Как приклеить металл к металлу. Выбираем, чем приклеить металл к металлу Какой клей подходит для металла

Современные клеевые смеси позволяют прочно соединять металл с металлом, а если нужно, то и металл с другими материалами.

Соединение металлов на клею широко практикуют в авто-, авиа- и судостроительных отраслях промышленности. Их применяют не только для плоскостного или точечного соединения металлических заготовок, но и конструктивного.
В принципе различают два вида клеев: однокомпонентные и двухкомпонентные. Кроме того, их подразделяют на клеи быстрого и медленного отверждения. Какой клей использовать, зависит от формы и свойств поверхности заготовок, а также от нагрузок, которые соединение будет потом воспринимать.
Чтобы обеспечить прочное сцепление между соединяемыми заготовками, контактирующие поверхности должны быть основательно зачищены и обезжирены. Только так можно достичь прочности соединений, сопоставимой или даже превосходящей паяные и сварные.
Работать с клеем удобно. Его просто наносят на контактирующие поверхности, а склеиваемые детали плотно прижимают одну к другой. Специальной оснастки здесь, как правило, не требуется.

ПОДГОТОВКА ЗАГОТОВОК К СКЛЕИВАНИЮ


Прочность клеевого соединения во многом зависит от того, насколько хорошо подготовлены к склеиванию детали.
Прежде всего проводят механическую чистку, цель которой - удалить грязь, жир, краску или ржавчину. Для этого контактирующие поверхности обрабатывают шлифовальной шкуркой зернистостью 60 или 80.
Химическое чистящее средство должно быть совместимо с клеем и материалом склеиваемых деталей. Обычно в инструкции по применению клея указаны чистящие средства, которые могут быть использованы для подготовки обрабатываемой поверхности.


Только тщательно зачищенные контактирующие поверхности при склеивании дают прочное соединение.



После зачистки поверхность промывают одним из рекомендованных очищающих средств. Это может быть ацетон, спирт, очищенный бензин.


КОНСТРУКТИВНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДВУХКОМПОНЕНТНЫХ КЛЕЕВ



Контактирующие поверхности деталей тщательно обезжиривают и обрабатывают шлифовальной шкуркой.



Из двух компонент готовят смесь жидкой или пастообразной консистенции в зависимости от характера соединения.



Клей наносят шпателем на обе склеиваемые детали.



Из выступившего из стыка труб клея формируют шпателем равномерный шов, обеспечивающий прочное и герметичное соединение.



После отверждения клея шов (также, как и сварочный или паяный) обрабатывают напильником.



Из смеси металлического порошка или опилок с клеем можно сформировать недостающую часть детали или пробку, заполнить ею полость.



Такие клеи отличается хорошими сцепляющими и заполняющими свойствами, не дают усадку, устойчивы к сжимающим нагрузкам. Но они плохо работают на срез.



Двухкомпонентные клеи на основе виниловой или эпоксидной смолы отлично зарекомендовали себя при соединении деталей из алюминия.



Жидкий клей наносят тонким слоем при склеивании небольших деталей. Для получения шва на стыках деталей клей наносят толстым слоем.


БЫСТРООТВЕРЖДАЮЩИИСЯ «СЕКУНДНЫЙ» КЛЕЙ



Уже через 4-5 минут после сжатия друг с другом склеиваемых заготовок струбцины можно снимать. Нагрузку на соединение можно давать через 24 часа.




Распыляемый активатор ускоряет реакцию и повышает прочность соединения.


КОНТАКТНЫЙ КЛЕИ


Контактные клеи - универсальны, однако при отверждении они дают усадку. В связи с этим склеиваемые поверхности надо промазывать вокруг с припуском 1-2 мм.
Чем тоньше и равномернее будет нанесен слой клея, тем прочнее будет соединение. Нанесенному на поверхности клею надо дать выдержку для его подсыхания. Примерно через 15-20 мин детали на короткое время сжимают друг с другом.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ


Большинство однокомпонентных контактных клеев постоянно эластичны. Поэтому они непригодны для соединений, испытывающих срезающую нагрузку. Идеальны они для склеивания заготовок с большими контактными поверхностями, не подверженных высоким нагрузкам.
Нередко их применяют там, где малоэффективны другие клеи по металлу, а также при склеивании металлов с другими материалами. Серьезные проблемы могут возникнуть при соединении металла с пластиком, чувствительным к воздействию растворителя, который содержится в клее. В этом случае соединение желательно проверить на пробном образце.


Если надо наклеить одну деталь на другую (в данном случае - это стойка для карандашей), в месте склеивания делают отпечаток и тонким слоем наносят клей.


«ХОЛОДНАЯ СВАРКА»


В последнее время в продаже появились клеи под условным названием «холодная сварка». Эти клеи стойки к воздействию кипящей воды, масел, бензина и разбавленных кислот. Они способны выдерживать температуры от -30 до +100°С.
Клеи типа «холодная сварка» наносят на контактную поверхность тонкими слоями. Каждый последующий слой наносят лишь после того, как подсохнет предыдущий. Такой способ нанесения исключает резкую усадку клея и его «растекание» между деталями.
В заключение клеем многократно промазывают края, швы и кромки заготовок, создавая тем самым так называемые «ребра жесткости». Время отверждения клея в соединениях между деталями - 3-4 суток.


