Четыре способа сделать цветочный барельеф. Цветочный барельеф

Обычные окрашенные или оклеенные обоями стены в интерьере смотрятся слишком избито. Поэтому многие люди стремятся акцентировать внимание на стенах картинами и другими декоративными приемами. Одним из наиболее необычных и сложных видов отделки считается барельеф. Настенные рельефы — это не столько способ отделки, сколько полноценное произведение искусства. При помощи такого приема можно воссоздать на стене сюжетные рельефы, портреты членов семьи или любимые этнические мотивы.

Зачастую барельефы используют в помещениях с камином или печью. В таком случае объемный элемент может не иметь сюжета или идейного посыла, его создают в качестве визуального обрамления очага. Также барельефы выгодно смотрятся в области дверных и оконных проемов. При отделке таких объектов нужно правильно подобрать вид и размер узора. Новшеством среди объемного декора считаются рельефы с подсветкой. С ее помощью можно сделать узоры и сюжеты отделки объемнее.


Особенности рельефов

В отличие от мозаики и настенной росписи, рельеф может быть монохромным. Часто объемные барельефы выполняют с использованием 2-4 оттенков одного цвета. В барельефах главной выразительной единицей считается именно объем, чтобы его подчеркнуть необходимо лишь выбрать и установить грамотное освещение. Свет не обязательно должен быть искусственным, так в древнегреческих и древнеегипетских рельефах естественный солнечный и лунный свет мог разительно преобразить контуры панно. Поэтому барельеф рекомендуется размещать в помещении с выразительным дневным верхним светом.


Многие считают, что барельеф — это недоступный для большинства вид декора. Если у вас есть базовые художественные навыки, вы вполне сможете создать объемный рельеф собственноручно. Для создания барельефа своими руками следуйте описанной ниже инструкции.

Создание барельефа своими руками

Люди, ни разу не сталкивающиеся с отделочными работами, считают, что барельеф - декор, отливаемый в гипсе. Однако на самом деле объемные фигуры наносят непосредственно на стену, что делает каждый объект неповторимым. Даже если для рельефа используется один исходный эскиз, итоговые работы выдут разными. Чтобы воспроизвести на стене даже простое панно нужно иметь хотя бы базовые навыки лепки. Однако при четком следовании инструкции даже новичок сможет создать несложный рельеф.

Выбор материала

Перед началом работ необходимо выбрать материал для панно. Чаще всего для подобных работ используют:

  • штукатурку;
  • алебастр;
  • гипс;
  • глину.

Опытные мастера создают собственные рецепты рабочего состава. Новичкам же рекомендуется начинать создание барельефа с глины или с гипсовой штукатурки.

Создание основы

Когда материал выбран, начинают создание основы, на которой и будет проявляться контур будущей работы. Для нанесения массы необходимо создать плоский деревянный ящик с низкими бортами: для дна можно использовать фанеру, а для бортов плоские рейки. Размер ящика должен немного перекрывать размер будущей работы. В качестве формы можно использовать готовую жесткую коробку или пластиковый контейнер.


Дно ящика устилают полиэтиленовой пленкой так, чтобы на нем не было морщин и сгибов. Когда форма обмотана пленкой - приступают к замешиванию смеси. Состав всех веществ индивидуален, в зависимости от производителя, поэтому при приготовлении следуйте инструкции, указанной на упаковке. Готовый состав заливают в форму. Если вы хотите создать большой барельеф или горельеф - армируйте состав в ящике. После заливки смеси ящик нужно отставить, чтобы произошло первичное высыхание гипса.

Наращивание барельефа

После подсыхания состава в форме можно приступать к изготовлению панно. Важно помнить, что контур будущего рисунка заполняется свежей смесью. Барельеф наращивают постепенно, добавляя каждому слою массы. При этом каждый последующий уровень наносят при высыхании предыдущего. Контуры рисунка наносят на массу при помощи стека и полиэтилена. Пленку устилают на панно и продавливают контур слоя, затем его заполняют массой. Когда слой высыхает, наносят контур нового и так до завершения всего объема.


Оптимальный материал для наращивания объема барельефу - штукатурка. Материал очень пластичен в сыром состоянии. Его податливость позволяет добавлять слои и убирать излишки без ущерба общему контуру. В течение работы можно постоянно корректировать барельеф. Еще один плюс материала в том, что его можно шкурить и стачивать до окончательного высыхания.


Если создание барельефа пошло не по плану, можно отрезать сектор барельефа и сделать его заново. Устранение дефекта объема выполняется двумя способами:

  • Резаком срезают небольшой сектор объема, после чего место наращивают заново. Для работы используют металлические столярные резаки и стамески.
  • Вокруг неудавшегося сектора наращивают толщу материала так, чтобы дефект оказался ниже.

