает ложь.»

2) - простые - монопредикативно, т.е. предикативное отношение между подлежащим и сказуемым представлено один раз.

Сложные – полипредикативно, т.е. в нем несколько предикативных центров, несколько предикативных конструкций (подлежащие + сказуемое), представляющих структурно-семантическое единство. Сложные предложения делятся сложно-сочиненные (предикативные конструкции связаны сочинительной связью): «Наступает вечер, становится прохладно», и сложноподчиненные (предикативные конструкции связаны подчинительной связью): «Я знаю, что он не виноват.»

Усложненными называются предложения, включающие однородные и обособленные члены (причастные и деепричастные обороты, обращения, обособленные определения и пр.)

3) – распространенные

Нераспространенные

Классификация предложений по цели высказывания

1) По оценке содержания высказывания предложения делятся прежде всего на:

  • положительные (утвердительные)
  • отрицательные.

2) По цели высказывания предложения делятся на:

  • повествовательные,
  • вопросительные (риторические, вопросно-побудительные («Не хочешь помыть посуду?») и собственно-повросительные
  • побудительные