Клей наносят на контактирующие поверхности в несколько тонких слоев. Прежде чем наносить следующий слой, надо подождать, пока подсохнет предшествующий.



«Ребра жесткости» делают клеевое соединение более прочным. Швы вокруг места склейки заполняют клеем, который тоже наносят послойно.


ВИДЫ КЛЕЕВ


На фотографии представлены три группы клеев: «секундные» (слева внизу), двухкомпонентные (в середине и вверху) и однокомпонентные (справа внизу).


Клеи могут быть в тюбиках, банках и баночках. В распечатанной таре клей со временем теряет свои свойства, поэтому его не следует покупать про запас.


«Секундные» клеи - быстроотверждающиеся, однако их применение ограничивается соединениями, испытывающими растягивающие и сжимающие нагрузки.
Двухкомпонентные клеи твердеют медленно (24 часа и более). В инструкции по их применению, как правило, даны рекомендации по уменьшению этого времени, За счет нагревания места склеивания. Такие клеи применяют и для конструктивных (силовых) соединений.
Однокомпонентные клеи - это своего рода конкуренты «секундным» в отношении сфер применения. Однако они более эластичны и дают усадку. Поэтому их используют в основном там, где соединения не подвергаются большим нагрузкам.

ВНИМАНИЕ: МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ!


Все клеи по металлу - это «чистая химия» и содержат агрессивные растворители. При работе с ними необходимо тщательно проветривать помещение. Работать следует в защитной маске под вытяжкой (или на открытом воздухе) и в резиновых перчатках.

Металл – это крепкое и прочное вещество, которое не так легко соединить между собой. Несколько десятков лет назад склеить поверхности этого материала было довольно сложно. Сейчас множество компаний изготовляют клей для металла с отличной когезионной стойкостью. Какой должна быть клейкая основа и как приклеить стальные изделия правильно?

Как подобрать хороший клей

Сегодня изготовляется множество разновидностей клея для склеивания металлов. Лучшими среди них являются металлический клей с высоким уровнем вязкости. При выборе связывающей массы немалое значение имеет ее безопасность для здоровья человека – некоторая продукция выделяет токсичные вещества при затвердевании.

Хорошая клейкая основа для соединения стальных изделий должна отвечать всем техническим принципам качества:

  • максимальная прочность и надежность;
  • долговременность;
  • устойчивость к максимальным температурным изменениям;
  • водостойкость;
  • отсутствие расширения и усадки при отверждении;
  • антикоррозийная защита.

Чтобы надежно склеить металл при выборе необходимо учитывать надлежащие физико-механические свойства и геометрические формы совмещаемой поверхности. Связывающая основа должна понижать разницу между упругостью и коэффициентом теплового расширения.

Чтобы узнать подробнее посмотрите видео:

Оптимальным вариантом при выборе клея является вязкое вещество, которое способно соединить материал из металла не только друг с другом, но и с различными неметаллическими поверхностями.

Виды клея для металлических изделий

Часто при соединении двух материалов в домашних условиях возникает вопрос, чем приклеить металл к металлу крепко и надолго. В продаже есть немало клеящих веществ, выпускаемых различными фирмами. Они могут состоять из двух или одного компонентов, а также дополнительных примесей и наноситься на всю площадь склеиваемых частей или точечно.

Наиболее эффективными и популярными клеящими средствами считаются:

  • эпоксидный клей. В его состав входят смолы, вещества для ускорения отверждения и наполнители. Эпоксидные клеевые смеси могут быть жидкие и пастообразные. В основном они включают в себя два компонента, которые перед употреблением смешиваются. Такой клей является термостойким и водостойким, а также имеет хорошую износостойкость;
  • универсальный супер клей для металла — «Момент Супер Эпокси Металл». Он предназначен для комбинированного склеивания всех видов металлической поверхности. В состав клеящего вещества входят эпоксидные смолы и отвердители. С помощью него приклеивают стальные изделия к разным поверхностям. Суперклей отличается морозостойкостью и устойчивостью к воздействию растворителей и маслянистых веществ. Им легко наносить ровные швы, которые при отверждении не растекаются, и не уменьшаются в размерах;
  • двухсторонний скотч. Материал отлично подходит связки металла с металлом, а также с другими основами. Клейкая лента подбирается в зависимости от площади соединительных деталей и веса конструкции. Склеивание металлов таким вязким скотчем обеспечивает стойкое сцепление двух основ, которое практически не боится влияния различных внешних факторов;
  • холодная сварка. Такой вариант соединения деталей из металла выполняется за счет деформирования сварочной массы и полного внедрения ее в поверхность изделия. Это сцепляющее вещество может состоять из одного или двух элементов и является отличным средством для крепкого сцепления стальных материалов. Холодная сварка является клеем, который сохраняет свои характеристики при очень высоких температурах.

Для склеивания металлической или другой поверхности иногда используются клеевые силиконовые стержни, которые наносятся на материал при помощи специального пистолета при разогреве.