Вышеописанными способами можно не только убирать излишки, но и создавать углубленные рельефы. Также можно определенные эффекты на барельеф создавать резаками, но глубокие прорези делать не рекомендуется.


Создание панно без основы

Очень часто в качестве мотива для барельефа используют растительные мотивы, например, цветы. Наиболее популярными считаются лили и тюльпаны (смотрите пример подобного барельефа на фото). Эти растения выглядят очень эффектно и узнаваемо, но при это их очень легко создать даже начинающему мастеру.

Часто простые рельефы наносят сразу на стену, без сборки основы. В таком случае важно защитить мебель и стены от попадания штукатурки. Для этого используют полиэтиленовую пленку и малярный скотч.


Для создания барельефа по такой технологии на стену наносят контур эскиза. Основание покрывают шпаклевкой и ждут высыхания. Когда слой просохнет - его грунтуют. В качестве грунтовки рекомендуют использовать краску-грунт, она способствует хорошей адгезии рельефа с поверхностью. Высыхание состава занимает 3-4 часа (в зависимости от толщины слоя).

На грунт кельмой наносят марсельный воск. Материал очень быстро застывает, что делает его оптимальным для создания основы. Воск, чаще всего, имеет белый цвет. После застывания форму можно покрыть тонировкой или цветными акриловыми красками. Марсельным воском наносят от 3 до 10 слоев (в зависимости от сложности рисунка). Материал быстро сохнет, поэтому рельеф можно сделать в течение суток. В качестве рабочих инструментов используют мастихины и лопатки, приобрести их можно в любом художественном магазине.


Создавать барельеф очень сложно, особенно начинающим мастерам. Если раньше вы не занимались подобным ремеслом, вам может недоставать усидчивости. В процессе создания рельефа время пролетит очень быстро, особенно если у вас будут получаться определенные элементы барельефа.

Чтобы ваш барельеф получился качественным и прочным - соблюдайте точную технологию нанесения. Не спешите закончить работу раньше времени, иначе конструкция не просохнет и быстро разрушится.

Рельефная штукатурка своими руками может быть сделана после изучения технологии ее нанесения и выполнения учебных практических работ на небольшом участке стены или загрунтованной фанере.

Нанесение декоративной штукатурки, без преувеличения, можно назвать искусством, особенно если она наносится не хаотично, а в виде настенного панно, которое способно украсить стены в даже самом респектабельном особняке. Иногда, глядя на такие произведения, трудно представить, что выполнены они из обычной штукатурной массы.

Декоративная штукатурка используется для отделки стен уже много веков, изменяясь в соответствии со стилем, но всегда оставаясь очень востребованной в оформлении интерьеров. Особенность этой техники состоит в том, что практически невозможно воспроизвести одинаковый рисунок дважды — они могут быть очень похожими, но одинаковыми — никогда. Кроме рельефа, стене придаются объем и цветовая тональность, разнообразия которой добиваются различными способами. Причем , при желании , можно изменить цвет стен. Это сделается очень легко, — приобретается краска нужного колера и с помощью валика или губки наносится на поверхность.

Нанесенная на стены штукатурка может иметь любой рисунок, но может слегка выступать над поверхностью или даже на 10 15 мм, а может только лишь цветом создавать ощущение объёмности. Рельефный рисунок может имитировать высокую траву, кору дерева, стену, поврежденную насекомыми — «короед», камень и много других разнообразных завитков и линий.

Штукатурная смесь, предназначенная для рельефа, пластична, ее легко наносить на подготовленную поверхность и выводить из нее рисунок.

Основные принципы технологического процесса

Чтобы оштукатуренная стена выглядела эффектно, все работы следует производить пошагово, согласно технологии.

  1. Выбирается рисунок, который хотелось бы иметь на стенах комнаты. Его образец во время работы должен быть всегда под рукой, чтобы, постоянно сверяясь с ним, воспроизводить нечто подобное на поверхности.
  2. Далее, необходимо тщательно подготовить стены — снять с них обои, старую штукатурку, если она наложена многочисленными слоями, или краску.
  3. Мелкая пыль сметается щеткой или веником, а некоторые поверхности требуют обработки водой или грунтовкой. Грунтовку используют еще и в качестве антисептика, для защиты стен от грибка и насекомых.
  4. После того как поверхность будет готова. можно замешивать и наносить стартовый слой штукатурки, который станет основой под финишный слой с рельефным рисунком.
  5. После просыхания стартовой штукатурки, ее лучше всего еще раз покрыть грунтовкой, которая добавит поверхности адгезионных качеств.
  6. Когда стена окончательно просохнет можно формировать рельеф финишной штукатуркой.
  7. Далее, для каждого рисунка проводятся свои манипуляции. в одном случае, после схватывания смеси, поверхность рельефа равняется, в другом — просто остается сохнуть.
  8. Если для воспроизведения рисунка требуется нанесение нескольких слоев , то каждый из них накладывается после полного просыхания предыдущего.
  9. Затем, стена покрывается выбранным колером, а после схватывания краски, ее излишек с выступающих частей рельефа может будет снять с помощью влажной губки.Этот процесс подчеркнет объем рельефа и разделит цвет на разные тона.