Как правильно соединить металлические поверхности

Как клеить металлические детали? Подобрав подходящий клей стальные предметы можно склеить своими руками без профессиональных навыков и дополнительного оборудования. Чтобы наклеить металл на металл следует провести следующие действия:

Посмотрите более подробно из видео:

  • поверхность тщательно очистить от ржавчины и обезжирить с помощью растворителя или другого удаляющего жировые загрязнения средства;
  • при использовании двухкомпонентного клея нужно смешать отвердитель с основой;
  • равномерно нанести клей на участки, предназначенные для склейки;
  • детали соединить, и сильно прижать друг к другу;
  • выдержать указанное в инструкции время для окончательной схватки клеящей массы;
  • застывшие швы при необходимости отшлифовать напильником или наждачной бумагой.

Наносить клей необходимо только на чистую и сухую поверхностью.

Подобрав хорошую клейкую массу и разобравшись как склеивать металлы можно качественно произвести процесс соединения стальных деталей самостоятельно.

Для создания неразъемных соединений кроме сварки и пайки широко используют клеевые составы.

Виды клея для металлических изделий

Любой клей, предназначенный для работы с металлом, который можно купить на рынке обеспечивает высокую прочность шва. И действительно, чаще всего разрушение происходит не в самом клеевом шве, а на границах. То есть, надежность шва обуславливается в первую очередь – качеством подготовки плоскости склеиваемых заготовок.

Специалисты, которые занимаются разработкой клея для металлов, предлагают множество рецептур, которые адаптированы для работы с металлами. но, можно выделить несколько типов, которые получили самое широкое распространение:

  1. Клеи на основе эпоксидной смолы.
  2. Холодная сварка.
  3. Двухсторонний скотч.

Двухкомпонентные клеи

Эти сорта получили широкую популярность вследствие того что они могут соединять детали и элементы из бетона, дерева, металлических сплавов и пр. Его универсальность и высокая адгезия и сделали его популярным для применения в быту и на производстве. Его применяют при ремонтных, монтажных работах. Кроме этого с его помощью проводят заполнение пустот, уплотняют соединения и пр.

Их применяют для склеивания влажных поверхностей, более того, некоторые из них допускают использование под водой.

Особенности двухкомпонентного клея для металла

Двухкомпонентный материал готовят к применению непосредственно перед началом работы. Такие композиции имеют небольшой срок действия. Это во многом определено компонентами, которые входят в него, но в основном этот материал сохраняет свои рабочие свойства не более трех часов. Это время можно существенно сохранить, если использовать подогрев.

Швы, выполненные с помощью этих материалов, отличаются высокой прочностью. Х применяют, например, при осуществлении соединения между втулкой и подшипником.

Двухкомпонентные клеи после схватывания приобретают определенную эластичность, которая, тем не менее, надежно удерживает склеенные заготовки. Это свойство позволяет его использовать для работы с паркетными пластинами и подложкой.

Преимущества двухкомпонентного состава для металла

Двух компонентные клеи обладают следующими достоинствами:

  • высокими прочностными параметрами;
  • водонепроницаемостью;
  • отсутствием проводимости электричества.

Клеи для металла могут быть использованы для изготовления определенных изделий. Для этого готовый материал заливают в заранее подготовленные литейные формы.

Полимеризация клея происходит только после смешения между собой его компонентов. Их, как, правило, поставляют расфасованными в разные упаковки.

Первый компонент – это эпоксидная смола, второй компонент – отвердитель. По рецетуре, это полимеры, но их свойства проявляются только после их перемешивания.

Надо обратить внимание на то, что эта работа необратима и может длиться недолгое время. Поэтому перед началом необходимо все заранее подготовить.

Однокомпонентные клеи

Материалы этого типа поставляют в разных формах упаковки. Для промышленного использования такой клей выпускают в тубах, выполненных из алюминия массой по 0,6 кг. Их легче перерабатывают после использования. Кроме этого в тубах, выполненных из этого материалы клей дольше сохраняет свои свойства.

Между тем, клеи, в рецептуру, которых входит один компонент, имеют ограниченный круг использования. Так, большая часть этих материалов, может быть, использована только при комнатной температуре, минимальный ее уровень равен +5 °C. При его хранении тоже необходимо соблюдать температурный режим, который определен производителей. Повышенная температура оказывает отрицательное влияние на клей и его свойства.

Как подобрать хороший клей

При выборе клея для работы с металлом целесообразно руководствоваться некоторыми простыми критериями:

  1. Геометрические размеры склеиваемых поверхностей.
  2. Физико – механические параметры материалов.
  3. Клей, который будет использован, должен снизить разницу между упругостью и коэффициентом термического расширения.

В том, случае, если будут склеены разные материалы, то можно использовать тот клей, который способен устранить эту разность. Если будут соединяться твердый и эластичный материал, то для твердого необходимо применять жесткий состав, и для мягкого, соответственно мягкий.

Преимущества клея для металла в решении производственных задач

Появление современных клеевых составов, привело к тому, что соединения такого типа стали широко применяться на производстве, например, металлоконструкций. В частности, такой способ соединения деталей становиться отличной альтернативой сварке или клепке.

Клеевые составы имеют ряд преимуществ перед названными методами создания неразъемных соединений при противодействии деформационным нагрузкам. Использование клеев устраняет проблемы связанные с коррозией, которая возникает в месте сварки.