Внесение непродуманных изменений в отработанный технологический процесс выполнения отделочных работ может негативно повлиять на конечный результат, поэтому нужно четко выполнять все этапы поочередно . Возможно, для того чтобы добиться нужного рельефа, потребуется не один день, но торопить события ни в коем случае не следует.

Для выполнения любого объемного рисунка понадобятся определенные инструменты и дополнительные приспособления, иногда самые неожиданные.

Инструменты и принадлежности

Кроме традиционных инструментов для штукатурных работ, могут понадобиться один или несколько дополнительных элементов:

— губка для придания рисунку характерной «пузырчатой» поверхности или для создания цветовой тональности рельефа;

— валик с насадкой, которая имеет выбранный рисунок для оттиска на влажной штукатурке, если таковой задуман для нанесения;

— валики, которые позволяют создать рельеф травы или же горизонтальных ровных или хаотичных полос;

— полиэтиленовая пленка , щетка или обычная резиновая перчатка также могут стать инструментом для придания стене объемных форм;

— пригодиться может любой элемент, имеющий фактурные формы, которые могут отпечататься на сырой штукатурке и сделать ее рельефной;

— можно создать на поверхности имитацию кожи, для этого существуют специальные насадки на валик;

Валик «под крокодиловую кожу»

— для изготовления некоторых рельефов главным инструментом становятся шпатели разной ширины, в любом случае , без этого элемента в создании объемного рисунка все равно никак не обойтись.

Вообще, рельефная штукатурка дает практически безграничные возможности для проявления фантазии, и это не только в выборе рисунка стены, но и в подборе инструментов для его создания. Например, тут может найти применение даже обычная чайная ложка, или же лопаточка из маникюрного набора.

Материалы

Перед началом работы, естественно, нужно позаботиться о заблаговременном приобретении всех необходимых материалов.

1. Для выравнивания поверхности под выведение рельефа декоративной штукатуркой хорошо подойдут смеси:

  • На гипсовой основе, но только в том случае, если рельефный слой будет выполняться из того же материала.
  • Раствор на цементной основе, который можно изготовить самостоятельно в известных всем пропорциях: на три части очищенного песка одна часть цемента . Но все же лучше под рельефную штукатурку использовать готовые смеси. Они более пластичны, и с ними намного проще работать.
  • Еще одним материалом для стартового слоя может быть выбрана глина, но в последние годы к такой технологии обращаются крайне редко, предпочитая более современные составы. Хотя нужно отметить, что глина обладает замечательными качествами, такими, как экологическая чистота и эластичность.

2. Для декоративного оформления стены применяют специально предназначенные для этого процесса отделочные смеси. Они могут быть разными, поэтому на упаковке, производитель указывает, для какого рельефа предназначена данный состав. Сами по себе смеси могут быть неоднородными и включать различные компоненты, в том числе и крупную, иногда каменную крошку.

Штукатурка — готовый к применению состав

Производится штукатурка и в готовом, разведенном до нужной консистенции виде. Такой вариант несколько дороже сухой смеси, но зато не нужно выдерживать точные пропорции разведения порошка до нужного состояния. Приобретя штукатурку в виде однородной массы, ее сразу же можно наносить на подготовленную поверхность. Удобство состоит еще и в том, что такое ведерко с остатками смеси можно плотно закрыть, и штукатурка останется во вполне пригодном состоянии достаточно длительное время.

3. Для грунтования поверхности под штукатурку выпускается немало различных составов, производимых в жидком состоянии или пастообразном. Под стартовый, выравнивающий слой накладываемой смеси лучше использовать антисептические жидкие составы глубокого проникновения. Под финишную декоративную штукатурку, чаще всего используют пастообразные массы, которые создают наиболее благоприятную основу для наложения декоративного слоя.

4. Для окраски застывшей штукатурки обычно используют краски на водной основе — водно-дисперсионные и эмульсионные. Их производят в различных цветовых гаммах, но при желании получить особенный эксклюзивный цвет можно использовать специальные красители, которые добавляются в белую, самую востребованную водную краску.

5. Готовую окрашенную и высохшую стену рекомендовано покрыть лаком. Нанесение хотя бы одного слоя такого покрытия поможет сохранить декоративное оформление стены на более долгий срок в первоначальном состоянии. Для некоторых рисунков, сделанных на стене, покрытие лаком просто необходимо, причем накладывают его в несколько слоев , чтобы добиться необходимого эффекта. Особенно это относится к имитации крокодиловой кожи или отшлифованного камня.

6. В качестве вспомогательного материала нужно обязательно приобрести малярную ленту (скотч), которой обклеивают поверхности, вокруг зоны проведения работ по оштукатуриванию.

Порядок выполнения работ

Чтобы сделать работу действительно качественно, нужно знать подробности каждого ее этапа. Они заслуживают отдельного рассмотрения.

Подготовка стен

Для того чтобы штукатурный слой лег качественно и надежно , очень важным условием являются чистота и сухость поверхностей, на которые он будет укладываться. Поэтому , стены перед выравниванием и оштукатуриванием нужно тщательно обработать и подготовить, учитывая следующие моменты:

  • Все поверхности очищаются от старых покрытий. Если штукатурка плотно прилегает к стене и имеет хорошее качество, после того, как с нее сняли краску или побелку, на ней с помощью топора делают насечки, глубиной в 8— 12 мм. Этот процесс необходим для лучшего сцепления старой и новой штукатурки.
  • Иногда старая штукатурка снимается полностью, это происходит в том случае, если она начала отставать или при простукивании явно чувствуется ее ненадежность .
  • Подготовленную таким образом поверхность стен очищают от кусочков штукатурки и пыли.
  • Затем, всю подготавливаемую поверхность покрывают антисептической грунтовкой глубокого проникновения. При необходимости этот процесс пр оводят два или даже три раза для скрепления старой штукатурки и обеспечения адгезии двух материалов. Грунтовку наносят с помощью валика или широкой кисти, причем каждый из слоев наносится за один раз на всю поверхность, при этом желательно избегать многочисленных подтеков .
  • После просыхания грунтовки, переходят к замешиванию раствора штукатурки, если она будет готовиться из сухой смеси.

Нанесение базового слоя

Следующим идет базовый или стартовый слой штукатурки, который служит не только основой для декоративного слоя, но и в качестве выравнивающего.

  • Раствор замешивается с помощью строительного миксера или электродрели и специальной насадки. Если используется смесь на гипсовой основе, то ее не делают слишком много, так как она имеет свойство очень быстро схватываться.
  • Далее, готовый раствор в зависимости от необходимой толщины наносимого слоя набрасывается мастерком или накладывается с помощью шпателя и строительной терки . Толщина слоя во многом будет зависеть от ровности поверхности стены.
  • Если стены не слишком ровные, то на них иногда устанавливают маячки, по которым и выравнивается набросанный раствор.
  • Раствор затирается теркой круговыми движениями, направленными против часовой стрелки.
  • Стены выравниваются, по возможности , практически до идеальной ровности. Затем на схватившуюся штукатурку вновь наносится грунтовка.

Нанесение рельефной штукатурки

Самым интересным и творческим моментом является нанесение задуманного рельефного слоя. Этот процесс, как говорилось выше, проводится с использованием разных инструментов. Очень важно, чтобы раствор для рисунка получился однородным, если конечно, не задуман рельеф, обязательным условием для которого является именно подчеркнутая неоднородность состава.

  • Нанесение рельефа шпателем имеет несколько техник — это могут быть короткие мазки или ленты, имеющие сложные повороты. Далее рисунок может быть сглажен или оставлен в первоначальном состоянии. Позднее цвет определит свет и тень в рельефе и добавит ему объема .
  • С помощью обычной полиэтиленовой пленки можно воспроизвести различные объемные рисунки, Их наносят сжатой в комок пленкой или же наклеивают ее на мокрую штукатурку, аккуратно собирая ее неглубокими складками. Затем верхние части обычно сравниваются широким шпателем или ровным валиком, в результате получается утопленный под ровный слой рельеф, который просматривается местами. Цвет также выделит объемность рисунка.

Инструментом может послужить смятый кусок полиэтиленовой пленки ….

… или, например, кухонная сеточка для мытья посуды

  • Использование штукатурки с добавлением крупного «зерна » позволяет сделать на поверхности ровные горизонтальные или вертикальные полосы за счет протаскивания теркой твердых вкраплений через мягкую массу штукатурки. Кроме ровных полос, с помощью такой неоднородной смеси можно создавать полукружья или полноценные круги, а цвет расставит все по своим местам.
    дает широкий спектр возможностей для создания многочисленных рисунков. Причем , если даже в строительном магазине не найдется нужных насадок, их можно смастерить собственными руками — это может быть намотанная на валик веревка или та же пленка из полиэтилена, закрепленная губка или мех. Стоит только включить фантазию — и можно придумать совершенно эксклюзивные фактуры, которые можно опробовать на небольшом участке стены или фанеры.