Конструкции, собранные на клеевых швах имеют меньшую массу, сохраняют свою ударопрочность, с успехом противостоят деформационным нагрузкам.

Применение клея при создании конструкций позволяет еще на стадии проектирования можно заложить именно те материалы, которые обеспечат требуемые параметры соединению.

Ко всему прочему, использование клея положительно сказывается на себестоимости изделия в целом.

При сокращении механических способов создания неразъемных соединений в металлоконструкциях на клеевые производители, получают существенные выгоды. В частности, существенно упрощается технология сборки готового изделия.

Как правильно соединить металлические поверхности

Не редки случаи, когда возникает потребность в склеивании двух металлических деталей, даже в домашних условиях.

Перед тем как начать эту работу имеет смысл зайти в ближайший хозяйственный магазин и спросить так называемую холодную сварку.

Порядок склеивания холодной сваркой выглядит примерно так:

  • Во-первых, необходимо подготовить поверхности.
  • Во-вторых, удалить с деталей следы коррозии.
  • В-третьих, смешать между собой компоненты холодной сварки. Многие производители поставляют этот клей в виде заполненной трубки, где внешний слой – это один компонент, а внутренний – другой.
  • В-четвертых, их надо перемешать, до получения однородной массы. Кстати, при смешивании могут происходить химические реакции с выделением небольшого количества тепла.
  • В-пятых, полученную массу необходимо нанести на подготовленные поверхности.
  • В-шестых, металлические детали надо сжать между собой или положить под груз.

В зависимости от типа холодной сварки время отвердевания может быть разным.

Улучшение качества склеивания

Перед началом склеивания металлических деталей необходимо провести подготовительную работу, а именно необходимо ее зачистить.

Обе металлические поверхности, которые будут соединяться, должны быть очищены от грязи, жира, масел.

Для этого можно использовать моющие средства. После обработки, они должны быть насухо вытерты, не помешает продуть плоскость сухим воздухом.

Кстати, на рынке существуют вещества, которые называют праймеры. После обработки чистой плоскости этим составом улучшается адгезия.

Составы для статичного соединения отличаются довольно твердостью по шкале Шора. Ко всему прочему у этих составов высокая прочность. Полученные изделия являются монолитом и хорошо работают против сдвига слоев изделия. Этот способ стыковки применяют в металлических конструкциях которые не испытывают динамических нагрузок.

Деформационное склеивание металлов

Под этим видом склеивания металлов подразумевают стыковку металлических изделий находящихся в движении. Кроме того, это могут быть объекты, находящиеся в состоянии статичного покоя и подвергающиеся температурной деформации, или предметы, которые обладают разным температурным расширением.

Клей термостойкий для металла

Для скрепления заготовок используется несколько технологий: сварка, клепанное сочленение или склейка. Последний способ представляет собой точечное действие на заготовку для получения предельной прочности. Также учитывается возможное термическое воздействие на место шва. Для таких работ нужно использовать термостойкий клей для металла, рассчитанный минимум на 300 °C.

Состав и правила применения

Клей для металла, представляет собой клеевую массу, содержащую в своем составе один или два компонента. Как правило, в состав входят следующие компоненты:

  1. Основа – эпоксидная смола, она призвана обеспечить его пластичность и однородность.
  2. Наполнитель – металлическая составляющая.
  3. Дополнительные вещества – сера и многие другие элементы.

Прочность полученного соединения напрямую зависят от состава, качества подготовки соединяемых заготовок. Если выполнять такую стыковку в лабораторных условиях то полученный шов может показать лучшие характеристики, чем швы, полученные традиционной сваркой. Но практика показывает, что эти прочностные параметры будут существенно хуже и поэтому холодную сварку используют для проведения мелкого ремонта металлических и полимерных изделий.

Для получения максимальной эффективности соединения металлических заготовок следует выполнить несколько простых правил:

  • Обеспечить предельную чистоту плоскости соединяемых изделий.
  • Работа должна проводиться хорошо перемешанной смесью, в состав которой входят смола и отвердитель.

Для ускорения процесса соединения можно выполнить подогрев до определенной температуры. Информация об этом должна содержаться в инструкции по применению состава.

Преимущества склеивания

Использование склеивания металлов не требует от персонала, каких-то отличительных, профессиональных навыков и наличия специального оборудования. После окончания операции швы отличаются исключительной герметичностью и чаще всего отличаются устойчивостью к воздействию влаги. Эту технологическую операцию можно выполнять на любом месте. В отличие от традиционной сварки, клеевые швы, как правило, не подвергают дополнительной механической обработке.

Кроме того, склеивание металла не требует больших трудозатрат и это приводит к снижению себестоимости узла.

Такую технологию применяют тогда, когда не представляется возможным использовать другие способы соединения металлических заготовок.

Традиционным методом соединения металлических деталей является сварка либо винтовое соединение с помощью болтов и винтов. Сварной шов обеспечивает герметичное и неподвижное соединение деталей, однако не всегда имеется возможность применять сварку в домашних условиях. Дополнительную сложность представляет сварка тонкостенного металла. А также для сварки цветных металлов требуется специальное оборудование, что тоже вносит некоторые сложности в такой тип соединения металла с металлом.