Видео: самодельный валик для создания «травяного» рельефа

  • Если же удалось найти насадку с устраивающим рельефным рисунком, то работа пойдет очень быстро.
  • На подготовленную и прогрунтованную стену наносится декоративная штукатурка, и по еще сырому материалу проводят валиком с насадкой — эта техника дает отличный эффект, Единственный недостаток подобной методики — это то , что рисунок не будет эксклюзивным – «узор» повторяется после каждого оборота валика.
  • Шпателем-гребнем можно нанести замысловатые или правильные фигуры, которые смогут придать стенам порядок или, наоборот, расширить их визуально за счет хаотичности рисунка.

Гребенчатый шпатель позволяет создать оригинальные узоры

  • Еще одним предметом, похожим на гребень является щетка , которая может выдать совершенно неожиданные рельефы, но имеющие небольшую углубленность .

Фантазировать в создании объема на стене можно до бесконечности — все зависит от желания и «креативности» хозяина, проводящего отделку своего жилища.

Видео — Техника «венецианской» штукатурки

Окраска оштукатуренных рельефных стен

При нанесении на стены рельефной штукатурки, можно выбрать сразу материал, имеющий определенный цвет, но работать в такой технике сложно— это под силу мастерам, имеющим достаточно высокую квалификацию и практический опыт. Для самостоятельной же отделки чаще всего берется белая штукатурка, которой после ее высыхания придаются выбранные оттенки.

Это можно сделать готовой краской нужного тона, или же изготовленной из белой путем добавки колеровочных компонентов. Добавляя их в краску, нужно учитывать, что при высыхании цвет ее будет становиться на тон или пол-тона светлее.

Для того, чтобы начать окрашивание поверхности одним первоначальным тоном, подготовленную краску наливают в специальный лоток.Окуная туда валик, забирают нужное количество краски, отжимая ее на верхней ребристой поверхности лотка, а затем наносят на стену.

Если окраска осуществляется кистью, то можно обойтись и без лотка, окуная ее прямо в банку с краской и отжимая излишки о ее края.

Первый слой наносится в один подход, чтобы тон лег ровно. Если тонировка краски производится самостоятельно, то нужно рассчитать ее таким образом, чтобы ее количество хватило на всю поверхность стен комнаты или хотя бы полностью для одной стены. Первым слоем прокрашивается вся поверхность полностью со всеми рельефными углублениями.

Подготовив краски нужных оттенков, переходят к окрашиванию готового рельефа. Этот процесс можно проводить разными способами, в зависимости от результата, который нужно получить в конечном итоге объемный

Выступающие части рельефа можно высветлить, или наоборот, затонировать

  • Еще одним, более трудоемким способом, является роспись рельефа с помощью небольших кистей. Этот вариант покраски применяется к объемным рисункам, имеющим не хаотично разбросанные элементы или мазки, а конкретные фигуры растений или животных. Процесс росписи рельефной штукатурки достаточно длителен и кропотлив, его может выполнить любой мастер, обладающий чувством цвета и хотя бы немного умеющий рисовать.
  • Еще одна техника окраски стены — двуцветная. На покрытую одним тоном поверхность почти сухой кистью, аккуратными мазками наносится краска с более темным или светлым тоном. Она попадает только на выступающие части рельефа, выделяя их и создавая объем .

В этой технике очень часто используются бронзовая, золотая или серебряная краска, ею также можно выделить выступающие части рельефа. Наносится она также кистью или меховой варежкой, которую надевают на руку и аккуратно обмакивают в краску, а затем с помощью ее растирают цвет по рельефу. Рука хорошо чувствует место расположения выступов, задевая только их.

Завершающим этапом при оформлении стен рельефной штукатуркой является покрытие ее лаком. Этот процесс тоже нужно проводить аккуратно, не допуская подтеков , иначе вся работа может быть испорчена. Лак наносится кистью или же губкой, в зависимости от того, какой эффект пл анируется в результате получить.

Барельефы

Говоря о рельефной штукатурке, нельзя не упомянуть и барельефных панно, которые все больше входят в современные интерьеры респектабельных домов.

Барельеф отличается от рельефа более выпуклым изображением деталей, расположенных на ровной поверхности. Такое панно может занимать всю стену или же только какую-то ее часть.