Наиболее просто реализовать винтовое соединение двух деталей как в промышленных, так и в домашних условиях. Существенным минусом этого типа соединения является то, что, во-первых, оно не является полностью герметичным. Во-вторых, при различного рода деформации, прилагаемой к соединяемым деталям, прочность соединения зависит только от .

Большинства вышеописанных недостатков лишено клеевое соединение.

В настоящее время выпускается множество составов, способных соединить различные металлы, вне зависимости от их толщины или марки.

К тому же при клеевом соединении, в случае его деформации, нагрузка равномерно распределяется по клеевому шву. Это значительно увеличивает прочность такого соединения.

Виды клея для металлических изделий

Из множества видов клея, предназначенного для того, чтобы склеить металл с металлом можно выделить несколько групп:

  • Двухсторонний скотч. Выпускается в виде синтетической ленты различной толщины с нанесённым на обе стороны клеевым составом. Ширина ленты подбирается исходя от желаемой ширины клеевого соединения. Имеет высокую степень удобства склеивания металлических деталей. Толщина ленты позволяет получить герметичный клееный шов в случае неплотной подгонки деталей. К недостаткам двухстороннего скотча относят малую прочность склеиваемого шва и низкую долговечность.
  • Однокомпонентные смеси. Представлены в виде разнообразных клеев на основе резины или силикона. Состав, позволяющий склеить детали, полимеризуется на воздухе или под действием находящейся в воздухе влаги. Затвердевший состав напоминает плотную резину. Наиболее универсальны в применении, позволяют склеить не только металл, но и изделия из других материалов. Из минусов стоит отметить низкую прочность клеевого шва и необходимость тщательной подготовки склеиваемых поверхностей.
  • Двухкомпонентный клей. В качестве основы используется полиуретан или эпоксидная смола. Для полимеризации используются специальные отвердители. Могут быть как жидкими (например, клей «момент»), так и в виде пасты (холодная сварка). Обладает отличными склеивающими свойствами, шов крепкий и долговечный. Позволяет соединять заготовки из различных материалов. Двухкомпонентные составы образуют наиболее прочный и долговечный шов, который схватывается гораздо быстрее чем однокомпонентный.




Как видно, для того, чтобы склеить металл, существует большой ассортимент клеевых смесей, представленный разными производителями. Поэтому, отвечая на вопрос чем можно склеить металл с металлом, следует подробнее рассмотреть все возможные способы и варианты реализации соединения с помощью клея, и после этого можно будет сделать однозначный вывод о том, какой клей лучше всего подойдёт в определённом случае.

Как подобрать хороший клей

Ни для кого не секрет, что лучше всего работает та вещь, которая выполняет только своё предназначение. Такая же ситуация обстоит с клеем для металла. В зависимости от того, каким характеристикам должен отвечать шов, требуется выбрать подходящий для этой цели клей. Например, средство «Клён-812» позволит склеить между собой множество различных материалов. Шов при этом получается очень крепкий, но жёсткий и хрупкий. В силу этого его можно применять для изделий, не подвергающихся последующей деформации или вибрации. БК-20, на полиуретановой основе, образует эластичное и прочное клеевое соединение, поэтому ему не страшна деформация и вибрация. Ниже будет рассмотрено, в каких случаях лучше применять тот или иной клеевой состав.

Для получения прочного и долговечного соединения мало нанести клей на материал и сжать детали. Склеивание металлов состоит из ряда процедур, которые по мере выполнения можно разделить условно на три стадии:

  • Предварительный этап. Подготовка к склеиванию. На этом этапе поверхность деталей из металла очищается от твёрдых загрязнений и ржавчины. Затем желательно слегка заматовать сопрягаемые поверхности. Это делается для лучшей адгезии поверхности со склеиваемым материалом.
  • Процесс склеивания. Перед тем как нанести клеевой состав на детали, необходимо его тщательно размешать. В случае когда используется двухкомпонентная смесь, оба компонента тщательно перемешиваются в пропорциях, указанной в инструкции. Затем клеевую массу равномерно наносят на предварительно подготовленные склеиваемые поверхности. После нанесения клея, детали достаточно сильно сживаются друг с другом и оставляются на время схватывания клеевого состава. Время схватывания указано в инструкции и для разных составов оно различается.
  • На заключительном этапе проводят визуальный осмотр качества шва. Шов подлежит зачистке с помощью напильника или наждачной бумаги в случае необходимости. Если шов будет находиться под воздействием повышенной влажности, его гидроизолируют.

Этот технологический процесс является универсальным для всех составов и позволяет склеить не только металл, но и стекло, керамику, пластик.

Ни один шаг процесса нельзя пропускать, это приведёт к плачевному и непредсказуемому результату. Необходимо точнее рассмотреть действия, выполняемые на каждом этапе.

Важным этапом, влияющим на надёжность и долговечность соединения – является подготовка соединяемых поверхностей перед тем, как их склеить. Клеевой состав не может нормально закрепиться на грязной или покрытой ржавчиной поверхности, поэтому предварительно следует пройтись по месту соединения наждачной бумагой зернистостью 120–240. В случае наличия какого-либо твёрдого покрытия типа краски, лака или другого, его также необходимо удалить. Наждачная бумага оставит небольшие риски, их не стоит бояться. Они нужны для хорошего сцепления клея и металла. После механической обработки детали тщательно обезжиривают растворителем или ацетоном.