Этот вид рельефной декорации является отличным украшением для интерьера, выполненном в любом стиле, главное — подобрать соответствующий ему рисунок и технику его нанесения.

В основном , выбирается природная тематика с изображением растений, деревьев, птиц и животных. Естественно, такая работа может быть выполнена только мастером высокой квалификации, знающим технику нанесения штукатурки и работы над ней.

Трудно поверить, что это — раскрашенная штукатурка

Некоторые действия проводятся сразу же при нанесении массы на стену, другие — при ее схватывании, третьи — уже по высохшему материалу. При этом применяются не только строительные инструменты, но и те, которые помогут создать необходимую форму того или иного элемента объемной картины. Это может быть обычный нож или скальпель, детали и предметы, имеющие определенный рисунок, способные давать оттиск на сырой штукатурке.

Небольшие панно можно попробовать воспроизвести и самостоятельно по заранее сделанному эскизу, тщательно работая над каждой деталью. Начинается работа с простого намазывания штукатурки на стену на размеченные заранее на ней места. Затем из куска или пластины штукатурки выводится определенная форма цветка или листка.

Видео — Работа мастера по выпорлнению штукатурного барельефа

Большие объемные картины потребуют большого количества времени и материала для ее исполнения. Рисунок необходимо перенести с небольшого эскиза на поверхность стены и постепенно накладывая на него штукатурку, придавать ей форму. Затем, после высыхания каждая из деталей обрабатывается определенным инструментом и, если нужно, зачищается наждачной бумагой. После того, как настенное панно будет готово, его тщательно очищают от пыли с помощью пылесоса.

Только проведя эти работы, можно переходить к окрашиванию. Некоторые предпочитают перед нанесением краски всю поверхность хорошо прогрунтовать, грунтовка задержит впитывание краски в штукатурку. Процесс окрашивания такого произведения вполне можно назвать художественной росписью, для которой используют обычную краску белого цвета на водной основе с добавлением различных красящих веществ.

Если есть желание преобразить свой дом с помощью рельефной декоративной штукатурки, то это вполне можно попробовать сделать самостоятельно, тем более, что неполучившиеся элементы можно сразу же удалить или исправить. Штукатурный материал открывает большие возможности для творческих решений оформления помещений дома.

Видео — Наглядное руководство по нанесению фактурной штукатурки

И снова про цветочный барельеф. 3 МК

Барельеф, как техника получения объемных изображений на стене, с недавних пор стал набирать популярность, для выполнения этой техники при декоре своего жилища нанимают как профессионалов-художников, так и своими руками лирушники делают интересные рельефные панно. Ведь даже самая простая гипсовая лепнина придает помещению элегантный и торжественный вид. Если изображение выступает больше чем наполовину, то его называют горельефом, а если меньше, то это барельеф.

Не знаю, как на ваш вкус, а по-моему чем естественнее, чем менее сглаженным и ассимметричным будет настенный барельеф, тем более эстетично и элегантно он встроится в ваш интерьер. А нераскрашенные барельефы гораздо эффектнее смотрятся за счёт игры теней, чем раскрашенные, даже если их покрыли позолотой!


Вдохновляющим фактором при собственно-ручном изготовлении барельефа является то, что ваш дизайн получится уникальным, даже если будет использован трафарет, ведь вы ещё не профессиональный мастер и не имеете узнаваемого стиля!
Барельеф самостоятельно можно сделать разными способами: вылепить по контуру эскиза:



или наоборот "заштукатурить" по шаблону.



Как-то ненатурально смотрятся раскрашенные рельефы. ...




В монохроме элегантнее:




Как сделать барельеф с помощью трафарета

Чтобы сделать барельеф с помощью трафарета, не имея никаких навыков и опыта в подобной работе, необходимо изучить все тонкости и особенности его использования.
Для начала можно потренироваться на небольшой гипсокартонной доске, а потом уже приступать к отделке стен.







Трафарет можно приобрести в любом строительном магазине, выбрав понравившийся рисунок. Также его можно сделать под заказ в мастерской или изготовить самостоятельно, но для начала нужно определиться с узором - изображение должно быть в меру сложным, но не примитивным.



Трафарет используют для нанесения на плоскую поверхность стены дополнительного слоя, который и будет служить в качестве выступающего узора. Узор для трафарета можно нарисовать самому или найти подходящий рисунок в интернете и распечатать его. Если выбранный узор оказался слишком большим, его можно склеить по частям скотчем.



Выбирать материал для изготовления трафарета следует наиболее прочный. Лучше всего подойдёт пластик. Для того чтобы перенести выбранный узор на пластик, нужно воспользоваться копировальной бумагой. Если же пластик прозрачный, то рисунок можно подложить под него, а затем обвести по контуру. Чтобы во время переноса рисунок не двигался, его следует прикрепить скотчем. Трафарет вырезают так, чтобы на нем не оставалось заусенец и срезов, так как узор может быть испорчен. Линии среза должны быть четкими и ровными.