Можно использовать любой растворитель, так как металлические детали он не в состоянии повредить. Однако не стоит использовать бензин или какие-либо разбавители для красок.

Они оставляют на поверхности металла тонкий слой присадок, которые помешают прочно склеить металл. После обезжиривания, дождавшись высыхания поверхности, можно приступать к операции склеивания. В зависимости от вида шва различают статическое и деформационное склеивание.

Статичное жёсткое склеивание металлов

Применимо в конструкциях, которые не подвержены динамической деформации. Применяемые для такой склейки смеси образуют очень твёрдый и прочный шов, способный выдерживать большие нагрузки. Фактически две детали после такой склейки образуют монолитную конструкцию, очень устойчивую на сдвиговый разрыв. При этом применяется клей типа PURAFLEX 9155 или Клён-812.

Недостатком жёсткого соединения деталей является хрупкость шва, поэтому те конструкции, которые подвержены деформации, нуждаются в деформационном склеивании и выборе другого клея.

Наибольшее применение жёсткое склеивание получило в строительстве и станочном производстве.

Деформационное склеивание металлов

Деформационные швы применяются в том случае, если конструкция, подлежащая склейке, испытывает различного рода деформации или вибрации. Склейка при этом довольно пластична и может немного растягиваться. Составы, применяемые при такой склейке, чаще всего на основе полиуретанов или эпоксидные смолы с пластификаторами. Можно порекомендовать такие средства для склейки, как PURAFLEX 9140 или ВК-20. Они незаменимы при сборке конструкций подверженных вибрациям. Чаще всего их используют при сборке дверей, кабин, лифтов.

Основой большинства составов, способных склеить различные детали, является эпоксидная смола. Она обладает высокой адгезией практически к любым материалам, таким как металл, пластик, стекло, керамика. Под действием отвердителей, эпоксидная смола полимеризуется и становится твёрдой. Будучи доведённой до твёрдого состояния по правильной технологии, эпоксидная смола без наполнителей абсолютно безвредна для организмов. Однако её применение в промышленных условиях имеет ограничение из-за того, что при отвержении некоторая часть остаётся в первоначальной форме.

Неотверждённая эпоксидная смола является сильным ядом и может нанести непоправимый вред организму.

В зависимости от количества наполнителя и пластификатора, эпоксидной смолой можно склеить металл так, чтобы получился как статичный жёсткий шов, так и эластичный деформационный.

Улучшение качества склеивания

Как говорилось ранее, большое влияние на то, как состав склеит металл, оказывает предварительная подготовка поверхностей. С помощью наждачной бумаги поверхность должна быть тщательно очищена от ржавчины и других твёрдых загрязнений. В процессе очистки также необходимо удалить краску, старый клей и прочие слои, покрывающие голую металлическую поверхность. Зернистость наждачной бумаги лучше всего брать 120–240, она нанесёт необходимые риски, за которые клей сильнее зацепится. После механической очистки плоскости, её тщательно обезжиривают с помощью растворителя или ацетона. Бензин, керосин или иные разбавители для красок использовать не рекомендуется, они оставляют на поверхности склеиваемых заготовок тонкий слой инородного материала, который не даст хорошо их склеить.

Дополнительными мерами, которые позволят качественнее склеить металлические детали, является использование специальных праймеров. Они наносятся на склеиваемые поверхность перед тем, как их непосредственно склеят и служат для улучшения адгезии между клеевым составом и материалом.

Например, каким бы хорошим сцеплением ни обладала эпоксидная смола и металлическая поверхность, большей адгезией к металлу, из доступных клеёв, обладает клей БФ-2. Поэтому данный праймер широко используется среди яхтсменов, где необходимо, чтобы эпоксидка прочно склеила две детали, и шов не боялся влаги. Для этого на тщательно подготовленные склеиваемые участки тонким слоем наносится БФ-2. Его слой сушится в течение часа-полутора при температуре от 130 до 180 градусов. Главное, чтобы слой клея высох, а не сгорел или перегрелся. Далее можно склеить эпоксидной смолой по инструкции, клееный шов при таком соединении будет гораздо прочнее, чем без применения БФ-2.

Склеивание материалов с различными коэффициентами линейного расширения

Различные коэффициенты линейного расширения материалов приводят к тому, что при нагреве и охлаждении, клеевое соединение испытывает значительную нагрузочную деформацию. Логично будет рассудить, что сам шов при этом должен быть довольно эластичным. Такие материалы лучше всего склеит смесь на основе полиуретана. В принципе не видно разницы при склеивании материалов с разным коэффициентом расширения и деформационным склеиванием. Основное различие состоит лишь в том, что в первом случае клеевой шов должен выдерживать большую температуру.

Склеивание металлов при воздействии влажности

Голая поверхность металла довольно сильно подвержена воздействию влаги. При этом происходит окисление металла и его коррозия. В основном клееный шов весьма устойчив к воздействию влаги и практически не меняет своих характеристик в течение продолжительного времени. Однако, в случае постоянного присутствия влаги возле клеевого соединения, клей может впитать её. Металл при этом будет находиться непосредственно под воздействием влаги, что, несомненно, вызовет процесс коррозии.