Подготовительные работы со стеной

Перед началом работы на стене следует сделать разметку. Это нужно для того, чтобы узор можно было равномерно нанести на поверхность. Трафарет для барельефов используется только один раз, поэтому следует сразу приготовить несколько шаблонов с рисунком.
Чтобы закрепить шаблон на стене, можно использовать различные клейкие элементы, которые должны крепиться к тыльной части трафарета. Это может быть малярная лента или клей, который в подобной работе очень удобно использовать. После того, как клей нанесен на шаблон, его прикладывают к стене и держат до тех пор, пока он прочно не закрепится.
Грунтовка поверхности не является обязательным процессом, но и не будет лишней. При работе со шпаклевкой всегда рекомендуется использовать грунтовку, поэтому ей следует покрывать раствором тот участок стены, к которому будет крепиться барельеф. После покрытия грунтовкой, стена должна хорошо просохнуть.




Нанесение барельефа

Для нанесения объемного рисунка рекомендуется использовать мелкозернистую шпаклевку. Она выглядит, как вязкая паста и идеально проходит доля подобной работы. Шпаклевку можно купить уже готовую или развести самостоятельно сухую смесь водой до нужной консистенции. Шпаклевка наносится на трафарет, покрывая его полностью. Каждый слой такого раствора нужно хорошо уплотнять.



Снимать шаблон с барельефа следует лишь тогда, когда штукатурка полностью высохла и затвердела. Чтобы снять трафарет со стены, его нужно плавно потянуть на себя и постепенно не спеша отделить.



Если узор получился недостаточно ровным, то после полного высыхания его края можно отшлифовать наждачной бумагой. Этот процесс нагляднее показан в видео-МК (но на мой взгляд очень уж симметрично-ненатурально выглядят контуры растения у Юлии Быковской)


;

ЛЕПКА РЕЛЬЕФА ПО КОНТУРУ:

Суть процесса сводится к тому, чтобы придать объем нарисованным листьям или цветам. Объемная композиция на стене создается в несколько приемов. Шпатлевка наносится на определенные участки рисунка не сразу, а постепенно, слой за слоем.





Техника лепки гипсовых барельефов была подробно описана в посте ТУТ:



Привожу ниже небольшой урок с советами

Из числа предварительно выбранных изображений нужно взять наиболее четко прорисованнвй вариант. Контур листа или цветка нужно перенести на бумагу. Затем сверху накладывается прозрачная пленка. И уже сверху на нее переносится изображение.


Контур можно обводить карандашом или гелиевой ручкой, так чтобы он не стерся.

Мастер-класс от FrescorelieF студии Алексея Тищенко, как своими руками сделать на стене барельеф. Фото и текст Автора.

Любая идея находит начало своего воплощения в карандашном наброске. Наш Цветок не стал исключением.




Оттолкнувшись от этой схемы, мы прорисовали эскиз в масштабе, где были сохранены все пропорции.
Калька с эскизом на малярный скотч была закреплена на подготовленную для этого стену. А подготовка заключается в том, что она должна быть выровненной и оштукатурена.

Перевод рисунка производится путём его обводки с использованием копировальной бумаги.



Для дальнейшей работы нам потребовались: около 2,5 кг хорошо замешанной скульптурной глины (она должна быть мягкой, но не липнуть к пальцам),стеки,нож,колонковая кисть, кисть -щетинка,скалка, две ёмкости- одна для воды, другая- для шликера. Также нужно подготовить шликер, на который мы будем приклеивать фрагменты рельефа. Шликер — это не что иное,как та же глина, доведённая до консистенции жидкой сметаны. В качестве разжижителя используем обыкновенную воду. Можно добавить туда клей ПВА (примерно на треть, впрочем это не строго). Саму глину необходимо обернуть влажной тканью и положить в полиэтиленовый пакет, чтобы она не обсыхала.


В нашем случае мы начали лепить с левого верхнего края. Хотя, на самом деле, следовало начать с центральной части, где будут самые массивные и многослойные фрагменты. Всё это для того, чтобы оптимизировать процесс сушки. Ведь желательнее накладывать следующий слой на просушенный. Но у нас было время,чтобы растянуть удовольствие.


Следует отделять от целого куска глины ровно столько,сколько требуется для формирования фрагмента. Лишние куски старайтесь сразу прятать в пакет. Не делайте слишком громоздких элементов, чтобы при переносе их на стену они не развалились.


Можно разделить все лепные элементы на 3 основных вида: жгутики или колбаски, пласты и шарики. Всё остальное — производное от них. Поэтому, прежде чем лепить фрагмент, определите для себя, что это будет за вид. Пласты раскатываются скалкой, ну а всё остальное — руками. Участок на который вы намерены приклеить фрагмент промажьте шликером, используйте кисть-щетинку. Только когда фрагмент достаточно хорошо прилип, пригладьте его по всему периметру не оставляя щелей.



Пальцами,стеками или даже скалкой придайте массе нужную форму,проработайте детали. При необходимости выглаживайте рельеф колонковой кистью смоченной в воде.


Следующий фрагмент сопрягайте с предыдущим так, чтобы не было видно стыков. Не оставляйте надолго не выглаженный участок, глина сохнет и потом необработанную деталь придётся, разве что, резать и шлифовать.









Шаг за шагом — и рельеф слеплен.

Оставьте его сохнуть в течение одной недели в естественных условиях. При повышенной влажности и пониженной температуре процесс замедляется. Соответственно можно ускорить его, увеличив температуру и понизив влажность.

Когда работа высохла, обработайте её мелкой наждачной бумагой. Перед покраской загрунтуйте её раствором клея ПВА с водой (50%). Дождитесь полного высыхания. Затем можно колеровать в любой цвет. В нашем случае мы использовали краскопульт, т.к кисть оставляет следы. При желании, опять же после полного высыхания, пройдите по всем поверхностям акриловым лаком (глянцевым или матовым).


И напоследок элементарный способ изготовления цветочной стены с применением декор-штукатурки:


Если вы любите необычные эксклюзивные вещи, и мечтаете воплотить именно такие идеи в ремонте, то оформление стен барельефом именно для вас.
При оформлении стен барельефом, основными инструментами являются специальные трафареты и декоративная штукатурка. С их помощью можно создать яркий объемный орнамент, который позволит выделить определенный участок стены и сделает дизайн комнаты необычным и запоминающимся.

Трафареты можно приобрести практически в любом строительном магазине, но цена на них вдохновляет на изготовление трафаретов своими руками. Кроме того вы получаете возможность безграничного полета фантазии и уникального дизайна, который будет только у вас.

Материалы и инструменты:
картон или пластик
нож
стреп лента
декоративная штукатурка
валик поролоновый
шпатель
грунтовка
краска
кисть

Подробное описание изготовления

Шаг 1. Выбор рисунка


При выборе рисунка будущего барельефа необходимо учитывать стиль вашей комнаты. Если это хай-тек, то уместными будут абстрактные изображения. В комнате с японскими мотивами – цветы лотоса, сакуры. Главное чтобы барельеф отражал общие мотивы вокруг.
Если вы решили использовать какой-либо классический орнамент, то уместно будет повторить этот узор на предметах мебели, или текстильных элементах в комнате. Например, на шторах.

Шаг 2. Готовим трафареты


Вам понадобится плотный картон или пластик. Обратите внимание, что трафареты из картона сделать проще, но они со временем размокают, так что лучше заранее сделать их несколько.

При работе с пластиком главное следить чтоб края вырезанного рисунка были гладкими и без зазубрин.

Оптимальный размер трафарета 50х100 см. Наносим карандашом выбранный рисунок на лист и вырезаем с помощью канцелярского ножа.

Шаг 3. Начинаем отделку
Крепим трафареты к стене с помощью стреп ленты. Также можно использовать специальный клей, который не оставляет следов на поверхности.
Перед началом работы сделайте пробный барельеф на куске ДСП. Это позволит вам, как говорят, набить руку, и понять суть работы.

Шаг 4. Подготовка стены
Наносим кисточкой грунтовку на место будущего барельефа. Ждем полного высыхания. В принципе, можно этот этап пропустить.

Шаг 5. Отделка


При помощи шпателя наносим декоративную штукатурку на трафарет. Для достижения более объемного эффекта, после подсыхания, можно нанести еще несколько слоев штукатурки.

Шаг 6. Формирование узора


Маленьким шпателем формируем фактурность узора. Не дожидайтесь полного высыхания штукатурки. Как только смесь схватилась, аккуратно снимаем трафарет. Если по контуру орнамента образовались небольшие трещинки - после полного высыхания, убираем их мелкой наждачной бумагой. Для прочности закрепляем орнамент лаком.

Шаг 7. Придание яркости


С помощью кисточки красим барельеф акриловой краской. высыхания можно расставить акценты с помощью золотой краски, или перламутровых оттенков.

Не бойтесь экспериментировать. Используйте различные барельефы и необычные цветовые решения, и вы сделаете свой интерьер ярким и незабываемым.