Для того чтобы предотвратить эти губительные процессы, клеевые швы дополнительно герметизируют каким-либо водостойким покрытием. Например, слоем краски.

В случае когда необходимо склеить металл с пористым материалом, поры которого могут спокойно проводить влагу, этот пористый материал также следует предварительно гидроизолировать, нанеся на него краску, лак или подобную гидрозащиту.

«Жидкие гвозди», подходящие к условиям влажности

В заключение хочется заметить, что склеить металлические детали под силу каждому. Грамотный подбор клея и материалов для склеивания, а также тщательная подготовка поверхности, согласно изложенному в статье материалу, делают клееное соединение металлов реальной альтернативой электрической сварке. При этом можно склеить между собой материалы, которые нельзя сварить. Такие материалы, как металл и пластик, керамика, камень, дерево. Склеить можно практически всё.

Вопрос о приклеивании металлических деталей возникает не только у профессионалов. В быту иногда возникает необходимость починить какое-либо изделие. В семьях, где есть дети, часто требуется восстановить работоспособность игрушек.
Не зная свойств клеящих веществ, невозможно правильно произвести склейку. А если нужно приклеить металлическую часть к другому материалу, или склеить две металлические части, то современные взрослые люди не умеют выполнить такую простую работу. Для некоторых оказывается проще выбросить и купить новую, чем реставрировать нужную вещь своими руками.

Требования к клею для металла

Чтобы металлические детали было можно соединять с помощью клея, нужно:

  • знать, как в каких условиях будет эксплуатироваться изделие. Предмет может простоя стоять на полке, украшая ее своим присутствием;
  • какую конечную прочность должно выдерживать соединение после склеивания;
  • какие нагрузки предстоит воспринимать. Например, возможно наличие только небольшой статической нагрузки. Есть узлы, которые испытывают динамическое нагружение;
  • что и с чем нужно склеить, когда соединяют две металлических детали, то ориентируются на особенности металлов. Возможна склейка металла и пористого материала, здесь будут иные условия фиксации.

Металлы подвергаются коррозии из-за влаги, находящейся в воздухе. Некоторые связующие вещества теряют свойства при намокании. Они просто разбухают, склеенные части отваливаются. Условия эксплуатации могут потребовать находиться готовому устройству на открытом воздухе. Здесь клей должен быть водостойким, выдерживающим и перепады температуры.
Итак, клей для металла должен обеспечивать ряд условий использования:

  • обеспечивать максимальную прочность соединения, чтобы гарантировать надежное использование деталей;
  • в течение длительного времени сохранять свои свойства;
  • вне зависимости от температуры сохранять качество склейки;
  • быть водостойким;
  • усадка после отверждения не должна быть большой;
  • быть химически нейтральным и предохранять место склеивания от коррозии.

Чтобы правильно выполнить клеевое соединение, нужно учесть физико-механические характеристики материалов, а также особенности геометрии предметов.

Как выбрать водостойкий клей для металлов

Что же предлагают производители для склеивания металлов? Список довольно большой. Следует предварительно разобраться в особенностях предлагаемого товара.
Водостойкий клей по металлу делится на группы по своей структуре:

  • растворы на основе ацетона – здесь в качестве связующего используют растворимые пластики. После испарения растворителя остается только пластмасса, соединяющая разные материалы. Клеи этой группы хорошо соединяют разные предметы, но при повышении температуры происходит разрушение в зоне склейки;
  • полимеризующиеся органические вещества довольно эффективно фиксируют материалы разных типов. Бывают эластичные: клей БФ-6, клей 88, а также жёсткие – клей БФ-2. В них для придания текучести добавлен растворитель, он тоже испаряется;
  • двухкомпонентные связующие на основе эпоксидной смолы дают самые прочные соединения. Требуют специальной подготовки поверхности, а также соблюдения соотношения объемов смолы и отвердителя;
  • двухсторонний скотч – это промежуточный элемент, который помещается между металлами или другими соединяемыми предметами. Выпускается в нескольких вариантах по прочности. Многие монтажники предпочитают использовать этот тип для получения жестких фиксаций;
  • холодная сварка – это одно- и двухкомпонентные вязкие пластики, которые предварительно необходимо размять, чтобы входящий в их состав клей начал работать;
  • суперклей на основе термопластов, он при нагревании переходит в жидкое состояние, а при остывании становится жестким. Такие материалы используют весьма ограничено, надежность соединений невысокая. Применяют только для кратковременного использования в критических ситуациях;
  • термоклей – это сравнительно недавно появившаяся разновидность термопластов, используется в клеевых пистолетах. Подходит для небольшого ремонта. Его применяют рукодельницы. Там у термоклея неоспоримое превосходство перед другими аналогами.

Следует ознакомиться с некоторыми брендовыми видами клея для металлов.

  1. «Супер Момент Макси» – клей из Ирландии. Его рекомендуют для приклеивания изделий из полимерных материалов к металлическим предметам. Адгезия довольно заметная. Может образовывать тонкую пленку. Через 8 часов производитель гарантирует высокой качество склейки. Нужно четко соблюдать инструкцию.
  2. KLEBER 645 – рекомендован для приклеивания светильников, корпус которых изготовлен из оцинкованной стали. Соединяет между собой металл и пластик. Дает неплохое соединение с древесиной. Водостойкий. На сайте производителя приводят примеры склеивания металлического каркаса теплицы. Представлен и сертификат, где приведены полные характеристики.
  3. 690 2K MS KLEBER – двухкомпонентный клей. Рекомендуется для получения прочных швов. Производитель утверждает, что им безопасно соединять детали лифтов. Нужна тщательная подготовка поверхностей и соблюдение режимов фиксации деталей.
  4. PURAFLEX 9155 – однокомпонентный клей. Обладает не только отличной водостойкостью. Его характеризуют как термостойкий клей для металла. Выдерживает в течение 8 часов температуру 200 °С.
  5. PURAFLEX 9140 – однокомпонентный клей. Его используют в автомобильном производстве и самолетостроении. Позволяет приклеить резину к металлу. Сохраняет эластичность в зоне склейки.
  6. ЭД-6 – эпоксидный клей, прозрачный желтоватого цвета. Реализую вместе с отвердителем. На практике в него добавляют металлические порошки, что упрочняет соединение. Подходит для ответственных фиксаций соединяемых изделий. Полная полимеризация наступает через 24 часа.
  7. Клей ЭДП (ЭД-20) – аналог ЭД-6, но чаще используется для изготовления мастик для заделки трещин и повреждений в металле.
  8. БФ-6 – клей для соединения резины, пористых материалов. Может применяться для приклеивания к металлу.
  9. БФ-2 – прочный клей для жестких соединений, полная прочность достигается после выдерживания при температуре 180…200 °С.
  10. Клей 88 – любимый клей производителей обуви, достаточно пластичен, хорошо соединяется с металлами.
  11. Обувной «Марафон», аналог 88 клея. Очень дорогой, импортируется из ФРГ.
  12. «Титан» – отличный растворимый в ацетоне клей. Быстро схватывается, держит до 80 кг/см 2 . Прост в применении.
  13. Жидкие гвозди «Момент Монтаж» – клеящее вещество находится внутри тубы. Для работы нужен монтажный пистолет. Используется мастерами по ремонту автомобилей.
  14. Цианокрилатный «Космофен» – один из лучших представителей клеящих веществ. Дорогой, но показывает самые лучшие результаты.
  15. Plexus A420 – универсальный клей, соединяет разные детали, производитель дает гарантию на множественные комбинации.

– Как склеивать металл? – вопрос задают довольно часто на самых разных форумах. Решения подобных вопросов следует рассмотреть на отдельных примерах.
При эксплуатации автомобилей иногда повреждается топливный бак (у современных автомобилей он размещен под багажником в самой нижней части). Его можно починить, даже не вынимая наружу, нужно только воспользоваться ямой или установить автомобиль на эстакаду (поднять на подъемнике). Вариант использования эпоксидной смолой (рис. 1).
Рис. 1 Заделка топливного бака эпоксидной смолой

  1. Нужно зачистить место не только, где имеется повреждение, но и рядом.
  2. Перемешать смолу с отвердителем в пропорции, указанной на упаковки.
  3. Подготовить кусочки хлопчатобумажной ткани по размеру зачищенного пятна.
  4. Пропитать ткань в эпоксидной смоле.
  5. Расправить и наложить на очищенное пятно.
  6. Наложить еще не менее трех слоев пропитанной в эпоксидке ткани.
  7. Остатки смолы палочкой нанести вокруг места ремонта.
  8. Для ускорения высыхания можно слегка подогреть феном (не выше 80 °С, чтобы не воспламенились пары бензина).

Внимание! Работу выполнять в полиэтиленовых перчатках в вентилируемом помещении.

Вариант использования клея «Момент» (рис. 2).

Рис. 2 Ремонт топливного бака клеем «Момент»

  1. Нужна плотная ткань. Из нее вырезается небольшой кусок, чтобы покрыть зону имеющегося отверстия. Некоторые пользователи используют тонкую ткань, уложенную в несколько слоев.
  2. Зачистить место вокруг повреждения, использовать шкурку.
  3. Обезжирить любым растворителем, предпочтительно 646 или ацетоном.
  4. Полностью пропитать ткань. Можно использовать также аналоги клея «Момент».
  5. Смазать место склейки клеем, нужен тонкий слой, поэтому желательно размазать с помощью кисти или палочки.
  6. Подержать пропитанную ткань пару минут, чтобы клей насытился воздухом.
  7. Приложить пропитанную ткань на место пробоя, желательно хорошенько расправить и прижать.
  8. После полной полимеризации клея место подкрасить нитрокраской.

Практика показала, что отремонтированные подобным образом топливные баки служат до конца срока эксплуатации автомобиля. Водостойкий клей надежно сохраняется при сложных условиях работы авто.
Современные клеящие материалы, предназначенные для работы с металлом, позволяют соединять изделия в самых разных сочетаниях. Если соблюдается технология и правильно подобраны компоненты для работы, то достигается высокое качество фиксации элементов.
Клей для металла с морозостойкими свойствами должен быть в аптечке автомобилиста. С его помощью в дороге всегда можно выполнить ремонт любой сложности.

Видео: Лучший клей для пластмассы и метала.